Колесница. Самое интересное — Фото Дом Солнца
Статьи
- Религия
- Психология
- Журнал
- Магия
- Навигатор
Творчество
- Стихи
- Фото
- Обои
- Аудио
- Проза
Службы помощи
- Толкование снов
- Психологическая помощь
- Духовная практика
- Помощь экстрасенсов
Сервисы
- Сонник
- Гадания
- Гороскопы
- Психологические тесты
- Открытки
- Рейтинг сайтов
- Афиша
- Форум
www.sunhome.ru
Колесница — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
![](/wp-content/uploads/kolesnica-foto_0.jpg)
Использование боевых колесниц датируется бронзовым и железным веками. Первые модели колесниц имели четыре колеса и часто носили ритуальный характер.
Важнейшим новаторским изобретением, позволившим собирать двухколёсные надёжные и быстрые колесницы стало изобретение колеса со спицами и ободом. Колесницы такого типа датируются 2000 годом до нашей эры, а пик их использования — 1300 год до н. э. (См. Битва при Кадеше). В течение 700 лет колесницы играли решающую роль на поле военных действий.
Одомашненные лошади древних времён имели размеры крупных пони и не подходили для верховой езды. Поэтому животных запрягали в телегу или колесницу, тягловая нагрузка которых не оказывала серьёзной нагрузки на круп лошади. По мере укрупнения лошадей, содержащихся людьми в неволе, появилась возможность ездить на них верхом, — колесницы уступили место кавалерии. Последующий отказ от кавалерии продиктован экономическими военно-техническими преобразованиями.
Всадник на лошади мог воевать и передвигаться на большие расстояния, тогда как для колесницы требуется относительно ровный ландшафт. Ряд характерных для колесничного боя черт сохранился вплоть до Первой мировой войны (тачанка).
Долгие годы гонки на колесницах оставались излюбленным развлечением людей.
ru.wikipedia.org
Древние колесницы, какие они были.
08.05.2013
Необычная езда
До того момента, когда человек впервые посмел оседлать коня верхом, он ездил в колесницах — легких повозках, запряженных двумя, четырьмя или шестью лошадьми. Древние колесницы, которые появились в третьем тысячелетии до нашей эры были очень неповоротливыми и медлительными. В правдивости этих данных сомневаться не приходится, потому что до нас дошли древние шумерские изображения четырехколесных колесниц. Колеса у них крепились на осях, которые были абсолютно неподвижными по отношению к самому корпусу повозки. А теперь представьте, как сложно было такой зафиксированной колеснице повернуть или развернуться!
Боевые колесницы в древних войнах.
Огромное влияние на ход древних войн долгое время оказывали колесницы, созданные ассирийцами, египтянами и мудрыми хеттами. Эти усовершенствованные сооружения распространились в 17-15 веках до нашей эры и критично отличались от первобытных шумерских колесниц. Во-первых у них было не четыре колеса, а всего два больших колеса, которые крепились сзади повозки. Во-вторых, сама эта повозка стала значительно меньше и имела щит впереди и соединялась с конями с помощью дышла. Эти колесницы использовали как на охоте, так и на войне. Они были более маневренными и быстроходными.
С появлением этих новых колесниц, в войсках древних государств очень многое изменилось. Больше не делалось упора на пехоте, теперь акцент делался на новом роде войск — на коннице. Весь исход сражения теперь зависел от слаженности действий конницы. Вплоть до первого века нашей эры, колесницы значились самым передовым и опасным оружием, но это вовсе не говорит, что к тому времени боевые колесницы были такие же, что и полторы тысячи лет назад. Колесницы совершенствовались очень быстро. Новые модели колесниц призваны были стать более эффективными, а египетские и ассирийские воины полагали, что для военных целей будет намного выгоднее, если кроме возницы и двух лучников там будет находиться больше стрелков. Для того, чтобы перевозить шестерых воинов вместо двоих, было нужно создать более прочную конструкцию самой телеги-колесницы, которую должны были тянуть большее количество лошадей.
И вот, в I тысячелетии до нашей эры появилась тяжёлая конница — боевая колесница, запряженная четырьмя, а то и шестью лошадьми. Тогда еще не умели запрягать лошадей друг за другом, поэтому все кони запрягались в один ряд.
