Содержание

«Танк прорыва». Почему немецкие «Тигры» боялись тяжелого ИС-2

75 лет назад, 31 октября 1943 года, постановлением Государственного комитета обороны СССР на вооружение Красной армии был принят тяжелый танк ИС-2. Один из сильнейших и самых массовых тяжелых танков Второй мировой войны, он стал одним из символов Победы в Великой Отечественной войне.

Аббревиатура «ИС» расшифровывается как «Иосиф Сталин» — официальное название серийных советских тяжелых танков выпуска 1943–1953 годов. Индекс 2 соответствует второй серийной модели этого семейства. Кстати, в годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-2 использовалось и название ИС-122 (этот индекс означал калибр основного орудия).

После завершения войны машины были модернизированы и находились на вооружении советской, а затем и российской армии до 1995 года. Также танки поставлялись в ряд стран и участвовали в некоторых послевоенных вооруженных конфликтах.

Как появился «Иосиф Сталин»

Танковые бои на Курской дуге летом 1943 года со всей очевидностью продемонстрировали необходимость догонять противника по техническим данным танков и восстанавливать паритет в бронетехнике. Новые немецкие танки «Тигр» и «Пантера» во все больших количествах применялись противником на фронте. Танки Т-34 и КВ-1С могли им противостоять только в благоприятных условиях и на коротких дистанциях боя.

Для крупномасштабных наступлений Красной армии был необходим танк, способный вести с противником дуэль на дальних дистанциях. Для этих задач потребовалось создать новую боевую машину. Разработку поручили эвакуированному из Ленинграда в Челябинск Кировскому заводу (ныне Челябинский тракторный завод, ЧТЗ) и его главному конструктору Жозефу Котину.

«Мы помним и чтим трудовой подвиг наших предшественников — танкоградцев, сумевших в годы войны создать на базе предприятия настоящий танковый комбинат, — говорит генеральный директор ЧТЗ (входит в корпорацию «Уралвагонзавод») Петр Переведенцев. — В Челябинске были поставлены на конвейер образцы вооружений, которые превзошли по своим характеристикам и технологичности немецкое оружие. Они выиграли грандиозную битву машин. Особая страница истории — создание тяжелых танков прорыва «ИС». Эти машины не только превзошли новейшие немецкие танки, но и своей броней, гусеницами и огнем сокрушили сильно укрепленные позиции противника».

Танки Т-34 в цехе Челябинского завода, 1942 год

© ТАСС

Проект танков «ИС» стал для завода возвращением утраченных позиций. До войны и в ее первый год предприятие выпускало большой серией тяжелые танки «КВ». В связи с появлением у немцев новых противотанковых средств летом 1942 года тяжелые машины стали утрачивать свои позиции. Начали проявляться их недостатки — ненадежность трансмиссии и большой вес. Облегченный танк КВ-1С прорывом не стал. Производственные мощности Кировского завода начали переориентировать на производство Т-34.

Сегодня танк войны — это Т-34, потому что их было выпущено порядка 80 тыс. Наш завод Т-34 стал собирать в июле 1942 года к Сталинградской битве и выпустил порядка 5,5 тыс. Но это был танк боя, танк войны — их нужно было тогда больше. А тяжелые танки «ИС» выпускал только Кировский завод. Всего было выпущено почти 4 тыс. И мы продолжали эти традиции

Надежда Дида

директор музея Челябинского тракторного завода

Танк КВ-1 на Пушкинской площади в Москве, 1941 год

© Наум Грановский/ТАСС

Главной проблемой являлось вооружение нового тяжелого танка. Производство 107-мм пушек, считавшихся перспективными для танков до войны, в 1943-м просто не существовало. 100-мм морская зенитка была адаптирована к использованию в бронетехнике только к концу 1944 года. Поэтому первоначально танки «ИС» проектировались под гаубицу калибра 122 мм и пушку калибра 76 мм.

В августе 1943 года были приняты на вооружение и немедленно запущены в серийное производство танки ИС-1. Эти боевые машины были сконструированы на базе шасси тяжелого танка «КВ» и имели 85-мм пушку, способную пробивать броню новых немецких танков на средних дистанциях боя. Однако одновременно шла разработка танка и под больший калибр. «Объект 240», или ИС-2, получил новую танковую пушку калибра 122 мм с баллистикой орудия А-19 образца 1931 года того же калибра. А-19 являлась артсистемой, не имевшей иностранных корней, полностью спроектированной в СССР.

Николай Духов (советский конструктор бронетехники) ставил задачу: мы входим в Европу… И задача стояла — маневренность, мы вошли в уличные бои, наши поля закончились. Впоследствии ИС-2 освобождал правобережную Украину и всю Европу. И вот ствол у пушки с башней двигался не только в стороны, но и вверх-вниз, чтобы можно было целиться в этажи домов. Вот откуда идут традиции сегодняшней армии

Надежда Дида

директор музея Челябинского тракторного завода

Отремонтированный тяжелый танк ИС-2 перед отправкой на фронт, 1943 год

© ТАСС

В записке на имя Сталина, поданной по итогам испытаний «Объекта 240», завершившихся 23 октября 1943 года, говорилось, что ИС-2 «способен поражать наиболее тяжелые немецкие танки с дистанции 1500–2000 м». Разумным решением также стало оснащение этих машин зенитным пулеметом калибра 12,7 мм. Кроме воздушных целей пулеметы активно использовались в городских боях в 1945 году.

Принять на вооружение Красной армии тяжелый танк ИС-2 конструкции Ж.Я. Котина с 122-мм пушкой Д-25 конструкции Ф.Ф. Петрова (завод №9 НКВ)

из постановления Государственного комитета обороны СССР

В декабре 1943-го из ворот цехов «Танкограда» вышли 35 экземпляров ИС-2. Однако качество изготовления машин первых серий оставляло желать лучшего. Так, первоначально танки получали орудие с поршневым затвором вместо полуавтоматического клинового, традиционного для бронетехники такого класса. Потребовалась кропотливая доводка серийного производства. Всего до мая 1945 года было изготовлено 3395 ИС-2.

«Броня «Тигра» прошибалась насквозь»

Одной из особенностей зимней 1943 года и весенней 1944-го кампаний было то, что Красная армия наступала в условиях технического превосходства противника. Немецкие «Тигры» и «Пантеры» превосходили по защите и вооружению танки Т-34-76 — «рабочую лошадку» танковых войск того периода.

С появлением ИС-2 Красная армия получила эффективное средство борьбы с немецкими «тяжеловесами», в том числе перспективными. На ИС-2 был изжит главный недостаток танков «КВ» — ненадежная трансмиссия устаревшего образца. Также они получили планетарные механизмы поворота и отработанную коробку передач. ИС-2 могли обогнать по целине более легкие Т-34.

«ИС-2 — это «танк прорыва». Он сконцентрировал в себе лучшие достоинства машин, сделанных до него, — это танки Т-34 и «КВ», самоходка СУ-152 «Зверобой». То есть у него скорость как у Т-34, а маневренность вообще была неповторимая», — рассказала ТАСС директор музея Челябинского тракторного завода Надежда Дида.

Танк ИС-2 Героя Советского Союза Павла Рака в Борисове, 1985 год

© Владимир Шуба/ТАСС

Гитлер выпустил приказ: в прямое сражение с ИС-2 не вступать. Потому что он не оставлял никаких шансов на выживание — настолько была удачная машина. Был один недостаток, но его потом исправил ИС-3

Надежда Дида

директор музея ЧТЗ

Об уникальности этой машины в интервью ТАСС также говорила и директор Ленино-Снегиревского военно-исторического музея в Подмосковье, в экспозиции которого находится ИС-2, Марина Горбунова: «В официальном распоряжении немецкого командования говорилось, что ближе 1 км в радиусе ИС-2 в бой «Тигру» даже не вступать. Несмотря на то что у него лобовая броня 150, а боковая 100 мм, с 1 км она прошибалась насквозь».

«ИС-2 стал ответом на немецкие «Тигры». Но все-таки первым против них стала самоходка, которая сыграла свою роль на Курской дуге. Она внесла панику в фашистские ряды, потому что пробивала их броню, — рассказывает директор музея ЧТЗ. — Почему Гитлер был так уверен в победе? Он видел, что наши танки не справляются с «Тиграми» и «Пантерами», а самоходка стала истребителем танков. Ударная сила ИС-2 была взята именно от нее».

Если наши танки (Т-34, «КВ») до этого не справлялись с «Тиграми» и «Пантерами», то есть нужно было подходить на опасное расстояние, то уже самоходка, которую за 25 дней собрали конструкторы, пробивала броню немецких танков с расстояния 1,5–2 км. И ИС-2 уже взял лучшее. У него был удар как у самоходки («Зверобоя»)

Надежда Дида

директор музея ЧТЗ

Немецкие солдаты изучают самоходку СУ-152, август 1943 года

© Bundesarchiv, Bild via Wikimedia Commons

Первой операцией, в которой принимали участие ИС-2, стала Проскуровско-Черновицкая операция марта-апреля 1944 года. Уже тогда дуэли с немецкими танками велись на больших дистанциях. Танкисты жаловались, что перекрестие прицела заслоняет вражеский танк. Новые прицелы устранили этот недостаток.

С точки зрения места в организационной структуре танковых войск «ИС» являлись средством качественного усиления. Ими вооружались отдельные гвардейские тяжелые танковые полки, по штату оснащавшиеся 21 машиной. К 1945 году появились тяжелые танковые бригады по 65 машин. Однако подвижные соединения Красной армии — танковые корпуса — часто получали полк «ИСов» в качестве средства усиления.

Эти тяжелые танки по нужным местам расставлял командующий фронтом, потому что у них была особая задача — прорыва и обороны

Надежда Дида

директор музея ЧТЗ

Немецкий танкист-ас об «Иосифе Сталине»

В одном из интервью немецкий танкист-ас времен Второй мировой войны Отто Кариус на вопрос о том, какие русские танки были наиболее опасными для «Тигров», ответил так: «Сначала тяжелые танки ИС-1 и ИС-2, потом СУ-122 и 122-мм противотанковое орудие, но все они появились позже T-34».

Спецпроект на тему

В книге «Тигры» в грязи. Воспоминания немецкого танкиста. 1941–1944″ Кариус так описал свою встречу с «Иосифом Сталиным» во время танковых боев летом 1944 года под Даугавпилсом в Латвии. «Танк стоял бортом к нам рядом с гумном. Эту машину нам не доводилось прежде увидеть на северном участке фронта. Мы невольно вздрогнули, потому что танк был оснащен чрезвычайно длинной 122-мм пушкой. Это была первая танковая пушка русских с дульным тормозом, — писал он в мемуарах. — Более того, танк «Иосиф Сталин» очертаниями немного походил на наш «Королевский тигр» (Königstiger, или «Тигр-2», немецкий тяжелый танк заключительного периода войны — прим. ТАСС). Не сразу до меня дошло, что только ходовая часть типична для русских танков. Я выстрелил, и танк вспыхнул… Позднее мы посмеялись, потому что на мгновение нам показалось, что перед нами «Королевский тигр», захваченный русскими. Однако в пылу боя такие вещи иногда случаются».

Танк «Королевский тигр», Нормандия, август 1944 года

© AP Photo

После проведенной атаки немецким танкистам удалось осмотреть уцелевшую советскую машину. Кариус в своей книге писал, что ее даже потом предполагалось доставить в Даугавпилс для дальнейшей транспортировки в Берлин, но «русские не оставили нам на это времени».

122-мм длинноствольная пушка вызывала у нас уважение. Недостатком было то, что унитарные выстрелы не использовались в этом танке. Вместо этого снаряд и пороховой заряд приходилось заряжать по отдельности. Броня и форма были лучше, чем у нашего «Тигра», но наше вооружение нам нравилось гораздо больше

из воспоминаний Отто Кариуса

«Живая броня»

ИС-2 сыграли большую роль в боях 1944–1945 годов, особенно при штурме городов. Известно, что сам Иосиф Сталин назвал ИС-2 «победным танком», отметив, что «с этой машиной мы будем завершать войну». Так и произошло…

ИС-2 был достоин нашей Победы, машина соответствовала той силе, которая была нужна, чтобы победить

Надежда Дида

директор музея ЧТЗ

Однако инженер-конструктор Михаил Балжи (соратник Николая Духова) сумел еще усовершенствовать эту машину, и завод выпустил танк ИС-3. Он его придумал в августе 1944 года, в декабре уже прошли испытания, и в марте 1945-го 28 машин пошли на фронт.

ИС-3 стал очень успешной модернизацией «двойки». «Между башней и корпусом ИС-2 была щель, и если туда попадал «фауст-снаряд» (в то время они появились у немцев), то танк мог загореться. И инженер Балжи исправил этот недостаток, сумев спроектировать другую башню — плоскую. От нее все рикошетило… И уже ИС-3 был признан лучшей в мире машиной. Это было на параде союзных войск в сентябре 1945 года», — рассказала Дида.

Забетонированный танк ИС-3 на острове Кунашир, 2001 год

© Сергей Кривошеев/ТАСС

Ценно еще то, считает она, что до последнего дня войны люди совершенствовали танковую технику. «Они не хотели поразить, они хотели победить! И эта победа была в освобождении… Они шли освобождать Европу… Они вот подошли ко Львову и решили город брать танками, чтобы не разрушать красоту», — резюмирует директор музея.

  • Взвод исторической бронетехники создан на Северном флоте
  • От «Терминатора» до боевых систем будущего: о главных преимуществах танковой армады России

С окончанием Великой Отечественной войны производство ИС-2 было быстро свернуто. В 1960-х годах ИС-2 прошли модернизацию, улучшившую характеристики и удобство обслуживания. Однако в ядерную эру место «ИСов» было в укрепрайонах в качестве огневых точек. Формально танки этого типа были сняты с вооружения в 1995 году.

Кстати, на Челябинском заводе сохранили эту технику. Коллекция исторических танков поддерживается в хорошем рабочем состоянии. «Все они сегодня на ходу и ежегодно принимают участие в парадах Победы, возглавляя колонны современной бронетехники, — говорит директор предприятия Петр Переведенцев. — Именно они вызывают самый живой интерес у зрителей. Потому что это не макеты, а «живая броня», за ней — история и слава нашего оружия».

Танк ИС-3

© Пресс-служба ЧТЗ

«Отдавая дань прошлому, в рамках кооперации предприятий Уралвагонзавода Челябинский тракторный завод продолжает развивать оружейные традиции, — сообщил ТАСС гендиректор УВЗ Александр Потапов. — Задачи прежние: создавать передовую технику!»


Роман Азанов

В материале использованы данные «ТАСС-Досье»

tass.ru

Часть II. Танки прорыва — танки Победы. «Конструктор боевых машин»

Часть II. Танки прорыва — танки Победы. «Конструктор боевых машин» | Попов Н. С.

Конструктор боевых машин

Попов Н. С.

Часть II

Танки прорыва — танки Победы

 

 

litresp.ru

Танковый прорыв — VATNIKSTAN

rТанки стали важным оружием уже в годы Первой миро­вой войны, но свою опре­де­ля­ю­щую роль танки приоб­рели уже в конфлик­тах после­ду­ю­щих деся­ти­ле­тий, особенно во время Второй миро­вой войны. Совет­скому Союзу удалось осуще­ствить значи­тель­ный прорыв в танко­стро­е­нии; совет­ские танки стали одним из зало­гов победы в Вели­кой Отече­ствен­ной войне.

Разбе­рём эволю­цию совет­ских танков.

Первый Советский Пятибашенный

Совет­ская держава с момента возник­но­ве­ния остро нужда­лась в произ­вод­стве собствен­ной боевой техники, способ­ной проти­во­сто­ять на поле боя запад­ным образ­цам. Уже в 1920-е годы созда­ются первые (и доста­точно успеш­ные) легкие совет­ские танки. Самым успеш­ным, пожа­луй, был Т-18 (МС01), произ­во­ди­мый с 1926 до 1931 года (всего было выпу­щено порядка тысячи машин).

В 1929 году Народ­ный комис­са­риат по воен­ным и морским делам СССР принял «Систему танко-трак­тор­ного и авто-броне­вого воору­же­ния Рабоче-Крестьян­ской Крас­ной Армии». Именно в струк­туре данной системы утвер­жда­лось деле­ние танко­вых машин на легкие, сред­ние и тяже­лые. А также форму­ли­ро­ва­лись четкие планы по констру­и­ро­ва­нию новых машин кото­рые должны были соот­вет­ство­вать тактико-техни­че­ским харак­те­ри­сти­кам, описан­ным Систе­мой, и выпол­нять постав­лен­ные ею задачи.
Важней­шее место в списке зани­мал «мощный танк особого назна­че­ния». Это и неуди­ви­тельно: к началу 1930 годов для РККА основ­ной пробле­мой было созда­ние не само­ле­тов или танков сопро­вож­де­ния, а именно тяже­лых танков. Полное отсут­ствие опыта созда­ния таких машин стало причи­ной череды неудач совет­ских инже­не­ров в этом направ­ле­нии.

После серии проб и ошибок, первым тяже­лым «танком прорыва» стал Т-35, выпу­щен­ный специ­а­ли­зи­ро­ван­ным КБ в 1932 году.

В то время танк впечат­лял своими разме­рами, коли­че­ством башен и воору­же­ния. Цифру в назва­нии новая машина полу­чила в связи с его 35-тонным весом. Танк обла­дал сразу пятью башнями, тремя артил­ле­рий­скими оруди­ями и тремя пуле­ме­тами.

Уже 1 мая 1933 года Т-35–1 участ­во­вал в параде в Москве, и с этого момента до самого начала Вели­кой Отече­ствен­ной войны он будет одной из основ­ных «изюми­нок» воен­ных пара­дов, прово­ди­мых в Москве, Ленин­граде, Харь­кове и Киеве.

К сожа­ле­нию, данная машина факти­че­ски и оста­лась «парад­ной», исполь­зу­е­мой в пропа­ган­дист­ских целях, а не на полях сраже­ний. Танк имел массу недо­стат­ков в ходо­вой части, был сложен в эксплу­а­та­ции, а к концу 1930-х уже техни­че­ски уста­рел.

Тем не менее, его идео­ло­ги­че­скую роль пере­оце­нить сложно. Первый тяже­лый танк СССР, «машина прорыва», пяти­ба­шен­ный монстр, способ­ный созда­вать шквал огня по всему пери­метру. Неуди­ви­тельно, что Т-35 продол­жал быть героем пара­дов и геро­и­че­ских плака­тов даже спустя деся­ти­ле­тие после своего выпуска.

Преображение накануне войны

Во второй поло­вине 1930-х годов была постав­лена задача обно­вить «танк прорыва». К этому времени в мире уже шири­лось пони­ма­ние того, что много­ба­шен­ные сверх­тя­же­лые танки явля­ются тупи­ко­вой ветвью разви­тия. Однако, в «Системе РККА» 1929-го года, упоми­на­е­мой выше, «мощный танк особого назна­че­ния» был обязан иметь несколько башен. Поэтому совет­ские конструк­торы, стре­мясь к совме­ще­нию формаль­ных крите­риев плана с боевой эффек­тив­но­стью, пред­ла­гали образцы трех- и двух- башен­ных танков. Наибо­лее извест­ные из них – СМК и Т-100, разра­бо­тан­ные в 1937 и 1938 годах.

Несмотря на то, что оба танки были весьма успеш­ными модер­ни­за­ци­ями Т-35, превос­ходя исход­ную машину по основ­ным крите­риям, они уже не могли конку­ри­ро­вать с совре­мен­ными запад­ными танками. Наибо­лее ясно это стало для руко­вод­ства после боевых испы­та­ний опыт­ных образ­цов в Совет­ско-Финской войне.

Именно на полях сраже­ний у линии Маннер­гейма было опре­де­лена все буду­щее разви­тие совет­ских тяже­лых танков: един­ствен­ным опыт­ным образ­цом, вернув­шимся с боев стал КВ-1, един­ствен­ный одно­ба­шен­ный танк прорыва из всех совет­ских нара­бо­ток.

Танк успешно прошёл испы­та­ния боем: его не могла пора­зить ни одна проти­во­тан­ко­вая пушка против­ника. Огор­че­ние воен­ных вызвало лишь то, что 76-мм пушка Л-11 оказа­лась недо­ста­точно силь­ной для борьбы с ДОТами врага.

Для реше­ния этой задачи в 1940 году был создан экспе­ри­мен­таль­ный КВ-2, воору­жён­ный 152-мм гауби­цей М-10, уста­нов­лен­ной в высо­кой башне.

Проект был настолько уникаль­ным для того времени, что среди совет­ских воен­ных ходила легенда о том, что когда Гитлеру расска­зали о такой разра­ботке совет­ских конструк­то­ров, он посчи­тал ее совер­шенно невоз­мож­ной в реали­за­ции.

Именно танки серии КВ стали самым массо­вым совет­ским тяже­лым танком за всю Вели­кую Отече­ствен­ную войну. Они заслу­женно носят имя «орудия победы».

Отдель­ным пунк­том следует отме­тить еще одно важней­шее дости­же­ние совет­ских конструк­то­ров – в 1939 году был разра­бо­тан и внед­рен в произ­вод­ство первый в Европе дизель­ный танко­вый двига­тель В-2. Будучи 12-цилин­дро­вым четы­рех­такт­ным двига­те­лем V-образ­ной конструк­ции, он разви­вал мощность до 500 л. с. Благо­даря своих перво­класс­ным пара­мет­рам, был монти­ро­ван почти на все сред­ние и тяже­лые танки СССР. Инте­ресно, что эта разра­ботка стала осно­вой всей даль­ней­шей эволю­ции двига­те­лей для броне­тех­ники. Его даль­ние «потомки» до сих пор уста­нав­ли­ва­ются на россий­скую технику.

От Клима к Иосифу

Несмотря на то, что данные машины стали проры­вом отече­ствен­ного танко­стро­е­ния, и руко­вод­ство армии, и конструк­торы пони­мали, что необ­хо­димо даль­ней­шее разви­тие тяже­лых танков в сжатые сроки.

Стара­ясь выпу­стить новые машины как можно быст­рее, силы конструк­то­ров были сосред­то­чены, в первую очередь, на модер­ни­за­ции серии КВ.

Однако, испы­та­ния прото­ти­пов против немец­ких «Тигров» пока­зали необ­хо­ди­мость более глубо­кой дора­ботки. Были внесены изме­не­ния в корпус, была уста­нов­лена новая башня, позво­ля­ю­щая эскплу­а­ти­ро­вать 85-мм орудие, а также дора­бо­тана броне­вая защита и коробка пере­дач. Новый тяже­лый танк, полу­чив назва­ние ИС-1 (Иосиф Сталин-1) был запу­щен в произ­вод­ство в октябре 1943 года.

Но самым мощным совет­ским танком Вели­кой Отече­ствен­ной, и, пожа­луй, одним из самых лучших танков мира того времени, оказа­лась следу­ю­щая моди­фи­ка­ция, вышед­шая под индек­сом ИС-2. Серий­ный выпуск был начат спустя 2 месяца после запуска первой моди­фи­ка­ции, в декабре 1943 года.

Конструк­то­рам удалось не только укре­пить защиту танка, но и уста­но­вить 122-мм орудие. Это делало леген­дар­ные немец­кие «Тигры» (кото­рые успешно побеж­дали серию КВ и боро­лись наравне с ИС-1) факти­че­ски беспо­мощ­ными на поле боя. ИС-2 был спосо­бен уничто­жить «Тигров» всего с несколь­ких выстре­лов, оста­ва­ясь почти неуяз­ви­мым благо­даря улуч­шен­ной броне отече­ствен­ного танка.

Серия ИС, оказав­шись чрез­вы­чайно эффек­тив­ной на заклю­ча­ю­щем этапе войны, была продол­жена и далее.

Напри­мер, танк ИС-3 полу­чил инно­ва­ци­он­ную для того времени обте­ка­е­мую форму башни, стано­вясь еще более неуяз­ви­мым для сопер­ника. Среди танки­стов такая моди­фи­ка­ция полу­чила прозвища «Щука».

Послед­ней моде­лью в серии ИС стал гран­ди­оз­ный ИС-7, разра­бо­тан­ный в 1947 году и вышед­ший огра­ни­чен­ной серией в 1949. Размер орудия в «седь­мом Иосифе» был дове­ден до 130-мм.

Приме­ча­тельно, что проде­мон­стри­ро­вав свою эффек­тив­ность, серия ИС продол­жала оста­ваться на эксплу­а­та­ции в мирное время вплоть до 1993 года. А в 2014-ом опол­ченцы Ново­рос­сии «оживили» ИС-3, стояв­ший в виде памят­ника, и исполь­зо­вали его в столк­но­ве­ниях с воору­жён­ными силами Укра­ины.


Подводя итоги, можно отме­тить фено­ме­наль­ную скорость эволю­ции отече­ствен­ного тяже­лого танко­стро­е­ния. Начав «с абсо­лют­ного нуля» и выпу­стив первый серий­ный танк прорыва в 1931-ом году, совет­ские конструк­торы уже через 12 лет сумели создать самые мощные тяже­лые танки мира. Это дока­зы­вает потря­са­ю­щий потен­циал совет­ских инже­не­ров, способ­ных в тяже­лей­ших усло­виях дости­гать самых выда­ю­щихся резуль­та­тов. Нам есть, чем гордиться.

www.vatnikstan.ru

Танковый прорыв у Богушевска | Warspot.ru

23 июня 1944 года на территорию Белорусской ССР как будто бы въехал скоростной асфальтировочный каток. Он с грохотом покатился на запад, проходя по двадцать километров в день, перемалывая и сметая немецкие войска, оказавшиеся на пути. Считаные дни — и от группы армий «Центр» остались ошмётки, на которые было больно смотреть. Крушение немецкого фронта оказалось настолько стремительным, что союзники СССР по антигитлеровской коалиции усомнились в реальности информации, дошедшей до них. Пришлось собрать иностранных корреспондентов и устроить в Москве знаменитый «марш пленных». 19 немецких генералов и 45 000 солдат и офицеров выглядели убедительным подтверждением успеха Красной армии. Но откуда у союзников взялся этот скепсис?

Повод был. Зима 1943–1944 годов на белорусском направлении представляла собой бесконечную череду позиционных боёв и неудачных советских наступлений. Положение на фронте в это время сравнивали с Верденской мясорубкой Первой мировой войны. Только в апреле 44-го весенняя распутица вынудила стороны взять паузу. И примерно тогда же родились планы стратегической наступательной операции «Багратион», предусматривавшие одновременный прорыв обороны противника на шести участках, с окружением и уничтожением фланговых группировок немецких войск под Витебском и Бобруйском и дальнейшим разгромом группы армий «Центр». На Витебском направлении одним из первых немецких опорных пунктов перед войсками РККА был небольшой белорусский посёлок Богушевск.

Прорыв у Лучёсы

Прошедшей зимой Красная армия долгие месяцы неоднократно и тщетно пыталась пробиться на Богушевском направлении. Реванш за прошлые неудачи должна была взять 5-я армия генерал-лейтенанта Н. И. Крылова. На её участке боевые действия начались с разведки боем 22 июня 1944 года, за день до основного удара. И тогда же обозначились первые успехи: передовые батальоны прорвались в глубину немецкой обороны на 2–4 километра и заняли не только первые две линии траншей, но местами и третью.

Утром 23 июня началась четырёхчасовая артподготовка, а затем бойцы 5-й армии вгрызлись в немецкие позиции на 12 километров. Чтобы окончательно прорвать вражескую оборону, оставалось взять Богушевск, в районе которого немцы создали мощный укреплённый район. А чтобы дойти до Богушевска, нужно было форсировать реку Лучёсу. Генерал Крылов решил, что лучше всего это сделать в районе одноимённой деревни, в которой был мост, способный выдерживать танки.

Советская пехота идёт в атаку, прикрываясь бронёй Т-34

В пять утра 24 июня к деревне подошла советская боевая группа, состоявшая из 40 танков, шести СУ-85 и пехоты 2-й гвардейской танковой бригады, объединённых с двадцатью ИСУ-152 395-го гвардейского тяжёлого самоходного артполка.В деревне Лучёсе находились немецкий пехотный батальон и приданные ему самоходные орудия. Какие и сколько, в документах не говорится. Гарнизон проморгал выход нашей боевой группы к реке, что позволило мотострелкам быстро захватить мост.

Тут же подтянулась и советская бронетехника. Танки и САУ по мосту и вброд стремительно перешли Лучёсу и ворвались в деревню. От силы полчаса понадобилось на то, чтобы разбить захваченных врасплох немцев и уничтожить все их самоходные орудия (эта заслуга целиком принадлежит экипажам ИСУ-152). 2-я гвардейская бригада в этом бою не потеряла ни одного танка или САУ. Дорога на Богушевск с этого момента была открыта.

Последний трамплин

Чтобы задержать советские войска, противник организовал много засад в деревнях вдоль шоссе. Как правило, они состояли из одного-двух противотанковых орудий и стольких же StuG IV. Летом 1944 года это была новейшая модификация знаменитой самоходки. Здесь советским войскам очень пригодились ИСУ-152. Дело в том, что «тридцатьчетвёрки» 2-й бригады были ещё старой модификации, с 76-мм орудиями. «Бодаться» со «Штугами» в лобовую им было трудно. Зато ИСУ-152 без проблем превращала немецкое самоходное орудие в груду металла. Так случилось, например, в деревне Лукты. «Зверобои» выдвинулись в разведку, обнаружили «Штуги» и первым же выстрелом уничтожили один из них. Немцы, не ожидавшие такой скорой расправы, решили отойти.

Действия Красной армии на витебском и оршанском направлении

Чем ближе советская боевая группа была к Богушевску, тем сильнее сопротивлялся противник, тем отчаяннее немцы пытались замедлить подход танков и САУ к посёлку. Им нужно было время, чтобы подтянуть в Богушевск резервы. А вот генерал-лейтенанту Крылову, напротив, нужно было не допустить, чтобы немцы сконцентрировали свои силы в этом укреплённом районе. Богушевск служил препятствием для дальнейшего развития советского наступления, так что овладеть им было критически важно. Крылов бросил на посёлок крупные силы. Наземную атаку поддерживала авиация, причём весомо: только в одном из налётов немецкие позиции в Богушевске атаковали 90 пикирующих бомбардировщиков и 180 штурмовиков.

Последним опорным пунктом сил вермахта перед Богушевском была деревня Ског, расположенная северо-восточнее посёлка. Пока пехота советской 215-й дивизии атаковала противника, засевшего в траншеях и дзотах, передовые танки 2-й гвардейской бригады при поддержке четырёх ИСУ-122 ворвались на улицы деревни. К сожалению, на этот раз немцы их ждали. «Штуги», стреляя из укрытий, подожгли пять Т-34. Вдобавок, чтобы отрезать прорвавшуюся технику, противник отправил два StuG IV и одно противотанковое орудие на опушку леса южнее Скога.

Заняв позицию, немцы открыли огонь по четырём ИСУ-152, приближающимся к деревне. Самоходчики поняли, что по ним стреляют с флангов, развернули машины в сторону противника и завязали с ним огневую дуэль. Тем временем подошли ещё восемь «Зверобоев». Прицельным огнём дюжины 152-мм гаубиц самоходки мгновенно уничтожили один «Штуг» и противотанковую пушку. Вторая самоходка поспешно отползла в лес. А «Зверобои», расправившиеся с засадой, поспешили на помощь нашей пехоте и бронетехнике в Скоге. К полудню защищать деревню стало некому. Теперь можно было браться за Богушевск.

Конец Богушевского оборонительного района

Разведка показала, что немцы держат под прицельным огнём северные и северо-западные подступы к Богушевску. Поэтому, во избежание лишних потерь, советское командование тщательно спланировало атаку на посёлок.

ИСУ-152 на марше

Полковник Е. Е. Духовный, командовавший 2-й гвардейской танковой бригадой и приданными ИСУ-152, решил разделить свои силы. Первый танковый батальон (около 15 Т-34 и три СУ-85) должен был оставаться на месте, отвлекая на себя внимание немцев и имитируя продолжение атаки с севера. В это время второй батальон (10 «тридцатьчетвёрок», столько же Т-70 и три СУ-85) вместе с восемью ИСУ-152 получил приказ обойти Богушевск и ударить с юго-восточной стороны. Командовал второй группой подполковник Н. С. Тютюник.

Местность вокруг Богушевска труднопроходимая и заболоченная, так что проход для техники наши разведчики искали несколько часов. Когда он был найден, первая группа начала интенсивную стрельбу по противнику, оттягивая на себя его внимание. Тем временем части двух советских дивизий, усиленные штурмовыми сапёрами, готовились к генеральному штурму Богушевска, назначенному на 19:00.

Перед штурмом город основательно «обработали» артиллерийским огнём и атакой 270 самолётов. Одновременно с началом основного удара группа Тютюника неожиданно ворвалась на улицы посёлка с юго-востока, откуда их не ждали. Три десятка танков и САУ пронеслись по улицам, уничтожая всех врагов, оказавшихся на пути, и вскоре захватили железнодорожную станцию Богушевское.

Перед главными силами, наступавшими с севера и северо-востока, шли штурмовые сапёры, за ними — танки и пехота. Все три линии немецких траншей быстро оказались прорваны, бой переместился на улицы Богушевска. Первая группа 2-й гвардейской бригады лидировала в атаке с севера. Оказавшись между двух огней, немцы не проявили нордической стойкости в обороне и стали отходить на запад. Некоторые в панике бежали, бросая технику и вооружение. В результате среди прочих трофеев Красной армии оказались четыре совершенно исправных «Штуга».

В 21:00 Богушевск был взят. Советские войска шли по улицам посёлка, о который прошедшей зимой разбилось не одно наше наступление. В немецких позициях образовалась брешь, в которую тем же вечером ворвалась конно-механизированная группа генерала Осликовского. 5-я гвардейская танковая армия П. Ротмистрова тоже разворачивала свои боевые машины к этому пролому. Шёл только второй день «Багратиона», а левое крыло немецкой группы армий «Центр» уже начало рушиться.


Источники и литература:

1. Оперативные документы и журналы боевых действий (с сайта «Память народа»):

  • Штаба 1-го Прибалтийского фронта.
  • Штаба 3-го Белорусского фронта.
  • 5-й армии.
  • 65 и 72-го стрелковых корпусов.
  • 144-й, 215-й и 371-й стрелковых дивизий.

2. Исаев А. В. Операция «Багратион». «Сталинский блицкриг» в Белоруссии. М.: Яуза : Эксмо, 2014.

3. Операция «Багратион». Освобождение Белоруссии. М. Олма-пресс, 2004.

4. Материалы сайта «Подвиг народа».

warspot.ru

«Танк прорыва». Почему немецкие «Тигры» боялись тяжелого ИС-2: wowavostok — LiveJournal



75 лет назад, 31 октября 1943 года, постановлением Государственного комитета обороны СССР на вооружение Красной армии был принят тяжелый танк ИС-2. Один из сильнейших и самых массовых тяжелых танков Второй мировой войны, он стал одним из символов Победы в Великой Отечественной войне.

Аббревиатура «ИС» расшифровывается как «Иосиф Сталин» — официальное название серийных советских тяжелых танков выпуска 1943–1953 годов. Индекс 2 соответствует второй серийной модели этого семейства. Кстати, в годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-2 использовалось и название ИС-122 (этот индекс означал калибр основного орудия).

После завершения войны машины были модернизированы и находились на вооружении советской, а затем и российской армии до 1995 года. Также танки поставлялись в ряд стран и участвовали в некоторых послевоенных вооруженных конфликтах.

Как появился «Иосиф Сталин»

Танковые бои на Курской дуге летом 1943 года со всей очевидностью продемонстрировали необходимость догонять противника по техническим данным танков и восстанавливать паритет в бронетехнике. Новые немецкие танки «Тигр» и «Пантера» во все больших количествах применялись противником на фронте. Танки Т-34 и КВ-1С могли им противостоять только в благоприятных условиях и на коротких дистанциях боя.

Для крупномасштабных наступлений Красной армии был необходим танк, способный вести с противником дуэль на дальних дистанциях. Для этих задач потребовалось создать новую боевую машину. Разработку поручили эвакуированному из Ленинграда в Челябинск Кировскому заводу (ныне Челябинский тракторный завод, ЧТЗ) и его главному конструктору Жозефу Котину.

«Мы помним и чтим трудовой подвиг наших предшественников — танкоградцев, сумевших в годы войны создать на базе предприятия настоящий танковый комбинат, — говорит генеральный директор ЧТЗ (входит в корпорацию «Уралвагонзавод») Петр Переведенцев. — В Челябинске были поставлены на конвейер образцы вооружений, которые превзошли по своим характеристикам и технологичности немецкое оружие. Они выиграли грандиозную битву машин. Особая страница истории — создание тяжелых танков прорыва «ИС». Эти машины не только превзошли новейшие немецкие танки, но и своей броней, гусеницами и огнем сокрушили сильно укрепленные позиции противника».



Проект танков «ИС» стал для завода возвращением утраченных позиций. До войны и в ее первый год предприятие выпускало большой серией тяжелые танки «КВ». В связи с появлением у немцев новых противотанковых средств летом 1942 года тяжелые машины стали утрачивать свои позиции. Начали проявляться их недостатки — ненадежность трансмиссии и большой вес. Облегченный танк КВ-1С прорывом не стал. Производственные мощности Кировского завода начали переориентировать на производство Т-34.

Сегодня танк войны — это Т-34, потому что их было выпущено порядка 80 тыс. Наш завод Т-34 стал собирать в июле 1942 года к Сталинградской битве и выпустил порядка 5,5 тыс. Но это был танк боя, танк войны — их нужно было тогда больше. А тяжелые танки «ИС» выпускал только Кировский завод. Всего было выпущено почти 4 тыс. И мы продолжали эти традиции
Надежда Дида
директор музея Челябинского тракторного завода



Главной проблемой являлось вооружение нового тяжелого танка. Производство 107-мм пушек, считавшихся перспективными для танков до войны, в 1943-м просто не существовало. 100-мм морская зенитка была адаптирована к использованию в бронетехнике только к концу 1944 года. Поэтому первоначально танки «ИС» проектировались под гаубицу калибра 122 мм и пушку калибра 76 мм.

В августе 1943 года были приняты на вооружение и немедленно запущены в серийное производство танки ИС-1. Эти боевые машины были сконструированы на базе шасси тяжелого танка «КВ» и имели 85-мм пушку, способную пробивать броню новых немецких танков на средних дистанциях боя. Однако одновременно шла разработка танка и под больший калибр. «Объект 240», или ИС-2, получил новую танковую пушку калибра 122 мм с баллистикой орудия А-19 образца 1931 года того же калибра. А-19 являлась артсистемой, не имевшей иностранных корней, полностью спроектированной в СССР.

Николай Духов (советский конструктор бронетехники) ставил задачу: мы входим в Европу… И задача стояла — маневренность, мы вошли в уличные бои, наши поля закончились. Впоследствии ИС-2 освобождал правобережную Украину и всю Европу. И вот ствол у пушки с башней двигался не только в стороны, но и вверх-вниз, чтобы можно было целиться в этажи домов. Вот откуда идут традиции сегодняшней армии
Надежда Дида
директор музея Челябинского тракторного завода



В записке на имя Сталина, поданной по итогам испытаний «Объекта 240», завершившихся 23 октября 1943 года, говорилось, что ИС-2 «способен поражать наиболее тяжелые немецкие танки с дистанции 1500–2000 м». Разумным решением также стало оснащение этих машин зенитным пулеметом калибра 12,7 мм. Кроме воздушных целей пулеметы активно использовались в городских боях в 1945 году.

Принять на вооружение Красной армии тяжелый танк ИС-2 конструкции Ж.Я. Котина с 122-мм пушкой Д-25 конструкции Ф.Ф. Петрова (завод №9 НКВ)
из постановления Государственного комитета обороны СССР

В декабре 1943-го из ворот цехов «Танкограда» вышли 35 экземпляров ИС-2. Однако качество изготовления машин первых серий оставляло желать лучшего. Так, первоначально танки получали орудие с поршневым затвором вместо полуавтоматического клинового, традиционного для бронетехники такого класса. Потребовалась кропотливая доводка серийного производства. Всего до мая 1945 года было изготовлено 3395 ИС-2.

«Броня «Тигра» прошибалась насквозь»

Одной из особенностей зимней 1943 года и весенней 1944-го кампаний было то, что Красная армия наступала в условиях технического превосходства противника. Немецкие «Тигры» и «Пантеры» превосходили по защите и вооружению танки Т-34-76 — «рабочую лошадку» танковых войск того периода.

С появлением ИС-2 Красная армия получила эффективное средство борьбы с немецкими «тяжеловесами», в том числе перспективными. На ИС-2 был изжит главный недостаток танков «КВ» — ненадежная трансмиссия устаревшего образца. Также они получили планетарные механизмы поворота и отработанную коробку передач. ИС-2 могли обогнать по целине более легкие Т-34.

«ИС-2 — это «танк прорыва». Он сконцентрировал в себе лучшие достоинства машин, сделанных до него, — это танки Т-34 и «КВ», самоходка СУ-152 «Зверобой». То есть у него скорость как у Т-34, а маневренность вообще была неповторимая», — рассказала ТАСС директор музея Челябинского тракторного завода Надежда Дида.

Гитлер выпустил приказ: в прямое сражение с ИС-2 не вступать. Потому что он не оставлял никаких шансов на выживание — настолько была удачная машина. Был один недостаток, но его потом исправил ИС-3
Надежда Дида
директор музея ЧТЗ

Об уникальности этой машины в интервью ТАСС также говорила и директор Ленино-Снегиревского военно-исторического музея в Подмосковье, в экспозиции которого находится ИС-2, Марина Горбунова: «В официальном распоряжении немецкого командования говорилось, что ближе 1 км в радиусе ИС-2 в бой «Тигру» даже не вступать. Несмотря на то что у него лобовая броня 150, а боковая 100 мм, с 1 км она прошибалась насквозь».

«ИС-2 стал ответом на немецкие «Тигры». Но все-таки первым против них стала самоходка, которая сыграла свою роль на Курской дуге. Она внесла панику в фашистские ряды, потому что пробивала их броню, — рассказывает директор музея ЧТЗ. — Почему Гитлер был так уверен в победе? Он видел, что наши танки не справляются с «Тиграми» и «Пантерами», а самоходка стала истребителем танков. Ударная сила ИС-2 была взята именно от нее».

Если наши танки (Т-34, «КВ») до этого не справлялись с «Тиграми» и «Пантерами», то есть нужно было подходить на опасное расстояние, то уже самоходка, которую за 25 дней собрали конструкторы, пробивала броню немецких танков с расстояния 1,5–2 км. И ИС-2 уже взял лучшее. У него был удар как у самоходки («Зверобоя»)
Надежда Дида
директор музея ЧТЗ

Первой операцией, в которой принимали участие ИС-2, стала Проскуровско-Черновицкая операция марта-апреля 1944 года. Уже тогда дуэли с немецкими танками велись на больших дистанциях. Танкисты жаловались, что перекрестие прицела заслоняет вражеский танк. Новые прицелы устранили этот недостаток.

С точки зрения места в организационной структуре танковых войск «ИС» являлись средством качественного усиления. Ими вооружались отдельные гвардейские тяжелые танковые полки, по штату оснащавшиеся 21 машиной. К 1945 году появились тяжелые танковые бригады по 65 машин. Однако подвижные соединения Красной армии — танковые корпуса — часто получали полк «ИСов» в качестве средства усиления.

Эти тяжелые танки по нужным местам расставлял командующий фронтом, потому что у них была особая задача — прорыва и обороны
Надежда Дида
директор музея ЧТЗ

Немецкий танкист-ас об «Иосифе Сталине»

В одном из интервью немецкий танкист-ас времен Второй мировой войны Отто Кариус на вопрос о том, какие русские танки были наиболее опасными для «Тигров», ответил так: «Сначала тяжелые танки ИС-1 и ИС-2, потом СУ-122 и 122-мм противотанковое орудие, но все они появились позже T-34».

В книге «Тигры» в грязи. Воспоминания немецкого танкиста. 1941–1944″ Кариус так описал свою встречу с «Иосифом Сталиным» во время танковых боев летом 1944 года под Даугавпилсом в Латвии. «Танк стоял бортом к нам рядом с гумном. Эту машину нам не доводилось прежде увидеть на северном участке фронта. Мы невольно вздрогнули, потому что танк был оснащен чрезвычайно длинной 122-мм пушкой. Это была первая танковая пушка русских с дульным тормозом, — писал он в мемуарах. — Более того, танк «Иосиф Сталин» очертаниями немного походил на наш «Королевский тигр» (Königstiger, или «Тигр-2», немецкий тяжелый танк заключительного периода войны — прим. ТАСС). Не сразу до меня дошло, что только ходовая часть типична для русских танков. Я выстрелил, и танк вспыхнул… Позднее мы посмеялись, потому что на мгновение нам показалось, что перед нами «Королевский тигр», захваченный русскими. Однако в пылу боя такие вещи иногда случаются».

После проведенной атаки немецким танкистам удалось осмотреть уцелевшую советскую машину. Кариус в своей книге писал, что ее даже потом предполагалось доставить в Даугавпилс для дальнейшей транспортировки в Берлин, но «русские не оставили нам на это времени».

122-мм длинноствольная пушка вызывала у нас уважение. Недостатком было то, что унитарные выстрелы не использовались в этом танке. Вместо этого снаряд и пороховой заряд приходилось заряжать по отдельности. Броня и форма были лучше, чем у нашего «Тигра», но наше вооружение нам нравилось гораздо больше
из воспоминаний Отто Кариуса

«Живая броня»

ИС-2 сыграли большую роль в боях 1944–1945 годов, особенно при штурме городов. Известно, что сам Иосиф Сталин назвал ИС-2 «победным танком», отметив, что «с этой машиной мы будем завершать войну». Так и произошло…

ИС-2 был достоин нашей Победы, машина соответствовала той силе, которая была нужна, чтобы победить
Надежда Дида
директор музея ЧТЗ

Однако инженер-конструктор Михаил Балжи (соратник Николая Духова) сумел еще усовершенствовать эту машину, и завод выпустил танк ИС-3. Он его придумал в августе 1944 года, в декабре уже прошли испытания, и в марте 1945-го 28 машин пошли на фронт.

ИС-3 стал очень успешной модернизацией «двойки». «Между башней и корпусом ИС-2 была щель, и если туда попадал «фауст-снаряд» (в то время они появились у немцев), то танк мог загореться. И инженер Балжи исправил этот недостаток, сумев спроектировать другую башню — плоскую. От нее все рикошетило… И уже ИС-3 был признан лучшей в мире машиной. Это было на параде союзных войск в сентябре 1945 года», — рассказала Дида.



Ценно еще то, считает она, что до последнего дня войны люди совершенствовали танковую технику. «Они не хотели поразить, они хотели победить! И эта победа была в освобождении… Они шли освобождать Европу… Они вот подошли ко Львову и решили город брать танками, чтобы не разрушать красоту», — резюмирует директор музея.

Подробности на ТАСС

wowavostok.livejournal.com

Танк Т-90М «Прорыв — 3» против трех «Абрамсов»

Т-90М «Прорыв — 3» на полигоне

 

В СМИ танк Т-90М или «Прорыв – 3» часто называют очередной модификацией уже хорошо зарекомендовавшего себя танка Т-90. А это в корне не верно, поскольку отличий между Т-90 (или Т-90А) и Т-90М существенно больше, чем даже между Т-90 и Т-72.

Показанная на майском параде АРМАТА откровенно обрадовала (советская конструкторская танковая школа ещё существует и она работает) и одновременно озадачила – российские танкостроители решили продолжить гитлеровскую мечту о супероружии и последующие американские тенденции в танкостроении? Создать самый-самый лучший супер-танк у которого не будет противников на поле боя?

 

 

Гитлеровская мечта уже показала свою несостоятельность – дорогой, сложный в обслуживании и ремонте танк (типа Тигр) убедительно проиграл на поле боя массовой тридцатьчетвёрке. Отдельные гитлеровские танковые ассы имели грандиозные счета побед, а РККА одерживали одну победу за другой. Для борьбы с нацистским «зверством» на поле боя выпустили «зверобоев», более мощную противотанковую артиллерию, танки ИС-2 и т.д. А главное – была выработана тактика «работы» с немецкими новинками.

«Тигр» был действительно хорошей машиной, но очень дорогой в производстве, сложной в эксплуатации и ремонте, требующей хорошо обученного экипажа и т.д. В итоге минусов оказалось существенно больше, чем плюсов.

Что же касается современных западных продолжателей гитлеровской идеи супероружия в виде «лучшего американского танка «Абрамс», то последние локальные конфликты показали, что горят Абрамсы даже от советских РПГ-7 и ПТУР «Малютка». Примерно такая же картина наблюдалась при применении лучших в мире танков немецкого и французского производства, когда «аборигены» не убегали при виде достижений западной передовой танковой мысли, а садились в оборону. Дорогущие танки горят, как дешёвый китайский бенгальский огонь.

Массовое производство Арматы могло бы стать фатальной ошибкой в современных экономических условиях. Это явно очень дорого. И нет такого танка, на который не нашлось бы снаряда. Со всеми вытекающими последствиями.

 

Т-72М1

 

Если честно, то я поклонник последней советской тридцатьчетвёрки – танка Т-72. Особенно в его последней (известной мне) модификации Т-72Б. Замечательная машина, о неприхотливости и надёжности которой даже легенды слагать не нужно – есть совершенно замечательная эксплуатационная быль. А если сюда добавить реалии в которых эти машины применялись и просто варварски эксплуатировались (часто ввиду объективной реальности) в локальных конфликтах последние тридцать лет – это танк-мечта. Особенно, если есть сработанный экипаж и грамотный командир, который применяет эти машины правильно, т.е. в соответствии с реальными возможностями Т-72.

Однако, это не значит, что прогресс должен остановиться. У Т-72 были вполне себе реальные недостатки, от которых нужно и можно было бы избавиться.

Можно предположить, что Т-90М «Прорыв-3» станет достойным продолжением советской школы танкостроения. Во всяком случае, МО России уже заказало первую партию Т-90М. По информации из СМИ в войска в самое ближайшее время поступит 400 единиц танков «Прорыв-3».

 

Танк Т-90М «Прорыв – 3» — это действительно новая машина?

 

Т-90М «Прорыв -3» на войсковых испытаниях

 

У танка новые (совсем другие, отличные от Т-90) корпус и башня, другая пушка, новая элементная база в электронной начинке танка, существенно улучшенная эргономика (больше места для экипажа в машине, удобные кресла, современная система кондиционирования (персонально для каждого члена экипажа) и многое другое, о чём речь пойдёт ниже.

Известно, что с 2005 года в Нижнем Тагиле активно работали над модернизацией Т-90 в рамках программы «Прорыв – 2». В последующем к работе уральских конструкторов подключились военные, которые выдали своё техзадание. Анализ техзадания показал, что требуется не модернизация, а создание принципиально другой машины.

Так появился танк Т-90С. Но «Уральское КБ транспортного машиностроения» продолжило свою работу – конструкторы поставили перед собой цель создать массовую машину, которая бы качественно превосходила современные танки вероятных противников: Abrams М1А2SEP (США), Leopard 2А7» (Германия), Leclerc S21 (Франция), K2 Black Panther (Ю.Корея) и прочие.

В первую очередь совершенствовалась система управления огнём, средства поисково-наблюдательных возможностей экипажа, эксплуатационные характеристики нового танка. Параллельно в КБ велись работы над танком «Армата».

 

Что нового в Т-90М «Прорыв – 3»?

 

Т-90М «Прорыв — 3», защитная решётка на башне танка

 

  1. Совсем другая защищенность.

Это целый комплекс средств по защите танка: начиная от универсальной модульной динамической защиты «Реликт», до решётчатых экранов, которые прикрывают  нижнюю часть башни, кормовую часть ботов и корму Т-90М. Боевое отделение танка покрыто антиосколочным подбоем. В целом, разработчики утверждают, что в лобовой проекции «Прорыв – 3» спокойно выдержит попадание любого из современных танковых боеприпасов. У танка существенно снижена радиолокационная заметность (в несколько раз по сравнению с лучшими зарубежными образцами).

С целью повышения живучести Т-90М оптимизировано размещение ГСМ и боекомплекта, в конструкцию введены специальные экраны, которые защищают экипаж и наиболее важное оборудование в боевом отделении от вторичных осколков.

Есть у «Прорыва – 3» автоматическая система постановки завес с помощью комплекса оптико-электронного подавления с очень широким рабочим диапазоном.

В СМИ «промелькнула» информация о установленной на танке КАЗ «Арена – М».

  1. Повышенная огневая мощь.

На танк установлена новая 125-мм гладкоствольная пушка в комплекте с новыми, с повышенным могуществом действия по цели, боеприпасами, и комплект высокоавтоматизированной системы управления огнём (СУО), дистанционно управляемая зенитная пулемётная установка на башне, улучшенный автомат заряжания.

Новая пушка имеет улучшенную на 25-30 % точность стрельбы и существенно повышенную живучесть ствола (до 900 выстрелов). Отдельно отмечается и увеличение эффективной дальности стрельбы на 15 %. Это очень приятное дополнение к + 30 % по точности.

 

 

Про новые боеприпасы известно следующее:

В рамках ОКР «Вакуум-1» был создан одноименный бронебойно-подкалиберный снаряд длиной 900 миллиметров с сердечником из обедненного урана и добавлением керамических добавок. БПС на огромной скорости (по некоторым данным 1980 м/с или 6М) пробивает 1 метр гомогенной брони танка. У той же L/55 этот показатель равен 80 сантиметрам.
Помимо БПС были созданы осколочно-шрапнельный снаряд «Тельник» с возможностью дистанционного подрыва и управляемый реактивный снаряд 3УБК21 «Спринтер».

СУО «Калина» — это вообще новинка для отечественных танков (включает панорамный прицел и сопряжённую с СУО систему внешнего наблюдения, которая предполагает автоматическую передачу целеуказаний от командира танка наводчику  и многое другое, о чём пока, по понятным причинам, не рассказывают).

3. Подвижность Т-90М.

С новым дизелем В-92С2Ф (мощность 1 130 л.с.) танк стал откровенно резвым. Чему, в немалой степени, способствует и возможность на поле боя применять систему автоматического переключения передач. Да, на этом танке вместо рычагов управления используется штурвал.

Оснащен «Прорыв – 3» бортовой информационно-управляющей системой шасси (БИУС), которая предназначена для предотвращения аварий и поломок через автоматическое диагностирование всех систем, узлов и агрегатов танка. И блокирования неправильных действий механика-водителя.

 

Т-90М «Прорыв — 3». Вид кормы

 

  4. Улучшенная командная управляемость.

С целью значительного повышения командной управляемости танка, в танке Т-90М установлены комплекс управления взаимодействием и аппаратура автоматизированной системы управления тактического звена. Через мультиплексный канал информационного обмена эта аппаратура, а также БИУС, СУО, системы постановки завес, опознавания «свой-чужой», кругового обзора и топографического ориентирования, а также новый автомат заряжания взаимосвязаны.

Комплекс средств связи, установленный в танк Т-90М, обеспечивает скрытую помехозащищенную радиосвязь с режимами технического маскирования и программной перестройки («прыгающей») частоты.

Это общая информация о «новинках» в устройстве танка Т-90М «Прорыв – 3». Напомню, что машина – секретная и основная масса ТТХ ещё не скоро появится в открытом доступе.

 

Один Т-90М «Прорыв -3» на 2,5 «Абрамса»

 

Т-90М «Прорыв – 3» на марше

 

У нового танка сохранился низкий силуэт, танк удалось удержать в теле (сохранена масса Т-90), проходимость машины улучшилась, существенно повышена подвижность и огневая мощь и эффективность ведения огня. Вместе с тем танк имеет один из лучших в современном танкостроении уровень защищённости и живучести, обновлённые современные средства связи и просто замечательную для отечественных танков эргономику, которая сейчас, как минимум, не хуже, чем на лучших зарубежных танках.

Вот тут мы и подошли к основной характеристике современной боевой машины – это соотношение эффективность/стоимость.

Так вот, по этой характеристике Т-90М «Прорыв – 3» в разы превосходит все лучшие образцы мирового танкостроения. Например, наш танк почти в два раза дешевле «Абрамса» М1А2 SEP и почти во столько же раз выше последнего по боевой эффективности.