Вертолет Ка-32. Фото. Характеристики.
Вертолет Ка-32 применяется в гражданских целях с учетом эксплуатации с палубы корабля. Этот аппарат представляет собой следующую ветку развития вертолета Ка-27ПС. Изначально планировалось использовать его в качестве разведывательного летательного вертолета в экстремальных для человека условиях Арктики вне зависимости от времени суток. Но со временем инженеры из ОКБ решили, что Ка-32 можно эксплуатировать и для других целей. Став многопользовательской воздушной машиной, он смог:
применяться для спасательных и поисковых работ;
осуществлять транспортные перевозки;
помогать при крановых работах во время монтажа или установки оборудования;
вывозить дорогую древесину в случаях отсутствия проходимых дорог;
патрулировать границы государства или важные объекты.
В программу проекта входила установка бортового ЭВМ, обзорного РЛС, пилотажно-навигационного комплекса, оборудования спецпредназначения, противообледенительной системы. Для выполнения ледовой разведки максимальная продолжительность полета должна составлять не менее чем 4,5 часов, а во время крановых работ и транспортных перевозок необходимая грузоподъёмность составляет четыре тонны внутри кабины и снаружи пять тонн (на подвеске). Вертолет способен пролететь 300 км с крейсерской скоростью 220-230 км/ч при перевозке груза весом три тонны внутри кабины.
Благодаря тому, что вертолет невоенного предназначения, а это значит, что на борту отсутствует необходимое оборудование, внутри фюзеляжа разместили топливные баки, разную технику для гражданского применения, и увеличилась общая грузоподъёмность.
Ка-32 начали разрабатывать еще в 1969 году, и только через четыре года в конце декабря произошел первый опытный полет с летчиком-испытателем Е. Ларюшиным на борту. Спустя шесть лет после проведения всех необходимых проверок и испытаний в воздух поднялся первый серийный экземпляр.
На данный момент Ка-32 успешно используется на большей части континентов мира. В 1983 и 1985 году эта машина установила семь мировых рекордов. Во время ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 86 году именно этот вертолет делал дозиметрическую разведку (на высоте 250 м с вертолета опускали датчик в вентиляционную трубу непосредственно аварийного блока). Этими авиационными агрегатами успешно пользуются в Канаде, Алжире, Малайзии, Бразилии, Корее, Швейцарии и многих других странах мира. В Южной Корее в пограничных войсках в эксплуатации находится более 40 Ка-32.
Данный вертолет имеет ряд преимуществ благодаря отсутствию рулевого винта. Поскольку схема модели соосная, отсутствующий винт приводит к уменьшению габаритов, веса и упрощает путевое управление. Помимо прочего, 10-12% мощности двигателя, ранее уходившей на эксплуатацию рулевого винта, переходит на потребности подъёмной силы. Энерговооруженность повышена, а значит, что и перевозка, и грузоподъёмность стала более высокой. Управляющие силы и моменты этой схемы создаются винтами соосной системы. Именно этим определяется высокая маневренность и управляемости, а также низкие ограничения на малой скорости.
Особо ярко соосная схема зарекомендовала себя в плане использования наружной подвески (выполнение монтажно-строительных, погрузочно-разгрузочных работ, обслуживание глубоких буровых установок и поисково-спасательные операции). Конструкция вертолёта сложная, однако это приводит к отличным летно-техническим качествам. По маневренности среди рабочих многопользовательских вертолетов Ка-32 не имеет конкурентов.
Габариты составляют 16 метров. Общая конструкция позволяет использовать вертолет в разных погодных и климатических условиях, а также на любом континенте. Вертолет может работать и днем, и ночью, способен садиться на аэродромах и плохо подготовленных площадках, приспособленных кораблях и морских установках бурения скважин. Лопасти могут складываться, что в свою очередь приводит к уменьшению габаритов в пять раз.
Безопасность во время полета обеспечивается за счет дублирования основных систем, двухдвигательная силовая установка обеспечивает горизонтальный полет, безопасную посадку. Если вертолет совершил вынужденную посадку на воду, приводнение становится безопасным (медленным), что дает время покинуть вертолет. Это возможно с наличием баллонетов. Для транспортировки людей (13 мест или 9 в санитарном варианте) на вертолете не предназначено комфортных кресел и скамеек, однако Ка-32 может с легкостью перевезти пять тонн малообъёмного груза на подвеске. Помимо собственного веса в 6600 кг, вертолет может перевести до 5000 кг.
Из-за соосного расположения винтов ограничение по попутному и боковому ветру составляет 10 м/с. Также, вне зависимости от превышения этого ограничения, управление вертолетом не теряется. Данная специфика просто-таки необходима при полетах в горной местности.
Противообледенительная система гарантирует работу вертолета в условиях тумана, снега, дождя, обледенения (до -23 градусов), в условиях шторма или в местах выполнения работ с высокой точностью. Для запуска двигателей не требуется никакого стационарного оборудования. Запуск может обеспечиваться на высоте до 3000 метров и при условиях температур от минус сорока до плюс сорока по Цельсию.
Мощное САУ, установленное на Ка-32, позволяет совершать ряд различных видов полета в автономном режиме: полет по запланированному маршруту, висение над водой и сушей, заход на посадку вне зависимости от траектории полета. Отдельные модификации используются в рядах МЧС для тушения пожаров. За один раз, благодаря установленной противопожарной системе, вертолет может вылить на пылающий участок от трех до пяти тонн воды. Установленная водяная пушка способствует тушению точечных очагов. А наличие аварийной лебедки обеспечивает подъем груза до 300 кг.
Отдельно созданные модификации Ка-32 могут перевозить груз до семи тонн. На данное время созданием вертолетов по соосной схеме занимается лишь ОКБ Камова.
Конструкция Ка-32
Двухвинтовой вертолет соосной схемы с наличием двух ГТД и шасси четырехопорного типа. Полумонококовый фюзеляж создан из алюминиевых сплавов. Кабина экипажа двухместная, расположена в носовой части. Грузовой отсек отделен от кабины экипажа перегородкой, имеет в наличии 16 откидных мест вдоль бортов. Входы в кабины осуществляются таким образом: к экипажу с двух бортов, а в грузовой отсек по левому борту через дверь сдвижного типа. Для крепления разных, но малогабаритных грузов в кабине установлены швартовочные узлы. Внешняя подвеска вмонтирована в ферму в грузовом отсеке. Имеет весоизмерительное устройство.
Прямоугольной формы стабилизатор с установленными двумя килевыми шайбами представляет хвостовое оперение. На шайбы установлены большие рулевые направления – обеспечивает путевую устойчивость. Конструкция шайб и стабилизатора каркасная, сделана из композитных материалов и алюминиевого сплава.
Четырехопорное шасси не убирается. Представлено в форме пирамиды с наличием двухкамерных масляно-воздушных амортизаторов с низким и высоким давлением. Самоориентирующиеся передние опоры находятся под давлением 0,58 Мпа. Главная опора – 1,08 Мпа. Некоторые модели модифицируются установленными лыжами или аварийными надувными баллонетами.
Трехлопастные винты соосной схемы шарнирно крепят к вертолету лопасти (способны складываться). Лопасти модифицированы по профилю NACA 230, представлены в форме прямоугольника. Лонжероны изготовлены из КМ стеклопластиковой основы, которые усилены углеродными волокнами. Лопасти оборудованы регулирующими триммерами. А благодаря титановым втулкам уровень вибрации и колебания сведены к минимуму на разных скоростях.
Силовая установка представлена двумя ГТД с турбиной ТВЗ-117 и системой автоматической регулировки двигателей. Контроль режимов и общей работы двигателей осуществляется указателем режимов на доске приборов. В случае отказа запуск производится автоматически благодаря вспомогательной установке. Главный редуктор двухступенчатый, планетарного образца, с двумя муфтами свободного хода. Снабжен тормозом несущего винта и системой охлаждения.
Ка32 — транспортный средний вертолёт соосной схемы с двумя турбовальными моторами и неубирающимися шасси.
Ка-32 — гражданское развитие спасательного поискового вертолёта Ка-27ПС, который разработан ОКБ им. Камова Н. И., учитывая успешную эксплуатацию семейства вертолётов Ка-25 и Ка-27 с палубы кораблей.
Вертолет Ка-32 фото.
Вертолёты Ка32 с 1985 производятся серийно ОАО «КумАПП». По состоянию на 2013 произведено более 160 вертолётов Ка32 в разных модификациях.
Вертолет Ка-32 фото кабины.
В 2013 заключается соглашение с китайской корпорацией «Итун» о возможности монтажа вертолётов Ка32А11BC в Китае.
Характеристики вертолета Ка-32:
Диаметр несущих винтов:15,9м
Высота вертолёта:5,45м
Длина:12,217м
Ширина:3,805м
Угол наклона вала несущих винтов:+4°30′ (вперед)
Наименьший взлётный вес:7200кг
Наибольший взлётный вес:11000кг
Наибольший полётный вес с грузом на внешней подвеске:12700кг
Наибольший вес груза в грузовой кабине:
Ка-32С:3300кг
Ка-32Т:3500кг
Ка-32А:3700кг
Наибольший вес груза на внешней подвеске:5000кг
Наибольшая скорость:260км/ч
Скорость полета на наибольшую дальность:200км/ч
Скорость полета на наибольшую продолжительность:120км/ч
Практическая дальность:800км
Максимальная скороподъемность:15м/с
Практический потолок:5000м
Статический потолок:3500м
Наибольшая высота площадки для взлёта и посадки с выключением основных двигателей:3000м
Вертолет Ка-32. Галерея.
