Стратегические бомбардировщики США | Военное оружие и армии Мира

На вооружении стратегической бомбардировочной авиации ВВС США в настоящее время состоят бомбардировщики трех типов: В-52Н, В-2А и переориентированный на выполнение неядерных задач В-1В (с технической точки зрения, способный решать и ядерные задачи). Согласно существующим планам, все указанные типы ТБ сохранятся в составе стратегической авиации США до 2035-2040 гг. Их общее планируемое количество – 156 ед. (76 В-52Н, 20 В-2А, 60 В-1В), из которых 96 бомбардировщиков (44 В-52Н, 16 В-2А, 36 В-1В) будут использоваться для непосредственного выполнения боевых задач. Таким образом, в составе СЯС США может насчитываться 60 ТБ-носителей ядерного оружия.

Развертывание ТВ В-52Н началось в мае 1961 г., В-1В – в июле 1985 г., В-2А – декабрь 1993 г. Основные силы стратегической бомбардировочной авиации сосредоточены в 8-й и 12-й воздушных армиях авиационного командования ВВС, одна эскадрилья (8 В-52Н) – в составе резерва ВВС.

Основным тактическим формированием стратегической авиации является тяжелое бомбардировочное авиационное крыло. В его составе: одна – три боевые эскадрильи. В составе эскадрильи (в зависимости от типа ТБ, находящегося на вооружении крыла) – 12 бомбардировщиков В-52Н, В-1В либо 8 бомбардировщиков В-2А.

Тяжелые бомбардировщики, предназначенные для непосредственного выполнения боевых задач (96 ед.), базируются на 5 авиабазах.

Передовые АвБ США за рубежом, на которых предусматривается возможность размещения ТБ: Фэлфорд (Великобритания), Андерсен (остров Гуам), Эль-Удейд (Катар), Диего-Гарсия (архипелаг Чагос).

Стратегические бомбардировщики В-52Н вошли в состав ВВС США в начале 1960-х годов и на сегодняшний день остаются единственной модификацией бомбардировщиков В-52. Этим бомбардировщикам отводится особая роль, поскольку они будут оставаться единственным в ВВС США средством доставки стратегических ядерных КР (типа AGM-129A). Вместе с тем, будет последовательно расширяться их потенциал по доставке и неядерных средств поражения.

Современные требования к бомбардировщику заключаются в том, что он должен быть способен выполнять боевые задачи в условиях противодействия противника, поражать рассредоточенные и одиночные цели, проникать к целям на малой высоте через зону ПВО, обеспечивать пуск КР вне территории противника.

За годы существования самолета были проведены многочисленные усовершенствования его конструкции. В настоящее время осуществляется модернизация В-52Н в рамках программы CEM (Conventional Enhancement Modification). В частности, универсальные узлы подвески в грузоотсеке дорабатываются для размещения противокорабельных ракет AGM-84 «Гарпун», осуществляется вооружение бомбардировщика мощными тактическими ракетами класса «воздух-поверхность» AGM-142 «Рэптор», совершенствуется система радиоэлектронного противодействия, самолеты оснащаются приемниками системы спутниковой навигации GPS и др. Стоимость модернизации одного самолета оценивается в 2,25 млн. долларов.

Стратегический бомбардировщик В-2 относится к третьему поколению американских малозаметных самолетов. Бомбардировщик выполнен с использованием технологии «стелс», по схеме «летающее крыло» (что увеличивает подъемную силу и снижает общее сопротивление воздуха, действующее на самолет). Планер самолета изготовлен в основном из титановых и алюминиевых сплавов с широким применением углепластиков.

Работы по технологии «стелс» начались в США в 1965 г. Причиной тому явились большие потери авиации от средств ПВО во время войны в Северном Вьетнаме. Исследования по уменьшению поражаемости боевых самолетов шли по двум направлениям: увеличение живучести летательных аппаратов и уменьшение их радиолокационной заметности. Именно тогда американские ВВС подписали контракт на проведение широкомасштабных НИОКР по уменьшению эффективной площади рассеивания (ЭПР) летательных аппаратов.

В начале 1979 г. ВВС США выдали основным авиастроительным фирмам требования на создание малозаметного дозвукового стратегического бомбардировщика. Тендер на разработку нового бомбардировщика выиграла фирма «Нортроп», участие в программе создания самолета приняли также фирмы «Боинг» (радиоэлектронное оборудование), «Дженерал электрик» (двигатели) и «Линг-Тимко Воут» (новые материалы и конструкции»).

В 1981 г. был подписан контракт на разработку бомбардировщика, а в 1987 г. самолет «невидимка» получил официальное обозначение В-2. Первый полет В-2 совершил в июле 1989 г. с аэродрома Летно-испытательного центра ВВС США авиабазы Эдвардс. На вооружение бомбардировщик В-2 был принят в 1993 г.

