.
 
Главная Форум Галерея Контакты Правила Статистика RSS 2.0
 
Поиск по сайту
 
Панель управления
     
   
«Война требует быстроты».
Цицерон Марк Туллий  
 
 

Ту-160
Раздел: Вооружение РФ
 
Ту-160Стратегический бомбардировщик-ракетоносец дальнего действия, решающий задачи поражения наиболее важных целей противника в глубоком тылу на континентальных театрах военных действий.

История создания

Работы по созданию нового многорежимного стратегического межконтинентального самолета Ту-160 были начаты в соответствии с Постановлением СМ СССР от 28.11.1967 года. Перед ОКБ П.О. Сухого и восстановленного ОКБ В.М.Мясищева была поставлена задача спроектировать и построить самолет-носитель с крейсерской скоростью на высоте 18000 м в пределах 3200-3500 км/ч и дальностью полета в этом режиме 11000-13000 км. Дальность полета с дозвуковой скоростью и боевой нагрузкой до 45 т на большой высоте (у земли) должна была составлять 16000-18000 (11000-13000) км.

К началу 70-х гг. оба ОКБ подготовили проекты четырехдвигательных самолетов разных схем с крылом изменяемой стреловидности. ОКБ А.Н.Туполева в этих работах не участвовало из-за большого объема работ по самолетам Ту-154, Ту-144, Ту-22М, Ту-142 и приступило к новому проекту лишь после оценки реального положения дел и своих возможностей в 1970 году. Вначале они велись под общим руководством А.Н. Туполева, в дальнейшем - Главного конструктора В.И. Близнюка.

На первом этапе была выбрана схема модифицированной "бесхвостки", которая использовалась для Ту-144 и Ту-244. В сочетании с силовой установкой соответствующей мощности эта схема обеспечивала гарантированное наращивание скорости полета. Но для снижения степени технического риска по новому проекту, в отличие от других ОКБ, было принято решение ограничить крейсерскую скорость на уровне М 2,3.

Вариант самолета с крылом изменяемой стреловидности имел ряд преимуществ, но увеличивал массу и усложнял его конструкцию. Главным требованием к новому самолету являлась большая дальность полета со сверхзвуковой (до звуковой) скоростью по сложному профилю с преодолением зоны ПВО на большой (у земли) высоте. Полет до зоны ПВО должен был выполняться на оптимальных высотах с дозвуковой скоростью. Дополнительным требованием была возможность эксплуатации самолета с аэродромов 1 класса.

Аванпроект ОКБ А.Н. Туполева по схеме "бесхвостка" в 1972 г. был представлен одновременно с проектами ОКБ В.М.Мясищева и ОКБ П.О.Сухого. Все три проекта как бы дополняли друг друга и представляли три взгляда на одну проблему. По результатам их рассмотрения и анализа работ в США по В-1 был выбран самолет М-18 ОКБ В.М. Мясищева, поддержанный ЦАГИ и НТС МАП. Однако ОКБ было малочисленным и не располагало необходимой производственной базой для реализации проекта. В результате задание было передано в более мощное ОКБ А.Н. Туполева, а вариант ОКБ П.О.Сухого был снят из-за высокой степени технического риска и нежелания ВВС замедлять реализацию проектов по самолетам Су-24, Су-25 и Су-27.

Кроме ОКБ А.Н. Туполева в кооперацию по созданию самолета Ту-160 с крылом изменяемой стреловидности вошло около 800 организаций и предприятий отечественного ВПК.

Два Постановления СМ СССР (от 26.06.1974 г. и 19.12.1975 г.) определили создание стратегического многоцелевого самолета Ту-160 в варианте ракетоносца-бомбардировщика с ДТРДФ НК-32 с характеристиками: практическая дальность полета с боевой нагрузкой 9000 кг на дозвуковом крейсерском режиме полета 14000-16000 км и 12000-13000 км при комбинированном профиле (участок пути 2000 км на высоте 50-200 м) полета или на сверхзвуковой скорости; максимальная скорость на большой (малой) высоте 2300-2500 (1000) км/ ч; практический потолок 18000-20000 м; нормальная (максимальная) боевая нагрузка 9000 (40000) кг; возможность применения 2 ракеты Х-45М, или 24 Х-15, или 10-12 Х-55, или 10-12 Х-15М, а также свободнопадающих и корректируемых авиабомб в обычном или ядерном снаряжении.

В 1976-1977 гг. были подготовлены эскизный проект и полноразмерный макет самолета. По эскизному проекту взлетная масса Ту-160 составляла 260 т, масса снаряженного самолета – 103 т, масса топлива – 148 т, нормальная боевая нагрузка 9 т. Габариты самолета были крупнее американского аналога В-1А. Вооружение в конечном варианте включало 12 ракет типа Х-55.

Производство первых трех самолетов началось в цехах московского ММЗ в 1977 г. Одновременно с этим на КАЗе (КАПО) шла подготовка к серийной постройке Ту-160. Первая опытная машина 70-01 готовилась для заводских испытаний и доводок, вторая (70-02) для статических испытаний, третья (70-03) считалась предсерийной машиной.

К лету 1980 г. первый самолет был частично построен и перевезен на аэродром в Жуковском, а с октября этого года на нем начались проверки систем и оборудования. Окончательно он был собран в январе 1981 г., а в ноябре того же года самолет совершил первую рулежку, в декабре – первый получасовой полет. На заводских испытаниях в феврале 1985 г. он впервые развивает сверхзвуковую скорость. Третий самолет 70-03 с полным комплектом оборудования серийного бомбардировщика взлетел в октябре 1984 г. и испытания продолжились на двух машинах. Первый и второй серийный самолеты производства КАПО совершили полет в октябре и марте 1985 г., третий и четвертый - в декабре и августе 1986 г.

К началу 90-х годов КАПО построило 34 самолета Ту-160, в т.ч. и планеры для ресурсных и прочностных испытаний. 19 самолетов Ту-160 поступили в две эскадрильи 184-го Гв. ТБАП (г. Прилуки, Украина). Один самолет был потерян в авиационной аварии весной 1987 г.

Первые две серийные машины поступили на вооружение в 184-й Гвардейский ТБАП (г. Прилуки) и впервые самолет передавался в строевую часть на опытную эксплуатацию до завершения государственных испытаний. Это было связано с производство и с 1985 г. поступлением в строевые части модернизированного самолета В-1В.

Государственные испытания Ту-160 завершились в середине 1989 г. с выполнением четырех пусков крылатых ракет Х-55 и достижением максимальной скорости горизонтального полета 2200 км/ч. Высокие летные характеристики Ту-160 подтверждены 44 мировыми рекордами.

Первым представителем Запада, кому был показан Ту-160 (бортовой номер 12, август 1988 г., Кубинка) стал министр обороны США Фрэнк Карлуччи. В июне 1989 г. в Кубинке председателю комитета начальников штабов США адмиралу Уильяму Крау был показан Ту-160 с бортовым номером 21.

Позднее Ту-160 неоднократно был показан иностранным делегациям в Кубинке, на воздушных праздниках в Жуковском и Тушино, а также на международном авиационно-космическом салоне МАКС в подмосковном г. Жуковский.

Назначение

Ту-160 предназначен для поражения важнейших целей в удаленных военно-географических районах и глубоком тылу противника при ведении боевых действий на континентальных театрах военных действий.

Конструктивные особенности

Планер Ту-160 является свободно несущим монопланом с низкорасположенным стреловидным крылом изменяемой геометрии и относительно большим удлинением, хвостовым оперением, четырьмя двигателями и трех опорным шасси. Планер создан по интегральной схеме аэродинамической компоновки, при которой корневая неподвижная часть крыла неразъемная и составляет с фюзеляжем единое целое. Это обеспечило эффективное использование внутренних объемов для размещения грузов, топлива, оборудования, уменьшило число конструктивных стыков и снизило массу планера. При его изготовлении использованы алюминиевые и титановые сплавы, композиционные материалы и стеклопластики. Широко применены клееные трехслойные конструкции.

Центральная часть планера включает в себя собственно фюзеляж, неподвижную часть крыла, встроенную балку центроплана и мотогондолы двигателей. Носовая часть фюзеляжа начинается радиопрозрачным обтекателем бортовой РЛС и служит для размещения блоков БРЭО, герметичной кабины экипажа и другого оборудования.

Экипаж из четырех человек располагается в катапультных креслах К-36ДМ, обеспечивающих покидание самолета во всем диапазоне высот полета, в том числе на земле при рулении. Спинки кресел снабжены подушками с пульсирующим воздухом для массажа. В задней части кабины имеется туалет, малогабаритная кухня и откидная койка для отдыха. Вход в кабину экипажа - через нижний люк со специального наземного трапа-стремянки. Самолеты последнего выпуска оснащены встроенным трапом.

За кабиной друг за другом расположены два унифицированных отсека длиной по 1,9 м, оснащенные встроенными узлами для подвески вооружения, системами его подъема, а также креплениями и установками электрокоммутационной аппаратуры.

В наплывной и хвостовой частях самолета размещены топливные баки, мотогондолы, ниши шасси с отсеком вооружения. Хвостовое оперение выполнено по нормальной схеме с цельноповоротным стабилизатором и стреловидностью по передней кромке 44 градуса. Поворотная часть киля имеет трапециевидную форму и обеспечивает хорошую управляемость самолетом на всех режимах полета.

Шасси выполнено по трех опорной схеме с двумя управляемыми колесами передней опоры. Основные опоры шасси с качающейся амортизационной стойкой расположены за центром масс самолета, оборудованы пневмогидравлическими амортизаторами и трехосными тележками по шесть колес. Основные опоры размещаются в небольших нишах, что обеспечивается укорачиванием стоек при уборке назад по полету, а при выпуске - раздвигаются, смещаясь во внешние стороны для увеличения колеи.

Передняя опора шасси выполнена со складывающимся подкосом, механизмом распора и оборудована двухкамерным пневмогидравлическим амортизатором телескопического типа. Она размещается в нише фюзеляжа, убирается назад по полету. Аэродинамические дефлекторы и щитки для прижатия воздуха к ВПП обеспечивают защиту воздухозаборников двигателей от попадания осадков и грязи.

Силовая установка

Ту-160 оснащен 4 двухконтурными турбореактивными форсированными двигателями НК-32 (ОКБ Н.Д. Кузнецова), который серийно выпускается с 1986 г. в г. Самара и до середины 90 гг. не имел мировых аналогов. Один из первых в мире серийных двигателей, при создании которых приняты меры по снижению радиолокационной и ИК заметности. Максимальная безфорсажная тяга - 4х14000 кгс (4х137,2 кН), максимальная на форсаже - 4х25000 кгс (4х245 кН). Двигатели попарно размещены в мотогондолах, разделены противопожарными перегородками и функционируют независимо друг от друга. Для обеспечения автономного энергоснабжения на самолете установлена газотурбинная вспомогательная силовая установка.

Общесамолетные системы

Они включают четырехканальную гидравлическую систему (рабочее давление 280 кг на кв. см); аналоговую электродистанционную систему управления с четырехканальным резервированием, обеспечивающей оптимальные характеристики устойчивости и управляемости на всех режимах полета; автоматическую систему ограничения и предупреждения о выходе на предельные режимы; систему дозаправки в воздухе типа "шланг-конус" с убирающейся в нерабочем положении штангой.

Бортовое оборудование

Ту-160 оснащен прицельно-навигационным комплексом ПРНК (обзорно-прицельная РЛС, оптоэлектронный бомбардировочный прицел, ИНС, астрокорректор, СНС); многоканальным цифровым комплексом связи, сопряженным со спутниковыми системами; бортовым комплексом обороны "Байкал" (контейнеры с ИК-ловушками и дипольными отражателями, тепло пеленгатор). В БРЭО самолета задействовано более 100 специализированных ЭВМ.

Бортовой комплекс обороны обеспечивает обнаружение и классификацию РЛС ПВО противника, определение их координат и подавление мощными активными помехами или дезориентирование ложными целями. Бомбардировочный прицел "Гроза" служит для бомбометания с высокой точностью в дневных условиях и при низком уровне освещенности.

В хвостовом конусе размещены контейнеры с ИК ловушками и дипольными отражателями. В крайней задней части фюзеляжа находится теплопеленгатор для обнаружения с задней полусферы ракет и самолетов противника.

Кабина летчиков оснащена стандартными электромеханическими приборами, в целом аналогичными установленным на Ту-22М3. Управление самолетом осуществляется при помощи ручки управления.

Вооружение

В двух внутрифюзеляжных отсеках может размещаться вооружение массой до 40000 кг. В его состав может входить 12 ракет Х-55 на двух многопозиционных ПУ барабанного типа или противокорабельные КР с радиолокационной системой самонаведения. Для поражения целей на меньшей дальности в состав вооружения могут входить до 24 аэробаллистических гиперзвуковых ракет Х-15 на четырех пусковых установках.

Бомбовое вооружение Ту-160 предназначено для поражения уцелевших после ракетного удара целей, размещается в отсеках вооружения и может включать: свободнопадающие и корректируемые бомбы калибром до 1500 кг в обычном и ядерном снаряжении, разовые бомбовые кассеты, морские мины и другое вооружение. Планируется использование высокоточных КР нового поколения с увеличенной дальностью для поражения стратегических и тактических наземных и морских целей всех типов.

Под фюзеляжем возможно размещение ракеты-носителя "Бурлак" для вывода на орбиту легких ИСЗ.

Основные летно-технические характеристики
 
Год принятия на вооружение 1987
Размах крыла, м 55,7/35,6
Длина самолета, м 54,1
Высота самолета, м 13,1
Площадь крыла, кв. м 360/400
Масса, кг:  
-максимальная взлетная 275000
-нормальная взлетная 267000
-при базировании на аэродроме 1 класса 185000
-пустого самолета 110000
-топлива 148000
Скорость полета на большой высоте/у земли, км/ч 2000/1030
Дальность полета с нормальной/максимальной боевой нагрузкой, км 13200/10500
Практический потолок, м 16000
Длина разбега при взлете/пробега при посадке, м 2200/1800
Двигатели 4хТРДДФ НК-32
Максимальная тяга бесфорсажная/форсажная, кгс 4х14000/4х25000

Состояние

Ту-160 серийно выпускается с 1984 г. и к 1991 г. построено 19 самолетов. После 1991 г. его постройка продолжается для российских ВВС с темпом 1-2 самолета в год. В 2003 г. на вооружении ВВС России находилось 15 машин (вместе с переданными 8 самолетами Украиной). Обсуждается возможность передачи еще 3 самолетов.

В 1992 г. первые самолеты этого типа поступили на вооружение 1 ТБАП ВВС России, базировавшегося на авиабазе Энгельс. К концу 1999 г. в его составе насчитывалось 6 самолетов Ту-160, еще несколько машин находилось на аэродроме в Жуковском и в Казани (в стадии постройки).

Каждый из самолетов полка имеет свое персональное название ("Илья Муромец" – бортовой номер 06, "Михаил Громов" - 01, "Василий Решетников" - 02, "Иван Ярыгин" - 04, "Александр Голованов" - 05, "Александр Молодчий" - 07, "Василий Сенько" - 11, "Александр Новиков" – 12 и др.). В мае 2000 г. на вооружение поступил еще один стратегический ракетоносец Ту-160, который стал первым стратегическим самолетом, построенным в России и 15 машиной подобного класса, поставленной Энгельсской авиабазе.


Добавь ссылку в БЛОГ или отправь другу:  добавить ссылку в блог
 




Последние сообщения с форума

Название темы Автор Статистика Последнее сообщение
Танки второй мировой

Тема в разделе: СССР

Algol

Просмотров: 6547

Ответов: 1

Автор: vazonov11

16-06-2014, 14:55

Навигация
 
Опрос
 
Необходимо ли России совместное ПРО с НАТО?

Да, сама Россия создать ПРО не может
Да, это повысит доверие между нами
Нет, любые альянсы с потенциальным врагом опасны
Нет, мы сами в состоянии создать ПРО

Информер
 
Сейчас на сайте: 3
Гостей: 3
Пользователи: 
- отсутствуют
Роботы: 
- отсутствуют

 Последние посетители: 

Популярное
 
Помощь
 

Яндекс.Деньги

Картой

Поделиться
 
Главная страница   |   Регистрация   |   Добавить новость   |   Новое на сайте   |   Статистика   |   Поддержка

WEB студия Site Master | All Rights Reserved. © warshistory.ru 2009-2015