К началу XX века Дальний Восток стал объектом острых империалистических противоречий между крупнейшими державами. Одним из порождений этих противоречий стала война между Россией и Японией, не сумевшими договориться о разделе Кореи и северо-восточной части Китая - Маньчжурии. Россия была плохо подготовлена к этой войне, хотя была уверена, что она будет "маленькой и победоносной". Япония решила этим воспользоваться и 27 января 1904 года без объявления войны напала на русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура. В первые дни русско-японской войны два русских военных корабля - крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" - оказались вдали от своей эскадры, в корейском порту Чемульпо. Русские решительно отвергли ультиматум японского адмирала, отказались сдать корабли врагу и вступили в бой, в неравный бой с японской эскадрой, состоявшей из четырнадцати кораблей. Вооружение на "Варяге" было не самым современным, а "Корейца" японцы вообще не принимали всерьез. Японцы же противопоставили двум русским кораблям 181 мощное орудие и 42 торпедных аппарата, т. е. в шесть раз больше, чем у русских. Залпы орудий в этом бою сливались в сплошной гул. Русские моряки бились насмерть. Вначале враг даже растерялся. После каждого выстрела "Кореец", стрелявший снарядами с дымным порохом, окутывался густыми клубами дыма и становился неуязвимым для прицельного огня японских кораблей. Вражеской эскадре был нанесен большой урон, корабли ее получили серьезные повреждения, а два крейсера даже нуждались в немедленном доковом ремонте. Пострадал и "Варяг". Крейсер получил четыре пробоины, почти все орудия оказались разбитыми, половина орудийной прислуги выведена из строя. И тогда командир крейсера "Варяг" В. Ф. Руднев, поддержанный всем экипажем, принимает решение затопить крейсер, чтобы он не достался врагу. "Варяг" и "Кореец" заходят в нейтральный порт Чемульпо, где стоят корабли других стран. Японцы требуют немедленной выдачи русских моряков как военнопленных, но английские, французские и итальянские моряки, ставшие свидетелями небывалого морского боя, не выдали героев, всех оставшихся в живых русских матросов перевезли они на свои корабли. Последним "Варяг" покинул его раненый и контуженый командир. Сходя в катер, он поцеловал на прощание поручни трапа, и крейсер был затоплен. На "Корейце" еще оставалось около 1000 пудов пороха. Взорванная лодка рассыпалась на части, и они ушли под воду. Сразу после боя насчитано было среди русских моряков 34 убитых и 188 раненых. Петербургские газеты, ссылаясь на информацию из Лондона, объявили убитыми 456 человек, из них 17 офицеров. Рапорт командира "Варяга" Главному морскому штабу от 5 февраля 1904 года был много сдержаннее: "Крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" выдержали бой с эскадрой из шести больших крейсеров и восьми миноносцев. Крейсер "Варяг", лишенный возможности продолжать бой, вернулся, соединенно с "Корейцем", на рейд в Чемульпо, где, сведя команды на иностранные крейсеры, они пустили свои суда ко дну, чтобы не дать их японцам. На "Варяге" убит мичман граф Нирод и 33 матроса, контужен в голову командир, ранены мичманы: Губонин - тяжело, Лобода и Балк - легко, 70 матросов - тяжело, много легко. На "Корейце" потерь нет. Доношу о беззаветной храбрости и отменном исполнении долга офицеров и команды". Героям боя при Чемульпо 19 мая была устроена торжественная встреча в Одессе, куда они прибыли на пароходе "Малайя". Еще в море к ним подошел катер "Тамара", на котором начальник порта доставил награды. Все матросы "Варяга" и "Корейца" были награждены Знаками отличия Военного ордена 4-й степени, офицеры -орденами Георгия 4-й степени. Вскоре была учреждена специальная серебряная медаль "За бой "Варяга" и "Корейца". Ей была присвоена лента с изображением военно-морского Андреевского флага - белая с косьм голубым крестом. На лицевой стороне медали, в центре - Георгиевский крест внутри венка из лавровых листьев. По окружности надпись: "За бой Варяга и Корейца 27 янв. 1904 г. -Чемульпо". На обороте были изображены крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец", вышедшие в море на бой с японской эскадрой, которая виднеется на горизонте. Об этой награде участникам боя было объявлено на обеде в Зимнем дворце, куда всех офицеров и матросов "Варяга" и "Корейца" пригласили после пышной встречи в Петербурге и парада на Дворцовой площади. Командир "Варяга" Всеволод Федорович Руднев после возвращения в Петербург в 1904 году был назначен командиром строящегося броненосца "Андрей Первозванный" и командиром 14-го флотского экипажа. Русско-японская война из-за военной отсталости России и бездарного руководства была проиграна. Но русские солдаты и матросы показали подлинный героизм и высокие боевые качества. Наградой доблестно сражавшимся воинам стала медаль "В память русско-японской войны". Серебряной медалью награждались защитники Порт-Артура, светло-бронзовой - все непосредственные участники войны на суше и на море, а темно-бронзовой - не принимавшие участия в боях, но находившиеся на службе на Дальнем Востоке и вдоль Транссибирской магистрали. Носилась медаль на Александровско-Георгиевской ленте, причем получившие ранения в этой войне носили ее с бантом. На лицевой стороне медали изображено "всевидящее око", окруженное сиянием, внизу: "1904-1905. На оборотной стороне надпись: "Да вознесет вас Господь в свое время". О событиях русско-японской войны, о трагических и героических страницах русской военной истории рассказывают нам еще две награды: медаль "В память похода на Дальний Восток эскадры адмирала Рожественского" и крест за оборону Порт-Артура. Офицерам вручался нагрудный серебряный крест со скрещенными через центр мечами. В середине его, на медальоне, изображен силуэт броненосца, окруженный шестибастионным очертанием (штерншанцем). На кресте выпуклая надпись: "Порт-Артур". Солдаты, матросы и унтер-офицеры получали крест такой же формы и рисунка, но железный, оксидированный. После вероломного нападения японского флота на русские корабли 1-й Тихоокеанской эскадры в Порт-Артуре и Чемульпо, после ряда поражений на суше в апреле 1904 года русское правительство приняло решение послать на Дальний Восток военные корабли из состава Балтийского флота. Они были сведены в отдельную эскадру, получившую название 2-й Тихоокеанской, в состав ее были включены и новые, недавно построенные суда, и старые, плававшие по многу лет. 2 октября 1904 года основные силы эскадры (7 броненосцев, 1 броненосный крейсер, 5 крейсеров, 7 миноносцев и 8 военных транспортов) вышли из Либавы. Командующим 2-й Тихоокеанской эскадрой был назначен контр-адмирал 3. П. Рожественский, не обладавший навыками в командовании боевыми судами. Не соответствовали своему назначению и младшие флагманы - контр-адмиралы Энквист и Фелькерзам. Поход эскадры проходил в исключительно тяжелых условиях, на всем пути ее следования Россия не имела ни военно-морских баз, ни гаваней, где можно было бы произвести ремонт, запастись топливом и продовольствием. 220-дневный переход 2-й Тихоокеанской эскадры протяженностью 18 тысяч морских миль (около 34 тыс. км) сам по себе мог считаться выдающимся, ибо до этого история не знала другого подобного похода соединения военных кораблей. Но в конце этого пути была Цусима... В бухте Носси-бей на Мадагаскаре корабли эскадры сделали длительную стоянку для ремонта машин и судовых механизмов. Здесь-то и были получены известия о сдаче Порт-Артура и гибели 1-й Тихоокеанской эскадры. Это в корне меняло стратегическую обстановку на Дальнем Востоке и делало дальнейший поход эскадры нецелесообразным. Однако правительство настаивало на его продолжении. Рожественский, получивший во время перехода чин вице-адмирала, решил прорываться во Владивосток кратчайшим путем - через Корейский пролив, хотя этот путь проходил вблизи баз японского флота. Утром 14 мая 1905 года корабли русской эскадры вошли в узкий Цусимский пролив, где японцы сосредоточили 12 броненосцев, 15 крейсеров, 30 больших и 333 малых миноносца, а также много различных вспомогательных судов. Корабли японского флота были более однотипными, новейшей постройки, с более сильной броней и дальнобойной артиллерией. В самом начале сражения Рожественский допустил крупную ошибку: русские корабли были перестроены из двух колонн в одну кильватерную линию, перпендикулярно строю неприятельских кораблей, которые могли сосредоточить огонь по головному кораблю русской эскадры, потопить его, затем перенести огонь на следующий, ставший головным корабль и т. д. При таком строе возможность русских кораблей отстреливаться была крайне ограничена. От огня японцев вскоре вышел из строя броненосец "Суворов", перевернулся и затонул "Ослябя". С наступлением темноты начались атаки многочисленных японских миноносцев, а на следующий день уже отдельные группы русских кораблей и даже одиночные суда отражали удары основных сил японского флота. Русские офицеры и матросы до последней возможности оказывали упорное сопротивление врагу и оставались на тонувших кораблях, предпочитая смерть японскому плену. Превосходство японцев в Цусимском сражении и неумелые действия командования 2-й Тихоокеанской эскадры привели ее к разгрому, но русские моряки вели себя в сражении с исключительным мужеством, сохраняя славные традиции русского военно-морского флота. В память похода 2-й Тихоокеанской эскадры и в знак признания доблести русских офицеров и матросов была учреждена медаль. На лицевой стороне ее было изображение Восточного полушария с пунктирной линией маршрута эскадры, а на обороте - вертикально стоящий адмиралтейский якорь и даты по обе его стороны: 1904 и 1905. Медаль изготавливалась из светлой бронзы, носилась на бело-оранжево-черной ленте. Награждены ею были все уцелевшие участники похода и Цусимского сражения. Существовала также специальная медаль Красного Креста в память русско-японской войны, ею награждались все, кто принимал участие в деятельности этого общества, -служащие комитетов и канцелярий, врачи, сестры милосердия, студенты, санитары, лазаретная прислуга и т. д. Медаль выделяется среди прочих наград тем, что имеет на лицевой стороне выпуклый равноконечный крест, залитый красной эмалью.