.
 
Главная Форум Галерея Контакты Правила Статистика RSS 2.0
 
Поиск по сайту
 
Панель управления
     
   
«Смелость — это преодоленная трусость».
Илья Шевелев  
 
 

С-200
Раздел: Вооружение РФ
 
С-200С-200 зенитная ракетная система дальнего действия.

История создания

Разработка и принятие на вооружение вероятных противников бортового авиационного оружия, позволявшего наносить удары по войскам и объектам без входа в зону поражения ЗРС С-75 и С-125, вели к значительному снижению эффективности системы ПВО СССР. Особенно острой эта проблема была на Северном и Дальневосточном стратегических воздушно-космических направлениях, которые отличались весьма редкой сетью дорог и низкой плотностью населенных пунктов, разделенных обширными пространствами почти непроходимых лесов и болот.

Возможным путем решения этой проблемы являлось создание на вероятных направлениях действий американской стратегической авиации и самолетов-снарядов ряда оборонительных рубежей с использованием существующей передвижной системы ПВО С-75 с дальностью действия около 30 км. Однако более перспективным и экономически обоснованным стало создание и принятие на вооружение системы ПВО СССР, создаваемой в 50-60-е гг. прошлого столетия, передвижной ЗРС дальнего действия, способной поражать скоростные высотные цели. Разработка такой системы под наименованием С-200 была начата в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №608-293 от 4 июня 1958 года.

Сам факт создания и начало развертывания ЗРС С-200 стал одним из аргументов для изменения тактики действий авиации потенциального противника и перехода к действиям на малых высотах. А это, в свою очередь, расширяло возможности средств ПВО ближнего действия, малой и средней дальности, в том числе и зенитной артиллерии, по борьбе с воздушными целями. Несомненным достоинством С-200 было и применение ракет с полуактивным самонаведением, что, при совместном использовании с С-75 и С-125, оснащенными ЗУР с радиокомандным наведением на цель, существенно осложняло противнику решение задач радиоэлектронной борьбы и воздушной высотной разведки. В результате самолеты-разведчики США и других стран НАТО, в том числе и SR-71, долгие годы могли выполнять свои задачи только путем разведывательных полетов вдоль границ СССР и стран Варшавского договора.

ЗРС С-200 являлась новой многоканальной ЗРС и предназначалась для поражения целей типа Ил-28, действующих со скоростями до 1000 (600) м/с в диапазоне высот 5-35 км на дальности до 150 (180-200) км. По высокоскоростным целям типа истребителя МиГ-19, ЭПР которого была сравнима с крылатыми ракетами "Блю Стил" и "Хаунд Дог", дальность перехвата устанавливалась в пределах 80-100 км. При этом вероятность поражения всех типов целей должна была составлять 0,7-0,8 на всех рубежах.

Головной организацией по разработке системы С-200 в целом и наземных радиотехнических средств огневого комплекса было назначено КБ-1 ГКРЭ (НПО "Алмаз"), зенитной управляемой ракеты – ОКБ-2 ГКАТ (МКБ "Факел") во главе с А.А. Расплетиным и П.Д. Грушиным соответственно. Кроме них в работах по созданию новой ЗРС участвовал целый ряд других организаций и предприятий.

Среди них завод №117 (маршевый двигатель ЗУР), НИИ-160 (электровакуумные приборы), НИИ-504, НИИ-48 и Государственный оптический институт (радио- и комбинированный взрыватели ЗУР), НИИ-6 и ГСКБ-47 (БЧ ракеты), ОКБ завода №476 (стартовая автоматика), ВИАМ (радиопрозрачный обтекатель для ЗУР), НИИ-101 и НИИ-5 (сопряжение средств управления и огневых средств со средствами оповещения и целеуказания), ОКБ-567 и ЦНИИ-11 (телеметрическая аппаратура и контрольно-измерительные средства для испытаний), ленинградское ЦКБ-34 (наземное оборудование стартовой и технической позиций) и многие другие.

Глубокое изучение и проработка технического задания на разработку системы С-200 с комбинированной (командной с самонаведением на конечном участке) системой наведения ЗУР показало, что в установленные Постановлением 1958 г. сроки техническое решение невозможно. Поэтому в том же году КБ-1 разработало и представило свой проект ЗРС в двух вариантах: первый – одноканальная С-200 с комбинированным наведением двух типов ракет и дальностью действия 150 км; второй – пятиканальная ЗРС С-200А с радиолокатором непрерывного излучения, ракетами с полуактивными ГСН и предстартовым захватом цели.

Преимущество последней перед заданной С-200 состояло в использовании принципа «выстрелил и забыл» в стрельбовом канале, что упрощало его и не требовало передачи ГСН ЗУР опорного сигнала; существенными недостатками – необходимость обеспечения малых углов укрытия для ГСН на ПУ при скрытном размещении ЗРС в соответствии с режимными требованиями и увеличение необходимой для позиции системы С-200 отчуждаемой площади.

Окончательное направление проектирования и образ ЗРС были закреплены в новом Постановлении ЦК КПСС и СМ СССР №735-338 от 4 июля 1959 года. За ней сохранилось обозначение С-200 при изменении общей схемы построения и ее основных характеристик. Так, поражение скоростных целей типа Ил-28 и МиГ-17 должно было осуществляться на дальности 90-100 км и 60-65 км соответственно, а новых беспилотных СВН с ЭПР в 3 раза меньшей МиГ-17 – в пределах 40-50 км. Кроме того, самонаведение с момента старта предполагалось использовать в ракетах с обычной и специальной боевой частью.

Эскизный проект на ракету В-860 в ОКБ-2 был готов к концу 1959 года. Но уже в сентябре 1960 года разработчикам поручается довести дальность поражения этой ЗУР сверхзвуковых целей типа Ил-28 до 110-120 км, а дозвуковых – до 160-180 км с использованием «пассивного» участка движения ракеты по инерции после завершения работы ее маршевого двигателя.

В качестве основного варианта была принята ЗРС в составе огневого комплекса (дивизион - КП, радиолокатор обнаружения – РЛО, ЦВМ и до пяти стрельбовых каналов), ракеты и технической позиции.

КП ЗРС, совместно с радиолокатором уточнения обстановки, предназначался для обмена информацией с вышестоящим командным пунктом. Стрельбовый канал огневого комплекса (радиолокатор подсвета цели - РПЦ, стартовая позиция с шестью ПУ, средства энергообеспечения и вспомогательные средства) позволял без перезаряжания ПУ последовательно обстреливать три воздушные цели при одновременном самонаведении на каждую из них двух ракет.

ЗУР большой дальности В-860 представляла собой двухступенчатую ракету с твердотопливными ускорителями и ЖРД в качестве маршевой двигательной установки, выполненную по нормальной аэродинамической схеме с расположением рулей позади крыла. Эта компоновка, впервые примененная в нашей стране на В-860, значительно облегчала управление полетом, упрощала стабилизацию и обеспечивала требуемую маневренность ракеты на больших высотах.

Ракету предполагалось размещать на пусковой установке с постоянным углом старта в 48 градусов. Первый полет ЗУР В-860 с работающей маршевой ступенью осуществился в декабре 1960 г., а всего же к концу августа 1961 г. по программе испытаний было произведено 15 пусков ракет в различной комплектации.

Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР №161-64 от 22.02.1967 года зенитная ракетная система С-200А под шифром "Ангара" с временными средствами целеуказания и дальностью пуска по цели типа Ту-16 в 160 км была принята на вооружение. Ее основные тактико-технические характеристики, в основном, соответствовали тактико-техническому заданию и обеспечивали поражение воздушных целей, действующих с нескольких направлений. Количество одновременно обстреливаемых целей определялось числом стрельбовых каналов. При этом захват цели ГСН осуществлялся при нахождении ракеты на пусковой установке.

Изменения в тактике и вооружении вероятных противников стали причиной формирования смешанных бригад в составе группы дивизионов ЗРС С-200 (КП и 2-3 стрельбовых канала по 6 ПУ) и 2-3 дивизионов С-125 по четыре пусковых установки. Это позволяло размещать ЗРК С-200 на значительно большей территории страны и увеличить общую площадь прикрытия средствами ПВО дальнего действия.

Последующее принятие на вооружение в США УР типа "воздух-поверхность" SRAM (AGM-69A, Short Range Attack Missile) подтвердили целесообразность развертывания ЗРС С-200. Эта ракета с дальностью действия 160 (320) км при пуске с малых (больших) высот предназначалась для борьбы со средствами ПВО средней и малой дальности, а также для нанесения ударов по другим заранее обнаруженным целям и объектам. При размещении позиций С-200 впереди обороняемого объекта обеспечивалось уничтожение самолетов-носителей ракет SRAM до их пуска и повышало живучесть всей системы ПВО.

В 1970 г. количество пусковых установок ЗРС С-200, по данным США, достигало 1100, в 1975-м – 1600, в 1980-м – 1900, а в середине 1980-х гг. – около 2030 единиц. Практически, все важнейшие объекты страны находились под защитой этой зенитной системы.

Назначение

ЗРС С-200 в окончательно сформированном виде является всепогодным многоканальным по цели, перевозимым средством ПВО дальнего действия. Она предназначена для борьбы с различными типами (самолеты, воздушные КП, постановщики помех, другие СВН) пилотируемых и беспилотных воздушных целей, летящих со скоростями до 1200 м/с на высотах от 300 м до 40 км и дальностях до 300 км в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия. При этом плотность активных и пассивных помех может составлять до 250 Вт/МГц и 24 пачки дипольных отражателей на 100 м пути соответственно.

Состав

ЗРС С-200 включает общесистемные средства (КП, РЛО, ЗУР типа 5В21, 5В28, 5В28М) и группу ЗРК (зенитных дивизионов), каждый из которых является стрельбовым (целевым) каналом. В состав дивизиона входят: радиотехническая батарея (радиолокатор подсвета цели (РПЦ) – антенный пост К-1В, аппаратная кабина К-2В и кабина преобразования электропитания К-22) и стартовая батарея (кабина управления стартом К-3В, 6 ПУ 5П72В и 12 заряжающих машин 5Ю24М и средства электроптитания).

Командный пункт, взаимодействующий с вышестоящим КП, включает кабину распределения целей (К-9, К-9М) и систему электропитания (три дизель-электрических станции 5Е97 с распределительно-преобразовательным устройством - кабина К-21). Кабина К-9 может сопрягаться с АСУ зенитной ракетной бригады АСУРК-1МА, "Вектор-2", "Сенеж", а также с АСУ корпуса (дивизии) ПВО. Командному пункту могут придаваться РЛС П-14А "Оборона" или П-14Ф "Фургон". До разработки автоматической системы управления АСУРК-1МА командному пункту придавались так называемые "временные средства целеуказания" - РЛК П-80 "Алтай" и ПБУ-200 (создан на базе ПБУ АСУ группировкой комплексов С-75 АСУРК-1).

В качестве радиолокатора обнаружения могли использоваться РЛС типа П-14А (П-14Ф) с радиовысотомером ПРВ-11 (ПРВ-13) или РЛК П-80 (П-80А с улучшенными характеристиками) "Алтай" с ПРВ-13. На базе последнего был создан радиолокационный узел средней производительности в составе двух дальномеров типа П-80 и до четырех высотомеров ПРВ-11 или ПРВ-13. Канал пеленгации последнего мог работать в трехкоординатном и программном режимах, определять дальность, азимут и высоту низколетящих (от 100 м и выше) целей в автономном режиме или по внешнему целеуказанию от сопрягаемой РЛС кругового обзора, а также выдавать на нее пеленги самолетов-постановщиков помех. При стационарном использовании ЗРС С-200 в сложных погодно-климатических условиях все РЛС (П-14А, П-14Ф, П-80 и ПРВ) размещались под специальными укрытиями.

РПЦ (двух контейнерная доплеровская РЛС непрерывного излучения) предназначен для подсвета цели и наведения на нее ЗУР с полуактивной ГСН, а также для получения информации о цели и ракетах в полете. При достаточно широком диапазоне рабочих частот, исключающем взаимные помехи, в зависимости от обстановки, он может работать в режиме монохроматического излучения (МХИ) или фазокодовой модуляции (ФКМ). При использовании МХИ обеспечивается сопровождение цели по углу места, азимуту и скорости, а дальность вводится вручную по целеуказанию от КП или приданных средств разведки. Это позволяет захватить цель и перейти на ее автосопровождение ГСН ракеты с дальности 400-410 км и 290-300 км соответственно. В режиме ФКМ воздушная цель сопровождается по углу места, азимуту, скорости и дальности, на основании которых выбирается тип траектории полета ЗУР (высотная или низкая) и определяется характер (закрытая, особая, групповая) цели. При необходимости РПЦ по данным внешнего ЦУ может использоваться для поиска целей, но его возможности для решения этой задачи невысоки. Боевая работа антенного поста осуществляется в отсутствие людей

После перехода на автосопровождение цели необходимые данные о ней автоматически поступают в кабину управления стартом и в виде команд управления используются для азимутального разворота ПУ, наведения ГСН ракет по угловым координатам, частоте принимаемого сигнала, скорости и дальности цели.

Кабина К-22 (распределительно-преобразовательное устройство) обеспечивает преобразование электроэнергии, поступающей от штатных дизель электростанций или от промышленной сети в трехфазный ток напряжением 220 В частотой 400 Гц.

Стартовая позиция (5Ж51 и 5Ж51В для ЗРС С-200 и С-200В соответственно), которых в составе ЗРС может быть от двух до пяти, служит для подготовки и пуска по цели ракет и располагается на некотором удалении от РПЦ. Она включает шесть ПУ, 12 заряжающих машин, кабину управления стартом (К-3, К-3В) и систему электропитания.

Типовая стартовая позиция (СП) представляет собой круговую систему площадок для шести ПУ с центральной площадкой для кабины управления стартом и средств электропитания, а также систему рельсовых дорог для заряжающих машин (по две на каждую ПУ). Такое расположение обеспечивает безопасность при одновременном заряжании нескольких ПУ и при подвозе ракет в момент пуска ЗУР с соседних пусковых установок. СП могут быть постоянные и временные, обеспечивающие многократный и одноразовый пуск ЗУР соответственно. Как правило, ПУ устанавливается на сборно-разборном фундаменте из бетонных плит. В типовом варианте СП длина рельсовых путей для заряжающих машин 5Ю24 составляет 41 м, а путь движения рельсовой заряжающей машины около 35 м. 

Кабина К-3 (К-3В) управления стартом оборудована в полуприцепе типа ОдАЗ-828 для буксировки которой при смене позиции используются седельные тягачи ЗиЛ-157КВ или ЗиЛ-131В. Она служит для независимого автоматизированного контроля готовности и старта шести ракет за время не более 60 с (первая стартует через 2-2,5 с после команды «Пуск»). При обнаружении неисправности предстартовые операции с ракетой прекращаются.
Перевозимая пусковая установка (5П72, 5П72Б, 5П72В) с постоянным углом старта обеспечивает перегрузку ракеты на себя, автоматические заряжание и дистанционную предстартовую подготовку, наведение и пуск ракеты. После пуска ракеты к ПУ в автоматическом режиме пристыковывается одна из заряжающих машин с ракетой и перезаряжается. Разряжание ПУ с ракетой осуществляется на транспортную, заряжающую или транспортно-заряжающую машину в полуавтоматическом режиме. Управление ПУ осуществляется из кабины управления стартом. 

Заряжающая машина (5Ю24) представляет собой раму на рельсовом ходу с опорами для ракеты и механизмами, обеспечивающими ее передвижение по рельсам, сцепление с ПУ и досылку ЗУР, автоматическое заряжание и возвращение в исходное положение. Рама с устройствами располагается на двухосной тележке. 

Двухступенчатая ЗУР (5В21, 5В28, 5В28М) выполнена по нормальной аэродинамической схеме с четырьмя треугольными крыльями большого удлинения и полуактивной головкой самонаведения. 

Первая ступень (4 твердотопливных ускорителя 5С25, 5С28 с тягой около 43 т каждый) устанавливается между крыльями второй (маршевый жидкостный ракетный двигатель) ступени. Нижний ускоритель оснащен бугелями и роликами на хвостовой части для опоры ракеты при ее перегрузке и движении по направляющим пусковой установки.

Вторая (маршевая) ступень ракеты конструктивно представляет собой ряд аппаратных отсеков с жидкостным двухкомпонентным ракетным двигателем с насосной системой подачи топлива. В отсеках размещаются: блок ГСН под радиопрозрачным обтекателем (№1), бортовая аппаратура ракеты (№2), БЧ и горючее для бортового источника питания (№3), баки с горючим и воздушно-арматурный блок с шар-баллоном (№4), бортовой источник питания и баллоны гидросистемы с гидроаккумулятором (№5), рулевые машинки с рулями (№6) и жидкостный ракетный двигатель одноразового действия (5Д12).

Наведение ЗУР на цель производится полуактивной радиолокационной головкой самонаведения, которая включается в работу через 17 с после выдачи команды на подготовку ракеты к пуску. Затем осуществляется ее синхронизация с лучом РПЦ и подстройка под его рабочую частоту, а также наведение в направлении цели по азимуту (поворотом ПУ) и углу места (по данным с ЦВМ "Пламя КВ"). После захвата и автоматического сопровождения цели ГСН по дальности и скорости ее движения производится старт ракеты. Время готовности к стрельбе не превышает одной минуты.

При отсутствии в течение пяти секунд отраженного от цели сигнала ГСН ракеты самостоятельно производит ее поиск по скорости в узком, а после пяти сканирований – в широком 30-килогерцовом диапазоне. Если сигнал от цели появляется, ГСН вновь захватывает ее и наведение ракеты продолжается, а если цель не находится, то на рули ЗУР поступает команда «максимально вверх» и она уходит в верхние слои атмосферы, где производится подрыв ее боевой части.

Аэродинамические поверхности на маршевой ступени имеют Х-образное расположение по «нормальной» схеме с задним положением рулей относительно крыльев. Рули трапециевидной формы установлены на шестом отсеке ракеты и приводятся в движение гидравлическими рулевыми машинками.

Осколочно-фугасная БЧ (5Б14Ш) оснащена взрывчатым веществом (до 91 кг) и шарообразными поражающими элементами двух диаметров (21000 элементов массой 3,5 г и 16000 массой 2 г), что обеспечивает надежное поражение целей при стрельбе на встречных курсах и вдогон. Подрыв БЧ осуществляется по команде радиовзрывателя вблизи цели или в конце управляемого полета при промахе с разлетом осколков в секторе 1200 со скоростью 1000-1700 м/с.

В ЗРС С-200 "Ангара" предусматривалось применение двух вариантов ракет – 5В21 (В-860, с ГСН 5Г22, счетно-решающим прибором 5Э22, автопилотом 5А41) и ее усовершенствованного аналога 5В21А (В-860П, с ГСН 5Г23, счетно-решающим прибором 5Э23, автопилотом 5А43).

Модификации

ЗРС С-200В "Вега" и С-200Д "Дубна" являются вариантами модернизации этой зенитной ракетной системы. Они отличаются значительно увеличенной дальностью стрельбы и высотой поражения целей, модифицированной ракетой 5В28М (ГСН 5Г24) большой дальности, возможностью стрельбы по целям "вдогон" и в условиях активных помех. Стартовая позиция (5Ж51Д) ЗРС С-200Д перевозимая и развертывается с марша за время не более 24 часов.

В течение 1989-1990 гг. проводилась работа по созданию "Вынесенной зенитной ракетной батареи" (ВЗРБ), располагаемой на удалении до 140 км от РПЦ и управляемой через промежуточную кабину связи. Однако практического продолжения эта работа не получила.

Основные характеристики ЗРС С-200 различных модификаций

Модификации С-200А С-200В С-200Д
Год принятия на вооружение 1967 1970 1985
Дальность поражения целей, км 17-160 17-240 17-300
Высота поражения целей, км 0,3-40,8 0,3-40,8 0,3-40,8
Курсовой параметр, км до 110 до 150 до 200
Максимальная скорость целей, м/с 1200 1200 1200
Вероятность поражения самолета ЗУР 0,4-0,98 0,6-0,98 0,7-0,99
Канальность по цели 2-5 2-5 2-5
Время подготовки к стрельбе, с до 60 до 60 до 60
Масса ПУ без ракеты, т до 16 до 16 до 16
Стартовая масса ЗУР, кг  7000 7100 8000
Масса БЧ, кг 217 217 217
Время развертывания (свертывания), час. 24 24 24

ЗРС С-200В с начала 1980-х гг. под индексом С-200ВЭ "Вега-Э" поставлялась в ГДР, Польшу, Словакию, Болгарию, Венгрию, КНДР, Ливию, Сирию. В начале 1990-х гг. система С-200ВЭ была приобретена Ираном. Экспортный вариант системы отличался от ЗРС С-200В измененным составом аппаратуры ПУ и кабины управления.

Боевое применение

Первое боевое применение ЗРС С-200ВЭ было отмечено в 1982 году в Сирии, где на дальности 180 км был сбит израильский самолет ДРЛО E-2C "Хокай", после чего американский авианосный флот отошел от берегов Ливана.

Комплексы С-200ВЭ, развернутые к марту 1986 года на позициях южнее ливийского г. Сирт, были применены против палубных самолетов авианосной группировки 6-го флота США накануне воздушных ударов по городам Триполи и Бенгази 16 и 17 апреля того же года. Так, 20 марта дежурный дивизион С-200ВЭ тремя ракетами последовательно обстрелял три палубных штурмовика типа А-6 и А-7, действовавших с авианосца "Саратога", которые нарушили воздушную границу Ливии над Средиземным морем в заливе Сидра. Все три самолета, по информации ливийского руководства и советских военных специалистов в Ливии, были сбиты. Это подтверждали данные средств объективного контроля и прилет большого количества спасательных вертолетов с этого авианосца в район падения сбитых самолетов, зафиксированный ливийскими радиолокационными средствами. Кроме того, три организации (ЦКБ "Алмаз", испытательный полигон и НИИ МО) провели независимое компьютерное моделирование всех трех стрельб на основе имеющихся данных и получили практически одинаковую, в пределах 0,96-0,99, вероятность поражения каждого самолета. Однако президент Р. Рейган, подтвердивший обстрел самолетов США, сам факт их поражения, в связи с отсутствием вещественных доказательств, отрицал.

После снятия ЗУР 5В28 с вооружения на ее базе, путем замены БЧ необходимым оборудованием, была создана гиперзвуковая летающая лаборатория "Холод" для отработки гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ГПВРД). Это было обусловлено приемлемыми параметрами траектории ее полета и достаточно низкой стоимостью.


Добавь ссылку в БЛОГ или отправь другу:  добавить ссылку в блог
 




Последние сообщения с форума

Название темы Автор Статистика Последнее сообщение
Танки второй мировой

Тема в разделе: СССР

Algol

Просмотров: 6549

Ответов: 1

Автор: vazonov11

16-06-2014, 14:55

Навигация
 
Опрос
 
Необходимо ли России совместное ПРО с НАТО?

Да, сама Россия создать ПРО не может
Да, это повысит доверие между нами
Нет, любые альянсы с потенциальным врагом опасны
Нет, мы сами в состоянии создать ПРО

Информер
 
Сейчас на сайте: 6
Гостей: 6
Пользователи: 
- отсутствуют
Роботы: 
- отсутствуют

 Последние посетители: 

Популярное
 
Помощь
 

Яндекс.Деньги

Картой

Поделиться
 
Главная страница   |   Регистрация   |   Добавить новость   |   Новое на сайте   |   Статистика   |   Поддержка

WEB студия Site Master | All Rights Reserved. © warshistory.ru 2009-2015