«Русский витязь» (самолёт): история, описание, технические характеристики

Инженер И.И. Сикорский разработал самолет «Русский витязь», который стал первой машиной во всем мире, имеющей несколько моторов. Создавался он в первую очередь для дальней разведки.

Появление идеи

«Русский витязь» — самолет, разработка которого началась в сентябре 1912 года конструктором Игорем Сикорским для участия в конкурсе.

В это время в Петербурге проходил конкурс самолетов отечественного производства, собранных русскими конструкторами. В середине сентября 1912 года И.И. Сикорский получил приглашение встретиться от М.В. Шидловского, который являлся председателем Русско-Балтийского вагонного завода. Предложения подобного рода делались очень редко. Это давало конструктору повод думать, что данная встреча изменит его жизнь. Так и произошло. Во время встречи Сикорский поделился своими планами о постройке многомоторного самолета. Шидловский предложил начать работу над проектом.

Сомнения окружающих

Идея создания многомоторного самолета для многих специалистов того времени казалась лишь мечтой. Большинство из них утверждало, что подобная модель не будет летать. Повсюду слышны были высказывания, что проект обречен на провал. Несмотря на это, Сикорский продолжал свои работы. И уже в мае 1913 года в небе над аэродромом появился «Русский витязь». Самолет, которым управлял сам инженер, пролетел несколько кругов и плавно приземлился.

Петербургские печатные издания многократно описывали данный факт. Несмотря на это, специалисты других стран отказывались верить в возможность создания подобного рода самолетов. Эту новость предпочитали считать выдумкой журналистов.

Первые разработки

«Русский витязь» (фото которого представлено в статье) представлял собой многостоечный билан с четырьмя моторами. Разрабатывался он на протяжении 1912-1913 годов. Изначально его называли «Гранд». В мае 1913 года название было изменено на «Большой Русско-Балтийский» от названия завода, где он разрабатывался. Спустя месяц получил имя «Русский витязь».

Верхнее крыло изготавливалось больших размеров в сравнении с нижним. Они имели форму прямоугольника с шириной два с половиной метра. Причем расстояние между крыльями равнялось длине самих крыльев и составляло также 2,5 метра.

Коробка крыльев имела четыре стойки. Каждое крыло усиливалось двумя лонжеронами. Последние представляли собой коробку высотой 9 см и шириной 5 см из пятимиллиметровой фанеры. Полки выполнены из сосны толщиной до двух сантиметров. В качестве крепежа элементов использовались латунные шурупы и столярный клей.

С целью улучшения устойчивости и управляемости длина самолета «С-21» была увеличена до двадцати метров. Это сделало машину устойчивой во время полета. Даже при движении пассажира по каюте во время полета устойчивость не ухудшалась.

Фюзеляж был выполнен в виде прямоугольника из дерева, обшит листами фанеры. Он содержал следующие элементы:

  • две каюты для пассажиров;
  • рубку для капитана;
  • отделение для инструментов и запасных частей.

«Русский витязь» — самолет, который стал первым, имеющим большую закрытую кабину для команды и салон для пассажиров. Кроме того, были и боковые входы, через которые во время полета можно было спуститься к нижним крыльям и добраться к двигателям. Их можно было ремонтировать даже в небе.

В носовой части, непосредственно перед капитанской рубкой, была оставлена площадка в виде балкона для размещения пулемета и прожектора. Сразу за ней шла закрытая стеклом кабина длиной 5,75 м и высотой 1,85 м. В ней размещались два сиденья для экипажа. Далее следовала еще одна перегородка из стекла, отделяющая пассажирскую зону. В ней имелись плетеные кресла и даже небольшой столик.

Устройство первой модели

«Русский витязь» — самолет с двумя двигателями «Аргус» мощностью 100 лошадиных сил, размещенными на нижнем крыле. Устанавливались они попарно. Моторы вращали четыре вала диаметром 2,6 м. Два вала были толкающими, два тянущими. Первые испытания показали, что мощности двести лошадиных сил слишком мало. Ее хватало лишь на полет дальностью до ста метров.

Сложное шасси представляло собой четыре лыжи. Между ними размещались две тележки, к которым в свою очередь было присоединено восемь колес. Соединялись колеса с тележками за счет стальных пружин, а между собой — попарно.

Руль состоял из четырех поверхностей, которые образовывали две пары. Управление осуществлялось за счет двух штурвалов и педалей. Проводка выполнена была из троса.

Вес самолета без нагрузки составлял три с половиной тонны.

Доработки самолета

Практически сразу после первых испытаний Сикорский решил доработать четырехмоторный самолет. Было изменено место и способ установки двигателей. В новой версии они размещались в ряд под нижним крылом вдоль передней кромки. Таким образом, задние толкающие двигатели стали тянущими.

Такие изменения улучшили показатели самолета «С-21». Об этом свидетельствовали испытания, проведенные на Корпусном аэродроме.

Новая модель впервые взлетела 23 июля 1913 года. Было доказано, что даже при отключении двух двигателей на одной стороне самолет прекрасно слушался рулевого управления.

Благодаря этому в августе 1913 года самолет провел в воздухе 114 минут. Это стало мировым рекордом. В это время у него на борту находилось семь пассажиров. Именно в этом время самолет получил имя «Русский витязь».

Технические характеристики

Самолет «Русский витязь» (фото которого имеется в статье) обладал следующими характеристиками:

  • Силовой агрегат из четырех двигателей «Аргус».
  • Мощность каждого двигателя — сто лошадиных сил.
  • Количество пассажиров – до семи человек. Из них три человека – экипаж.
  • Размах крыла – 27 метров.
  • Площадь крыльев 120 м2.
  • Максимальная скорость — девяносто километров в час.
  • Максимальная дальность перелетов – 170 километров.
  • Длина самолета — двадцать метров.
  • Высота — четыре метра.
  • Масса пустого самолета — 3,5 тонны.
  • Максимальная взлетная масса — 4 ,2 тонны.
  • Масса полной нагрузки — 700 килограммов.

Несчастный случай

Самолет Сикорского радовал своего конструктора совсем недолго. Он был разрушен во время необычного несчастного случая. Когда проходил конкурс военных самолетов, над аэродромом пролетал «Меллер №2». Двигатель «Гном», установленный на нем, оторвался и упал прямо на «Русского витязя». Случилось это 11 сентября 1913 года.

Сикорский решил не восстанавливать самолет. В это время он уже разрабатывал новую усовершенствованную модель. Он работал над серией самолетов «Илья Муромец», которые пополнили Императорский военно-воздушный флот.

Русский конструктор И.И. Сикорский сумел создать самолет, который приводился в движение четырьмя моторами, расположенными в ряд. И это самолет «Русский витязь», или, как его еще называли, «Гранд», ставший первым во всем мире в своем роде.

fb.ru

107 лет назад взлетел первый русский самолет.

5 июня (23 мая по старому стилю) 1910 года в Российской Империи, в Киеве, на Сырецком ипподроме, состоялся первый полет русского авиатора на аэроплане «Кудашев-1», построенном в России.

Создателем и испытателем этого аппарата являлся князь Александр Сергеевич Кудашев. А.С.Кудашева на тот момент служил преподавателем на кафедре строительного искусства в Киевском политехническом институте Императора Александра II. Также князь был известен своими работами в механической лаборатории института и научным трудом «К вопросу про сопротивление железобетонных брусьев».

Князь А.С.Кудашев в мундире инженера-путейца.

Первые подтвержденные сведения о приобщении А.С.Кудашева к полетам относятся к февралю 1910 года. Тогда он находился во Франции и во время авиационной недели в Реймсе поднялся в воздух на самолете вместе с известным русским авиатором М.Н.Ефимовым. Вернувшись в Киев, Александр Сергеевич 1 марта того же года подал на имя директора КПИ заявление с просьбой разрешить соорудить возле химического корпуса временный деревянный сарай для постройки аэроплана собственной конструкции. 10 марта Правление института удовлетворило просьбу.

Во второй половине мая 1910 года А.С.Кудашев закончил работу над своим детищем. Первый самолет Кудашева представлял собой ферменный биплан с двигателем «Anzani» мощностью 35 л.с. и тянущим воздушным винтом. Кроме хвостового оперения, он имел передний руль высоты, что было весьма популярным в те годы решением. В целом аппарат являлся оригинальной конструкцией, и его автора никак нельзя упрекнуть в копировании западных образцов.

Самолет «Кудашев-1» возле сарая в котором он был построен.

23 мая (5 июня по новому стилю) 1910 года самолет был транспортирован от химического корпуса на Сырецкий ипподром. Именно здесь в присутствии большого количества репортеров киевских газет, а также многочисленных членов Киевского общества воздухоплавания, Александр Кудашев совершил первый полет на самолете собственной конструкции. Газета «Киевлянин» сообщала: «Вчера, 23 мая, на Сырецком ипподроме состоялся первый полет русского авиатора на аэроплане, построенном в России. Честь первого полета на русской летательной машине принадлежит инженеру князю А.С.Кудашеву…»

Князь А.С.Кудашев в своем первом самолете. Киев, Сырецкий ипподром, 23 мая 1910 г.

Стоит отметить, что сразу за самолетом А.С.Кудашева в воздух поднялось еще два. Так 3 июня 1910 года в том же Киеве И.И.Сикорский выполняет полет на самолете «БиС-2», а 6 июня под Санкт-Петербургом, в Гатчине на биплане «Гаккель-III» конструкции Я.М.Гаккеля взлетает авиатор В.Ф.Булгаков. По своей продолжительности данные полеты мало чем отличались от достижения Кудашева. Исходя из этого, современные исследователи считают датой рождения русской авиации именно 23 мая 1910 года (5 июня по новому стилю).

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

российский самолет для российских условий

Отрасль российского самолетостроения является одной из старейших в мире. Наши самолеты самобытны и часто не имеют аналогов за рубежом. Особенности климата и погодных условий в разных уголках России привели к необходимости создания машин, полностью адаптированных под российские реалии. Так появился Ту-414 для внутренней гражданской авиации. Это не просто самолет, это выгодное предложение по развитию воздушного сообщения в России.

Региональный самолет по российским меркам

Что такое региональные самолеты? Это, прежде всего, среднемагистральные и ближние суда. Чаще всего они небольшие. Как правило, оснащаются турбовинтовыми двигателями и имеют не самый большой запас хода. Этот самолет не вписывается в такие рамки, он является уникальным.

В Российской Федерации понятия «региональный», «местный», «ближний» имеют несколько иное значение, нежели в Европе. Россия – огромная страна, и самолеты ближней гражданской авиации, как и среднемагистральные суда, имеют достаточно большой запас хода, оснащаются не турбовинтовыми, а турбореактивными двигателями и способны развивать очень большую крейсерскую скорость полета. Кроме того, наши самолеты отличаются прочностью конструкции и способны совершать посадки на аэродромы разного качества. Суда должны хорошо летать в сложных метеоусловиях и выдерживать условия Сибири и регионов Крайнего Севера. Ту-414 отвечает всем этим параметрам.

Он оснащается двумя турбореактивными двигателями, которые способны обеспечить скорость до 800 км/ч, что сопоставимо со скоростью больших дальнемагистральных пассажирских судов. Он способен совершать перелеты на расстояние до 8000 км, что очень много для ближней региональной авиации. Он способен не только летать, но и маневрировать в самых сложных погодных условиях, впрочем, как и все самолеты Ту. Характеристики самолета позволяют при необходимости совершить успешную посадку на подготовленный грунтовый или даже ледовый аэродром. Такие расположены преимущественно в арктическом регионе, и рейсы туда совершаются крайне редко. Однако такая возможность заложена в самолет конструктивно.

Все зависит от компоновки салона

Ту-414 – универсальный самолет. Компоновку салона можно изменять по своему усмотрению. От того, какое количество пассажиров он способен вместить, зависит дальность его полета без дозаправки. Так, с полными баками топлива и 72 пассажирами и членами экипажа самолет способен пролететь только 3500 км, что тоже довольно много для самолета ближней авиации.

Максимальная дальность полета (8000 км) актуальна для специальной модификации самолета, которая превращает пассажирское судно в частный бизнес-джет. Для представителей органов государственной власти существует особая модификация самолета – административный Ту-414. В ней кресла заменены на значительно более комфортные, а масса борта предельно облегчена. Малое количество мест на борту, легкость конструкции, мощные турбореактивные двигатели и большой запас топлива позволяют ему летать на очень большие расстояния. То же касается и особых, штучных моделей для состоятельных предпринимателей.

Преемственность и рациональность

Содержать и обслуживать самолеты, в которых много уникальных систем и узлов, очень дорого. Легче, когда самолет построен на базе другой популярной модели. Большая часть узлов и систем взаимозаменяемы, а также нет необходимости строить дополнительные производственные мощности. Ту-414 является преемником Ту-324. Это значительно упрощает производство и обслуживание самолетов. Многие узлы не просто совместимы, но и полностью аналогичны. Схожие элементы управления самолетом и высокая степень унификации в кабине пилотов позволяют сократить время переобучения пилотов и затраты на этот процесс. Из-за особенностей производственных мощностей создание значительно удешевлено.

Единая среда

Разработкой и производством всех семейств самолетов Ту занимается КБ Туполева. Это уникальное предприятие. Как и многие мировые лидеры авиационной техники, в нашем КБ разработка судов начиналась с нуля. Самобытное и уникальное самолетостроение делает это предприятие одной из основ российской суверенности и независимости.

История у предприятия непростая и интересная. Это не одна из корпораций, специализирующихся на производстве самолетов гражданской авиации. Это частично военное предприятие. История этого конструкторского бюро началась с аэросаней для Красной Армии, а продолжилась производством боевых самолетов. Первые удачные модели военных самолетов пришлись на годы ВОВ и были скопированы с американского B29. Дальнейшие самолеты предприятия были уникальными отечественными разработками, в том числе и гражданские, оснащенные турбореактивными двигателями.

Современные реалии

В настоящее время КБ Туполева переживает сложные времена. Из-за ошибок в руководстве и позиционировании предприятия КБ сильно зависит от государственных субсидий. Предприятие ежегодно выходит в чистый убыток и оказывается нерентабельным. Даже для региональных авиалиний российские авиакомпании предпочитают самолеты иностранных производителей, это связано с тем, что россияне не доверяют отечественному самолетостроению. Имидж КБ подорван, и для конкурентоспособного существования на международном рынке требуется проведение серьезной работы над позиционированием предприятия, нужна современная маркетинговая кампания.

fb.ru

Cовершил первый полет первый в мире многомоторный самолет «Русский витязь»

Многомоторный самолет «Русский витязь» Игоря Сикорского на почтовых марках СССР

26 мая 1913 года в Петербурге состоялся первый в мире полет многомоторного самолета «Русский витязь», который был создан молодым инженером Игорем Сикорским в качестве опытного самолёта для стратегической разведки. Предусматривалось размещение как двух, так и четырёх моторов. Самолет имел первоначальное название «Гранд» или «Большой Балтийский», а после некоторых доработок – «Русский витязь».

Молва о воздушном гиганте покатилась по России. Император Николай II выразил желание осмотреть его. Самолет перегнали в Красное Село, царь поднялся на борт. Вскоре Сикорскому передали от него памятный подарок – золотые часы. Самолет, превосходивший по размерам и взлетному весу все, построенные до сих пор, положил начало новому направлению в авиации – тяжелому самолетостроению.

Машина молодого инженера Игоря Сикорского открыла новую страницу в истории мировой авиации. Через два с половиной месяца этот же самолет установил мировой рекорд, продержавшись в воздухе 1 час 54 минуты с семью пассажирами на борту.


«Русский витязь» стал родоначальником всех последующих пассажирских авиалайнеров, тяжелых бомбардировщиков и транспортных самолетов в мире.

Вскоре изобретатель уже на Русско-балтийском вагоностроительном заводе построил второй свой самолет «Илья Муромец» с 100-сильным двигателем и размахом крыльев 31 метр, на котором сам совершил перелет из Петербурга в Киев и обратно. В 1914 году решением военного министра России было введено в действие положение «Об организации эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец», который по техническим характеристикам не имел себе равных на то время.

В последующие годы Сикорским были созданы вертолеты-краны, вертолеты-амфибии, вертолеты-тральщики, турбинные вертолеты с убирающимися шасси и 15 типов самолетов. Один за другим его изобретения устанавливали мировые рекорды грузоподъемности и скорости, а некоторые модели вообще не знали себе равных многие годы.

www.calend.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *