Еще до того, как МиГ-15 развеял самоуверенное спокойствие Запада в небе над Кореей, доказав, что Советский Союз способен производить реактивные истребители, равные или даже превосходящие по боевым возможностям своих противников, КБ Микояна и Гуревича завершило в декабре 1949 года создание опытного образца и-330, впервые поднявшегося в воздух 13 января 1950 года и впоследствии получившего обозначение МиГ-17. Внешнее сходство несколько более длинного МиГ-17 и предыдущей модели МиГ-15 - трубчатый фюзеляж с воздухозаборником в носовой части, крылья с большой стреловидностью, установленные в средней части, высоко расположенное горизонтальное хвостовое оперение - скрывало очень существенное отличие нового самолета от своего предшественника: МиГ-17, который, как ожидалось, должен был быть дозвуковым самолетом, стал первым советским серийным самолетом, способным превышать скорость звука. Впервые это совершил летчик-испытатель Ивченко 6 февраля 1950 года. Что очень важно, скошенные назад крылья имели принципиально новую конструкцию: более тонкие в сечении, они имели передние кромки с переменным углом стреловидности и по три ребра для разделения воздушных потоков. За получившим обозначение НАТО Fresco дневным истребителем МиГ-ПА в 1953 году последовал оснащенный более мощным турбореактивным двигателем ВК-1А с тягой 33,83 кН конструкции Климова МиГ-ПФ (Fresco-C), чье применение тем не менее было также ограничено светлым временем суток. Возможность действовать в любую погоду получил истребитель МиГ-17ПФ, оснащенный бортовой РЛС. По оценкам, в Советском Союзе всего было выпущено почти 9000 МиГ-17 различных модификаций; кроме того, эти самолеты производились в Китае (под обозначением «Шеньян J-5», поставлялись также на экспорт), в Чехословакии и Польше. Несмотря на свой возраст и ограниченные возможности, МиГ-17Ф до сих пор занимает важное место в истребительно-бомбардировочной авиации ВВС ряда государств, хотя в странах-производителях он уже снят с вооружения (кроме Китая). Вооруженный одной 37-мм пушкой и двумя 23-мм пушками или тремя 23-мм пушками, МиГ-17 способен нести на четырех пилонах под крыльями установки пуска реактивных снарядов (В том числе класса «воздух-воздух») и легкие бомбы.
Тактико-технические характеристики
Страны, в которых стоит на вооружении в настоящее время
Афганистан, Алжир, Ангола, Конго, Куба, Эфиопия, Гвинея, Гвинея-Биссау, Мадагаскар, Мали, Монголия, Румыния, Сомали, Сирия, Вьетнам и Йемен (в этот перечень входят государства, в которых МиГ-17 используется исключительно для учебных целей)