Ми-24 глазами американцев. — DRIVE2
Прошу извинить — сегодня не совсем автомобильная тематика.Точнее — совсем не автомобильная.
Поскольку имею некоторое отношение к производству винтокрылых машин и увлекаюсь стендовым моделизмом в «авиационном» масштабе 1:72 , предлагаю интересный (лично для меня)материал из журнала «Аэроплан Плюс», посвященного истории создания и применения «двадцатьчетверки».Приятно, чёрт возьми, слышать от вероятного противника высокую оценку нашей техники.
Полный размер
Ми-24В в привычном высотном варианте — с ЭВУ (экранно-выхлопные устройства) по бокам капота, и с блоками НАР на пилонах.
Предистория такова : исследуя опыт корейской и вьетнамской войн, армейское командование США было чрезвычайно заинтересовано в получении образцов советской военной техники и вооружений, для последующего его изучения, и выработки способов противодействия в ходе потенциально-возможных конфликтов.Среди немаленького списка техники, находящейся на вооружении стран Варшавского договора, одним из наиболее желанных образцов на тот период был вертолет Ми-24.И не спроста.Эта без всяких оговорок уникальная боевая машина, обладая характеристиками, которые в принципе были известны нашим «партнерам», по примененным техническим решениям оставалась для американцев «темной лошадкой».
Полный размер
UH-1 Ирокез, задачей которого было *изображать* Ми-24 на учениях.Скажу прямо — сходство весьма отдаленное =)
Другая попытка QS-55 — дистанционно управляемый вертолет-мишень
На всех настоящих 24-ок не хватало, NAVY — выкручивались по-своему — краснозвездный SH-60 SeaHawk в одном из учебных центров ВМФ США.
В середине 1980-х годов одна из американских спецслужб получила в руки вертолет Ми-24 и переправила его на один из аэродромов в США.В это время старший унтер-офицер Джеф Стейтон, пилот армии США, испытывал новый боевой вертолет AH-64 «Apache».Именно ему предложили провести первые испытания советского вертолета.
Ми-24 рядом с Апачем на одной из авиабаз армии США.Этот иракский Крокодил, как и несколько других машин, относятся к более позднему периоду, чем описанные события, и был захвачен американцами в ходе операции Буря в пустыне.
Впервые получив возможность детально ознакомиться с Ми-24 , Стейтон долго осматривал вертолет снаружи, прежде чем открыл дверь и сел в кабину.Он был поражен пол-дюймовым слоем брони, которая окружала кабины стрелка и пилота и защищала жизненно важные части двигателей и трансмиссии.
Приступив к полетам, Стейтон сделал немало открытий для себя:»Как только была закрыта дверь, сразу стало тихо» — вспоминает он:»Это потому, что система герметизации была разработана для защиты экипажа от химического и биологического оружия, а не просто для высотного полета.»
Отрыв Ми-24П от земли
Первый полет Стейтона начался без приключений, он был приятно удивлен ровным, спокойным полетом.»Вскоре мы почувствовали себя более уверенно, и я начал всматриваться в прицел противотанковых ракет.Ладно, думаю, а что если я сымитирую пуск ракет?Я нажал кнопку, которая в «Кобре»(AH-1 «Cobra»- американский ударный вертолет) является кнопкой пуска ракет.Однако стало происходить что-то загадочное, мы совершили три принудительных маневра : изменение высоты, вращения и направления.Короче, я вошел в крутой вираж и выполнил некоторые другие маневры, которые не собирался производить!»Оказывается, что нажав кнопку, как он полагал, «пуска ракет», Стейтон включил систему стабилизации полета, которая просто начала компенсировать все ранее произведенные, не совсем правильные маневры машины.
Полный размер
Во время последующих полетов на этом вертолете, Стейтон столкнулся с проблемой крена вертолета, которая была вызвана особенностью конструкции Ми-24.При вираже с креном «нижнее» крыло быстро теряет подъемную силу, в то время как эта сила возрастает на «верхнем» крыле.Таким образом, возникает устойчивая тенденция, особенно при медленном вираже, к переворачивания аппарата.Поэтому, если вы видите как пилот Ми-24 выполняет «воронку» — смело можете причислять его к асам!=)
Ми-24 с возможными вариантами подвесного вооружения.
Традиционная методика по выводу вертолета из этой критической ситуации предполагает компенсацию крена ручкой управления, однако в случае с Ми-24 она не помогает.
К счастью, когда Стейтон первый раз попал в эту ситуацию, он обратился к своему опыту пилотирования самолета и опустил нос вперед.Увеличение скорости добавило подъемной силы на «нижнем» крыле и это позволило выйти из опасного маневра.Проблема была только в том, что нужен запас высоты для выполнения этого маневра, на малой высоте проблема с креном может оказаться фатальной.
«Подъемная сила, которую обеспечивают крылья, позволяет 57-ми футовому ротору работать, в основном, на поступательное движение вертолета, делая Ми-24 одним из самых быстрых вертолётов в мире со скоростью 210 миль в час.»- отмечал Стейтон.»Преимущества такой конструкции также в том, что длинные крылья позволяют разместить множество точек подвески вооружения : кассеты с неуправляемыми ракетами, ракеты «воздух-воздух» и даже бомбы».
Полный размер
Такому количеству точек подвески позавидовал бы любой штурмовик =)Одна из голливудских попыток воссоздания Ми-24 на экране — глубоко забутафоренный SH-3 *Sea King* из фильма *Красный скорпион*
Американские специалисты отметили и недостатки вертолета:»Наиболее удивительно для меня то, что Ми-24 не может зависать, как обычный вертолет.Частично из-за главного ротора, предназначенного прежде сего для движения вперед, частично из-за больших крыльев, которые затеняют поток от ротора на режиме висения и уменьшают его подъемную силу.Возможно, длительное висение и не входит в задачу Hind’а, а непродолжительное висение все-таки возможно».
Пушечный вариант Крокодила — Ми-24П
Это означает, что Ми-24 не может летать «nap-of-the-earth» — одним из основных способов боевого полета, используемого американскими вертолетами.Такой способ атаки предполагает, что вертолет летит прикрываясь складками местности и естественными укрытиями типа рощи деревьев, зависает, делает подскок, открывает огонь, а затем снова уходит вниз на режим висения.Единственный путь для Hind’а приблизиться к этой тактике — это полет на малой высоте с использованием складок местности, затем набор высоты, удар и уход на большой скорости.»
Ми-35 — вариант*двадцатьчетверки*, предлагаемый на экспорт.Авиасалон МАКС-2004.
В конце испытаний Стейтон произнес то, что говорит о его высокой общей оценке Ми-24- го:
«Это выносливый трактор.Поставьте его в сарай на год, затем зарядите аккумуляторы и вы можете сразу лететь.С нашими вертолетами это не получится.
Вы знаете, если бы я хотел летать на вертолете только для удовольствия, вне всяких сомнений Hind оказался бы первым в списке».
Следует отметить, что в дальнейшем Джеф Стейтон стал летчиком-инструктором одного из армейских подразделений, которое на учениях обозначало «плохих парней», и было укомплектовано военной техникой советского и китайского(бронетехника)производства.Помимо двух Ми-24 на «вооружении «красных» были вертолеты Ми-8/17 , Ка-29 , несколько военно-транспортных Ан-24 , и даже пара Ан-2 , которые у нас получили обидное прозвище «кукурузник».В учебном центре же помимо НАТО-вского кода Colt один из бипланов получил еще и имя собственное «Red Baron» — и это вовсе не стёб.Просто после всесторонних испытаний Ан-2 был признан идеальным средством для заброски диверсионных групп в тыл противника, обладая малой заметностю для радаров, а также способностью бесшумно планировать на большие расстояния с выключенным двигателем, и после выброски вернуться не всполошив врага.
Любят модернизировать Ми-24 и за рубежом — Южноафриканская версия — SuperHind.
Собака-улыбака — Ми-24 ВВС Перу.
Полный размер
Очень популярна аэрография на машинах ВВС Венгрии.
Еще один венгерский *Орел*.
Полный размер
Наверное самый эффектный камуфляж Ми-24 Чешский Alien-Tiger .
Полный размер
Ми-24Р(радиационно-химический) на свалке зараженной техники в Чернобыле.Сразу вспоминается Сталкер…
Полный размер
Подбитый Ми-24 Азербайджанских ВВС.
Немного ха-ха.=)
Использованы источники:
Печатное издание «Аэроплан Плюс», номер 2 -2000г.
www.airforce.ru/content/d…zhest-1/126-mi-24-v-ssha/
www.drive2.ru
Ми-Ми-Ми часть вторая или от «стакана» к «крокодилу»
Наконец-то появилось свободное время и я добрался до своего блога. В конце февраля этого года я разместил первую часть о площадке где стоят законсервированные вертолеты, которая была посвящена вертолетам МИ-8. Во второй части, как я и обещал, речь пойдет вертолетах КБ Миля — МИ-24, которые так же, как и легендарная восьмерка тоскливо стояли в ряд на бывшей ВПП.
01. Рассказывать во второй раз, как мы попали в это место я не буду, поэтому сразу перейдем к истории появления вертолета МИ-24.
Все началось в начале 60-х годов и развивалось по схожему сценарию, что и с МИ-8. Военное руководство, как обычно, не было в восторге от идей появления, чего-либо принципиально нового, предпочитая, хорошо проверенную старую технику. Поэтому Михаилу Леонтьевичу Милю не один год пришлось потратить, чтобы получить добро на создание нового вертолета. Когда Миль в 1963 году впервые предложил разработать первый советский специализированный боевой вертолет его идею министр обороны СССР Р. Я́. Малино́вский встретил, мягко говоря, холодно. Соответственно в ближайший пятилетний план проект не попал. Но как и в случае с МИ-8 переломным моментом стала Вьетнамская война, в ходе которой армия США впервые применила специализированные боевые вертолеты Bell AH-1 Cobra. Их использование во Вьетнаме оказалось очень удачным и продемонстрировало отличный потенциал такого рода летательных аппаратов во время боевых действий. Все это добавило доводов для Миля в пользу создания аналогичных боевых машин.
В 1967 году Михаил Миль уговорил правительство о проведении совета по поводу нового типа вертолетов — боевых. Хоть и единого мнения достигнуть совету не удалось КБ Миля и КБ Камова было предложено разработать техническое предложение вооруженного вертолета. Так как Михаил Миль не ждал у моря погоды его КБ уже имело наработки и в итоге было разработано не одно, а два техпредложения. Первое — однодвигательный вертолет весом в 7 тонн, второе — двухдвигательный весом в 10,5 тонн. КБ Камова же, пошло по пути меньшего сопротивления и просто предложило более дешевый и легкий вариант: оснастить вооружением уже используемый вертолет КА-25. По итогам высшему военному руководству понравилась двухдвигательный вариант предложенный КБ Миля. Новая машина получила рабочее название В-24.
02. Работа над эскизом проекта началась в мае 1968 года под руководством М. Л. Миля. В феврале 1969 года правительственная комиссия его одобрила и уже в июне этого же года был построен первый опытный экземпляр. Такая быстрая скорость создания первого образца была обусловлена тем, что основные узлы были унифицированы с вертолетом МИ-8 и МИ-14. 19 сентября 1969 года В-24 совершил свой первый полет.
Первый прототип В-24
03. В июне 1970 года начались государственные испытания машины, которые продлились полтора года. В ходе испытаний для улучшения боковой устойчивости был изменен угол крыла. Так же противотанковый комплекс «Фаланга» был перенесен с рам возле фюзеляжа на специальные пилоны, установленные на законцовках крыла из-за того, что была опасность при запуске ракеты попасть в свой же фюзеляж. Кабина тоже подверглась изменению, ее пришлось удлинить, чтобы в нее влезли комплексы прицеливания и наведения.
Второй прототип В-24
04. К концу 1970 года в опытные образцы были внесены изменения и вертолет был фактически готов, причем раньше, чем планируемое вооружение. Поэтому в серийное производство, которое началось в 1971 году, пошла версия МИ-24А с более простым противотанковым комплексом «Фаланга-М» и пулеметом А-12,7. Всего за пять лет было выпущено около 250 штук. Тогда-то и появилось первое прозвище — «стакан» за схожесть кабины с граненым изделием.
Конечно, на этом работы с вооружением не закончились. Появилась новая версия МИ-24Б на которую поставили подвижную пулеметную установку УСПУ-24 с пулеметом ЯКБ-12,7. Обновился противотанковый комплекс с «Фаланги-М» на «Фалангу-П», улучшилась система наведения и прицеливания, теперь вертолет во время этих действий мог маневрировать в пределах 60 градусов, что значительно повысило его боевую эффективность.
Но, неожиданно, из-за выявленных проблем во время эксплуатации вертолета МИ-24А дальнейшее развитие проекта были приостановлено.
МИ-24А
05. Основной недоработкой оказалась кабина. Во-первых в ней был плохой обзор, а во-вторых из-за того, что пилот и оператор сидели рядом, одним удачным попаданием в бою, можно было лишить вертолет экипажа. Ситуацию с кабиной решили довольно оперативно. Уже в начале 1971 года, была полностью изменена носовая часть. Теперь пилот и оператор находились в разных бронированных кабинах и на разной высоте. Помимо этого был обеспечен широкий обзор прибора наблюдения «Радуга-Ф». Изменения коснулись и рулевого винта, он был перенесен с правого борта на левый и стал вращаться в другую сторону. Внешне вертолет обрел знакомый нам облик и получил новое прозвище — «крокодил».
06. Планируемое вооружение МИ-24, все еще не было готово, поэтому в 1973 году вышла промежуточная версия МИ-24Д с ПТРК «Фаланга — П». Через два года, наконец-то было законченна доводка противотанкового комплекса со сверхзвуковыми управляемыми ракетами — «Штурм — В» и его стали устанавливать на вертолет получивший индекс МИ-24В. В 1975 году на этом вертолете было установлено ряд рекорд в том числе и абсолютный рекорд скорости (368,4 км.ч), который продержался 10 лет.
29 марта 1976 года постановлением правительства СССР МИ-24Д и МИ-24В встали на вооружение страны, к этому времени в строю уже находилось около 400 машин в разных модификациях.
07. Вертолет на службе в армии применялся в трех основных вариациях:
1) Боевая — уничтожение танков, поддержка наземных войск, уничтожение точечных целей и живой силы противника.
2) Транспортная — высадка десанта и его прикрытие, перевозка грузов и снабжение передовых частей армии.
3) Санитарная — перевозка раненых.
08. Существовали и другие виды машины, например МИ-24Р — вертолет радиационного и химического контроля. На нем на концах крыльев вместо пилонов для противотанковых комплексов устанавливались экскаваторы забора грунта и вместо одного орудия ставился пилон со специальным оборудованием. Такие вертолеты работали в Чернобыле для составления карты радиационного заражения. Всего их было выпущено 160 штук и не меньше десяти стоит на консервации, в этом месте.
09. Еще одной интересной модификацией стал вертолет МИ-24П. Основной упор в ней был направлен на увеличение огневой мощи с помощью боковой 30-мм пушки ГШ-30К. С установкой пушки возникло не мало проблем, в итоге выпустить в серию, этот вертолет удалось только спустя 6 лет. Упомянул я МИ-24П не случайно, именно с развитием этой версии связанно возрождение «крокодила» в современной России, но об этом чуть позже.
Вертолетов этой модификации на площадке я не заметил, но к моей удачи в пару километрах от законсервированных машин, нашелся МИ-24П в обновленном виде на действующем военном объекте.
10. Свое первое боевое крещение МИ-24 прошел уже в следующем году, после принятия на вооружение армией СССР, в эфиопо-сомалийской войне (1977-1978), где вертолеты прекрасно себя продемонстрировали. Конечно, это была не единственная война в которых участвовали советские ударные вертолеты. Всего их использовали более, чем в 30 войнах и военных конфликтов, что не удивительно, ведь МИ-24 экспортировался в не один десяток стран Африки и Азии, а эти страны всегда любили повоевать друг с другом.
