Содержание

тактико-технические характеристики (ТТХ), описание, модификации, боевое применение, конструкция

Большинство танков, разработанных сразу после окончания Второй Мировой войны, в строю не задержались. Одним из исключений стал советский Т-55. Хотя в производство он пошёл в конце 50-х годов, но конструктивно представлял собой развитие более раннего образца – Т-54. В западной традиции их даже соединяют в одну «модель» Т-54/-55. Но будем следовать традиции советской, и считать его всё же отдельным образцом.

Т-55 удалось стать самым массовым танком второй половины 20 века, поучаствовать в войнах во всех уголках земного шара, и на покой он всё ещё не собирается. Адекватной замены этому простому и неприхотливому танку пока нет.

История создания

К началу 50-х годов конструкция танка Т-54, что называется, «сложилась». Избавились от «детских болезней», отказались от неудачных решений, нашли оптимальную форму башни. И, самое главное, наконец, наладили массовый выпуск. К этому времени конструктор танка Александр Морозов вернулся в Харьков, и работы над дальнейшим совершенствованием машины возглавлял Леонид Карцев. Перед ним и встала новая задача – приспособить Т-54 к условиям вероятной ядерной войны.

Испытания советских атомных бомб показали, что танки (а особенно – экипаж) выводятся из строя даже вдали от эпицентра. Разработанную систему защиты от оружия массового поражения решили соединить с другими наработками по улучшению эксплуатационных качеств «пятьдесятчетверки». А модернизированный танк получил название Т-55. Его выпуск начался в 1958 году.

Конструкция и основные модификации

Поскольку Т-55 был, по сути, модификацией Т-54, сварной корпус из катаной брони и литая башня остались неизменными. Толщина лобовой брони корпуса достигала 100мм, башни – 200мм. Вертикальные борта имели толщину брони 80мм, а вот низ кормового листа сделали тоньше – 20мм вместо 45. Основные изменения были внутри корпуса. Поперечно расположенный двигатель заменили на форсированный до 580 л.с. агрегат В-55.

В пневматической системе танка появился приводимый от мотора компрессор, постоянно пополняющий ёмкость баллонов, а это позволило сделать штатным средством запуска мотора пневматический стартёр.

Появилась система постановки дымовой завесы, впрыскивающая топливо в выпускной тракт.

Усовершенствованная система пожаротушения использовала не углекислоту, а специальный состав «3,5». Боеукладку «пятьдесят пятого» разместили в баках-стеллажах в отделении управления – за счёт этого от бака перед перегородкой моторного отсека отказались, разместив на его месте дополнительные снаряды. В целом же увеличились и боекомплект, и ёмкость топлива.

Главным отличием Т-55 стала противоатомная защита, в случае облучения герметизирующая корпус и не допускающая попадание внутрь радиоактивной пыли. Помимо этого, для плавности передвижения ход катков увеличили, крышку МТО для удобства обслуживания изменили, а трансмиссию «пятьдесят пятого» дополнили планетарными редукторами бортовых передач.

Уже в 1962 году начали выпускать модификацию Т-55А. Противорадиационная защита танка была дополнительно усилена с помощью специального покрытия корпуса и внутреннего подбоя. По ходу производства танки этой версии получили также новые гусеницы, гирокомпас для удобства вождения, а с середины 70-х годов – лазерный дальномер в коробе над пушкой. Как базовый «пятьдесят пятый», так и Т-55А выпускались в командирском исполнении «К» с уменьшенным боекомплектом и дополнительными радиостанциями.

Несмотря на то, что параллельно с «пятьдесят пятым» был освоен выпуск танка Т-62 с более современным орудием, а в течение 70-х годов в серию пошли основные боевые танки Т-64 и Т-72, Т-55 с вооружения не сняли. Наоборот – в начале 80-х годов стартовала масштабная программа по модернизации этих танков. Т-55М и Т-55АМ получили дополнительную комбинированную броню, усиленное днище, противокумулятивные экраны.

В комплекс вооружения ввели управляемые ракеты «Бастион», а систему управления огнём дополнили баллистическим вычислителем.

Позже модернизированные Т-55 оснастили и мотором В-46 с нагнетателем, мощностью в 690 л.с. Другие модернизации предусматривали установку динамической защиты вместо комбинированной брони, либо систему активной защиты «Дрозд».

Вооружение

Т-55 остался вооружён 100 мм пушкой Д-10Т. В середине 40-х годов это орудие было выше всяких похвал, но в начале 60-х годов уже явно устаревало, несмотря на установку эжектора и стабилизацию в двух плоскостях. Пробиваемость каморных снарядов семейства БР-412 на километровой дистанции не превышала 185мм брони. Однако конструкторы приложили впечатляющие усилия для сохранения эффективности орудия. Уже в 1961 году боекомплект пополнился невращающимся кумулятивным снарядом 3БК5.

Снаряжённый килограммом вещества A-IX-1, он мог пробить до 380мм брони. Позже его дополнили подкалиберным снарядом с отделяющимся поддоном 3БМ-8, который на дальности в 1000м пробивал до 272мм брони.

Оперённый подкалиберный снаряд 3БМ25, появившийся на танках Т-55 версий М и АМ, на километровой дальности мог пробить 290мм брони, а кумулятивный снаряд 3БК17М с медной кумулятивной воронкой и зарядом из окфола, имел пробиваемость в 390мм. Пробиваемость ракеты «Бастион», наводившейся по лазеру и запускаемой из ствола пушки – 600 мм брони за динамической защитой. Были усовершенствованы и осколочно-фугасные снаряды танка. На смену ОФ-412 пришёл 3ОФ32 снаряженный 1,7кг гексала.

Спаренный с пушкой пулемёт СГМТ в ходе производства заменили на ПКТ, а курсовой пулемёт в лобовом листе упразднили уже на Т-55А. Зенитный пулемёт на танк первоначально не устанавливался, но к концу 60-х годов, в связи с растущей угрозой боевых вертолётов, Т-55 оснастили турелью с пулемётом ДШК.

