Содержание

Т-46 – Советский колесно-гусеничный легкий танк | TANKI-TUT.RU

Т-46 – это опытный советский колесно-гусеничный легкий танк. Его создавали как танк поддержки пехоты на основе узлов и агрегатов танка Т-26. Ограниченно применялся в Зимнюю и в Великую Отечественную войны.

История создания Т-46

Разработка танка Т-46 началась в 1933 году, в рамках повышения подвижности Т-26 его переводом на колесно-гусеничный ход. К 1935 году был построен опытный образец танка, однако он почти вполовину превысил положенные 10 тонн, и бортредуктора и КПП просто не справлялись с нагрузками. Тогда танк было решено доработать, подняв разрешенный вес до 14-15 т.

 

музее в Кубинке

Изображение 1 из 5

Из трех предложенных проектов был выбран № 46-3, на основании которого построили эталон Т-46-1. Этот эталон был готов к 1936 году, и после дополнительных испытаний началось его серийное производство. Танк потяжелел до 17,5 тонн из-за мощного двигателя и усиленной брони, а также получил усиленную трансмиссию. Вооружение Т-46-1 дополнялось огнеметом.

С ноября по декабрь 1936 года завод имени Ворошилова выпустил четыре танка Т-46. В войсках танки эксплуатировались более года и показали себя с хорошей стороны. Они имели высокую проходимость на колесном ходу, а по подвижности как на колесах, так и на гусеницах были сравнимы с ПТ-1. Кроме того, танки были очень просты в управлении и потребляли недорогой бензин. Несмотря на все хорошие стороны танка, по цене он в итоге значительно превысил дешевый Т-26 и практически догнал трехбашенный средний танк Т-28, что было недопустимо. Из-за этого выпуск танка Т-46-1 был полностью прекращен, и в начале 1937 года все работы по нему были закрыты.

ТТХ Т-46

Общая информация
  • Классификация  — лёгкий танк;
  • Боевая масса — 17,5 т;
  • Компоновочная схема  — классическая, с передним расположением трансмиссии;
  • Экипаж – 3 человека;
  • Годы производства  — 1936-1937;
  • Количество выпущенных – 4  штуки.
Размеры
  • Длина корпуса – 5730 мм;
  • Ширина корпуса – 2740 мм;
  • Высота – 2490 мм;
  • Клиренс – 400 мм;
Бронирование
  • Тип брони — стальная катаная;
  • Лоб корпуса – 15-22 мм;
  • Борт корпуса – 15 мм;
  • Корма корпуса – 15 мм;
  • Днище – 8 мм;
  • Крыша корпуса – 8 мм;
  • Лоб башни – 16 мм;
  • Борт башни – 16 мм;
  • Корма башни – 16 мм;
  • Крыша башни – 8 мм.
Вооружение
  • Калибр и марка пушки — 45-мм 20К;
  • Тип пушки  — нарезная;
  • Длина ствола – 46 калибров;
  • Боекомплект пушки  — 101;
  • Пулемёты — 3 × 7,62-мм ДТ-29;
  • Другое вооружение  — огнемёт КС-45.
Подвижность
  • Тип двигателя — V-образный 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения;
  • Мощность двигателя – 330 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 58 км/ч, 80 км/ч на колесах;
  • Запас хода по шоссе – 220 км, 400 км на колеса;
  • Запас хода по пересечённой местности – 110 км;
  • Удельная мощность — 18,9 л.с./т;
  • Колёсная формула — 8×4/2;
  • Тип подвески — типа Кристи;
  • Удельное давление на грунт 0,8 кг/см² ;
  • Преодолеваемый подъём – 40 град;
  • Преодолеваемая стенка — 0,8 м;
  • Преодолеваемый ров — 2,0 м;
  • Преодолеваемый брод — 1,0 м.

Применение танка

В начале Великой Отечественной войны несколько Т-46 ограниченно использовались в боях. В основном их применяли как неподвижные огневые точки. Также есть отрывочные сведения о том, что Т-46 участвовал в Зимней войне.

Память о танке

Сегодня ни один Т-46 не сохранился целиком, но известно минимум о двух частично сохранившихся машинах, которые советские войска в ходе войны использовали как долговременные огневые точки на Карельском перешейке.

Т-46 без  ходовой части и множества элементов корпуса хранится в Центральном музее Великой Отечественной войны. Этот танк обнаружили в декабре 2001 года у поселка Соснового. Танк передали Музею на Поклонной горе, затем частично отреставрировали и в 2004 году включили в экспозицию.

Башню и корпус Т-46-1 можно увидеть в Бронетанковом музее в Кубинке. Непроверенная информация гласит, что его целиком сдали в лом охотники за металлоломом, отыскавшие танк неподалеку от бывшей Советско-финской границы. Когда танк обнаружили в Финляндии, его выкупило Российское военно-историческое общество. Сейчас танк ожидает реставрации.

Танк в культуре

В игре World of Tanks Т-46 можно встретить в качестве советского легкого танка третьего уровня.

comments powered by HyperComments

tanki-tut.ru

Т-46 Легкий танк — aviArmor

Разработчик: КБ завода им. Ворошилова
Год начала работ: 1933

год постройки первого прототипа: 1935
Танк был выпущен в 1937 году малой серией, несколько машин осенью 1941 г. приняли участие в обороне Москвы.

Несмотря на то, что проект КТ-26 не принес желаемого результата от идеи поставить Т-26 на колесный ход ни в коем случае не отказывались. Более того, в начале 1933 года КБ завода им.Ворошилова начало работу по созданию улучшенного танка Т-26А. Кроме колесно-гусеничной ходовой части предполагалась установка дизельного двигателя, а также усиление вооружения и бронирования. Руководителем проекта, в начале 1934 года получившего новый индекс Т-46, был назначен С.Гинзбург, а место ведущего конструктора занял В.Симский.

В конструкции танка, с целью облегчения серийного производства, заимствовались многие узлы от танка Т-26 образца 1933 г. Согласно техническому заданию Т-46 должен был иметь усиленное пушечное вооружение и боевую массу до 10 тонн. Но прежде всего планировалось существенное улучшение ходовых качеств танка.

Корпус Т-46 мало отличался от прототипа и собирался при помощи клёпки из катаных броневых листов толщиной 8, 10, 15 и 22 мм. Первоначально предполагалась использовать сварку, но Ижорский завод с трудом осваивал это новшество и потому прототипы танка строились по-старому. Компоновка танка несколько изменилась. В передней части корпуса размещалось отделение управления и трансмиссия, место механика-водителя (с характерным выступом в виде будки) оставили с левой стороны. Боевое отделение находилось в средней части корпуса, моторное отделение – в кормовой части.

Первый проект Т-46 предусматривал установку дизельного мотора ДТ-4 или бензинового МТ-4 мощностью 180-210 л.с., практически одинаковых по габаритам и креплениям. Первый тип двигателя казался самым многообещающим, поскольку он потреблял не высокооктановое топливо, как Т-26, а дизтопливо. Однако “мотористы” не смогли вовремя завершить работы по ДТ-4 и тогда решили временно остановиться на бензиновом моторе.

Наиболее сильные отличия имела ходовая часть. Вместо тележек в ней применили 4 сдвоенных опорных катка на один борт с резиновыми бандажами и блокированной пружинной подвеской, 2 поддерживающих ролика и ведущее колесо переднего расположения с цевочным зацеплением. Траки гусениц шириной 390 мм были литыми и изготовлялись из стали Гартфилда.

