Содержание

Вооружение ударных вертолетов » Военное обозрение


Трехствольная 20-мм пушка M197 от General Dynamics Armament and Technical Products в подфюзеляжной гондоле вертолета Bell AH-1 W SuperCobra

Все вертолеты чувствительны к нагрузке, и поэтому акцент при выборе вооружения для них неизменно делается на массе вертолета. Впрочем, в то время как многоцелевым вертолетам необходимо оружие для круговой самообороны, ударным вертолетам необходимо стреляющее вперед вооружение, которое может уничтожать укрепленные цели с безопасной дистанции удаления, а также пушка в подвижной установке для обстрела менее сложных целей.

Если брать легкую часть спектра вооружений, то пулеметы обычно не применяются на ударных вертолетах, хотя вертолет Bell AH-1G Cobra начал жизнь с передней гондолы Emerson Electric TAT-102A с установленным шестиствольным 7,62-мм пулеметом GAU-2B/A Minigun от General Electric. Подобным же образом ударный вертолет Ми-24 первоначально был оборудован четырехствольным 12,7-мм пулеметом Якушева-Борзова (ЯкБ-12,7) 9A624 в дистанционно управляемой установке.


Четырехствольный 12,7-мм пулемет Якушева-Борзова (ЯкБ-12,7)

Пушки почти повсеместно заменили пулеметы в качестве гондольного вооружения. Одним из немногих исключений является Eurocopter Tiger UHT немецкой армии, в настоящее время он может нести автоматическое вооружение только в виде неподвижно закрепленных контейнеров с вооружением.

В декабре 2012 года на вертолеты Tiger UHT, стоящие на вооружении немецкого вертолетного полка KHR36 в Афганистане были установлены контейнеры FN Herstal HMP400, каждый с 12,7-мм пулеметом M3P и 400 патронами. Контейнер весит 138 кг, а пулемет имеет скорострельность 1025 выстрелов в минуту.

Модифицированные компанией Eurocopter до стандарта Asgard-F (Afghanistan Stabilisation German Army Rapid Deployment — Full, быстрое развертывание немецкой армии для стабилизации в Афганистане — Полное), эти вертолеты Tiger также имеют на вооружении 19-зарядные ракетные пусковые установки 70-мм ракет и управляемые ракеты MBDA Hot.



Иранский вертолет Hesa Shahed 285

Еще одним ударным вертолетом, на котором до сих пор стоит турельная пулеметная установка, является иранский Hesa Shahed (Свидетель) 285. Это очень легкий (1450 кг) одноместный аппарат — модификация Bell 206 JetRanger. Вертолет под обозначением AH-85A вооружен одноствольным 7,62-мм пулеметом ПКМТ в передней турели; по сообщениям, он находится в ограниченной эксплуатации в ВВС иранской революционной гвардии.

Пушка

Вытеснение пулеметов пушками в качестве вертолетного вооружения имеет вполне рациональное объяснение. Америка открыла для себя во Вьетнаме, а позднее и СССР в Афганистане, что установленные на вертолете пулеметы легко “перестреливаются” с земли тяжелым автоматическим вооружением.

В наземно-воздушных операциях 7,62-мм пулемет эффективен только на дистанции примерно 500 метров и только против небронированных целей, например личного состава на открытом пространстве. 12,7-мм пулемет увеличивает дальность стрельбы до 1000 метров и может справляться с более широким набором целей. Пушка (способная стрелять фугасными боеприпасами) начинается с калибра 20 мм; она достаточно эффективна на дистанциях до 1700 метров и может уничтожать легкие бронированные машины.


Установленная впереди турель позволяет поднимать пушку над линией фюзеляжа. В случае с вертолетом Eurocopter Tiger HAP французской армии 30-мм пушка Nexter Systems 30M781 в турели THL30 может вращаться на 30 градусов вверх и вниз и на 90 градусов в каждую сторону
Раскрашенный под лося вертолет Ми-24В венгерской армии демонстрирует оригинальную переднюю гондолу с четырехствольным 12,7-мм пулеметом 9A624 (ЯкБ-12,7)

Румынский вертолет IAR-330L Puma с гондолой Nexter Systems THL20 с одноствольной пушкой 20M621

Одним из примеров 20-мм вооружения для ударного вертолета является гондола Nexter Systems THL20 с одноствольной пушкой 20M621. Она установлена на румынских машинах IAR-330L Puma, также была выбрана для индийского вертолета HAL Light Combat Helicopter (LCH). Еще одна передняя подфюзеляжная установка GI-2 от южноафриканской компании Denel Land Systems предназначена для модернизации вертолетов Ми-24 алжирских ВВС. GI-2 также устанавливается на Denel Rooivalk (Пустельга). Такие пушки обычно имеют скорострельность 700 — 750 выстрелов в минуту.

Если необходима высокая скорострельность (которая, в общем-то, не нужна при обстреле наземных целей, но может быть предпочтительна при стрельбе по летательным аппаратам и быстроходным катерам), то в этом случае целесообразна пушка с несколькими стволами.


Крупный план 20-мм пушки Гатлинга M197 в гондоле вертолета AH-1Z

Типичным примером является трехствольная 20-мм пушка Гатлинга M197 от General Dynamics Armament and Technical Products, которая может стрелять со скорострельностью до 1500 выстрелов/мин и устанавливается в гондолу на вертолет Bell AH-1J/W, на новый вертолет AH-1Z, а также на AgustaWestland A129. Одной из причин выбора вертолета A129 в качестве основы турецкой программы Atak была превосходная точность его пушки M197 установленной в турели Oto Melara TM197B.

При разработке Ми-24 в 80-х годах с целью соответствия оперативным требованиям в Афганистане КБ Миля в первую очередь заменило оригинальный четырехствольный пулемет ЯкБ-12,7 двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л на подвижной турели. Было изготовлено всего 25 Ми-24ВП, но этим вертолетом область применения пушки ГШ-23Л не ограничилась, она устанавливается в пушечном контейнере с 250 патронами (УПК-23-250) под крылья различных российских вертолетов.

При производстве Ми-24П от передней турели отказались в пользу двухствольной 30-мм пушки ГШ-30, закрепленной с правой стороны фюзеляжа. Впрочем, подфюзеляжная гондола ГШ-23 (НППУ-23) вернулась в экспортном варианте Ми-35М, стоящем на вооружении Бразилии и Венесуэлы.



30-мм пушка с цепным приводом Chain Gun со скорострельностью 625 выстрелов в минуту является неотъемлемым визуальным элементом силуэта ударного вертолета Apache. С тех пор пушка была адаптирована для других приложений, включая корабельную дистанционно-управляемую установку

С несколькими заметными исключениями (серии AH-1 и A129) на большей части ударных вертолетов устанавливается 30-мм пушка. Лидером стал вертолет Boeing AH-64 Apache с пушкой с цепным приводом Alliant Techsystems (ATK) M230 Chain Gun в гондоле под передней кабиной.

Еще одним примером является Eurocopter Tiger ARH/HAD/HAP с пушкой Nexter Systems 30M781 в подфюзеляжной турельной установке THL30. Как было сказано, ранее вертолет Tiger UHT немецкой армии не имеет турели, но рассматривается установка безоткатной револьверной пушкой 30 мм Rheimetall/Mauser RMK30 (Rueckstossfreie Maschinenkanone 30) в гибком подвесе, ведущей огонь безгильзовыми боеприпасами со скорострельностью 300 выстрелов/мин.

При дальнейшей доработке советского вертолета Ми-24 с БМП-2 была заимствована проверенная одноствольная 30-мм пушка 2A42 с двойной подачей. Скорострельность пушки выбирается между 200 и 550 выстрелами в минуту.

В случае с Ми-28Н пушка 2A42 устанавливается в гондоле НППУ-28Н под передней кабиной, но на вертолете Ка-50/52 эта пушка устанавливается в цапфах с правой стороны фюзеляжа и может поворачиваться по вертикали на 40,5 градусов.



Этот ночной охотник Ми-28Н иллюстрирует три типа вооружения: 30-мм пушка 2А42 с двойной подачей в подфюзеляжной гондоле НППУ-28Н, 80-мм ракеты С-80 в 20-снарядных установках Б8В20-A и радиоуправляемые бронебойные ракеты в восьмитрубных направляющих
Подфюзеляжная гондола НППУ-28Н крупным планом
Отличающийся от AH-1W своим четырехлопастным винтом этот Bell AH-1Z Cobra Zulu из дивизиона легких вертолетов корпуса морской пехоты 367 ‘Scarface’ вооружен 20-мм пушкой Гатлинга M197 и 19-трубными пусковыми установками ракет Hydra-70. На нем также установлена пара четырехтрубных установок ракет AGM-114 Hellfire и две пусковые направляющие ракет AIM-9 Sidewinder от Raytheon

Неуправляемые ракеты

Рассмотренные выше пушки представляют собой экономичные средства борьбы с широким диапазоном целей, определенных на больших углах отклонения от оси воздушного судна. Впрочем, вертолетные пушки легко «обыгрываются» современными системами ПВО. Например, широко применяемая четырехствольная 23-мм самоходная зенитная установка ЗСУ-23, ведущая огонь со скоростью до 4000 выстрелов/мин, имеет действительную наклонную дальность 2000 метров. Тогда как ПЗРК имеют максимальную дальность 4000 — 6500 метров.

Неуправляемые ракеты воздушного пуска могут в свою очередь превосходить по дальности наземное автоматическое вооружение. Самыми распространенными западными неуправляемыми ракетами являются 68-мм SNEB от Thales/TDA Armements и 2,75 дюйм/70-мм Hydra-70 от General Dynamics Armament and Technical Products, ракета FZ90 от Forges de Zeebrugge и ракета CRV7 от Magellan Aerospace.


Семейство ракет Hydra-70

Ракета Hydra-70 является модификацией FFAR (Folding-Fin Aircraft Rocket — ракета со складными стабилизаторами) которая была разработана в конце 40-х годов как неуправляемая ракета «воздух-воздух», в основном для того, чтобы быстро и надежно поразить советский бомбардировщик несущий атомную бомбу. Она служила в качестве временного средства до тех пор, пока не поступили на вооружение такие управляемые ракеты, как например, AIM-7.

Современная Hydra-70 производится с девятью различными боеголовками, включая M151 (4,5 кг фугасная), M229 (7,7 кг фугасная) и M255A1 (с поражающими элементами), плюс варианты дымовой завесы, осветительный и практический. Свыше четырех миллионов ракет Hydra-70 было произведено компанией GDATP с 1994 года. Она заряжается в 7- и 19-трубные установки.

Утверждается, что канадская ракета CRV7 имеет превосходные характеристики с действительной дальностью до 8000 метров. Свыше 800000 этих ракет были изготовлено для 13 стран.

Российская 57-мм ракета С-5 в настоящее время вытесняется 80-мм ракетой С-8, которая весит 11,1 — 15,2 кг и устанавливается на вертолетах в 20-трубной пусковой установке Б8В20-A. Она развивает максимальную пиковую скорость 1,8 Маха и имеет максимальную дальность 4500 метров. С-8KOM имеет бронебойную кумулятивную боеголовку, а С-8БМ предназначена для уничтожения личного состава в фортификационных укреплениях.

Вертолет Ми-28 также может нести два пусковых блока Б-13Л1, каждый с пятью 122-мм ракетами С-13, которые практически являются самыми мощными ракетами отстреливаемыми с вертолетов. С-13Т массой 75 кг имеет тандемную боевую часть способную пробить один метр армированного бетона или шесть метров грунта. 68-кг С-13ОФ имеет осколочно-фугасную боевую часть, которая создает облако из 450 ромбовидных элементов по 25 — 30 грамм.

Ми-28Н способен нести две 240 мм ракеты С-24Б массой по 232 кг. Можно отметить, что российские ударные вертолеты используют бомбы массой от 50 до 500 кг и универсальный контейнер малогабаритных грузов КМГУ-2 для сбрасывания суббоеприпасов.

Необходимо заметить, что в связи со своей особой природой реактивные снаряды с лазерным наведением будут рассмотрены в следующих обзорах. Они разработаны относительно недавно и предназначены в частности для обеспечения новым эффективным вооружением легких универсальных вертолетов, которые значительно дешевле в эксплуатации по сравнению со специализированными ударными вертолетами.


На вертолете Ka-50 30-мм пушка Шипунова, закрепленная в цапфах по правому борту фюзеляжа, имеет углы места (по вертикали) от +3,5 градусов и до -37 градусов. На фото Ка-50 показан с 20-трубными блоками Б8В20-A для 80-мм ракет С-8 и шеститрубными установками УПП-800 для бронебойных ракет 9M121 Вихрь
Ракета MBDA Mistral 2 с ИК-наведением массой 18,7 кг имеет несколько большее огневое могущество по сравнению с запускаемыми из ПЗРК ракетами. На вертолете Eurocopter Tiger ракеты устанавливаются в сдвоенную пусковую установку Atam (Air-To-Air Mistral)

Ракета Вымпел Р-73 устанавливается на вертолеты Ми-28 и Ка-50/52

Ракеты «воздух-воздух»

Самым тяжелым управляемым вооружением класса «воздух-воздух» являются 105-кг ракета Вымпел Р-73 или по классификации НАТО AA-11 (на Ми-28 и Ка-50/52) и 87-кг Raytheon AIM-9 Sidewinder (на AH-1W/Z). Обе имеют превосходную дальность действия согласно стандартам для ракет ближнего действия; заявленная цифра для базовой ракеты Р-73 (при пуске с реактивных самолетов в лобовом бою) составляет 30 км. Выбор ракеты AIM-9 американским корпусом морской пехоты для вертолетов серии Cobra, по всей видимости, определялся необходимостью минимизации числа разных типов ракет на одном воздушном судне.

Выдвигались предположения, что на бразильские вертолеты Ми-35M могут быть установлены ракеты «воздух-воздух» MAA-1B Piranha II Mectron или Darter-A Denel/Mectron.

Стремление максимального снижения массы бортового вооружения способствует адаптации переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) в качестве вертолетного оружия самообороны «воздух-воздух». Лидерами здесь являются 18,7-кг MBDA Atam (Air-To-Air Mistral, установлена на Tiger), и даже более легкие 10,6-кг ракеты 9K38 Игла или СА-18 (на Ми-28 и Ka-50/52) и 10,4-кг Raytheon AIM-92 Stinger (на вертолете AH-64). Комплекс Atam базируется на ракете Mistral 2 и представляет собой сдвоенную пусковую установку. Он имеет ударный и дистанционный взрыватели и максимальную дальность 6500 метров.


Для относительно легкого ударного вертолета AgustaWestland A129 имеет очень эффективный комплекс вооружения. Кроме 20-мм пушки Гатлинга GD M197 он несет четыре MBDA Hot и четыре бронебойные ракеты AGM-114 Hellfire от Lockheed Martin

Ракеты класса «воздух-поверхность»

Ударные вертолеты были разработаны в основном для уничтожения боевых бронированных машин, и поэтому самым важным типом вооружения для них традиционно является противотанковое управляемое вооружение. В начале 40-х годов Германия была пионером в области наведения ракет по проводам. В ранний послевоенный период Великобритания провела несколько испытаний и сделала вывод о том, что эта концепция слишком склонна к поломкам и повреждениям. И как результат, впоследствии Британия упустила целое поколение противотанковых ракет.

В самых первых ракетах использовали ручное командное наведение, которое давало плохую точность. В целом было принято решение вместо него принять так называемое наведение Saclos (semiautomatic command to line-of-sight — полуавтоматические сигналы управления по линии визирования). Здесь оператор держит прицел на цели, а система автоматически отслеживает выхлопную струю ракеты и вырабатывает корректирующие сигналы для возвращения ее на линию визирования.

Первый в мире установленной на вертолет ракетой класса «воздух-земля» стала французская Nord AS.11 (адаптированная ракета наземного пуска SS.11), которая имела ручное управление по проводам и была принята на вооружение американской армией под обозначением AGM-22. Она была установлена на двух вертолетах UH-1B и впервые была применена армией в реальных условиях в октябре 1965 года. AGM-22 позднее была вытеснена (Hughes) BGM-71 Tow, которая также управлялась по проводам, но использовала наведение с применением оптических средств слежения Saclos. Впервые она применена в боевых условиях в мае 1972 года, где уничтожила танки T-54 и ПT-76. Самыми широко распространенными ракетами управляемыми по проводам являются 12,5-кг 9M14M Малютка-2 или AT-3, 22,5-кг Raytheon BGM-71 Tow и 24,5-кг Euromissile Hot. Наведение по проводам ограничено дальностью примерно 4000 метров, но это вполне вписывалось в концепцию Варшавского договора прошлого века бронетанкового удара по северной немецкой равнине. Тогда считалось, что обзор целей на больших дальностях был маловероятен в связи, как правило, с плохой видимостью и задымленностью поля боя.

Радионаведение исключает это ограничение по дальности, но может быть уязвимо к глушению. Что касается наведения по проводам, то здесь линия визирования на цели должна удерживаться все время полета ракеты.


Радиоуправляемая противотанковая ракета 9M114 Кокон

Одним из первых образцов радиоуправляемой противотанковой ракеты стала широко распространенная 31,4-кг 9M114 Кокон или AT-6, эта ракета использовалась в составе комплекса 9K114 Штурм. Базовое вооружение, поступившее на вооружение в 1976 году, имело дальность действия 5000 метров.
В 90-х годах 9K114 начали заменять 49,5-кг комплексом 9K120 Атака-В или AT-9. В комплексе были сохранены пусковые направляющие и прицельная система 9K114, но при этом он получил сверхзвуковую ракету (1,6 Маха) 9M120, которая в базовом варианте имеет дальность действия 5800 метров. Ми-28Н может нести 16 этих ракет в двух восьмитрубных блоках.

9M120 имеет тандемную боевую часть для борьбы с бронированными целями, тогда как 9М120Ф имеет термобарическую боевую часть для уничтожения легкобронированных целей, зданий, пещер и бункеров. Вариант 9A2200 имеет боеголовку с увеличенным сердечником для борьбы с воздушными судами.


