Танк «Абрамс» США характеристики

Танки

Самолеты

Танк М1 «Абрамс» оснащен системой защиты от оружия массового поражения, которая в случае необходимости обеспечивает подачу очищенного воздуха от фильтровентиляционной установки к маскам членов экипажа, а также создает избыточное давление в боевом отделении, чтобы предотвратить попадание в него радиоактивной пыли или отравляющих веществ. Имеются приборы радиационной и химической разведки. Температура воздуха внутри танка может повышаться с помощью обогревателя. Для внешней связи служит радиостанция АМ/УРС-12, для внутренней — танковое переговорное устройство.Для кругового обзора по периметру командирской башенки установлены шесть смотровых перископов. Электронный (цифровой) баллистический вычислитель, выполненный на твердотельных элементах, с довольно высокой точностью рассчитывает угловые поправки для стрельбы. От лазерного дальномера в него автоматически вводятся значения дальности до цели, скорость бокового ветра, температура окружающего воздуха и угол наклона оси цапф пушки.

Кроме этого, вручную вводятся данные о типе снаряда, барометрическом давлении, температуре заряда, износе канала ствола, а также поправки на рассогласование направления оси канала ствола и линии прицеливания. После обнаружения и опознавания цели наводчик, удерживая на ней перекрестие прицела, нажимает на кнопку лазерного дальномера. Значение дальности отображается в прицелах наводчика и командира. Затем наводчик выбирает тип боеприпаса путем установки четырехпозиционного переключателя в соответствующее положение. Заряжающий тем временем заряжает пушку. Световой сигнал в прицеле наводчика оповещает, что орудие готово к открытию огня. Угловые поправки от баллистического вычислителя вводятся автоматически. В качестве недостатков отмечаются наличие только одного окуляра в прицеле наводчика, что утомляет глаза, особенно во время движения танка, а также отсутствие прицела командира танка, независимого от прицела наводчика.

Боевой танк М1 «Абрамс» на марше.

Моторно-трансмиссионное отделение расположено в кормовой части машины. Газотурбинный двигатель АОТ-1500 выполнен в одном блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией Х-1100-ЗВ. В случае необходимости блок целиком может быть заменен менее чем за 1 час. Выбор газотурбинного двигателя объясняется рядом его преимуществ по сравнению с дизелем той же мощности. Прежде всего это возможность получения большей мощности при меньшем объеме газотурбинного двигателя. Кроме того, последний имеет примерно вдвое меньшую массу, относительно простую конструкцию и в 2-3 раза больший ресурс работы. К тому же он лучше удовлетворяет требованиям многотопливности.

Вместе с тем отмечаются такие его недостатки, как повышенный расход топлива и сложность воздухоочистки. АОТ-1500 является трехвальным двигателем с двухрасходным осецентробежным компрессором, индивидуальной камерой сгорания тангенциального расположения, двухступенчатой силовой турбиной с регулируемой сопловым аппаратом первой ступени и стационарным кольцевым пластинчатым теплообменником. Максимальная температура газа в турбине составляет 1193°С. Скорость вращения выходного вала — 3000 об/мин. Двигатель имеет хорошую приемистость, что обеспечивает танку М1 «Абрамс» разгон до скорости 30 км/ч за 6 секунд. Автоматическая гидромеханическая трансмиссии Х-1100-ЗВ обеспечивает четыре передачи переднего хода и две заднего.

Она состоит из гидротрансформатора с автоматической блокировкой, планетарной коробки передач и бесступенчатого гидростатического механизма поворота. Ходовая часть танка включает по семь опорных катков на борт и две пары поддерживающих роликов, торсионную подвеску, а также гусеницы с резинометаллическими накладками. На базе танка М1 «Абрамс» созданы машины специального назначения: тяжелый танковый мостоукладчик, катковый минный трал и бронированная ремонтно-эвакуационная машина мостоукладчик НАВ.

Башня основного танка М1 «Абрамс».

Перспективный американский основной боевой танк «Блок III» разрабатывается на базе танка «Абрамс». Он имеет небольшую башню, автомат заряжания и экипаж из трех человек, располагающихся в корпусе танка плечом к плечу.

Тактико-технические характеристики основного боевого танка М1А1/М1А2 «Абрамс»
Боевая масса, т 57,15/62,5
Экипаж, чел 4

Габаритные размеры, мм:

длина с пушкой вперед 9828
ширина 3650
высота 2438
клиренс 432/482
Броня, мм комбинированная с применением обедненного урана

Вооружение:

М1 105-мм нарезная пушка М68Е1; два 7,62-мм пулемета;12,7-мм зенитный пулемет
М1А1/М1А2 120-мм гладкоствольная пушка Rh-120, два 7,62-мм пулемета М240 и 12,7-мм пулемет «браунинг» 2НВ

Боекомплект:

М1 55 выстрелов, 1000 патронов калибра 12,7- мм, 11400 патронов калибра 7,62 мм
М1А1/М1А2 40 выстрелов, 1000 патронов калибра 12,7-мм, 12400 патронов калибра 7,62 мм
Двигатель «Лайкоминг текстрон» АGТ-1500, газотурбинный, мощность 1500 л.с. при 3000 об/мин
Удельное давление на грунт, кг/см 0,97/1,07
Скорость по шоссе, км/ч 67
Запас хода по шоссе, км 465/450

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м 1,0
ширина рва, м 2,70
глубина брода, м 1,2

Источники:

  • Н. Фомич. «Американский танк М1 «Абрамс» и его модификации», » Зарубежное военное обозрение»;
  • М. Барятинский. «Чьи танки лучше: Т-80 против «Абрамса»;
  • Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг»;
  • M1 Abrams [Biblioteka Magazynu Nowa Technika Wojskowa №2];
  • Спасибухов Ю. «M1 Abrams. Основной боевой танк США»;
  • Tankograd Publishing 2008 «M1A1/M1A2 SEP Abrams Tusk»;
  • Wydawnictwo Bellona «M1 Abrams Czolg Amerykanski 1982-1992»;
  • Steven J.Zaloga «M1 Abrams vs T-72 Ural: Operation Desert Storm 1991»;
  • Michael Green «M1 Abrams Main Battle Tank:The Combat and Development History of the General Dynamics M1 and M1A1 Tanks».

wikiwar.ru

танк Абрамс | Армия и вооружение

История танка Абрамс восходит своими корнями к 1960-ым годам, когда Соединенные Штаты объединились с ФРГ, с целью создания универсального танка для блока НАТО. Проект перспективного ОБТ МВТ-70 начал разрабатываться союзниками на основе практики применения танков в период второй мировой войны. К концу 60-х годов были подготовлены 3 прототипа, все они имели вес около 50 тонн и рассчитывались на экипаж из 3 танкистов. Бронемашина была оснащена автоматом заряжания, сконструированной фирмой «Аллисон« (филиал концерна «Дженерал моторc»), а также имела многотопливный двигатель в 1350 л.с. Но позже партнёры разошлись во мнениях, потому как Соединенные Штаты стремились к боевой машине, обладающей небольшим калибром пушки, но способными производить стрельбу существовавшими боеприпасами, а ФРГ хотели видеть танк с пушкой большого калибра.

В начале 70-х США отказались от сотрудничества с ФРГ в конструировании единого танка, и опытный образец под индексом ХМ803 так и остался прототипом. Подталкиваемые гонкой вооружения с Советским Союзом, Соединенные Штаты занялись созданием собственного ОБТ под названием ХМ1.



XM1 прототипы.
Испытательный полигон армии США в
Мэриленде. 06.06.1987

Своё тривиальное название — «Абрамс«, танк приобрёл от имени главнокомандующего американскими войсками во Вьетнаме.
Генерал Абрамс, будучи начальником штаба сухопутных войск, на первых порах лично управлял разработкой.

На первом этапе из армии были взяты эксперты, которые выдвинули ряд требований к перспективной машине. Затем теоретические характеристики рассматривались и обрабатывались фирмами «Дженерал моторc» и «Крайслер». В 1976 году после ряда испытаний, составленных на конкурсной основе, военные избрали вариант танка, спроектированный фирмой «Крайслер».

Первые серийные ОБТ М1 “Абрамс” были изготовлены в 1980 г. на государственном танковом заводе в Лиме, шт. Огайо, но массовое изготовление стартовало лишь в сентябре  1981 г. В  1982 г. танковое отделение фирмы Крайслер Корпорэйшн приобрело отделение Лэнд Системз, крупнейшей американской военно-промышленной корпорации Дженерал Дайнемикс. В том же году началось серийное производство “Абрамсов” еще на одном государственном танковом заводе — Детройтском арсенале, г.Уоррен, шт. Мичиган. Оба завода взяты в аренду корпорацией Дженерал Дайнемикс. Нормальный темп производства составлял 70 танков в месяц, рекордным стал октябрь  1986 г., когда танкостроители обоих заводов выдали 103 “Абрамса”. Производство “базового” варианта Ml завершилось в январе 1985 г., в общей сложности было построено 2374 танка данной модификации.

Характеристики танка М1.

Конструкция танка Абрамс М1
и вооружение.

Сварной корпус имеет верхний лобовой бронелист, расположенный под большим углом к вертикали, это снижает его пробиваемость против бронебойных снарядов.

Спереди корпуса локализована кабина управления в 2,5 м3. Механик-водитель располагается на мягком сиденье, которое может регулироваться по высоте.

Место механика-водителя.

В случае закрытия люка, он сидит с приподнятыми ногами полулёжа. Доступ механика-водителя к своему рабочему месту возможен при развернутой стволом назад башне  лишь через люк в верхнем лобовом бронелисте (аварийный люк в днище корпуса отсутствует). В крышке люка монтируется три неподвижных перископических прибора наблюдения. Органы управления движением танка включают Т-образный штурвал мотоциклетного типа, связанный через соответствующий рычаг с автоматической трансмиссией. Спереди колонки находится рычаг переключения передач, устанавливаемый в положение «нейтраль», «задний ход» и «передний ход» (два). Регулировка подачи топлива осуществляется вращением наконечников рукояток рулевой колонки.

В средней части корпуса и башне располагается боевое отделение (10,4 м3). В данном отделении справа от орудия находятся места командира и наводчика, слева — вращающееся сиденье заряжающего. Сиденье командира Абрамса может опускаться при закрытом люке, и подниматься — по-походному после открытия люка.

Схема расположения членов экипажа в танке М1.

Место командира (сзади) и наводчика (справа).

Башня включает нарезную 105-мм пушку М68Е1, которая стабилизирована в 2-х плоскостях, а также  7,62-мм калибра пулемет М240  спаренный с ней. Орудие наводится под углами -9° до +20° по вертикали.

Основная часть боекомплекта пушки находится в корме башни в бронированных контейнерах (44 выстрела), а остальные 11 выстрелов располагаются перед заряжающим на полике башни (3) и в бронированных ящиках в корпусе (8). Выстрелы для пушки подразделяются на:  М774 и М883 (сердечники из обедненного урана), бронебойные  подкалиберные с оперенными снарядами с отделяющимся поддоном М735 (сердечник из вольфрама), М494 (снарядами с готовыми стреловидными поражающими элементами), М456 (кумулятивные), М416 (дымовые).

На башне установлен зенитный пулемет Браунинг М2 12,7-мм. Он может наводиться под углами -10°до +65°. Перед люком заряжающего дополнительно монтирован MAG-58. Боекомплект к пулеметам состоит из 11.400 патронов  7,62-мм калибра и 1000 12,7-мм патронов. В целях защиты на каждом борте башни располагаются 66-мм шести- или восьмиствольные гранатометы M250 (либо M257) для стрельбы дымовыми гранатами, боекомплект — 12 гранат, дальность стрельбы —  30 м.

Гранатометы M250 и M257.

В танке также имеется дополнительное вооружение: 5,56-мм винтовка М-16А2 с 210 патронами, ручной 40-мм гранатомет с 18 гранатами, четыре 9-мм пистолета с 400  патронами и 8 ручных гранат M67.

На танке М1А1 105-мм нарезная пушка была заменена 120-мм гладкоствольной пушкой немецкой фирмы Ремингтон. В Соединенных Штатах немецкое орудие переработали, изменив конструкцию люльки и казенника. В связи с более массивными снарядами, боекомплект танка снизился до 40 выстрелов. В его состав: М827 (бронебойные подкалиберные боеприпасы с вольфрамовым сердечником) и М829 с сердечником из обедненного урана. Не исключена возможность применения штатных германских боеприпасов — оперенных бронебойных  подкалиберных и многоцелевых кумулятивно-осколочных снарядов. В СУО добавилась новая функция — расчёт расхода боеприпасов с помощью подсчёта откатов ствола.


Рис 2.
Компоновочная схема танка Ml «АБРАМС»
: 1 — 105-мм нарезная пушка; 2 — перископический прибор механика-водителя; 3 — 7,62-мм спаренный пулемет; 4 — телескопический прицел наводчика; 5 — наводчик; 6 — основной прицел наводчика; 7 -гранатомет для постановки дымовых завес; 8 — пульт управления командира танка; 9 -12,7-мм пулемет; 10 — основной прицел командира; 11 — прицел командира для ведения огня из пулемета; 12 — командир танка; 13 — 7,62-мм пулемет; 14 — люк; 15 — вспомогательный вентилятор; 16 — анемометр; 17 — отсек для боеприпасов; 18 — газотурбинный двигатель AGT-1500; 19 — воздушный фильтр; 20 — кормовые топливные баки; 21 — основной вентилятор: 22 — трансмиссия; 23 — воздухозаборник двигателя; 24 — заряжающий; 25 — патронная коробка спаренного пулемета; 26 — блоки электронной аппаратуры; 27 -передние топливные баки; 28 — механик-водитель; 29 — рулевая колонка; 30 — педаль тормоза; 31 — основной пульт управления.

Схема основного
боевого танка М1А1.


СУО

Прицел наводчика монтирован на крыше башни под бронеколпаком, в неактивном положении он прикрыт заслонкой. Прицел имеет тепловизионный канал ночного видения, лазерный дальномер и оптическую головку с 3- и 10-кратным увеличением. У тепловизора два уровня увеличения (3 и 10), обеспечивающих обнаружение целей в режимах большого (7,5 х 15°) и малого (2,5 х 5°) поля зрения. Лазерный дальномер и ИК-система изготовлены компанией Хьюз Эйркрафт. Определение расстояния до цели обеспечивается лазерным дальномером на дистанциях 0,2-8 км, а тепловизор используется для видения цели в темноте на дальностях до 2 км. Посредством электронной следящей системы прицел синхронно совмещён с орудием в вертикальной плоскости. Пульт управления связан с электрогидравлическими приводами стабилизатора орудия. У командира имеются приставка от основного прицела наводчика (может одновременно с ним вести наблюдение) и перископический прицел для стрельбы из 12,7-мм пулемета. Из пушки способны стрелять и командир и наводчик.

Орудие и спаренный с ним пулемет стабилизированы в 2-х плоскостях. Приводы стабилизации башни и пушки являются электрогидравлическими, изготовленные компанией Кадиллак Гейдж. Скорость наведения орудия составляет 6,3 град/с, а скорость  разворота башни — 23 град./с.

Также в танке имеются дополнительные монокулярные нестабилизированные прицелы, разработанные компанией Кол-морген: у командира — М919 с 3- кратным увеличением (он связан с крупнокалиберным пулеметом параллелограмным механизмом и находится в крышке люка), у наводчика — М920 с 8-кратным увеличением. Кроме прицельных устройств имеются призматические приборы для наблюдения за обстановкой. В командирской башне установлено 6 приборов, 1 призматический прибор на вращающейся основе имеет заряжающий.

Специалисты подчеркивают, что наводчик обладает гораздо большими возможностями по обнаружению целей в отличии о других членов экипажа. Более низкий уровень приборного оснащения заряжающего и механика-водителя оправдывается их загруженностью своими непосредственными функциональными обязанностями, а у командира танка — экономией средств. Так, командир может обнаружить цели с помощью либо окулярного отвода прицела наводчика, либо собственного перископического монокулярного прицела. Через последний можно вести наблюдение только днем, а монокулярный отвод прицела GPS не позволяет командиру проводить автономный (независимо от наводчика) поиск целей.

Американские конструкторы пытаются разрешить эту проблему и активно разрабатывают новые командирские приборы. Компания «Тексас инструментс» из США проектирует независимый тепловизионный прицел CITV (Commanders — Independent Thermal Viewer), который позволит командиру «Абрамса» осуществлять круговой обзор и обнаруживать цели днем, ночью и в условиях плохой видимости.

В системе управления огнём танка М1 применяется цифровой вычислитель ХМ21. Данные от сенсоров скорости цели, крена цапф орудия, ветровых и лазерного дальномера вводяся автоматически в баллистический вычислитель. Вручную вводятся только данные о барометрическм давлении, износе канала ствола, температуре заряда, типе боеприпаса, а также калибровочные данные выверки прицела.

После обнаружения и опознавания цели наводчик, удерживая на ней перекрестие прицела, нажимает на кнопку лазерного дальномера. Значение дальности отображается в прицелах наводчика и командира. Затем наводчик выбирает тип боеприпаса путем установки четырехпозиционного переключателя в соответствующее положение. Заряжающий тем временем заряжает пушку. Световой сигнал в прицеле наводчика оповещает, что орудие готово к открытию огня. Угловые поправки от баллистического вычислителя вводятся автоматически. В качестве недостатка отмечается наличие только одного окуляра в прицеле наводчика, что повышает утомляемость глаз, особенно во время движения танка.

Моторно-трансмиссионное отделение танка «Абрамс»

Двигатель и трансмиссия находятся в кормовой части танка. Автоматическая гидромеханическая трансмиссия Х-1100-3В локализована в общем блоке с газотурбинным двигателем AGT-1500.

Двигатель AGT-1500 в едином блоке с трансмиссией Х-1100-3В.

По мнению американских специалистов, ГТД по сравнению с дизелем той же мощности имеет меньшие габариты и массу, срок службы дольше в 2-3 раза, относительно простая конструкция. Некоторые зарубежные эксперты подчёркивают, что замена двигателя AGT-1500 на танке М1 может быть выполнена за один час. Кроме того, газотурбинный двигатель можно заправлять различными видами топлива: автомобильный бензин, керосин, дизель.


Замена двигателя на M1A1, Компания А, 2-ой Танковый Батальон. Операция
«Свобода Ирака«. Лагерь
«Habbaniyah«, Ирак.
29.01.2006.


Извлечение двигателя и трансмиссии М1А1. 108-ый Кавалерийский Полк, 48-ая
Бригада, 3-ья Пехотная Дивизия. 19.10.2005. Mahmudiyah, Ирак.

AGT-1500 имеет массу 3,855 тонны при длине — 3,022 м, ширине — 2,032 м и высоте — 1,194 м. Он является 3-хвальным двигателем с 2-хкаскадным осецентробежным компрессором, двухступенчатой силовой турбиной с регулируемым сопловым аппаратом первой ступени, стационарным кольцевым пластинчатым теплообменником и индивидуальной камерой сгорания тангенциального расположения. Рабочие и сопловые лопатки 1-ой ступени турбины высокого давления охлаждаются воздухом, забираемым на выходе из компрессора и подаваемым через отверстия в хвостовиках лопаток. Максимальная температура газа в турбине составляет 1193°С.

Редуктор, размещенный внутри корпуса теплообменника, уменьшает число оборотов на выводном валу ГТД до 3000 об/мин. Снижение расчетного числа оборотов турбины с 26 400 до 22 500 об/мин позволило заменить применявшийся ранее двухступенчатый планетарный редуктор одноступенчатым. Регулятор подачи топлива обычный гидромеханический. Электронная система управления обеспечивает необходимую последовательность операций при запуске двигателя, а также выключает его в случае превышения допустимых температур или скорости вращения роторов.

На двигателе установлен стационарный пластинчатый барабанно-цилиндрический теплообменник. Он собран из кольцевых пластин, изготовленных из нержавеющей стали, спаянных по контуру, укрепленных продольными стяжными болтами и образующих цилиндрический барабан, который охватывает диффузор турбины. Газовые воздушные каналы создаются отверстиями в пластинах и зазорами между ними. Рабочее давление в теплообменнике 14,76 кг/см.кв, степень регенерации тепла при работе двигателя на расчетной эксплуатационной мощности (70 проц. максимальной) достигает 72 проц. Компактность теплообменника и рациональность его компоновки позволили разработчикам добиться относительно небольших габаритов ГТД.

С 1979 года велись работы по увеличению мощности двигателя AGT-1500 до 1800 л.с. без существенных изменений его конструкции. Американские специалисты утверждают, что в дальнейшем этот показатель может быть доведен до 2000 л. с.

Автоматическая гидромеханическая трансмиссия Х-1100-3В обеспечивает четыре передачи переднего хода и две заднего. Она состоит из гидротрансформатора с автоматической блокировкой, планетарной коробки передач и бесступенчатого гидростатического механизма поворота. Ходовая часть танка включает семь опорных катков (на каждой стороне) и две пары поддерживающих роликов, торсионную подвеску, а также гусеницы с резинометаллическим шарниром и съемными резиновыми подушками.

Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. На первом, втором и седьмом опорных катках установлены лопастные гидравлические амортизаторы. Пробег используемых в настоящее время гусениц Т156 составляет 1000 — 1700 км в зависимости от дорожных условий, местности и погоды. Однако согласно первоначальным требованиям, он должен был достигать 3200 км. Поэтому сейчас рассматривается вопрос о применении новых гусениц Т158, испытания которых уже закончились.

На танке установлена радиостанция У KB диапазона AN/VRC-12, в состав которой входят приемопередатчик RT-246, радиоприемник командира R-442, громкоговоритель LS-445 и командирский пульт дистанционного управления С-2742. Диапазон частот радиостанции — 30—76 МГц, дальность связи — 25-30 км. Для внутренней связи используется танковое переговорное устройство AN/VIC-1, к которому можно подключать внешнюю телефонную линию.

Защита танка «Абрамс«

Для защиты от кумулятивных боеприпасов борта корпуса и верх ходовой части прикрыты навесными броневыми экранами. Члены экипажа изолированы от боеприпасов и горючего броневыми перегородками.


Схема защиты членов экипажа

При возгорании внутри боевого и трансмиссионного отделений почти мгновенно срабатывает автоматическая система противопожарного оборудования. Для тушения пожара используется сжиженный газ хэлон. В системе противопожарного оборудования американской фирмы «Хьюз», установленной на танке, используются двухспектральные датчики с рабочим диапазоном волн 0,8 — 1 мкм (ближняя инфракрасная область) и 7,0 — 30 мкм (дальняя). По утверждению специалистов фирмы, аналитические и экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что указанные спектральные полосы наблюдаются при пожаре или взрыве в углеводородной среде, но очень редко возникают при воздействиях непожарного характера. К тому же, в спектре 7,0 — 30 мкм удается получить значительно более высокое соотношение «сигнал/шум», чем в спектре 2-6 мкм. Выходной сигнал датчика вырабатывается только при наличии в обоих спектрах ИК излучения, превышающего по интенсивности порог срабатывания. Для того чтобы сделать датчик нечувствительным к кумулятивной струе (проходящей через машину, но не вызывающей возгорания), в него был включен третий ИК чувствительный элемент, выдающий дополнительную информацию электронным логическим схемам блока управления.

Первый усовершенствованный вариант танка М1 «Абрамс», появившийся в октябре 1984 года, выпускался до мая 1986 года (всего было поставлено 894 единицы). От оригинала он в основном отличался улучшенной броневой защитой. Одновременно велись работы по повышению боевых характеристик танка, прежде всего огневой мощи. В результате был создан модернизированный вариант, получивший обозначение М1А1 (часто к нему добавляют прежнее название «Абрамс»). Его производство началось в августе 1985 года, а первые серийные образцы в середине 1986-го поступили в танковое подразделение сухопутных войск США, дислоцирующееся в ФРГ. Всего планировалось изготовить около 4200 таких машин.

Танк М1А1 «Абрамс» оснащен системой защиты от оружия массового поражения, которая в случае необходимости обеспечивает подачу очищенного воздуха от фильтровентиляционной установки к маскам членов экипажа. Она также создает избыточное давление в боевом отделении, чтобы предотвратить попадание в него радиоактивной пыли или отравляющих веществ. Имеются приборы радиационной (AN/VDR-1) и химической разведки. Температура воздуха внутри танка может повышаться с помощью обогревателя. Для внешней связи служит радиостанция AN/VRC-12, а для внутренней — танковое переговорное устройство. На новом образце установлены прежняя трансмиссия и бортовые передачи, но доработанные с учетом результатов их эксплуатации на танках M1 «Абрамс». Несколько усилена броневая защита башни. Боевая масса модернизированного танка возросла до 57 т.

В 1988 году было начато производство танков М1А1 «Абрамс», у которых броня лобовых частей корпусов и башен имеет включения обедненного урана. Плотность последнего в 2,5 раза выше, чем у стальной брони. По мнению американских специалистов, применение данной технологии позволило значительно улучшить броневую защиту, в том числе от воздействия кумулятивных боеприпасов. Вместе с тем, боевая масса танка с такой броней увеличилась на 1,5 т. Отмечается, что низкий уровень естественной радиоактивности обедненного урана безопасен для членов экипажа. Первые машины этой серии уже поступили в танковые подразделения сухопутных войск США, дислоцирующиеся в ФРГ, всего намечено выпустить их около 3000.

Специалисты фирмы «Дженерал дайнэмикс» в соответствии с контрактом, заключенным с армией США, продолжали работы по дальнейшему совершенствованию танка М1А1 «Абрамс». Новый вариант, получивший обозначение М1А2, является модернизированным вариантом ныне производимого танка М1А1 «Абрамс». Комплекс усовершенствований, объединенных названием «Блок-2″, включает независимый тепловизионный прицел командира танка, тепловизионный прибор механика-водителя, лазерный дальномер на СО2, а также бортовую информационную систему со средствами отображения обстановки.

Независимый тепловизионный прицел позволяет одновременно командиру вести поиск новой цели в условиях задымления и темноты, а наводчику — огонь по ранее обнаруженной. Использование бортовой информационной системы, заменившей нынешние компьютеры управления огнем единым электронным комплексом, включающим процессор обработки сигналов от всех датчиков, индикаторы отображения обстановки и блоки управления оружием, значительно сократило время подготовки выстрела. Тепловизионный прицел устанавливается на крыше башни перед люком заряжающего. Изображение наблюдаемой местности (прибор можно вращать на 360) передается на экран, расположенный перед командиром.

По оценке западных специалистов, в атаке эффективность танка М1А2 «Абрамс» по сравнению с базовой моделью выше на 54 проц., а в подготовленной обороне — на 100 проц. Боевая скорострельность больше в 2 раза.

В качестве дополнительного оборудования к танку М1 может присоединяться трал для разминирования в виде роликов и зубцов.

Установка роликовой насадки является очень долгим процессом. Сама насадка весит 9072 кг и состоит из роликов и лебёдки. Танк разминирования имеет ограничение по скорости в 15 км/ч, при этом каждый ролик за счёт создаваемого давления оставляет очищенную полосу шириной 1,1 метра.

Установка из лезвий разминирования весит 3 150 кг и её монтирование занимает до 1 часа. Конструкция устройства предусматривает подъем лезвий и их опускание в землю до 310 мм. Зубцевая установка оставляет после себя по 2 очищенных полосы по 1,5 м каждая.


Роликовый трал для разминирования. На фото М1А1 из Форт Полка, Луизиана.
08.11.1998.


Трал для разминирования в виде зубцов. На фото М1А1 с зубцевым тралом.

На основе опыта, полученного в результате городских боёв, танки  «Абрамс« оборудуются комплектом выживания в городских условиях — Tank Urban Survival Kit (TUSK). Он включает:

— всепогодный тепловизор механика-водителя;

— пластины ВДЗ, установленные по бокам танка, обеспечивают защиту от переносного противотанкового вооружения с кумулятивными боеголовками;

— тепловизор заряжающего и бронированный щит, который позволяет поражать цели за пределами прозрачной передней дуги;

— в задней части шасси – телефон, обеспечивающий прямую связь со спешенным десантом танка. Это помогает экипажу танка при выборе целей в городе и наведении на них.

— распределительный щиток для обеспечения защиты электрической цепи комплекта TUSK.

Дополнительно в комплект TUSK может входить стандартный дистанционно управляемый боевой модуль, вооруженный пулеметом калибра 12,7 мм, который обеспечит защиту на близком расстоянии. А также камера для наблюдения за областью уязвимой кормовой части.

Комплект
выживания в городских условиях — TUSK.

В дальнейшем американцы столкнулись с активным использованием противником боеприпасов на основе ударного ядра, это повлекло навешивание

дополнительных блоков динамической защиты
ARAT 2,
которые монтируются поверх ARAT 1.


Танк М1А1 с
TUSK 1. 1-ый взвод, Компания
Дельта, 2-ой бронетанковый Батальон, 69-ый бронетанковый полк. Багдад.
Ирак. 07.12.2007.

Последующая модернизация заключается в применении усовершенствованной броневой защиты, новой 120-мм пушки (меньшей массы) и боеприпасов к ней, автомата заряжания, новой СУО, системы автоматического поиска, обнаружения и опознавания целей, более совершенной подвески (возможно, гидропневматической) и т.д.


Четыре танка
«Абрамс« на различных этапах
усовершенствования.
Аннистонский арсенал армии
США. 01.03.2005

Тактико-технические характеристики танков
«Абрамс«.

Основные параметры

M1

M1A1

M1A2

Страна производитель

США

Роль

Основной
боевой танк

Дата принятия на вооружение

1981

1985

1995

Экипаж

4 (командир,
заряжающий, наводчик, механик-водитель)

Боевая масса

60 т

63 т

68 т

Давление на землю

0.95 кг/см2

1.05 кг/см2

1.09 кг/см2

Длина

9.77 м

9.83 м

9.83 м

Ширина

3.66 м

3.66 м

3.66 м

Высота, общая

2.89 м

2.89 м

2.89 м

Высота по верхушку башни

2.37 м

2.37 м

2.37 м

Клиренс

483 мм

Двигатель, трансмисссия и
ходовые характеристики

M1

M1A1

M1A2

Двигатель

Авко Лайкоминг
AGT-1500 — 1,500 л.с. газотурбинный двигатель

Трансмиссия

Allison
X1100-3B Cross-Drive Transmission. 4 передних скорости, 2 задних.

Путь, проходимый без
дозаправки

498 км

479 км

479 км

Ёмкость баков

1,909 л —
дизель, бензин, керосин

Скорость по шоссе

72 км/ч

67 км/ч

67 км/ч

Скорость по пересечённой
местности

48 км/ч

48 км/ч

48 км/ч

Скорость в гору под углом 10
град.

32 км/ч

32 км/ч

27 км/ч

Скорость в гору под углом 60
град.

7.2 км/ч

7.2 км/ч

6.6 км/ч

Преодоление препятствий

Without kit: 4
ft (1.2 m). With kit: turret roof, 7.79 ft (2.37 m)

Противотанковый ров

2.743 м

Вертикальная стена

1.244 м

Защита

M1

M1A1

M1A2

Броня

Подобна
английской «Chobham«—
броне. Комбинированная, на поздних модификациях с добавлением
обедненного урана.

Динамическая защита

В
«городской«
комплектации TUSK1 с ДЗ ARAT, а также дополнительные блоки на
комплектации TUSK2 — ARAT Block II ДЗ типа ХМ32, размещаемых поверх
TUSK1.

Активная защита

N/A

Противорадиационная и
химическая защита

Фильтрация
воздуха

Фильтрация —
95,5 л/сек. Создание избыточного давления в отделении.

Дымовая завеса

6 или 8
дымовых гранат 66-мм M250 или M257 на каждом из бортов

Вооружение

M1, M1A1, M1A2

Тип

Установка

Боеприпасы

105-мм
M68A1 нарезная пушка (M1)

в
башне, ручное заряжание, стабилизирована.

55.

APFSDS-T, APDS-T, APERS-T, кумулятивные

120-мм
M256 гладкоствольная пушка (M1A1, M1A2)

в
башне, ручное заряжание, стабилизирована.

40 (42
M1A2), ОФС

APFSDS-T, HEAT-MP-T, Canister

7.62-мм M240 пулемёт

Спаренный с пушкой

11,400

7.62-мм M240 пулемёт

Оружие
заряжающего

12,7-мм M2 пулемёт

Оружие
командира

1,000

Дополнительное вооружение: 5,56-мм винтовка М-16А2 с 210 патронами, ручной 40-мм гранатомет с 18 гранатами, четыре 9-мм пистолета с 400 патронами и 8 ручных гранат M67.

Система управления огнём

M1, M1A1, M1A2

Система управления огнём

Баллистический
вычислитель, лазерный дальномер, датчики давления, ветровые сенсоры,
датчик определения термического искривления ствола

Стабилизация основного орудия

2-х
плоскостное

Дальномер

Лазерный. В
оригинале — Nd:YAG, заменён на «Erbium«

————


Обсудить на форуме

Источники:


http://www.inetres.com/gp/military/cv/tank/M1.html

http://btvt.narod.ru/4/M1.htm

«Танкомастер«
спецвыпуск М1 Abrams

warinform.ru

Американский танк «Абрамс М1А2»: ТТХ, вооружение

Задачей танка M1A2 Abrams является сближение с силами противника и их уничтожение с использованием маневра, огневой мощи и эффекта внезапности. Находится он на вооружении в танковых и разведывательных батальонах. Вместо нового производства армия модернизировала 1000 устаревших M1 Abrams до уровня M1A2. Это позволило значительно снизить уязвимость путем добавления дублирующих компонентов и рассредоточения средств передачи данных и электроснабжения.

Курс на модернизацию

Танк «Абрамс М1А2» является вторым главным усовершенствованием линии М1. Его основными отличительными элементами являются:

  • информационная система IVIS;
  • независимый тепловизор командира CITV;
  • система позиционирования и навигации POS/NAV;
  • усовершенствованный пульт управления огнем ICWS;
  • двойное резервирование устройств передачи данных MILSTD 1553D и общей шины.

В 1999 г. в серийное производство был запущен пакет усовершенствований SEP, который включал:

  • второе поколение FLIR;
  • систему командования и управления программным обеспечением EBC;
  • заброневой вспомогательный энергоагрегат UAAPU
  • систему управления TMS.

В дополнение к модернизации произведенных ранее танков Армия США обеспечивает снабжение техники, проданной в Саудовскую Аравию и Кувейт.

В ходе программы было закуплено 62 М1А2 и, по состоянию на начало 1997 г., была завершена модернизация 368 старых танков M1 до уровня M1A2. В 1991-1993 годах их было поставлено 267 единиц. С 1996 по 2001 год на заводе в г. Лима, штат Огайо, было закуплено еще 600 усовершенствованных машин.

Программа SEP

Программа дальнейшей модернизации танка «Абрамс М1А2», получившая название «Программа улучшения системы» (SEP), была направлена на повышение возможностей цифрового командования и управления, его боеспособности и поражающего действия.

В 1999 финансовом году вооруженные силы США начали модернизацию М1 до уровня M1A2 SEP.

В 1994 году Армия США заключила контракт с компанией General Dynamics Land Systems на разработку усовершенствований M1A2 и отдала GDLS еще один контракт в 1995 году на поставку 240 усовершенствованных M1A2 SEP с доставкой в 1999 г. К тепловым прицелам наводчика и командира было добавлено второе поколение бортовой инфракрасной системы переднего обзора FLIR. Этот датчик также начал устанавливаться на устаревшие M1A2 с 2001 г.

В марте 2001 г. был подписан многолетний контракт на производство до 2004 г. 307 танков M1A2 Abrams SEP. На то время текущий план насчитывал 588 М1А2 SEP, 586 М1А2 и 4393 М1А1.

Первые военные танки М1А2 поступили на вооружение в 1-ю бронекавалерийскую дивизию, Форт-Худ, штат Техас, в августе 1998 г. Поставки в 3-й бронекавалерийский полк в Форт-Карсон, штат Колорадо, завершились в 2000 г. Прибытие в войска М1А2 SEP началось весной 2000 г. с 4-й пехотной дивизии, Форт-Худ, штат Техас. Модернизация M1A2 до уровня SEP началась в 2001 г.

Оружие XXI века

Танк «Абрамс М1А2 SEP» стал цифровым центром полей сражений армии XXI века. В нем реализованы многочисленные улучшения систем управления и контроля, увеличено поражающее действие и надежность.

Программа SEP включает обновление ядра компьютера, в т. ч. замену процессоров, увеличение разрешения дисплеев, объема памяти, установку дружественного интерфейса оператора SMI и открытой ОС, позволяющей проведение дальнейшей модернизации.

Но наибольшее значение имеет интеграция 2-го поколения FLIR, установка заброневого вспомогательного энергоагрегата UAAPU и системы терморегулирования TMS.

Источники финансирования

Увеличение финансирования Stryker и боевых систем будущего FCS произошло в результате принятого армией США в 2002 г. решения прекратить или реструктурировать расходы долгосрочного плана Меморандума о целях программы (POM) по 48 системам в 2004-09 финансовых годах. В их числе оказались самоходная гаубица XM2001 Crusader и A3-модернизация боевой машины Брэдли, программа M1A2 SEP, второй блок армейского тактического ракетного комплекса компании Локхид Мартин и связанная с ним запланированная модернизация BAT-боеприпаса компании Northrop Grumman, ракета Stinger, система обнаружения цели компании Raytheon и мина с широким радиусом поражения компании Textron.

Прибор ночного видения

Второе поколение FLIR заменило существовавшую тепловизионную систему TIS и независимый тепловизор командира, а также все компоненты первого поколения FLIR. С точки зрения войск США, это одно из ключевых улучшений, которое представляет собой полностью интегрированную систему прицеливания, предназначенную для обеспечения наводчика и командира танка улучшенным дневным и ночным целеуказанием и возможностью ведения боевых действий. Позволяет на 70 % лучше захватывать цель, на 45 % быстрее и точнее стрелять. Кроме того, на 30 % увеличился радиус обнаружения и идентификации целей, что привело к росту поражающего действия и уменьшило вероятность поражения своих войск. Независимый тепловизор командира CITV обеспечивает поиск и уничтожение противника. Новый FLIR представляет собой систему прицеливания с изменяемым увеличением от 3 или 6 крат с широким углом обзора для обнаружения цели и 13, 25 или 50 крат при узком поле зрения для слежения за целью на большом расстоянии.

Эффективный энергоагрегат

Энергетическая установка UAAPU состоит из газотурбинного двигателя, генератора и гидравлического насоса. Генератор способен производить 6 киловатт электроэнергии силой тока 214 А и постоянным напряжением 28 В. Гидравлический насос способен выдавать 10 кВт мощности. UAAPU может обеспечить электрическую и гидравлическую энергию, которая необходима для управления всеми электронными и гидравлическими компонентами, используемыми во время ведения боевых действий, а также заряжать основные батареи танка. Энергоагрегат сокращает эксплуатационные и сервисные затраты за счет использования топлива в экономном режиме в объеме 3-5 л за час работы. Установлен на левом заднем спонсоне в зоне топливных элементов и весит 230 кг.

Бортовой кондиционер

Еще одним усовершенствованием М1А2 SEP является система терморегулирования TMS, поддерживающая температуру в отсеке экипажа ниже 35 °C и температуру электронных блоков ниже 52 °C в экстремальных условиях. Это повышает боеспособность команды и транспортного средства. TMS состоит из приточно-вытяжной установки AHU и паровой компрессионной установки VCSU, которые обеспечивают 7,5 кВт мощности охлаждения для экипажа и быстросменных блоков LRU. AHU установлена в кормовой части башни и VCSU – перед основным прицелом наводчика. TMS использует экологически безопасный хладагент R134a и смесь пропиленгликоля с водой. TMS установлен в левой части башенного отсека и весит 174 кг.

Система управления боем

Военные требуют, чтобы все системы работали в единой войсковой рабочей среде ACOE для улучшения взаимодействия при ведении общевойсковых операций. Использование цифровых технологий и информационное обеспечение наступательных соединений осуществляется с помощью системы управления боем XXI века уровня бригады и ниже FBCB2. В танке Abrams программное обеспечение FBCB2 размещается на отдельной карте, которая обеспечивает ситуационную осведомленность по всему спектру тактической операции. Поддерживает 34 формата донесений, начиная от докладов о соприкосновении с противником до транспортно-снабженческих отчетов, а также автоматическое информирование о местонахождении транспортного средства своим системам. SEP обеспечивает распространение цифровых данных для оптимизации боевых действий и в режиме реального времени позволяет наблюдать обстановку во время выполнения полномасштабных операций. Это усовершенствование увеличивает контролируемость темпа боя, улучшая устойчивость и поражающую способность. Кроме того, для поддержки эффективности экипажа, каждый бронебатальон снабжается улучшенной системой артиллерийской тренировки AGTS со сверхсовременной графикой.

Задачи программы модернизации

Изменения по программам SEP и «Танк М1А2 в 2000 финансовом году» нацелены на повышение огневой мощи, боеспособности, мобильности, устойчивости и ситуационной осведомленности, усовершенствовании командования и управления, необходимых для обеспечения информационного превосходства ведущих маневренных ударных сил. «Абрамс» и боевая машина Брэдли являются центральными компонентами наступательных ударных сил с цифровой системой управления.

Основные задачи программы SEP:

  • улучшение систем обнаружения целей, распознавания и идентификации с добавлением двух FLIR второго поколения;
  • установка заброневого вспомогательного энергоагрегата для питания танка и его электроники;
  • установка системы управления температурным режимом для охлаждения экипажа и электроники;
  • увеличение скорости памяти и процессора и обеспечение возможности отображения дисплеями полноцветных карт;
  • обеспечение совместимости с общевойсковой архитектурой командования и управления для ее совместного использования и ситуационной осведомленности в пределах всего соединения.

Дополнительное сокращение веса, внедрение систем управления боем, повышение безопасности и живучести М1А2 согласно плану «Танк Абрамс M1А2 в 2000 финансовом году» началось с 2000 г.

Первые неудачи

Первоначальные эксплуатационные испытания и оценка состояния M1A2 проводились с сентября по декабрь 1993 года в Форт-Худе, штат Техас. Они состояли из артиллерийского этапа и маневров. Результаты были признаны удовлетворительными, новый танк США оказался эффективным, но функционально непригодным и небезопасным. Эта оценка была основана на плохой доступности и надежности машины, случаях самопроизвольного движения дула и башни, спонтанной стрельбы 0,50-калиберного пулемета, а также из-за горячих поверхностей, повлекших ожоги у экипажа.

Последующие испытания двух батальонов танков М1А2 проводились в сентябре-октябре 1995 г. с целью обучения применению нового вооружения. Несмотря на заверения о внесении исправлений, имели место многочисленные случаи самопроизвольного движения ствола и башни, зависаний дисплея и контактных ожогов. Дальнейшие испытания были приостановлены по соображениям безопасности. Производитель установил 30 причин неполадок и после обновления оборудования и программного обеспечения в июне 1996 года тестирование было продолжено.

Генеральный план оценочных испытаний танка «Абрамс М1А2» был принят во втором квартале 1998 г. Он включал в себя согласованный план третьих по счету эксплуатационных испытаний в сочетании с первичным тестированием боевой машины Брэдли в 1999 г. в Форт-Худе, штат Техас. Эта комбинированная операционная проверка состояла из 16 сражений. Боевая машина Брэдли A3 и М1А2 SEP с одной стороны против M1A1 и Брэдли-ODS с другой. Кроме того, одновременно проводилось тестирование второго поколения FLIR. Такой подход реализовал курс министра обороны на объединение испытаний в целях экономии ресурсов и обеспечения более реальной боевой обстановки.

Работа над ошибками

Командование пришло к выводу, что план «Танк M1A2 в 2000 г.» внес существенные изменения в оригинальный дизайн M1A2 и необходимо проведение оценки его живучести на системном уровне на основе полного плана тестирования двух машин и их компонентов, моделирования и симуляции, имеющихся данных, а также данных предыдущих испытаний для оценки чувствительности и устойчивости М1А2 и его экипажа к вероятным угрозам и возможности ремонта повреждений.

Новый ударный танк США с исправлениями, внесенными руководителем программы в 1996 г., был признан функционально эффективным и удовлетворительным. Боеготовность, надежность, расход топлива, а также проблемы безопасности, выявленные ранее, были исправлены. Последующие испытания были проведены в соответствии с утвержденными планами. Случаев самопроизвольного движения ствола и башни, стрельбы пулемета, а также горячих поверхностей выявлено не было.

Наибольший риск для программы представляла разработка встроенного программного обеспечения управления боем, которая обеспечивала распознавание «Свой – чужой» и предоставляла общую командную и управляющую информацию о соединении войск. Это ПО является горизонтальным внедрением технологии, включенной в системы вооружений и оперативного контроля в 2000 г.

Система защиты от ОМП

В конце 2002 г. произошла трагическая авария с участием M1A2 Abrams. В то время как экипаж танка был занят управлением транспортным средством, произошел сбой в системе защиты от оружия массового поражения, в результате которого загорелся фильтр NBC. Один солдат погиб и 9 человек были травмированы. Среди многих факторов, повлекших за собой данный инцидент, основной причиной пожара фильтра NBC было заклинивание установки с воздушным циклом, вызванное попаданием грязи.

Электроника танка предупреждает и предостерегает членов экипажа в случае проблем с NBC. Сообщения отображаются визуально на дисплеях командира и водителя. Кроме того, каждому члену экипажа по системе внутренней связи VIS передается звуковой сигнал, генерируемый модулем аналогового ввода AIM и подаваемый по Y-кабелю на стационарный полнофункциональный блок управления водителя AN/VIC 3 через разъем J3. Неправильное подключение последнего не мешает средствам связи, но из-за этого предупреждающий сигнал не мог быть услышан. Командование должно удостовериться, что каждый M1A2 в их распоряжении проверен, убедиться в правильном подключении системы NBC. До завершения проверки она использоваться не должна. Это критический компонент M1A2, обеспечивающий экипажи защитой в боевой обстановке, требующий надлежащего обслуживания и проверки.

Дальнейшая модернизация

M1A2 Abrams является одним из ведущих основных боевых танков в части бронебойной огневой мощи и защиты, но эта модификация уступала в некоторыми возможностями боевых танков, сделанных в России, Германии или Израиле. Недоставало осколочно-фугасного выстрела, системы активной защиты и дополнительных накладных броневых экранов.

Программа модернизации M1A2 SEPv2, помимо увеличения надежности и продолжительности службы танка, делала акцент на обеспечении совместимости c «боевыми системами будущего» FCS.

Это обновление включало два контракта с компанией GDLS. Первый, рассчитанный на 2007-2009 года, предусматривал реконструкцию 240 M1A2 SEP до второго уровня с улучшением прицелов, дисплеев и связи с пехотой. Второй контракт, начавший действовать в феврале 2008 г., предусматривал обновление до SEPv2 435 оставшихся танков М1А1.

В SEPv2 добавлена орудийная система с удаленным управлением CROWS II, оборудованная 12,7-мм пулеметом.

Программа модернизации SEPv3 была публично объявлена в 2015 г. Сегодня это наиболее современная версия «Абрамса» с рядом дальнейших усовершенствований боеспособности, эффективности расхода топлива и сетевых возможностей. Среди них – новая броневая конструкция и повышенная устойчивость против самодельных взрывных устройств. Испытания SEPv3 завершатся в 2016 г. и поставки начнутся в 2017 г.

Экипаж

Американский танк «Абрамс» вмещает экипаж из четырех человек: командира, наводчика, водителя и заряжающего. Первые два находятся справа, заряжающий слева и водитель спереди в центре.

Командир отвечает за оборудование, донесение о потребностях в материалах и работу танка. Он инструктирует экипаж, руководит передвижением машины, подает рапорты, контролирует эвакуацию раненых и оказание помощи. Является специалистом по использованию вооружения, запрашивает огонь с закрытой позиции и производит ориентирование на местности. Командир обязан знать и понимать боевую задачу, владеть ситуацией, используя всю доступную оптику, прослушивая радиоэфир, следя за межбортовой информационной системой и дисплеем обзора. Расположен справа и имеет доступ к 6 перископам, обеспечивающих круговой обзор.

Тепловизор компании TI позволяет вести круговой обзор независимо от времени суток, проводить автоматическое сканирование и наведение на цель прицела наводчика без вербальной коммуникации, а также служит резервной системой управления огнем. Последняя состоит из гиростабилизированной головной части с датчиками, рукоятки, панели выбора настроек, блока электроники и экрана. Угол просмотра составляет -12°+20° по углу места и 360° по азимуту с увеличением x2.6 при поле зрения 3,4° и x7.7 при 10,4°.

Наводчик

Производит поиск цели и управляет стрельбой основной пушки и соосного пулемета. Отвечает за вооружение и противопожарное оборудование. Является заместителем командира и при необходимости помогает другим членам экипажа. Отвечает за связь и систему контроля, слежение за сетевыми соединениями, поддержку цифровых каналов и др.

Сидит справа. Прицел и GPS-LOS разработаны компанией Hughes Aircraft Company. Двуосный GPS-LOS увеличивает вероятность попадания с первого выстрела путем быстрого захвата цели и улучшенного наведения. Азимутальная инерциальная стабилизация позволяет обнаруживать, опознавать и поражать цель на больших расстояниях, чем предыдущая одноосная система. Экскурсия -16°+22° по высоте и ±5° по азимуту. Точность стабилизации и удержание прицела составляет менее 100 мк рад.

Дальномер Eyesafe, разработанный компанией Hughes, состоит из комбинационного резонатора, увеличивающего длину волны лазера с 1,06 до безопасных для глаз 1,54 мкм. Производит 1 замер в секунду с точностью 10 м.

Есть дополнительный прицел Kollmorgen 939. Компьютерное огневое управление производится компанией Computing Devices из Канады. Оно состоит из блока электроники и панели ввода данных и тестирования. Автоматически рассчитывает данные для ведения огня, учитывая:

  • угол подъема ствола;
  • изгиб орудия, измеренный системой учета теплового изгиба;
  • скорость ветра согласно датчику на крыше башни;
  • крен от маятникового датчика в центре потолка башни.

Оператор вводит тип боеприпасов, температуру и давление.

Для уничтожения цели наводчик выравнивает визирное перекрестие прицела с мишенью. Расстояние определяется лазерным дальномером и данные передаются в компьютер управления огня. Прицел вместе с данными компьютера и состоянием системы информирует о готовности, после чего наводчик производит выстрел.

Водитель

Ведет, позиционирует и останавливает танк. При движении ищет укрытые от огня, позиции и маршруты, держит позицию формирования и следит за сигналами. В бою помогает наводчику и командиру в поиске цели. Отвечает за техобслуживание и заправку.

Располагается в центральной части танка. На панели приборов следит за уровнями жидкостей, состоянием электрооборудования и аккумуляторов. Имеет 3 перископа с обзором в 120°.

Прибор ночного видения AN/VSS-5, разработанный компанией Texas Instruments, основан на неохлаждаемой матрице детекторов 328 х 245, работающих в диапазоне 7,5-13 микрон, и обеспечивает 30° подъема и 40° азимутальный сектор обзора.

Тепловизор AN/VAS-3, разработанный в компании Hughes Aircraft, поставляется на военные танки для Кувейта. Создан на базе 60 полупроводниковых элементов CdHgTe, регистрирующих диапазон волн 7,5-12 микрон. Охлаждает прибор двигатель мощностью 0,25 Вт. Обзор – 20° по высоте и 40° по азимуту.

Заряжающий

Обслуживает основную пушку и спаренный пулемет. Вооружен пулеметом. Укладывает и отвечает за боеприпасы и техобслуживание оборудования связи. До начала боевых действий занимается поиском цели.

Оружие

Основное танковое вооружение – 120-мм гладкоствольная пушка M256 — производится немецкой компанией Rheinmetall, а боекомплект к ней – компаниями Alliant Techsystems и Olin Ordnance, США. Используются учебные M865 TPCSDS-T и M831 TP-T и боевые выстрелы M8300 HEAT-MP-T и M829 APFSDS-T с сердечником из обедненного урана. Плотность этого металла в 2,5 раза больше, чем у стали, благодаря чему обеспечивается высокая бронепробиваемость снаряда. Длина ствола пушки равна 44 калибрам.

В танке М1А1 командир имеет пулемет Browning M2 калибра 12,7 мм на платформе и с х3 оптическим прицелом. Начиная с модификации M1A2 поворотная платформа и прицел уступили место более крупному бронекуполу и пулемету. Эта было сделано, потому что пространство, ранее занимаемое прицелом, двигателем платформы и элементами управления, теперь занято CID и тепловизором.

У заряжающего есть танковый пулемет M240 7,62 мм на станке Skate. Его подъем – -30°+65°, поворот – 265°. Такие же пулеметы установлены соосно справа от главного орудия.

Безопасность и сохранение боеспособности

С двух сторон башни расположены шестиствольные дымовые гранатометы M250. Дымовая завеса также может быть установлена системой управления двигателем.

Башня и корпус M1 Abrams защищены броней, подобной британской Chobham. Боеспособность машины доказана в боевых условиях – она пережила прямые попадания снарядов Т-72. Из 1,955 экипажей ни один военнослужащий не был убит, 4 танка были выведены из строя, и 4 были повреждены, но подлежали восстановлению. Чтобы выдержать современное противотанковое оружие, броня выполняется в виде композитного материала из стали и обедненного урана.

Местом хранения амуниции являются армированные коробки за раздвижными армированными дверьми. Бронированные перегородки защищают экипаж от баков с топливом.

Танк оборудован системой тушения огня компании Halon, активирующейся через 2 мс после загорания и гасящей огонь за 250 мс. Машина защищена от биологического, ядерного и химического оружия системой NBC, которая включает систему кондиционирования воздуха, предупреждения о радиологической опасности и детектор химических веществ. В наличии защитные костюмы и маски.

Силовая установка и расход топлива

На танке установлен многотопливный газотурбинный танковый двигатель Honeywell AGT 1500 мощностью 1500 л. с. компании Lycoming Textron. А компания Allison Transmission поставляет 4 передние и 2 задние передачи X-1100-3B.

Танковый двигатель потребляет около 1135 л за 8 ч., но этот показатель зависит от боевой задачи, местности и погоды. Время заправки одного танка не превышает 10 мин, а взвода из четырех танков – 30 мин. Расход топлива составляет:

  • 3,92 л на километр;
  • 227 л/ч при езде по пересеченной местности;
  • 114 л/ч в оперативно-тактических условиях;
  • 38 л/ч на холостом ходу.

ТТХ танков М1А2

Ниже приведена таблица с основными тактико-техническими характеристиками танка.

Характеристика

М1А2

Вес, т

63

Длина (со стволом), м

9,83

Длина корпуса, м

7,92

Ширина, м

3,7

Высота, м

2,44

Максимальная скорость, км/ч

67

Запас хода, км

425

Преодоление подъема, град

40

Преодоление рва, м

2,7

Преодоление стенки, м

1,2

Выстрелы пушки, шт.

40

Патронов, шт.

12 400х7,62, 1000х12,7

В настоящее время в Соединенных Штатах тщательно изучается опыт использования танков этой серии в боевых действиях с целью устранения всех выявленных недостатков и разработки нового, еще более эффективного варианта этой боевой машины.

fb.ru

Абрамс (танк) Википедия

Абрамс

M1A2 SEP V2 Abrams 1-й танковой дивизии США c боевым модулем CROWS II.
Классификация ОБТ
Боевая масса, т М1: 54,4[1]
М1А1: 61,3[2]
М1А2: 62,1[3]
M1A2SEP: 63,1[3]
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4
Разработчик Chrysler Defense, Inc.
Производитель General Dynamics Land Systems
Годы производства с 1980 года
Годы эксплуатации с 1981 года
Количество выпущенных, шт. более 10 000 [4][5]
Основные операторы  
Длина корпуса, мм 7925
Длина с пушкой вперёд, мм 9766 (M1)
9828 (M1A1)
Ширина, мм 3653
Высота, мм 2,4 м
Клиренс, мм 483…-432
Тип брони катаная стальная и комбинированная, противоснарядная
Активная защита AN/VLQ-6 MCD (опционально на M1A1НА/НС/НА+)
Динамическая защита ARAT (опционально)
Калибр и марка пушки 105-мм M68A3 (начиная с M1A1 — 120-мм М256)
Тип пушки нарезная (с M1A1 — гладкоствольная)
Длина ствола, калибров 50,92 у M68; 44,2 у М256
Боекомплект пушки M1 — 55 (c M1A1 — 40, M1A1HC — 42)
Углы ВН, град. -10 +20
Углы ГН, град. 360
Прицелы Основной прицел наводчика: комбинированый (всесуточный) перископический монокулярный со встроенным лазерным дальномером. Резервный — телескопический шарнирный Kollmorgen Model 939. Зенитный: перископический монокулярный Kollmorgen Model 938[6]
Пулемёты 1×12,7-мм M2HB, 2×7,62-мм M240
Тип двигателя

ru-wiki.ru

Проект модернизации танков M1A2 SEP v.3 (США) » Военное обозрение

Основные боевые танки существующих моделей уже не в полной мере могут отвечать современным требованиям. Это приводит к необходимости создания совершенно новой техники либо требует модернизации существующих образцов. Так, в настоящее время американская оборонная промышленность занимается созданием нового проекта обновления существующих танков M1A2 Abrams. Новый проект получил обозначение M1A2 SEP v.3 и является дальнейшим развитием аналогичных разработок предыдущих лет.

Модернизация танков M1A2 по проектам семейства SEP (System Enhanced Package – «Пакет улучшенных систем») осуществляется с конца девяностых годов. Первый вариант проекта SEP подразумевал использование усиленной лобовой брони с урановыми элементами, использование модернизированных прицелов с тепловизионными каналами, интеграцию электроники танка в новейшие системы связи и управления войсками. Также присутствовали некоторые другие изменения при сохранении большей части узлов и агрегатов.


К концу прошлого десятилетия был создан новый вариант проекта с обозначением SEP v.2. На этот раз была улучшена силовая установка, обновлена система управления огнем и ее отдельные элементы, использованы новые средства связи. Кроме того, в проекте M1A2 SEP v.2 использовались некоторые идеи и технологии, созданные в рамках программы Future Combat Systems. По данным справочника The Military Balance 2016, в настоящее время армия США располагает 1593 танками M1A2 SEP v.2. При этом большая часть танков семейства M1A2 пока не прошла модернизацию по новым проектам.
Первый показ танка M1A2 SEP v.3. Фото Armyrecognition.com

Позже было принято решение о разработке нового проекта модернизации имеющихся основных танков с целью дальнейшего повышения их характеристик. Новый проект SEP v.3 подразумевает обновление танков с «пакетом» второй версии путем установки некоторого нового оборудования и обновления их боекомплекта. На этот раз требования к модернизации танков касаются не только радиоэлектронного оборудования, прицелов и т.д., но и используемых боеприпасов.

Наиболее заметные нововведения проекта SEP v.3 касаются боекомплекта основного танкового орудия. В укладках танков должны появиться два новых снаряда разных типов, при помощи которых экипажи смогут решать различные боевые задачи. Примечательно, что подобная модернизация танка повлекла за собой необходимость разработки и внедрения некоторого нового оборудования для работы с боеприпасами.

Для повышения потенциала танка M1A2 SEP v.3 в борьбе с бронетехникой противника был разработан новый бронебойный снаряд с улучшенными характеристиками. Вместе с существующими изделиями в будущем предлагается применять бронебойные подкалиберные снаряды типа M829E4 AKE (Advanced Kinetic Energy – «Улучшенная кинетическая энергия»), разработанные компанией Orbital ATK. Изделие M829E4 представляет собой унитарный боеприпас для 120-мм танковых пушек M256 и оснащается бронебойным подкалиберным оперенным снарядом с отделяемым поддоном. За счет совершенствования формы снаряда и применения новых материалов новый боеприпас отличается более высокими характеристиками бронепробиваемости.

В июле прошлого года снаряд M829E4 AKE успешно прошел первый этап квалификационных испытаний, что позволило продолжить работы и приступить к определению дальнейших перспектив. Так, к концу 2015 года планировалось изготовить и испытать первую предсерийную партию снарядов. К тому времени Пентагон и Orbital ATK успели подписать несколько контрактов, подразумевавших поставки новых снарядов на общую сумму порядка 80 млн долларов.

В обозримом будущем испытания нового снаряда завершатся, после чего он будет принят на вооружение и полноценно войдет в боекомплект модернизируемых танков. По некоторым данным, новый бронебойный снаряд M829E4 сможет применяться и другими танками M1A2, не прошедшими модернизацию по проектам семейства SEP.

Важнейшим нововведением должен стать новый снаряд, разрабатываемый в рамках программы AMP (Advanced Multi-Purpose – «Улучшенный многоцелевой») и известный под названием XM1147. Класс этого изделия определяется как HEMP-T (High Explosive Multi-Purpose with Tracer – «Многоцелевой осколочно-фугасный с трассером»). Проект нового многоцелевого снаряда разрабатывался организацией Armament Research, Development & Engineering Center, подчиняющейся Пентагону. Целью проекта было создание нового осколочно-фугасного снаряда, позволяющего значительно расширить круг решаемых танками огневых задач.

Основные технологии, использованные в проекте AMP, как утверждается, были готовы к использованию еще в 2006 году, однако полноценная разработка снаряда стартовала лишь несколько лет назад. В существующем виде снаряд XM1147 представляет собой унитарный боеприпас общим весом 21 кг. Собственно снаряд выполнен в виде оперенного изделия с программируемым взрывателем. Имеется возможность подрыва при контакте с целью, после контакта с определенным замедлением или в заданный момент времени в воздухе.

Предполагается, что снаряд XM1147 сможет заменить используемые войсками боеприпасы нескольких типов. Новый снаряд вытеснит более старые кумулятивно-осколочный M830 HEAT, многоцелевой с воздушным подрывом M830A1 MPAT, картечный M1028 и проникающий M908. Бронебойный снаряд M829E4 должен будет заменить несколько аналогичных боеприпасов существующих моделей. Таким образом, при помощи двух новых снарядов войска смогут заменить достаточно широкую номенклатуру боеприпасов с некоторым ростом характеристик.

Снаряд AMP / XM1147 оснащается программируемым взрывателем, позволяющим повысить эффективность его применения за счет применения режима работы, наиболее полно соответствующего ситуации. Тем не менее, для использования таких функций танк должен получать новое оборудование. Проект M1A2 SEP v.3 подразумевает использование аппаратуры ADL (Ammunition Data Link – «Передача данных боеприпасу»), интегрируемой в систему управления огнем. Задачей системы ADL является программирование взрывателя снаряда с введением данных, получаемых от СУО танка.



Новые снаряды. Рисунок Bmpd.livejournal.com

В состав системы управления огнем также должны включаться модернизированные прицельные устройства. Прицел наводчика и панорамный командирский прицел теперь должны оснащаться тепловизионными приборами IFLIR. Кроме того, рабочие места командира и наводчика предлагается оснащать жидкокристаллическими дисплеями повышенного разрешения. Предполагается, что такое переоснащение танка позволит значительно упростить обнаружение целей с последующей их атакой.

В рамках проекта SEP v.3 заметным доработкам подвергается дополнительное вооружение танка. К пулемету, установленному над люком заряжающего и прикрытого бронещитком с усиленными стеклами, добавляется дистанционно управляемый боевой модуль. Для монтажа на крыше башни, рядом с рабочим местом командира, был разработан модуль CROWS-LP (Commander’s Remote Operated Weapon Station Low Profile – «Командирская дистанционно управляемая оружейная установка низкого профиля»).

Система CROWS-LP оснащается крупнокалиберным пулеметом M2HB, управление которым осуществляется при помощи электрических приводов. Модуль получает оптико-электронную аппаратуру для наблюдения за обстановкой, поиска целей и наведения оружия. Сигнал с системы наблюдения передается на рабочее место командира. Управление осуществляется дистанционно. Размещение и оснащение боевого модуля CROWS-LP позволяют использовать эту систему не только по прямому назначению, но и в качестве дополнительного панорамного прицела с ограниченными возможностями.

Для снабжения электроэнергией всех существующих и дополнительных систем предлагается использовать вспомогательную силовую установку нового типа. С учетом опыта боевого применения техники было решено перенести ее под основное бронирование корпуса с целью сокращения риска поражения.

В последних сообщениях о проекте SEP v.3 также упоминается некоторое усиление бронирования. Целью таких доработок является усиление общих параметров бронекорпуса, причем особое внимание уделяется защите от различных взрывных устройств.

Все прочие узлы и агрегаты танка M1A2 SEP v.3 соответствуют предыдущему проекту модернизации SEP v.2. Таким образом, в рамках нового проекта предлагается использовать существующие корпус и башню, вооружение, силовую установку и т.д. При этом некоторые обновления всех этих агрегатов подразумевались предыдущими проектами семейства SEP.

Первый прототип танка M1A2 SEP v.3 был построен в прошлом году. Первая публичная демонстрация этой машины состоялась 12-15 октября прошлого года в ходе выставки Ассоциации армии США AUSA 2015. В павильоне выставки был представлен танк, получивший набор нового оборудования, самым заметным элементом которого, по понятным причинам, стал новый боевой модуль. На бортовых экранах танка-прототипа присутствовала соответствующая маркировка.

Осенью прошлого года сообщалось, что модернизация существующих танков по новому проекту должна будет стартовать в 2016 финансовом году с поставкой серийных машин в 2017-м. Новые работы по обновлению техники в соответствии с новым проектом должны будут прекратить реализацию модернизации по проекту SEP v.2. На подобные работы в бюджете на 2016 финансовый год выделялось 367,9 млн долларов.

По последним данным, поставки модернизируемых танков были значительно смещены по времени. Тем временем компания-подрядчик собрала несколько опытных танков и проводит из испытания. По сообщениям зарубежной прессы, к настоящему времени компанией General Dynamics Land Systems (GDLS) построено семь прототипов из девяти требуемых. Эти машины уже переданы заказчику и теперь проходят испытания на полигонах Юма и Абердин.


M1A2 SEP v.3 на испытаниях. Фото Nationalinterest.org

Сообщается, что испытания новой техники стартовали в самом начале 2015-го и будут продолжаться до весны 2020 финансового года. Представители GDLS утверждают, что прототипы проходят испытания и хорошо показывают себя в условиях полигона. Начало полноценной эксплуатации вновь модернизируемой техники армией запланировано на третий квартал 2020 финансового года.

К настоящему времени General Dynamics Land Systems получила контракт на модернизацию нескольких предсерийных образцов. После поставок опытных машин планируется обновить и передать заказчику шесть предсерийных танков в конфигурации M1A2 SEP v.3. Полноценная серийная модернизация имеющейся техники начнется не ранее конца текущего десятилетия. В планах Пентагона присутствует обновление всего имеющегося парка основных танков M1A2 SEP v.2 в количестве 1593 единиц.

Очередной проект модернизации основных танков M1A2 Abrams подразумевает использование ряда новых систем, в том числе и новых для такой техники, а также дополнение существующей номенклатуры боеприпасов новыми изделиями. Предполагается, что подобное обновление существующей техники позволит повысить ее живучесть и огневую мощь на поле боя, а также улучшить основные параметры поиска и обнаружения целей. Отдельно в этом контексте следует рассмотреть боевой модуль с пулеметным вооружением, который может использоваться для борьбы с танкоопасными целями или в качестве дополнительного средства слежения за обстановкой.

Согласно последним сообщениям, в ближайшем будущем компания GDLS должна завершить поставку девяти опытных танков, после чего начнется выполнение заказа на модернизацию предсерийных машин. Только после этого сможет начаться полноценное и массовое обновление техники, эксплуатируемой в войсках. В общей сложности новую аппаратуру и новейшие снаряды сможет получить до 1600 танков, ранее прошедших модернизацию по предыдущим проектам. Тем не менее, первые машины из этого числа отправятся на модернизацию лишь через несколько лет.

По материалам сайтов:
http://armyrecognition.com/
http://army-guide.com/
http://nationalinterest.org/
http://de-la-mitrio.livejournal.com/

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *