Машина была разработана в первой половине 1960-х годов и впервые показана широкой общественности на параде войск на Красной площади в Москве в 1967 г. В конструкцию машины закладывалась идея - дать мотострелковому отделению не просто транспортное, но и боевое средство, которое повысило бы его боевые возможности. Поэтому плавающая гусеничная машина, имеющая круговое противопульное бронирование и вмещающая 11 человек боевого расчета с его оружием (то есть бронетранспортер в традиционном смысле), была вооружена 73-мм орудием и спаренным с ним пулеметом, пусковой установкой противотанковых управляемых ракет 9М14М и оборудована приборами наблюдения и амбразурами для стрельбы из личного оружия для размещенных в ней пехотинцев. Боевой расчет машины подразделялся на спешиваемую (десант) и неспешиваемую (экипаж) части. Таким образом, БМП-1 в значительной мере расширяла огневые возможности мотострелкового отделения (особенно по борьбе с танками противника), улучшала его защищенность от огня стрелкового оружия и поражающих факторов ОМП, повышала его подвижность, в частности, обеспечивая возможность преодоления водных преград. Она явилась первым в мире образцом нового класса боевых бронированных машин, получивших в дальнейшем название боевые машины пехоты. На этапе выработки концепции и выбора принципиальных решений было разработано несколько образцов, существенно различающихся по конструкции. Так, в частности, рассматривались не только гусеничные и колесные варианты, но и колесно-гусеничный. Компоновка БМП-1 имеет общие черты с традиционной компоновкой бронетранспортеров, в первую очередь наиболее распространенного американского БТР М113, но есть в ней и принципиальные отличия. В носовой части корпуса размещены совмещенные по длине моторно-трансмиссионное отделение (справа) и отделение управления (слева). В средней части машины установлена одноместная башня, образующая вместе с подбашенным пространством боевое отделение. За ним в корме машины расположено помещение для спешиваемой части расчета - десантное отделение. В отделении управления размещены рабочие места механика-водителя (впереди) и командира машины - позади него, органы управления движением машины, приборы наблюдения и ориентирования, средства связи, фильтро-вентиляционная установка и другое оборудование. Справа от отделения управления за тепло- и звукоизолирующей перегородкой расположена моторно-трансмиссионная установка (МТУ). Двигатель, главный фрикцион, коробка передач и планетарные механизмы поворота скомпонованы в одном блоке. Также в один блок объединены элементы системы охлаждения двигателя и воздухоочиститель. Доступ к МТУ для обслуживания и ремонта осуществляется при поднятом ребристом верхнем лобовом листе корпуса. В боевом отделении оборудовано рабочее место оператора-наводчика и установлены бортовое вооружение с приводами наведения и приборами наблюдения и прицеливания, механизм заряжания орудия с механизированной укладкой (конвейером) на 40 выстрелов, немеханизированная укладка для двух ракет 9М14М, баллоны системы противопожарного оборудования. В десантном отделении размещены посадочные места для 8 стрелков. В отличие от БТР М113 стрелки сидят не вдоль бортов лицом друг к другу, а на двух скамьях по продольной оси машины лицами в стороны бортов. В стеллаже между двумя рядами стрелков установлены аккумуляторные батареи, агрегаты электрооборудования, топливный бак. Над топливным баком имеется место для крепления переносного зенитного ракетного комплекса 9К32 или противотанкового гранатомета РПГ-7. Амбразуры стрелков (7 для стрельбы из автоматов АКМ, 2 из пулеметов ПК), оборудованы вентиляторами отсоса пороховых газов. Такие же вентиляторы установлены в башне. Для создания стрелкам удовлетворительных температурных условий в зимнее время в десантном отделении машины имеется отопитель. Посадка десантников в машину и высадка из нее производятся через две большие герметично закрывающиеся двери в корме. Двери полые и служат топливными баками. В моторно-трансмиссионном и десантном отделениях размещены водооткачивающие насосы. Основным вооружением машины является 73-мм гладкоствольное полуавтоматическое орудие 2А28. С орудием спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. На стволе орудия и бронемаске смонтирован кронштейн для пуска