Танк — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Танк (англ. tank) — бронированная боевая машина на гусеничном ходу[сн 1] с мощным пушечным вооружением, обычно во вращающейся башне, предназначенным в основном для стрельбы прямой наводкой.[1]

На ранних стадиях развития танкостроения иногда выпускали танки с исключительно пулемётным вооружением, а после Второй мировой войны проводились эксперименты по созданию танков с ракетным вооружением в качестве основного. Известны варианты танков с огнемётным вооружением. Определения танка как боевой машины было разным в разных армиях, так как их назначение и способы применения в разные эпохи менялись[2].

Танки времён Первой мировой войны могут быть неузнаваемы как современные танки (например, Сен-Шамон), или же, например, рядом специалистов шведская машина Strv-103 классифицируется не как танк, а как истребитель танков[3][4]. Тяжёлый штурмовой танк Tortoise (A39), хотя и назывался танком, не имел поворотной башни и поэтому некоторыми специалистами относится к сверхтяжёлым САУ. Некоторые гусеничные боевые бронированные машины (например, Тип 94), которые в советской литературе именовали «малыми танками», в западной литературе называют танкетками. В советской профессиональной литературе называлась и в настоящее время в России танкетками называется лёгкая бронированная гусеничная боевая машина без башни обычно с 1-2 пулеметами. Первоначально танкетки предназн

ru.wikipedia.org

Первые танки в России

Первые танки прибыли в Россию 12 декабря 1918 г., когда в Одессе вместе с французской и греческой пехотой высадились 20 танков «Рено» из состава 3-й роты 303-го полка штурмовой артиллерии. 18 марта 1919 г. в бою подстанцией Березовкой, недалеко от Одессы, бригадой Григорьева, входившей в состав 2-й Украинской Советской армии, «противник — греки, французы и добровольцы — был выбит с передовых позиций и, растерявшись, бежал в полном беспорядке. В течение нескольких минут нам досталось много трофеев: около 100 пулеметов, четыре орудия, из них два дальнобойных, масса снаряжения, семь паровозов, пять эшелонов, бронированный поезд, четыре танка и два штаба греческий и французский».

Один из танков бойцы отослали в Москву, в подарок В.Ленину. «Без оружия и без винтовок, — писали они в своем письме, — шел украинский пролетариат на усовершенствованные орудия современной техники, по, как видите, даже танки, эти современные чудища, порожденные последней войной, не устояли перед революционной войной, и сегодня 2-я Украинская Советская армия имеет счастье преподнести Вам, дорогой учитель, одно из этих страшных орудий. Вам мы отправляем один из этих танков, который будет лучшим доказательством мощи пролетарской революции». Оставшиеся три «Рено» были увезены в Харьков, в то время столицу советской Украины. Здесь на базе бронавтомобилей бронеотряда особого назначения и трофейных танков сформировали «Броневой дивизион особого назначения при Совете Народных Комиссаров Украины». Командиром дивизиона стал А. Селявкин.

В середине апреля 1919 г. Ленин обратился к народному комиссару по военным и морским делам Украины с просьбой «прислать один танк для демонстрации его на первомайском параде в Москве». («Рено», присланный в подарок вождю мирового пролетариата, оказался некомплектным).

Второй танк был доставлен в Москву в один из дождливых дней последней недели апреля. Импровизированным механиком-водителем нового танка стал бывший авиатор Б. Российский, который с двумя помощниками в течение ночи разобрался с особенностями управления незнакомой боевой машины и с честью выполнил поставленную задачу. Таким образом, трофейный «Рено» стал первооткрывателем танковых парадов на Красной площади (ныне, увы, ушедших в забвение).

В мае 1919 г. в районах Екатеринослава и Кременчуга танки «Рено» из состава бронедивизиона особого назначения участвовали в боях против войск — Григорьева, выступившего против советской власти (а всего два месяца назад григорьевцы захватили эти самые танки).

В июне дивизион особого назначения действовал против отрядов Н. Махно, освободив в ходе боев железную дорогу Мелитополь-Александровск, а затем был переброшен под Новомосковск. Здесь 26 июня 1919 г. боевые машины дивизиона совместно с пехотой контратаковали наступающие части Добровольческой армии. В ходе боя часть пехоты красных в беспорядке отошла, а остальная просто разбежалась. Оставшиеся без прикрытия броневики и танки были брошены своими командами и достались белым в качестве трофеев.