При движении на колёсах ведущими были только две задние пары колёс, а поворот осуществлялся при помощи обычного дифференциала с передачей на переднюю пару колёс. Для управления при движении на гусеницах применялись рычаги управления, на колесах — рулевая колонка автомобильного типа. При сваливании гусениц переход на колесный ход можно было произвести без выхода экипажа из машины при помощи рычагов на коробке передач.

Состав вооружения первого образца Т-46 мало изменился по сравнению с серийным Т-26. Переделке подверглась башня, которая была немного увеличена в размерах и предназначалась для установки как 45-мм пушки 20К, так и 76,2-мм пушки ПС-3. В кормовой нише, в шаровой установке, монтировался 7,62-мм пулемет ДТ. Второй ДТ находился в спаренной установке вместе с пушкой.

Экипаж танка состоял из трех человек. Механик-водитель размещался в отделении управления слева в выступающей вперед броневой будке. Посадка и выход экипажа из машины производились через двустворчатый люк механика-водителя и два люка в крыше башни.

Первый прототип колесно-гусеничного танка Т-46 был готов в 1935 году. После непродолжительной заводской обкатки его отправили на полигон НИБТ, где танк подвергли всесторонним испытаниям. Особых нареканий Т-46 не вызвал, однако было указано, что масса танка составила более 14 тонн. Это самым негативным образом сказалось на работе коробки передач и бортовых редукторов, которые с трудом выдерживали сильно возросшие нагрузки.
Тем не менее, проект был сочтен перспективным, и в скором времени на рассмотрение технической комиссии УММ РККА было предложено несколько доработанных вариантов танка, имевших индексы 46-1, 46-2 и 46-3, разработанных конструкторской группой нового КБ Опытного завода Спецмаштреста им. Кирова (бывшего ОКМО) под руководством О. Иванова. Последний из вариантов показался наиболее оптимальным и , постановлением СТО от 29 февраля 1936 г., он был принят на вооружение РККА под обозначением

Т-46-1.

Столь большая спешка объяснялась тем, что серийные Т-26 от серии к серии только набирали массу, при откровенно небольшом росте боевого потенциала и снижении ходовых качеств. Поэтому, принятие на вооружение более скоростного и лучше вооруженного танка было одной из приоритетных задач.

Первый прототип Т-46-1 был готов лишь в ноябре 1936 года. Конструкция танка была доработана, хотя по большей части это был тот же Т-46. В ходе изменений танк должен был оснащаться 300-сильным дизельным двигателем ДМТ-5, поэтому его моторное отделение было запроектировано под 8-цилиндровую V-образную силовую установку. Тем не менее, и этот двигатель получен не был. Вместо него установили бензиновый двигатель воздушного охлаждения МТ-5-1 мощностью 330 л.с. В системе охлаждения использовались два осевых вентилятора с забором охлаждающего воздуха с двух сторон в передней части крыши моторного отделения. Ёмкость топливных баков составляла 428 литров. Трансмиссия танка включала в себя четырехскоростную КПП, расположенную под полом боевого отделения, бортовые фрикционы, бортовые редуктора.

Бронирование усилили за счет введения 15-мм бортовых бронелистов, однако этот шаг лишь незначительно повысил защищенность танка. Броня Т-46-1 по-прежнему могла выдержать обстрел только крупнокалиберными пулями.

В качестве основного вооружения также планировалось использовать 45-мм пушку 20К или 76,2-мм пушку ПС-3, однако последний тип артсистемы промышленность так и не освоила. Оба пулемета ДТ оставили, а кроме того, справа от спаренной установки в шаровом яблоке был закреплен брандспойт пневматического огнемета КС-45. Боекомплект танка составляли 101 выстрел к 45-мм орудию, 43 магазина (2709) патронов к пулеметам ДТ, бак с 50 литров огнесмеси на 10–12 выстрелов из огнемета КС-45.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 12 В. В качестве источников питания использовались аккумуляторная батарея 6СТЭ-128 емкостью 128 Ач и генератор мощностью 500 Вт. Танк оснащался радиостанцией 71-ТК-1, размещенной в нише башни, с поручневой антенной.

Испытания Т-46-1 прошли вполне успешно. Танк обладал значительно большей скоростью и подвижностью на гусеницах, чем Т-26, а на колесах его максимальная скорость достигала 72 км\ч. Также упростилась управляемость танка, за счет использования новой трансмиссии. По вооружению Т-46-1 вполне соответствовал требованиям РККА, однако от установки огнемета впоследствии отказались. Решение о запуске танка в серийное производство было получено ещё до окончания его испытаний.

Производство Т-46-1 с декабря 1936 года развернули на заводе №174 им.Ворошилова, где параллельно шла сборка Т-26, однако после сборки 4 машин их выпуск прекратили. Причина оказалось весьма прозаичной – при всех имеющихся преимуществах Т-46-1 оказался слишком дорогим и по стоимости не уступал среднему трехбашенному танку Т-28. Таким образом, выпуск “двадцать шестых” был продолжен, а готовые образцы колесно-гусеничных танков, после короткого периода войсковой эксплуатации, передали в распоряжение полигона НИБТ. Все работы по танкам Т-46 в конце 1937 года полностью свернули, за исключением варианта с противоснарядным бронированием, которые в дальнейшем был значительно переработан и теперь известен нам под индексом Т-111 (Т-46-5). По решению военного совета один из выпущенных Т-46-1 передавался в распоряжение бронетанковго музея, где он и оставался до сережины 1941 г.

Казалось бы, с этого момента судьба Т-46-1 была решена окончательно, однако начавшаяся война заставила вновь обратиться к “ненужной” технике.
В октябре 1941 года, когда немецкие воска вышли на ближние подступы к Москве, со складов и полигонов начали “вытаскивать” всю боеспособную технику. По всей видимости, к этому времени ни один из Т-46 не был в состоянии “на ходу” (скорее всего это был тот самый музейный экспонат), поэтому из них решили сделать бронированные огневые точки (БОТ). Несколькими годами ранее уже был получен положительный опыт переделки устаревших танков Т-18 и Т-24, так что имевшиеся Т-46 без ходовой части закопали по башню в землю, сохранив им тот е комплект вооружения, но без огнемета. Как сложилась их судьба дальше, и было ли успешным их боевое применение остается неясным. Один из таких БОТ был обнаружен несколько лет назад и тем демонстрируется в музее Великой Отечественной. Как минимум два бронекорпуса Т-46 использовались под Ленинградом, один из них на рубежах КарУРа, а другой (на снимке) захвачен немцами южнее Ленинграда.

Источники:
М.Свирин “Броня крепка. История советского танка 1919-1937” Яуза/ЭКСМО. 2007 г.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛЕГКОГО КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОГО ТАНКА
Т-46-1 обр.1936 г.

БОЕВАЯ МАССА17500 кг
ЭКИПАЖ, чел.3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм5730
Ширина, мм2740
Высота, мм2490
Клиренс, мм360\400
ВООРУЖЕНИЕодна 45-мм пушка 20К, два 7,62-мм пулемета ДТ, один огнемет КС
БОЕКОМПЛЕКТ01 выстрел, 2205 патронов, 50 литров огнесмеси
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯприцел ТОП
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 22 мм
башня — 15-20 мм
борт — 15 мм
корма — 8 мм
днище — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬМТ-4, карбюраторный, 12-цилиндровый, мощностью 200 л.с., емкость бака 428 литров
ТРАНСМИССИЯмеханического типа механическая с 4-скоростной КПП
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ(на один борт) 8 сдвоенных основных обрезиненных катков (пеердняя пара управляемая), 4 поддерживающих ролика, передние ведущие и задние направляющие колёса, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 80 км\ч на колесах
58 км\ч на гусеницах
ЗАПАС ХОДА 220 км (на гусенцах)
400 км (на колесах)
110 км (по проселку)
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.30°
Высота стенки, м0,80
Глубина брода, м1,00
Ширина рва, м2,00
СРЕДСТВА СВЯЗИ

aviarmor.net

Т-46: обзор, характеристики, сравнение параметров

Разработан в рамках программы по повышению подвижности лёгкого танка Т-26 путём перевода его на колёсно-гусеничный ход. Прототип был изготовлен в 1935 году и принят на вооружение 29 февраля 1936 года после ряда доработок. По меньшей мере четыре машины из опытной партии серийных T-46 проходили войсковые испытания в 1937 году, однако из-за недостаточной надёжности силовой передачи и высокой стоимости производство танков было прекращено. Изготовленные танки применялись в боевых действиях Советско-финской и Второй Мировой войн.

Нация СССР СССР

Уровень Уровень III

Тип Лёгкий танк Лёгкий танк

Стоимость Кредиты 38 500 Опыт 1 400

worldoftanks.ru

Автострадные агрессоры. СССР. Колесно-гусеничный танк Т-46 или или как скрестить Т-26 и БТ.: alternathistory — LiveJournal

В ходе учений 1933-34 гг., когда сформированные недавно мехкорпуса и мехбригады вышли на летние маневры, вдруг со всей серьезностью проявился недостаток практически всех гусеничных танков, что стояли на вооружении РККА. Во время длительных маршей механизированных частей почти все танки, имевшиеся в наличии, вдруг стали выходить из строя вследствие массовых обрывов и потери гусеничных цепей. 45-й мехкорпус, например, пострадал от этого очень заметно, так как за один из дней потерял вышедшими из строя до четверти танков из числа выведенных на учения. Ремонтники не справились в заданный срок с объемом поломок.

 
Исключение составляли танки БТ, которые во время длительных маршей «переобувались», укладывая гусеницы на полки и проводя движение на колесах. Вот тут-то и всплыло то самое преимущество колесно-гусеничных танков, на которое еще в 1920-е указывал классик-танкоописатель своего времени Ф. Хейгль. Он упоминал о трудностях чистки и смазки гусеничного движителя, низком ресурсе гусеничных пальцев, а также высокой степени порчи грунтовых дорог при проходе по ним танковых подразделений и частей на гусеницах. Кроме того, гусеничные танки, по его мнению, еще не обладали нужной оперативной подвижностью. На то же указали и итоги учений РККА 1933 г.
Положение было сочтено чрезвычайно серьезным, и этому вопросу было посвящено специальное заседание техсовета УММ, которое выработало проект решения из двух пунктов:
  1. Улучшить конструкцию гусеничных траков и упрочнить пальцы.
  2. Разработать комплекс мер по переводу всех имеющихся танков на колесный ход при их движении во время длительных маршей.
Из-за проблем производства наибольшее внимание всех проектировщиков было обращено ко второму пункту решения – способности перевода всех танков на марше на колесный ход. Все предлагаемые изменения были отражены в докладе начальника УММ «О системе танкового вооружения на вторую пятилетку», прочитанном летом 1934 г.
В нем говорилось, что созданные в годы 1-й пятилетки образцы танков в целом могли решать все основные задачи, предъявляемые требованиями глубокой операции, но требовалось улучшение их в следующих направлениях:
« – значительное увеличение огневой мощи как мехсоединений в целом, так и каждой боевой машины, входящей в их состав;
– оперативный размах действий межсоединений требует наличия их оперативной подвижности, для чего все основные типы машин, входящие в состав мехсоединений, должны иметь обязательно двойной ход, т.е. колесный и гусеничный;
– современная противотанковая защита и особенно наличие крупнокалиберных пулеметов, выдвигает требования увеличения скоростей и маневренной способности танков и увеличение стойкости их брони…»
Вместо двух легких машин, производившихся в 1932-33 гг., планировалось перейти к выпуску единого танка, одинаково пригодного как для мотомехвойск, так и для танковых подразделений стрелковых соединений, т.е. исходя из надежности, стоимости изготовления, эксплуатации и обучения, предлагалось оставить в серийном производстве танк Т-26, снабдив его более мощным двигателем и колесно-гусеничным ходом.

«Малой кровью». КТ-26

Как только были преданы гласности преимущества колесно-гусеничных танков, практически все конструкторские коллективы кинулись на перевод существующих боевых машин на двойной движитель.
Еще в 1932 г. этим вопросом занималось КБ Н. Дыренкова, получившее еще в конце 1931 г. задание от зам. нач. УММ РККА Лебедева: «Вам поручается приспособить Т-26 для передвижения на колесах своим собственным ходом». Однако за год указанный коллектив так и не смог защитить свой проект оснащения Т-26 колесным ходом. Проект был сочтен неграмотным и излишне сложным.
Осенью 1932 г. ввиду загрузки ОКМО такая работа была предложена слушателям академии ВАММ. Слушатели предъявили три решения, на основании которых весной 1933 г. НИО ВАММ начал разработку колесно-гусеничного танка, предназначенного на замену Т-26 в подвижных соединениях. Согласно требованиям предполагалось при возможно более полном сохранении корпуса, двигателя и вооружения Т-26 установить его на колесно-гусеничный ход для увеличения оперативной подвижности.
К маю проект танка, получившего индекс КТ-26, и его ходовой макет были предъявлены УММ, которое для рассмотрения полученных материалов созвало Техсовет, констатировавший, что для реализации требований проекта слушатели ВАММ под руководством М. Данченко и В. Степаницкого «провели большую и успешную работу». Они разработали новую пятискоростную КПП и ходовую часть, сочетающую как гусеничный, так и колесный ход. Броне-корпус был в целом сохранен, лишь в носовой части он был сужен до 300 мм для осуществления поворотов передней пары катков при движении танка на колесном ходу.

Так как башню танка предполагалось использовать без изменений от танка Т-26, то с сохранением его вооружения вопросов не возникало. МТО танка сохраняло двигатель воздушного охлаждения Т-26 мощностью 90 л.с., а трансмиссия, помимо новой 5-ступенчатой КПП, получила также два карданных вала для обеспечения колесного хода, простой дифференциал с дополнительным редуктором, бортовой редуктор привода от дифференциала к гитарам, две гитары и новый механизм быстрого перехода с гусеничного хода на колесный. Ходовая часть танка содержала три пары опорных катков диаметром 780 мм с внешней резиновой ошиновкой, два штатных ведущих колеса танка Т-26 и два направляющих колеса диаметром 535 мм.
Однако, по мнению Техсовета УММ, танк не отвечал требованиям оперативной подвижности, так как с двигателем 90 л.с. при массе свыше 10 т никак не мог развивать скорость свыше 40 км/ч. Кроме того, были обнаружены множественные ошибки в прочностном расчете КПП и трансмиссии колесного хода. Поэтому от изготовления опытного образца КТ-26 было решено отказаться.

Единый танк Т-46

В 1933 г., вскоре после рассмотрения черновика «Системы танкового вооружения на вторую пятилетку», КБ завода им. Ворошилова начало проектные работы над машиной Т-26А, получившей в начале 1934 г. новый индекс Т-46. Его проект был выполнен под руководством С. Гинзбурга. Ведущим конструктором танка стал В. Симский.
От своих предшественников танк отличался в первую голову двигателем. Конструкция танка предполагала установку в его моторно-силовом отделении либо дизель-мотора ДТ-4, либо бензинового МТ-4 мощностью 200 л.с. (180-210 л.с.) Проектирование этих двигателей велось на заводе им. Ворошилова. Они были одинаковы по габаритным размерам и креплению, поскольку предполагалась их взаимозамена. Ожидалось, что покуда работы над дизелем продлятся несколько лет, конструкцию танка можно будет отрабатывать на бензомоторе, в создании которых у двигателистов был большой опыт. 

В конструкции танка, с целью облегчения серийного производства, заимствовались многие узлы от танка Т-26 образца 1933 г., да и по компоновке танк Т-46 напоминал Т-26 с двигателем в корме и ведущими колесами переднего расположения. Но форма корпуса танка подверглась некоторым изменениям. Он был крупнее и нес более просторную башню, в которую можно было без изменений установить танковую пушку 
либо калибра 45-мм (танковая пушка 20К обр. 1932/34 гг.), либо 76-мм (танковая пушка ПС-3 обр. 1933 г.).

Опытный образец танка был построен в 1935 г., но оказался сильно перетяжелен. Его вес почти наполовину превысил положенные 10 т, и потому КПП и бортредуктора, спроектированные для него, уже не справлялись с возросшими нагрузками.

Танк Т-46 на колесном ходу, 1936 г.

Было принято решение по доработке танка, боевой вес которого разрешили поднять до 14-15 т. Продолжала работы над Т-46 (проекты №№ 46-1, 46-2, 46-3) конструкторская группа нового КБ Опытного завода Спецмаштреста им. Кирова (бывшего ОКМО) под руководством О. Иванова, так как С. Гинзбург был отстранен приказом замнаркома вооружений М. Тухачевского.

При рассмотрении проектов Т-46 для постройки эталона был выбран проект № 46-3, который под индексом Т-46-1, постановлением СТО от 29 февраля 1936 г., был принят на вооружение РККА. Эталон же танка был готов в ноябре 1936 г. Он прошел цикл дополнительных испытаний, и с декабря 1936 г. началось его серийное производство на заводе № 174 им. Ворошилова.

Этот вариант, по сравнению с прототипом Т-46, потяжелел еще больше. Его боевой вес составлял уже 17,5 т, что произошло во многом потому, что танк получил новый двигатель МТ-5 мощностью 300 л.с., а также усиленную броню (толщина вертикальных листов брони теперь составляла 15 мм, а не 10-14, как прежде), вооружение дополнялось огнеметом пневматического типа с баком огне-смеси, танк получил усиленную трансмиссию.
Всего в ноябре – декабре 1936 г. заводом им. Ворошилова было изготовлено 4 серийных танка Т-46-1, которые поступили на войсковые испытания.

Первый серийный образец танка Т-46-1, 1936 г.

Танки эксплуатировались в войсках больше года и показали себя очень хорошо. Их проходимость на колесном ходу была выше, чем у БТ, подвижность как на гусеницах, так и на колесах была сравнима с ПТ-1. Танки были легче в управлении, потребляли бензин 2-го сорта. Но… После всесторонних испытаний серийных танков Т-46-1 начальник УММ с горечью констатировал, что
«в результате доработки дешевого Т-26 к требованиям улучшения его подвижности, мы получили танк, догнавший по цене средний трехбашенный Т-28».
С этим смириться, конечно, никто не мог. Выпуск танка Т-46-1 и все работы по нему в начале 1937 г. были прекращены.

Табличка, установленная рядом с отреставрированным остовом танка Т-46-1

Казалось бы, с этого момента судьба Т-46-1 была решена окончательно, однако начавшаяся война заставила вновь обратиться к “ненужной” технике. Когда немецкие и финские войска вышли на ближние подступы к Ленинграду, со складов и полигонов начали “вытаскивать” всю боеспособную технику. По всей видимости, к этому времени ни один из Т-46 не был в состоянии “на ходу”, поэтому из них решили сделать бронированные огневые точки (БОТ). Несколькими годами ранее уже был получен положительный опыт переделки устаревших танков Т-18 и Т-24, так что имевшиеся Т-46 без ходовой части закопали по башню в землю, сохранив им тот же комплект вооружения, но без огнемета. Как сложилась их судьба дальше, и было ли успешным их боевое применение остается неясным.

Остов танка Т-46-1 на карельском перешейке

В декабре 2001 года поисковым объединением «Высота» под руководством В.Н. Дудина на Карельском перешейке у поселка Сосново Ленинградской области был найден корпус танка Т-46 без ходовой части. Танк был передан в дар Музею на Поклонной горе, отреставрирован 36 НИИИ Минобороны России и в декабре 2004 года включен в экспозицию.
Броневой корпус и башня

Танк Т-46-1 сзади, 1936 г.

Корпус танка был выполнен из броневых листов толщиной 8, 15 и 22 мм (лобовой щиток механика-водителя). По проекту предполагалось изготовление корпуса при помощи сварки, но ввиду неготовности Ижорского завода к серийному производству сварных корпусов первые образцы Т-46-1 были клепаными. Башня танка цилиндрической формы была увеличена относительно башен Т-26 и БТ для возможности свободной установки как 45-мм, так и 76-мм пушки. Башня изготавливалась из броневых листов высокой твердости толщиной 15 мм и имела развитую кормовую нишу для размещения части боекомплекта и радиостанции.
Вооружение



Т-46-1 с пушкой Л-10 автор BaddAss (скрин игры World of Tanks). В реальности такая пушка на Т-46 не ставилась

В состав основного вооружения танка Т-46-1 входили 45-мм пушка 20К, или 76,2-мм пушка ПС-3, спаренный с ними пулемет ДТ. Кроме того, один пулемет ДТ находился в кормовой башенной установке и один — в запасной укладке (его можно было использовать для обороны танка с воздуха). Кроме того, справа от спаренной установки в шаровом яблоке был закреплен брандспойт пневматического огнемета КС-45.
Боекомплект танка составляли 101 выстрел к 45-мм орудию, 43 магазина (2709) патронов к пулеметам ДТ, бак с 50 л огнесмеси на 10-12 выстрелов из огнемета КС-45.
Двигатель

Т-46-1 на поклонной горе

Как уже упоминалось, после испытаний Т-46 на танке Т-46-1 предполагалось увеличить мощность двигателя до 300 л.с, поэтому его МТО было запроектировано под восьмицилиндровый V-образный дизель-мотор ДМТ-5, но ввиду его неготовности в танк был установлен двигатель воздушного охлаждения МТ-5-1 мощностью 330 л.с, имевший те же габариты, что и дизель-мотор.
В системе охлаждения использовались два осевых вентилятора. Забор охлаждающего воздуха осуществлялся с двух сторон в передней части крыши моторного отделения. Емкость топливных баков составляла 428 л. Запас хода танка по шоссе составлял: на гусеничном ходу до 200 км, на колесном — 400 км.
Трансмиссия


Т-46-1 на поклонной горе

Трансмиссия танка включала в себя четырехскоростную КПП, расположенную под полом боевого отделения, бортовые фрикционы, бортовые редуктора.
При движении на колесном ходу две задние пары опорных катков шасси были ведущими, а передняя пара — поворотными. При движении на колесах в качестве механизма поворота использовался простой дифференциал, отключавшийся при движении на гусеницах.
Для управления при движении на гусеницах применялись рычаги управления, на колесах — рулевая колонка автомобильного типа. При сваливании гусениц переход на колесный ход можно было произвести без выхода экипажа из машины при помощи рычагов на коробке передач.

Подвеска

Танк Т-46-1 сбоку, 1936 г.

Подвеска танка — блокированная пружинная, состояла из четырех пар опорных и двух пар поддерживающих катков, а также двух ведущих катков цевочного зацепления и двух направляющих катков с механизмами натяжения. Танк получил мелкозвенчатые гусеничные цепи из литых траков шириной 390 мм, выполненных из стали Гартфильда по типу траков танка Т-26.
Электрооборудование

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 12 В. В качестве источников питания использовались аккумуляторная батарея 6СТЭ-128 емкостью 128 Ач и генератор мощностью 500 Вт. Танк оснащался радиостанцией 71-ТК-1, размещенной в нише башни.

На излете

Пока на ленинградском заводе №185 ломали голову над модернизацией легкого танка Т-26, пытаясь “привить” ему более современные типы подвесок и трансмиссий, на СТЗ эту проблему взялись решить более радикальным способом. В 1937 году на рассмотрение АБТУ был подан проект модифицированного Т-26 с усиленным бронированием на колесно-гусеничном ходу, но с сохранением силовой установки и коробки передач от серийного танка. По заводскому реестру эта разработка проходила под обозначением СТЗ-24. Военная комиссия рассмотрела проект, подвергнув его разгромной критике. В самом деле, разве можно было, сохранив двигатель и КПП танка Т-26, значительно усилить его бронирование и увеличить скорость, оснастив к тому же еще и двойным движителем? Но немного позднее – в 1938 г. – к проекту вернулись. Причиной этого было, скорее всего, заключение об отсутствии резервов для модернизации танка Т-26, сделанное в начале года. Освоение нового танка «танк СП обр. 1936 г.», спроектированного С. Гинзбургом, требовало перестройки танкового производства, сталинградцы же брались дать армии новый танк из имеющегося, и потому АБТУ давало заводу шанс.

Танк СТЗ-24 (Т-25)

На основании постановления Комитета Обороны от 7 августа 1938 года специальным конструкторским экспериментальным отделом (КЭО) СТЗ под руководством Н.Д. Вернера в 1938-39 гг началось проектирование нового колесно-гусеничного танка. Ведущим инженером машины был Г. Матюхов. Машина была разработана на базе опытного колесно-гусеничного танка СТЗ-24 (6ТК) с учетом его недостатков, выявленных в результате заводских испытаний в январе 1938 года. Танк имел схему компоновки с задним расположением двигателя и передним расположением агрегатов трансмиссии. Конструкция машины обеспечивала возможность проведения агрегатного метода ремонта танка и доступ к механизмам двигателя изнутри боевого отделения.
Эскизный проект предусматривал установку двух вариантов вооружения — 45-мм и 76,2-мм танковых пушек. В качестве вспомогательного оружия использовались двуа пулемета ДТ, один из которых должен был быть спарен с пушкой. На опытном образце была установлена коническая башня с 45-мм танковой пушкой и спаренным пулеметом ДТ. Конструкция башни была заимствована у Т-26. Второй пулемет был зенитным и монтировался на турели на крыше башни.

Броневая защита была противопульной. В лобовой части он получил верхний наклонный лист толщиной 16 мм, а нижний – 24 мм. Правда, это не соответствовало обещаниям КБ (30 мм по эскизному проекту). Но борта и корма танка были защищены в соответствии с эскизом – 20 мм. Опытный образец машины был изготовлен из конструкционной стали 3. Передняя часть танка была радикально изменена: корпус танка имел вынесенную вперед будку механика-водителя. На задней стенке подбашенной коробки был расположен вентилятор боевого отделения. На танке устанавливался карбюраторный двигатель Т-26, хотя по проекту завода предполагалось установить танковы дизель специальной конструкции СТЗ, мощностью 300 л.с. с вихревой камерой сгорания. Двигатель Т-26 соединялся через главный фрикцион и карданный вал с коробкой передач.

Танк СТЗ-24 (Т-25) вид сбоку

Однако не броня и двигатель были главным козырем сталинградцев. Объектом их самого пристального внимания стала ходовая часть, новшеством которой стала подвеска – индивидуальная, свечная балансирная, расположенная снаружи бронекорпуса. Два балансира располагались по ходу машины, два — против хода. В феврале 1939 года прорабатывался вопрос опереходе на торсионную подвеску. Опорные катки с резиновыми бандажами имели диаметр 830 мм и предназначались для движения как на гусеницах, так и без оных. Трансмиссия же, ввиду двойного движителя, была решена столь необычно, что  заслуживает отдельного рассмотрения.

При движении на гусеницах ведущее колесо, как и в Т-26, располагалось впереди и привод на него осуществлялся через главный фрикцион, редуктор, карданный вал, демультипликатор, КПП, главную передачу, бортовые фрикционы и бортовые передачи. При движении же на колесах привод на них осуществлялся открытой звездочкой на кулачки опорных катков попарно, что позволяло осуществить некую их синхронизацию. В трансмиссию при этом после бортовых передач включались дополнительные шестерни, которые через коническую пару и карданные валы соединялись с добавочными бортовыми коробками привода колесного хода. Особенностью данной конструкции было то, что ведущими при движении на колесах могли быть либо две передние пары опорных катков, либо две задние, а при необходимости значительного повышения проходимости привод рекомендовалось осуществлять на все катки сразу. Однако изменение направления движения танка при движении на колесах осуществлялось «по-гусеничному» – подтормаживанием катков одного борта, что, несомненно, ухудшало маневренные качества танка.

 Танк СТЗ-24 (Т-25) вид спереди

Направляющие колеса (ленивцы) были штампованными, а ведущие состояли из литого основания, к которому болтами крепился зубчатый венец. Гусеничная цепь танка была немного уширена и облегчена по сравнению с Т-26. Приборы управления и контрольные приборы также заимствовались от танка Т-26. Для внешней связи на танке была установлена радиостанция 71-ТК, средств внутренней связи не было.

Для испытаний на НИБТ полигон танк, получивший войсковой индекс Т-25, поступил в сентябре 1939 г. Поскольку при большей, чем у его прародителя, массе новый танк нес тот же двигатель, его динамические характеристики заведомо были ниже таковых же танка Т-26, и потому основной целью испытаний было «проверить правильность и надежность работы отдельных узлов танка».

Максимальная скорость, достигнутая на испытаниях, составила 27,5-27,9 км/ч при технической до 13 км/ч, а оперативной – не более 8-10 км/ч. За время испытаний, проводившихся на маршруте ст. Кубинка – Репище – Наро-Крутица – Наро-Осаново – Дорохово и обратно, танк, двигавшийся по щебенчатому шоссе, бесчисленное число раз ломался. Самыми слабыми его узлами были: траки гусениц, пальцы гусениц, герметичность коробки передач и бортовых передач, крепление бензопровода к карбюратору, диски колес, балансиры (танк был оборудован литыми траками и неупрочненными гусеничными пальцами производства СТЗ). Кроме того, в зубья звездочки привода на колеса часто попадали посторонние предметы (камни, обрезки проволоки и т.д.), что приводило к поломке кулачков на дисках колес или заклиниванию привода. При попытке движения на колесах привод заклинило уже после 4 км пробега. А при сходе с шоссе танк застрял практически мгновенно (грязью забило раздаточную шестерню). Усугубляла впечатление о танке и довольно большая качка корпуса, не позволявшая вести из него огонь на ходу.

 

Испытания танка Т-25 (СТЗ-24) на проходимость, осень 1939 г. 

Выводы по результатам испытаний были категоричными:
«Танк Т-25 требованиям РККА не соответствует и в существующем виде абсолютно непригоден для принятия его на вооружение».
Всё это говорило о том, что Т-25 к принятию на вооружение РККА совершенно не годится. Однако на СТЗ считали несколько иначе. В том же 1939 году был разработан новый проект, получивший заводское обозначение СТЗ-35. В целом, он повторял конструкцию СТЗ-24, но был начисто лишен колёсного хода, оснащался двигателем 3МА мощностью 130 л.с. и должен был получить 30-мм бронирование передней части корпуса и 25-мм бронирование башни. Боевая масса танка оценивалась в пределах 11800 кг, скорость – до 35 км\ч. Для ускорения работ один танк СТЗ-25 был пределан в СТЗ-35 и выпущен на заводские испытания.

Танк, переделанный в СТЗ-35 на заводских испытаниях

Впрочем, АБТУ уже вдоволь “наелось” всевозможными проектами “спасения” Т-26 и от постройки СТЗ-35 отказались. Что касается Т-25, то опытный танк был разобран на металл до начала войны.

От себя взял на себя смелость и дополнил статью коллеги Бякина несколькими альтернативными образцами танков Т-46, которые бороздят поля сражений в игре «Ворлд оф Танк»:

 

Вся альтернативность этих машин заключается в установке на них вооружения такого которого не было в реальной истории. К сожалению ни каких пояснений о том что за пушки на них установлены я не нашёл поэтому буду гадать.

На мой взгялд, на этом образце Т-46 установлена 57 мм пушка ЗИС-4. В реальной истории такие орудия устанавливались на танки Т-34 в 1941 году.

 

Ну а на этом образце танка Т-46 на мой взгляд установлена 20 мм пушка с танка Т-60.

 

 

Хотя те кто играет в эту знаменитую игру, уверен, смогут меня поправить, если я ошибся.

 
Источник — http://alternathistory.org.ua/avtostradnye-agressory-sssr-t-26-s-perlamutrovymi-pugovitsami-kolesno-gusenichnyi-tank-t-46-ili-kak
Если вы живёте в Санкт-Петербурге, и у вас намечается свадьбы, или, просто, какое то торжество, на котором нужен классный представительский автомобиль. То осуществить заказ лимузинов в санкт-петербурге вы сможете по ссылке выше.
 

alternathistory.livejournal.com

Танк Т-46 (Т-46-5).

Весной 1938 г. на заводе № 185 был изготовлен опытный образец танка Т-46, а именно модель Т-46-5, который до октября 1938 г. прошел заводские испытания, а затем в феврале-апреле 1939 г. прошел полигон­ные испытания на НИИБТ полигоне.

Схема общей компоновки танка Т 46 отличалась от классиче­ской расположением двигателя и трансмиссии. Двигатель устанавливался в корме танка и соединялся с трансмиссией, размещенной в носовой части корпуса, карданным валом, проходившем под полом боевого отделения. В отделении уп­равления слева по ходу машины размещался механик-водиель. В боевом отделении — командир танка Т46-5 и командир башни (наводчик). Моторное отделение было отделено от боевого перегородкой с двухстворчатой дверцей, обеспечи­вавшей доступ к карбюратору, приспособлению для пуска двигателя «Атлюс» и двум магнето.

Танк Т 46-5 был вооружен 45-мм танковой пушкой и двумя 7,62-мм пулеметами ДТ: спаренным с пушкой и тыльным, который мог использоваться как зенитный, будучи установ­ленным на турели на крыше башни. Углы обстрела спарен­ной установки по вертикали составляли от -6° до + 23°. В бо­екомплект входили 121 выстрел к пушке и 2394 патрона к пу­леметам ДТ, снаряженных в 38 пулеметных дисках.

Для наблюдения за полем боя и ведения огня использова­лись телескопический прицел ТОП и перископические при­целы ПТ-1 или ПТК, а также три смотровых прибора зер­кального типа. Механизм поворота башни имел ручной и электромеханический приводы, обеспечивавшие ее враще­ние с различными скоростями.

Броневая защита была противоснарядной, выполненной из броневых листов толщиной 20, 30 и 60 мм. При производстве корпуса и башни танка Т-46-5 были опробованы способы сварки бро­невых листов большой толщины. Она обеспечивала защиту от 37-мм бронебойных снарядов со всех дистанций и от 76,2-мм снарядов на дистанциях 1200-1300 м. Броневые листы корпуса со­единялись с помощью угольников и гужонов. В носовой части корпуса устанавливались два тарана, предназначенные для защи­ты ведущих колес от повреждений. В верхнем лобовом листе раз­мещался люк механика-водителя с лобовым щитком, в котором устанавливался смотровой прибор зеркального типа. Башня ко­нической формы в лобовой части имела толщину 50 мм. Броне­вые листы башни соединялись внахлест потайными заклепками. На крыше башни имелись два входных люка и малый вентиляци­онный лючок с электровентилятором. Второе вентиляционное устройство было установлено в отделении управления.

В танке Т-46 устанавливался 4-х тактный 8-цилиндровый У-образный карбюраторный двигатель МТ-5-1 воздушного охлаждения с углом развала цилиндров 90″ и мощностью 320 л.с. (235 кВт) при 2350 об/мин. Пуск двигателя осуществлялся с помощью при­способления «Атлюс», обеспечивавшего подачу топлива во всасывающий коллектор, а также сжатым воздухом. Для ох­лаждения двигателя использовались два вентилятора.

Трансмиссия танка Т46-5 состояла из многодискового главного фрик­циона сухого трения, двухступенчатого редуктора, обеспечи­вавшего пониженную и прямую передачи, четырехступенча­той коробки передач с преселекторным переключением пере­дач, двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух простых бортовых редукторов. Преселекторнное переключение передач обеспечивало включение лю­бой передачи (4 передачи переднего и 1 передача заднего хода) только при последовательной перестановке двух рычагов ку­лисы при полном выключении главного фрикциона.

Подвеска машины — блокированная, с листовыми рессора­ми, размещенными внутри корпуса. Такое техническое реше­ние усложняло монтажно-демонтажные работы. Со стороны каждого борта находилось по три тележки с двумя двухскатны­ми опорными катками в каждой, три поддерживающих катка с наружной амортизацией, ведущее колесо цевочного зацепле­ния с мелкозвенчатой гусеницей и направляющее колесо с ме­ханизмом натяжения гусеницы, закрытым броневым колпаком.

Машина боевой массой 32 т развивала максимальную ско­рость по шоссе 30 км/ч. Общая емкость топливных баков 492 л обеспечивала танку запас хода по шоссе до 126 км.

Танк был оснащен радиостанцией 71-ТК-1 с источниками питания РУН-120 и РУН-10 и внутренним переговорным уст­ройством СПУ-7-Р. Штыревая антенна укладывалась на пра­вую надгусеничную полку и устанавливалась в рабочее (верти­кальное) положение с помощью специального привода.

В качестве противопожарного оборудования использова­лись два стационарных тетрахлорных огнетушителя, располо­женных под двигателем и приводившихся в действие из отде­ления управления или из боевого отделения.

Весной 1940 г. при подготовке танка Т46 к отправке на Карель­ский перешеек для участия в боевых действиях двигатель МТ-5-1 был заменен на дизель В-2 с соответствующей пере­делкой моторного отделения и установкой электромеханичес­ких сервоприводов управления агрегатами трансмиссии, но на фронт машина опоздала.

Танк Т-46-5 имел высокий уровень броневой защиты, но его огневая мощь и подвижность были ограничены. Он мог действовать только в качестве танка непосредственной под­держки пехоты, что не соответствовало новым требовани­ям. Поэтому танк не получил дальнейшего развития. От­дельные конструктивные решения, реализованные в Т-46-5, впоследствии были использованы при проектировании и изготовлении макета опытного тяжелого однобашенного танка прорыва «Объект 0-50».

В октябре 1937 г. в связи с появлением новых средств противотанковой обороны (крупнокалиберный пулемет, 37-мм и 45-мм противотанковые пушки) АБТУ РККА заводу № 183 (до второй половины 1936 г. — ХПЗ) было выдано за­дание на разработку нового колесно-гусеничного танка Т 46-5 с бо­лее мощным бронированием, способным обеспечить защи­ту экипажа танка от огня крупнокалиберного пулемета ДК.

Необходимость разработки такого танка диктовалась тем обстоятельством, что дальнейшее увеличение толщины брони танка БТ-7 было невозможно, поскольку увеличение массы машины вело к перегрузке трансмиссии и элементов ходовой части. Тем более, что прямое увеличение толщины броневых листов корпуса БТ-7 не давало полноценного удовлетворения всех требований, поставленных заказчи­ком к новому танку. После проработки конструкторским бюро завода № 183 проекта танка БТ-20, в октябре 1938 г., завод предъявил чертежи и макеты двух разработанных со­гласно предложениям комиссии АБТУ вариантов (колесно- гусеничного и гусеничного) танков, которые были рассмот­рены Главным Военным Советом 9 и 10 декабря 1938 г.

 

www.xn--80anehbqgxr7b.xn--p1ai

Танк Т-46 – тот «блин», который комом

В середине тридцатых годов XX века конструкторы танков практически всех стран мира считали, что одной из главных характеристик этого быстро развивающегося вида вооружений должна быть скорость. Рассматривая боевые машины в качестве некоего механизированного аналога кавалерии, стратеги и тактики находились в плену определенных стереотипов. Отражением этого заблуждения стали некоторые образцы техники, признанные в дальнейшем неудачными. Примером может служить советский танк Т-46, впрочем, с некоторыми оговорками. Если бы его смогли создать в любой другой стране, то, вполне возможно, он был бы признан техническим шедевром. Но только не в СССР, где в сталинские 30-е к танкам предъявлялись самые высокие требования.

Как оценили гениального Кристи в СССР

Замечательный американский инженер-механик Джон Уолтер Кристи еще в двадцатые годы изобрел нечто, ставшее определяющим трендом развития танкостроительной мысли на долгие десятилетия. На родине, однако, оценили полет его творческой мысли невысоко. Америка тогда была страной исключительно мирной, и правительство интересовалось скорее тракторами, чем военными гусеничными машинами. В Британии, куда Кристи продал свой образец, тоже не смогли разобраться в достоинствах изобретения. Зато в Советском Союзе нашлись специалисты, понявшие, зачем нужна такая подвеска опорных катков.

Именно под видом сельскохозяйственной машины ходовая часть конструкции Джона Кристи была погружена на пароход и доставлена в Ленинград. Там ей быстро нашли применение. Наклонно-пружинная подвеска обладала отличными характеристиками и имела двойное назначение, ей можно было оснащать как гусеничный, так и колесный движитель.

Отличия от других советских танков

В середине тридцатых основным танком Красной Армии был Т-26. Постоянно совершенствовалась и быстроходная модельная линия БТ. Военная техника стареет быстро, и на смену ему предполагалось выпустить новинку, получившую название Т-46. В 1935 году из ворот сборочного цеха выехал первый образец, отличавшийся от своего предшественника несколько большей башней цилиндрической формы, весом и усовершенствованной конструкцией ходовой части, которую, как и на БТ, можно было легко превращать в колесную, сняв гусеницы. При этом ведущими становились задние опорные катки, по два из четырех с каждого борта, что существенно улучшало проходимость. Передние катки могли поворачиваться, как на автомобиле.

Схема современная, но… устаревшая

Краткий обзор Т-46 позволяет сделать выводы о том, что конструкторы Кировского завода в период проектных работ еще не нашли главной основополагающей компоновочной схемы, ставшей в дальнейшем правилом для всех советских танков. Трансмиссия была передней, пятнадцатимиллиметровое лобовое бронирование предохраняло экипаж и механизмы только от пуль и осколков, двигатель работал на бензине. Масса машины превышала 17 тонн. Калибр орудия был по тем временам вполне приличным, 45-мм, его хватало на то, чтобы поразить любой иностранный танк того времени, включая перспективные образцы. Был и еще один признак, указывающий на недостаточную революционность конструкции Т-46. Фото этого танка наглядно демонстрируют отсутствие даже попыток располагать броневые плиты наклонно, чтобы увеличить вероятность рикошета при попадании снаряда. На условия активного артиллерийского противодействия этот танк явно не рассчитан.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Т-46 был воплощением всех передовых идей мирового танкостроения своего времени, а в конструкции ходовой части и обгонял их, но на тот момент в СССР уже появились куда более прогрессивные идеи.

Недостатки и достоинства

Главный показатель, говорящий о том, что «танки наши быстры», все же впечатлял, на шоссе танк разгонялся до 80 км/ч, что обуславливалось мощным мотором (330 л. с.). На гусеницах он шел со скоростью 58 км/ч. Каждую тонну веса везли 19 «лошадок», что и для многих бронированных красавцев в XXI веке совсем неплохо. Хуже дело обстояло с надежностью. Сложная и тяжелая трансмиссия часто выходила из строя, что в совокупности с небольшим моторесурсом двигателя не позволяло использовать машину в длительных сражениях.

Вооружение впечатляло. Помимо упомянутой «сорокапятки» танк Т-46 был оснащен тремя пулеметами калибра 7, 62 мм или двумя и одним огнеметом.

Отрицательный результат – тоже результат

В общем и целом проект этого танка, учитывая высокий класс советской инженерной школы, тянул на добротный коллективный дипломный проект выпускника машиностроительного технического ВУЗа. В его конструкции вроде бы было все, на тот момент известное из открытых печатных источников и данных разведки о состоянии бронетехники стран — вероятных противников. Т-46 был не хуже любого из них, а в чем-то даже лучше, но отсутствовала какая-то «изюминка», характерная для нашей школы. Это и задало печальную участь проекта, в серию он так и не пошел, построено было лишь несколько машин.

Напрасными, однако, усилия инженеров Кировского завода назвать нельзя. Пройдя несколько тупиковых путей, они убедились в их бесперспективности и начали работать в других направлениях, уверенно обретая славу создателей лучших в мире танков.

fb.ru

Т-46. Меняем движитель. | Танки, модели танков, всё о бронетехнике и военных машинах.

Разработчик: КБ завода № 174 (Ленинград)

Начало работы над проектом: 1933

Создание опытного экземпляра: 1935

Судьба проекта: Было принято решение о принятии танка на вооружение, однако, после выпуска малой серии, от этого отказались в виду крайне высокой стоимости танка.

Первая попытка поставить Т-26 на колёсно-гусеничный движитель успехом не увенчалась. Но командование РККА от своей идеи отказываться не собиралось, так как согласно доминировавшей в то время точке зрения танк должен был обязательно иметь возможность двигаться не только на гусеницах, но и на колёсах.

Поэтому 1933 год начался с выдачи конструкторам вновь созданного танкового завода № 174 технического задания по разработке проекта улучшенной версии танка Т-26, первоначально проходившей под индексом Т-26А. Новая машина должна была иметь колёсно-гусеничный движитель и новый дизель вместо карбюраторного мотора. Было предусмотрено также усиление бронирования нового танка и его вооружения.

Главным конструктором проекта назначили С.А.Гинзбурга, а танку присвоили индекс Т-46.

 Рис. 128 первый опытный экземпляр прототипа танка Т-46 на испытаниях

В целях облегчения выхода на серийное производство новой машины в её конструкции использовалось достаточно большое количество агрегатов и узлов серийного танка Т-26 (обр.1933 г.). выданным ТТЗ устанавливалась предельная боевая масса нового танка – 10 тонн. В этот параметр требовалось вписать и усиленное бронирование, и более мощное вооружение. Но первоочередной задачей для конструкторов, что прямо подчёркивалось в задании, являлось решение вопроса улучшения ходовых характеристик танка.

  Рис. 129 Танк Т-46-1

Корпус нового Т-46 был почти идентичен корпусу Т-26. Первоначально планировалось, что изготавливать его будут, используя сварку. Но от данной идеи пришлось отказаться, так как выбранный в качестве завода-изготовителя экспериментальных образцов нового танка Ижорский завод метод сборки сваркой осваивал весьма тяжело. Именно поэтому при сборке использовалась клётка. Частично изменили внутреннюю компоновку машины.

 

 Рис. 130 Танк Т-46-1

 Трансмиссию и отделение управления вынесли вперёд. Механик-водитель сохранил своё место впереди – слева. В кормовой части разместили моторное отделение, а для боевого оставили центральную часть.

Согласно первому проекту планировалось оснастить Т-46 дизелем ДТ-4, либо бензиновым двигателем МТ-4, мощность которых оценивалась в 180 – 210 л.с. Оба двигатель имели идентичные крепления и габаритные размеры. Безусловно, дизель рассматривался в качестве приоритетного решения. Однако двигателисты не успели довести его до рабочего состояния к необходимому сроку, поэтому танк получил МТ-4.

Рис. 131 Т-46 на колёсном ходу. Испытания 1936 год

Кардинально была переработана ходовая часть танка. тележки заменили двумя сдвоенными катками опорными, оснастив их резиновыми бандажами и поставив пружинную подвеску (блокированную). Ведущее колесо вынесли вперёд. Сверху гусеницу поддерживало два специальных ролика. Траки для гусениц изгодавливались литьём.

Рис. 132 Корпус танка Т-46-3

На колёсном ходу 2-е задние пары колёс выполняли роль ведущих. Для поворота танка использовался дифференциал, через который крутящий момент передавался на переднюю пару колёс. При таком способе движения танк управлялся через рулевую колонку. На гусеничном ходу – соответствующими рычагами управления. Перейти на колёсный ход при сваливании гусеницы можно было без выхода экипажа из танка.

Рис. 133 Первый серийный Т-46А 1936 год

Вооружение новой машины практически не отличалось от того, которое устанавливалось на Т-26. башню незначительно увеличили до размеров. Которые позволяли, по мнению конструкторов, устанавливать в ней пушку 20К (45мм) или ПС-3 (76,2мм). в шаровой установке кормовой ниши башни разместили ДТ-29 (7,62мм). Второй пулемёт был спарен с пушкой. Для посадки экипажа были предусмотрены три люка. Два – в башне и один – у механика-водителя.

Рис. 134 Танк Т-46-1. Вид сзади.

Первый опытный экземпляр изготовили в 1935 году. Машина прошла полигонные испытания и особых замечаний в свой адрес не получила, за исключением одного – танк перетяжелён (масса 14 тонн), что крайне негативно сказывается на работе редукторов и КПП, которые функционировали на пределе своей прочности.

Несмотря на этот недостаток проект Т-46 комиссия признала перспективным и было принято решение о продолжении работ.  Доработанные варианты машины Т-46-1, Т-46-2 и Т-46-3 были предложены на рассмотрение комиссии УММ РККА уже новым разработчиком, КБ завода Спецмаштрест (опытный завод, бывшее ОКМО). Вариант Т-46-3 комиссия признала самым оптимальным и рекомендовала его для приёма на вооружение РККА, что и было сделано 29.02.36 года. Танк получил обозначение Т-46-1.

Такая спешка в разработке Т-46 объяснялась очень просто. Серийно выпускавшийся Т-26 в результате проводимых модернизаций от серии к серии только набирал массу, терял ходовые качества, а боевой потенциал машины при этом возрастал крайне незначительно. Поэтому столь явно проявлялся интерес к новой более скоростной и лучше вооружённой машине.

К ноябрю 1936 года с большим трудом изготовили только первый танк установочной серии. Конструкция машины имела ряд незначительных отличий от Т-46.  планировалась установка на танк нового дизеля ДМТ-5, для чего моторный отсек увеличили с учётом габаритов последнего. Но двигатель, как всегда. к установленному сроку завершён проектированием не был. Поэтому на Т-46-1 установили МТ-5-1, бензиновый с воздушным охлажденрием. Ёмкость баков для топлива увеличили до 428 литров.

15мм бронелисты, появившиеся по бортам танка, увеличили его защищённость весьма относительно. Бронирование Т-46-1, по-прежнему, осталось противопульным.

Основным вооружением танка должна была стать либо пушка ПС-3, либо 20К. Но первую в серийное производство запустить не смогли. Пулемёты оставили оба. В качестве дополнительного вооружения справа от спаренной (пушка-пулемёт) установки разместили брандспойт огнемёта пневматического, КС-45.

Рис. 135 Танк Т-46-1

Танк получил радиостанцию 71-ТК-1, установленную в башенной нише и имевшую поручневую антенну.

Новый танк успешно прошёл всю программу испытаний и показал большую подвижность и скорость на гусеничном ходу, чем танк Т-26. Скорость на колёсах у Т-46-1 составила 72 км/час. Машина получилась достаточно маневренной и легко управляемой. Правда от огнемёта решено было отказаться. Ещё до окончания всех испытаний танк рекомендовали принять на вооружение.

Серийное производство Т-46-1 планировалось организовать на заводе № 174, параллельно с Т-26, изготавливавшимися там. Однако после изготовления четырёх танков все работы свернули.

Причина была до обидного проста. При всех своих достоинствах новый танк получился чрезвычайно дорогим в производстве. По цене он практически был сопоставим с производством среднего танка типа Т-28 (трёхбашенного). Изготовленные машины передали в распоряжение полигона. А работы по теме полностью свернули в 1937 году за исключением разработок по созданию Т-46 с противоснарядным бронированием.

Рис. 136 Танк Т-46-1, использовавшийся в годы Великой отечественной войны в качестве стационарной огневой точки

 

Поделитесь с друзьями:

bronetechnikamira.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *