Сравнение Миг-29 и Су-27 (фото)

Конкуренция всегда стимулирует технический прогресс. В Советском Союзе, несмотря на плановость хозяйства и государственную монополию на средства производства, соревнование тоже имело место, правда, не во всех отраслях. КБ, разрабатывавшие оборонные системы, нещадно боролись за первенство и право называться лучшими. Примерами такой конкуренции могут служить лучшие перехватчики, поступившие на вооружение Советской Армии примерно в одно время, в 80-е годы, а именно МиГ-29 и Су-27. Фото самолетов наводит непосвященных в тонкости авиастроения граждан на мысль об их похожести. На самом деле они представляют разные классы истребителей. Су-27 – тяжелый перехватчик, а МиГ-29 – легкий. И в каком-то смысле каждый из них лучший.

История двух классов истребителей

Уже в пятидесятые годы возникло разделение перехватчиков на две категории. Одним из них в случае войны предстояло сражаться в маневренных воздушных боях, называемых пилотами «собачьими схватками» или «каруселями». В этой ситуации на успех могли рассчитывать небольшие истребители с малой массой и большой площадью крыла. Второй класс перехватчиков предназначался для уничтожения стратегических бомбардировщиков и ракет противника. Тут требовалась высокая скорость, максимальный потолок, мощное дальнобойное вооружение и эффективная бортовая РЛС. Тяжелые перехватчики захватывали цель и наносили по ней удар на дальних дистанциях. Создавались и принимались на вооружение они в странах, обладающих ядерным оружием и претендующих на региональное или глобальное лидерство.

Какой лучше — легкий или тяжелый?

Но все это не означало, что этим двум классам истребителей не придется встретиться в небе. Совсем напротив. К примеру, в небе Вьетнама сошлись два очень непохожих противника, легкий и маневренный МиГ-21 и тяжелый F-4 «Фантом», и пилоты каждого из них стремились реализовать конструктивные преимущества своего самолета в зависимости от ситуации.

Соотношение тяжелых и легких истребителей в арсенале ВВС ведущих стран обычно составляет 3 к 7. Бывает, что и 2 к 8, и даже 1 к 9. Но более дорогие и технологически сложные машины, то есть тяжелые перехватчики, составляют количественное меньшинство военного авиационного парка. Этому есть вполне логичное объяснение. Во-первых, большинство боевых задач не требуют избыточного технического превосходства. Во-вторых, на дешевый и эффективный самолет легче найти иностранного покупателя, чем на дорогой и сложный. Не все государства мира озабочены сдерживанием ядерной угрозы, а военный воздушный флот им нужен, иногда даже просто из статусных соображений, как Швейцарии, например. И не у всех стран оборонный бюджет позволяет приобретать дорогостоящие «игрушки», нуждающиеся к тому же в особом обучении пилотов и недешевом техобслуживании.

Учитывая, что не всем государствам нужен тяжелый перехватчик, и зная общую статистику, можно сделать заключение о том, что из каждых ста перехватчиков, летающих сейчас в земной атмосфере, девяносто три – легкие.

Даже беглое сравнение МиГ-29 и Су-27 приводит к выводу, что у микояновского истребителя экспортный потенциал выше, чем у «Сухого».

Наша вечная борьба хорошего с еще лучшим

В конце 70-х годов два советских авиационных КБ боролись за то, чтобы их истребители получили оборонный заказ. У каждого из них были свои преимущества и, конечно же, недостатки. В пользу Су-27 говорили его лучшие летные характеристики, мощная бортовая РЛС и большая полезная нагрузка. МиГ-29 отличался меньшей стоимостью, неприхотливостью, способностью взлетать и садится на малоподготовленных аэродромах, имея при этом также очень неплохие ЛТХ. Логично было бы запустить в серию оба самолета, отдав количественное преимущество микояновцам, но советское Министерство обороны решило строить больше «Сухих». Сравнение МиГ-29 и Су-27 производилось по формальным признакам, без учета практического опыта применения машин различных классов. Генеральный конструктор Михаил Петрович Симонов сумел убедить руководство МО СССР в безусловном превосходстве своего самолета.

