Кинжалы средневековья.: andrewbek_1974 — LiveJournal
Кинжал один из самых старейших видов клинкового оружия. Но особого расцвета кинжал достиг в эпоху высокого средневековья и ренессанса. Уже начиная с начала 13 века кинжал обязательно входит в снаряжение каждого рыцаря, а начиная с начала 14 века становится распространенным и среди остальных слоев населения. Особенно среди городских жителей. Но не смотря на огромное количество разнообразных кинжалов существовавших с 13 по 18 век все они входят в строгие рамки всего пяти типов.1. БАСЕЛАРД. Кинжал швейцарского происхождения. Распространен с середины 13 по конец 16 века.
И его более поздний подтип кинжал Гольбейна.
Об этом виде кинжала можно прочитать тут http://mihalchuk-1974.livejournal.com/70592.html
2. БАЛЛОК. Еще называемый «мужской» кинжал. Если вы посмотрите на некоторые весьма характерные рукояти кинжалов такого типа, эпитет «мужской» не удивит вас не разу :-). Не зря по-русски его иногда называют «кинжал с яйцами». Отличительный признак баллока два круглых выступа на гарде. Наибольшее распространение баллок получил с 1300 года и вплоть до конца 17 века.
Именно к этому типу относятся знаменитые шотладские кинжалы ДИРК
3. КВИЛОН. Представляет из себя сильно уменьшенную копию романского или готического меча. Судя по Библии Матиевского этот тип кинжала был прекрасно известен уже в середине 13 века.
Этот тип кинжала просуществовал во многих вариациях с начала 13 века, и вплоть до начала 18 века. Говоря КИНЖАЛ — люди чаще всего представляют себе в воображении именно квилон. Вот например, эталонный квилон-дага 17 века:
4. «Ушастый» кинжал. Кинжал итальянского происхождения имел своеобразную рукоять, с двумя выступами, эдакими «ушками». Они крепились вместо навершия, сперва параллельно, а затем все с большим и большим углом друг ко другу.
Место между ушами стало точкой упора большого пальца, в случае так называемого «обратного хвата» – когда клинок выходит из кулака со стороны мизинца. Таким образом, удар с упором большого пальца становился особенно сильным — кинжал как бы вколачивали в цель.
5. Рондельный кинжал. Или просто рондель (франц. — диск) это вид кинжала с двумя дисками вместо навершия и гарды. Эти-то диски и дали название оружию. Именно к такому типу кинжала относились знаменитая мизерикордия — «кинжал милосердия».
Некоторые исследователи выделяют в отдельный вид СТИЛЕТ, другие же относят стилет к подвиду квилона. Стилеты (итал. stiletto от лат. stilus — «палочка для письма») получили широкое распространение позже других видов средневековых кинжалов. Их расцвет пришелся на 15-17 века.
И уважаемые друзья — вопрос. Надо ли писать про виды кинжалов подробно, или вас удовлетворит такая справочная информация?
andrewbek-1974.livejournal.com
Ножны для бытового ножа 13-14 века
Небольшой нож в ножнах был важной деталью средневекового костюма, как мужского, так и женского. В основном такие ножи использовали при еде или как универсальный инструмент. Формы как ножей, так и ножен были весьма разнообразны, но одной из самых интересных на мой взгляд являются формованные ножны 13-14 века, закрывавшие часть рукояти ножа. Много таких ножен было найдено при раскопках в Лондоне.Вот как описывает Джейн Ковджил (Jane Cowgill) технологию изготовления ножен в книге «Knives and Scabbards» («Ножи и Ножны») из серии «Археология средневекового Лондона». Хотя именно эта книга использовалась как основной источник, в ходе работы стало понятно, что автор приведенного отрывка не провел ни одного натурного эксперимента, а технологический процесс реконструирован не совсем правильно.
«Ножны делались из выделанной кожи. Внешняя сторона кожи называлась лицевой, или лицом, внутренняя – мездрой. Все ножны пошиты лицевой стороной кожи наружу, поскольку эта сторона более прочная и водостойкая. Для усиления водоотталкивающих свойств на кожу могли наносить защитное покрытие из жиров или масел.
Ножны обычно делали из одного куска телячьей кожи толщиной примерно в 2 миллиметра. Похоже, что это была стандартная кожа для ножен, поскольку в 1350 году Гильдия Ремонтников (Furbishers), которые занимались ремонтом и восстановлением доспехов, оружия и одежды) запретила использование какой-либо другой кожи для ножен. Только двое ножен из лондонских находок были сделаны из другой кожи, одни из воловьей, другие из козлиной или овечьей. В Лейчестере большинство средневековых ножен тоже были сделаны из телячьей кожи, но попадались и сделанные из овечьей.