Прочие варианты

В СССР на базе Т-55 выпускался огнемётный танк ТО-55, у которого с пушкой был спарен мощный огнемёт с дальностью стрельбы до 200м. Кроме того, шасси танка использовалось для создания инженерных машин и мостоукладчиков и тягачей.

Т-55 также производился (по лицензии) в Польше и Чехословакии.

Там были созданы и модернизированные варианты «пятьдесят пятого», схожие с советской модификацией «АМ». Танки бывшей Югославии модернизировались по израильскому образцу – с установкой пушки L7. В Египте разрабатывался масштабный проект модернизации под названием «Рамзес II», но в итоге египтяне предпочли американские «Абрамсы».

В Ираке «пятьдесят пятый» оснащали навесной композитной бронёй – на западе эти машины называли «Энигма». В Израиле в 80-е годы Т-55 стали переделывать в тяжелые бронетранспортёры «Ахзарит». Возможно, с учётом этого опыта в 90-х годах в России пытались создать свой тяжёлый бронетранспртёр БТР-Т, но в серию он не пошёл. Различные варианты модернизации «пятьдесят пятого» разрабатываются и предлагаются по сей день. Некоторые из них допускают установку орудия калибра 125мм.

Боевое применение

В Советском Союзе танки Т-55 впервые поучаствовали в боевой операции в 1968 году – они помогали восстановить контроль над Чехословакией. А в настоящий бой им довелось вступить только в 80-х годах в Афганистане. Там «пятьдесят пятые» занимались огневой поддержкой и сопровождением конвоев.

В 1971 году индийские танки Т-55 успешно применялись против пакистанских «Паттонов». В финальной фазе вьетнамской войны некоторое количество этих танков использовал Северный Вьетнам (хотя Т-54 там было гораздо больше), а в 1979 году вьетнамские «пятьдесят пятые» встречались со своими китайскими «копиями» и воевали в Камбодже.

Но по-настоящему активно Т-55 применяли на Ближнем Востоке. Начиная с 1967 года, они стали непременными участниками арабо-израильских войн, и проявили себя, как достойные соперники «Центурионов» и М48. Трофейные «пятьдесят пятые» активно использовались изральтянами. При этом, правда, им заменяли двигатели и перевооружали 105мм пушкой L7. Обе стороны использовали «пятьдесят пятые» в Ирано-иракской войне, а модернизированные иракские танки «Энигма» участвовали в войне в Персидском заливе.

В Африке сомалийские Т-55 воевали с Эфиопией, танзанийские – с Угандой.

В Анголе противником «пятьдесят пятых» стали не столько танки, сколько вооружённые 90мм пушками БТР «Ратель» и бронеавтомобили «Эланд».

Редко упоминается следующий эпизод. В 1979 году грузовое судно «Астор» должно было кружным путём доставить десять ливийских Т-55 в Кению, откуда бронетехнику должны были перевезти в Уганду. Но за время пути режим Иди Амина рухнул и судно вернулось в воды ЮАР, где его и арестовали по подозрению в контрабанде оружия для Анголы.

Обнаруженные танки конфисковали и передали Родезии, где «пятьдесят пятые» приняли на вооружение, оборудовав радиостанциями от броневиков «Эланд». Но повоевать Т-55 не успели – после того, как главари ЗАНЛА и ЗИПРА объявили о фальсификации результатов всеобщих выборов, новый премьер-министр Музорева не решился продолжать войну.

В самой Ливии Т-55 использовали в войне с Чадом, причём там танки понесли огромные потери от вооружённых французскими ПТРК пикапов «Тойота». «Пятьдесят пятые»проявили себя даже в Южной Америке – там с их помощью Перу боролось с «контрас».

В 90-е годы Т-55 участвовали в гражданской войне в Югославии. Причём, как считается, именно Т-55 был последним потерянным там танком. И уничтожил его при этом снаряд, выпущенный из пушки Т-34-85. Оставшиеся после развала СССР «пятьдесят пятые» использовали в конфликтах на постсоветском пространстве – в Карабахе, Абхазии и Приднестровье.

Т-55, оставленные афганской армии, воевали там вплоть до 1996 года.

Сейчас «пятьдесят пятые» продолжают использоваться в африканских войнах, а также в Сирии. В самой России они, однако, были выведены из употребления ещё в 90-е годы, и не участвовали даже в чеченских кампаниях. В настоящее время российские машины Т-55 находятся на хранении.

Тактико-технические характеристики и сравнение с аналогами

Что интересно, как такового прямого зарубежного аналога у Т-55 не было. Американский М60 конкурировал уже с Т-62, да и британский «Центурион» после всех модернизаций приблизился именно к более современной советской машине. Возьмём для сопоставления параметров «Центурион» ранней версии и американский М48.

 Т-55М48А1«Центурион» Mk.3
Масса, т3646,450
Длина, м6,2/96,9/8,87,2
Высота, м2,33,23
Лобовая броня, мм10011076,2
Максимальная скорость, км/ч505035
Вооружение100 мм пушка, 2х7,62мм пулемёта90мм пушка, 12,7мм пулемёт, 7,62мм пулемёт84мм пушка, 7,7мм пулемёт

Приведённые в таблице машины превосходили Т-55 по габаритам и массе, имели менее мощное вооружение, а «Центурион» проигрывал по броне и подвижности. Однако такая ситуация сохранялась недолго – выпущенные «Центурионы» стали перевооружаться новой пушкой L7. Такое же перевооружение производилось, например, с израильскими М48.

А «советский ответ» на новое западное орудие оформился уже в виде Т-62. Для него пришлось разработать увеличенный корпус – сказались заложенные ещё в конструкцию Т-54 минимальные размеры и объёмы. При этом в СССР не только сохранили производство танка наименьшим потенциалом для модернизаций – Т-55 изо всех сил старались довести до уровня новейших ОБТ. При этом по мощи вооружения «пятьдесят пятый» уступал аналогично модернизированным Т-62.

Но этот танк, оснащённый сложным механизмом выбрасывания гильз, на экспорт так активно не поставлялся и по лицензии не производился.

Т-55 нашёл своё место, даже когда его сменили лучшие машины.

Простой, надёжный и добротный, он оказался незаменим для тех стран, где нельзя было найти высокопрофессиональные экипажи и высокую культуру производства. Однако его время всё-таки уходит.

«Пятьдесят пятые» изнашиваются, противотанковые средства совершенствуются, и уже недалёк тот день, когда проще и дешевле будет купить новый танк, а не перестраивать «пятьдесят пятые». Косвенно это подтверждает то, что проекты модернизаций остаются невостребованным.

Видео

warbook.club

технические характеристики, фото и история создания

Советский танк Т-55 выпускался серийно в период с 1958 по 1979 год. Является преемником боевой машины Т-54, однако превосходит ее по многим параметрам. Новая модель отличается более мощной силовой установкой (тяга увеличилась сразу на 60 лошадиных сил). Модернизированный двигатель танка Т-55 добавил машине маневренность. Скорость передвижения по пересеченной местности также увеличилась.

Дальнейшая модернизация

Перед разработчиками стояла задача – в кратчайшие сроки создать версию танка с повышенной боеспособностью. В рамках дальнейших усовершенствований в корпусе были установлены дополнительные баки-стеллажи, за счет чего значительно возрос резерв топлива. Боекомплект главного орудия увеличили с 34 до 43 выстрелов. Вместо воздушных ресиверов, используемых при запуске двигателя, установили компрессор. В башне танка появилась еще одна новинка того времени — автоматическая противопожарная система «Роса», которая при появлении открытого пламени мгновенно находила источник огня и направленной струей гасила очаг возгорания.

Радиация

Но самым главным усовершенствованием стала установка системы противоядерной защиты с комплектом счетчиков Гейгера, фиксирующих уровень рентгеновского излучения. Боеспособность танка при атакующем потоке радиации не страдала, однако экипаж мог потерять физическую возможность выполнять свои функции. Из этих соображений башня Т-55 экранировалась изнутри специальными модулями из свинцовых пластин, отражающих гамма-лучи.

Зенитное стрелковое оружие

Защита боевой машине нужна всесторонняя, в том числе и от нападения сверху. Тем не менее наружное стрелковое оружие упразднили, поскольку штатный зенитный пулемет марки ДШКМ в условиях возросших скоростей военных самолетов устарел и стал бесполезным атрибутом. Однако спустя десять лет, когда появились боевые вертолеты, несущие противотанковые бомбы, пулемет вернули. Винтовые машины летали низко, и сбить бомбардировщик не составляло труда.

Немного истории

Полномасштабное серийное производство танка Т-55 было развернуто в СССР в 1958-м на оборонных заводах № 75, № 174 и № 183. Выпуск продолжался до 1979 года. Всего с конвейера сошло около двадцати тысяч машин. Танк Т-55, фото которого размещены на странице, широко экспортировался. Современную боевую машину советского производства охотно покупали все страны Варшавского договора, а также арабские государства.

Эффективный средний танк Т-55, кроме как в СССР, стали производить в некоторых других странах, дружественных Советскому Союзу. Выпуск был налажен в Польше, в период с 1964 по 1978 год собрано 1500 единиц. В Румынии с 1970 по 1977 год — 400 боевых машин. В Чехословакии, на заводе в городе Мартине, с 1964 по 1973 год по лицензии было выпущено 1700 единиц.

Танк Т-55: характеристики

У модели Т-55 было много общего с предшественником Т-54, это определяло высокий уровень унификации запасных частей, агрегатов и отдельных узлов. Номенклатура материального обеспечения долгое время была общей. В некоторых документах, технологических картах и чертежах машина обозначалась как танк Т-54/55. Это упрощало производство новой модели, так как весь процесс конвейерной сборки был уже отработан.

Даже инструкция по эксплуатации танка Т-55 по всем пунктам соответствовала характеристикам Т-54. Многочисленные усовершенствования новой модели существовали как бы отдельно от базовых параметров, их функции касались машины опосредованно. Танк Т-55, чертежи которого копировались с оригинальных расчетов предшественника, был точным повторением Т-54.

Ниже приводятся основные параметры базовой версии Т-55:

  • количество человек в экипаже — 4;
  • масса боевая — 36,5 тонны;
  • длина танка с пушкой — 9000 мм;
  • длина только корпуса — 6200 мм;
  • высота по линии люка башни — 2218 мм;
  • ширина — 3270;
  • дорожный просвет — 500 мм;
  • тип главного орудия — Д10Т2С/НП;
  • пулеметы на броне турельные, один курсовой, один спаренный, типа СГМТ, калибр 7,62 мм;
  • комплект боевой — 43 выстрела;
  • боезапас пулеметный — 3500 патронов;
  • силовая установка — марка В-54, дизель;
  • мощность двигателя — 580 л. с.;
  • скорость, близкая к максимальной, — 50 км/час, на дороге с твердым покрытием.
  • запас хода — 480 километров;
  • давление удельное — 0,81 кг/см2;
  • уверенное преодоление препятствий — стена вертикальная, высота — 0,8 метра; траншея, ширина — 2,7 метра;
  • преодоление брода — 1,5 метра;
  • спуск — 30 градусов;
  • подъем — 32 градуса.

Танк Т-55, характеристики которого постоянно совершенствовались, был самой востребованной боевой машиной конца пятидесятых годов в странах восточной Европы.

Модификации

В 1961 году на базе Т-55 был создан Т-62 с усовершенствованными характеристиками. Модель производилась одновременно с Т-55 до 1983 года. Затем была проведена глубокая модернизация боевых машин, и таким образом появились новые модификации: Т-55М, Т-55АМ, а также Т-62М, которые отличались усиленной огневой мощью и более высокой степенью защищенности без потери подвижности. Пассивная защита заключалась в дополнительном бронировании, активная состояла из комплекса «Дрозд» с двумя мортирами, заряжаемыми парой 107-миллиметровых снарядов каждая, а также крупнокалиберных зенитных пулеметов. В дополнение к вооружению танкам придавались две независимые радиолокационные станции.