Танк «Рено», открывший танковые парады на Красной площади, в середине мая 1919 г. в составе автобронеотряда имени Свердлова убыл на Южный фронт в распоряжение 8-й армии. В составе отряда имелось «два бронеавтомобиля «Остин» (по два пулемета на каждом), один танк «Рено» с 37-мм пушкой при 1000 снарядах, один грузовик «Фиат» 1,5 т, один санитарный «Фиат», автомастерская «Пирс-Арроу», автоцистерна «Уайт», автокухня «Паккард», два мотоцикла Клино по одному пулемету на каждом, два мотоцикла «Харлей-Девидсон», команда 52 человека, все коммунисты». Сведениями о дальнейшей судьбе этого танка авторы не располагают, по некоторым данным он был захвачен белыми осенью 1919 г.

Трофейные «Рено», захваченные под Одессой, подтолкнули советское правительство к решению о начале производства танков в РСФСР. 10 августа 1919 г. совместным решением Совнаркома и Совета военной промышленности завод «Красное Сормово» был выделен как специализированное предприятие — изготовитель танков.

29 сентября 1919 г. танк «Рено» прибыл на завод «Красное Сормово» «в трех крытых вагонах в разобранном виде, без документов и спесификаций». (Это был танк, подаренный Ленину бойцами 2-й Украинской армии и оказавшийся неисправным. Машина простояла в Москве с марта и многие детали с нее были украдены.)

Для копирования боевой машины и изготовления рабочих чертежей приказом по Центроброни на заводе была образована спецбригада конструкторов в составе тт. Крымова, Салтанова, Московкина и Спиридонова. В помощь им с Ижорского завода, который должен был изготавливать броневые корпуса для танков, прибыла группа из четырех человек под руководством технолога Артемьева.

Для решения проблемы с моторно-трансмиссионной группой заводу АМО в Москве поручили «переконструировать двигатель «Фиат» по типу танкового двигателя «Рено». Ответственным за «моторный агрегат» был назначен инженер Калинин, ему помогали инженер Пилоунковский и пять конструкторов-чертежников.

1 ноября 1919 г. для решения «всех конструкторских вопросов, касающихся изготовления танков», была создана специальная комиссия при Совете военной промышленности. Помимо отечественных инженеров, в нее вошли два французских специалиста — Дем и Розье, ранее занимавшиеся автомобильным производством на заводах «Рено» и сочувствовавших советской власти (в их характеристике указано, что один из них — социалист). Причем инженеру Розье поручалось «изготовление всех чертежей и данных для нового танка».

Общее руководство работами по изготовлению танков осуществляло Броневое управление ГВИУ, одновременно являвшееся и заказчиком. Наблюдение за постройкой танков на заводе велось комиссаром Центроброни И. Х. Гаутелем, который очень часто решал все проблемы при помощи маузера и ненормативной лексики. Сборка танков началась в декабре 1919 года. Работа эта была очень трудоемкой (особенно большая нагрузка приходилась на клепальщиков и раскройщиков броневых листов), и потому требуемой ритмичности работы достичь не удавалось. Динамику выпуска танков можно проследить в ведомостях завода «Красное Сормово» за 1920-21 гг:

«1920 г.

июнь: заказ на изготовление танков выполнен на 37 %

август: изготовлена 1 шт. (100 %), но нет вооружения, 14 шт. — до 42 % готовности;

сентябрь: 1 танк готов, сдача задержана по независящим от завода причинам, 3 шт. — 85 %, 11 шт. — до 40 %;

октябрь: 1 танк готов, 3 шт. — 95 %, 1 шт. — 75 %, 1 — 15 %;

ноябрь: 1 шт. — отправлена в Москву, 2 шт. — 100 %, 3 шт. — 95 %, 1 шт. — 30 %, 1шт. — 15%;

декабрь: второй танк отправлен в Москву, сдано приемщику 3 танка, еще 3 шт. готовы 100 %, 1 шт. — 80%, 1 шт. — 50%, 1 шт. — 30%;

1921 г.