Затем случилась всеобщая перестройка, и денег в государственной казне стало меньше, что вынудило правительство существенно урезать оборонные расходы. МиГ отошел на второй план, в 90-е программа получала вдвое меньшее финансирование, чем Су. Микояновцам нужно было что-то предпринимать для спасения своего детища от полного забвения.

Бой над Липецком

На показательном учебном бою настояло руководство КБ «Миг» в лице Генерального конструктора Р. А. Белякова. М. П. Симонов возражал, утверждая, что и так все ясно, «Сухой» лучше, и все. Но микояновцев поддержал С. Асканов, руководивший Липецким Центром боевого применения авиации, и бои состоялись. К досаде Симонова, сравнение МиГ-29 и Су-27 показало на практике явную недооценку конкурирующей машины. В восьми схватках из десяти победу одержал 29-й, причем на всех дистанциях. Мощный локатор «Сухого» не давал преимуществ по причине меньших геометрических размеров МиГа. Симонову удалось убедить руководство ввести односторонние ограничительные условия для соперника, уменьшив для него допустимый угол атаки. Результаты для Су-27 стали лучшими, но уйти от настойчивых и успешных попыток сесть ему на хвост удавалось далеко не всегда. Сравнение Су-27 и МиГ-29 было объявлено не совсем корректным по причине лучшей летной подготовки пилота первого. Так этот эксперимент и не привел ни к каким принципиальным решениям.

Война в Африке

Как и следовало ожидать, МиГ-29 нашел зарубежных покупателей. Он попал в ряды ВВС Ирака, Индии, Эфиопии, Югославии и еще очень многих стран, которым довелось опробовать его в деле. Политическая обстановка в мире менялась стремительно, и порой один и тот же тип самолета оказывался на вооружении противоборствующих сторон. После отсоединения Эритреи от Эфиопии между двумя странами возник конфликт на территориальной почве. Тогда же, в 1999 году, и пришлось сразиться Су-27 против МиГ-29. Известно о трех воздушных боях, произошедших 21, 25 и 26 февраля и окончившихся победой эфиопских летчиков, сбивших три эритрейских МиГа (один засчитан не был, однако, получив повреждения, на базу, по данным разведки, не вернулся).

Причины поражения эритрейских летчиков

Можно было бы сделать вывод о полном превосходстве Су-27, если бы не два существенных обстоятельства. В двух случаях ведомые эритрейских пар после пусков ракет эфиопскими самолетами развернулись и предпочли спасаться бегством. И во всех трех эпизодах победителей отделяли от гибели считанные секунды. Эфиопы, обученные в советских летных училищах и имевшие лучшую квалификацию, смогли реализовать конструктивные преимущества своих перехватчиков в большей степени, чем эритрейские пилоты. К тому же они оказались и более смелыми. Трудно судить, насколько объективным оказалось практическое боевое сравнение МиГ-29 и Су-27. Характеристики самолетов не всегда напрямую влияют на результат, в истории нередки случаи, когда хорошо вооруженный враг терпит поражение от отважного противника.

Немцы

Летчики ВВС Германии имели возможность убедиться в высоком качестве советских самолетов не только во время Великой Отечественной войны, но и после 1989 года. Они привыкли к пилотированию очень неплохих машин, стоящих на вооружении стран НАТО (F/A-18A, F-16A, «Торнадо» и др.), с характеристиками, соответствующими уровню Су-27. МиГ-29 после объединения ФРГ и ГДР был принят на вооружение Люфтваффе. Немецкие летчики пришли в полный восторг от его управляемости, маневренности, эргономичности кабины и других качеств, делающий самолет пилотским любимцем. Они и сейчас находятся в составе ВВС бундесреспублики. Вполне возможно, что и другие типы наших перехватчиков получили бы высокую оценку специалистов НАТО, но исторические реалии не дали им возможности произвести сравнение МиГ-29 и Су-27. Фото советского самолета с мальтийскими крестами на плоскостях и фюзеляже олицетворяют курьезную противоречивость современности.

