РЛС П-18 1РЛ131 («Терек») мобильная радиолокационная станция для обнаружения воздушных объектов в метровом диапазоне волн.
История создания
Прототипом мобильной радиолокационной станции (РЛС) метрового диапазона волн П-18 1РЛ131 («Терек») является РЛС П-12НА, которая является модернизированным вариантом РЛС дальнего обнаружения самолетов П-12 («Енисей»). Последняя была разработана в 1954-1956 гг. в специальном конструкторском бюро СКБ-197 (впоследствии ОАО «Федеральный научно-производственный центр «Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники» - «ФНПЦ «ННИИРТ») под руководством главного конструктора Е.В. Буквалова. Станция была принята на вооружение в 1956 г. и серийно выпускалась ОАО «Нижегородский телевизионный завод им. В.И. Ленина» - ОАО «НИТЕЛ». При мощности в импульсе 180 кВт РЛС П-12 обеспечивала обнаружение самолетов на дальности около 200 км, летящих в диапазоне высот до 25 км.
Мобильная радиолокационная станция метрового диапазона волн П-18 («Терек», 1РЛ131) была создана на основе РЛС П-12МП путем перевода ее аппаратуры на новую элементную базу. Одновременно было проведено сопряжения РЛС с созданной к тому времени новой радиолокационной системой опознавания государственной принадлежности самолетов «Кремний-2М». После успешных испытаний новая РЛС П-18 1РЛ131 («Терек») в 1971 г. была принята на вооружение Советской армии.
Назначение и особенности
Назначение. Мобильная РЛС метрового диапазона волн П-18 1РЛ131 («Терек») предназначена для своевременного обнаружения и сопровождения воздушных объектов, в т.ч. выполненных по технологии «стелт», в пределах зоны видимости, определения государственной принадлежности и выдачи их координат (дальность, азимут) потребителям информации о воздушной обстановке.
Особенности. В отличие от прототипа (РЛС П-12), РЛС П-18 обеспечивает выдачу более точного целеуказания наземным средствам поражения воздушных целей, а также наведение истребительной авиации на самолеты противника. Кроме того, эта станция имеет улучшенную помехозащищенность от радиоэлектронных помех. В 1979 г. в комплект РЛС П-18 был введен новый запросчик, размещенный на самоходной отдельной автомобильной базе. Высокие технические характеристики, удобство эксплуатации, надежности и высокая мобильность обусловили большую известность РЛС П-18 и спрос на нее войсках России и за рубежом. Вся аппаратура РЛС размещена на самоходной базе двух автомобилей, на одном из которых размещается радиоэлектронная аппаратура с рабочими местами операторов, на втором - антенно-поворотное устройство (АМУ).
Основные характеристики РЛС П-18
Дальность обнаружения МиГ-21 (в помехах), км:
-на высоте 500 м
до 60 (40)
-на высоте 10000 м
До 180 (90)
-на высоте 20000-27000 м
до 260 (170)
Точность определения координат:
-по дальности, м
1400
-по азимуту, угл. мин.
47
Коэффициент подавления, дБ
-активных шумовых помех
.
-пассивных помех
20
Темп обновления данных, с
.
Время развертывания, мин.
45
Потребляемая мощность, кВт
10
Расчет, чел.
4
Среднее время наработки на отказ, час.
140
Модернизация РЛС П-18
Для повышения тактико-технических и эксплуатационных характеристик РЛС П-18 (повышения точности измерения координат целей, улучшения помехозащищенности РЛС от активных и пассивных помех, надежности и продления ресурса) с целью соответствия современным требованиям и решения задач по предназначению в настоящее время разработаны варианты модернизации станции. Модернизация осуществляется путем замены существующего оборудования радиоэлектронной аппаратурой на новой элементной базе, которая устанавливается непосредственно в аппаратной кабине РЛС.
