«Танк прорыва». Почему немецкие «Тигры» боялись тяжелого ИС-2
75 лет назад, 31 октября 1943 года, постановлением Государственного комитета обороны СССР на вооружение Красной армии был принят тяжелый танк ИС-2. Один из сильнейших и самых массовых тяжелых танков Второй мировой войны, он стал одним из символов Победы в Великой Отечественной войне.
Аббревиатура «ИС» расшифровывается как «Иосиф Сталин» — официальное название серийных советских тяжелых танков выпуска 1943–1953 годов. Индекс 2 соответствует второй серийной модели этого семейства. Кстати, в годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-2 использовалось и название ИС-122 (этот индекс означал калибр основного орудия).
После завершения войны машины были модернизированы и находились на вооружении советской, а затем и российской армии до 1995 года. Также танки поставлялись в ряд стран и участвовали в некоторых послевоенных вооруженных конфликтах.
Как появился «Иосиф Сталин»
Танковые бои на Курской дуге летом 1943 года со всей очевидностью продемонстрировали необходимость догонять противника по техническим данным танков и восстанавливать паритет в бронетехнике. Новые немецкие танки «Тигр» и «Пантера» во все больших количествах применялись противником на фронте. Танки Т-34 и КВ-1С могли им противостоять только в благоприятных условиях и на коротких дистанциях боя.
Для крупномасштабных наступлений Красной армии был необходим танк, способный вести с противником дуэль на дальних дистанциях. Для этих задач потребовалось создать новую боевую машину. Разработку поручили эвакуированному из Ленинграда в Челябинск Кировскому заводу (ныне Челябинский тракторный завод, ЧТЗ) и его главному конструктору Жозефу Котину.
«Мы помним и чтим трудовой подвиг наших предшественников — танкоградцев, сумевших в годы войны создать на базе предприятия настоящий танковый комбинат, — говорит генеральный директор ЧТЗ (входит в корпорацию «Уралвагонзавод») Петр Переведенцев. — В Челябинске были поставлены на конвейер образцы вооружений, которые превзошли по своим характеристикам и технологичности немецкое оружие. Они выиграли грандиозную битву машин. Особая страница истории — создание тяжелых танков прорыва «ИС». Эти машины не только превзошли новейшие немецкие танки, но и своей броней, гусеницами и огнем сокрушили сильно укрепленные позиции противника».
Танки Т-34 в цехе Челябинского завода, 1942 год
© ТАССПроект танков «ИС» стал для завода возвращением утраченных позиций. До войны и в ее первый год предприятие выпускало большой серией тяжелые танки «КВ». В связи с появлением у немцев новых противотанковых средств летом 1942 года тяжелые машины стали утрачивать свои позиции. Начали проявляться их недостатки — ненадежность трансмиссии и большой вес. Облегченный танк КВ-1С прорывом не стал. Производственные мощности Кировского завода начали переориентировать на производство Т-34.
Сегодня танк войны — это Т-34, потому что их было выпущено порядка 80 тыс. Наш завод Т-34 стал собирать в июле 1942 года к Сталинградской битве и выпустил порядка 5,5 тыс. Но это был танк боя, танк войны — их нужно было тогда больше. А тяжелые танки «ИС» выпускал только Кировский завод. Всего было выпущено почти 4 тыс. И мы продолжали эти традиции
Надежда Дида
директор музея Челябинского тракторного завода
Танк КВ-1 на Пушкинской площади в Москве, 1941 год
© Наум Грановский/ТАССГлавной проблемой являлось вооружение нового тяжелого танка. Производство 107-мм пушек, считавшихся перспективными для танков до войны, в 1943-м просто не существовало. 100-мм морская зенитка была адаптирована к использованию в бронетехнике только к концу 1944 года. Поэтому первоначально танки «ИС» проектировались под гаубицу калибра 122 мм и пушку калибра 76 мм.
В августе 1943 года были приняты на вооружение и немедленно запущены в серийное производство танки ИС-1. Эти боевые машины были сконструированы на базе шасси тяжелого танка «КВ» и имели 85-мм пушку, способную пробивать броню новых немецких танков на средних дистанциях боя. Однако одновременно шла разработка танка и под больший калибр. «Объект 240», или ИС-2, получил новую танковую пушку калибра 122 мм с баллистикой орудия А-19 образца 1931 года того же калибра. А-19 являлась артсистемой, не имевшей иностранных корней, полностью спроектированной в СССР.
Николай Духов (советский конструктор бронетехники) ставил задачу: мы входим в Европу… И задача стояла — маневренность, мы вошли в уличные бои, наши поля закончились. Впоследствии ИС-2 освобождал правобережную Украину и всю Европу. И вот ствол у пушки с башней двигался не только в стороны, но и вверх-вниз, чтобы можно было целиться в этажи домов. Вот откуда идут традиции сегодняшней армии
Надежда Дида
директор музея Челябинского тракторного завода
Отремонтированный тяжелый танк ИС-2 перед отправкой на фронт, 1943 год
В записке на имя Сталина, поданной по итогам испытаний «Объекта 240», завершившихся 23 октября 1943 года, говорилось, что ИС-2 «способен поражать наиболее тяжелые немецкие танки с дистанции 1500–2000 м». Разумным решением также стало оснащение этих машин зенитным пулеметом калибра 12,7 мм. Кроме воздушных целей пулеметы активно использовались в городских боях в 1945 году.
Принять на вооружение Красной армии тяжелый танк ИС-2 конструкции Ж.Я. Котина с 122-мм пушкой Д-25 конструкции Ф.Ф. Петрова (завод №9 НКВ)
из постановления Государственного комитета обороны СССР
В декабре 1943-го из ворот цехов «Танкограда» вышли 35 экземпляров ИС-2. Однако качество изготовления машин первых серий оставляло желать лучшего. Так, первоначально танки получали орудие с поршневым затвором вместо полуавтоматического клинового, традиционного для бронетехники такого класса. Потребовалась кропотливая доводка серийного производства. Всего до мая 1945 года было изготовлено 3395 ИС-2.
«Броня «Тигра» прошибалась насквозь»
Одной из особенностей зимней 1943 года и весенней 1944-го кампаний было то, что Красная армия наступала в условиях технического превосходства противника. Немецкие «Тигры» и «Пантеры» превосходили по защите и вооружению танки Т-34-76 — «рабочую лошадку» танковых войск того периода.
С появлением ИС-2 Красная армия получила эффективное средство борьбы с немецкими «тяжеловесами», в том числе перспективными. На ИС-2 был изжит главный недостаток танков «КВ» — ненадежная трансмиссия устаревшего образца. Также они получили планетарные механизмы поворота и отработанную коробку передач. ИС-2 могли обогнать по целине более легкие Т-34.
«ИС-2 — это «танк прорыва». Он сконцентрировал в себе лучшие достоинства машин, сделанных до него, — это танки Т-34 и «КВ», самоходка СУ-152 «Зверобой». То есть у него скорость как у Т-34, а маневренность вообще была неповторимая», — рассказала ТАСС директор музея Челябинского тракторного завода Надежда Дида.
Танк ИС-2 Героя Советского Союза Павла Рака в Борисове, 1985 год
© Владимир Шуба/ТАССГитлер выпустил приказ: в прямое сражение с ИС-2 не вступать. Потому что он не оставлял никаких шансов на выживание — настолько была удачная машина. Был один недостаток, но его потом исправил ИС-3
Надежда Дида
директор музея ЧТЗ
Об уникальности этой машины в интервью ТАСС также говорила и директор Ленино-Снегиревского военно-исторического музея в Подмосковье, в экспозиции которого находится ИС-2, Марина Горбунова: «В официальном распоряжении немецкого командования говорилось, что ближе 1 км в радиусе ИС-2 в бой «Тигру» даже не вступать. Несмотря на то что у него лобовая броня 150, а боковая 100 мм, с 1 км она прошибалась насквозь».
«ИС-2 стал ответом на немецкие «Тигры». Но все-таки первым против них стала самоходка, которая сыграла свою роль на Курской дуге. Она внесла панику в фашистские ряды, потому что пробивала их броню, — рассказывает директор музея ЧТЗ. — Почему Гитлер был так уверен в победе? Он видел, что наши танки не справляются с «Тиграми» и «Пантерами», а самоходка стала истребителем танков. Ударная сила ИС-2 была взята именно от нее».
Если наши танки (Т-34, «КВ») до этого не справлялись с «Тиграми» и «Пантерами», то есть нужно было подходить на опасное расстояние, то уже самоходка, которую за 25 дней собрали конструкторы, пробивала броню немецких танков с расстояния 1,5–2 км. И ИС-2 уже взял лучшее. У него был удар как у самоходки («Зверобоя»)
Надежда Дида
директор музея ЧТЗ
Немецкие солдаты изучают самоходку СУ-152, август 1943 года
© Bundesarchiv, Bild via Wikimedia CommonsПервой операцией, в которой принимали участие ИС-2, стала Проскуровско-Черновицкая операция марта-апреля 1944 года. Уже тогда дуэли с немецкими танками велись на больших дистанциях. Танкисты жаловались, что перекрестие прицела заслоняет вражеский танк. Новые прицелы устранили этот недостаток.
С точки зрения места в организационной структуре танковых войск «ИС» являлись средством качественного усиления. Ими вооружались отдельные гвардейские тяжелые танковые полки, по штату оснащавшиеся 21 машиной. К 1945 году появились тяжелые танковые бригады по 65 машин. Однако подвижные соединения Красной армии — танковые корпуса — часто получали полк «ИСов» в качестве средства усиления.
Эти тяжелые танки по нужным местам расставлял командующий фронтом, потому что у них была особая задача — прорыва и обороны
Надежда Дида
директор музея ЧТЗ
Немецкий танкист-ас об «Иосифе Сталине»
В одном из интервью немецкий танкист-ас времен Второй мировой войны Отто Кариус на вопрос о том, какие русские танки были наиболее опасными для «Тигров», ответил так: «Сначала тяжелые танки ИС-1 и ИС-2, потом СУ-122 и 122-мм противотанковое орудие, но все они появились позже T-34».
Спецпроект на тему
В книге «Тигры» в грязи. Воспоминания немецкого танкиста. 1941–1944″ Кариус так описал свою встречу с «Иосифом Сталиным» во время танковых боев летом 1944 года под Даугавпилсом в Латвии. «Танк стоял бортом к нам рядом с гумном. Эту машину нам не доводилось прежде увидеть на северном участке фронта. Мы невольно вздрогнули, потому что танк был оснащен чрезвычайно длинной 122-мм пушкой. Это была первая танковая пушка русских с дульным тормозом, — писал он в мемуарах. — Более того, танк «Иосиф Сталин» очертаниями немного походил на наш «Королевский тигр» (Königstiger, или «Тигр-2», немецкий тяжелый танк заключительного периода войны — прим. ТАСС). Не сразу до меня дошло, что только ходовая часть типична для русских танков. Я выстрелил, и танк вспыхнул… Позднее мы посмеялись, потому что на мгновение нам показалось, что перед нами «Королевский тигр», захваченный русскими. Однако в пылу боя такие вещи иногда случаются».
Танк «Королевский тигр», Нормандия, август 1944 года
© AP PhotoПосле проведенной атаки немецким танкистам удалось осмотреть уцелевшую советскую машину. Кариус в своей книге писал, что ее даже потом предполагалось доставить в Даугавпилс для дальнейшей транспортировки в Берлин, но «русские не оставили нам на это времени».
122-мм длинноствольная пушка вызывала у нас уважение. Недостатком было то, что унитарные выстрелы не использовались в этом танке. Вместо этого снаряд и пороховой заряд приходилось заряжать по отдельности. Броня и форма были лучше, чем у нашего «Тигра», но наше вооружение нам нравилось гораздо больше
из воспоминаний Отто Кариуса
«Живая броня»
ИС-2 сыграли большую роль в боях 1944–1945 годов, особенно при штурме городов. Известно, что сам Иосиф Сталин назвал ИС-2 «победным танком», отметив, что «с этой машиной мы будем завершать войну». Так и произошло…
ИС-2 был достоин нашей Победы, машина соответствовала той силе, которая была нужна, чтобы победить
Надежда Дида
директор музея ЧТЗ
Однако инженер-конструктор Михаил Балжи (соратник Николая Духова) сумел еще усовершенствовать эту машину, и завод выпустил танк ИС-3. Он его придумал в августе 1944 года, в декабре уже прошли испытания, и в марте 1945-го 28 машин пошли на фронт.
ИС-3 стал очень успешной модернизацией «двойки». «Между башней и корпусом ИС-2 была щель, и если туда попадал «фауст-снаряд» (в то время они появились у немцев), то танк мог загореться. И инженер Балжи исправил этот недостаток, сумев спроектировать другую башню — плоскую. От нее все рикошетило… И уже ИС-3 был признан лучшей в мире машиной. Это было на параде союзных войск в сентябре 1945 года», — рассказала Дида.
Забетонированный танк ИС-3 на острове Кунашир, 2001 год
© Сергей Кривошеев/ТАССЦенно еще то, считает она, что до последнего дня войны люди совершенствовали танковую технику. «Они не хотели поразить, они хотели победить! И эта победа была в освобождении… Они шли освобождать Европу… Они вот подошли ко Львову и решили город брать танками, чтобы не разрушать красоту», — резюмирует директор музея.
- Взвод исторической бронетехники создан на Северном флоте
- От «Терминатора» до боевых систем будущего: о главных преимуществах танковой армады России
С окончанием Великой Отечественной войны производство ИС-2 было быстро свернуто. В 1960-х годах ИС-2 прошли модернизацию, улучшившую характеристики и удобство обслуживания. Однако в ядерную эру место «ИСов» было в укрепрайонах в качестве огневых точек. Формально танки этого типа были сняты с вооружения в 1995 году.
Кстати, на Челябинском заводе сохранили эту технику. Коллекция исторических танков поддерживается в хорошем рабочем состоянии. «Все они сегодня на ходу и ежегодно принимают участие в парадах Победы, возглавляя колонны современной бронетехники, — говорит директор предприятия Петр Переведенцев. — Именно они вызывают самый живой интерес у зрителей. Потому что это не макеты, а «живая броня», за ней — история и слава нашего оружия».
Танк ИС-3
© Пресс-служба ЧТЗ«Отдавая дань прошлому, в рамках кооперации предприятий Уралвагонзавода Челябинский тракторный завод продолжает развивать оружейные традиции, — сообщил ТАСС гендиректор УВЗ Александр Потапов. — Задачи прежние: создавать передовую технику!»
Роман Азанов
В материале использованы данные «ТАСС-Досье»
tass.ru
Часть II. Танки прорыва — танки Победы. «Конструктор боевых машин»
Часть II. Танки прорыва — танки Победы. «Конструктор боевых машин» | Попов Н. С.Конструктор боевых машин
Попов Н. С.
Часть II
Танки прорыва — танки Победы
litresp.ru
Танковый прорыв — VATNIKSTAN
rТанки стали важным оружием уже в годы Первой мировой войны, но свою определяющую роль танки приобрели уже в конфликтах последующих десятилетий, особенно во время Второй мировой войны. Советскому Союзу удалось осуществить значительный прорыв в танкостроении; советские танки стали одним из залогов победы в Великой Отечественной войне.
Разберём эволюцию советских танков.
Первый Советский Пятибашенный
Советская держава с момента возникновения остро нуждалась в производстве собственной боевой техники, способной противостоять на поле боя западным образцам. Уже в 1920-е годы создаются первые (и достаточно успешные) легкие советские танки. Самым успешным, пожалуй, был Т-18 (МС01), производимый с 1926 до 1931 года (всего было выпущено порядка тысячи машин).
В 1929 году Народный комиссариат по военным и морским делам СССР принял «Систему танко-тракторного и авто-броневого вооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии». Именно в структуре данной системы утверждалось деление танковых машин на легкие, средние и тяжелые. А также формулировались четкие планы по конструированию новых машин которые должны были соответствовать тактико-техническим характеристикам, описанным Системой, и выполнять поставленные ею задачи.
Важнейшее место в списке занимал «мощный танк особого назначения». Это и неудивительно: к началу 1930 годов для РККА основной проблемой было создание не самолетов или танков сопровождения, а именно тяжелых танков. Полное отсутствие опыта создания таких машин стало причиной череды неудач советских инженеров в этом направлении.
После серии проб и ошибок, первым тяжелым «танком прорыва» стал Т-35, выпущенный специализированным КБ в 1932 году.
В то время танк впечатлял своими размерами, количеством башен и вооружения. Цифру в названии новая машина получила в связи с его 35-тонным весом. Танк обладал сразу пятью башнями, тремя артиллерийскими орудиями и тремя пулеметами.
Уже 1 мая 1933 года Т-35–1 участвовал в параде в Москве, и с этого момента до самого начала Великой Отечественной войны он будет одной из основных «изюминок» военных парадов, проводимых в Москве, Ленинграде, Харькове и Киеве.
К сожалению, данная машина фактически и осталась «парадной», используемой в пропагандистских целях, а не на полях сражений. Танк имел массу недостатков в ходовой части, был сложен в эксплуатации, а к концу 1930-х уже технически устарел.
Тем не менее, его идеологическую роль переоценить сложно. Первый тяжелый танк СССР, «машина прорыва», пятибашенный монстр, способный создавать шквал огня по всему периметру. Неудивительно, что Т-35 продолжал быть героем парадов и героических плакатов даже спустя десятилетие после своего выпуска.
Преображение накануне войны
Во второй половине 1930-х годов была поставлена задача обновить «танк прорыва». К этому времени в мире уже ширилось понимание того, что многобашенные сверхтяжелые танки являются тупиковой ветвью развития. Однако, в «Системе РККА» 1929-го года, упоминаемой выше, «мощный танк особого назначения» был обязан иметь несколько башен. Поэтому советские конструкторы, стремясь к совмещению формальных критериев плана с боевой эффективностью, предлагали образцы трех- и двух- башенных танков. Наиболее известные из них – СМК и Т-100, разработанные в 1937 и 1938 годах.
Несмотря на то, что оба танки были весьма успешными модернизациями Т-35, превосходя исходную машину по основным критериям, они уже не могли конкурировать с современными западными танками. Наиболее ясно это стало для руководства после боевых испытаний опытных образцов в Советско-Финской войне.
Именно на полях сражений у линии Маннергейма было определена все будущее развитие советских тяжелых танков: единственным опытным образцом, вернувшимся с боев стал КВ-1, единственный однобашенный танк прорыва из всех советских наработок.
Танк успешно прошёл испытания боем: его не могла поразить ни одна противотанковая пушка противника. Огорчение военных вызвало лишь то, что 76-мм пушка Л-11 оказалась недостаточно сильной для борьбы с ДОТами врага.
Для решения этой задачи в 1940 году был создан экспериментальный КВ-2, вооружённый 152-мм гаубицей М-10, установленной в высокой башне.
Проект был настолько уникальным для того времени, что среди советских военных ходила легенда о том, что когда Гитлеру рассказали о такой разработке советских конструкторов, он посчитал ее совершенно невозможной в реализации.
Именно танки серии КВ стали самым массовым советским тяжелым танком за всю Великую Отечественную войну. Они заслуженно носят имя «орудия победы».
Отдельным пунктом следует отметить еще одно важнейшее достижение советских конструкторов – в 1939 году был разработан и внедрен в производство первый в Европе дизельный танковый двигатель В-2. Будучи 12-цилиндровым четырехтактным двигателем V-образной конструкции, он развивал мощность до 500 л. с. Благодаря своих первоклассным параметрам, был монтирован почти на все средние и тяжелые танки СССР. Интересно, что эта разработка стала основой всей дальнейшей эволюции двигателей для бронетехники. Его дальние «потомки» до сих пор устанавливаются на российскую технику.
От Клима к Иосифу
Несмотря на то, что данные машины стали прорывом отечественного танкостроения, и руководство армии, и конструкторы понимали, что необходимо дальнейшее развитие тяжелых танков в сжатые сроки.
Стараясь выпустить новые машины как можно быстрее, силы конструкторов были сосредточены, в первую очередь, на модернизации серии КВ.
Однако, испытания прототипов против немецких «Тигров» показали необходимость более глубокой доработки. Были внесены изменения в корпус, была установлена новая башня, позволяющая эскплуатировать 85-мм орудие, а также доработана броневая защита и коробка передач. Новый тяжелый танк, получив название ИС-1 (Иосиф Сталин-1) был запущен в производство в октябре 1943 года.
Но самым мощным советским танком Великой Отечественной, и, пожалуй, одним из самых лучших танков мира того времени, оказалась следующая модификация, вышедшая под индексом ИС-2. Серийный выпуск был начат спустя 2 месяца после запуска первой модификации, в декабре 1943 года.
Конструкторам удалось не только укрепить защиту танка, но и установить 122-мм орудие. Это делало легендарные немецкие «Тигры» (которые успешно побеждали серию КВ и боролись наравне с ИС-1) фактически беспомощными на поле боя. ИС-2 был способен уничтожить «Тигров» всего с нескольких выстрелов, оставаясь почти неуязвимым благодаря улучшенной броне отечественного танка.
Серия ИС, оказавшись чрезвычайно эффективной на заключающем этапе войны, была продолжена и далее.
Например, танк ИС-3 получил инновационную для того времени обтекаемую форму башни, становясь еще более неуязвимым для соперника. Среди танкистов такая модификация получила прозвища «Щука».
Последней моделью в серии ИС стал грандиозный ИС-7, разработанный в 1947 году и вышедший ограниченной серией в 1949. Размер орудия в «седьмом Иосифе» был доведен до 130-мм.
Примечательно, что продемонстрировав свою эффективность, серия ИС продолжала оставаться на эксплуатации в мирное время вплоть до 1993 года. А в 2014-ом ополченцы Новороссии «оживили» ИС-3, стоявший в виде памятника, и использовали его в столкновениях с вооружёнными силами Украины.
Подводя итоги, можно отметить феноменальную скорость эволюции отечественного тяжелого танкостроения. Начав «с абсолютного нуля» и выпустив первый серийный танк прорыва в 1931-ом году, советские конструкторы уже через 12 лет сумели создать самые мощные тяжелые танки мира. Это доказывает потрясающий потенциал советских инженеров, способных в тяжелейших условиях достигать самых выдающихся результатов. Нам есть, чем гордиться.
www.vatnikstan.ru
Танковый прорыв у Богушевска | Warspot.ru
23 июня 1944 года на территорию Белорусской ССР как будто бы въехал скоростной асфальтировочный каток. Он с грохотом покатился на запад, проходя по двадцать километров в день, перемалывая и сметая немецкие войска, оказавшиеся на пути. Считаные дни — и от группы армий «Центр» остались ошмётки, на которые было больно смотреть. Крушение немецкого фронта оказалось настолько стремительным, что союзники СССР по антигитлеровской коалиции усомнились в реальности информации, дошедшей до них. Пришлось собрать иностранных корреспондентов и устроить в Москве знаменитый «марш пленных». 19 немецких генералов и 45 000 солдат и офицеров выглядели убедительным подтверждением успеха Красной армии. Но откуда у союзников взялся этот скепсис?
Повод был. Зима 1943–1944 годов на белорусском направлении представляла собой бесконечную череду позиционных боёв и неудачных советских наступлений. Положение на фронте в это время сравнивали с Верденской мясорубкой Первой мировой войны. Только в апреле 44-го весенняя распутица вынудила стороны взять паузу. И примерно тогда же родились планы стратегической наступательной операции «Багратион», предусматривавшие одновременный прорыв обороны противника на шести участках, с окружением и уничтожением фланговых группировок немецких войск под Витебском и Бобруйском и дальнейшим разгромом группы армий «Центр». На Витебском направлении одним из первых немецких опорных пунктов перед войсками РККА был небольшой белорусский посёлок Богушевск.
Прорыв у Лучёсы
Прошедшей зимой Красная армия долгие месяцы неоднократно и тщетно пыталась пробиться на Богушевском направлении. Реванш за прошлые неудачи должна была взять 5-я армия генерал-лейтенанта Н. И. Крылова. На её участке боевые действия начались с разведки боем 22 июня 1944 года, за день до основного удара. И тогда же обозначились первые успехи: передовые батальоны прорвались в глубину немецкой обороны на 2–4 километра и заняли не только первые две линии траншей, но местами и третью.
Утром 23 июня началась четырёхчасовая артподготовка, а затем бойцы 5-й армии вгрызлись в немецкие позиции на 12 километров. Чтобы окончательно прорвать вражескую оборону, оставалось взять Богушевск, в районе которого немцы создали мощный укреплённый район. А чтобы дойти до Богушевска, нужно было форсировать реку Лучёсу. Генерал Крылов решил, что лучше всего это сделать в районе одноимённой деревни, в которой был мост, способный выдерживать танки.
Советская пехота идёт в атаку, прикрываясь бронёй Т-34В пять утра 24 июня к деревне подошла советская боевая группа, состоявшая из 40 танков, шести СУ-85 и пехоты 2-й гвардейской танковой бригады, объединённых с двадцатью ИСУ-152 395-го гвардейского тяжёлого самоходного артполка.В деревне Лучёсе находились немецкий пехотный батальон и приданные ему самоходные орудия. Какие и сколько, в документах не говорится. Гарнизон проморгал выход нашей боевой группы к реке, что позволило мотострелкам быстро захватить мост.
Тут же подтянулась и советская бронетехника. Танки и САУ по мосту и вброд стремительно перешли Лучёсу и ворвались в деревню. От силы полчаса понадобилось на то, чтобы разбить захваченных врасплох немцев и уничтожить все их самоходные орудия (эта заслуга целиком принадлежит экипажам ИСУ-152). 2-я гвардейская бригада в этом бою не потеряла ни одного танка или САУ. Дорога на Богушевск с этого момента была открыта.
Последний трамплин
Чтобы задержать советские войска, противник организовал много засад в деревнях вдоль шоссе. Как правило, они состояли из одного-двух противотанковых орудий и стольких же StuG IV. Летом 1944 года это была новейшая модификация знаменитой самоходки. Здесь советским войскам очень пригодились ИСУ-152. Дело в том, что «тридцатьчетвёрки» 2-й бригады были ещё старой модификации, с 76-мм орудиями. «Бодаться» со «Штугами» в лобовую им было трудно. Зато ИСУ-152 без проблем превращала немецкое самоходное орудие в груду металла. Так случилось, например, в деревне Лукты. «Зверобои» выдвинулись в разведку, обнаружили «Штуги» и первым же выстрелом уничтожили один из них. Немцы, не ожидавшие такой скорой расправы, решили отойти.
Действия Красной армии на витебском и оршанском направленииЧем ближе советская боевая группа была к Богушевску, тем сильнее сопротивлялся противник, тем отчаяннее немцы пытались замедлить подход танков и САУ к посёлку. Им нужно было время, чтобы подтянуть в Богушевск резервы. А вот генерал-лейтенанту Крылову, напротив, нужно было не допустить, чтобы немцы сконцентрировали свои силы в этом укреплённом районе. Богушевск служил препятствием для дальнейшего развития советского наступления, так что овладеть им было критически важно. Крылов бросил на посёлок крупные силы. Наземную атаку поддерживала авиация, причём весомо: только в одном из налётов немецкие позиции в Богушевске атаковали 90 пикирующих бомбардировщиков и 180 штурмовиков.
Последним опорным пунктом сил вермахта перед Богушевском была деревня Ског, расположенная северо-восточнее посёлка. Пока пехота советской 215-й дивизии атаковала противника, засевшего в траншеях и дзотах, передовые танки 2-й гвардейской бригады при поддержке четырёх ИСУ-122 ворвались на улицы деревни. К сожалению, на этот раз немцы их ждали. «Штуги», стреляя из укрытий, подожгли пять Т-34. Вдобавок, чтобы отрезать прорвавшуюся технику, противник отправил два StuG IV и одно противотанковое орудие на опушку леса южнее Скога.
Заняв позицию, немцы открыли огонь по четырём ИСУ-152, приближающимся к деревне. Самоходчики поняли, что по ним стреляют с флангов, развернули машины в сторону противника и завязали с ним огневую дуэль. Тем временем подошли ещё восемь «Зверобоев». Прицельным огнём дюжины 152-мм гаубиц самоходки мгновенно уничтожили один «Штуг» и противотанковую пушку. Вторая самоходка поспешно отползла в лес. А «Зверобои», расправившиеся с засадой, поспешили на помощь нашей пехоте и бронетехнике в Скоге. К полудню защищать деревню стало некому. Теперь можно было браться за Богушевск.
Конец Богушевского оборонительного района
Разведка показала, что немцы держат под прицельным огнём северные и северо-западные подступы к Богушевску. Поэтому, во избежание лишних потерь, советское командование тщательно спланировало атаку на посёлок.
ИСУ-152 на маршеПолковник Е. Е. Духовный, командовавший 2-й гвардейской танковой бригадой и приданными ИСУ-152, решил разделить свои силы. Первый танковый батальон (около 15 Т-34 и три СУ-85) должен был оставаться на месте, отвлекая на себя внимание немцев и имитируя продолжение атаки с севера. В это время второй батальон (10 «тридцатьчетвёрок», столько же Т-70 и три СУ-85) вместе с восемью ИСУ-152 получил приказ обойти Богушевск и ударить с юго-восточной стороны. Командовал второй группой подполковник Н. С. Тютюник.
Местность вокруг Богушевска труднопроходимая и заболоченная, так что проход для техники наши разведчики искали несколько часов. Когда он был найден, первая группа начала интенсивную стрельбу по противнику, оттягивая на себя его внимание. Тем временем части двух советских дивизий, усиленные штурмовыми сапёрами, готовились к генеральному штурму Богушевска, назначенному на 19:00.
Перед штурмом город основательно «обработали» артиллерийским огнём и атакой 270 самолётов. Одновременно с началом основного удара группа Тютюника неожиданно ворвалась на улицы посёлка с юго-востока, откуда их не ждали. Три десятка танков и САУ пронеслись по улицам, уничтожая всех врагов, оказавшихся на пути, и вскоре захватили железнодорожную станцию Богушевское.
Перед главными силами, наступавшими с севера и северо-востока, шли штурмовые сапёры, за ними — танки и пехота. Все три линии немецких траншей быстро оказались прорваны, бой переместился на улицы Богушевска. Первая группа 2-й гвардейской бригады лидировала в атаке с севера. Оказавшись между двух огней, немцы не проявили нордической стойкости в обороне и стали отходить на запад. Некоторые в панике бежали, бросая технику и вооружение. В результате среди прочих трофеев Красной армии оказались четыре совершенно исправных «Штуга».
В 21:00 Богушевск был взят. Советские войска шли по улицам посёлка, о который прошедшей зимой разбилось не одно наше наступление. В немецких позициях образовалась брешь, в которую тем же вечером ворвалась конно-механизированная группа генерала Осликовского. 5-я гвардейская танковая армия П. Ротмистрова тоже разворачивала свои боевые машины к этому пролому. Шёл только второй день «Багратиона», а левое крыло немецкой группы армий «Центр» уже начало рушиться.
Источники и литература:
1. Оперативные документы и журналы боевых действий (с сайта «Память народа»):
- Штаба 1-го Прибалтийского фронта.
- Штаба 3-го Белорусского фронта.
- 5-й армии.
- 65 и 72-го стрелковых корпусов.
- 144-й, 215-й и 371-й стрелковых дивизий.
2. Исаев А. В. Операция «Багратион». «Сталинский блицкриг» в Белоруссии. М.: Яуза : Эксмо, 2014.
3. Операция «Багратион». Освобождение Белоруссии. М. Олма-пресс, 2004.
4. Материалы сайта «Подвиг народа».
warspot.ru
«Танк прорыва». Почему немецкие «Тигры» боялись тяжелого ИС-2: wowavostok — LiveJournal
75 лет назад, 31 октября 1943 года, постановлением Государственного комитета обороны СССР на вооружение Красной армии был принят тяжелый танк ИС-2. Один из сильнейших и самых массовых тяжелых танков Второй мировой войны, он стал одним из символов Победы в Великой Отечественной войне.
Аббревиатура «ИС» расшифровывается как «Иосиф Сталин» — официальное название серийных советских тяжелых танков выпуска 1943–1953 годов. Индекс 2 соответствует второй серийной модели этого семейства. Кстати, в годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-2 использовалось и название ИС-122 (этот индекс означал калибр основного орудия).
После завершения войны машины были модернизированы и находились на вооружении советской, а затем и российской армии до 1995 года. Также танки поставлялись в ряд стран и участвовали в некоторых послевоенных вооруженных конфликтах.
Как появился «Иосиф Сталин»
Танковые бои на Курской дуге летом 1943 года со всей очевидностью продемонстрировали необходимость догонять противника по техническим данным танков и восстанавливать паритет в бронетехнике. Новые немецкие танки «Тигр» и «Пантера» во все больших количествах применялись противником на фронте. Танки Т-34 и КВ-1С могли им противостоять только в благоприятных условиях и на коротких дистанциях боя.
Для крупномасштабных наступлений Красной армии был необходим танк, способный вести с противником дуэль на дальних дистанциях. Для этих задач потребовалось создать новую боевую машину. Разработку поручили эвакуированному из Ленинграда в Челябинск Кировскому заводу (ныне Челябинский тракторный завод, ЧТЗ) и его главному конструктору Жозефу Котину.
«Мы помним и чтим трудовой подвиг наших предшественников — танкоградцев, сумевших в годы войны создать на базе предприятия настоящий танковый комбинат, — говорит генеральный директор ЧТЗ (входит в корпорацию «Уралвагонзавод») Петр Переведенцев. — В Челябинске были поставлены на конвейер образцы вооружений, которые превзошли по своим характеристикам и технологичности немецкое оружие. Они выиграли грандиозную битву машин. Особая страница истории — создание тяжелых танков прорыва «ИС». Эти машины не только превзошли новейшие немецкие танки, но и своей броней, гусеницами и огнем сокрушили сильно укрепленные позиции противника».
Проект танков «ИС» стал для завода возвращением утраченных позиций. До войны и в ее первый год предприятие выпускало большой серией тяжелые танки «КВ». В связи с появлением у немцев новых противотанковых средств летом 1942 года тяжелые машины стали утрачивать свои позиции. Начали проявляться их недостатки — ненадежность трансмиссии и большой вес. Облегченный танк КВ-1С прорывом не стал. Производственные мощности Кировского завода начали переориентировать на производство Т-34.
Сегодня танк войны — это Т-34, потому что их было выпущено порядка 80 тыс. Наш завод Т-34 стал собирать в июле 1942 года к Сталинградской битве и выпустил порядка 5,5 тыс. Но это был танк боя, танк войны — их нужно было тогда больше. А тяжелые танки «ИС» выпускал только Кировский завод. Всего было выпущено почти 4 тыс. И мы продолжали эти традиции
Надежда Дида
директор музея Челябинского тракторного завода
Главной проблемой являлось вооружение нового тяжелого танка. Производство 107-мм пушек, считавшихся перспективными для танков до войны, в 1943-м просто не существовало. 100-мм морская зенитка была адаптирована к использованию в бронетехнике только к концу 1944 года. Поэтому первоначально танки «ИС» проектировались под гаубицу калибра 122 мм и пушку калибра 76 мм.
В августе 1943 года были приняты на вооружение и немедленно запущены в серийное производство танки ИС-1. Эти боевые машины были сконструированы на базе шасси тяжелого танка «КВ» и имели 85-мм пушку, способную пробивать броню новых немецких танков на средних дистанциях боя. Однако одновременно шла разработка танка и под больший калибр. «Объект 240», или ИС-2, получил новую танковую пушку калибра 122 мм с баллистикой орудия А-19 образца 1931 года того же калибра. А-19 являлась артсистемой, не имевшей иностранных корней, полностью спроектированной в СССР.
Николай Духов (советский конструктор бронетехники) ставил задачу: мы входим в Европу… И задача стояла — маневренность, мы вошли в уличные бои, наши поля закончились. Впоследствии ИС-2 освобождал правобережную Украину и всю Европу. И вот ствол у пушки с башней двигался не только в стороны, но и вверх-вниз, чтобы можно было целиться в этажи домов. Вот откуда идут традиции сегодняшней армии
Надежда Дида
директор музея Челябинского тракторного завода
В записке на имя Сталина, поданной по итогам испытаний «Объекта 240», завершившихся 23 октября 1943 года, говорилось, что ИС-2 «способен поражать наиболее тяжелые немецкие танки с дистанции 1500–2000 м». Разумным решением также стало оснащение этих машин зенитным пулеметом калибра 12,7 мм. Кроме воздушных целей пулеметы активно использовались в городских боях в 1945 году.
Принять на вооружение Красной армии тяжелый танк ИС-2 конструкции Ж.Я. Котина с 122-мм пушкой Д-25 конструкции Ф.Ф. Петрова (завод №9 НКВ)
из постановления Государственного комитета обороны СССР
В декабре 1943-го из ворот цехов «Танкограда» вышли 35 экземпляров ИС-2. Однако качество изготовления машин первых серий оставляло желать лучшего. Так, первоначально танки получали орудие с поршневым затвором вместо полуавтоматического клинового, традиционного для бронетехники такого класса. Потребовалась кропотливая доводка серийного производства. Всего до мая 1945 года было изготовлено 3395 ИС-2.
«Броня «Тигра» прошибалась насквозь»
Одной из особенностей зимней 1943 года и весенней 1944-го кампаний было то, что Красная армия наступала в условиях технического превосходства противника. Немецкие «Тигры» и «Пантеры» превосходили по защите и вооружению танки Т-34-76 — «рабочую лошадку» танковых войск того периода.
С появлением ИС-2 Красная армия получила эффективное средство борьбы с немецкими «тяжеловесами», в том числе перспективными. На ИС-2 был изжит главный недостаток танков «КВ» — ненадежная трансмиссия устаревшего образца. Также они получили планетарные механизмы поворота и отработанную коробку передач. ИС-2 могли обогнать по целине более легкие Т-34.
«ИС-2 — это «танк прорыва». Он сконцентрировал в себе лучшие достоинства машин, сделанных до него, — это танки Т-34 и «КВ», самоходка СУ-152 «Зверобой». То есть у него скорость как у Т-34, а маневренность вообще была неповторимая», — рассказала ТАСС директор музея Челябинского тракторного завода Надежда Дида.
Гитлер выпустил приказ: в прямое сражение с ИС-2 не вступать. Потому что он не оставлял никаких шансов на выживание — настолько была удачная машина. Был один недостаток, но его потом исправил ИС-3
Надежда Дида
директор музея ЧТЗ
Об уникальности этой машины в интервью ТАСС также говорила и директор Ленино-Снегиревского военно-исторического музея в Подмосковье, в экспозиции которого находится ИС-2, Марина Горбунова: «В официальном распоряжении немецкого командования говорилось, что ближе 1 км в радиусе ИС-2 в бой «Тигру» даже не вступать. Несмотря на то что у него лобовая броня 150, а боковая 100 мм, с 1 км она прошибалась насквозь».
«ИС-2 стал ответом на немецкие «Тигры». Но все-таки первым против них стала самоходка, которая сыграла свою роль на Курской дуге. Она внесла панику в фашистские ряды, потому что пробивала их броню, — рассказывает директор музея ЧТЗ. — Почему Гитлер был так уверен в победе? Он видел, что наши танки не справляются с «Тиграми» и «Пантерами», а самоходка стала истребителем танков. Ударная сила ИС-2 была взята именно от нее».
Если наши танки (Т-34, «КВ») до этого не справлялись с «Тиграми» и «Пантерами», то есть нужно было подходить на опасное расстояние, то уже самоходка, которую за 25 дней собрали конструкторы, пробивала броню немецких танков с расстояния 1,5–2 км. И ИС-2 уже взял лучшее. У него был удар как у самоходки («Зверобоя»)
Надежда Дида
директор музея ЧТЗ
Первой операцией, в которой принимали участие ИС-2, стала Проскуровско-Черновицкая операция марта-апреля 1944 года. Уже тогда дуэли с немецкими танками велись на больших дистанциях. Танкисты жаловались, что перекрестие прицела заслоняет вражеский танк. Новые прицелы устранили этот недостаток.
С точки зрения места в организационной структуре танковых войск «ИС» являлись средством качественного усиления. Ими вооружались отдельные гвардейские тяжелые танковые полки, по штату оснащавшиеся 21 машиной. К 1945 году появились тяжелые танковые бригады по 65 машин. Однако подвижные соединения Красной армии — танковые корпуса — часто получали полк «ИСов» в качестве средства усиления.
Эти тяжелые танки по нужным местам расставлял командующий фронтом, потому что у них была особая задача — прорыва и обороны
Надежда Дида
директор музея ЧТЗ
Немецкий танкист-ас об «Иосифе Сталине»
В одном из интервью немецкий танкист-ас времен Второй мировой войны Отто Кариус на вопрос о том, какие русские танки были наиболее опасными для «Тигров», ответил так: «Сначала тяжелые танки ИС-1 и ИС-2, потом СУ-122 и 122-мм противотанковое орудие, но все они появились позже T-34».
В книге «Тигры» в грязи. Воспоминания немецкого танкиста. 1941–1944″ Кариус так описал свою встречу с «Иосифом Сталиным» во время танковых боев летом 1944 года под Даугавпилсом в Латвии. «Танк стоял бортом к нам рядом с гумном. Эту машину нам не доводилось прежде увидеть на северном участке фронта. Мы невольно вздрогнули, потому что танк был оснащен чрезвычайно длинной 122-мм пушкой. Это была первая танковая пушка русских с дульным тормозом, — писал он в мемуарах. — Более того, танк «Иосиф Сталин» очертаниями немного походил на наш «Королевский тигр» (Königstiger, или «Тигр-2», немецкий тяжелый танк заключительного периода войны — прим. ТАСС). Не сразу до меня дошло, что только ходовая часть типична для русских танков. Я выстрелил, и танк вспыхнул… Позднее мы посмеялись, потому что на мгновение нам показалось, что перед нами «Королевский тигр», захваченный русскими. Однако в пылу боя такие вещи иногда случаются».
После проведенной атаки немецким танкистам удалось осмотреть уцелевшую советскую машину. Кариус в своей книге писал, что ее даже потом предполагалось доставить в Даугавпилс для дальнейшей транспортировки в Берлин, но «русские не оставили нам на это времени».
122-мм длинноствольная пушка вызывала у нас уважение. Недостатком было то, что унитарные выстрелы не использовались в этом танке. Вместо этого снаряд и пороховой заряд приходилось заряжать по отдельности. Броня и форма были лучше, чем у нашего «Тигра», но наше вооружение нам нравилось гораздо больше
из воспоминаний Отто Кариуса
«Живая броня»
ИС-2 сыграли большую роль в боях 1944–1945 годов, особенно при штурме городов. Известно, что сам Иосиф Сталин назвал ИС-2 «победным танком», отметив, что «с этой машиной мы будем завершать войну». Так и произошло…
ИС-2 был достоин нашей Победы, машина соответствовала той силе, которая была нужна, чтобы победить
Надежда Дида
директор музея ЧТЗ
Однако инженер-конструктор Михаил Балжи (соратник Николая Духова) сумел еще усовершенствовать эту машину, и завод выпустил танк ИС-3. Он его придумал в августе 1944 года, в декабре уже прошли испытания, и в марте 1945-го 28 машин пошли на фронт.
ИС-3 стал очень успешной модернизацией «двойки». «Между башней и корпусом ИС-2 была щель, и если туда попадал «фауст-снаряд» (в то время они появились у немцев), то танк мог загореться. И инженер Балжи исправил этот недостаток, сумев спроектировать другую башню — плоскую. От нее все рикошетило… И уже ИС-3 был признан лучшей в мире машиной. Это было на параде союзных войск в сентябре 1945 года», — рассказала Дида.
Ценно еще то, считает она, что до последнего дня войны люди совершенствовали танковую технику. «Они не хотели поразить, они хотели победить! И эта победа была в освобождении… Они шли освобождать Европу… Они вот подошли ко Львову и решили город брать танками, чтобы не разрушать красоту», — резюмирует директор музея.
Подробности на ТАСС
wowavostok.livejournal.com
Танк Т-90М «Прорыв — 3» против трех «Абрамсов»
Т-90М «Прорыв — 3» на полигоне
В СМИ танк Т-90М или «Прорыв – 3» часто называют очередной модификацией уже хорошо зарекомендовавшего себя танка Т-90. А это в корне не верно, поскольку отличий между Т-90 (или Т-90А) и Т-90М существенно больше, чем даже между Т-90 и Т-72.
Показанная на майском параде АРМАТА откровенно обрадовала (советская конструкторская танковая школа ещё существует и она работает) и одновременно озадачила – российские танкостроители решили продолжить гитлеровскую мечту о супероружии и последующие американские тенденции в танкостроении? Создать самый-самый лучший супер-танк у которого не будет противников на поле боя?
Гитлеровская мечта уже показала свою несостоятельность – дорогой, сложный в обслуживании и ремонте танк (типа Тигр) убедительно проиграл на поле боя массовой тридцатьчетвёрке. Отдельные гитлеровские танковые ассы имели грандиозные счета побед, а РККА одерживали одну победу за другой. Для борьбы с нацистским «зверством» на поле боя выпустили «зверобоев», более мощную противотанковую артиллерию, танки ИС-2 и т.д. А главное – была выработана тактика «работы» с немецкими новинками.
«Тигр» был действительно хорошей машиной, но очень дорогой в производстве, сложной в эксплуатации и ремонте, требующей хорошо обученного экипажа и т.д. В итоге минусов оказалось существенно больше, чем плюсов.
Что же касается современных западных продолжателей гитлеровской идеи супероружия в виде «лучшего американского танка «Абрамс», то последние локальные конфликты показали, что горят Абрамсы даже от советских РПГ-7 и ПТУР «Малютка». Примерно такая же картина наблюдалась при применении лучших в мире танков немецкого и французского производства, когда «аборигены» не убегали при виде достижений западной передовой танковой мысли, а садились в оборону. Дорогущие танки горят, как дешёвый китайский бенгальский огонь.
Массовое производство Арматы могло бы стать фатальной ошибкой в современных экономических условиях. Это явно очень дорого. И нет такого танка, на который не нашлось бы снаряда. Со всеми вытекающими последствиями.
Т-72М1
Если честно, то я поклонник последней советской тридцатьчетвёрки – танка Т-72. Особенно в его последней (известной мне) модификации Т-72Б. Замечательная машина, о неприхотливости и надёжности которой даже легенды слагать не нужно – есть совершенно замечательная эксплуатационная быль. А если сюда добавить реалии в которых эти машины применялись и просто варварски эксплуатировались (часто ввиду объективной реальности) в локальных конфликтах последние тридцать лет – это танк-мечта. Особенно, если есть сработанный экипаж и грамотный командир, который применяет эти машины правильно, т.е. в соответствии с реальными возможностями Т-72.
Однако, это не значит, что прогресс должен остановиться. У Т-72 были вполне себе реальные недостатки, от которых нужно и можно было бы избавиться.
Можно предположить, что Т-90М «Прорыв-3» станет достойным продолжением советской школы танкостроения. Во всяком случае, МО России уже заказало первую партию Т-90М. По информации из СМИ в войска в самое ближайшее время поступит 400 единиц танков «Прорыв-3».
Танк Т-90М «Прорыв – 3» — это действительно новая машина?
Т-90М «Прорыв -3» на войсковых испытаниях
У танка новые (совсем другие, отличные от Т-90) корпус и башня, другая пушка, новая элементная база в электронной начинке танка, существенно улучшенная эргономика (больше места для экипажа в машине, удобные кресла, современная система кондиционирования (персонально для каждого члена экипажа) и многое другое, о чём речь пойдёт ниже.
Известно, что с 2005 года в Нижнем Тагиле активно работали над модернизацией Т-90 в рамках программы «Прорыв – 2». В последующем к работе уральских конструкторов подключились военные, которые выдали своё техзадание. Анализ техзадания показал, что требуется не модернизация, а создание принципиально другой машины.
Так появился танк Т-90С. Но «Уральское КБ транспортного машиностроения» продолжило свою работу – конструкторы поставили перед собой цель создать массовую машину, которая бы качественно превосходила современные танки вероятных противников: Abrams М1А2SEP (США), Leopard 2А7» (Германия), Leclerc S21 (Франция), K2 Black Panther (Ю.Корея) и прочие.
В первую очередь совершенствовалась система управления огнём, средства поисково-наблюдательных возможностей экипажа, эксплуатационные характеристики нового танка. Параллельно в КБ велись работы над танком «Армата».
Что нового в Т-90М «Прорыв – 3»?
Т-90М «Прорыв — 3», защитная решётка на башне танка
- Совсем другая защищенность.
Это целый комплекс средств по защите танка: начиная от универсальной модульной динамической защиты «Реликт», до решётчатых экранов, которые прикрывают нижнюю часть башни, кормовую часть ботов и корму Т-90М. Боевое отделение танка покрыто антиосколочным подбоем. В целом, разработчики утверждают, что в лобовой проекции «Прорыв – 3» спокойно выдержит попадание любого из современных танковых боеприпасов. У танка существенно снижена радиолокационная заметность (в несколько раз по сравнению с лучшими зарубежными образцами).
С целью повышения живучести Т-90М оптимизировано размещение ГСМ и боекомплекта, в конструкцию введены специальные экраны, которые защищают экипаж и наиболее важное оборудование в боевом отделении от вторичных осколков.
Есть у «Прорыва – 3» автоматическая система постановки завес с помощью комплекса оптико-электронного подавления с очень широким рабочим диапазоном.
В СМИ «промелькнула» информация о установленной на танке КАЗ «Арена – М».
- Повышенная огневая мощь.
На танк установлена новая 125-мм гладкоствольная пушка в комплекте с новыми, с повышенным могуществом действия по цели, боеприпасами, и комплект высокоавтоматизированной системы управления огнём (СУО), дистанционно управляемая зенитная пулемётная установка на башне, улучшенный автомат заряжания.
Новая пушка имеет улучшенную на 25-30 % точность стрельбы и существенно повышенную живучесть ствола (до 900 выстрелов). Отдельно отмечается и увеличение эффективной дальности стрельбы на 15 %. Это очень приятное дополнение к + 30 % по точности.
Про новые боеприпасы известно следующее:
В рамках ОКР «Вакуум-1» был создан одноименный бронебойно-подкалиберный снаряд длиной 900 миллиметров с сердечником из обедненного урана и добавлением керамических добавок. БПС на огромной скорости (по некоторым данным 1980 м/с или 6М) пробивает 1 метр гомогенной брони танка. У той же L/55 этот показатель равен 80 сантиметрам.
Помимо БПС были созданы осколочно-шрапнельный снаряд «Тельник» с возможностью дистанционного подрыва и управляемый реактивный снаряд 3УБК21 «Спринтер».
СУО «Калина» — это вообще новинка для отечественных танков (включает панорамный прицел и сопряжённую с СУО систему внешнего наблюдения, которая предполагает автоматическую передачу целеуказаний от командира танка наводчику и многое другое, о чём пока, по понятным причинам, не рассказывают).
3. Подвижность Т-90М.
С новым дизелем В-92С2Ф (мощность 1 130 л.с.) танк стал откровенно резвым. Чему, в немалой степени, способствует и возможность на поле боя применять систему автоматического переключения передач. Да, на этом танке вместо рычагов управления используется штурвал.
Оснащен «Прорыв – 3» бортовой информационно-управляющей системой шасси (БИУС), которая предназначена для предотвращения аварий и поломок через автоматическое диагностирование всех систем, узлов и агрегатов танка. И блокирования неправильных действий механика-водителя.
Т-90М «Прорыв — 3». Вид кормы
4. Улучшенная командная управляемость.
С целью значительного повышения командной управляемости танка, в танке Т-90М установлены комплекс управления взаимодействием и аппаратура автоматизированной системы управления тактического звена. Через мультиплексный канал информационного обмена эта аппаратура, а также БИУС, СУО, системы постановки завес, опознавания «свой-чужой», кругового обзора и топографического ориентирования, а также новый автомат заряжания взаимосвязаны.
Комплекс средств связи, установленный в танк Т-90М, обеспечивает скрытую помехозащищенную радиосвязь с режимами технического маскирования и программной перестройки («прыгающей») частоты.
Это общая информация о «новинках» в устройстве танка Т-90М «Прорыв – 3». Напомню, что машина – секретная и основная масса ТТХ ещё не скоро появится в открытом доступе.
Один Т-90М «Прорыв -3» на 2,5 «Абрамса»
Т-90М «Прорыв – 3» на марше
У нового танка сохранился низкий силуэт, танк удалось удержать в теле (сохранена масса Т-90), проходимость машины улучшилась, существенно повышена подвижность и огневая мощь и эффективность ведения огня. Вместе с тем танк имеет один из лучших в современном танкостроении уровень защищённости и живучести, обновлённые современные средства связи и просто замечательную для отечественных танков эргономику, которая сейчас, как минимум, не хуже, чем на лучших зарубежных танках.
Вот тут мы и подошли к основной характеристике современной боевой машины – это соотношение эффективность/стоимость.
Так вот, по этой характеристике Т-90М «Прорыв – 3» в разы превосходит все лучшие образцы мирового танкостроения. Например, наш танк почти в два раза дешевле «Абрамса» М1А2 SEP и почти во столько же раз выше последнего по боевой эффективности.
30 Апр 2018 admin Метки: военная техника 4982 Поделитесь записьюtyprishol.ru
Танк прорыва Т-100 « « Военно-патриотический сайт «Отвага» Военно-патриотический сайт «Отвага»
К 1938 году пятибашенный тяжелый танк Т-35, не принимавший участия до этого времени в боевых действиях, уже морально устарел. Появившиеся к тому времени средства обороны поставили под сомнение возможность его успешного противоборства с орудиями калибра 37–47 мм. Попытки усилить защиту Т-35 путем экранирования и применения накладной брони привели к росту боевой массы и снижению подвижности машины и не обеспечили требуемого эффекта. В связи с этим на Главном военном совете, состоявшемся в апреле 1938 г., на котором рассматривался вопрос о системе вооружения РККА, было принято решение создать новый тяжелый танк с мощным бронированием и вооружением – тяжелый танк прорыва, способный действовать в наиболее трудных укрепленных районах.
В это же время были сформулированы и тактико-технические требования (ТТТ) к танку такого типа. Работы по созданию новых тяжелых машин были развернуты в конструкторских бюро трех заводов: ленинградского Кировского, ленинградского Опытного имени С.М. Кирова (№ 185) и Харьковского паровозостроительного имени Коминтерна (№ 183).
Тяжелый танк нового типа разрабатывался на основе компоновочной схемы тяжелого танка Т-35 с целью усиления его броневой защиты, огневой мощи и подвижности. В ходе проработки этой схемы конструкторы рассматривали различные варианты установки вооружения в пяти и трех башнях. Окончательное решение было принято в пользу трехбашенной конструкции.
В октябре 1938 г. на рассмотрение государственной макетной комиссии коллективами конструкторских бюро ленинградских Кировского и Опытного заводов были представлены чертежи и макеты новых тяжелых танков, разработанных по одним ТТТ. Кировский завод представил тяжелый танк прорыва СМК – «Сергей Миронович Киров», а Опытный завод – тяжелый танк прорыва «Изделие 100», впоследствии называемый Т-100.
Работы по созданию тяжелого танка прорыва Т-100 были начаты летом 1938 г. в конструкторском бюро Опытного завода № 185 под руководством С.А. Гинзбурга. Основные проектные работы по новой машине были выполнены И.С. Бушневым, Г.В. Крученых, Г.Н. Москвиным, Э.Ш. Палеем и Л.С. Трояновым. Ведущим инженером по танку был назначен Э.Ш. Палей. Первоначально, согласно ТТТ, был разработан вариант установки вооружения в трех башнях: 76,2-мм танковой пушки Л-10 в главной башне и двух 45-мм танковых пушек обр. 1934 г. в двух малых башнях. Однако после рассмотрения проекта и макета танка, дабы при толщине брони 60 мм масса машины не превышала 55–57 тонн, от одной малой башни отказались и дальнейшие работы вели над двухбашенным вариантом.
Основные работы по изготовлению узлов, агрегатов и сборке танка выполнял завод № 185, брони – Ижорский завод, а агрегатов трансмиссии – завод № 183 в Харькове. Пробный выезд машины на двор опытного завода без установленных башен с вооружением, люка механика-водителя, смотровых приборов, средств внутренней и внешней связи и элементов боеукладки состоялся 2 июля 1939 г. Сборку танка задержали смежники – завод № 183, который в это время все свои производственные мощности бросил на изготовление опытного образца танка А-32. Окончательная сборка машины была завершена к 31 июля 1939 г., и Т-100 был принят комиссией для проведения полигонных испытаний, которые объединили с заводскими.
1 августа 1939 г. Т-100 поступил на полигонно-заводские испытания, которые, согласно программе испытаний, утвержденной Автобронетанковым управлением (АВТУ) РККА, должны были закончиться 3 января 1940 г. Однако в полном объеме эту работу провести не удалось, так как в середине ноября 1939 г. машина была снята с испытаний и в дальнейшем была отправлена на Карельский перешеек для «специальных испытаний», под которыми подразумевалась проверка ее боевых и ходовых качеств во фронтовых условиях в составе специально сформированной группы опытных танков, изготовленных заводами Ленинграда.
На фронт машина была отправлена лишь 18 февраля 1940 г., а до этого времени находилась на заводе. Дело заключалось в том, что с началом боевых действий на Карельском перешейке остро встал вопрос о преодолении хорошо укрепленных оборонительных сооружений линии Маннергейма. Бронемашины с противопульным бронированием и с 76,2-мм пушкой, каковыми были средние танки Т-28, не могли подойти к укреплениям финнов и огнем своих орудий уничтожать ДОТы, в результате чего несли большие потери. Для взламывания обороны противника необходимы были танки с мощным вооружением и противоснарядной защитой. Хотя танки СМК, Т-100 и KB имели мощное бронирование, но решить такую задачу не могли из-за слабости вооружения, что подтвердилось первым же боевым применением танков СМК и KB в декабре 1939 г. (см. подробнее >>>)
Зная о работах, проводимых в конструкторском бюро завода № 185 еще с конца 1939 г. по созданию на базе танка Т-100 нового тяжелого танка T-100Z, вооруженного 152,4-мм гаубицей М-10, а на основе разрабатываемого инженерного танка (также на базе Т-100) – самоходной установки, вооруженной 130-мм морской пушкой, Т.Н. Кулик отдал в начале января 1940 г. распоряжение их ускорить. Согласно этому распоряжению, вооружение танка Т-100 152,4-мм гаубицей должно было закончиться 5 февраля 1940 г., а установка 130-мм пушки – 20 февраля того же года. Однако эти работы завод выполнить в указанный срок не смог. Было принято решение отправить на фронт танк Т-100 со старым вооружением, но с заменой 76,2-мм танковой пушки Л-10 более совершенной 76,2-мм танковой пушкой Л-11, в связи с чем была изменена конструкция бронировки.
По этой причине танк Т-100 не мог принимать участия в боевых действиях совместно с танками СМК и KB в декабре 1939 г., и ссылка на «пробуксовку гусениц» на гололеде при сорокаградусном морозе при попытке буксировки поврежденного СМК не подтверждается архивными документами*. Кроме того, если бы танк Т-100 участвовал в боевых действиях вместе с танком СМК, то при своей массе, превышавшей на три тонны массу СМК и среднем удельном давлении на грунт 0,860 кГ/см2 (у СМК эта величина составляла 0,666 кГ/см2) он мог бы отбуксировать поврежденную машину с отремонтированной ходовой частью. Нет и архивных данных, подтверждающих возможный возврат исправного танка Т-100 в декабре 1939 г. на завод и «повторную» отправку его в феврале 1940 г. на фронт, как это было с первым опытным танком KB, который 2 января 1940 г. был возвращен на завод с целью изготовления по его образцу установочной партии и замены простреленного ствола пушки. По требованию штаба Северо-Западного фронта для первых четырех машин этой партии были заказаны башни под установку 152,4-мм гаубиц М-10.
* Факт участия Т-100 в боях в декабре 1939 г. подтверждается документами Российского государственного военного архива (ф. 34980, on. 1 д. 1125) и кадрами кинохроники, – прим. ред.
17 февраля опытный танк KB и первый танк установочной партии У-1 были отправлены на фронт. На опытном танке KB вместо башни с 76,2-мм пушкой Л-11 была установлена башня с гаубицей М-10. Танк У-2 с башней опытного танка KB с 76,2-мм пушкой Л-11 был отправлен на фронт 22 февраля 1940 г., а танк У-3 с гаубицей М-10 – 29 февраля 1940 г. Именно эти машины участвовали в группе с танком Т-100 в февральских–мартовских боях.
Согласно «Отчету по испытаниям танков KB и Т-100 на Карельском перешейке в боях с белофиннами» от 8 апреля 1940 г. танк Т-100 прибыл в район боевых действий 21 февраля 1940 г. и был включен в состав группы опытных тяжелых танков под командованием капитана Колотушкина. В состав группы, помимо Т-100, входили танк KB с 76,2-мм пушкой Л-11 (прибыл 26 февраля 1940 г.) и три танка KB с 152,4-мм гаубицей М-10 (прибыли 16, 26 февраля и 3 марта 1940 г.). Эта группа, предназначенная для борьбы с ДОТами, действовала в составе двух танковых бригад и принимала участие в боевых операциях с 22 февраля по 6 марта 1940 г. с 20-й танковой бригадой, а с 7 по 13 марта 1940 г. – с 1-й танковой бригадой. Но ввиду того, что укрепленный район в направлении действия 20-й танковой бригады был прорван еще до прибытия группы, и на последующих направлениях боевых действий бригады ДОТы не встречались, проверить действительную мощь огня установленного на танках вооружения не удалось.
Во время испытаний на Карельском перешейке танк был обстрелян бронебойными снарядами калибра 37–47 мм с дистанции 300–500 м. Было зафиксировано восемь попаданий: одно – в ствол 45-мм пушки, пять – в правый борт и по одному – в диск четвертого левого опорного катка и в гребень трака гусеницы.
Попадание в ствол пушки вывело ее из строя. Два попадания в правый борт корпуса оставили на броне воронки в виде эллипса глубиной 27 мм и в виде круга глубиной 26 мм. Попавшими в карман воздухопритока осколками была поцарапана вертикальная перегородка отсека и помяты охлаждающие ребра радиатора. Два попадания в правый борт корпуса по закруглениям заднего листа брони сделали вмятину глубиной в 10 мм и незначительную царапину на броне. Одно попадание у основания кронштейна правого заднего поддерживающего катка создало незначительное углубление в броне и помяло основание кронштейна. Снаряд, попавший в левый четвертый опорный каток, сбил ребро жесткости и повредил обуртовку диска колеса, а снаряд, попавший в гребень трака гусеницы, сбил его наварную часть. Попадания в танк не повлияли на нормальную работу экипажа: звук от удара снарядов по броне был сравним с ударом кувалды. Таковы были результаты боевого применения танка Т-100.
По результатам испытаний государственной комиссией было принято решение о нецелесообразности принятия танка на вооружение, так как уже был изготовлен и принят на вооружение танк KB с более мощным бронированием и лучшими тактико-техническими характеристиками. Коллектив завода № 185 пытался оспорить это решение. В особом мнении завода было отмечено, что, по сравнению с однобашенным танком KB, Т-100 является машиной другого класса. Кроме того, на танк вместо 76,2-мм пушки может быть установлена 152,4-мм гаубица при сохранении 45-мм пушки (вариант танка T-100Y). Удельная мощность и проходимость Т-100 выше, чем у танка КВ. Однако решение комиссии осталось неизменным.
После окончания боевых действий и устранения боевых повреждений танк Т-100 был отправлен в Киевский особый военный округ, откуда на основании распоряжения № Э-4/0616 от 2 августа 1940 г. он был отправлен на полигон в Кубинку, где и находился до начала Великой Отечественной войны. При приближении немцев к Кубинке машина была эвакуирована на Челябинский тракторный завод. В отличие от других опытных машин, она не была отправлена в переплавку, а оставлена для изучения особенностей конструкции и использования при новом проектировании. Дальнейшая судьба Т-100 неизвестна.
Что же представлял собой тяжелый танк прорыва Т-100 (заводской номер 350610)?
Компоновочная схема танка отличалась от классической размещением вооружения в двух конических башнях, расположенных одна за другой по продольной оси корпуса. Задняя главная башня кругового вращения была установлена на высокой подбашенной коробке. В носовой части в отделении управления по оси машины располагался механик– водитель, справа от него – радист. Боевое отделение находилось в средней части корпуса и включало боевые отделения двух башен. В боевом отделении малой башни располагались наводчик (командир башни) и заряжающий, в боевом отделении большой башни – командир танка, наводчик и заряжающий. Кроме того, было предусмотрено место для техника.
В качестве основного вооружения использовались 76,2-мм пушка Л-11 (Л-10), установленная в главной башне с углами вертикального наведения от минус 5,5 до плюс 26°, а в малой башне 45-мм танковая пушка обр. 1934 г. с углом обстрела в горизонтальной плоскости 256° и углами вертикального наведения от минус 4,5 до плюс 26°. Механизмы поворота башен имели электромеханические и ручные приводы. В качестве дополнительного вооружения танк имел два пулемета ДТ, спаренных с пушками, и один зенитный пулемет ДТ с вертикальными углами наведения от минус 12 до плюс 77°, установленный в башенке кругового вращения, размещенной на крыше главной башни над местом командира танка. Для поворота башенки использовался специальный механизм, в маховичке ручного привода которого была установлена кнопка электроспуска пулемета. Боекомплект танка состоял из 120 выстрелов для 76,2-мм пушки, 393 выстрелов для 45-мм пушки, размещенных в специальных металлических кассетах по три выстрела и 4284 патронов, уложенных в 68 пулеметных дисков для пулеметов ДТ.
Танковая пушка Л-11 производства Кировского завода, установленная позднее, отличалась от Л-10 длиной нарезной части (23,5 калибров вместо 17 у Л-10), а следовательно, большей начальной скоростью бронебойного снаряда (612 м/с вместо 555 м/с) и большей бронепробиваемостью (63 мм на дальности 1500 м при угле встречи 90°). Клиновой затвор с ударным механизмом с самовзводом был заменен на затвор по типу пушки обр. 1927 г. Был добавлен механизм выключения полуавтоматики и изменены подъемный механизм и механизмы ручного и ножного спусков. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 3600 м, а наибольшая – 12000 м. Практическая скорострельность составляла 6–7 выстрелов в минуту.
Для ведения прицельной стрельбы и наблюдения за полем боя экипажем машины использовались панорамные и телескопические прицелы: для 45-мм пушки – ПТКУ и ТОП, для 76,2-мм пушки – ПТК, ПТ-1 и ТОД, для зенитного пулемета – ТЗП. Кроме этого, в башнях и корпусе машины имелись зеркальные смотровые приборы и щели со стеклом триплекс.
Броневая защита корпуса и двух башен была противоснарядной, равнопрочной, выполненной из броневых деталей толщиной 60 мм с рациональными углами наклона, соединенных между собой комбинированным способом – гужонами с последующей проваркой швов. Для посадки и выхода экипажа имелись люки – по одному в каждой башне и в носовой части корпуса справа по ходу машины. Кроме этого, в днище танка был сделан аварийный люк. Для удобства обслуживания двигателя и агрегатов трансмиссии в полевых условиях в крыше моторно-трансмиссионного отделения и корме танка имелись специальные люки, закрытые броневыми крышками.
В кормовой части корпуса устанавливались карбюраторный авиационный четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения ГАМ-34-ВТ (мощность 850 л.с., 1850 об./мин) и механическая трансмиссия. Пуск двигателя производился с помощью сжатого воздуха или электрического стартера СТ-70 мощностью 15 л.с. Охлаждение водяных радиаторов двигателя осуществлялось с помощью осевого вентилятора с винтовыми лопастями, установленного горизонтально на коробке передач по типу среднего колесно-гусеничного танка Т-29. Воздух для охлаждения двигателя засасывался вентилятором через боковые карманы воздухопритоков, закрытых защитными сетками и расположенных в передней части моторного отделения. Отработанный горячий воздух выбрасывался в задней части моторного отделения на верхние ветви гусениц. В качестве топлива применялся авиационный бензин, который размещался в четырех алюминиевых топливных баках общей емкостью 1160 л. Такое количество топлива обеспечивало танку запас хода по шоссе 160 км и по проселку до 120 км.
В трансмиссии применялась пятиступенчатая трехходовая коробка передач, обеспечивающая пять скоростей вперед и одну скорость назад, трехдисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по ферродо), многодисковые бортовые фрикционы сухого трения (сталь по стали) с ленточными тормозами с обшивкой из ферродо и простые однорядные бортовые редукторы. Бортовые фрикционы и тормоза имели пневматические сервоприводы управления и дублирующий механический привод. Сервоуправление машины пневматического типа с замкнутым циклом работы состояло из одноступенчатого двухцилиндрового компрессора производительностью 105 л/мин (1200 об/мин), имеющего привод от коробки передач, системы следящего действия, пневматических цилиндров, радиатора, воздушных баллонов высокого и низкого давления и трубопроводов. С помощью сервоуправления производились повороты и торможение машины, что позволило снизить усилие на рычагах поворота до минимального – 10 кГ, а на педали главного фрикциона – до 15 кГ; однако в случае выхода из строя этой системы-управление танком было затруднено из-за больших усилий на рычагах (до 80 кГ). При проведении полигонно-заводских испытаний сервоуправление педали главного фрикциона было снято из-за плохой работы привода.
В ходовой части применялась индивидуальная кривошипно-балансирная подвеска с листовыми рессорами на семи опорных катках на борт и буферной рессорой на переднем катке. Элементы подвески были защищены от возможных боевых повреждений броневым экраном и опорными катками. В состав гусеничного движителя входили 18 двускатных опорных и 10 поддерживающих катков с наружной амортизацией, ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами, направляющие колеса с винтовыми механизмами натяжения и мелкозвенчатые гусеницы цевочного зацепления из штампованных траков с открытым металлическим шарниром. Натяжение гусеничных цепей производилось из отделения управления.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети 12 и 24 В (цепь стартера) обеспечивалось четырьмя стартерными аккумуляторными батареями 6СТЭ-144, соединенными последовательно, и генератором постоянного тока мощностью 2,5–3 кВт. Генератор устанавливался на коробке передач и приводился в действие от шестерни привода вентилятора системы охлаждения двигателя.
В качестве средств связи на танке была установлена радиостанция 71-ТАК КАК-3 с умформерами РУН-750 и РУН-10а. Кроме радиостанции, для внешней связи в пулеметной башенке был установлен светосигнальный прибор цветного сигнала: белый, красный и зеленый. Для внутренней связи использовалось переговорное устройство ТПУ- 6.
Противопожарное оборудование состояло из ручных огнетушителей с тетрахлоруглеродом.
Танк Т-100 с боевой массой 58 т развивал максимальную скорость по шоссе 35,7 км/ч, по проселку до 10,3 км/ч и имел неплохие показатели проходимости. Машина могла преодолевать подъемы крутизной до 42°, рвы шириной 4 м, вертикальную стенку высотой 1,3 м, брод глубиной до 1,25 м и двигаться по косогору с углом крена до 25°.
В конце 1939 г. на базе танка Т-100 были разработаны самоходная установка, танк Т-100Z с более мощным вооружением, инженерный танк. В марте 1940 г. были изготовлены в металле самоходная установка СУ-100Y, а для танка T-100Z главная (задняя) башня с гаубицей М-10 калибра 152,4-мм. Танк T-100Z был разработан под руководством Л.С. Троянова, ведущим инженером машины был Э.Ш. Палей.
Инженерный танк на базе Т-100 разрабатывался для выполнения задач по наведению мостов, перевозке людей и подвоза взрывчатых веществ в специальных ящиках. В последующем предполагалось его использовать как базу для создания самоходно-артиллерийских установок.
Опытный образец машины не был закончен, а его изготовленное шасси было использовано при постройке самоходно-артиллерийской установки СУ-100Y.
По результатам анализа боевых действий в войне с Финляндией и применения новых тяжелых танков, весной 1940 г. конструкторским бюро завода № 185 на базе танка Т-100 был разработан проект нового тяжелого танка – «изделие 103» (ведущий инженер проекта – Шуфрин). Машина предназначалась для подавления наземных огневых точек и борьбы с флотом противника. Был изготовлен деревянный макет этой машины, но дальнейшая работа над ней была признана нецелесообразной и прекращена ввиду того, что танк Т-100 не был принят на вооружение, а также из-за отсутствия базового шасси.
Поделиться в социальных сетях:
otvaga2004.ru