Объективные параметры

Масштабных столкновений между армиями, имеющими на вооружении исключительно советскую и российскую технику, пока что не случилось, и это хорошо. Следовательно, объективной статистики, позволяющей судить о превосходстве той или иной модели самолета, нет. Ничего, сравнение Су-27 и МиГ-29 можно произвести, пользуясь доступными летно-техническими характеристиками двух перехватчиков. Основные параметры двух самолетов приведены в таблице.

ПОКАЗАТЕЛЬМиГ-29Су-27
Скорость, км/ч24502500
Скороподъемность, м/сек330300
Радиус боевого применения, км21003900
Тяга, кГс2х51002х12500
Потолок, м1700018500
Масса снаряженного самолета, кг1524023000
Полезная нагрузка, кг30008000
Длина, м17,3221,9
Размах крыла, м11,3614,7
Высота, м4,735,93
Площадь крыла, кв. м3862

По массовым показателям, размерам, скорости, радиусу боевого применения и потолку преимущество имеет Су-27. Сравнение МиГ-29 с эти самолетом в плане скороподъемности выявляет превосходство более легкого перехватчика в ближнем маневренном бою. Оба образца построены по двухмоторной схеме, что говорит об их высокой живучести и надежности.

Кабины

Есть еще один важный момент, по которому следует произвести сравнение МиГ-29 и Су-27. Фото пилотских кабин выявляет почти полную их идентичность. Несмотря на жесткую конкуренцию между конструкторскими бюро, инженеры-разработчики смогли найти общий язык в интересах отечественной боевой авиации. Подготовка пилотов может производиться успешнее, а переобучение сведется к усвоению особенностей поведения летательного аппарата в критических режимах. Сходство расположения органов управления и контроля положительно сказывается и на экспортной привлекательности обоих типов самолетов.

Дальнейшее развитие

В настоящее время сравнение МиГ-29 и Су-27 уже не имеет большого смысла. На смену этим самолетам приходят их модификации, в том числе и глубокие переработанные версии, имеющие свои собственные обозначения. Следующим шагом по усовершенствованию платформы МиГ-29 стал МиГ-33 (или МиГ-29М), отличающийся обновленной аэродинамикой, увеличенным топливным баком и системой управления HOTAS. Еще более современная модификация – МиГ-35.

КБ Сухого тоже не стоит на месте. Су-34 и Су-35 представили дальнейшее развитие платформы Т-10, родоначальником которой стал Су-27. Сравнивать предстоит результаты этих масштабных работ.

fb.ru

Максимальная скорость миг 31 миг 29 — Военные технологии — Каталог статей

Неизвестный МиГ

Гордость советского авиапрома

Есть только МиГ! Это слово понятно без перевода в любой точке мира — совсем как спутник или Калашников. Эти легендарные истребители всегда оправдывали свое стремительное имя, отличившись во всех войнах СССР.

Ишак против мессера.

Испытание войной в небе Испании. 1936-1939

В Советском Союзе тупоносый коротенький самолет, получивший у летчиков кличку ишак, стал настоящим символом, как казалось, несокрушимой военной мощи страны. Характерный силуэт И-16 десятки тысяч людей видели на авиационных парадах, его изображали на почтовых марках и пропагандистских плакатах.

Торпедоносцы в бою.

Смертники Великой Отечественной

Настоящая энциклопедия торпедоносцев Балтийского, Черноморского, Северного и Тихоокеанского флотов. Их представляют смертниками, советскими камикадзе, которые жили не дольше трех-четырех боевых вылетов. Их воинская профессия считается едва ли не самой рискованной и опасной.

Истребитель невидимок

27 марта 1999 года, в ходе очередного налета на Югославию, был потерян американский самолет-невидимка F-117, который сам оказался слепым, — попадание ракеты стало для его пилота полнейшей неожиданностью, т.к. не сработала система оповещения. Каково же было удивление военных, когда выяснилось, что хваленый стеллс сбили не сербские зенитчики, а МиГ-29 раннего экспортного варианта, по всем статьям уступавший современным модификациям этого легендарного истребителя!

Истребители МиГ-31 и МиГ-29 сошлись в учебном бою

Истребители-перехватчики МиГ-31 и истребители МиГ-29 сошлись в учебном бою в небе Астраханской области.