13-кг ракета Lahat с лазерным наведением может отстреливаться из трубной пусковой установки с воздушного судна или из 105/120 мм танкового орудия. Полностью снаряженная четырехтрубная пусковая установка для вертолета имеет массу менее 89 кг. Lahat имеет дальность действия свыше 8000 метров
Пусковой контейнер на четыре ракеты MBDA Pars-3 LR установленный на вертолете Eurocopter Tiger. Pars3-LR имеет инфракрасное наведение с автоматическим распознаванием, что позволяет выполнять захват цели уже после пуска

Наведение по лазерному лучу обеспечивает точность независимо от прицельной дальности. Кодированный луч лазера позволяет обозначать цель с помощью еще одного источника, воздушного или наземного. Это облегчает захват цели из укрытия или вне визуальной дальности прямой видимости оператора и минимизирует время экспозиции вертолета, с которого запускается ракета.

Ярким примером ракеты с наведением по лазерному лучу является 43-кг AGM-114 Hellfire от Lockheed Martin, имеющая дальность 7000 метров в режиме прямого визирования и 8000 метров при пуске непрямой наводкой. Ракета сверхзвуковая, что снижает время ее экспозиции для средств перехвата противника в режиме пуска с подсветкой цели. Вертолеты AH-1Z и AH-64 могут нести 16 ракет Hellfire. Более легкие A129 и Tiger могут нести восемь таких ракет.

Hellfire впервые была применена в реальных условиях в операции «Правое дело» в Панаме в 1989 году. Традиционно она применялась с тремя типами боеголовок: AGM-114K с тандемной боевой частью для бронированных целей, AGM-114M осколочно-фугасная для небронированных целей и AGM-114N с металлическим зарядом для разрушения городских строений, бункеров, РЛС, центров связи и мостов.



Ракета AGM-114 Hellfire на пилоне БПЛА Predator (вверху). Компоненты ракеты Hellfire (внизу)

Начиная с 2012 года, ракета Hellfire стала доступна с многоцелевой боевой частью AGM-114R, что позволяет выбирать ее воздействие на цель (осколочно-фугасное или бронебойное) прямо перед пуском. В зависимости от типа цели AGM-114R также позволяет выбирать угол встречи, от почти горизонтального до почти вертикального.

Другими примерами бронебойных ракет с лазерным наведением являются 13-кг Lahat от Israel Aerospace Industries и 49,8-кг Mokopa от Denel Dynamics, которые имеют максимальную дальность 8000 и 10000 метров соответственно.

AGM-114L Longbow Hellfire, устанавливаемая на вертолете AH-64D/E Longbow Apache, имеет радиолокационную систему наведения; миллиметровая РЛС обеспечивает возможности «выстрелил-забыл» днем и ночью и в любую погоду.

В Советском Союзе в свою очередь решили, что лазерное наведение слишком восприимчиво к ловушкам и вместо него разработали полет по лазерному лучу, хотя в этом случае дистанция промаха с дальностью увеличивается. Основным примером подобной системы является 45-кг ракета 9K121 Вихрь или AT-16, которая имеет пиковую скорость свыше 1,75 Маха и дальность 8000 метров при пуске с вертолета. Вихрь размещается в двух шеститрубных установках УПП-800 на вертолете Ka-50/52. Ракета имеет дистанционный взрыватель для обстрела воздушных целей.


Следующая российская ракета в этой категории — Гермес-А (фото вверху) от КБП, двухступенчатая ракета летит на скорости 3 Маха на максимальную дальность 20 км.

Инфракрасное наведение

Наведение по лазерному лучу позволяет поражать конкретные цели, но в некоторых обстоятельствах (например, в городском бою) целеуказание может стать невозможным, несмотря на известное общее местоположение цели. В таких ситуациях точная атака всё-таки возможна за счет комбинации инерциального и инфракрасного наведения. При сочетании с усложненными алгоритмами распознавания целей инфракрасное наведение обеспечивает возможности «выстрелил и забыл» и позволяет выполнять залповые пуски против множественных целей.



Немецкий вертолет Tiger UHT и его вооружение. На верхнем снимке белая ракета на переднем плане — Pars-3 LR

Лидером в категории инфракрасного наведения является 49-кг ракета MBDA Pars-3 LR, имеющая высокую дозвуковую скорость (0,85 маха) и максимальную дальность 7000 метров. Ракета устанавливается на немецком вертолете Tiger UHT в четырехтрубных пусковых установках в готовом для пуска режиме; во время полета ее сенсор постоянно охлаждается. Четыре ракеты в полностью автономном режиме могут отстреливаться менее чем за 10 секунд. Она, как правило, использует режим захвата цели перед пуском, но также имеет упреждающий режим для временно укрытых целей.

Пуск Pars-3 LR может производиться в режиме прямой атаки, например по бункерам, но обычно она используется в режиме пикирования против бронированных машин. Ее боеголовка может пробить 1000 мм катаной гомогенной брони защищенной блоками динамической защиты.

Полномасштабное производство Pars-3 LR было начато в конце 2012 года компанией Parsys, совместным предприятием MBDA Germany и Diehl BGT Defence, по контракту с немецким агентством оборонных закупок, которое поставит 680 ракет для немецкой армии.

Еще одна относительно новая разработка — это Spike-ER производства израильской компании Rafael. Первая бронебойная ракета с наведением по оптоволоконному кабелю Spike-ER имеет дальность действия 8000 метров и позволяет захватывать цель до или после пуска. Вместе с транспортно-пусковым контейнером она весит 33 кг и имеет двухрежимный оптоэлектронный/инфракрасный сенсор, позволяющий проводить дневные/ночные операции.



Семейство ракет Rafael Spike включает Spike-ER, имеющую дальность 8000 метров. Она наводится по оптоволоконному кабелю; была выбрана Израилем, Италией, Румынией и Испанией для установки на свои вертолеты

Предполагается, что Spike-ER стоит на вооружении израильских вертолетов AH-1 и румынских IAR-330, она также выбрана для итальянских вертолетов AH-109 и испанских Tiger Had. Она является частью семейства ракет Spike и имеет высокий уровень унифицированности с вариантами наземного пуска. Spike также производится немецкой компанией EuroSpike, совместным предприятием Diehl BGT Defense и Rheinmetall Defense Electronics.

Широкой публике доступны фотографии вертолета Ka-52 с установленными на борту 300-кг тактическими ракетами Х-25 или АС-10 (не «вписывающиеся» в обычный набор ракетного вооружения для вертолетов) в двух вариантах: с лазерным наведением Х-25МЛ и противорадиолокационная Х-25МП.


Ракета с лазерным наведением Х-25МЛ

Использованы материалы:
Armada International 3/2013

topwar.ru

Боевой вертолет Ми-24 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

История создания боевого вертолета Ми-24

Со времен Второй Мировой Войны известно выражение «летающий танк», так называли бронированные советские штурмовики Ил-2. Однако если и есть на свете настоящий летающий танк, то это без сомнения боевой вертолет Ми-24. Ми-24 —  уникальная машина.

Его броня выдерживает попадания 23-мм снарядов, известен случай (Ливан, 1982 год), когда Ми-24 буквально смял в таранной атаке… истребитель RF-4С «Фантом II»! Послужной список Ми-24 впечатляет (Афганистан, Ирак, Ангола, Мозамбик, Сирия, Ливия, Йемен, Эфиопия и т.п.), однако не смотря на солидный возраст, эта машина до сих пор в строю и вряд ли будет полностью заменена в ближайшее время – сравнимых с ней по степени защищенности, огневой мощи и надежности вертолетов в мире практически нет.

Вертолет Ми-24 — красивый, запоминающийся силуэт. Силуэт породистого хищника

Надо сказать, что Ми-24 был первым советским полностью ориентированным на военные нужды вертолетом. Его разработка началась ещё в 1967 году, когда вьетнамская война наглядно продемонстрировала преимущества винтокрылых машин.

Разработка Ми-24 велась параллельно с подготовкой к его серийному выпуску. Уже в 1969 году опытный экземпляр нового вертолета впервые поднялся в воздух, а в 1971 году начал поступать в части.

Машина получилась действительно удачной. Вплоть до конца семидесятых годов это был самый эффективный и самый мощный боевой вертолет в мире. А еще — лучше всех других бронированный и самый скоростной. На одном из вариантов Ми-24 был даже установлен абсолютный рекорд скорости — 367 км/ч, продержавшийся около 10 лет.

Первоначально экипаж Ми-24 включал двух человек: летчика и оператора оружия. Со временем, роли экипажа пересмотрели – оператор оружия стал летчиком-оператором, в экипаж был введен борттехник, размещающийся в десантной кабине.

Принципиальным отличием Ми-24 от западных (впрочем, и других советских и российских) машин был «пассажирский» отсек, рассчитанный на 8 десантников.

Вооружение вертолета составляет 23-мм пушка на подвижной установке (ранее вращающийся блок 12,7-мм пулеметов, ещё ранее просто пулемет), противотанковые ракеты «Штурм» и 4 подвесных блока НУРС на 132 снаряда.

