Малый противолодочный корабль, предназначенный для поиска и уничтожения подводных лодок противника в ближней морской зоне
История создания Идея создания корабля пр.1124 как специализированного скоростного противолодочного корабля небольшого водоизмещения возникла в 50-60 гг. XX века, что было обусловлено появлением за рубежом подводных лодок нового поколения и необходимостью принятия эффективных мер противодействия им во всех морских зонах, в т.ч. и в прибрежных районах, вблизи военно-морских баз и пунктов базирования кораблей отечественного флота. Задание на разработку малого противолодочного корабля (МПК) пр.1124 "Альбатрос" было выдано в 1963 г. Зеленодольскому ЦКБ-340, ранее разработавшего сторожевые корабли (СКР) противолодочной обороны (ПЛО) первого и второго поколений. Эскизный проект нового корабля (главный конструктор Ю.А. Никольский, наблюдающий от ВМФ сотрудник ЦНИИ ВК капитан 2 ранга И.В. Козловский) был рассмотрен в июне 1964 г.
В техническом проекте 1965 г. были реализованы все требования ВМФ и создан хорошо вооружённый по тому времени, достаточно быстроходный специализированный корабль для поиска и уничтожения подводных лодок вблизи побережья с полным водоизмещением 900 т. По утвержденному в 1972 г. откорректированному пр.1124 полное водоизмещение МПК составляло 940 т., были убраны "гребни" в надводной части борта, упрощена геометрия выступающих частей корпуса. Полная скорость хода корабля при работе дизелей и газовой турбины превышала 35 узлов.
Серийное строительство МПК типа "Альбатрос" было начато по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР №680-280 от 10.08.1964 г., при том, что откорректированный после испытаний в 1970 г. головного корабля (МПК-147) был утвержден в 1972 г. Головной корабль пр.1124, был заложен в 1967 г. (ССЗ им.Горького, г. Зеленодольск), спущен на воду в октябре 1968 г., а в октябре 1970 г. сдан флоту. В период до 1986 г. по пр.1124 было построено 38 кораблей (19 на ССЗ в г. Зеленодольске, 14 - на ССЗ в г. Хабаровске, 5 - на ССЗ "Ленинская кузница" в г.Киеве). С 1981 по 1983 гг. на Владивостокском заводе были построены 5 кораблей пр.1124 для морских пограничных частей. С 1980 г. в Зеленодольске, Хабаровске и Киеве началось строительство модернизированных кораблей по пр.1124М.
Назначение Малый противолодочный корабль корабль пр.1124 "Альбатрос" предназначен для поиска, обнаружения и уничтожения подводных лодок противника при выполнении задач охраны военно-морских баз и пунктов базирования флота, рейдов, а также для противолодочного охранения кораблей и транспортов на переходе морем.
ОсобенностиАрхитектуре МПК пр.1124 было уделено большое внимание еще на этапе конструирования. В результате были выбраны наиболее оптимальные комбинированные обводы корпуса корабля, обеспечивающие требуемую скорость в 35 узлов. С целью снижения степени заливаемости и забрызгивания верхняя часть корабля имела нетрадиционную седловатую палубу и протяженную по всей ширине корпуса носовую надстройку.
Главная энергетическая установка (ГЭУ, разработана под руководством А. Кунаховича и А. Мышакина) представляет собой трехвальгую дизель-газотурбинную установку в составе 2 дизельных двигателей экономического хода (М-507А по 10000 л.с. каждый) и газотурбинного двигателя (ГТД, М-8М, 18000 л.с.), работающие на 2 бортовых и средний вал соответственно. Два дизельных двигателя или ГТД обеспечивали движение корабля со скоростью 20-22 узла, все три – более 35 узлов. Управление двигателями дистанционное. Установка такой комбинированной ГЭУ была обусловлена необходимостью поддержания длительное время относительно невысокого хода при поиске ПЛ на ходу, глубокой акустической разведки на месте и максимально быстрого выхода в район ее предполагаемого нахождения с целью атаки бортовыми средствами поражения. В движении под дизелями дальность плавания со скоростью 18 узлов дальность составляла не менее 2500 миль. Электроэнергетическая система корабля выполнена на базе 3 дизель-генераторов мощностью 200, 300 и 500 кВт (общая мощность 1000 кВт).
Вооружение Противолодочное вооружение МПК пр.1124 включает два двухтрубных поворотных 533-мм торпедных аппарата ДТА-5Э-1124 с самонаводящимися торпедами типа "Енот-2" (СЭТ-65, скорость хода до 40 узлов, дальность до 15 км, боевая часть до 200 кг), размещенных побортно на палубе позади носовой надстройки и две 12 ствольных реактивных бомбометных установки РБУ-6000 (размещены побортно в носовой части, боезапас 96 реактивных глубинных бомб РГБ-60, дальность стрельбы до 6 км, глубина поражения до 400 м, масса ВВ 23,5 кг). Для поиска, обнаружения, классификации подводных лодок и выдачи целеуказания МПК оснащен подкильной ("Аргунь") и опускаемой ("Шелонь") гидроакустическими станциями.
Оружие самообороны включает: зенитный ракетный комплекс "Оса-М" для борьбы с воздушными целями (боекомплект 20 ракет, зона поражения по дальности и высоте до 10 км и 60-5000 м) с РЛС МР-302 "Рубка", расположена в носовой части; универсальный артиллерийский комплекс АК-725-МР-103 в составе башенной универсальной спаренной 57-мм автоматической установки АК-725 (дальность стрельбы по дальности 12,9 км, высоте 6,7 км) и "стрельбовой" РЛС МР-103 "Барс" (антенный пост размещен на кормовой надстройке, способна устойчиво сопровождать малоразмерные морские и воздушные цели на дальности до 40 км.).
Модификации МПК пр.1124 (Grisha-I class) – базовый проект малого противолодочного корабля;
МПК 1124-П (Grisha-II class) – в 1973 г. создан по заказу КГБ СССР для частей морской пограничной охраны на основе базового МПК как пограничный сторожевой корабль (ПСКР) пр.1124-П. Вместо ЗРК "Оса-М" установлена вторая артустановка АК-725. По этому проекту было построено 17 ПСКР, большинство из которых имели персональные собственные наименования. Кроме того, в погранвойска было передано несколько кораблей базового пр.1124;
МПК пр.1124 (Grisha-III class) – в ходе серийного строительства, начиная с 13 по счету корпуса, в начале 70 гг. МПК пр.1124 оснащаются новым артиллерийским комплексом АК-725-МР-123, в составе 57-мм установки АК-725 и 30-мм шестиствольной артиллерийской установки АК-630 (дальность стрельбы до 4 км), которая предназначена для поражения противокорабельных крылатых ракет в ближней зоне обороны. Управление обеими установками осуществлялось РЛС МР-123 "Вымпел";
МПК пр.1124-К (Grisha-IV class) – опытовый корабль (МПК-5), на котором испытывались зенитный ракетный комплекс "Кинжал" и новый опытный противолодочный ракетный комплекс РПК-5 "Ливень" (РБУ-10000, устанавливался в носовой части вместо РБУ-6000, на вооружение не принят); МПК пр.1124-М (Grisha-V class) – модернизированный МПК, разработан в 1976 г. Зеленодольским ПКБ. От базового проекта отличается новой подкильной ГАС "Платина", 76-мм артустановкой АК-176 (вместо 57-мм), ЗРК "Оса-МА" (вместо "Оса-М"), наличием вспомогательного движительно-рулевого комплекса под транцем корабля. В результате водоизмещение корабля увеличилось на 30 т, а скорость снизилась на 3 узла. Всего было построено 20 кораблей этого проекта, а последние оснащались РЛС типа "Фрегат-МА" в связи с прекращением производства РЛС "Рубка".
Состояние Изначально корабли этого проекта считались удачными и их строительство продолжалось вплоть до развала СССР. По завершению постройки серии МПК пр.1124 они находились в составе всех четырёх флотов СССР. По состоянию на 2007 г. в составе ВМФ России имеется 5 МПК пр.1124, остальные были выведены из состава флота в 1990-х гг. или переданы в страны ближнего зарубежья (МПК-44 и МПК-108 – в 1993 г. Литве и переименованы в F-11 "Zemaitis" и F-12 "Aukstaitis" соответственно, а МПК-52 и МПК-43 - в 1997 г. Украине, переименованы в U210 "Херсон" и U209 "Сумы"). Три МПК пр.1124 находится в составе ФПС России и несут службу по охране границы на Тихом океане.