МиГ-29, согласно легенде учений, атаковали воинскую базу, а МиГ-31 отправились на их перехват. Условные противники встретились на высоте около восьми тысяч метров, над полигоном Ашулук. Всего в «бою» принимали участие 12 самолетов: по шесть МиГ-29 и МиГ-31 соответственно, сообщает ТАСС со ссылкой на пилота истребителя МиГ-31БМ Владимира Суржика.

По словам Суржика, цель учебного боя – проверка летного мастерства экипажей. Победителей определят уже на земле, в результате расшифровки видеоматериалов и прицельно-индикаторных средств, при этом действия каждого экипажа будут оцениваться в отдельности.

Активная фаза учений началась на полигоне Ашулук 29 марта. В нее входят боевые стрельбы, воздушные бои. Всего в учениях принимают участие более 400 военнослужащих, 160 единиц техники, в том числе восемь комплексов С-300 и семь перехватчиков МиГ-31.

МиГ-31 – двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия, предназначенный для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.

МиГ-29 – советский и российский многоцелевой истребитель четвертого поколения, предназначенный для уничтожения воздушных целей в свободном пространстве и на фоне земли, при наличии активных и пассивных помех, а также для уничтожения наземных целей.

Рекордные МиГи: 110 лет со дня рождения авиаконструктора Артема Микояна

Советский авиаконструктор, дважды Герой Социалистического Труда Артем Микоян в своем рабочем кабинете

Владимир Савостьянов/Фотохроника ТАСС

Бортовое радиоэлектронное оборудование МиГ-35 разработано на основе новых технологий. Оптико-локационная станция с инфракрасной, телевизионной и лазерной прицельной аппаратурой создана с использованием космических технологий, ранее не применявшихся в авиации. Нашлемная система целеуказания и прицеливания интегрированы в систему управления вооружением. Продолжительность полета — 2,2 часа, практический потолок — 17500 метров. Вооружен 30 мм встроенной пушкой ГШ-30-1. Может нести на борту управляемые ракеты малой и средней дальности, противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, неуправляемые авиационные ракеты, бомбы и авиационные мины

Сергей Бобылев/ТАСС

5 августа 1905 года родился советский авиаконструктор, один из родоначальников отечественной реактивной и сверхзвуковой авиации Артем Микоян.

После службы в армии работал секретарем парткома на московском заводе Компрессор. В 1931 году Микоян попал в число парттысячников, направленных на учебу в Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского. Здесь, совместно с группой однокурсников, слушатель академии Артем Микоян создает свой первый самолет Орленок, удостоенный высокой оценки Центрального аэроклуба.

В декабре 1939 года на московском авиазаводе №1 им. Авиахима  был организован самостоятельный особый конструкторский отдел по проектированию и постройке скоростного истребителя И-200. Этот самолет, облик которого начал формироваться в ОКБ патриарха советской истребительной авиации Николая Поликарпова, должен был превзойти по скорости другие отечественные и зарубежные боевые самолеты тех лет. Начальником ОКО был назначен Артем Микоян, а его заместителем Михаил Гуревич.

В 1940 году под их руководством был создан самый скоростной серийный истребитель того времени, предназначенный для действий на больших высотах, МиГ-1, названный по инициалам своих создателей.

20 декабря 1956 года Микоян назначен генеральным конструктором КБ МиГ.

В послевоенные годы в КБ были созданы истребители МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31, МиГ-33, МиГ-35.

Всего под руководством Микояна разработано более 40 модификаций самолетов.  МиГ-15 и МиГ-21 считаются соответственно самым массовым реактивным и сверхзвуковым боевым самолетом в истории авиации.

На самолетах марки МиГ было установлено около шести десятков мировых рекордов.

История МиГов — в галерее ТАСС

МиГ-41 — таинственный проект нового перехватчика

На рисунке: глубокая модернизация — развитие самолета МиГ-31 по данным портала MilitaryRussia, в начале 90-х годов носившая имя МиГ-33 .

Один из наиболее закрытых проектов современной российской оборонки – перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата, который под обозначением «МиГ-41» гуляет в виде отрывочных сведений по интернет-ресурсам уже второй год.

Как известно, основа современной российской ПВО – скоростной истребитель-перехватчик МиГ-31, созданный на базе другого легендарного самолета МиГ-25. «Тридцать первый» появился на свет в конце 1970-х годов, и к середине 80-х пошел в массовое производство. Когда СССР уничтожили в 1991 году, МиГ-31 «по наследству» перешел в ВВС России и Казахстана. Оба постсоветских государства никому перехватчики не продали, и сегодня они по-прежнему летают. При этом Россия развернула масштабную замену «начинки» своих МиГов, благодаря которой возможности самолета по уничтожению воздушных целей выросли в разы. Решено, что обновленных МиГ-31 в наших ВВС будет более 100 машин, и возможно, что самолет снова будет запущен в производство на новом технологическом уровне . Вот именно здесь и выходит на первый план таинственный МиГ-41.

Дело в том, что принципиально новый дальний перехватчик на МиГе уже разрабатывали под шифром «проект 701» или «МДП», и было это примерно в 1990-92 годах. Та 62-тонная машина совершенно не походила на модельный ряд МиГ-25/МиГ-31, и по своим характеристикам могла стать самым мощным боевым самолетом ПВО пятого поколения: разработчики планировали довести дальность полета «701» до 7000 километров на сверхзвуковой крейсерской скорости 2,2 М . Максимальная же скорость машины не должна была превышать 2500 км/ч.

Сейчас о «проекте 701» никто не вспоминает, а озвученная проектная максимальная скорость полета МиГ-41 говорит о том, что перед нами, скорее всего, развитие именно линии МиГ-31. Если самые «навороченные» МиГ-25 и МиГ-31 могли достигать максимальной скорости 3-3,2 М, то «сорок первый» хотят наделить возможностью выжимать до 4,3 М . Зачем это надо? Дело в том, что США активно разрабатывают гиперзвуковые беспилотные ударные самолеты, которые нужно перехватывать. Скорость таких аппаратов весьма высока, и в российской ПВО/ПРО кроме новейших наземных С-500, простреливающих пространство над своими районами до 150 км в высоту, должны быть и воздушные платформы, способные быстро реагировать на нарушение воздушно-космического пространства на дальних рубежах.

Военные не торопятся раскрывать работы по проекту, который с чьей-то легкой руки получил название МиГ-41. Из все тех же обрывочных сведений в СМИ можно выстроить следующую хронологию: обновленные МиГ-31 прослужат верой и правдой до 2028 года, когда из начнут заменять на что-то новое и особенное. А внешний вид нового перехватчика мы возможно увидим между 2017 и 2020 годом, когда проектировщики должны будут предъявить свои наработки Минобороны России.

Концепт-арт МиГ-41С «Firefly»

Источник: www.tehnoomsk.ru

МиГ-1 и МиГ-3

Советский истребитель Миг-1.

Первый МиГ был спроектирован в 1939 году. В 1941 году в сутки с конвейеров заводов в СССР сходило около 25 истребителей МиГ-3. В начале Великой Отечественной войны доля МиГов в составе ВВС страны — 89,9%.

Истребители МиГ-1 и МиГ-3 внесли весомый вклад в победу в войне против немецко-фашистских захватчиков. Самолёты МиГ-3 были на вооружении двух элитных истребительных авиаполков, и на них сражались опытнейшие летчики-испытатели. Именно на МиГ-3 прославленный советский ас А.И. Покрышкин одержал свою первую победу, сбив немецкий Ме-109Е. Высокая унификация и ремонтопригодность МиГов обеспечила им долгий срок службы даже в условиях военного времени. После войны истребители МиГ-3 долгое время стояли на вооружении истребительных авиаполков ПВО.

Первый реактивный самолёт МиГ-15.

Многоцелевой истребитель МиГ-23.

МиГ-23 — многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности. Эти самолёты могли летать на углах атаки до 24-26 градусов, что давало им определённые преимущества над истребителями западного производства второго и третьего поколений. Но с появлением на Западе истребителей четвёртого поколения, в частности, F-16, превосходство было утрачено.