Общим для всех известных вариантов модернизации РЛС П-18 является то, что весь комплекс работ проводится на территории заказчика на основе использования монтажного комплекта. В результате создается практически новая современная РЛС разведки воздушных целей, способная эффективно контролировать воздушное пространство на требуемых рубежах в условиях активного радиоэлектронного противодействия со стороны противника. От своего прототипа модернизированная РЛС П-18, в первую очередь, отличается использованием новой элементной базы на основе твердотельной технологии, цифровой обработкой сигналов и радиолокационной информации, повышенной эффективностью средств защиты от радиоэлектронных помех в работе станции, автоматическим функциональным контролем и диагностикой работоспособности станции, современным оборудованием рабочих мест операторов, возможностью сопряжения с современными автоматизированными системами управления (АСУ), наличием средств документирования процесса боевой работы и радиолокационной информации.
В ходе модернизации станции используются: модульный принцип построения аппаратуры, существенно повышающий ее надежность и ремонтопригодность, дублирование, специализированные ЭВМ для цифровой обработки информации в режиме реального времени, современная высокоэффективной аппаратура защиты от активных и пассивных помех, другие достижения современной науки техники. При этом в аппаратуре реализуются современные алгоритмы работы и методы обработки радиолокационной информации (квазиоптимальные алгоритмы внутрипериодной и межпериодной обработки эхо-сигналов, их обнаружения и измерения плоскостных координат; защита от местных предметов и гидрометеообразований, дипольных и шумовых активных помех, снижение уровня ложных тревог, пеленгация постановщиков помех и др.). Аппаратура трассовой обработки информации на базе современных ЭВМ обеспечивает автоматическое сопровождение воздушных объектов (ВО) с большой производительностью.
Современная аппаратура обеспечивает захват целей на сопровождение в автоматическом и ручном режимах с минимальным уровнем ложной информации, в том числе и в условиях воздействия помех при автоматическом опознавании государственной принадлежности цели. Одновременно производится документирование всей необходимой информации на жестком магнитном носителе с возможностью ее воспроизведения на видеомониторе ЭВМ. Автоматизированная система контроля работоспособности РЛС обеспечивает функциональный контроль по обобщенным параметрам с индикацией технического состояния с достоверностью не менее 0.95 и непрерывный контроль ее технического состояния, автоматизированный поиск неисправности и ее локализацию с точностью до 1-3 типовых сменных элементов. Модернизированная РЛС имеет встроенный имитатор-тренажер, обеспечивающий имитацию полета воздушных объектов различных классов, в т.ч. групповых и маневрирующих, действующих в различных условиях обстановки. При тренировке обеспечивается документирование информации и действий расчета.
Основой монтажного комплекта являются: твердотельное передающее и приемное устройства, аппаратура защиты от помех, цифровой обработки информации, автоматического съема и передачи информации, отображения, управления и контроля на базе персональной ЭВМ, сопряжения. Аппаратура монтажного комплекта устанавливается взамен существующей в аппаратной машине, что обеспечивает восстановление ресурса всей РЛС не менее чем на 80%, а при совмещении модернизации с восстановительным (капитальным) ремонтом немодернизированной части аппаратуры - ресурс РЛС восстанавливается не менее чем на 90%. При проведении ремонтно-восстановительных работ на ремонтных предприятиях потребителей поставляется монтажный комплект, оказывается техническая помощь в проведении модернизации, производится обучение персонала.
Модернизированная РЛС П-18М (вариант ННИИРТ) метрового диапазона волн предназначена для обнаружения самолетов, вертолетов и других воздушных объектов, определения их текущих координат и выдачи информации о них. Создан ОАО «ФНПЦ «ННИИРТ». При сохранении облика базовой РЛС П-18 создана путем ее модернизации на основе использования монтажного комплекта, имеющего ресурс не менее 20-25 тыс. часов и срок службы 12 лет. Монтажный комплект устанавливается в аппаратной кабине РЛС вместо старой аппаратуры, а небольшие габаритные размеры позволяют осуществлять модернизацию станции непосредственно на территории заказчика.
