Первый советский серийный танк — легендарные советские танки Т28

Судьба выпущенных харьковчанами двадцати пяти танков Т-24 сложилась драматически. До 1932 года они оставались невостребованными, пока не была, наконец, принята на вооружение 45-мм пушка образца 1932/38 годов. К этому моменту руководство УММ РККА уже осознало, что производимые на базе закупленных танков «Виккерс» Мk.Е и «Кристи» 1931 советские танки Т-26 и БТ-2 вполне способны решать задачи, для которых конструировался Т-24. Кроме того, на Кировском заводе в Ленинграде шли работы по созданию многобашенного среднего танка прорыва Т-28, который по своим тактико-техническим данным полностью превосходил Т-24. В результате танк Т-24 так и не приняли на вооружение

Первым танком, произведенным молодой Советской Республикой, был «Русский «Рено» (плохо скопированный самый массовый и, пожалуй, самый удачный танк Первой мировой войны «Рено» FT-17), иногда называемый танком «Борец за свободу товарищ Ленин» – по имени первой машины серии. Всего выпустили 15 «Русских «Рено», производство которых наладили в Нижнем Новгороде на заводе «Красное Сормово» под руководством «пришлых» петроградских инженеров с Путиловского и Ижорского заводов – эту группу возглавлял конструктор Сергей Петрович Шукалов. Путиловский и Обуховский заводы были пионерами Российской Империи в освоении и производстве сложной техники, Ижорский же завод специализировался на изготовлении бронелистов и бронедеталей для нужд Императорской армии.

После окончания Гражданской войны танки в Советской России не производились – все силы страны были брошены на индустриализацию и восстановление разоренного войной народного хозяйства. И все же «танковая тема» не была забыта. На Обуховском заводе изучалась трофейная техника, захваченная Красной армией у белогвардейцев и интервентов, а с предприятий и мастерских, расположенных на юге России, где еще недавно шли ожесточенные бои, по крупицам собиралась информация о специфике иностранных танков, которые местные умельцы ремонтировали для Белой армии. Начиная с лета 1921 года, Обуховскому заводу доверяется ремонт и обслуживание имеющейся у Красной армии бронетехники, так как качество работы сормовцев категорически не устраивало военных. В 1922 году завод переименовали в Петроградский государственный орудийный оптический и сталелитейный завод «Большевик».

Танк Т-18 (или МС-1 – «малый сопровождения») на параде 7 ноября 1929 года

Источник – bronetehnika.narod.ru

В 1924 году в Москве было создано конструкторское бюро при Главном управлении военной промышленности, которое возглавил С. П. Шукалов. Сначала КБ создало танк Т-18 или МС-1 («малый сопровождения») – новую, более глубокую модернизацию «Рено» FT-17. Т-18 был разработан к 1925 году, а его серийное производство началось в 1928 году на ленинградском заводе «Большевик».

Но армии был необходим более мощный танк сопровождения войск, и 20 декабря 1927 года Управление механизации и моторизации РККА (далее – УММ) сформулировало требования к новому танку с пушечно-пулеметным вооружением во вращающихся башнях. Его разработку поручили осуществить коллективу конструкторов Харьковского паровозного завода имени Коминтерна (далее – ХПЗ) под общим руководством КБ Шукалова, которое к этому времени переименовали в Главное конструкторское бюро Орудийно-арсенального треста. Харьковчане уже имели опыт создания гусеничной техники гражданского назначения (трактора «Коммунар», сконструированного на базе немецкого «Ганомаг» WD Z-50), теперь же им предстояло учиться создавать танки.

Москвичи не стремились взять на себя всю работу, а наоборот, максимально перекладывали ее на харьковчан. Первоначально на ХПЗ за танк отвечали заместитель главного инженера М. Андриянов и заместитель начальника тракторного цеха В. Дудка, но в 1927 году на заводе была создана специализированная конструкторская танковая группа, которую возглавил И. Н. Алексенко – молодой и талантливый конструктор, который к этому времени как раз вернулся из армии. Надо сказать, что большинство конструкторов, работавших в группе, были еще очень молодыми людьми – так, Алексенко в 1927 году исполнилось 23 года, одному из его заместителей А. А. Морозову было столько же, большинству остальных инженеров КБ – еще меньше.

И. Н. Алексенко – руководитель танковой конструкторской группы ХПЗ им. Коминтерна с 1927 по 1931 год (в мае 1929 года на базе группы сформировано специализированное КБ Т2К)

Источник – morozov.com.ua

Коллектив группы активно включился в работу. Прототип танка был создан 15 октября 1929 года, но еще два месяца велись работы по установке на него оборудования. На конструкцию Т-12 повлияли сразу две иностранные школы: американская и французская. Компоновка во многом была «подсмотрена» у экспериментального танка М1921 конструкции американского инженера Кристи, созданного в 1921 году и серийно не производившегося. Он полностью отвергал классическую ромбовидную форму танка, характерную для машин времен Первой мировой войны и имел компоновку, ставшую вскоре классической – с отделением управления (расположенным спереди), боевым отделением (размещенным посредине) и трансмиссией с двигателем, которые размещались в кормовом отделении. Скорее всего, компоновка танка была взята из открытых источников – американских научно-популярных журналов, в которых американские конструкторы-предприниматели часто публиковали рекламную информацию о своих технических разработках.

Американский танк М1921 конструктора Кристи

Источник – aviarmor.net

Пулеметное вооружение танка Т-12 размещалось в отдельной башенке, которую, для экономии пространства и уменьшения размеров и массы корпуса, поместили поверх основной башни танка. Это создавало определенные проблемы для экипажа и увеличивало поражаемый силуэт машины, но в то время конструкторы ради снижения веса шли даже на такие жертвы.

Влияние французской школы танкостроения сказалось и на подвеске – она почти полностью повторяла конструкцию подвески танка Т-18 (МС-1), которую, в свою очередь, советские конструкторы «подсмотрели» у французского «Рено» NC27.

Деревянная модель среднего танка Т-12, 1929 год

Источник – morozov.com.ua

Ходовая часть Т-12 состояла из шестнадцати опорных катков (по восемь на каждый борт), сблокированных попарно в восемь тележек (по четыре на борт) с вертикальной пружинной амортизацией. Каждую гусеницу поддерживали четыре верхних поддерживающих ролика, задние колеса танка были ведущими, а передние – направляющими.

На Т-12 планировали устанавливать отечественный мотор конструкции инженера А. А. Микулина (племянника отца русского самолетостроения Н. Е. Жуковского), производство которого планировали развернуть на заводе «Большевик». Но так как готового двигателя еще не было, в моторном отделении танка разместили карбюраторный 8-цилиндровый авиационный двигатель М-6 – лицензионную копию французского мотора «Испано-Сюиза» 8Fb мощностью 240–300 л.с.

Планетарная коробка переключения передач позволяла танку развивать на трассе скорость до 26 км/ч. Сзади к Т-12 был приделан специальный металлический «хвост» длиной 690 мм, который удлинял танк, что позволяло последнему успешно преодолевать окопы шириной до 2,65 м (эта конструкционная особенность «перекочевала» на него с Т-18).

В лобовом бронелисте девятигранной клепанной основной башни Т-12, предназначенной для трех членов экипажа из четырех (командира, заряжающего и пулеметчика), планировали устанавливать 45-мм танковую пушку или 76-мм гаубицу. В боковых бронелистах башни были смонтированы шаровые установки конструкции Шпагина для двух 7,62-мм пулеметов системы Федорова. Третий пулемет монтировался в шаровой установке в лобовом бронелисте башни справа от пушки, четвертый – в верхней пулеметной башенке, установленной на крыше основной башни с небольшим смещением назад.

Бронирование танка для того времени было вполне надежным – 22 мм у лобовых деталей корпуса и башни, и 12 мм – у бортовых. Бронекорпуса для Т-12, как впоследствии и для Т24, изготавливались на Ижорском заводе. Механик-водитель на Т-12 размещался впереди – в отделении управления ближе к правому борту, что в целом нетипично для советских танков и является отличительной особенностью Т-12 и Т-24.

Испытания Т-12 начались 2 апреля 1930 года. Танк прошел всего 2 километра по грунту, так как у него вскоре сломалась трансмиссия, а двигатель успел проработать всего 33 минуты, так как сильно перегрелся, и в радиаторе закипела вода. Проблемой стало и то, что при осуществлении поворотов на мягком грунте правая гусеница соскакивала с ленивца.

Машина прошла доработку, и с 28 апреля по 2 мая 1930 года состоялись новые испытания – на сей раз в присутствии наркома вооружений маршала К. Е. Ворошилова, начальника УММ РККА комкора И. А. Халепского и начальник Научно-технического управления (далее – НТУ) УММ Г. Г. Бокиса. От завода на испытаниях присутствовали директор ХПЗ Л. С. Владимиров и начальник танкового производства С. Н. Махонин. Вместо еще не созданного пулемета Федорова, которым планировалось вооружать танк, установили 7,7-мм пулемет Льюиса, который во время стрельб на ходу показал хорошие результаты – до 60% попаданий в цель. Танк на 1-й передаче легко преодолевал подъемы в 35

36°, развивал на ровной местности скорость до 26 км/ч (а при кратковременном увеличении оборотов двигателя до 2000 об/мин – и до 30 км/ч), форсировал окопы шириной до двух метров и довольно резво преодолевал участки пересеченной местности. Давление его гусениц на грунт составляло 0,45 кг/см2, что было вполне приемлемым показателем. Тем не менее, военные машину на вооружение не принимали.

Еще в середине 1929 года стало понятно, что Т-12 в серию не пойдет из-за заложенных изначально конструкционных недостатков, которые делали танк ненадежным и имеющим малый запас хода (80 км). Танковому КБ ХПЗ, в которое в мае 1929 года была переформирована конструкторская группа Алексенко, поручили параллельно с окончанием проекта «Т-12» разработать его более совершенную модификацию, которой присвоили индекс Т-24.

Прототип танка Т-24 образца 1930 года

Источник – noos.com.ua

Конструкционно Т-24 отличался от Т-12 незначительно, фактически являясь почти тем же танком. Дополнительные бензобаки Т-24 в силу дефицита внутреннего пространства разместили в надгусеничных полках, как это было реализовано и на Т-18. В верхней лобовой детали танка установили курсовой пулемет, поэтому машина получила еще одного члена экипажа – пулеметчика, размещавшегося в отделении управления слева от водителя.

Не дожидаясь создания прототипа Т-24, УММ РККА обязало ХПЗ изготовить опытную партию из пятнадцати машин. Первые три танка были готовы к июлю 1930 года, и один из них отправили для испытаний в Кубинку. Здесь с полными баками и боекомплектом в 10 снарядов танк вышел на полигон, но вскоре у него загорелся двигатель. Экипаж в панике покинул Т24, за исключением механика-водителя Владимирова, который в одиночку погасил пожар и спас машину. Танк получил незначительные повреждения и был снова отправлен на доработку.

Прототип танка Т-24 образца 1931 года на испытаниях. Так как ни 45-мм орудие, ни пулеметы Федорова готовы не были, танк проходил испытания без них

Источник – protank.su

Первоначально установленную на Т-24 девятигранную башню от Т-12 заменили новой цилиндрической, а старую башню вернули на Т-12. В новой башне вместо 45-мм орудия конструкции Соколова, которое так и не было закончено, планировали установить экспериментальное 45-мм орудие, которому вскоре предстояло стать широко известной 45-мм танковой пушкой образца 1932/1938 годов. Боковые шаровые пулеметные установки в башне убрали, оставив пулеметы только в лобовом бронелисте башни и пулеметной башенке – таким образом, пулеметное вооружение танка сократилось до трех пулеметов. Вместо так и не созданного пулемета Федорова прототип танка Т-12 и танки Т-24 оснастили танковым пулеметом системы Дегтярева образца 1929 года. Боекомплект машины теперь составлял 89 снарядов и 8000 патронов.

В результате изменений масса танка увеличилась с 14,7 до 18,5 тонны, что сказалось на его ходовых качествах – максимально развиваемая скорость сократилась до 22 км/ч. Зато запас перевозимого горючего у Т-24 возрос до 460 литров, что позволило увеличить запас хода в полтора раза – с 80 до 120 км.

После проведенных в августе совместных испытаний Т-24 и Т12 УММ сделало заказ на производство в 1931 году трехсот танков Т-24. К этому времени на предприятии был построен специальный корпус Т2 для производства и сборки танков, а также значительно расширено самостоятельное танковое конструкторское бюро Т2К во главе с И. Н. Алексенко. Но уже 1 июня 1931 года председатель научно-технического комитета УММ РККА И. А. Лебедев направил директору ХПЗ задание на проектирование колесно-гусеничного легкого танка БТ («Кристи»). Производство Т-24 харьковчанам приказали остановить, в результате чего завод успел изготовить только 28 шасси, 25 бронекорпусов и 26 башен (план по выпуску танка явно срывался), из которых собрали только 25 готовых танков.

Причин для такого решения, принятого московским руководством, было несколько. Во-первых, в 1930 году закупочная комиссия во главе с главой УММ комкором И. А. Халепским посетила целый ряд иностранных частных предприятий, занимавшихся проектированием и производством гусеничной бронетехники, и заключила с некоторыми из них договоры о лицензированном производстве в СССР. Халепский убедил наркома вооружений маршала Ворошилова в том, что для отечественного танкостроения перспективнее закупить и производить по лицензии английский танк «Виккерс» Mk.E и американский «Кристи» M1931, чем по новой «набивать шишки» там, где западные конструкторы уже нашли более простые и дешевые решения. Последующее развитие событий показало, что это решение являлось верным.

Коллектив КБ Т2К Харьковского паровозного завода

Источник – morozov.com.ua

Кроме того, инженеры частного конструкторского бюро Эдварда Гротте, привлеченные для работы в СССР той же комиссией, совместно с советскими конструкторами спроектировали перспективный средний танк ТГ-1, прототип которого собрали на ленинградском заводе «Большевик». По бронированию, вооружению, надежности и подвижности он превосходил и Т-12, и Т-24, и большинство западных аналогов, поэтому высшее советское руководство видело именно его основным средним танком Красной армии. Лишь значительно позднее выяснится, что этот танк слишком дорог для советской экономики и слишком сложен для танковой промышленности довоенного СССР.

Однако то, что казалось очевидным в Москве, встретило непонимание в Харькове. По заявлению помощника начальника УММ РККА Г. Г. Бокиса,

«директор завода Бондаренко с целью дискредитации быстроходной машины открыто называл ее «вредительской». …стоило очень больших усилий, нажимов и постановлений, вплоть до Правительства, чтобы заставить ХПЗ строить танк БТ и в порядке производства устранять отдельные недочеты, которые имелись в чертежах и конструкциях танка БТ».

Танк БТ-2

Источник – valka.cz

После значительного давления со стороны Москвы работы над новым танком (будущим БТ-2) все же начались, но не теми темпами, которые устраивали бы высшее руководство – к 1 ноября 1931 года было собрано только три машины взамен запланированных шести. Уже 7 ноября новые танки участвовали в военном параде в Харькове.

Возглавлявший танковое КБ Т2К ХПЗ инженер И. Н. Алексенко подал заявление на увольнение, считая, что навязывать заводу производство иностранной техники непатриотично и вредно для воспитания отечественных конструкторских кадров. Заявление Алексенко удовлетворили, и 6 декабря 1931 года на его должность был назначен бывший генеральный конструктор ленинградского завода «Русский дизель» А. О. Фирсов, ранее осужденный как член вредительской группы (работой в Харькове ему заменили 5 лет лагерей). Эти изменения стали судьбоносными для завода, советского танкостроения, да и для всей страны в целом.

Фирсов принес на ХПЗ идеи, которые легли в основу будущего легендарного танка Т-34 – танковый дизель, который вскоре создадут харьковские специалисты, и 76-мм орудие как основное вооружение будущего танка. От танка «Кристи» Т-34 получил «в наследство» полностью сварной корпус и «подвеску Кристи», от которой отказались в пользу торсионной подвески лишь после войны. Но это все будет потом, а пока создатели Т-24 с недовольством восприняли изменения, навязанные им «сверху», но, тем не менее, продолжали работу.