11. Самым важным конфликтом повлиявшим на развитие вертолета стала война в Афганистане. С появлением у моджахедов переносных зенитных ракетных комплексов с тепловым наведением советским войскам срочно пришлось устанавливать защиту от этих ракет на вертолеты, так появились ИК-лампы, отстреливающие тепловые ловушки и экранно-выхлопные устройства на двигателях, которые маскировали тепло исходящее от них. Немаловажным была и защита узлов от пыли.
12. В условиях войны очень, кстати оказалась взаимозаменяемость деталей МИ-8 и МИ-24, а так же высокая живучесть вертолета, основные системы вертолета были дублированы. Например, топливная система имела пять мягких протектированных баков емкостью 2125 л. причем подача топлива не прерывалось при повреждении любого из них. Бронированные кабины пилота и оператора спасли не одну жизнь от стрелкового оружия. Даже если противнику и удавалось сильно повредить машину и она кое-как добралась до аэродрома, высокая ремонтопригодность позволяла в большинстве случаев вернуть ее обратно в строй силами рембригады при аэродроме.
13. К сожалению, какой бы живучей не была эта машина, неуязвимой ей не удалось стать, так что в горах Афганистана остались обломки 127 уничтоженных вертолетов МИ-24.
14. В 1989 году война закончилась и в этом же году в серию вышел последний советский ударный вертолет КБ Миля — МИ-24ВП. Его основное отличие было в замене пушки ГШ-30К, мощь которой оказалась слишком избыточной, на двухствольную пушку ГШ-23Л Именно такое оружие Михаил Леонтьевич Миль и хотел видеть на вертолете МИ-24.
14. С развалом СССР у «крокодила» началось самое сложное время, в начале 90-х серийное производство было остановлено. Часть некогда большого вертолетного парка осталась в уже суверенных странах, бывшими когда-то одним большим государством — СССР. Часть начала распродаваться в страны третьего мира.
15. Во второй половине 90-х годов, вновь начались работы над модернизацией МИ-24.
16. Старые машины стали восстанавливать и заменять устаревшее оборудование на более современное.
17. Но время все равно было потеряно, иностранные вертолеты, которые безостановочно модернизировались стали значительно опережать по эффективности МИ-24. Поэтому КБ Миля в середине 90-х начало работу над новой модернизацией «крокодила». За основу был взят МИ-24ВП, которому поменяли рулевой винт на более современный X-образный; лопасти сделали стеклопластиковыми; втулка несущего винта стала титановой; был обновлен двигатель; шасси — неубирающимся. Этот вертолет получил индекс — МИ-24ВМ. В 1999 году он совершил свой первый полет, а с 2000 года начался серийный выпуск. Основным заказчиком новых МИ-24ВМ стало министерство обороны Российской Федерации.
Благодаря этой модернизации планируется продлить срок эксплуатации вертолетов МИ-24 на 10-15 лет. МИ-24ВМ оказался востребован и в других странах, под индексом МИ-35М он поставляется в страны Латинской Америки, в Африку и Азию.
Всего за все время производства и в СССР и в России было выпущено около 3500 экземпляров МИ-24.
18. В завершении добавлю несколько фотографий, которые удалось сделать недалеко от законсервированных вертолетов.
19. Люди в камуфляже тут постоянно появлялись возле зданий, поэтому вплотную подойти к вертолетам нам не удалось.
20. МИ-24РХР.
21. На этой фотографии с пустыми блоками для неуправляемых ракет я и заканчиваю обзор. Постараюсь писать почаще.
Если Вам нравятся путешествия по таким местам то добавляйтесь в друзья в один клик
saoirse-2010.livejournal.com
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 4) Модификации П и ВП
МИ-24П, МИ-24ВПНесмотря на высокие характеристики пулемёта ЯкБ-12,7, он не в полной мере устраивал армейскую авиацию. Постепенно пришли к мысли о необходимости оснастить Ми-24 30-мм автоматической пушкой ГШ-ЗОК. Но масса и сила отдачи при стрельбе не допускали размещения её в установке УСПУ-24 вместо пулемёта. ГШ-ЗОК смонтировали неподвижно в установке У-280 по правому борту вертолёта, а боевую кнопку поместили на ручку управления у летчика.
Пушка ГШ-ЗОК на правом борту Ми-24П
ЭВУ позднего типа на правом двигателе Ми-24П
Ми-24ВП с двухствольной пушной ГШ-23Л на установке НППУ-24
Ми-24П, участвовавший в операциях миротворческих сил ООН, 344-й ЦБП и ПЛС, Торжок
В 1975 г. начали испытания образца вертолёта Ми-24П (изделие 243), которые из-за доводки оружия затянулись более чем на пять лет. Лишь в апреле 1981 г. пушечную модификацию запустили в серийное производство. Последующая эксплуатация машины выявила недостаточную эффективность и ограниченность применения неподвижной пушки.
Опыт показал, что гораздо рациональнее использовать подвижную пушечную установку НППУ-24 (9А-4454) с 23-мм двухствольной пушкой ГШ-23Л. Вертолёт, укомплектованный этой установкой, получил обозначение Ми-24ВП (изделие 258). По сравнению с пулемётной УСПУ-24 сектор обстрела в горизонтальной плоскости не изменился, зато отклонение стволов по вертикали стало возможным в диапазоне от +10° до — 40° (ранее от +2° до — 60°). Масса установки не изменилась, но темп стрельбы сократился с 5000 до 3400 выстр./мин.
Ми-24П ВС Армении
Ми-24П ВС Беларуси
Ми-24П ВС Украины
Ми-24П ВС Венгрии
Ми-24П ВС ГДР
Ми-24П ВС Нигерии
Ми-24П ВС Шри-Ланки
Ми-24П ВС Экваториальной Гвинеи
Продолжение следует …
topwar.ru
Сквозь войны в Легенду: Ми-24 В/ВП «Крокодил» 1/72 от Звезды — МоделистЪ
Доброго времени суток, друзья мои!
Снова с вами на связи Дмитрий Игнатычев — ваш проводник в мире масштабного моделизма.
История Российской/Советской авиационной промышленности, как и история авиации в целом, богата на события. И машины, ставшие легендами. Именно такой легендой стал, разработанный в конце 60х годов, вертолет Ми-24. Он стал итогом тяжелой и упорной работы по созданию принципиально нового летательного аппарата — летающего БМП. Он стал отправной точкой для дальнейших исследований и прорывов в авиационной науке. Именно на его базе созданы дальнейшие боевые вертолеты. Как Ми-28, так и Ка-50. Хоть Черная Акула и построена по принципиально другой схеме и компоновке. Именно Ми-24 сполна хлебнул все тяготы и лишения воинской службы. Поучаствовал в десятках региональных конфликтов. Прошел горнило Афганской войны. И вышел победителем.
СТАЛ НАШЕЙ ЛЕГЕНДОЙ ЕЩЁ ПРИ СВОЕЙ ЖИЗНИ
Ведь он до сих пор находится в строю. Именно о его модели мы сегодня и поговорим. Ну а для начала — краткая историческая справка.
Хищный красавец Ми-24 В Крокодил
КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Ми-24 (по классификации НАТО англ. Hind — Лань) — советский/российский транспортно-боевой вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля.
Стал первым советским и вторым в мире (после AH-1 «Кобра») специализированным боевым вертолётом. Серийный выпуск начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах. Производится на ОАО «Роствертол» (Ранее — РВПО).
Неофициальное название — «Крокодил». Вертолёты ранних выпусков называли также «Стакан» — из-за плоских стёкол кабин пилотов, вызывающих ассоциации с гранями граненого стакана. Разработка проекта изделия «240» (В-24) началась после выхода Постановления СМ СССР и ЦК КПСС 6 мая 1968 года в ОКБ М. Л. Миля. Опытные машины (ОП-1 и ОП-2) были готовы через год. Значительная часть узлов и агрегатов была унифицирована с Ми-8 и Ми-14. Опытный вертолёт имел общую переднюю двухместную кабину (так называемую «веранду») с двойным управлением. Экипаж состоял из лётчика и оператора. В дальнейшем, в состав экипажа добавили бортмеханика. В средней части вертолёта находилась грузовая кабина, вмещающая до 8 человек десанта. По правому и левому бортам грузовой кабины имелись двустворчатые двери, с верхней и нижней створками. Открывающиеся окна были оборудованы шкворневыми установками для ведения огня во время полета из личного оружия. Обе кабины герметизированы, с наддувом от двигателей. С самого начала в экипировку экипажа входили специализированные летные бронешлемы и бронежилеты. Бронирование кабины представлено лобовым бронестеклом, бронированными сидениями экипажа, локальными бронеплитами по бортам кабины и на капотах двигателей. Из-за неготовности комплекса вооружения «Штурм» было принято решение на первых машинах установить комплекс К4В вертолёта Ми-4 — ракеты «Фаланга-М» с ручной системой наведения и пулемётной установкой НУВ-1 с пулемётом А-12,7, четыре балочных держателя под НУР или свободнопадающие бомбы. Заводские испытания начались 15 сентября 1969 года (лётчик-испытатель Г. В. Алфёров). Сразу же началась постройка опытной серии из десяти вертолётов. В конце 1970 года две машины доработали — для улучшения устойчивости на скоростях более 200 км/ч на вертолёт установили крыло с отрицательным V−12 градусов и удлинённую кабину. Первые серийные вертолёты Ми-24А (изделие «245»), выполненные в таком виде и оборудованные комплексом «Фаланга-М» поступили для опытной эксплуатации в войска. Ми-24А строились заводом в городе Арсеньев. Было изготовлено почти 250 машин, которые поступили на вооружение формируемых структур армейской авиации, в отдельные вертолётные полки СА общевойсковых армий и десантно-штурмовых бригад. На базе Ми-24А была разработана учебная модификация Ми-24У (изд. «244») с полноценным двойным управлением. Ми-24Б (изд.»241″) получил новую пулемётную установку УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7 (4500 выс/мин), ракетный комплекс «Фаланга-П». Но доводка вертолёта была приостановлена и произведены принципиальные изменения — кабина переделана в тандемную, хвостовой винт с редуктором установлены от Ми-14 — винт из толкающего стал тянущим, что резко повысило эффективность путевого управления. Вертолёт получил название «Ми-24В», или изделие «242». Но из-за недоведённости комплекса «Штурм» вертолёты с новой кабиной пришлось оборудовать по типу Ми-24Б, и этот «промежуточный вариант» пошёл в серию под обозначением Ми-24Д (изделие «246»). Литеру «Г» на всякий случай решили не использовать… На доводку Ми-24В ушло 8 лет. В 1976 году вертолёт официально был принят на вооружение и строился самой массовой серией.
Таким образом, к 1973 году сложился облик вертолёта, широко известного во всём мире.
Ми-24В (изделие 242) — самый массовый вариант Ми-24, с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7. Вертолёт Ми-24В с 4 ПТУР 9М114 Штурм-В и с системой наведения Радуга-Ш принят на вооружение 29 марта 1976 года[4]. В 1986 году принят на вооружение модернизированный вариант с 16 ПТУР Штурм-В. Прицел АСП-17В. Двигатели ТВ3-117В. В составе вооружения появились блоки Б8В20-А с НАР С-8, блоки Б13Л1 с НАР С-13 и АПУ-68УМ3 с тяжёлыми НАР С-24Б. Выпускался в 1976—1986 годах. Построено около 1000 вертолётов.
Материал взят из Википедии
Пара Ми-24 В барражирует над пустыней
Каждый РУССКИЙ моделист — авиационщик просто обязан иметь в своей коллекции масштабную модель этого вертолета. Но как ни странно, длительное время наблюдался зияющий провал в этом вопросе. И не то. чтобы моделей этого вертолета не было. Конечно были. Но это были модели иностранных производителей. Да они были под разные масштабы. И 1/72, и 1/48, и даже 1 /32. Этот вариант был создан китайским монстром индустрии — компанией Trumpeter. Но все они страдали низкой копийностью. Особенно в плане выполнения округлых деталей фонаря кабины. Но что более важно для меня — они были не русскими моделями.
Но вот наступил 2010 год. И компания Звезда выпускает в свет свой набор Ми-24 В/ВП «Крокодил». К этому времени Лобнинский производитель стал потихоньку выбираться из глубокой ямы перепаковки отливок других производителей, и изготовления своих, пока ещё низкокачественных, масштабных моделей. Данная коробочка являет собой продукт качественно иного уровня. Уровня, реально достойного представлять нашу страну на мировой арене.
Радует всё. И высочайшее качество компьютерного моделирования макета. Это дало возможность создать модель очень высокого уровня детализации. И копийности по отношению к прототипу. И точное литье деталей. Без облоя. С приятно удивившим меня уровнем стыкуемости. Проведенная тестовая сборка модели только подтвердила ожидания. Прозрачные детали по исполнению тоже не подкачали. Декаль стала разнообразнее. Вполне достаточна для постройки модели в 72м масштабе. Не требуется закупка дополнительной у стороннего производителя. Она не понравится только особо привередливым мастерам моделирования.
И, конечно же, меня крайне порадовала инструкция. Мы перешли от образных рисунков 90х годов к нормальному объемно-масштабному моделированию. Всё четко, ясно, понятно.
Вообще, полное ощущение, что ты держишь в руках не русскую модель, а японскую. Типа Tamiya. Этот факт значительно поднимает настроение.
Коробка модели Ми-24 В/ВП от Звезды 1/72
Я ВАС ЗАИНТЕРЕСОВАЛ?
ТОГДА ВПЕРЕД — К ДЕТАЛЬНОМУ ОБЗОРУ КОРОБОЧКИ С МИ-24 В/ВП «КРОКОДИЛ»
Итак, мы наконец заполучили в руки вожделенную модель. Точнее, ещё только коробку с ней. И что мы видим?
Сама коробка выполнена из плотного картона по евро-стандарту. Аккуратное и надежное исполнение. Предохраняет детали модели от повреждения во время транспортировки и длительного хранения. Все детали аккуратно упакованы. Декаль и прозрачные детали остекления лежат отдельно — в целлофановом пакетике. Инструкция лежит сверху деталей.
Этот Ми-24 В/ВП отмечен наградами
Обложка коробки выполнена в классическом «Звездовском» стиле. Он вполне узнаваем. Ведь его можно встретить не только в специализированных магазинах, но даже в любом книжном в нашей стране.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Упаковка оповещает нас о 2х важных деталях:
1) Модель разработана по лицензии ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля». Это означает, что при разработке компьютерной модели была использована заводская документация — чертежи всех агрегатов и узлов вертолета.
2) Модель награждена престижными премиями российских и зарубежных сообществ моделистов. Это означает что модель действительно высокого уровня исполнения. С ЭТИМ ВСЕ СОГЛАСНЫ.
Торец коробки Ми-24 В/ВП
Левый и правый торец коробки — это скомпонованная информация о модели на русском и английском языках. Она используется для информирования покупателей при хранении моделей в стопках — одна коробка на другой. Радует что есть надписи на английском языке. Это означает, что наша продукция экспортируется за рубеж. И нам есть что показать на Нюрнбергской выставке в Германии.
Фото модели Ми-24 В/ВП
На верхнем торце коробки представлены фотографии модели этого вертолета, выполненной в формате «тестовая сборка». Глядя на них мы смело можем радоваться — качество проработки узлов просто потрясающее. Особенно для русской модели. Уже сейчас мы можем понять, что собрать машину можно в нескольких вариантах. Как в полете, так и во время проведения работ на стоянке. Т.е. турбины и двигатель доступны к обзору.
1й литник модели
Внутри коробки нас ожидают 5 литников с деталями. Общее количество деталей составляет небывалую величину — 270 штук. Такого количества с лихвой хватило бы на модель в большем масштабе. К примеру 1/48.
2й литник модели Ми-24
Сам пластик серого цвета. Совсем немного шероховат. С первого взгляда его можно принять за глянцевый. Но это было бы плохо. Краска к такому типу покрытия пристает значительно хуже. Такая проблема была на модели крейсера «Варяг». Видимо производитель учел этот недостаток, и исправил его.
3й литник модели Ми-24
Качество литья, сразу скажу, очень высокое. Все детали хорошей толщины. Ни толстые, ни тонкие. В меру. Геометрия соблюдается. Расшивка тоже не подвела. Тонкая и аккуратная.
ВАЖНО
Расшивки много. Именно там где необходимо. Что удивительно для этого масштаба. Её вполне хватило бы на модель 1/48 масштаба. А то помню, была в руках модель Ми-24 какого-то китайского производителя в 48м масштабе. Так там хоть на лошади ходи. Заливай всё грунтом. Все равно нечему пропадать.
4й литник модели Ми-24
Облой отсутствует как класс. Отметины от толкателей только с внутренней стороны, или там где их после сборки видно не будет. Вообще, когда держишь литники этой модели в руках создается ощущение ювелирной работы. Настолько все аккуратно и точно проработано. Даже не вериться что это — наша «Звезда» из Лобни. Ни в какое сравнение со старыми моделями. Хотя, по правде говоря, большинство были препаковками более ранних моделей других изготовителей.
5й литник модели Ми-24
Вру… Такое же ощущение я уже ловил от модели этого производителя. Это был крейсер «Варяг». Там тоже было прекрасное литье. Хотя у него были проблемы с копийностью. Сколько сломали тогда копий относительно расположения иллюминаторов и прочего… Но качество исполнения было прекрасным…
А ТЕПЕРЬ ТАКОЕ НА МОДЕЛИ ВЕРТОЛЕТА 1/72
Пакет с доп деталями
Отдельное слово хочется сказать о родной декали, вложенной в коробку. По сравнению с прошлыми декалями для моделей от «Звезды» — эта просто роскошь. Нанесено большое количество технички. Декалями выполняются и приборные доски в кабине пилотов. Печать точная. Без сдвигов слоев краски. Многие элементы весьма миниатюрны — работать придется очень аккуратно. Прекрасная возможность для тренировки навыков, и роста мастерства.
Декаль для Ми-24 В/ВП от Звезды
Ну и, конечно, прозрачные детали остекления кабины. По замечания многих экспертов — это исполнение наиболее близко к натуральному. И я с ними согласен. Литье действительно точное. Высокая степень стыкуемости. Главное, самому работать точно и без спешки. Также прозрачными деталми представлены иллюминаторы десантного отсека.
Прозрачные детали Ми-24 В/ВП
Особая гордость этой модели Ми-24 В/ВП — МНОГОСТРАНИЧНАЯ ИНСТРУКЦИЯ. Она выполнена в виде книжки. Хорошая печать. Прекрасный компьютерный макет.
Лицевая страница — общая ознакомительная информация
1й разворот
Представляет нам возможные варианты сборки машины. Полетный и стояночный варианты. Отдельно вынесено нанесение технических надписей. Как на корпусе машины, так и на вооружении. Затем идет не менее подробная схема окраски.
Инструкция по сборке
Схема окраски включает в себя 3 варианта:
1) Джелалабад, Афганистан Весна,1982 год.
2) Баграм, Афганистан Декабрь, 1988 год.
3) Авиация Балтийского флота Калининградская обл., 2001 год.
Подбор цветов, как обычно, представлен на основе красок Звезды и Humbrol.
Схемы окраски Ми-24 В/ВП
Далее идет постраничная сборочная инструкция. Наконец-то она похожа на нормальный чертеж. Такой не стыдно и показать на ракетном военном заводе. Поэлементно. Детально. Точно. Применено не рисование, как раньше. А моделирование в чертежных программах. Я, честно говоря, раньше плевался от Звездовских рисунков. Сделано было ради отмазки. Типа, в наборе есть инструкция. Сейчас изменили подход. Давно пора. Хотя я, как предприниматель, знаю насколько сложно выйти на новый, качественно иной уровень проектирования и производства. В вечной нехватке денег и ресурсов.
Варианты сборки МИ-24 В/ВП
Думаю, работа по такому чертежу не составит труда даже для новичка моделизма. Ну именно в плане понимания работы. Хотя если не спешить — то ничего сложного не будет и в плане сборки самой модели. Точно по шагам. Не торопясь.
Прекрасная по качеству инструкция
УВЕЛИЧЬТЕ ФОТОГРАФИИ. ОЦЕНИТЕ КАЧЕСТВО ИСПОЛНЕНИЯ МОДЕЛИ.
Хорошее 3D моделирование
Такое ощущение, что я пишу заказную статью рекламного характера:)).
Но нет. Мне никто такой не заказывал.
Я САМ ОТ СЕБЯ ПОЮ ХВАЛЕБНУЮ ОДУ ЭТОЙ МОДЕЛИ:))
А всё потому, что такая модель помогает мне гордиться своей страной. Раньше, собирая модели от Звезды, все мы в тайне лелеяли надежду, что и наш отечественный производитель вырастет. Станет делать модели не спустя рукава. А на совесть. Ведь каждый из нас готов поддерживать нашего производителя.
БЫЛО БЫ ЗА ЧТО!!!
А теперь есть за что! За Ми-24 В/ВП «Крокодил» в 72м масштабе.
Размещение технических надписей
Теперь нам есть чем гордиться! И мы должны это делать! Не скрывая — без утайки!
Друзья, Ми-24 — это наша с вами история. Какая бы она ни была. Вместе с Афганской и Чеченской войной. Из песни слов не выкинешь. Это наша история. Мы должны её помнить Должны её понимать. Должны её любить.
ДОЛЖНЫ ЕЮ ГОРДИТЬСЯ!
Так давайте создавать НАШИ вертолеты. Пусть это будет Афганистан. Или Чечня. Будем ставить их на наши полки. Дарить друзьям. Рассказывать всем окружающим о наших победах. О наших легендах.
А МИ-24 В/ВП ОТ ЗВЕЗДЫ 1/72 НАШ ПЕРВЕЙШИЙ ПОМОЩНИК И ДРУГ
Удачи вам, мои уважаемые коллеги! И прекрасных вам моделей!
globaltao.com
Вертолет Ми-24 «Крокодил» – гремучая смесь штурмовика и боевой машины пехоты
Уникальный советский боевой вертолет Ми-24, разработанный инженерами объединенного конструкторского бюро Михаила Миля, совершил свой первый полет 19 сентября 1969 года. Он стал нашим ответом на выпуск американцами геликоптера АН-1 «Кобра», впервые продемонстрировавшего свои боевые возможности во Вьетнаме в предновогодние дни 1968 года.
До этого вертолеты выполняли исключительно десантные и эвакуационные функции. После появления «Кобры» стало понятно, что они могут выступать в качестве истребителей военной техники и живой силы противника.
По официально неподтвержденной информации, советским разведчикам удалось похитить одну из этих боевых машин в мае 1968 года в Камбодже и по частям переправить ее в СССР. Это дало возможность отечественным конструкторам уже через год представить гораздо более мощный и эффективный вертолет Ми-24, аналогов которому Пентагону так и не удалось создать до сегодняшнего дня.
Самая надежная винтокрылая машина мира
Советская летающая «боевая машина пехоты» Ми-24 по праву считается одной из самых удачных моделей летательной техники. Вертолет постоянно проходит этапы модернизации, но основные принципы его работы остаются неизменными.
С момента принятия на вооружение было изготовлено более 3,5 тысяч единиц этой боевой машины. Сегодня Ми-24 является самым массовым вертолетом мира, который принял участие в десятках вооруженных конфликтов, продемонстрировав свою живучесть даже после десятков попаданий артиллерийских снарядов. Близкий по классу американский вертолет AH-64 Apache выпущен в количестве немногим более 2 тысяч экземпляров и не может сравниться с «Крокодилом» по количеству и мощи вооружений.
Экипаж этого вертолета состоит из двух человек, каждый из которых находится в отдельной бронированной кабине, закрытой пуленепробиваемым стеклом. В нижней капсуле находится стрелок, управляющий огнем мощных систем вооружений. В верхней броневой капсуле располагается пилот, имеющий отличный обзор для управления Ми-24.
Сверхскоростной вертолет с высокой грузоподъемностью
«Крокодил» сбить очень сложно. Известны случаи, когда на базу возвращались боевые машины, получившие более 70 прямых попаданий из зенитных орудий. До сих пор не известно ни одного случая, чтобы противнику удалось пробить высокопрочное лобовое стекло, защищающее стрелка и пилота.