Все больше и больше боевых колесниц создавали правители и фараоны тех далеких лет. И в итоге столкнулись с проблемой, на поле боя им стало тесно. Безусловно, на широких равнинах и полях боевой колеснице не было равных, но на узких лесных тропах и в ущельях эта боевая машина оставалась беспомощной.
moykon.ru
Древняя игрушка раскрыла секрет римских колесниц
Бронзовая модель античной колесницы рассказала о том, как участники древних гонок увеличивали свои шансы на победу.
Гонки на колесницах были очень популярным видом спорта на протяжении двух тысяч лет. Их проводили в Древней Греции, Риме и Византии, с микенской эпохи и до падения Константинополя (1453 г.). Следы от колёс, сохранившиеся на древних ипподромах, показывают, как много было колесниц в Риме. Но от них почти ничего не осталось: органические части таких «повозок» быстро разлагались, а то, что было сделано из металла, шло в переплавку. Именно поэтому об устройстве колесниц мы знаем только в общих чертах.
Но некоторые детали всё же можно узнать по некоторым другим находкам. Так, в 90-х годах XIX века в Риме, в реке Тибре обнаружили уникальный предмет – бронзовую игрушечную колесницу. Тибрская модель, как её назвали, сейчас хранится в Британском музее. Она является уменьшенной копией биги (biga) – повозки, в которую запрягались две лошади (фигурка одной из них и фигурка возничего не сохранились). Исследователи говорят, что это была очень дорогая игрушка. Ее датируют I–II вв. н.э., а владельцем её мог быть, например, император Нерон. По письменным источникам известно, что он, уже став императором, «продолжал играть на доске маленькими колесницами из слоновой кости» (Светоний. Нерон, 22).
Тибрская колесница и спустя столетие продолжает привлекать внимание исследователей. В 2014 году в ней заметили интересную особенность: правое колесо повозки несколько больше левого, и на его внешнем крае видна тонкая полоса, напоминающая обод или шину. Доктор Бела Шандор из Висконсинского университета в Мадисоне (США) считает, что это утолщение сделали неслучайно. В своей статье, опубликованной в
Колёса таких повозок обычно делали из деревянных частей, которые склеивали и стягивали ремнями из сыромятной кожи. Очевидно, что при больших нагрузках и скорости колёса часто ломались. Именно потому их могли укреплять тонкой железной полосой. Но почему она есть только на одном колесе? И почему на правом?
У Белы Шандора есть ответ и на эти вопросы. Укреплять оба колеса было нецелесообразно: железные детали сильно утяжеляли колесницу и снижали её скорость. Колесницы на ипподромах двигались по кругу, против часовой стрелки, а значит всё время поворачивали налево. При таком повороте наибольшая нагрузка идёт именно на правое колесо. Его и снабжали железной «шиной».
Расчёты показывают, что такая «асимметрия» колёс была оптимальной: у повозок без железных «шин» шансы на успех были равнялись примерно 50%, у повозок с двумя металлическими ободами – 30%, а с одним – 80%. Вряд ли древние конструкторы пускались в подобные вычисления, скорее всего, компромисс между скоростью и весом искали опытным путем.
Тибрская модель позволила оценить и параметры колесницы. Такой античный «болид» весил 25–30 кг, ширина его колеи достигала около 155 см, а диаметр колеса равнялся примерно 65 см.
По материалам The Seeker.
www.nkj.ru
Индоевропейцы и колесницы — maximus101
Вызывает настоящее восхищение то упорство, с каким поклонники славяно-арийских фантазий пропихивают свои теории по всему интернету, в частности, во всем известной Википедии. В сотнях ее статей, особенно русскоязычных, процветают бредни «курганной гипотезы» Марии Гимбутас, от которых давно открестились почти все специалисты по индоевропеистике. Но их продолжают пихать и пихать с монотонным упорством парового молота)Раз «курганная гипотеза» обнаруживает прародину индоевропейцев на территории России и Украины, то здесь сошлись интересы и русских, и украинских националистов одновременно, поэтому по всей википедии читаем, что эта «Гипотеза является наиболее популярной в отношении происхождения ПИЕ») Естественно, все эти утверждения держатся на невероятном числе подлогов и ошибок.
