Содержание

Сколько весили исторические мечи? Джон Клементс. | HEMA


What did Historical Swords Weigh?


Автор: Джон Клементс (John Clements)

Перевод с английского: Георгий Голованов


«Никогда не перегружай себя тяжелым оружием,
ибо подвижность тела и подвижность оружия
суть два главных помощника в победе»

— Джозеф Сьютнэм,
«Школа благородной и достойной науки защиты», 1617 г

Сколько именно весили мечи Средневековья и Возрождения? На этот вопрос (возможно, самый распространенный на эту тему) без труда ответят знающие люди. Серьезные ученые и практики фехтования ценят знание точных габаритов оружия прошлого, тогда как широкая публика и даже специалисты часто совершенно несведущие в этом вопросе. Найти достоверную информацию о весе реальных исторических мечей, действительно прошедших взвешивание, бывает не просто, а убедить скептиков и невежд — задача не менее сложная.

Весомая проблема.

Ложные утверждения о весе мечей Средневековья и Ренессанса, к сожалению, весьма распространены. Это одно из самых типичных заблуждений. И не удивительно, учитывая

сколько ошибок о фехтовании прошлого распространяется через масс-медиа. Повсюду, от телевидения и кино до видео-игр исторические европейские мечи изображаются неуклюжими, и размахивают ими широкими движениями. Недавно по телеканалу «The History Channel» один уважаемый академик и эксперт по военным технологиям уверенно заявил, что мечи XIV века иногда весили аж «40 фунтов» (18 кг)!

Из простого жизненного опыта мы отлично знаем, что мечи не могли быть чрезмерно тяжелыми и не весили по 5-7 кг и более. Можно бесконечно повторять, что это оружие вовсе не было громоздким или неуклюжим. Любопытно, что хотя точная информация о весе мечей очень пригодилась бы исследователям оружия и историкам, серьезной книги с такой информацией не существует. Возможно, вакуум документов является частью этой самой проблемы. Однако, есть несколько уважаемых источников, которые дают некоторую ценную статистику. Например, каталог мечей знаменитого Собрания Уоллеса в Лондоне приводит десятки экспонатов, среди которых сложно найти что-либо тяжелее 1,8 кг. Большинство образцов, от боевых мечей до рапир, весили гораздо менее 1,5 кг.

Ведущий эксперт в области мечей Эварт Оукшот

Несмотря на все заверения в обратном, средневековые мечи были на самом деле легкими, удобными и в среднем весили менее 1,8 кг. Ведущий эксперт в области мечей Эварт Оукшот утверждал:

«Средневековые мечи не были ни неподъемно тяжелыми, ни одинаковыми — средний вес любого меча стандартного размера составлял от 1,1 кг до 1,6 кг. Даже большие полутора ручные «военные» мечи редко весили больше 2 кг. В противном случае они были бы несомненно слишком непрактичными даже для людей, которые учились владеть оружием с 7 лет (и которые должны были быть крепкими, чтобы выжить)»

(Оукшот, «Меч в руке», стр. 13).

Ведущий автор и исследователь европейских мечей XX века Эварт Оукшот знал, что говорил. Он держал в руках тысячи мечей и лично владел нескольким десятком экземпляров, от Бронзового века до XIX столетия.

Средневековые мечи, как правило, были качественным, легким, маневренным боевым оружием, равно способным наносить отрубающие удары и глубокие порезы. Они не походили на неуклюжие, тяжеленные штуковины, которые часто изображают в масс-медиа, больше похожие на «дубину с лезвием». По утверждению другого источника:

«меч был, оказывается, на удивление легким: средний вес мечей от X до XV века — 1,3 кг, а в XVI веке — 0,9 кг. Даже более тяжелые мечи-бастарды, которые использовало лишь незначительное число солдат, не превышали 1,6 кг, а мечи всадников, известные как «полуторные», весили 1,8 кг в среднем. Вполне логично, что эти удивительно низкие цифры распространяются и на огромные двуручные мечи, которыми традиционно владели лишь «настоящие Гераклы». И все-таки они редко весили больше 3 кг» (пер. по: Funcken, Arms, Part 3, p. 26).

С XVI века существовали, конечно, специальные парадные или ритуальные мечи, которые весили по 4 кг и более, однако, эти чудовищные образцы не были боевым оружием, и нет никаких данных о том, что они вообще предназначались для использования в бою. И в самом деле, бессмысленно было бы использовать их при наличии более маневренных боевых экземпляров, которые были гораздо легче. Д-р Ханс-Петер Хилз в диссертации 1985 года, посвященной великому мастеру XIV века Йоханнесу Лихтенауэру пишет, что с XIX века многие музеи оружия выдавали обширные собрания парадного оружия за боевое, игнорируя тот факт, что лезвие у них было тупое, а размер, вес и баланс — непрактичными для использования (Hils, стр. 269-286).

Мнение экспертов.

В руках замечательный образец военного меча 14 века. Тестирование меча на маневренность и удобство обращения.

Вера в то, что средневековые мечи были громоздкими и неуклюжими в использовании уже приобрела статус городского фольклора и до сих пор сбивает с толку тех из нас, кто начинает заниматься фехтованием. Непросто найти автора книг о фехтовании XIX и даже XX века (даже историка), который бы не утверждал безапелляционно, что средневековые мечи были «тяжелыми», «неуклюжими», «громоздкими», «неудобными» и (как результат полного непонимания техники владения, целей и задач такого оружия) они были предназначены, якобы, только для нападения.

Несмотря на данные измерений, многие сегодня убеждены, что эти большие мечи должны быть особо тяжелыми. Это мнение не ограничивается нашим веком. Например, в целом безупречный буклет по армейскому фехтованию 1746 года, «The Use of the Broad Sword» Томаса Пейджа, распространяет небылицы про ранние мечи. Поговорив о том, как положение дел изменилось от ранней техники и знаний в сфере боевого фехтования,

Пейдж заявляет:

«Форма была грубой, а техника лишена Метода. Это был Инструмент Силы, а не Оружие и не Произведение Искусства. Меч был громадно длинным и широким, тяжелым и неподъемным, выкованным только для разрубания сверху вниз Мощью сильной Руки» (Page, p. A3).

