Встречи глав государств-членов ШОС
|
№ |
Дата |
Место проведения |
1 |
14-15 июня2001 |
Шанхай |
2 |
7 июня 2002 |
Санкт-Петербург |
3 |
28-29 мая2003 |
Москва |
4 |
17 июня 2004 |
Ташкент |
5 |
5 июля 2005 |
Астана |
6 |
14-15 июня 2006 |
Шанхай |
7 |
16 августа 2007 |
Бишкек |
8 |
28 августа 2008 |
Душанбе |
9 |
15-16 июня 2009 |
Екатеринбург |
Страны-участницы ШОС |
Государства-наблюдатели |
Партнёры по диалогу |
Получавшие приглашение на саммиты глав государств ШОС |
КНР |
Индия |
Белоруссия |
Афганистан |
Казахстан |
Иран |
Шри-Ланка |
СНГ |
Киргизия |
Монголия |
|
АСЕАН |
Россия |
Пакистан |
|
|
Таджикистан |
|
|
|
Узбекистан |
|
|
|
Шанхайская организация сотрудничества, ШОС - региональная международная организация, которая включает в себя 6 стран - Казахстан, Кыргызстан, Россию, Таджикистан, Китай и Узбекистан. Общая территория входящих в ШОС стран составляет 61% территории Евразии, ее демографический потенциал - четверть населения мира и включает в себя вторую по ВВП экономику мира -китайскую. Официальными рабочими языками являются - русский и китайский. Штаб-квартира расположена в Пекине.
Символика ШОС включает в себя белый флаг с изображением в центре герба организации. На гербе изображены по бокам два лавровых венка, в центре – символическое изображение Восточного полушария земли с очертаниями земной суши, которую занимает «шестерка», сверху и снизу – надпись на китайском и русском языках: «Шанхайская организация сотрудничества».
Основные этапы развития ШОС. Предшественником ШОС была так называемая "Шанхайская пятерка" (Россия, Казахстан, Кыргызстан, Китай и Таджикистан), образованная в результате подписания Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы (1996) и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил (1997) . Сближение этих стран диктовалось в первую очередь угрозой безопасности в пограничных районах из главного очага нестабильности в Центральной Азии - Афганистане, где была гражданская война между силами коалиции и талибами. Первый из этих двух договоров был подписан в Шанхае, что привело к появлению термина "Шанхайской пятерки". Совместная работа на саммите в Алма-Ате (1998), Бишкеке (1999), Душанбе (2000), позволили создать атмосферу того, что стало называться как "шанхайский дух" - развивать взаимное доверие на основе первого опыта взаимной консультации для достижения консенсуса и добровольного выполнения соглашений, в соответствии с достигнутыми соглашениями. Постепенно круг вопросов расширился до сфер внешней политики, экономики, охраны окружающей среды, включая использование водных ресурсов, культуры и т.д. Все это привело к необходимости оформления системы саммитов и консультаций в новое региональное объединение.
14-15 июля 2001 года в Шанхае главы шести стран - России, Китая, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, где объявил о создании ШОС. В принятой на саммите Декларации в качестве основных целей провозглашались поддержание и обеспечение мира, безопасности и стабильности в Средней Азии, а также развитие сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях. Другой важный документ – Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом впервые закрепляла на международном уровне определение сепаратизма и экстремизма как насильственных, преследуемых в уголовном порядке деяний. Ее подписание связано с тревогами Китая по поводу сепаратистских выступлений вблизи границ со Средней Азией, где проживают уйгуры – тюркоязычные мусульмане, населяющие запад Китая. Другая не менее заинтересованная страна – Узбекистан – обладает самым многочисленным населением из всех государств Средней Азии и в наибольшей степени подвержена проявлениям сепаратизма со стороны радикально настроенных сторонников восстановления в регионе исламского халифата.
В июне 2002 года состоялся второй саммит глав государств-членов ШОС в Санкт-Петербурге, который подписали три документа - Хартии Шанхайской организации сотрудничества, Соглашение между государствами - членами ШОС, Региональной антитеррористической структуре и Декларация глав государств - членов ШОС. В Хартии юридически были закреплены провозглашенные годом раньше в Декларации ориентиры развития ШОС. Этот закон дает ШОС статус международной организаций и является базовым документом, определяющим, наряду с главными направлениями сотрудничества, внутреннюю структуру и механизм формирования общего курса и построения взаимоотношений с другими странами и организациями.
Хартия была подписана в 2002 году и ратифицирована Советом Федерации в 2003 году.
На основе Конвенции 2001 года в целях улучшения сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия, нелегальной миграции, была создана Региональная Антитеррористическая Структура, которая в 2002 году получила статус постоянно действующего органа ШОС. В его функции входит координация правоохранительных органов и специальных служб государств ШОС.
В мае 2003 года состоялся третий ключевой в истории саммит ШОС в Москве. на нем были подписаны документы, которые определяют порядок работы основных органов ШОС, механизм формирования бюджета и другие вопросы, связанные с текущей работой различных подразделений ШОС. Были приняты герб и флаг организации. Первым исполнительным секретарем ШОС был выбран русскоговорящий посол КНР в России Чжан Дэгуан. По мнению большинства аналитиков, можно говорить о практическом завершении создания структуры организации в Москве, которое указывается в Политической декларации, принятой в конце совещания. В декларации также было упомянуто о необходимости создать четкий механизм для координации внешнеполитических действий членов ШОС в Центральной Азии и даже на мировой арене.
Основные органы ШОС. Порядок работы органов ШОС был установлен только на саммите в Москве 2003 - было решено, что все основные структуры ШОС начнут полномасштабную деятельность в январе 2004 года. До этого времени планируется завершить строительство штаб-квартиры в Пекине и подготовительную работу посольств стран-членов в Пекине для обеспечения деятельности секретариата в начальный период работы. Список основных органов включает в себя:
Совет глав государств - ежегодный саммит ШОС в столицах стран-членов.
Совет глав правительств государств-членов ШОС (СГП) собирается один раз в год для обсуждения стратегии многостороннего сотрудничества и приоритетных направлений в рамках организации, решения принципиальных и актуальных вопросов экономического и иного сотрудничества, а также утверждает ежегодный бюджет организации.
Совет министров иностранных дел - первое заседание состоялось в ноябре 2002 года. Саммит предусматривает координацию позиций участников и подготовку основных документов для подписания главами государств (май 2003 г.), а также принимает собственные обращения (о скорейшем принятии Всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом и Конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма в 2002).
Совещания руководителей министерств и ведомств - первое совещание министров обороны было проведено в 2000 году в рамках "пятерки", после они проводятся на регулярной основе ежегодно.
Совет национальных координаторов (СНК) осуществляет координацию и управление текущей деятельностью Организации, проводит необходимую подготовку заседаний СГГ, СГП и СМИД. СНК собирается на заседания не реже трех раз в год. Председательство в СНК осуществляет национальный координатор государства-члена Организации, на территории которого будет проводиться очередное заседание СГГ. Председатель СНК по поручению председателя СМИД может представлять Организацию при осуществлении внешних контактов
Секретариат (Пекин) является основным постоянно действующим исполнительным органом ШОС и выполняет следующие функции:
1. Осуществляет координацию, информационно-аналитическое, юридическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Организации, во взаимодействии с РАТС ШОС разрабатывает предложения по развитию сотрудничества в рамках ШОС и международных связей Организации, контролирует выполнение решений органов ШОС.
2. Во взаимодействии с постоянными представителями на основании предложений государств - членов разрабатывает и по согласованию с Советом национальных координаторов рассылает государствам-членам проекты документов, вносимых на рассмотрение органов ШОС, включая проекты повестки дня предстоящих заседаний и/или совещаний органов ШОС, а также необходимые справочные материалы, осуществляет согласование сроков и места проведения заседаний и/или совещаний органов ШОС.
Материалы и документы, указанные в настоящем пункте рассылаются государствам - членам, как правило, не позднее, чем за 20 дней до начала заседаний и/или совещаний органов ШОС, если не установлен иной срок.
3. Во взаимодействии с Советом национальных координаторов организует консультации экспертов государств - членов по проектам документов, представляемых для рассмотрения на заседаниях и/или совещаниях органов ШОС.
4. Осуществляет организационно-техническое обеспечение заседаний и/или совещаний органов ШОС в соответствии с установленными ими регламентами и во взаимодействии с государством, на территории которого проводится встреча.
5. Осуществляет функции депозитария документов, принятых в рамках ШОС, заверяет и обеспечивает направление государствам - членам, а также РАТС ШОС в части, ее касающейся, заверенных копий таких документов.
Заверенные копий документов, принятых в рамках ШОС, передаются постоянным представителям в течение не более 7 рабочих дней после получения Секретариатом оригиналов документов.
6. Готовит и выпускает информационный бюллетень Секретариата, поддерживает веб-сайт Секретариата и обеспечивает его скоординированность с веб-сайтом РАТС ШОС и веб-сайтом регионального экономического сотрудничества ШОС.
На регулярной основе устраивает брифинги для представителей печатных и электронных средств массовой информации.
7. Обеспечивает предварительную юридическую и финансовую экспертизу договорных и нормативных документов, разрабатываемых в рамках ШОС.
