Танк «Маус». «Мамонт» ставший «Мышью». Часть 1

Также совершенно нерациональным представляется использование в ходе боевых действий, имеющих маневренный характер, откровенно медлительного танка очень больших габаритов, с весьма ограниченной тактической подвижностью и непомерно высокими требованиями к дорожному покрытию и прочности мостов, по которым он смог бы передвигаться. Учитывая все это, концепция разработки супертяжелых танков представляется совершенно иррациональной. Тем более, что по объему затраченных на него материалов, массе, огневой мощи немецкий супертяжелый танк можно было бы (конечно, очень приблизительно) сравнить с четырьмя гораздо более практичными танками «Пантера». В чем же причины, которые склонили Гитлера и его ближайших соратников к принятию решения о проектировании и строительстве супертяжелых танков?

Супертяжелый танк «Маус»

Конечно, можно вспомнить, что значительная часть населения III Рейха верила в комплекс пропагандистских мифов о близком к завершению или существующем «чудесном оружии», которое окажет спасительное влияние на ход войны. Часто в своих выступлениях вожди Рейха заявляли о наличии арсеналов тайного нового оружия, применение которого на поле битвы должно было позволить Германии переломить невыгодный для нее ход военных действий. Поэтому интересам руководства III Рейха вполне отвечала бы программа создания какого-либо особенного «супертанка», новой «боевой колесницы» для непобедимых немецких войск. Кроме того, новый танк, созданный на высочайшем техническом уровне, мог бы посеять страх в рядах врагов и укрепить веру в победу собственных войск. Вероятно, можно допустить, что это было важным аргументом в принятии решения относительно проектирования супертяжелых танков. Контролируемые утечки информации об их строительстве и деятельность вражеской агентуры давала надежду на то, что враг будет обеспокоен, а собственное общество получит еще одно ободряющее и укрепляющее дух известие, на этот раз о «супертанках».

Сравнительные габариты немецкого супертяжелого танка «Маус» и советского среднего танка Т-34/85

Тем не менее существует и более рациональное объяснение факту разработки германских супертяжелых танков. Уже к концу 1941 года и особенно после вступления в войну Америки, руководству III Рейха стало понятно, что, несмотря на значительные сырьевые и промышленные ресурсы, захваченные ими к этому времени в Европе, Германия никогда не будет иметь промышленного потенциала, равноценного соединенным силам промышленности США, Великобритании и СССР. Выход из этого положения виделся в том, чтобы сконцентрироваться на самых современных, даже можно сказать — революционных, видах вооружений, с высокими боевыми возможностями, которые бы не нужно было производить в больших количествах. Их ограниченное число должна была компенсировать их боевая эффективность. В авиации таким революционным вооружением виделись реактивные истребители и бомбардировщики, по своей скорости намного превосходящие обычные винтовые самолеты, развитие ракетных технологий привело к созданию баллистической ракеты «Фау-2», перспективными модификациями которой планировалось обстреливать не только Лондон, но даже и Нью-Йорк, а в сфере бронетехники таким чудо-оружием, по всей видимости, считался «неуязвимый» супертяжелый танк.

 

Вообще можно сказать, что начать производство тяжелых танков Германию вынудил опыт первых месяцев войны в СССР. Здесь выявилось качественное превосходство новых советских танков КВ и Т-34 над германскими машинами. Именно это заставило германское командование предпринять срочные меры по резкому повышению боевых свойств своих танков.

 

Тяжелый танк «Маус»

Сложившаяся к этому времени ситуация в общем-то не удивительна, если вспомнить, какие задачи ставились перед танками германским военным командованием. Перед войной немцы, в отличие от, например, французских генералов, считавших танки в первую очередь средством прорыва глубокоэшелонированной обороны противника (для чего им было необходимо мощное бронирование и вооружение, а это в свою очередь влекло за собой большой вес конструкции и как следствие — относительно небольшую скорость передвижения), рассматривали танки в качестве средства развития тактического успеха и превращения его в оперативный. По их мнению, победа должна была достигаться маневром и действиями по уничтожению артиллерийских батарей, штабов, тыловых подразделений, подходящих подкреплений прямо на марше и блокированием линий коммуникаций противника. Исходя из этих задач, главным для немецких танков считались скорость и маневренность, а бронирование полагалось достаточным и противопульное. Эта концепция блестяще оправдала себя во Франции — и именно в таком духе планировался и Блицкриг в СССР. Но в ходе вторжения в СССР оказалось, что основные средние немецкие танки Pz. Kpfw. III и Pz. Kpfw. IV, не говоря уже о легких Pz Kpfw.I и Pz. Kpfw.II, практически по всем параметрам уступают советским КВ и Т-34. В результате немцам пришлось вплотную заняться проектированием и постройкой более мощных и тяжелых танков — Pz. Kpfw. V «Пантера» и Pz. Kpfw. VI «Тигр». Хорошо забронированные и вооруженные, они представляли собой грозную силу, но из-за большой массы и довольно сырой конструкции их подвижность, скорость и запас хода не шли ни в какое сравнение ни с советскими танками, ни с Pz. Kpfw. III или Pz. Kpfw. IV. По сути дела, «Пантера» и «Тигр» являлись не средством развития тактического успеха, а истребителями танков противника. Эти их качества блестяще продемонстрировал Михаэль Виттман — один из самых успешных танковых асов Второй мировой войны. В знаменитом бою у Виллер-Бокаж 13 июня 1944, где ярко проявилось как мастерство Виттмана, так и техническое превосходство танка «Тигр» над машинами союзников, он в течение 15 минут на своем «Тигре» № 007 уничтожил 11 танков, 2 противотанковых орудия и 13 бронетранспортеров, полностью разгромив разведку 7-й бронетанковой дивизии англичан, так называемых «пустынных крыс», которые доставили немало хлопот даже самому Роммелю еще в Африке. Из-за действий Виттмана британский прорыв был ликвидирован.

