«Учреждение Преображенского полка, — писал историк Г. В. Есипов, — есть одно из самых блистательных дел Петра Великого. В этом учреждении было зерно, из которого выросла впоследствии слава России и вся ее военная сила».
«Воинская потеха», которой Петр предавался в селе Преображенском под Москвой, дала название его юному воинству. Когда же «потешным» стало в селе тесно, часть из них перевели в соседнее Семеновское. Так в 1687 году родилась русская гвардия — Преображенский и Семеновский полки.
От бомбардирской роты, учрежденной при Преображенском полку в 1694 году, пошла в российской армии артиллерия новой организации, из «потешных» же явились первые моряки на флотилии, созданной на Переяславском озере в 1689 году, от них же произошла у нас драгунская кавалерия — конная пехота.
Было в полку по штатам 1711 года восемь рот, из них семь фузилерных и одна гренадерская. Сведены эти роты были в два батальона, числилось же всего в полку 1487 человек, из них 40 офицеров.
Известно, что первое время у преображенцев не было установленной формы одежды — не хватало однотонного сукна, но еще до начала Северной войны 1700 года они получили мундиры регламентированного цвета и покроя: темно-зеленый кафтан, красный, похожий на жилет камзол и одного с ним цвета короткие штаны. Вооружены были преображенцы, как и вся пехота, фузеями—кремневыми ружьями, в ствол которых при атаке вставлялся клинок-багинет, с 1708 года замененный штыком. Солдаты, оснащенные таким образом, назывались фузилерами от французского «fusilier» — стрелок из ружья.