Содержание

Многоцелевой транспортный вертолет Ми-8Т. — Российская авиация

Многоцелевой транспортный вертолет Ми-8Т.

Разработчик: ОКБ Миля
Страна: СССР
Первый полет: 1963 г.

В процессе испытаний и доводки вертолета В-8А новая силовая установка была оборудована автоматической системой регулирования, обеспечивавшей поддержание частоты вращения несущего винта в заданных пределах и синхронизацию работы двигателей. В случае отказа одного из двигателей в полете система обеспечивала автоматический выход работающего двигателя на повышенную мощность.

Все усовершенствования оперативно вносились в третий экземпляр нового вертолета, собиравшийся на опытном производстве завода № 329. В соответствии с правительственным постановлением этот вертолет создавался в десантно-транспортном варианте и получил название В-8АТ. Двадцать откидных сидений десантников располагались вдоль бортов грузовой кабины. В перегрузочном случае могли добавляться места еще для четырех человек. Заказчики на макете отработали загрузку и крепление в кабине различных видов боевой и инженерной техники, а также установку комплекса вооружения, аналогичного применяемому на Ми-4АВ. Внешний вид В-8АТ немного изменился по сравнению с В-8А: боковые двери кабины экипажа были заменены сдвижными блистерами; сдвижной стала и боковая дверь грузовой кабины.

Сборку В-8АТ закончили летом 1963 года и он заменил на государственных испытаниях В-8А, который в дальнейшем использовался для летных и наземных ресурсных испытаний. В ноябре 1964 года Комиссия по совместным испытаниям приняла решение рекомендовать к принятию на вооружение десантно-транспортный вариант вертолет. Поступив в серийное производство на завод № 387, новый вертолет получил название Ми-8Т.

В 1968 году завершились испытания вооруженного Ми-8ТВ. У него по бокам фюзеляжа крепились ферменные консоли с двумя балочными держателями на каждой стороне для подвески блоков УБ-16-57 неуправляемых ракет С-5 (АРС-57) или бомб калибра от 50 до 500 кг. От предусмотренной проектом носовой пулеметной установки пришлось отказаться в пользу бомбовой нагрузки.

По завершении огневых испытаний в 1968 году десантно-транспортный Ми-8Т официально приняли на вооружение Советских ВВС. К этому времени ресурс основных частей машины довели до 1000 ч.

ЛТХ:

Модификация: Ми-8Т
Диаметр главного винта, м: 21,29
Диаметр хвостового винта, м: 3,91
Длина,м: 18,17
Высота ,м: 5,65
Масса, кг
-пустого: 6625
-нормальная взлетная: 11100
-максимальная взлетная: 12000
Тип двигателя: 2 х ГТД ТВ2-117А
-мощность, кВт: 2 х 1257
Максимальная скорость, км/ч: 250
Крейсерская скорость, км/ч: 225
Практическая дальность, км: 480
Практический потолок, м: 4500
Статический потолок, м: 1900
Экипаж, чел: 2-3
Полезная нагрузка: 32 солдата или 12 носилок с сопровождающими или 4000 кг груза в кабине или 3000 кг на подвеске
Вооружение: 4 х ПУ УВ-16-57 16 х 55-мм или УВ-32-57 32 х 57-мм, или 4 х 250-кг бомбы, или 6 х ПТУР «Фаланга»
Боевая нагрузка: 1000 кг на 4 узлах подвески.

В-8АТ в полете.

В-8АТ в полете.

Ми-8Т первой серии.

Ми-8Т первой серии.

Ми-8Т армейской авиации.

Ми-8Т ВВС ГДР.

Ми-8Т ВВС Сербии.

Ми-8Т ВВС Индии на рулежке.

Ми-8Т на стоянке.

Ми-8Т на стоянке.

Ми-8Т на стоянке.

Ми-8Т на стоянке.

Ми-8Т в полете.

Ми-8ТВ ВВС ГДР.

Ми-8Т ВВС ГДР с вертолетным минным раскладчиком ВМР-1.

Ми-8ТВ. Вид спереди.

НАРы на пилонах Ми-8ТВ.

Ми-8ТВ с блоками НАР в полете.

Ми-8ТВ с блоками НАР в полете.

Ми-8ТВ в полете.

Кабина Ми-8Т. Место командира.

Кабина Ми-8Т. Место правого.

Кабина Ми-8Т. Центральная панель.

Грузовой отсек Ми-8Т с дополнительным топливным баком.

Вид на пилотскую кабину из грузовой. Ми-8Т.

Проекции Ми-8ТВ ВВС ГДР. Рисунок.

Ми-8ТВ авиации Северного флота. Рисунок.

Ми-8Т премьер-министра Камбоджи. Рисунок.

Компоновочная схема Ми-8ТВ.

Ми-8Т. Схема.

.

.

Список источников:
Вадим Михеев. Ми-8 — 40 лет в строю.
Улан-Уэнский авиационный завод. Продукция. Ми-8Т.
Вадим Михеев. МВЗ им.М.Л.Миля 50 лет.
Фотоархив сайта russianplanes.net

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Военный вертолет Ми-8

Практическая дальность480-715 км
Число пассажиров24-30 чел
Максимальная взлётная масса13000 кг

Ми-8 (В-8, изделие «80», по НАТО: Mi-8 Hip — «бедро») — cоветский/российский многоцелевой вертолёт, созданный ОКБ имени М. Л. Миля в начале 1960-х годов. Данная машина является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, а также входит в список самых массовых вертолётов в истории. Широко эксплуатируется во многих странах мира для выполнения большинства гражданских и военных задач.

История

Первый прототип В-8 взлетел 9 июля 1961 года; второй прототип В-8А — 17 сентября 1962 года. После ряда доработок Ми-8 был принят на вооружение советских ВВС в 1967 году и показал себя настолько удачной машиной, что закупки Ми-8 для российских ВВС продолжаются и в наше время. Ми-8 эксплуатирется более чем в 50 странах, включая Индию, Китай и Иран.

Модернизация вертолёта Ми-8, закончившаяся в 1980 г., привела к созданию усовершенствованного варианта этой машины — Ми-8МТ (изделие «88», при поставках на экспорт полчившему обозначение Ми-17), который отличается улучшенной силовой установкой (2 двигателя ТВ3-117), а так же наличием вспомогательной силовой установки. Ми-17 не столь широко распространен и используется примерно в 20 странах мира.

В 1991 г. стартовало производство новой гражданской транспортной модификации Ми-8АМТ (экспортный вариант называется Ми-171Е), а в конце 1990-х — военной транспортно-штурмовой модификации Ми-8АМТШ (Ми-171Ш).

В 2014 году был поставлен заказчику 3500-й вертолёт семейства Ми-17.

Конструкция

Вертолёт одновинтовой схемы с 5-лопастным несущим и 3-лопастным рулевым винтами. Крепление лопастей несущего винта — шарнирное (вертикальный, горизонтальный и осевой шарниры), а лопастей рулевого винта — совмещённое (горизонтальный и осевой), карданного типа. Трансмиссия вертолёта Ми-8 такая же как и вертолёте Ми-4. Лопасти несущего винта цельнометаллические, состоят из полого лонжерона, прессованного из алюминиевого сплава, к задней кромке которого приклеены 24 отсека (на некоторых версиях 23) с сотовым заполнителем из алюминиевой фольги, образующих профиль. Все лопасти несущего винта оснащены пневматической сигнализацией повреждения лонжерона. Ми-8 оснащён электрической противообледенительной системой лопастей, которая работает как в автоматическом, так и в ручном режимах, и питается переменным напряжением 208 вольт. При отказе одного из двигателей в полёте другой двигатель автоматически выходит на повышенную мощность, при этом горизонтальный полёт выполняется без снижения высоты. На основном режиме несущий винт вращается на оборотах 192 мин-1, рулевой — 1445 мин-1. В системе управления вертолётом используются гидроусилители — три КАУ-30Б (комбинированный агрегат управления) в управлении несущим винтом и один РА-60Б (рулевой агрегат) в управлении рулевым винтом.

Шасси трёхопорное, неубирающееся, с самоориентирующейся по полёту передней стойкой. Для предотвращения касания земли рулевым винтом есть хвостовая опора. Система внешней подвески вертолёта предоставляет возможность перевозить грузы массой до 3 т. Ми-8 оснащён четырёхканальным автопилотом АП-34, обеспечивающим стабилизацию крена, тангажа и направления, а также высоты полёта (+…-50м). В пассажирском варианте в салоне вертолёта могут устанавливаться до 18 кресел, в транспортном варианте оборудован откидными скамейками на 24 места. Для поддержания комфортной температуры в кабине экипажа и грузовой кабине, вертолёт оснащён системой обогрева, используется керосиновый обогреватель КО-50, и вентиляцией. Навигационно-пилотажные приборы и радиооборудование во всех модификациях вертолёта позволяют совершать полёты в любое время суток при любой погоде.