Позже танк Т-55М стали оснащать более совершенным комплексом управляемого вооружения 9К116 «Бастион», а на Т-62М устанавливали «Шексну» с аналогичными характеристиками, но более динамичную в действии. Эти два комплекса оборудованы 100-миллиметровым нарезным стволом и 115-миллиметровой гладкоствольной пушкой. Выстрел первого ствола — управляемая ракета 9М117. Характеристики снаряда многоступенчатые, с очень высокой эффективностью поражения. Ракета управляется полуавтоматической системой лазерного наведения.

Измерительные приборы

Кроме поражающего вооружения, танк Т-55М оснащается дальномером КТД-2, баллистическим вычислителем БВ-55, прицелом 32ПВ-ТШСМ и стабилизатором М1 «Метеор». Танк Т-62 комплектуется прицелом 41ПВ-ТШСМ и вычислителем баллистики БВ-62. Лазерные дальномеры на обоих танках покрывают расстояние от 500 до 4000 метров с точностью измерения до 10 метров.

Баллистические вычислители обеспечивают автоматическое определение углов прицеливания вместе с данными бокового упреждения во время стрельбы артиллерийскими снарядами, но не могут рассчитать траекторию полета управляемой ракеты.

Зенитный пулемет при стрельбе в горизонтальном ракурсе может быть привязан к данным баллистических вычислителей, но направление стрельбы в большей степени должно определяться визуальным наблюдением.

Недостатки

Крупнокалиберная зенитная пушка, установленная на башне, снабжается боекомплектом из трехсот патронов в лентах, разложенных по коробкам. Стрелок проинструктирован в плане стрельбы небольшими очередями, поскольку тонкий и длинный ствол пулемета может неравномерно нагреваться от продолжительных очередей и деформироваться. Для стабилизации температуры на вооружение установлен теплозащитный кожух.

Бронирование

В дополнение к существующей защите танк Т-55 за все время производства модернизировался несколько раз в плане ее усиления. В последний раз добавочная бронезащита устанавливалась в 1985 году. Верхний лобовой сектор продублировали листами толщиной 30 миллиметров. Добавочная броня расположена по обе стороны от амбразуры главного орудия, вплотную к стволу. Угол ее наклона предполагает отражение любых снарядов противника, кроме кумулятивных, разрушительное действие которых невозможно нейтрализовать.

Однако вскоре танк Т-55М стали оснащать противокумулятивными резино-тканевыми экранами, которые в несколько слоев укладывались по всей передней части боевой машины. Эффективность такой защиты косвенно подтверждается испытаниями на полигоне. Снаряды, выпущенные с расстояния 150 метров, врезаясь в резиновые «коврики», теряли около тридцати процентов своей силы, и основные слои бронезащиты оставались без сквозных пробоин.

Оснащение экипажа

Особое внимание разработчиков танка Т-55 было уделено радиационной защите. Цель — сохранение жизни и здоровья людей. Все члены экипажа экипированы специальными противорадиационными жилетами, каждое сиденье тоже прикрывалось со всех сторон свинцовыми модулями в тканевой обшивке.

Зона расположения механика-водителя снизу усилена 20-миллиметровыми листами брони, которые приварены к днищу. Получается эффективная противоминная защита. Остальные члены экипажа располагаются на марше в задней, наиболее безопасной части внутрибашенного пространства.

Средства маскировки

Танк Т-55, фотография которого сделана в пустыне, знакомит с принципами маскировки. Броня боевой машины, выкрашенная в песочный цвет, позволяет слиться с окружающей средой. Танк становится неразличимым для наблюдателей противника, и его боевой расчет может воспользоваться этим для перемены места дислокации, а также спонтанной атаки.

Другие стандарты

Для маскировки в европейском ландшафте применяется камуфляж, зеленовато-серая раскраска или сетка такого же цвета, натянутая над местом нахождения танка. В условиях боя применяется дымовая завеса, которая возможна в любое время благодаря штатному устройству 902Б, расположенному на правой стороне башни. Система состоит из восьми пусковых стволов, выбрасывающих дымовые гранаты калибром 81 мм. Зона задымления позволяет укрыться не только танку, но и нескольким пехотным подразделениям, которые участвуют в бою, при условии, что у личного состава есть респираторные средства. Эффективность такого маневра несомненна.

Зона задымления при пуске четырех зарядов залпом составляет 120 метров в ширину и 8 метров в высоту. Запуск одной гранаты охватывает зону радиусом 60 метров вокруг танка. Активируются дымовые гранаты сигналом с пульта командира танка. У системы есть только один недостаток – во время боя перезарядка дымовой пушки невозможна, так как для этого нужно покинуть башню танка и провести несколько минут на открытой броне, что весьма рискованно под перекрестным огнем противника. Но некоторые экипажи нашли выход из сложной ситуации. Стрелок выходит на броню в момент наибольшего задымления от действия двух последних гранат, когда видимость равна нулю, и перезаряжает систему.

Танк Т-72

В 1967 году началась разработка самого массового, основного боевого танка вооруженных сил СССР, который был принят на боевое дежурство в 1973 году и по настоящее время находится в строю, в российских танковых войсках. По своим характеристикам Т-72 превосходит все прежние модификации из категории боевых бронированных машин. Отличие танка Т-55 от Т72 заключается в большей огневой мощи последнего, габаритная длина у семьдесят второго составляет 9530 мм против 9000 мм у Т-55. Экипаж Т-72 состоит всего из трех человек, обязанности, обеспечивающие жизнедеятельность машины, равномерно распределяются на троих без ущерба для боевого регламента.

Прототип советского танка Т-55

Оказывается, двойники есть и в танковой промышленности. Еще до развала СССР в Восточной Германии был создан танк Т-55А. Это почти полный аналог советского Т-54/55. Немцы не стали запускать свою разработку в серийное производство, так как им это было невыгодно по экономическим соображениям. Кроме того, танковые войска ГДР не нуждались в таком количестве боевых машин, ради которых стоило затевать масштабное производство.

Вместе с тем в Советском Союзе почти такой же танк производили в огромном количестве, и после недолгих переговоров немецкую модель стали выпускать в СССР параллельно с советскими танками. Т-55 А, немецкий танк среднего класса, поставлялся небольшими сериями в армию ГДР. Технические характеристики модели были неплохими, машина отличалась крепкой башней, хорошей маневренностью и высокоточным орудием. Стоили танки немецкой стороне недорого, так как учитывалась политическая составляющая проекта, Восточная Германия была в то время «близким другом» СССР.

Модели

Танк Т-55 высоко котируется как исходный материал для моделирования в сфере военной техники. Умельцы используют образ популярной боевой машины для создания миниатюрных копий, полностью идентичных оригиналу. Китография такой модели, как танк Т-54/55, представляет собой целый ряд модельных разработок в масштабе 1:35 с проработкой мельчайших деталей. Модели танка Т-55 считаются наиболее интересными в процессе изготовления после американского «Шермана».

fb.ru

Т-55А масштаб 1/8 — Паркфлаер

Всем привет!
Постараюсь рассказать модернизацию тягача БТС , но с подробной информацией по постройке основных элементов с плавным переходом к танку. Дело в том , что в самой теме тягача был только видео ролик постройки и не которые технические характеристики.
На данный момент это будет самое полное описание изготовление модели танка на Паркфлаере со множеством фотографий. Так же будет выложина полная галерея по БТС-2 и Т-55А.

Начинаем.
Самое первое что хочется сказать при постройке модели — это нужно определиться с комплектующими. Шасси Т-55 у нас самая дорогостоящая из всех предыдущих. Можно построить дешевле (считаю, что для первых шагов не стоит сильно заморачиваться) что бы потом не разочароваться. А доработать и улучшить модель можно всегда, и многие об этом прекрасно знают.

Начинаем с гусениц. Это самое главное и дороге в танке и без них не стоит даже начинать строительство. В большинстве случаев траки льют из ЦАМа или алюминия с последующей обработкой. Но это не наш метод. Мы используем только петли. Многим это не нравится , так как не копийно и т.д. Но благодаря технологии резки металла лазером , можно добиться небольшого сходства с настоящими траками. Петли бывают разных размеров, и от этого нужно плясать по масштабу.

Берём петли (с запасом)

Тщательно измеряем и чертим для них накладку с похожим рисунком, как у настоящего трака. Так же заказываем центральный гребень и кондуктор для точной сварки его с петлёй.



Вставляем гребень в кондуктор и сверху накрываем петлями. Сварку используем либо полуавтомат, или аргон как у нас (но очень дорого) зато аккуратно.




Далее крепим накладки к петлям при помощи вытяжных заклёпок. На фото образец без центрального гребня.

и полность собранные ленты.

Только после сборки гусянок делаем ведущие. Нужно всё хорошо измерить, сделать трафарет (у нас из картона) а потом заказать в металле. За одно и вытачиваем барабан.

На этом с «дорогим» металлом заканчиваем. Дальше работаем с деревом.

Начертил развёртку корпуса в «Компасе» . Для днища, бортов, нижнего наклонного листа и кормовой части используем фанеру толщиной 8 мм. Передний верхний наклонный лист и верх корпуса тягяча и танка сделан из фанеры толщиной 4 мм. Так как резка фанеры была сделана при помощи лазера, то все детали кроме верхних листов сделаны на шиповом соединении, что обеспечит хорошую жесткость на кручение корпуса. Шиповое соединение сделать в ручную будет сложнее, и мы делали без него на первых моделях.




Изнутри по всем углам прокладываем рейку 10х10 мм , сначало ставил на маленькие саморезы, а когда корпус в конце будет собран то полностью проклеиваим клеем ПВА . Принцип примерно такой, других фото в начале постройке нет.
Так же вклеен усилитель для оси ленивца, и в него запрессованы клёпальные гайки М8.

Сразу собираем элемент подвески. В качестве втулок для балансиров использовали клёпальную гайку, вещь специфическая, но очень удобная для таких целей. Принцип работы простой — ось балансира вращается (образно говоря, ход около 60-75 градусов) в гайке.



Балансиры собираем из толстой пластины и двух винтов М6.




С обратной стороны на винте устанавливаем пластину для крепления пружин подвески, контрим её гайками. Также устанавливаем дополнительное крепление балансира, состоящее из стальной пластины (лазер резка) и алюминиевого уголка.





Переходим к опорным каткам и ленивцам.
В качестве обода опорного катка используется пластиковая труба диаметром 90 мм (внутренний 86мм). На чертил два варианта опорных катков для изготовления, один комплект поставили на БТС-2, а другой на ЗСУ-57-2. Принцип сборки одинаковый, только выглядят по разному. Основа из фанеры 8 мм, остальное из фанеры и пластика.



Основание вклеиваем в обод на эпоксидку, и для большей надёжности соединения с торца обода вкручиваем саморезы. Катки полностью пропитываем эпоксидкой.

Собираем половинки катков. В каток нужно запрессовать втулку, что бы небыло износа фанеры на оси балансира. Втулка делается из алюминиевой трубки диаметром 8 мм наружный и 6 мм внутренний. Я нарезал втулки при помощи дрели, сразу с одной стороны напильником снимал фаску для удобства запрессовки. Втулку прессуем при помощи длинного винта.




Резиновые бандажи мне сделали на заказ. Дорого. Но можно использовать обычную листовую резину нарезаную на полосы нужной шириныи склеены в кольцо. На некоторых моделях так и сделано и шва склейки не видно. Если диаметры не большие то можно подобрать резиновый шланг или патрубок.


Собраный каток.

Колпаки наштамповал из рекламного пластика. Сделал простейшую прессформу из конструктора лего. Колпаки прикрутил к каткам мелкими шурупами от мобильных телефонов. Толщина пластика 2 мм.



Есть даже видео по изготовлению колпаков, а то на форуме интересовались.

Ленивцы собираем практически так же как и опорные, только обод из алюминия и втулка с наружным диаметром 10 мм и внутренним 8 мм. Так же обод пришлось обработать, что бы он имел форму короны.



