Многоцелевой вертолет корабельного базирования Ка-27, способный решать широкий круг различных задач в сложных физико-географических, климатических и боевых условий
История создания
Вертолет Ка-27 разрабатывался для кораблей пр.1143 и других по Постановлению СМ СССР, принятого в апреле 1972 г. Предполагалось, что вертолет, при разработке имевший индекс Ка-252, будет обладать более высокими возможностями по сравнению с Ка-25 и не уступать по основным характеристикам зарубежным вертолетам.
Первый полет вертолета Ка-252 состоялся в 1973 г., а в 1981 г. под индексом Ка-27 вертолет был принят на вооружение. Он является дальнейшим развитием противолодочного вертолета Ка-25 и выполнен по традиционной для ОКБ Н.И. Камова двухвинтовой соосной схеме. Серийное производство осуществлялось на вертолетном заводе в г. Кумертау с 1977 года.
Назначение
Вертолет Ка-27 может базироваться на различных боевых кораблях (ракетный крейсер "Москва" и др.) и предназначен, в первую очередь, для поиска, обнаружения и поражения подводных лодок. Кроме того, он может выполнять задачи в ходе поисково-спасательных операций, эвакуации раненых и перевозки срочных грузов.
Высокая энерговооруженность и эффективная несущая система позволяют использовать вертолет в различных физико-географических и климатических условиях, в том числе и экстремальных. При этом вертолет способен выполнять полеты с ограниченных площадок при скоростях воздушного потока до 20 м/с, боковой и килевой качке до 80 и 20 соответственно.
В целом вертолет Ка-27 более чем 3-5 раз (в зависимости от решаемых задач) превосходит своего предшественника Ка-25ПЛ.
Конструктивные особенности
Основой конструкции вертолета является двухвинтовая соосная схема без рулевого винта, которая обеспечивает повышенную маневренность и безопасность полетов с кораблей, а также возможность базировании на кораблях класса «эсминец». Конструктивно аналогичен вертолету Ка-25 и отличается от него большими размерами фюзеляжа с кабиной повышенной вместительности.
Фюзеляж при относительно большей в сравнении с Ка-25 высоте в длину не превышает 11,3 м. В его передней части находится кабина экипажа с расположенными рядом некатапультируемыми креслами штурмана и летчика, а под кабиной экипажа - бортовая РЛС с антенной под радиопрозрачным обтекателем. В средней части фюзеляжа расположена грузовая кабина, с размещенным под ее полом противолодочным вооружением. В отсеке задней части фюзеляжа размещена опускаемая гидроакустическая станция. Фюзеляж заканчивается короткой хвостовой балкой с хвостовым оперением в виде неуправляемого стабилизатора и двух рулей направления.
Хвостовая часть фюзеляжа с оперением обеспечивает продольную и путевую устойчивость вертолета и состоит из стабилизатора с постоянным углом установки и двух килей с рулями направления. Для улучшения характеристик путевой устойчивости и управляемости каждая из кильшайб снабжена неуправляемым предкрылком и развернута носком к оси фюзеляжа.
По бортам фюзеляжа под специальными створками находятся надувные баллонеты из водонепроницаемой ткани, которые при аварийной посадке на воду заполняются воздухом в течение 4-6 с и обеспечивают вертолету необходимую плавучесть.
Шасси вертолета неубирающееся четырехопорное. Колея передних опор по ширине составляет 1,4 м, главных опор – 3,5 м, база шасси – 3,02 м.
Несущие винты соосные трехлопастные. Диаметр несущих винтов 15,9 м, расстояние между несущими винтами по высоте - 1,4 м. Складывающиеся прямоугольные лопасти несущих винтов имеют лонжероны из углестеклопластика с приклеенными секциями, образующими несущую поверхность (5,45 м).
Силовая установка
Состоит из двух газотурбинных двигателей ТВ3-117ВМА (ВК) взлетной мощностью 2200л.с. каждый и размещены сверху фюзеляжа в гондоле. Мощность каждого из двигателей обеспечивает продолжение полета на одном двигателе. Для автономного запуска двигателей используется турбокомпрессор АИ-9. Емкость топливной системы - 4760 л, время ее заправки не превышает 16 минут.
Бортовое оборудование
Для выполнения задач вертолет оснащен пилотажным (ПКВ-252) и навигационным (НКВ-252) комплексами, поисково-прицельной РЛС «Осьминог» кругового обзора, опускаемой гидроакустической станцией «Рось-В», магнитометрической аппаратурой, радиогидроакустическими буями, маркерами, дымогенераторами.
Кроме того, на вертолете имеются противопожарное оборудование, системы обогрева и вентиляции, противообледенительная, электроснабжения, регистрации полетных параметров и другие.
Вооружение
В качестве средств поражения вертолет может иметь самонаводящуюся торпеду, ракету-торпеду, до 10 противолодочных авиабомб ПЛАРБ-250-120, до 2 ориентирных морских авиабомб ОМАБ-25.
Модификации
Ка-27ПЛ - противолодочный вертолет корабельного базирования, состоит на вооружении с 1981 года;
Ка-28 - экспортный вариант, с июня 1986 г. ВМС других стран поставлено около 30 единиц;
Ка-27ПС - поисково-спасательный вертолет. Корабельный поисково-спасательный вертолет, который предназначен для поиска и эвакуации с помощью внешней подвески приводнившихся космических аппаратов и их экипажей, терпящих бедствие в море на удалении до 300 км с подъемом на борт до 12 пострадавших. Оборудован специальными бортовыми пилотажным и навигационным комплексами Ка-252ПС (модификация комплекса Ка-252ПЛ) и радиоаппаратурой вывода на космические корабли. Первый вылет выполнен в 1974 г. На его базе создан вертолет Ка-252ТЛ для телеметрических измерений в составе корабельного комплекса проекта 11914 (первый полет состоялся 12 ноября 1982 г.). Вертолет Ка-27ПС производится серийно вместе с Ка-27 на Кумертауском авиационном заводе с 1980 года;
Ка-29 - транспортно-боевой вертолет для морской пехоты;
Ка-31 - вертолетный комплекс радиолокационного дозора с вращающейся антенной поисковой РЛС, установленной под фюзеляжем. Комплекс способен обнаруживать и сопровождать до 20 целей на удалении 100-150 км;
Ка-32 - многоцелевой вертолет, на базе которого создан ряд специализированных модификаций.
Состояние
Производится серийно и к 2001 г. построено более 260 вертолетов, в т.ч. более 100 Ка-27ПЛ и 33 Ка-28. Кроме России эти вертолеты эксплуатируются во Вьетнаме, Индии, Китае, Кубе, Сирии, Украине и бывших республиках Югославии.
Двигатели, количество, тип и модель
2хТВЗ-117ВМА (ВК)
Мощность, кВт
2х1660
Габариты (длина х высота х размах крыла (фюзеляж), м
12,25х5,4х3,8
Максимальная взлётная масса, кг
12000
Нормальная взлётная масса, кг
10700
Боевая нагрузка, кг
800
Максимальная скорость горизонтального полёта, км/ч