Вертолёты разных модификаций весьма существенно различаются по составу оборудования. Ранние вертолёты (Ми-8, Ми-8Т) оборудованы двумя двигателями ТВ2-117 мощностью 1500 лс, с 10-ступенчатым компрессором и запуском от установленного на каждом двигателе стартёр-генератора ГС-18ТО. При пуске первого двигателя его стартёр-генератор питается от шести бортовых аккумуляторных батарей 12САМ28 (стартёрная авиационная моноблочная ёмкостью 28 Ач) напряжением 24 В, второго двигателя — от стартёр-генератора уже запущенного двигателя, и трех аккумуляторов. При запущенных двигателях ГС-18ТО выдают напряжение 27 вольт в основную систему электроснабжения. Четыре аккумулятора установлены в кабине пилота под этажерками электро и радиооборудования, по два с каждой стороны, оставшиеся два за пилотской кабиной в грузовой кабине, в пассажирском варианте в задней части за перегородкой салона. Несмотря на относительно небольшую ёмкость, они способны обеспечить 5 запусков двигателей подряд на земле и в воздухе на высотах до 3 км, при этом отдают ток 600—800 ампер, при работе двигателей заряжаются от генераторов постоянного тока и автоматически выключаются при достижении номинальной ёмкости или включаются при падении напряжения в бортовой сети (при отказе генераторов) при помощи дифференциально-минимальных реле ДМР-600Т, системы контроля работы генераторов.

Трёхфазное напряжение 36 В для питания гироскопических приборов даёт один из двух преобразователей ПТ-500Ц (основной или резервный), однофазный ток напряжением 208 В частотой 400 Гц для питания элементов обогрева винтов и лобовых стёкол — установленный на главном редукторе генератор СГО-30У. Также от СГО-30У через однофазный трансформатор ТС/1-2, питающий радио- и навигационное оборудование, а от него — трансформатор Тр-115/36, питающий однофазным напряжением 36 В приборы контроля двигателей и трансмиссии, а через трансформатор 115/7.5 — питание контурных огней несущего винта. При отказе СГО-30У элементы обогрева лопастей отключаются, остальное оборудование автоматически переходит на питание от преобразователя ПО-750А.

Вертолёты поздних серий (Ми-8МТ, Ми-17 и др.) значительно модернизированы. Двигатели заменены на более мощные (2250 лс) ТВ3-117 с 12-ступенчатым компрессором и воздушным запуском, для подачи воздуха к воздушным стартёрам двигателей установлена ВСУ АИ-9В, стартёр-генератор СТГ-3 которой может при запущенной ВСУ выдавать в бортсеть напряжение 27 вольт мощностью 3 кВт в течение 30 минут. Главная система электроснабжения напряжением 208 В частотой 400 Гц питается от двух генераторов СГС-40ПУ, стоящих на главном редукторе. В системе 27 В для запуска ВСУ и аварийного питания установлены две аккумуляторных батареи 12САМ-28, для основного питания при работающих двигателях — три выпрямительных устройства ВУ-6А. От первого генератора питаются ВУ № 1, элементы обогрева винтов и трансформатор ТС310С04Б (мощностью 1 кВт) питания трёхфазной сети 36 В, от правого генератора — ВУ № 2 и № 3, обогрев стёкол и пылезащитного устройства (ПЗУ) двигателей, трансформатор ТС/1-2.

При отказе генератора № 1 ТС310С04Б автоматически переключается на генератор № 2, при отказе обоих генераторов или самого трансформатора запускается преобразователь ПТ-200Ц. При отказе генератора № 2 ТС/1-2 переключается на генератор № 1, при отказе обоих генераторов или самого трансформатора запускается преобразователь ПО-500А. Также при отказе генератора № 2 на генератор № 1 переключается ВУ-6А № 3.

На вертолёте две гидросистемы — основная и дублирующая, давление в каждой создаётся отдельным насосом НШ-39М, установленным на главном редукторе. Давление регулируется в пределах 45+-3 … 65+8-2 кгс/кв.см. автоматами ГА-77В разгрузки насосов, поддерживается гидроаккумуляторами — двумя в основной системе и одним в дублирующей. Гидропитание потребителей — РА-60Б управления рулевым винтом, КАУ-30Б общего шага несущего винта, двух КАУ-30Б продольного и поперечного управления, подвижного упора в системе управления рулевым винтом и фрикциона ручки «Шаг-Газ» — включается раздельными электромагнитными кранами ГА192.

Модификации

Опытные

-В-8 — Первый опытный экземпляр с одним ГТД (газотурбинный двигатель) АИ-24В (одновальный турбовинтовой двигатель с 10-ступенчатым осевым компрессором, кольцевой камерой сгорания и трехступенчатой турбиной) конструкции А. Г. Ивченко. Первый полёт был совершён 24 июня 1961 года.


-В-8А — Второй опытный экземпляр с двумя ГТД ТВ2-117 (авиационный турбовальный двигатель)


-В-8АТ — Третий опытный экземпляр.


-В-8АП — Четвёртый опытный экземпляр.

Пассажирские

-Ми-8П — пассажирский вертолёт имеет 28 мест. Оснащён иллюминаторами прямоугольной формы.


-Ми-8ПА — модификация Ми-8П с двигателями ГТД ТВ2-117Ф (предназначен для работы в сложных климатических условиях)


-Ми-172

Транспортные

-Ми-8Т — транспортно-десантный вертолёт предназначенный для ВВС.


-Ми-8ТС — экспортный вариант Ми-8Т созданный специально для ВВС Сирии, доработанный для условий сухого климата.

Многоцелевые

-Ми-8ТБ


-Ми-8ТВ — «Транспортный, вооружённый». состоит на вооружении ВВС СССР с 1968 года. Отличается установкой направляющих для 4-х ПТУР 9M14M «Малютка», пулемёта А-12,7, бронированием кабины пилотов, капотов редуктора и двигателей, бронестёклами кабины пилотов (в основном лобовых).


-Ми-8АТ — вертолёт с двигателями ТВ2-117АГ.


-Ми-8АВ — воздушный минный заградитель для сухопутных войск. Оснащался миноукладчиком ВМР-1. Который мог устанавливать от 64 (в первых модификациях) до 200 мин.


-Ми-8АД — модификация воздушного минного заградителя для сухопутных войск, созданный для постановки малогабаритных неизвлекаемых противопехотных мин.


-Ми-8МТ — модификация с двигателями ТВ3-117.


-Ми-8МТВ или Ми-8МТВ-1 — модификация с двигателями ТВ3-117ВМ, ТВ3-117ВМ серии 02, ВК-2500-03. Серийное производство начато в Казани в 1988 году.


-Ми-8МТВ-2


-Ми-8МТВ-3


-Ми-8МТВ-5 — заменена форма носовой части («дельфиний нос»). С конца 2013 года оборудована изделием БУР «Тест-1» вместо САРПП-12ДМ (САРПП-12Д1М).


-Ми-8МТКО — вариант со светотехникой, адаптированной к применению пилотажной системы ночного видения.


-Ми-17-1В — вариант Ми-8МТВ предназначенный на экспорт


-Ми-8АМТ (экспортное обозначение — Ми-171Е) — вариант Ми-8МТВ с небольшими изменениями, производимый на авиационном заводе в Улан-Уде (с 1991 года). Имеются разные модификации: пассажирский, транспортный, поисково-спасательный, VIP-салон и т.д.


-Ми-171 — модификация вертолёта Ми-8АМТ, имеет сертификат, выданный Межгосударственным авиационным комитетом.


-Ми-171А1 — модификация вертолёта Ми-8АМТ, соответствующая Нормами лётной годности винтокрылых аппаратов США FAR-29.


-Ми-17КФ — модификация Ми-8МТВ-5 с авионикой фирмы Honeywell. Создан ОКБ имени Миля совместно с КВЗ по заказу канадской компании Kelowna Flightcraft. Первый полёт совершён 3 августа 1997.


-Ми-8ТГ — модификация Ми-8П с политопливными ГТД ТВ2-117Г (Улучшенный вариант ТВ2-117А с дополнительным графитовым уплотнением подшипников. Двигатели ТВ2-117А при ремонте дорабатываются до ТВ2-117АГ)


-Ми-14 — многоцелевой вертолёт-амфибия.


-Ми-18 — является удлинённым вариантом Ми-8МТ. Серийно не производится.


-Ми-8МСБ — украинская модификация с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии, для ВВС (принят на вооружение в апреле 2014) и на экспорт.

-Ми-8ТЭЧ-24 — летающая технико-эксплуатационная часть. Оборудована слесарным, электротехническим, контрольно-поверочным и другим оборудованием используемым во время эксплуатации и ремонта вертолётной техники.


-Ми-8ТЗ — заправщик и транспортировщик топлива.


-Ми-8БТ — буксировщик трала.


-Ми-8СП — специальный морской спасательный.


-Ми-8СПА — поисково-спасательный вертолёт для поиска космонавтов и экипажей других летательных аппаратов в случае приводнения.