Ось ленивца сделана из шпильки М8. Натяжение гусеницы регулируем за счёт удаления траков на гусенице.

Трансмиссия.
На этой модели мы решили провести эксперимент с трансмиссией. Для этого взяли готовый редуктор с дифференциалом от BAJA 5S. Обошелся дорого, так что для начинающих данный тип привода я бы не советовал использовать. Так же нужно решить много технических решений.
Для привода используем ДВА односкоростных планетарных редуктора от шуруповёрта , с моторами на 18 вольт, установленнными оппозитно в редуктор от BAJA . Из доработок пришлось только модернизировать корпуса планетарных редукторов и выходных валов. Так же была убрана трещётка. Выходной вал планетарки совпал с диаметром в ведущей шестерни редуктора диффа.

Обрезаем корпус планетарки.

Обрезаем лишнее на валу, сверлим отверстие под штифт. Примеряем шестерню. Обязательно все нужно измерить , прежде чем резать или сверлить.


Собираем всю конструкцию. Берём две половинки редуктора БАХИ, вставляем валы с редукторами , в валы вставляем штифты, недеваем на один вал шестерню и скручиваем половинки редуктора. Описание страшное , думаю всё понятно будет на фото.



Пока конструкция не собрана , делаем крепления для планетарных редукторов. Над моторами будет установлена распорка , для большей жесткости корпуса и для крепления редукторов.




Больше фотографий в галерее.

Тормоза.
Для поворота модели при трансмиссии из дифференциала, нужны тормоза на каждую ось. Так как бюджет был не резиновый, в качестве тормозных механизмов используем велосипедные дисковые суппорта. Они не дорогие, в принципе ремонтопригодные и на них есть регулировка тормозных колодок. Из доработок: переставлена пружина, что бы рычаг не был жёстким (пересверливаем отверстие крепления пружины) и убраны родные крепления. Сделал новые крепленения под корпус танка из стальных уголков и п-образного профиля.



Заказал у токаря тормозные диски диаметром 60 мм, и небольшие работы по осям. В осях с торца было просверлено отверстие и нарезана резьба для фиксации шифта, который передавал вращение от кулаков дифференциала.




Втулка на корпусе от стиральной машинки активаторного типа (советская) у нас используется на всех моделях танков. Вместо сальника установлен подшипник.


Для управления тормозными механизмами используем сервоприводы на 10 кило или больше. Требуется хорошее крепление.



Вот так всё выглядит со стороны. Обязательно нужно всё регулировать.


Для того что бы вытащить редуктор , пришлось сделать технический люк, через который откручиваем мотор. Получается нужно разобрать полностью правую сторону — полуось, сервопривод и мотор. Только тогда можно снять редуктор с дифференциалом.


Вот так всё выглядит в собранном состоянии. Всё очень компактно получилось.

Надгусеничные полки.
Полки сделаны из влагостойкой фанеры толщиной 4 мм. В корпусе вырезан паз в который ставляется полка. Изнутри под пазом прикручена рейка 10х10 мм к корпусу, а к рейки прикручиваем полку. Так же для большей жесткости полки ставятся усиливающие косынки из жести.



Первое испытание шасси на улице.

Башня и верхнее основание корпуса.

Делаем верх корпуса из фанеры толщиной 4 мм. Башня в нём будет вращаться на подшипнике, так что усиливаем верхнюю крышку внутри ещё фанерой толщиной 6 мм. Все отверстия вырезал вручную, аккуратно подгонял размер отверстия дремелем под подшипник.


Подшипник миллионник (№1000816). Размеры 100х80х10. Покупаю б\у, а то новые очень дорого стоят, а так можно выбрать хороший экземпляр. Бывают разные сепараторы, мой подшипник более тяжёлый, чем со стальным сепаратором.

Подшипник вклеил в основание при помощи клея ПВА (поверьте, если клей хороший, то прихватывает очень сильно). Желательно это сделать на ровной поверхности.

Приступаем к самой башне.
Из пеноплекса 40 мм вырезал две заготовки и склеил мужду собой.


Далее пилим/зачищаем до нужной формы, промежуточной фотографии нет, только уже обточенная и со влейкой из пластика, для наклонных плоскостей на верху башни. Пеноплекс очень корошо обрабатывается наждачкой, и большинство работы по башне проведено ей.



Вырезаем основание башни. Одно будет крепиться на подшипнике (цельное), а второе основание в виде кольца по форме башни, которое клеим к пеноплексу.


Затем для большей жесткости поверхности башни , покрываем её эпоксидной смолой и капроновыми колготками. Просто под рукой не было тонкой стеклоткани, и пришлось положить три слоя колготок (намазал смолой, натянули один слой, высохло , и ещё так два раза). В конце еще пару раз промазал смолой. Потом когда вырезал отверстия замерял толщину слоя, то получалось от 0,6 до 0,8 мм, смотря как тянулся чулок. Колхоз конечно, но что было под рукой.


Далее «выгрызаем» максимально внутри башни.

Далее делаем вставку для подшипника, на которую будем устанавливать основание башни.

Я сразу вырезал посадочное место под сервопривод на 360 градусов, который работает на поворот башни. Требуются очень точные работы, но я делал всё в ручную. Приёмник и акк будет лежать в башне.




Делаем растяжку над подшипником , где крепим качалку.


Но это я делал под себя, можно сделать и наоборот, или можно поставить отдельный редуктор и т.д. Кому как удобно.
Показан второй вариант установки сервопривода.

Приступаем к приводу ствола.
Взял заводское крепление для мебельного ролика, прикрутил к основанию башни. Далее поставил стальную трубку диаметром 10 мм, на которую будет одеваться алюминиевая трубка ствола. На фото также видно направляющие для верха башни, и пружину. Эта пружина нужна для помощи сервоприводу. Длина ствола около 60 см, и когда ствол стоит то пружина держит ствол горизонтально. С пружиной серва не напрягается(не пищит) вообще , хоть и на 13 кг, но в стабилизации она существенно помогает.



Установка сервопривода

Потихоньку обклеиваим башню, в основном пластиком.
Ствол из алюминиевой трубки, маска пушки из пластика, которую обклеил вокруг трубки и обточил дремелем до нужной формы. Также полностью на правом крыле установил баки, а бревно перенёс назад, где он и стоит на танке.
Но на Дизайне мою башню забраковали (не отрицаю) из за неправильной формы. Очень сложная форма. На копийность не претендую.

Изготовление баков. Пластик 6 мм и 2 мм.



Полностью описывать изготовление ящиков , крыльев и всякой мелочёвки не буду, так как много детальных фото будет в галерее. Изготавливалось всё из пластика и жести. Долго и нудно.

И наконец покраска. Наконец то у нас получилась правильное матовое покрытие. Рецепт очень прост — краска садолин+отвердитель+ мат( не словесный, а жидкость которую добавляют в краску чтобы не была глянца,спрашивать у продавца).



Полностью собран. Дома.


Окрас идеален. После покрасили и оставшиеся части от тягача.

И фото сессия на улице.





На модели установлена двухосевая система стабилизации орудия, но пока по ней раскрывать секреты раскрывать не буду. Лично у меня есть нарекания на её работу, но планирую ещё над ней поработать. Хочу поблагодарить за помощь в настройках стабилизатора Шайхова Рустама с ПФ и Владимира Павленко с Дизайна, а то у меня проблемы с настройкой электронных компонентов. А люди откликнулись, объяснили и помогли довести до конца систему. Спасибо им БОЛЬШОЕ.

Ну и напоследок пару видео роликов, один про модернизацию, а второй с испытаний танка и стабилизации.

И как обещал ссылки на галерею по изготовлению моделей.

БТС-2 http://postimg.org/my.php?gallery=4kifqe9q

Т-55А http://postimg.org/my.php?gallery=vie5s7ta

Приятных просмотров.

(Animation.gif)

www.parkflyer.ru

Танк Т-55

Т-55 был сотворен на базе Т-54 и принят на вооружение в одна тыща девятьсот 50 восемь г. Фактически сразу было запущено серийное создание этой машины. За время производства было сотворено более шестьдесят 000 таких машин. Т-55 отличался от собственных предшественников рядом новшеств. Сначала необходимо подчеркнуть увеличение мощности мотора с 500 20 до 500 восемьдесят л. с., для более действенного запуска которого на машине был установлен воздушный компрессор. Компрессор позволял также сохранять ресурс аккумуляторных батарей, не заменяя переработанные воздушные баллоны на заряженные.

Видео взрыва в танке Т-55 во время боев в Ливии

Припас горючего и боекомплекта значительно возрос за счет использования баков-стеллажей, установленных в носовой части корпуса. Тут можно было расположить восемнадцать снарядов к пушке и триста л горючего. Внедрение плотной сборки определило повышение суммарной емкости забронированных топливных баков до 600 восемьдесят л. Боекомплект возрос с 30 четыре до 40 три снарядов.
Т-55 обладал на сто процентов герметизированным корпусом, что позволяло ему не только лишь удачно преодолевать водные преграды, да и защищало в критериях ядерного излучения. Усовершенствованное оборудование для подводного вождения обеспечивало машине свободное прохождение через водные преграды, ширина которых достигала одна тыща м. Коробка танка включала комбинированные двухрядные бортовые редукторы, в каких один из рядов являлся планетарным. На машине была установлена система противоатомной защиты со счетчиком рентгеновского излучения, термодымовая аппаратура. Конструкторы также оснастили Т-55 автоматической системой ППО «Роса», которая использовала более действенный, чем углекислота, огнетушащий состав «3,5». На танке были установлены планетарный бортовой редуктор и гидропневматическая чистка смотрового устройства механика-водителя.

В одна тыща девятьсот шестьдесят г. в конструкцию танка были внесены конфигурации, благоприятно отразившиеся на его технических свойствах. Конкретно с этого года в Т-55 стали устанавливаться дублирующий гидропневматический привод управления 19-дисковым основным фрикционом и призменный устройство у наводчика. В одна тыща девятьсот шестьдесят 5 г. изменение перетерпела конструкция съемных венцов ведущих колес, так как на танке были установлены гусеницы с РМШ. Если сначало вооружение Т-55 составляли два пулемета СГМТ 7,62-мм калибра и пушка Д-10Т2С, у которой пробиваемость кумулятивного снаряда по вертикально расположенной броневой плите составляла триста девяносто мм, то позже к ним присоединился зенитный пулемет ДШКМ. Существенно позже на танке был установлен лазерный дальномер КДТ-1 «Нева», также прицел наводчика ТШС-32ПМ. На базе Т-55 русские конструкторы сделали еще несколько успешных моделей.
Командирский танкТ-55К был принят на вооружение в одна тыща девятьсот 50 девять г. и обустроен дополнительной коротковолновой радиостанцией Р-112, также бензоэлектрическим агрегатом. Боекомплект этой модели уменьшили на 6 выстрелов и убрали курсовой пулемет.

Средний танк Т-55А. Модель была принята на вооружение в одна тыща девятьсот шестьдесят два г. На ней конструкторы установили антирадиационные материалы как снаружи, так и снутри корпуса, что значительно повысило уровень противоатомной защиты машины. На Т-55А не было курсового пулемета. На базе этой машины выпускался командирский танк Т-55АК, который имел усиленную антирадиационную защиту. Средний танк Т-55АМ является модернизацией Т-55А. Тут установлен комплекс управляемого вооружения 9К116 «Бастион». На машине получили дополнительное бронирование корпус и лобовая часть башни. Очередной вариант Т-55АМ, получивший заглавие Т-55АМВ, лишен дополнительного бронирования и обустроен подвесной динамической защитой.
На среднем танке Т-55АД в первый раз в мире была установлена активная защита, что повысило уровень защищенности танка в пару раз, очень не увеличив при всем этом его массу. На вооружение эта машина была принята в одна тыща девятьсот восемьдесят три г. Т-55АД оснастили комплексом активной защиты 1030-М «Дрозд», действие которого заключалось в подрыве, механическом повреждении либо отклонении от данной линии движения ПТУР врага. Немаловажное значение при всем этом приобретал радиолокационный метод обнаружения и сопровождения подлетающего к танку снаряда либо гранаты. По бортам башни размещалось по два блока вооружения с 2-мя 107-мм защитными снарядами в каждом. Тут же находились и две радиолокационные станции, размещенные в герметичных броневых корпусах. Подрыв снаряда противника осуществлялся на расстоянии 6,6 м от танка. Комплекс активной защиты работал, обычно, в автоматическом режиме, но можно было перейти и на ручное управление выстрелом для ликвидации живой силы врага, которая могла находиться поблизости танка.

Огнеметный танк ТО-55 был принят на вооружение в одна тыща девятьсот шестьдесят г. Серийное ее создание стало осуществляться с одна тыща девятьсот шестьдесят восемь г. В отличие от начальной модели танк обладал новейшей базой и огнеметным вооружением. Заместо спаренного пулемета на ТО-55 в башне был установлен автоматический огнемет АТО-200, стабилизированный вкупе с пушкой в 2-ух плоскостях наведения. Вот поэтому прицельное огнеметание можно было создавать с места и с ходу со скорострельностью до восемь выстрелов за минуту. Заместо топливных баков-стеллажей в носовой части корпуса был размещен бак для огнесмеси емкостью четыреста шестьдесят л. Подвод огнесмеси в башню осуществлялся через крутящееся жидкостное устройство, находящееся на днище в средней части корпуса. Таким макаром, боекомплект ТО-55 состоял из 20 5 выстрелов к пушке, двенадцать огневых выстрелов к огнемету и семьсот 50 патронов к курсовому пулемету. По остальным боевым и техническим данным машина фактически не отличалась от Т-55.

Т-55М — итог значимой модернизации среднего танка Т-55. Значительные конфигурации были внесены в систему защиты танка. К верхнему лобовому листу корпуса тут приварена особая конструкция, представляющая собой коробку из броневых листов шириной 30 мм, снутри которой на расстоянии 30 мм друг от друга размещены 5-мм железные пластинки. Место меж ними заполнено пенополиуретаном. Дополнительная защита лобовой части башни осуществляется средством 2-ух блоков, размещенных по бокам от амбразуры пушки. Эти конструкции повторяют строение дополнительной брони лобовой части корпуса. На Т-55М также установлены противокумулятивные секционные резинотканевые бортовые экраны шириной 10 мм.
От деяния мин механика-водителя защищает дополнительное бронирование днища, к которому снаружи привариваются каркас и броневые листы шириной 20 мм. Защита аварийного лючка усилена броневой крышкой, перекрывающей его контуры и крепящейся изнутри при помощи гайки через отверстие в главном лючке. Меж днищем и крышей корпуса справа за механиком-водителем установлен вертикальный брус.
Мощность мотора В-55У, установленного на Т-55М, добивается 600 20 л. с. с инерционным наддувом штатными обслуживающими системами. На 40 л. с. мощность мотора увеличивает новое устройство впускных коллекторов. В таком коллекторе существует перегородка, которая делит поток поступающего воздуха на две части. Одна часть поступает в 1-ые три цилиндра мотора, другая — в оставшиеся три цилиндра.

Динамический ход опорных катков увеличен до 162—182 мм вследствие использования торсионных валов, изготовленных из стали электро-шлакового переплава и прошедших двойной цикл заневоливания. Это позволило значительно сделать лучше плавность хода машины. Сбрасыванию гусеницы с РМШ мешает особый ограничительный диск, приваренный к ступице ведущего колеса. Не считая того, из-за увеличения высоты грунтозацепов на 5 мм и конфигурации рисунка опорной поверхности гусеницы Т-55М имеют значимый коэффициент сцепления с грунтом. Продолжительность ее использования увеличена методом усиления резинометаллических шарниров.
Т-55М очень отличается от собственного предшественника своим вооружением. Он обустроен комплексом управляемого вооружения 9К11С «Бастион», который содержит в себе выстрел ЗУБК10-1 с управляемой ракетой 9М117 и аппаратуру управления, состоящую из прицела-прибора наведения 1К13, преобразователя 9С831, блока управления и электрического блока. При всем этом выстрел ЗУБК10-1 можно расположить в хоть какой боеукладке. Исходная скорость ракеты 400—500 м/с удерживается при помощи маршевой двигательной установки. Ракета управляется средством автоматической системы наведения по лучу лазера, имеющей усиленную помехозащищенность.

Т-55М обустроен также СУО «Волна», состоящей из лазерного дальномера КДТ-2, баллистического вычислителя БВ-55, прицела ТШСМ-32ПВ и стабилизатора «Циклон» Ml. При всем этом спектр измерения КДТ-2 варьируется от 500 до четыре тыщи м, а точность измерения — 10 м.
На вращающемся верхнем погоне основания лючка заряжающего находится зенитный пулемет, боекомплект для которого, состоящий из триста патронов, размещается снаружи на правом борту башни. Пушка снабжена теплозащитным кожухом, который понижает воздействие неравномерного нагрева на извив трубы ствола.
Модели Т-55М, снаряженные движком В-46-5М, получившие заглавие Т-55М-1, имели навесную динамическую защиту.
Т-55 послужил базой и для сотворения особых военных машин. Так, шасси танка использовались для сотворения мостоукладчика МТУ-20. Некие Т-55 переконструировали для работы с минным катковым тралом ПТ-55, бульдозером БТУ-55, плавсредствами ПСТ-63. Сам Т-55 и его варианты вывозились в 40 государств мира. Танк длительное время выпускался по лицензии в Чехословакии и Польше. Исключительно в одна тыща девятьсот девяносто четыре г.
Т-54 и Т-55 были сняты с вооружения. Всего было произведено около 70 000

 

Тактико-технические свойства танка Т-55

 

Фото танка Т-55


militaryarticle.ru

Miniart – 37018 Т-55 Мод. 1963. С ИНТЕРЬЕРОМ

  • Контакты
  • Поддержка
  • Гостевая книга
  • О Нас