В ходе работ вместо устаревшей элементной базы устанавливается твердотельное передающее устройство, вводится ряд систем (обработки радиолокационных сигналов на цифровых процессорах, автокомпенсации активной шумовой помехи, вторичной обработки, контроля и диагностики аппаратуры, отображения информации и управления) на базе универсальной ЭВМ, обеспечивается сопряжение с современными АСУ. Кроме того, в состав антенной системы вводятся дополнительные антенны для адаптивного подавления активных помех (устанавливаются на двух отдельных мачтах). В результате модернизации уменьшается объем, занимаемый аппаратурой, увеличивается надежность функционирования станции, повышается ее помехозащищенность, улучшаются точностные и эксплуатационные характеристики.
Сравнительные характеристики РЛС П-18 и П-18М
П-18
П-18М
Дальность обнаружения МиГ-21, км:
-на высоте 3000 м
110
110
-на высоте 10000 м
180
180
-на высоте 20000 м
260
до 270
Дальность обнаружения МиГ-21 при воздействии АШП плотностью 200 Вт/Мгц, км:
-на высоте 3000 м
-
88
-на высоте 10000 м
-
152
-на высоте 20000 м
-
170
Точность определения координат:
-по дальности, м
1400
250
-по азимуту, мин
47
25
Коэффициент подавления АШПЗ, дБ
-
25
Точность пеленгования постановщика АШПЗ, град.
4
1
Коэффициент подавления отражений от местных предметов, дБ
Модернизированная РЛС П-18-2 (вариант НИТЕЛ) предназначена для решения, тех же задач, что и предыдущий вариант. Создан ОАО «НИТЕЛ» (г. Нижний Новгород) и ЗАО «Центр технического сотрудничества радиоэлектронного комплекса» (г. Москва). Этот вариант предусматривает значительное повышение защищенности РЛС от активных и пассивных помех за счет установки цифровой аппаратуры, перевод наземного радиолокационного запросчика (НРЗ) на новую элементную базу и обеспечение его работы в международной системе опознавания, замену электронно-вакуумной аппаратуры на твердотельными приборами с улучшенными эксплуатационными характеристиками.
В результате модернизированная РЛС П-18-2 способна в автоматическом режиме обрабатывать сигналы и формировать трассы движения воздушных объектов, обнаруживать и сопровождать постановщики помех, определять высоту целей, собирать и обрабатывать данные о воздушной обстановке, документировать обмен данными. Модернизация РЛС П-18 по этому варианту существенно повышает ее возможности по обнаружению в сложной помеховой обстановке существующих и перспективных воздушных объектов, в том числе выполненных по технологии «стелт» и продлевает ее эксплуатационный ресурс на 15-20 лет. Доработки РЛС П-18 и ее модификаций могут осуществляться поэтапно непосредственно в местах эксплуатации.
Модернизированная РЛС П-18-2 способна обнаруживать воздушные цели в условиях воздействия АШЗП с суммарной спектральной плотностью 200 Вт/МГц (создаются четырьмя постановщиками помех с дальности 200 км и высоты 10000 м) на дальностях 84, 150 и 162 км при высоте их полета 3000, 10000 и 20000 м соответственно. Коэффициент подавления активных шумовых помех, при соотношении помеха/шум 25-40 дБ, коэффициент подавления активной шумовой помехи составляет 23 дБ, подавления отражений от местных предметов – не менее 26 дБ и несинхронных помех – не менее чем в 20 раз.
Сравнительные характеристики РЛС П-18 и П-18-2
П-18
П-18-2
Дальность обнаружения МиГ-21 при воздействии АШП плотностью 200 Вт/Мгц, км:
-на высоте 3000 м
-
84
-на высоте 10000 м
-
150
-на высоте 20000 м
-
162
Количество подавляемых помеховых направлений
-
4
Зона работы в пассивных помехах, км
0-15
0-350
Количество одновременно сопровождаемых целей
10-15
120
Темп обновления данных, с
120-240
10
Коэффициент подавления отражений от местных предметов, дБ