8. Совместно с РАТС ШОС готовит сводные планы деятельности Организации на полугодие.
9. Вправе запрашивать у государств - членов открытые информационно-справочные и другие материалы, необходимые для обеспечения работы органов ШОС.
10. Осуществляет протокольное обеспечение деятельности Генерального секретаря.
11. Осуществляет контакты во взаимодействии с РАТС ШОС с государствами и международными организациями по вопросам, касающимся деятельности Организации, и, по согласованию с государствами - членами, заключает в этих целях соответствующие документы.
12. По согласованию с Советом национальных координаторов и во взаимодействии с РАТС ШОС обеспечивает координацию сотрудничества Организации с наблюдателями и партнерами по диалогу в соответствии с нормативно-правовыми документами ШОС.
13. Взаимодействует с неправительственными структурами в рамках ШОС в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими их деятельность и настоящим Положением.
14. По согласованию с государствами - членами и в пределах бюджетных ассигнований осуществляет на основе разовых контрактов найм научных экспертов для выполнения исследовательских работ по темам, представляющим интерес для ШОС, а также организует научные симпозиумы и конференции.
15. Организует и координирует деятельность Миссии наблюдателей от ШОС в соответствии с Положением о Миссии наблюдателей от ШОС на президентских и/или парламентских выборах, а также референдумах.
Региональная антитеррористическая структура (РАТС)(Ташкент). Генеральный секретарь и Директор Исполнительного комитета назначаются Советом Глав государств сроком на три года.
Проблемы и перспективы развития ШОС. Пессимистично настроенные эксперты отмечают в качестве двух наиболее очевидных проблем ШОС слишком большие расхождения интересов между ее членами и неопределенность в вопросе о ее статусе из-за дублирования многих функций ШОС оформившейся недавно в Душанбе Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят четыре из шести членов ШОС. К тому же Казахстан, Узбекистан и Киргизия пока не ратифицировали хартию ШОС, принятую в 2002. Это тормозит регистрацию ШОС в ООН и, как следствие, международное признание ее субъектности. Вместе с тем, такие страны как Иран, Монголия, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, США и региональные организации в лице АСЕАН и ЕС проявляют интерес к сотрудничеству.
Вопрос о внешнеполитической ориентации стран-участниц остается одним из ключевых при оценке перспектив развития этой организации. Аналитики отмечают, что такие инициативы, как проект транспортного коридора от Шанхая до Санкт-Петербурга – прообраза возрожденного «Великого шелкового пути» – был принят ШОС как альтернативный после того, как ЕС и США поддержали проект транспортного коридора из Европы в Азию ТРАСЕКА (TRACECA, Transport Corridor Europe Caucasus Asia).
Наиболее четко расхождения между странами ШОС обозначились в отношении войны в Ираке в 2003. Тогда Россия вместе с Францией и Германией пыталась предотвратить начало войны, Китай на словах осудил действия антииракской коалиции, Казахстан, Киргизия и Таджикистан заняли в целом нейтральную позицию, а Узбекистан безоговорочно поддержал военную кампанию. Вместе с тем, тот факт, что Узбекистан вышел в 2002 из образованной в 1997 региональной организации ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова) и заблаговременно вступил в 2001 в ШОС, говорит о растущем весе и привлекательности этой организации для стран региона.
Значимость ШОС. Международный вес этой организации определяется не только совокупным демографическим и территориальным потенциалом входящих в него стран, но и обозначившимся стратегическим партнерством двух ядерных держав и постоянных членов Совета Безопасности ООН – России и Китая. Это определяет роль ШОС в построении системы коллективной безопасности как в Средней Азии, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. ШОС является открытой организацией для приема новых членов, разделяющих ее основные принципы. Хотя вопросы безопасности были изначально решающими в формировании ШОС и остаются одними из наиболее приоритетных, в то же время было бы неверно расценивать ее как военную организацию. Такой статус неприемлем по причине участия входящих в ШОС стран в международных союзах и организациях с различными обязательствами. Так для Китая его участие – вообще исключение из правила, ибо эта страна традиционно исповедует политику неприсоединения к блокам каких-либо государств, придерживаясь самостоятельности и независимости во внешней политике.
Как отмечают многие эксперты, членство в ШОС во многом отвечает геополитическим интересам ее участников. Так некоторые инициативы ШОС, очевидно, нацелены на ослабление американского влияния в регионе, что соответствует стремлению Китая ослабить американское влияния в регионе и отвечает желанию России создать многополярный мир, озвученное еще при министре иностранных дел, а затем премьер-министре РФ Евгении Примакове. |