Сторожевой корабль морской зоны для решения задач противолодочной и противовоздушной обороны
История
Сторожевой корабль (СКР) пр.1135 шифр «Буревестник» является дальнейшим развитием и дополнением больших противолодочных кораблей пр.1134-А и 1134-Б, предназначенных для действий в океанской зоне. Однако по сравнению с ними пр.1135 имеет меньшее водоизмещение и меньшую стоимость при обеспечении способности решать широкий круг задач в морской зоне и в удаленных районах океана.
Проектирование нового корабля первоначально было поручено Зеленодольскому ПКБ (ЦКБ-340), специализировавшегося на создании малых боевых кораблей. Однако планировавшаяся установка на нем новых средств противолодочной борьбы и другого вооружения влекло за собой значительный рост водоизмещения. Поэтому в 1964 г. разработка пр.1135 «Буревестник» была поручена Северному ПКБ (ЦКБ-53), главный конструктор Н.П. Соболев, главный наблюдающий от ВМФ – капитан 2 ранга И.М. Стецюра, общее руководство - В.Е. Юхнин. Проектирование корабля было закончено в 1966 г.
Головной корабль пр.1135 «Бдительный» был построен в 1970 г. на заводе «Янтарь» (ССЗ №820, Калининград), а в феврале 1971 г. вошел в состав флота. По сравнению с предшественниками имел более высокие мореходные качества, втрое большее водоизмещение и более мощное вооружение. Кроме того, строительство кораблей этого проекта было развёрнуто на ССЗ им. А.А.Жданова (№190, Ленинград) и «Залив» (№532, Керчь). СКР «Ладный» заложен на стапеле ССЗ «Залив» в г.Керчь (заводской номер 16), спущен на воду 07.05.1980 г., вступил в строй 29.12.1980 г. и 25.02.1981г7. включен в состав Черноморского флота. Всего по пр.1135 «Буревестник» до 1981 г. был построен 21 корабль.
Назначение
Сторожевой корабль пр.1135 «Ладный» предназначен для решения задач противолодочной и противовоздушной обороны соединений боевых кораблей.
Особенности проекта
Архитектура СКР пр.1135 полубачная с удлиненным полубаком, округлыми обводами с малыми углами заострения ватерлиний, клиперским форштевнем, большим развалом шпангоутов в носовой оконечности, плоской низкой кормой и строительным дифферентом на нос. Корпус смешанный с отношением длины к ширине 8,6., стальной (из стали марки МК-35), с 14 водонепроницаемыми отсеками. По расчетам, корабль должен был остаться на плаву при затоплении трех смежных или пяти несмежных отсеков. Палубные надстройки и внутренние переборки помещений изготовлены из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61.
Служебные и жилые помещения размещены на главной палубе под полубаком (каюты офицеров и мичманов, камбуз и матросская столовая). По главной палубе проходит сквозной коридор от юта в нос, раздваиваясь вокруг шахт ЗРК. В кормовой части находится помещение для размещения гидроакустической станции (ГАС) «Вега» с подъемно-опускным устройством. Циркуляция корабля диаметром 4,3 кбт осуществляется за 130 с на скорости 32 узла, размер рысканья не превышает 2 град., инерция с полного хода до остановки - 1940 м за 524 с. Наибольший кренящий момент составляет 85 град., запас плавучести - 6450 т.
Корабль отличается высокими мореходными качествами (хорошо всходит на волну, практически отсутствует заливаемость и забрызгиваемость на всех скоростях, небольшая забрызгиваемость кормовой части палубы возможна при скоростях более 24 узлов и циркуляции с курсовым угле 90 град. к волне). Это обеспечивает использование всех видов оружия на любых скоростях при волнении моря до 4 (5) баллов без успокоителей (с успокоителями) качки.
Главная энергетическая установка (ГЭУ) газотурбинная с двумя агрегатами М7К (две газовые маршевые турбины ДО63 по 6000 л.с. и 2 форсажные газовые турбины ДК59 по 17000 л.с.) двухвальная. При необходимости специальный редуктор обеспечивает работу одного маршевого двигателя на оба вала. Наличие газового реверса повысило экономичность ГЭУ и обеспечило дальность плавания более 4000 миль экономической скоростью. Время пуска турбин из холодного состояния не превышает 3 минут. Полный запас топлива - 450-550 т., средний суточный расход топлива в походе составляет около 25 т. Гребные винты - четырехлопастные, малошумные, переменного шага, с обтекателем (масса каждого 7650 кг, диаметр 3,5 м, 320 об/мин.).
Вооружение СКР пр.1135 «Ладный» обеспечивает борьбу с подводными, надводными и воздушными целями. Противолодочное вооружение - управляемый ракетный комплекс (УРПК) четырехтрубный «Раструб» (на СКР более раннего выпуска «Метель») с самонаводящейся торпедой 85РУ (85Р), способной поражать подводные и надводные цели головной частью УМГТ; 2 реактивные бомбометные установки РБУ-6000 (96 РГБ). Зенитное управляемое вооружение – 2 модернизированных ЗРК малой дальности «Оса-МА-2» с ракетой 9М33 40 ЗУР) с минимальной высотой поражения 5 м. Артиллерийское вооружение - комплекс АК-726-МР-105 (2х76,2-мм спаренные автоматизированные установки АК-726). Торпедное вооружение – 2х533-мм четырехтрубных торпедных аппарата ЧТА-53-1135 с торпедами типа СЭТ-65 или 53-65К. В кормовой части корабля может быть размещено до 16 мин.
Модификации
СКР пр.1135-М (Krivak-II class) – оснащены усиленным новой 100-мм артустановкой АК-100 с РЛС управления «Лев», более совершенной ГАС «Титан-2Т», стандартное водоизмещение увеличено почти на 140 т, строились параллельно с основной серией с 1975 г. СКР пр.11351 (Krivak-III class) – пограничный корабль для контроля экономической зоны на Тихом океане, разработан Северным ПКБ как пр.11351. Вместо комплекса ПЛУР установлена одна 100-мм артустановка АК-100, на корме размещена ВПП с ангаром для вертолёта и 30-мм автоматы АК-630 с РЛС управления «Вымпел», установлены новая ГАС «Платина-С» под килем и буксируемая ГАС «Бронза». Принят на вооружение в 1984 г., построено 8 кораблей.
СКР пр.11352 (Modified Krivak-I class) – разработан в 1983 г. и предусматривал размещение противокорабельного ракетного комплекса «Уран», но из-за срывов сроков создания нового поколения тактических ПКР реализация затянулась до начала 1990 гг. Были модернизированы два корабля - «Ленинградский комсомолец» и «Пылкий» (вместо снятых РБУ-6000 были установлены по две счетверённые ПУ ПКР «Уран», РЛС «Ангара» заменена РЛС «Фрегат-МА», ГАС «Титан-2» – ГАС «Титан-2Т»).
СКР пр.11353 (Modified Krivak-I class) – по этому проекту в 1983-1984 гг. на сторожевом корабле «Жаркий» на заводе им. А.А. Жданова был установлен новый гидроакустический комплекс «Звезда-МГ» в целях его отработки, стандартное водоизмещение увеличилось более чем на 350 т.
Состояние
СКР пр.1135 использовались на всех флотах в качестве основного боевого корабля морской зоны (в составе Балтийского флота – 7, Северного – 5, Тихоокеанского – 4, Черноморского – 5). После раздела Черноморского флота два СКР («Безукоризненный» и «Беззаветный») в 1997 г. вошли в состав ВМС Украины (переименованы соответственно в U133 «Николаев» и U134 «Днепропетровск»). Последний выведенный из состава ВМФ стал СКР «Задорный» Северного флота.
СКР пр.1135 «Ладный» 7-10.08.1981 г. был с визитом в Варне (Болгария), 18-22.06.1996 г. - в Пирее (Греция). В 1991 г. и 1993 г. завоевывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ), а в 1994 г. - приз ГК ВМФ по артподготовке (в составе КУГ). В 1994 г. участвовал в совместных учениях с кораблями ВМС стран НАТО, а 08.05.1995 г. - в международном морском параде в Санкт-Петербурге, посвященном 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. В 2005-2006 гг. прошел плановый ремонт в Туапсе. В августе 2008 г. принял участие в совместной со странами НАТО антитерростической операции «Активные усилия», для чего зашел в базу ВМС Турции на Средиземном море Акзас-Карагач.