Начиная с петровского времени русская армия организуется по европейским стандартам, причем о субординации в ее рядах лучше всего может поведать «Устав воинский» 1716 года: «Имя солдат просто содержит в себе всех людей, которые в войске суть, от вышняго генерала даже до последняго мушкетера, конного или пешего. Офицеры или начальные люди паки разделяются высокими и нижнеми офицеры; те, которые ниже прапорщиков свое место имеют, называются унтер-офицеры (то есть нижние начальные люди), другие же, от фендрика или прапорщика до майора, называются обер-офицеры (то есть вышние начальные), третьи же, от майора до полковника, называются штаб-офицеры».
По штатам 1711 года, составленным после полтавской победы 1709 года, насчитывалось 42 полка инфантерии, то есть пехоты, в состав которых входило 2 гвардейских, 5 гренадерских и 35 фузилерных полков. В каждом из них числилось по 1487 человек, а всего в пехоте служило 62454 солдат и офицеров.
Обмундирование на вид было весьма скромным. Офицерский мундир отличался от солдатского галунами, плюмажем на шляпе, нагрудным знаком и шарфом, который носился через правое плечо. Шарфы у обер-офицеров были шелковые из трех полос (белой, синей, красной) с двумя серебряными кистями.
У штаб-офицеров — кисти золотые, в белой полосе — примесь серебра, у полковников в красной полосе — примесь золота.
В строю офицерам полагался партазан (род копья), непременным оружием была шпага.
Мундир сержанта и прочих унтер-офицеров был скромнее офицерского и украшался только галуном. Шпага и алебарда составляли вооружение.