ПТУР 9М14М. Орудие 2А28 предназначено для стрельбы по танкам и другим бронированным объектам, а также для подавления живой силы и огневых средств, находящихся в легких укрытиях. Оно установлено в амбразуре башни на цапфах, опирающихся на игольчатые подшипники, закрепленные в обоймах, смонтированных в приливах башни и зафиксированных клиньями. Стрельба из орудия ведется активно-реактивными противотанковыми снарядами ПГ-15В с кумулятивной боевой частью. Общий боекомплект орудия 40 выстрелов. Все они размещены в конвейере механизма заряжания орудия. С 1974 г. в боекомплект включены также осколочные гранаты ОГ-15В. Механизм заряжания электромеханический, полуавтоматического действия. Он состоит из конвейера с приводом и механизма подачи выстрела. Конвейер (механизированная боеукладка) предназначен для размещения выстрелов и выведения их на линию выдачи. Захват выстрела из гнезда конвейера, его подъем на линию заряжания и досылка в ствол орудия производятся механизмом подачи выстрелов. Осколочно-фугасные выстрелы ОГ-15В заряжаются только вручную. Техническая скорострельность орудия 8 - 10 выстрелов в минуту, прицельная дальность стрельбы 1300 м, дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м - 765 м. Скорострельность спаренного пулемета ПКТ с ленточным питанием 200-250 выстр./мин. Его боекомплект 2000 патронов. Спаренная установка имеет угол возвышения +30 градусов. (прицельная стрельба до +15 град.), угол снижения - 4 градусов. Приводы наведения установки электромеханические с импульсным регулированием скорости наведения. Максимальные скорости наведения по горизонтали и вертикали соответственно не менее 20 и 6 град./с, а минимальные - не более 0,1 и 0,07 град./с. Имеются дублирующие механические приводы с ручным управлением. Для борьбы с танками и другими бронированными целями на дальностях от 500 до 3000 м предназначен противотанковый комплекс, состоящий из управляемой ракеты 9М14М и пусковой установки (ПУ), включающей пусковой кронштейн, направляющую, а также управляющую аппаратуру 9С428. Направляющая вместе с ракетой крепится в укладке в боевом отделении. Пусковой кронштейн закреплен сверху на орудии. Направляющая с ракетой устанавливается на пусковой кронштейн при переводе ПУ из походного положения в боевое. Управление ракетой и наведение ее на цель оператор-наводчик осуществляет передачей команд (сигналов) с пульта управления по проводам. В боекомплекте машины 4 управляемых ракеты. Ведение прицельной стрельбы оператором-наводчиком из спаренной установки и управляемой ракетой обеспечивает прицел 1ПН22М1. Прицел перископический, комбинированный (дневной и бесподсветочный ночной). На машинах выпуска после июля 1974 г. устанавливался прицел 1ПН22М2, отличающийся от предыдущей модели наличием на сетке дополнительной шкалы ОГ, которая обеспечивает возможность стрельбы осколочной гранатой ОГ-15В. Дневная ветвь имеет 6-кратное, а ночная 6,7-кратное увеличение. Дальность видения ночью 400 м. Командир машины пользуется бинокулярным, перископическим, комбинированным прибором наблюдения ТКН-3Б с 5-кратным увеличением в дневной и 4,2-кратным увеличением в ночной ветвях. Дальность видения ночью с осветителем инфракрасного света ОУ-3ГА2 составляет 300-400 м. Угол обзора в горизонтальной плоскости 270 градусов. На машине устанавливается 19 перископических призменных приборов ТНПО-170, снабженных электрообогревом, которые используются экипажем и десантом. Установка приборов обеспечивает углы обзора по горизонту не менее 94 градусов, по вертикали не менее 12 градусов вверх и 11 градусов вниз. В машине имеется 2040 патронов для пулеметов ПК. В укладках машины размещено 2 ракеты 9М32 зенитного комплекса или 5 гранат ПГ-7В для РПГ-7, 10 ручных гранат Ф-16, сигнальный пистолет с 12 ракетами. Защита боевого расчета машины и ее внутреннего оборудования обеспечивается в первую очередь броневыми корпусом и башней. Корпус сварен из катаных стальных броневых листов. В верхней лобовой детали выполнен большой люк, закрытый откидывающимся ребристым листом из алюминиевого броневого сплава. К верхнему лобовому листу шарнирно крепится волноотражательный щиток. Днище корпуса имеет продольные выштамповки и поперечные полые балки для придания ему жесткости. Через полые балки проходят торсионные валы. Крыша корпуса состоит из съемного (для доступа к агрегатам силовой установки) и несъемных листов. Для обеспечения жесткости к ней приварены поперечные и продольные полые балки и установлены четыре распорные стойки. На машинах выпуска до середины 1970 г. корпус был ниже и имел меньший объем, были другими очертания носового узла. Изменения конструкции корпуса преследовали цель улучшения водоходных качеств машины. Башня конической формы сварена из стальных броневых листов. Защита боевого расчета и оборудования машины от поражающих факторов ядерного, химического и бактериологического оружия обеспечивается за счет прочности, жесткости и герметичности корпуса и башни, применения в их конструкции специальных поглощающих материалов, а также использования фильтровентиляционной установки. Герметизация внутреннего пространства машины осуществлена уплотнительными устройствами, одни из которых являются закрытыми постоянно (прокладки под крышками люков корпуса и башни, уплотнения погонных устройств башни и командирского люка и др.), а другие закрываются только на время действия факторов взрыва. К последним относятся механизм переключения клапана ФВУ, механизм закрывания жалюзи и заслонок эжектора системы охлаждения силовой установки и механизмы закрывания клапанов вытяжной вентиляции. Закрывающиеся уплотнения входят в систему герметизации машины и подачи очищенного от радиоактивной пыли и химических отравляющих веществ воздуха в обитаемые отделения. Эта система срабатывает автоматически при воздействии поражающих факторов ядерного взрыва и отравляющих веществ. Она, кроме узлов герметизации, включает прибор радиационной и химической разведки (ПРХР), фильтровентиляционную установку (ФВУ) с системой раздачи воздуха, систему вытяжной вентиляции, исполнительные механизмы, электрические приборы со средствами коммутации. Система защиты может быть также включена вручную соответствующими кнопками на центральном щитке приборов водителя. В случае поступления сигнала об угрозе применения бактериологического оружия система приводится в действие только вручную. Датчиком системы, вызывающим ее автоматическое включение, является ПРХР. Он служит для измерения мощности гамма-излучения внутри машины, выдачи команд на исполнительные механизмы и сигнализации об опасности по системе внутренней связи. Комплект прибора состоит из датчика, измерительного пульта, блока питания, воздухозаборного устройства и соединительных кабелей. ФВУ служит для очистки воздуха от пыли, радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств и подачи его внутрь машины. Она обеспечивает создание в машине избыточного давления и может работать в двух режимах: вентиляции и фильтровентиляции. В комплект ФВУ входят нагнетатель-сепаратор с клапанными устройствами, фильтр-поглотитель и воздуховоды раздачи очищенного воздуха в зоны дыхания личного состава машины. Нагнетатель-сепаратор и фильтр-поглотитель размещены в изолированном отсеке у левого борта машины позади сиденья командира. На машинах выпуска до середины 1970 г. ФВУ располагалась открыто на левом борту машины. В системе защиты предусмотрены исполнительные механизмы для переключения клапана ФВУ (переключение режимов вентиляции и фильтровентиляции); автоматического закрывания жалюзи и заслонок эжектора; закрывания клапанов вытяжных вентиляторов; остановки двигателя; отключчения привода горизонтального наведения башни. Для защиты от проникающих излучений ядерного взрыва в машине используется противорадиационный подбой. Он установлен с внутренней стороны крыши и бортов десантного отделения, на люках командира, оператора и водителя. Машина оснащена стационарной автоматической системой противопожарного оборудования, в которую входят 4 термодатчика в моторно-трансмиссионном отделении, 2 двухлитровых баллона с огнетушащим составом (состав 3,5) в боевом отделении, управляющая и коммутирующая аппаратура, трубопроводы. В десантном отделении слева около двери крепится ручной огнетушитель ОУ-2.Свой вклад в общую защищенность машины вносят ее сравнительно низкий силуэт, защитная окраска, термодымовая аппаратура многократного действия и высокая подвижность в различных дорожно-грунтовых условиях. На машине установлен 4-тактный V-образный (с углом развала 120градусов) дизель водяного охлаждения УТД-20, развивающий мощность 220 кВт (300 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2600 оборотов в минуту. Удельный расход топлива двигателя на максимальной мощности составляет 238 г/кВт/ч (175 г/л.с./ч). Он работает на дизельном топливе (летом - ДЛ, зимой - ДЗ) и на керосине ТС-1. Размеры двигателя составляют 792х1150х732 мм, масса 665 кг. Емкость топливных баков 462 л. Трансмиссия механическая. Состоит из главного фрикциона, коробки передач, планетарных механизмов поворота и бортовых редукторов. Главный фрикцион многодисковый, сухого трения. Привод управления им имеет гидравлическое сервирование. Предусмотрен вспомогательный пневмопривод. Коробка передач двухвальная, простая, с постоянным зацеплением шестерен и инерционными синхронизаторами второй, третьей, четвертой и пятой передач. Передачи первая и заднего хода имеют механические приводы управления, на остальных передачах используются гидросервоприводы. Два планетарных двухступенчатых механизма поворота (ПМП) с блокировочными фрикционами и тормозами поворота размещаются в проставках, которые крепятся к картеру коробки передач. Фрикционы и тормоза поворота ПМП работают в масле с трением "сталь по металлокерамике". Остановочные тормоза ленточные, двустороннего действия. Приводы управления ПМП и остановочных тормозов с гидросервоуправлением. Для остановочных тормозов предусмотрено пневмодублирование. Левый остановочный тормоз имеет механический привод от специальной рукоятки и используется в качестве стояночного. Главный фрикцион и коробка передач с планетарными механизмами поворота соединяются с двигателем в единый блок. Бортовые редукторы, предназначенные для постоянного увеличения крутящего момента на ведущих колесах, представляют собой однорядные планетарные передачи, в которых зубья эпициклических шестерен нарезаны на картере, а солнечные шестерни выполнены заодно с ведущими валами. В левом бортовом редукторе установлен привод спидометра. Гусеничный движитель с передним расположением ведущих колес выполнен по шестиопорной схеме, то есть по 6 опорных катков на каждый борт. Ведущие колеса со съемными венцами. Направляющие колеса сварные, необрезиненные. Натяжение гусениц регулируется поворотом кривошипов, на которых установлены направляющие колеса, с помощью червячных механизмов. На каждом борту установлено по 3 поддерживающих катка. Катки односкатные, изготовлены из алюминиевого сплава, имеют резиновые шины. Подвеска индивидуальная, торсионная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на первых и шестых узлах подвески. На этих же узлах используются пружинные, а на вторых и пятых подвески - резиновые упоры (ограничители хода катков). Торсионные валы сплошные, заневоленные. Для управления движением машины водитель использует Т-образный штурвал (руль), рычаг переключения передач, рычаг включения замедленной передачи (оба на рулевой колонке) и три педали: подачи топлива, главного фрикциона и остановочных тормозов. В дневное время он имеет возможность следить за дорогой через три перископических призменных прибора ТНПО-170. При преодолении водных преград вместо среднего прибора наблюдения устанавливается прибор ТНПО-350Б с перископичностью 350 мм, полями зрения по горизонту и вертикали 26 и 4 градусов соответственно. В ночное время используется бинокулярный электронно-оптический перископический подсветочный прибор ТВНО-2, который обеспечивает при работе с фарой ФГ-125 (источник инфракрасного света) дальность видения не менее 50 м. Для облегчения ориентирования в сложных условиях движения, таких как плохая видимость, отсутствие заметных ориентиров и др., используется гироскопический полукомпас ГПК-59. Машина способна двигаться по сухой малоухабистой грунтовой дороге со средней скоростью 40 - 45 км/ч, ее максимальные скорости по шоссе 65-км/ч, на плаву - не менее 7 км/ч. При движении на плаву задним ходом - около 2 км/ч. Запас хода по топливу при движении по шоссе 550-600 км. Преодолеваемые препятствия: подъем 35 градусов, ров шириной 2,5 м, стенка высотой 0,7 м. Машина может преодолевать своим ходом водные преграды при скорости течения не выше 1,2 м/с и при волне высотой не более 0,25 м. В тех случаях, когда скорость течения больше 1,2 м/с необходимо инженерное обеспечение участка форсирования (подготовка запасных выходов, наличие буксирных средств и т.п.).