Коллектив КБ Т2К ХПЗ им. Коминтерна вместе с его руководителем с 1931 по 1936 год А. О. Фирсовым (в центре)

Источник – museum-t-34.ru

Судьба выпущенных харьковчанами двадцати пяти танков Т-24 сложилась драматически. До 1932 года они оставались невостребованными, пока не была, наконец, принята на вооружение 45-мм пушка образца 1932/38 годов. К этому моменту руководство УММ РККА уже осознало, что производимые на базе закупленных танков «Виккерс» Мk.Е и «Кристи» 1931 советские танки Т-26 и БТ-2 вполне способны решать задачи, для которых конструировался Т-24. Кроме того, на Кировском заводе в Ленинграде шли работы по созданию многобашенного среднего танка прорыва Т-28, который по своим тактико-техническим данным полностью превосходил Т-24. В результате танк Т-24 так и не приняли на вооружение.

Восемнадцать машин направили в Харьковский военный вкруг (далее – ХВО), где они оказались в учебных подразделениях. Один танк остался в Московском ВО (далее – МВО) и числился за Военной академией механизации и моторизации РККА им. Сталина, еще пять машин находились в распоряжении танко-артиллерийских полигонов. По состоянию на начало 1938 года большая часть этих танков вышла из строя из-за поломок в двигателе, трансмиссии и/или ходовой части.

2 марта 1938 года приказом Наркома вооружений предписывалось снять танки с эксплуатации, частично разоружить их, разбронировать и передать в приграничные укрепрайоны для использования в качестве неподвижных бронированных огневых точек – БОТов (ранее подобным образом в БОТы были преобразованы снятые с вооружения танки МС-1). Приказ касался двадцати двух машин Т-24, которые на тот момент находились в ХВО и на складах хранения бронетехники. Так, Киевский ВО должен был получить 12 танков (все от ХВО), а Белорусский ВО – 10 танков (из них 6 – от ХВО, 1 – от МВО и 3 танка – с московского склада-мастерской №37).

С поступивших танков полностью демонтировались двигатели, трансмиссии, гусеницы и прочие агрегаты ходовой части – оставались только опорные катки, чтобы танки можно было буксировать. Также демонтировалась пулеметная башенка, пулеметы и 45-мм пушка, а вместо них устанавливалась 76-мм танковая пушка (Л-10 или КТ-28) и 7,62-мм станковый пулемет «Максим» в шаровой установке справа от нее. Отделение управления полностью переделывалось, усиливалось лобовое бронирование, и устанавливались две шаровые установки под станковый пулемет «Максим». Такая бронированная точка не зарывалась в землю, а оперативно буксировалась и устанавливалась на участке вероятного прорыва противника.

О полноте выполнения этого приказа информации нет. Возможно, процесс создания БОТов затянулся, так как на немецких фотографиях лета 1941 года присутствуют подготовленные к установке в виде БОТов танки Т-24, которые не успели переместить на позиции.

Немецкий солдат на фоне БОТа, в который был переделан танк Т-24, вооруженный 76-мм пушкой Л-10, Ленинградский ВО, осень 1941 года

Источник – aviarmor.ru

Есть информация о том, что к 1941 году остался лишь один комплектный танк Т-24, находившийся в распоряжении полигона Научно-исследовательского института бронетанковой техники в Кубинке, но осенью 1941 года он, видимо, был отправлен на фронт.

В книге Артема Драбкина «Я дрался на танке» приводятся воспоминания Героя Советского Союза Ашота Апетовича Аматуни, описывающие бои в Сальских степях летом 1942 года, в которых он участвовал, будучи курсантом пехотного училища:

«…От станции Суровикино (Волгоградской области – прим. автора) мы походным маршем прошли на передовую…где-то в 120–140 км западнее Суровикина заняли оборону…танки представляли для нас самую большую опасность, потому что единственным средством борьбы с ними у курсантов были только бутылки с зажигательной смесью…шли против нас не легкие танки Т-II, а средние Т-III и Т-IV, серьезные противники. Нас же к концу боев стали поддерживать английские танки «Матильда» и наши Т-24, но это были маленькие и нехорошие танки, вот действительно помогли нам Т-26…»

Вряд ли представится возможным узнать наверняка, ошибся ветеран и принял за Т-24 какие-то другие машины, или же это действительно были танки Т-24, не ставшие БОТами и погибшие в неравных боях.

warspot.ru

Т-24 (мастер-класс) – 02. Чертежи, фотографии и документация : Jim`s Homeplace

А это был вовсе не папин сынок,
а чей-то соседский чужой осминог.
Э.Успенский, “Разноцветная семейка”

Помимо подбора необходимых инструментов, прежде чем начнем что-то резать и клеить, потребуется еще одна важная процедура. Если вы не делаете абстрактный космический хреноход, который в процессе же и выдумываете, то потребуется некий комплект знаний по предполагаемой модели. От этого напрямую будет зависеть похожесть вашей модели на оригинал.

Причем собрать этот комплект нужно до того, как начнете что-то делать. Собирать модель с мыслью, что “ну, в общем, вот что-то есть, остальные детали по ходу выясню” – неудачный подход. Информацией нужно располагать сразу и в максимальном объеме. По ходу дела у вас и без того куча проблем появится, чтобы еще и в информационную нехватку вляпываться.

Казалось бы – все просто. Находим чертеж, несколько фотографий и все в ажуре. На самом деле вот в этот момент ваши приключения с моделью и начинаются. Неважно, копию чего что вы собираетесь сделать: танк, автомобиль, самолет, корабль. Первое с чем столкнетесь – расхождение чертежа с действительностью. Причем, практика показывает, чем стариннее объект моделирования – тем больше будет расхождений.

Например корабль. Неважно, военный или калоша какая грузовая. Вы представляете сколько раз он мог переделываться во время своей жизни?! Это танк, если уж подбили в хлам, то подбили. Новый сделают. А корабль скорее всего будут ремонтировать до морковкина заговения, прежде чем действительно на булавки пустят. Даже затонувший корабль могут поднять починить и поставить в строй.

Ведь для нас, с точки зрения модели, если кому-то пришло в голову, хоть шлюпку на другой борт перевесить в какой-то момент истории – это уже важно! Сидишь и тупишь целый час – как так: на чертеже шлюпка справа, а на фото слева. Кто козел, спрашивается? Ошибка в чертеже? Фотограф перевернул негатив, когда снимок печатал? Шлюпка – это абстрактный пример. Я никогда корабельным моделизмом не занимался, но знаю, что у многих кораблей не только какие-то детали меняются с течением времени, но может и силуэт даже измениться. Надстройку на носу сделали и опаньки.

Очень важно для себя определить на какой конкретный момент времени ваша модель должна копировать оригинал. Категорически нельзя смешивать детали разных периодов в одной модели. Основная задача стендового моделиста – сделать максимально правдивую модель, а не франкенштейна.

Корабли в этом плане – очень показательный пример. Однако все то же самое относится и к другим потенциальным объектам для моделирования.  Так, есть же чертежи, скажете вы. Никаких проблем. Мы же не из заводского кита модель собираем, когда, какие дадут детали, такие и придется использовать. Сделаем сами с нуля все в точности, как на чертеже и будет нам гарантированное счастье… Если бы так!

На самом деле, 99% тех чертежей, что вы найдете по интернетам и в подавляющем большинстве книг – не чертежи, строго говоря. Это скорее рисунки. И как любой рисунок могут содержать в себе кучу неточностей и несоответствий. Вот поэтому то вам и понадобятся фотографии. Много фотографий. И книги. Сопоставляя чертежи, фотографии и информацию из книг, вы сможете найти бОльшую часть правды.

* * *

Переходим совсем к конкретике. Танк Т-24. Малоизвестный танк, о существовании которого большинство из вас даже не догадывалось, пока не прочитали о нем у меня на блоге. Общедоступная информация по нему крайне скудна и носит в основном общий характер.

Единственный чертеж, который в том или ином виде гуляет по сети и книгам – все тот же самый, который я видел в журнале “Моделист-Конструктор” в конце восьмидесятых прошлого века. Т.е. за двадцать с хреном лет не появилось ни грамма новой информации. Признаться, я был несколько разочарован.

Вот этот чертеж:

Давайте я расскажу, почему этот рисунок является для моделистов настоящим ужасом. Отсюда вам будет понятно, какие требования выдвигать к рисункам и чертежам, по которым будете делать свои модели.

Во-первых, это чертеж вообще непонятно чего, в общих чертах напоминающего Т-24. Да, возможно он таким и мог бы быть. Но не был. Допускаю, что художники, работавшие над этим рисунком, имели доступ к т.н. “эталонному” чертежу. Тому, что придумали инженеры и конструкторы. Только в реальной жизни, этот эталон, будучи воплощенным в металле, претерпел существенные изменения в множестве деталей. О чем свидетельствуют фотографии. Ниже будет про это подробнее.

Во-вторых, этот “чертеж” неполный в плане проекций. Нет вида со стороны правого борта и снизу. Если правый борт мы еще хоть как-то можем экстраполировать из имеющихся видов и проводя аналогии с левым бортом, то что там внизу происходит – тайна покрытая мраком, которую нам не раскроют и фотографии.

“Там же внизу все ровно”, скажет человек, никогда не собиравший модели. Но “ровно”, это не информация для моделиста. Как, например, расположены там броневые листы? Где проходят стыки? Сколько их там вообще? Уж точно не один сплошной приклепан. Был ли в днище люк для экипажа? Коммуникационные отверстия для доступа к двигателю снизу? Может, заглушки какие-то были? Выштамповки? Неизвестно… Кстати, даже с помощью книг и фотографий я этого так и не узнал. Увы. Пришлось удовлетвориться допущениями и предположениями. А это плохо.

В-третьих, отсутствет детальная информация о некоторых немаловажных узлах. Как крепится переднее натяжное колесо к корпусу (изображено слишком условно)? Как выглядит внутренняя сторона этого натяжного колеса, обращенная к корпусу? За ведущим колесом мы видим небольшой кусочек трансмиссии. Как она выглядела целиком? И т.п.

В-четвертых, проекции представленные на этом рисунке, противоречат друг другу в некоторых деталях. Например, на виде сверху мы наблюдаем некие крышечки, крепящиеся к корпусу болтами, а то и вовсе приклепанные:

Но на виде сзади и спереди, это выглядит, как более сложная конструкция, нежели просто болт или клепка:

Что-то на виде сверху художник забыл нам дорисовать… А это не такая уж маленькая деталь, чтобы её можно было проигнорировать. Эти крышечки, вон, на самых видных местах расположены.

Много и других несоответствий, которые помешают нам жить. Например, петли люка на большой башне. Из вида сверху мы видим их форму в этой проекции. Но их боковой профиль нам неизвестен. И только потому, что художник забыл их нарисовать на виде сбоку!

Вообще – нормально. Габариты, относительные размеры основных узлов – это все есть на чертеже. А детали мы наковыряем и уточним, не волнуйтесь.

Бежим по интернетам и складируем в папочку у себя на компьютере фотографии. Параллельно читаем все, что можно прочесть о Т-24. Не только в интернете. Книги, представляете, тоже источник информации! Например книга “Советские средние танки довоенного периода 1924-1941” (серия Армада, вып. 7, изд. Экспринт, 2000). Там целая глава посвещена этому танку.

В упомянутой книге, авторы попытались нарисовать свой чертеж. К сожалению, присутствуют проекции только сбоку и спереди. Уже только по этому комплекту начинаем определять проблемные места. Ну, буквально, сходу (сверху рисунок из книги):

Пулеметное гнездо – явно какая-то очень проблемная часть для художников, требуются уточнения. Что там за петельки на маленькой башенке, которые то есть, то их нет? Уточнить. Таки крыло идет параллельно корпусу или слегка наклонено назад? Расследовать. И т.п. Заклепки, так и вовсе мигрируют по корпусу случайным образом.

Очередь фотографий. Тут тоже есть подводные камни. Обойти их помогут книги и статьи. Из них мы, среди прочего узнаем, что Т-24 – это всего лишь развитие модели Т-12. Очень-очень похожий танк. Поэтому, когда мы будем выбирать фотографии (особенно из интернетов) мы постараемся, чтобы нам не подсунули фотографию не того, что мы ищем.

В качестве примера, вот вам сайт с фотографиями. В разделе, посвященном Т-24, нам попытаются подсунуть фотографии и Т-12! Будте бдительны. У Т-12 не было ящиков над гусеницами, не было выступающего пулеметного гнезда, башня была граненая, а не округлая и т.п… Обязательно определите для себя основные признаки того, модель чего вы делаете. Это поможет вам отобрать именно “свои” фотографии и не позволит себя одурачить!

Конечно, создатели сайтов и коллекций изображений не сознательно хотят заморочить вам голову. Скорее всего они просто не очень владеют предметом вопроса. Для большинства из них это всего лишь “винтажные картинки”, которые они собирают там и сям вне контекста. Но вы в таких моментах разбираться обязаны. Иначе такого намоделируете…

Так или иначе, при сравнении нескольких чертежей, описаний из книг и фотографий, начинает вырисоваваться то, что нам нужно. “Вырисовываться” я имею в виду – буквально. Раньше моделист сидел и вырисовывал свою будущую модель на бумаге карандашом. Но теперь у нас есть передовые технологии. Например, взяв программу 3D MAX и освоив базовые навыки моделирования в ней, можно вырисовывать свою модель в трехмерном пространстве.

Я поступил следующим образом. Взял за основу чертеж из “Моделиста-Конструктора” (просто потому, что он мне попался раньше). И построил по нему корпус танка в том виде, в каком он выходил согласно чертежу. А потом начал вносить в него изменения, которые почерпнул из фотографий и книг.

Так, например, выяснилось, что с пулеметным гнездом напортачили во всех чертежах, что мне попались. Вот такое оно было на самом деле:

Цифрами я отметил броневые листы по которым мы могли бы ориентироваться. 1 – левая стенка самого гнезда. 2 – скошенный угол корпуса. 3 – передняя часть ящика над гусеницей. Сравните с чертежами выше. Видите, какая засада?

Это не говоря уже о том, что по версии чертежа из “Моделиста”, пулеметное гнездо должно быть округлым. А на самом деле оно было граненым. Вот реконструкция округлого варианта:

Даже близко не похоже на то, что мы видим на фотографиях.

По мере прояснения моментов с корпусом, все правки немедленно вносились в трехмерную модель:

Это оказалось очень удобным. Кроме того, в перспективе, с трехмерной модели гораздо проще получить необходимые нам развертки деталей.

Есть еще момент. Т.н. “полевой моддинг” с последствиями которого вы будете постоянно сталкиваться на фотографиях. Различного рода доделки и изменения в конструкции, которые вносят люди уже на месте. Или просто украшательства. И моддинг и украшательства в один миг превращают нечто типовое в исключительное и индивидуальное.

Ваша задача, отделять в своем сознании такие доделки от базового варианта. Конечно, в том случае, если вы не делает модель конкретно этой единицы техники на конкретно этот момент времени. Т.е. сперва определитесь, что вы делаете – модель данной единицы техники вообще или модель конкретно этой единицы техники.

Это, как у фэнтезийщиков. Есть меч Нарсил, а есть Андурил. По сути – один и тот же меч. Второй сковали из первого. Всего-то и добавили, что герб да пару рун. И вот уже не Нарсил, а Андурил. Есть разница. Улыбаетесь? Но ведь то же самое и в реальности. Например, есть просто самолет B-29, а есть Энола Гай. Существует огромная разница. Разница между обычным B-29 и Энолой Гай, где-то так от 13 до 18 килотонн, 20 тыс. погибших и 200 тыс. покалеченных. Да, ну и надпись соответствующая на борту характерная, ага.

Менее экстремальный пример. Тех же Т-24 было не так много. Википедия, со своейственной ей легкомысленностью радостно сообщает нам, что было выпущено 25 машин. Ага, машин. Как же! Было выпущено 25 корпусов, да. Но корпус это не целый танк. Было так:  8 шасси, 25 бронекорпусов и 26 башен. От источника к источнику цифры разнятся (говорят о 24 корпусах и 9 шасси), но общий порядок цифр остается таким. Много танков из такого количества частей не собереш. Уж конечно при 8-9 шасси 25 танков не получится. И даже в таком скудном комьюнити, нашлись индивидуальности (обведено красным):

Т.е. у ребят явно крыло отвалилось. Либо прогнулось. Тогда его на ходу просто притянули наискосок полоской маталла к корпусу. Эта вот инородная подтяжка – индивидуальная особенность именно этого танка. И необходимо это учитывать. Если мы сделаем свою модель с такой полоской, то необходимо будет нанести и все прочие индивидуальные атрибуты присущие именно этому танку. Но мы их не знаем. Только одна некачественная фотография есть. Поэтому, в таких условиях с такой индивидуальщиной лучше не связываться…

Еще очень много чего могу понаписать про тонкости тех или иных деталей у Т-24. Но это будет лишь новыми частными примерами. Думаю, что в целом, вы уже поняли с какого рода трудностями можете столкнуться еще до того, как начнете делать что-то свое. Неважно, что это будет – самолет, танк или корабль. В той или иной степени такие грабли будут подстерегать везде.

Собирайте как можно больше информации про свою модель. Сравнивайте чертежи и фотографии, читайте все, что можно прочесть. Итогом данного этапа на пути создания модели должен стать даже не правильный чертеж, а понимание. Понимание, того, как что с чем соотносится. Пускай на чертеже одно, на фотографии другое. Если вы понимаете, как это должно быть самом деле, то и по кривому чертежу сможете сделать правдивую модель.

Продолжение читайте тут…

jimblog.me

Танк Soviet T-24: 82493: 1/35: Hobby Boss: Первые средние танки СССР — МоделистЪ

Доброго времени суток, уважаемые пользователи проекта МоделистЪ — Путь к Мастерству.

С вами снова на связи Дмитрий Игнатычев — ваш проводник мире масштабного моделирования!

Как и любое масштабное дело в нашей жизни, танкостроение в СССР/России начиналось с самых первых, маленьких, неуверенных шагов. Если посмотреть на первые танкетки и средние танки 30х годов, то иначе как улыбки их размеры и неказистые формы они не вызовут.

Если вы были были хоть в одном музее, в котором есть небольшая экспозиция танков, вы понимаете о чем я говорю. Лично впервые встретившись с одним из таких образцов в Хабаровском музее был несколько даже ошарашен. Настолько маленькими и неуклюжими мне показались эти машины по сравнению с тем же Т-72.

Но так или иначе, именно с таких машин все и начиналось.

И любой моделист, интересующийся современной российской БТТ, должен знать её истоки. Обязан собрать и иметь на своей коллекционной полке несколько образцов ранних танкеток, легких и средних танков.

Именно поэтому в нашем сегодняшнем обзоре мы будем детально рассматривать модель среднего танка Т-24 от Hobby Boss в масштабе 1/35.

Как обычно, сначала немного истории…

Танк Soviet T-24: 82493: 1/35: Hobby Boss: Коробка с моделью

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Одним из сюрпризов военного парада, посвященного 14-й годовщине Великого Октября, несомненно, стал показ новой боевой техники. В ее числе были и Т-24 — первые серийные средние танки Страны Советов.

Присутствовавшие на Красной площади руководители оборонной промышленности, командиры РККА, инженеры и конструкторы не могли скрыть своей гордости: грозные по тем временам бронированные машины свидетельствовали о том, что молодое советское танкостроение, созданное всего десятилетие назад, уже прочно стоит на ногах.

По результатам испытыний танка Т-12 заводское КБ ГХПЗ приняло самое активное участие в доводке машины, выполнив, по существу, капитальную модернизацию исходного образца, получившего в итоге новое обозначение Т-24. Таким образом Т-24 является прямым потомком танка Т-12. Главным аргументом для столь глубокого изменения конструкции стал недостаточный запас хода Т-12.

27 марта 1930 года в Управлении механизации и моторизации РККА состоялось совещание по вопросу изготовления установочной серии Т-24 в количестве 15 единиц. Первые три Т-24 были изготовлены к концу июля 1930 года, и один из них был отправлен на сравнительные испытания с Т-12.

Танк Soviet T-24: 82493: 1/35: Hobby Boss: 

Первый день испытаний (24 июля 1930 года) не принес никаких неожиданностей, но и восторгов тоже. Танк вел себя почти так же, как и Т-12. Через три дня было назначено испытание 45-мм пушки Соколова, которую вместе с башней переставили с Т-12, и тут случилось ЧП.

26 июля 1930 года у танка, двигавшегося по мягкому грунту с орудием и боекомплектом в 10 снарядов, вдруг загорелся двигатель. В донесении о происшествии Наркомвоенмору тов. Ворошилову этот случай описывается так: «…тов. Владимиров остановил танк, помог экипажу покинуть машину, открыл мотор и сбил 75% пламени штатным огнетушителем, после чего одел противогаз и, забравшись в моторное отделение, полностью потушил огонь песком и собственной одеждой…»

Танк был спасен, но для дальнейших испытаний был необходим его ремонт. Башня с вооружением вновь вернулась на Т-12, где орудие тоже вышло из строя. Кстати 45-мм пушка Соколова, установленная в 1930 г. в танке как временная мера, до освоения 45-мм «системы ОАТ танковой полуавтоматической пушки ГУВП образца 1925 г.», утвержденной Журналом Арткома от 18.6.1926 № 693, оказалась очень неудачной для танка, и потому оно практически не производилось (есть предположение, что было выпущено всего два 45-мм танковых орудия Соколова).

Пушка же системы ОАТ осваивалась заводом №8 еще почти два года. Проектированием 57-мм гаубицы занимался П.Сячинтов. Он создал для своего времени революционную конструкцию, однако заказ на ее изготовление подтвержден не был и многие технические решения, заложенные в ней, увидели свет только в 76,2-мм пушке ПС-3.

Боевая масса Т-24 составила 18,5 тонн, при этом толщина брони была 20 мм для вертикальных плит и 8,5 мм для горизонтальных, что обеспечивало защищенность от огня крупнокалиберных пулеметов на всех дистанциях. Главной башне придали цилиндрическую форму, в крыше малой появился люк с откидной крышкой. На Т-24 применили более мощный 300-сильный авиамотор М-6 отечественного производства.

Ходовая часть была унифицирована с артиллерийским тягачом «Коминтерн». Силовая передача включала дисковый главный фрикцион, планетарную коробку передач, двойной дифференциал в качестве механизма поворота и простые бортовые передачи. В целом трансмиссия по конструкции агрегатов находилась на весьма высоком уровне.

Серийным производством Т-24 должны были заниматься ХПЗ и ЧТЗ. На 1930/31 год был запланирован выпуск 200 машин, но как было модно в те годы, руководством ГУВП были приняты встречные обязательства и план вырос до 300. Произвели же их много меньше — 28 шасси, 25 бронекорпусов и 26 башен, из них удалось собрать и принять госприемкой 24 танка.

Почему так мало?

Принято считать, что танк обладал рядом серьезных недостатков, помешавших его массовому производству, однако истина лежит, видимо, в иной плоскости. Ведь не помешала такая же масса недоработок серийному выпуску МС-1, Т-26 и т.д., почему же здесь обстояло иначе?

Танк Soviet T-24: 82493: 1/35: Hobby Boss: 

В фондах РГВА найдена переписка т.т. Халепского, Заславского и Ворошилова (ноябрь 1930 — февраль 1932 гг.), из которой можно понять, что глава УММ был очарован «танком ГРОТТО» (так И.Халепский именовал экспериментальный средний танк конструкции немецкого инженера Э. Гроте) и всячески восхвалял его. В частности он отмечал лучшие вооружение, плавность хода, легкость в управлении, обзор и даже … простоту изготовления этого танка по сравнению не только с Т-12/Т-24, но и с танками «…американца Кристи, которые я видел в прошлом году в Америке». При этом тов. Заславский, отвечавший за Т-24, сетовал Ворошилову на малое внимание к освоению серийного выпуска изделия ГХПЗ.
А тов. Ворошилов, отвечая Заславскому, чтобы тот обходился собственными силами, интересовался у Халепского: «… когда же новый и необходимый танк (Гроте) наконец появится в частях Красной армии?» Это продолжалось практически целый год. Завод сидел без финансирования и материалов, а начальство ждало окончания испытаний танка Гроте, потом изучало и обобщало их результаты и т.д. Но танк «ТГ» принят на вооружение не был, а мощности ХПЗ уже были заняты новым заказом — освоением того самого танка Кристи, который незадолго до того был отвергнут Халепским.
Штатную 45-мм пушку Т-24 получили лишь в 1932 году, а до этого они снабжались только пулеметами (впрочем, первые танки БТ, к выпуску которых ГХПЗ приступил в 1931 году, были тоже чисто пулеметными). В войсках Т-24 использовались первоначально в качестве танков усиления, но вскоре их перевели в разряд учебных машин. Принять участие в боевых действиях им так и не довелось.

Танк Soviet T-24: 82493: 1/35: Hobby Boss: Страшилка для НАТО

В конце 20-х — начале 30-х годов, когда отечественное танкостроение только формировалось, вырабатывались его концепции, готовились кадры, появился целый ряд оригинальных конструкций, от танкетки Т-17 до среднего «танка Гротте». В их числе находился и Т-24 — первый отечественный средний танк.

На новых машинах оценивались оптимальные соотношения таких параметров, как бронирование, вооружение, скорость, проходимость маневренность и другие. Опробовались различные виды силовых передач, подвесок, гусеничных траков, отрабатывались схемы размещения и варианты установок вооружения.

Буквально все делалось впервые. Естественно, что на этом этапе получить совершенные конструкции было крайне сложно, а скорее — просто невозможно. Неудивительно, что для первых отечественных танков характерными являлись такие недостатки, как ненадежная работа моторно-трансмиссионной группы, частое спадание гусениц, плохие проходимости и управляемость.

В итоге в крупносерийном производстве состоял только Т-18, и нельзя сказать, что эти машины, особенно первых промышленных серий, вызывали у танкистов восторг.
Танк Т-24 сняли с производства почти сразу, так как при его эксплуатации в войсках вскрылись его технические и эксплуатационные недостатки. Тем не менее, он сыграл значительную роль в истории отечественного танкостроения.

Первые проекты, первые танки и попытка их производства позволили получить изначальный опыт, без которого было бы немыслимо создание мощной танковой промышленности в СССР.

Информация взята с сайта Энциклопедия бронетехники

Танк Soviet T-24: 82493: 1/35: Hobby Boss: Видеоролик о прототипе

ИНСТРУКЦИЯ ПО СБОРКЕ

Танк Soviet T-24: 82493: 1/35: Hobby Boss: Инструкция по сборке и окраске

 СОДЕРЖИМОЕ КОРОБКИ

ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

ДЕТАЛИ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ВИДЕООБЗОР

Танк Soviet T-24: 82493: 1/35: Hobby Boss: Видеообзор 

МОДЕЛЬ В СБОРЕ

ВЫВОДЫ:

Что я могу сказать о этой модели??

Она выполнена на хорошем техническом уровне. Литье, стыкуемость не вызывает каких либо вопросов. Инструкция вполне понятна, и хорошо читаема даже новичком в моделизме.

Это в первую очередь потому, что сама конструкция танка не являет собой какой либо сложности. Он выглядит просто, так же просто и собирается.

Возможно некоторые моделисты предъявят вопросы/претензии по копийности. Но тут все не так однозначно. Точных чертежей, которыми бы смог воспользоваться китайский производитель, явно не хватает. При этом явных перекосов по копийности я не наблюдаю.

В качестве дополнения к набору пластиковых деталей есть небольшая плата фототравления.

ОЦЕНКА: 4

В целом модель хороша. Она не хватает звезд с неба. Да и собственно не предназначена для этого. Её цель — это расширение вашего представления о пути развития советского/российского танкостроения.

И её она выполняет вполне прилично. Потому я ставлю её оценку хорошо.

На сегодня всё!
Удачи вам!
И прекрасных моделей!

globaltao.com

Сделано в СССР. Альтернативный средний танк Т-24: world_of_tanks — LiveJournal

«…9 марта 1937 г. итальянский моторизованный корпус начал наступление на Гвадалахару. Со стороны мятежников в операции участвовало 60 000 солдат, 222 орудия, 108 танков и 32 бронеавтомобиля. 12-я дивизия республиканцев, прикрывавшая этот участок, насчитывала не более 4300 человек и двух десятков орудий. В помощь отходящим войскам выделили пять танков Т-24 из состава роты капитана А.Войновского, только что прибывшей на гвадалахарский участок Мадридского фронта. Но из-за постоянных дождей к месту назначения прибыло только две машины (остальные застряли в пути), которым была поставлена задача во чтобы-то ни стало задержать итальянцев…


До вечера 10 марта продолжался бой двух республиканских Т-24 против дивизии итальянской пехоты, поддерживаемой 20 танкетками CV3. Когда один танк был подбит, другой взял его на буксир с целью использовать пушку последнего. Спаренные таким образом машины продолжали вести боевые действия и задержали наступление противника на несколько часов. …»

М.Коломиец, И.Мощанский «Советские танки в Испании. 1937 год.»

Вопреки распространенному мнению о том, что танк Т-24 представлял собой улучшенный вариант опытного танка Т-12, его развитие проходило практически параллельно, хотя многие узлы и агрегаты были у них идентичны.

Уже в конце 1929 г. стало ясно, что Т-12 останется только на уровне прототипа и будет, так сказать, отладочной машиной. Кроме многочисленных технических проблем, с которыми позднее столкнулись на испытаниях, первый советский средний танк обладал малым запасом хода при достаточно высокой стоимости, что для того времени было непозволительной роскошью. На смену ему предстояло разработать новую боевую машину, лишенную этих недостатков.

Танк Т-24 должен был стать ударным средством мобильных подразделений РККА в условиях современного маневренного боя. Главными требованиями к нему стали:


  • способность преодолевать большинство полевых фортификационных сооружений (окопов) и проволочных заграждений без помощи «хвоста» и на максимально возможной скорости;

  • огневая мощь, обеспечивающая превосходство на поле боя перед всеми известными боевыми машинами сходной массы;

  • бронирование, защищающее его экипаж от винтовочных и пулеметных пуль на всех дистанциях, а от огня 37-мм пушек на дальности 1000 м.

УММ РККА рекомендовало инженерам поработать над уменьшением массы танка до 17500 кг, уменьшив его бортовое бронирование до 20 мм, а днища и крыши до 8 мм. Это позволило бы увеличить запас хода и вооружение. Соответственно, предлагалось спроектировать новый корпус, сборку которого поручили Ижорскому заводу.

Новый корпус отличался двумя характерными чертами.  Была выбрана схема бронирования, предложенная конструкторами М.И.Таршиновым  и С.А.Гинзбургом. Идея улучшения бронестойкости кузова заключалась в том, чтобы изготавливать его с большими углами наклона броневых листов, которое будет сказываться на склонности пуль и снарядов к рикошету.

И в передней части корпуса, справа  от водителя, вместо пулеметной башни второго яруса был установлен курсовой пулемет, что повлекло за собой увеличение экипажа ещё на одного человека, а командир машины мог заняться своими непосредственными обязанностями – руководить боем.

Военные потребовали установить  и новую башню с 76-мм орудием ПС-3 конструкции П. Сячентова.

В МТО обосновался мощный 300-сильный авиамотор М-6 отечественного производства. Ходовая часть была унифицирована с артиллерийским тягачом «Коминтерн» и применительно к одному борту состояла из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, четырёх сдвоенных обрезиненных поддерживающих катков, ленивца и ведущего колеса заднего расположения. Подвеска опорных катков — сблокированная во взаимозаменяемых тележках по три, с пружинным подрессориванием. Наружный диаметр опорного катка — 530 мм.

Трансмиссия состояла из главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки перемены передач (пять передач вперёд, одна назад), многодисковых сухих бортовых фрикционов и двухрядных бортовых передач с ленточными тормозами. Коробка передач имела блокировочное устройство, предотвращавшее переключение передач при невыключенном главном фрикционе.

На совещании 27 марта 1929 г., УММ РККА распорядилось изготовить на УВЗ опытную партию из 15 танков Т-24. Для производства Т-24 за отсутствием альтернатив был выбран ленинградский завод «Большевик», до этого занимавшийся выпуском Т-18. Позднее предполагалось подключить к производству и достраивавшиеся Сталинградский тракторный завод и «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле. Рассматривался и Челябинский тракторный завод, тоже находившийся в процессе строительства. Проектными работами по подготовке производства, а впоследствии и модернизации танка, руководил С. Гинзбург. Первые три Т-24 были изготовлены к концу июля 1930 года. А в августе 1931 года началось изготовление первой серийной партии.

Танк Т-24.

Масса 17 500 кг

Экипаж          5 человек.

Длина                5300 мм

Ширина         2310 мм

Высота                         2450мм

Вооружение: 76,2-мм танковая пушка ПС-3 и два 7,62-мм пулемета ДТ

Танк Т-24А обр. 1938/1939 годов – 76,2-мм танковая пушка Л-10/Л-11, спаренный пулемет 76,2-мм ДТ и пулемет ДТ на универсальной щитовой установке люка заражающего.

Танк Т-24Б обр. 1938/1940 годов – танковая 45-мм пушка обр. 1938 г. 20К/ 45-мм пушка обр. 1940 года 20К-БМ с длиной ствола увеличенной до 68 калибров.

Бронирование:                 до 20 мм

Двигатель:     М-6 танковый

Мощность двигателя:            300 л.с.

Скорость по шоссе   — до 42 км/ч

Запас хода по шоссе  — 140 км

Источник — http://alternathistory.org.ua/sdelano-v-sssr-osnovnoe-sredstvo#comment-229113

world-of-tanks.livejournal.com

Танк Т-24

 

Танк Т-24 стал первой отечественной серийной средней машиной. Отличительная особенность танка заключалась а трехъярусном расположении вооружения, установленного в двух башнях и корпусе. Это позволяло одновременно поражать цели, находящиеся в разных направлениях. Машина сохранила компоновочную схему корпуса своего прототипа: отделение управления располагалось спереди, боевое — в середине, а моторно-трансмиссионное — в корме. Таким образом обеспечивался хороший обзор местности и значительно сокращалось непростреливаемое пространство в направлении движения. Экипаж состоял из пяти человек: командир, наводчик, механик-водитель и два пулеметчика. Командир и наводчик размещались в основной башне справа и слева от пушки, а механик-водитель — в отделении управления у правого борта корпуса. Один пулеметчик находился слева от механика-водителя, а другой — в малой башне. Командир дополнительно исполнял обязанности заряжающего и пулеметчика.

Корпус и башня танка каркасные. На подбашенной коробке на шариковой опоре устанавливалась основная башня, а на ее крыше — малая, оборудованная люком с откидной крышкой. Обе они цилиндрической формы. Малая могла вращаться независимо от основной и имела подвесной полик. Такое расположение башен обеспечивало круговой обстрел из каждой, но увеличивало высоту машины.

Боевая масса Т-24 составила 18,5 т (удельное давление на грунт равнялось соответственно 0,51 кг/см2). Бронирование танка противопульное, служившее защитой на всех дистанциях от огня крупнокалиберных пулеметов. Толщина брони была оптимизирована и составила 20 мм для вертикальных плит и 8,5 мм для горизонтальных. Броневые катаные листы соединялись заклепками. В передней части они были наклонены под сравнительно большими углами к вертикальной плоскости, что дополнительно повышало их защитные свойства.

Вооружение составляли 45-мм танковая пушка, установленная в шаровой опоре основной башни, и четыре 7,62-мм танковых пулемета ДТ. Пулеметы располагались в лобовой (справа от пушки) и кормовой частях основной башни, в малой башне и лобовом листе подбашенной коробки. Пушка могла вести огонь бронебойными и осколочными снарядами, а также картечью. Ее бронебойный снаряд имел массу 1,15 кг и начальную скорость до 710 м/с. Боекомплект состоял из 89 артиллерийских выстрелов и 8000 патронов к пулеметам. В боевой обстановке наблюдение велось через смотровые щели со стеклоблоками. Внешняя связь осуществлялась сигнальными флажками.

На машине устанавливался 8-цилиндровый V-образный карбюраторный авиационный двигатель жидкостного охлаждения М-6 мощностью 300 л. с., позволявший развивать скорость до 22 км/ч. Располагался он в корпусе продольно, носком коленчатого вала в сторону кормовой части. Запас хода составлял 120 км при запасе горючего 460 л.

Электрооборудование однопроводное, напряжение бортовой сети 6 В. Пуск двигателя производился с помощью электрического стартера. Механическая трансмиссия состояла из дискового главного фрикциона сухого трения, планетарной коробки передач с плавающими ленточными тормозами, двойного дифференциала (механизма поворота) и одноступенчатых бортовых передач. В целом трансмиссия по конструкции агрегатов находилась на весьма высоком уровне.

Гусеничный движитель (применительно к одному борту) представлял собой крупнозвенчатую гусеничную ленту цевочного зацепления, восемь сдвоенных опорных и четыре сдвоенных поддерживающих катков, направляющее колесо с кривошипным механизмом натяжения гусеницы и ведущее колесо кормового расположения.

Опорные и поддерживающие катки имели наружную амортизацию в виде резиновых бандажей. Подвеска балансирная (зависимая). В качестве упругих элементов использовались спиральные цилиндрические вертикально установленные пружины, защищенные от повреждений кожухами. Для улучшения профильной проходимости при преодолении рвов и эскарпов танк имел в кормовой части съемный кронштейн («хвост»),

27 марта 1930 года в Управлении механизации и моторизации РККА состоялось совещание по вопросу изготовления установочной серии Т-24 в количестве 15 единиц. Заказ выполнил ГХПЗ, собрав три машины в июле, пять в августе и семь в сентябре. Бронекорпуса поставлял Государственный Ижорский завод, моторы — один из заводов Авиапрома. Дальнейшая програ мма строительства Т-24 предусматривала наращивание темпа сборки с 7 единиц в октябре 1930 года до 45 в сентябре 1933. Однако после изготовления 25 танков производство их прекратили.

Штатную 45-мм пушку Т-24 получили лишь в 1932 году, а до этого они снабжались только пулеметами (впрочем, первые скоростные харьковские ВТ, к выпуску которых ГХПЗ приступил в 1931 году, были тоже чисто пулеметными). В войсках Т-24 использовались первоначально в качестве танков усиления, но вскоре их перевели в разряд учебных машин. Принять участие в боевых действиях им так и не довелось. 
 

tehnowar.ru

Первый средний танк СССР Т-12/Т-24

Проблемы, постоянно возникающие в процессе доведения танка Т-12 до требуемых параметров, побудили высшее командование РККА в конце 1929 года принять решение о параллельной разработке ещё одной модели маневренного танка, которой присвоили индекс Т-24. Московское ГКБ ОАТ в мае 1930 года совместно с конструкторами из Харькова завершает работу над созданием танка.

В отличие от Т-12 новая машина имеет меньшую толщину броневых листов (для вертикальных плит – 20 мм, для горизонтальных – 8,5 мм), увеличенный запас хода,  получает основную башню новой конструкции (цилиндрической формы). Бронекорпус подвергся коренной перепланировке: топливные баки вынесены из кормового отделения в ниши, размещающиеся по бокам, в носовой части освобождено место для радиостанции. Масса танка возросла до 18,5 тонн.

Маневренный танк Т-24 появился на полигоне в конце июля 1930 года. В это время там завершались испытания танка Т-12. Было принято решение о проведении сравнительных испытаний этих образцов. 24.07.30 – первый день сравнительных испытаний. Восторгов новая машина не вызвала. По своим характеристикам она почти полностью была идентична Т-12. 27.04.30 планировалось проведение огневых испытаний. На новый танк установили башню от Т-12. Вместо планируемой к установке танковой пушки ГУВП образца 1925 года танк вооружили 45 мм пушкой Соколова. При выходе на огневые позиции танк загорелся. Пожар удалось потушить, но машина к дальнейшим испытаниям оказалась полностью непригодна. Тем более, что пушку благополучно… сломали, когда возвращали башню обратно на Т-12.

А долгожданная ГУВП появилась только в 1932 году. Разрабатываемая параллельно с ней 57 мм гаубица под руководством П.Сяченова содержала в своей конструкции по-настоящему революционные для своего времени решения. Но конструктора признали «врагом народа» и эти технические решения были воплощены в металле только в пушке ПС-3, калибра 76.2 мм.

Согласно генеральному плану серийный выпуск нового танка Т-24 планировали организовать на двух заводах, харьковском и челябинском. До конца 1931 года должно было быть изготовлено 200 танков. Но коллективы заводов приняли повышенные обязательства и заявили о готовности произвести 300 танков. Фактически за этот период было изготовлено всего 24 машины, из них 8 – в 1930, остальные – в первом полугодии 1931 года. Всего произведено 26 башен, 25 корпусов и 28 шасси. Официально причиной этого названы низкие ТТХ танка Т-24. однако данный факт не помешал организации серийного производства МС-1 или первых Т-26.

Ответ на вопрос мы можем найти в переписке того периода между Халепским И.А. (в то время являлся начальником управления моторизации и механизации РККА), Заславским В.И. (в то время ведущий инженер проекта Т-24) и Ворошилова К.Е. (Наркомвоенмор СССР). Халепский всячески превозносил перед Ворошиловым танк , который в это же время разрабатывался немецким инженером Э.Гроте(индекс проекта – ТГ). И всемерно хаял разработки других КБ. Получавший подобную информацию Ворошилов конструкторам, работавшим по проектам Т-12/Т-24 и по закупленному недавно танку Кристи (прототип БТ) на все просьбы о помощи отвечал, чтобы те обходились собственными силами. А всё приоритетное финансирование и поставки дефицитных материалов и оборудования шли на ТГ.

В таком состоянии дела находились более года. Заводы сидели на «голодном пайке», а УММ РККА ждали завершения работ над ТГ.

В 1932 году было принято окончательное решение о том, что ТГ на вооружение приниматься не будет. К этому времени мощности ХПЗ (с 01.07.31) уже были загружены выпуском танка БТ, создаваемого на базе танка Кристи. Первые характеристики нового танка показали его превосходство над Т-12/Т-24. И проект закрыли.

Подводя краткий итог недолгой жизни Т-24 можно сказать, что эта модель явилась первой в череде наших средних танков. И пусть она была несовершенной, свою важную роль в развитии советского танкостроения она сыграла. При создании танка Т-24 конструкторы нарабатывали бесценный опыт, находили оригинальные технические решения. И без этих проб и ошибок отечественного танкостроения в его нынешнем виде не существовало бы.

 

 

 

Поделитесь с друзьями:

bronetechnikamira.ru

Средний танк Т-24.

   Под руководством С.П.Шукалова при участии конструкторов ХПЗ был разработан про­ект  модернизированного варианта Т-12  — средний танк Т-24, который был передан для детализации на ХПЗ и Государственный Ижорский завод.

 

В июле-августе 1930 г. УММ РККА были организованы и проведены новые испытания среднего танка Т-12, на которых присут­ствовали Нарком ВМД К.Е.Ворошилов, Начальник УММ И.А.Халепский, Начальник Технического отдела УММ Г.Г.Бо- кис. На этих испытаниях полностью укомплектованный танк боевой массой 19,6 т развил маскимальную скорость движения 26 км/ч. Машина легко преодолевала окопы шириной до 2 м и подъемы до 360 на первой передаче. Однако, к производству танк так и не был допущен, поскольку к этому времени на ХПЗ были изготовлены первые три образца  среднего танка Т-24.

Средний танк Т-24 представлял собой улучшенный вариант Т-12, ко­торый имел меньшую толщину броневых листов, гнутую, с плавными переходами от одной грани к другой башню. Была произведена полная перепланировка броневого корпуса с уве­личением жесткости днища под моторно-трансмиссионным отделением и переносом топливных баков из отделения управ­ления в боковые ниши. Кроме того, в носовой части корпуса была предусмотрена установка радиостанции.

При разработке машины рассматривались три варианта размещения вооружения: 45-мм пушка обр. 1930 г. с плечевым упором и три 7,62-мм пулемета ДТ, размещенные по типу тан­ка Т-12; второй вариант — со спаренной установкой пушки и

пулемета; третий вариант — трехъярусное расположение во­оружения, который и был воплощен в металле.

Верхний ярус вооружения представлял собой 7,62-мм пуле­мет ДТ, установленный в малой башне, средний — 45-мм пуш­ку обр. 1930 г., лобовой и бортовой пулеметы ДТ в главной башне и нижний — пулемет ДТ, установленный в подбашен­ной коробке. В боекомплект танка входили 89 выстрелов с бронебойным снарядом, осколочной гранатой и картечью, а также 8000 патронов к пулеметам ДТ.

Экипаж состоял из пяти человек. Механик-водитель распо­лагался у правого борта корпуса. Управление машиной осуще­ствлялось с помощью рулевой колонки. Слева от механика-во­дителя размещался пулеметчик, который при установке ра­диостанции выполнял обязанности радиста. Командир танка находился в главной башне и выполнял одновременно функ­ции наводчика и пулеметчика. Справа от него размещался за­ряжающий, который также выполнял обязанности стрелка из лобового башенного пулемета. В малой башне было оборудо­вано рабочее место пулеметчика.

Противопульная броневая защита корпуса и башни была выполнена из броневых листов толщиной 8,5 и 20 мм и обес­печивала защиту лобовой части машины от огня крупнокалиберных пулеметов. Соединение броневых деталей производи­лось с помощью заклепок. Весной 1931 г. ГКБ был разработан сварной корпус машины, который позволил обеспечить эконо­мию по массе до 400 кг. С целью проверки возможности обес­печения коллективной защиты экипажа в условиях примене­ния отравляющих веществ во время мелкосерийного произ­водства, для проведения испытаний, был изготовлен один кор­пус среднего танка Т-24 со специальными уплотнениями, для которого ВОХИМУпром разрабатывался специальный фильтр.

В кормовой части корпуса машины устанавливался карбюра­торный двигатель М-6 жидкостного охлаждения. Этот двигатель, производившийся по лицензии фирмы «Испано-Сюиза», был за- дросселирован до мощности 250 л.с (184 кВт) при частоте враще­ния 1800 об/мин. Приспособление двигателя М-6 к условиям ра­боты в танке, а также разработку отдельных узлов моторной ус­тановки выполнил специально приглашенный для этой цели А.Микулин. Пуск двигателя осуществлялся с помощью двух стартеров. Первоначально на танке планировалось установить специальный танковый двигатель Т-12 воздушного охлаждения мощностью 180 л.с. (132,4 кВт), разработанный КБ завода «Боль­шевик» по проекту Л.Б.Беккермана еще для танка Т-12, но изго­товление опытного образца которого так и не было закончено.

Трансмиссия состояла из главного фрикциона, четырехсту­пенчатой реверсивной планетарной коробки передач (в каче­стве механизма реверса использовался конический редуктор с фрикционом реверса), двойного дифференциала в качестве механизма поворота и двух простых бортовых редукторов. В ней применялись ленточные плавающие тормоза конструкции В.И.Заславского. В марте 1931 г. ГКБ с целью упрощения кон­струкции трансмиссии, был разработан вариант коробки пере­дач с бортовыми фрикционами и рездельной установкой махо­вика и главного фрикциона.

Подвеска танка — блокированная, пружинная. Со стороны каждого борта размещались четыре тележки с двумя двухскат­ными опорными катками в каждой. В состав гусеничного дви­жителя входили 16 опорных и 8 поддерживающих катков с на­ружной амортизацией, ведущие колеса заднего расположения с зубовым зацеплением с гусеницами. Ширина трака гусеницы составляла 460 мм.

Танк боевой массой 18,5 т развивал максимальную ско­рость движения 25,4 км/ч и имел запас хода 120 км при емкос­ти топливных баков 460 л.

В ноябре 1930 г. танк Т-24 был осмотрен начальником УММ РККА комкором И.А.Халепским. Негативной оценки машина не получила, и в 1931 г. танк был принят к производ­ству на ХПЗ.

www.xn--80anehbqgxr7b.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *