Перспективы советских и российских колёсных танков » Военное обозрение
Применение такого экзотического вида бронетехники, как колесные танки, в армиях разных стран имеет место, но в советской и российской армии этот вид боевых машин как-то не прижился. В Советском Союзе и в современной России неоднократно предпринимались попытки создать колесный танк, но при всем разнообразии бронетанковой техники до принятия его на вооружение так и не дошло.По неофициальной классификации, колесный танк — это легкобронированная боевая машина на колесном ходу с тяжелым вооружением. Фактически это тяжелый бронеавтомобиль, как правило, весом 16-25 т, с пушечным вооружением, способным уничтожать бронетехнику противника. В некоторых армиях мира эта боевая машина используется для поддержки пехоты на поле боя, как истребитель танков и довольно часто в локальных конфликтах и конттеррористических операциях.
По своим характеристикам этот вид бронетехники можно отнести к основным и легким танкам, оцениваемым по огневой мощи, защите и проходимости. По защите колесный танк всегда будет уступать основному танку из-за ограничения по весу и нагрузке на шасси, его защита может быть только на уровне легкого танка от стрелкового оружия и осколков снарядов.
По огневой мощи колесные и легкие гусеничные танки уже приблизились к основным танкам и довольно часто на них устанавливаются танковые пушки. То есть огневую мощь всех трех классов танков при современном развитии техники можно сделать равной, и такие образцы уже существуют, например, «Спрут-СД».
Наиболее интересный вопрос — это проходимость и подвижность колесных танков, собственно говоря, из-за чего они в некоторых случаях могут составлять конкуренцию двум своим собратьям. По оперативной подвижности и маневренности колесный танк имеет высокие ходовые качества и преимущества по запасу хода и скорости передвижения по шоссе, твердому грунту, в условиях равнинной местности, не раскисшим грунтовым дорогам, в районах развитой дорожной инфраструктуры и городской застройки.
Колесный танк легко и быстро может быть переброшен своим ходом на довольно большие расстояния без резкого уменьшения своего ресурса. По сравнению с гусеничной бронетехникой это серьезное преимущество. К тому же зачастую они плавающие и без подготовки могут преодолевать водные преграды. При этом колесный танк серьезно уступает по проходимости гусеничным собратьям в условиях бездорожья, осенне-весенней распутицы, в горных и лесисто-болотных участках.
Оценивая оперативную подвижность в колоннах, тем более состоящих из различных видов техники, необходимо иметь в виду, что скорость передвижения колонны будет существенно ниже возможностей колесного танка. В этом случае скорость передвижения днем будет составлять 30-40 км/час, а ночью порядка 20-25 км/час. То есть при движении в составе колонны преимущество колесного танка в скорости практически теряется.
Поэтому оценивать характеристики колесного танка по сравнению с другими видами бронетехники и его преимущества по оперативной мобильности надо в конкретных условиях боевого применения и на конкретном театре военных действий.
В качестве примеров реализации за рубежом концепции колесного танка можно привести принятый в 1990 году на вооружение армии ЮАР тяжелый бронеавтомобиль «Rooikat», оснащенный 76-мм пушкой и двумя пулеметами калибра 7,62 мм. Боевая машина предназначалась для ведения разведки, борьбы с бронетехникой, проведения противопартизанских операций.
Французский тяжелый бронеавтомобиль AMX-10RC производился с 1976 по 1994 год и стоял на вооружении французской армии. Оснащен 105-мм пушкой и спаренным пулеметом калибра 7,62 мм. Предназначен для разведки, борьбы с бронетехникой, применялся в миротворческих операциях.
Итальянская боевая машина с тяжелым вооружением «Centauro» производилась с 1991 по 2006 гг. Стояла на вооружении итальянской и испанской армий. Предназначена для разведки и борьба с бронетехникой. Оснащалась 105-мм пушкой, был вариант с 120-мм пушкой и двумя пулеметами калибра 7,62 мм.
Наибольшую известность получила при использовании в миротворческой операции в Сомали. Были выявлены многочисленные дефекты, после чего машина претерпела ряд доработок. Партия этих машин испытывалась в США, в России также в 2012 году проходили испытания двух таких машин. Они показали низкие эксплуатационные характеристики и дальнейшего применения в российской армии не нашли.
В Советском Союзе также проводились работы в этом направлении. В качестве базы использовались советские бронетранспортеры. В 1976 году на базе БТР-70 была разработана колесная самоходная противотанковая пушка 2С14 «Жало-С» калибра 85 мм. К 1980 году пушка успешно прошла полный цикл испытаний, однако на вооружение не была принята.
К моменту завершения работ эта пушка не позволяла эффективно бороться с появившимися новыми танками противника. К этому времени уже были созданы управляемые боеприпасы «Кобра» и «Рефлекс» для танковых пушек калибра 125 мм, и калибр пушки «Жало-С» никак не подходил для такого вида оружия.
В середине 80-х была предпринята вторая попытка создания колесного танка. В 1984 году началась разработка и испытания десантируемой самоходной противотанковой пушки «Спрут-СД». В рамках этой работы разрабатывалось две модификации для сухопутных войск, «Спрут-ССВ» на гусеничном шасси МТЛБ и 2С28 «Спрут-К» на колесном шасси на базе разрабатываемого БТР-90 «Росток».
Все модификации боевых машин должны были оснащаться 125-мм танковой пушкой, самым совершенным на то время танковым прицельным комплексом «Иртыш» и управляемым вооружением по лучу лазера «Рефлекс». Все они имели возможность ведения огня танковыми боеприпасами.
Этот БТР разрабатывался почти 20 лет, был официально принят на вооружение, но так и не запущен в серию. В связи с тем, что базовое шасси так и не появилось, работы по «Спрут-К» были прекращены.