-Ми-8ТЛ — лесопожарная модификация, снабжённая системой массированного сброса воды и водяной пушкой.


-Ми-8С — штабной вертолёт оснащённый круглыми иллюминаторами.


-Ми-8ПС — штабной вертолёт оборудованный квадратными иллюминаторами.


-Ми-8КП — специализированный командный пункт для проведения широкомасштабных комплексных поисково-спасательных операций.


-Ми-8ГР или Ми-8Р — вертолёт-разведчик предназначенный для визуального наблюдения и фотографирования в прифронтовой полосе.


-Ми-8К — артиллерийский корректировщик.


-Ми-8ТАКР — вертолёт с комплексом телевизионного наблюдения.


-Ми-8ВД — вертолёт радиационно-химической разведки.


-Ми-8С — модификация вертолёта с комбинированной силовой установкой из турбовальных двигателей, работающих на несущий винт, и тягового турбореактивного.


-Ми-8МТЛ- разведчик с возможностью одновременного применения тепловизионной разведки и радиоперехвата с точным определением координат цели.


-Ми-8МТЮ — Был сконструирован в единственном экземпляре. Создан специально для обнаружения спускаемых аппаратов, малоразмерных надводных целей, в носу расположена антенна РЛС. Используется Украинскими ВВС.


-Ми-АМТ-1 — оборудован салоном повышенной комфортности (VIP-салон) для правительственного авиаотряда Президента РФ

Воздушные командные пункты

-Ми-8ВКП или Ми-8ВзПУ — воздушный командный пункт.


-Ми-8ИВ или Ми-9 — воздушный командный пункт предназначенный для командиров дивизий, серийная модификация.


-Ми-9 — воздушный командный пункт для командиров мотострелковых и танковых дивизий. Оборудован автоматизированным комплексом связи. Сконструирован в 1987 году на базе Ми-8МТ.


-Ми-9Р — воздушный командный пункт созданный специально для командиров ракетных дивизий РВСН. Оснащён автоматизированным комплексом связи. Сконструирован в 1987 году на базе Ми-8МТ.

Медицинские

-Ми-8МБ — воздушный госпиталь. Сконструирован на базе Ми-8Т.


-Ми-8МТБ — бронированный воздушный госпиталь. Создан на базе Ми-8МТ.


-Ми-8МТВМ — медицинская модификация Ми-8МТВ.


-Ми-8МТВ-МПС — медицинский поисково-спасательный вертолёт созданный на базе Ми-8МТВ.


-Ми-17Г — вариант воздушного госпиталя созданный для экспорта.


-Ми-17-1ВА «Амбулатория» — вариант Ми-8МТВ в санитарном варианте сконструированный для экспорта.

Постановщики помех

-Ми-8СМВ — постановщик помех, оснащённый станцией постановки помех «Смальта-В» (Смальта-вертолётная).


-Ми-8ПП — вертолёт РЭБ (радиоэлектронной борьбы), по некоторым данным оборудован комплексом «Поле», но в 70-80 гг. комплексы РЭБ принято было называть названиями растений, вполне возможно, этот вариант просто путают с ранними версиями Ми-8ППА.


-Ми-8ППА — вертолёт РЭБ, оборудованный станциями «Азалия» и «Фасоль», по данным некоторых источников — доработанная версия Ми-8ПП.


-Ми-8МТП — постановщик помех.


-Ми-8МТПБ — постановщик помех.


-Ми-8МТПИ — постановщик помех.


-Ми-8МТПШ — постановщик помех.


-Ми-8МТД — постановщик помех.


-Ми-8МТР1 — постановщик помех.


-Ми-8МТР2 — постановщик помех.


-Ми-8МТС — постановщик помех.


-Ми-8МТШ1 — постановщик помех.


-Ми-8МТШ2 — постановщик помех.


-Ми-8МТШ3 — постановщик помех.


-Ми-8МТЯ — постановщик помех.


-Ми-8МТ1С — постановщик помех.

Сельскохозяйственные

-Ми-8АТС — сельскохозяйственный вариант вертолёта с устройствами распыления удобрений. Сконструирован на базе Ми-8Т.


-Ми-8МТСх — сельскохозяйственный вертолёт. Разработан на базе Ми-8МТ.

Ударные

-Ми-8АМТШ (экспортное обозначение — Ми-171Ш) — транспортно-штурмовой вертолёт, оборудован комплектом вооружения, эквивалентным Ми-24, комплексом броневой защиты экипажа и приспособлен под применение техники ночного видения. На авиасалоне Фарнборо-99 получил обозначение «Терминатор». С конца 2011 года оборудован бортовым устройством регистрации «Тест-1» вместо САРПП-12. С конца 2013 года оборудуется изделием БУР «Тест-1» с расширенным перечнем регистрируемых параметров (40 аналоговых и 28 разовых).
Защита: ЭВУ, бронеплиты стальные, автомат выброса ЛЦ (Ложная цель — устройство, сооружение, образование или средство, имитирующее реальный защищаемый объект по сигнальным характеристикам, параметрам движения (если объект движется) и иным существенным для распознавания признакам и предназначенное для отвлечения средств радиоэлектронного вооружения от действительной цели (защищаемого объекта)), постановщик помех, защищенные топливные баки.

-Возможности: спуск на лебедке до 4-х человек одновременно, рампа, поисковой прожектор ИК, очки ночного видения, камера инфрокрасного излучения.

-Вооружение С-8 ракеты в блоках, ракеты Атака.

-Ми-8АМТШ-1 — модификация Ми-8АМТШ, оборудованная комплексом вооружения в сочетании с салоном повышенной комфортности (VIP-салон)

ТТХ Ми-8

В-8 Ми-8П

Ми-8Т

Ми-8МТ

(Ми-17)

Ми-18

Ми-8МТВ-1

(Ми-17-1В)

Ми-8АМТ

(Ми-171)

Ми-172 Ми-8МСБ
Год постройки 1961 1965 1965 1975 1980 1987 1991 1991 2014
Экипаж, чел. 3 3 3 3 3 3 3 3
Число пассажиров (десантников) 18 28 24 24 30 24 27 26
Длина ( с вращ. винтами), м. 25,31 25,31 25,31 25,31 25,31 25,31 25,31 25,31
Высота (с вращ. рулевым винтом), м 5,54 5,54 5,54 5,54 5,54 5,54 5,54 5,54
Диаметр несущего винта, м 21 21,3 21,3 21,3 21,3 21,3 21,3 21,3 21,3
Масса пустого, кг 5726 7000 6934 7200 7550 7381 6913 7514
Нормальная взлётная масса, кг 11570 11100 11100 11500 11100 11100 11878
Максимальная взлётная масса, кг 12000 12000 13000 13000 13000 13000 нет данных 12500
Двигатели 1 х АИ-24В 2 х ТВ2-117 2 х ТВ2-117 2 х ТВ3-117МТ 2 х ТВ3-117МТ 2 х ТВ3-117ВМ 2 х ТВ3-117ВМ 2 х ТВ3-117ВМ 2 х ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е
Мощность двигателей (на взлётном режиме) 1 х 1900 л. с. 2 х 1500 л. с. 2 х 1500 л. с. 2 х 1900 л. с. 2 х 1900 л. с. 2 х 2000 л. с. 2 х 2000 л. с. 2 х 2000 л. с. 2 х 1500 л. с.
Максимальная скорость, км/ч 250 260 250 270 250 250 250 260
Крейсерская скорость, км/ч 225 225 220 240 240 230 230 225
Динамический потолок, м 4200 4500 5000 5550 6000 6000 6000 9150
Практическая дальность, км 425 480 520 580 590 570 715 600

-Дальность полёта, км:
-при дополнительных топливных баков 1300
-при максимальном запасе авиатоплива 800
-при максимальной загрузке 550
-Расход авиатоплива, т/час 0,72

Боевое применение МИ-8

-Шестидневная война (1967) — по крайней мере 3 египетских Ми-8 уничтожены израильской авиацией на аэродромах.
-Эфиопо-сомалийская война (1977—1978)
-Афганская война (1979—1989) — 40-я армия потеряла 174 вертолёта Ми-8; потери вертолётов пограничных войск, САВО и афганской армии неизвестны. Во время афганского конфликта был зафиксирован случай сбития Ми-8 из старой английской винтовки Ли-Энфилд («бур»).
-Грузино-абхазская война (1992—1993)
-Ирано-иракская война (1980—1988) — в воздухе иранскими истребителями были сбиты 6 иракских Ми-8. Общие потери иракских вертолётов неизвестны.
-Война Пакиша (1981) — огнём извинтовок FAL был сбит один перуанский вертолёт Ми-8
-Война в Карабахе
-Первая чеченская война (1994—1996)
-Эфиопо-эритрейский конфликт (1998—2000)
-Вторжение боевиков в Республику Дагестан (1999) — российская армия потеряла как минимум три Ми-8.
-Каргильская война (1999)
-Операция НАТО против Югославии (1999) В 1999 году сербский Ми-8 сбил из пулемёта разведывательный БПЛА. В 2000 году произошёл подобный случай.
-Вторая чеченская война (1999)
-Война в Афганистане (с 2001)
-Война в Ираке
-Операция Бутана против ассамского сопротивления 2003
-Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)
-Гражданская война в Сирии (с 2011)
-Вооруженный конфликт на востоке Украины (2014)

Эксплуатируется:

Используется в более чем 50 странах мира

-Россия — 534в 2010 поставлено в строй 34 Ми-8 (22 Ми-8АМТШ остальные Ми-8АМТ и Ми-8МТВ) на авиабазы Будённовска и Кореновска (10 Ми-8). 53 Ми-8АМТШ в 2013
-Азербайджан
-Алжир
-Аргентина — в 2010—11 заключён контракт на шесть Ми-171Е для полётов с побережья Аргентины в Антарктиду
-Армения — по состянию 2014 закуплены еще и 3 м-17в
-Ангола
-Афганистан — заключён договор на поставку 21 военно-транспортных Ми-17В5.
-Бангладеш
-Бразилия — 2011 году изготовлены три Ми-171А1 для авиакомпании «ATLAS».
-Белоруссия
-Болгария
-Босния и Герцеговина
-Буркина-Фасо
-Бутан
-Венесуэла — 20 Ми-17 (на вооружении ВВС страны), 6 Ми-17 заказаны.
-Венгрия
-Вьетнам
-Гана
-Гайана
-Германия
-Грузия — в 2011 году, на вооружении имелось 17 шт. Ми-8Т
-Джибути
-Замбия
-Египет
-Индия — эксплуатируется большое количество вертолётов Ми-8 и Ми-17, запланирована поставка ещё 80 вертолётов, Ми-17В-5[26].
-Индонезия — 6 Ми-17-В5 поставлены в июле 2008 по договору, заключённому в 2005 году.
-Ирак — в 2010 году США сделали заказ для ВВС Ирака на 80 вертолётов Ми-17 (из них 46 бывших в употреблении), к 2012 году поставлены 68.
-Иран — 5 Ми-171 заказаны, из которых 2 уже поставлены.
-Казахстан
-Камерун — в 2013 году заключён договор на поставку партии Ми-17.
-Канада
-Кения
-Кипр
-Киргизия
-Китай
-Северная Корея
-Колумбия
-Куба — в 2011 году, на вооружении имелось 2 шт. Ми-8Р и 8 шт. Ми-17
-Латвия — по состоянию на 2011 год, на вооружении имелось 4 шт. Ми-17
-Ливия
-Литва — в 2011 году, на вооружении имелось девять Ми-8
— Македония
-Мексика
-Молдавия
-Монголия
-Мьянма
-Непал
-Нигерия
-Никарагуа — по состоянию на 2011 год, 16 шт. Ми-17 состоит на вооружении
-ОАЭ
-ООН
-Пакистан
-Приднестровье
-Польша
-Перу — В 2010 приобретено 6 Ми-171Е и Ми-171Ш.
-Румыния — в 1968 году поставлено 25 шт. Ми-8Т и 14 шт. Ми-8ПС, в 1985 году — ещё 3 шт. Ми-17; в 1990е годы для полиции приобретены ещё два Ми-17, один Ми-17-1В и один Ми-17-1ВА; в 2001 году сняты с вооружения армии (поставлены на хранение и переданы в МВД).
-Сирия
-Сербия
-Словакия
-Судан — 6 шт закуплено в 2012 году, в 2013 году заключён контракт на поставку 16 транспортных Ми-8. Полиция Судана — 1 Ми-17В-5 (б/н 101, серийный номер 736М07)
-США — 70 шт Ми-17В5 приобретено для миссий в Афганистане.
-Сьерра-Леоне
-Таджикистан
-Туркмения
-Турция — в 1993 году заказаны и в 1995 году поставлены 19 шт. Ми-17-1В для жандармерии, в 2007 году один вертолёт разбился по техническим причинам
-Украина
-Узбекистан
-Финляндия
-Чад
-Черногория
-Чехия
-Хорватия
-Шри-Ланка
-Эквадор
-Эритрея
-Эстония
-Южная Корея. Полиция Республики Корея — 3 Ми-172, по состоянию на начало 2014 года.
-ЮАР
-Южный Судан

Практическая дальность480-715 км
Число пассажиров24-30 чел
Максимальная взлётная масса13000 кг

wartools.ru

характеристики, боевые вылеты, катастрофы и фото вертолета

В нашей стране изначально придавали не слишком большое значение созданию вертолетов. С чем это было связано, сейчас выяснить уже сложно, но факт остается фактом: изначально РККА получала только самолеты, а уж про народное хозяйство и говорить не приходится.

И это несмотря на то, что перспективные разработки в этой области у нас были, да еще какие! К счастью, вскоре руководство молодой страны поняло ошибочность такой стратегии, а потому промышленность начала осваивать выпуск винтокрылых машин.

Первой из них стал Ми-1, выпуск которого начался только лишь в 1948 году. С тех пор и до конца выпуска Ми-4 все геликоптеры в нашей стране были оснащены роторно-поршневым двигателем. По тем временам это было нормально, но необходимость машины с лучшими характеристиками силовой установки стала очевидна очень быстро.

Новый вертолет

А потому к 1960 году промышленность и важнейшие вертолетостроительные КБ страны получили задание. Его итогом стала разработка вертолета Ми-8, который стал настоящей легендой отрасли, продолжая активно использоваться в народном хозяйстве и армиях всего мира.

История создания

Изначально предполагалось, что геликоптер будет выпускаться в транспортном, пассажирском и деловом вариантах. Разработка началась в первых месяцах 1960 года. Как можно догадаться, занялся ею ЦКБ имени Миля. За основу был взят прекрасно себя зарекомендовавший Ми-4. Фактически новый Ми-8 изначально планировался как проект по его глубокой модернизации.

Впрочем, уже очень скоро конструкторы поняли необходимость внедрения в машину нового типа двигателя, а потому от предшественника в этом проекте осталось не так уж и много.

Работы велись ударными темпами. Уже в середине 1961 года первый прототип с четырьмя лопастями и одним двигателем поднялся в воздух. Прототип с пятью лопастями и двумя силовыми установками полетел через год. В конце все того же 1962 года был создан первый опытный образец.

Комиссии характеристики будущего Ми-8 очень понравились, а потому всего через пару лет новые вертолеты уже пошли в серийное производство. С 1965 года модель выпускали в Казани и Улан-Удэ.

МИ-8: характеристики

Своего предшественника новая машина в 2,5 раза превосходила по грузоподъемности. Максимально возможная скорость также была едва ли не в два раза выше.

Трансмиссия была во многом оставлена без каких-либо значимых изменений. Схема вертолета – одновинтовая, но предусмотрен рулевой винт. В конструкции используются два газотурбинных двигателя, шасси опирается на три колеса. Вообще, Ми-8 для своего времени во многом был передовой моделью.

Конечно, по каким-то параметрам его обходили американские «Сикорские», но он был значительно дешевле, при этом обладал большей грузоподъемностью и надежностью.

В отличие от прошлой модели, конструкция лопастей была значительно пересмотрена. Появился полый лонжерон, целиком изготовленный из высокопрочного алюминиевого сплава. Чтобы система была максимально безопасной, лопасти оснащены специальной пневматической сигнальной системой, которая позволяет мгновенно регистрировать механическое повреждение лонжерона.

Почему именно этот вертолет стал настолько распространен во всем мире?

Произошло это из-за неприхотливости и безотказности машины. Не только в нашей стране его уважительно величают «рабочей лошадкой». В мире это – самый (!) распространенный транспортный вертолет. За рубежом он известен как Ми-17, некоторое число которых используется как военные вертолеты (фото есть в статье) контингентом НАТО в Афганистане. В связи с простотой пилотирования, не требуется тратить много времени на подготовку летчиков.

В мире нет больше гражданских транспортных геликоптеров, которые выпускались бы в таком объеме: даже по устаревшим данным, с конвейера сошло более 12 тысяч этих машин. И это – без учета некоторых модификаций!

Кстати, по числу разновидностей этот вертолет однозначно является мировым лидером. На данный момент даже специалисты не могут сказать, сколько конкретно модификаций было создано. Определение этой цифры сильно затрудняется тем, что некоторые усовершенствования едва ли не серийно вносили прямо в воинских частях, но патентов на свои изобретения не получали, а потому в промышленное производство они уже не попадали.

Система управления и двигатели

Вся система управления на этот раз была основана на качественных и мощных гидроусилителях. Кроме того, в Ми-8 впервые была использована новейшая система предупреждения обледенения, которая позволила использовать вертолет в самых разных условиях. Кроме того, был предусмотрен специальный механизм для закрепления груза, благодаря чему можно перевезти по воздуху дополнительные три тонны.

