Билет 21. III этап Раннединастического периода. Реформы Уруинимгины.
Уруинимгина, царь шумерского государства Лагаш, правивший в 2318-2311 гг. до Р. Х.
Приход к власти Уруинимгины связан был с каким-то хотя и бескровным, но насильственным переворотом. Предыдущий энси Лугальанда, разоривший страну поборами и присвоивший себе большую часть храмовых и государственных богатств, был низложен (хотя и сохранил жизнь), а энси стал Уруинимгина, как видно, его свойственник. Новый правитель снизил налоги и пресек произвол чиновников, которые взятками и насилиями грабили народ и младших жрецов. Все присвоенные частными лицами земли были возвращены богам (то есть храмам).В 2313-2312 гг. до Р. Х. Уруинимгине пришлось вести тяжелую войну с правителем Уммы Лугальзагеси. Уммийцы разорили и отторгли почти половину страны. Но столицу — город Нгирсу — они, кажется, не смогли захватить. Однако в 2311 г. до Р. Х. Нгирса была взята и разрушена аккадским царем Шаррумкеном. После этого о судьбе Уруинимгины ничего неизвестно.Уруинимгина, Урукагина — правитель шумерского города-государства Лагаш (XXIV в. до н.э.). Его отец Энгильса был крупным сановником в Лагаше. Около 2360 г. Уруинимгина возглавил народное движение, направленное против засилья местной царской династии Ур-нан-ше в лице ее последнего представителя Лугальанды. Восстание имело успех, и народ провозгласил Уруинимгину энси* Лагаша, сохранив при этом жизнь Лугальанде и его семье. В награду за выдвижение Уруинимгина увеличил простым гражданам Лагаша размер месячного довольствия в два раза.
На втором году правления Уруинимгина объявил себя лугалем**, сосредоточив в своих руках политическую и религиозную власть. Впоследствии он издал несколько законов, которые должны были оберегать граждан Лагаша от произвола ростовщиков, от обмана при взимании податей, от воровства, убийств и грабежей. В области религиозной жизни государства царь-реформатор восстановил права и привилегии храмов; отныне жрецы стали самостоятельно распоряжаться храмовым хозяйством, не испытывая какого-либо давления со стороны царя, как это было при предшественниках Уруинимгины.
Уруинимгина правил Лагашем в качестве лугаля шесть лет. За это время государство достигло полного процветания. В надписях тех времен сообщается о храмах и дворцах, которые он построил, и каналах, прорытых по его приказу. Однако реформаторская деятельность, направленная на ослабление лагашской знати и улучшение жизни простого народа, в немалой степени обеспокоила знать соседних городов-государств. Против Лагаша образовалась коалиция шумерских государств во главе с Уммой и Уруком. Назревала война. В этой обстановке Уруинимгина решил первым нанести удар по грозному противнику. Вначале ему удалось захватить несколько городов, но затем против него выступил правитель Уммы Лу-гальзагеси с сильным войском. Он разбил лагашское ополчение, опустошил поля и приступом взял Лагаш. Храмы и дворцы, возведенные Уруинимги-ной, были разрушены и сожжены, жители уведены в рабство. Сам Уруинимгина с отрядом воинов заперся в городской цитадели Гирсу и успешно отражал приступы противника. Он так и не капитулировал. Вскоре Лугальзагеси вынужден был оставить Лагаш в покое ввиду вторжения в Шумер войска Саргона Аккадского. О дальнейшей судьбе Уруинимгины ничего не известноС I династии Ура начинается последняя стадия Раннединастического периода (РД III). Помимо г. Ур в Нижней Месопотамии в это время были и другие независимые номовые общины, и некоторые из них возглавлялись лугалями, не менее лугалей Ура стремившимися к гегемонии. Все они жили в постоянных стычках друг с другом — это характерная черта периода; воевали из-за плодородных полос земли, из-за каналов, из-за накопленных богатств. В числе государств, правители которых претендовали на гегемонию, самыми важными были ном Киш на севере Нижней Месопотамии и ном Лагаш на юге. Лагаш был расположен на рукаве Евфрата — И-Нина-гене и выходил на лагуну р. Тигр. Столицей Лагаша был город Гирсу.
Из Лагаша до нас дошло гораздо больше документов и надписей этого периода, чем из других городов Нижней Месопотамии. Особенно важен дошедший архив храмового хозяйства богини Бабы. Из этого архива мы узнаем, что храмовая земля делилась на три категории: 1) собственно храмовая земля ниг-эна, которая обрабатывалась зависимыми земледельцами храма, а доход с нее шел отчасти на содержание персонала хозяйства, но главным образом составлял жертвенный, резервный и обменный фонд; 2) надельная земля, состоявшая из участков, которые выдавались части персонала храма — мелким администраторам, ремесленникам и земледельцам; нередко надел выдавался на группу, и тогда часть работников считалась зависимыми людьми своего начальника; наделы не принадлежали держателям на праве собственности, а были лишь формой кормления персонала; если администрации почему-либо было удобнее, она могла отобрать надел или вовсе не выдавать его, а довольствовать работника пайком; только пайком обеспечивались рабыни, занятые ткачеством, прядением, уходом за скотом и т.п., а также их дети и все мужчины-чернорабочие; они фактически были на рабском положении и нередко приобретались путем покупки, но дети рабынь впоследствии переводились в другую категорию работников; 3) издольная земля, которая выдавалась храмами, по-видимому, всем желающим на довольно льготных условиях; некоторая доля урожая должна была держателем участка такой земли уступаться храму.
Помимо этого, вне храма по-прежнему существовали земли большесемейных общин; на этих землях рабский труд, насколько мы можем судить, применялся лишь изредка.
Крупные должностные лица номового государства, включая жрецов и самого правителя, получали весьма значительные имения по своей должности. На них работали их зависимые люди, точно такие же как и на храмовой земле. Не совсем ясно, считались ли такие земли принадлежащими к государственному фонду и находящимися лишь в пользовании должностных лиц или же их собственностью. По всей видимости, это было недостаточно ясно и самим лагашцам. Дело в том, что собственность в отличие от владения заключается прежде всего в возможности распоряжаться ее объектом по своему усмотрению, в частности отчуждать его, т.е. продавать, дарить, завещать. Но понятие о возможности полного отчуждения земли противоречило самым коренным представлениям, унаследованным древними месопотамцами от первобытности, а у богатых и знатных людей не могла возникать и потребность в отчуждении земли; напротив, отчуждать землю иногда приходилось бедным семьям общинников, для того чтобы расплатиться с долгами, однако такие сделки, видимо, не считались полностью необратимыми. Иногда правители могли принудить кого-либо к отчуждению земли в свою пользу. Отношения собственности, полностью отражающие классово антагонистическую структуру общества, в Нижней Месопотамии III тысячелетия до х.э., видимо, еще не вылились в достаточно отчетливые формы. Для нас важно, что уже существовало расслоение общества на класс имущих, обладавших возможностью эксплуатировать чужой труд; класс трудящихся, не эксплуатируемых еще, но и не эксплуатирующих чужой труд; и класс лиц, лишенных собственности на средства производства и подвергавшихся внеэкономической эксплуатации; в его состав входили эксплуатируемые работники, закрепленные за большими хозяйствами (илоты), а также патриархальные рабы.
Хотя эти сведения дошли до нас преимущественно из Лагаша (XXV — XXIV вв. до х.э.), но есть основания полагать, что аналогичное положение существовало и во всех других номах Нижней Месопотамии, независимо от того, говорило ли их население по-шумерски или по-восточносемитски. Однако ном Лагаш был во многом на особом положении. По богатству лагашское государство уступало разве только Уру — Уруку; лагашский порт Гуаба соперничал с Уром в морской торговле с соседним Эламом и с Индией. Торговые агенты (тамкары) были членами персонала храмовых хозяйств, хотя принимали и частные заказы на покупку заморских товаров, в том числе рабов.
Лагашские правители не менее прочих мечтали о гегемонии в Нижней Месопотамии, но путь к центру страны преграждал им соседний город Умма около того места, где рукав И-Нина-гены отходил от рукава Итурунгаль; с Уммой к тому же в течение многих поколений шли кровавые споры из-за пограничного между нею и Лагашем плодородного района. Лагашские правители носили титул энси и получали от совета или народного собрания звание лугаля только временно, вместе с особыми полномочиями — на время важного военного похода или проведения каких-либо других важнейших мероприятий.
Войско правителя шумерского нома того времени состояло из сравнительно небольших отрядов тяжеловооруженных воинов. Помимо медного конусообразного шлема они были защищены тяжелыми войлочными бурками с большими медными бляхами или же огромными медноковаными щитами; сражались они сомкнутым строем, причем задние ряды, защищенные щитами переднего ряда, выставляли вперед, как щетину, длинные копья. Существовали и примитивные колесницы на сплошных колесах, запряженные, по-видимому, онаграми или крупными полудикими ослами, с укрепленными на передке колесницы колчанами для метательных дротиков.
В стычках между такими отрядами потери были относительно невелики — убитые исчислялись не более чем десятками. Воины этих отрядов получали наделы на земле храма или на земле правителя и в последнем случае были преданы лично ему. Но лугаль мог поднять и народное ополчение как из зависимых людей храма, так и из свободных общинников. Ополченцы составляли легкую пехоту и были вооружены короткими копьями.
Во главе как тяжеловооруженных, так и ополченских отрядов правитель Лагаша Эанатум, временно избранный лугалем, разбил вскоре после 2400 г. до х.э. соседнюю Умму и нанес ей огромные по тем временам потери в людях. Хотя в своем родном Лагаше Эанатум должен был в дальнейшем довольствоваться только титулом энси, он успешно продолжал войны с другими номами, в том числе с Уром и Кишем, и в конце концов присвоил себе звание лугаля Киша. Однако его преемники не смогли надолго удержать гегемонию над прочими номами.
Через некоторое время власть в Лагаше перешла к некоему Энентарзи. Он был сыном верховного жреца местного номового бога Нингирсу, а потому стал и сам его верховным жрецом. Сделавшись энси Лагаша, он соединил государственные земли с землями храма бога Нингирсу, а также храмов богини Бабы (его жены) и их детей; таким образом, в фактической собственности правителя и его семьи оказалось более половины всей земли Лагаша. Многие жрецы были смещены, и управление храмовыми землями перешло в руки слуг правителя, зависимых от него. Люди правителя стали взимать различные поборы с мелких жрецов и зависимых от храма лиц. Одновременно, надо полагать, ухудшилось и положение общинников — есть смутные известия о том, что они были в долгах у знати: имеются документы о продаже родителями своих детей из-за обнищания. Причины его в частностях неясны: тут должны были играть роль возросшие поборы, связанные с ростом государственного аппарата, неравное распределение земельных и прочих ресурсов в результате социального и экономического расслоения общества, а в связи с этим необходимость в кредите для приобретения посевного зерна, орудий и др. — ведь металла (серебра, меди) в обращении было крайне мало.
Все это вызывало недовольство самых разных слоев населения в Лагаше. Преемник Энентарзи, Лугальанда, был низложен, хотя, может быть, и продолжал жить в Лагаше как частное лицо, а на его место был избран (по-видимому, народным собранием) Уруинимгина [2318 — 2310 (?) гг. до х.э.]. Во втором году его правления он получил полномочия лугаля и провел реформу, о которой по его приказанию были составлены надписи. По-видимому, он не первый в Шумере осуществил подобные реформы — периодически они проводились и ранее, но только о реформе Уруинимгины мы знаем благодаря его надписям несколько подробнее. Она сводилась формально к тому, что земли божеств Нингирсу, Бабы и др. были вновь изъяты из собственности семьи правителя, прекращены противоречащие обычаю поборы и некоторые другие произвольные действия людей правителя, улучшено положение младшего жречества и более состоятельной части зависимых людей в храмовых хозяйствах, отменены долговые сделки и т.п. Однако по существу положение изменилось мало: изъятие храмовых хозяйств из собственности правителя было чисто номинальным, вся администрация правителя осталась на своих местах. Причины обеднения общинников, заставлявшие их брать в долг, также не были устранены. Между тем Уруинимгина ввязался в войну с соседней Уммой; эта война имела для Лагаша тяжелые последствия.
В Умме в это время правил Лугальзагеси, унаследовавший от I династии Ура — II династии Урука власть над всем югом Нижней Месопотамии, кроме Лагаша. Война его с Уруинимгиной длилась несколько лет и окончилась захватом доброй половины территории Уруинимгины и упадком остальной части его государства. Разбив Лагаш в 2312 г. до х.э. (дата условная), Лугальзагеси нанес поражение затем и Кишу, добившись того, что северные правители стали пропускать его торговцев, для которых уже до этого был открыт путь по Персидскому заливу в Индию, также и на север — к Средиземному морю, к Сирии и Малой Азии, откуда доставлялись ценные сорта леса, медь и серебро.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Уруинимгина. Великие исторические личности. 100 историй о правителях-реформаторах, изобретателях и бунтарях
правил в 2319–2311 годах до н. э.
Правитель шумерского города-государства Лагаш, возглавил народное движение против царской династии, создатель первых законов.
При раскопках, проводившихся французской экспедицией Э. де Сарзека в последней четверти XIX века на холме Телло, была обнаружена столица шумерского нома Лагаша — Гирсу При этом было найдено большое количество вещественных и письменных источников, продолжающих вызывать интерес и у современных историков. Среди них следует выделить надписи правителя Лагаша Уруинимгины (так в настоящее время читается его имя). Особое внимание исследователей привлекли два глиняных конуса, где дан наиболее полный отчет о реформах, проведенных этим лугалем.
Содержание текста и его интерпретации породили длительные споры в среде ученых.
Уруинимгина жил во второй половине XXIV в. до н. э. Правитель (энзи) шумерского города-государства Лагаша. Уруинимгина известен в истории своей попыткой установить справедливое правление. Его образ почти сказочный — он провел реформы, направленные на ограничение произвола чиновников, заботился о неимущих слоях городского населения. Все правление царя уложилось в шесть лет — он правил приблизительно в 2319–2311 годах до н. э. Уруинимгина — в переводе с шумерского «Города уста истинные».
Предшественниками Уруинимгины во главе Лагаша были два царя — сначала Энентарзи, а потом его сын Лугальанда. Их правление продолжалось в течение 17 лет. Энентарзи, заняв престол, присвоил себе землю жрецов, лишив их фактически всех прав. В собственности правителя и его семьи оказалось более половины всей земли Лагаша. В целом развитие хозяйственной жизни Лагаша приводило лишь к обогащению правящего класса — рабовладельческой аристократии. Правление этих царей вызвало недовольство широких масс населения. В результате случился переворот, и Лугальанда был низложен.
После свержения Лугальанды народное собрание выбрало на правление Уруинимгину. Согласно надписи Уруинимгина был избран из 36000 мужей Лагаша (для сравнения один из предыдущих царей выбирался 3600 голосами) — в выборах участвовала не только зажиточная часть свободных граждан, Уруинимгина распространил право участия в выборах и на бедняков.
На следующий год после избрания Уруинимгины правителем, около 2318 года до н. э., он получил чрезвычайные полномочия с титулом лугаля и начал счёт годов правления заново. Получив такие полномочия, царь провёл реформу, о которой по его приказанию были составлены надписи.
Реформа Уруинимгины — древнейшее в мире известное нам законодательство. Она сводилась формально к тому, что земли божеств, ранее принадлежавшие храмам, были вновь изъяты из собственности семьи правителя, прекращены были противоречащие обычаю поборы и некоторые другие произвольные действия людей правителя, улучшено положение младшего жречества и более самостоятельной части зависимых людей в храмовых хозяйствах, отменены долговые сделки.
Реформы имели целью восстановить положение, существовавшее в Лагаше ранее. Одновременно с этим Уруинимгина сделал попытку улучшить экономическое положение средних свободных слоев населения и членов сельских общин, которые были его главной социальной опорой. Для того чтобы резче подчеркнуть социальный характер своих реформ, Уруинимгина в своих надписях противопоставляет жестокие формы эксплуатации бедняков, царившие в Лагаше до его прихода к власти, тому положению, которое установилось в результате его реформ. Судя по надписям, всюду — на кораблях, при стадах и при рыболовных хозяйствах — находились надсмотрщики. Уруинимгина ставит себе в особую заслугу то, что он прекратил эти злоупотребления. Чтобы положить конец этой эксплуатации, Уруинимгина избавился от чиновничества, кормившегося от лодочников, рыбаков, скотоводов. Он также уменьшил количество сборщиков налогов и восстановил права и власть храмов.
Царь объявил землю и прихрамовое хозяйство собственностью самих богов, иными словами, вернул его жречеству. Но одновременно с этим он сократил ту плату, которую жрецы взимали ранее с населения за совершение религиозных обрядов.
Уруинимгина правил в течение 6 лет. За это короткое время Лагаш достиг большого процветания. Однако ему не удалось закрепить своего дела. Рабовладельческая аристократия соседних городов с тревогой смотрела на усиление общинников и средних свободных слоев Лагаша. На седьмом году своего правления Уруинимгина потерпел поражение от Лу-гальзагеси (или Лугалзаггеси), правителя соседнего города Умма. Эта война длилась с 2315 года до н. э. От Лагаша отпала восточная часть его территории, что привело к жесточайшему поражению Уруинимгины. Добрая половина территории Лагаша была захвачена, а остальная часть Лагаша пришла в запустение. Это событие нашло своё отражение в документе под названием «Плач об Уруинимгине». В Лагаше Лугальзагеси отменил все реформы Уруинимгины, а столицей Лагаша сделал город Э-Нинмар. Окончательно Лагаш был покорён Саргоном, который взял и разрушил Э-Нинмар. После этого о судьбе самого Уруинимгины ничего не известно.
Уруинимгина издал особые законы, которые должны были освободить «жителей Лагаша от долговой кабалы, потрав, воровства, убийства и грабежа домов. Свободу их он установил. Чтобы сироте и вдове сильный ничего не причинил, он заключил с Нингирсу этот завет». Таким образом, социальные реформы Уруинимгины были облечены в форму законов, которые должны были охранять интересы жречества и средних слоев населения, получивших целый ряд прав в результате этих реформ.
Конечно, такие законы не могли сделать государство более устойчивым, так как сохраняли имущественное и социальное неравенство, реформы лишь в небольшой степени, и к тому же временно, улучшили положение средних слоев населения. Однако сам факт создания норм, регулирующих социальные отношения нескольких слоев общества, и закрепление этих норм как законов — это уже серьезный шаг государственного масштаба. Время правления Уруинимгины отстоит от нас на много столетий, однако сегодня мы помним этого правителя и его законы, которые стали первой известной законодательной базой в истории людей.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
3. Шумер. Особенности историко-культурного развития. Реформы Уруи Мингины.
В Y — IY тыс.до н.э. в Южной Месопотамии появился народ шумеров с именем которых связано создание первой цивилизации, возможно самой древней из известных науке. В середине IY тыс.до н.э. здесь появились первые города — государства. Одним из древнейших городов стал Урук, население которого поклонялось богу неба Ану. Храм Ана был хозяйственным и общественным центром Урука. Жрецы храма во главе с верховным жрецом осуществляли управление общиной города и ее хозяйством. Ирригационная система поддерживалась в рабочем состоянии всем населением во главе с жрецами. Храм был центром ремесел. В его кладовых содержался резервный фонд зерна, составлявший общественное достояние общины. Для учета продукции произведенной земледельцами и ремесленниками и поступившей на хранение в храмовые кладовые велась строгая отчетность на глиняных табличках с помощью клинописных знаков. Это были древнейшие письменные документы.
Плодородные орошаемые поля Месопотамии позволяли собирать хорошие урожаи. На этой основе происходил рост населения, расширение освоенных земель, развитие ирригационной системы, совершенствование трудовых навыков населения и подъем культуры шумеров. Избыток зерна, получаемого в стране шумеров, позволил выменивать зерно на предметы, которых в Месопотамии недоставало: металлы, камень, строительный лес, а также предметы роскоши.
Усложнялась структура управления городской общиной и ее хозяйственная жизнь. Храмовое хозяйство постепенно отделялось от общинного, а жреческая администрация отделяется от коллектива общинников и превращается во власть, стоящую над обществом. Верховный жрец превращается в правителя — энси. Власть его из выборной становится наследственной и освященной покровительством бога. Так городская община превращается в государство.
Такую же эволюцию пережили и другие города: Ур, Лагаш, Киш, Ларса и т.д. Между городами началась борьба за гегемонию над всем Шумером (именно так стала называться Южная Месопотамия с III тыс.до н.э.).
Первый этап (28 – 27 вв. до н. э.) Сначала успех в этой борьбе был на стороне города Киша, правители которого первыми приняли титул лугаля, более высокий чем титул энси. Второй раннединастический этап (27 – 26 вв. до н. э.)Потом первенство перешло к Уруку, где правителем былзнаменитый Гильгамеш, ставший героем эпоса «О всё видавшем». Третий этап раннединастического периода (25 – 24 вв. до н. э.) Выдвинулся Ур, где правила 1 династия (выдвижение жён правителей в качестве верховных жриц). Еще позже возвысился Лагаш, где с XXVI в. до н. э. начала править династия, основаннаяУр-Нанше. Он отстроил Лагаш и его храмы, соорудил ряд каналов и плотин, покровительствовал торговле. Наивысшего могущества Лагаш достиг при его внуке Эанатуме, который подчинил почти весь Шумер, включая такие крупные города, как Умма, Киш, Урук, Ларса, и одержал победу над соседним Эламом. Особенно тяжелой для Эанатума была война с Уммой, опиравшейся на Киш. Победа Лагаша в этой войне была увековечена на знаменитой «Стеле коршунов», где изображено шествие лагашского войска в боевом строю во главе с правителем и трупы поверженных врагов, терзаемые коршунами; победная надпись извещала об истреблении 3600 неприятельских воинов. В Умме был найден документ, фиксирующий условия мира и границымежду двумя воюющими государствами,— древнейший международный договор’.
В XXIV в. до н. э. в государстве возрастает власть «энси», который становится и верховным жрецом главного бога Лагаша Нингирсу. Подобный процесс слияния должностей не только усилил власть правителя, но и отдал в его распоряжение богатое храмовое хозяйство. На жречество были возложены натуральные и денежные налоги, а оно, в свою очередь, усилило нажим на общинников и ремесленников, подняв плату за выполнение различных религиозных церемоний и ритуалов. Государство, также увеличило налоги и повинности трудового населения, поставив под контроль его деятельность и доходы. Экономический гнет дополнялся произволом служителей правителя, а также отменой старых обычаев.
В Лагаше создалась крайне напряженная обстановка — произошел государственный переворот, в ходе которого был низложен «энси» Лугальанда и к власти пришел его родственник Уруинимгина. По всей вероятности он был ставленником жречества и родовой знати, недовольной наступлением правителя, поддерживаемого служилой, зависевшей от него знатью, на их права.
За период своего 6-летнего правления (2318—2312 гг. до н. э.) Уруинимгина провел реформы, удовлетворившие те социальные слои, которые поставили его у власти. Были отменены взносы с высшего жреческого персонала, увеличено натуральное довольствие и гарантированы права зависимых храмовых работников, храмовому хозяйству возвращена самостоятельность. Некоторые уступки были сделаны трудовым слоям населения: уменьшена плата за совершение религиозных обрядов, отменены некоторые налоги с ремесленников, уменьшена ирригационная повинность для различных категорий населения. Возможно, были приняты меры против долгового закабаления и распродажи общинной земли. Реформы Уруинимгины были записаны, что было одной из первых письменных фиксаций правовых норм.
Правление Уруинимгины, принявшего титул »лугаль», было временем не только значительных внутренних перемен, но и внешнеполитического подъема Лагаша.
Но одновременно усиливалась и Умма — давний и сильный противник Лагаша, которая в правление Лугальзагеси обрела власть почти над всем Шумером. Социальные противоречия в Лагаше способствовали дальнейшим успехам Лугальзагеси: поход уммийцев привел к разорению Лагаша, его храмов и поселений, о чем с печалью говорится в литературном произведении «Плач об Уруинимгине». Лагаш был поставлен в зависимость от нового политического объединения Шумера, нанесшего поражение даже Кишу. В результате Лугальзагеси удалось на четверть века создать объединение шумерских городов-государств со столицей, видимо, в Уруке, представлявшее собой, однако, рыхлое политическое образование, вскоре рухнувшее под натиском более сильного и централизованного государства — Аккада, возникшего к северу от Шумера.
В середине III тыс.до н.э. Месопотамия стала заселяться многочисленными семитскими племенами, приходившими из обширных соседних степей. На севере Шумера возник семитский город Аккад (так стали позднее называть часть Северной Месопотамии), правитель которого Саргон объединил под своей властью Шумер и Аккад, а затем совершил победоносные походы и на территорию соседних стран. Так возникло первое централизованное государство в Месопотамии.
studfiles.net
Тема iv. реформы уруинимгины в лагаше — История в новостях.
Замысел
1. развитие экономики Лагаша по написаниям Уруинимгины (Урукагины).
2. Царская власть в национальном устройстве Лагаша по
надписям Уруинимгины.
3. События в Лагаше в XXIV в. до н.э. Деятельность Уруинимгины.
4. Социальная сущность реформ Уруинимгины.
Методические советы Предлагаемая тема — первая, в которой студенту необходимо, кроме литературы, применять и источники (надписи лагашского правителя Урукагины). Потому, что правильное познание текста источника имеет огромное значение при его анализе, тексты источников должны быть у студента на самом семинарском занятии.
Помимо этого, студент обязан подготовить эти, характеризующие сам источник: где и в то время, когда был обнаружен текст источника; каков состояние и внешний вид материального монумента, на котором написан источник; язык написания, степень его понятности и неприятность точности перевода; предполагаемые время и цели создания источника. Реформы Уруинимгины (Урукагины) — тема, увлекательная не только тем, что студент в первый раз может представить, как учёным стали известны главные события поздней истории шумерской раздробленности, но и тем, что в первый раз появляется возможность решить вопрос о преобразованиях в старейших протогосударствах, ихреальных их последствиях и формах.
Дабы ориентироваться в данной сложной теме, студент обязан освежить в памяти (посредством книжки, а особенно посредством конспектов лекций) главные события истории Лагаша за два столетия перед приходом к власти Урукагины. Важно знать расположение Лагаша (и его главных центров), его связи с соседями, обстоятельства главных распрей, воображать роль Лагаша в Шумере в поздний Раннединастический период (РД III). В некоем смысле слова будущее Лагаша — объяснение судьбы Шумера, один из вероятных ответов на вопрос, из-за чего шумерская цивилизация была обречена если не на смерть, то на продолжительную изменение.
Разглядывая развитие экономики Лагаша по надписям Урукагины, студент обязан попытаться заметить, сколько информации возможно извлечь из для того чтобы, казалось бы, краткого и однонаправленного источника. Структурировав данные по последовательности наиболее значимых разделов: сельское хозяйство (скотоводство, земледелие, рыболовство и хота), ремесло (ткани, изделия из кожи, металли-
еские изделия), торговля (внутренняя и внешняя), отношения собственности, возможно кроме этого сравнить, какую роль игралась любая из ВНИЗЛагаша оценить развитость лагашской экономи-
-| (сравнив», её, само собой разумеется, не с современными формами, а с неспециализированным
уровнем экономического развития в Шумере по итогам П-го семинара). Всё это разрешит возможность перейти к чёрту «царской» власти в Лагаше. В большинстве случаев студент обращает внимание лишь на то, как пришёл к власти Урукагина и какими аргументами он растолковывал собственное право на эту власть.
Данный вопрос, само собой разумеется, заслуживает внимания, потому, что анализ источника может пролить свет на то, как власть появилась в руках Урукагины.
Но всё-таки сама эта власть неимеетвозможности рассматриваться вне контекста прошлого развития университета высшей (энсиальной) власти в Лагаше. Надписи позволяют представить, какие конкретно тенденции данной власти вызвали недовольство широких слоев населения и стали причиной очередному социальному конфликту. Ответственным вопросом, выяснение которого не представляется полностью вероятным, есть вопрос о грани, отделяющей власть энси как жреца Нин-Гирсу (всевышнего-покровителя Лагаша) от власти энси как правителя нома (ки) Лагаш — фактически, за этим и кроется вопрос о переходе от протогосударства к стране как довольно зрелой форме цивилизации.
Но, познание событий, происходивших в Лагаше, нереально лишь в рамках истории одного лагашского нома. Финиш Раннединастического периода был временем изменений для всего Шумера. Внешний фактор имел громадное влияние (время от времени, быть может, определяющее) на ход изменений в Лагаше.
Студент, опираясь не только на эти источников, но и на научную литературу, обязан проследить главные события правления Урукагины, движение его войны с Уммой, настоящие последствия реформ.
Итоговый вопрос семинара — занимательнейший в рамках данной темы. В историографии существует целый спектр оценок деятельности последнего лагашского периода и правителя, самые полярные из которых колеблются от восприятия их как революционных до полного отрицания каких-либо важных намерений «царя-реформатора» и, тем более, настоящих результатов. Избегая давать чёрно-белую чёрта сущности реформ, необходимо, в первую очередь, попытаться осознать, что в них было продиктовано требованиями обстановки, что обнажало далеко идущие замыслы реформатора, какие конкретно нюансы были навязаны культурными нормами той эры, какие конкретно же были следствием чёткого политического расчё-
та снова пришедшей к власти фигуры. Необходимо понимать кроме этого да и то, что в шумерской культуре нет светло выраженных представлений о реформах, и любой анализ действий властного лица той эры должен быть по возможности лишён чрезмерно современных оценок.
Источники
1. Хрестоматия по истории старого мира. М., 1950. Т. 1. С. 139-142 (№35).
2. Хрестоматия по истории древнего Востока. М., 1962. С.177-183.
3. Конусы В и С Урукагины // Емельянов В.В. Старый Шумер. Очерки культуры. СПб., 2001. С. 286-292.
Литература
1. Дьяконов ИМ. Реформы Уруинимгины в Лагаше // Вестник старой истории (ВДИ). 1951. № 1.
2. История древнего Востока. Часть I. Месопотамия. М., 1983. С.207-210.
3. Струве В.В. Государство Лагаш. М., 1961. С. 1-58.
4. Струве В.В. Исторические надписи Уруинимгины и история их интерпретации // ВДИ. 1964. № 4.
5. Струве В.В. Главные вехи войны Уруинимгины и Лу-гальзагеси // ВДИ. 1958. № 4.
6. Тюменев А.И. Национальное хозяйство старого Шумера. М.; Л., 1956. С. 135-169.
Удивительные статьи:
Похожие статьи, которые вам понравятся:
osutivremeni.ru
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Уруинимгина, УрукагинаУруинимгина, царь шумерского государства Лагаш, правивший в 2318-2311 гг. до Р. Х.Приход к власти Уруинимгины связан был с каким-то хотя и бескровным, но насильственным переворотом. Предыдущий энси Лугальанда, разоривший страну поборами и присвоивший себе большую часть храмовых и государственных богатств, был низложен (хотя и сохранил жизнь), а энси стал Уруинимгина, как видно, его свойственник. Новый правитель снизил налоги и пресек произвол чиновников, которые взятками и насилиями грабили народ и младших жрецов. Все присвоенные частными лицами земли были возвращены богам (то есть храмам). В 2313-2312 гг. до Р. Х. Уруинимгине пришлось вести тяжелую войну с правителем Уммы Лугальзагеси. Уммийцы разорили и отторгли почти половину страны. Но столицу — город Нгирсу — они, кажется, не смогли захватить. Однако в 2311 г. до Р. Х. Нгирса была взята и разрушена аккадским царем Шаррумкеном. После этого о судьбе Уруинимгины ничего неизвестно. Использованы материалы книги К.Рыжов. Все монархи мира. Древний Восток. М., «Вече». 2001. Урукагина (правильнее — Уруинимгина) — царь Лагаша (2-я пол. 24 в. до н. э.). Вступил на престол в результате переворота, отстранив от власти своего родственника Лугальанду; провел ряд реформ с целью пресечения злоупотреблений царских контролеров (сборщиков налогов, судей и др.), уменьшения налогообложения и повинностей свободного населения, защиты храмовых владений от посягательств со стороны царской власти, а также уменьшения и упорядочения ритуальных оплат. Вопрос о социальной направленности реформ Урукагины является спорным. В. В. Струве оценивает их как демократические, направленные против знати, в защиту интересов общинников и приведшие к увеличению числа полноправных граждан. И. М. Дьяконов полагает, что реформы были вызваны борьбой жречества и родовой аристократии, возглавленных Урукагиной, против царя и светской служилой знати за храмовое хозяйство, игравшее в Лагаше большую экономическую и политическую роль. На 7-м году правления Урукагины потерпел поражение в борьбе с Лугальзаггиси, часть Лагаша была разрушена. От времени Урукагины до нас дошел большой хозяйственный архив из храма богини Бау (рус. пер. надписей Урукагины дан В. В. Струве в «Хрестоматии по истории Др. Востока», М., 1963, с. 177-83 и И. М. Дьяконовым в ст. «Реформы У. в Лагаше», «ВДИ», 1951, No 1). Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ — ФЕЛЕО. 1971. Уруинимгина, Урукагина — правитель шумерского города-государства Лагаш (XXIV в. до н.э.). Его отец Энгильса был крупным сановником в Лагаше.
Около 2360 г. Уруинимгина возглавил народное движение, направленное против
засилья местной царской династии Ур-нан-ше в лице ее последнего представителя
Лугальанды. Восстание имело успех, и народ провозгласил Уруинимгину энси* Лагаша,
сохранив при этом жизнь Лугальанде и его семье. В награду за выдвижение
Уруинимгина увеличил простым гражданам Лагаша размер месячного довольствия в два
раза. Примечания:* Энси — верховный жрец-правитель. ** Лугаль — царь. Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005. Литература:Дьяконов И. М., Обществ. и гос. строй древнего Двуречья, Шумер, М., 1959; Струве В. В., Гос-во Лагаш., М., 1961.
|
www.hrono.ru
Урукагина — это… Что такое Урукагина?
Фрагмент надписи Уруинимгины: «Он [Уруинимгина] вырыл (…) канал к городу-Нины. В его начале, он строил Энину; при его окончании, он строил Эсираран.» (Лувр)Уруинимгина (шумер. «Города уста истинные»; другое чтение Урукагина) — царь (энси, а затем лугаль) шумерского государства Лагаш (ок. 2319 — 2311 гг. до н. э.), представитель I династии Лагаша.
Пришествие к власти Уруинимгины
Был избран правителем народным собранием, после свержения Лугальанды. Согласно надписи Уруинимгина был избран из 36000 мужей Лагаша, а Энтемена для сравнения избирался из 3600 граждан. Обе цифры (при шумерской шестидесятичной системе счисления) безусловно округленные. Но видимо разница на порядок обусловлена тем, что Энтемену выбирала только зажиточная часть свободных граждан, а Уруинимгина распространил право участия в выборах и на бедняков. Жена Уруинимгины Шагшаг была, по-видимому, теткой Лугальанда, сестрой Энентарзи. У Уруинимгина своим божеством-покровителем называет Ниншубур, а не Шульпаэ, как потомки Ур-Нанше.
Законодательная деятельность
На следующий год после избрания Уруинимгины правителем, около 2318 г. до н. э. он получил чрезвычайные полномочия с титулом лугаля и начал счёт годов правления заново. Получив такие полномочия Уруинигима провёл реформу, о которой по его приказанию были составлены надписи. Реформа Уриинимгина древнейшее в мире известное нам законодательство. Она сводилась формально к тому, что земли божеств Нингирсу, Бабы и др. были вновь изъяты из собственности семьи правителя, прекращены были противоречащие обычаю поборы и некоторые другие произвольные действия людей правителя, улучшено положение младшего жречества и более самостоятельной части зависимых людей в храмовых хозяйствах, отменены долговые сделки, а также уменьшены и упорядочены ритуальные оплаты. Однако по существу положение изменилось мало. Изъятие храмовых хозяйств из собственности правителя было чисто номинальным; вся правительственная администрация осталась на своих местах; причины объединения общинников, заставлявшие их брать долг также не были устранены.
Война с Лугальзагеси
Между тем Уруинимгина ввязался в войну с соседней Уммой. В начале войны победа была на стороне Лагаша. Уруинимгина захватил Уруа («Город собаки»), союзника Уммы. Этот город упоминается ещё Эанатумом, кем он был разрушен и там был убит энси этого города. Но на 3-ем году правления Уруинимгины — лугаля (ок. 2316 г. до н. э.) произошло объединение Уммы и Урука, под властью энси Уммы Лугальзагеси, что сразу увеличило силы Уммы и положение Лагаша изменилось не в его пользу. На 4-ом году правления Уруинимгины (ок. 2315 г. до н. э.) Лугальзагеси вторгся в Лагаш и осадил его столицу город Нгирсу. В городе вспыхнули эпидемии, поражение Лагаша стало угрожающим. Найдена надпись датированная этим годом, в которой дочь Уруинимгины Гимтарсирсир просит богов продлить годы её жизни. Но Уруинимгине удалось выиграть сражение и отбросить врагов. В течение 5 и 6-го «лугальских» годов правления (ок. 2314 — 2313 гг. до н. э.) Уруинимгины война также бушевала над лагашской территорией и уммийцы с урукитами подходили к стенам Нгирсу. К 6-му году (ок. 2312 г. до н. э.) были разрушены и разорены все общины и храмы, лежавшие между каналом составляющим границу с Уммой и пригородами собственно Лагаша и Нгирсу.
На 7-ом году правления Уруинимгины (ок. 2311 г. до н. э.), по-видимому, в его лагере произошла измена, от Лагаша отпала восточная часть его территории, а именно область Э-Нинмар. Лугальзагеси воспользовался этим, нанёс Уруинимгине жесточайшее поражение и захватил добрую половину территории Лагаша. Остальная часть Лагаша пришла в запустение. Это событие нашло своё отражение в документе под названием «Плач об Уруинимгине».
«Люди Уммы бросили огонь в Эникалу, подожгли (храм) Анташурра, унесли серебро и драгоценные камни, потопили в крови дворец Тираш, в храме Абзибанда, в святилищах Энлиля и Баббара они пролили кровь… (идет длинный перечень разгромленных, сожженных и разграбленных храмов и других зданий), унесли зерно с Гинарбаниру, поля бога Нингирсу, которое было обработано. Люди Уммы, опусташив Лагаш, согрешили против Нингирсу. Могущество, пришедшее к ним будет у них отнято. Царь Нгирсу Уруинимгина не грешен в том. Что же касается Лугальзагеси, энси Уммы, то пусть его богиня Нисаба несет на своей главе бремя греха сего».
Поражение от Саргона Древнего
Однако Лугальзагеси разрешил Уруинимгине свободный отход из крепости Нгирсу. Подобная уступчивость Лугальзагеси по отношению к побежденному врагу была, очевидно обусловлена тем, что над ним самим нависла угроза войны с Саргоном, царём Аккада. В Лагаше Лугальзагеси отменил все реформы Уруинимгины, а столицей Лагаша сделал город Э-Нинмар. Окончательно Лагаш был покорён Саргоном, который взял и разрушил Э-Нинмар. После этого о судьбе самого Уруинимгины ничего не известно.
Уруинимгина построил великолепные храмы для бога Нингирсу и его жены богини Бабы, кроме того он приказал вырыть канал в честь богини Нанше. От времени Уруинимгины до нас дошёл большой хозяйственный архив из храма Бабы.
Литература
- История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 1. Месопотамия / Под редакцией И. М. Дьяконова. — М.: Наука, 1983. — 534 с. — 25 050 экз.
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
WikiZero — Уруинимгина
Wikipedia open wikipedia design. Фрагмент надписи Уруинимгины: «Он [Уруинимгина] вырыл (…) канал к городу-Нины. В его начале, он строил Энину; при его окончании, он строил Эсираран.» (Лувр)Уруинимгина (шумер. «Города уста истинные»; устаревшее чтение Урукагина) — царь (энси, а затем лугаль) шумерского государства Лагаш, правил приблизительно в 2319 — 2311 годах до н. э., представитель I династии Лагаша. Разность в прочтении его имени как Урукагина или Уруинимгина объясняется тем, что клинописный символ «КА» — «рот» можно читать также как «ИНИМ» — «слово».
Шумеролог Самюэль Крамер называл его первым известным нам социальным реформатором в истории[1].
Сын высокого царского вельможи, Уруинимгина был избран правителем народным собранием, после свержения Лугальанды (которое, вероятно, приняло форму народного восстания, так как злоупотребления и коррумпированность чиновников Лугальанды вызвали широкое недовольство земледельцев-общинников, ремесленников, жрецов и воинов).
Согласно надписи, Уруинимгина был избран из 36000 мужей Лагаша, а Энтемена для сравнения избирался из 3600 граждан. Обе цифры (при шумерской шестидесятичной системе счисления), безусловно, округлённые. Но, видимо, разница на порядок обусловлена тем, что Энтемену выбирала только зажиточная часть свободных граждан, а Уруинимгина распространил право участия в выборах и на бедняков.
Жена Уруинимгины Шагшаг была, по-видимому, тё
www.wikizero.com