Десантируемой САУ «Спрут-СД» повезло больше, после 20 лет разработки и цикла испытаний она в 2006 году была принята на вооружение ВДВ. Эта боевая машина по огневой мощи на уровне основных танков Т-72 и Т-90 и ни в чем им не уступает, при этом она была плавающая и десантирутся с самолета.
Для сухопутных войск «Спрут-К» на колесном шасси так и не дошла, а такая боевая машина явно бы не помешала. Использование для этих целей «Спрута-СД» вряд ли целесообразно, так как машина усложнена в связи со специфическими требованиями, связанными с ее авиадесантированием.
Опыт работ по САУ «Спрут-К» и «Спрут-СД» доказал возможность создания боевой машины с тяжелым вооружением на колесном ходу с огневой мощью на уровне основного танка. Третья попытка создания колесного танка предпринята уже в наше время на базе новой унифицированной колесной платформы «Бумеранг», принятой на вооружение в 2015 году для замены предыдущего поколения бронетранспортеров. На базе этой платформы разработаны и завершаются испытания бронетранспортёра К-16 и боевой машины пехоты К-17.
По всей видимости, за основу будет положена концепция разработки «Спрут-К» с использованием пушки и комплекса вооружения основного танка, позволяющих вести огонь танковыми боеприпасами. Такая машина будет обладать огневой мощью основного танка, превосходить его по маневренности и скорости, при этом уступать по защите и проходимости.
При оценке необходимости разработки такой машины в первую очередь должна оцениваться потребность армии в такой технике и ее место в структуре войск. По своим характеристикам колесный танк никак не сможет заменить основной танк на поле боя в качестве главной ударной силы сухопутных войск, поскольку он не обеспечивает такой же защиты и проходимости, как основной танк.
У него есть преимущества — он маневренный, скоростной и может с ходу преодолевать водные преграды. Поэтому его место в той нише, где основной танк не может быть эффективно использован. Колесный танк — это не машина поля боя, из-за слабой защищенности и невысокой проходимости в трудно проходимой местности он быстро станет легкой добычей противника.Благодаря таким преимуществам, как оперативная маневренность, высокая скорость передвижения по шоссе и твердому грунту, возможность быстро форсировать водные преграды без предварительной подготовки водоема и оперативной переброски бронетехники на большие расстояния, колесный танк в определенных условиях применения может оказаться эффективным.
Массовой боевой машиной колесный танк вряд ли станет. У него довольно специфический круг решаемых задач, где могут быть использованы его преимущества. Это применение в локальных конфликтах низкой интенсивности, участие в миротворческих и контртеррористических операциях, в разведке, дозорах, боевом охранении, ликвидации локальных прорывов и угроз противника, в условиях равнинной местности и развитой дорожной инфраструктуры.
Зарубежные образцы колесных танков использовались в ряде локальных конфликтов и уже показали свои сильные и слабые стороны. Многое прояснили конфликты на Ближнем Востоке и особенно в Сирии, где в условиях равнинной местности наибольшую эффективность показали мобильные группы, вооруженные легкобронированной техникой, а также использующие автомобили с установленными на них малокалиберными пушками и пулеметами.
В этих условиях легкая бронетехника типа колесный танк действительно может показать высокую эффективность. Кроме этого, легкая бронетехника используется там для ведения боевых действий в условиях городской застройки, с сопутствующими разрушениями и завалами. Здесь колесный танк из-за слабой защиты легко поражаем. Поэтому наиболее целесообразно использовать его в тандеме с такой бронетехникой, как «Терминатор». Совокупность маневренности, мощного вооружения и сильной защиты этих объектов бронетехники позволят эффективно использовать их в боевых операциях в таких специфических условиях.
topwar.ru
В российской армии появятся танки на колесах? » Военное обозрение
Минобороны России намерено для повышения маневренности осуществить поставку средним бригадам российской армии военной техники на колесах. Подобная перспектива замены гусеничной платформы на танках, а также других видах вооружений накануне обсуждалась на заседании спецкомиссии при правительстве России, возглавляемой вице-премьером Дмитрием Рогозиным. Об этом намерении стало известно от источника в ОПК. Несмотря на то, что не сворачиваются работы по производству гусеничной платформы «Курганец», вопрос, связанный с ее использованием в войсках, продолжает оставаться открытым, сообщает газета «Известия».Именно глава Генерального Штаба Николай Майоров выступил с предложением постановки техники военного назначения для средних армейских бригад на колеса. Военное ведомство ранее заявляло также о том, что планирует в скором будущем сформировать 3 вида сухопутных бригад: тяжелые бригады, средние и легкие. В соответствии с концепцией, о которой объявил Макаров на заседании специальной комиссии, установка вооружения, предназначенного для тяжелых бригад, будет осуществляться на гусеничную платформу «Армата». Пока нет данных о том, будут ли установлены на эту платформу, кроме самоходных артиллерийских установок и танков, остальные виды вооружений.
Средние бригады предложено Макаровым оснастить военной техникой на колесах. Как основной вариант, рассматривается шасси «Мустанг» (производство «КамАЗа»), однако существуют планы, связанные с созданием колесной платформы «Бумеранг» и еще нескольких новых шасси на базе Брянского автомобильного завода. Военным ведомством планируется поставить на колеса артиллерийские орудия, танки, системы противовоздушной обороны, радиоэлектронной борьбы, гранатометы и огнеметы. В качестве платформы заводом «КамАЗ» предлагается новая шестиосная машина «Тайфун».
КАМАЗ «Тайфун»
Как сказал генерал Макаров, для легких бригад планируется противотанковое и стрелковое вооружение, которое будет установлено на платформы «Бумеранг», «Рысь» и «Тигр». Источник в ОПК отметил, что сами системы вооружения во всех 3-х видах бригад будут почти одинаковыми, технику будет отличать только уровень бронирования.
СТС «Тигр» ГАЗ-233014 на параде в Москве, 9 мая 2009-2010 г.г. (http://militaryrussia.ru/forum)
Главный довод в пользу того, чтобы оснастить средние бригады колесной техникой, — ее высокая скорость, которая в 3 раза превосходит скорость вооружения на гусеничной платформе. Однако, по мнению танкового эксперта Виктора Мураховского, машины на колесной платформе будут очень уязвимы для огня сил противника. Ведь танковую броню, внушительную по своей массе, которая противостоит снарядам, на колесную платформу не поставишь.
Напомним, что некоторое время назад приходили сообщения о том, что планируется совместная с французскими оборонщиками разработка для нашей армии броневика на колесах. Об этом в конце прошлого месяца заявил Игорь Севастьянов, заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта», во время проходившего в подмосковном Жуковском международного форума. По словам Севастьянова, французская сторона выступила с предложением проектирования и нового российско-французского бронетранспортера. Пока еще не выбрана база для такого вооружения.
БТР-90 с комплексом вооружения «Бережок» возглавляет колонну боевой техники на импровизированном параде в городе Арзамасе, 9 мая 2008 года
Французскими оборонщиками на выставке «Оборонэкспо-2012», которая проходила в рамках международного форума в Жуковском, пока был представлен макет броневика VBCI, баллистическую защиту в котором обеспечивают кузов, сделанный из сплава алюминия, и модульная броня. Военные эксперты выражали сомнения по поводу того, что во время испытаний французская машина сможет превзойти БТР-90 российского производства. Однако отечественный образец забраковали. Как указали военные, причина такого решения – расположение моторно-трансмиссионного отсека в задней части машины, что противоречит мировой практике проектирования броневиков.
topwar.ru
с какой целью в России создаётся колёсный танк — РТ на русском
У ВС России в ближайшее время появится новый вид бронетехники — колёсный танк. Он будет создан на перспективной платформе «Бумеранг». Об этом заявил Александр Красовицкий — глава Военно-промышленной компании, занимающейся разработкой новой машины. Модель должна превзойти свой гусеничный аналог по манёвренности и скорости, но в то же время уступит ему в проходимости и броне. О задачах и перспективах российской колёсной боевой машины — в материале RT.
В России начались работы над проектом колёсного танка. Об этом рассказал генеральный директор Военно-промышленной компании (ВПК) Александр Красовицкий. По его словам, машина будет разработана на основе платформы «Бумеранг» в ближайшее время.
«Это будет наше ноу-хау. Танк будет иметь пушку большего диаметра», — заявил Красовицкий в интервью телеканалу «Звезда».
Новое поколение
«Бумеранг» — перспективная унифицированная платформа, позволившая ВПК создать новое поколение бронетехники. На текущий момент завершаются испытания бронетранспортёра К-16 и боевой машины пехоты К-17.
«Мы сегодня делаем наши машины по принципу модульности. Внутреннее убранство абсолютно одинаковое что в К-16, что в К-17. Сегодня в машине могут находиться восемь человек в боевом отделении в полном обмундировании, два человека (наводчик и командир) и сам водитель», — отмечал ранее Красовицкий.
«Бумеранг» обладает улучшенной проходимостью и, как полагают специалисты ВПК, надёжно защитит экипаж от минной угрозы. Характеристики платформы позволили повысить требования к броне. Такую технику невозможно пробить мелкокалиберными артиллерийскими снарядами и осколками крупнокалиберных орудий.
- БМП «Бумеранг»
- © VITALY KUZMIN
Колесо против гусеницы
Колёсный танк — тяжёлый пушечный бронеавтомобиль. Это достаточно редкое явление в армиях мира. Как правило, сухопутные войска располагают только обычными гусеничными танками или колёсной бронетехникой, которая не оснащена крупнокалиберными орудиями.
Колёсные танки стоят на вооружении США, Китая, Франции, Италии, Швейцарии, Японии, ЮАР. Основная задача этих машин — истреблять танки противника и прикрывать пехоту на поле боя. Большое преимущество колёсные танки имеют в условиях равнинной местности и развитой дорожной инфраструктуры.
Также по теме
Танковый прорыв: как проходит модернизация основных боевых машин российской армииВ 2018 году в российскую армию начнут поступать модернизированные версии основных танков — Т-90М и Т-80БВМ. Обновление танкового парка…
По сравнению с гусеничным аналогом колёсная машина более манёвренная и мобильная. Её вес не превышает 20 тонн (против 40—55 тонн у танка), а скорость хода по шоссе составляет около 90—120 км/ч (против 45—55 км/ч).
Гусеничные танки, как правило, доставляет на поле боя железнодорожный состав. Колёсные машины, в свою очередь, могут перемещаться на сотни километров по обычному автомобильному шоссе, не повреждая асфальтовое покрытие.
В то же время применение колёсной бронетехники существенно ограничено условиями местности. На бездорожье, на горных и лесисто-болотистых участках гусеничные машины обладают неоспоримыми преимуществами. Кроме того, гусеничный танк значительно превосходит колёсный аналог по защищённости.
- Итальянский истребитель танков Centauro
- © Department of Defense Visual information center
Над созданием колёсного танка в Минобороны задумались ещё при Анатолии Сердюкове. Весной — летом 2012 года на подмосковном полигоне Алабино проходили испытания итальянской машины Centauro.
Колёсный танк с Аппенинского полуострова не выдержал проверку по проходимости, устойчивости и огневой мощи. Как сообщали СМИ, Минобороны не собиралось закупать Centauro. Испытания были нужны, чтобы оценить недостатки и преимущества такой техники.
Сирийский фактор
Опытный образец колёсного танка на платформе «Бумеранг» может быть собран в течение ближайших двух-трёх лет, предположил в беседе с RT эксперт ПИР-Центра, военный аналитик Вадим Козюлин. По его словам, у России для этого есть вся необходимая научно-технологическая и материальная база.
«Поставить танк на колёса для нашей страны — не проблема. Россия — мировой лидер в области танкостроения. Задачу упрощают современные боевые модули, различные робототехнические аппараты и более совершенные средства защиты, которые могут нивелировать проблемы, связанные со слабостью брони», — отметил Козюлин.
Эксперт считает, что к идее создания колёсного танка могли вернуться благодаря сирийскому опыту. В условиях ближневосточной пустыни наибольшую боевую эффективность проявили мобильные группировки, вооружённые легкобронированной техникой, а также автомобилями с пушками и артиллерийскими орудиями различного типа.
- Боевая машина поддержки танков «Терминатор-3»
- РИА Новости
- © Михаил Воскресенский
«Танки, особенно сирийские, были достаточно лёгкими мишенями для мобильных отрядов боевиков. Причём охота за джипами и джихад-мобилями террористов до сих пор отнимает много сил и времени. Ситуация осложняется отсутствием чёткой линии фронта. Отсюда я делаю вывод, что колёсный танк мог бы решить массу проблем в Сирии, как и манёвренный гусеничный «Терминатор», — подчеркнул собеседник RT.
Как полагает Козюлин, колёсные машины станут надёжным и намного более дешёвым средством борьбы с джипами и джихад-мобилями. Кроме того, они смогли бы заменить тяжёлые гусеничные машины в интенсивных полевых сражениях.
«Подобная техника пригодилась бы огромному количеству ближневосточных и африканских стран, которые ведут по пустыне постоянную погоню за мобильными группировками исламистов. То есть у российского танка может быть очень неплохой экспортный потенциал», — сказал Козюлин.
Аналитик пояснил, что в российских условиях применение колёсного танка ограниченно. В то же время Козюлин не исключил, что новая машина могла бы пополнить арсенал ВДВ. Он напомнил, что Воздушно-десантные войска не первый год ищут возможности для усиления огневой мощи бронетехники.
russian.rt.com
«Эти машины применяются в странах, где хорошие дороги». Зачем России танк на колесах?
Машину на платформе «Бумеранг» планируют разработать в ближайшее время. Минобороны в 2012-м рассматривало возможность приобрести в Италии лицензии на производство колесных танков Centauro, но техника на испытаниях замерзла
Бронетранспортер «Бумеранг». Фото: Сергей Савостьянов/ТАССВ России появится танк на колесах. Машину на колесной платформе «Бумеранг» планируют разработать в ближайшее время, сообщил гендиректор российской Военно-промышленной компании Александр Красовицкий.
Боевые машины пехоты на этой платформе представляли в 2017 году на военном параде на Красной площади. Танки на колесах есть в Германии и Италии. Зачем такая техника России? Комментарий военного обозревателя ТАСС полковника в отставке Виктора Литовкина:
— Как правило, эти машины применяются в тех странах, где много асфальта, хорошие дороги, для быстрейшей переброски бронетехники в тот район, который требуется, потому что на трейлере перевозить танки гораздо сложнее, затратнее. На гусеницах по автобанам — портить автобаны, поэтому удобнее иметь танки на колесах. Хотя танк на колесах не лучше танка на гусеницах, потому что, во-первых, у него во время стрельбы сбивается прицел. Во-вторых, у него нельзя поставить большие калибры. Там не больше 115 миллиметров. А наш танк — 125 миллиметров. Конечно, когда-то мы собирались даже закупить итальянский танк для того, чтобы посмотреть, как он работает на наших полигонах. В то время не приняли решение делать эти танки, потому что традиции наши — это танки на гусеничной платформе. Сейчас предложений много всяких разных. Это не значит, что этот танк будет принят на вооружение и вообще в принципе будет разрабатываться. Это идея пока еще только.
— А насколько дорогостоящий этот танк?
— Не дороже нынешнего танка. Платформа под него уже есть, она разработана. Осталось только подумать, как разместить башню с пушкой, делать ее обитаемой — необитаемой.
В 2012-м Минобороны РФ рассматривало возможность приобретения в Италии лицензии на производство колесных танков Centauro. Выпуск хотели наладить на КамАЗе. Первые образцы итальянских установок тогда поставили в Россию для испытаний. Однако машины элементарно замерзли, а их устойчивость к подрыву на минах вызвала большие сомнения.
В 2014-м замминистра обороны Юрий Борисов заявил, что Россия примет к сведению итальянский опыт производства колесных танков, но аналогичную технику, скорее всего, будет строить самостоятельно.
Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?
www.bfm.ru
С какой целью в России создаётся колёсный танк — Рамблер/новости
Фото: Французский колёсный танк AMX-10RC AFP © FRANCOIS NASCIMBENI
У ВС РФ в ближайшее время появится новый вид бронетехники — колёсный танк. Он будет создан на перспективной платформе «Бумеранг». Об этом заявил Александр Красовицкий — глава компании ВПК, занимающейся разработкой новой машины. Модель должна превзойти свой гусеничный аналог по манёвренности и скорости, однако в то же время уступит ему в проходимости и броне. О задачах и перспективах российской колёсной боевой машины — в материале RT. В России начались работы над проектом колёсного танка. Об этом рассказал генеральный директор «Военно-промышленной компании» (ВПК) Александр Красовицкий. По его словам, машина будет разработана на основе платформы «Бумеранг» в ближайшее время. «Это будет наше ноу-хау. Танк будет иметь пушку большего диаметра», — заявил Красовицкий в интервью телеканалу «Звезда».Новое поколение
«Бумеранг» — перспективная унифицированная платформа, позволившая ВПК создать новое поколение бронетехники. На текущий момент завершаются испытания бронетранспортёра (БТР) К-16 и боевой машины пехоты (БМП) К-17.
>> В РФ создадут танк без гусениц«Мы сегодня делаем наши машины по принципу модульности. Внутреннее убранство абсолютно одинаковое, что в К-16, что в К-17. Сегодня в машине может находиться восемь человек в боевом отделении в полном обмундировании, два человека (наводчик и командир) и сам водитель», — отмечал ранее Красовицкий.
«Бумеранг» обладает улучшенной проходимостью и, как полагают специалисты ВПК, надёжно защитит экипаж от минной угрозы. Характеристики платформы позволили повысить требования к бронированности. Такую технику невозможно пробить мелкокалиберными артиллерийскими снарядами и осколками крупнокалиберных орудий.
БМП «Бумеранг» © VITALY KUZMIN
Колесо против гусеницы
Колёсный танк — тяжёлый пушечный бронеавтомобиль. Это достаточно редкое явление в армиях мира. Как правило, сухопутные войска располагают только обычными гусеничными танками или колёсной бронетехникой, которая не оснащена крупнокалиберными орудиями.
Колёсные танки стоят на вооружении США, Китая, Франции, Италии, Швейцарии, Японии, ЮАР. Основная задача этих машин — истреблять танки противника и прикрывать пехоту на поле боя. Большое преимущество колёсные танки имеют в условиях равниной местности и развитой дорожной инфраструктуры.
По сравнению с гусеничным аналогом колёсная машина более манёвренная и мобильная. Её вес не превышает 20 тонн (против 40-55 тонн у танка), а скорость хода по шоссе составляет около 90-120 км/ч (против 45-55 км/ч).
Гусеничные танки, как правило, доставляет на поле боя железнодорожный состав. Колёсные машины, в свою очередь, могут перемещаться на сотни километров по обычному автомобильному шоссе, не повреждая асфальтовое покрытие. В то же время применение колёсной бронетехники существенно ограничено условиями местности. На бездорожье, в горных и лесисто-болотных участках гусеничные машины обладают неоспоримыми преимуществами. Кроме того, гусеничный танк значительно превосходит колёсный аналог по защищённости.
Итальянский истребитель танков Centauro © Department of Defense Visual information center
Над созданием колёсного танка в Минобороны задумались ещё при Анатолии Сердюкове. Весной-летом 2012 года на подмосковном полигоне Алабино проходили испытания итальянской машины Centauro.Колёсный танк с Аппенинского полуострова не выдержал проверку по проходимости, устойчивости и огневой мощи. Как сообщали СМИ, Минобороны не собиралось закупать Centauro. Испытания были нужны, чтобы оценить недостатки и преимущества такой техники.
Сирийский фактор
Опытный образец колёсного танка на платформе «Бумеранг» может быть собран в течение ближайших двух-трёх лет, предположил в беседе с RT эксперт ПИР-Центра, военный аналитик Вадим Козюлин. По его словам, у России для этого есть вся необходимая научно-технологическая и материальная база.«Поставить танк на колёса для нашей страны — не проблема. Россия — мировой лидер в области танкостроения. Задачу упрощают современные боевые модули, различные робототехнические аппараты и более совершенные средства защиты, которые могут нивелировать проблемы, связанные со слабостью брони», — отметил Козюлин.
Эксперт считает, что к идее создания колёсного танка могли вернуться благодаря сирийскому опыту. В условиях ближневосточной пустыни наибольшую боевую эффективность проявили мобильные группировки, вооружённые легкобронированной техникой, а также автомобилями с пушками и артиллерийскими орудиями различного типа.
«Танки, особенно сирийские, были достаточно лёгкими мишенями для мобильных отрядов боевиков. Причём охота за джипами и джихад-мобилями террористов до сих пор отнимает много сил и времени. Ситуация осложняется отсутствием чёткой линии фронта. Отсюда я делаю вывод, что колёсный танк мог бы решить массу проблем в Сирии, как и манёвренный гусеничный «Терминатор», — подчеркнул собеседник RT.
Как полагает Козюлин, колёсные машины станут надёжным и намного более дешёвым средством борьбы с джипами и джихад-мобилями. Кроме того, они смогли бы заменить тяжёлые гусеничные машины в интенсивных полевых сражениях.
«Подобная техника пригодилась бы огромному количеству ближневосточных и африканских стран, которые ведут по пустыне постоянную погоню за мобильными группировками исламистов. То есть, у российского танка может быть очень неплохой экспортный потенциал», — сказал Козюлин.
Аналитик пояснил, что в российских условиях применение колёсного танка ограничено. В то же время Козюлин не исключил, что новая машина могла бы пополнить арсенал ВДВ. Он напомнил, что воздушно-десантные войска не первый год ищут возможности для усиления огневой мощи бронетехники.
Читайте также
news.rambler.ru
Колесные танки | Журнал Популярная Механика
Человеку свойственно ошибаться, причем на собственных ошибках мы обычно не учимся, предпочитая наступать на одни и те же грабли. Наглядный пример этому утверждению можно найти в истории боевых машин — речь идет о бронетехнике, в качестве движителя использовавшей огромные, несоразмерные с корпусом колёса. Большинство подобных проектов ни разу не побывали в бою, либо вообще остались на стадии проектирования.
Первый серьезный проект гигантского колесного танка предложил в начале Первой мировой войны капитан британской Королевской военно-морской авиационной службы Томас Хеттерингтон. Его машина должна была иметь броню 80 мм и передвигаться на трех колесах: спереди пара ведущих диаметром по 12 м (!) каждое и одно рулевое сзади. На бронеплатформе предполагалось разместить три башни, в каждой из них планировалось установить по два 102-мм орудия.
Два дизельных двигателя должны были обеспечить машине движение со скоростью 8−12 км/ч. Для англичан, имевших мощную военную промышленность, построить подобную машину не составило бы особого труда, но при рассмотрении проекта выяснилось, что масса танка может достигнуть 1000 т, что само по себе неприемлемо. Кроме того, гигант высотой 12, длиной 30 и шириной 24 м — хорошая мишень для вражеской артиллерии. Нельзя забывать и о сопромате: при жесткой подвеске всех колес обеспечить необходимую прочность конструкции крайне сложно. Поэтому практичные англичане построили уменьшенный макет из дерева и, изучив его, приняли решение прекратить все работы над «крейсером» Хеттерингтона, что и произошло в июне 1915 года.
На иллюстрации — самый известный колесный гигант времен Первой мировой, «Царь-танк» конструкции Николая Лебеденко. Об этом амбициозном и изначально нежизнеспособном проекте написано довольно много статей, но мало кто знает, что помимо него в 1910-х годах существовало не менее двух десятков схожих проектов. Некоторые, как и «Царь-танк», были воплощены в металле.
Тем временем за океаном
Впрочем, британскую историю можно считать еще вполне благоразумной, потому что тогда же в США существовал — правда, только на бумаге — проект огромного колесного танка, получившего название Holt 150 ton Field Monitor («150-тонный полевой монитор Холта»). Как и в случае с предыдущей машиной, в движение его должны были приводить сразу два паровых двигателя, работающих каждый на оба колеса, для чего у обоих агрегатов (как и на многих современных машинах повышенной проходимости) была отдельная коробка передач. При этом управляемыми были только передние колеса, а два задних поворачиваться не могли. Диаметр всех колес составлял 6 м, что по идее должно было обеспечить «полевому монитору» достаточно хорошую проходимость.
Но если знаменитый российский «Царь-танк» производил впечатление своими колесами 9-метровой высоты, то американский — своим вооружением. По замыслу конструкторов на нем должны были стоять сразу два 152-мм морских орудия, которые обычно ставились на крейсеры! Вспомогательным вооружением служила целая батарея из десяти пулеметов «Кольт» образца 1895 года, из которых четыре спаренных располагались в двух башнях, а остальные шесть должны были вести огонь через амбразуры в корпусе.
В 1916 году немцы из Hansa-Lloyd разработали трехколесный боевой танк Treffas-Wagen. 18-тонная машина имела два металлических колеса-барабана с рельефными грунтозацепами и бочкообразный рулевой каток под корпусом. 3,3-метровые колеса позволяли давить заграждения из колючей проволоки, а вооружен «ваген» был 20-мм автоматической пушкой и парой пулеметов. Машину испытали в начале 1918 года, но результаты оказались неважными, поэтому осенью ее разобрали на металл.
Экипаж этого монстра состоял из 20 человек — даже больше, чем на знаменитом германском танке А7V. При этом толщина брони его была относительно невелика — всего 6−18 мм, поэтому она не смогла бы сопротивляться ударам германской 77-мм полевой пушки, а значит, и смысла в этой машине не было почти никакого. Слишком велика была и масса — 150 т, поэтому неудивительно, что данная разработка так и не покинула чертежной доски. В истории мирового танкостроения оказался только лишь один колесный танк-гигант — построенный в России «Царь-танк». Да и в любом случае американский «150-тонный полевой монитор» на целых три метра не дотягивал по диаметру колес до своего российского собрата.
Чуть позже американские разработчики из компании Holt предложили еще одну концепцию колесного монстра — Steam Wheeled Tank. Машина даже была построена, причем не в начале войны, а уже в феврале 1918 года, когда инженерам стало ясно: гусеничные машины по проходимости превосходят колесные. Внешне «танк» имел вид трехколесного детского велосипеда: ведущие колеса располагались спереди, а рулевой каток, да еще и с «хвостом» для преодоления окопов противника, — сзади. Испытания «Парового колесного танка» — такое название получил этот странный механизм у американских военных — проходили с марта по май 1918 года на Абердинском полигоне в Мэриленде. Выяснилось, что проходимость у него даже хуже, чем у танков на шасси от трактора «Холт», а вооружен он был так же — одной 75-мм горной гаубицей в передней стенке корпуса и двумя пулеметами по углам, чтобы стрелять поверх колес сразу в обе стороны. Диаметр колес составлял 2,4 м при ширине 90 см, то есть они не были чрезмерно велики (отсюда и не слишком высокая проходимость). Толщина брони составляла от 5,8 до 16 мм, длина машины — 6,77 м при ширине 3,07 и высоте 3, что автоматически превращало танк в хорошую мишень.
В 1916 году американцы разработали тяжелый колесный танк Holt 150 ton Field Monitor для боевых действий на открытых пространствах Мексики. Он нес огромное количество вооружения (две морские 152,4-мм пушки и десять 7,62-мм пулеметов Colt-Browning M1895) и весьма значительный экипаж, включавший шесть артиллеристов, десять пулеметчиков, двух техников, командира и водителя, итого 20 человек. Генерал Джон Першинг лично отверг проект, указав на то, что его медлительность будет сдерживать кавалерию.
Мечты Пороховщикова
Что касается России, здесь проектов машин на больших колесах и помимо прославленного танка Лебеденко хватало с избытком. Например, в августе 1915 года инженер Александр Александрович Пороховщиков (известный также проектами своих «танков» «Вездеход» и «Вездеход-2») предложил проект «Земного броненосца» в двух вариантах — полевом и крепостном.
Бронирование первого рассчитывалось на защиту от огня полевой артиллерии, второго — от огня крепостной. Машина по эскизному проекту выглядела просто кошмарно. В варианте «Полевого броненосца» стальная мостовая ферма длиной 35 м (!) и шириной 3 м опиралась на десять ведущих бронированных барабанов-катков диаметром 2,3 м. Внутри каждого барабана должно было находиться силовое отделение с бензиновым двигателем 160−200 л.с., сцеплением, коробкой передач, генератором, вентилятором, топливным баком и инструментом, а на его наружной стороне — амбразуры для двух пулеметов и бомбомета! Таким образом, в 20 «барабанах» находилось бы 40 пулеметов и 20 бомбометов, то есть огневая мощь этого «танка» предполагалась прямо-таки исключительной. Но Пороховщикову этого показалось мало, и он предусмотрел установку двух броневых башен в передней и задней частях фермы. Каждая из них несла тяжелое орудие калибра 4−6 дм (101,6−152,4 мм) и спаренное с ним орудие меньшего калибра. В центральной части возвышалась бронированная рубка с рабочими местами для командира броненосца, артиллерийского офицера и его помощника, старшего механика, телеграфиста, а на крыше рубки монтировался прожектор. Экипаж «Полевого броненосца» составлял по проекту 72 человека.
Интересную четырехколесную боевую машину Tritton Trench Crosser с паровым двигателем предложили Уильям Фостер и Уильям Триттон. Два ее ведущих колеса располагались на одной оси, а перед ними — два поддерживающих одно за другим. Предназначался шушпанцер для преодоления окопов, но оказался слишком неустойчивым и заваливался на бок.
Толщина брони на машине Пороховщикова была как на хорошем крейсере — 101,6 мм. Предполагавшаяся скорость могла достигать 21 км/ч, при этом (как утверждал конструктор) «броненосец» благодаря длине базы смог бы преодолевать препятствия шириной до 11 м. Интересно, что такой важный вопрос, как поворот машины, изобретателем продуман не был. В принципе, ничего сложного тут нет — достаточно согласованно тормозить колеса-барабаны одного борта, и тогда машина поворачивала бы как танк (правда, при этом нагрузка на ферменную конструкцию броненосца была бы непомерно велика). Для переброски «броненосца» по железной дороге Пороховщиков предложил ставить его на железнодорожный ход, хотя подробного инженерного решения этого вопроса представлено не было. В принципе, если бы инженер предложил сделать свой танк чуть поменьше, конструкцию можно было бы обсуждать, но в существовавшем виде предложение выглядело явно утопически даже на уровне идеи.
«Крепостной броненосец» отличался от «Полевого» бронированием и наличием вместо двух бронебашен палубы, на которой под защитой брони размещалось бы до 500 человек десанта, — получалось подобие средневековой штурмовой машины. Вердикт военных специалистов был предсказуем: 13 августа 1915 года на заседании Технического комитета ГВТУ было отмечено, что «даже без детальных расчетов можно уверенно сказать, что предложение неосуществимо. Было бы целесообразно для пользования в боевой обстановке распределять вооружение броненосца на отдельные подвижные звенья, не связанные в одну жесткую систему».
Наряду с «Царь-танком» рассматривался и еще ряд дорогостоящих и бесперспективных проектов колесных танков-гигантов, которые в большинстве своем были отвергнуты еще на стадии проектирования. Один из самых амбициозных — это «Земной броненосец» конструкции Александра Пороховщикова (1915), 35-метровый вездеход с отдельным двигателем, двумя пулеметами и бомбометом в каждом из полых катков.
К концу 1915 года Пороховщиков представил доработанный проект «Земного броненосца», состоявшего теперь из шарнирно соединенных звеньев — бронеплощадок, «могущих отклоняться друг от друга по всем направлениям». Бронеплощадки были двух вариантов — с броневыми орудийными башнями и с рубками для десанта. Каждая площадка состояла из двух комплектов барабанов и каркаса с бронированием. Но шарнирный вездеход был Пороховщикову явно не по силам, в конструкции хватало недоработок. Нереализуемый проект никто детально рассматривать не стал. Удивительно то, что предлагал его не какой-нибудь студент, а инженер с законченным техническим образованием, который просто не мог не понимать, сколь безумна его конструкция.
Русский дух
Идея колес-барабанов в те годы встречалась достаточно часто. Например, инженер Подольский в октябре 1915 года предложил машину на шестиметровых катках, приводимую в движение не силовым агрегатом, а ротой солдат. Для обстрела противника на бортах странных «катков» должны были располагаться башенки с пулеметами.
Были и другие интересные попытки. Например, в 1916 году в Технический комитет ГВТУ (Главного военно-технического управления) поступил проект 50-тонной машины на десяти высоких колесах, из которых шесть были ведущими, а четыре — поворотными. Корпус должен был иметь защиту из 9-мм брони, а сама она — двухъярусную компоновку: внизу двигатели и трансмиссия, вверху шесть пушек и шесть пулеметов.
В апреле 1917 года инженер-механик Навроцкий предложил 192-тонную машину «Улучшенная черепаха», причем опять в форме трицикла, только в отличие от американского и германского — развернутого на 180°. САУ Навроцкого имела приводной каток диаметром 6,5 м спереди и два задних, тоже с приводом, диаметром по 2,5 м. Внутри переднего катка по проекту размещались два двигателя по 150 л.с. и механизмы трансмиссии, а в выступающих сбоку спонсонах — две 203-мм гаубицы и два пулемета. Передний каток соединялся «блиндированными коридорами» с задней площадкой, где устанавливались два 152-мм орудия, четыре 102-мм и восемь 7,62-мм пулеметов. Бронирование составляло 20−30 мм, экипаж — 20 человек.
Конечно, о серийной постройке подобных монстров (а порой и об изготовлении опытного образца) речи не шло. Даже те системы, которые были изготовлены в единственном экземпляре, показали себя на испытаниях крайне плохо. Ни о каких впечатляющих характеристиках, приписываемых им инженерами, речи не шло. Поэтому уже к концу 1910-х идея танка на сверхбольших колесах умерла, так, по сути, и не родившись.
Статья «Большому танку – большие колеса» опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2013).www.popmech.ru
«Черный Бумер» 8х8 («Бумеранг» (ВПК-7829): настоящий танк на колесах
Конечно, перспективный российский колесный танк, впервые показанный на параде 9 мая 2015 года в Москве, представляет модельный ряд «Бумеранг» (ВПК-7829) и с BMW никаким боком не связан. Однако в сокращенном виде его название настолько совпадает с «пацанской тачкой лихих девяностых», что было бы даже странно, если бы танкисты не дали своей боевой машине именно это ласковое прозвище.
Информация о том, что 9 мая на параде покажут новую российскую колесную универсальную платформу «Бумеранг» появилась в официальной прессе уже в марте. Тогда же заместитель председателя военно-промышленной комиссии при президенте РФ Олег Бочкарев сообщил в интервью РИА «Новости» о том, что на базе этой платформы будет создан и отечественный «колесный танк».
Подобную машину российского производства ждали все, и только происшествие с перспективным гусеничным танком «Армата» (то ли случайно, то ли специально заглохшего напротив трибуны мавзолея на репетиции парада) отвлекло внимание общественности от «Бумеранга».
На фото: колесный танк Stryker M1128 MGS, фото: wikipedia.org
Между тем, наличие колесных танков на вооружении других армий (Maneuver Combat Vehicle в Японии, Stryker M1128 MGS в США, AMX-10RC во Франции, PTZ-09 в Китае и т.д.) постоянно подталкивало российских инженеров к созданию аналогичных машин.
Однако вернемся к нашему «Бумерангу». Это современная колесная платформа средней массы (24 тонны), с колесной формулой 8х8 и уровнем защиты БМП-MRAP. На ее базе планируется создать бронетранспортер, колесную боевую машину пехоты и тот самый колесный танк, вооруженный 125-мм пушкой, разработанной для танка «Армата», размещенной в необитаемой и полностью автоматизированной башне. В частности, это позволит уменьшить силуэт всей машины. Кроме того, вполне возможно, что колесный танк по прицельному комплексу и средствам активной защиты будет полностью унифицирован с новым основным боевым танком.
Предшественником «Бумеранга» называют БТР-90 «Росток» (ГАЗ-5923), «невезучую» машину, которую разрабатывали почти 20 лет, официально приняли на вооружение, но так и не запустили в серию. К слову, на базе БТР-90 разрабатывали и колесный танк 2С28 «Спрут-К», вооруженный 125-мм орудием 2А75 от гусеничной самоходно-артиллерийской установки 2С25 «Спрут-СД». Но раз уж вся платформа не пошла в серию, крест поставили и на колесном «Спруте». Тем более логично, что на новую машину устанавливают новую пушку, хоть и такого же калибра.
Таким образом, колесный танк «Бумеранг» по своей огневой мощи сравняется с современным Т-90А. А учитывая, что по своей проходимости колесная техника в последние годы составляет серьезную конкуренцию гусеничной (а по скорости и запасу хода намного ее превышает), название «танк» в данном случае почти не является преувеличением.
«То есть как? – спросит тут же внимательный читатель, — выходит, колесный танк – не совсем танк?» Ну да, мы вынуждены признать, что при всей нашей любви к колесам, все эти прекрасные современные машины – «не совсем настоящие» танки. И главное их отличие – более легкое, в сравнении с «классическими» гусеничными машинами, бронирование (при аналогичном вооружении и почти такой же проходимости). Скажем так: колесные танки пришли на смену легким танкам. А заменят ли они средние и тяжелые машины – покажет ближайшее, или не очень ближайшее, будущее.
Итак, «Бумеранг» выдерживает попадание противотанковой гранаты или ракеты, выпущенной из переносного комплекса с любого ракурса, а также обеспечивает защиту от снарядов малокалиберной артиллерии, выпущенных в лобовую броню и крупнокалиберных пулеметов – в бортовую. Броня будет модульной, состоящей из съемных бронекерамических плит, решеток для борьбы с кумулятивными снарядами и динамической защиты. Подобно многим легким танкам, машина будет плавающей.
Серийное производство «Бумеранга» намечено на 2019 год, массовые поставки в войска — на 2019-2020 годы. Первоначальное название ВПК-7829 говорит о том, что разработку курирует ООО «Военно-промышленная компания» (а это значит, что производство, скорее всего, будет организовано на находящемся под его управлением «Арзамасском машиностроительном заводе»).
Стоит упомянуть, что ряд СМИ в свое время сообщал: проектирование платформы «Бумеранг» начинала по заказу российской стороны ирландская компания Timoney Technology. Но даже если это действительно так, то сегодня международная кооперация прервана в связи с режимом санкций в отношении России, и дорабатываться «Бумеранги» будут исключительно российскими специалистами.
На фото: ВПК-7829 «Бумеранг», фото: wikipedia.org
Из технических характеристик новой машины, во многом засекреченной, мало что известно. В открытых источниках говорится, что двигатель (дизельный УТД-32ТР с турбонаддувом, мощностью 510 л.с.) расположен в передней части «Бумеранга». Такая компоновка позволяет десанту (в варианте БМП и БТР) загружаться и покидать машину с кормы. При этом боекомплект и вооружение полностью изолированы как от десанта, так и экипажа – это достигается полностью автоматизированной системой вооружения. Скорость по шоссе составляет около 100 км/час, на плаву – 12 км/час, запас хода по шоссе – 800 км.
Если же вспомнить о том, что предшественником «Бумеранга» является БТР-90, то можно предположить: многие разработки перекочевали в новую машину именно оттуда. В частности, нет сомнения в том, что подвеска будет полностью независимой для всех колес, с полным приводом и системой Run Flat. БТР-90 умел разворачиваться на месте, подобно настоящему танку, благодаря возможности вращения колес разных бортов в противоположные стороны – скорее всего, «Бумеранг» унаследовал и это умение.
Читайте также:
www.kolesa.ru