Посмотреть другие вертолеты
Avia.pro
avia.pro
Ка-32 (вертолет). Характеристика и фото
Судьба вертолетов в СССР интересна тем, что, несмотря на несколько запоздалое начало их производства, успехов советские конструкторы добились огромных. Два конструкторских бюро, Миля и Камова, продемонстрировали всему миру возможности советских авиационных технологий. Примером успешной работы советских инженеров может служить Ка-32, вертолет, по многим показателям опередивший время.
Камов и его стиль
На базе опытного авиазавода, имеющего ничего не говорящий непосвященному номер 290, в 1948 году создается КБ, с тоже маловыразительным названием «№ 5». Ничего удивительного во всех этих индексах нет, в сталинские годы и менее важные предприятия могли быть засекречены, а тут, как выяснилось намного позже, строили автожиры, почти забытые в наши дни летательные аппараты. Союзные войска в ходе совсем недавно отгремевшей Второй мировой уже использовали винтокрылые машины, геликоптеры, пока не очень широко, но достаточно для того, чтобы И.В. Сталин понял перспективность нового вида летающей техники. Авиацию «отец народов» любил, она находилась под его неусыпным контролем. Руководить бюро поручили Н.И. Камову, уже в 1940 году сумевшему спроектировать и построить А-7, автожир.
С самого начала КБ установило собственный стиль, по которому вертолеты Камова легко узнаются и сегодня. Главным их признаком можно считать соосную схему, при которой оба несущих винта вращаются встречно, взаимно компенсируя крутящий момент. Рулевой пропеллер в этом случае не нужен.
Морская душа
Не каждый вертолет способен выполнять задачи на море. Разумеется, речь идет не о полетах вдоль линии берега с базированием на наземных площадках, а о том, чтобы машина обслуживалась в корабельных условиях, стояла на открытой платформе (в кормовой части судна) и обслуживала текущие требования по разведке и оповещению флотского командования. Технический регламент в этом случае серьезно усложняется, брызги соленой воды и суровые атмосферные воздействия могут пагубно влиять на работу механизмов, узлов и агрегатов. Советская военная доктрина конца сороковых в плане возможных океанских операций находилась в состоянии разработки, поэтому бюро Камова с момента своего создания работало в двух направлениях. Во-первых, машины, разрабатываемые здесь, должны быть пригодны для использования на авианесущих кораблях. Во-вторых, их назначение, в силу неопределенности будущих намерений, предполагалось широкое, то есть многоцелевое. Этим требованиям соответствовали Ка-8, Ка-15, Ка-25, Ка-26 и особенно Ка-32 — вертолет, в наибольшей степени подходящий морякам, пожарным, строителям-монтажникам и многим другим мирным труженикам, работающим в самых сложных условиях, в том числе и во влажном климате, от полярных широт до тропиков.
Как из противолодочника сделать мирную машину?
Как это часто у нас бывает, машина изначально создавалась как боевая. Преимущество такого подхода заключается в том, что основные дорогостоящие опытно-конструкторские работы производятся за счет оборонного бюджета, а в СССР он был большим. Для конверсии готового летательного аппарата, конечно, необходимо внести определенные изменения в проект, но расходы на них не так велики, как на создание всей машины. Базовой моделью стал корабельный противолодочный Ка-27, НИОКР начались в 1969 году, их результатом стал Ка-32, вертолет абсолютно гражданский и мирный. Мощный двигатель и удачная схема позволили адаптировать его к самым разным насущным потребностям народного хозяйства. В плане универсальности, надежности и технических возможностей мировых аналогов он не имеет.
Устройство
Традиционная для камовских моделей двухвинтовая соосная схема пригодилась и для Ка-32. Вертолет легко управляем, газотурбинные двигатели (их два) по 2 200 лошадиных сил достались в наследство от «боевого прошлого», как и шарнирная система крепления лопастей, позволяющая их складывать для уменьшения парусности в случае бури и уменьшения занимаемого объема. Три двери обеспечивают быстроту занимания экипажем своих мест и легкость погрузочно-разгрузочных работ. Шасси состоит из четырех опор, на которые можно крепить особые баллоны при необходимости сесть на воду. Пол Ка-32 имеет швартовочные устройства, предназначенные для крепления груза массой до четырех тонн внутри грузового отсека. В целом же, как и многие машины камовского КБ, схема позволяет полезно использовать все пространство позади пилотской кабины до самой хвостовой части и ниже силовой установки.
Что может Ка-32?
Для авиационных специалистов стали сюрпризом те возможности, которыми обладает небольшой Ка-32. Характеристики впечатляют, при длине фюзеляжа чуть более 12 метров, в нем легко помещается груз массой свыше 3,7 тонн. При использовании внешней подвески этот параметр можно увеличить до 5 тонн. Эта машина поднимает почти столько же, сколько вести сама с вертикальной скоростью в 15 м/с. Груз она может доставлять в любую точку в радиусе 900 км. Пассажировместимость – 16 человек. Скорость кому-то может показаться небольшой, «всего-то» 230 крейсерская и 260 км/ч максимальная, но ведь и создавался аппарат не для гонок, и даже изначальная военно-противолодочная версия Ка-27 имела целью обнаружение субмарин, что требует определенной неспешности. Зато потолок в 6 000 метров обеспечивает безопасность, даже в случае серьезных атмосферных проблем.
Версии
Машина оказалась настолько удачной, что нашла применение во многих отраслях народного хозяйства СССР, а также и за рубежом. Задачи Ка-32 может решать самые разнообразные. Первоначально вертолет начали строить в двух основных версиях, транспортной (Ка-32Т) и предназначенной для эксплуатации на судах рыболовецкого и полярного флота (Ка-32С). При этом транспортная модификация могла быть легко переоборудована в летающую «скорую помощь», для этого в салоне предусматривалась возможность установки десяти сидений или четырех носилок для пострадавших, и получался полноценный санитарный вариант.
Ка-32С предназначен для ледовой разведки и обслуживания караванов, ведомых ледоколом в полярных широтах, на нем монтировалось спецоборудование для аэрофотографирования и навигации.
Еще был разработан «летающий кран» на базе Ка-32. МЧС заинтересовалось способностью этой машины поднимать на лебедке самые различные предметы и делать это предельно деликатно. Лебедка с тросом, снабженная специальным успокоителем, обеспечивает бережное отношение ко всему, что доставляется на борт машины, а это ведь могут быть и люди.
Вертолет Ка-32, пожарный вариант
Тонны полезной нагрузки могут быть и жидкими. Потребность в машине, способной гасить пожары, в нашей стране велика, особенно учитывая возросшую тенденцию к многоэтажному строительству. Кроме обычной воды в специальный танк, подвешиваемый вместо грузовой или пассажирской кабины, можно закачивать специальную пенообразующую жидкость, предназначенную для создания огнезащитных барьеров. Кроме этого, у машины есть возможность эвакуировать людей, находящихся в огненном плену.
Ка-32 на экспорт
Удачность конструкции машины подтверждается тем успехом, которым она пользуется на мировых авиасалонах, на которых выставлялся и демонстрировался вертолет Ка-32. Фото винтокрыла с южнокорейскими, канадскими, малазийскими или швейцарскими распознавательными знаками никого не удивляют. Особенностью этого образца советской и российской авиастроительной школы традиционно является надежность, легкость управления и простота обучения иностранных пилотов.
Модификационный и модернизационный потенциал у машины высокий, на нее можно устанавливать самую современную авионику по мере ее появления, что обеспечивает Ка-32 долгую небесную жизнь.
fb.ru
Многоцелевой вертолет Ка-32. — Российская авиация
Многоцелевой вертолет Ка-32.
Разработчик: ОКБ Камова
Страна: СССР
Первый полет: 1980 г.
Вертолет Ка-32 является развитием вертолета Ка-27ПС, разработанным специально для гражданского применения с учетом успешной эксплуатации вертолетов Ка-25 и Ка-27 с палубы кораблей. Первоначально в качестве основного назначения вертолета предполагалось его использование для разведки ледовой обстановки в экстремальных условиях Арктики днем и ночью, однако позже вертолет было решено разрабатывать для многоцелевого всепогодного применения; для поисковых и спасательных работ, транспортных перевозок, крановых работ при монтаже оборудования, вывозке пакетов ценной древесины при отсутствии дорог, патрульной службы и других целей.
Вертолет было решено оборудовать совершенным пилотажно-навигационным комплексом с бортовой ЭВМ, обзорной РЛС и специальным оборудованием, противообледенительными системами. При выполнении ледовой разведки необходимо иметь максимальную продолжительность полета 4,5 ч., а при транспортных перевозках и крановых работах требовалась грузоподъемность 4 т в кабине и 5 т на внешней подвеске, дальность полета с грузом 3 т в кабине 300 км, крейсерская скорость 220-230 км/ч.
Отсутствие на вертолете вооружения и поискового противолодочного оборудования и связанных с ним систем позволило использовать внутренние объемы для размещения топливных баков и различного оборудования для гражданского применения и обеспечило увеличение грузоподъемности вертолета.
Началом разработки вертолета Ка-32 следует принимать, как и для вертолета Ка-27, 1969 год, а первый полет общего опытного вертолета — 24 декабря 1973 года (летчик-испытатель Е.И.Ларюшин), первый полет серийного вертолета Ка-32 состоялся в 1980 году.
Эта, созданная более 20 лет назад машина, успешно эксплуатируется на многих континентах и во всех климатических зонах. Сам факт того, что на нём в 1983 и 1985 годах было установлено семь мировых рекордов, в том числе: по максимальной высоте полёта — 8520 м, высоте полёта с коммерческим грузом 1000 кг — 7305 м, с грузом 2000 кг — 6400 м., а так же скороподъёмности, говорит о многом.
При ликвидации аварии в Чернобыле в 1986 году, вертолёт именно этого типа проводил дозиметрическую разведку, опуская датчики для замера уровня физических полей излучения с высоты 250 метров в вентиляционную трубу аварийного блока АЭС. Данные вертолёты с успехом эксплуатируются в Канаде, Малайзии, Алжире, Бразилии, Швейцарии, Корее и других странах. Многолетнее сотрудничество с корпорацией LG, привело к тому, что на данный момент, парк вертолётов Ка-32 на службе пограничной, лесной и пожарной охраны Южной Кореи составляет более 40 единиц.
Вертолёты соосной схемы имеют ряд преимуществ перед вертолётами классической схемы, обусловленные особенностями компоновки — отсутствием рулевого винта.
Отсутствие рулевого винта приводит к значительному уменьшению габаритных размеров вертолёта, а так же к снижению его веса, упрощает конструкцию путевого управления. Кроме того, рулевой винт использует 10-12% мощности двигателя. В соосной схеме эта мощность используется на создание подъёмной силы, то есть энерговооружённость вертолёта соосной схемы на 10-12% выше, чем аналогичного вертолёта классической схемы. Управляющие силы и моменты вертолётов соосной схемы создаются системой соосных винтов, что определяет их высокую управляемость и маневренность, а отсутствие рулевого винта — низкие ограничения, особенно на малых скоростях. Так угловая скорость вращения на висении вертолёта Ми-8 — 12 сек, Ми-24 — 30 сек, а вертолёты Ка-32 не имеют подобного ограничения.
Данное преимущество вертолётов соосной схемы особенно ярко выражены при выполнении полётов с внешней грузовой подвеской, особенно при выполнении строительно-монтажных работ, обслуживании буровых установок, погрузочно-разгрузочных работах судов с рейда, а так же при проведении различных поисково-спасательных операций.
Кажущаяся сложность конструкции, с лихвой компенсируется его лётными качествами. К сожалению, крайне тяжело в конкретных цифрах обозначить такую характеристику, как маневренность. В этой категории — достойных соперников у него просто не существует. Его габариты, определяемые площадью, омываемою воздушными винтами — менее 16 метров. Ввиду отсутствия хвостового винта, в стеснённых условиях исключается возможность аварии при его повреждения, а ведь согласно статистики — это до 27 процентов всех аварий. Конструкция Ка-32 позволяет использовать его в любых погодных условиях, днём и ночью на аэродромах и неподготовленных площадках, а также с кораблей и морских буровых установок. Система складывания лопастей уменьшает занимаемый вертолётом объём в 5 раз, что позволяет значительно уменьшить площадь ангаров. Это особенно важно для морского базирования.
Дублирование основных систем обеспечивает высокую безопасность полётов на любом участке полёта. Двухдвигательная силовая установка позволяет продолжить горизонтальный полёт, выполнить безопасную посадку, посадку в зоне прерванного взлёта или продолжить взлёт при массе 11000 кг. Для обеспечения аварийного приводнения и последующего покидания вертолёта после посадки на воду на вертолёте установлены баллонеты.
Он не гарантирует большого комфорта для 13 пассажиров (или 9 человек в санитарном варианте), в своём, довольно небольшом салоне, но может поднять и увезти до пяти тонн негабаритного груза на внешней подвеске. Заметим, что при собственном весе 6600 кг, поднять и увести -5000 кг — не способен ни какой другой вертолёт.
Благодаря соосному расположению винтов, его ограничения по боковому и попутному ветру — 10 м/с (Для Ми-8Т: попутный — 3 м/с, справа — 5 м/с, слева — 8 м/с, что связано с потерей управления). Кроме того, превышение данного ограничения не ведёт к потере управления, так как вертолёт сам разворачивается против ветра. Это особенно важно при полётах в горах с частой сменой направления и силы ветра, поскольку Ка-32 может взлетать, садиться и работать при ветре до 20 метров в секунду, что недосягаемо ни для кого другого.
Наличие противообледенительной системы гарантирует успешное выполнение поставленных задач в условиях дождя, снега, тумана, обледенения, до температуры минус 23 град С, в ограниченных условиях, при штормовом ветре, на больших высотах и там, где необходима высокая точность. Запуск двигателей вертолёта не требует стационарного аэродромного оборудования и обеспечивается до высоты 3000 метров в диапазоне температур наружного воздуха от — 40°С до + 40°С.
Вертолёты Ка-32 оборудуются мощной САУ, позволяющей выполнять различные виды полётов в автоматическом режиме: висение над сушей и водой, полёт по маршруту, возврат в любую его точку, а так же заход на посадку по различным траекториям. При установке противопожарной системы, (в зависимости от её варианта), он способен бороться с пожарами, выливая за раз от 3 до 5 тонн воды. При оснащении водяной пушкой, вертолёт способен тушить точечные очаги горения. Причём забор воды осуществляется из открытых водоёмов, зависая над ними. Аварийная лебёдка позволяет, не производя посадку, поднимать на борт груз весом до 300 килограммов.
Постоянно ведутся работы по улучшению конструкции вертолёта и расширению его функциональных возможностей. С последующей модернизацией, при замене двигателей и несущей системы, вес поднимаемого груза увеличится до 7 тонн.
На настоящий момент, во всём мире, при всей насыщенности авиа рынка, лишь ОКБ Камова в России создаёт вертолёты соосной схемы. Американская авиационная фирма «Сикорский» пыталась создать подобный вертолёт, но технические трудности не были преодолены и дальше экспериментальных образцов дело не пошло. Серийный выпуск всей гаммы вертолётов осуществляет Федеральное государственное унитарное Кумертауское авиационное производственное предприятие. (Ранее выпускающее вертолёты Ка-26, а ныне — его дальнейшую версию Ка-226).
Конструкция: Вертолет двухвинтовой соосной схемы с двумя ГТД и четырехопорным шасси; отличается большой энерговооруженностью и большой нагрузкой на сметаемую площадь — 60 кг/м2.
Фюзеляж типа полумонокок, выполнен в основном из алюминиевых сплавов, с двухместной кабиной экипажа в носовой части. В грузовой кабине размерами 4,52 х 1,3 х 1,32 м, отделенной перегородкой от кабины экипажа, размещаются 16 откидных сидений вдоль бортов. Доступ в кабину экипажа осуществляется через сдвижные двери с обоих бортов, в грузовую кабину — через сдвижную дверь размерами 1,2 х 1,2 м с левого борта. Для крепления грузов в кабине предусмотрены швартовочные узлы; система внешней подвески грузов рассчитана на усилие 5000 кг и установлена на ферме в грузовой кабине, снабжена весоизмерительным устройством.
Хвостовое оперение состоит из стабилизатора прямоугольной формы в плане, размахом 3,2 м, на концах которого установлены две килевые шайбы носками внутрь — для повышения путевой устойчивости. шайбы снабжены большими рулями направления. Конструкция стабилизатора и шайб каркасная, из алюминиевого сплава, с широким применением композиционных материалов.
Шасси четырехопорное, неубирающееся, пирамидально-параллелограммного типа, с двухкамерными масляно-воздушными амортизаторами низкого и высокого давления. Передние опоры самоориентирующиеся, с колесами размером 400 х 150 мм и давлением 0,58 МПа. Главные опоры с колесами 620 х 180 мм с давлением 1,08 МПа. Возможна установка лыж или аварийных надувных баллонетов, наполнение которых осуществляется дистанционным управлением с помощью кнопки на рычаге общего шага.
Несущие винты соосные, трехлопастные, с шарнирным креплением лопастей и системой их складывания. Лопасти прямоугольной формы в плане, имеют хорду 0,48 м и модифицированный профиль NACA 230. Лонжерон лопасти изготовлен из КМ на основе стеклопластика, усиленного углеродными волокнами, к лонжерону крепятся 13 секций слоистой конструкции с сотовым заполнителем. Лопасти снабжены регулируемыми на стоянке триммерами. Втулки несущих винтов изготовлены из титанами стали с антикоррозионной обработкой, снабжены регулируемыми демпферами и системой гашения колебаний, состоящей из двух грузов в комлевых частях лопастей нижних винтов, настроенных таким образом, чтобы их колебания были противофазны колебаниям лопастей. Благодаря этому уровень вибраций не превосходит допустимый во всем диапазоне скоростей полета.
Силовая установка состоит из двух ГТД со свободной турбиной ТВ3-117 взлетной мощностью по 1618 кВт с системой автоматического регулирования, обеспечивающей запуск двигателей и их устойчивую работу на всех режимах. Контроль за работой двигателей осуществляется с помощью указателя режимов на приборной доске. На случай отказа автоматики предусмотрено ручное управление двигателями. Запуск двигателей производится от вспомогательной ершовой установки.
Главный редуктор планетарный, двухступенчатый, с двумя муфтами свободного хода и тормозом несущих винтов, снабжен системой охлаждения с вентилятором и маслорадиаторами.
Топливная система включает 10 топливных баков общей емкостью 3450 л, объединенных в левую и правую группы. Под полом кабины размещены 8 топливных баков, из которых два демпфируются при установке в кабине системы внешней подвески. Два бака размещаются снаружи в контейнерах по бокам фюзеляжа. В каждой группе баков имеется расходный бак, в который поступает топливо из остальных баков. Система распределения топлива предусматривает возможность подачи топлива к одному двигателю от любой группы баков и к обоим двигателям от одной группы. В расходных баках установлено по два насоса, работающих параллельно, а в остальных баках — по одному насосу. Заправка вертолета производится через заливные горловины или штуцер централизованной заправки под давлением.
Электрическая система переменного тока трехфазная, имеет два независимых генератора, которые могут работать параллельно и раздельно с преобразователями и аккумуляторными батареями для цепи постоянного тока. Электросистема обогрева носков лопастей и воздухозаборников питается от сети трехфазного переменного тока, рассчитана на непрерывную работу в течение всего полета.
Оборудование. Пилотажно-навигационный комплекс вертолета включает БЭВМ, автопилот, доплеровский измеритель скорости и сноса и радиовысотомер, обеспечивающий автоматическую стабилизацию режимов полета и автоматизированное управление, включая полет по заданному маршруту и автоматический заход на посадку и зависание на высоте 25 м над местом посадки. Комплект оборудования Ка-32А обеспечивает выполнение полетов по приборам днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, на Ка-32С используется также обзорная РЛС. Применена бортовая система регистрации полетных данных. Может быть установлена спасательная лебедка грузоподъемностью 300 кг. Вертолет Ка-32К оснащен электродистанционной системой управления полетом и автоматической системой гашения колебаний груза на внешней тросовой подвеске.
Модификации :
Ка-32 — первоначальная модификация.
Ка-32А — модернизированный вертолет Ка-32, удовлетворяет требованиям норм летной годности для вертолетов НЛГВ-2 и американских норм FAR-29/FAR-33.
Ка-32А1 — модификация вертолета Ка-32А для использования в системе противопожарной службы.
Ка-32А2 — модификация Ка-32А1 для милиции; демонстрировался впервые на Авиакосмическом Салоне МАКС-1995 в г. Жуковском.
Ка-32С — судовой многоцелевой всепогодный вертолет, предназначен для ведения ледовой разведки, разгрузки судов без их остановки, обслуживания плавучих платформ и буровых вышек на континентальном шельфе.
Ка-32Т — транспортный вертолет для перевозки грузов массой до 4 т внутри кабины и до 5 т на внешней подвеске, перевозки 16 пассажиров в кабине или 10 пострадавших на сиденьях и 4 на носилках в санитарном варианте.
Ка-32К — вертолет-летающий кран с внутрифюзеляжной полувыдвижной дополнительной кабиной для оператора.
ЛТХ:
Модификация: Ка-32
Диаметр главного винта, м: 15,90
Длина,м: 11,30
Высота ,м: 5,40
Масса, кг
-пустого: 6000
-нормальная взлетная: 11000
Тип двигателя: 2 х ГТД ТВ3-117ВМА
-мощность, л.с.: 2 х 2200
Максимальная скорость, км/ч: 260
Крейсерская скорость, км/ч: 240
Практическая дальность, км: 800
Скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 6000
Статический потолок, м: 3500
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка: 13 пассажиров или 5000 кг груза.
Ка-32 Аэрофлота в полете.
Ка-32 Аэрофлота в полете.
Ка-32 Аэрофлота в полете.
Ка-32 Аэрофлота в полете.
Ка-32 готовится к подъему груза на внешней подвеске.
Вертолет Ка-32 на стоянке.
Вертолет Ка-32 на стоянке.
Вертолет Ка-32 на стоянке.
Ка-32 на авиасалоне в Ле Бурже. 1991 г.
Вертолет Ка-32 на ледоколе «Сибирь».
Вертолет Ка-32 на ледоколе «Сибирь».
Ка-32 турецкой кампании «Pecotox Air». 2009 г.
Приборная панель Ка-32.
Ка-32. Схема.
.
.
Список источников:
Е.И.Ружицкий. Вертолеты.
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Камов Ка-32.
Крылья Родины. В.Касяников. Вертолет Ка-32.
Крылья Родины. Григорий Кузнецов. Вертолет-труженик.
Григорий Кузнецов. ОКБ Камова — 50 лет.
xn--80aafy5bs.xn--p1ai
Пожарно-спасательные модификации вертолета Ка-32 » Пожарные машины: оборудование, поставки, производство
Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А
Вертолет Ка-32А многоцелевого назначения создан на базе транспортного вертолета Ка-32Т и предназначен для перевозки людей и грузов в транспортной кабине и крупногабаритных грузов массой до 5000 кгна внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ, строительно-монтажных операций, обучения и тренировки летчиков и других целей. Кроме того, вертолет Ка-32А предназначен для тушения пожара на верхних этажах здания и установки защитных пенных полос. Вертолет укомплектован специальным оборудованием для проведения аварийно-спасательных работ.
Хронология создания:
- начало разработки — 1990 год;
- изменение конструкции планера и его систем в соответствии с требованиями сертификата, проведение сертификационных испытаний — 1990-1993 годы;
- получение сертификата типа 36-32А на вертолет и сертификата типа 34-Д на двигатель ТВ3-117ВМА — 1993 год;
- начало серийного производства на фирме Камов — 1994 год; завершение сертификации опытного завода фирмы Камов — 1995 год.
Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А с системой горизонтального и вертикального пожаротушения Fire Attack американской фирмы Simplex
У вертолера Ка-32А — планер, несущая система и силовая установка, системы планера и комплекс бортового оборудования такие же, как у вертолета Ка-32Т. В транспортной кабине на откидных сиденьях можно перевозить 13 человек. Для защиты органов дыхания и зрения членов экипажа от дыма и вредных газов в их кабине установлена защитная дыхательная аппаратура, включающая кислородные баллоны и дымозащитные кислородные маски. Вертолет может быть оснащен аварийными посадочными баллонетами по типу баллонетов на Ка-32С.
Пилотажное оборудование Ка-32А по своему функциональному назначению аналогично Ка-32Т, но более современного типа, оно включает два высотомера ВД-10, высотомер ВЭМ-72П, указатели скорости УСВИ-400 и УС-350К, два вариометра ВАР-30М, два авиагоризонта АГР-74В-10, прибор ПНП-72-15, гировертикаль МГВ-1 СУ8, часы АЧС-1М.
Кабина пожарно-спасательного вертолета Ка-32А
Вертолет оборудован системой ограничительных сигналов СОС-В1-32, предназначенной для вычисления текущих значений максимально допустимой скорости, выдачи этих значений в бортовые системы информации, а также для предупредительной сигнализации о достижении максимально допустимой скорости. Указатель скорости УСВИ-400 из комплекта данной системы, расположенный на приборной доске, индицирует текущие значения приборных скоростей и максимально допустимой скорости полета.
Вертолет Ка-32А может быть дополнительно оборудован радиолокационной станцией «Осьминог-ПС-32», радиотехнической системой ближней навигации и посадки А-340-СВ-БОРТ и навигационной аппаратурой для полетов над безориентирной местностью.
Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А. Вид спереди
Высокий уровень созданных норм летной годности НЛГ32.29, НЛГ32.02, НЛГ32.33 для вертолета Ка-32А, двигателя ТВЗ-117ВМА и эксплуатационной документации, соответствующий требованиям как отечественных, так и американских норм летной годности, был подтвержден специалистами России, Швейцарии, Канады и Америки. Индекс «А» обозначает, что конструкция вертолета Ка-32А соответствует типовому проекту, который полностью отвечает требованиям сертификационного базиса.
Салон пожарно-спасательного вертолета Ка-32А
Вертолёт отличает усиленная противопожарная защита основных и вспомогательного двигателей, усовершенствованная конструкция колонки несущих винтов.
Летно-технические характеристики
Диаметр главного винта | 15.90 м |
Длина | 12.25 м |
Высота | 5.40 м |
Ширина | 3.80 м |
Масса пустого вертолета | 6000 кг |
Нормальная взлетная масса | 12700 кг |
Тип двигателя | 2 х ГТД ТВ3-117ВМА |
Мощность | 2 х 2200 л.с. |
Максимальная скорость | 260 км/ч |
Крейсерская скорость | 230 км/ч |
Практическая дальность | 800 км |
Скороподъемность | До 15 м/сек |
Практический потолок | 6000 м |
Статический потолок | 3500 м |
Дальность полета | 900 км |
Продолжительность полета | до 6 час |
Экипаж | 1-3 чел. |
Полезная нагрузка | 13 пассажиров или 3700 кг груза или 5000 кг на подвеске |
Эвакуационно-десантное оборудование состоит из спасательной электролебедки с поворотной стрелой, грузоподъемностью 300 кг и десантного спускового устройства «СУР». Забор и сброс 3200 лводы в режиме висения — 1,5 мин. При новом заборе воды может добавляться пенообразователь, что позволяет получить 200 тыс. л пены. Водопенные пушки с дальностью струи 45 м и производительностью 40 л/сек.
Пожарный вертолет Ка-32А1
Модификация вертолёта Ка-32А для противопожарной службы г. Москвы. Разработана в 1993 году.
Учитывая требования рынка и пожелания пожарных, на вертолёте Ка-32 было смонтировано и испытано противопожарное оборудование принципиально нового типа. Так, если раньше, вертолёт был лишь вспомогательным средством для доставки пожарных, оборудования и эвакуации людей, то теперь он превратился в высокоэффективную воздушную пожарную машину с уникальными параметрами, не имеющими аналогов в мире.
Пожарный вертолет Ка-32А1 с устройством горизонтального пожаротушения «Игла-В» российской фирмы «Темперо»
В новую базовую комплектацию противопожарного вертолёта Ка-32А1, разработанного в ОАО «Камов», входят:
- Водяной пластиковый бак.
- Электрические водяные насосы.
- Ёмкости для пенообразователя.
- Горизонтальная водопенная пушка.
- Вертикальная водопенная пушка.
- Водяная помпа.
- Спасательная лебёдка.
- Десантно — спусковое устройство.
Транспортно-спасательные кабины ТСК-1, ТСК-2 и ТСК-3 предназначены для эвакуации людей с крыш, балконов или через оконные проемы верхних этажей зданий. ТСК-1 служит для спасения двух человек. Она перевозится в транспортной кабине. С помощью подвесной системы кабина соединяется с карабином троса электролебедки ЛПГ-300. В ТСК-2 можно перевозить 20 человек. При спасении людей эта кабина транспортируется на внешней подвеске вертолета. К месту пожара она доставляется на прицепе автомобиля. ТСК-3 обеспечивает перевозку 10 человек. В сложенном виде в транспортной кабине она перевозится к месту пожара и с помощью системы подвески соединяется со штатной внешней системой транспортировки крупногабаритных грузов.
Пожарный вертолет Ка-32А1. Вид с левого борта
Спусковое устройство Су-Р предназначено для десантирования людей и грузов на режиме висения. Карабин шнура Су-Р крепится к серьге замка на стреле штатной лебедки ЛПГ-300. Для спуска людей и груза используется проем двери транспортной кабины. Су-Р роликового типа состоит из четырех тормозных блоков, шнура для спуска, трех комплектов подвесной системы, трех пар защитных перчаток, трех защитных мотошлемов и т.д. Масса укомплектованного устройства не превышает 11кг. Длина шнура — 50 м, масса десантника или груза не должна превышать 100 кг.
Пожарный вертолет Ка-32А1 со спусковым устройством Су-Р
Пожарный вертолет Ка-32А1 с ВСУ
Аппаратура громкоговорящего устройства (звуковещательная установка ЗСВС) предназначена для внешнего оповещения с вертолета. Она состоит из усилителей П01-03, комплекта СПУ-9 и громкоговорителя П05-04. Звуковой сигнал подает оператор-пожарный, использующий микрофон гарнитуры ГСШ-А-18. Громкоговоритель состоит из шести рупорных головок по 75Вт каждая, расположенных на подкосах основных опор шасси.
Пожарный вертолет Кa-32А1. Сброс пены
Пластиковый водяной бак с системой забора и сброса воды, объёмом 3000 литров. Вмонтирован непосредственно, в нижнюю часть фюзеляжа вертолёта. Благодаря этому, исключаются недостатки присущие противопожарным системам, располагающимся на внешней грузовой подвеске, таким как «Bambi Bucket» (ограничение скорости полёта, разнос масс — дебалансировка, ограничения по глубине водоёма и опасность зацепа). Забор воды осуществляется в режиме висения, из открытого водоёма, с помощью двух шноркельных электрических насосов за 1 минуту 20 секунд.
Система не критична к размерам и глубине водоёма. При каждом новом заборе, из двух дополнительных ёмкостей, общей вместимостью 300 литров, располагающихся в передней части фюзеляжа, в воду может добавляться пенообразователь, многократно усиливающего эффективность пламегашения. Сброс воды может производиться в нескольких режимах. В зависимости от расположения очага пожара от места забора воды, вертолёт Ка-32 может ориентировочно перевезти и вылить за час следующее количество воды:
- 0,5 км- 50 тонн;
- 3 км- 36 тонн;
- 5 км- 28 тонн.
Водяной бак может дополняться системой «Спрей»- горизонтальными штангами — распылителями, позволяющими обрабатывать диспергентами и биопрепаратами нефтяную плёнку при аварийных разливах нефтепродуктов.
Дальность струи из горизонтальной телескопической водо-пенной пушки составляет около 45 метров, при производительности 40 л/сек. Это позволяет, как производить тушение водой или пеной верхних этажей высотных зданий, так и распылять воду на очаг пожара, не входя, непосредственно, в зону горения.
Вертикальная водо-пенная пушка, имеет такую же производительность, но предназначена для установки защитных пенных полос, тушения точечных, локальных очагов возгорания и заполнения водой переносных быстросборных открытых емкостей, для дальнейшего её использования наземными службами пожаротушения.
Давление воды в 8 атмосфер создаётся водяной помпой с бензиновым двигателем внутреннего сгорания, мощностью 37 кВт.
Переключение на горизонтальную или вертикальную пушку осуществляется из кабины вертолёта.
При установке на стволы вертикальной и горизонтальной пушки, Установки Комбинированного Тушения Пожаров «ПУРГА», благодаря повышенной кратности пенообразования (от 20 до 70), возможно из 3 000 литров воды, имеющихся на борту, получать от 60 000 до 200 000 литров пены.
Горизонтальная пенная струя позволяет быстро ликвидировать пожар, не входя в опасную зону очага горения. Вертикальная пенная струя наиболее эффективна при установке защитных пенных полос. При этом, с одного захода создаётся полоса смоченного пеной растительного покрова, непреодолимая для огня, шириной 6-8 метров и длиной до 1,5 километров.
Эвакуационно-десантное оборудование состоит из подъёмно-спасательной электролебёдки с поворотной стрелой, грузоподъёмностью 300 кг и десантного спускового устройства «Су-Р».
Наибольший эффект применения данного вертолёта обеспечивается в процессе проведения работ и ликвидации:
- пожаров на верхних этажах и крышах высотных зданий;
- пожаров на нефтеналивных танкерах и баках;
- пожаров на предприятиях топливной, химической и нефтеперерабатывающей промышленности;
- пожаров в районах добычи нефти и газа;
- пожаров на предприятиях лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно — бумажной промышленности, лесах и сельскохозяйственных угодьях;
- создания защитных полос при лесных пожарах;
- крупномасштабных послеаварийных пожаров воздушных судов на земле, авариях и катастрофах на железнодорожном, морском и речном транпорте;
- создание сплошных пенных полос, на взлётно-посадочной полосе аэродрома, в случае аварийной посадки воздушного судна;
- эвакуации людей из мест, недоступным другим средствам спасения.
Стоит отметить, что использование именно соосного вертолёта в качестве носителя данного противопожарного оборудования, не просто оптимально, а и единственно возможно. Причин тому несколько:
- Маневренность. Может применять педальный (плоский) разворот, недоступный его одновинтовым собратьям. Перемещаться с большими скоростями вбок и хвостом вперёд.
- Лёгкость управления. Обладает уникальной способностью разворачиваться на пятачке, без потери высоты. Аэродинамически симметричный вертолёт при выполнении маневрирования на висении и перемещениях с малыми значениями скоростей менее зависим от ветра, чем вертолёт с рулевым винтом. Ветер не накладывает дополнительных ограничений на выполнение педальных разворотов. При применении водопенной горизонтальной пушки, жёстко закрепленной на фюзеляже, наведение на цель производится пилотом, где точность и скорость наведения играют решающую роль.
- Энерговооружённость. Ввиду отсутствия потерь на хвостовом винте и наличию бипланного эффекта, запас мощности у него на 25-30% больше, чем у любого другого вертолёта с аналогичными двигателями.
- Безопасность. Практика летной эксплуатации одновинтовых вертолетов отмечает частое столкновение рулевых винтов с препятствиями (деревья, провода, строения и др.) и обслуживающим персоналом, что, как правило, приводит к тяжелым летным происшествиям с гибелью людей. Этому способствует несимметричность аэродинамической схемы вертолета с рулевым винтом, большая зависимость аэродинамических характеристик машины на малых скоростях поступательного движения от скорости и направления ветра. Дублирование основных систем обеспечивает высокую безопасность полётов на любом участке полёта.
- Компактность. Не имея выступающей хвостовой балки, размеры соосного вертолёта вписываются в окружность, описываемую несущими винтами. Малые размеры несущих винтов, позволяют выводить срез ствола горизонтальной водопенной пушки за пределы негативного влияния воздушного потока.
- Всепогодность. Наличие противообледенительной системы гарантирует успешное выполнение поставленных задач в условиях дождя, снега, тумана, обледенения, до температуры минус 23 С. Запуск двигателей вертолёта не требует стационарного аэродромного оборудования и обеспечивается до высоты3000 метровв диапазоне температур наружного воздуха от минус 40 до плюс 40 С.
- Удельная мощность воздушного потока. При использовании вертикальной пенной пушки, мощный (свыше 40 кг/м2), воздушный поток дополнительно взбивая пену и перемешивая её, смачивает мельчайшие травинки и листья, что повышает эффективность защиты от огня.
- Простота перебазирования. При перевозке на значительные расстояния, для экономии лётного ресурса, вертолёты перевозятся на Ил-76 — 2 шт., при этом, демонтируются лопасти, колонка НВ и редуктор. В рабочее состояние бригада техников приводит вертолёт в течение нескольких дней.
В заключение можно добавить, что в настоящее время в Республике Южная Корея эксплуатируется уже более 40 вертолётов Ка-32, оснащённых противопожарным оборудованием, обеспечивающих пожаротушение лесов. Причем, если первоначально, они оснащались подвесными мягкими баками «Bambi-Bucket», вместимостью 3-5 тонн воды, размещаемыми на ВГП, то сейчас, в большинстве случаев, используется американская система фирмы Simplex (жёсткий пластиковый бак, шноркельные насосы и система сброса), встраиваемые в нижнюю часть фюзеляжа), с ТТХ аналогичными отечественным.
Летно-технические характеристики
Диаметр главного винта | 15.90 м |
Длина | 12.25 м |
Высота | 5.40 м |
Ширина | 3.80 м |
Масса пустого вертолета | 6000 кг |
Ннормальная взлетная масса | 12700 кг |
Тип двигателя | 2 х ГТД ТВ3-117ВМА |
Мощность | 2 х 2200 л.с. |
Максимальная скорость | 260 км/ч |
Крейсерская скорость | 230 км/ч |
Практическая дальность | 800 км |
Скороподъемность | До 15 м/сек |
Практический потолок | 6000 м |
Статический потолок | 3500 м |
Дальность полета | 900 км |
Продолжительность полета | до 6 час |
Экипаж | 3-4 чел. |
Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А11BC
Модификация вертолёта Ка-32А по результатам сертификации в Канаде. Отсюда буквы «BC» в обозначении модификации — от British Columbia.
Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А11BC
Вертолёт отличается двухкамерной рулевой системой (блоком гидроусилителей системы управления), обновленным составом оборудования и цветовой маркировкой приборов в соответствии с требованиями зарубежных норм. До 2011 года эта модификация отличалась увеличенными ресурсами и сроками службы основных компонентов.
Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А11BC. Правый борт
Вертолёт активно применяется для транспортировки грузов на внешней подвеске, в том числе для трелёвки древесины, строительно-монтажных работ и пожаротушения. Имеется возможность установки различного опционального оборудования российского и зарубежного производства.
До 2011 года вертолёт поставлялся только на экспорт. Вертолёт этой модификации сертифицирован в Канаде, Южной Корее, Японии, Китае, Европе и Бразилии.
Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А11BC. Салон
По мнению ряда экспертов, вертолеты типа Ка-32А11ВС являются одними из лучших в мире спасательных и противопожарных винтокрылых машин. Во многих странах они уже несут дежурство по пожаротушению, охране общественного порядка, участвуют в спасении и эвакуации больных, раненых и пострадавших из зон стихийных бедствий, спецоперациях правоохранительных органов, патрулировании границ государств.
На 2011 год в составе авиации МЧС находится 6 вертолетов типа Ка-32: три Ка-32А (в том числе и б/н RA-31060, совершивший первый полет в 1989 г.), два Ка-32Т и один Ка-32А11ВС. Все борта, кроме последнего, в эксплуатации находятся с начала 1990-х.
Фотографии
fire-truck.ru
Ka-32A11BC
Общая информация
Многоцелевой вертолет Кa-32А11ВС — признанный лидер в своем классе. Вертолет предназначен для выполнения специальных поисково-спасательных и высотно-монтажных работ, транспортировке груза внутри фюзеляжа и на внешней подвеске, трелевки леса, эвакуации больных и пострадавших, сложнейших мероприятий по пожаротушению, а также патрулирования и поддержки специальных операций.
- Соосная схема и отсутствие рулевого винта обеспечивают вертолету компактность, высокую энерговооруженность и маневренность, а также отличную управляемость.
- Кa-32А11ВС имеет высокую грузоподъемность — до 5 тонн груза на внешней подвеске.
- Кa-32А11ВС оснащается новейшими системами бортового радиоэлектронного оборудования.
- Назначенный ресурс Кa-32А11ВС увеличен до 32 000 часов — что обеспечивает вертолету низкие эксплуатационные расходы и экономичность.
Кa-32А11ВС эффективно выполняет работы в условиях плотной городской застройки, труднодоступной горной и лесистой местности, а также способен приземляться на палубы маломерных судов, площадки буровых платформ и на неподготовленные, труднодоступные точки. Управляется одним пилотом, кабина может быть оснащена дополнительным функциональным оборудованием.
Ка-32А11BC удовлетворяет требованиям FAR-29, АП-29, имеет сертификат EASA. Успешно эксплуатируется в Австрии, Азербайджане, Бразилии, Индонезии, Испании, Канаде, Казахстане, Китае, Португалии, России, Швейцарии, Южной Корее и Японии.
- Противопожарный Кa-32А11ВС имеет более 40 опций противопожарного оборудования – в том числе системы типа Bambi-Bucket и Simplex, водяные пушки для горизонтального пожаротушения. Может тушить возгорания в условиях сильной задымленности, на последних этажах высотных зданий и объектах нефтегазовой промышленности. Ка-32A11BC признан экспертами одним из лучших противопожарных вертолетов в мире, является символом Глобальной вертолетной противопожарной инициативы – программы, направленной на повышение эффективности применения специализированных противопожарных вертолетов, оборудованных водосливными устройствами (ВСУ), водяными пушками и другими системами пожаротушения.
- Кa-32А11ВС незаменим при проведении сложных строительно-монтажных работ благодаря отсутствию рулевого винта, высокой точности висения, маневренности и грузоподъемности..
- Поисково-спасательный Кa-32А11ВС унаследовал лучшие черты от военно-морского Ка-27ПС, на основе которого разработан. Эффективно применяется в условиях повышенной влажности и имеет большую стойкость к воздействию агрессивной морской среды. Характеристики Кa-32А11ВС позволяют ему летать в условиях повышенной турбулентности и штормового ветра, так что вертолет способен выполнять поисково-спасательные работы в критических ситуациях.
- Кa-32А11ВС может оснащаться медицинским модулем с современным оборудованием интенсивной терапии. Благодаря этому реанимационные мероприятия могут выполняться при транспортировке больных и пострадавших.
- Для поддержки работы полиции и специальных служб Кa-32А11ВС может быть оборудован системами наблюдения, слежения и громкоговорящей связи, а также транспортировать десант. Высокая точность висения и маневренность вертолета повышают эффективность его применения в городских условиях.
www.russianhelicopters.aero
Камов КА-32 Многоцелевой вертолет
Вертолет Ка-32 является развитием вертолета Ка-27ПС, разработанным специально для гражданского применения с учетом успешной эксплуатации вертолетов Ка-25 и Ка-27 с палубы кораблей. Первоначально в качестве основного назначения вертолета предполагалось его использование для разведки ледовой обстановки в экстремальных условиях Арктики днем и ночью, однако позже вертолет было решено разрабатывать для многоцелевого всепогодного применения; для поисковых и спасательных работ, транспортных перевозок, крановых работ при монтаже оборудования, вывозке пакетов ценной древесины при отсутствии дорог, патрульной службы и других целей.
Вертолет было решено оборудовать совершенным пилотажно-навигационным комплексом с бортовой ЭВМ, обзорной РЛС и специальным оборудованием, противообледенительными системами. При выполнении ледовой разведки необходимо иметь максимальную продолжительность полета 4.5ч, а при транспортных перевозках и крановых работах требовалась грузоподъемность 4т в кабине и 5т на внешней подвеске, дальность полета с грузом 3т в кабине 300км, крейсерская скорость 220-230км/ч.
Отсутствие на вертолете вооружения и поискового противолодочного оборудования и связанных с ним систем позволило использовать внутренние объемы для размещения топливных баков и различного оборудования для гражданского применения и обеспечило увеличение грузоподъемности вертолета.
Началом разработки вертолета Ка-32 следует принимать, как и для вертолета Ка-27, 1969 год, а первый полет общего опытного вертолета — 24 декабря 1973 года (летчик-испытатель Е.И.Ларюшин), первый полет серийного вертолета Ка-32 состоялся в 1980 году.
Эта, созданная более 20 лет назад машина, успешно эксплуатируется на многих континентах и во всех климатических зонах. Сам факт, того, что на нём в 1983 и 1985 году было установлено семь мировых рекордов, в том числе: по максимальной высоте полёта — 8520 м, высоте полёта с коммерческим грузом 1000 кг — 7305 м, с грузом 2000 кг — 6400 м., а так же скороподъёмности, говорит о многом.
При ликвидации аварии в Чернобыле в 1986 году, вертолёт именно этого типа проводил дозиметрическую разведку, опуская датчики для замера уровня физических полей излучения с высоты 250 метров в вентиляционную трубу аварийного блока АЭС. Данные вертолёты с успехом эксплуатируются в Канаде, Малайзии, Алжире, Бразилии, Швейцарии, Корее и других странах. Многолетнее сотрудничество с корпорацией LG, привело к тому, что на данный момент, парк вертолётов Ка-32 на службе пограничной, лесной и пожарной охраны Южной Кореи составляет более 40 единиц.
Вертолёты соосной схемы имеют ряд преимуществ перед вертолётами классической схемы, обусловленные особенностями компоновки — отсутствием рулевого винта.
Отсутствие рулевого винта приводит к значительному уменьшению габаритных размеров вертолёта, а так же к снижению его веса, упрощает конструкцию путевого управления. Кроме того, рулевой винт использует 10-12% мощности двигателя. В соосной схеме эта мощность используется на создание подъёмной силы, то есть энерговооружённость вертолёта соосной схемы на 10-12% выше, чем аналогичного вертолёта классической схемы. Управляющие силы и моменты вертолётов соосной схемы создаются системой соосных винтов, что определяет их высокую управляемость и маневренность, а отсутствие рулевого винта — низкие ограничения, особенно на малых скоростях. Так угловая скорость вращения на висении вертолёта Ми — 8 — 12 сек, Ми-24 — 30 сек, а вертолёты Ка-32 не имеют подобного ограничения.
Данное преимущество вертолётов соосной схемы особенно ярко выражены при выполнении полётов с внешней грузовой подвеской, особенно при выполнении строительно-монтажных работ, обслуживании буровых установок, погрузочно-разгрузочных работах судов с рейда, а так же при проведении различных поисково-спасательных операций.
Кажущаяся сложность конструкции, с лихвой компенсируется его лётными качествами. К сожалению, крайне тяжело в конкретных цифрах обозначить такую характеристику, как маневренность. В этой категории — достойных соперников у него просто не существует. Его габариты, определяемые площадью, омываемою воздушными винтами — менее 16 метров. Ввиду отсутствия хвостового винта, в стеснённых условиях исключается возможность аварии при его повреждения, а ведь согласно статистики — это до 27 процентов всех аварий. Конструкция Ка-32 позволяет использовать его в любых погодных условиях, днём и ночью на аэродромах и неподготовленных площадках, а также с кораблей и морских буровых установок. Система складывания лопастей уменьшает занимаемый вертолётом объём в 5 раз, что позволяет значительно уменьшить площадь ангаров. Это особенно важно для морского базирования.
Дублирование основных систем обеспечивает высокую безопасность полётов на любом участке полёта. Двухдвигательная силовая установка позволяет продолжить горизонтальный полёт, выполнить безопасную посадку, посадку в зоне прерванного взлёта или продолжить взлёт при массе 11000 кг. Для обеспечения аварийного приводнения и последующего покидания вертолёта после посадки на воду на вертолёте установлены баллонеты.
Он не гарантирует большого комфорта для 13 пассажиров (или 9 человек в санитарном варианте), в своём, довольно небольшом салоне, но может поднять и увезти до пяти тонн негабаритного груза на внешней подвеске. Заметим, что при собственном весе 6600 кг, поднять и увести -5000 кг — не способен ни какой другой вертолёт.
Благодаря соосному расположению винтов, его ограничения по боковому и попутному ветру — 10 м/с (Для Ми-8Т: попутный — 3 м/с, справа — 5 м/с, слева — 8 м/с, что связано с потерей управления). Кроме того, превышение данного ограничения не ведёт к потере управления, так как вертолёт сам разворачивается против ветра. Это особенно важно при полётах в горах с частой сменой направления и силы ветра, поскольку Ка-32 может взлетать, садиться и работать при ветре до 20 метров в секунду, что недосягаемо ни для кого другого.
Наличие противообледенительной системы гарантирует успешное выполнение поставленных задач в условиях дождя, снега, тумана, обледенения, до температуры минус 23 град С, в ограниченных условиях, при штормовом ветре, на больших высотах и там, где необходима высокая точность. Запуск двигателей вертолёта не требует стационарного аэродромного оборудования и обеспечивается до высоты 3000 метров в диапазоне температур наружного воздуха от минус 40 до + 40 град С,
Вертолёты Ка-32 оборудуются мощной САУ, позволяющей выполнять различные виды полётов в автоматическом режиме: висение над сушей и водой, полёт по маршруту, возврат в любую его точку, а так же заход на посадку по различным траекториям. При установке противопожарной системы, (в зависимости от её варианта), он способен бороться с пожарами, выливая за раз от 3 до 5 тонн воды. При оснащении водяной пушкой, вертолёт способен тушить точечные очаги горения. Причём забор воды осуществляется из открытых водоёмов, зависая над ними. Аварийная лебёдка позволяет, не производя посадку, поднимать на борт груз весом до 300 килограммов.
Постоянно ведутся работы по улучшению конструкции вертолёта и расширению его функциональных возможностей. С последующей модернизацией, при замене двигателей и несущей системы, вес поднимаемого груза увеличится до 7 тонн.
На настоящий момент, во всём мире, при всей насыщенности авиа рынка, лишь ОКБ Камова в России создаёт вертолёты соосной схемы. Американская авиационная фирма Сикорский пыталась создать подобный вертолёт, но технические трудности не были преодолены и дальше экспериментальных образцов дело не пошло. Серийный выпуск всей гаммы вертолётов осуществляет Федеральное государственное унитарное Кумертауское авиационное производственное предприятие. (Ранее выпускающее вертолёты Ка-26, а ныне — его дальнейшую версию Ка-226).
Конструкция: Вертолет двухвинтовой соосной схемы с двумя ГТД и четырехопорным шасси; отличается большой энерговооруженностью и большой нагрузкой на сметаемую площадь — 60 кг/м2.
Фюзеляж типа полумонокок, выполнен в основном из алюминиевых сплавов, с двухместной кабиной экипажа в носовой части. В грузовой кабине размерами 4.52 х 1.3 х 1.32м, отделенной перегородкой от кабины экипажа, размещаются 16 откидных сидений вдоль бортов. Доступ в кабину экипажа осуществляется через сдвижные двери с обоих бортов, в грузовую кабину — через сдвижную дверь размерами 1.2 х 1.2м с левого борта. Для крепления грузов в кабине предусмотрены швартовочные узлы; система внешней подвески грузов рассчитана на усилие 5000кг и установлена на ферме в грузовой кабине, снабжена весоизмерительным устройством.
Хвостовое оперение состоит из стабилизатора прямоугольной формы в плане, размахом 3.2м, на концах которого установлены две килевые шайбы носками внутрь — для повышения путевой устойчивости. шайбы снабжены большими рулями направления. Конструкция стабилизатора и шайб каркасная, из алюминиевого сплава, с широким применением композиционных материалов.
Шасси четырехопорное, неубирающееся, пирамидально-параллелограммного типа, с двухкамерными масляно-воздушными амортизаторами низкого и высокого давления. Передние опоры самоориентирующиеся, с колесами размером 400 х 150мм и давлением 0.58МПа. Главные опоры с колесами 620 х 180мм с давлением 1.08МПа. Возможна установка лыж или аварийных надувных баллонетов, наполнение которых осуществляется дистанционным управлением с помощью кнопки на рычаге общего шага.
Несущие винты соосные, трехлопастные, с шарнирным креплением лопастей и системой их складывания. Лопасти прямоугольной формы в плане, имеют хорду 0.48м и модифицированный профиль NACA 230. Лонжерон лопасти изготовлен из КМ на основе стеклопластика, усиленного углеродными волокнами, к лонжерону крепятся 13 секций слоистой конструкции с сотовым заполнителем. Лопасти снабжены регулируемыми на стоянке триммерами. Втулки несущих винтов изготовлены из титанами стали с антикоррозионной обработкой, снабжены регулируемыми демпферами и системой гашения колебаний, состоящей из двух грузов в комлевых частях лопастей нижних винтов, настроенных таким образом, чтобы их колебания были противофазны колебаниям лопастей. Благодаря этому уровень вибраций не превосходит допустимый во всем диапазоне скоростей полета.
Силовая установка состоит из двух ГТД со свободной турбиной ТВЗ-117 взлетной мощностью по 1618кВт с системой автоматического регулирования, обеспечивающей запуск двигателей и их устойчивую работу на всех режимах. Контроль за работой двигателей осуществляется с помощью указателя режимов на приборной доске. На случай отказа автоматики предусмотрено ручное управление двигателями. Запуск двигателей производится от вспомогательной ершовой установки.
Главный редуктор планетарный, двухступенчатый, с двумя муфтами свободного хода и тормозом несущих винтов, снабжен системой охлаждения с вентилятором и маслорадиаторами.
Топливная система включает 10 топливных баков общей емкостью 3450л, объединенных в левую и правую группы. Под полом кабины размещены 8 топливных баков, из которых два демпфируются при установке в кабине системы внешней подвески. Два бака размещаются снаружи в контейнерах по бокам фюзеляжа. В каждой группе баков имеется расходный бак, в который поступает топливо из остальных баков. Система распределения топлива предусматривает возможность подачи топлива к одному двигателю от любой группы баков и к обоим двигателям от одной группы. В расходных баках установлено по два насоса, работающих параллельно, а в остальных баках — по одному насосу. Заправка вертолета производится через заливные горловины или штуцер централизованной заправки под давлением.
Электрическая система переменного тока трехфазная, имеет два независимых генератора, которые могут работать параллельно и раздельно с преобразователями и аккумуляторными батареями для цепи постоянного тока. Электросистема обогрева носков лопастей и воздухозаборников питается от сети трехфазного переменного тока, рассчитана на непрерывную работу в течение всего полета.
Оборудование. Пилотажно-навигационный комплекс вертолета включает БЭВМ, автопилот, доплеровский измеритель скорости и сноса и радиовысотомер, обеспечивающий автоматическую стабилизацию режимов полета и автоматизированное управление, включая полет по заданному маршруту и автоматический заход на посадку и зависание на высоте 25м над местом посадки. Комплект оборудования Ка-32А обеспечивает выполнение полетов по приборам днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, на Ка-32С используется также обзорная РЛС. Применена бортовая система регистрации полетных данных. Может быть установлена спасательная лебедка грузоподъемностью 300кг. Вертолет Ка-32К оснащен электродистанционной системой управления полетом и автоматической системой гашения колебаний груза на внешней тросовой подвеске.
- Ка-32
www.vertopedia.ru
Вертолет Ка-32 – более 30-ти лет на службе
Советская школа вертолетостроения прошла долгий и тернистый путь, на протяжении которого были все — взлеты и падения, ошеломляющий успех и горечь разочарований. Две ведущие мировые авиаконструкторские школы Миля и Камова за годы своего существования создали немало хороших машин. Советские вертолеты семейства «Камов» прекрасно знают во всем мире. Эти машины использовались и продолжают использоваться в российском флоте в качестве основного противолодочного и спасательного средства, применялись вертолеты «Ка» различных модификаций и в аварийно-спасательных работах. Несмотря на солидный возраст, сначала советские, а теперь российские вертолеты, созданные в КБ Камова, продолжают оставаться на службе. Продолжает сегодня славные традиции легендарного КБ машина Ка-32 — вертолет, которого долго ждали в гражданской авиации.
Создание нового вертолета: исходная точка
Долгое время основным вертолетным транспортом в системе службы по чрезвычайным ситуациям и в ведомстве других союзных министерств оставались Ка-25 и Ка-27ПС. Эти машины успешно трудились на флоте, на них летали спасатели и пожарники. Обслуживались этими вертолетами геологические партии и санитарная авиация. Однако со временем стало ясно, что технологический ресурс вертолетов Ка-27ПС перестал удовлетворять потребностям гражданского обслуживания.
Военный вариант вертолетов семейства Камова не совсем отвечает требованиям, которые предъявляются к машинам, эксплуатируемым в гражданской сфере. Изначально в КБ им. Камова решили создать новый вертолет, который будет эксплуатироваться в сложных арктических условиях. Планировалось оснастить новым летательным аппаратом морские суда и ледоколы, курсирующие в полярных широтах. Технологии, которые применялись в ходе проектирования нового вертолета, позволили существенно раздвинуть рамки эксплуатации машины. К тому же в народном хозяйстве остро ощущалась нехватка многофункциональных вертолетов, способных выполнять огромный спектр операций.
Техническое задание, которое поступило в конструкторское бюро им. Миля из Министерства Гражданской авиации параллельно с заказом от военных моряков, предполагало использование новой машины в следующих целях:
- использования для поисковых и спасательных операций;
- эксплуатация для транспортно-грузовых перевозок;
- осуществление монтажных и крановых работ;
- вывоз грузов из труднодоступной местности;
- осуществление патрульной службы.
Вертолет стали разрабатывать еще в конце 60-х годов. Учтя все рекомендации, которые предоставили чиновники Министерства Гражданской Авиации, и замечания полярников, коллектив КБ Миля сумел создать новую машину на базе существующего вертолета Ка-27ПС. Впервые опытную машину показали в декабре 1973 года, после чего на ней был совершен первый экспериментальный полет.
Машина оказалась достаточно удачной. В преддверии серийного производства было решено пустить машину на испытания в экстремальных условиях. С 1974 года по 1978 года опытная машина совершила более сотни полетов в самых разных условиях, начиная с эксплуатации в высокогорных районах страны и заканчивая полетами за полярным кругом.
Последней точкой в принятии решения о начале серийного выпуска стала эпопея с атомным ледоколом «Сибирь». Караван судов, ведомый атомным ледоколом, оказался в тяжелых условиях. Осуществлять ледовую разведку в тяжелейших условиях полярной ночи пришлось на вертолете Ка-32. Машина показала себя с лучшей стороны.
После доводки основных узлов и агрегатов, устранения ряда технологических дефектов, в 80 годы было принято решение начать серийный выпуск машины. Первые вертолеты собирались на производственной базе конструкторского бюро. Было выпущено всего десять машин, которые использовались в разных отраслях экономики. Только в 1985 году общее и централизованное производство вертолетов Ка-32 было перенесено в г. Кумертау, Республика Башкирия. С этого момента предприятие является базовым, на котором вместе с вертолетом Ка-32 выпускаются и ремонтируются военные модификации машин семейства Камова. До 2013 года на вертолетостроительном заводе в г. Кумертау было выпущено 160 «тридцать вторых».
В этом же году производство вертолетов этой модели на заводах в России было прекращено. Принято решение о заключении контракта с китайской компанией «Итун» о переносе основного производства в Китайскую Народную Республику.
Особенности конструкции вертолета Ка-32
Вертолет создан по традиционной для всех машин семейства Камова соосной схеме. Приверженность коллектива КБ Камова к данной схеме объясняется фирменным стилем, который отличает все машины с логотипом Ка. Эти машины невозможно спутать ни с одним другим вертолетом.
Помимо психологических и моральных побуждений, которыми руководствуются специалисты КБ, следует признать, что соосные несущие винты имеют ряд преимуществ перед обычной классической схемой. Отсутствие рулевого винта позволяет существенно уменьшить габариты машины и снижает технологическую насыщенность системы управления.
В вертолетах Камова соосные винты использовали мощность двигателей на полную мощность, тогда как у классических вертолетов до 15-20% мощности двигательной установки уходит на работу рулевого винта. Вертолеты Камова не имеют ограничений в угловой скорости, которая определяет возможность вертикального висения машины. Противоположное вращение несущих винтов обеспечивает вертолету необходимую устойчивость в полете и хорошую маневренность. Это уже сумели по достоинству оценить военные моряки, которые долгие годы эксплуатируют машины Камова на судах военно-морского флота. Вертолеты прекрасно подходят для швартовки на палубе судна, что нельзя сказать о винтокрылых машинах классической схемы.
Длительное висение вертолета с соосными винтами позволяет с высокой точностью осуществлять доставку грузов на внешней подвеске. Это качество незаменимо при выполнении монтажно-строительных работ, при выполнении поисково-спасательных операций и во время эвакуации раненных из труднодоступной местности. Несмотря на сложность двигательной установки, конструкция отличается надежностью и достаточно высокой ремонтопригодностью.
Соосная схема несущих винтов, небольшие и компактные габариты позволяют использовать такие машины в трудных погодных условиях, в любое время суток. Машина, которая способна зависать в воздухе, очень удобна для взлета — посадки на ограниченном пространстве. К тому же Ка-32 вобрал в себя многие особенности конструкции военных машин. Для удобства хранения машины в ангаре на ней установлены складывающиеся несущие винты, уменьшающие объем винтокрылой машины в 5 раз. От военной версии «тридцать второй» получил систему живучести. Благодаря установке баллонетов вертолет при аварийной посадке на воду сохранял некоторое время плавучесть. На Ка-32 имелось дублирование основных систем управления и энергообеспечения.
Корпус фюзеляжа имеет схему полумонок. Планер машины имеет компактную конфигурацию, которая заканчивается двумя хвостовыми стабилизаторами. Передняя часть фюзеляжа занята двухместной кабиной пилотов. Вся остальная часть фюзеляжа занята пассажирско-грузовым отсеком, в котором вдоль бортов установлены посадочные кресла для 18 пассажиров. Можно говорить, что перевозка пассажиров на борту Ка-32 далека от комфортных условий пассажирского лайнера, однако вертолет создавался совсем для других целей. Длительные перелеты при конструировании машины не предусматривались, поэтому комфортность была отдана в жертву технической оснащенности машины. На борту воздушного судна могла разместиться команда спасателей со всем необходимым оборудованием или команда медиков со своим санитарно-медицинским скарбом. Внутреннее пространство салона винтокрылой машины имеет объем, достаточный для перевозки груза или грузов, общей массой до 5 тонн.
На внешней подвеске вертолет может переносить до 6 тонн груза. Причем подъемных механизм внешней подвески оснащен весовым устройством. Т.е. другими словами, машина может поднимать в воздух вес равный своему собственному взлетному весу.
Все эти уникальные качества не были бы таковыми, не имея вертолет таких двигателей. Два турбовальных двигателя ТВ3-117 суммарной мощностью 4400 л/с. обладают громадной подъемной силой. Вертолет способен летать со скоростью 200-230 км/ч на дальность до 800 км. Практический потолок достигает 5000 метров.
Посадку машина осуществляет на четыре стойки неубирающегося шасси, две носовых и две основных.
На борту вертолета установлен совершенный навигационно-пилотажный комплекс, который состоит из автопилота, радиовысотомера, измерителя сноса. В состав комплекса входит устройство автоматического контроля полета, благодаря которому осуществляется стабилизация машины в полете, выполняется автоматический заход на посадку. Обзорная радиолокационная станция обеспечивает машине видимость в плохих погодных условиях, в ночное время суток. На первых модификациях большая часть бортовой электроники была аналоговая. На более поздние машины стали устанавливаться новые цифровые навигационно-пилотажные комплексы.
Технологические детали и достоинства проекта
Вертолет, который эксплуатируется уже более 35 лет, сумел сохранить свои основные преимущества и достоинства, которые делают его ценной и полезной машиной. К наиболее значимым достоинствам машины специалисты относят:
- возможность совершать аварийную посадку на воду;
- возможность взлета и посадки с небольших площадок с нестабильной поверхностью;
- длительное и стабильное зависание над одной точкой;
- осуществление полета и посадки с одним работающим двигателем;
- неприхотливость в обслуживании.
Все эти свойства и качества стали возможными благодаря тому, что технологический ресурс машины имеет огромный запас. Вертолет Ка-32 создан на базе военной версии машины, которая прошла самую длительную и скрупулезную обкатку в боевых условиях. Все это, вместе с замечательной конструкцией летательного аппарата, делает «тридцать второй» Камов полезной и нужной машиной в наше время. Особенно машину ценят газовики и нефтяники, геологи и спасатели, работающие в тяжелых климатических условиях.
В заключение
Когда во всем мире стремительными темпами идет совершенство авионики и бортового оборудования летательных аппаратов, Ка-32 продолжает летать, имея на борту довольно устаревший бортовой комплекс оборудования. Некоторые отдельные бортовые системы и узлы модернизированы в соответствии с новыми требованиями, однако в основной своей массе — вертолет представляет собой классическую винтокрылую машину XX века.
Производство машины прекратили ввиду отсутствия совершенных двигателей. Задел по двигателям ТВЗ-117 подошел к концу. К тому же в нынешних условиях машина не отвечает требованиям экологической безопасности. Требуется существенная модернизация машины, если в ней будут заинтересованы основные эксплуатанты вертолета Ка-32.
warways.ru