 

Однако успешное применение супертяжелых «танков прорыва» Германией на заключительной стадии Второй мировой войны представляется крайне сомнительным, особенно принимая во внимание решительное преимущество авиации союзников в воздухе, а также формирование в рамках ВВС специализированных сил, которые имели в своем распоряжении самолеты и вооружение, предназначенные для уничтожения бронетехники и живой силы противника на земле. Дополнительным аргументом против использования таких колоссальных танков на тогдашнем поле боя была легкость их обнаружения, небольшая подвижность и скорость, что при тогдашнем прогрессе в разработке необычайно эффективного бронебойного оружия обеспечивало высокую вероятность уничтожения такого танка при использовании относительно дешевых боеприпасов. А супертяжелые танки, как мы все понимаем, были весьма и весьма дороги.

 

По всей вероятности, супертяжелые танки оправдывали бы себя на поле брани только в двух случаях. Во-первых, там, где они могли бы действовать из хорошо замаскированных засад — и были бы в этом случае необычайно эффективными (правда, только до момента выявления неприятелем места их размещения, потому что, располагая превосходством в воздухе, противник быстро расправился бы с медлительными колоссами). Во-вторых, в ходе массированного танкового наступления, вроде того, которое имело место на Курской дуге, но только если при этом господство в воздухе было бы на стороне германских войск. В противном случае эти танки, медленные и имевшие исключительно высокий силуэт, стали бы легко обнаруживаемой целью для артиллерии и авиации противника — и, хотя наверное их броня выдержала бы множество попаданий, тем не менее судьба их была бы предрешена.

Танк, собранный из двух поврежденных «Маусов», обнаруженных в Кумменсдорфе, в экспозиции музея в Кубинке

И все же, несмотря на все рациональные соображения, идея создания супертяжелого танка владела фюрером III Рейха Адольфом Гитлером, как известно, питавшим слабость к циклопическим сооружениям. И именно его можно считать «отцом» самого большого и самого тяжелого танка Второй мировой войны. А главным конструктором немецкого супертяжелого танка, получившего впоследствии имя «Маус» («Мышь»), стал профессор Фердинанд Порше, австрийский инженер-конструктор и любимец Адольфа Гитлера, живший в 1875-1951 годах прошлого века. Фердинанд Порше наиболее известен в качестве фактического творца знаменитого легкового автомобиля «Жук», хотя ради справедливости нужно отметить, что первоначальные эскизы этого автомобиля он выполнил совместно с Гитлером, который, собственно, и был автором идеи создания «народного автомобиля» («Volkswagen»). С Гитлером Порше познакомился в начале тридцатых годов, будучи тогда руководителем небольшого конструкторского бюро в Штутгарте, со временем выросшего в мощную автомобильную фирму. Конструирование сверхтяжелого танка не стало для Фердинанда Порше первым опытом создания бронеобъектов. До этого он уже спроектировал и построил свой вариант тяжелого танка «Тигр» VK.4502(P), который хотя и проиграл в конкурсе танку фирмы «Хеншель VK.4503(H) — и в результате не был запущен в серийное производство, но послужил базой для мощного самоходного орудия Sd Кfz 184, названного в его честь — «Фердинанд». Располагая достаточным опытом разработки бронетехники, Порше без колебаний взялся спроектировать новый танк, концепция которого была ему предложена непосредственно Адольфом Гитлером. Идею создания супертяжелого танка Гитлер выдвинул на совещании, посвященном вооружению германских бронетанковых войск, прошедшем 8 июня 1942 года. Надо сказать, что Гитлер и раньше уже носился с идеей разработки таких «монстров», что видно по протоколам аналогичных совещаний, касавшихся вооружения немецкой армии и проходивших в 1941 году. Однако во время июньского совещания фюрер не ограничился только разговорами, но прямо приказал начать опытно-конструкторские работы над сверхтяжелым «танком прорыва».

 

В результате был утвержден проект сверхтяжелого танка, под названием «Мамонт» («Mammut»). Машина должна была вооружаться орудиями калибра 150-мм в передней башне и 128-мм в кормовой. Мощное бронирование должно было иметь толщину по бортам корпуса и башен — 180 мм и достигать толщины 200 мм в их передней части. При боевой массе танка 160 т, его максимальная скорость должна была составлять 15 км/час.

 

Хотя профессор Ф. Порше, как уже упоминалось, без колебаний взялся за осуществление проекта, но, забегая вперед, скажем, что на пути его планов сразу же встал тотальный дефицит материальных ресурсов, ощущавшийся в тот период в III Рейхе. Данные проблемы сопровождали работы до самого конца, существенно сдерживая их развитие и в значительной мере обусловив отказ от запуска танка в серийное производство. Постройка такого колосса и дальнейший его запуск в серийное производство потребовал бы сосредоточения огромного объема дефицитных материалов (сталь, цветные металлы и т.д.), имевших для экономики III Рейха стратегическое значение. Существенной была и огромная «прожорливость» проектируемого танка — потребляемого им топлива могло бы хватить нескольким обычным бронемашинам. Но пока, несмотря на эти препятствия, опытно-конструкторские работы шли вперед.

 

За инженерные, исследовательские и проектные вопросы проекта отвечал Фердинанд Порше, а за проблемы, связанные с запуском танка в производство — как прототипов, так и серийных машин, нес ответственность рейхсминистр вооружений и военной промышленности Альберт Шпеер. Проект начал реализовываться силами конструкторского персонала предприятий Порше. На фирме Порше он получил рабочий шифр «Тип 205» (Projekt Nr.205), а название танка трансформировалось из «Мамонта» («Mammut») в … «Мышонка» («Mauschen»). Где-то на этом же этапе «Мамонт» потерял и одну из башен.

 

«Маус» на железнодорожной платформе, для его перевозки должна была использоваться специальная четырнадцатиосная платформа

В своей работе конструкторы практически ничем не ограничивались, если не считать дефицита сырья. Единственные (уже упоминавшиеся выше) требования касались калибра орудий и толщины брони, а также имелось пожелание Шпеера об оснащении танка дизельным двигателем. Дизельное топливо было доступнее и дешевле, чем бензин, а сами дизельные двигатели были устойчивее к морозам, что было очень важно в суровых климатических условиях Восточного фронта. Кроме того, дизель по сравнению с карбюраторным двигателем был более экономичен и, следовательно, не требовал установки более объемных топливных баков. Таким образом, конструкторы могли совершенно свободно отдаться творчеству. В результате возник танк, не только удовлетворяющий выдвинутым требованиям, но и воплотивший в себе самые передовые технические решения. Так, несмотря на неудачу с запуском в производство спроектированного им тяжелого танка «Тигр» (P) — VК 4501, Фердинанд Порше решил в новом сверхтяжелом танке использовать аналогичную комбинированную силовую установку, состоящую из двигателя внутреннего сгорания, приводившего во вращение генератор электрического тока, который запитывал тяговые электродвигатели левого и правого бортов. Хотя при такой конструкции силовой установки для ее производства требовалось большое количество остродефицитной электромеханической меди, Фердинанду Порше удалось убедить в рациональности такого решения даже самого Гитлера.

 

В отличие от танка «Тигр» (P), где устанавливалось два двигателя внутреннего сгорания и два генератора, на «Тип 205» было решено поставить один дизельный двигатель и сдвоенный электрогенератор. В ходе дальнейших испытаний «Типа 205» такая система показала вполне удовлетворительную работоспособность.

 

Со стороны Главного управления вооружений сухопутных войск за проектными работами присматривал полковник Генел. Правда, единственной его функцией оставалось следить, чтобы Порше успел представить прототип танка к 5 мая 1943 года. То есть руководство III Рейха считало, что такая новаторская, сложная и громадная боевая машина будет спроектирована и изготовлена в течение года, а если считать от момента принятия решения на начало производства работ Гитлером, то на протяжении всего 13 месяцев!

 

Фюрер лично интересовался прогрессом работ над танком. 3 января 1943 года он пригласил профессора Порше доложить о ходе работ над новой конструкцией. С нескрываемым удовлетворением осмотрев деревянную модель танка, которую привез Порше, он… не сделал никаких поправок, что было, вообще-то говоря, не в его стиле. Правда, ради соблюдения исторической справедливости следует сказать, что Фердинанд Порше был его любимцем, и Гитлер соглашался даже с его поправками в своих проектах, как это было во время работы над эскизами «Фольксваген — Жук». Тогда именно Порше внес поправки в первоначальные наброски фюрера, придав задней части «Жука» тот характерный округлый, спадающий назад профиль, тогда как Гитлер предполагал в этом месте выступающий багажник, в стиле конструкции типа седан.

 

 

После визита Порше к Гитлеру Главное управление вооружений сухопутных войск (Herreswaffenamt) очень быстро — уже 12 января 1943 года — назначило производителей и поставщиков конкретных узлов «Тип 205». В создании машины приняли участие сразу несколько фирм: корпус и башню изготавливала фирма «Крупп», «Даймлер-Бенц» отвечала за двигательную установку, «Сименс» — за элементы трансмиссии, а предприятия «Шкода» отвечали за изготовление шасси танка. Общую сборку и монтаж оборудования должны были выполнять предприятия фирмы «Алкетт» («Altmarkishe Kettenfabrik GmbH» — сокращенно «Alkett»), расположенные в Берлине.

 

В ходе строительства прототипа, конечно же, не обошлось без споров и различных трений. Военные требовали как можно более быстрого ведения работ, чтобы танк как можно скорее очутился на фронте. С другой стороны, они сомневались в эффективности концепции системы управления танком, очевидно, хорошо помня проблемы проекта VК 4501 (P). Однако Порше доказал, что управление танком «Тип 205» будет адекватным и не более сложным, чем на тяжелых танках типа «Тигр». Затем военные потребовали, чтобы «Тип 205» вооружили кроме орудий также и мощным огнеметом с запасом огнесмеси в 1000 литров. Порше не согласился на такую модификацию вооружения, аргументируя это тем, что при таком дополнительном оборудовании масса танка, и так огромная, вырастет еще на 4900 кг. В результате «Тип 205» затянул бы почти на 180 тонн!

 

В феврале 1943 года, в Техническом Институте в Штутгарте, были успешно испытаны силовая установка танка и система охлаждения двигателя. А 6 апреля 1943 года был готов деревянный макет нового танка в масштабе 1:1, с которым ознакомился рейхсминистр вооружений и военной промышленности Альберт Шпеер. Сам Гитлер осмотрел макет лишь 14 мая 1943 года в своей штаб-квартире в Растенбурге, в так называемом «Волчьем Логове». Вот как об этом вспоминает Гейнц Гудериан в своей книге «Воспоминания солдата»: «14 мая Гитлеру показали деревянную модель «мышонка» — танка профессора Порше и фирмы Круппа, на котором намеревались установить 150-мм пушку. Общий вес танка должен был достигнуть 175 тонн. Нужно было рассчитывать на то, что он в действительности после конструктивных изменений по указаниям Гитлера будет весить 200 т. Модель не имела ни одного пулемета для ведения ближнего боя. Уже по этой причине я должен был отклонить ее. Конструкция имела тот же самый недостаток, который делал «Фердинанда» Порше непригодным для ведения ближнего боя. А ведь танку, в конце концов, неизбежно приходится вести ближний бой, ибо он действует во взаимодействии с пехотой. Начались бурные споры, так как все присутствующие, кроме меня, находили «мышонка» великолепным. Он обещал быть именно «гигантским»…

 

«Маус», 3D-модель

После презентации в «Волчьем Логове» название танка опять изменилось, на этот раз, правда, менее кардинально — «Мышонок» превратился всего лишь в «Мышь» («Mauschen» в «Maus»). Кроме того, Гитлер выразил мнение, что вооружение танка должно быть усилено — например, установкой орудия калибра 150 мм вместо ранее планировавшегося 128-миллиметрового. В соответствии с этой руководящей директивой военные и конструкторы к июлю 1943 года рассмотрели несколько вариантов спаренных артиллерийских установок: 127-мм морская и 75-мм танковая пушки; 128-мм и 75-мм танковые пушки; 150-мм специальная танковая или морская и 75-мм танковая пушки.

 

В конце концов, выбор пал на вариант — 128-мм пушка KwK 44 L/55 и 75-мм пушка KwK 40 L/36,6. В будущем планировалось перейти на систему, состоявшую из 150-мм и 75-мм пушек.

 

С этого момента работы перешли в практическую плоскость. Однако, несмотря на общее одобрение проекта как самим Гитлером, так и Шпеером, в ходе его дальнейшей реализации постоянно возникали задержки — слишком много различных фирм субподрядчиков было привлечено к этому проекту, а координация их работы оставляла желать лучшего.

 

Тем не менее 1 августа 1943 года на предприятии «Алкетт» началась сборка первого прототипа «Мауса», который получил обозначение «Тип 205/1». Всего несколькими днями позднее было принято решение о начале монтажа второго прототипа — «Тип 205/2», хотя сборка и первого прототипа задерживалась изза бомбардировок союзниками предприятий Круппа.

 

Важной для будущего всего проекта «Маус» стала дата 27 октября 1943 года, когда в ходе совещания, посвященного серийному производству танка, было принято решение о выдаче заказа на постройку 152 «Маусов». За серийными сверхтяжелыми танками закреплялось обозначение — Panzerkampfwagen VIII «Maus». При этом ни Порше, ни Рабе не сумели определить хотя бы приблизительный срок окончания отработки конструкции танка.

 

Это было связано с тем, что в конструкцию было заложено много передовых, еще не проверенных решений. Так, например, предполагалось, что серийные танки «Маус» будут оснащаться танковым дизелем разработки фирмы «Даймлер-Бенц» — МВ 509. Это был модернизированный вариант двигателя MB 507, разработанного в 1942 году для установки на опытный образец танка Pz.Kpfw.V «Пантера», но который так и не попал в серийное производство. Для установки в опытный сверхтяжелый танк «Маус» этот двигатель предполагалось модернизировать, за счет наддува увеличив его мощность с 720 л.с. до 1100-1200 л.с. Но доработка двигателя затягивалась, и уже в конце 1942 года Порше стало понятно, что в ближайшее время он его не получит. Поэтому в качестве временной меры на первом прототипе пришлось использовать доработанный авиационный карбюраторный двигатель DB-603А2 той же фирмы. Замена силовой установки в свою очередь потребовала внесения изменений в конструкцию корпуса и модификацию его соединения с генератором электрического тока.

 

Продолжение следует

 

Напоминаем Вам, что в нашем журнале «Наука и техника» Вы найдете много интересных оригинальных статей о развитии авиации, кораблестроения, бронетехники, средств связи, космонавтики, точных, естественных и социальных наук. На сайте Вы можете приобрести электронную версию журнала за символические 60 р/15 грн. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.

Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!

Email*

Подписаться

naukatehnika.com

Маус (танк) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 января 2017; проверки требуют 75 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 января 2017; проверки требуют 75 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску
Маус

Maus в бронетанковом музее в Кубинке
Maus (первый вариант)
Классификация сверхтяжёлый танк
Боевая масса, т 188,9 целый,140 без башни
Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное сзади, боевое посередине
Экипаж, чел. 6[1]
История
Годы производства 1944—1945
Годы эксплуатации 1944
Количество выпущенных, шт. 2
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 9030
Длина с пушкой вперёд, мм 10200
Ширина, мм 3670
Высота, мм 3660
Клиренс, мм 500
Бронирование
Тип брони стальная литая, катаная, поверхностно-закалённая
Лоб корпуса (верх), мм/град. 200 / 35°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 200 / 55°
Борт корпуса (верх), мм/град. 185 / 0°
Борт корпуса (низ), мм/град. 105+80 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 160 / 35°
Корма корпуса (низ), мм/град. 160 / 30°
Днище, мм 55-105
Крыша корпуса, мм 50-105
Лоб башни, мм/град. 220 / 0°-50°[2]
Маска орудия, мм/град. 240
Борт башни, мм/град. 210 / 30°
Корма башни, мм/град. 210 / 15°
Крыша башни, мм 65
Вооружение
Калибр и марка пушки 128 мм KwK-44 L/55,
75-мм KwK-40
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 55 для 128-мм[3],
36,6 для 75-мм[4]
Боекомплект пушки 61 × 128-мм[3],
200 × 75-мм[4]
Углы ВН, град. —7…+23
Прицелы перископический TWZF
Пулемёты 1 × 7,92-мм
MG-34
Другое вооружение огнемёт flammenwerfer
Подвижность
Тип двигателя V-образный
12-

encyclopaedia.bid

Маус (танк) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Маус.
Maus в бронетанковом музее в Кубинке
Maus (первый вариант)
Классификация сверхтяжёлый танк
Боевая масса, т 188,9
Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное посередине, боевое сзади
Экипаж, чел. 6[1]
История
Годы производства 1944—1945
Количество выпущенных, шт. 2
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 9030
Длина с пушкой вперёд, мм 10200
Ширина корпуса, мм 3670
Высота, мм 3660
Клиренс, мм 500
Бронирование
Тип брони стальная литая, катаная, поверхностно-закалённая
Лоб корпуса (верх), мм/град. 200 / 55°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 200 / 35°
Борт корпуса (верх), мм/град. 185 / 0°
Борт корпуса (низ), мм/град. 105+80 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 160 / 35°
Корма корпуса (низ), мм/град. 160 / 30°
Днище, мм 55-105
Крыша корпуса, мм 50-105
Лоб башни, мм/град. 220 / 0°-50°[2]
Маска орудия, мм/град. 240
Борт башни, мм/град. 210 / 30°
Корма башни, мм/град. 210 / 15°
Крыша башни, мм 65
Вооружение
Калибр и марка пушки 128 мм KwK-44 L/55,
75-мм KwK-40
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 55 для 128-мм[3],
36,6 для 75-мм[4]
Боекомплект пушки 61 × 128-мм[3],
200 × 75-мм[4]
Углы ВН, град. —7…+23
Прицелы перископический TWZF
Пулемёты 1 × 7,92-мм
MG-42
Подвижность
Тип двигателя V-образный
12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения с турбонаддувом
Мощность двигателя, л. с. 1080 (первый экземпляр) или 1250 (второй экземпляр)
Скорость по шоссе, км/ч 20
Скорость по пересечённой местности, км/ч 18
Запас хода по шоссе, км 160
Запас хода по пересечённой местности, км 62
Удельная мощность, л. с./т 5,7 (первый экземпляр) или 6,6 (второй экземпляр)
Тип подвески сблокированная попарно, на вертикальных пружинах
Удельное давление на грунт, кг/см² 1,6
Масштабная модель танка

Panzerkampfwagen VIII «Maus» (нем. Maus — «Мышь», Sd.Kfz 205, иное название — Porsche Typ 205) — сверхтяжёлый танк, спроектированный в Третьем рейхе в период с 1942 по 1945 годы под руководством Фердинанда Порше. Является самым крупным по массе танком из всех, когда-либо воплощённых в металле (боевая масса — 188,9 тонн). Было построено всего два экземпляра машины. В боевых действиях участия не принимали. На данный момент в мире сохранился только один танк Маус, собранный из частей обоих экземпляров, в Бронетанковом музее в Кубинке.

Технические характеристики и описание[править]

Экипаж машины состоял из шести человек. Сиденья водителя и радиста располагались в отделении управления между двумя главными топливными баками ёмкостью по 1590 л. каждый.[1] Позади них, в моторном отделении, по бортам были размещены водяные и масляные радиаторы, а в центре — двигатель. Каждый ходовой каток был оснащен собственным электродвигателем

Сперва на танк предполагали установить дизель, который был значительно экономичнее карбюраторного двигателя, следовательно, не требовал дополнительных топливных баков. Кроме того, дизельное топливо было доступнее и дешевле, чем бензин. Недостатком дизельных двигателей была низкая устойчивость к морозам, что было очень важно в условиях Восточного фронта. Однако Шпеер попросил Порше использовать на танке серийный авиационный карбюраторный двигатель «Даймлер-Бенц» МВ 509, ведь применяя уже готовый двигатель можно было сэкономить время, необходимое для создания новой силовой установки. За двигателем, дальше к корме находился генератор, с укладкой боеприпасов в спонсонах с обеих сторон. В спонсоне с передне-правой стороны генератора — вспомогательный двигатель, с аккумуляторными батареями к его задней части. В корме корпуса, также в спонсонах, располагаются моторы электропривода. Трансмиссия находится в глубокой части корпуса между электромоторами, позади генератора.

Над боевым отделением корпуса располагалась башня, в которой размещались командир танка, командир орудий и два заряжающих.[1]

Танк был выполнен на высоком технологическом уровне. Применение многокатковой ходовой части и гусениц шириной 1100 мм обеспечило «Маусу» довольно низкое удельное давление на грунт, ненамного больше чем у обычных немецких тяжёлых танков. Основной его особенностью явилось мощное круговое бронирование и двухпушечное вооружение, а также использование электромеханической трансмиссии, которая состояла из двух электроприводов левой и правой гусениц. Тяговые электродвигатели питались током от двух генераторов, расположенных в моторном отделении. Две независимые друг от друга электросистемы передавали крутящий момент от двигателей к ведущим колёсам через двухступенчатый редуктор.

История создания и судьба проекта[править]

В своей книге «Воспоминания солдата» Гейнц Гудериан писал:

Через день я выехал на поезде в Лётцен, где временно расположился мой штаб. Там я осмотрел местные казармы. 13 мая я имел беседу со Шпеером, а во второй половине дня был на докладе у Гитлера. 1 мая Гитлеру показали деревянную модель «мышонка» — танка профессора Порше и фирмы Круппа, на котором намеревались установить 150-мм пушку. Общий вес танка должен был достигнуть 175 тонн. Нужно было рассчитывать на то, что он в действительности после конструктивных изменений по указаниям Гитлера будет весить 200 т. Модель не имела ни одного пулемёта для ведения ближнего боя. Уже по этой причине я должен был отклонить её. Конструкция имела тот же самый недостаток, который делал «Фердинанда» Порше непригодным для ведения ближнего боя. А ведь танку в конце концов неизбежно приходится вести ближний бой, ибо он действует во взаимодействии с пехотой. Начались бурные споры, так как все присутствующие, кроме меня, находили «мышонка» великолепным. Он обещал быть именно «гигантским»…[5]

В конце 1942 года по инициативе Гитлера начались работы над «танком прорыва» с максимально возможной бронезащитой. В создании машины приняли участие сразу несколько фирм: корпус и башню изготавливала фирма «Крупп», «Даймлер-Бенц» отвечала за двигательную установку, а «Сименс» — за элементы трансмиссии. Общая сборка велась на заводе фирмы «Алкетт». Проект «тип 205», разработанный Фердинандом Порше, был частично реализован в 1944 году в виде двух опытных образцов танка «Маус».

23 декабря 1943 года Pz.Kpfw Maus отправился в первый испытательный пробег по территории завода Alkett. Стоит отметить, что пробег этот являлся нелегальным, так как разрешение на него получено не было. Первый пробег оказался и испытанием на проходимость, так как территория завода была завалена обломками из-за бомбардировки за месяц до этого. Первые же метры показали, что опасения насчет поворотливости были напрасны. Танк легко обогнул узкий проход между кучами мусора. По итогам испытаний отмечалось легкость управления танком. Дальнейшие работы по выпуску десяти серийных танков были прекращены по указанию самого Гитлера, так как у Германии не хватало производственных мощностей для выпуска других, более важных видов оружия.

Полноразмерный деревянный макет танка был представлен Гитлеру 14 мая 1943 года, а первый прототип «Мауса» поступил на ходовые испытания в декабре 1943 года. После их довольно удовлетворительных результатов танк был оборудован настоящей башней для артиллерийских стрельб и полным комплектом внутреннего оборудования. Второй недостроенный прототип был оборудован дизельным двигателем «Даймлер-Бенц» МВ 517, как оказалось, капризным и ненадёжным в эксплуатации.

Масса 180 тонн исключала возможность перехода «Мауса» через реки по автодорожным мостам. Поэтому предполагалось переправлять танки попарно по дну реки. При этом загерметизированный, без экипажа, «Маус» получал по кабелю управление и электропитание для движения от другого «Мауса» на берегу.

В бою эти танки испытаны не были. В апреле 1945 года, при приближении частей Красной Армии к полигону, немцами было принято решение уничтожить прототипы ввиду невозможности их эвакуации. Оба танка были взорваны, но значительным разрушениям подвергся только один. В дальнейшем из обоих повреждённых танков по указанию командующего бронетанковых и механизированных войск был собран один; 4 мая 1946 года он был доставлен на полигон в Кубинке. После испытаний силовая установка, как и всё внутреннее оборудование, было демонтировано. В настоящее время танк находится в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.[6]

«Маус» в массовой культуре[править]

«Маус» в игровой индустрии[править]

«Маус» встречается в компьютерных играх:

Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей её применения в бою во многих компьютерных играх довольно часто далеки от реальности.

«Маус» в индустрии сборных моделей[править]

В настоящее время Маус производится в «оранжевой серии» фирмы Cyber-Hobby в масштабе 1:35, с бонусом-уничтожителями танков. Также у частных продавцов ещё возможно купить модель 1992 года фирмы Dragon (также в масштабе 1:35), которая является создателем фирмы Cyber-Hobby. Эти модели производятся в пластиковом виде, но есть ещё и смоляная модель от фирмы Lunar Model. Во все модели входят наборные траки.

В масштабе 1:72 Маус делается фирмами Dragon, Pegasus, Planet Models.

К масштабу 1:35 есть немало точёных стволов и фототравления, например точёные стволы выпускают фирмы ModelPoint, JordiRubio, RbModel, Barrel Depot. В 1:72 также выпускаются наборы, фирмами Dragon, Trumpter.

«Маус» в кино и мультипликации[править]

В виду своих размеров и специфичности, Panzerkampfwagen VIII Maus нечасто встречается в кино- и мультиндустрии. Одно из редких появлений на экранах — аниме Girls und Panzer, где танк Maus команды Чёрного Леса противостоит команде Оараи в последней и предпоследней сериях.

  • Павлов И., Павлов М. Сверхтяжёлый танк «Маус». — М.: Экспринт, 2004. — 48 с. — ISBN 5-94038-050-6, УДК 623.4, ББК 68.513 П12.
  1. 1,01,11,2 Павловы, 2004, с. 22
  2. ↑ Павловы, 2004, с. 28
  3. 3,03,1 Павловы, 2004, с. 24
  4. 4,04,1 Павловы, 2004, с. 26
  5. ↑ Гудериан Г., «Воспоминания солдата». Смоленск, 1999, гл. 10, стр. 426—427
  6. ↑ Павловы, 2004, с. 15, 17

www.wiki-wiki.ru

Танк Маус — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

(перенаправлено с «»)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 января 2017; проверки требуют 75 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 января 2017; проверки требуют 75 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску
Маус

Maus в бронетанковом музее в Кубинке
Maus (первый вариант)
Классификация сверхтяжёлый танк
Боевая масса, т 188,9 целый,140 без башни
Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное сзади, боевое посередине
Экипаж, чел. 6[1]
История
Годы производства 1944—1945
Годы эксплуатации 1944
Количество выпущенных, шт. 2
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 9030
Длина с пушкой вперёд, мм 10200
Ширина, мм 3670
Высота, мм 3660
Клиренс, мм 500
Бронирование
Тип брони стальная литая, катаная, поверхностно-закалённая
Лоб корпуса (верх), мм/град. 200 / 35°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 200 / 55°
Борт корпуса (верх), мм/град. 185 / 0°
Борт корпуса (низ), мм/град. 105+80 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 160 / 35°
Корма корпуса (низ), мм/град. 160 / 30°
Днище, мм 55-105
Крыша корпуса, мм 50-105
Лоб башни, мм/град. 220 / 0°-50°[2]
Маска орудия, мм/град. 240
Борт башни, мм/град. 210 / 30°
Корма башни, мм/град. 210 / 15°
Крыша башни, мм 65
Вооружение
Калибр и марка пушки 128 мм KwK-44 L/55,
75-мм KwK-40
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 55 для 128-мм[3],
36,6 для 75-мм[4]
Боекомплект пушки 61 × 128-мм[3],
200 × 75-мм[4]
Углы ВН, град. —7…+23
Прицелы перископический TWZF
Пулемёты 1 × 7,92-мм
MG-34
Другое вооружение огнемёт flammenwerfer
Подвижность
Тип двигателя V-образный
12-

encyclopaedia.bid

Сверхтяжелый танк «Маус» Википедия

Маус

Maus в бронетанковом музее в Кубинке
Классификация сверхтяжёлый танк
Боевая масса, т 188,9 целый,140 без башни
Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное сзади, боевое посередине
Экипаж, чел. 6[1]
Годы производства 1944—1945
Годы эксплуатации 1944
Количество выпущенных, шт. 2
Основные операторы Германия Германия
Длина корпуса, мм 9030
Длина с пушкой вперёд, мм 10200
Ширина, мм 3670
Высота, мм 3660
Клиренс, мм 500
Тип брони стальная катаная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 200 / 35°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 200 / 55°
Борт корпуса (верх), мм/град. 185 / 0°
Борт корпуса (низ), мм/град. 105+80 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 160 / 35°
Корма корпуса (низ), мм/град. 160 / 30°
Днище, мм 55-105
Крыша корпуса, мм 50-105
Лоб башни, мм/град. 220 / 0°-50°[2]
Маска орудия, мм/град. 240
Борт башни, мм/град. 210 / 30°
Корма башни, мм/град. 210 / 15°
Крыша башни, мм 65
Калибр и марка пушки 128 мм KwK-44 L/55,
75-мм KwK-40
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 55 для 128-мм[3],
36,6 для 75-мм[4]
Боекомплект пушки 61 × 128-мм[3],
200 × 75-мм[4]
Углы ВН, град. —7…+23
Прицелы перископический TWZF
Пулемёты 1 × 7,92-мм
MG-34
Другое вооружение огнемёт flammenwerfer

ru-wiki.ru

Maus | World of Tanks

Достижения германской школы танкостроения вызывают безусловное уважение. Инженерные решения, использовавшиеся в немецких танках Второй мировой войны, находили применение даже в технике, строившейся годы спустя. Но тевтонский гений не зря зовётся сумрачным. Достаточно вспомнить болезненное пристрастие немцев к сверхтяжёлым танкам. Принято считать, что виновник этого сомнительного увлечения — Гитлер. Однако ещё задолго до его прихода к власти, в конце Первой мировой войны, был разработан и строился танк «Колоссаль» — 150-тонный монстр с четырьмя орудиями и экипажем из 22 человек. Закончить работу помешало окончание войны и поражение Германии. Так что правильнее будет сказать, что Гитлер всего лишь превратил случайное увлечение в нечто вроде стабильного умопомешательства.

Справедливости ради надо отметить, что другие страны тоже этим «болели». СССР проектировал 120-тонный танк КВ-5, американцы к концу войны построили три громадные противотанковые установки Т95, японцы довели до макета разработку 100-тонного трёхбашенного танка «О-И». Ну и французы не остались в стороне со своими FCM 2C. Но всё это были отдельные проекты, а Третий рейх поставил работы на широкую ногу.

Говорят, что немцы пошли на создание заведомо бесполезной машины исключительно от отчаяния. Это в корне неверное мнение. Работы над «супертяжеловесами» были начаты ещё в 1941 году. Тогда фирмой «Крупп» проектировался 72-тонный танк, вооружённый 105-мм орудием. Потом эта же компания придумала ещё и 90-тонного «Льва», работы над которым были остановлены после того, как Фердинанду Порше дали добро на постройку «Мауса».

Нельзя пройти мимо двух проектов, которые иначе как курьёзами назвать язык не поворачивается. Автором первого был инженер Э. Гротте, который в 30-е годы работал на СССР и уже тогда шокировал военных своими «сухопутными крейсерами». Гротте предложил немцам 1000-тонное чудовище под названием Ratte. Вооружать это исчадие ада предполагалось корабельными орудиями. Второй проект, переплюнувший даже Ratte, разрабатывала фирма «Крупп». На него в качестве пушки должны были поставить 800-мм орудие «Дора». Министр вооружений Шпеер сохранил остатки здравого смысла и зарубил на корню прекрасные порывы «гениальных» конструкторов.

Единственным сверхтяжёлым танком, который Германия построила полностью, был «Маус» профессора Порше. Контракт на его разработку был заключён в 1942 году. Порше должен был построить танк массой 160 тонн, вооружённый двумя орудиями (150 и 105 мм), с лобовой броней толщиной 200 мм и бортовой — 180 мм. Проект назвали «Мамонтом». В декабре 1942 года это название в целях секретности было изменено на «Мышонка». Фердинанд Порше отвечал только за работу над проектно-технической стороной. Внедрять разработку в производство должен был Альберт Шпеер.

В заданный предел массы Порше уложиться не удалось. Стремление создать машину, которая была бы максимально защищена со всех сторон, а также проблемы с компоновкой стали причиной того, что в итоге «Маус» весил 188 тонн. Такую тяжесть не выдерживал ни один стационарный автомобильный мост, не говоря уже о понтонном. Поэтому создатели танка сразу же сделали его конструкцию максимально защищённой от проникновения влаги и разработали систему подводного вождения. Теоретически танк мог преодолевать водные преграды глубиной до 8 метров. Но в действительности даже небольшие водоёмы, вероятнее всего, стали бы для него могилой.

Проходимость «Мауса» также оставляла желать лучшего. Отчёты о полигонных испытаниях в Беблингене дают ей излишне позитивную оценку. К примеру, там написано, что даже при погружении гусениц в грунт до 50 см танк сохранял подвижность. При этом умалчивается о том, что практически все 100 километров своего пути на испытаниях машина прошла исключительно по дорогам и твёрдому грунту. А единственный случай испытания бездорожьем закончился тем, что «Маус» увяз чуть ли не по самую крышу. Его смогли вытащить только после того, как откопали. Выше было упомянуто оборудование подводного вождения, но какой в нём смысл, если танк намертво увязнет в донном иле?

Существует аксиома: танк должен быть мобильным. Смысл танковых войск заключается именно в том, чтобы совершать броски на большие расстояния, охватывать вражеские части, наносить удары во фланги и тыл как при наступлении, так и при обороне. «Маус» совершенно не соответствовал этому принципу. Ездил он откровенно плохо.

«Возможно, он был настолько хорошо защищён, что мог сойти за своего рода передвижной дот, способный сдерживать натиск больших сил противника?» — спросите вы. Тоже нет.

Во-первых, толстая броня «Мауса» была низкого качества. На момент его строительства Германия испытывала жесточайший дефицит молибдена, необходимого для изготовления качественной стали. Плохая броня не только лучше пробивалась снарядами, но ещё и трескалась, откалывалась. Попадание снаряда в машину вышибало с внутренней стороны осколки, которые могли убить экипаж и повредить внутренние узлы танка. Фактически по своему уровню защищённости «Маус» соответствовал тяжёлым танкам массой 60–70 тонн.

Во-вторых, огромные размеры делали танк Порше отличной мишенью для авиации. А попадания бомбы «Маус» не пережил бы. То есть и здесь его «полезность» под вопросом.

Пожалуй, единственное, что можно зачислить в плюс «Маусу», — его главное орудие калибра 128 мм. Эта пушка гарантированно пробивала любой танк противника с дистанции до 2500 метров. Подобным результатом не мог похвастаться ни один танк антигитлеровской коалиции. Правда, заряжание орудия было раздельным, поэтому скорострельность ограничивалась тремя выстрелами в минуту. Тем не менее 128-мм пушку однозначно следует отнести к достоинствам. Второе орудие калибром 75 мм было уже сомнительным элементом. Чтобы стрелять по целям, не заслуживающим тяжёлого снаряда, хватило бы и автоматической пушки. Причём было бы неплохо, если бы эта пушка имела сектор поражения, максимально приближённый к круговому. Дело в том, что башня у «Мауса» поворачивалась очень медленно, а из прочего вооружения имелся только кормовой пулемёт, которого явно не хватило бы для обороны.

Можно утверждать почти со стопроцентной вероятностью, что практически все подбитые «Маусы», случись этому танку реально воевать, стали бы безвозвратными потерями. Эвакуация повреждённого танка такой массы была почти невыполнимой задачей. Не слишком ли расточительно — разбрасываться столь дорогими машинами?

К сожалению, а может и к счастью для немцев, проверить, как будет воевать «Маус», им не довелось. Два готовых прототипа машины были взорваны на полигоне в Куммерсдорфе при приближении советских войск. Тем не менее из остатков двух танков удалось собрать один, который впоследствии увезли в СССР. В наши дни его можно увидеть в Кубинке среди экспонатов музея бронетанковых войск.

Итак, Фердинанд Порше, пойдя на поводу у гигантомании Адольфа Гитлера, создал, пожалуй, самый бесполезный танк Второй мировой войны. Правомочно ли говорить, что силы, время и материальные ресурсы были потрачены им напрасно? Ни в коем случае! При создании «Мауса» было немало новаторских решений в отношении двигательных и ходовых систем танков, в электроснабжении, охлаждении и питании мотора, а также в конструкции башни.

Обсудить материал вы можете здесь.

Рендеры данной машины во всех разрешениях находятся здесь.

worldoftanks.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *