"Тунгуска" зенитный пушечно-ракетный комплекс малой дальности.
История создания
Успех общевойскового наступательного или оборонительного боя полков, особенно первого эшелона, во многом определяется степенью их прикрытия от ударов СВН противника. Войсковая эксплуатация и боевое применение ЗСУ-23-4 "Шилка" показали, что она способна вести эффективную борьбу не только низколетящим воздушным целям, особенно в сложной помеховой обстановке, но и с наземным противником. Однако ЗСУ-23-4 имеет малую зону эффективного обстрела целей, низкое поражающее действие боеприпасов и зачастую не обеспечивает своевременный обстрел целей, особенно при ведении разведки в автономном режиме.
Первых два недостатка устранялись увеличением калибра автоматических зенитных пушек до 30 мм., так как дальнейшее увеличение калибра снарядов не обеспечивалось техническими возможностями поддержания высокого темпа стрельбы.
Постановлением СМ СССР № 427-151 от 8.06.1970 г. кооперации предприятий и организаций во главе с конструкторским бюро приборостроения (КБП) МОП (главный конструктор А.Г. Шипунов) поручается оценка возможности создания новой 30-мм ЗСУ "Тунгуска". На основе эскизного проекта установки в 1973 г. было принято решение о разработке технического проекта и опытного образца новой ЗСУ. Одновременно было признано целесообразным, для расширения зоны обстрела целей и повышения боевого потенциала ЗСУ "Тунгуска", установить на ней дополнительное ракетное вооружение с системой оптического визирования и радиотелеуправления ЗУР. По результатам исследований дальность обнаружения низколетящих целей собственной РЛС, при среднеквадратической ошибке до 30 м, должна составлять 16-18 км, а вертикальный сектор обзора - не менее 20 град.
В соответствии с окончательными требованиями (1975 г.) боевая эффективность стрельбы ЗСУ "Тунгуска" артиллерийским (ракетным) вооружением должна быть в пределах: по самолету - 0,32-0,7 (0,45-0,7) и по вертолету - 0,5-0,74 (0,7-0,75).
В качестве самоходной базы была выбрана гусеничная машина, унифицированная с ГМ ЗРК "Тор", обеспечивающая ее движения по шоссе в пределах 65 км/час.
В связи с принятием на вооружение ЗРК "Оса-АК" разработка ЗСУ с близкими характеристиками была прекращена (1975-1977 гг.). Однако при этом не была учтена специфика борьбы с боевыми вертолетами в полковом звене, что показала война во Вьетнаме, где широко использовались вертолеты с противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР).
Поэтому в 1973 г., по результатам специальных исследований, был сделан вывод о необходимости продолжения работ и в 1980 г. для решения задач борьбы с боевыми вертолетами на поле боя был создан зенитный пушечно-ракетный комплекс (ЗПРК) "Тунгуска".
Кроме КБП (Постановление Правительства №229-82 от 1973 г., главный конструктор А.Г. Шипунов) в создании установки участвовали: Ульяновский механический завод МРП (радио приборный комплекс, главный конструктор Ю.Е. Иванов), НИЭМИ МРП (счетно-решающий прибор), Минский тракторный завод МСХМ (гусеничное шасси ГМ-352 с системой электропитания), Ковровский ВНИИ "Сигнал" МОП (системы наведения, стабилизации линии выстрела и оптического прицела, аппаратура навигации), Ленинградское ЛОМО (прицельно-оптическое оборудование), другие предприятия и организации (ряд других оборонных организаций и учебных заведений страны). Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 8.09.1982 г. комплекс был принят на вооружение Войск ПВО Сухопутных войск.
Производство ЗПРК "Тунгуска" было организовано на Ульяновском механическом заводе, ставшим головным предприятием по его выпуску.
Назначение
ЗПРК "Тунгуска" представляет собой автономный высокомобильный многофункциональный комплекс ближнего действия, предназначенный для борьбы с самолетами, вертолетами, КР и ДПЛА, легкобронированными наземными и морскими целями в сложной радиоэлектронной обстановке в любых погодно-климатических условиях днем и ночью. Его боевые возможности обеспечивают непосредственное прикрытие войск и отдельных объектов в наступательном и оборонительном бою, на марше и при расположении на месте от ударов СВН противника с предельно малых, малых и частично средних высот.