Внушительные по размеру крылья с размахом 6,4 метра добавляют вертолету до 28% подъемной силы, позволяя размещать на Ми-24 дополнительные системы вооружений, а также от 4 до 6 точек подвески для размещения бомбовой загрузки.
Если изначально главной функцией «Крокодилов» было уничтожение танков и других наземных целей, то с появлением управляемых ракет класса «воздух-воздух» Ми-24 начал напоминать быстроходный и маневренный винтокрылый самолет, развивающий максимальную скорость до 368,4 км/час при гарантированном разгоне в горизонтальной плоскости до 335 километров в час.
Очень необычным качеством вертолетов семейства «Крокодил» является то, что из-за своего веса и компоновки они практически не способны взлетать из стационарного положения. Для разгона Ми-24 требуется площадка длиной до 100-150 метров. Садится вертолет также в движении, но это сделано для того, чтобы двигаться впереди пылевого облака, поднимаемого винтами.
Вооружение Ми-24А. wikipedia
Фантастическая боевая мощь
Сегодня модификация Ми-24П (пушечный) имеет на вооружении два контейнера с автоматическими пушками УПК-23-250 калибра 23 мм, а также несколько пусковых установок с неуправляемыми ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», а также боеприпасами кассетного типа.
Обычная атака «Крокодила» представляет собой залп неуправляемых ракет по цели, расположенной на расстоянии 1200-1500 метров от места пуска. При подлете к цели каждая ракета отбрасывает боеголовки, начиненные 2200 поражающих элементов в виде «гвоздей». У оказавшегося в зоне поражения противника не остается шансов на выживание.
Несмотря на несоизмеримые возможности, вертолеты Ми-24 различных модификаций имеют на своем счету даже победы над сверхзвуковыми истребителями. В 1982 году вертолетом сирийских ВВС в небе Ливана был сбит истребитель F-4 израильской армии, а в 1992 году в Абхазии жертвой «Крокодила» стал штурмовик Су-25 армии Грузии.
Представители Пентагона не скрывают, что для летчиков их вертолетов АН-64 Apache страшным сном является встреча в бою один на один с российским Ми-24, гул от работающих моторов которого вызывает вибрацию механизмов американского геликоптера.
Сегодня различные модификации вертолетов Ми-24 с успехом используются ВВС почти 60 стран мира, включая Украину, Польшу, Чехию, Болгарию, Пакистан, Индию, Северную Корею им др.
В России, несмотря на постепенное перевооружение Военно-Космических сил более современными вертолетами Ми-28Н и Ка-52, Ми-24 продолжает оставаться главным «летучим БМП», способным справиться с любой поставленной боевой задачей.
www.eg.ru
Вертолеты Ми-35М в Казахстане — bmpd
ИСТОЧНИК — Григорий Беденко «Крокодилы» в Казахстане: второе пришествиеВертолёт Ми-35М / Фото Григория Беденко
На военной авиационной базе ВВС СВО в Шымкенте (в/ч 55652) торжественно встретили звено – четыре борта – новейших ударных вертолётов Ми-35М.
Новые вертолёты куплены в России в рамках программы перевооружения казахстанских Военно-воздушных сил. Техника такого уровня поступила в нашу страну после довольно продолжительного перерыва, связанного с выводом из эксплуатации сразу всего парка штурмовиков Ми-24B, ещё советской постройки, в связи с выработкой ресурса. Наш корреспондент детально изучил особенности новых боевых машин и даже поднялся на одной из них в воздух во время тренировочных полётов на авиабазе «Первомайская» под Алматы.
Автор у нового вертолёта на авиабазе «Первомайская»
В наследство от Советского Союза Казахстану досталась весьма приличная группировка ударных вертолётов Ми-24B (по классификации НАТО – Hind («Лань»). По данным из открытых источников, казахстанская группировка насчитывала около 40 бортов, из которых к 2016 году в состоянии лётной годности оставалась половина – около 20 машин. Большая часть из них базировалась на военном аэродроме в Учарале, прикрывая восточное стратегическое направление, и до сих пор остаётся там на хранении.
Ми-24B ВВС СВО РК на учениях в Алматинской области (19 апреля 2014 г.)
О достоинствах этой замечательной винтокрылой машины, во многом определившей ход локальных конфликтов последних десятилетий, написано огромное количество всевозможных трактатов. Достаточно упомянуть лишь некоторые факты. На сегодня Ми-24 остаётся самым распространённым ударным вертолётом в мире (произведено более 3500 экземпляров). На втором месте – американский AH-64 Apache (около 2000 экземпляров). Ми-24 стоит на вооружении в национальных армиях 63 стран мира – это третья часть всех государств, которые входят в ООН. Сегодня Ми-24 летают на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. Впрочем, не исключено, что и в Австралии они есть, в частных коллекциях. А в Советской армии вертолёт получил неофициальное название «крокодил» за свой достаточно агрессивный дизайн и огромную ударную мощь.
Казахстанский Ми-24B на учебных полётах
Жизнь не стоит на месте, и российским авиаконструкторам из ОКБ Миля было бы просто непозволительно не попытаться создать на базе советской боевой машины, имеющей столь внушительный потенциал, суперсовременное изделие. Так и появился Ми-35М. Выпускается он серийно с 2005 года на авиазаводе «Росвертол» в Ростове-на-Дону, входящем в холдинг «Вертолёты России». «Тридцать пятый» является глубокой модернизацией своих предшественников Ми-24B/BП и носит индекс Ми-24BМ. На экспорт вертолёт поставляется под индексом Ми-35М. В Казахстан прибыли машины в той же комплектации, что разработана для российских Вооружённых сил, и здесь во многом сыграла роль политическая составляющая (об этом чуть позже).
Проход над аэродромом
Ми-35M предназначен для уничтожения бронетанкового вооружения и техники, огневой поддержки подразделений сухопутных войск, десантирования, эвакуации раненых, а также для перевозки грузов в кабине и на внешней подвеске. Как следует из анонса вертолёта разработчиком, модернизация проведена с целью улучшения лётно-технических и эксплуатационных характеристик, повышения унификации вертолётов ОКБ Миля, а также обеспечения круглосуточного выполнения боевых задач и более эффективного применения всех видов вооружения в различных физико-географических условиях, в том числе в условиях высокогорья и жаркого климата.
Что же нового было внесено в конструкцию вертолёта? Во-первых, существенно расширена номенклатура применяемого вооружения. Теперь есть возможность использования высокоточных боеприпасов. Вертолёт оснащён современным БРЭО с комплексом навигации и электронной индикации с цветными многофункциональными дисплеями, обзорно-прицельной системой ОПС-24Н с гиростабилизированной оптико-электронной станцией ГОЭС-324, включающей в себя тепловизионный и телевизионный каналы, лазерный дальномер и пеленгатор. Говоря простыми словами, теперь оператор бортового вооружения видит картинку вокруг вертолёта на 240 градусов, и у него значительно больше возможностей гарантированного уничтожения целей противника. Обновление оборудования позволило не только снизить нагрузку на экипаж и применять управляемое и неуправляемое вооружение в любое время суток, но и выполнять взлёт и посадку на неподготовленные и необорудованные площадки.
Цифровая приборная панель командира экипажа
В отличие от предыдущих модификаций у Ми-35М не убираются шасси, что обеспечивает смягчение удара при падении. Опыт боевой эксплуатации Ми-24 показал, что в случае огневого поражения экипаж не успевает или не может выпустить шасси. Новый вертолёт имеет укороченное крыло с двумя вместо трёх подвесками для вооружения, что улучшает аэродинамику. Существенно изменена конструкция рулевого винта – он стал Х-образным, с лопастями из композитного материала. На несущем винте, также выполненном из композитов, установлен новый автомат перекоса и эластомерные подшипники. Силовая установка принципиально новая – турбовальные двигатели «Климов» ВК-2500-II. Что интересно, у 35-го даже изменился звук двигателей по сравнению с 24-м.
Сегодня вертолёт состоит на вооружении в ВВС Чехии, Азербайджана и Венесуэлы. Подписаны контракты на его поставку в Ирак и Бразилию.
Перед вылетом
Впервые о том, что Казахстан получит четыре новых вертолёта, объявил главнокомандующий Сил воздушной обороны Казахстана, генерал-лейтенант Нурлан Орманбетов на международной военной выставке КADEX-2016 в июне прошлого года. Поставка осуществлена в рамках военно-технического сотрудничества между РК и РФ и договора между МО РК и Рособоронэкспортом. Стоимость партии вертолётов не разглашается, однако источники в Минобороны утверждают, что она такая же, как и для российской армии. Казахстан является активным участником ОДКБ и несёт ответственность за укрепление южного стратегического направления. Поэтому вертолёты и направлены в Шымкент. Кстати, 602-я авиабаза СВО РК (в/ч 55652) в последнее время активно расширяется. Сюда уже прибыли новые транспортно-боевые вертолёты Ми-171Ш, которые наряду с истребителями МиГ-29 и фронтовыми штурмовиками Су-25 составляют ударную часть достаточно серьёзной авиационной группировки. Можно предположить, что наращивание авиационных средств проводится прежде всего в целях усиления границы с Узбекистаном, имеющим на юге опасного соседа – Афганистан, а внутри – перенаселённую, склонную к социальным потрясениям и исламскому экстремизму Ферганскую долину. Да и с остальными соседями по региону – Таджикистаном и Киргизией – не все абсолютно безоблачно. Регион не раз называли потенциально взрывоопасным.
Транспортно-боевой Ми-17 на авиабазе «Первомайская»
Экипаж Ми-35M состоит из трёх человек – командира, лётчика-оператора бортового вооружения и борттехника. Ещё в начале 2016 года в Россию была отправлена группа казахстанских лётчиков и технического персонала для переобучения. На сегодня подготовлено 12 человек – четыре экипажа.
Экипаж перед тренировочным вылетом
«Переобучение на этот тип вертолёта мы проходили в Российской Федерации, в городе Торжке», – рассказывает начальник штаба авиационной эскадрильи в/ч 55652 майор Казбек Рабаев. – Там находится центр боевого применения и переучивания армейской авиации. Сначала была теоретическая подготовка, далее тренажная подготовка, а потом приступили непосредственно к полётам. Это все заняло у нас два месяца. На переобучение отправили лётчиков, у которых есть опыт полётов на Ми-24″.
Начальник штаба авиационной эскадрильи в/ч 55652 майор Казбек Рабаев
Сами вертолёты пришли в Казахстан из Ростова-на-Дону в ноябре 2016-го в сегментированном состоянии. Их сборка и обкатка производилась на 405-м авиазаводе, который расположен на территории Алматинского международного аэропорта. Затем боевые машины перегнали на авиабазу армейской военно-транспортной авиации «Первомайская» (в/ч 53975), которая находится в нескольких километрах от аэропорта. Здесь шымкентские лётчики несколько дней проводили на них тренировочные полёты.
Транспортно-боевой Ми-17 и ударный Ми-35M на авиабазе «Первомайская»
– Казбек, Ваши впечатления о вертолёте?
– Вертолёт прошёл глубокую модернизацию, много чего поменялось. Основные изменения – это вооружение, была улучшена авионика. Его боевые возможности выросли во много раз. Двигатели заменены на более мощные, несущая система заменена – лопасти винтов не металлические, а композитные. Рулевой винт х-образный, не трёхлопастный, как на Ми-24. Неубирающиеся шасси. Из-за этого вертолёт получился более лёгким, так как сама гидросистема весила довольно прилично. С удаления в семь километров можно распознать тип цели, навести на него управляемые ракеты, и с 3-5 километров обстреливать цели со 100-процентным попаданием.
Шаccи у Ми-35М в полёте не убираются
– Комплектация устраивает?
– Комплектация наших бортов аналогична тем машинам, которые поставляются в российские войска. Мы в Торжке летали точно на таком же типе. Вертолёт отличный, маневренный – все, что необходимо для современного боевого вертолёта, у него есть.
Эффектный проход над аэродромом
– Есть ли отличия от Ми-24 по пилотированию?
– По пилотированию принципиальных отличий нет. Немного изменилась работа с органами управления, потому что уже новое оборудование стоит, новые приборы. На Ми-24 все было аналоговое, здесь уже стоят МФИ (многофункциональные дисплеи).
Место командира экипажа
– Какие планы на ближайшее будущее?
– Мы сейчас восстанавливаемся. Потом возвращаемся к себе на базу в Шымкент. Для восстановления и готовности к перелёту нам необходимо отлетать две смены. Полёты на боевое применение начнём уже дома. Там тоже есть личный состав, который необходимо переучивать. Мы уже сами будем этим заниматься. После того как переучим, начнём планировать полигон и боевое применение. Думаю, что к весне мы уже будем готовы. По крайней мере, наше участие в параде в честь 25-летия Вооружённых сил, который пройдёт 7 мая в Астане, уже запланировали.
Лётчики «восстанавливаются»
Перспективы
Можно предположить, что казахстанский генералитет возлагает большие надежды на Ми-35М в плане перевооружения армейской авиации. Очевидно, в ближайшие годы их количество будет расти до полной комплектации эскадрильи. Как известно, современная авиационная эскадрилья составляет от 10 до 30 летательных аппаратов вместе с экипажами и наземным техническим персоналом.
Стоянка временного базирования Ми-35M на авиабазе «Первомайская»
По словам командира Первомайской авиабазы полковника Нурлана Байдуллаева, в составе авиабазы есть вертолёты Ми-17, которые по классу считаются транспортно-боевыми. Ми-35М – это полноценный боевой вертолёт. На нём будет осуществляться воздушное сопровождение, обеспечение высадки десанта с Ми-17, а также нанесение ударов по наземным целям – живой силе и технике противника.
Командир Первомайской авиабазы полковник Нурлан Байдуллаев
«Висение» над площадкой
Фото автора
bmpd.livejournal.com
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 2) Модификации А, Б и Д
Модификации А, Б и ДПервая модификация боевого вертолёта, Ми-24А (изделие 245), запущенная в серийное производство в 1971 г., оснащалась комплексом вооружения К-4В, заимствованным от Ми-4АВ: крупнокалиберным пулемётом А-12.7А в установке НУВ-1 и ПТРК 9П146М «Фаланга-МВ» с РКСН. Наведение ПТУР 9М17М, установленных на направляющих 2П32М/К-4В, оператор осуществлял вручную через оптический визир 9Ш121 с широким и узким полями зрения и соответственно с двумя коэффициентами усиления изображения. Комплекс «Фаланга-МВ» имел низкую эффективность. Минимальная дальность пуска равнялась 1 км, максимальная -4 км. Вероятность попадания ракеты в танк не превышала 30%.
Ми-24А в музее 344-го ЦБП и ПЛС, Торжок
Пулемёт А-12.7А конструкции Н.М. Афанасьева был принят на вооружение в сентябре 1953 г. и модернизирован в 1966 г. Скорострельность его ограничивалась 900 выстр./мин; от полученных при госиспытаниях 1400 выстр./мин отказались из-за низкой живучести ствола.
В состав вооружения Ми-24А входили также блоки УБ-32А-24 с НАР С-5 и бомбы калибром до 500 кг на балочных держателях БДЗ-57КрВ. Пуск НАР осуществлял лётчик, использовавший прицел ПКВ, бомбометание — оператор с помощью ОПБ-1Р.
При освоении первых серийных Ми-24А строевые лётчики обратили внимание на его хорошую манёвренность и управляемость. Машина послушно выполняла развороты на горке, боевые развороты с креном, превышающим 60°, и набирала высоту с углом тангажа до 50°, что существенно превышало установленные ограничения.
Рекордный вертолёт А-10Ми-24А в Центральном музее Вооружённых сил, Москва
Размещение вооружения на левой консоли: ПТУР 9М17М «Фаланга-М» на пусковом устройстве 2П32М-К-48 и блоки НАР
Ми-24А ВС Вьетнама
Ми-24А ВС Эфиопии
Ми-24А в Афганистане
Ми-24А в ЮАР
Но выявился и ряд недостатков. Из-за высокой удельной нагрузки на площадь, ометаемую несущим винтом, при отказе обоих двигателей вертолёт не обеспечивал безопасную посадку в режиме авторотации в условиях высокогорья и при повышенных температурах воздуха.
Много нареканий вызывали «сырые» двигатели ТВЗ-117 с ресурсом, не превышавшим 50 ч. Завод в Запорожье изготовил до конца 1972 г. 60 ТВЗ-117 «нулевой» серии, которые сдали с рядом отклонений и ограничений. Они использовались для освоения серийного производства Ми-24 в Арсеньеве, а также для эксплуатационных испытаний вертолётов в различных условиях. Впоследствии ТВЗ-117 «нулевой» серии списали, не обременяя заводы первым капитальным ремонтом. По результатам анализа эксплуатации первых ТВЗ-117 ОКБ С.П. Изотова разработало ряд мероприятий, направленных на совершенствование двигателя. В августе 1972 г. успешно завершились госиспытания доработанного ТВЗ-117. Он стал образцом для 1-й серии; таких двигателей изготовили около 200.
За специфический вид армейские острословы окрестили Ми-24А «Крокодилом». Это название потом перешло и на другие модификации. Освоение машины не обходилось без курьёзов. Это был первый отечественный вертолёт с убирающимся шасси. Запамятовав об этом, пилоты часто забывали убрать шасси после взлёта и выпустить перед посадкой.
Ми-24А
Ми-24Б
Ми-24Д
Ми-25
Параллельно с Ми-24А в 1971 г. появилась его модификация с усовершенствованным вооружением — Ми-24Б (изделие 241). Пулемёт А-12.7А в НУВ-1 заменили на ЯкБ-12,7 в подвижной дистанционной установке УСПУ-24 с прицельной станцией КПС-53АВ. В качестве ПТРК использовали 9П145 «Фаланга-ПВ» с полуавтоматической РКСН «Радуга-Ф».
Опытные образцы Ми-24Б в 1971 -1972 гг. успешно выдержали первый этап лётных испытаний, но дальнейшие работы по нему свернули: эксплуатация Ми-24А подтвердила предыдущее заключение военных о неудовлетворительном обзоре с мест пилота и оператора. Во время ночных полётов на малой высоте в плоских стёклах фонаря отражались наземные огни, что приводило иногда к потере лётчиком пространственной ориентации.
Ми-24Б на испытаниях, 1971 г.
ОКБ им. М.Л. Миля разработало новый вариант носовой части вертолёта с расположенными на разных уровнях отдельными кабинами пилота и оператора с существенно улучшенным обзором. Летом 1972 г. изготовили две опытных машины с новыми кабинами, получившие обозначение Ми-24В (изделие 242). 23 сентября того же года Ми-24В совершил первый полёт. Разработка ПТРК 9К113 «Штурм-В» отставала от графика, поэтому ВВС предложили промежуточный вариант, Ми-24Д, с новой кабиной экипажа, но с вооружением по типу Ми-24Б.
МИ-24Д
Госиспытания Ми-24Д (изделие 246) проходили с февраля по ноябрь 1974 г. Ведущими по машине были инженер Г.И. Кузнецов, лётчики-испытатели С.В. Петров, М.В. Разомазов и Л.3. Татарчук. Одним из основных отличий Ми-24Д от предыдущей серийной модификации стало применение пулемета ЯкБ. Постановление Совета Министров о создании для В-24 высокотемпных 12,7-мм и 7,62-мм пулемётов вышло в декабре 1968 г. Разработка крупнокалиберного пулемёта, получившего шифр ТКБ-063, поручалась ЦКИБ СОО, а 7,62-мм четырёхствольного ТКБ-621 — КБП.
Опытный образец Ми-24Д
Установка УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ и антенна РКСН кРадуга-Ф» на пусковом устройстве 2П32М-К-48 и блоки НАР
Ми-24Д в Центральном музее Великой Отечественной войны
Габаритный макет ПТУР 9М17П на пусковом устройстве 2П32М-К-4В
Контейнер УПК-23-250 и блок УБ-32А-73
Уже в декабре 1968 г. заказчик одобрил проект четырёхствольного 12,7-мм пулемёта с газоотводной автоматикой и скорострельностью 5000 выстр./мин, разработанный П.Г. Якушевым. «Изюминкой» конструкции был механический стартёр, состоявший из торсиона и планетарного механизма, обеспечивавшего начальную раскрутку блока стволов. Это позволило отказаться от электродвигателя, используемого для этого в иностранных многоствольных образцах.
Через три месяца после защиты технического проекта началась отработка пулемёта стрельбой. Серьёзной проблемой стало обеспечение требуемой живучести стволов. Её обеспечили, применив лейнер из кобальтового сплава КВН-2 и патроны с флегматизированным порохом. После испытаний ТКБ-063 в НИИ-61 в 1971 — 1972 гг. конструкцию доработали и в сентябре 1972 г. передали три образца пулемёта для проведения наземных госиспытаний. Их успешно завершили в августе 1973 г.
Параллельно конструктор пулемёта П.Г. Якушев и его ученик Б.А. Борзов совершенствовали своё детище. Сложный четырёхпоршневой газовый двигатель, состоявший из 88 деталей, они заменили однопоршневым из 12 деталей. В декабре 1972 г. в ЦКИБ СОО провели испытания двух пулемётов с этой новинкой. Конструкция стала более надёжной и удобной в эксплуатации.
Летом 1974 г. пулемёт ТКБ-063, доработанный по результатам госиспытаний 1973 г., выдержал контрольные наземные испытания в НИИ-61 и был запущен в серийное производство на КМЗ в Коврове.
После смерти Якушева в 1973 г. его дело продолжили Б.А. Борзов и В.И. Волков. В 1975 — 1977 гг. пулемёт, смонтированный в дистанционной подвижной установке УСПУ-24, прошёл с положительной оценкой лётные испытания на Ми-24Д и Ми-24В. В марте 1976 г. постановлением Совета Министров авиационный пулемёт ЯкБ-12,7 (9А624) конструкции Якушева -Борзова был принят на вооружение.
Противотанковый комплекс 9П145 «Фаланга-ПВ» с полуавтоматическим наведением создали в КБ «Точмаш» под руководством главного конструктора А.Э. Ну-дельмана. В 1970 г. этот ПТРК успешно прошёл госиспытания и в мае 1972 г. был принят на вооружение.
Эффективность Ми-24Д с ПТРК «Фаланга-ПВ» выросла, а процесс наведения ракеты в реальном бою упростился: вероятность прямого попадания ракеты 9М17П в танк превышала 80%. Оператор мог использовать комплекс и с ручным наведением, которое применялось при световых помехах, выполнении пусков в сумерках, отказах аппаратуры полуавтоматического режима и использовании ракет 9М17М. При этом минимальная дальность пуска увеличивалась до 0,6 км.
В 1973 г. на КМЗ приступили к крупносерийному выпуску ПТУР 9М17П. От ранее применявшейся на Ми-24А ракеты 9М17М она отличалась установкой новых трассёров-ламп увеличенной мощности, обеспечивших равномерную интенсивность излучения на всей траектории полёта. Дальность пуска составляла 0,45 -4 км, стартовая масса — 31,6 кг, средне-траекторная скорость полёта — 170 м/с.
С 1973 г. Ми-24Д строились двумя заводами — в Арсеньеве и Ростове-на-Дону. Приказ о его запуске в серийное производство на ростовском заводе вышел 13 февраля 1972 г., а в следующем году ростовчане сдали заказчику пять первых боевых вертолётов. Эти машины комплектовались двигателями ТВЗ-117 2-й серии с ресурсом 300 ч, в апреле 1976 г. установили межремонтный ресурс в 500 ч, при общем назначенном — 1000 ч. Выпустили около 2000 двигателей 2-й серии, значительная часть из них эксплуатируется до сих пор
Всего до 1977 г. в Арсеньеве и Ростове было построено около 340 вертолётов Ми-24Д. Для поставок за рубеж разработан экспортный вариант, названный Ми-25. Эти машины, выпускавшиеся на РВЗ, отличались упрощённой комплектацией оборудования и ПТРК «Скорпион» -экспортным вариантом «Фаланги-П».
Ми-24Д ВС Венгрии
Ми-24Д ВС ГДР
Ми-24Д ВС Кубы
Ми-24Д ВС Мали
Ми-24Д ВС Польши
Ми-24Д ВС Словакии
Продолжение следует …
topwar.ru