Взгляды Пейджа разделяли и другие фехтовальщики, применявших тогда легкие малые мечи и сабли.

Тестирование двуручного меча 15 века в Британской Королевской оружейной палате.

В начале 1870-х капитан М. Дж. О’Рурк, мало известный американец ирландского происхождения, историк и учитель фехтования, говорил о ранних мечах, характеризуя их как «массивные клинки, которые требовали всей силы обеих рук». Мы также можем припомнить пионера в области исследования исторического фехтования, Эгертона Кастла

, и его примечательный комментарий о «грубых старинных мечах» (Кастл, «Школы и мастера фехтования»).

Довольно часто какие-нибудь ученые или архивариусы, знатоки истории, но не спортсмены, не фехтовальщики, тренировавшиеся во владении мечом с детства, авторитетно утверждают, что рыцарский меч был «тяжелым». Тот же самый меч в тренированных руках покажется легким, сбалансированным и маневренным. Например, известный английский историк и хранитель музея Чарльз Фулькес в 1938 году заявил:

«Так называемый меч крестоносца тяжелый, с широким лезвием и короткой рукоятью. У него нет баланса, как это слово понимают в фехтовании, и для уколов он не предназначен, его вес не позволяет совершать быстрые парирования» (Ffoulkes, p. 29-30).

Мнение Фулькеса, совершенно безосновательное, однако разделяемое его соавтором капитаном Хопкинсом, было порождением его опыта джентльменских поединков на спортивном оружии. Фулькес, разумеется, основывает свое мнение на современном ему легком оружии: рапирах, шпагах и дуэльных саблях (так же как ракетка для большого тенниса может казаться тяжелой игроку в настольный).

К сожалению, Фулькес в 1945 году высказывается даже так:

«Все мечи от IX до XIII века тяжелые, плохо сбалансированные и снабжены короткой и неудобной рукоятью» (Ffoulkes, Arms, p.17).

Представьте себе, 500 лет профессиональные воины ошибались, а музейный куратор в 1945 году, который никогда не был в настоящем бою на мечах и даже не тренировался с настоящим мечом какого-либо вида, сообщает нам о недостатках этого великолепного оружия.

Известный французский медиевист позже повторил мнение Фулькеса буквально как достоверное суждение. Уважаемый историк и специалист по средневековому военному делу, д-р Келли де Врие, в книге о военной технологии Средних веков

, все-таки пишет в 1990-х о «толстых, тяжелых, неудобных, но изысканно выкованных среденевековых мечах» (Devries, Medieval Military Technology, p. 25). Не удивительно, что подобные «авторитетные» мнения оказывают влияние на современных читателей, а нам приходится прилагать так много усилий.

Тестирование меча-бастарда 16 века в музее Гленбоу, Калгари.

Такое мнение о «громоздких старинных мечах», как назвал их некогда один французский фехтовальщик, можно было бы проигнорировать как продукт своей эпохи и недостатка информации. Но сейчас подобные взгляды не могут найти оправдания. Особенно грустно, когда ведущие мастера фехтования (обученные лишь оружию современных ненастоящих дуэлей) гордо высказывают суждения о весе ранних мечей. Как я писал в книге «Средневековое фехтование» 1998 года:

«Весьма жаль, что ведущие мастера спортивного фехтования (владеющие только легкими рапирами, шпагами и саблями) демонстрируют свои заблуждения о «10-фунтовых средневековых мечах, которые можно использовать только для «неловких ударов и рубки».

Например, уважаемый фехтовальщик XX века Чарльз Зельберг упоминает «тяжелое и неуклюжее оружие ранних времен» (Selberg, p. 1). А современный фехтовальщик де Бомон заявляет:

«В Средние века доспехи требовали, чтобы оружие — боевые топоры или двуручные мечи — были тяжелыми и неуклюжими» (de Beaumont, p. 143).

Доспехи требовали, чтобы оружие было тяжелым и неуклюжим? Вдобавок, «Книга фехтования» 1930 года заявляла с большой уверенностью:

«За небольшим исключением мечи Европы в 1450 году были тяжелым, неуклюжим оружием, и по балансу и простоте использования не отличались от топоров» (Cass, p. 29-30).

Даже в наше время этот идиотизм продолжается. В книге с удачным названием «Полное руководство по крестовым походам для чайников»

сообщает нам, что рыцари сражались на турнирах, «рубя друг друга тяжелыми, по 20-30 фунтов, мечами» (P. Williams, p. 20).

Такие комментарии говорят больше о наклонностях и невежестве авторов, чем о природе настоящих мечей и фехтования. Я сам бессчетное количество раз слышал эти утверждения в личных беседах и в сети от инструкторов фехтования и их учеников, так что не сомневаюсь в их распространенности. Как писал про средневековые мечи один автор в 2003 году,

«они были такими тяжелыми, что могли даже раскалывать доспехи», а великие мечи весили «до 20 фунтов и могли с легкостью крушить тяжелые доспехи» (A. Baker, p. 39).

Ничто из этого не является истиной.

Взвешивание редкого образца боевого меча 14 века из коллекции Александрийского Арсенала.

Возможно, самый убийственный пример, который приходит на ум, это олимпийский фехтовальщик Ричард Коэн и его книга о фехтовании и истории меча:

«мечи, которые могли весить более трех фунтов, были тяжелыми и плохо сбалансированы и требовали скорее силы, а не умения» (Cohen, p. 14).

Со всем уважением, даже когда он точно указывает вес (одновременно принижая заслуги владевших ими), тем не менее, он способен воспринимать их только в сравнении с поддельными мечами современного спорта, даже считает, что техника их использования была преимущественно «ударно-дробящей». Если верить Коэну, получается, что настоящий меч, предназначенный для настоящего боя на смерть, должен быть очень тяжелым, плохо сбалансированным и не требовать реальных навыков? А современные игрушечные мечи для боев понарошку — такие, как надо?

В руках образец швейцарского боевого меча 16 века. Крепкий, легкий, функциональный.

По каким-то причинам многие классические фехтовальщики всё никак не могут понять, что ранние мечи, будучи настоящим оружием, делались не для того, чтобы держать их на вытянутой руке и крутить ими с помощью одних пальцев. Сейчас начало XXI века, идет возрождение исторических боевых искусств Европы, а фехтовальщики до сих пор придерживаются заблуждений, свойственных XIX веку. Если ты не понимаешь, как применялся данный меч, невозможно оценить его истинные возможности или понять, почему он был сделан именно таким. И поэтому ты интерпретируешь его через призму того, что уже знаешь сам. Даже широкие мечи с чашкой были маневренным колюще-рубящим оружием.

Окшотт отдавал себе отчет в существующей проблеме, смеси невежества и предубеждения, еще более 30 лет назад, когда писал свою значительную книгу «Меч в эпоху рыцарства»:

«Добавьте к этому фантазии романтических писателей прошлого, которые, желая придать своим героям черты супермена, заставляют их размахивать огромным и тяжелым оружием, демонстрируя таким образом силу, намного превосходящую возможности современного человека. А завершает картину эволюция отношения к этому виду оружия, вплоть до презрения, которое питали к мечам любители утонченности и элегантности, жившие в восемнадцатом веке, романтики Елизаветинской эпохи и почитатели великолепного искусства эпохи Возрождения. Становится понятным, почему оружие, доступное для обозрения только в его упадочном состоянии, может считаться непродуманным, грубым, тяжеловесным и неэффективным.

Конечно, всегда найдутся люди, для которых строгий аскетизм форм неотличим от примитивизма и незавершенности. Да и железный предмет длиной чуть меньше метра вполне может показаться очень тяжелым. В действительности средний вес таких мечей варьировался между 1,0 и 1,5 кг, причем они были сбалансированы (в соответствии с их назначением) с той же тщательностью и мастерством, как, к примеру, теннисная ракетка или удочка. Бытовавшее мнение о том, что их невозможно удержать в руках, является абсурдным и давно устаревшим, однако продолжает жить, как и миф о том, что облаченных в доспехи рыцарей мог поднять на коня только подъемный кран» (Окшотт, «Меч в век рыцарства», стр. 12).

Даже подобным палашом 16 века достаточно удобно управлять для нанесения ударов и уколов.

Давнишний исследователь оружия и фехтования британской Королевской оружейной палаты Кейт Даклин утверждает:

«По моему опыту работы в Королевской оружейной палате, где я изучал настоящее оружие различных периодов, могу утверждать, что европейский боевой меч с широким лезвием, будь то рубящий, колюще-рубящий или колющий, обычно весил от 2 фунтов для одноручной модели до 4,5 фунтов для двуручной. Мечи, изготовленные для других целей, например, для церемоний или казней, могли весить больше или меньше, но это не были боевые экземпляры» (из личной переписки с автором, апрель 2000).

Г-н Даклин, несомненно, сведущ, потому как держал в руках и изучал буквально сотни отличных мечей из знаменитой коллекции и рассматривал их с точки зрения бойца.

Тренировка с прекрасным образцом настоящего эстока XV века. Только таким образом можно понять истинное назначение подобного оружия.

В краткой статье о видах мечей XV-XVI вв. из собраний трех музеев, включая экспонаты из Музея Стибберт во Флоренции, д-р Тимоти Дроусон отмечал, что ни один из одноручных мечей не весил более 3,5 фунтов, и ни один двуручный меч не весил более 6 фунтов. Его заключение:

«На основании этих образцов видно, что мысль о том, что мечи Средневековья и Возрождения были тяжелыми и неуклюжими, далека от истины» (Drawson, p. 34 & 35).

Субъективность и объективность.

Очевидно, что если вы знаете как обращаться с оружием, методику его использования, и динамику клинка, тогда любое оружие эпохи Средневековья и Ренессанса покажется вам гибким и удобным в использовании.

В 1863 году производитель мечей и крупный специалист Джон Латэм из «Уилкинсон Свордс» ошибочно утверждает, что некий отличный образец меча XIV века обладал «громадным весом», потому что «использовался в те времена, когда воинам приходилось иметь дело с закованными в железо противниками». Латэм добавляет:

«Они брали самое тяжелое оружие, какое только могли, и прикладывали столько силы, сколько были способны» (Latham, Shape, p. 420-422).

Однако, комментируя «чрезмерную тяжесть» мечей, Латэм говорит о мече весом в 2,7 кг, выкованном для кавалерийского офицера, который считал, что он укрепит так свое запястье, но в результате «ни один живой человек не мог рубить им… Вес был таким большим, что ему невозможно было придать ускорение, поэтому рубящая сила была нулевой. Очень простой тест доказывает это» (Latham, Shape, p. 420-421).

Латэм добавляет также: «Тип телосложения, однако, очень сильно влияет на результат». Затем он делает вывод, повторяя распространенную ошибку, что сильный человек возьмет более тяжелый меч, чтобы нанести им больше урона.

«Вес, который человек может поднять с наивысшей скоростью, произведет наилучший эффект, но более легкий меч он не обязательно сможет двигать быстрее. Меч может быть таким легким, что будет ощущаться в руке «хлыстом». Такой меч хуже слишком тяжелого» (Latham, p. 414-415).

У меня обязательно должно быть достаточно массы, чтобы удерживать лезвие и острие, парировать удары и придавать удару силу, но в то же время он не должен быть слишком тяжелым, то есть медленным и неудобным, иначе более быстрое оружие будет описывать круги вокруг него. Этот необходимый вес зависел от предназначений клинка, должен ли тот колоть, рубить, то и другое, и какой именно материал ему может встретиться.

Большинство мечей эпохи  Средневековья и Ренессанса настолько сбалансированы и уравновешены, что кажется они буквально взывают к вам: «Овладей мной!»

Фантастические рассказы о рыцарской доблести часто упоминают огромные мечи, которыми могли орудовать лишь великие герои и злодеи, и ими они рассекали лошадей и даже деревья. Но все это мифы и легенды, понимать их буквально нельзя. В «Хрониках» Фруассара, когда скотты побеждают англичан у Малроуз, мы читаем о сэре Арчибальде Дугласе, который «держал пред собой громадный меч, клинок которого был в два метра длиной, и едва ли кто-либо мог поднять его, но сэр Арчибальд без труда владел им и наносил такие ужасные удары, что все, в кого он попадал, падали оземь; и не было никого среди англичан, кто мог бы противостоять его ударам». Великий мастер фехтования XIV века Иоганнес Лихтенауэр сам говорил: «Меч есть мерило, и он большой и тяжелый» и сбалансирован подходящим навершием, что означает, что само оружие должно быть сбалансированным и оттого пригодным для боя, а не увесистым. Итальянский мастер Филиппо Вади в начале 1480-х наставлял:

«Возьми легкое оружие, а не тяжелое, чтобы легко контролировать его, чтобы его вес не мешал тебе».

Итак, учитель фехтования специально упоминает, что есть выбор между «тяжелыми» и «легкими» клинками. Но – опять же – слово «тяжелый» не синоним слову «слишком тяжелый», или громоздкому и неповоротливому. Просто можно выбрать, как, например, теннисную ракетку или бейсбольную биту полегче или потяжелее.

Подержав в руках более 200 отличных европейских мечей XII-XVI веков, я могу сказать, что всегда особое внимание уделял их весу. Меня всегда поражали живость и баланс практически всех экземпляров, которые мне попадались. Мечи Средневековья и Возрождения, которые я лично изучал в шести странах, а в некоторых случаях и фехтовали ими и даже рубил, были – повторюсь – легкими и хорошо сбалансированными. Имея немалый опыт во владении оружием, мне очень редко встречались исторические мечи, которые не были бы удобными в обращении и маневренными. Единицы – если таковые вообще были – от коротких мечей до бастардов весили более 1,8 кг, и даже они были хорошо сбалансированными. Когда мне попадались экземпляры, которые я счел слишком тяжелым для себя или не сбалансированным на свой вкус, я понимал, что людям с другим телосложением или стилем боя они могут хорошо подойти.

В руках оружие из коллекции Шведского Королевского Арсенала, Стокгольм.

Когда я работал с двумя боевыми мечами XVI века, каждый по 1,3 кг, они показали себя прекрасно. Ловкие удары, уколы, защиты, переводы и быстрые контратаки, яростные разрубающие удары – как будто мечи были почти невесомыми. Ничего «тяжелого» не было в этих устрашающих и изящных инструментах. Когда я упражнялся с настоящим двуручным мечом XVI века, я поразился, каким легким показалось оружие в 2,7 кг, будто весило в два раза меньше. Даже если оно не было предназначено для человека моей комплекции, я мог видеть его очевидную эффективность и действенность, потому что понимал технику и способ владения этим оружием. Читатель может сам решить, верить ли ему этим рассказам. Но те бессчетные разы, когда я держал в руках отличные образчики оружейного мастерства XIV, XV или XVI веков, вставал в стойки, совершал перемещения под внимательные взгляды доброжелательных хранителей, твердо убедили меня в том, сколько весили настоящие мечи (и как ими владеть).

Однажды, исследуя несколько мечей XIV и XVI веков из собрания Эварта Окшотта, мы смогли даже взвесить несколько экземпляров на цифровых весах, просто чтобы убедиться в правильной оценке их веса. Наши коллеги сделали то же самое, и их результаты совпали с нашими. Этот опыт изучения настоящего оружия критически настраивает Ассоциацию ARMA по отношению ко многим современным мечам. Я все больше разочаровываюсь в аккуратности многих современных реплик. Очевидно, что чем больше современный меч похож на исторический, тем точнее будет реконструкция техники владения этим мечом.

На самом деле,
правильное понимание веса исторических мечей
необходимо для понимания правильного их применения.

Измерение и взвешивание образцов оружия из частной коллекции.

Исследовав на практике множество мечей Средневековья и Возрождения, собрав впечатления и результаты измерений, уважаемый фехтовальщик Питер Джонсон рассказал, что «ощутил их поразительную подвижность. В целом они быстрые, точные и мастерски сбалансированы для своих задач. Часто меч кажется гораздо легче, чем есть на самом деле. Это результат аккуратного распространения массы, а не только точки баланса. Измерение веса меча и его точки баланса – только начало понимания его «динамического баланса» (т.е., как ведет себя меч в движении)». Он добавляет:

«В общем, современные реплики весьма далеки от оригинальных мечей в этом отношении. Искаженные представления о том, что такое настоящее острое боевое оружие, является результатом тренировок только на современном оружии».

Итак, Джонсон также утверждает, что настоящие мечи легче, чем многие думают. Даже тогда вес не единственный показатель, потому что основные характеристики – это распространение массы по клинку, которое, в свою очередь, влияет на баланс.

Аккуратно измеряем и взвешиваем образцы оружия 14 и 16 веков.

Нужно понимать,
что современные копии исторического оружия,
даже будучи приблизительно равными по весу,
не гарантируют того же ощущения от владения ими,
как их старинные оригиналы.

Если геометрия клинка не совпадет с исходной (в том числе, по всей длине клинка, форме и перекрестью), баланс не будет совпадать.

Тестирование оригинального двуручного меча пехотинца, 16 век.

Современная копия чаще всего кажется более тяжелой и менее удобной, чем оригинал.

Точное воспроизведение баланса современных мечей — важный аспект их создания.

Сегодня многие дешевые и низкосортные мечи — исторические реплики, театральный реквизит, фэнтезийное оружие или сувенирная продукция — делаются тяжелыми ввиду плохого баланса. Частью эта проблема возникает из-за печального незнания геометрии клинка со стороны производителя. С другой стороны, причина в намеренном снижении цены на изготовление. В любом случае, едва ли можно ожидать от продавцов и производителей, что они признают свои мечи слишком тяжелыми или плохо сбалансированными. Гораздо проще заявить, что настоящие мечи и должны быть такими.

Тестирование оригинального двуручного меча пехотинца, 16 век.

Есть и еще один фактор, отчего современные мечи обычно делают тяжелее, чем оригиналы.

По причине невежества кузнецы и их клиенты ожидают ощущения тяжести меча.

Эти ощущения возникли после многочисленных изображений воинов-дровосеков с их медлительными замахами, демонстрирующими тяжесть «варварских мечей», потому что только массивные мечи могут нанести тяжелый удар. (По контрасту с молниеносными алюминиевыми мечами показательных выступлений восточных боевых искусств трудно винить кого-то за такое непонимание.) Хотя разница между мечом в 1,7 кг и в 2,4 кг не кажется такой уж большой, при попытке реконструкции техники отличие становится весьма ощутимым. Кроме того, когда речь заходит о рапирах, которые обычно весили от 900 до 1100 грамм, их вес мог вводить в заблуждение. Весь вес у такого тонкого колющего оружия был сосредоточен в рукоятке, что давало большую подвижность острию несмотря на вес в сравнении с более широкими рубящими клинками.

Два варианта «рейшверта»: реплика и оригинал. Несмотря на похожие размеры и вес, ощущения в руке не сравнимы.

Факты и мифы.

Несколько раз мне посчастливилось тщательно сравнить современную реплику с оригиналом. Хотя отличия были лишь в пределах нескольких унций, казалось, что современный клинок по крайней мере на несколько фунтов тяжелее.

Оригинальный образец оружия рядом со своей репликой.

Оригинальный образец оружия рядом со своей репликой.

Два примера современных копий рядом с оригиналами. Несмотря на те же размеры, мелких и незначительных изменений в геометрии (распределение массы хвостовика, плеча, угол лезвия и т. п.) хватало, чтобы оказать влияние на баланс и «ощущение» от меча. У меня была возможность изучить подделки средневекового меча, созданные в XIX веке, и в некоторых случаях разница была заметна сразу же.

В руках боевой меч 14 века, рукоятка отсутствует.

В руках меч викинга, 10 век.

В руках военный меч 16 века.

Показывая мечи на своих лекциях и выступлениях, я постоянно вижу удивление аудитории, когда они впервые берут в руки меч, и он оказывается совсем не тяжелым и неудобным, как они ожидали. И они часто спрашивают, как облегчить другие мечи, чтобы они стали такими же. Когда я обучаю новичков, я очень часто слышу от них жалобы на тяжесть мечей, которые старшие ученики считают легкими и хорошо сбалансированными.

Представители ARMA сравнивают два меча: оригинал и его современную реплику.

Хорошие мечи были легкими, быстрыми, сбалансированными и, будучи достаточно прочными, сохраняли гибкость и упругость. Это были инструменты для убийства, и изучать их нужно с этой точки зрения. О весе оружия нельзя судить только по его размеру и ширине клинка. Например, вес мечей средних веков и Ренессанса может быть точно измерен и записан. Что называть тяжелым, зависит от перспективы. Оружие весом в 3 фунта профессионал может считать элегантным и легким, а ученый историк — тяжелым и неуклюжим. Мы должны понимать, что для тех, кто эти мечи использовал, они были в самый раз.


↑Наверх↑

Автор: Джон Клементс (John Clements)©
Перевод с английского: Георгий Голованов©, «VoltaStudio»
Оригинал взят с сайта Ассоциации боевых искусств Ренессанса (The ARMA) и публикуется с разрешения автора.
Перевод опубликован  на сайте http://allhema.ru/

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Похожее

thefencingtimes.wordpress.com

Сколько весит меч рыцаря. Меч рыцарей. Антикварное холодное оружие

Мало какой другой вид оружия оставил подобный след в истории нашей цивилизации. В течение тысячелетий меч был не просто орудием убийства, но и символом мужества и доблести, неизменным спутником воина и предметом его гордости. Во многих культурах меч олицетворял достоинство, лидерство, силу. Вокруг этого символа в Средние века, формировалось профессиональное воинское сословие, вырабатывалось его понятия чести. Меч можно назвать реальным воплощением войны, разновидности этого оружия известны практически всем культурам античности и средневековья.

Рыцарский меч Средневековья символизировал, в том числе, христианский крест. Перед посвящением в рыцари меч держали в алтаре, очищая оружие от мирской скверны. Во время обряда посвящения оружие подавал воину священник.

С помощью меча посвящали в рыцари, это оружие обязательно входило в состав регалий, используемых при коронации венценосных особ Европы. Меч – один из самых распространенных символов в геральдике. Его мы повсеместно встречаем в Библии и Коране, в средневековых сагах и в современных романах-фэнтези. Однако несмотря на свое огромное культурологическое и общественное значение, меч в первую очередь оставался оружием ближнего боя, с помощью которого можно было отправить неприятеля на тот свет максимально быстро.

Меч не был доступен каждому. Металлы (железо и бронза) были редкостью, стоили дорого, а на изготовления хорошего клинка уходило много времени и квалифицированного труда. В раннем Средневековье нередко именно наличие меча отличало предводителя отряда от рядового воина-простолюдина.

Хороший меч — не просто полоса прокованного металла, а сложное композитное изделие, состоящее из нескольких кусков разной по характеристикам стали, правильно обработанной и закаленной. Европейская промышленность смогла обеспечить массовый выпуск хороших клинков только к закату Средневековья, когда значение холодного оружия уже начало снижаться.

Копье или боевой топор были куда дешевле, да и обучиться владеть ими было гораздо проще. Меч являлся оружием элиты, профессиональных воинов, однозначно статусной вещью. Для достижения настоящего мастерства мечник должен был тренироваться ежедневно, на протяжении многих месяцев и лет.

Исторические документы, дошедшие до нас, говорят, что стоимость меча среднего качества могла равняться цене четырех коров. Мечи работы известных кузнецов ценились гораздо дороже. А оружие элиты, украшенное драгоценными металлами и камнями, стоило целого состояния.

В первую очередь меч хорош своей универсальностью. Его можно было эффективно использовать в пешем бою или на лошади, для нападения или защиты, в качестве основного или вспомогательного оружия. Меч прекрасно подходил для личной защиты (например, в поездках или в судебных поединках), его можно было носить с собою и в случае необходимости быстро применить.

Меч имеет низкий центр тяжести, что значительно облегчает управление им. Фехтовать мечом значительно менее утомительно, чем размахивать палицей сходной длины и массы. Меч позволял бойцу реализовывать свое преимущество не только в силе, но и в ловкости и скорости.

Основным недостатком меча, от которого оружейники пытались избавиться на протяжении всей истории развития этого оружия, являлась его малая «пробивная» способность. И причиной этому также было низкое расположение центра тяжести оружия. Против хорошо бронированного противника лучше было использовать что-нибудь другое: боевой топор, чекан, молот или обычное копье.

Теперь следует сказать несколько слов про само понятие этого оружия. Меч – это вид холодного оружия, обладающий прямым клинком и служащий для нанесения рубящих и колющих ударов. Иногда к этому определению добавляют и длину клинка, которая должна быть не менее 60 см. Но короткий меч иногда бывал еще меньше, в качестве примеров можно привести римский гладиус и скифский акинак. Самые большие двуручные мечи достигали почти двухметровой длины.

Если оружие имеет одно лезвие, то его следует относить к палашам , а оружие с изогнутым клинком – к саблям. Знаменитая японская катана на самом деле не меч, а типичная сабля. Также не следует причислять к мечам шпаги и рапиры, их обычно выделяют в отдельные группы холодного оружия.

Как устроен меч

Как уже было сказано выше, меч – это прямое обоюдоострое холодное оружие, предназначенное для нанесения колющих, рубящих, режущих и рубяще-колющих ударов. Его конструкция очень проста – это узкая полоска стали с рукоятью на одном конце. Форма или профиль клинка менялась на протяжении всей истории этого оружия, она зависела от техники боя, которая главенствовала в тот или иной период. Боевые мечи разных эпох могли «специализироваться» на рубящих или на колющих ударах.

Разделение холодного оружия на мечи и кинжалы также является несколько условным. Можно сказать, что короткий меч имел более длинный клинок, чем собственно кинжал — но провести четкую границу между этими видами оружия не всегда легко. Иногда используется классификация по длине клинка, в соответствии с ней выделяют:

shr32.ru

Меч | Железный век

Меч — рубящее и колющее длинноклинковое оружие с прямым, и, как правило, обоюдоострым клинком. Гарда может иметь форму круга, а головка может представлять собой набалдашник. Рукоять обычно делается из дерева и оплетается проволокой, либо выполняется целиком из металла.

Головка представляет собой металлический шарик, который может иметь шляпку. Крестовины меча двоякого рода: прямые и с опущенными концами. Мечи с крестовинами второго типа наиболее пригодны для рубки с коня. В процессе развития форма меча изменялась в зависимости от приемов боя и других причин.

Генетически меч средневековья не связан с античными формами меча, а идет от германской спатхи. Скажем больше — именно длиной и весом варварских мечей римские публицисты той эпохи наперебой объясняли беспрестанные поражения имперских войск.

Спатха, наводившая ужас на выродившихся римлян, — обоюдоострый длинный меч, общая длина которого составляла 75-80 см, ширина 4-5 см. Действительно, невиданный в античности размерчик.

Применялся древними германцами и скрамасакс, меч с однолезвийным клинком, длиной 45-75 см и шириной 6,5 см. Рукоятка его была достаточно длинной, и изготовлялась при этом из дерева. Кстати, именно от названия этого меча получили свое официальное имя саксы.

После падения Римской империи и до выделения рыцарской конницы в главную ударную силу на поле брани, то есть в период с 6 по 10 века, длинный меч стал массовым оружием во всем европейском регионе. Особой популярностью пользовался меч каролингский, названный так в честь правящей во Франции династии. Такие мечи, широко распространенные во всей Европе, были длиной 80-90 см, шириной 5-6 см и имели прямой клинок, который мог быть как обоюдоострым, так и иметь одностороннюю заточку и скошенное в одну сторону острие.

Когда на успевшую было цивилизоваться Европу хлынул норманнский поток, печальной знаменитостью стал пользоватьсяскандинавский меч. Он очень хорошо подходил рослым и физически сильным викингам. Будучи достаточно толстым в поперечнике, меч обладал очень массивным противовесом (у некоторых мечей размером почти с кулак) и небольшой гардой (или вообще не имел ее).

Зато некоторые экземпляры имели на навершии крюк или небольшой крюкообразный клинок, которым можно было атаковать противника, уведя в сторону его меч основным клинком.

Вообще мечи 9-10 веков имели ровный широкий клинок, закругленный к концу, и являлись исключительно рубящим оружием. Для преодоления кольчужной защиты этого было вполне достаточно. Мечи же 11-12 веков с заостренными концами и слегка сужающимися книзу клинками имеют назначение не только рубящего оружия, но и колющего.

В конце 12 века рукоять меча удлиняется настолько, что позволяет действовать двумя руками. В этот период мечи имеют заточенные у острия клинки, способные проникать сквозь сочленения брони. А это значит — наступил век пластинчатых доспехов, когда в железо прятали даже лошадей.

Рыцарские мечи выделяются своей красотой, считаясь благородным оружием. В продолжение месяцев их оставляли лежать на алтарях, они участвовали в литургии, их благословляли священники и даже освящали. Лучшие хранились в сокровищницах монастырей под алтарями, на могилах своих бывших владетелей. Им дают имена, как это делалось еще во времена Каролингов; при инвеституре, короновании, посвящении они участвуют в церемонии в силу строго соблюдаемого завета.

Классический рыцарский длинный меч, который в массовом сознании и являет собой образ «меча вообще», окончательно оформился к 13 веку. Средняя длина его клинка составляла 75-80 см, меч был плоский, шириной 5 см и имел долы.
Гардой служила простая перекладина, дужки которой могли незначительно загибаться вверх. Рукоять, рассчитанная на одну ладонь, имела в длину 10 см. Заканчивалась она навершием — противовесом, которое часто использовалось как тайник для хранения какой-нибудь христианской реликвии, повышающей святость меча и боевые качества его владельца. Поэтому рыцари навершие в рукопашном бою не применяли. Вес меча составлял 1,25-1,8 кг.

Длина и вес меча достаточно оправданы: мечом такой длины уже можно пытаться рубиться с коня, не сталкиваясь коленями с конным противником. Обводы меча также без сильных наворотов, обычный тип гарды — крестовина, либо округлая грибообразная. Рукоять обычно одноручная, для более длинной характерен удлиненный клинок.

Такой меч хорошо работает при доспехе и щите; но если короткий меч требует большого щита и — желательно — строя, то средний меч сочетается обычно с россыпным строем, и тактикой волчьей стаи: средний клинок дает чуть больше безопасности владельцу.

Автор — Александ «Мэлфис К.» Фролов 
При написании статьи использованы следующие источники: Энциклопедия Холодного оружия и ряд других, названий которых не сохранила история

ageiron.ru

Сколько весили мечи рыцарей. Сколько весили исторические мечи? Джон Клементс

Ходит много слухов и легенд вокруг такого средневекового оружия, как меч двуручный. Многие сомневаются, что с такими габаритами он мог быть эффективен в бою. Невзирая на большую массу и неповоротливость, оружие в свое время пользовалось широкой популярностью. Стоит отметить, что клинок имеет в длину не менее метра, а рукоять — порядка 25 сантиметров. При этом масса меча составляет более двух с половиной килограмм. Управляться с таким приспособлением могли действительно только ловкие и сильные люди.

Исторические факты

Меч двуручный с большими клинками в средневековых сражениях появился относительно поздно. Кроме эффективного орудия, воин снаряжался щитом и защитными доспехами. Существенный прогресс в изготовлении такого оружия случился после развития металлургического литья.

Меч могли себе позволить только обеспеченные солдаты и телохранители. Чем лучше воин фехтовал мечом, тем ценнее он был для своего войска или племени. Мастера постоянно совершенствовали технику владения, передавая опыт из поколения в поколение. Кроме недюжинной силы, владение клинком требовало высокого профессионализма, реакции и ловкости.

Предназначение

Вес двуручного меча порой достигает четырех килограмм. В бою управляться им могут только рослые и физически выносливые воины. В реальном сражении их в определенный момент выставляли в авангард строя, чтобы пробить первые ряды противника и обезоружить алебардщиков. Постоянно спереди меченосцы находиться не могли, поскольку в суматохе боя они лишались свободного пространства для замаха и маневров.

Если в ближнем сражении мечи использовались для пробивания брешей в обороне врага, то нанесение рубящих ударов требовало идеальной балансировки оружия. В битве на открытом пространстве клином рубили врага сверху или сбоку, а также наносили колющие удары при помощи длинных выпадов. Перекрестие под рукояткой служило для поражения врага в лицо или шею при максимальном сближении.

Конструкционные особенности

Большой двуручный меч весом от пяти и более килограмм служит преимущественно в качестве ритуального атрибута. Подобные экземпляры использовались на парадах, при посвящении или преподносились в дар знати. Упрощенные варианты служили своеобразным тренажером для мастеров фехтования, тренируя силу рук и выносливость.

Боевая модификация двуручного меча обычно не превышала массы в 3,5 килограмма и общей длины 1,7 метра. На рукоятку отводилось порядка полуметра от длины оружия. Она в том числе выполняла функцию балансира. При хороших навыках владения клинком даже солидная масса меча не являлась препятствием в эффективном использовании этого оружия. Если сравнить рассматриваемые варианты с одноручными образцами, можно отметить, что последние модификации редко весили более полутора килограмм.

Оптимальный размер двуручного меча в классическом варианте — это длина от пола до плеча воина, а аналогичный показатель рукояти — дистанция от запястья до локтевого сустава.

Плюсы и минусы

К преимуществам рассматриваемого оружия относится следующее:

  • меч двуручный при защите позволяет эффективно перекрыть большую площадь вокруг воина;
  • массивный клинок дает возможность наносить рубящие удары, которые очень сложно парировать;
  • широкий спектр использования.

Отрицательными сторонами данного оружия является малая маневренность, неустойчивая динамика, обусловленная большой массой клинка. Кроме того, необходимость удержания меча обеими руками практически исключала возможность использования щита. Соотношение усиления рубящего удара и затрат энергии также не служило аспектом, влияющим на популярность массивного варианта.

Виды двуручных мечей

Рассмотрим самые известные и грозные модификации:

  1. Клеймор. Это оружие родом из Шотландии и является самым компактным среди аналогов. Средняя длина клинка не превышала 110 сантиметров. Особенностью этого меча является оригинальный изгиб крестовидных дужек в сторону острия. Подобная конструкция давала возможность захватывать и выдергивать из рук врага любое длинное оружие. Клеймор по соотношению габаритов и эффективности является одним из лучших образцов среди мечей двуручных. Использовался он практически в любых боевых ситуациях.
  2. Цвайхандер. Эта модель отличается внушительными размерами (порой до двух метров в длину). Она оснащена парной гардой, на которой специальные клинообразные штыри отделяют заточенную часть клинка от рикассо. Оружие имело узкое применение. Преимущественно использовалось для отталкивания или рубки вражеских копий и алебард.
  3. Фламберг — это меч двуручный с волнообразным клинком. Такая конструкция позволила повысить поражающую способность. За счет этого разрушительный эффект при поражении противника многократно увеличивался. Раны, нанесенные фламбергом, очень долго заживали. Полководцы некоторых армий могли приговорить к смерти пленных солдат лишь за ношение такого меча.

Вкрат

rooled.ru

сколько весит меч, которыми рыцари воевали?

От совсем легких 700 гр до 8-килограмовых двуручных мечей. P.S. Те, кто пишет 20+ кг — а вы попробуйте таким мечем помахать, и еще щит и доспехи в придачу) ) Наверняка их уж делали с учетом того, что рыцарю двигаться надо, и что конь рыцаря — не КамАЗ.

Килограм пятьдесят!

от 16 кг до 40, а 50 уже доспехи весили

ну не больше десяти кг

Искандер Гафаров +1 ты прав на будущее доспех кольчужный до16 кг иногда больше в среднем 8-10 кг. готика гораздо больше гдет до 30. лучше всего славянский и сарацинский, времен Саладина (подвижный и хорошо укрепленный)

touch.otvet.mail.ru

Средневековый рыцарь расходовал вдвое больше энергии

Ученым стало интересно, сколько энергии тратит человек, облаченный в западноевропейские рыцарские доспехи. Современные любители реконструкции исторических баталий облачаются в более легкие латы, чем воины, которые носили их в XV столетии. Сплошные сочлененные доспехи производили только в Европе, так сказать, на собственные нужды, потому что сражались в таком облачении тоже только в Европе. В Азии оно изредка встречалось только у турецких сипахов.

Фото: AP

В минувшие выходные на запорожском острове Хортица состоялся первый фестиваль «Перекресток времен», посвященный Дню крещения Руси, который проходил в формате рыцарского турнира. В импровизированных поединках и массовых сражениях участвовали мужчины, облаченные в рыцарские костюмы различных эпох. Весят современные доспехи от 10 до 30 килограммов. Когда столбик термометра превышает 30-градусную отметку сражаться при такой экипировке совсем непросто. Средневековым воинам приходилось и того хуже — в XV столетии вес рыцарских доспехов колебался от 30 до 50 килограммов.

Исследователи из Университета Лидса установили, что двигаться в доспехах вдвое тяжелее, чем без них. Как сообщает веб-журнал, освещающий вопросы биологии, Proceedings of the Royal Society B, участвующие в эксперименте добровольцы надевали рыцарские доспехи и становились на беговую дорожку. К ним прикрепляли датчики, чтобы фиксировать выдыхаемый воздух, частоту пульса, кровяное давление и другие физиологические параметры в то время, когда испытуемые шли пешим шагом или бежали.

Эксперимент показал, что ходьба в доспехах расходует в 2,1-2,3 раза больше энергии, чем без них. Во время бега этот показатель увеличивался в 1,9 раза. Исследователи также установили, что расход энергии при ношении доспехов выше, чем при передвижении с равным по массе грузом на руках. Это связано с преодолением сопротивления доспехов при движении конечностей.

Читайте также: Город крестоносцев откроют в Акре

Ответить на простой вопрос, сколько в среднем весили рыцарские доспехи, не так просто. Вся проблема заключается в эволюции, которую претерпевало это воинское облачение. Непосредственными предшественниками западноевропейских рыцарей были тяжеловооруженные конники — катафракты (в переводе: «забронированные» или «одетые в железо»). В поздней Античности и раннем Средневековье они входили в состав иранских, позднеримских и византийских войск. Соответственно, прообразом для рыцарских доспехов служило защитное облачение катафрактов.

Фото: AP

С первой половины XII века широкое распространение получает кольчуга, сплетенная из стальных колец (иногда в два-три слоя). Кольчуга просуществовала до середины XIV века. В следующем столетии появились латы, защищавшие наиболее уязвимые места. Кроме того, кольчуга уже не могла защитить от появившейся в военном деле новинки — огнестрельного оружия.

Отдельные детали рыцарских доспехов соединялись между собой на заклепках, а части скреплялись ремешками и пряжками. Общее количество деталей западноевропейского рыцарского облачения порой достигало двухсот, а их общий вес мог составлять 55 килограммов. Русские ратники, большей частью сражавшиеся со степными кочевниками, облачались в более легкую броню, которая весила примерно столько же, сколько средняя нагрузка современного десантника, то есть около 20-35 килограммов.

Доспехи XV века надежно защищали от поражения стрелами из лука, выдерживали удары арбалетных болтов и аркебузных пуль, выпущенных с расстояния 25-30 метров. Их не могли пробить ни дротики, ни копья, ни даже мечи, за исключением более тяжелых двуручных мечей.

Во второй половине XV века искусство ковки рыцарских доспехов достигает своего наивысшего развития, не только с технологической точки зрения, но и с художественной. Рыцарские доспехи для знати оформлялись очень богато: они покрывались чернью (специальным сплавом серебра, свинца и серы), на них наносилась таушировка (инкрустация металлом по металлу) или делалась всечка (заполнение специально сделанных в доспехах «канавок» цветным металлом — золотом, серебром, алюминием). Использовались также глубокая чеканка и воронение, то есть получение на поверхности стали окислов железа. Причем последнее применялось не только в декоративных целях, но и в прагматических, так как способствовало уменьшению коррозии металла. Также употреблялся такой способ декоративного оформления доспехов, как наводка золотом, или золочение. Чтобы покрыть воинское облачение слоем этого драгметалла, золото предварительно растворяли в ртути и перемешивали графитовым стержнем до полного растворения. Полученную амальгаму выливали в воду и остужали, после чего наносили на подготовленное изделие. Наиболее красивым считалось «обмундирование» итальянских рыцарей.

В XVI столетии появляется новый «фасон» рыцарских доспехов, которые в отличие от готических стали называться максимилиановскими, в честь императора Священной Римской империи Максимилиана I Габсбурга (1459-1519), прозванного «последним рыцарем». Впрочем, в немецком языке для их названия существует другой эквивалент — Riefelharnisch, а по-английски их тоже не всегда называют Maximilian armour, а fluted armor.

Отличительной чертой этих доспехов, пик распространения которых пришелся на период с 1515-го по 1525 год, были покрывающие всю поверхность желобки, которые усиливали прочность металла и отводили в сторону холодное оружие. Доспех состоял из следующих частей: шлема с забралом и горловым прикрытием, ожерелья, нагрудника и наспинника, двух оплечий, двух наручей и двух налокотников, двух рукавиц или двух перчаток, набрюшника, набедренников, поножей и двух сапог.

В среднем вес рыцарского доспеха достигал 22,7-29,5 килограмма; шлема — от 2,3 до 5,5 килограмма; кольчуги под доспехом — около семи килограммов; щита — 4,5 килограмма. Общий вес рыцарских лат мог приближаться к 36,5-46,5 килограмма. Выбитые из седла витязи, уже не могли самостоятельно сесть на коня. Для пешего боя пользовались специальным доспехом со стальной юбкой вместо поножей и сапог.

Читайте также: Загадки Шервудского леса

Турнирные доспехи были тяжелее военных, тут важнее было сохранить жизнь и здоровье, нежели обладать маневренностью на поле боя. Вес шлема и нагрудной части доходил иногда до 65-70 килограммов.

Читайте также в рубрике «Наука и техника»

www.pravda.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *