История создания Проектирование легкого фронтового истребителя-перехватчика началось в ОКБ им. А.И. Микояна с 1953 г. Отработав на ряде опытных самолетов (Е-4, Е-5, Е-6) аэродинамическую схему с треугольным крылом, в 1959 г. Пыл запущен в серию новый истребитель, получивший название МиГ-21Ф. На базе самолета МиГ-21 создано большое количество модификаций. Е-6 — прототип самолета.
Назначение МиГ-21 предназначен для борьбы с высотными сверхзвуковыми бомбардировщиками и тактическими и истребителями противника.
Особенности МиГ-21 является первым советским реактивным истребителем второго поколения, что подразумевает использование ракет как основного вооружения и скорости около M=2. Тяга двигателя первых МиГ-21 была даже меньше суммарной тяги двух РД-9 на МиГ-19, но за счет применения многорежимного воздухозаборника изменяемого входного сечения с центральным телом, удалось поднять максимальную скорость самолёта более чем на 700 км/ч. Также был применен другой подход к вооружению — в отличие от МиГ-19, на котором основным оружием были пушки, самая первая модификация МиГ-21П была лишена пушечного вооружения и могла нести только две ракеты класса «воздух-воздух» Р-3С, которые являлись копиями американских AIM-9B «Сайдуиндер» с тепловой ГСН. Однако, время показало, что этого оружия недостаточно и на более поздние модификации начиная с МиГ-21Ф помимо ракет стали устанавливать 30- либо 23-мм пушки. Но при всем этом самолет остался похож на своих предшественников — МиГ-21 был легким, маневренным самолетом в ущерб авионике и запасу топлива, что очень помогло ему в борьбе с американским F-4 «Фантом» II во Вьетнамской войне. Так как ракеты «Сайдуиндер» были еще несовершенны, советскому истребителю было нетрудно совершить маневр и обмануть ракету.
Исход этих сражений повлиял на дальнейшие взгляды американских ВВС на истребители: стало ясно, что гибрид штурмовика и истребителя не есть идеальное решение, и что ближние маневренные бои отнюдь не ушли в прошлое. СССР в свою очередь сделали вывод, что две ракеты — ничтожно мало, и последующие модификации МиГ-21 выпускались уже способные нести четыре ракеты воздух-воздух. Дальнейшим развитием самолета МиГ-21 стала установка двигателя Р-25-300 с тягой 97 Кн, что на тонну превышало снаряженный вес самолета. Модификация с этим двигателем называлась МиГ-21бис и могла вполне конкурировать по ЛТХ со своим тогдашним американским конкурентом — F-16, сильно уступая ему по массе полезной нагрузки и авионике. В 1977 году с появлением МиГ-29 самолет окончательно устарел и начал постепенно вытесняться новым. Разработанная в 1993 году последняя модификация МиГ-21 была оснащена мощной РЛС «Копьё», новой электрической системой и приспособлена для несения современного оружия. Эта модификация предназначалась для продажи на экспорт а также модернизации старых МиГ-21, стоящих на вооружении у зарубежных стран.
Высокие летно-технические характеристики МиГ-21 — самого массового сверхзвукового истребителя в мире — позволяют ему в современных условиях эффективно решать широкий круг боевых задач.
Модификации Е-6 (1958) — Прототип серийного истребителя МиГ-21
МиГ-21П (1958) — Истребитель-перехватчик
МиГ-21Ф (1959) — Фронтовой истребитель
МиГ-21Ф-13 (1959) — Фронтовой истребитель
МиГ-21ПФ (1962) — Истребитель-перехватчик
МиГ-21ПФС (1962) — Истребитель-перехватчик
МиГ-21ПФМ (1964) — Истребитель-перехватчик
МиГ-21С (1965) — Истребитель-перехватчик
МиГ-21И (1968) — Экспериментальный истребитель, самолет-"аналог" Ту-144
МиГ-21М (1968) — Экспортный истребитель-перехватчик
МиГ-21СМ (1969)- Истребитель-перехватчик
МиГ-21МФ (1970) — Экспортный истребитель-перехватчик
МиГ-21МТ (1971) — Экспортный истребитель-перехватчик
МиГ-21СМТ (1971) — Истребитель-перехватчик
МиГ-21бис (1972)- Фронтовой истребитель
МиГ-21-93 (1994) — Проект модернизации серийных МиГ-21
МиГ-21Р — Разведчик