.
 
Главная Форум Галерея Контакты Правила Статистика RSS 2.0
 
Поиск по сайту
 
Панель управления
     
   
«Агрессия — всегда права, когда за нею сила».
Леонид Семёнович Сухоруков  
 
 

Борис Сергеевич Стечкин
Раздел: Имена в истории
 
Среди создателей авиационных и ракетных двигателей Б. С. Стечкин занимает одно из первых мест.
После окончания Орловского кадетского корпуса семнадцатилетним юношей Борис отправился в Москву к профессору Н. Е. Жуковскому. Заметив незаурядные способности юноши к точным дисциплинам, тот помог даровитому провинциалу подготовиться к поступлению в Высшее техническое училище. Серьезно "заболев" новой и необычной областью знаний - авиацией, Борис вошел в кружок Жуковского. Энтузиасты - студенты начинали с азов: мастерили планеры и опробовали их в Лефортовском парке. Содержал себя Борис репетиторством. Случалось по бедности, прервав учебу, работать на прядильной фабрике, калькулятором на Тульском оружейном заводе. "Отец русской авиации" доверил любимому ученику чтение лекций по курсу гидродинамики, создание испытательных бюро в техническом училище и в Институте инженеров воздушного флота.
В годы первой мировой войны в лаборатории Н. Лебеденко началась творческая деятельность Бориса Сергеевича. Вместе с коллегами он сконструировал бомбометатель.
В 1918 г. Борис окончил Высшее техническое училище, защитив диплом под руководством Жуковского. Наставник предлагал оставить Стечкина при училище "как специалиста по летательным машинам", но его направили в отдел изобретений ВСНХ.
Занимаясь вопросами укрепления обороноспособности молодой социалистической республики, Борис Сергеевич проектирует камеру низкого давления для испытаний моторов на больших высотах, ставит вопрос о роли газовых турбин в военном деле. Факт, из ряда вон выходящий! Тогда еще не было на свете подобных двигателей. Этими исследованиями Стечкин заглянул на десятилетия вперед. Он стал одним из основателей Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), на долгие годы возглавил в нем винтомоторный отдел. Закономерным актом явилось присвоение тридцатилетнему Б. С. Стечкину звания профессора.
"Мотор должен быть легким, экономичным, действовать на предельном потолке подъема", - такие мысли постоянно волновали ученого. И опять мост в будущее - реактивные моторы в интерпретации Стечкина. Авторитет молодого профессора неоспорим: его принимали в управлениях Военно - Воздушных и Военно - Морских сил РККА, правительственных и партийных органах. Стечкинцы зарекомендовали себя деловыми людьми, не бросающими слов на ветер.
В стенах прославленной Военно - воздушной академии им. Н. Е. Жуковского заведующий кафедрой Б. С. Стечкин разработал теорию авиационных двигателей, основные положения которой остались неизменными до наших дней. Из ее слушателей - красных командиров, участников гражданской войны выросли те кадры науки и производства, благодаря работе которых советские летчики впоследствии успешно били фашистских асов в небе Родины и Западной Европы.
Прекрасного педагога Стечкина знали и любили в МВТУ, где его лекции внимательно штудировал Сергей Королев, в Московском механическом институте. Известный советский авиаконструктор А. А. Архангельский рассказывал: "Исключительной чертой Бориса Сергеевича было то, что он мог очень кратко, выпукло, ясно и доходчиво дать ответ на любой вопрос, который задавался. Другой часами будет объяснять то, на что у Б. С. уйдет полминуты, и вам все станет ясно".
Уже в 1921 г. были напечатаны статьи и лекции Стечкина, содержащие ряд классических положений, вошедших в фундаментальные теории двигателей. Во всех учебниках приводится формула Стечкина о мощности двигателя в зависимости от расхода топлива. Его математические выкладки публиковала Французская академия наук.
Солидная эрудиция, многоплановый диапазон интересов позволили ему стать высококлассным специалистом широкого профиля. Совместно с конструкторами А. Архангельским и А. Микулиным Борис Сергеевич делал моторы АМБеСы, аэромобиль, глиссер Стечкина, целую серию аэросаней. За полтора месяца создал для танка эжектор - устройство, позволяющее перекачивать топливо в машину.
