МиГ-29С многофункциональный фронтовой истребитель
История создания МиГ-29С является модернизированным вариантом истребителя МиГ-29. Необходимость этого была обусловлена новыми требованиями ВВС расширить возможности последнего по ведению радиоэлектронной борьбы и поражению целей уже на этапе подготовки его к серийному выпуску.
Для проведения работ в 1988-1989 гг. были переоборудовали два серийных истребителя типа "9-13". Первый (№ 405, бортовой № 05) поднялся в воздух в январе 1989 г., второй – (№ 404, бортовой № 04) – в июне 1989 г. На них отрабатывались модернизированные РЛПК-29М и СУВ-29С, применение ракет РВВ-АЕ. Так, на первом (№ 405) впервые был произведен успешный пуск двух ракет по двум воздушным целям одновременно, что подтвердило возможности новой СУВ по одновременному или последовательному пуску ракет по целям в ручном или автоматическом режиме. Испытания обеих машин завершились в сентябре 1991 г.
В 1994 г. МиГ-29С был принят на вооружение. МАПО им. П.В. Дементьева к этому времени было выпущено около 50 таких истребителей, из которых 16 были приобретены ВВС России.
Назначение МиГ-29С предназначен для решения задач противовоздушной обороны небольших территорий, важных объектов военно-государственного значения и группировок войск.
Особенности Самолет МиГ-29С ("9-13С") оснащен модернизированной бортовой РЛС повышенной помехозащищенности, обеспечивающей одновременный пуск 2 ракет класса "воздух-воздух", с новым цифровым вычислителем. Оптимизирован режим стрельбы из пушки по воздушным целям, расширен состав вооружения ракетами класса "воздух-воздух". С 26 град. до 28-30 град. увеличены разрешенные углы атаки. Общая эффективность истребителя МиГ-29С с одним летчиком при ведении воздушного боя, в сравнении с МиГ-29, выросла в 2,5-3,0 раза и превосходит по этому показателю самолеты F-16C и "Рафаль" на 10%, а "Мираж-2000-5" и JAS 39 "Грипен" - на 25%.
Силовая установка Силовая установка самолета включает два турбореактивных двухконтурных форсажных двигателя (ТРДДФ, ФГУП "Завод им. В.Я. Климова") РД-33 (2х5040 кгс, 2х8300 кгс в режиме форсажа).
Бортовое оборудование Комплекс бортового оборудования включает: систему управления вооружением СУВ-29М (радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-29М с РЛС Н019М "Рубин-М", вычислитель Ц101М); доработанный оптико-электронный приборно-навигационный комплекс ПНК ОЭПрНК-29-1 (квантовая оптико-локационная станция, обзорно-следящий теплопеленгатор, нашлемная система целеуказания НСЦ "Щель-ЗУМ"); систему навигации СН-29 (ИНС и приемник радиотехнической системы ближней навигации); аппаратуру командной линии управления "Бирюза"; индикатор на лобовом стекле; электронный индикатор прямого видения; систему автоматического управления САУ-451-04; средства связи (радиостанция "Журавль" и др.); станцию оповещения об облучении СПО-15ЛМ "Береза" и систему выброса ложных целей ППИ-26.
Вооружение Самолет оснащен комплексом вооружения в составе: встроенная 30-мм пушка ГШ-301 (150 патронов); УР Р-27Р, -Т, -ЭР, -ЭТ (2), Р-73, Р-73Э (до 6) или Р-60, Р-60М (до 6), РВВ-АЕ (до 6) класса "воздух-воздух"; НАР С-8 (до 4 блоков Б-8М) и С-24Б (2-4); бомбы калибра 250 и 500 кг (до 8), КМГУ (до 4). На 6 подкрыльевых и одном подфюзеляжном узлах подвески возможно размещение до 4000 кг боевой нагрузки.
Состояние МиГ-29 производится с 1982 г., всего выпущено около 1350 машин различных модификаций. Самолеты имеются в армиях более чем в 20 стран, применялись в вооруженных конфликтах и войнах. По состоянию на 2000 г. в ВВС России имелось около 400 МиГ-29 (частично на консервации), Украины 237, Белоруссии 82, Казахстана 22, Туркменистана 22, Узбекистана 36. Большое количество самолетов эксплуатируется в 17 других государствах, в том числе 21 в США (закуплены в Молдове, к полетам пригодны 6).
МиГ-29СД - экспортный вариант для ВВС Малайзии. Оснащен радиолокационным прицельным комплексом РЛПК-29МЭ "Топаз" и оптико-электронным прицельно-навигационным комплексом ОЭПрНК-29-1Э, радиотехнической системой ближней навигации TACAN AN/APN-118, приемником спутниковой навигационной системы GPS TNL-1000, аппаратурой инструментальной посадки VOR/ILS-71, модифицированным самолетным ответчиком СО-69М, работающим совместно с западными наземными навигационными системами, ответчиком системы госопознавания COSSOR, дополнительной связной радиостанцией Р-800Л1 метрового и дециметрового диапазонов с аварийной частотой 243 МГц.
На самолете установлена система дозаправки топливом в воздухе с убирающейся штангой и трубопроводами (в выступающем обтекателе на стыке левого наплыва крыла и корпуса самолета в зоне кабины летчика). Наконечник штанги унифицирован и обеспечивает прием топлива от российского самолета-заправщика Ил-78 и от зарубежных типа КС-10, КС-130 и других. Пополнение топлива возможно во внутренние и в подвесные баки истребителя при максимальном темпе перекачки горючего 900 л/мин. Все необходимое оборудование может быть демонтировано с самолета в течение часа, при необходимости установлено вновь. Система дозаправки может быть установлена на любой модификации МиГ-29 при минимальных доработках. Поиск самолета-заправщика и встреча с ним обеспечиваются бортовой системой ближней радионавигации. После выпуска штанги-топливоприемника САУ в режиме "стабилизация при дозаправке" автоматически удерживает истребитель на необходимом расстоянии от танкера.
МиГ-29СЭ – экспортный вариант.
МиГ-29СМ и МиГ-29СМТ – модернизированные многоцелевые истребители с новой РЛС и УР "воздух-земля".