Здесь я хочу прояснить один из наиболее часто встречающихся фейков, связанных с «курганной теорией», речь пойдет о якобы приоритете территорий современных России и Украины в деле появления и распространения колесниц и прочих колесных транспортных средств.
Бронзовая модель боевой колесницы из Гохеби-Руставского карьера, Грузия (конец II тыс. до н. э.)
Во множестве статей википедии, посвященных индоевропейцам,висит вот такая загадочная карта.
Под ней стоят следующие подписи)
Карта распространения повозок вместе с миграциями индоевропейцев согласно курганной гипотезе
Или Распространение повозок.
И для сравнения из англоязычной статьи Approximate historical map of the spread of the spoke-wheeled chariot, 2000–500 BC
Уже при сравнении русскоязычных и англоязычной подписей выясняется, что речь идет о разных явлениях. Английская версия, естественно, имеет меньше бредового наполнения, она считает, что речь идет о распространении по миру колесниц со спицами. Русская версия гласит о том, что где-то в центре России (обозначено красным) были изобретены в 2000 г. до н.э. повозки вообще, и далее они распространились по миру. И естественно их изобрели именно индоевропейцы)
Написателей википедии нисколько не смущает тот факт, что повозки известны, как минимум, с 4 тыс. до н.э. И появились они не на Урале или Украине, а на Ближнем Востоке и в Центральной Европе (на Балканах), т.е. там, где обрели свою вторую родину праиндоевропейцы, пришедшие из Малой Азии…
Самое древнее колесо в мире конца 4 тыс. до н.э. найдено в Словении, вот так оно выглядит.
И ладно, проблема была бы только в бестолковых написателях википедии, но ведь подобные перлы выдают и многие дипломированные историки. Например,
Боевая колесница была фундаментальным открытием ариев, а их миграции из Великой Степи — это было распространение культурного круга, археологически фиксируемого как область захоронений с конями и колесницами.Нефедов С., Запарий В., Личман Б. Технологическая интерпретация новой истории России.
То, что на боевых колесницах воевали еще шумеры С.А.Нефедову явно неизвестно) И таких исследователей, к сожалению, до сих пор очень много.
Прекрасная статья о колесницах была написана еще в 80-х годах признанным специалистом по древнему оружию М.В.Гореликом. Где он подробно разбирает устройство колесниц, время их создания и применение на поле боя. Несколько избранных абзацев, плюс таблицы из его работы, я вставил в пост.
БОЕВЫЕ КОЛЕСНИЦЫ ПЕРЕДНЕГО ВОСТОКА III-II ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ ДО Н.Э.
>>>>>В настоящее время подавляющее большинство авторов связывают появление конноупряжной боевой двухколесной колесницы на Ближнем востоке с проникновением туда во II тысячелетии до н.э. индоиранских племен. Подобная связь действительно имела место, но настораживает абсолютная категоричность такой зависимости: «индоиранцы — колесницы». Создается впечатление, что этим племенам каким-то мистическим образом имманентно и извечно были присущи такие «признаки», как «конь», «колесница» и «военная колесничная аристократия». Наиболее пылкие исследователи подчас утверждают, что боевые колесницы были изобретены индоиранцами или, шире, индоевропейцами. Однако даже самые древние боевые колесницы (здесь идет речь не о колесном транспорте вообще), найденные в степном поясе Евразии, относятся ко времени никак не раньше, чем конец второй четверти II тысячелетия до н.э., тогда как ближневосточные образцы боевых колесниц намного старше.
>>>>Прежде всего отметим, что большинство наиболее увлеченных сторонников идеи исключительности связи боевой колесницы с ариями склонны подчеркивать наличие на Ближнем Востоке до середины II тысячелетия до н.э. только четырехколесных боевых колесниц, как бы не замечая двухколесных [25, с. 148; 13, с. 40, 45]. Но если взглянуть на материал таблиц 1 и 2, то станет ясно, что двухколесные колесницы в ближневосточных изобразительных источниках не уступают четырехколесным ни по древности, ни по количеству изображений, причем по последним даже превосходят четырехколесные. И четырехколесные и двухколесные колесницы весьма близки друг другу практически по всем признакам, хотя и имеются некоторые различия.
Таблицы кликабельны.
ЧЕТЫРЕХКОЛЕСНЫЕ КОЛЕСНИЦЫ
1 — печать из Киша, XXVIII — XXVI вв. до н.э.; 2 — роспись сосуда из Хафадже, XXIX — XXVI вв. до н.э.; 3 — колесница из раскопок э Кише, XXVI в, до н.э.; 4 — глиняная модель из Киша, около 2600 г. до н.э.; 5 — глиняная модель из Тепе-Гавра, 2800 — 2500 гг. до н.э.; 6 — «штандарт» из Ура, середина III тысячелетия до н.э.;7 — печать из собрания Пирпонта Моргена,XXIV — XXII вв. до н.э.; 8 — аккадская печать, XXIV—XXII вв. до н.э.; 9 — глиняная модель из Хама, 2000 — 1900 гг. до н.э.; 10 — каппадокийская печать, ок. XIX э. до н.э.; 11, 12 — бронзовые модели из Анатолии, XIX — XVIII вв. до н.э.
ДВУХКОЛЕСНЫЕ КОЛЕСНИЦЫ
I — роспись сосуда из Телль-Халафа, конец IV — начало III тысячелетия до н.э.; 2 — глиняная модель из Киша, XXVIII—XXVI вв. до н.э.; 3 — рельеф из храма Сина в Хафадже, начало III тысячелетия до н.э.; 4 — печать из Ура, XXVII—XXY вв. до н.э.; 5 — глиняная модель из Киша, ок. 2600 г. до н.э.; 6 — глиняная модель из Фары, XXVI —XXV вв. до н.э.; 7 — раннединастическая печать, XXVI—XXV вв. до н.э.; 8 — раннединастическая печать, ок. 2600 г, до н.э.; 9 — глиняная модель из Киша, ок. 2600 г. до н.э.; 10 — глиняная модель, ок. 2500 г. до н.э.; 11 — рельеф из Ура, ок. 2500 г, до н.э.; 12 — медная модель из Телль-Аграба, XXVI в, до н.э.; 13 — печать из Ура, XXIV—XXII вв. до н.э.; 14 — глиняная модель из Ашшура, ок. 2000 г. до н.э.; 15—печать старосирийского стиля, XIX —XVIII вв. до н.э.; 16 — касситско-вавилонская печать, вторая половина II тысячелетия до н.э.; 17 — печать старосирийского стиля, XVII —XV вв. до н.э.; 18 — рельеф «Белого обелиска» из Ниневии, 1052—1050 гг. до н.э.; 19 — ассиро-касситская печать, ок. 1200 г. до н.э.; 20 — глиняная модель из Телль-Халафа, вторая половина III тысячелетия до н.э.; 21 — глиняная модель из Телль-Гуэйры, конец III тысячелетия до н.э.; 22 — глиняная модель из Хама, XXIII — XXII вв. до н.э.; 23 — глиняная модель из Хама, XIX—XVII вв. до н.э.; 24 — глиняная модель из Хама, 1800—1650 гг. до н.э.; 25 — бронзовая модель из Сирии, первая половина II тысячелетия до н.э.; 26 — печать хурритская, XVI—XI вв. до н.э.; 27 — золотое блюдо, Угарит, XIV в. до н.э.; 28 — финикийская колесница из Фив, Флоренция, Археологический музей, XV в, до н.э.; 29 — каменная статуэтка, Угарит, XIII в. до н.э.; 30 — обивка колесницы Тутмоса IV, конец XV — начало XIV в. до н.э.; 31 — 32 — резная кость, Мегиддо, XII в. до н.э.; 33 — каппадокийская печать, XIX—XVIII вв, до н.э.; 34—36 — сирийские и хеттские колесницы, рельеф из Карнака, XIII в. до н.э.; 37 — хеттская печать, XIV —XII вв. до н.э.; 38 — рельеф из Имам-Кули, XV —XIII вв. до н.э.; 39 — 41 — глиняные модели из Суз, около 2500 г. до н.э.; 42 — бронзовая модель из Суз, после 1900 г. до н.э.; 43 — печать из Тепе-Хиссара, слой IIIB—С, 2200—2000 гг. до н.э.; 44 — золотая чаша из Хасанлу, XI—IX вв. до н.э.; 45, 46 — бронзовые модели из Лчашена, XIV—XIII вв, до н.э.; 47 — бронзовая модель из Кахетин, вторая половина II тысячелетия до н.э.; 48 — бронзовый топор, найденный в Луристане, XXVI в, до н.э.; 49 — глиняная модель из Арича, Армения, вторая половина III тысячелетия до н.э.
>>>Исследователи нередко склонны «упрекать» ранние колесницы с дисковидными колесами и упряжкой из четверки онагров в малой маневренности. Однако тактических задач, требующих быстрого, и сложного маневра, перед ними и не ставилось : всесокрушающая лобовая и фланговая атака выполнялась ими, видимо, вполне удовлетворительно. Гоняться же за отдельными воинами не входило в их задачи. Вместе с тем, судя по ряду изображений на печатях [35, рис. 4е, 5с], ранние колесницы, большей частью типа III, использовались на охоте, где всадник в сопровождении собаки преследует какое-либо (именно одиночное!) животное, что, несомненно, требовало весьма быстрого и сложного маневра.
>>>Для Восточной Европы показательна роль Кавказа в вопросе о колесном транспорте: анализы выявили кавказское происхождение дерева восточноевропейских повозок III — II тысячелетий до н.э., что позволило некоторым исследователям связать с Кавказом и происхождение самих повозок [14, с. 12].
>>>>Обычно исследователи вопросов, связанных с развитием колесниц, противопоставляют тяжелые ранние колесницы легким колесницам середины второй половины II тысячелетия до н.э. Это противопоставление представляется не совсем правомерным, т.е. правомерным лишь отчасти. Видимо, на эту мысль их навели сохранившиеся древнеегипетские экипажи (табл. 2: 28; табл. 4: 5, 6), действительно очень легкие, сделанные иэ дерева. Но сохранившиеся египетские экземпляры — это выездные, парадные образцы иэ погребении фараонов и высшей знати. Для боевой же колесницы излишняя легкость вредна, так как делает колесницу неустойчивой, в знатительной степени лишает ее натиск силы. На самом деле легким был лишь деревянный каркас колесницы; борта же затягивались толстой кожей, досками, плетенкой иэ прутьев и нередко обивались бронзовыми, а позднее и железными бляхами, пластинами, чешуями [37, с.82; 28, с.221, рис.20] (табл.2: 17, 27, 30, 34 — 38 ; табл. 3 : 4 — 9; табл. 4 : 4 ) . Особенно тяжелыми были такие изящные с виду колеса со спицами: они могли иметь спицы из бронзы — на каждую спицу шло около килограмма металла , бронзовые ободья и оковки с шипами/гвоздями, на которые для пары колес могло идти до 30 кг бронзы, как явствует из письменных источников [37 , с . 113 — 114].
Вывод из статьи Горелика можно сделать простой — нет никакой связи между распространением индоевропейцев и боевыми колесницами. Причем, неважно о каких модификациях колесниц идет речь — запряженных лошадьми или онаграми, имеющих спицы на колесах или нет. Все это в масштабах всемирной истории имеет малое значение.
А вот, связь с изобретением повозок может быть, это подтверждается «анатолийской гипотезой», наиболее детально разработанной в наше время. Неолитические земледельцы, принесшие в Европу методы ведения сельского хозяйства, создали и колесные транспортные средства, которые позволили осуществить масштабную колонизацию Евразии. Произошло это примерно в 6 — 4 тыс. до н.э.
Несколько изображений древнейших колесных транспортных средств.
Терракотовые изображения повозок, 5500 — 3000 гг. до н.э. Музей города Мардина (Юго-Восточная Турция)
maximus101.livejournal.com
Интересные факты: первая боевая колесница была найдена в Челябинской области
Previous Entry | Next Entry
Самая древняя колесница в мире была найдена на территории Челябинской области. А это, между прочим, первое в истории человечества транспортное средство на колесах.Более того, по мнению ученых, именно на землях Южного Урала было изобретено и самое первое колесо, в том виде, котором мы знаем его сегодня: колесо на спицах.
Вот вам цитата из википедии: «Центр появления конной боевой колесницы это район северо-восточного Ирана и Южного Урала. Древнейшая известная учёным колесница классического типа обнаружена в районе с. Черноречье (Челябинской области), на археологическом объекте синташтинской культуры — в могильнике Кривое Озеро. И датируется она XX—XVIII вв. до н. э». То есть около 4 тысяч лет назад.
Именно с территории Южного Урала «наши» колесницы распространились по всему миру — в Митанию, Китай и Европу. А не наоборот, как считалось ранее.
![](/wp-content/uploads/kolesnica-foto_10.jpg)
Отметим, что колесница является древнейшим видом «боевой техники» на планете. И когда-то было самым грозным оружием. Что-то вроде современного танка. Впрочем, по версии ученых, племена жившие на Южном Урале чаще использовали колесницы в ритуальных целях, ведь нападать на столь «высокотехнологичные» поселения просто никто не решался.
Кстати, удивляться тому, что колесо и колесница были изобретены на Южном Урале, пожалуй, стоит лишь отчасти. Ведь в этих краях жил на тот момент один из самых «передовых» народов на планете и где, как ни здесь должно было появиться первое транспортное средство.
Любопытно и то, что в некоторых вопросах жители Аркаима и других населенных пунктов «страны городов» были намного изобретательнее современных людей. Так, например, дороги в этих городах проходили по крышам домов(!), где по версии ученых и ездили древние колесницы. Вот так.
Дополнительные интересности: 1) При помощи специального анализа удалось установить точную дату первого захоронения лошади с колесницей – это 2026 год до нашей эры. 2) Колесницы использовались в классических Олимпийских играх.
neofakty74.livejournal.com
Армейская диво колесница
Но мой товарищ уперто доказывал мне, что эта старушка является стратегическим оружием нашей армии. В довесок к этому начал рассказывать, какая же все-таки эта машина проворная на бездорожье: в армии сейчас достаточно много современной интересной техники, но эта машина — ветеран с сильным послужным списком. Многие современные полноприводные грузовики тоже неплохо справляются со своей задачей, но при этом они сильно загружены лишними деталями и техническими новшествами. А тут все предельно просто, а главное – эффективно: сравнительно легкий вес позволяет ездить по пересеченной местности без каких либо проблем, и даже хилый двигатель справляется на ура.Сам он служил под Томском и когда у них в части развернули масштабные учения, задействовали почти всю технику и всех водителей. И так уж получилось, что с консервации сняли три Шашиги, и так как это армия, техника не могла отказать. Машины после долгого простоя завелись на ура. Были некие огрехи в работе двигателя, но тут уж скорее вина хитрого прапора, который проводил манипуляции с содержимым баков. В итоге машина ехала на некой смеси бензина, трансформаторного масла и керосина. Но, самое главное, она ехала. Пердела и стреляла, но все же ехала!
Задача была доехать колонной до полигона, но ребят подвела не техника, а кулинарный шедевр матери одного из бойцов. Он с благими намерениями накормил творожным пирогом своих товарищей, который бурно сдетонировал по дороге на полигон. Пришлось сделать вынужденную остановку, и все солдаты разбежались по кустам, а когда шансов догнать караван уже не было, пришлось искать альтернативный маршрут. И он был. Правда, пролегал через болото — там, где машины вообще не ездят. Но прапор, который командовал боевой машиной, приказал форсировать трясину. На удивление машина после длительного простоя с легкостью прошла болото, и их Шашига прибыла на полигон раньше всех. Конечно, потом нагоняй получили все: и боец, чьи пироги спровоцировали этот сбой, и водитель, который чуть не потопил машину, и даже прапор, который бодяжил бензин. Но факт остается фактом — старушка не подвела. Такая техника достойна уважения, не смотря на свой возраст!
fishki.net