Созданный на 8 лет раньше зарубежного многоцелевого ракетного комплекса "Адатс" ЗПРК "Тунгуска" стал первым в мире уникальным многоцелевым зенитным пушечно-ракетным комплексом двойного назначения. По сравнению с другими зенитными самоходными комплексами ближнего действия отечественного и зарубежного производства он в большей степени соответствует критерию "стоимость-эффективность".
Основные характеристики ЗПРК "Тунгуска" с ЗУР 9М311
Основной разработчик
Тульское КБП
Год принятия на вооружение
1982
Зона поражения целей ЗУР/пушками, км:
-по дальности
2,5-8/до 4
-по высоте
0,015-3,5/до 4
-по параметру
до 3/до 2
Вероятность поражения ЗУР/пушками:
-самолета
0,45-0,7/0,32-0,72
-вертолета, БЛА
0,7-0,75/0,5-0,74
-КР
0,24-0,5/0,1-0,25
Скорость поражаемых целей, м/с
до 500
Время реакции, с
до 10
Боекомплект, ЗУР/снарядов
8/1904
Скорострельность пушек техническая, выстр./мин.
4000-5000
Начальная скорость снаряда,м/с
960
Вертикальный угол обстрела из пушек, град.
-10 - +87
Масса ЗУР/с контейнером, кг
42/57
Масса БЧ, кг
9
Масса ЗСУ в боевом положении, т
34
Время развертывания, мин
до 5
Максимальная скорость движения, км\ч
до 65
Состав
Типовой состав ЗПРК "Тунгуска" включает боевые средства, средства технического обеспечения и учебно-тренировочные средства. К боевым средствам относятся ЗСУ 2С6, ЗУР 9М311 в транспортно-пусковом контейнере (8 ракет на ЗСУ), 30-мм выстрелы с осколочно-фугасно-зажигательным и осколочно-трассирующим снарядами (до 1524 и 380 шт. в возимом боекомплекте соответственно).
БМ ЗСУ 2С6 – автономная боевая машина, способная самостоятельно или по данным целеуказания обнаруживать воздушные цели в движении, определять их государственную принадлежность и степень опасности, обстреливать и уничтожать с определенной вероятностью огнем из пушек или ракетами (с короткой остановки). При необходимости, кроме того, ЗСУ 2С6 может поражать живую силу и легкобронированные наземные (надводные) цели противника.
Принципиальное отличие от аналогичных зенитных средств малой дальности состоит в совмещении в одной боевой машине (БМ) пушечного и ракетного вооружения, оптико-электронных средств обнаружения, сопровождения и управления огнем (РЛС обнаружения, РЛС сопровождения цели, наземного радиозапросчика "свой-чужой", прицельного оптического оборудования, цифровой вычислительной системы и приводов наведения).
Кроме того, ЗСУ оснащена встроенной аппаратурой контроля неисправностей и навигации, системами жизнеобеспечения, связи, автоматики, а также противоатомной, противохимической и биологической защиты.
Бронированная герметизированная башня, кондиционер, отопитель и фильтровентиляционная установка обеспечивают нормальные условия жизнедеятельности экипажа, защиту его от пуль и средств массового поражения. Вся аппаратура и вооружение ЗСУ размещены на шасси многоцелевого тяжелого транспортера гусеничного (МТ-Т) с противопульным бронированием, обеспечивающим машине высокую проходимость, маневренность и плавность хода при скорости движения до 65 км/ч.
Станция обнаружения целей (СОЦ) - когерентно-импульсная РЛС кругового обзора дециметрового диапазона волн. Обеспечивает обнаружение целей на фоне интенсивных отражений от подстилающей поверхности земли и в пассивных помехах, однозначное определение дальности и радиальную составляющую скорости цели, обеспечивает ее сопровождение по дальности и азимуту, автоматическую выдачу данных целеуказания ССЦ и текущей дальности в цифровую вычислительную систему в условиях применения противником интенсивных радиоэлектронных помех. Электромеханическая стабилизация антенны СОЦ обеспечивает ведение боевой работы в движении.
Импульсная мощность передатчика 7-10 кВт, чувствительность приемника порядка 2х10Е-14 Вт, ширина диаграммы направленности антенны по азимуту и углу места 5 и 15 град. соответственно. Это позволяет станции с вероятностью 0,9 обнаруживать истребитель в диапазоне высот 25-3500 м на удалении до 20 км с разрешающей способностью 500 м по дальности, 5-6 и 15 град по азимуту и углу места соответственно. Среднеквадратические ошибки определения координат цели не превышают 20 м по дальности, 1 и 5 град. по азимуту и углу места соответственно.
Станция сопровождения целей (ССЦ) - когерентно-импульсная РЛС сантиметрового диапазона волн с двухканальной системой сопровождения по угловым координатам и фильтровой селекцией движущихся целей в каналах автодальномера и углового автосопровождения. Коэффициент подавления пассивных помех и отражений от местных предметов составляет 20-25 дБ. Станция с антенной в передней части башни переходит на автосопровождение в режимах целеуказания и поиска цели в секторе 120 град. по азимуту и 0-15 град. по углу места.
Импульсная мощность передатчика станции 150 кВт, чувствительность приемника - 3х10Е-13 Вт, ширина диаграммы направленности антенны – 2 град. по азимуту и углу места. С вероятностью 0,9 ССЦ способна автоматически сопровождать по трем координатам летящего на высотах 25-1000 м истребителя с дальности 10-13 км (по данным СОЦ) и 7,5-8 км при самостоятельном секторном поиске. При разрешающей способности не хуже 75 м по дальности и 2 град. по угловым координатам среднеквадратические ошибки сопровождения цели станцией не превышают 2 м по дальности и 2 делений угломера по угловым координатам.
Обе станции уверенно обнаруживают и сопровождают низколетящие (зависшие) вертолеты. Действующие на высоте 15 м со скоростью 50 м/с вертолеты обнаруживались СОЦ с вероятностью 0,5 на дальности 16-17 км, а с 11-16 км ССЦ переходила на их автосопровождение. Последняя способна определять зависший вертолет по доплеровскому изменению частоты отраженного от вращающегося винта сигнала и переходить на его автосопровождение по трем координатам.
Станции оснащены средствами защиты и могут сопровождать цели в условиях применения противником активных помех за счет совместного использования радиолокационных и оптических средств. Это и соблюдение норм частотно-территориального разноса рабочих частот станций обеспечивают живучесть боевой машины в условиях применения ПРР типа "Шрайк" и действии в составе подразделения.
Цифровая вычислительная система (ЦВС) предназначена для автоматизации боевой работы ЗСУ, выбора оптимального режима работы системы управления огнем, вида оружия и режима огня с учетом дальности и скорости цели.
30-мм двуствольные зенитные автоматы 2А38 с принудительным охлаждением стволов служат для кругового обстрела воздушных и наземных (надводных) целей в вертикальной плоскости от -9 до +85 град. в любой боевой и погодно-климатической обстановке осколочно-фугасно-зажигательными и осколочно-трассирующими снарядами. По темпу стрельбы (4810 выстрелов в минуту) и боекомплекту (1904 патрона) ЗПРК превосходит зарубежные аналоги.
Каждый из двух автоматов имеет свой механизм подачи патронов в каждый ствол из общей патронной ленты и один стреляющий механизм ударного действия, обслуживающий поочередно левый и правый стволы. Дистанционное управление стрельбой осуществляется электроспуском. Патронная лента снаряжается снарядами осколочно-фугасно-зажигательного и осколочно-трассирующего действия в соотношении 4:1 соответственно. Автоматы надежны в эксплуатации и обеспечивают безотказную работу при температурах от -50 до +50 град. С, при дожде, обледенении и запыленности, стрельбе без чистки в течение 6 суток с ежесуточным отстрелом до 200 патронов на автомат и с сухими (обезжиренными) деталями автоматики. Без смены стволов автоматы обеспечивают производство не менее 8000 выстрелов при соблюдении режима стрельбы 100 выстрелов на автомат с последующим охлаждением стволов. Начальная скорость снарядов – до 980 м/с.
Твердотопливная ЗУР 9М311 предназначена для обстрела воздушных целей с короткой остановки и с места в условиях их оптической видимости. Она выполнена по бикалиберной схеме с отделяемым двигателем и полуавтоматической радиокомандной системой управления с ручным сопровождением цели и автоматическим выводом ракеты на линию визирования.
Схема ракеты (соотношение стартовой и маршевой ступеней 2:1, отсутствие маршевого двигателя) обеспечили надежное и точное наведение ЗУР, снизили ее массу и габариты, упростили компоновку бортовой аппаратуры и боевого снаряжения. В ракете применено пассивное аэродинамическое демпфирование планера в полете, которое обеспечивается коррекцией контура ее управления командами, поступающими на ракету от вычислительной системы ЗСУ.
Двигательная установка выполнена в виде однорежимного облегченного стартового двигателя в пластмассовом корпусе, который за 2,6 с работы сообщает ракете начальную скорость 900 м/с и отделяется. Для исключения задымления линии оптического визирования цели полет ракеты на стартовом участке осуществляется по дугообразной траектории с использованием радиокоманд.
Маршевая ступень ракеты массой 18,5 кг после вывода на линию визирования цели продолжает полет в баллистическом режиме при средней (максимальной) скорости и располагаемых перегрузках около 600 (910) м/с и 18 ед. соответственно. Это обеспечивает поражение скоростных (до 500 м/с) и маневрирующих с перегрузкой 5-7 ед. целей на встречных и догонных курсах.
Поражение цели осуществляется осколочно-стержневой БЧ с контактным и неконтактным лазерным взрывателями. Для повышения эффективности стрежневые поражающие элементы заключены в рубашку из готовых элементов массой 2-3 г, образующих после ее подрыва осколочное поле. БЧ массой 9 кг обеспечивает режущее действие элементов конструкции планера и зажигательное – элементов ее топливной системы, а при малых промахах (до 1,5 м) - фугасное действие.
Неконтактный датчик цели (НДЦ) представляет собой четыре полупроводниковых лазера с фотоприемниками. Первые образуют восьми лучевую диаграмму направленности перпендикулярно продольной оси ракеты, вторые улавливают отраженный от цели лазерный сигнал. Дальность уверенного срабатывания НДЦ достигает 5 м, надежного несрабатывания - 15 м. Он взводится по радиокомандам за 1 км до встречи ЗУР с целью. Контактный взрыватель, при высокой вероятности прямого попадания ЗУР в цель (около 60%), позволяет использовать их для поражения, при необходимости, наземных и надводных целей. В этом случае НДЦ перед стартом ЗУР отключается.
В состав бортовой аппаратуры ЗУР, кроме того, входят антенно-волноводная система, электронный блок, гироскопический координатор, блок рулевого привода, трассер, блок питания. Система управления ракетой по высоте не имеет ограничений и для поражения цели требуется лишь ее оптическая видимость. Полностью боеготовая ракета, массой 42 кг, поступает в эксплуатацию в транспортно-пусковом контейнере, масса которого с ЗУР составляет 57 кг.
Для поддержания боевой готовности БМ, их технического обслуживания и ремонта в составе комплекса имеется до шести транспортно-заряжающих машин (ТЗМ 2Ф77), машина ремонта и технического обслуживания (МРТО), машина технического обслуживания (МТО), автоматизированная контрольно-испытательная станция (АКИПС), мастерская технического обслуживания (МТО-АГЗ).
Состояние
Для повышения боевых возможностей ЗСУ модернизировалась.
БМ "Тунгуска-М" (2К22М) имеет улучшенный информационный обмен между БМ 2К22М и УБКП 9С737, принят на вооружение ПВО СВ в 1990 г. и предназначен для решения тех же задач, что и его прототип. При сохранении основных боевых характеристик, в отличие от него, он имеет аппаратуру передачи данных (АПД), новые средства связи для обеспечения совместной работы с унифицированным батарейным командирским пунктом "Ранжир" и подвижным пунктом разведки и управления начальника ПВО дивизии "ППРУ-1М". Кроме того, БМ "Тунгуска-М" оснащена новым газотурбинным двигателем с повышенным (с 300 до 600 часов) ресурсом работы и может использовать усовершенствованную зенитную ракету (9М311-1).
ЗПРК "Тунгуска-М1" (2К22М1) в результате модернизации стал современным мобильным автономным зенитным комплексом малой дальности, который предназначен для борьбы с низколетящими самолетами, вертолетами, КР и ДПЛА, легкобронированными наземными и надводными целями в сложной радиоэлектронной обстановке в любых погодно-климатических условиях днем и ночью. Является последним вариантом поэтапного совершенствования этого зенитного комплекса.
Основные характеристики ЗПРК "Тунгуска-М1" с ЗУР 9М311-М
Основной разработчик
Тульское КБП
Год принятия на вооружение
2003
Зона поражения целей ЗУР/пушками, км:
-по дальности
2,5-10/до 4
-по высоте
0,015-3,5/до 4
-по параметру
до 4/до 2
Вероятность поражения ЗУР/пушками:
-самолета
0,45-0,7/0,32-0,72
-вертолета, БЛА
0,7-0,75/0,5-0,74
-КР
0,24-0,5/0,1-0,25
Скорость поражаемых целей, м/с
до 500
Время реакции, с
до 10
Боекомплект, ЗУР/снарядов
8/1904
Скорострельность пушек техническая, выстр./мин.
4000-5000
Начальная скорость снаряда, м/с
960
Вертикальный угол обстрела из пушек, град.
-10 - +87
Масса ЗУР/с контейнером, кг
42/57
Масса БЧ, кг
9
Масса ЗСУ в боевом положении, т
до 35
Время развертывания, мин
до 5
Максимальная скорость движения, км\ч
до 65
Впервые зенитная самоходная установка "Тунгуска-М1" была представлена в 1995 г. на международной выставке вооружений в Абу-Даби.
В состав ЗПРК "Тунгуска-М1" входят боевые (ЗСУ 2С6М1, 8 ЗУР 9М311-1М в ТПК, 30-мм выстрел с осколочно-фугасно-зажигательным и осколочно-трассирующим снарядами) и технические (ТЗМ 2Ф77М на базе КАМАЗ-43101, МРТО 2Ф55-1 с прицепом и 1Р10-1М, МТО 2В110-1, МТО-АТГ-М1 и АКИПС 9В921) средства. Кроме того, в составе средств технического обслуживания имеются групповые и ремонтные комплекты запасных частей и принадлежностей для всех средств ЗПРК.
Реализованные в комплексе технические решения в 1,3-1,5 раза повысили его боевые возможности по сравнению с аналогичными показателями ЗПРК "Тунгуска".
БМ "Тунгуска-М1" от прототипа отличается:
· увеличенной до 10 км дальностью поражения целей; · значительной автоматизацией процессов обмена информацией с БКП, а также наведения ракеты на цель; · возможностью автоматического распределения целей между ЗСУ одного подразделения непосредственно с УБКП типа "Ранжир"; · использованием модернизированной ракеты, на которой лазерный неконтактный датчик цели заменен радиолокационным с круговой диаграммой направленности, а трассер – импульсной лампой-фарой, что упростило боевую работу наводчика; · существенно повышенной помехозащищенностью комплекса и вероятностью поражения целей, применяющих оптические помехи, низколетящих КР и других малоразмерных целей.
Технические решения, реализованные в ЗСУ "Тунгуска-М1" могут быть использованы для повышения эффективности ранее выпущенных вариантов БМ "Тунгуска".
ЗСУ "Тунгуска-М1", вместо ГМ-352 белорусского производства, размещена на шасси ГМ-5975, созданного производственным объединением ПО «Метровагонмаш» (г. Мытищи).
По мнению специалистов, сегодня ЗПРК "Тунгуска" является наиболее мощным средством ПВО такого класса и не имеет аналогов в мире.
Комплекс состоит на вооружении армий России, Республики Беларусь, Индии, Марокко и ряда других стран.