Выносливость, природная удаль, ребячье озорство привлекали к нему сердца учеников, помощников по труду. С молодости до глубокой старости Борис Сергеевич занимался физкультурой и спортом. Был отличным мотоциклистом, автогонщиком, катерщиком, летчиком. Стечкинские рекорды скорости и расхода топлива в аэросанном пробеге Москва - Нижний Новгород так и остались непобитыми.
В конце 20- х годов Б. С. Стечкин завершил теоретическое обоснование одного из главных законов своей теории. На конференции в ЦАГИ сделал об этом доклад. А в февральском номере журнала "Техника воздушного флота" за 1929 г. появилась его статья "Теория воздушно - реактивного двигателя", которой суждено было стать исторической. Она безоговорочно утвердила приоритет Советского Союза в данной области и создала всемирную славу ее автору. К Стечкину обращались за помощью иностранные специалисты. Итальянский ученый просил разрешения назвать один из циклов воздушно - реактивного двигателя его именем.
Конечно, Стечкин творил не на пустом месте. Он развивал и конкретизировал идеи Н. Е. Жуковского, К. Э. Циолковского, И. В. Мещерского, использовал опыт зарубежных исследователей, инженеров.
"Есть ученые, которыми гордится все человечество. Их работы озаряют путь современной научно - технической революции. К таким ученым принадлежит Борис Сергеевич Стечкин. Если бы, кроме этого (имелась в виду его статья 1929 г.- А. П.), он ничего бы не создал, то все равно бы вошел в историю авиационной науки и техники. Но он был разносторонним ученым и сумел внести капитальный вклад в развитие гидроаэромеханики, теплотехники, в конструкторско - инженерную практику", - писали о нем генерал - полковник А. Пономарев, академик С. Туманский, заслуженный деятель науки и техники И. Варшавский. Окружающих изумляла железная логика доводов Стечкина, прозорливость, острота ума. Отталкиваясь от наблюдений за облаком дыма от папиросы, он доказал теорему о вихревых потоках, вычислил чередование колец. На столе у него всегда можно было видеть труды по двигателям, математике, дифференциальной геометрии на английском, немецком, французском языках.
Осенью 1929 г. в США была направлена делегация, в которую вошли также Б. Стечкин и А. Туполев, для переговоров с фирмами о техническом сотрудничестве. Был заключен выгодный контракт, выяснено, что в теории советские ученые не уступали американским.
Вскоре конструкторское бюро Стечкина создало четыре типа двигателей, на базе которых выпустили два мотора его имени. Борис Сергеевич возглавлял научно - исследовательский отдел, разработавший качественно новое реактивно - динамическое оружие. В соавторстве с Л. Курчевским он написал об этом книгу. Наиболее значительное из их изобретений - безоткатные динамореактивные пушки. Строгая инспекция в составе наркома обороны К. Е. Ворошилова, Г. К. Орджоникидзе, М. Н. Тухачевского с удовлетворением приняла эффективное средство поражения врага.
В 1935 г. Стечкина назначили заместителем начальника Центрального института авиационных моторов (ЦИАМ). Он энергично сплачивал и нацеливал ученых, конструкторов, инженеров на создание сверхзвуковой авиации. С подчиненными был строг, но объективен, не терпел зазнайства и верхоглядства.
В Московском авиационном институте Борис Сергеевич читал курс лекций по теории двигателей и ряд лет председательствовал в его государственной экзаменационной комиссии. В это время он успешно занимается теорией авиационных нагнетателей центробежного типа, которая вела к созданию мощных сверхвысотных двигателей. По его расчетам и под непосредственным наблюдением создавались агрегаты центрального наддува.
Грянула Великая Отечественная... Борис Сергеевич занялся проектированием пульсирующих воздушно - реактивных двигателей для разгона поршневых самолетов. "УС" (ускоритель Стечкина), по мнению академика В. П. Глушко, - одна из выдающихся его работ.
Когда создавался опытный завод, заместителем директора по научно - исследовательской работе пригласили Б. С. Стечкина. Неуемный изобретатель активно включился в создание турбореактивных двигателей. Установки стечкинского турбонаддува позволяли перехватчику подниматься на высоту, где обычные двигатели не могли работать из - за разряженности атмосферы. Его работы по лопаточным машинам помогли создать теоретическую базу для расчета центробежных и осевых компрессоров. И поныне в монографиях, пособиях фигурируют формулы Стечкина об изменении плотности потока в центробежном компрессоре, о колесе нагнетателя и другие.
В 1946 г. он получает Государственную премию, избирается членом - корреспондентом АН СССР, через год - действительным членом Академии артиллерийских наук. Вершиной всенародного признания заслуг перед отечеством стало избрание Б. С. Стечкина 23 октября 1953 г. академиком Академии наук СССР.
Пережитое сказывалось на здоровье. Но в бездействии он не мог прожить и дня. Его моторами оснащались лучшие истребители: знаменитый ТУ -104 имел "сердце", сработанное умом и талантом Стечкина. За это ему присудили в 1957 г. Ленинскую премию, первую по авиационной промышленности. Новатор везде и во всем, он занимался плазменными, ионными двигателями. Ведь они могли обеспечить необходимую скорость космическим кораблям! С юношеским задором приступил Стечкин к разработке теории газовых турбин, добился их внедрения на электростанциях страны. В Институте машиноведения АН СССР на голом месте организовал лабораторию газовых турбин. На ее базе вырос Институт двигателей, а директором назначили его основателя.
В честь 70- летия академику Б. С. Стечкину присвоили звание Героя Социалистического Труда, вручили орден Ленина и Золотую медаль "Серп и молот". Неутомимый юбиляр проектировал и консультировал изготовление двигателей для подводных лодок. Уже на склоне лет создал проблемную лабораторию в Московском автодорожном институте.
Ученый всей душой болел и горячо ратовал за чистоту окружающей среды. Его выступление в "Правде" о борьбе с выхлопными газами от автомобилей получило больше общественный резонанс.
Почести мало тревожили Б. С. Стечкина. Поэтому многие его ценные работы не были подготовлены к печати. После смерти обнаружили тысячи страниц записей, определявших развитие стержневых направлений науки и техники. Свои гипотезы, задумки он щедро раздавал ученикам, коллегам. Был скромен до щепетильности, дорожил репутацией бескорыстного подвижника науки. Аспирантам, ассистентам редко удавалось упросить его поставить свое имя под статьей, написанной в развитие идей, предложений своего руководителя.
Научная карьера Б. С. Стечкина продолжалась более полувека. Закончил он ее учителем и соратником славной когорты генеральных и главных конструкторов, академиков, докторов, ведущих работников авиационной промышленности и авиации. До последних минут жизни Борис Сергеевич работал в конструкторском бюро С. П. Королева над любимой темой - по перспективным космическим двигателям.
"Главный моторист Советского Союза" - так с гордостью называли его в авиации. Трудам академика - героя предстоит великое будущее.

Автор: А. А. Петухов


Добавь ссылку в БЛОГ или отправь другу:  добавить ссылку в блог
 




Последние сообщения с форума

Название темы Автор Статистика Последнее сообщение
Танки второй мировой

Тема в разделе: СССР

Algol

Просмотров: 6549

Ответов: 1

Автор: vazonov11

16-06-2014, 14:55

Навигация
 
Опрос
 
Необходимо ли России совместное ПРО с НАТО?

Да, сама Россия создать ПРО не может
Да, это повысит доверие между нами
Нет, любые альянсы с потенциальным врагом опасны
Нет, мы сами в состоянии создать ПРО

Информер
 
Сейчас на сайте: 7
Гостей: 7
Пользователи: 
- отсутствуют
Роботы: 
- отсутствуют

 Последние посетители: 

Популярное
 
Помощь
 

Яндекс.Деньги

Картой

Поделиться
 
Главная страница   |   Регистрация   |   Добавить новость   |   Новое на сайте   |   Статистика   |   Поддержка

WEB студия Site Master | All Rights Reserved. © warshistory.ru 2009-2015