Первоначально планировалось, что ВВС США закупят 132 бомбардировщика В-2 на сумму 22 млрд. долларов. Однако к 1988 г. стоимость контракта увеличилась до 70 млрд. долларов, а к 1991 г. она возросла ещё на несколько млрд. долларов, в то время как потребность в большом парке таких самолетов, из-за произошедших к тому времени кардинальных изменений в мире, резко снизилась. В этих условиях конгресс США принял решение закупить 20 В-2. В последующем было спланировано проведение модернизации базовой модели В-2 для оснащения этих бомбардировщиков обычными вооружениями и тогда общее количество закупаемых самолетов было определено в 21 единицу.

Первые самолеты В-2 начали поступать в ВВС в декабре 1993 г. Самолеты выпускались тремя сериями: 15 самолетов 10-й серии (1993-1994 гг.), 4 самолета 20-й серии (1996 г.) и 2 самолета 30-й серии (1997 г.).

Самолеты 10-й и 20-й серий способны применять только свободно падающие бомбы как в ядерном (20 бомб В-61 общей массой 6360 кг или 16 бомб В83 общей массой 17420 кг), так и в обычном снаряжении. Самолеты 30-й серии за счет доработки системы управления оружием могут применять и ракетное вооружение. Окончательную доводку всех В-2 по стандарту «30» ожидается завершить только к 2014 г. По сообщениям представителей ВВС США, в 2007 г. были завершены испытания по размещению в бомбоотсеке В-2 сверхтяжелой бомбы MOP (Massive Ordnance Penetrator) калибра 15 т, предназначенной для поражения высокозащищенных целей. Бомба снабжена системой GPS-наведения, способна проникать в грунт и детонировать на глубине свыше полусотни метров. Она имеет длину 6,25 м, диаметр – 0,8 м, вес заряда – 2,5 т (по поражающему воздействию он на порядок превосходит авиабомбу BLU-109). Бомбардировщик В-2 может брать две такие бомбы.

В настоящее время в боевом составе находится 20 самолетов В-2 (один самолет 10-й серии потерпел катастрофу в феврале 2008 г.), из них – 16 предназначено только для выполнения боевых задач, 3 – используются в качестве тренировочных, 1 – летающая лаборатория для отработки планируемых к принятию на вооружение высокоточных систем оружия и других работ, связанных с продолжающейся доработкой и модернизаций самолета.

Предполагается, что существующий парк бомбардировщиков В-2 будет поддерживаться до 2035-2045 гг.

Появлялись сообщения о возможной модернизации и воспроизводстве бомбардировщика в варианте «B-2C» (индекс «С» означает «неядерный» вариант бомбардировщика). Однако ВВС пока не заинтересованы в данной программе и сосредотачивают все силы на разработке беспилотных ударных средств как летательных аппаратов следующего поколения.

Стратегический бомбардировщик В-1В Lancer с крылом изменяемой геометрии, разработанный фирмой Rockwell. Он предназначен для поражения стратегических целей противника с применением как обычного, так и ядерного оружия, а также для оказания поддержки силам общего назначения.

К концептуальным исследованиям нового стратегического самолета в США приступили в 1961 г. Для формирования его облика в период с 1961-1965 гг. была выполнена серия НИР. Исследования подтвердили, что для успешного проникновения к сильно защищенным объектам в глубине советской территории стратегическому бомбардировщику требуется высокая околозвуковая (или малая сверхзвуковая) скорость на малой высоте. В то же время, для повышения оперативности и гибкости боевого применения самолет должен быть способен совершать полет на большой высоте с умеренной (М=2,0-2,5) сверхзвуковой скоростью. Однако основным режимом крейсерского полета на межконтинентальную дальность все же должен быть дозвуковой (М=0,80-0,85) режим, выполняемый на оптимальных по расходу топлива высотах. Эти выводы и были положены в основу начавшейся в 1965 г. программы по созданию многорежимного стратегического самолета, оснащаемого ядерными авиационными бомбами и ракетами малой дальности SRAM. В мае 1969 г. программа получила официальное обозначение – В-1.

В ноябре 1969 г. ВВС США объявили о конкурсе на бомбардировщик, который смог бы заменить B-52. В июне 1970 г. были заключены контракты на НИОКР, испытание и оценку пяти самолетов В-1A для летных испытаний. В декабре 1974 г. в воздух поднялся первый опытный образец, а предсерийный самолет поднялся в воздух в феврале 1979 г. В июне 1977 г. президент США Дж. Картер отказался от программы производства самолетов В-1 в пользу программы создания крылатых ракет.

C приходом к власти администрации Р. Рейгана программа испытаний В-1 как основного американского многоцелевого сверхзвукового стратегического бомбардировщика возобновилась. В октябре 1981 г. президент Рейган объявил о своем намерении заказать 100 бомбардировщиков В-1В Lancer для ВВС США. По сравнению с первоначальным вариантом В-1В имел усиленную конструкцию корпуса, а также шасси повышенной прочности, позволявшей совершать взлет и посадку с большим максимальным весом. Первый полет В-1В состоялся в октябре 1984 г.

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик В-1В состоит на вооружении ВВС США с середины 1985 г. Первые поставки бомбардировщиков в войска начались в июне 1985 г. и завершились в конце апреля 1988 г.

В 1992 г. ВВС США приняли трехэтапную программу модернизации парка В-1В, рассчитанную на 10 лет. Если в 1980-х годах В-1В рассматривали лишь в качестве носителя ядерного оружия (AGM-69, В61,В83), то в начале 1990-х годов, когда вероятность широкомасштабной войны между США и Россией значительно уменьшилась, а в мире, утратившем биполярность, возросли угрозы локальных войн, самолет начали переориентировать на доставку обычных средств поражения. Как сверхзвуковой самолет, В-1В имеет меньший ресурс планера, чем дозвуковые В-52Н и В-2. К настоящему времени израсходовано приблизительно 1/3 ресурса этих самолетов. Для его продления предлагают ограничить полеты В-1В на малых высотах. Это позволит сохранить В-1В в строю до 2037 г.

Ядерные вооружения тяжелых бомбардировщиков

Основным оружием бомбардировщиков – носителей ядерных боеприпасов являются крылатые ракеты большой дальности AGM-86В и AGM-129.

С принятием на вооружение крылатых ракет воздушного базирования AGM-86В произошел существенный скачок боевых возможностей тяжелых бомбардировщиков. Разработка ракеты велась в рамках программы ALCM (Air Launched Cruise Missile), начиная с июля 1973 г.

Первый пуск ракеты, получившей обозначение AGM-86А, состоялся в марте 1976 г., но уже в 1977 г. было решено разрабатывать усовершенствованную КРВБ AGM-86В. При этом ставилась цель – максимальная унификация перспективных КР, разрабатываемых для ВВС и ВМС США. В частности, крылатые ракеты должны были оснащаться единой системой коррекции траектории полета по изображению рельефа местности, иметь унифицированные ракетные двигатели, оснащаться ядерным зарядом W80.

Первый пуск КР AGM-86В состоялся в 1979 г. Носителями этих ракет стали тяжелые бомбардировщики В-52G, а позже и B-52H. В 1981 – 1990 гг. под эти КР было модифицировано 99 В-52G и 96 B-52H (всего 195 бомбардировщиков).

Ракета имела дальность полета 2500 км, ядерную боевую часть, высокую точность стрельбы (для обеспечения высокой точности стрельбы ракета была оснащена корреляционной системой TERCOM, включающей радиовысотомер, ЭВМ и набор эталонных карт районов по маршруту полета). При условии запуска КР приблизительно с дальности 350 км от границ СССР, воздействию этих ракет могло подвергнуться около 85 процентов всех возможных объектов поражения на территории страны. На внешних узлах подвески одного самолета могли размещаться 12 ракет (по 6 на одном пилоне под каждой консолью крыла). В 1988 – 1993 гг. бомбардировщики B-52H были дооснащены еще 8 КР AGM-86В (на унифицированной многопозиционной внутрифюзеляжной пусковой установке) и, таким образом, один самолет B-52H получил способность нести до 20 КР.

КР AGM-86В стали поступать в войска в 1982 г. Этими ракетами планировалось оснастить и сверхзвуковые стратегические бомбардировщики В-1В, которые стали поступать в части САК ВВС в июле 1985 г., однако в силу различных причин эта программа так и не была реализована. Всего до завершения производства в 1986 г. на заводах фирмы «Боинг» было выпущено более 1715 ракет AGM-86В.

В 1982 г. по заказу ВВС США началось исследование возможности создания новой КР по программе ACM (Advanced Cruise Missile) с использованием технологии «стелс» («невидимка»), поскольку считалось, что КРВБ первого поколения слишком уязвимы для средств ПВО противника. Предполагалось, что новые ракеты должны заменить все КР AGM-86B. В 1983 г. была начата полномасштабная разработка КР по программе ACM, целью которой было создание стратегической высокоточной системы авиационного оружия – крылатой ракеты, имеющей сниженную заметность и увеличенную дальность стрельбы, позволяющую уничтожать цели противника без захода самолета-носителя в зону действия его ПВО. Ракета получила обозначение AGM-129А.

Первое летное испытание КР AGM-129А состоялось в середине 1985 г., в середине 1990 г. началось их производство. Дальность действия этих ракет была увеличена до 3000 км, точность (КВО) составила 30-90 м. Высокая точность стрельбы AGM-129А обеспечивается системой управления и наведения, представляющей собой комбинацию инерциальной системы (работает на всех участках полета), системы коррекции траектории по изображению рельефа местности TERCOM (работает на среднем и конечном участках полета) и высокоточного доплеровского лазерного измерителя скорости и сноса. По сравнению с AGM-86В повышенная точность обеспечивается не только за счет применения новых узлов и электроники (бортовая цифровая ЭВМ, лазерные гироскопы, акселерометры, барометрический высотомер), но и благодаря программно-математическому обеспечению нового поколения. Для снижения радиолокационной заметности (минимально возможной эффективной поверхности рассеивания) в конструкции ракеты использован ряд мер, включая изготовление корпуса из радиопоглощающих материалов, применение крыльев и хвостовых стабилизаторов обратной стреловидности, заостренного носового корпуса и др. На ракете применен тот же ядерный заряд с изменяемой мощностью W80-1, что и в КРВБ AGM-86В. Этими ракетами были оснащены ТБ В-52Н (предполагавшееся развертывание этих КР на ТБ В-2А и В-1В столкнулось с рядом различных проблем и потому было решено отказаться от их оснащения ракетами AGM-129А).

Первоначально планировалось изготовить 2500 таких КР, потом это количество было сокращено до 1460 ед., а затем и до 1000 ед. В январе 1992 г. было объявлено, что число произведенных ракет не превысит 640 ед. В сентябре 1993 г. сборочные линии после выпуска 509 КР данного типа были закрыты.

В 1985 г. ВВС США начали исследования на предмет усовершенствования ракеты AGM-129А. Новый вариант – AGM-129В должен был оснащаться проникающей термоядерной БЧ, иметь меньшую массу и оснащаться электроникой нового поколения. Однако в 1991 г. решением Конгресса программа была закрыта.

Сообщалось также о программе разработки неядерной модификации ракеты – AGM-129С. Однако эта программа не вышла из стадии эскизного проектирования.

Таким образом, в США имеется только одна модификация КР данного типа – AGM-129А. В марте 2007 г. ВВС США объявили о снятии ракет AGM-129А с вооружения и закладке их к концу 2008 г. на длительное хранение. Согласно опубликованным данным, по состоянию на август 2007 г. ВВС США имели около 460 КР AGM-129А. Дальнейшая судьба этих ракет пока неизвестна, однако можно предположить, что они будут модифицированы до уровня высокоточных КР с неядерной осколочно-фугасной или проникающей БЧ. На вооружении стратегической авиации США находятся также авиационные ядерные бомбы типов: В61-7, В61-11 и В83.

Термоядерная бомба B61. Разработка бомбы началась в 1961 г., технологическое проектирование – в 1965 г., начало полномасштабного производства – в 1968 г. после решения целого ряда технических проблем. Всего было разработано 11 вариантов (модификаций) ядерной бомбы В61, из них два варианта (В61-7 и В61-11) в настоящее время находятся на вооружении стратегической авиации. Бомба В61-7 была принята на вооружение в сентябре 1985 г., В61-11 – в ноябре 1997 г.

Основная особенность бомбы В61, как авиационного оружия – высокая точность бомбометания и возможность сброса на сверхзвуковой скорости (до 1,4 М) на предельно малых высотах (50 м и ниже). Бомба имеет длину 3,58 м, диаметр – около 33 см и вес примерно 345 кг (может варьироваться в зависимости от модификации, вес В61-11 – около 540 кг). Система автоматики бомб В61-7, -11 обеспечивает 5 вариантов срабатывания, в том числе наземный взрыв с временной задержкой (на 31 и 81 секунду).

Мощность бомб В61-7, -11 – переменная, диапазон мощностей лежит в пределах от 1 кт до 350 кт.

Бомба В61-11 – с усиленным корпусом и замедленным действием взрывателя, что позволяет ей проникать на несколько метров в грунт до взрыва, обеспечивая уничтожение особо укрепленных целей. Ожидалось, что В61-11 будет поражать цели на глубине до 100 м. Однако, проведенные испытания показали малую глубину проникания в сложные грунты (3-15 м).

Общее количество бомб В61-7 оценивается в 600-610 ед., В61-11 – 50 ед. По планам Министерства обороны США ядерные бомбы В61 будут оставаться на вооружении стратегических сил, по крайней мере, до 2025 г.

Бомба В83  – самая современная термоядерная бомба мегатонного класса. Она является первым американским ядерным боеприпасом, поступившим на разработку с требованием применения нечувствительного к действию огня ВВ. Мощность бомбы составляет 1,2 Мт, ее вес – 1100 кг. Принята на вооружение ВВС США в сентябре 1985 г. Система автоматики обеспечивает пять, аналогичных В61, вариантов срабатывания. Бомба позволяет осуществлять точное низковысотное сверхзвуковое бомбометание.