Средний танк Т-62 использовался для комплектования бронетанковых подразделений и частей.
История создания и компоновкаРазработан ФГУП "Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения", г. Нижний Тагил под руководством главного конструктора Л.Н. Карцева как дальнейшее совершенствование танка Т-55, принят на вооружение в 1961 г., впервые показан публично на параде 1 мая 1965 года. От своего прототипа Т-55 отличался большей длиной корпуса, что было необходимо для установки более мощной 115-мм пушки. Масса - 40 т, экипаж - 4 чел.
В связи с возросшими массой, моментом инерции и моментом неуравновешенности пушки для Т-62 был разработан стабилизатор "Метеор" и изменена конструкция механизма поворота башни. Для уменьшения времени нахождения пушки в нестабилизированном положении угол ее снижения был увеличен до 6 град. за счет более высокой башни и наклона вперед ее опоры.
Серийно производился с 1961 г. по 1975 г. на предприятии "Уралвагонзавод" (г. Нижний Тагил). Производство завершено раньше чем Т-55 после выпуска 20000 единиц.
Танк выпускался также в Чехословакии (около 1500 единиц) и Польше.
Танк Т-62 выполнен по классической схеме. Слева в передней части корпуса находится отделение управления, в средней части установлена трехместная башня с пушкой. Слева от казенника пушки впереди размещается наводчик, за ним командир танка, справа от казенника рабочее место заряжающего. В корме размещено моторно-трансмиссионное отделение и поперечным расположением двигателя. Габаритные размеры: длина с пушкой вперед – 9330 мм, длина по корпусу – 6630 мм, высота по крыше башни – 2390 мм, клиренс - 430 мм.
Корпус танка сварен из гомогенных броневых плит, башня – полностью литая. Плиты лобовой брони толщиной 102 мм имеют значительный наклон – верхняя 60 и нижняя 54 градуса. Эквивалентная толщина составляет около 200 мм. Толщина остального бронирования существенно меньше.
Оборудование для вождения и обзора местностиВ отделение управления механик-водитель попадает через люк, расположенный в подбашенной плите над его сиденьем. Обзор местности осуществляется с использованием двух перископов, установленных перед люком. В ночное время вместо левого перископа используется прибор ночного видения ТВН-2 с сектором обзора 30 град. на дальности 60 м. ИК-прожектор механика-водителя установлен с правой стороны верхней лобовой плиты, рядом с фарой белого света. Справа от механика-водителя находятся топливные баки.
Командир наблюдение за местностью осуществляет с использованием комбинированного прибора ТКН-3 с ИК-прожектором, установленным перед люком. Днем (ночью) прибор обеспечивает обзор местности с 5-кратным (до 4,2 крат) увеличением в секторе 10 (8) градусов. Дальность действия ИК-прожектора ОУ-3ГК составляет 400 м. Кроме ТКН-3 командир может использовать четыре перископа, по два в крышке и перед люком. Все приборы наблюдения установлены в командирской башенке и вращаются вместе с ней независимо от вращения башни танка. Однако при вращении башни ему приходится вручную удерживать свою башенку в выбранном положении за счет мускульной силы.
Для наводчика установлен телескопический прицел ТШ2Б-41, с 3,5 и 7-кратным увеличением и углом обзора 18 и 9 град. соответственно. На окуляре прицела нанесена дальномерная шкала для целей высотой 2,7 м. В ночное время наблюдение за местностью ведется с помощью активного прибора ночного видения ТПН1-41-11 с 5,5-кратным увеличением и углом обзора 6 град. ИК-подсветка осуществляется прожектором Л-2Г, установленного в передней части башни рядом с пушкой. Дальность обзора не превышает 800 м. Кроме этого, наводчик может использовать перископ ТНП-165.
ВооружениеНа танке впервые в мире установлена стабилизированная в двух плоскостях 115-мм гладкоствольная танковая пушка 2А20 (У5-ТС) с эжектором и стабилизатором "Метеор", который обеспечивает прицельный огонь из танка сходу. Боекомплект состоит из бронебойно-подкалиберных оперенных, осколочно-фугасных и кумулятивных унитарных выстрелов с высокой начальной (1615 м/с) скоростью. Стреляная гильза выбрасывается через специальный кормовой люк в башне.
Дальность стрельбы прямой наводкой составляет 4000 м, наибольшая дальность стрельбы - 5800 м. Бронепробиваемость бронебойно-подкалиберного снаряда на дальности 2000 м составляет 270 мм по вертикально расположенной броне и 115 мм по броне с углом наклона 60 град. Наведение на цель осуществляется электрогидравлическими приводами. Наведение пушки по углу места (-6 - +16 град.) осуществляет наводчик, по азимуту вкруговую - командир танка. При необходимости наводчик может наводить орудие на цель механизмами ручного привода.
С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ.
Боекомплект - 115-мм выстрелов - 40 шт., 7,62-мм патронов - 2500 шт., 12,7-мм патронов - 300 шт.
Силовая установкаВ качестве силовой установки на танке Т-62 используется V-образный 12-цилиндровый дизель с жидкостным охлаждением В-55В, развивающий мощность 580 л.с. при 2000 об/мин. с гидропневматическим сервоприводом управления. Коробка передач имеет пять скоростей вперед и одну назад. Трансмиссия механическая, подвеска торсионная с гидравлическими амортизаторами.
Запас топлива - 675 л во внутренних и 285 л в наружных топливных баках. Возможна установка дополнительных топливных баков емкостью 400 л (две 200-литровых бочки на кронштейнах в кормовой части корпуса). Средний расход топлива при движении по шоссе составляет 1,9-2,1 л/км, при движении по пересеченной местности - 3-3,3 л/км, при постановке дымовой завесы с помощью ТДА - 10 л/мин.
В состав ходовой части Т-62 входят пять двускатных обрезиненных опорных катков на борт, выполненных из легкого сплава и подвешенных на балансирах. Упругими элементами подвески являются торсионные валы, установленные поперек корпуса танка по всей его ширине. Балансиры первых и пятых катков связаны с гидравлическими амортизаторами. По сравнению с внешне подобным танком Т-55, интервалы между опорными катками на Т-62 стали значительно больше. Расстояние между первыми тремя катками заметно меньше, чем между остальными. Ведущие колеса и механизм натяжения гусениц находятся в передней части корпуса. Гусеница состоит из 96 траков, соединенных металлическим шарниром и весит 1386 кг.
Удельное давление на грунт составляет 0,77 кг/см. кв. Максимальная скорость по шоссе - 50 км/ч Максимальный запас хода по шоссе - 400 км, с дополнительными бочками - 650 км. Преодолеваемые препятствия: стенка - 0,8 м, ров - 2.85 м, угол подъема и крена – 30 и 20 градусов соответственно.
Танк Т-62 оснащен системой защиты от оружия массового поражения, противопожарным оборудованием, термодымовой аппаратурой, средствами радиосвязи.
МодификацииТ-62К - командирский танк с радиостанцией для связи со старшим начальником и агрегатом электроснабжения.
Т-62Д - принят на вооружение в 1983 г, оснащен комплексом активной защиты "Дрозд" и дополнительной бронезащитой.
Т-62М - оснащен комплексом управляемого вооружения, дополнительным бронированием на башне и корпусе, противокумулятивными экранами ходовой части, двигателем В-46-5М с мощностью 690 л.с, масса - 41,5 т.
Т-62МВ - принят на вооружение в 1985 г. с комплексом управляемого вооружения, оснащен динамической защитой (вместо дополнительного бронирования).
Танк состоит на вооружении сухопутных войск России, Афганистана, Анголы, Алжира, Беларуси, Кубы, Египта, Эфиопии, Ирана, Ирака, КНДР, Ливии, Монголии, России, Сирии, Узбекистана, Вьетнама, Йемена.
Особенности применения за рубежомИракские танки Т-62 имели стальные защитные колпаки на ИК-прожекторе Л-2Г в передней части башни рядом с пушкой и на ИК-прожекторе ОУ-3ГК перед командирским люком. Ходовая часть прикрывалась бортовыми противокумулятивными экранами.
Некоторые египетские танки Т-62 оснащались дымовыми ракетами "Шакр", установленными в задней части по обе стороны башни. В настоящее время все танки Египта оснащены новыми 115-мм стволами, разработанными Британским Королевским Арсеналом для замены изношенных орудий.
В Болгарии в настоящее время все танки Т-62 переоборудованы в ремонтно-эвакуационные машины TV-62M с полным демонтажем башни, а на погоне жестко крепилась срезанная крыша башни танка Т-55. В задней части корпуса устанавливалась лебедка и ОПВТ.
Захваченные Израилем в 1967 г и 1973 г танки Т-62 и подверглись несущественным изменениям с размещением навесного оборудования и ЗИПа. Модифицированные танки (Tiran 6) в настоящее время числятся в резерве.