Форма ножен отражает их назначение. Они часто делались асимметричными, выгнутая сторона повторяла форму лезвия. При этом верхняя часть, охватывающая рукоять, была примерно одинаковой по длине, менялся размер только чехла для самого клинка. Эта форма оставалась неизменной с конца 12 по 15 век.
Шестнадцать ножен сделаны с подкладкой, в четырех вшиты дополнительные внутренние ножны (для маленького ножа), а в двух случаях у ножен присутствуют как подкладка, так и дополнительные ножны. Самые ранние примеры примеры таких комбинированных ножен датируются концом 13-го века. Для их пошива использовалась или телячья кожа плохого качества (например, с живота), или тонкая овечья/козья кожа.
Ножны скорее всего сшивались в мокром виде на болванке. Швы могли проходить в разных местах, но чаще всего они расположены посередине на внутренней стороне ножен. Для сшивания скорее всего использовалась льняная нить. Сшивали в одну, но чаще в две нитки, поскольку в последнем случае получается более аккуратный и прочный шов…Расстояние между стежками иногда было 3-4 миллиметра, иногда достигало 10-12. Средняя длина стежка составляла 5-7 миллиметров»
Процесс изготовления ножен по Ковджилл выглядит так:выкройка заготовки, размачивание заготовки, нанесение орнамента на заготовку, оборачивание заготовки вокруг болванки или ножа, пробивание отверстий под нить и наконец сшивание (не снимая с болванки), при этом на всех стадиях кожа должна была оставаться мокрой и эластичной. Мне кажется, что такое усложнение искусственно и вызвано неверными представлениями о сложности раскроя, заставившими Ковджилл предположить, что выкройка ножен подгонялась по месту. Между тем, благодаря эластичности кожи, даже при отсутствии опыта можно сделать вполне историчные ножны гораздо более простым и естественным способом: выкройка заготовки, подгонка заготовки, сшивание заготовки, формование ножен, пропитка воском, орнаментация.
Жизнеспособность такой технологической схемы каждый легко доказать экспериментально, заодно сделав себе красивые и историчные ножны.
Материалы и прототипы
Схема ножа с диском — «подпятником»
Сама конструкция ножен и орнамент делались по мотивам ножен номер 475 из раскопок в Лондоне, с некоторыми изменениями: секция для рукояти была удлинена по сравнению с прототипом в три раза, а на чехле для лезвия удалось обойтись без дополнительно шва у острия.
Для изготовления ножен использовалась кожа толщиной 2 миллиметра, выделанная промышленным способом. Необходимо учитывать, что свойства кожи, выделанной промышленным способом значительно отличаются от свойств кожи выделанной с помощью естественных дубильных веществ. В частности, даже после погружения в кипящую воду «промышленная» кожа не сжимается и не «дубеет», и получить жесткие ножны скорее всего не удастся. С другой стороны, даже «промышленная» кожа достаточно хорошо тянется в мокром виде и поддается формовке, пропитке и последующей орнаментации.
Так как кожу чаще всего достают по случаю и через третьи руки, прежде чем приступать к раскрою заготовки ножен, настоятельно рекомендую проверить, как она поведет себя при размачивании и высыхании на небольшом кусочке – чтобы потом не было мучительно больно за безнадежно ссохшиеся ножны.
Ножны номер 475 (Лондон 14 век)
Инструменты и материалы весьма незамысловаты и доступны: кусок кожи достаточного размера, нож для раскроя, шило для прокалывания отверстий, дратва, прочные иглы, подкладная доска на которой можно кроить и прокалывать кожу и которую можно использовать как пресс, тиски (хотя можно обойтись и без них) и кусок воска.
Выкройка
Выкройка делалась симметричной в расчете на то, что форма будет придана уже после того, как ножны будут сшиты. В ней четко выделены две части: чехол для клинка и для рукояти. Если форму чехла для клинка определить довольно просто – достаточно обвести клинок, добавить напуск на толщину обуха и миллиметра 3-4 с каждой стороны на шов, с частью, закрывающей рукоять придется немного повозиться.
Проще всего измерить охват рукояти в двух местах — у пятки клинка и в месте, где будут кончаться ножны, кожаным шнурком и отмерить эту величину на выкройке, добавив припуск. В данном случае припуск должен быть больше, чем для лезвия, потому что с задней части ножен обычно проходили ремешки для крепления ножен к поясу, продернутые через отверстия в коже ножен.
Выкройка ножен
Вообще, при выкройке заготовки разумеется лучше взять запас побольше, и отрезать лишнее уже после того, как заготовка будет вырезана и ее можно будет обернуть вокруг ножа, и не слишком расстраиваться, если первая попытка окажется неудачной.
Здесь же следует упомянуть о том, что нанесение орнамента на этом этапе абсолютно нецелесообразно, потому что почти наверняка он будет поврежден или искажен в процессе формовки, когда форма размоченной заготовки сильно меняется. Поэтому орнамент должен наносится (и скорее всего наносился) после формовки и пропитки кожи, а не до этого.
Сшивание заготовки
Шов «в две нитки»
После того, как была вырезана и подогнана заготовка, в ней аккуратно шилом пробиваются отверстия для сшивания. Ножны сшивали различными способами – в одну или две нитки, встык или через край. Я сшивал заготовку в две нитки, и шов получился действительно ровный, аккуратный и прочный. Но в отличии от технологии, описанной у Ковджилл, пробивание отверстий и сшивание проходило ДО ТОГО, как заготовка была размочена и начата формовка, и это на мой взгляд правильнее, поскольку если ножны формуются на «своем» ноже проколоть дырки для нитки, не повредив рукоять, невозможно, а если для формовки используется «стандартная» деревянная болванка, ее можно будет выбрасывать после изготовления двух-трех ножен – явно нерациональный расход материала.
Сшитые ножны
Формовка
Формовка – самый интересный и ответственный этап. Я формовал ножны, просто размочив сшитую заготовку в теплой воде. Возможно, что для кожи, обработанной естественными дубильными веществами, интересные результаты даст погружение на 20-30 секунд в кипящую воду (при этом кожа должна сжаться и задубеть), но в этом случае напуски должны быть гораздо больше, а результат трудно предсказуем.
Перед началом формовки надо или сделать деревянную копию ножа, или подготовить сам нож для использования в качестве болванки. В последнем случае, чтобы влага не испортила рукоять и клинок, деревянную рукоять необходимо тщательно пропитать воском, а клинок покрыть воском и обмотать изолентой. Обмотка клинка необходима не только для того, чтобы клинок не заржавел, но и для того, чтобы он не порезал ножны при формовке и свободнее ходил в ножнах после того, как формовка будет закончена и изолента снята. Мне кажется, что и средневековые ножны скорее всего формовали похожим способом на «родном» ноже, а не на болванке, используя вместо изоленты, например, хорошо провощенную льняную тряпочку.
Сшитые ножны перед формовкой
Заготовка размачивается в теплой воде 20-30 минут. После этого она натягивается на нож так, чтобы шов проходил посередине тыльной стороны. Если заготовка сшита правильно, нож будет входить с незначительным усилием, но если же нож входит очень туго или вообще не хочет влезать в заготовку, лучше выбросить ее и сделать новую – все равно в этом случае после высыхания кожи достать нож, не разрезав ножны, будет очень сложно. Торопиться не надо, потому что даже если кожа чуть подсохнет, ее всегда можно размочить заново.
Особое внимание на этом этапе надо уделить рукояти. Если она входит впритык, лучше прорезать дырки для крепежных ремешков и вставить их прямо сейчас, чтобы эластичная кожа растянулась вокруг них. Кстати, эластичность кожи позволит сформировать аккуратный кончик даже для несимметричного клинка.
После того, как нож вставлен, шов выровнен и ремешки подогнаны, ту часть ножен, в которой находится клинок, надо поместить под пресс, например зажав в тисках между двумя дощечками или положив на стол, придавить сверху гладкой доской под грузом.
Все — теперь нужно оставить нож на 8-10 часов, чтобы дать коже высохнуть.
Сшитые ножны с вставленным ножом перед прессованием
После высыхания ножен надо достать из них нож, снять с него изоленту и несколько раз вставить и вынуть нож, чтобы «разработать» ножны. Если все было сделано правильно, нож будет входить плотно, но не туго.
Пропитка
Скорее всего пропитка была обязательной операцией для большинства ножен, и весьма вероятно что пропитывались ножны не «жирами и маслами», а воском. Дело в том, что для пропитки воском ножны необходимо нагреть, что позволит выпарить остатки влаги. Кроме того, пропитанная воском кожа лучше «держит» продавливаемый орнамент.
Ножны можно нагревать, например, над газовой плитой, не вынимая из них ножа (разумеется, если его клинок не представляет исключительной художественной ценности) Нагретое лезвие прогреет ножны изнутри и поможет сохранить и распределить тепло. Однако часть влаги сконденсируется на клинке, поэтому нож придется несколько раз вынуть и обтереть клинок сухой тряпочкой.
Итак, ножны равномерно разогревают до не очень высокой температуры – достаточной, чтобы растопить воск и не обжечь саму кожу — и равномерно промазывают воском. Разогретая кожа очень хорошо впитывает воск и операцию придется повторить неоднократно. Теоретически, должен наступить момент, когда воск больше не впитывается, но я до этой стадии так и не дошел.
Украшение
Самый ответственный этап – украшение ножен узором или рисунком. Как пишет Маргрета де Неергаард (Marghrete de Neergaard) в главе, посвященной украшениям средневековых ножен, «с середины 13-го века на многих украшенных ножнах появляются зооморфные изображения, созданные с помощью какого-то тупого инструмента, часто на фоне из небольших штампованных кружков». В качестве «тупого инструмента» я использовал обыкновенную отвертку, а «небольшие штампованные кружки» продавливались обычным механическим карандашом без грифеля. Разумеется, при нанесении рисунка нож из ножен не вынимался.
Декоративные штампы ножен из раскопок в Лондоне
Как уже говорилось, провощенная кожа очень хорошо сохраняет такой орнамент. Для украшения можно воспользоваться и небольшими штампами, например в виде лилий, львов, групп точек или даже надписей. Вопреки мнению де Неергаард, считающей что «кожа украшалась [штамповкой] когда она была плоской и мокрой, иначе сложно было бы добиться равномерного штампованного узора и проштамповка была бы неровной» такой штампованный орнамент скорее всего наносился на ножны и ПОСЛЕ формовки и пропитки. Нанести орнамент в нужное место на выкройке до формовке практически невозможно, да и не нужно – если можно продавливать узор на ножнах с вложенным внутрь ножом, что вполне возможно для провощенной кожи.
Нож в ножнах
Нож и ножны — оборотная сторона
http://tgorod.ru/www.catraider.com
Бой ножом в средневековой Европе
Первые фехтовальные трактаты появились в Европе уже в 13 веке. Они были написаны по-немецки, писались от руки и распространялись в тех странах, где говорили по-немецки. Поэтому средневековье часто называют золотым веком Fechtbuch (учебник фехтования). Только в 16 веке, вместе с началом использования рапиры и появлением итальянской школы, эта ситуация изменилась в пользу итальянских мастеров.
Наиболее известной книгой о средневековом боевом искусстве является «Talhoffers Fechtbuch«, написанная Хансом Тальхоффером. Она содержит двести семьдесят таблиц с рисунками, на которых изображены способы ведения боя разным средневековым оружием, на коне и пешим, а так же приемы рукопашного боя.
Отдельный раздел (двадцать таблиц) посвящен бою средневековым стилетом. Те, кто сегодня изучает бой ножом, увлекшись фехтованием и филиппинскими БИ, будут разочарованы, если надеются найти в этой книге какие-то «интересные мысли» или хитрые «штучки». Техники, описанные Тальхоффером, на первый взгляд не имеют ничего общего с тем, что мы называем «Высоким Искусством». Большинство представленных там техник проводятся на ближней дистанции и в захвате, клинче. Найдем мы здесь болевые рычаги и узлы на локоть, плечо и запястье, которые проводятся с помощью стилета и без него, разного рода зацепы и броски, и даже удушения — одним словом, это скорее борьба с помощью ножа, чем фехтование на ножах.
Теперь давайте займемся более серьезно этим текстом и анализом размещенных в нем техник. Если говорить о хвате оружия, то на гравюрах преобладает хват клинком вниз, т.н. «реверсный», хотя встречаются уколы и некоторые другие техники, которые проводятся на прямом, «форхэндовом», хвате. Часто используется так же так называемый «двойной хват» — одна рука на рукояти, а другая на клинке, что сегодня практически не встречается.
Техники атаки, показанные на гравюрах, это преимущественно укол по линии 1-2 (хват «реверсный») и укол-тычок по линии 5 (хват как «реверсный», так и «форхэндовый»).
Из оборонительных техник очень характерными являются верхний и нижний «щит» (schild), т.е. защита, выполняемая тем «двойным хватом», что упоминался выше. Основывалась она на подставке горизонтально расположенного стилета под удар по линии 1 и 2 (верхний щит) и 5 (нижний щит), а с нее могли выходить выворачивание запястья и разоружение противника.
Другой часто используемой техникой были «ножницы» — тоже двойной хват, но руки скрешены, как при крестообразном блоке дзюдзи-уке. Служила она для блокировки, выворачивания руки после парирования и смене хвата на «двойной», а также для душений и бросков. Крестообразный блок выполняли также, держа стилет только в одной руке, а после блока такими «ножницами», как пишет Тальхоффер, появляется возможность парировать либо перехватывать как одной, так и другой рукой.
То, что фехтование пятнадцатого века не было примитивным «мочиловом», мы понимаем, изучая книгу «Flos Duellatorum» итальянского мастера Fiore Dei Liberi, написанную в 1410 году. Трактат этот, правда, показывает только использование стилета, как оружия для левой руки, и как средство против вооруженного мечом противника, а не стилет против стилета, но внимательный анализ всей книги, в том числе той ее части, что посвящена фехтованию мечом, делает ее интересной и для любителей ножевого фехтования. Оказывается, люди того времени располагали целой гаммой средств, которые мы сегодня определяем словом «trapping», столь характерных для филиппинских боевых искусств или вин-чун.
В книге «Flos Duellatorum» мы находим:
- «checking hand» — при парировании стилетом атаки противника, а так же при сокращении дистанции
- «pak sao» с одновременной атакой по линии 1
- «двойной «pak sao» с той же атакой
- «foot trapp», только наступая на конец меча, а не на стопу, как принято сегодня в Кали или Джит Кун До
О том, что попытки овладеть вооруженной рукой противника в том фехтовании были нормой, а не чем-то исключительным, могут свидетельствовать такие книги, как «Uber die Fechtkunst und den Ringkampf» 1538 года, «Der Altenn Fechter anfengliche Kunst» 1529 года, или хотя бы «Codex Wallerstein» второй половины 15 века. Во всех этих трактатах мы найдем техники, характерные для «trapping range».
Средневековым фехтовальщикам известны были также использование против атакующего острия его же собственного оружия, примеры чего можно найти в «Gladiatoria» и «Codex Wallerstein«. Использовались так же повороты корпуса, как уход с линии атаки — в «Flos Duellatorum» это помогает защититься от укола мечом по линии 5, а в «Der Altenn Fechter anfengliche Kunst» от укола ножом по той же линии.
Удивил меня факт, что в большинстве доступных мне трактатов порезы — как по внешней стороне атакующей руки, так и по внутренней, — практически не рассматриваются. Единственный Fechtbuch, в котором попалась пара гравюр с порезом запястья, был «Solothuner Fechtbuch«, остальные авторы того времени обошли молчанием эту технику. Порезов на шею или затылок я вообще не нашел, хотя во многих ситуациях они просто сами напрашиваются.
Может, это произошло из-за формы средневекового стилета? В те времена его использовали как «запасное» оружие, дополняющее копье, алебарду, меч или топор, и служил он для ближнего боя. Более серьезное значение он приобрел только с развитием защитного снаряжения. В 12 и 13 веках появились «misericordiae» (по-немецки Gnadgott или Panzerstecher) — тонкий стилет с трех-четырехгранным клинком, без острого конца, который служил для «последнего удара», проникая сквозь кольчугу, глазницу в шлеме или щели между плитами доспеха. Примеров такого использования стилета найти можно много, и порезы таким оружием запястья не имели бы смысла. Отсутствие режущего края объясняет также использование «двойного хвата» в ножницах, щите или некоторых болевых приемах и бросках.
Ага… на иллюстрациях в большинстве трактатов показан «Rondel Dolch», иначе «Rondel Dagger», а у него как раз клинок был острый…
С этой проблемой я обратился к членам общества Freifechter, которые занимаются реконструкцией средневекового фехтования на основе дошедших до нас трактатов. Полученный ответ объяснил, по-крайней мере частично, средневековое предпочтение уколов при использовании стилета. В кратце, и по пунктам:
- укол легче, чем порез, проникает сквозь несколько слоев одежды
- укол вызывает более опасные раны, чем порез
- резаные раны и в те времена умели достаточно неплохо лечить, а чего нельзя сказать о колотых ранах
- укол можно выполнить быстро и с огромной силой, т.е. быстро вбить стилет в тело, выдернуть его и сражаться дальше
- хват «реверсный», который доминирует в «fechtbuch», позволяет удобно колоть, но не резать. Для порезов больше подходит хват «форхэндовый», зато «реверсный» позволяет удержать оружие в руках даже при мощных ударах, и удобна при разного рода болевых
Что касается «двойного хвата», то, оказывается, что такие техники, как щит или ножницы, можно выполнять даже острым стилетом. Оружие ранит только при режущем движении, а когда его сделать, решает сам хозяин.
Трудно не согласиться с этими аргументами… Уколы всегда более опасны, чем порезы, особенно, когда мы имеем дело с противником, одетым в толстый кафтан, не вспоминая уж о таких элементах средневекового «костюма», как кольчуга или броня.
Если предположить, что стилет действительно использовался, как оружие для боя на ближней дистанции (а большинство гравюр представляют именно такую ситуацию), то хват «реверсный» идеально подходит для такого варианта боя.
Остается вопрос, почему ни в одном из доступных трактатов не нашлось порезов горла или шеи противника? Ведь на ближней дистанции при таком хвате они проводятся довольно легко… Может, авторы просто обошли вниманием техники «простые и очевидные», известные современникам по бою на мечах, и сконцентрировались на более сложных вещах, таких, как grappling?
Не имею понятия.
Резюме.
Изучая средневековые фехтовальные трактаты, приходишь к выводу, что по крайней мере на «немецкоязычной» территории царил единый стиль боя, характерный мощным хватом оружия, предпочтением уколов над порезами, а так же разнообразием техник разоружения и борьбы в захвате. Корни многих приемов и боевых принципов, известных нам сегодня, например, из филиппинских стилей, найти можно в средневековой Европе.
Chris перевод статьи с польского : Syrin
P.S: от себя решил приложить к этой статье 3 скана упоминавшихся здесь книг:
- Hans Talhofer Fechtbuch 1459 (30Mb, pdf)
- Codex Wallerstein (8Mb, djvu)
- Gladiatoria 1450 — La Scherma Dei Cavalieri (7Mb, pdf)
Post Views: 43
steel-knife.ru
Ножи XIX В.. Охотничье оружие. От Средних веков до двадцатого столетия
Одновременно с распространением цивилизации в Европе потребность в ношении универсального ножа практически сходит на нет, и охотничий нож превращается в специализированный инструмент. Иная ситуация сложилась в Новом Свете, где американские и канадские поселенцы продолжали вести жизнь полную опасностей и необходимости защищаться от разных врагов, как людей, так и животных. Поэтому производители ножей в таких центрах, как Шеффилд в Англии, Шательро и Тьер во Франции и Золинген в Германии, теперь сконцентрировались на новых странах, возникших по ту сторону Атлантического океана.
Часть изготовленных ими изделий предназначалась в качестве подарков индейским племенам, к началу XIX в. такие компании, как Гудзонская, изготавливали для этих целей различные по качеству типы ножей: богато украшенные, где заказчик выбирал форму и отделку рукоятки, с накладками из рога, дерева или меди; обдирочные, или скорняжные, с рукоятками из рога или красного дерева; большие главные ножи с остроконечными колющими лезвиями, напоминающие ножи из охотничьих комплектов XVII в.
Рис. 23. Охотничьи ножи из Каталога 1901 г. «Х.Г. Лонг и компания». Шеффилд. Крайний справа – «зеленый речной нож»
В основном изделия изготавливались в Шеффилде компанией Джукса Кулсона, на них ставилось соответствующее клеймо предприятия с изображением лисы. Подобные прямые мясные, обдирочные или охотничьи ножи также изготавливались и в самой Америке начиная с 30-х гг. XIX в. фирмой Джона Рассела, находившейся на Грин-Ривер, в Гринфилде, Массачусетс. Чтобы привлечь покупателей, названия фирм проставлялись на лезвиях, и вскоре ножи с Грин-Ривер стали настолько известны и ценились так высоко, что шеффилдские ножовщики оказались вынужденными проставлять свои собственные штампы вместе с выгравированными именами. Фактически ножи с Грин-Ривер продолжают изготавливать и сегодня (рис. 23).
В 30-х гг. определенный стимул в изготовлении ножей возник в связи с ношением на поясе длинных охотничьих ножей типа боуи. Их назвали по охотничьему ножу, изобретенному солдатом по имени Джеймс Боуи (1795- 1836). Хотя трудно установить точное происхождение конструкции ножа, само название боуи стало употребляться по отношению ко всем большим однолезвийным ножам, которые можно было использовать для сражений, охоты, очистки земли, рубки дров. Оригинальные ножи изготавливались американскими кузнецами в районах Миссисипи, Арканзаса, Луизианы и Техаса.
Ножи отличались следующими особенностями. Лезвия обычно заканчивались ложным концом, варьировались по длине, составлявшей от 9 до 15 дюймов, и доходили до 2 дюймов в ширину. Гарда представляла собой металлическую полосу, иногда согнутую в виде буквы S, прямой формы захваты изготавливались из дерева, кости или рога.
После того как нож типа боуи прочно закрепился в своих правах, английские ножовщики начали экспортировать свои собственные модели. Так, Джордж Вольстенхольм, основатель завода Вашингтона в Шеффилде, оказался одним из первых, кто отправил английские ножи боуи со своей торговой маркой в виде знаков IXL. Другие шеффилдские фирмы, в частности Джозеф Роджерс с сыновьями, В. и С. Батчеры, компания Ибботсона, оказались достаточно подвижными и смогли присоединиться к торговым операциям. Некоторые изготовители также использовали похожие цифровые отметки типа «NON XL I» и «XCD».
Поскольку каждый производитель находился в постоянном поиске покупателей, это коснулось и изготовления и оформления рукояток. Начинали использоваться новые материалы, большинство природных материалов, таких как дерево, рог, кость обычная и слоновая, заменялись прессованным рогом, целлулоидом, гуттаперчей, пока в конце концов все они не были заменены синтетикой.
Конечно, для ножей экстра-класса использовались накладки из серебра, немецкого нейзильбера и других сплавов. Чтобы приковать внимание потенциальных покупателей, особое внимание обращали на отделку, гравировались охотничьи сценки, патриотические мотивы и лозунги («Америка – земля свободных»). На лезвиях появлялись имена и названия компаний: «Американский охотничий нож», «Охотничья компания», «Надежная защита», «Для кабанов и буйволов».
Английские производители стремились попасть не только на американский рынок. Обширные и разнообразные колонии Британской империи манили к себе викторианских охотников. Их воображение распаляли книги писателей-путешественников, таких как сэр Самуэль Бейкер, Гордон Каннинг и Х.А. Ливсон (Старый Шекари). Бесчисленные отставники и состоятельные любители отправлялись охотиться на разнообразную живность, обитавшую в самых различных ареалах: на горных террасах, в ближних джунглях, на бесплодных равнинах и в горах.
Старый Шекари в своих «Ценных советах охотникам и путешественникам» (Лондон, 1874) стремился, чтобы его читатели отправлялись на охоту полностью экипированными, независимо от того, сколько весила их амуниция. Он рекомендовал надевать охотничий пояс (рис. 24), на который кроме огромного пистолета и полевого бинокля надо было подвесить подсумки для патронов, охотничий и разделочный ножи от Торнхилла с лондонской Бонд-стрит. По его словам, этот разделочный нож имел такое прочное лезвие, что им можно было разрубить доллар. Для закалывания свиньи он советовал удобный охотничий нож с семидюймовым лезвием, который следовало носить на поясе сзади, чтобы при необходимости его легко можно было достать (рис. 24).
С ножом Старого Шекари во многом схож образец, изобретенный примерно в 1860 г. Генри Шекспиром, который изготовили Уилкинсоны из Лондона. Правда, у него нет гарды, имеется только плоский наборный захват. В своей книге «Дикая охота в Индии» (Лондон, 1862) Шекспир описывает его примерно следующим образом: «Порядка 7 дюймов длиной, примерно полтора дюйма шириной в области лезвия, частично обоюдоострый, сужающийся к концу, максимально остро наточенный. В ножнах имеется пружина, которая удерживает лезвие. Когда нож нужно использовать, пружину нажимают мизинцем, одновременно захватывая рукоятку». Отметим, что именно такой нож описывает и рекомендует капитан Дж.Х. Болдуин в своей «Большой и малой дичи в Бенгалии» (Лондон, 1883).
Рис. 24. Охотничий пояс с аксессуарами. Из книги Старого Шекари «Ценные советы охотникам и путешественникам» (1874)
Конечно, можно иронически отнестись к списку оружия, которым стремились воспользоваться охотники викторианской поры, но, поскольку лагерная жизнь того времени не отличалась такими же удобствами, какими пользуется охотник во время современного сафари, охотнику почти наверняка грозило близкое столкновение с животными. В цейлонском разделе Колониальной и Индийской выставки, проводившейся в Лондоне в 1886 г., выставлялись леопарды, убитые мистером Р. Бишампом-Дауналом из Барнесс-Холл с помощью охотничьего ножа во время охоты на лося вместе со сворой гончих.
Более известный своими охотничьими подвигами сэр Самуэль Бейкер хвастался, что убил 400 оленей с помощью ножа или только при поддержке собак. Он описывает свои деяния в книге «Ружье и гончая на Цейлоне» как «тяжелый, но благородный вид спорта, когда пользуются только охотничьим ножом, бесспорно ради того, чтобы почувствовать специфику охоты на дичь. Возможно также охотиться на лося, оленя, кабана или леопарда, и по-прежнему нож и добрая гончая помогут тебе прежде всего».
Его любимый нож изготавливался из усеченной широкой шотландской сабли (со штампом Андре Фаррара), составлявшей 1 фут и 6 дюймов в длину и 2 дюйма в ширину, примерно фунт веса, обоюдоострой и заточенной как ланцет. Однажды именно таким ножом он остановил разъяренного кабана, бросившегося на него, четко ударив его в спинной хребет и плечо, пройдя до жизненно важных органов.
Только со своим ножом охотился на дикого кабана португальский охотник по имени Дж.П. Фалькао. Обычно он прыгал на спину вепря, хватал его за жирный загривок, а затем погружал свой охотничий нож между первым и вторым ребром. Обычно он использовал изготовленный в Шеффилде боуи уже описанного нами типа. Потребность в нем оказалась настолько велика, что местные оружейники, всегда готовые скопировать европейское оружие, представили свою собственную линию охотничьих ножей.
Среди них самыми популярными оказались ножи типа боуи, изготовленные в Южной Индии фирмой «Арнахалум и компания», причем настолько искусно, что их даже принимали за американские изделия. Мастера подписывали свои лезвия «ARNACHELLAM SALEM». Любопытную характеристику дает в «Индийском и восточном оружии» (1896) Эгертон, который называет этих индийских мастеров «самыми известными оружейниками во всей Индии за последние пятьдесят лет».
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
hobby.wikireading.ru
Вопросы реконструкции и скрамасакса в том числе. Часть 2
В первой части статьи о скрамасаксах я впервые опубликовал одну из первых реконструкций в масштабе 1:1. Во второй части моего рассказа о реконструкции средневекового оружия и бытовых ножей того же хронологического периода, но уменьшенных в 3,33 раза я опишу в этой статье.
Речь пойдёт о реконструкции миниатюрного холодного клинкового оружия раннего средневековья с 7 по 11 века. Тридцать лет назад, когда я активно изучал оружиеведение раннего средневековья, у меня не хватало времени на воспроизведение реконструкций клинкового оружия в полном комплекте, то есть, меч и ножны, скрамасакс и ножны, и ножи ножны. Слишком велико было разнообразие образцов, и каждый хотелось видеть в объёме, даже если это уменьшенная копия.
Поэтому вместо полной реконструкции ножен я изготавливал деревянные вкладыши, которые впоследствии можно было использовать для реконструкции ножен на каждый образец. В то (советское) время, как и сейчас я стараюсь не конфликтовать с законом. Тогда, в семидесятые – восьмидесятые годы, изготовить копию средневекового меча или скрамасакса было достаточно рискованно. Поэтому я увлёкся реконструкцией холодного оружия в миниатюре.
В этой статье я расскажу о трёх общеевропейских мечах разного периода использования, об одном скрамасаксе, одном лангсаксе и поясном ноже. То есть всё, что представлено на первой фотографии. Время бытования или использования скрамасакса было достаточно продолжительным. В этой статье я опишу только скрамасаксы и мечи, которые использовались в эпоху викингских походов. Это Вендельский период (550 –793гг.) и период наибольшей активизации походов викингов в 9 – 11 веках.
Представленная миниатюра (первый слева) вендельский меч 7 – 8 века, лангсакс (средний) и скрамасакс (справа). Эти виды клинкового оружия наиболее часто находят в воинских погребениях. И такое сочетание как меч и скрамасакс, были предпочтительными для воинского снаряжения раннего средневековья северной Европы.
Лангсакс, как более недорогое оружие по сравнению с мечом, был более доступным оружием молодых рядовых викингов, и часто использовался в сочетании с поясным ножом. На что хотел бы обратить внимание при описании этих видов клинкового вооружения. Рукояти скрамасаксов и лангсаксов были значительно длиннее и в целом толще и шире чем у одноручных мечей того же хронологического периода. Это очень просто объясняется. Скрамасаксы и лангсаксы чаще использовались и при интенсивных хозяйственных работах. Ко всему прочему молодой воин, не имеющий пока ещё тренированной мышечной системы в ходе интенсивного боя, устав, вынужден удерживать свой клинок двумя руками. Это лишь некоторые причины изготовления рукояти скрамасакса и лангсакса на «полторы руки».
Боевое использование лангсаксов и популярность последних, подвинуло оружейников к мысли о создании меча с клинком лангсакса или похожим на этот клинок. Но при этом скрамасакс по-прежнему дополнял, находясь в снаряжении воина. В крайнем случае, его место занимал поясной нож. Появление меча-лангсакса было характерным для 9-10 вв.
Но всё-таки традиционная форма каролингского меч (с остриём по центру клинка), была более распространённой. Этот меч был распространён на протяжении 9, 10 и частично 11 вв. В начальные периоды своего бытования он использовался зачастую в паре со скрамасаксом. А в конце этого периода с поясным ножом.
sarmik.livejournal.com