январь: отправлена еще 1 шт.;

февраль: закончена 1 шт.;

март: то же;

апрель: отправлено 5 шт., осталось 1 шт. — 100 %, 1 шт. – 97 %, 2 шт. — 85 %, 1 шт. — 45 %;

май: в основном готовы все, сдано приемщику 9 шт. Образцовый танк отремонтирован и используется в качестве трактора».

1 сентября 1920 г. комиссар Центроброни И. Х. Гаугель послал в Москву телеграмму следующего содержания: «Доношу, что 31 августа 1920 г. было произведено испытание на ходу первого танка…» Испытания продлились до 12 октября, после чего новый танк, обретший собственное имя «Борец за свободу тов. Ленин» отправился в подарок Льву Троцкому.

Согласно первоначальному плану, пять танков планировалось вооружить 37-мм орудиями, а десять — пулеметами. Но уже 31 октября 1919 года Бронеотдел ГВИУ обратился в Совет военной промышленности с письмом, в котором указывалось, что «вооружение танка одной 37-мм неавтоматической пушкой недостаточно для работы в условиях русского фронта, поэтому необходима еще и установка одного пулемета».

Орудия для танков поставлялись с Путиловского завода, где их ремонтировали. Из Москвы поступали пулеметы Гочкиса, снятые с захваченных у белых английских танков Однако вооружения на все танки не хватило. К 21 июня 1921 г., когда заказчику были сданы последние из заказанных танков, вооружены были лишь 12 машин: три — пушками, восемь — пушками и пулеметами, а для трех ни пушек ни пулеметов не хватило.

Боевая служба «Русских Рено» не изобиловала героическими примерами. Ни в каких боевых действиях гражданской войны они участия не принимали.

Перечень «имен» танков «Рено» выпуска Сормовского завода

№ Название

1 «Борец за свободу тов. Ленин»

2 «Парижская Коммуна»

3 «Карл Маркс»

4 «Лев Троцкий»

5 «Лейтенант Шмидт»

6 «Карл Либкнехт»

7 «Красный Борец»

8 «Красная Звезда»

9 «Пролетарий»

10 «Свободная Россия»

11 «Черноморец» (вооружения не имел)

12 ? (вооружения не имел)

13 «Буря» (вооружения не имел)

14 «Керчь»

15 «Победа»

После войны в различных печатных изданиях приводилось множество различных индексов сормовских «Рено»: «КС», «М» и др. В документах 20-30-х годов они именовались как «русские Рено», «Рено русские» или «танки «Фиат» (по марке установленного на них двигателя).

tankfront.ru

Самый первый танк. Как «Борец за свободу тов. Ленин» творил историю | История | Общество

Военная премьера

История отечественного танкостроения, которое сегодня занимает лидирующие позиции в мире, начиналась с отставания.

Вступая в Первую мировую войну, Россия стала активно использовать бронетехнику, однако речь шла о колёсных бронеавтомобилях, а не о тяжеловооружённых гусеничных боевых машинах.

В Генштабе Российской армии внимательно наблюдали за разработками подобной техники в странах Антанты, полагая, что танки могли бы сыграть важную роль и в российских условиях.

Были и свои разработки, которые, однако, являлись не слишком удачными и не были приняты на вооружение. Особенно в этом ряду выделяется так называемый «царь-танк» конструктора Николая Лебеденко, вошедший в историю благодаря огромным размерам и совершенной невозможности его использования в боевых условиях.

Первые отечественные перспективные разработки стали появляться лишь к 1917 году, однако ситуация в стране не позволила их реализовать.

Сделано во Франции

В 1916 году Россия приняла решение о заказе во Франции средних танков Schneider CA1 в количестве 390 штук. Затем этот заказ был аннулирован и заменён на лёгкие танки Renault FT-17 в том же количестве.

Реализовать эти планы не позволила революция. В итоге впервые танки в России появились уже в ходе Гражданской войны, когда Белая армия генерала Деникина получила в качестве помощи от стран Антанты английские танки Mark V и французские Renault FT-17.

Танки Renault FT-17 в количестве 20 штук были выгружены в Одессе в декабре 1918 года. Назвать их боевое применение удачным нельзя — уже в марте 1919 года под станцией Берёзовкой недалеко от Одессы в ходе боя четыре из них достались в качестве трофеев красным.

Получив в распоряжение трофейные танки, в Красной армии решили включить их в состав вновь созданного Броневого дивизиона особого назначения.

Применение танков красноармейцами оказалось также не очень удачным — вскоре два из них снова были захвачены наступавшими белогвардейцами.

И у белых, и у красных главной проблемой, связанной с танками, была острая нехватка специалистов для новой техники. Кроме того, не была выработана и эффективная тактика их применения.

Фото: Commons.wikimedia.org

Подарок для вождя

Однако захват частями Красной Армии Renault FT-17 под Берёзовкой сыграл важную роль в развитии отечественного танкостроения. Одна из трофейных машин была направлена в Москву в подарок Владимиру Ленину. Затем там же оказался и ещё один трофейный танк, поскольку первая машина являлась некомплектной.

1 мая 1919 года Renault FT-17 принял участие в праздничном параде на Красной площади.

Ленина образец новой военной техники чрезвычайно заинтересовал, и он инициировал обсуждение «танкового вопроса» на заседании правительства. Летом 1919 года было принято решение о начале производства собственных танков для нужд Красной Армии.

10 августа 1919 года совместным решением Совнаркома и Совета военной промышленности нижегородский завод «Красное Сормово» был определён в качестве специализированного предприятия для изготовления танков. Броню предполагалось поставлять с Ижорского завода, вооружение — с Путиловского, двигатели — с завода АМО.

С энтузиазмом, но без документации

Речь не шла о проектировании новой машины — в условиях Гражданской войны для этого не было ни кадров, ни ресурсов, ни возможностей. В качестве образца должен был выступить трофейный Renault FT-17.

На заводе «Красное Сормово» задачу восприняли с энтузиазмом, обязавшись сдать первый танк Красной Армии к лету 1920 года, а к концу 1920-го выпустить серию из 15 танков.

Когда в конце сентября 1919 года Renault FT-17 прибыл на завод, оптимизма у рабочих и инженеров поубавилось. Танк оказался некомплектным, не хватало многих важных частей, включая коробку передач, полностью отсутствовала документация.

Для изучения танка-образца собрали группу наиболее опытных инженеров-конструкторов, которым предстояло разобраться в секретах французов, а также разработать фактически с нуля отечественные  узлы и агрегаты взамен недостающих.

Большой удачей оказалось то, что в России удалось найти двух французских инженеров, сочувствовавших советской власти и ранее работавших на заводах «Рено». Это позволило ускорить работы.

Трофейный танк Renault FT-17 (без вооружения) на Сормовском заводе. Зима 1919 года. Фото: Commons.wikimedia.org

От «Троцкого» до «Муромца»

Отдельные узлы нового танка начали изготавливать уже в декабре 1919 года, хотя окончательное утверждение проекта состоялось лишь весной 1920 года.

Танки собирали в дизельном цехе завода «Красное Сормово». Сборка машин выполнялась в тесном взаимодействии с другими предприятиями — Ижорский завод поставлял броневые катаные листы, завод АМО — двигатели.

31 августа 1920 года первый танк, построенный в Советской России, своим ходом покинул цех.  Как и все 15 танков серии, первенец отечественного танкостроения получил собственное имя, данное рабочими завода — «Борец за свободу товарищ Ленин».

Кроме него, были построены «Парижская Коммуна», «Карл Маркс», «Лев Троцкий», «Лейтенант Шмидт», «Карл Либкнехт», «Красный Борец», «Красная Звезда», «Пролетарий», «Свободная Россия», «Черноморец», «Илья Муромец», «Буря», «Керчь» и «Победа».

Изначально предполагалось строить танки, как во Франции, в двух вариантах — с пушечным либо пулемётным вооружением. Расчёт был на создание пяти танков с пушечным и десяти с пулемётным. Однако уже в ходе работ стало известно, что во Франции, основываясь на опыте боевых действий, стали отказываться от пулемётной модели. В итоге большая часть танков серии была оснащена 37-миллиметровой пушкой и 8-миллиметровым пулемётом. Что касается первого танка, то он был оснащён только пушкой.

Создатели первых отечественных танков не делали секрета из их происхождения, так что вся серия носила хоть и незакреплённое, но устойчивое название «Рено-Русский».

Для своего времени «Рено-Русский» был вполне современной машиной и не только не уступал французскому оригиналу, но и имел несколько полезных улучшений. «Рено-Русский» стал первым в мире танком, оснащённым смешанным пушечно-пулемётным вооружением во вращающейся башне, и вплоть до 1926 года оставался единственной в мире машиной с таким вооружением.

Смелые планы по сдаче всей серии Красной Армии к концу 1920 года оказались слишком оптимистичными. На деле «Борец за Свободу тов. Ленин» прибыл в Москву в ноябре 1920 года и тогда же успешно прошёл испытания.  Что касается всей серии, то работа над ней была завершена к началу лета 1921 года.

Танки РККА на параде. Впереди идёт трофейный Renault FT-17, позади слева — «Рено-Русский» с пушечно-пулемётным вооружением. Москва, Красная площадь, 8 ноября 1924 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Миролюбивый первопроходец

«Рено-Русский» оказался одной из самых «миролюбивых» моделей в истории отечественного танкостроения. Большая часть машин была принята на вооружение Красной Армии уже после завершения Гражданской и советско-польской войн. В итоге новые машины не принимали участия в боевых действиях.

Первый отечественный танк был вполне достойной машиной, однако возможности промышленности страны не позволяли наладить его массовое производство.

Если «Рено-Русский» был выпущен в количестве 15 экземпляров, то во Франции было построено 1500 танков в пушечном варианте, и 2100 — в пулемётном.

Первые отечественные танки стояли на вооружении Ленинградского и Московского военных округов до весны 1930 года, когда они стали выводиться на базы хранения. К 1938 году все танки серии были разобраны. Копия танка, созданная много лет спустя, в мае 1980 года была установлена в качестве памятника в Горьком, на площади возле проходной завода «Красное Сормово».

«Рено-Русский» не снискал себе славу на полях сражений, но именно он стал первопроходцем, открывшим дорогу легендарным отечественным танкам. А первому, как известно, всегда труднее.

www.aif.ru

Первые танки России | РОДИНА

 

Дню танкиста посвещается

Необходимое отступление

Тяжела и неказиста была жизнь советского историка. Ибо главной задачей советского историка была не собственно история, а доказательство отсталости России и неизбежности мировой пролетарской революции. Что только не приходилось делать для этого: и фальсифицировать статистику, и подделывать дневники, и в упор не замечать очевидных фактов, постоянно помня о главной задаче. Невидимые бойцы идеологического фронта, они шли в бой каждый день добывая небольшой кусочек масла к тому хлебу который имели остальные советские граждане.  Не избежал этой участи и такой участок этого фронта, как история танков.

 

Царь — танк

Я с детства увлекался танками и, в отличие от многих, мог похвастаться что сам видел, щупал и сидел во многих танках начиная от Т-10М (на котором отец входил в Чехословакию),  до Т-34-85 (которые ещё стояли на вооружении в 70-х). Настольной, у меня была книга Танк 1954 года (чудом спасённое от уничтожения первое издание, в котором не вычеркнули упоминание о Сталине),  которую я почти выучил от корки до корки.  И вот в ней я впервые обратил внимание на некую странность. Странность касалось  истории танков царской России. Если по определению (которое в 8 лет я не подвергал сомнению) танк был бронированной боевой машиной только на гусеничном ходу, то история танков России включала всего два эпизода танк Пороховщикова (одноместный с одной брезентовой лентой вместо гусеницы) и танк Лебеденко с огромными колёсами, который застрял сразу после постройки. Странно, причём тут Лебеденко, со своими колёсами, думал я, танк же  он только на гусеницах. А недавно, читая воспоминания знаменитого конструктора пушек Грабина, обратил внимание на краткий исторический экскурс по танкам: в царской России было всего две попытки построить танк (Пороховщиков и Лебеденко) но и те глупые, как и сам тогдашний царь. Притом текст почти слово в слово повторял текст моей старенькой книжки. Просматривая другие источники я натыкался на аналогичный по смыслу текст.

Это был «символ веры», советская молитва,  которая повторялась без изменений, с целью скрыть нечто очевидное, а так как с эпохой интернета что либо скрыть практически невозможно то и выяснил я следующее.

История боевых машин.

Идея боевых бронированнных машин появлявшаяся у разных народов в том или ином виде реализовалась только после того как появились двигатели, пулемёты и технология бронирования (кораблей а затем и всего остального).
После решения этих технологических проблем проекты бронеходов стали появляться в разных странах как грибы после дождя и везде они встречали несмешки и не понимание со стороны реакционного самодержавия. Так было в Британии, Германии, Австро-Венгрии, за исключением России.
В России в 1904 году подобный проект подесаула Михаила Накашидзе, потомственного русского офицера, был рассмотрен и одобрен Николаем 2, и без промедления был изготовлен опытный образец (для оперативности он был заказан французам, т.к. все военные заводы в России были загружены военными заказами, война всё же). В России понимали насколько дорого (по деньгам и времени) будет переналадка производства, потому часто опытные образцы заказывали частным компаниям, а затем, учтя все недостатки, организовывали производство у себя. Французы, кстати, решили украсть идею и сделали не одну, а две машины, одну оставив себе.
 Боевая машина Накашидзе была подвергнута всесторонним испытаниям, в  том числе на проходимость по просёлочным дорогам и пашне и показала высокую надёжность. Для вооружения Русской армии было заказано ещё 12 бронеходов (два из которых, на это раз, были украдены уже немцами при прохождении груза через немецкую таможню). Машины передаются для опытной эксплуатации в 4 военных округа (Варшавский, Виленский, Петербуржский и Киевский).

В Петербурге же для изучения боевого применения создания и совершенствования новой техники в 1910 году организуется 1-я Учебная рота (затем названная 1-й Пулемётной, а затем и 1-м Броневым дивизионом).

Итак через  три недели после нападения Германии на Россию, а именно 19 августа 1914 года Николай 2 преобразует учебное подразделение в первое в мировой истории подразделение вооруженное бронированными боевыми машинами (с пулемётным и пушечным вооружением).  Так начинается история тех войск, которые в разных странах позднее назовут моторизованными, бронированными,  мобильными, танковыми, и кавалерийскими (в Британии).

А в ноябре 1914 это уже подразделение добивается первых успехов на фронте. Итак, русское реакционное самодержавие обогнало остальные реакционные самодержавия (Британии, Германии и Австро-Венгрии) на несколько лет важных лет. Впрочем, подобная картина была и в других областях, например в авиации и т.п.

Именно это факт пытались скрыть советские историки, придумывая глупые определения, не замечая факты и откровенно обманывая. К тому же сам гусеничный движитель был создан в России в 1889 (трактор Блинова) и русские лучше всех знали все его плюсы и минусы.
 
 В бою

В результате практики боевых действий окончательно выработалась концепция использования подразделений вооружённых боевыми машинами.  Участие в прорыве фронта, быстрое продвижение вперёд, разрушение тылов и коммуникаций,  захват и удержание до подхода основных сил пунктов в тылу врага.
Но с началом позиционноного этапа войны рождается и идея возложить на новый вид войск задачу самостоятельного прорыва обороны противника. У нас эта идея была детально проработана В. Д. Менделеевым (сыном)  и выдвигалась другими офицерами и инженерами в разных странах. В реальность она была воплощена слегка опоздавшими к созданию мобильных войск англичанами. Первый результат был отрицательный  Самостоятельно танки не были способны прорвать оборону, а тихоходные относительно большие гусеничные машины, были лёгкой добычей артиллерии и пехоты. Но зато они придумали слово танк и как и утверждают что именно они его и создали и как бы впервые применили их в сентябре 1916. На примере реакционного британского царизма остальные участники войны поняли, как именно делать не надо.

 Кстати самым массовым, удачным и технологичным гусеничным танком первой мировой войны был Рено ФТ17. Именно французский танк  был тем танком, который определил классическую конструкцию танка уже второй мировой.
В России же имевшей на вооружении уже сотни боевых машин и успешно их применяющей, Николай 2, по совету своего шофёра, провел модернизацию, резко улучшившую проходимость боевых машин, особенно на снегу. Это был гусеничный привод Кегресса, который зимой  дополнялся лыжами и обеспечивал великолепную проходимость, как по дорогам, так и по бездорожью, а самое важно сохранял манёвренность и надёжность уже стоящей на вооружении техники. Именно эта конструкция и получила название «Русский тип танка».

Собственно все советские пляски вокруг гусениц и возможно и были призваны отвлечь внимание от простых и упрямых фактов, а именно что есть боевая задача развития наступления , для этого во всех странах были созданы специальные войска, но технически проблему их оснащения в разных странах решали по-разному. И к примеру, англичанам не удалось её решить в реальности, что они и компенсировали тем что до сих пор могут делать лучше всех – пропагандой. А русские и французы технически по разному, но решили эту задачу в годы ПМВ.
 
И в мире ещё долго не могли прийти к однозначному выводу какая концепция лучше, в СССР  следовали коцепции определённой Николаем 2 выпуская танки серии БТ. В Германии взяли за основу конструкцию Рено, а шасси русского типа танков использовали для транспортёров. Во Британии выпускали танки двух типов (для прорыва и для развития наступления. 
 
После захвата власти и уничтожения офицеров и инженеров Советская власть начала своё триумфальное шествие с того что скопировало танк Рено, назвав его МС-1 Борец за всё хорошее товарищ Ульянов-Ленин.
Тут надо отметить что большевики как раз точно знали силу бронетехники и первым делом переманивали на свою сторону именно личный состав именно броневых дивизионов,  там где не могли переманить – захватывали тоже первым делом. Именно  с помощь царских Остин-кегрессов выпущенных на Путиловском и других заводах они проводили свои расказачивание-раскарячивание огромной страны.
  Следующим танком был купленный за украденное из церквей золото Виккерс 6 т, гордо названый Т-26.
Затем БТ (на базе Кристи). Кстати БТ колёсно-гусеничный танк являлся как раз прямым наследником русского типа танка.
И только в 1938 в СССР окончательно определились с перспективными танками – они окончательно стали гусеничными.

 

maxpark.com

Безоружный «Вездеход». Как создавался первый российский танк | Люди | ОБЩЕСТВО

Первый российский танк был представлен публике ровно 100 лет назад – 20 июля 1915 года. Бронемашина, поставленная на широкую гусеницу и способная нести на себе вооружение, была разработана знаменитым изобретателем Александром Пороховщиковым, с которым родина впоследствии обошлась самым жестоким образом.

К 100-летнему юбилею машины SPB.AIF.RU рассказывает, какая участь постигла первый в стране танк и его создателя.

Броня без оружия

Александр Пороховщиков родился в 1892 году в семье предпринимателя. С юных лет он увлекался механикой и физикой. В 15 лет он уже начал изобретать модели сам. Спустя два года юноша выступил со своим проектом аэроплана, после чего ему поступило предложение поработать во Франции. Несмотря на заманчивость ситуации, юный инженер ответил отказом, поскольку не хотел отдавать свои творения в иностранные руки.

В 1911 году молодой конструктор в Риге организовал опытную мастерскую, где сделал моноплан, а спустя три года построил самолет-разведчик двухбалочной системы. Второй построенный им подобный экземпляр был впервые в мире оснащен гусеничным шасси.

В Риге Пороховщиков начал работу над самой известной своей конструкцией – танкеткой, которой в дальнейшем будет суждено стать первым русским танком «Вездеход». Изобретатель подчеркивал, что хотел создать машину, которая будет помогать пехоте при ведении боевых действий. В отличие от обычного бронированного автомобиля творение Пороховщикова было поставлено на широкую гусеницу, что должно было позволить ей двигаться по бездорожью.

Конструкция первого российского танка. Фото: Commons.wikimedia.org

В начале Первой мировой войны, в августе 1914 года, машина была готова. В январе следующего года поступило распоряжение собирать и испытывать танк в Риге.

На несущую стальную раму установили три опорных и один направляющий каток и натягивающий барабан на верхнюю ветвь гусеницы. С обеих сторон рамы установили по одному колесу. На твердых почвах «Вездеход» опирался на задний, ведущий, барабан и на управляющие колеса. На рыхлых же колеса зарывались в грунт, в ход вступала вся поверхность гусеницы. Широкая гусеница обеспечивала низкое давление на грунт, а это давало высокую проходимость.

18 мая 1915 года Пороховщиков испытал свою машину в пробеге по хорошей дороге на гусенице, переход на колеса при этом не производился. При испытании её скорость достигала 25 км/час, чего не достигали первые зарубежные танки. После небольших доработок решили провести официальную демонстрацию пока еще безоружного «Вездехода», которая состоялась 20 июля 1915 года.

Экипаж состоял из двух человек – водителя и командира, бывшего также пулеметчиком. В моторном отсеке был установлен 20-сильный автомобильный мотор.

Необычной была броня. Она была сделана многослойной: сверху лежал двухмиллиметровый стальной лист, затем – амортизирующая прослойка из морской травы и затем – второй стальной лист. Общая толщина брони составляла 8 миллиметров. Конструкция позволяла в будущем сделать «Вездеход» плавающим, что и обещал государству изобретатель, только выполнить этого не смог.

Комиссия, принимавшая машину, отмечала полезные свойства «Вездехода», но нашла также и немало недостатков, в числе которых малая проходимость по рыхлому снегу, сложность поворота и проскальзывание ленты. Даже от представленного и доработанного варианта «Вездеход-2» в Главном военно-техническом управлении отказались, а после революции свернули все работы по русским танкам.

Конструктор-шпион

В 1917 году в мастерской Пороховщикова в Петрограде, преобразованной в завод, выпускали самолеты иностранных марок и учебный биплан. После революции талантливый конструктор национализировал свой завод, передав его государству. В роли пилота он сражался в Красной армии, стал советским военным летчиком и продолжил свою конструкторскую деятельность.

Доработанная версия танка Вездеход. Фото: Commons.wikimedia.org

Пороховщиков до самой своей смерти отстаивал ту точку зрения, что именно он является разработчиком первого во всем мире танка. Боевой дебют этих машин произошел в битве на Сомме в сентябре 1916 года. В статье в одной из газет Пороховщиков утверждал, что построил подобный западным аналогам танк на два года раньше. Впрочем, авторство первой в мире такой машины по сей день приписывается Англии.

После нескольких лет работы Пороховщиков был репрессирован. Изобретатель попал в соловецкий концлагер, где проектировал гидросооружение для Беломорканала. После освобождения он трудился в гидропроектных организациях Москвы. Перед Великой Отечественной войной его перевели в Автобронетанковое управление РККА.

В октябре 1940 года создателя первого российского танка обвинили в шпионаже и антисоветской агитации, а 28 июля 1941 года Пороховщикова расстреляли. Одного из самых талантливых российских инженеров реабилитировали лишь в декабре 1955 года.

www.spb.aif.ru

Первый русский танк – каким он был? — История России

Советский танк Т-34 был признан лучшим танком Второй мировой войны. Все последующие разработки наших конструкторов и инженеров вызывают неподдельную гордость.

Но вот с чего все начиналось? Первая мировая война наполнила поля сражений английскими, французскими и немецкими танками. А где были наши конструкторы и производители?

Оказывается, они тоже не сидели на месте и предлагали свои варианты этой грозной техники. 18 мая 1915 года состоялись первые испытания боевой машины, разработанной молодым инженером Александром Пороховщиковым. Она получила название «Вездеход».

В 1914 году Пороховщиков отнес проект боевой гусеничной машины в Ставку Верховного Главнокомандующего русской армией. В целом проект одобрили, и через год появился опытный образец. Броня новой машины была многослойной, практически такая броня начала внедряться только через 50 лет.

К началу 1917 года Пороховщиков усовершенствовал свое детище, назвав его «Вездеход-2». На танке размещалось уже четыре пулемета. Но, к сожалению, власти посчитали, что такая машина недостаточно совершенна, и свернули финансирование.

Пока царские чиновники решали вопрос, быть или не быть первому русскому танку, со вторым вариантом «Вездехода» ознакомился Луи Рено, владелец крупнейшей во Франции автомобилестроительной компании. Сначала французам не понравился данный проект, но в дальнейшем они использовали «Вездеход» в качестве прототипа уже для своего производства. Так появился танк Renault FT-17, ставший самым массовым танком Первой мировой войны.

А об истории создания Т-34 при поддержке Российского военно-исторического общества снят фильм «Танки» («Увидеть Сталина») с Андреем Мерзликиным в роли легендарного конструктора Михаила Кошкина. Картина выйдет на экраны весной 2018 года.

histrf.ru

Самый первый танк в мире – мифы и реальность

  • Подписаться
  • Лента публикаций
  • Последние публикации
  • Лучшие публикации
    • за все время
    • за полгода
    • за месяц
  • Категории
    • Города и страны
    • Здоровье
    • Изобретения
    • Интересные факты
    • История
    • Космос
    • Наука
    • Природа
    • Рекорды
    • Технологии
    • Человек
Наука и техника Подписаться

vseonauke.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *