Боевой корабль, решающий задачи борьбы с надводными, воздушными и береговыми целями
История создания
Разработка и строительство кораблей пр.956 стало возрождением класса эскадренных миноносцев, которые в настоящее время являются единственными за всю историю отечественного флота эсминцами официально относящихся к кораблям 1 ранга. Тактико-техническое задание на проектирование корабля пр.956 (проект "Сарыч") было выдано в 1970 г. Значительное влияние на его создание оказала программа первого американского многоцелевого корабля – эсминца нового поколения типа "Спрюенс" (головной заложен в 1972 г.). Первоначально эсминец пр.956 проектировался как ракетно-артиллерийский корабль водоизмещением около 5000 т для огневой поддержки десантов. В последующем он создавался как универсальный, способный действовать в составе ордера кораблей и автономно. Проектировался корабль пр.956 (с 1971 г.) Северным ПКБ под руководством В.Юхнина (главный конструктор И.И. Рубис, главный наблюдающий от ВМФ капитан 1 ранга И.М. Стецюра, затем капитан 2 ранга В.Г. Басов).
По ударным ракетным, артиллерийским и противовоздушным средствам эсминец пр.956 превосходил "Спрюенс", однако уступал ему по оснащению противолодочным вооружением, обеспечивающим лишь защиту от подводных лодок. Сравняться с иностранным аналогом по возможностям борьбы с подводными лодками не удалось в связи большими массо-габаритными характеристиками гидроакустического комплекса (ГАК) "Полином" и отсутствия резервов, израсходованных на установку мощного (около 300 т) артиллерийского вооружения. Противолодочное вооружение эсминца пр.956 включало 2 реактивные бомбометные установки РБУ-1000, 2 двухтрубных 533-мм торпедных аппарата, противолодочный вертолёт типа Ка-25 (Ка-27) временного базирования и небольшая гидроакустическая станция (ГАС) "Платина-С" с антенной в носовом бульбовом обтекателе.
Головной корабль пр.956 типа "Современный" был заложен на ленинградском ССЗ им. А.А. Жданова 3.03.1976 г., спущен на воду 18.11.1978 г. и введён в строй 25.12.1980 г. Окончательные испытания он прошел на Чёрном море до августа 1982 г. До 1991 г. на заводе было построено и сдано флоту 14 кораблей пр.956. Эсминец с заводским номером 876 "Московский комсомолец" был заложен в 1989 г., спущен на воду в июне 1991 г., с 15.02.1992 г. переименован в "Настойчивый, введен в строй 30.12.1992 г. После 1991 г. серия была ограничена 19 единицами, из которых до 1995 г. было сдано ещё четыре эсминца, 2 последних корабля достраивались на ССЗ "Северная верфь" (ССЗ им. А. А.Жданова) для продажи Китаю.
В связи с недостаточными возможностями пр.956 по борьбе с подводными лодками было принято решение о создании системы из двух кораблей – корабля УРО и ПВО (пр.956) и специализированного корабля противолодочной обороны (ПЛО, пр.1155). Они должны были вести совместные действия в составе соединений и групп кораблей. Предполагалось строительство 50 кораблей обоих проектов, однако в последующем их количество было сокращено. В качестве главной корабельной энергетической установки (ГЭУ) была определена газотурбинная установка (ГТУ). Это решение было обосновано невозможностью существующих мощностей обеспечить турбинами строительство всех кораблей, а также тем, что при возникновении трудностей в снабжении дизельным топливом флот будет иметь корабли, использующие мазут или сырую нефть. Однако требование квалифицированной эксплуатации ГТУ с использованием дефицитных расходных материалов стали причиной появления предубеждения к установкам данного типа.