Если один двигатель во время полета выходит из строя, то второй в ту же секунду начинает работать в форсированном режиме, выдавая мощность, достаточную хотя бы для аварийного завершения полета. Чтобы летчикам было комфортнее работать в сложных условиях, машина оснащена продвинутым автопилотом, который может брать на себя значительную часть функций человека.

Благодаря новейшим на то время навигационным и радиолокационным приборам, летать на вертолете можно было в любое время года и суток. Эту особенность быстро оценили военные. Более того, одним из символов отечественной армии быстро стал именно Ми-8: вертолет оказался чрезвычайно надежным и недорогим, а потому мгновенно был принят на вооружение.

В каких вариантах используется?

Как мы уже говорили, изначально эта модель создавалась под транспортные и пассажирские (до 28 человек) нужды. Кроме того, в Казани по спецзаказам производят также люксовые экземпляры на семь персон, которые весьма популярны среди первых лиц государства и богатых бизнесменов.

Военные модификации и дальнейшее развитие

Мы также упоминали в статье, что военным очень понравился Ми-8. Двигатель его был чрезвычайно надежным, при отказе одной силовой установки вывести машину можно было на одной, да и грузоподъемность весьма впечатляла.

А потому очень скоро появилась масса модификаций этого вертолета, предназначенных специально для армейского его использования. Чаще всего просто брался транспортный вариант, к которому добавлялись пилоны для навески бомб или баков с зажигательной смесью. Очень скоро оказалось, что для нужд армии даже такого усиления не хватает, а потому возникла модификация 8ТВ, оснащенная укрепленными и улучшенными подвесами. Была добавлена возможность навешивания ракетного вооружения.

Транспортно-боевые вертолеты

Модификация 8МТ стала логичной и завершающей на пути к созданию нового семейства транспортно-боевых машин. Главной отличительной чертой явилась установка новых силовых установок ТВЗ-117 МТ, оснащенных новейшей газотурбиной АИ-9В. Вертолет стал гораздо надежнее, так как воздухозаборники закрыли новым экраном, который значительно лучше фильтровал подаваемый в двигатель воздух.

Чтобы вертолет Ми-8, фото которого представлены в статье, нельзя было легко сбить ракетами с тепловым наведением, разработали систему рассеивания горячих выхлопных газов от двигателей. Кроме того, имеются механизмы для отстрела ложных целей. В период с 1979 по 1989 вертолет с честью прошел весь конфликт в Афганистане.

Боевой и мирный опыт использования

За период, пока контингент советских войск находился в этой стране, летчики совершили сотни тысяч боевых вылетов. Они перевезли миллионы тонн грузов, эвакуировали тысячи солдат из-под самого носа душманов. За все это время случаи отказов машины можно пересчитать по пальцам.

В отличие от своего «старшего брата» Ми-24, «восьмерка» изначально лишена тяжелого бронирования, а потому ей всегда хватало летной тяги даже в условиях сильно разреженного горного воздуха.

В обоих чеченских конфликтах военные вертолеты этого типа также показали себя с наилучшей стороны. Надежные и крайне неприхотливые, они помогали не только самим войскам, но также МЧС и «Красному кресту», которые работали с гражданским населением, обеспечивая его медикаментами и продовольствием.

Катастрофы

К сожалению, даже высочайшая надежность и простота конструкции не спасают военные вертолеты МИ, а также их гражданские варианты от падений.

Начнем с того, что за время афганского и обоих чеченских конфликтов было потеряно порядка 50-60 машин. В Афганистане потери среди них в основном небоевые, часто связанные с обстрелами военных аэродромов. Считается, что тогда было потеряно не более десяти единиц данной техники. Точных данных о потерях в Первую чеченскую кампанию нет. Во Вторую было сбито 29 вертолетов этого типа.

Наступление мирных времен также не принесло покоя. В результате технических неисправностей, некачественного топлива и запредельного износа механизмов в 90-е годы упало или пропало без вести (в Сибири) более 174 машин.

Приведем конкретные сведения по 2012-2013 годам. Так, 14 июля 2013 года экипаж вертолета в воздухе почувствовал, что оба двигателя начали неустойчиво работать. Было принято решение сажать машину прямо на торфяник. Правда, вертолет завалился набок, но в остальном аварийное приземление было выполнено прекрасно. Никто не погиб, раненых также не было. 11 июля того же года произошло нечто подобное и в Амурской области. Тогда также удалось обойтись без жертв.

К несчастью, 2 июля в Якутии в результате падения машины погибло 24 человека, причем более половины – дети. Выжили только два члена экипажа и один пассажир. 6 мая и 6 июня того же года были зафиксированы катастрофы этих вертолетов в Хабаровском крае. Выживших также не было.

В 2012 году эти вертолеты падали семь раз, но погиб только один человек.

Разумеется, это цифры только для нашей страны. Сколько разбилось тех же Ми-17 в Афганистане, сказать невозможно, так как местное самоуправление редко ведет сколько-нибудь подробную статистику. То же самое можно сказать и об инцидентах в Африке.

fb.ru

«Полет на вертолете МИ-8 над заснеженным Сургутом (Фото)» в блоге «Города и сёла России»

Фоторепортажа — Сергея Анашкевича

Сегодня вас ждет рассказ о еще одном знаковом для авиации летательном аппарате.
Это выпускаемый с 60-х годов и до наших дней российский вертолет МИ-8, который является одним из самых массовых вертолетов в мировой истории.
Пальму первенства по количеству произведенных машин он уступает только легким многоцелевым и транспортным Bell UH-1 «Iroquois» и «Huey», но при этом является самым массовым двухдвигательным вертолетом в мире. За все время произведено более 12000 вертолетов Ми-8, из которых более 2000 экспортированы более чем в 40 стран мира. Половина из них все еще находится в эксплуатации.
Еще одним мировым рекордом является количество модификаций МИ-8 — их более 80-ти — транспортные, пассажирские, военные, медицинские, сельскохозяйственные и т.д. И это неспроста: эта модель вертолета призвана выполнять огромный спектр задач в различных областях человеческой деятельности в самых разных частях земного шара.
Совсем недавно мне довелось довольно близко ознакомиться с одним из этих трудяг, выполняющих транспортные задачи в северной части России и провести в нем около часа, облетев город Сургут и расположенные рядом с ним важные хозяйственные объекты.

 Интересные факты о Ми-8:
— всего произведено более 12000 вертолетов МИ-8 всех модификаций;
— среднегодовое производство составляет около 350 единиц
— стоимость одной машины составляет от 14,5 до 17,5 миллионов долларов в зависимости от модификации;
— стоимость часа полета — около 3,5 тыс. долларов США;
— за час вертолет сжигает около 700 кг топлива
— МИ-8 использовался в 15 войнах и крупных вооруженных конфликтах по всему миру;

Немного истории

3. В конце 1950-х годов за рубежом и в СССР начались работы по созданию вертолетов второго поколения с турбовальными двигателями, а в мае 1960г. на МВЗ началась разработка нового многоцелевого вертолета для замены хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации многоцелевых вертолетов Ми-4. Свой первый полет опытный вертолет В-8 совершил в июне 1961 года, а 9 июля был впервые продемонстрирован на воздушном празднике на Тушинском аэродроме в Москве.
Изначально МИ-8 разрабатывался под военные цели, но в 1964 году, после отстранения Хрущёва, командование ВВС не стало принимать на вооружение Ми-8. Были закуплены лишь несколько десятков машин для апробации. Однако Ми-8 был высоко оценён Министерством Гражданской Авиации СССР, сделавшим заказ на массовую серию. И вскоре после этого винтокрылую машину ожидал небывалый триумф.
В июне 1965 года Советский Союз представил на международном авиасалоне в Ле-Бурже одну из самых представительных экспозиций. Вертолёты КБ Миля — Ми-8, Ми-6, и летающий кран Ми-10 произвели сенсацию среди специалистов. После авиасалона в Ле-Бурже руководство военного командования СССР наконец-то оценило достоинства Ми-8. Он стал использоваться как десантный, транспортный, медицинский вертолёт, летающий командный пункт, постановщик мин.

4. Модернизация вертолёта Ми-8, завершившаяся в 1980 г., привела к созданию усовершенствованного варианта этой машины — Ми-8МТ (при поставках на экспорт — Ми-17), который отличается улучшенной силовой установкой (2 двигателя ТВ3-117) и наличием вспомогательной силовой установки. Ми-17 не столь широко распространены и используются примерно в 20 странах мира.
В 1991 г. начато производство новой гражданской транспортной модификации Ми-8АМТ (экспортный вариант называется Ми-171Е), а в конце 1990-х — военной транспортно-штурмовой модификации Ми-8АМТШ (Ми-171Ш).
19 мая 2010 года в Конотопе прошли лётные испытания вертолёта Ми-8МТВ с двигателями новейшей модификации ТВЗ-117ВМА-СБМ1В. Был установлен мировой рекорд, когда вертолёт за 14 минут 09 секунд поднялся на высоту 8100 метров. При этом максимальная мощность двигателя — 2000 л. с. поддерживалась в течение 30 минут. Показанные характеристики позволят многоцелевому вертолёту Ми-8, уверенно летать в горах на самых предельных высотах. Ранее в ходе испытаний боевого Ми-24 с такими же двигателями была зафиксирована рекордная для вертолётов скороподъёмность. На высоту 5000 метров вертолёт поднялся всего за девять минут.

5. Фюзеляж вертолета каркасной конструкции состоит из носовой и центральной частей, хвостовой и концевой балок. В носовой части размещена трехместная кабина экипажа, состоящего их двух летчиков и бортмеханика. Остекление кабины обеспечивает хороший обзор, правый и левый сдвижные блистеры снабжены механизмами аварийного сбрасывания.

6. Вертолет имеет трехопорное шасси

7. Стеклоочистители напоминают щетки на обычном автомобиле

8. Марта 2013 года, аэропорт г. Сургут. Техник готовит вертолет МИ-8 ПС к полету над Сургутом. Именно на этой машине, выпущенной в Казани в 1991 году мы, и совершим полет над городом и ее окрестностями

9. Командир борта зовет на посадку. Через несколько минут взлетаем

10. Поземка, поднимаемая 10-метровыми лопастями на взлетно-посадочной полосе аэропорта

12. Снежная пыль от раскручивающихся винтов закрывает солнце

13. Выпускающий техник

14. Наш МИ-8 немного катится по летному полю и мягко поднимается в воздух

15. Так выглядит кабина пилотов во время полета.

16.

17. Коттеджный поселок глазами пилота…

18. … и через объектив

19. Если в кабине поднять голову вверх, увидим аварийный люк. Ладно, лучше смотреть вперед….

20. В окрестностях Сургута масса предприятий нефтегазового комплекса и в какой-то момент ты начинаешь уставать от сотен емкостей, бочек, терминалов и трубопроводов

21.

22. Газовый факел высоко над землей

23. Накопительные емкости Сургутнефтегаза

24. Сотни вагонов затем увозят нефть вглубь России

25. Панорамные снимки городских кварталов Сургута

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41. Берег реки Обь. Среди снега и льда застыли лодки и суда

42. Портовые краны зимой стоят без дела и ждут прихода весны

43. Мы заканчиваем наш полет примерно через час, возвращаясь обратно в взлетно-посадочную полосу аэропорта Сургут

44. Покидаем полюбившийся за этот час желтый МИ-8. Впереди нас еще ждали МИ-26, Boeing 737 и Фабрика бортового питания ЮТэйр…

Хочу выразить огромную благодарность авиакомпании ЮТэйр за предоставленную возможность полета на вертолете МИ-8, а также лично пресс-секретарю компании — Елене Галановой.

sdelanounas.ru

Лучший вертолёт Ми 8 — Авиация России

В российских ВВС и во всём мире до сих пор несут службу самые массовые советские вертолёты Ми-8 (экспортная версия Ми-17). Широко используются многочисленные модификации этих машин как в военных, так и в гражданских целях. Они по-прежнему востребованы на мировом вертолётном рынке, постоянно совершенствуются и будут эксплуатироваться ещё десятилетия.

История создания

Многоцелевой Ми-4 с одним поршневым двигателем и четырёхлопастным несущим винтом хорошо зарекомендовал себя, но его время закончилось и в конце 50-х годов прошлого века началась разработка вертолётов второго поколения с турбовальными двигателями. В 1961 году в Тушино впервые показали новую машину В-8 с одним ТВД над кабиной, но всё ещё с несущим и рулевым винтом, хвостовой балкой и трансмиссией, оставшейся в наследство от Ми-4. Новыми были только фюзеляж и силовая установка АИ-24В.

Ми-8

На следующий опытный образец установили два двигателя ТВ2-117, несущий винт с пятью лопастями и хвостовой винт повышенной жёсткости. Обозначение эта машина получила Ми-8 и в сентябре 1962 года была опробована в воздухе. Конструкторы смело пошли на внедрение оригинальных технических усовершенствований.

Были широко использованы клеесварные соединения и штамповки больших габаритов из дюралюминия, синхронизацию и обороты несущего винта регулировала новая система автоматики, внешняя подвеска кардинально отличалась от старой. Так в конструкторском бюро М.Л. Миля получил путёвку в жизнь новый газотурбинный вертолёт Ми-8.

Ми-8

Описание вертолёта

В основу аэродинамической компоновки Ми-8 положена схема с одним пятилопастным несущим винтом и рулевым винтом из трёх лопастей. Стальная втулка несущего винта с цельнометаллическими лопастями располагается в горизонтальных и вертикальных шарнирах и управляется ручкой циклического шага в продольном управлении. Лопасти несущего винта и хвостового снабжены электрической противообледенительной системой.

В цельнометаллическом полумонококе фюзеляжа спереди располагается кабина экипажа. Внутри  сидят бок о бок два пилота, несколько сзади посередине на откидном кресле размещается бортовой техник. Новый автопилот, стабилизирующий вертолёт по крену, тангажу, курсу и скорости, высоте и высоте зависания входит в штатное оборудование.

Два турбовальных газотурбинных двигателя ТВ2-117А устанавливаются сверху корпуса вертолёта в специальных мотогондолах, боковины гондол откидываются и обеспечивают удобный подход к силовой установке для обслуживания. Воздухозаборник, размещённый над двигателями служит каналом доступа воздуха к вентилятору радиатора масла.

Ми-8

Грузовая кабина вмещает 24 человека на откидных сидениях, в санитарном варианте устанавливаются 12 носилок для раненных. На полу имеются узлы крепления грузов, над входной дверью расположена лебёдка грузоподъёмностью 200 кг. Для погрузки техники служат двухстворчатый грузовой люк и аппарель.

Хвостовая часть фюзеляжа состоит из хвостовой балки, с размещёнными на ней рулевым винтом, доплеровским измерителем скорости и сноса, стабилизатором и опорой, не дающей касаться хвостовым винтом об землю. Шасси вертолёта состоит из трёх опор, передняя стойка управляемая фиксируется в воздухе по полёту, опоры не убираются.

Штатное радиоэлектронное оборудование включает УКВ и КВ радиостанции, автоматический радиовысотомер, автоматический радиокомпас и доплеровский измеритель скорости и сноса.

Ми-8

С 1989 года Ми-8 оснащали метеорологическим радаром в контейнере расположенным под фюзеляжем, аппаратурой дальней навигации, функционирующей по системе LORAN и оборудованием, стабилизирующим вертолёт в режиме зависания.

Тактико-технические данные Ми-8Т

  • Длина фюзеляжа – 18,17 м
  • Высота по втулке несущего винта – 5,65 м
  • Длина вертолёта с вращающимися винтами – 25,24 м
  • Двигатели – 2 Х ТВ2-117А
  • Тяговооружённость – 2 Х 1481 л.с.
  • Вес неснаряжённого вертолёта – 7160 кг
  • Максимальный взлётный вес – 12 т
  • Запас топлива – 1870 л
  • Дополнительный бак в грузовой кабине – 980 л
  • Максимальная скорость у земли – 260 км/ч
  • Максимальная скороподъёмность – 450 м/с
  • Динамический потолок – 4500 м
  • Дальность перегоночная – 930 км
  • Боевой радиус – 350-480 км

Вооружение

  • Точек подвески – 4 балочных держателя
  • НУР С-5 – 32 шт. в блоках УБ-32-57
  • НУР С-5 – 192 шт. в блоках УБ-32-57 (с 1979 года)
  • ПТР «Фаланга» — 4 шт
  • Авиабомбы 250 кг – в зависимости от загрузки
  • Стрелковое оружие – 12,7 мм пулемёт

Боевое применение в Афганистане

В Афганистане советские вертолёты Ми-8 решали самый широкий круг задач – перевозку личного состава и грузов, эвакуацию раненных, оказание непосредственной огневой поддержки и многое другое. Этим машинам обязаны жизнью тысячи советских офицеров и солдат.

Ми-8

В афганской войне вертолётчики совершенствовали тактику, беря на вооружение приём «вертушку», она применялась при атаке группой, когда заходят на цель с пикирования и прикрывают друг друга на выходе. Цепь огневых точек атаковали фронтом вертолётов, выстраиваясь уступом относительно ведущего. Между горами в узких ущельях атаковали один за одним с минимально возможным интервалом.

Не имея боевого опыта и скованные различными инструкциями и ограничениями, прибывшие в Афганистан пилоты быстро учились во время боевых вылетов. Выживали лишь те, кто быстро осваивали маневры с большими перегрузками: виражи с креном до 90 градусов, боевые развороты в манере истребителей, пикирование, от которого в кабине земля заполняла весь обзор и горки с отрицательными перегрузками, недопустимыми для вертолёта в теории.

Лётчики говорили, что воевать по-настоящему они научились в Афгане и не рассказывали в Союзе о своих достижениях, инструкция и запреты на родине по-прежнему действовали.

Ми-8

Вообще в этой войне ежегодные потери составляли 30-35 вертолётов, целый полк выбывал из строя в год, но большой процент потерь приходился на лётный состав. Основные потери приходились при высадке и заборе десантников на простреливаемых площадках – 50% и около 15% при транспортировании людей и груза.

Катастрофы Ми-8 в мирное время

Разбирая катастрофы и аварии на Ми-8, случившиеся вне боевых действий  можно константировать, что основные лётные происшествия произошли: из-за человеческого фактора –  41,5%; отказ авиатехники – 37,7%; плохие метеоусловия – 7%; по другим причинам – 14%.

Вот наиболее характерная катастрофа по причине человеческого фактора. При полёте над городом Грозный 10 марта 2005 года в Чеченской народной республике вертолёт Ми-8 зацепился за высоковольтную линию электропередач. Погибли 15 человек, одному удалось выжить.

Вот ещё одна подобная, но более резонансная катастрофа. 28 апреля 2002 года возле посёлка Ермаки в условиях плохой видимости Ми-8 врезался в линию электропередач. На борту находился губернатор Красноярского края Александр Лебедь и его ближайшее окружение. Вместе с главой края погибли 9 человек.

Ми-8

Случай человеческой халатности подтверждает следующая катастрофа. При перелёте из Сургута в Лянтор 30 августа 2001 года, выпавший трос из открытой двери Ми-8 попал в район рулевого винта и его отбросило в несущий винт. Машина стала неуправляемой, перевернулась и рухнула в болото. Погибли пять человек.

В таких случаях, как говорится, комментарии излишни.

Видео: крушение Ми-8

The following two tabs change content below.

Рекомендуем к просмотру

comments powered by HyperComments

aviarf.ru

Вертолет Ми-17. Фото. Характеристики. История

 

 

Последняя модернизация вертолета Ми-8 закончилась в 1989 году. Все улучшения привели конструкторов к созданию качественно новой машины под названием Ми-17. Вертолет был разработан в конструкторском бюро Миля. Новый вертолет имел более мощный двигатель, чем предыдущая  модель. Вертолет Ми-17 используется более чем в 20 странах мира. Первые вертолеты этой модели начали изготовлять с начала 1991 года. Ми-17 в 2009 году был принят на вооружение в Российской Федерации, эта машина полностью изготовлена на военный заказ с учетом всех пожеланий заказчика. Ми-17 − именно такое имя имеет вертолет Ми-8МТ при поставках на мировой рынок. За тринадцать лет изготовления Ми-17 было выпущено 3,5 тысячи вертолетов.

 

Описание вертолета Ми-17

 

Ми-17 является многоцелевым вертолетом, который относят к среднему классу. За счет предыдущих разработок вертолетов конструкторы могли уже учесть все нюансы при создании новой машины. Главной особенностью нового аппарата была установка более мощного двигателя. Также одной из особенностей этой модели был перенос рулевого винта на левый борт, что позволило улучшить летные характеристики и обеспечить более широкое использование данной машины.

Десантно-транспортная версия вертолета была спроектирована и разработана для удобной высадки  и погрузки десанта, продумана была огневая поддержка с борта вертолета. В данном агрегате можно перевозить грузы в средине вертолета или цеплять их за внешнюю подвеску. Грузовое отделение имеет 24 сидения, которые можно сложить. Военные модификации могут оснащаться оружием в носовом и кормовом отделении.

Военные вертолеты также оснащены системой «Липа», которая создает электронные помехи на оборудовании противника. Для командиров, которые управляют танковыми соединениями, существуют специально оборудованные вертолеты − летающие штабы. Вертолет Ми-17 оснащен двигателем, который может работать на больших высотах. Была усовершенствована система электропитания оборудования машины.

Главный винт оснащен гасителями колебаний для уменьшения вибраций в вертолете. Сами лопасти изготовлены из высококачественного стеклопластика, который позволил снизить их вес и при этом не уменьшил их прочность. А сама конструкция осталась прежней, как это было в Ми-8. Что касается силовой установки вертолета, то тут нужно отметить, что она имеет автоматическую систему, которая поддерживает обороты винта. Поскольку Ми-17 имеет 2 двигателя, то он обладает системой синхронизации, которая позволяет сохранить полет даже при отказе одного из двигателей.

За счет нового качественного бортового оборудования производить полеты на данной машине можно в любое время суток и даже в очень сложных метеорологических условиях. Ми-17 оснащен радиостанцией и радиокомпасами. Также существуют приборы для измерения высоты и новейшая на то время система навигации. Для защиты в боевых условиях вертолет укомплектован системой выброса ЛТЦ, которая расположена в хвостовой части.

В полу вертолета существует большой люк, позволяющий установить внешнюю подвеску, к которой можно прикреплять грузы массой до 5 тонн. В самой кабине вертолета можно перевозить грузы до 4 тонн. Ми-17 оснащен выдвижной лебедкой, с помощью которой можно поднимать грузы до 300 кг. Существуют вертолеты данной серии для гражданских перевозок, в которых более комфортно изготовлен салон. Также данную машину можно оборудовать как госпиталь, в котором можно оказывать помощь раненым. Великолепные летные характеристики дали возможность использовать эту машину как боевой вертолет, который оснащен ракетами типа «воздух − воздух» или боевым комплексом типа «Атака» или «Штурм».

Вертолет Ми-17 во многом повторяет комплектацию Ми-8, но все же большая часть деталей и агрегатов существенно усовершенствована. Что касается внешнего вида, то в новой машине все капоты имеют иную форму, а на воздухозаборниках установлены более качественные пылезащитные системы. Сопла для выхлопа газов из двигателя имеют овальную форму. На Ми-17 установлена дополнительная силовая установка, которая находится за редуктором. Она служит для питания запуска основного двигателя.

Установленная система ВСУ обеспечивает вертолет электроэнергией. В случае возникновения аварийной ситуации в борту вертолета находятся аварийные люки для выхода. Военная машина имеет полностью бронированную кабину пилотов. Шасси в данной модели вертолета не убирается.

 

Эксплуатационная характеристика вертолета Ми-17

 

Впервые вертолет Ми-17 был представлен публике в 1991 году на авиационной выставке во Франции. Производством вертолетов этой модели на сегодняшний день занимается Казанский завод и авиазавод в Улан-Удэ. На этих заводах было построено больше 2 тысяч различных модификаций вертолета Ми-17.

 

 

Основные модификации Ми-17

 

Поскольку это многоцелевой вертолет, он имеет много вариантов компоновки и оснащения. Стандартным вариантом является транспортный вертолет. Существует также пассажирская модель, которая может перевозить 13 пассажиров в достаточно комфортных условиях. В этой машине предусмотрен отсек для багажа и гардероба. Пассажирский вертолет имеет вентиляцию и отопление в пассажирском отделении. Создана модель vip-класса под названием «Слон», она предназначен для перевозки от 9 до 11 пассажиров на достаточно большое расстояние − до 1,7 тысячи километров.

Разработана и изготовлена модель вертолета-спасателя, оснащенного лебедкой со стрелой, которая может производить спасательные работы. Мощные прожектора этой модификации позволяют проводить спасательные работы и в ночное время суток.

Десантный вертолет имеет возможность перевозить 30 десантников или в компоновке как госпиталь может перевозить 12 раненых бойцов на носилках. Эта модель имеет на боках фюзеляжа крепления для пулеметов или пушек, иногда к этим креплениям можно прикрепить бомбы массой до полтонны. Проемы дверей имеют возможность крепления 8 пулеметов. Для повышения безопасности экипажа и бойцов на борту корпус вертолета оснащен бронированными плитами.

Кроме брони, вертолет имеет систему защиты от ракет противника, это как активная, так и пассивная система. Прыжки десантники могут производить как через грузовые створки, так и через сдвижную дверь в борту вертолета. Для военных целей был разработан вертолет, который оснащается радиолокационной установкой, способствующей заглушке всех радиосигналов противника.

Для контроля окружающей среды была изготовлена еще одна версия Ми-17 под названием «экологическая лаборатория». Она оснащена новейшей аппаратурой, которая производит картографирование территории, а также анализ поверхности земли и состояния атмосферы. Оборудование вертолета имеет возможность следить за радиационным фоном и производить анализ экологической ситуации в целом. На такую модель можно установить фотоаппаратуру, с помощью которой можно проводить аэрофотосъемку с высоты от 50 до 6000 метров даже на большой скорости.

В гражданских целях был изготовлен вертолет Ми-17, который служит людям как пожарный. Его основной задачей является ликвидация пожаров в труднодоступных местах. Он имеет водосливное устройство, которое имеет объем в 2 м3. Кроме этого, он имеет возможность привозить на пожар до 20 пожарных, которые десантируются с высоты около 45 метров беспарашютным способом.

Самой последней и наиболее улучшенной модификацией можно считать вертолет Ми-17МД. От своих собратьев он отличается строением фюзеляжа. Прежде всего в нем была увеличена ширина двери, что позволяет с большой скоростью производить посадку и выгрузку десантников. Кроме того, увеличилось число посадочных мест до 36. Эта модель может перевозить грузы массой до 5 тонн. На случай аварийной ситуации над водными объектами вертолет оснащен плавательными свойствами, что обеспечивает эвакуацию людей на воде. И самым большим достоинством является то, что он может пролететь 1600 километров без дозаправки, этого удалось достичь с помощью установки дополнительных баков.

На сегодняшний день продолжается изготовление разнообразных модификаций вертолета Ми-17. Наиболее популярной моделью является Ми-17-1В. Причем до 90% этих вертолетов идет на экспорт, данная модель может иметь разную комплектацию. Для России и стран СНГ более популярной моделью для эксплуатации является МИ-171Ш.

 

Характеристики Ми-17:

 

  • Максимальная скорость — 250 км/ч 

  • Крейсерская скорость — 230 км/ч 

  • Максимальная дальность полета с основными баками — 610 км 

  • Практический потолок — 6 000 м 

  • Статический потолок вне зоны влияния земли — 1 760 м 

  • Массовые характеристики 

  • Максимальная взлетная масса — 13 000 кг 

  • Максимальная полезная нагрузка на внешней подвеске — 4 000 кг 

  • Максимальная полезная нагрузка в транспортной кабине — 4 000 кг 

  • Размеры салона 

  • Длина салона – 5, 34 м 

  • Ширина салона – 2,34 м  

  • Высота салона – 1,8 м 

  • Летный экипаж — 3 человека 

  • Пассажиры (на пассажирских креслах) — до 26 человек.

 

Вертолеты

avia.pro

Вертолет МИ-8: обзор технических характеристик ТТХ и истории создания

История вертолета МИ-8 началась еще в СССР. Впервые, он был разработан в начале 60 годов. Именно он является самым массовым двухдвигательным вертолетом, причем не только в России, но и во всем мире. Основная цель применения данной летательной машины – различные боевые и гражданские операции.

Ведь именно благодаря своим техническим и летным характеристикам, данная летательная машина и заслужила свой авторитет среди многих ВВС мира. За счет богатого спектра возможностей использования данного вертолета, его серийный выпуск начался еще в далеком 1967 году. И, несмотря на богатую историю, на сегодняшний день его используют в полетах не менее активно. Причем, стоит отметить, что данный вертолет активно закупают на вооружение и зарубежные страны.

Благодаря хорошим скоростным и техническим характеристикам сегодня очень активно проводят его конструкторские модификации. В совокупности с хорошей дальностью полета, модель МИ-8 является одной из самых приоритетных летательных машин для проведения ее дальнейших усовершенствований. Тем самым, МИ-8 определенно занимает почетное место в нашей авиационной промышленности.

Модификации вертолета МИ-8

За все годы истории, после выхода первого прототипа было выпущено множество различных модификации данной летательной машины. Причем, каждая из этих модификации предназначалась для выполнения определенных целей. Все возможные вариации моделей вертолетов снабжались самым разным оборудованием, в зависимости от целей применения. Все модели данного вертолета можно условно разделить на несколько типов:

  1. Опытные. Первые образцы, как самого МИ-8, так и его модификации. Иными словами это различные модели данного вертолета, в которые вносили те или иные изменения.
  2. Пассажирские. Из названия понятно, что данные модели вертолетов служат для перевозки пассажиров. Причем, речь идет как о гражданских лицах, так и о военных. В обоих случаях он способен вместить в себе 18-30 человек, в зависимости от модификации, что делает его очень привлекательным для этой цели.
  3. Транспортные. МИ-8 способен нести на себе груз с общей массой до 4 тонн. Не многие вертолеты могут похвастаться подобными характеристиками. А из-за возможности использования его для выполнения многоцелевых задач он и вовсе остается вне конкуренции.
  4. Многоцелевые. Помимо всех вышеизложенных способов применения, МИ-8 способен совершать еще один ряд различных боевых задач. Хорошим примером тому может служить установка противопехотных мин в количестве до 200 штук. В некоторых случаях их используют для выполнения ряда технических и ремонтных работ, благодаря специальному оборудованию. Известны случаи использования МИ-8 и на поисковых и спасательных операциях. Порой, его используют и как воздушный госпиталь, опять же, с использованием специального оборудования.

Отдельно стоит отметить одну из самых новых модификации вертолета МИ-8, которую сконструировали буквально в конце прошлого года — МИ-8МТВ-5. Именно эта модификация изначально разрабатывалась с целью ведения боевых действий в самых различных климатических условиях. В отличии от старых моделей, здесь ввели возможность перевоза крупногабаритных грузов путем крепления на внешнюю подвеску вертолета. А благодаря своим боевым и скоростным характеристикам, у новой версии вертолета появилась возможность вести огневую поддержку для союзной пехоты. Причем, именно благодаря новейшему оборудованию, вовсе не обязательно вести огневую поддержку в дневных условиях.

И если данная модель хорошо себя покажет в боевых условиях, то ее однозначно, примут на постоянное вооружение. А иметь столь надежную и эффективную технику, для любой страны, очень важно. Ведь именно благодаря ней и обеспечивается безопасность всего государства.

Конструкция вертолета МИ-8

МИ-8 относится к классу одновинтовых вертолетов. Он имеет пять несущих винта и три рулевых винта. Лопасти винта, выполненные из цельного металла, обладают полным лонжероном, созданным из алюминиевых сплавов, спрессованных между собой. Кроме того, все лопасти вертолета имеют сигнализацию, и в случае повреждения какой либо из лопастей, пилоты будут от этом сразу же оповещены.

Благодаря наличию двух двигателей, в случае отказа одного из которых, на втором автоматически увеличивается подаваемая мощность, путем использования современного оборудования. Что позволяет не терять скорости и маневренности в случае неисправностей. А это – неоспоримое преимущество среди прочих вертолетов подобной модели.

В некоторых модификациях вертолета МИ-8 используется специализированная бронированная кабина. Зачастую, подобные модификации используют в боевых моделях. И подобные вариации очень часто приобретают на вооружение различные страны.

Конструкция шасси имеет статичные колесные опоры в количестве трех штук. Что позволяет вертолету приземляться даже в самых труднодоступных местах. Это является несомненным его преимуществом.

Кроме того, на вертолете установлена одна из лучших антифризных систем. Именно она не дает вертолету обледенеть. Благодаря чему, его можно использовать даже в самых экстремальных условиях.
На вертолете МИ-8 стоит отличная система отопления и вентиляции. Она позволяет отапливать или охлаждать не только кабину пилотов, но и пассажирский салон, что делает все перелеты весьма комфортабельными. Кроме того, данная система работает еще и на передние стекла вертолета и воздухозаборники.

Вертолет МИ-8 обладает достаточно серьезной электронной начинкой. Причем она, в свою очередь, имеет абсолютно различные характеристики и предназначение. Но именно за счет нее у вертолета имеется свои особенные отличительные свойства.

Стоит отметить, что сами по себе летные характеристики вертолета весьма привлекательны. Хорошая скорость, наряду с его грузоподъемными и пассажирскими функциями, делает его фаворитом среди подобных одновинтовых вертолетов. Несмотря на то, что самая первая модель была разработана сравнительно давно, его модификации очень активно развиваются и по сей день.

Технические характеристики ТТХ вертолета МИ-8

  • Необходимый экипаж: 3 человека.
  • Максимальная скорость полета: 250 км/ч.
  • Максимальная высота полета: 4700 м.
  • Максимальная транспортная дальность полета: 445 км.
  • Максимальная пассажирская дальность полета: 500 км.
  • Масса вертолета: 6600 кг.
  • Максимальный вес груза на подвеске: 3000 кг.
  • Вес заправляемого топлива: 2800 кг.
  • Длина вертолета : 25,24 м.
  • Двигатель: 2 х ТВ2-117А
  • Максимальная мощность двигателя: 1700 л.с.
  • Расход топлива: 0,680 т/час.

Технические характеристики ЛТХ МИ-8 1965 года

  • Годы производства: с 1965 года.
  • Всего изготовлено: около 12 тыс.шт.
  • Боевое применение: военные конфликты второй половины XX века.
  • Экипаж — 3 человека, десант — до 28 человек.
  • Взлетная масса — 12 т.
  • Размеры: длина (с винтами) — 25,3 м, высота (с рулевым винтом) — 5,5 м, диаметр несущего винта — 21,3 м.
  • Вооружение: 1×12,7-мм или 7,62-мм пулемет, точки подвески для неуправляемых авиационных ракет и бомб.
  • Двигатели газотурбинные.
  • Максимальная скорость — 260 км/ч.
  • Практический потолок — 4,2 км.
  • Дальность полета — 425-480 км.

Фото вертолета

Видео о МИ-8

militaryarms.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *