Топ 10 фактов о самолете «Конкорд»

Самолет «Конкорд» легендарный сверхзвуковой лайнер, один из двух совершавших регулярные авиарейсы. За 27 лет эксплуатации самолет перевез более 4 млн. пассажиров и стал синонимом достатка и роскоши.


Выражение «мы прилетели на Конкорде…» говорило о состоятельности человека.
Самолет «Конкорд» был спроектирован и построен совместно английскими и французскими инженерами из компаний
Sud Aviation и BAC. Его постройка потребовала большого количества инновационных решений и от проекта до первого пассажирского рейса прошло
20 лет. 1956 -1976. Двигатели также были совместной разработкой англо-французским коллективом Rolls-Royce и SNECMA.
Всего было построено 20 «Конкордов», эксплуатировали которые авиакомпании British Airways и Air France.

1 В процессе выполнения полёта самолет «Конкорд» разгонялся до скорости 2150 км/ч (2,02 М), при этом фюзеляж нагревался до 127 градусов Цельсия, ограничение скорости было вызвано именно тепловым нагревом. Фюзеляж мог удлиняться примерно на 24 см, в связи с тепловым расширением конструкции.

2 В носовой части фюзеляжа расположен обтекатель в виде конуса, который мог отклоняться вниз, обеспечивая пилотам обзор на взлёте, посадке и рулении. В обтекатель встроено подвижное дополнительное остекление, прикрывавшее основное остекление кабины пилотов в режиме сверхзвукового полёта.

3 Топливная система «Конкорда» достаточно сложна, и помимо своей основной функции служит также для перебалансировки самолёта при переходе звукового барьера. Топливная система включает в себя 17 топливных баков общей ёмкостью 119280 литров,  При достижении околозвуковой скорости, и перед дальнейшим разгоном, насосы топливной системы перемещали около 20 тонн топлива из передних балансировочных баков в хвостовой балансировочный бак. Это позволяло сместить центр тяжести самолёта приблизительно на 2 метра назад, что было необходимо для сверхзвукового полёта. Всеми манипуляциями с топливом занимался бортинженер.

4 Для повышения надежности авиалайнер «Конкорд» оборудован тремя самостоятельными гидравлическими системами, двумя основными и одной резервной, которые различались по цветам.
— «Зелёная» основная гидравлическая система левого борта, подключена к гидравлическим насосам 1 и 2 двигателей.

— «Синяя» основная гидравлическая система правого борта, подключена к гидравлическим насосам 3 и 4 двигателей.
— «Жёлтая» резервная гидравлическая система, подключена к гидравлическим насосам 2 и 4 двигателей.

5 «Конкорд» был первым самолетом, на котором применили электродистанционную систему управления, которая нужно сказать была аналоговой.
Т.е. органы управления формировали сигналы, которые передавались к исполнительным гидравлическим элементам. При этом все же существовала автономная механическая система управления по средствам тросиков и тяг, оборудованных гидравлическими догружателями (гидроусилитель), которые также использовались для триммера (регулировки нулевых позиций).

6 К 1972 году, различные авиакомпании по всему миру разместили заказов на 74 «Конкорда», однако ряд факторов:
— нефтяной кризис 1973 года привел к удорожанию топлива, а «Конкорд» расходует топлива в несколько раз больше чем дозвуковой самолет;
— появление самолета Боинг-747, делало авиа перевозки более бюджетными и возрастала роль стоимости билета, а не скорости перевозки;
— разработка «Конкорда» затягивалась из-за большого количества новых технических решений и стоимость проекта росла достигнув 1 млрд.фунтов, а вместе с ней и стоимость самолетов.

По этой причине большинство авиакомпаний отозвали свои заявки и было продано лишь 5 самолетов авиакомпании British Airways и 4 Air France, оставшиеся 4 самолета из 14 серийных были предложены им же по цене 1 фунт стерлингов.
2 British Airways и 3 Air France, доведя их парк до 7 самолетов у каждой авиакомпаний.

7 Самолет «Конкорд» не следовал на определённой высоте (эшелоне), как обычные авиалайнеры. Поскольку на высоте полёта «Конкорда» не было никакого воздушного движения, использовался более выгодный режим полёта — постоянный набор высоты по мере облегчения самолёта из-за выработки топлива. Полёт а этом режиме осуществлялся полностью автоматически.

8 Авионика «Конкорда» позволяла в автоматическом режиме осуществлять посадку и трансатлантический перелет практически в любых погодных условиях.

9 За все время эксплуатации «Конкорд» показал высокую надежность, единственная авария повлекшая катастрофу  25 июля 2000 года в Париже, была вызвана наездом «Конкорда при взлете» на металлическую деталь отвалившуюся от другого самолета.

В результате была повреждено колесо, которое разлетевшись повредило топливный бак и провода управления шасси, после взлета возник пожар, который нарушил работу двигателей и самолет рухнул на землю, погибло 100 пассажиров, 9 членов экипажа и 4 человека на земле.


10 Британская компания Reaction Engines Limited, занимается программой по названием LAPCAT,
которая планирует построить самолет на водородном топливе на 300 пассажиров под названием А2, способным преодолеть расстояние от Брюсселя до Сиднея на скорости 5М (5000 км/час) за 4,5 часов.
Это можно считать продолжением эры сверхзвуковых самолетов и даже проектом «Конкорд-2».


Из-за чрезвычайно больших расходов коммерческая эксплуатация «Конкордов» была в целом убыточной, кроме того катастрофа 2000 года и ряд последующих  неполадок склонили чашу весов не в пользу «Конкорда» как результат — самолёты были сняты с эксплуатации в 2003 году.

Видео по теме:
Последний полет «Конкорда»


Катастрофа «Конкорда» в Париже 2000 год.

«Конкорд» взлет — посадка

dekatop.com

Самолет Конкорд Aerospatiale-BAC Concorde

Рубрика: Авиация | Автор: DaniL. C 8 марта 2011

Конкорд (Concorde) один из первых в мире сверхзвуковой пассажирский самолет. Этот самолет был создан совместно двумя компаниями французской Sud Aviation и английской BAC. Началом создания Конкорда можно назвать слияние в 1962 году двух национальных программ по созданию сверхзвуковых реактивных самолетов в Британии и во Франции. И в результате в 1969 году был совершен первый полет.

При создании Конкорда (Concorde) был выбран тип фюзеляжа по схеме «бесхвостка» с дельтовидным крылом. Так как у самолета крейсерская скорость была сверхзвуковая, то материал корпуса должен был выдерживать высокие температуры и одновременно легким. Поэтому был выбран специальный алюминиевый сплав RR58. Также, интересно, что температура в носовой части не должна превышать 127°C. Если она превысит этот лимит то автопилот автоматически снизит скорость самолета.
На Конкорде было установлено 4 реактивных двигателя Rolls- Royce/ SNECMA «Olimpus» 593 , которые были расположены попарно в специальных гондолах под крылом. Также данные двигатели как и на ТУ-144 имели форсажную камеру.
Шасси на Конкорде были не стандартные как на всех авиалайнерах. Из-за высоких углах атаки, при которых летал самолет шасси пришлось сделать высокими, в результате чего высота двери Конкорда (Concorde) такая же, как и у Боинга 747. Еще на самолете у хвоста была установлена дополнительная стойко шасси, что бы при взлете и посадке хвост не задевал земли.
На Конкорде была установлена современнейшая авионика, что позволило сократить экипаж до 3 человек (командир, 2-ой пилот, бортинженер).
Конкорд способен был вместить максимум 128 человек, но авиакомпании, эксплуатирующие эти самолеты, перевозили не больше 100 человек.
Появление Конкорда предвещало конец дозвуковых авиалайнеров, даже компания Боинг собиралась отправить свой 747 на грузовые перевозки, но этому не суждено было случиться. Все началось с нефтяного кризиса, начавшийся из-за войны Израиля с арабскими странами (Война судного дня), который повысил цены на авиатопливо в несколько раз. А Конкорд (Concorde) потребляет немного немало 25 тон в час при максимальной полезной нагрузке. Еще сказалось дороговизна обслуживания и, конечно же, цена 46 млн. долларов США.
Но все-таки Конкорду удалось полетать. К 1973 было продано 9 самолетов, и то только авиакомпаниям стран разработчиков British Airways и Air France. Остальные 5 продали этим же компании по символическим ценам 1 фунт или 1 франк.
Закат Конкорда начался с катастрофы одного из самолетов в 2000 году в Париже, предположительно во время взлета лопнула шина и попала в двигатель, экипаж и все пассажиры погибли. Впоследствии у самолетов началась череда неудач, случались поломки даже как-то раз произошел отказ двигателя. И к 2003 году все самолеты были списаны и проданы в музеи различных стран мира.
Но как бы, то, ни было за свою 27 летнюю историю, самолет не раз находился в центре внимания. Конкорд (Concorde) поучаствовал на съемках различных фильмах, например в итальянском «Спасите Конкорд», посвященный серии терактов с целью саботировать производство самолет а, также можно отметить американский фильм «Аэропорт 79 Конкорд», где террористы захватили самолет и отправили его в сторону Москвы и многие другие фильмы.
Что бы ни говорили злые языки Конкорд (Concorde), занял почетное место в ряде уникальных технологий.

Больше картинок и фотографий с самолётом Конкорд вы можете посмотреть в нашей галерее.

Самолет Aerospatiale-BAC Concorde.
Характеристика:
Длина – 56 (59) м
Размах крыла – 25,5 м
Площадь крыла – 358,6 м?
Вес:
пустой – 78700 кг
максимальный – 187700 кг
Двигатели – четыре ТРДФ Rolls- Royce/ SNECMA «Olimpus» 593

Максимальная скорость – 2330 км/ч
Крейсерская скорость – 2150 км/ч
Максимальная дальность полета – 7250 км
Практический потолок – 18 300 м
Скороподъёмность – 25,41 м/с
Пассажировместимость – до 128 человек
Экипаж – 3 человека
Произведено – 20 шт.

Видео Конкорда:

Крушение:

unikteh.ru

Конкорд – самолет будущего?

Несмотря на то, что с 2003 года полеты пассажирских сверхзвуковых лайнеров не осуществляются, это не значит, что Конкорд – самолет прошлого дня. Основные причины, из-за которых полеты были прекращены – это чрезмерный расход топлива, высокий уровень шума, проблемы с безопасностью. Все это сделало эксплуатацию лайнеров затратной, они не оправдывали вложенных средств.

Впрочем, многим запомнилось удобство, которое мог дать самолет Конкорд – ведь время трансатлантического перелета сокращалось всего до трех часов. В связи с этим многие компании, специализирующиеся на строительстве авиации, сейчас ведут программы разработки новых сверхзвуковых самолетов, лишенных недостатков своих предшественников. В разрабатываемых моделях существенно снижается расход топлива, двигатели становятся менее шумными. В частности, предлагается использовать гибридные конструкции из стандартных турбин и электродвигателей. При этом авиационный керосин заменяется на биотопливо.

Еще одна важная причина, по которой Конкорд (самолет) лишился возможности выполнять рейсы – это закрытое для него воздушное пространство многих стран. Такие меры были предприняты из-за звукового удара, возникающего при превышении скорости звука. Он сопровождается мощной ударной волной, причем он отлично слышен даже при преодолении звукового барьера на высоте в несколько километров. Одна из главных задач, стоящих перед авиастроительными компаниями – максимально нейтрализовать шум, сделать его приемлемым. Для этого предлагается изменить конструкцию самолетов для снижения шумового эффекта. Наиболее экстравагантное решение – некоторые разрабатываемые легкие самолеты, которые для преодоления звукового барьера будут выводиться в верхние слои атмосферы. Данный ход может быть эффективным, однако расходы на организацию рейсов в этом случае будут намного выше тех, что предлагал Конкорд (самолет) или его аналоги.

Вполне возможно, что первые сверхзвуковые лайнеры бизнес-класса начнут совершать рейсы уже в ближайшие годы. Некоторые модели уже сейчас проходят сертификацию. В первое время такими услугами смогут воспользоваться только состоятельные люди, ведь стоимость рейсов будет намного выше, чем у того же Конкорда – а полет на нем мог себе позволить далеко не каждый. Впрочем, постепенное совершенствование технологий должно сделать перелеты доступными для среднего класса. Более того, активное развитие сверхзвуковых перелетов приведет к высокой конкуренции между производителями и операторами, что неизбежно отразиться на ценах – они будут снижаться.

На сегодняшний день Конкорд – самолет наиболее известный среди сверхзвуковых лайнеров, однако в скором времени ему на смену придут другие, более совершенные самолеты. Как уже было отмечено, немало моделей сейчас находится в стадии разработки, другие уже испытываются в виде прототипов и даже проходят сертификацию. Все это указывает на то, что отказ авиационного рынка от сверхзвуковых перелетов был временным явлением.

fb.ru

Concorde, Описание конструкции, ТТХ

История создания
Серийные «Конкорды»
Фотогалерея
Катастрофа Конкорда
Без «Конкордов» им не жить

    Описание самолета. «Конкорд» представляет собой построенный по схеме «бесхвостка» низкоплан с оживальным, поперечно изогнутым крылом удлинения 1,82, изготовленным с применением профилей относительной толщины 3-2,15%. Каждая консоль крыла оснащена трехсекционными элевонами общей площадью 32,0 м2. Управление по курсу обеспечивается классическим вертикальным оперением с двухсекционным рулем направления.
    Габариты серийного самолета увеличились, в первую очередь это - длина фюзеляжа (с 56,24 м у опытного образца и 58,84 м у предсерийного самолета до 61,66 м у серийного самолета).
    Фюзеляж выполнен в виде цилиндрической конструкции с относительно малым поперечным сечением. Ввиду значительной длины фюзеляжа и относительно больших углов атаки во время взлета и посадки (около 18°) «Конкорд» снабжен высоким шасси, в результате чего ось самолета находится на высоте 5,4 м над поверхностью земли (двери самолета находятся на такой же высоте, как и у самолета «Боинг» 747). Для увеличения видимости из кабины пилотов во время взлета и посадки носовая часть фюзеляжа может опускаться (5° при взлете и 17,5° при посадке). При полете со скоростью М=2,2 носовая часть самолета нагревается до 130°, в результате чего длина фюзеляжа в полете может увеличиться на 24 см.
    Планер рассчитан на небольшие перегрузки (+2,5 / -1,0), в связи с чем скорости снижения и маневра самолета ограничены. Для изготовления планера использовались главным образом жаропрочные сплавы алюминия. Из сплавов титана и стали выполнены элементы двигательной установки, обшивка руля направления и некоторые части шасси.
    Наиболее интересные результаты в процессе создания СПС были получены при усталостно-тепловых испытаниях его планера, проведенных в Тулузе во Франции и в Фарнборо в Англии. По данным летных испытаний было известно, что носок крыла СПС мог нагреваться до 135°С при перепаде температур за цикл в 15 мин на величину до 145° С. В Тулузе эти испытания были начаты в 1972 г. в термокамере с 35 000 кварцевыми нагревателями общей мощностью в 30 000 кВт. Регулируемый нагрев воспроизводил полетный термический режим нагружения. Одновременно планер самолета нагружался механическим путем посредством силовозбудителей через рычажную систему подвески. Эти испытания и доработки позволили фирмам назначить технический ресурс для планера в 45000 летных часов (на 15000 больше, чем у Ту-144), что означало 12-15 лет эксплуатационной жизни самолета. В целом же, по техническим характеристикам, «Конкорд» почти не уступает Ту-144, который весил на 10000 кг больше.
    Для обеспечения минимальной массы самолета выбрана конструкция планера, соответствующая принципу равнопрочности всех ее элементов. Кроме того, большая часть конструкции выполнена методом фрезерования целых панелей (как и планер Ту-144), что позволило исключить множество соединений, предотвратить деформацию обшивки и изменение формы профиля в полете. Технологическое разделение планера также отличается от традиционного: конструкция разделена на секции, каждая из которых состоит из части фюзеляжа и прилегающей к нему части крыла. Это облегчает соединение лонжеронов крыла с силовыми шпангоутами фюзеляжа. Обшивка крыла выполнена из монолитных, предварительно напряженных панелей, в результате чего достигнуто уменьшение массы планера приблизительно на 20% (по сравнению с традиционными конструкциями).
    Важной особенностью СПС «Конкорд» явилось использование основной электрической системы управления самолетом. Жесткая механическая связь оставалась в резерве. Такое решение было новинкой для самолетов гражданской авиации. Для повышения надежности работы систем СПС имел три независимые гидравлические системы: две основные и одну аварийную. Эти системы обеспечивали работу гидроусилителей рулевых поверхностей, выпуска и уборки шасси, управление передними колесами при маневрировании на земле, опускание и подъем передней части фюзеляжа, топливных насосов балансировочной системы самолета и регулирование входных и выходных устройств двигателей.
    Шасси - трехстоечное, со спаренными передними колесами и четырехколесными тележками на главных стойках. Давление в пневматиках колес передней стойки составляет 1,23 МПа, а главных 1,26 МПа.
    Двигательная установка. Четыре турбореактивных двигателя «Олимп» 593 совместной разработки фирм Rolls-Royce и SNECMA расположены в попарно в двух подкрыльных гондолах таким образом, что срез сопел находится в плоскости задней кромки крыла. Основная задача форсажных камер сводится к увеличению тяги во время взлета и при переходе самолета через скорость звука. Конструкция реверсов тяги обеспечивает во время посадки тормозную силу, равную 45% взлетной тяги.
    На предсерийных самолетах 01 и 02, а также на первых серийных были установлены двигатели «Олимп» 593Mk602 с форсажной тягой 17260 кгс. На последующих самолетах предполагалось использовать двигатели 593Mk621 со статической тягой увеличенной до 18100 кгс.
    Топливная система включает 17 кессонных топливных баков, расположенных в крыле и в фюзеляже. Их емкость составляет 119786 л. Топливо используется также для изменения положения цента тяжести самолета во время перехода через скорость звука и для охлаждения конструкции. Этой цели служат 4 балансировочных бака ( в передних околофюзеляжных частях крыла с максимальной стреловидностью) и 1 бак в хвостовой части фюзеляжа (за задней кромкой крыла).

Описание
Разработчик BAC-Aerospatiale
Обозначение Concorde (Конкорд)
Тип Cверхзвуковой пассажирский самолет
Модификация Серийный
Летный экипаж, чел. 4
Число пассажиров, чел. шаг кресел - 86 см 125
шаг кресел - 81 см 144
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 62,10 (62,74)
Высота самолета, м 11,40 (11,32) 
Размах крыла, м 25,56
Площадь крыла, м2 358,25
Удельная нагрузка на крыло (максимальная),  кг/м2 517
Удлинение крыла 1,82
Длина салона, м 39,3
Ширина салона, м 2,64
Высота салона, м 1,95
Максимальная взлетная масса, кг 185 000 (181 400)
Максимальная масса при посадке, кг 111130
Масса пустого, кг 78698 (79300)
Грузоподъемность, кг 12700 (11340)
Силовая установка
Число двигателей 4
Двигатель ТРДФ «Олимп» 593Mk.602
Тяга двигателя, кгс крейсерская 4550
максимал 14750
форсаж 17260
Тяговооруженность 0,37
Емкость топливных баков, л 119786
Расход топлива двигателя л/ч 28250
удельный, кг/кгс*ч 1,19
Максимальное соотношение массы самолета к форсажной тяге, кг/даН 2,73
Летные данные
Дальность полета, км с нагрузкой 8845 кг (M=2,05 на высоте 16 км) 4500 (5110)
пустой (M=2,02) 7500 (6580)
на дозвуке 4900
Максимальная скорость полета на высоте, км/ч (М=) 2179 (2,04)
Крейсерская скорость, км/ч (М=) на высоте 15600 км 2146 (2,02)
дозвуковая 970
Взлетная скорость, км/ч 324
Посадочная скорость, км/ч 300
Практический потолок, м 19202
Высота крейсерского полета, м 16764 - 18288
Разбег, м 1510
Взлетная дистанция, м 3410
Посадочная дистанция, м 2220

Источники информации:

  1. «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 - CD-ROM /
  2. «Сверхзвуковые самолеты» / Э.Цихош /
  3. «Летательные аппараты нетрадиционных схем» / П.Бауэрс, 1991 /
  4. «Развитите самолетов мира» / Р.И.Виноградов, А.Н.Пономарев, 1991 /
  5. «Цель - 2001 год» / В.Анисимов,И.Волк, 1991 /
  6. CONCORDE Site
  7. Concorde SST
  8. Concord ( Flugzeug )
  9. NOVA Online Supersonic Spies

testpilot.ru

Факты о сверхзвуковом пассажирском авиалайнере "Конкорд" (10 фото + видео)

Ту-144 стал первым сверхзвуковым пассажирским самолетом в мире, а свой первый испытательный полет он совершил 31 декабря 1968 года. Этот удивительный авиалайнер стал настоящим технологическим прорывом в отечественной авиации. Советую вам почитать далее 10 самых познавательных фактов о "Конкорде", которые известны далеко не каждому из вас. Очень интересно.ПЕРВЫЙ В МИРЕ

В начале 1960-х годов Великобритания и Франция решили совместными усилиями создать сверхзвуковой пассажирский самолет, которому дали название «Конкорд». Лайнер должен был развивать скорость полета 2200–2300 километров в час. Прожектеры рассчитывали, что перелет «Конкорда» из Европы в Америку должен был занимать три часа вместо семи-восьми на обычных самолетах. О британо-французском проекте доложили генеральному секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву, и тот эмоционально поставил задачу: «Мы должны сделать свой советский ультразвуковик, при этом летать он должен быстрее “Конкорда”». Вся работа была поручена Андрею Николаевичу Туполеву. Самолету присвоили марку Ту-144, строиться он должен был на Воронежском авиазаводе, а его появление на свет раньше «Конкорда» стало важнейшей политической задачей СССР. Советские авиаконструкторы справились с задачей: Ту-144 стал первым в мире сверхзвуковым самолетом, который использовался для перевозки пассажиров. Первый испытательный полет этот советский лайнер совершил 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше «Конкорда» — своего знаменитого конкурента.

УНИКАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ

Самолет сочетал огромное количество передовых разработок и конструкторских решений. Например, убирающееся на время полета переднее горизонтальное оперение (ПГО), которое позволяло существенно увеличить маневренность и уменьшить скорость при посадке. Снижение посадочной скорости до приемлемых значений в 350–400 километров в час осуществлялось уникальным для гражданских самолетов способом: при помощи отклоняемого носка фюзеляжа и выпускаемого переднего крыла. В полете на сверхзвуковой скорости рекомендовалось не пользоваться элевонами — управление осуществлялось изменением тяги двигателей. Самолет не имел реверса тяги двигателей, но имел мощные вентиляторы тормозов в шасси. Первоначальное гашение скорости при посадке, по усмотрению командира экипажа, осуществлялось выпуском тормозного парашюта.

ОБВИНЯЛСЯ В ПЛАГИАТЕ

«Конкорд» и Ту-144 были похожи почти как две капли воды. Создатели «Конкорда» обвинили КБ Туполева в краже многих технических решений. Однако доказать это так и не удалось. Надо сказать, что, несмотря на внешнее сходство, самолеты все-таки довольно сильно отличались. Так, ТУ-144 был значительно больше по размерам своего западного «двойняшки»: советский лайнер мог взять на борт до 150 пассажиров, а «Конкорд» — не более 128. Причем, несмотря на свои габариты, Ту-144 был значительно маневреннее, и ему требовалось для взлета гораздо меньшая по размеру взлетная полоса, чем «Конкорду».

ПРЕОДОЛЕЛ БАРЬЕР В 2 МАХА

Ту-144 также является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер, это произошло 5 июня 1969 года на высоте 11 тыс. метров. Следующий символический рубеж в 2 Маха самолет преодолел 25 мая 1970 года, совершив полет на высоте 16,3 тыс. метров со скоростью 2150 километров в час.

ПОТЕРПЕЛ ДВЕ АВАРИИ

3 июня 1973 года на престижном авиасалоне Ле-Бурже в присутствии 300 тыс. зрителей Ту-144 совершал показательный полет. Согласно одной из версий происшествия, в это время к нему на минимальное расстояние подлетел французский самолет-разведчик «Мираж-3», который проводил съемку «русского авиачуда». Чтобы избежать столкновения, советский экипаж совершил слишком рисковый маневр, самолет перешел в пике и через несколько мгновений развалился в воздухе на глазах у зрителей. Фрагменты самолета упали на жилые районы: было разрушено пять домов и еще 20 повреждено. В катастрофе погибли все шесть человек на борту Ту-144, а также восемь человек на земле, включая трех детей. Еще 25 человек на земле получили ранения.
23 мая 1978 года модернизированный Ту-144 совершал испытательный рейс. На борту из-за неисправности топливной системы произошло возгорание, и экипаж принял решение совершить вынужденную посадку — в открытом поле, недалеко от подмосковного Егорьевска. Шесть человек из восьми членов экипажа спаслись. После жесткой посадки авиалайнер почти полностью сгорел.

БЫЛ ЛАБОРАТОРИЕЙ В ВОЗДУХЕ

В первой половине 1990-х годов модифицированный Ту-144 использовался НАСА в качестве летающей лаборатории для изучения вопросов аэроакустики и аэроупругости, создания базы данных по тепловому состоянию силовой установки на больших скоростях, отработки вопросов устойчивости и управляемости, оценки влияния земной поверхности на взлетно-посадочных режимах. Выбор в пользу Ту-144 (а не «Конкорда») Американское космическое агентство сделало благодаря большей максимальной скорости полета российского лайнера.

СЛИШКОМ ШУМНЫЙ

Очень существенным недостатком был огромный шум в салоне самолета. Шум исходил от двигателей и от системы кондиционирования. Дело в том, что на сверхзвуковых скоростях обшивку самолета нужно было охлаждать от перегрева, система охлаждения создавала значительный шум. Так, на практике рядом сидящие пассажиры слышали друг друга только в том случае, если они разговаривали криком, в задней части самолета шум был невыносимым.

БЫСТРЕЕ «КОНКОРДА»

В скорости полета два авиалайнера, оставляя далеко позади скорость звука и множество воздушных конкурентов, шли на примерно равных позициях. И все же в крейсерской скорости разработка КБ Туполева обошла «Конкорд»: в опытных образцах Ту-144 она доходила до 2,3 тыс. километров в час, в серийном — на сотню меньше. В полетах же «Конкорда» на сверхзвуке крейсерская скорость составляла 2,15 тыс. километров в час.

ВМЕСТИТЕЛЬНЕЕ «КОНКОРДА»

В вопросе количества пассажиров, которое мог перевозить самолет, преимущество вновь на стороне отечественной разработки. В некоторых модификациях Ту-144 могло летать более 150 пассажиров за рейс. В «Конкорде» же было несколько теснее: предельное количество пассажиров в туристической (самой «многолюдной») конфигурации составляло 144 человека. Но эта модификация практически не применялась, в реальности же эти самолеты были рассчитаны примерно на 100 человек.

ВЫШЕ «КОНКОРДА»

Высота, на которой у летательного аппарата остается избыток тяги для нового подъема при постоянной горизонтальной скорости, то есть практический потолок, у Ту-144 также выше, чем у «Конкорда»: 20 тыс. метров против 18,3 тыс.

trinixy.ru

Сверхзвуковой пассажирский самолет "Concorde"

Завод-
ской №
Регистра-
ционный №
ПолётыНалёт, часовТекущее местонахождение
ПервыйПоследний
001 F-WTSS 2 марта 1969 19 октября 1973 812 Аэрокосмический музей, Ле Бурже, Франция
002 G-BSST 9 апреля 1969 4 марта 1976 836 Fleet Air Arm Museum, Йовилтон, Великобритания
101 G-AXDN 17 декабря 1971 20 августа 1977 632 Имперский Военный Музей, Даксфорд, Великобритания
102 F-WTSA 10 января 1973 20 мая 1976 656 Музей Delta, Аэропорт Орли, Париж, Франция
201 F-WTSB 6 декабря 1973 19 апреля 1985 909 Airbus, Тулуза, Франция
202 G-BBDG 13 декабря 1974 24 декабря 1981 1282 Бруклендский Музей, Вейбридж, Великобритания
203 F-BTSC 31 января 1975 25 июля 2000 11 989 Разбился в Париже в 2000 году
204 G-BOAC 27 февраля 1975 31 октября 2003 22 260 Аэропорт Манчестера, Велибритания. Этот «Конкорд» был первым поставленным British Airways, и флагманом авиакомпании.
205 F-BVFA 27 октября 1976 12 июня 2003 17 824 Смитсоновский национальный Аэрокосмический Музей, около Вашингтона, США
206 G-BOAA 5 ноября 1975 12 августа 2000 22 768 Национальный Музей Полёта, Восточный Лотиан, Шотландия, Великобритания
207 F-BVFB 6 марта 1976 24 июня 2003 14 771 Sinsheim Auto & Technik Museum, Германия
208 G-BOAB 18 мая 1976 15 августа 2000 22 296 Аэропорт Хитроу, Лондон, Велиобритания
209 F-BVFC 9 июля 1976 27 июня 2003 14 332 Airbus, Тулуза, Франция
210 G-BOAD 25 августа 1976 10 ноября 2003 23 397 Intrepid Sea-Air-Space Museum, Нью-Йорк, США
211 F-BVFD 10 февраля 1977 27 мая 1982 5814 Пущен на запчасти в 1982 году и разобран в 1994 году
212 G-BOAE 17 марта 1977 17 ноября 2003 23 376 Международный аэропорт Грэнтли Адамса, Барбадос
213 F-BTSD 26 июня 1978 14 июня 2003 12 974 Аэрокосмический Музей, Ле Бурже, Франция
214 G-BOAG 21 апреля 1978 5 ноября 2003 16 239 Museum of Flight, Сиэттл, США
215 F-BVFF 26 декабря 1978 11 июня 2000 12 421 Аэропорт Шарль Де Голль, Париж, Франция
216 G-BOAF 20 апреля 1979 26 ноября 2003 18 257 Аэродром Филтон, Бристоль, Великобритания

modelik.ru

Самолёты Конкорд - история создания и технические характеристики

Конкорд — авиалайнер, предназначенный для перевозки пассажиров, разработанный совместно Великобританией и Францией. Его особенность заключается в том, что он способен преодолевать звуковой барьер, развивая сверхзвуковую скорость на крейсерском ходу. Как и Ту-144, этот сверхзвуковой самолёт эксплуатировался в коммерческих целях.

Из-за слишком дорогого топлива и обслуживания, выручка с продажи билетов не окупала использование самолётов конкорд, поэтому в 2003 году коммерческие рейсы на нём были приостановлены. На это также повлияло наличие проблем с повышенным уровнем шума и безопасностью. В настоящий момент ведутся разработки нового модельного ряда сверхзвукового самолёта, в котором будут учитываться недостатки старых разработок.

Конкорд — один из самых красивых самолётов за всю историю мировой авиации. Его обтекаемые аэродинамичные формы завоевали сердца многих авиалюбителей.

История создания

В середине 20-го века начались активные разработки самолётов, способных преодолеть звуковой барьер. Среди стран, проводивших исследования и испытания в этой сфере, были СССР, Франция и Великобритания. Первый пассажирский авиалайнер, сумевший развивать сверхзвуковую скорость на крейсерском ходу, стал советский самолёт Ту-144. Он ненадолго опередил самолёт Конкорд.

Конкорд был разработан и построен совместными усилиями двух стран — Франции и Великобритании. В его проектировании принимали участие профессионалы со всей Европы. Первый полёт этот авиалайнер совершил в 1969 году. Пусть Ту-144 построили раньше, Конкорд намного дольше бороздил небесные просторы. Он перевозил пассажиров в коммерческих рейсах вплоть до 2003 года.

В то же время он считается самым надёжным самолётом в мире, так как за всё время его эксплуатации произошла всего одна авиакатастрофа — и та случилась по вине третьих лиц.

Соглашение Франции и Великобритании

Соглашение о совместной разработке современного транспортного воздушного судна было подписано этими двумя странами в 1962 году. Предназначением нового самолёта было осуществление межконтинентальных рейсов на скорости, преодолевающей звуковой барьер.

К соглашению привело то, что по отдельности ни та, ни другая страна, не могли в полном объёме осилить настолько масштабный проект. У каждой страны были проблемы с финансированием. Ещё одна проблема заключалась в том, что как у Франции, так и у Великобритании, был опыт в создании отдельных частей самолёта и недостаток опыта в проектировании других частей. Таким образом объединение усилий пошло им на пользу.

Задачей французов была разработка аэродинамичного фюзеляжа, достаточно прочного для того, чтобы выдержать нагрузку, возникающую при преодолении звукового барьера, в то время как англичане взяли на себя разработку и изготовление двигателей и топливной системы.

Карандаш

Этот сверхзвуковой авиалайнер получил забавное прозвище — карандаш. Оно образовалось из-за удлинённого и тонкого фюзеляжа, носовая часть которого напоминала заточенное острие карандаша. Такая форма корпуса давала самолёту великолепные аэродинамические свойства.

Однако по большей части возможность самолёта преодолеть звуковой барьер достигается особой формой его крыльев. Ещё в пятидесятых годах двадцатого века во многих странах проводились исследования, в ходе которых было установлено, что наиболее обтекаемые крылья — треугольные, плавно меняющие угол начиная от основания.

Такие крылья назвали «ожевальными». Помимо Конкорда, они использовались в военной авиации и в советском Ту-144. Благодаря ним, Конкорд мог развивать рекордную для пассажирского авиалайнера крейсерскую скорость в 2179 километров в час. Ни один другой пассажирский самолёт не смог развить такой скорости.

Топливная система

Межконтинентальный полёт в принципе предусматривает высокий расход топлива, тем более, если он осуществляется на сверхзвуковой скорости. Однако конструкторы нашли решение, при котором необходимость большого объёма топлива создавала преимущество при переходе на сверхзвуковую скорость.

Топливная система авиалайнера сконструирована настолько хитрым способом, что в каждом отдельном режиме полёта топливо находится в разных частях фюзеляжа. Благодаря перекачке топлива в разные части корпуса, в каждом отдельном случае сохранялся оптимальные центр тяжести.

Также самолёт был оборудован тремя гидравлическими системами, две из которых работали в обыкновенном режиме, а третья предусматривалась на случай аварийной ситуации.

Конструкция авиалайнера

Система сборки фюзеляжа в авиалайнере Конкорд стала инновационной. Конструкторы не хотели снабжать крылья креплениями к корпусу, так как на сверхзвуковых скоростях крепления могли приводить к вибрации крыльев. Это воздушное судно собиралось сразу же с боковыми крыльями, вместо того чтобы крепить их впоследствии. Это достигалось разделением фюзеляжа на отдельные секции, к каждой из которых сразу же крепилась соответствующая часть крыла.

Также поступили со всей обшивкой фюзеляжа. Благодаря этому, самолёт Конкорд стал самым прочным и надёжным пассажирским самолётом в мире. Его цельная конструкция позволяла ему достигать невероятной скорости, с которой самолёт прекрасно справлялся. К сожалению, не все страны разрешили сверхзвуковые полёты над своей территорией, а также затраты на обслуживание Конкорда были выше прибыли с билетов, из-за чего самолёт перестал осуществлять пассажирские рейсы.

vpolete.online

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о