Вертолет непрерывно дорабатывался и модернизировался, причем некоторые модели так значительно отличались тем же составом вооружения, что вполне могут считаться за самостоятельные машины. Он оборудован системой отстрела тепловых ловушек для защиты от ракет с тепловыми головками самонаведения, а его двигатели, по удельным и весовым характеристикам до сих пор находятся на уровне лучших мировых образцов.

Ми-24 способен решать самые разнообразные задачи: уничтожать танки противника, штурмовать огневые позиции и опорные пункты, сопровождать транспортно-десантные вертолеты и вести воздушный бой, корректировать огонь артиллерии, забрасывать в тыл противника небольшие десантные подразделения и разведгруппы, вести радиационную и химическую разведку, эвакуировать с поля боя раненых.

Ми-24А,- одна из первых модификаций Ми-24

Экспортная версия Ми-24 имеет индекс Ми-35.

Ми-24ВМ и Ми-35М – модернизированный Ми-24

Несмотря на то, что выпуск Ми-24 прекращен, а сам вертолет постепенно планируется заменить на Ми-28, производство которых наконец удалось наладить, в ближайшие годы заслуженный ветеран Ми-24 продолжит оставаться основным боевым вертолетом ВВС России.

В связи с этим, проводится модернизация уже состоящих в строю машин, основанная, главным образом, на замене «родных» агрегатов Ми-24 на аналогичные, предназначенные для Ми-28Н.

Первыми в очереди на замену стоят винты – штатные металлические заметно проигрывают стеклопластиковым. Одновременно штатную втулку несущего винта Ми-24 ждет замена на эластомерную с Ми-28Н, не требующую смазки. Вместо трехлопастного рулевого винта устанавливают малошумный Х-образный. В соответствии с унификацией с Ми-28Н дорабатывается автомат перекоса.

Эти меры позволяют снизить массу Ми-24 на 300 кг и увеличить статический потолок на 600 м. Одновременно с этим увеличиваются показатели скороподъемности, улучшаются эксплуатационные характеристики и боевая живучесть машины.

Планируется также сделать шасси Ми-24ВМ не убирающимся (в боевых условиях вертолет идет на малой высоте и, соответственно, скорости, и летчик, при получении повреждений, просто не успевает выпустить шасси), применив аварийную систему по типу Ми-28, и заодно упростив конструкцию и дополнительно облегчить вертолет.

боевые вертолеты Ми-24

Применение новых балочных держателей ракетного оружия ДБ-ЗУ и многоместных авиационных пусковых установок позволяет более компактно разместить оружие на крыле, снизив его размах. Новая радиостанция также облегчает вес и дает возможность выходить на связь, помимо авиационных, ещё и на частотах радиостанций СВ.

На Ми-24ВМ в состав авиационных средств поражения ввели комплекс управляемых ракет «Атака», вместо ранее применявшихся ракет «Штурм», их боекомплект доведен до 16 шт.

На вертолете установлена несъемная подвижная установка НППУ-24 с пушкой ГШ-23. Вместо двух аналоговых вычислителей на Ми-24ВМ ставят один цифровой комплекс БВК-24 с лазерным дальномером, а для поражения воздушных целей — систему управления вооружением СУВ «Игла В». Эти доработки повышают эффективность поражения одиночных целей в 1.4-1.6 раза, увеличивают зоны поражения НППУ в 2-2.5 раза и повышают боевую эффективность управляемых ракет в 1.7-2.2 раза.

Ещё одно важное новшество – Ми-24ВМ в отличие от оригинала, может выполнять и ночные боевые вылеты. Очки ночного видения, приборы без засветки, круглосуточная обзорно-прицельная система с тепловизионным, телевизионным и дальномерным каналами – целый комплекс нововведений, по сути оставляющий от привычного нам вертолета только внешний облик.

Характеристики Ми-24

Страна:СССР
Тип:Боевой вертолет
Год выпуска:1969 г.
Экипаж:3 человека
Двигатель:2 ТВД, ТВ3-117, мощностью по 1619 кВт (Санкт-Петербургское ОКБ им. В. Я. Климова )
Максимальная скорость:315 км/ч
Практический потолок:4500 м (динамический), 1050 м (статический)
Дальность полета:450 км
Масса пустого:8,5 т
Максимальная взлетная масса:11,5 т
Размах крыльев:Диаметр винта: 17,3 м
Длина:21,5 м
Высота:Нет сведений
Площадь крыла:Нет сведений
Вооружение:23-мм пушка, ПТУР «Штурм», 132 НУР, 4 бомбы

источник: по материалам army.lv

armedman.ru

боевой вертолёт — это… Что такое боевой вертолёт?


боевой вертолёт

боево́й вертолёт — вертолёт, предназначенный для поражения наземных и воздушных целей с помощью различного оружия, а также для прикрытия и сопровождения военно-транспортных и многоцелевых вертолётов. Комплекс вооружения Б. в. может включать противотанковые управляемые ракеты, неуправляемые авиационные ракеты, пушки, пулемёты, гранатомёты, авиабомбы. Возможна установка на Б. в. управляемых ракет класса «воздух — воздух». Основное средство поражения танков — противотанковая управляемая ракета с кумулятивной боевой частью (дальность около 4000 м, вероятность поражения близка к 0,8). Б. в. может поражать цель, не входя в зону действия противовоздушной обороны противника, из-за укрытия (используя кратковременные выходы из-за складок местности или целеуказание). Для снижения уязвимости Б. в. стремятся уменьшить эффективную отражающую площадь несущего винта и фюзеляжа, а также инфракрасное излучение двигателя, применяют аппаратуру пассивного радиопротиводействия радиолокационным станциям противника и активных помех ракетам с инфракрасными головками самонаведения. Для защиты экипажа Б. в. и некоторых жизненно важных агрегатов используется броня.

Энциклопедия «Авиация». — М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.

  • боевая эффективность
  • боевой разворот

Смотреть что такое «боевой вертолёт» в других словарях:

  • боевой вертолёт — вертолёт военной авиации для поражения наземных и морских целей и вертолётов противника, сопровождения своих транспортно десантных и многоцелевых вертолётов. Применяется с 1950 х гг. Необходимая живучесть боевых вертолётов обеспечивается за счёт… …   Энциклопедия техники

  • боевой вертолёт — боевой вертолёт — вертолёт, предназначенный для поражения наземных и воздушных целей с помощью различного оружия, а также для прикрытия и сопровождения военно транспортных и многоцелевых вертолётов. Комплекс вооружения Б. в. может включать… …   Энциклопедия «Авиация»

  • вертолёт — летательный аппарат тяжелее воздуха, у которого подъёмная сила и тяга для горизонтального полёта создаются одним или двумя т. н. несущими винтами. Вертолёт может взлетать вертикально с места без разбега и садиться без пробежки, он может… …   Энциклопедия техники

  • Вертолёт «Апач» — AH 64 Apache Назначение: ударный вертолёт  Первый полёт: 30 сентября …   Википедия

  • Вертолёт «Апач» — AH 64 Apache Назначение: ударный вертолёт  Первый полёт: 30 сентября …   Википедия

  • вертолёт — Рис. 1. Основные схемы вертолётов. вертолёт — летательный аппарат, у которого подъёмная сила и пропульсивная сила для горизонтального полёта создаются одним или несколькими несущими винтами (НВ). В. может совершать вертикальные взлет и… …   Энциклопедия «Авиация»

  • вертолёт — Рис. 1. Основные схемы вертолётов. вертолёт — летательный аппарат, у которого подъёмная сила и пропульсивная сила для горизонтального полёта создаются одним или несколькими несущими винтами (НВ). В. может совершать вертикальные взлет и… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Боевой (эсминец, 1984) — «Боевой» …   Википедия

  • ВЕРТОЛЁТОНОСЕЦ — боевой надводный корабль носитель вертолётов, преднаэнач. для высадки мор. десантов, поиска и уничтожения подводных лодок (см. рис.). Подразделяются на десантные и противолодочные (в этом случае имеют мощные гидроакустич. средства). Вертолёты на… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Вертолётоносец — боевой корабль носитель вертолётов, предназначенный для перевозки и высадки передового отряда морского десанта или для поиска и уничтожения ПЛ. Подразделяются на десантные н противолодочные. Десантные В. способны перевозить до 2 тысяч морских… …   Словарь военных терминов


avia.academic.ru

Многоцелевой транспортно-боевой вертолет Ка-29. — Российская авиация

Многоцелевой транспортно-боевой вертолет Ка-29.

Разработчик: ОКБ Камова
Страна: СССР
Первый полет: 1976 г.

Повышение боевого потенциала морской пехоты в СССР планировалось осуществить за счет постройки новых больших десантных кораблей (БДК) и создания специального боевого вертолета, способного базироваться как на судах, так и на суше. К проектированию транспортно-боевого Ка-29 по заказу ВМФ ОКБ Н.И.Камова приступило в 1973 году.