Противолодочный корабль пр.1155, дополняющий эсминец пр.956, первоначально разрабатывался как улучшенный вариант большого противолодочного корабля (БПК) пр.1135 без присущих ему недостатков (отсутствие вертолета, сравнительно малая дальность действия гидроакустических средств). Было усилено авиационное и зенитно-ракетное вооружение, установлены ГАК "Полином", вместо ЗРК "Оса-М" - многоцелевой ЗРК "Кинжал", другие новые образцы техники и вооружения. Вместо бульбы (пр.1134А, 1134Б, 1135) носовая часть корабля была выполнена в виде торпедообразной формы (отрицательно сказалась на мореходности, вызывала днищевый слеминг и сильное брызгообразование, затруднявшее использование оружия). Головной корабль пр.1155 "Удалой" был заложен на судостроительном заводе "Янтарь" в 1978 г., спущен на воду в феврале 1980 г. Всего до 1991 г. было построено 8 таких кораблей. Кроме того, еще 4 корабля этого проекта было построено на заводе им. Жданова.
Создание системы из кораблей пр.956 и пр.1155 было реализовано частично и возлагаемые надежды не оправдало, а постоянные исследования с целью создания многоцелевого корабля, объединяющего возможности пр.956 и пр.1155, что не привело к положительному решению. С учетом недостатков пр.1155 (отсутствие ПКР, слабость зенитного и артиллерийского вооружения) была разработана модификация корабля пр.1155.1., серийное строительство которых планировалось на заводе "Янтарь". До 1991 г. было заложено 2 корабля, в 1994 г. спущен на воду головной корабль "Адмирал Чабаненко" (вступил в строй в 1999 г.).
Назначение
Эскадренный миноносец пр.956 предназначен для подавления наземных целей, в т.ч. объектов противодесантной обороны, живой силы и техники противника при проведении десантных операций, осуществления противовоздушной и противокорабельной обороны соединений и отдельных кораблей (транспортов), борьбы с десантно-высадочными средствами противника, патрулирования и несения боевой службы совместно с другими силами флота, решения других задач.
Архитектура
Корпус эсминца пр.956 имеет полубачную архитектуру с симметричным размещением артиллерии и зенитных средств и, в определённой степени, повторяет схему расположения вооружения кораблей пр.61 и 61МЭ. Корабль имеет хорошие мореходные характеристики с малыми уровнями бортовой, килевой качки и рысканием в штормовую погоду, а для большей устойчивости он оснащен успокоителями качки.
Одно из отличий состоит в размещении вертолетной площадки на крыше надстройки и приближении ее к центру килевой качки (улучшило посадку вертолёта при значительном волнении). Отсутствуют системы принудительной посадки и транспортировки вертолета в ангар. В сравнении с БПК пр.1155, несмотря на примерно равные размерения, внутренние коридоры и проходы, а также некоторые боевые посты эсминца пр.956 более тесны. Это обусловлено использованием на нем более "габаритной" котлотурбинной главной энергетической установки, а также более крупногабаритного вооружения (130-мм артиллерия вместо 100-мм и ЗРК "Ураган" вместо ЗРК ''Кинжал").
Командир размещается в жилом блоке, офицеры и мичманы - в двухместных каютах, матросы - в кубриках по 10-25 чел. Прием пищи осуществляется "большой" (офицеры) и "малой" кают-компаниях, команда – в 3 смежных столовых. Корабль оснащен носовым и кормовым бытовыми устройствами, а также устройствами (душевой, сауной) для помывки.
Энергетическая установка
Эсминцы пр.956 единственные в мире корабли 3 поколения, на которых в качестве главной энергетической установки (ГЭУ) используется котлотурбинная установка (КТУ) из 4 паровых котлов высокого давления типа КВН-98/64-11 и 2 паротурбинных двигателей мощностью 50000 л/с каждый, работающих на 2 винта фиксированного шага, позволяющая развивать скорость свыше 30 узлов. Высоконапорные паровые котлы с уменьшенной удельной массой, по сравнению с предыдущими моделями, отличаются увеличенным КПД при полной нагрузке. Как недостаток отмечено снижение КПД при малых и средних нагрузках, низкий ресурс и необходимость высокой квалификации обслуживающего персонала. В результате ограничения в финансировании в 1990 гг. привели к выводу части кораблей, нуждавшихся в ремонте ГЭУ, из состава флота.
Обеспечение корабля электроэнергией (трехфазный ток частотой 50 Гц, напряжением 400 В) осуществляют 2 паротурбогенератора мощностью по 1250 кВт и 4 резервных дизель-генератора по 600 кВт. Восполнение утечек и приготовление воды для различных нужд обеспечивается двумя опреснительными установками, кондиционирование воздуха – четырьмя пароэжекторными холодильными машинами (производительность по 300 тыс. ккал/ч). Стояночный режим и подготовку ГЭУ к действию обеспечивается вспомогательной котельной установкой с одним вспомогательным котлом паропроизводительностью 12 т/ч.
Вооружение
Ударное ракетное оружие корабля представлено противокорабельным ракетным комплексом (ПКРК) "Москит" (по одной счетверенной пусковой установке с каждого борта в передней части корабля под углом 15 град. к горизонту), боезапас 8 ракет 3M80E (SS-N-22, Sunburn), дальность полета до 120 км. Залп из 8 ракет может быть осуществлен в течение менее чем 30 с.
Зенитное управляемое ракетное оружие (УРО) – корабельный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) коллективной защиты М-22 "Ураган" с двумя однобалочными пусковыми установками (в носовой на надстройке полубака и в кормовой за ВПП вертолета частях корабля) с боезапасом 48 зенитных управляемых ракет. Обеспечивает одновременный обстрел до 6 целей, в т.ч. и ПКР Harpoon, с темпом 6 с на дальности до 25 км.
Артиллерийское вооружение корабля включает: две спаренных 130-мм универсальных артиллерийских установки главного калибра и две батареи по две шестиствольных 30-мм артиллерийских установки малого калибра (по одной батарее на каждом борту).
Артиллерийский комплекс AK-130-MР-184 с принудительным охлаждением, радиолокационной и оптико-электронной системами управления обеспечивает обстрел целей 130-мм контактными и неконтактными боеприпасами в автоматическом и ручном режимах. При боезапасе 2000 выстрелов гидравлическая система подачи обеспечивает стрельбу со скоростью до 90 выстрелов в минуту. Двухорудийная 130-мм автоматическая артустановка А-218 (создана КБ "Арсенал", масса 98 т, масса снаряда 32 кг, масса выстрела 53 кг, начальная скорость снаряда 850 м/с) обеспечивает обстрел целей на дальности до 23 км до полного расхода боезапаса без ручной перезагрузки. По основным характеристикам, особенно по скорострельности и массе снаряда, А-218 превосходит зарубежные 127-мм артустановки США и Италии.
Многоцелевая 6-ствольная артиллерийская установка AK-630 (масса 3,8 т без боезапаса, штатный боезапас 2000 унитарных патронов) с ленточным питанием и внешним водяным охлаждением стволов обеспечивает обстрел воздушных и надводных целей, действующих со скоростью до 880 м/с, 30-мм осколочно-фугасными, зажигательными и трассирующими боеприпасами с максимальной скорострельностью до 5000 выстрелов в минуту на дальности 4000-5000 м. Расчет 1 человек.
Противолодочное вооружение - два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата (в средней части корабля на верхней палубе, побортно, могут использовать различные торпеды, в т.ч. универсальные УСЭТ-80) и две реактивных бомбометных установки РБУ-1000 (48 ракет с 55 кг боевой частью), размещенные на кормовой надстройке (предназначены для уничтожения подводных лодок в ближней зоне на малых глубинах и идущих на корабль торпед на дальности до 1000 м).
Радиоэлектронное вооружение включает РЛС сантиметрового диапазона для обнаружения малоразмерных низколетящих целей, в т.ч. ПКР 'Harpoon, типа "Фрегат-M", "Фрегат-М2" и "Фрегат-МА", подводных лодок и торпед – гидроакустическую станцию "Платина-С", подводных пловцов специальную станцию МГ-7. Целеуказание корабельному управляемому ракетному оружию обеспечивается комплексом "Минерал" с активным и пассивным радиолокационными каналами, а также средствами приёма целеуказания от вертолётов и самолётов.
Вертолет типа Ка-27 обеспечивает поиск подводных лодок в плохих условиях погоды и может действовать при волнении моря силой до 5 баллов на удалении до 200 км от корабля. Оснащен РЛС для обнаружения и сопровождения надводных целей, гидролокационной системой для обнаружения и сопровождения подводных целей, а также противолодочными торпедами, ракетами, глубинными бомбами и донными минами.
Система постановки пассивных помех - 2 пусковые установки ПК-2 с боезапасом 200 ракет.
Модификации и состояние
Эсминец пр.956 – базовый серийный проект (1980 г.); пр.956-А – серийный проект с новым радиоэлектронным и навигационным оборудованием, пр.956-Э – экспортный серийный проект для ВМС Китая (1999 г.); пр.956-У – проект с улучшенным вооружением (недостроен). В 2002 г. был заключен договор с Китаем на поставку двух эскадренных миноносцев по пр.956-ЭМ с измененным составом вооружения (ПКРК "Москит-МЭ", ЗРАК "Каштан" и др.), перекомпонованной архитектурой надстройки. Корабли были заложены на стапелях ОАО "ССЗ "Северная верфь" в Санкт-Петербурге в июне и ноябре 2002 г. с передачей заказчику, по предварительным оценкам, в середине 2006 г.
По состоянию на 2010 г. в составе ВМФ России находилось 5 кораблей пр.956. Выведенные из состава флота эсминцы могли бы продолжать службу при условии своевременного проведения планового ремонта.
"Настойчивый" – с 27.03.1993 г. в боевом составе ВМФ России. В 1994, 1996 и 1997 гг. завоевал приз на первенство ВМФ по противовоздушной обороне, в 1996-1999 гг. - по артиллерийской стрельбе, в 2000-2001 гг. в составе ударной группы завоевывал призы на первенстве ВМФ по видам боевой, огневой и тактической подготовки. В 1996 и 1997 гг. корабль признан лучшим надводным кораблем России. Летом 1996 г. корабль посетил Б.Н. Ельцин, в июле 2000 г. - Президент Российской Федерации В.В. Путин. В 1993 г. "Настойчивый" стал первым кораблем ВМФ СССР и РФ, прошедшим через Кильский канал, в июле 1994 г. эсминец посетил п.Руан (Франция), в июле 1996 г. принял участие в международных военно-морских учениях "Балтопс-96". В феврале-апреле 1997 г. корабль в дальнем морском походе прошел 20000 миль, а на международной выставке боевой техники и оружия в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) был смотровым объектом. Представлял ВМФ России на праздновании 75-летия создания ВМС ЮАР в Кейптауне и Саймонстауне. В мае 2000 г. корабль принял участие в отдании воинских почестей погибшей в годы войны подводной лодке "С-8". С 1994 г. шефом корабля является Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
"Современный" (з/н 861). В списках ВМФ с 7.5.1975 г., заложен 3.3.1976 г. на ССЗ №190 ("Северная верфь"), спущен на воду 18.11.1978 г., введён в строй 25.12.1980 г., вошел в состав КСФ 24.1.1981 г. В 1989 г. поставлен на капремонт в Мурманске, в связи с недостатком финансирования простоял без ремонта почти 10 лет и в ноябре 1998 г. выведен из состава флота. "Отчаянный" (з/н 862). В списках ВМФ с 7.5.1975 г., заложен 4.3.1977 г. на ССЗ №190, спущен на воду 29.3.1980 г., введен в строй 30.9.1982 г., вошел в состав КСФ 24.11.1982 г. В 1985 г. (2-6.05) нанес визит в Алжир. В 1992 г. поставлен на капремонт в Мурманске, позднее выведен в резерв, а затем и из состава флота. "Отличный" (з/н 863). В списках ВМФ с 14.4.1976 г., заложен 22.4.1978 г. на ССЗ №190, спущен на воду 21.3.1981 г., введен в строй 30.9.1983 г., в составе КСФ с 15.12.1983 г. С 28.12.1984 по 01.1985 гг. был с визитом в Гаване (Куба), 21-25.07.1989 г. – в Норфолке (США). В конце 1990 гг. выведен из состава флота. "Осмотрительный" (з/н 864). В списках ВМФ с 14.4.1974 г., заложен 27.10.1978 г. на ССЗ №190, спущен на воду 24.4.1982 г., введен в строй 30.9.1984 г., с 7.12.1984 г. в составе КТОФ. В 1985 г. совершил переход из Балтийска во Владивосток заходя с деловыми визитами в Луанду (Ангола), Аден (Южный Йемен) и Камрань (Вьетнам). В 1990 гг. поставлен в отстой, впоследствии был выведен из состава флота, расформирован и разделан на металл. "Безупречный" (з/н 865). В списках ВМФ с 21.2.1979 г., заложен в 1980 г. на ССЗ №190, спущен на воду в августе 1983 г., введен в строй 6.11.1985 г., в составе КСФ с 7.1.1986 г. В июне 1984 г. был с визитом в Триполи (Ливия), 9-13.07.1990 г. – в Портсмуте (Великобритания), 20-24.02.1991 г. – в Александрии (Египет). В 1993 г. поставлен на капремонт в Пала-Губе на ССЗ №190. "Боевой" (з/н 866). В списках ВМФ с 21.2.1979 г., заложен 26.3.1982 г. на ССЗ №190, спущен на воду 4.8.1984 г., введен в строй 28.9.1986 г. В состав КТОФ вошел 5.11.1986 г. Был с визитами 18-23.11.1987 г. в Адене (Южный Йемен), 12-16.05.1988 г. в Вонсане (Северная Корея), 31.07-4.08.1990 г. в Сан-Диего (США). Проходил капремонт с 25.11.1993 г. на "Дальзаводе" (Владивосток). "Стойкий" (з/н 867). В списках ВМФ с 1.8.1981 г., заложен 28.9.1982 г. на ССЗ №190, спущен на воду 27.7.1985 г., введен в строй 31.12.1986 г. В состав КТОФ вошел 24.2.1987 г.. В 1993 г. поставлен на капремонт ("Дальзавод", г. Владивосток), из-за отсутствия финансирования отправлен в отстой, в начале апреля 1999 г. затонул, был расформирован, списан и разделан на металл. "Окрыленный" (з/н 868). В списках ВМФ с 5.11.1982 г., заложен 16.4.1983 г. на ССЗ №190, спущен на воду 31.5.1986 г., введен в строй 30.12.1987 г. В составе КСФ с 19.2.1988 г., в конце 1990 гг. поставлен в отстой. "Бурный" (з/н 869). В списках ВМФ с 11.4.1983 г., заложен в 1984 г. на ССЗ №190, спущен на воду в феврале 1987 г., введен в строй 30.9.1988 г. В составе КТОФ с 9.11.1988 г. "Ведущий" (з/н 870), с 18.8.1988 г. "Гремящий". В списках ВМФ с 30.10.1984 г., заложен 23.11.1984 г. на ССЗ №190, спущен на воду 30.5.1987 г., введен в строй 30.12.1988 г. С 1.5.1989 г. в составе КСФ. В 1990 г. нанес визит в Гавану (Куба), 25.05-1.06.1993 г. принимал участие в торжествах в Ливерпуле (Великобритания), посвященных 50-летию "битвы за Атлантику". С 18.08.1988 г. носит гвардейский Военно-морской флаг (унаследован от одноименного ЭМ пр.7 СФ и БПК пр.57-А КСФ). "Быстрый" (з/н 871). В списках ВМФ с 30.10.1984 г., заложен 29.10.1985 г. на ССЗ №190, спущен на воду 28.11.1987 г., введен в строй 30.9.1989 г., в составе КТОФ с 31.10.1989 г.. Был с визитами 5-8.06.1990 г. в Киле (ФРГ), 23-30.08.1993 г. – в Циндао (Китай), 31.08-4.09.1993 г. – в Пусане (Республика Корея). "Расторопный" (з/н 872). В списках ВМФ с 21.3.1985 г., заложен 15.8.1986 г. на ССЗ №190, спущен на воду 4.6.1988 г., введен в строй 30.12.1989 г. В состав КСФ с 28.2.1990 г., 11-15.10.1993 г. нанес визит в Тулон (Франция). "Безбоязненный" (з/н 873). В списках ВМФ с 26.11.1986 г., заложен в 1987 г. на ССЗ №190, спущен на воду в марте 1989 г., введен в строй 28.11.1990 г. В составе КТОФ с 29.12.1990 г., 15-19.06.1991 г. был с визитом в Антверпене (Бельгия). "Безупречный" (з/н 874). В списках ВМФ с 26.11.1986 г., заложен в 1987 г. на ССЗ №190, спущен на воду в июне 1990 г., введен в строй 25.6.1991 г. В составе КСФ с 11.7.1991 г., 26-31.05.1993 г. участвовал в торжествах в Нью-Йорке (США), посвященных 50-летию "битвы за Атлантику". "Беспокойный" (з/н 875). В списках ВМФ с 26.11.1986 г., заложен в 1988 г. на ССЗ №190, спущен на воду в июне 1990 г., введен в строй 28.12.1991 г. и с 11.02.1992 г. в составе ДКБФ. "Бесстрашный" (з/н 877), с лета 2004 г. "Адмирал Ушаков". В списках ВМФ с 30.12.1987 г., заложен 6.05.1988 г. на ССЗ №190, спущен на воду в 28.12.1991 г., введен в строй 30.12.1993 г. В состав КСФ с 21.1.1994 г., а 17.04.1994 поднял Андреевский флаг. В 1994 г. совершил межфлотский переход с Балтики на КСФ. С 5.05.1995 г. по 10.05.1995 г. с официальным визитом был в Осло (Норвегия), с 21.12.1995 г. по 03.04.1996 г. - нес боевую службу в Средиземном море. В 1996 г. с деловым заходом был в Тартус (Сирия), 17.02.1996 г. – с официальным визитом в Ла-Валетта (Мальта), в октябре 1997 г. - в Портсмуте (Великобритания). С 06.2000 г. по 07.2003 г. проходил ремонт на ФГУП МП "Звездочка" в Североморске, с сентября по октябрь 2004 г. нес боевую службу в Северо-восточной Атлантике. "Внушительный" (з/н 2211). В списках ВМФ с 11.4.1983 г., заложен 30.8.1983 г. на ССЗ №200 и вскоре строительство было прекращено. Спущен на воду 17.10.1987 г. и превращен в плавсклад при заводе, впоследствии разделан на металл. "Важный" (з/н 878), позднее "Екатеринбург". Заложен в 1988 г. на ССЗ №190, спущен на воду 30.04.1991 г., достраивался на плаву по пр.956-Э для КНР, введен в строй в декабре 1999 г. и передан КНР (назван "Ханьчжоу") где вошел в состав Восточного флота ВМС НОАК без номера. "Вдумчивый" (з/н 879), с 30.8.1995 г. "Александр Невский". Заложен в 1988 г. на ССЗ №190, спущен на воду в 1992 г., достроен на плаву по пр.956-Э для КНР, в декабре 2000 г. введен в строй и передан КНР, где под названием "Фучжоу" без номера вошел в состав Восточного флота ВМС НОАК. 20-й корпус корабля по пр.956-У (з/н 880) с улучшенным вооружением (ПКРК "Москит-М" с увеличенной дальностью) был заложен в 1992 г. на ССЗ №190, но постройка была приостановлена при технической готовности 20%. Испытания ПКР "Москит-М" в июле 2004 г. были проведены на ЭМ "Бесстрашный" (ныне "Адмирал Ушаков").
Основной разработчик
Северное ПКБ
Основной производитель
"Северная верфь"
Водоизмещение, т:
около 8000
Скорость полного хода, уз.
более 32
Дальность плавания максимальная, мили
4500 на скорости 18,4 узла
Автономность, сут.
до 30
Вооружение:
ракетное
2х4 ПУ ПКРК "Москит"; 2х2 533-мм ТА; РБУ-1000; до 40 мин