ТМ-35 Википедия

ТМ-35, ТМ-35М
Тип противотанковая
противогусеничная
нажимного действия
Разработана СССР СССР, 1935 г.
На вооружении СССР СССР, 1935—1942 г.
Материал корпуса сталь
Общая масса

ТМ-35: 5,2 кг

ТМ-35М: 7 кг

Размер

ТМ-35: 23×22×8,5 см

ТМ-35М: 23×22×11,5 см

Взрывчатое вещество

ТМ-35: 2,8 кг (шашки тротила или мелинита)

ТМ-35М: 4 кг (одна шашка тротила + заливка ВВ)

Нажимной взрыватель МУВ с запалом МД-2:
нажимная крышка: 18×18 см
усилие: 120—260 кг
Температурный диапазон −40 — +50 °C

ТМ-35 — советская противотанковая мина нажимного действия.

Одна из первых разработанных в СССР противотанковых мин, принятая на вооружение в 1935 году. В 1939 году был создан вариант мины ТМ-35М с увеличенным зарядом взрывчатки[1].

После начала Великой Отечественной войны производство мин ТМ-35 было прекращено.

Конструкция

ТМ-35 мина противотанковая противогусеничная нажимного действия. Взрыв происходит при наезжании гусеницей танка или колесом автомобиля на верхнюю крышку мины.

Мина представляла собой металлическую коробку с откидной на петлях крышкой. Внутри коробки помещался заряд взрывчатки и устанавливался взрыватель.

Боевое применение

Применялась Красной Армией в начальный период Великой Отечественной войны.

См. также

Примечания

  1. ↑ Ю.Г. Веремеев. Мины: вчера, сегодня, завтра. Минск, «Современная школа», 2008. стр.100, 103

Литература и источники

  • Jerzy Garstka. Miny przeciwpancerne Wojska Polskiego z lat 1945-1997.

Ссылки

wikiredia.ru

Противотанковая мина ТМ-39 » Военное обозрение

Первые советские противотанковые мины не отличались высокой эффективностью. Корпус небольшого размера не позволял использовать достаточно тяжелый заряд взрывчатого вещества, из-за чего такое оружие могло поражать только автомобильную технику или легкие бронемашины. Кроме того, небольшие размеры корпуса сокращали вероятность наезда на мину. Для повышения эффективности минно-взрывных заграждений требовалось создать новую мину с увеличенным зарядом и большими размерами. Первая попытка обеспечить армию таким оружием привела к появлению противотанковой противогусеничной мины нажимного действия ТМ-39.

Как видно из названия, мина ТМ-39 была разработана и принята на вооружение в 1939 году. При ее разработке учитывался опыт создания и использования мин ТМ-35, которые в большом количестве имелись на складах. Кроме того, предполагалось использовать некоторые готовые детали и освоенные идеи, что позволяло упростить конструкцию и производству нового вооружения. Повысить могущество боеприпаса предлагалось за счет значительного увеличения заряда взрывчатого вещества. Расположить большее количество шашек предлагалось в т.н. удлиненном корпусе.

Имеющиеся мины имели поперечник корпуса не более 20-22 см, что снижало вероятность наезда на них. Для увеличения вероятности наезда с последующим поражением цели было предложено увеличить длину корпуса. На пути бронетехники противника должны были укладываться сравнительно длинные мины, на которые было легче попасть. Кроме того, больший размер корпуса позволял увеличить вес заряда и, как следствие, ущерб, наносимый ходовой части или днищу цели.
Мина ТМ-39 в музее. Фото Primeportal,net

Главным элементом мины ТМ-39 был удлиненный корпус, выполненный в виде параллелепипеда без торцевых крышек. В верхней поверхности этой детали предусматривались два отверстия для деталей датчика цели, на боках – защелки для установки боковых крышек. Сверху на прямоугольный корпус устанавливалась крышка в форме усеченной пирамиды. В сборе такой боеприпас имел длину около 60 см, ширину порядка 13 см и высоту не более 12-12,5 см. Вес изделия с зарядом взрывчатого вещества составлял 6,7 кг.

Корпус мины ТМ-39 следовало производить штамповкой из кровельного железа. Для защиты от внешних воздействий металлические детали окрашивались. В большинстве случаев мины этого типа имели темно-зеленый цвет. Кроме того, на боковой стенке корпуса черной краской наносилась необходимая маркировка. Некоторые корпуса мин не имели съемных торцевых крышек. В таком случае крышка приваривалась к корпусу, а в ней проделывалось отверстие, закрываемое сдвижной крышкой.

Внутри корпуса помещался заряд взрывчатого вещества. В средней части располагались семь шашек весом 400 г, по краям – четыре 200-граммовые. Последние укладывались самой крупной поверхностью к боковой стенке, с таким расчетом, чтобы между ними оставалось свободное место для механизма взрывателя. Общий вес заряда составлял 3,6 кг взрывчатого вещества. Для снаряжения мин ТМ-39 могли использоваться любые имеющиеся шашки, изготовленные из тротила, аммотола, французской смеси или других взрывчаток.


Компоновка мины ТМ-39. Рисунок Saper.etel.ru

Для подрыва основного заряда предлагалось использовать механизм, заимствованный у предыдущих мин. При этом рычажную систему извлечения чеки из взрывателя поместили в отдельный корпус. Все основные элементы взрывного механизма помещались в металлическую коробку без крышки размерами 10х5х5 см с отверстиями на боковых торцах. К этим отверстиям на заводе-изготовителе припаивалась трубка с вырезом в верхней части, которая предназначалась для удержания взрывателя. В средней части коробки имелась ось для изогнутого рычага. В трубку помещался взрыватель УВ или МУВ с капсюлем-детонатором №8 или запалом МД-2. В рабочем положении детонатор или запал выступали из одного отверстий корпуса, а Р-образная чека своим кольцом надевалась на рычаг.

Мина ТМ-39 стандартно комплектовалась двумя такими взрывными механизмами. Они помещались у боковых торцов корпуса, причем верхнее плечо их рычагов находилось под отверстием корпуса. На своем месте механизмы удерживались торцевыми крышками корпуса и 200-граммовыми шашками, находившимися по бокам от них.

Крышка мины, выполнявшая функции датчики цели, штамповалась из железного листа и имела форму усеченной пирамиды с вытянутым основанием. Боковые грани крышки не имели сварных швов или иного крепления для более легкой деформации под тяжестью цели. По бокам верхней поверхности крышки закреплялись два болта. При снаряжении мины они входили в отверстия верхней поверхности корпуса и находились непосредственно над рычагами взрывных механизмов.


Конструкция взрывателя типа МУВ

По принципу работы изделие ТМ-39 было похоже на более старое ТМ-35. Наезжая на мину, бронемашина противника должна была давить на крышку и деформировать ее. Срабатывание мины обеспечивалось при усилии не менее 90 кг. Под тяжестью гусеницы или колеса вражеской техники крышка проминалась, вследствие чего боковые болты опускались и давили на рычаги. Те, в свою очередь, качаясь на оси, вытаскивали чеки взрывателей. После этого происходило освобождение ударника, который бил по капсюлю и провоцировал подрыв основного заряда.

Предполагалось, что сравнительно большой размер датчика цели (58х10 см) позволит значительно увеличить вероятность поражения цели в сравнении с существующими минами. Для большей надежности мину оснастили двумя взрывателями. Тем не менее, известно о существовании мин с одним взрывным механизмом. В таком случае на месте второй коробки с взрывателем закладывались дополнительные шашки взрывчатого вещества общим весом до 400 г.

Мины ТМ-39 поставлялись в войска в разобранном виде. Снаряжать корпуса тротиловыми или иными шашками, а также устанавливать взрыватели во взрывные механизмы приходилось уже в войсках. Таким образом, перед выходом на минирование саперы должны были поместить внутрь корпуса мины нужное количество шашек, после чего закрыть торцевые крышки. В таком виде боеприпас транспортировался к месту установки. Взрывные механизмы собирались и устанавливались только на месте минирования.


Устройство взрывного механизма. Рисунок Saper.etel.ru

Прибыв на нужный участок, минеры должны были ввинчивать во взрыватели запалы/детонаторы, извлекать предохранительную чеку (при ее наличии) и снаряжать взрывной механизм. После этого можно было открыть торцевые крышки корпуса и поместить коробку с взрывателем на свое место. Следует отметить, взрывной механизм и полностью снаряженная мина представляли определенную опасность даже для сапера. Взрыватели УВ и МУВ имели достаточно высокую чувствительность. Боевая чека извлекалась с усилием не более 2-3 кг, что требовало особой осторожности при работе. С особыми трудностями сталкивались минеры, которым приходилось работать с вариантом мины ТМ-39, не оснащавшимся торцевыми крышками. В таком случае взрывной механизм сразу помещался на свое место, а взрыватели устанавливались через отверстия в торцах корпуса, прикрытых сдвижными крышками.

Первые отечественные мины не оснащались системами неизвлекаемости. Тем не менее, обезвреживание такого оружия было связано с некоторыми проблемами. Высокая чувствительность взрывателей, несмотря на большую прочность крышки, затрудняла обезвреживание боеприпаса. Для обезвреживания требовалось извлечь мину из земли, снять боковые крышки, аккуратно извлечь взрывные механизмы и разрядить взрыватели. В некоторых случаях попытки снятия взрывателей были бесполезными, вследствие чего мину уничтожали накладным зарядом.

Срок службы мины ТМ-39 не ограничивался, но фактически не превышал нескольких месяцев. Металлический корпус имел свойство разрушаться под воздействием влаги и других климатических факторов. По мере потери корпусом прочности опасность мины возрастала. Ржавое железо не могло обеспечивать защиту взрывателя от внешних воздействий, из-за чего старая мина могла взорваться даже без видимых причин. Подобные риски в некоторой мере сокращались при использовании аммотола или иных взрывчатых веществ, теряющих свои свойства при воздействии влаги.


Торцевая часть мины. Фото Primeportal,net

Противотанковая мина ТМ-39 была принята на вооружение в 1939 году. Вскоре производство такого оружия освоили несколько предприятий, после чего начались массовые поставки мин в части Красной Армии. Благодаря появлению изделия ТМ-39 номенклатура доступных противотанковых мин заводского производства буквально удвоилась, что в определенной мере повысило характеристики минных заграждений.

Тем не менее, в ходе эксплуатации мин ТМ-39 были выявлены достаточно серьезные проблемы, в том числе и «доставшиеся в наследство» от ТМ-35. Главным поводом для претензий стала необходимость сборки и снаряжения мин в частях. Закладка шашек и сборка взрывных механизмов занимали слишком много времени и мешали нормальной работе саперов. Также в некоторых случаях могли возникать проблемы с поставками тех или иных комплектующих, таких как взрывчатка или взрыватели. Кроме того, непосредственно перед установкой мины требовалось произвести несколько сложных и длительных операций по сборке взрывного механизма. Из-за этого минеры не могли работать на малом расстоянии от передовой или в темное время суток.

Присутствовали проблемы и в конструкции боеприпаса. Так, через щели на боковых гранях крышки в пространство между ней и корпусом могли попадать песок, грунт или вода. Большое количество подобных загрязнителей блокировало движение крышки, после чего мина не могла сработать в штатном режиме. В зимних условиях попадание воды внутрь мины приводило к примерзанию некоторых деталей, таких как рычаг или чека взрывателя.

С началом Великой Отечественной войны красноармейцы стали активно использовать все имевшиеся в наличие противотанковые мины, в том числе и ТМ-39. В ходе боевой эксплуатации этого оружия были выявлены очередные недостатки. Так, заряд весом 3,6-4 кг оказался недостаточным для гарантированного поражения или уничтожения вражеской бронетехники, прежде всего танков. Наносились повреждения ходовой части техники, но ее уничтожение происходило далеко не во всех случаях. Причиной этого был как сравнительно малый вес заряда, так и не совсем удачная конструкция самой мины. Под гусеницу или колесо вражеской машины чаще всего попадала только небольшая часть сравнительно длинного корпуса. Как следствие, некоторая часть энергии взрыва уходила в стороны и не вредила технике.


Крышка мины. Хорошо видна головка болта датчика цели. Фото Primeportal,net

Для компенсации малого веса заряда саперам со временем стали рекомендовать закладывать мины ТМ-39 по две. Тем не менее, в таком случае удваивался расход боеприпасов, а также усложнялась подготовка к установке минного поля. К этому следует прибавить прочие недостатки мины, выявленные до начала войны.

Противотанковые мины ТМ-35 (в том числе модернизированные ТМ-35М) и ТМ-39 активно использовались на начальном периоде войны. Однако с появлением более новых и совершенных изделий аналогичного назначения минеры стали отказываться от довоенного оружия. Последние случаи использования мин ТМ-39, по имеющимся данным, относятся к 1942 году. После этого ТМ-35/35М и ТМ-39 уступили свое место новым минам с более высокими характеристиками.

Известно, что в ходе Великой Отечественной войны Красная Армия израсходовала далеко не весь запас имевшихся мин ТМ-39. В первые послевоенные годы остававшиеся на складах мины этого типа за ненадобностью были отправлены коммунистам Китая, участвовавшим в гражданской войне. Подобная дружеская помощь, по-видимому, оказалась полезной. Есть основания полагать, что все противотанковые мины, поставленные Национально-освободительной армии Китая, были использованы в ходе боев. Какие-либо сведения о применении такого оружия после китайских конфликтов сороковых годов отсутствуют.

Противотанковые мины ТМ-39 производились с 1939 года. Вскоре после начала полномасштабного производства возникли некоторые проблемы с ресурсами. Несмотря на свою простоту, такие мины использовали сравнительно дорогой металл. В связи с этим в 1940 году появился проект ТМД-40. Эта мина представляла собой переработанный вариант ТМ-39, выполненный с максимальным использованием дерева. Все детали этой мины, включая взрывной механизм, изготавливались из дешевых и массовых пиломатериалов.

По материалам сайтов:
http://saper.etel.ru/
http://eragun.org/
http://lexpev.nl/
http://primeportal.net/

topwar.ru

35 — это… Что такое ТМ-35?

ТМ-35, ТМ-35М
Тип:

противотанковая
противогусеничная
нажимного действия

Разработана:

 СССР, 1935 г.

На вооружении:

 СССР, 1935—1942 г.

Материал корпуса:

сталь

Общая масса:

ТМ-35: 5,2 кг
ТМ-35М: 7 кг

Размер:

ТМ-35: 23×22×8,5 см
ТМ-35М: 23×22×11,5 см

Взрывчатое вещество:

ТМ-35: 2,8 кг (шашки тротила или мелинита)
ТМ-35М: 4 кг (одна шашка тротила + заливка ВВ)

Нажимной взрыватель:

МУВ с запалом МД-2:
нажимная крышка: 18×18 см
усилие: 120—260 кг

Температурный диапазон:

−40 — +50 °C

ТМ-35 — советская противотанковая мина нажимного действия.

Одна из первых разработанных в СССР противотанковых мин, принятая на вооружение в 1935 году. В 1939 году был создан вариант мины ТМ-35М с увеличенным зарядом взрывчатки[1].

После начала Великой Отечественной войны производство мин ТМ-35 было прекращено.

Конструкция

ТМ-35 мина противотанковая противогусеничная нажимного действия. Взрыв происходит при наезжании гусеницей танка или колесом автомобиля на верхнюю крышку мины.

Мина представляла собой металлическую коробку с откидной на петлях крышкой. Внутри коробки помещался заряд взрывчатки и устанавливался взрыватель.

Боевое применение

Применялась Красной Армией в начальный период Великой Отечественной войны.

См. также

Примечания

  1. Ю.Г. Веремеев. Мины: вчера, сегодня, завтра. Минск, «Современная школа», 2008. стр.100, 103

Литература и источники

  • Jerzy Garstka. Miny przeciwpancerne Wojska Polskiego z lat 1945-1997.

Ссылки

dic.academic.ru

Противотанковая мина ТМ-35 — Постсовет.ру

Первая отечественная серийная противотанковая мина Т-4 не отличалась высокими характеристиками и надежностью.

Кроме того, страна имела ограниченные возможности, из-за чего мина так и не пошла в массовое производство. Тем не менее, необходимость создания нового оружия для борьбы с бронетехникой противника не пропала. В результате к 1935 году была разработана новая мина – ТМ-35. Противотанковая мина ТМ-35 была принята на вооружение в 1935 году и вскоре стала поступать в инженерные подразделения Красной Армии. Это изделие было лишено некоторых недостатков предыдущего Т-4, что открыло ему дорогу в войска и позволило активно использоваться вплоть до 1941-42 годов. Главной причиной такого успеха можно считать достаточно удачную (в сравнении с Т-4) конструкцию, лишенную недостатков предыдущей разработки. Опыт эксплуатации Т-4 был учтен при создании нового оружия, что позволило избавиться от некоторых отрицательных черт. Тем не менее, и новая мина, как выяснилось позже, не была лишена недостатков. Развитие промышленности позволило оснастить мину ТМ-35 металлическим корпусом. Он состоял из основного ящика и крышки характерной формы, представлявшей собой усеченную пирамиду. Корпус мины имел размеры 23х22 см, общая высота с установленной крышкой – 8,5 см. Проектом предусматривалось использование только одного типа корпуса, благодаря чему все серийные мины весили около 5,2 кг. Для удобства переноски на одной из стенок корпуса предусматривалась проволочная ручка.

Общий вид мины ТМ-35. Фото Saper.etel.ru Корпус мины ТМ-35 представлял собой металлический штампованный ящик. На его стенках имелись выступающие зубцы, которые предлагалось использовать при окончательной сборке мины. Крышка корпуса состояла из изогнутой верхней части и ровного внутреннего листа. На одной из сторон ящика и крышки предусматривалась петля, при помощи которой они соединялись друг с другом. Петля позволяла открывать крышку для окончательной сборки мины перед установкой. Возле одной из стенок корпуса располагалась коробка размерами 10х2,5х5 см. Рядом с ней в корпусе просверливалось отверстие, оснащенное сдвижной крышкой. Внутренний торец коробки имел отверстие для установки взрывателя. Вокруг коробки в корпусе помещался основной заряд мины. Размеры корпуса позволяли использовать 6 шашек взрывчатого вещества весом 400 г и 2 шашки весом 200 г. Таким образом, общий заряд боеприпаса весил 2,8 кг. При необходимости мина могла снаряжаться порошкообразным взрывчатым веществом, но в таком случае в корпус помещалось не более 2,4 кг взрывчатки. Для поражения цели могли использоваться тротил, аммотол, французская смесь или иное доступное взрывчатое вещество. Внутри коробки корпуса располагался взрыватель и связанные с ним детали. Взрыватель МУВ, соединенный с капсюлем-детонатором №8 (по другим данным, использовался запал МД-2) помещался внутрь мины через отверстие в передней стенке корпуса. При этом капсюль-детонатор проходил через отверстие во внутренней стенке корпуса и контактировал с одной из шашек взрывчатого вещества. Над взрывателем находился подвешенный на оси рычаг изогнутой формы, изготовленный из плоской металлической пластинки. Именно он должен был отвечать за срабатывание взрывателя. Кроме того, в средней части крышки предусматривался специальный болт, контактировавший со свободным (верхним) плечом рычага.

Общая компоновка мины. Рисунок Saper.etel.ru Взрыватель МУВ имел достаточно простую конструкцию. Внутри цилиндрического корпуса находились боевая пружина и ударник. Последний во взведенном положении выдвигался из корпуса и фиксировался Р-образной чекой. Для безопасной транспортировки использовалась дополнительная предохранительная чека. В донной части корпуса взрывателя имелась резьба для установки капсюля-детонатора. При извлечении чеки боевая пружина должна была сдвигать ударник и приводить к воспламенению пиротехнической смеси капсюля. Мины ТМ-35 поставлялись в войска в разобранном виде. Пустые корпуса перевозились отдельно от шашек взрывчатого вещества и взрывателей. Окончательная сборка мины производилась саперами перед выходом на выполнение боевой задачи. При подготовке мины к использованию в корпус вкладывался набор из восьми шашек или засыпалось порошкообразное взрывчатое вещество. После этого мина была готова к доставке на место установки. Для установки изделия ТМ-35 помимо взрывателя МУВ и капсюля-детонатора №8 требовались два специальных шаблона для проверки состояния различных деталей. Один шаблон представлял собой длинный деревянный пруток, диаметр которого совпадал с диаметром взрывателя МУВ. Такой шаблон использовался для проверки места установки взрывателя и капсюля-детонатора перед их установкой: с его помощью проверялось правильное взаимное положение нескольких деталей, включая качающийся рычаг и гнездо шашки, контактирующей с капсюлем-взрывателем.

Корпус мины, виден рычаг. Фото Dimon777/Forum.guns.ru Второй шаблон представлял собой металлическую пластинку с вырезом нужного размера. Во время установки мины следовало открывать крышку и проверять положение нажимного болта. Он не должен был выступать из нижней детали крышки больше чем на установленное расстояние. В правильном положении нижняя часть болта могла касаться свободного плеча рычага, но не должна была давить на него. После проверки всех элементов мины сапер должен был поместить на место взрыватель без предохранительной чеки и капсюль-детонатор. Для этого сдвигалась крышка на передней стенке мины и цилиндрические детали аккуратно вводились внутрь боеприпаса. Во время установки взрывателя минер должен был попасть капсюлем-детонатором в отверстие задней стенки внутренней коробки корпуса, а также надеть кольцо боевой чеки взрывателя на заостренный конец плеча рычага. На своем месте взрыватель фиксировался при помощи крышки на стенке, возвращенной на свое место. После установки всех необходимых деталей следовало аккуратно закрыть крышку корпуса и закрепить ее на своем месте. Для удержания крышки использовались несколько зубцов на верхней грани корпуса, которые загибались и входили в зацепление с боковой поверхностью крышки. Готовую к использованию мину можно было устанавливать в лунку соответствующих размеров или размещать на поверхности грунта. Также допускалась установка в снег.

Разрез мины ТМ-35. Рисунок Saper.etel.ru По принципу работы взрывателя мина ТМ-35 мало отличалась от предыдущей Т-4. В ней, как и ранее, использовался рычаг, связывавший датчик цели и взрыватель. Подрыв мины новой модели должен был производиться при давлении на верхнюю часть крышки размерами 18х18 см с усилием порядка 120-260 кг. При этом происходила деформация конструкции крышки, вследствие чего нажимной болт опускался и давил на свое плечо рычага. Вторым концом рычаг должен был вытаскивать чеку взрывателя, освобождая его ударник. После извлечения чеки происходил взрыв. Противотанковая мина ТМ-35 могла иметь заряд весом 2,4-2,8 кг. Это позволяло уничтожать автомобильную технику или наносить повреждения бронированным машинам. Срабатывание штатным образом под людьми исключалось ввиду сравнительно низкой чувствительности датчика цели. Тем не менее, со временем мины с металлическим корпусом могли становиться опасными и для людей. Какие-либо средства, затруднявшие обезвреживание или делавшие его невозможным, не предусматривались. Однако и в таком случае мина могла представлять опасность для саперов. Изделие ТМ-35 имело металлический корпус, что сказывалось на сроке ее службы. Фактически такая мина могла находиться на своем месте и ждать появления противника в течение нескольких месяцев или лет. Тем не менее, реальные характеристики негерметичного боеприпаса зависели от некоторых факторов. Так, мина с тротиловыми шашками могла сохранять работоспособность в течение годов или десятилетий, тогда как аммонит и другие взрывчатые вещества достаточно быстро сырели и теряли свои свойства. Также необходимо отметить коррозионное разрушение металлических деталей. Сравнительно высокое усилие срабатывания мины ТМ-35 было связано с конструкцией крышки. При повреждении или разрушении крышки усилие, требуемое для ее смятия, заметно сокращалось. Наконец, не следует забывать про достаточно чувствительный взрыватель МУВ: для извлечения чеки требовалось усилие не более 1-3 кг. Таким образом, мина ТМ-35 со временем становилась опасной не только для техники, но и для людей.

Корпус мины ТМ-35М. Фото Lexpev.nl Противотанковые мины ТМ-35 производились большими партиями в течение нескольких лет. В ходе массового производства на разных предприятиях в конструкцию боеприпаса внедрялись различные изменения технологического характера. Характеристики мин при этом оставались на заданном уровне. Производство и поставки мин ТМ-35 в базовой конфигурации продолжалось до 1940 года. Вскоре после этого была разработана и поставлена в серию новая модификация мины под названием ТМ-35М. Главным отличием модернизированной ТМ-35М от базовой ТМ-35 была большая высота корпуса. За счет увеличения общей высоты мины до 11,5 см (при сохранении прочих размеров) удалось обеспечить прирост объема корпуса. Рост высоты мины всего на 3 см позволил увеличить внутренний объем мины на 1,7 литра и увеличить заряд взрывчатого вещества до 4 кг. Как и ранее, мина могла снаряжаться тротилом, аммотолом, французской смесью и т.д. После доработок общий вес боеприпаса увеличился до 7 кг. Прочие характеристики остались на прежнем уровне. Первым вооруженным конфликтом, в котором использовались противотанковые мины ТМ-35, стала Советско-финская война. В ходе этого конфликта было установлено, что имеющийся заряд не более 2,8 кг далеко не всегда обеспечивает поражение цели. Кроме того, имелись определенные проблемы, связанные с эксплуатацией металлических изделий в сыром климате и в осенний период. Тем не менее, главная проблемы ТМ-35 была связана не с недостаточным зарядом или нестойким к коррозии корпусом. На практике выяснилось, что предложенный способ снаряжения и установки мин серьезно затрудняет работу саперов. Так, необходимость снаряжения корпусов шашками взрывчатого вещества приводила к потере времени. Установка мин так же была сложным и длительным процессом. Достаточно сложная установка взрывателя не позволяла производить минирование вблизи от переднего края или в темное время суток. Работа саперов также осложнялась высокой чувствительностью взрывателя МУВ и необходимостью его установки с извлеченной предохранительной чекой.

Корпус мины ТМ-35М в открытом виде. Фото Lexpev.nl Из-за имеющихся проблем мины ТМ-35 могли устанавливаться только днем и только на некотором удалении от переднего края. Таким образом, быстрая и скрытная установка минных полей на опасных участках почти полностью исключалась. Что касается недостаточного могущества, то малый вес собственного заряда мины обычно компенсировался закладкой рядом с ней дополнительных шашек взрывчатого вещества. Противотанковые мины ТМ-35 имели недостаточные характеристики и были сложны в обращении. Это стало одной из причин того, что их производство прекратилось во время Советско-финской войны. Вскоре после этого было налажено производство модернизированных изделий ТМ-35М, однако в новом проекте была решена только одна проблема – недостаточный вес заряда. С 1935 по 1940 годы советская промышленность выпустила достаточно большое количество мин ТМ-35, часть которых была израсходована во время войны с Финляндией. Тем не менее, и после окончания этого конфликта на складах оставалось большое количество подобного оружия. После начала Великой Отечественной войны мины начали использовать вновь. Имевшихся запасов хватило для использования до начала 1942 года. Кроме того, параллельно с ТМ-35 активно использовались улучшенные ТМ-35М. Производство противотанковых мин ТМ-35М продолжалось и во время Великой Отечественной войны. Такое оружие активно использовалось на всех фронтах, как самостоятельно, так и параллельно с другими минами аналогичного назначения. С появлением более новых и совершенных мин ТМ-35М стала постепенно выходить из употребления. Последние боеприпасы этого типа, по разным данным, были использованы в 1944-45 годах. К этому времени Красная Армия уже располагала противотанковыми минами новых моделей, лишенных недостатков изделий семейства ТМ-35.

По материалам сайтов: saper.etel.ru/ lexpev.nl/ eragun.org/ jmu.edu/

Об этом сегодня сообщает Военное обозрение.

www.postsovet.ru

ТМ-35 Википедия

ТМ-35, ТМ-35М
Тип противотанковая
противогусеничная
нажимного действия
Разработана СССР СССР, 1935 г.
На вооружении СССР СССР, 1935—1942 г.
Материал корпуса сталь
Общая масса

ТМ-35: 5,2 кг

ТМ-35М: 7 кг

Размер

ТМ-35: 23×22×8,5 см

ТМ-35М: 23×22×11,5 см

Взрывчатое вещество

ТМ-35: 2,8 кг (шашки тротила или мелинита)

ТМ-35М: 4 кг (одна шашка тротила + заливка ВВ)

Нажимной взрыватель МУВ с запалом МД-2:
нажимная крышка: 18×18 см
усилие: 120—260 кг
Температурный диапазон −40 — +50 °C

ТМ-35 — советская противотанковая мина нажимного действия.

Одна из первых разработанных в СССР противотанковых мин, принятая на вооружение в 1935 году. В 1939 году был создан вариант мины ТМ-35М с увеличенным зарядом взрывчатки[1].

После начала Великой Отечественной войны производство мин ТМ-35 было прекращено.

Конструкция[ | ]

ТМ-35 мина противотанковая противогусеничная нажимного действия. Взрыв происходит при наезжании гусеницей танка или колесом автомобиля на верхнюю крышку мины.

Мина представляла собой металлическую коробку с откидной на петлях крышкой. Внутри коробки помещался заряд взрывчатки и устанавливался взрыватель.

Боевое применение[ | ]

Применялась Красной Армией в начальный период Великой Отечественной войны.

См. также[ | ]

Примечания[ | ]

  1. ↑ Ю.Г. Веремеев. Мины: вчера, сегодня, завтра. Минск, «Современная школа», 2008. стр.100, 103

ru-wiki.ru

ТМ-35 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

ТМ-35, ТМ-35М
Тип противотанковая
противогусеничная
нажимного действия
Разработана СССР СССР, 1935 г.
На вооружении СССР СССР, 1935—1942 г.
Материал корпуса сталь
Общая масса

ТМ-35: 5,2 кг

ТМ-35М: 7 кг

Размер

ТМ-35: 23×22×8,5 см

ТМ-35М: 23×22×11,5 см

Взрывчатое вещество

ТМ-35: 2,8 кг (шашки тротила или мелинита)

ТМ-35М: 4 кг (одна шашка тротила + заливка ВВ)

Нажимной взрыватель МУВ с запалом МД-2:
нажимная крышка: 18×18 см
усилие: 120—260 кг
Температурный диапазон −40 — +50 °C

ТМ-35 — советская противотанковая мина нажимного действия.

Одна из первых разработанных в СССР противотанковых мин, принятая на вооружение в 1935 году. В 1939 году был создан вариант мины ТМ-35М с увеличенным зарядом взрывчатки[1].

После начала Великой Отечественной войны производство мин ТМ-35 было прекращено.

Конструкция

ТМ-35 мина противотанковая противогусеничная нажимного действия. Взрыв происходит при наезжании гусеницей танка или колесом автомобиля на верхнюю крышку мины.

Мина представляла собой металлическую коробку с откидной на петлях крышкой. Внутри коробки помещался заряд взрывчатки и устанавливался взрыватель.

Боевое применение

Применялась Красной Армией в начальный период Великой Отечественной войны.

См. также

Примечания

  1. ↑ Ю.Г. Веремеев. Мины: вчера, сегодня, завтра. Минск, «Современная школа», 2008. стр.100, 103

Литература и источники

  • Jerzy Garstka. Miny przeciwpancerne Wojska Polskiego z lat 1945-1997.

Ссылки

wikipedia.green

Противотанковая мина ТМ-39

Первые советские противотанковые мины не отличались высокой эффективностью. Корпус небольшого размера не позволял использовать достаточно тяжелый заряд взрывчатого вещества, из-за чего такое оружие могло поражать только автомобильную технику или легкие бронемашины. Кроме того, небольшие размеры корпуса сокращали вероятность наезда на мину. Для повышения эффективности минно-взрывных заграждений требовалось создать новую мину с увеличенным зарядом и большими размерами. Первая попытка обеспечить армию таким оружием привела к появлению противотанковой противогусеничной мины нажимного действия ТМ-39.

Как видно из названия, мина ТМ-39 была разработана и принята на вооружение в 1939 году. При ее разработке учитывался опыт создания и использования мин ТМ-35, которые в большом количестве имелись на складах. Кроме того, предполагалось использовать некоторые готовые детали и освоенные идеи, что позволяло упростить конструкцию и производству нового вооружения. Повысить могущество боеприпаса предлагалось за счет значительного увеличения заряда взрывчатого вещества. Расположить большее количество шашек предлагалось в т.н. удлиненном корпусе.

Имеющиеся мины имели поперечник корпуса не более 20-22 см, что снижало вероятность наезда на них. Для увеличения вероятности наезда с последующим поражением цели было предложено увеличить длину корпуса. На пути бронетехники противника должны были укладываться сравнительно длинные мины, на которые было легче попасть. Кроме того, больший размер корпуса позволял увеличить вес заряда и, как следствие, ущерб, наносимый ходовой части или днищу цели.


Мина ТМ-39 в музее. Фото Primeportal,net

Главным элементом мины ТМ-39 был удлиненный корпус, выполненный в виде параллелепипеда без торцевых крышек. В верхней поверхности этой детали предусматривались два отверстия для деталей датчика цели, на боках – защелки для установки боковых крышек. Сверху на прямоугольный корпус устанавливалась крышка в форме усеченной пирамиды. В сборе такой боеприпас имел длину около 60 см, ширину порядка 13 см и высоту не более 12-12,5 см. Вес изделия с зарядом взрывчатого вещества составлял 6,7 кг.

Корпус мины ТМ-39 следовало производить штамповкой из кровельного железа. Для защиты от внешних воздействий металлические детали окрашивались. В большинстве случаев мины этого типа имели темно-зеленый цвет. Кроме того, на боковой стенке корпуса черной краской наносилась необходимая маркировка. Некоторые корпуса мин не имели съемных торцевых крышек. В таком случае крышка приваривалась к корпусу, а в ней проделывалось отверстие, закрываемое сдвижной крышкой.

Внутри корпуса помещался заряд взрывчатого вещества. В средней части располагались семь шашек весом 400 г, по краям – четыре 200-граммовые. Последние укладывались самой крупной поверхностью к боковой стенке, с таким расчетом, чтобы между ними оставалось свободное место для механизма взрывателя. Общий вес заряда составлял 3,6 кг взрывчатого вещества. Для снаряжения мин ТМ-39 могли использоваться любые имеющиеся шашки, изготовленные из тротила, аммотола, французской смеси или других взрывчаток.


Компоновка мины ТМ-39. Рисунок Saper.etel.ru

Для подрыва основного заряда предлагалось использовать механизм, заимствованный у предыдущих мин. При этом рычажную систему извлечения чеки из взрывателя поместили в отдельный корпус. Все основные элементы взрывного механизма помещались в металлическую коробку без крышки размерами 10х5х5 см с отверстиями на боковых торцах. К этим отверстиям на заводе-изготовителе припаивалась трубка с вырезом в верхней части, которая предназначалась для удержания взрывателя. В средней части коробки имелась ось для изогнутого рычага. В трубку помещался взрыватель УВ или МУВ с капсюлем-детонатором №8 или запалом МД-2. В рабочем положении детонатор или запал выступали из одного отверстий корпуса, а Р-образная чека своим кольцом надевалась на рычаг.

Мина ТМ-39 стандартно комплектовалась двумя такими взрывными механизмами. Они помещались у боковых торцов корпуса, причем верхнее плечо их рычагов находилось под отверстием корпуса. На своем месте механизмы удерживались торцевыми крышками корпуса и 200-граммовыми шашками, находившимися по бокам от них.

Крышка мины, выполнявшая функции датчики цели, штамповалась из железного листа и имела форму усеченной пирамиды с вытянутым основанием. Боковые грани крышки не имели сварных швов или иного крепления для более легкой деформации под тяжестью цели. По бокам верхней поверхности крышки закреплялись два болта. При снаряжении мины они входили в отверстия верхней поверхности корпуса и находились непосредственно над рычагами взрывных механизмов.


Конструкция взрывателя типа МУВ

По принципу работы изделие ТМ-39 было похоже на более старое ТМ-35. Наезжая на мину, бронемашина противника должна была давить на крышку и деформировать ее. Срабатывание мины обеспечивалось при усилии не менее 90 кг. Под тяжестью гусеницы или колеса вражеской техники крышка проминалась, вследствие чего боковые болты опускались и давили на рычаги. Те, в свою очередь, качаясь на оси, вытаскивали чеки взрывателей. После этого происходило освобождение ударника, который бил по капсюлю и провоцировал подрыв основного заряда.

Предполагалось, что сравнительно большой размер датчика цели (58х10 см) позволит значительно увеличить вероятность поражения цели в сравнении с существующими минами. Для большей надежности мину оснастили двумя взрывателями. Тем не менее, известно о существовании мин с одним взрывным механизмом. В таком случае на месте второй коробки с взрывателем закладывались дополнительные шашки взрывчатого вещества общим весом до 400 г.

Мины ТМ-39 поставлялись в войска в разобранном виде. Снаряжать корпуса тротиловыми или иными шашками, а также устанавливать взрыватели во взрывные механизмы приходилось уже в войсках. Таким образом, перед выходом на минирование саперы должны были поместить внутрь корпуса мины нужное количество шашек, после чего закрыть торцевые крышки. В таком виде боеприпас транспортировался к месту установки. Взрывные механизмы собирались и устанавливались только на месте минирования.


Устройство взрывного механизма. Рисунок Saper.etel.ru

Прибыв на нужный участок, минеры должны были ввинчивать во взрыватели запалы/детонаторы, извлекать предохранительную чеку (при ее наличии) и снаряжать взрывной механизм. После этого можно было открыть торцевые крышки корпуса и поместить коробку с взрывателем на свое место. Следует отметить, взрывной механизм и полностью снаряженная мина представляли определенную опасность даже для сапера. Взрыватели УВ и МУВ имели достаточно высокую чувствительность. Боевая чека извлекалась с усилием не более 2-3 кг, что требовало особой осторожности при работе. С особыми трудностями сталкивались минеры, которым приходилось работать с вариантом мины ТМ-39, не оснащавшимся торцевыми крышками. В таком случае взрывной механизм сразу помещался на свое место, а взрыватели устанавливались через отверстия в торцах корпуса, прикрытых сдвижными крышками.

Первые отечественные мины не оснащались системами неизвлекаемости. Тем не менее, обезвреживание такого оружия было связано с некоторыми проблемами. Высокая чувствительность взрывателей, несмотря на большую прочность крышки, затрудняла обезвреживание боеприпаса. Для обезвреживания требовалось извлечь мину из земли, снять боковые крышки, аккуратно извлечь взрывные механизмы и разрядить взрыватели. В некоторых случаях попытки снятия взрывателей были бесполезными, вследствие чего мину уничтожали накладным зарядом.

Срок службы мины ТМ-39 не ограничивался, но фактически не превышал нескольких месяцев. Металлический корпус имел свойство разрушаться под воздействием влаги и других климатических факторов. По мере потери корпусом прочности опасность мины возрастала. Ржавое железо не могло обеспечивать защиту взрывателя от внешних воздействий, из-за чего старая мина могла взорваться даже без видимых причин. Подобные риски в некоторой мере сокращались при использовании аммотола или иных взрывчатых веществ, теряющих свои свойства при воздействии влаги.


Торцевая часть мины. Фото Primeportal,net

Противотанковая мина ТМ-39 была принята на вооружение в 1939 году. Вскоре производство такого оружия освоили несколько предприятий, после чего начались массовые поставки мин в части Красной Армии. Благодаря появлению изделия ТМ-39 номенклатура доступных противотанковых мин заводского производства буквально удвоилась, что в определенной мере повысило характеристики минных заграждений.

Тем не менее, в ходе эксплуатации мин ТМ-39 были выявлены достаточно серьезные проблемы, в том числе и «доставшиеся в наследство» от ТМ-35. Главным поводом для претензий стала необходимость сборки и снаряжения мин в частях. Закладка шашек и сборка взрывных механизмов занимали слишком много времени и мешали нормальной работе саперов. Также в некоторых случаях могли возникать проблемы с поставками тех или иных комплектующих, таких как взрывчатка или взрыватели. Кроме того, непосредственно перед установкой мины требовалось произвести несколько сложных и длительных операций по сборке взрывного механизма. Из-за этого минеры не могли работать на малом расстоянии от передовой или в темное время суток.

Присутствовали проблемы и в конструкции боеприпаса. Так, через щели на боковых гранях крышки в пространство между ней и корпусом могли попадать песок, грунт или вода. Большое количество подобных загрязнителей блокировало движение крышки, после чего мина не могла сработать в штатном режиме. В зимних условиях попадание воды внутрь мины приводило к примерзанию некоторых деталей, таких как рычаг или чека взрывателя.

С началом Великой Отечественной войны красноармейцы стали активно использовать все имевшиеся в наличие противотанковые мины, в том числе и ТМ-39. В ходе боевой эксплуатации этого оружия были выявлены очередные недостатки. Так, заряд весом 3,6-4 кг оказался недостаточным для гарантированного поражения или уничтожения вражеской бронетехники, прежде всего танков. Наносились повреждения ходовой части техники, но ее уничтожение происходило далеко не во всех случаях. Причиной этого был как сравнительно малый вес заряда, так и не совсем удачная конструкция самой мины. Под гусеницу или колесо вражеской машины чаще всего попадала только небольшая часть сравнительно длинного корпуса. Как следствие, некоторая часть энергии взрыва уходила в стороны и не вредила технике.


Крышка мины. Хорошо видна головка болта датчика цели. Фото Primeportal,net

Для компенсации малого веса заряда саперам со временем стали рекомендовать закладывать мины ТМ-39 по две. Тем не менее, в таком случае удваивался расход боеприпасов, а также усложнялась подготовка к установке минного поля. К этому следует прибавить прочие недостатки мины, выявленные до начала войны.

Противотанковые мины ТМ-35 (в том числе модернизированные ТМ-35М) и ТМ-39 активно использовались на начальном периоде войны. Однако с появлением более новых и совершенных изделий аналогичного назначения минеры стали отказываться от довоенного оружия. Последние случаи использования мин ТМ-39, по имеющимся данным, относятся к 1942 году. После этого ТМ-35/35М и ТМ-39 уступили свое место новым минам с более высокими характеристиками.

Известно, что в ходе Великой Отечественной войны Красная Армия израсходовала далеко не весь запас имевшихся мин ТМ-39. В первые послевоенные годы остававшиеся на складах мины этого типа за ненадобностью были отправлены коммунистам Китая, участвовавшим в гражданской войне. Подобная дружеская помощь, по-видимому, оказалась полезной. Есть основания полагать, что все противотанковые мины, поставленные Национально-освободительной армии Китая, были использованы в ходе боев. Какие-либо сведения о применении такого оружия после китайских конфликтов сороковых годов отсутствуют.

Противотанковые мины ТМ-39 производились с 1939 года. Вскоре после начала полномасштабного производства возникли некоторые проблемы с ресурсами. Несмотря на свою простоту, такие мины использовали сравнительно дорогой металл. В связи с этим в 1940 году появился проект ТМД-40. Эта мина представляла собой переработанный вариант ТМ-39, выполненный с максимальным использованием дерева. Все детали этой мины, включая взрывной механизм, изготавливались из дешевых и массовых пиломатериалов.

По материалам сайтов:
http://saper.etel.ru/
http://eragun.org/
http://lexpev.nl/
http://primeportal.net/

super-arsenal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о