Конструктор Андрей Туполев, конструкторское бюро Туполева: VIKENT.RU
Русский авиаконструктор.
Под его руководством спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На самолётах его конструкции установлено 78 мировых рекордов.
«Среди новых самолётов был и восьмимоторный АНТ-20 «Максим Горький» — самый большой самолёт в мире. Ещё больше были разве что гидросамолёты, созданные взлетать и приземляться на воде. Самолёт-гигант был построен менее чем за год по инициативе главного редактора журнала «Огонёк» Михаила Кольцова к 40-летию творческой деятельности любимого писателя советских властей. Птичкой-невеличкой его нельзя было назвать точно, размах крыла составлял 63 метра, мощность мотора в 200 раз превосходила мощность первого туполевского самолёта.
Особая гордость Туполева: в «Максиме Горьком» не было ни одного винта, взятого из-за границы. В мае 1935 года самолёт разбился. Потрясённый французский летчик и писатель
Но в 1937-м всё оборвалось. Вечером 21 октября Туполев не появился на ответственном заседании, в последующие дни его не увидели, как обычно, и в ОКБ. По рассказу секретарши Туполева Наталии Архангельской, в его кабинет явились четверо и, обыскав всёе помещение, забрали Туполева с собой. Обвинение было так же абсурдно, как и все другие обвинения того времени: Туполев якобы продал свои чертежи немецкому авиаконструктору Вильгельму Мессершмитту, главному конкуренту советских авиационщиков. С самолётов Туполева стали стираться его инициалы АНТ, до января 1941-го не взлетел ни один новый самолёт его конструкции.
Почти год Андрей Туполев провел в московских тюрьмах на Лубянке и в Бутырках. Сутками его держали «на стойке». «Стоишь, — вспоминал Туполев, — а полуграмотный следователь, тупой,ограниченный маньяк, бубнит своё: пиши, б.., кому ты продал чертежи? Сколько тебе заплатили? Пиши, не стесняйся, твои дружки давно раскололись и продали тебя… А я стою и думаю: прости им, не ведают, что творят. Нет! Это нельзя простить!»
То, что случилось потом, можно назвать и необыкновенным везением Туполева, и верхом цинизма советской власти. В 1938-м гитлеровская Германия аннексировала Австрию и часть Чехословакии. Обеспокоенному Сталину пришло в голову, что стране нужны новые бомбардировщики.
Но как быть, если все авиаконструкторы сидят?
Проблема была решена в духе времени: Туполева и его коллег согнали в «шарашку» — секретное конструкторские бюро, НИИ в тюремных застенках. В том, что «Туполевская шарага» разместилась именно в том доме, который Туполев с 1932 года строил для своего Конструкторского отдела, НКВД видел лишь практическую необходимость. Дубовый зал, задуманный Туполевым как зал приёма гостей, стал спальней для «врагов народа».
Позже он рассказывал Керберу, описавшему работу секретного ЦКБ-29 в книге «Туполевская шарага», как по приказу НКВД составлял список будущих специалистов-зеков: «Откровенно говоря, я был крайне озадачен. Всех арестованных до меня я знал, а после? Не выйдет ли так, что по моему списку посадят ещё Бог знает сколько народу?
Поразмыслив, я решил переписать всех, кого я знаю, а знал-то я всех. Не может же быть, чтобы пересажали всю авиапромышленность? Такая позиция показалась мне разумной, и я написал список человек на двести. И что же ты думаешь, оказалось, что за редким исключением все они уже за решеткой. Да, знаешь, размах!»
Вплоть до начала войны конструкторы трудились на благо Родины под дулом пистолета. Первый заказ поступил от Сталина лично: создать в сжатые сроки четырёхмоторный пикирующий бомбардировщик. Но и тут Туполев заупрямился. Даже в тюрьме он не желал отступаться от правила, которому научился у Жуковского: среди множества новых идей, какими бы прогрессивными и заманчивыми они ни были, выбрать те, которые могут быть реализованы в данный момент. И он опять — в который раз! — убедил тех, кто намного сильнее его, в своей правоте. Двухмоторный Ту-2, созданный в «шарашке», становится одним из лучших фронтовых бомбардировщиков Второй мировой. Но, наверное, спасение своих коллег от ГУЛАГа, а может быть, и расстрела, было главным достижением Туполева. Тем самым, для чего стоит жить.
В июле 1941-го Туполева наконец-то освободили. Но, не побыв дома и трех дней, он уехал в эвакуацию в Омск, куда эшелонами и без каких-либо объяснений везли других сотрудников «шарашки». В последующие годы Сталин буквально осыпал Туполева наградами — звание генерал-лейтенанта, орден Ленина, Государственная премия первой степени. Однако реабилитирован он был лишь после смерти «отца народов», в 1955 году».
Бегишева А., С небом на «Ту», журнал «Geo», 2008 г. № 11, с. 244-247.
В 1937 году А.Н. Туполев и другие авиационные специалисты были арестованы по обвинению во вредительстве и шпионаже. Часть специалистов была расстреляна; часть работала в закрытом центральном конструкторском бюро НКВД: ЦКБ-29
Известно характерное высказывание одного из руководителей СССР В.М. Молотова, который, имея в виду выдающегося авиаконструктора старой дореволюционной закваски А.Н. Туполева и ему подобных, говорил, что такая часть интеллигенции «… очень нужна Советскому государству, но в душе они — против, и по линии личных связей они опасную и разлагающую работу вели, а если даже не вели, то дышали этим». Да они и не могли иначе! Молотов объяснял эту позицию и с классовой точки зрения: «В значительной части наша русская интеллигенция была тесно связана с зажиточным крестьянством, у которого прокулацкие настроения, страна-то крестьянская… Тот же Туполев мог стать и опасным врагом. У него большие связи с враждебной нам интеллигенцией… Туполевы — они были в своё время очень серьезным вопросом для нас. Некоторое время они были противниками, и нужно было время, чтобы приблизить их к советской власти… Теперь, когда Туполевы во славе, это одно, а тогда ведь интеллигенция относилась отрицательно к советской власти! Вот тут надо найти способ, как этим делом овладеть. Туполевых посадили за решётку, чекистам приказали: обеспечивайте их самыми лучшими условиями… но не выпускайте! Пускай работают, конструируют нужные для страны вещи, это нужнейшие люди».
Цитируется по: Куликова Г.Б., Ярушкина Л.В., Власть и интеллигенция в 20-30-е гг., в Сб.: Власть и общество в СССР: политика репрессий (20-40-е гг.), М., Институт российской истории РАН, 1999 г., с. 97.
«Великий учёный и авиаконструктор, он же бесправный зэк, Андрей Николаевич Туполев
И тюремное КБ Туполева создало самолёт Ту-2, лучший фронтовой бомбардировщик Второй Мировой войны. Равных ему не было ни у немцев, ни у наших союзников. Только из-за самодурства Сталина, который в 1942 году, вопреки доводам и просьбам специалистов, остановил по своему капризу начавшееся уже развёртывание массового производства Ту-2, фронт до конца войны почти не получал этих превосходных самолётов».
Оскотский З.Г., Гуманная пуля. Книга о науке, политике, истории и будущем, СПб, Изд-во НИИ химии СПбГУ, 2001 г., с. 65-66.
«Многие видные авиационные конструкторы — A.А. Архангельский, С.М. Егер, Д.С. Марков, B.М. Мясищев, И.Ф. Незваль, В.М. Петляков, А.И. Путилов, П.О. Сухой, А.М. Черёмухин — в течение ряда лет работали в коллективе, руководимом Туполевым, возглавляя бригады, каждая из которых занималась тем или иным определённым самолётом. Но интересно, что во всех сконструированных в разных бригадах самолётах явственно ощущалась творческая индивидуальность самого Туполева. Кто бы ни был его «правой рукой» при создании очередной машины, а общий её облик получался единый — туполевский!
Он был — булат».
Галлай М.Л., Избранное в 2-х, Том 1, М., «Воениздат», 1990 г., с. 184-185.
Учитель: Н. Е. Жуковский.
vikent.ru
Туполев. Конструктор для Неба. — Д. Панкратов — LiveJournal
Алексей Андреевич Туполев родился 20 мая 1925 г. в Москве. Его родители — Андрей Николаевич и Юлия Николаевна Туполевы. Еще не окончив средней школы, он с родителями эвакуируется в Омск. Окончив среднюю школу в 1942 г. он поступает в КБ А.Н. Туполева конструктором. Первая его конструкторская работа — хвостовая деревянная законцовка фюзеляжа самолета Ту-2, принятая в серийном производстве для экономии дефицитного металла в военные годы.В 1943 г., возвратившись в Москву, он поступает в Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе. По окончании института приходит в КБ в бригаду проектов, которой руководил Б.М. Кондорский. Он участвует в проработке компоновки варианта самолета «88» (Ту-16) с двумя ТРД и предлагает свой вариант с размещением двигателей у борта фюзеляжа за вторым лонжероном крыла и с одностоечным главным шасси. После обсуждения у генерального конструктора эта компоновка была принята бригадой технических проектов С.М. Егера для дальнейшей разработки.
В 1956 г. КБ поручается создание боевой беспилотной техники для полетов в широком диапазоне сверхзвуковых скоростей. Андрей Николаевич Туполев, отчетливо понимая, что новое направление следует начинать молодым, поручает это дело Алексею Андреевичу. Эта задача требовала привлечения широкого круга новых отраслей промышленности и научно-исследовательских институтов страны. Технические требования к компоновке конструкции этих крылатых аппаратов существенно отличались от задач ранее решавшихся КБ (длительный нагрев, автоматическое управление, широкий диапазон скоростей, новый тип старта с ускорителем и т.п.). Это привело А.А. Туполева к убеждению, что их разработкой должны заниматься молодые, но опытные и способные сотрудники. Так образовался отдел «К» по беспилотной технике в КБ Туполева, нашедший под руководством А.А. Туполева уже как главного конструктора новые свежие решения по ряду типов беспилотной техники. Умение работать с людьми позволило Алексею Андреевичу привлечь к работе широкий круг научно-исследовательских институтов и КБ других отраслей промышленности. По мере развития этих работ роль А.А. Туполева, как руководителя непрерывно росла. Свойственная КБ Туполева и весьма удачно примененная А.А. Туполевым последовательность решения всей проблемы обусловила успешное завершение работ с выходом на серийное производство и эксплуатацию, а также создание полностью спасаемого разведчика Ту-139 как развитие Ту-123.
Найденная под руководством А.А. Туполева уникальная компоновка малых беспилотных разведчиков Ту-143 («Рейс») с малым миделем, широким диапазоном центровок и простатой в эксплуатации позволила реализовать целую серию аппаратов этого типа («Стриж», «Рейс-Д», Ту-300) с широким кругом задач и с широким диапазоном летных данных.
В последние годы жизни А.Н. Туполева увеличилась доля творческих решений, принимаемых его соратниками: С.М. Егером, Д.С. Марковым и А.А. Туполевым. Алексею Андреевичу было поручено в начале 1960-х гг. важное задание — проектирование первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Постепенно, с включением в работу по самолету подразделений всего КБ, Алексей Андреевич как главный конструктор стал признанным руководителем проекта СПС Ту-144. Был решен, вместе с ЦАГИ и другими НИИ, огромный объем новых технических задач, связанных с особенностями длительного сверхзвукового полета.
Постепенно происходила естественная смена поколений. И, наконец, этот естественный процесс обусловил назначение в 1973 г. А.А. Туполева генеральным конструктором вскоре после смерти А.Н. Туполева.
Одновременно с разработкой серийного варианта Ту-144 А.А. Туполев активно занимался улучшениями летных данных самолетов Ту-22М2 и Ту-22МЗ, самолетом Ту-95МС и внедрением в эксплуатацию Ту-154Б в самый сложный период завершения освоения этого самолета Аэрофлотом.
С удивительной настойчивостью и последовательностью Алексею Андреевичу, уже как генеральному конструктору, приходилось отстаивать новые решения и доказывать необходимость эксплуатации Ту-144.
Внедрение в эксплуатацию СПС Ту-144 потребовало бы от гражданской авиации второй технической революции: усовершенствование существующих ВПП, системы УВД, диспетчерского оборудования, системы технического обслуживания и всех систем доставки и обслуживания пассажиров. Однако Б.П. Бугаев, активный сторонник первой технической революции, связанной с внедрением реактивной авиации, став министром, при активном содействии своего заместителя Ю.Г. Мамсурова, воспользовавшись катастрофой под Москвой и некоторой осторожностью А.А. Туполева, сделал все, чтобы не вводить в эксплуатацию отечественный СПС. В результате была прекращена нормальная эксплуатация Ту-144 и вся программа создания СПС у нас была подвергнута сомнению.
Еще при жизни Андрея Николаевича А.А. Туполев принял участие в конкурсе разных КБ на разработку перспективного ударного стратегического самолета. Работы над новым стратегическим ракетоносителем, с учетом имевшегося мощного экспериментального и творческого потенциала, а также явных успехов коллектива КБ под руководством А.А. Туполева в реализации программ по Ту-22М и Ту-144, были поручены КБ Туполева.
Огромное число предприятий и организаций авиапрома, смежных с ним отраслей под техническим руководством А.А. Туполева работали над реализацией Ту-160. А.А. Туполев сумел организовать весь коллектив КБ на разработку самолета, уникального по вложенным в его компоновку, конструкцию и технологию решений. Усилия КБ и Алексея Андреевича увенчалась триумфом. Страна получила великолепный боевой авиационный комплекс.
В области гражданской дозвуковой тематики практически непрерывно велись работы по поиску наиболее экономичных и эксплуатационно-пригодных компоновок самолетов с новыми реактивными двигателями высокой двухконтурности. При этом использовались последние достижения дозвуковой аэродинамики, качественно новые пилотажно-навигационные комплексы и системы управления. Накопленный опыт и прорабатывавшиеся конструктивные решения легли в основу существенного улучшения экономики Ту-154: была создана его модификация Ту-154М. В результате совместного напора ЦАГИ и КБ у А.А. Туполева появилась возможность реализации проработанных идей в проекте самолета Ту-204, который должен был отвечать требованиям эксплуатации XXI в.
Выбор параметров самолета Ту-204, позволивших создать семейство его модификаций, призванных стать самыми массовыми, доходными и экологически чистыми гражданскими самолетами страны, является крупной заслугой А.А. Туполева и руководимого им коллектива.
Заложенный А.А. Туполевым проект высокоэкономичного самолета Ту-334, значительно унифицированного с Ту-204, должен был практически параллельно с Ту-204 занять нишу ближнемагистрального самолета.
Одновременно Алексей Андреевич Туполев вел большую преподавательскую и научную работу в Московском авиационно-технологическом институте, был профессором, заведующим кафедрой. Он принимал непосредственное участие в подготовке сотен первоклассных авиационных специалистов, которым предстоит развивать российскую авиацию в наступившем столетии.
Он был избран действительным членом (академиком) Академии наук СССР и внес значительный личный вклад в работу Института автоматики Академии наук СССР. Ему было присвоено звание Герой Социалистического Труда, он был лауреатом Ленинской и Государственной премий, был награжден многими высшими орденами СССР.
После продолжительной тяжелой болезни Алексей Андреевич скончался 12 мая 2001 г.
tupolev.ru
d-pankratov.livejournal.com
Крылья для Родины. Андрей Туполев научил Россию летать | История | Общество
Россия во все века была богата талантами в самых разных областях. Порой из-за великих потрясений гении покидали Родину, раскрываясь на чужбине. Так случилось и с одним из пионеров авиации Игорем Сикорским, который после революции создавал свои новые машины в США.
Казак из-под Твери
Но в России нашёлся человек, по гениальности не уступавший Сикорскому, — человек, во многом определивший всю историю отечественной авиации в XX веке. Этим человеком был Андрей Туполев.
Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября 1888 года в деревне Пустомазово, что под Тверью.
Мать его была дочерью судебного следователя из Тифлиса, отец, происходивший из сибирских казаков, работал нотариусом окружного суда.
Семья была многодетная, но мать, ведшая хозяйство, сумела дать детям хорошее начальное образование. Это неудивительно, ведь Анна Васильевна знала несколько языков, прекрасно играла на рояле и для начала XX века была передовой женщиной.
Тяга к технике у Андрея проявилась в тверской гимназии, его привлекали уроки труда. Некоторые вещи, сделанные им, попали на выставку. Именно тогда юный Туполев решил, что будет получать техническое образование.
В 1908 году Андрей Туполев поступал сразу в два технических московских вуза — Институт инженеров путей сообщения и Императорское Московское техническое училище. Будущий авиаконструктор поступил в оба, но выбрал ИМТУ.
Правая рука Жуковского
Это решило судьбу Андрея. В 1909 году лекции в ИМТУ стал читать один из столпов и основоположников авиации Николай Жуковский, который создал в вузе Воздухоплавательный кружок. Не только активным членом, но и правой рукой Жуковского быстро стал Андрей Туполев.
Студенты строили планеры, мечтали о создании собственного аэроплана, но в 1911 году учёба Туполева неожиданно была прервана. На Андрея донесли как на участника революционного кружка, и вскоре он был выслан из Москвы.
Два года студент Туполев провёл в родной деревне под полицейским надзором и лишь в 1913 году смог вернуться к учёбе.
Тем не менее интереса к небу Туполев не растерял и продолжил работу вместе с Жуковским в аэродинамической лаборатории.
В 1916 году Андрей Туполев стал одним из сотрудников вновь созданного Российского авиационного Расчётно-испытательного бюро.
Однако до революции Туполеву не удалось реализовать в его рамках ни одного собственного проекта.
Интересно, что деятельность Расчётно-испытательного бюро продолжилась и при большевиках — новые власти были заинтересованы в развитии авиационной техники.
АНТ в полёте
В 1918 году Андрей Туполев, наконец, получил диплом о высшем образовании, защитив проект под названием «Опыт создания гидроплана по данным испытаний в аэродинамических трубах».
Спустя год он уже преподавал в родном вузе, читая теорию аэропланов и гидропланов.
В декабре 1918 года Николаю Жуковскому и Андрею Туполеву удалось заручиться поддержкой Ленина и добиться создания Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).
После смерти Жуковского Туполев возглавил институт.
Главной своей целью Андрей Туполев видел создание целой новой отрасли промышленности — авиастроения, которая смогла бы производить цельнометаллические самолёты в массовых количествах.
Технологии, которые затем будут использованы в самолётах, сначала были опробованы при строительстве глиссеров и аэросаней.
В октябре 1922 года правительство приняло решение об образовании комиссии по постройке металлических самолётов под председательством Андрея Туполева. Сам авиаконструктор два десятилетия спустя предлагал именно с этого момента вести историю легендарного КБ.
Ровно год спустя, в октябре 1923 года, в воздух поднялся одноместный АНТ-1 — спортивный свободнонесущий моноплан смешанной конструкции. АНТ — это инициалы создателя: «Андрей Николаевич Туполев».
Одноместный самолёт АНТ-1. Фото: Public DomainПервый цельнометаллический самолёт, созданный в СССР, АНТ-2, поднялся в воздух в мае 1924 года. С этого момента новые машины КБ Туполева будут появляться регулярно.
В 1925 году появился самолёт-разведчик АНТ-3, вслед за ним бомбардировщик АНТ-4, а в 1929 году первый пассажирский лайнер АНТ-9, сильно удививший своими качествами международных экспертов.
«Шарашка», где ковали Победу
Перечислить все самолёты, созданные под руководством Андрея Туполева, очень сложно. Среди них первый в мире 4-моторный бомбардировщик стратегического назначения АНТ-6 (ТБ-3), самолёт-гигант АНТ-20 «Максим Горький», АНТ-25, на котором Валерий Чкалов совершил перелёт через Северный полюс в Америку, а также другие советские самолёты, на которых сталинские довоенные соколы устанавливали мировые рекорды.
Однако в 1937 году в колесо «Большого террора» попал и Андрей Туполев. Тем не менее у высших советских руководителей хватило ума не губить великий талант авиаконструктора. В результате при НКВД СССР было создано ЦКБ-29 — закрытое конструкторское бюро, где под руководством осуждённого Андрея Туполева трудились другие осуждённые авиаинженеры. Именно в ЦКБ-29, известном также как «Туполевская шарашка», оказался и будущий отец советской космонавтики Сергей Королёв.
В июле 1941 года Туполева освободили — в стране полыхала война, и на свободе выдающийся конструктор был полезнее. Одним из лучших самолётов времен Великой Отечественной стал бомбардировщик Ту-2, который разрабатывался Туполевым и его командой в той самой «шарашке».
Бомбардировщик Ту-2. Фото: flickr.com / AMB BresciaВеликое наследие
После войны перед КБ Туполева встали новые задачи — создание стратегического бомбардировщика, способного доставить ядерную бомбу на территорию вероятного противника, создание пассажирских авиалайнеров.
Андрей Николаевич Туполев был не только выдающимся конструктором, но и блестящим педагогом, под руководством которого выросли такие выдающиеся авиаконструкторы, как Петляков. Сухой, Мясищев, Архангельский, Лавочкин, Миль и многие другие.
Всего под руководством Андрея Туполева было создано более пятидесяти оригинальных летательных аппаратов и около сотни различных их модификаций. В 1958 году под руководством Туполева был разработан турбовинтовой межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114, который опередил своё время.
Турбовинтовой межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114. Фото: wikipedia.org / FomaУвидел Андрей Николаевич и первый полёт Ту-144 — первого в мире сверхзвукового пассажирского авиалайнера, судьбу которого, увы, нельзя назвать счастливой.
Можно сказать, что Андрей Туполев создал отечественную авиацию и вывел её на самый высокий мировой уровень. На этом уровне ученики Туполева, в том числе и его сын Алексей, возглавивший КБ после смерти отца, удержат её в течение нескольких десятилетий, пока она не будет разрушена вместе с Советским Союзом.
Заслуги Андрея Туполева были высоко оценены государством — он был трижды Героем Советского Союза, кавалером множества орденов и лауреатом всевозможных премий. Оценили Туполева и за рубежом, избрав Почётным членом Королевского авиационного общества Великобритании и Американского института аэронавтики и астронавтики, почётным гражданином Парижа и Нью-Йорка.
Работал Андрей Туполев до последних своих дней, даже в больнице интересуясь делами КБ, строя планы на будущее. Великий авиаконструктор тихо умер во сне в ночь на 23 декабря 1972 года в возрасте 84 лет.
Туполев остался с нами в своих самолётах, в своих учениках. И если Россия уважает своего великого сына, она сохранит крылья, которые подарил ей Андрей Николаевич Туполев.
aif.ru
Из истории конструкторского бюро. «А.Н. Туполев – человек и его самолеты» | Даффи Пол
Из истории конструкторского бюро. «А.Н. Туполев – человек и его самолеты» | Даффи Пол | Кандалов АндрейА.Н. Туполев – человек и его самолеты
Даффи Пол
Кандалов Андрей
Из истории конструкторского бюро
litresp.ru
|
funer.ru
А.Н. Туполев Часть I | lemur59.ru
ТУПОЛЕВ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
Андрей Николаевич Туполев — величайший советский авиаконструктор, отец российской авиации, генеральный конструктор СССР.
Туполевы ведут свой род из сибирского казачества. Андрей Николаевич был назван в честь своего прадеда, который удостаивался чести избираться казацкой вольницей в атаманы. Он позаботился о том, чтобы дать систематическое образование всем своим шестерым детям. Именно это поколение положило начало интеллигенции в роду Туполевых — это были врачи, учителя, инженеры, строители. Дед Андрея Николаевича был преподавателем Томской гимназии.
В Тверском крае Туполевы оказались в связи с трагическим для России событием — взрывом бомбы, повергнувшей царя Александра II. Николай Иванович Туполев, отец будущего авиаконструктора, в то время учился в Петербургском университете на юридическом факультете. На студенчество обрушилась волна репрессий, и он, как сочувствующий революционерам, был исключен и выгнан из Петербурга с лишением права проживания в обеих столицах и даже в губернских городах. Выбор Тверского края связан с тем, что именно отсюда родом была жена — Анна Васильевна, урожденная Лисицына, дочь протопресвитера из Торжка. Обучалась она в Тверской Мариинской женской гимназии.
Анна Васильевна и Николай Иванович Туполевы
Поначалу молодая чета Туполевых поселилась в небольшом уездном городке Корчева, однако, помыкавшись с детьми по квартирам, они решают остановиться в небольшой усадебке Пустомазово на р. Лужменке.
мемориал А.Н. Туполева на месте дома в д. Пустомазово
Молодые супруги полагали, что многодетная семья — одно из важнейших условий правильной жизни. Именно поэтому у Анны Васильевны было семеро детей.
В 1888 году 10 ноября в семье Туполевых родился шестой ребёнок — Андрей, а вскоре и младшая дочь — Наталья, которая была для Андрея Николаевича одним из наиболее близких людей.
Николай Иванович — отец Андрея, к тому времени сумел экстерном закончить университетский курс. Получив диплом юриста и чин губернского секретаря, он поступил на службу, став сельским нотариусом. Николай Иванович взял на себя роль заступника крестьян, что привело к появлению множества недоброжелателей среди помещиков. Такая служба не только не приносила денег, но и лишала здоровья.
В 1894 году Анна Васильевна пишет прошение на имя Директора Тверской классической гимназии об освобождении от оплаты обучение старшего сына Николая, в связи с тяжёлым материальным положением, ведь платить приходилось за учёбу ещё четверых детей.
Пожар 1894 года и последовавшая за ним засуха значительно усугубили как материальное положение, так и здоровье родителей.
Андрей учился в приходской школе трёх ступеней в Устиново. В 1900 году со второго раза Андрей поступил в Тверскую гимназию. Учился Андрей средне. Немного замкнутый, но живой любознательный мальчик терпеть не мог предметы, для успеха в которых необходима была зубрежка. Именно поэтому у юного ученика были проблемы с иностранными языками и чистописанием. Однако с математикой, физикой, географией и историей Андрею Туполеву не было равных.
здание бывшей Тверской классической гимназии
В 1906 году группу учащихся Тверской гимназии премировали путешествием на пароходе до Астрахани и обратно. Андрея Туполева отметили за мастерские поделки. Путешествие произвело на него огромное впечатление. Андрея завораживали шлюзы, работа в воде лопастных колес и другие конструкции.
А.Н. Туполев гимназист
Летом 1908 года Туполев закончил гимназию и поступил в Московское императорское техническое училище. Ещё будучи абитуриентом, он попал на воздухоплавательную выставку, устроенную в Москве профессором Н.Е. Жуковским. Среди экспонатов выставки был представлен знаменитый планер выдающегося авиаконструктора Отто Ливенталя.
Результатом знакомства абитуриента Туполева с профессором было приглашение на курс лекций «Основы воздухоплавания».В 1909 году был создан кружок, целью которого было соединение теории и практики, а уже в 1910 году, по прошению Жуковского, при ИТУ была создана аэродинамическая лаборатория. Именно там Андреем Туполевым была создана плоская аэродинамическая труба, в которой можно было экспериментировать с воздушным потокам скоростью 16—20 м в секунду.
аэродинамическая труба А.Н. Туполева
Тогда же в Лефортовском парке Туполев проводит испытания планера спроектированного им самим.
А.Н. Туполев – студент МИТУ
Лето, как и всегда, Андрей проводит в Пустомазове, в родительском доме. Туполев всегда любил тяжелую сельскую работу и нехитрые деревенские развлечения.
Следующему появлению будущего авиаконструктора на родине предшествовало послание из Тверского губернского жандармского управления в нижестоящее — Корчевское, датированное 2-м июня 1911 года: «О студенте Московского технического училища Андрее Туполеве, изобличенном в предоставлении своего адреса для сношений городских … комитетов высших учебных заведений в Москве и Петербурге в целях объединения действий этих учебных заведений по проведению забастовки, министр Внутренних дел постановил: воспретить Андрею Туполеву жительство в столицах, столичных губерниях и городах, где имеются высшие учебные заведения, на 1 год.»
После освобождения из-под стражи Андрей Туполев выбыл из Москвы в родное сельцо Пустомазово, где находился под негласным надзором.
Тем временем страну охватил авиационный бум. И, видимо, Андрей не выдержал и уехал на месяц в Москву. Наказанием за этот проступок стало отлучение от учёбы теперь уже на 3 года.
Известен факт, что А. Туполев, живя в сельце Пустомазово, помогал крестьянам убирать валуны, много косил, но в тоже время и не забывал он своего призвания — сооружать сложные конструкции. Примером может послужить, сооружённая будущим авиаконструктором плотина на реке Лужменке. Правда, местные жители за плотину его осуждали — вода на Лужменке высоко разливалась, затапливала луга, а скотину пасти и без того было негде.
Учитель и друзья не забывали о Туполеве и хлопотали о его возвращении.
Но началась Первая мировая война, в которой впервые огромную роль стала играть авиация.
Андрей Туполев приехал в Москву, куда тотчас слетелись все ученики Жуковского. Николай Егорович Жуковский хорошо видел изъяны зарождавшейся русской авиации, и у него была целая программа действий для выведения её на передовые рубежи, которая опиралась и на возможности созданной им сплочённой команды юных талантов.
Николай Егорович Жуковский
Первым делом при МТУ были организованы теоретические курсы авиации, на которые набирались добровольцы из числа студентов, окончивших гимназии. За полгода курсанты получали военную, теоретическую и летную подготовку. Профессор Жуковский и его ученики не просто давали будущим летчикам необходимые знания, но и заражали своим энтузиазмом и преданностью авиации.
У А. Туполева также было огромное желание самому летать и он уже совершил учебные полеты на «фармане». Однако, чтобы стать летчиком, требовалась справка о политической благонадёжности, в которой Андрею Николаевичу было отказано.
По рекомендации Н.Е. Жуковского Туполева приглашают возглавить гидропланный отдел самолётостроительного завода кампании «Дукс». Бюро за короткий срок проделало расчёт на прочность шести аэропланов: «Ваузен», «Фарман-27», «Фарман-3», «Ньюпор-10», «Ньюпор-11», а также самолёта братьев Касьяненко. По оценкам современных специалистов, небольшая группа, в которой было лишь 2 инженера, а остальные, включая Туполева, студенты, провела работу, подвластную по тем временам большим научным коллективам, оснащенным новейшей техникой и аппаратурой.
В мае 1918года Андрей Николаевич Туполев защитил диплом, называвшийся «Расчёт гидроплана» и построенный на скрупулёзном анализе физических процессов, связанных со взлётом с водной поверхности и посадкой на неё.
По отзывам коллег, Туполев был прирождённым исследователем, не успокаивавшемся пока не разгадает физическую природу заинтересовавшего его явления.
На вопрос почему авиаконструктор работал именно над гидропланом, можно ответить следующим образом: «Для такой огромной страны как Россия необходимы были самолёты, способные преодолевать огромные расстояния. Однако самолёты с большой грузоподъёмностью требовали и хорошие аэродромы, денег на создание которых у России, конечно, не было. Поэтому идея использовать в качестве аэродромов реки и озёра, впервые предложенная Андреем Николаевичем была весьма актуальна.
Очевидно, что для Туполева защита диплома была не формальным актом, удостоверяющим вступление в инженерный корпус, но и событием, констатирующим его зрелость как инженера, конструктора и исследователя.
4 ноября 1918 года в квартире Жуковского собралась «рабочая часть» коллегии по созданию Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Профессор Жуковский вошёл в неё в качестве «специалиста по научной части», а Андрей Николаевич Туполев — как специалист «по технической части». Было решено, что управление институтом будет осуществляться коллегиально.
Вскоре в Москве в районе бывших Лефортовских прудов началось сооружение гидроканала, невиданного по размаху и оснащению специальной испытательной техникой.
ЦАГИ — Гидроканал
Вот чем обернулись детские и юношеские забавы отрока с берегов реки Лужменки. Не оказались случайными в судьбе будущего Генерального авиаконструктора ни игрушечный действующий шлюз, сооруженный им в отцовском доме, ни пустомазовский гидроузел с самодельным кораблем, ни небольшие конструкции, с треском летавшие над полями. Можно себе представить с какими чувствами теперь Андрей Николаевич возвращался в Пустомазово, оторвавшись от бурной жизни ЦАГИ и забот молодой авиации.
Тем временем семейство Туполевых создаёт в усадьбе сельскохозяйственную артель «Батрак», объединившую бывших хозяев с бывшими наёмными рабочими. Однако, нашлись недоброжелатели, следствием действий которых было постановление Суворовского волостного исполкома от 30.01.1919 «О принятии сельца Пустомазово на особый учёт». Туполевых подозревали в создании сельскохозяйственной артели в качестве прикрытия для своих махинаций. В конце 1921 года умирает Николай Егорович Жуковский, ставший для Туполева вторым отцом. После перевыборов руководства ЦАГИ Туполев вновь утверждается заместителем директора института и одновременно заведующим авиационным отделом ЦАГИ. К этому времени во многом благодаря его упорству был сделан огромный шаг в использовании нового конструктивного материала — дюралюминий, из которого конструкторская бригада научилась делать быстроходные аэросани, глиссеры, торпедные катера.
Аэросани АНТ-IV
Экипаж, чел. | 4 (5) |
Габаритные размеры, мм | |
Длина | 6450 |
Ширина | 2350 |
Общая высота | 1950 |
Дорожный просвет | 400 |
Защита аэросаней | |
Тип брони | Кольчугалюминий |
Вооружение | |
Двигатель | |
Тип двигателя | 3-цилиндровый радиальный |
Модель двигателя | Бристоль Люцифер |
Мощность двигателя, л.с.(кВт) | 100 (75) |
Тип охлаждения | воздушный |
Ходовая часть | |
Тип винта | деревянный |
Диаметр винта, мм | 2400 |
Количество лыж | 3 |
Управляемых лыж | 1 |
Ходовые качества | |
Скорость на пересечённой местности, км/ч | 28 (40) |
Глиссирующий торпедный катер “ Г-5 “
глиссирующий торпедный катер “ Г-5 “
Испытания АНТ-5 привели начальство буквально в восторг – катер с
торпедами развивал скорость 58 узлов (107,3 км/ч), а без торпед – 65,3 узла (120,3 км/ч). О таких скоростях не могли и мечтать катера других стран.
Основные характеристики Г-5 | |
Водоизмещение | 15 тонн |
Длина | 19,0 м |
Ширина | 3,3 м |
Осадка | 1,2 м |
Двигатели | 2 двигателя ГАМ-34 |
Мощность | 2 × 850 л. с. |
Движитель | 2 трёхлопастных винта |
Экипаж | 6 человек |
Вооружение | |
Зенитная артиллерия | 2 × 7,62-мм пулёмета ДА |
Минно-торпедное вооружение | 2 × 533-мм кормовых ТА |
В 1922 году Туполевым была закончена разработка конструкции его воздушного первенца, и уже летом Андрей Николаевич со своей бригадой приступает к строительству самолёта АНТ—1.
Но и в этот ответственный момент он не забывает о Пустомазове. Со всей конструкторской бригадой Туполев выезжает в артель «Батрак», где на протяжении осени они работали как в поле, так и в мастерской. По свидетельствам местных жителей у артели «Батрак», благодаря связям с ЦАГИ на вооружении были вспомогательные механизмы, ускорявшие крестьянский труд.
Первый туполевский самолёт поднялся в воздух 21 октября 1923 года. Конструктор проводил его в полёт, стоя у края взлётной полосы. С тех пор это стало традицией.
АНТ-1
Основные характеристики самолета АНТ-1:
длина самолета — 5,4 м; размах крыла -7,2 м; высота самолета -1,7 м;
площадь крыла — 10 м2; нормальная взлетная масса — 360 кг;
максимальная скорость у земли — 125 км/ч; практический потолок — 600 м;
продолжительность полета — 4 ч; экипаж — 1 чел.
В мае 1924 года взлетает АНТ—2, первый отечественный самолёт, построенный целиком из металла. Он открыл совершенно новую страницу в истории отечественной авиации.
АНТ-2
Основные данные опытного самолета АНТ-2:
длина самолета — 7,6 м; размах крыла — 10,45 м; высота самолета — 2,12 м;
площадь крыла — 17,89 м2; нормальная взлетная масса — 837 кг;
максимальная скорость у земли — 207 км/ч; практический потолок -3300 м;
техническая дальность полета — 750 км; экипаж — 1 чел;
число пассажиров — 2 чел.
Начальник ВВС Красной Армии П.И. Баранов заинтересовался работами ЦАГИ и срочно оформил договор с ЦАГИ на постройку самолёта-разведчика АНТ—3 (Р—3) и выдал заказ на проектирование цельнометаллического бомбардировщика АНТ—4 (ТБ—1). Уже к 1925 году заказ был выполнен.
Пётр Ионович Баранов
В 1925 году Туполев первым в авиастроении внедряет в своём ОКБ макетирование конструкций. Сначала по готовым чертежам изготавливался деревянный макет нового самолёта в натуральную величину, что позволяло тщательно отработать все детали компановки, размещения приборов и оборудования. Метод макетирования позволял максимально сократить время на производство конструкции.
К Туполеву во второй половине 1920-х гг. приходит заслуженная слава.
АНТ-3 “ Пролетарий “
Модификация | АНТ-3 |
Размах крыла, м | 13.00 |
Длина самолета,м | 9.40 |
Высота самолета,м | 2.95 |
Площадь крыла,м2 | 37.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета | 1412 |
максимальная взлетная | 2400 |
Тип двигателя | 1 ПД Niper-Lion |
Мощность, л.с. | 1 х 450 |
Максимальная скорость, км/ч | 226 |
Крейсерская скорость, км/ч | 195 |
Практическая дальность, км | 560 |
Скороподъемность, м/мин | 294 |
Практический потолок, м | 5100 |
Экипаж, чел | 1 |
В 1929 г. летчик Шестаков на серийной АНТ—4, названной «Страна Советов», совершил перелёт по маршруту Москва—Нью-Йорк через Тихий океан. На таком же самолёте лётчик Томашевский установил несколько мировых рекордов.
АНТ-4 ( ТБ-1 )
Модификация | АНТ-4 |
Размах крыла, м | 28.70 |
Длина, м | 18.00 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 | 120.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета | 4630 |
максимальная взлетная | 7928 |
топлива | 2350 |
Тип двигателя | 2 ПД BMW-VI |
Мощность, л.с. | 2 х 680 |
Максимальная скорость , км/ч | 207 |
Крейсерская скорость , км/ч | 186 |
Практическая дальность, км | 1425 |
Скороподъемность, м/мин | 143 |
Практический потолок, м | 3600 |
Экипаж | 4 |
Однако на родине Андрея Николаевича дела шли не так хорошо. Артель «Батрак» вскоре была переименована в товарищество «Пустомазово». В июне 1924 года вопрос о Пустомазове рассматривает Кимрская уездная земельная комиссия и постановляет: «Признать имение Туполевых госимуществом».
Однако ни характеристика, ни ходатайство начальника ВВС РККА П.И. Баранова об оставлении Туполевым участка земли с садом не помогли. Взамен Туполевым предлагались на выбор усадьба «Никольское» в Тверском уезде или хутор «Отрадное» в Вышневолоцком уезде Брусовской волости. Ссылаясь на бездорожье, Андрей Николаевич просит усадьбу «Цедилово» в Кашинской волости, и его просьбу удовлетворили.
Уже тогда, когда земляки изгнали из отцовского дома главного конструктора самолётов «Пролетарий» и «Страна Советов», во французском журнале «Крылья» писали: «Знаменитый Туполев, чей раскатистый смех распространяется по всей Европе».
В 1930-е годы встречи с Туполевым ищет известный писатель-фантаст Герберт Уэллс, безошибочно предсказавший десятки важнейших открытий XX века. Знакомство Уэллса и Туполева произошло на океанском лайнере «Бремен», на котором правительственная комиссия советских авиационных специалистов следовала в Нью-Йорк.
А.Н. Туполев и А.А. Архангельский на корабле по пути в Нью-Йорк
Андрей Николаевич играл с писателем в бильярд, подолгу гулял с ним на палубе, общаясь через переводчика, которым была его жена Юлия Николаевна.В 1932 г. был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3, с помощью которого в 1937 г. была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе.
ТБ-3
Модификация | ТБ-3 |
Размах крыла, м | 41.80 |
Длина, м | 25.10 |
Высота, м | 8.5 |
Площадь крыла, м2 | 234.50 |
пустого самолета |
|
нормальная взлетная | 18877 |
Тип двигателя | 4 ПД МФ-34ФРН |
Мощность, л.с. | 4 х 900 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
у земли | 245 |
на высоте | 300 |
Крейсерская скорость , км/ч | 182 |
Практическая дальность, км | 2000 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 75 |
Практический потолок, м | 8000 |
Экипаж | 4 |
Вооружение: | четыре 7.62-мм пулемета ДА, 3000 кг бомб |
экспедиция на Северном Полюсе “ СП-1 “
В 1934 г. появился многомоторный самолёт модели «Максим Горький», который имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.
АНТ-20 “ Максим Горький “
Модификация | АНТ-20 |
Размах крыла, м | 63.00 |
Длина самолета, м | 33.00 |
Высота самолета, м | 12.80 |
Площадь крыла,м2 | 486.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета | 28500 |
максимальная взлетная | 42000 |
топлива | 7150 |
Тип двигателя | 8 ПД М-34ФРН |
Мощность, л.с. | 8 х 900 |
Максимальная скорость, км/ч | 220 |
Крейсерская скорость, км/ч | 198 |
Практическая дальность, км | 1200 |
Практический потолок, м | 4500 |
Экипаж, чел | 5 |
Полезная нагрузка: | до 48 пассажиров |
В 1933 г. состоялся первый полет нового самолета АНТ-25. Шеф-пилотом, испытывавшим самолеты АНТ-25, был М.М. Громов.
На этом самолете были совершены легендарные перелеты Москва — Земля Франца-Иосифа-Петропавловск-на-Камчатке В. Чкаловым, Г. Байдуковым и А. Беляковым 22.07.1936 г. и Москва — Северный полюс — США экипажами В. Чкалова и М. Громова.
экипаж Михаила Михайловича Громова
Модификация | АНТ-25 |
Размах крыла, м | 34.00 |
Длина самолета, м | 13.00 |
Высота самолета, м |
|
Площадь крыла,м2 | 87.10 |
Масса, кг |
|
пустого самолета | 3784 |
максимальная взлетная | 10000 |
Тип двигателя | 1 ПД М-34Р |
Мощность, л.с. | 1 х 900 |
Максимальная скорость у земли, км/ч | 244 |
Крейсерская скорость, км/ч | 165 |
Практическая дальность, км | 10800 |
Практический потолок, м | 7850 |
Экипаж, чел | 3 |
Судьба подарила А.Н. Туполеву как бы две творческие жизни. Первая — это всё, что связано с рождением самолётов АНТ, кончившаяся арестом в 1937 году вместе с членами группы работников ЦАГИ, побывавшими незадолго до того во Франции и США, где, в частности, была куплена лицензия на постройку в СССР всемирно известного пассажирского самолёта «Дуглас». Этот факт был воспринят Сталиным как «вредительство».
ордер на арест А.Н. Туполева
здание ЦКБ-29 ( бериевская “ шарага “ ) на ул. Радио в Москве
Вторая творческая жизнь авиаконструктора А.Н. Туполева началась за ключей проволокой бериевской «шараги» (1937—1941), где он со своими товарищами создал первый самолёт марки ТУ. Это был фронтовой бомбардировщик ТУ—2, успевший повоевать на фронте и признанный специалистами лучшей в своей категории машиной Великой Отечественной войны.
ТУ-2
Модификация | Ту-2 |
Размах крыла, м | 18.86 |
Длина, м | 13.80 |
Высота, м | 4.13 |
Площадь крыла, м2 | 48.52 |
Масса, кг |
|
пустого самолета | 7601 |
нормальная взлетная | 10538 |
максимальная взлетная | 11768 |
Топливо, л | 2200 |
Тип двигателя | 2 ПД Швецов АШ-82 |
Мощность, л.с. | 2 х 1850 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
у земли | 444 |
на высоте | 521 |
Практическая дальность, км | 2020 |
Скороподъемность, м/мин | 490 |
Практический потолок, м | 9000 |
Экипаж | 4 |
Вооружение: | две 20-мм пушки ШВАК , три 7.62-мм пулемета ШКАС и один 12,7-мм пулемет УБТ |
Продолжение смотрите на сайте : Для Продвинутых – Полководцы – А.Н. Туполев Часть II
lemur59.ru