Необходимо отметить, что первый опыт проектирования транспортно-боевых вертолетов в интересах армейской авиации ОКБ приобрело в конце 1960-х годов в процессе конкурса, проводившегося министерством обороны. Тогда камовцы предложили на суд экспертов Ка-25Ф на лыжном шасси. Вооружение боевого аппарата включало 23-мм подвижную пушку с боекомплектом 400 патронов, шесть блоков НАР УБ-16, шесть ПТУР «Фаланга» и бомбы различного калибра. Проект получил одобрение институтов ВВС, однако окончательное решение заказчика все же склонилось в пользу другого участника конкурса — вертолета Ми-24.

Работы по конструированию и постройке опытного экземпляра Ка-29 на базе противолодочного Ка-27 возглавил заместитель главного конструктора С.Фомин, его помощником был ведущий конструктор Г.Данилочкин. Общее руководство программой работ осуществлял главный конструктор ОКБ С.Михеев. Первый полет на Ка-29 в июле 1976 года выполнил шеф-пилот фирмы заслуженный летчик — испытатель Е.И.Ларюшин. В 1979 году с положительными результатами завершились госиспытания вертолета и началось его серийное производство на Кумертауском авиационном производственном объединении.

Ка-29 предназначен для повышения мобильности и эффективности десантных операций на водных акваториях, уничтожения бронированных надводных и наземных целей. Кроме этого, он призван обеспечивать перевозку с корабля на берег и наоборот, грузов и подразделений десанта, его огневую поддержку днем и ночью в простых и сложных погодных условиях. Его первыми носителями стали БДК «Иван Рогов», «Александр Николаев» и «Митрофан Москаленко». Каждый БДК брал на борт до четырех Ка-29 и имел по две вертолетные площадки на носу и на корме.

Ка-29 построен на базе боевого противолодочного Ка-27, серийное производство которого было развернуто также на Кумертауском авиационном производственном объединении. Несущая система и редуктор, силовая установка, основная часть фюзеляжа, шасси, системы управления аппаратом, гидро -, энерго и топливная системы, пилотажный и навигационный комплексы заимствованы у вертолета Ка-27. Дополнительно установлены радиостанции: приводная АРК-УД и «Эвкалипт» для связи с сухопутными войсками.

Экипаж вертолета состоит из пилота и штурмана-оператора, которые размещаются рядом в кабине, расширенной по сравнению с Ка-27 на 500 мм и имеющей бронезащиту от пуль калибра 7,62-мм. Бронированными листами на капотах защищены насосы-регуляторы двигателей ТВ3-117ВМА. Общая масса бронезащиты составляет 350 кг. Для предотвращения взрыва топливные баки заполнены пенополиуретаном, а для исключения утечки топлива при простреле их стенки имеют протектор со слоем самозатягивающейся резины. Для защиты от ракет с тепловыми головками самонаведения предусмотрены экранно-выхлопные устройства двигателей, станция оптико-электронных помех и кассеты для отстрела ложных тепловых целей.

Вертолет оснащен системой управления вооружением СУВ-252. Перед лобовым стеклом над приборной доской на рабочем месте пилота установлен прицел АСП-17ВК для применения НАР, пушки и оружия контейнерного типа. На рабочем месте штурмана-оператора имеется оптический наблюдательный прибор (ОНП) для обнаружения и распознавания целей и наведения на них ПТУР. Пилот осуществляет управление вертолетом и применение неподвижных видов оружия. Штурман-оператор отвечает за вертолетовождение с использованием навигационного комплекса и применение управляемого ракетного оружия, а также ведет огонь из подвижного носового пулемета.

Ка-29 имеет два варианта применения: боевой и транспортный. В боевом варианте в состав вооружения машины входит управляемое и неуправляемое ракетное, стрелково-пушечное и бомбардировочное вооружение. Ракеты и оружие контейнерного типа размещены на четырех балочных держателях внешней подвески, имеющей ферменную конструкцию, консоли которой расположены симметрично на левом и правом бортах фюзеляжа. На левом борту вблизи центра масс аппарата неподвижно крепится пушка 2А42 калибра 30-мм.

В транспортном варианте в носовой части вертолета на подвижной установке размещается четырехствольный пулемет 9А622 калибра 7,62 мм. В нерабочем положении пулемет скрыт в «амбразуре», закрытой подвижной створкой. Общий боекомплект к пулемету составляет 1800 патронов. В транспортной кабине размером 4,52 х 1,3 х 1,29 м можно перевозить до 16 полностью экипированных десантников; четырех раненых на носилках; семь сидячих раненых с медицинским работником или до 2000 кг грузов. На внешней подвеске в этом варианте возможна транспортировка крупногабаритных грузов массой до 4000 кг. Ка-29 может быть оборудован спасательной лебедкой грузоподъемностью 300 кг.

Соосный Ка-29 имеет минимально возможные геометрические размеры. Для базирования на кораблях он оснащен системой складывания лопастей несущих винтов (НВ), а также специально спроектированным шасси для посадки (взлета) на качающуюся палубу. В сложенном (походном) положении лопасти НВ практически вписываются в габариты планера по длине, высоте и ширине. В связи с этим у Ка-29 отсутствуют проблемы с базированием на кораблях, освоенных вертолетом Ка-27 и его экспортным вариантом Ка-28.

Впервые ОКБ Камова предстояло создать боевой вертолет с комплексом вооружения для поражения не только морских, но и сухопутных целей. На Ка-29 согласно ТТЗ размещен комплекс вооружения, аналогичный комплексу боевого вертолета Ми-24В. Предстояло на деле доказать, что камовцы способны создать боевой вертолет, который может успешно решать боевые задачи огневой поддержки десанта. При равенстве у Ка-29 и Ми-24 взлетных масс, мощности силовой установки, практически одинаковом комплексе вооружения различий у боевых машин немало.

Анализ данных показывает, что соосный Ка-29 превзошел специально спроектированный армейский боевой вертолет Ми-24 по ряду летных характеристик, в том числе по вертикальной перегрузке и статическому потолку. По совокупному поражающему эффекту пушка 2А42 вертолета Ка-29 оказалась на более высоком уровне по сравнению с крупнокалиберным пулеметом ЯкБ-12,7 на Ми-24В.

В Афганистане у вертолетов Ми-24 из-за малой величины статического потолка возникли серьезные проблемы по выполнению взлетов и посадок в условиях высокогорья и при больших температурах воздуха. Чтобы частично компенсировать этот недостаток на вертолетах установили систему впрыска воды в двигатели ТВ3-117 для кратковременного увеличения их мощности.

Простая техника пилотирования Ка-29 соосной схемы в сочетании с низким уровнем вибраций способствует достижению минимально возможных ошибок прицеливания пилота и величины начального рассеивания средств поражения при стрельбе из пушек и пусках НАР. Только соосная винтокрылая авиационная платформа позволила разместить и успешно применять лазерный дальномер с неподвижной осью визирования. На Ми-24 этого достичь не удалось и вынужденно пришлось использовать угломестный, значительно менее точный, способ измерения дальности до цели.

Все перечисленное в совокупности почти вдвое повысило точностные характеристики неподвижного оружия на Ка-29 по сравнению с их значениями на Ми-24.

Для непосвященных может показаться невероятным такое превосходство Ка-29 над Ми-24. Но это вполне объяснимо. На соосном вертолете вся мощность двигателей идет на вращение несущих винтов и создание подъемной силы. При этом реактивные моменты винтов взаимно уравновешены. Следовательно, прямые затраты мощности на компенсацию реактивных моментов отсутствуют. На одновинтовом вертолете часть мощности двигателей тратится на привод рулевого винта.

Эти затраты мощности достигают примерно 12%. Они на Ми-24 не участвуют в создании силы тяги несущего винта и являются чистыми потерями. Только за счет этого, а также наличия бипланного положительного эффекта соосных винтов Ка-29 имеет КПД на 20-25% выше, чем вертолет Ми-24. Можно продолжить перечисление, но и этого достаточно, чтобы понять физический смысл более высоких значений летных характеристик у Ка-29.

Сама природа соосной схемы несущих винтов обеспечила Ка-29 низкий уровень вибраций. Это достигается в результате суммирования колебаний верхнего и нижнего винтов таким образом, что максимумы амплитуд вибраций одного с некоторым сдвигом совпадают с минимумами другого. Кроме того, на соосном вертолете отсутствуют низкочастотные поперечные вибрации, приводящие к колебаниям головы летчика, которые на одновинтовом Ми-24 создает рулевой винт. Именно из-за этого на Ка-29 меньше ошибка в прицеливании.

Для винтокрылого штурмовика весьма важное значение приобретает тот факт, насколько сложен или прост аппарат с точки зрения техники пилотирования. На вертолете с простой техникой пилотирования выше безопасность боевого маневрирования, пилот может лучше управлять оружием и точнее поражать цели. Как соотносятся между собой одновинтовой Ми-24 и соосный вертолет Ка-29 по технике пилотирования, по-видимому, будет интересно для читателей.

На Ка-29 отклонение ручки управления вертолетом приводит к наклону двух автоматов перекоса (АП), жестко связанных между собой тягами, и циклическому изменению углов установки лопастей при вращении винтов подобно тому, как это происходит при отклонении одного АП на одновинтовом Ми-24. В результате суммарный вектор полных аэродинамических сил двух винтов отклоняется в заданном направлении и на необходимую величину. При этом реактивные моменты двух винтов взаимно уравновешены, а боковые проекции этих сил на верхнем и нижнем винтах равны по величине и противоположно направлены.

Взаимная уравновешенность на Ка-29 реактивных моментов винтов, боковых составляющих полных аэродинамических сил в установившемся движении и отсутствие рулевого винта обеспечивают соосному аппарату аэродинамическую симметрию. В отличие от вертолета с рулевым винтом у соосной машины отсутствует кренение во всем диапазоне скоростей полета. При выполнении маневрирования, в процессе разворотов, вертолет с рулевым винтом подвержен скольжению из-за наличия неуравновешенной тяги рулевого винта. Данный паразитный эффект на соосном вертолете отсутствует, что обеспечивает повышенную точность прицеливания на Ка-29.

При отклонении педалей на соосном винтокрылом штурмовике происходит дифференциальное изменение шага верхнего и нижнего винтов, что приводит к появлению на них разности крутящих и реактивных моментов и, соответственно, управляющего путевого момента того или иного направления. Одновременно в нужном направлении отклоняются и рули направления вертикального хвостового оперения Ка-29. С помощью дифференциального механизма углы установки лопастей на одном винте увеличиваются, а на другом — уменьшаются на ту же самую величину. Суммарная тяга винтов при этом остается неизменной, что автоматически сохраняет высоту полета при маневрировании.

Отклонение педалей на одновинтовом Ми-24 приводит к изменению углов установки лопастей рулевого винта и к перераспределению мощности двигателей между несущим и рулевым винтами. Это, в свою очередь, изменяет частоту вращения винтов и тягу несущего винта, что неизбежно приводит к уменьшению или увеличению высоты полета в процессе маневрирования. Для сохранения высоты полета на Ми-24 в процессе разворота требуется вмешательство пилота в управление вертолетом с помощью рычага общего шага для соответствующего воздействия на углы установки лопастей несущего винта и режим работы двигателей.

В отличие от соосного Ка-29 на Ми-24 с рулевым винтом при выполнении разворотов происходит пространственная разбалансировка аппарата относительно всех трех осей, требующая координированных последовательных действий ручкой управления, педалями и рычагом общего шага. Данное принципиальное отличие существенно осложняет технику пилотирования одновинтового Ми-24 по сравнению с соосным Ка-29.

Уникальная способность соосных несущих винтов сохранять неизменной их суммарную тягу в процессе отклонения педалей и совершения разворотов при неизменной мощности двигателей обеспечивают боевому Ка-29 особое преимущество над Ми-24 при выполнении маневрирования на висении и малых скоростях полета, в том числе на предельно малых высотах. Это особенно существенно проявляется при высоких температурах воздуха, а также в горных условиях на значительных барометрических высотах. Маневренность Ка-29 в части выполнения педальных разворотов сохраняется от уровня моря до статического потолка 3700 м.

Одновинтовой Ми-24 с рулевым винтом на статическом потолке 2000 м способен только зависнуть без выполнения разворотов. Чтобы он мог на своем статическом потолке выполнять развороты с угловой скоростью вращения соосного Ка-29, его официально заявленный потолок должен быть уменьшен на 400-500 м. На данной высоте двигатели будут работать на режиме ниже взлетного, обеспечивая необходимый резерв мощности для вращения рулевого винта при разворотах. В случае отказа одного двигателя в полете соосный вертолет сохраняет ту же маневренность в части педальных разворотов, что и при двух работающих двигателях. Ми-24 с рулевым винтом это просто недоступно.

Отклонение рычага общего шага на соосном Ка-29 с помощью АП приводит к одновременному увеличению или уменьшению углов установки лопастей на одинаковую величину на обоих винтах. В результате воздействия системы автоматического регулирования работы двигателей на подачу топлива происходит необходимое изменение мощности силовой установки аппарата. Реактивные моменты винтов остаются уравновешенными, разбалансировки вертолета в пространстве не происходит.

Совершенно иная картина наблюдается при отклонении данного рычага на Ми-24. Изменение тяги несущего винта приводит к увеличению или уменьшению его реактивного момента. Это, в свою очередь, требует отклонения педалей путевого управления для его парирования. Происходит разбалансировка вертолета относительно трех осей, требующая координированных отклонений всех рычагов управления. Представьте себе хотя бы мысленно, как сложно в этих условиях наложить неподвижную марку прицела на цель, то есть осуществить прицеливание корпусом вертолета.

Аэродинамически симметричный Ка-29 при выполнении боевого маневрирования на висении и перемещениях с малыми значениями скоростей менее зависим от ветра, чем Ми-24 с рулевым винтом. Ветер не накладывает дополнительных ограничений на выполнение педальных разворотов на соосной машине. Не менее важно это и для совершения взлетов и посадок на корабли в процессе их хода, когда над палубой образуется мощный турбулентный поток воздуха, а взлетно-посадочная площадка к тому же качается и перемещается в пространстве. Многолетний опыт эксплуатации вертолетов соосной схемы на кораблях СССР и России подтверждает их удивительную приспособленность успешно работать на границе бушующих морской и воздушной стихий.

В то же время практика летной эксплуатации одновинтовых вертолетов отмечает частое столкновение рулевых винтов с препятствиями (деревья, провода, строения и др.) и обслуживающим персоналом, что, как правило, приводит к тяжелым летным происшествиям с гибелью людей. Этому способствует несимметричность аэродинамической схемы вертолета с рулевым винтом, большая зависимость аэродинамических характеристик машины на малых скоростях поступательного движения от скорости и направления ветра.

Ка-29 первый из отечественных вертолетов оказался способным совершать педальный (плоский) разворот во всем диапазоне скоростей полета. Для Ми-24 это недопустимо по условиям прочности рулевого винта, трансмиссии и хвостовой балки. Такой боевой маневр, безусловно, обеспечивает Ка-29 превосходство над всеми боевыми отечественными и зарубежными вертолетами своего времени. Способность Ка-29 в кратчайшие время занять выгодную для атаки цели позицию с сохранением высоких точностных характеристик оружия — воплощенная мечта воздушного снайпера. Пилоты, имеющие опыт полетов на вертолетах обеих схем, прежде всего, отмечают у Ка-29 простоту пилотирования и послушность в управлении.

Ми-24 является выдающимся боевым вертолетом одновинтовой схемы. Он по всем параметрам превосходил боевой ударный вертолет США AH-1S «Кобра», который серийно выпускался с 1977 года. И не случайно за его создание конструкторы Московского вертолетного завода были удостоены Ленинской премии. Тем весомее достижение ОКБ Камова, создавшего боевой вертолет Ка-29. Опыт его постройки и испытаний позволил конструкторам фирмы «Камов» осознать свои способности по созданию боевого ударного вертолета нового поколения, превосходящего лучшие зарубежные образцы. Таким вертолетом стал одноместный штурмовик Ка-50 «Черная акула».

ЛТХ:

Модификация: Ка-29
Диаметр главного винта, м: 15,90
Длина, м: 11,60
Высота, м: 5,40
Масса, кг
-пустого: 5520
-нормальная взлетная: 11000
-максимальная взлетная: 11500
Тип двигателя: 2 х ГТД ТВ3-117ВК
-мощность, кВт: 2 х 1660
Максимальная скорость, км/ч: 280
Крейсерская скорость, км/ч: 230
Практическая дальность, км: 800
Дальность действия, км: 180
Практический потолок, м: 5000
Статический потолок, м: 3700
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка: 16 солдат или 4 носилок и 6 сидячих раненых или 2000 кг груза в кабине или 4000 кг на подвеске
Вооружение: 1 х 7,62-мм пулемет с 1800 патронами или 1 х 30-мм пушка А242 — 250 снарядов
Боевая нагрузка: 2000 кг на 4 узлах подвески — 2 х 4 ПТУР «Штурм-В», до 80 х 80-мм С-8 НУРC или 2 контейнера с 23-мм пушкой и 250 снарядами или 2 напалмовых бака ЗБ-500.

Вертолет Ка-29 на МАКС-2011.

Вертолет Ка-29 на МАКС-2011.

Ка-29 на стоянке.

Ка-29 на палубе.

Вертолет Ка-29 в штурмовом варианте.

Вертолет Ка-29 в штурмовом варианте.

Вертолет Ка-29 в штурмовом варианте.

Пуск НУРС C-8 с Ка-29.

Ка-29 в штурмовом варианте. Вид спереди.

Ка-29 на аэродроме в Чеченской республике.

Ка-29 на аэродроме в Чеченской республике.

Прошедший ремонт на АО «150 авиационный ремонтный завод» вертолет Ка-29 (бортовой номер «14 желтый») авиации Балтийского флота. Донское (Калининградская область), 2017 год (с) maxx.ru.official / www.instagram.com

Вертолет Ка-29 (бортовой номер «14 желтый» на проходящем завершающий этап Государственных испытаний в Балтийском море головном большом десантном корабле проекта 11711 «Иван Грен», 16.12.2017 (с) Виталий Невар / www.newkaliningrad.ru

Ка-29 в штурмовом варианте. Рисунок.

Ка-29 ВМФ СССР. Рисунок.

Ка-29 ВМФ России. Рисунок.

Ка-29. Схема.

.

.

Список источников:
Е.И.Ружицкий. Вертолеты.
В.Н.Шунков. Боевые вертолеты.
ОКБ Камова. Справочник вертолетов фирмы Камов.
Крылья Родины. Григорий Кузнецов. Винтокрылый штурмовик.
Крылья Родины. Григорий Кузнецов. «Ка» летает пока.
Григорий Кузнецов. ОКБ Камова — 50 лет.
Рисунок Aircraft illustrations by Basil Zolotov.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Боевой вертолёт Вики

Боевой разведывательно-ударный вертолёт Ка-52.

Боевой вертолёт — категория военного вертолёта предназначенная для поражения наземных и воздушных целей различным вооружением, а также для сопровождения и прикрытия транспортно-десантных и многоцелевых вертолётов[1][2].

Боевые вертолёты обычно входят в состав армейской авиации и ведут боевые действия во взаимодействии с сухопутными войсками[2][3].

Разновидности боевого вертолёта[ | код]

Боевые вертолёты разделяются по своей специализации на следующие типы[3][1][2][4]:

  • вертолёты огневой поддержки (ударные) — предназначены для подавления и уничтожения наземных подвижных и неподвижных целей противника, и для уничтожения бронетехники (танки, БМП, БТР, бронеавтомобили и т. д.). В этот тип также включаются противотанковые вертолёты[5][⇨];
  • противолодочные вертолёты — для поиска и уничтожения подводных лодок.

Особенности терминологии[ | код]

Вертолёты огневой поддержки[ | код]

В СССР и в Российской Федерации, как в научно-познавательной литературе, издаваемой Военным издательством для широких слоёв населения, так и в литературе для служебного пользования[6], для обозначения боевых вертолётов занимающихся подавлением и уничтожением наземных целей противника принято употреблять термин «вертолёт огневой поддержки» (включая иностранные аналоги)[1]. Данный термин не использовался для противолодочных вертолётов[3].

При этом например советские вертолёты, по специализации принятой в СССР, а затем и в Российской Федерации, являвшиеся «вертолётами огневой поддержки» (вооружённые комплексами управляемого вооружения, значительно расширявшими их огневые возможности для поддержки сухопутных войск): Ми-24 (Ми-35) и Ка-29, благодаря наличию у них грузовых кабин сочетали в себе также и транспортно-десантные функции, в связи с чем классифицировались некоторыми экспертами как «транспортно-боевые вертолёты»[7][8]. На данный момент производитель вертолётов Ми-35 касательно образца использует оба определения: «вертолёт огневой поддержки» и «транспортно-боевой вертолёт»[9][10].

В современной России в качестве синонима «вертолёт огневой поддержки», также распространено обобщающее определение «боевой вертолёт»[11], наравне со специализированным термином «ударный вертолёт»[12][13] (литературным переводом англ. Attack helicopter, фр. Hélicoptère d’attaque исп. Helicóptero de ataque, и т. д.). При этом последний термин в зарубежных источниках (также как в русскоязычной военной терминологии), не применяется в отношении противолодочных вертолётов.

Противотанковые вертолёты[ | код]

Bo 105P (PAH-1A1) — немецкий противотанковый вертолёт (нем. Panzerabwehrhubschrauber, PAH), состоявший на вооружении бундесвера до 2013 года.
Вооружение вертолёта на снимке: 6 ПТУР HOT.

Как в зарубежных, так и в русскоязычных источниках, противотанковые вертолёты в большинстве случаев не выделяются в отдельный тип боевых вертолётов, а считаются вертолётами огневой поддержки, с уточнением того, что основным назначением таких вертолётов является борьба с танками противника[5][1][6].

Вооружение, использование и оснащение[ | код]

В комплекс вооружения боевого вертолёта могут входить[2]:

Основным противотанковым средством боевого вертолёта является ПТУР с кумулятивной боевой частью с дальностью полёта в более чем 4 километра. Благодаря возможности летать на низких высотах боевой вертолёт может поражать цель не входя в зону поражения противовоздушной обороны противника.

Типичный профиль полёта боевого вертолёта с огибанием рельефа местности по высоте.
Положительные перегрузки при подъёме и отрицательные при снижении.

Боевые вертолёты могут использовать для нанесения удара кратковременный выход из складок местности, с зависанием на низкой высоте достаточной для целеуказания. Для снижения заметности боевого вертолёта и его защищённости, в конструкцию закладывается низкая эффективная площадь рассеяния несущего винта и фюзеляжа (площадь поперечного сечения фюзеляжа меньше чем у других типов вертолётов), а также снижается инфракрасное излучение двигателей, устанавливается оборудование пассивного радиопротиводействия радиолокационным станциям противника, и блоки постановки активных и пассивных помех ракетам с инфракрасными головками самонаведения.

Также, в целях снижения заметности боевого вертолёта и сокращения времени огневого воздействия противника, его конструкция должна обеспечивать высокую маневренность позволяющую быстро совершить отход в укрытие хвостом назад или боком, и производить полёты на малой и предельно малой высоте с огибанием рельефа местности. Для этого вертолёт конструктивно должен выдерживать положительные перегрузки при резком наборе высоты и отрицательные при резком снижении высоты. К примеру несущий винт и корпус вертолёта огневой поддержки AH-64A «Апач» рассчитаны на следующие перегрузки[6]:

  • кратковременные положительные перегрузки до +3,5 g на переходных режимах полёта;
  • положительные перегрузки до +1,7 g на установившихся режимах;
  • отрицательные перегрузки до −1,0 g на переходных режимах.

Для защиты экипажа боевого вертолёта и главных агрегатов машины проводится бронирование фюзеляжа от пуль стрелкового вооружения и снарядов малокалиберных пушек[2].

Образцы основных боевых вертолётов[ | код]

Основные образцы российских и зарубежных боевых вертолётов[4]:

См. также[ | код]

Примечания[ | код]

  1. 1 2 3 4 Применение вертолётов огневой поддержки // Зарубежное военное обозрение : ежемесячный журнал. — М.: Издательство и типография газеты «Красная звезда», 1977. — № 3. — ISSN 0134-921Х.
  2. 1 2 3 4 5 Вертолёт ; Боевой вертолёт // Энциклопедия Авиации / под ред. Г. П. Свищёва. — М. : Большая Российская Энциклопедия, 1994. — С. 111, 128—132. — 736 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-85270-086-X.
  3. 1 2 3 Вертолёт // Военная энциклопедия : в 8 т. / под ред. П. В. Грачёва. — М. : Воениздат, 1994. — Т. 2. — С. 72—74. — 544 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-203-00299-1.
  4. 1 2 Вертолёт // Военный энциклопедический словарь : [ВЭС] : в 2 т. / редкол.: А. П. Горкин [и др.] ; Ин-т воен. истории Минобороны России. — М. : БРЭ : РИПОЛ классик, 2001. — Т. 1. — С. 270—271. — 847 с. : ил. — (Энциклопедические словари). — ISBN 5-85270-219-6. — ISBN 5-7905-0994-0. — ISBN 5-7905-0995-9 (т. 1).
  5. 1 2 Полковник Нелин В. Состояние и перспективы развития вертолётов Армейской авиации США // Зарубежное военное обозрение : ежемесячный журнал. — М.: Издательство и типография газеты «Красная звезда», 1990. — № 2. — ISSN 0134-921Х.
  6. 1 2 3 Учебное пособие для служебного пользования // Боевой вертолёт огневой поддержки наземных войск AH-64A Апач / под ред. А. Н. Пономарёва. — М.: Воениздат, 1986. — С. 3. — 39 с.
  7. Вадим Михеев. Вертолёт Ми-24 : История создания и развития // Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра : журн. — 1998. — № 3 (март). — С. 1—16. — ISSN 1682-7759.
  8. А. Мазепов. Из истории армейских вертолётов // Ка-50, Ка-52, Ка-50Н : Армейские боевые вертолёты / А. Мазепов ; А. Михеев, В. Зенкин, А. Жирнов, А. Фомин. — 2-е изд., доп. — М. : Любимая книга, 1997. — С. 12—13. — 128, [4] с. — (POLYGON : Авиационная серия). — ISBN 5-7656-0005-0.
  9. ↑ «Россия начинает поставку в Бразилию боевых вертолетов МИ-35М» (неопр.). russianhelicopters.aero (6 апреля 2009). Дата обращения 11 ноября 2018.
  10. ↑ «Боевые машины холдинга «Вертолеты России» начали первые полеты в рамках программы обучения летчиков ЮВО» (неопр.). russianhelicopters.aero (28 декабря 2016). Дата обращения 11 ноября 2018.
  11. ↑ Официальный сайт Рособоронэкспорт. Каталог продукции для воздушно-космических сил.
  12. Коллектив авторов. Глава 2.3 «Ударные вертолёты — главная сила Армейской авиации» // «Авиация ВВС России и научно-технический прогресс: боевые комплексы и системы вчера, сегодня, завтра» / Под ред. Федосова Е. А.. — М.: «Дрофа», 2005. — С. 277. — 734 с. — («Авиация и космонавтика»). — 2 000 экз. — ISBN 5-7107-7070-1.
  13. ↑ Вертолёты. Военные (рус.). АО «Вертолёты России». ГК «Ростех». Дата обращения 28 октября 2018.

ru.wikibedia.ru

боевой вертолёт — это… Что такое боевой вертолёт?


боевой вертолёт
боево́й вертолёт
вертолёт военной авиации для поражения наземных и морских целей и вертолётов противника, сопровождения своих транспортно-десантных и многоцелевых вертолётов. Применяется с 1950-х гг. Необходимая живучесть боевых вертолётов обеспечивается за счёт бронирования, противопожарной защиты, дублирования источников электропитания, приводов и цепей управления и др. Вооружаются управляемыми и неуправляемыми ракетами, авиабомбами, пулемётами и малокалиберными пушками. Наиболее распространённые боевые вертолёты: огневой поддержки, противотанковые и противолодочные. Один из самых совершенных в мире вертолётов огневой поддержки российский Ка-50 («Чёрная акула», 1995 г.) имеет взлётную массу 9.8 т, массу боевой нагрузки 2.3 т, дальность полёта 520 км, скорость 300 км/ч, высоту полёта 5.5 км, экипаж 1 человек. вертолёт Ка-50 («Чёрная акула»)»>

Боевой вертолёт Ка-50 («Чёрная акула»)

Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн. 2006.

Боевой вертолёт
— вертолёт, предназначенный для поражения наземных и воздушных целей с помощью различного оружия, а также для прикрытия и сопровождения военно-транспортных и многоцелевых вертолётов. Комплекс вооружения Б. в. может включать противотанковые управляемые ракеты, неуправляемые авиационные ракеты, пушки, пулемёты, гранатомёты, авиабомбы. Возможна установка на Б. в. управляемых ракет класса «воздух — воздух». Основное средство поражения танков — противотанковая управляемая ракет с кумулятивной боевой частью (дальность около 4000 м, вероятность поражения близка к 0,8). Б. в. может поражать цель, не входя в зону действия противовоздушной оборон противника, из-за укрытия (используя кратковременные выходы из-за складок местности или целеуказание). Для снижения уязвимости Б. в. стремятся уменьшить эффективную отражающую площадь несущего винта и фюзеляжа, а также инфракрасное излучение двигателя, применяют аппаратуру пассивного радиопротиводействия радиолокационным станциям противника и активных помех ракетам с инфракрасными головками самонаведения. Для защиты экипажа Б. в. и некоторых жизненно важных агрегатов используется броня.

Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.

.

  • боевая разведывательная машина
  • боевые корабли

Смотреть что такое «боевой вертолёт» в других словарях:

  • боевой вертолёт — боевой вертолёт — вертолёт, предназначенный для поражения наземных и воздушных целей с помощью различного оружия, а также для прикрытия и сопровождения военно транспортных и многоцелевых вертолётов. Комплекс вооружения Б. в. может включать… …   Энциклопедия «Авиация»

  • боевой вертолёт — боевой вертолёт — вертолёт, предназначенный для поражения наземных и воздушных целей с помощью различного оружия, а также для прикрытия и сопровождения военно транспортных и многоцелевых вертолётов. Комплекс вооружения Б. в. может включать… …   Энциклопедия «Авиация»

  • вертолёт — летательный аппарат тяжелее воздуха, у которого подъёмная сила и тяга для горизонтального полёта создаются одним или двумя т. н. несущими винтами. Вертолёт может взлетать вертикально с места без разбега и садиться без пробежки, он может… …   Энциклопедия техники

  • Вертолёт «Апач» — AH 64 Apache Назначение: ударный вертолёт  Первый полёт: 30 сентября …   Википедия

  • Вертолёт «Апач» — AH 64 Apache Назначение: ударный вертолёт  Первый полёт: 30 сентября …   Википедия

  • вертолёт — Рис. 1. Основные схемы вертолётов. вертолёт — летательный аппарат, у которого подъёмная сила и пропульсивная сила для горизонтального полёта создаются одним или несколькими несущими винтами (НВ). В. может совершать вертикальные взлет и… …   Энциклопедия «Авиация»

  • вертолёт — Рис. 1. Основные схемы вертолётов. вертолёт — летательный аппарат, у которого подъёмная сила и пропульсивная сила для горизонтального полёта создаются одним или несколькими несущими винтами (НВ). В. может совершать вертикальные взлет и… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Боевой (эсминец, 1984) — «Боевой» …   Википедия

  • ВЕРТОЛЁТОНОСЕЦ — боевой надводный корабль носитель вертолётов, преднаэнач. для высадки мор. десантов, поиска и уничтожения подводных лодок (см. рис.). Подразделяются на десантные и противолодочные (в этом случае имеют мощные гидроакустич. средства). Вертолёты на… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Вертолётоносец — боевой корабль носитель вертолётов, предназначенный для перевозки и высадки передового отряда морского десанта или для поиска и уничтожения ПЛ. Подразделяются на десантные н противолодочные. Десантные В. способны перевозить до 2 тысяч морских… …   Словарь военных терминов


dic.academic.ru

Ударный вертолёт — Википедия. Что такое Ударный вертолёт

Боевой вертолёт Ка-52

Боевой вертолёт — категория военного вертолёта предназначенная для поражения наземных и воздушных целей различным вооружением, а также для сопровождения и прикрытия транспортных и десантных вертолётов.

Боевые вертолёты обычно входят в состав армейской авиации и ведут боевые действия во взаимодействии с сухопутными войсками[1][2].

Разновидности боевого вертолёта

Боевые вертолёты разделяются по своей специализации на следующие типы[2][3]:

Особенности терминологии

В СССР и в Российской Федерации, как в научно-познавательной литературе издаваемой Военным издательством для широких слоёв населения[3], так и в литературе для служебного пользования[4], для обозначения боевых вертолётов занимающихся подавлением и уничтожением наземных целей противника принято употреблять термин «вертолёт огневой поддержки» (включая иностранные аналоги)[5]. Данный термин не использовался для противолодочных вертолётов[2].

В современной России в качестве синонима «вертолёт огневой поддержки», также распространено обобщающее определение «боевой вертолёт»[6], а вне бывшего СССР применяется термин «ударный вертолёт» (исп. Helicóptero de ataque, англ. Attack helicopter, фр. Hélicoptère d’attaque), которое в зарубежных источниках (также как в русской военной терминологии) не применяется в отношении противолодочных вертолётов.

Вооружение, использование и оснащение

В комплекс вооружения боевого вертолёта могут входить[1]:

Основным противотанковым средством боевого вертолёта является ПТУР с кумулятивной боевой частью с дальностью полёта в более чем 4 километра. Благодаря возможности летать на низких высотах боевой вертолёт может поражать цель не входя в зону поражения противовоздушной обороны противника.

Также боевые вертолёты могут использовать для нанесения удара кратковременный выход из складок местности, с зависанием на низкой высоте достаточной для целеуказания. Для снижения заметности боевого вертолёта и его защищённости, в конструкцию закладывается низкая эффективная площадь несущего винта и фюзеляжа (площадь поперечного сечения фюзеляжа меньше чем у других типов вертолётов), а также снижается инфракрасное излучение двигателей, устанавливается оборудование пассивного радиопротиводействия радиолокационным станциям противника и блоки постановки активных помех ракетам с инфракрасными головками самонаведения.

Для защиты экипажа боевого вертолёта и главных агрегатов машины проводится бронирование фюзеляжа от стрелкового вооружения и снарядов малокалиберных пушек[1].

Образцы основных боевых вертолётов

Основные образцы российских и зарубежных боевых вертолётов[7]:

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 Коллектив авторов. статьи «Вертолёт» и «Боевой вертолёт» // Энциклопедия Авиации / Под ред. Г.П. Свищёв. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. — С. 111, 128-132. — 736 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-85270-086-X.
  2. 1 2 3 Коллектив авторов. Том 2, статья «Вертолёт» // Военная энциклопедия / Под ред. П.В. Грачёв. — М.: Воениздат, 1994. — С. 72-74. — 544 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-203-00299-1.
  3. 1 2 Коллектив авторов. Том 2, статья «Вертолёт» // Советская военная энциклопедия в 8-ми томах (2-е издание) / Под ред. Гречко А. А.. — М.: Воениздат, 1976. — С. 106-109. — 654 с. — 105 000 экз.
  4. Коллектив авторов. Учебное пособие для служебного пользования // «Боевой вертолёт огневой поддержки наземных войск AH-64A Апач» / Под ред. Пономарёв А.Н.. — М.: Воениздат, 1986. — С. 3. — 39 с.
  5. ↑ «Применение вертолётов огневой поддержки» // Зарубежное военное обозрение : Ежемесячный журнал. — М.: Издательство и типография газеты «Красная звезда», 1977. — № 3. — ISSN 0134-921Х.
  6. ↑ Официальный сайт Рособоронэкспорт. Каталог продукции для воздушно-космических сил
  7. Коллектив авторов. Том 1, статья «Вертолёт» // Военный энциклопедический словарь / Под ред. Горкина А. П.. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 2001. — С. 270—271. — 816 с. — 5 000 экз. — ISBN 5-85270-219-6.

wiki.sc

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *