Многоцелевой истребитель для завоевания господства в воздухе и решения других задач при ведении боевых действий.
Фюзеляж
Фюзеляж самолета интегрально сопрягается с крылом и технологически расчленен на следующие основные части: • головную часть фюзеляжа (ГЧФ) с радиопрозрачным обтекателем, створкой ниши передней опоры шасси и фонарем летчика • среднюю часть фюзеляжа (СЧФ) с тормозным щитком и створками основных опор шасси • хвостовую часть фюзеляжа (ХЧФ) • воздухозаборники.
Оперение
Горизонтальное оперение самолета представляет собой дифференциально отклоняемый стабилизатор, управляемый с помощью электродистанционной системы (СДУ), и состоит из двух цельноповоротных консолей, выполненных по схеме "лонжерон и подкосная балка" с прямой осью вращения и расположением подшипников в консолях горизонтального оперения. Подкосные балки (полуоси) стабилизатора неподвижно закреплены в хвостовых балках фюзеляжа. В силовой набор каждой консоли стабилизатора входят также задняя стенка, 11 нервюр и работающая обшивка, подкрепленная стрингерами. Вертикальное оперение - двухкилевое, стреловидное (угол стреловидности по передней кромке 40 градусов), площадью 15.4 м2. Каждый киль оснащен рулем направления (площадь двух рулей 3.5 м2, углы отклонения +25 градусов в каждую сторону). Кили имеют трапециевидную форму и выполнены по двухлонжеронной схеме.
Силовая установка и общесамолетное оборудование
Силовая установка самолета состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей с форсажными камерами АЛ-31Ф, воздухозаборников с регулируемыми панелями, створками подпитки, воздушными каналами и системой управления АРВ-40А (рассмотрены в разделе "Фюзеляж"), системы охлаждения двигателей, системы дренажа и суфлирования двигателей, выносных коробок агрегатов с газотурбинными стартерами - энергоузлами ГТДЭ-117-1, топливной системы, системы защиты двигателей от попадания посторонних предметов (рассмотрена с разделе "Фюзеляж"), системы пожаротушения и системы контроля двигателей. В состав общесамолетного оборудования входят: • гидросистема; • пневмосистема; • система электроснабжения; • система управления самолетом, включающая систему дистанционного управления в продольном канале (СДУ); • система автоматического управления (САУ); • светотехническое оборудование; • система питания анероидно-мембранных приборов; • кислородное оборудование; • системы кондиционирования, охлаждения и наддува; • средства аварийного покидания самолета; • приборное оборудование кабины экипажа.
Вооружение
Вооружение самолета подразделяется на стрелково-пушечное и ракетное. Стрелково-пушечное вооружение представлено встроенной автоматической скорострельной одноствольной пушкой калибра 30 мм типа ГШ-301, установленной в наплыве правой половины крыла, с боекомплектом 150 патронов (применяется на всех модификациях истребителя Су-27). Ракетное вооружение размещается на авиационных пусковых устройствах (АПУ) и авиационных катапультных устройствах (АКУ), подвешиваемых на 10 точках: №1 и 2 - по оси самолета между гондолами двигателей по схеме "тандем", №3 и 4 (внутренние), 5 и 6 (внешние) - под консолями крыла, №7 и 8 - под законцовками крыла, №9 и 10 - под воздушными каналами двигателей. На самолете может быть подвешено до шести управляемых ракет воздух-воздух средней дальности типа Р-27 с полуактивными радиолокационными (Р-27Р) или тепловыми (Р-27Т) головками самонаведения, а также их модификации Р-27ЭР и Р-27ЭТ с увеличенной дальностью полета (на точках подвески №1, 2, 3,4,9 и 10). На четырех внешних подкрыльевых узлах (точки подвески №5, 6, 7 и 8) могут быть подвешены управляемые ракеты ближнего маневренного боя с тепловыми головками самонаведения типа Р-73.
Основные характеристики
• Длина крыла, м - 14,70 • Длина самолета, м - 21,935 • Высота самолета, м - 5,932 • Площадь крыла, м2 - 62.037 • Угол стреловидности крыла, град - 42 • Масса, кг пустого самолета - 16300 нормальная взлетная - 22500 максимальная взлетная - 30000 • Масса топлива, кг нормальная - 5270 максимальная - 9400 • Тип двигателя - 2 ТРДД АЛ-31Ф. • Максимальная тяга, кН бесфорсажная - 2 х 74,53 форсажная - 2 х 122,58 • Максимальная скорость, км/ч: у земли - 1380 на большой высоте - 2500 (М=2,35). • Максимальная скороподъемность, м/мин - 18000 • Практический потолок, м - 18500 • Динамический потолок, м - 24000 • Практическая дальность, км на высоте - 3680 у земли - 1370 • Максимальная скорость разворота, град/с установившегося - 17 неустановившегося - 23 • Длина разбега, м - 450 • Длина пробега, м без тормозного парашюта - 620 с тормозным парашютом - 700 • Макс. эксплуатационная перегрузка - 9. • Вооружение: 30-мм пушка ГШ-301 (150 патронов). Боевая нагрузка - 6000 кг на 10 узлах подвески: Может устанавливаться: до 6 УР класса воздух-воздух средней дальности Р-27ЭР1, Р-27ЭТ1, Р-27ЭТЕ и Р-27ЭРЕ, до 4 УР малой дальности Р-73 с тепловым ГСН.