В 1984 году эскадрилья из 14 МиГ-23МЛД базировалась на вьетнамской военной базе Кам Ран, прикрывая над морем советские бомбардировщики Ту-16 и Ту-95. Истребители МиГ-23 не раз сбивали воздушные шары-разведчики в Подмосковье. Известен факт, когда авиаполк, базирующийся на аэродроме Туношна , перехватывал НЛО

Самолет-перехватчик МиГ-25П

Источники: samolet-mig-29.narod.ru, tvzvezda.ru, tass.ru, sneg5.com, avivas.ru

gorizont-x.moy.su

МиГ-29К — WiKi

МиГ-29К (по кодификации НАТО: Fulcrum-D) — советский/российский палубный многоцелевой истребитель четвёртого поколения, являющийся дальнейшим развитием МиГ-29.

Благодаря большим заказам на МИГ-29К со стороны Правительства Индии, самолёт удалось модернизировать до уровня 4++[3], и по мнению западных экспертов МИГ-29К отвечает современным требованиям к палубной авиации, так как оборудован последней авионикой, включая инфракрасный пеленгатор целей, наведение ближних ракет «воздух-воздух» по повороту головы лётчика, имеет средства малозаметности, а главное — новую РЛС «Жук-МЭ», с помощью которой может на дистанции до 200 км[4] находить цели и управлять наведением корректируемых вариантов бомб КАБ-500 и ракет средней дальности (110 км) РВВ-АЕ[5][6].

Миг-29К имеет меньшую дальность и грузоподъёмность, чем Су-33, но он более компактен по размерам, что позволяет увеличить число базируемых самолётов на авианосце «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» до 36 единиц[3]. МиГ-29К более глубоко модернизирован, чем Су-33 относительно исходных советских проектов Миг-29К и Су-33. В Миг-29К скорректирован планер для увеличения грузоподъёмности (в версии для Индии самолёт позволяет нести 5,5 тонн), также в Миг-29 применены элементы стелс-технологий: 20% самолёта собраны из неметаллических композиционных материалов, для снижения видимости в инфракрасном диапазоне реализована технология «охлаждаемое крыло». Для увеличения дальности полёта на Миг-29К имеется аппаратура для дозаправки в воздухе[3].

История создания

МиГ-29К был разработан взамен проекта МиГ-23К, разрабатывавшегося в начале 70-х годов для комплектования смешанной группы корабельной авиации. В группу должны были входить: Су-24К, МиГ-23К, Ан-71, а также перспективный самолёт-торпедоносец. Однако в связи со смещением времени постройки полноценного авианесущего крейсера на более поздний срок, а также благодаря стараниям конструкторов, удалось убедить Министерство обороны в необходимости разработки проектов на основе будущих перспективных самолётов Су-27 и МиГ-29. В группе палубной авиации для 29-ки отводилась роль многофункциональной машины (аналогично американскому F/A-18): как штурмовика, так и самолёта завоевания превосходства в воздухе на небольших дистанциях, также предполагалось использовать истребитель в роли разведчика.

Разработка концепции самолёта началась с 1978 года, а непосредственное проектирование машины началось в 1984 году, однако к испытаниям на комплексе НИТКА от ОКБ МиГ приступили сперва на обычном МиГ-23, а потом на МиГ-29ЛЛ — летающая лаборатория (от обычного МиГ-29 он отличался отсутствием РЭО и усиленным шасси) и 21 августа 1982 г. лётчик-испытатель А. Г. Фастовец впервые выполнил взлёт с трамплина. Посадку на палубу авианесущего крейсера и первый взлёт с него МиГ-29К совершил 1 ноября 1989 года под управлением Токтара Аубакирова.

Однако проект МиГ-29К с начала 1990-х годов не мог рассчитывать на госзаказ, недоведённость изделия 9-31 на фоне готового к серийному производству Су-27К (будущего Су-33) в промежуточной (чисто истребительной) версии определили выбор основного заказчика. Этому же способствовал экономический кризис, государство не могло финансировать одновременно два проекта, поэтому проект МиГ-29К был закрыт. В дальнейшем ОКБ, имея заказ от ВМФ Индии на палубные истребители для авианосца Адмирал Горшков (после переоборудования получил имя Викрамадитья), разработало на основе наработок по изделию 9-31 новое семейство — одноместный МиГ-29К (изделие 9-41) и двухместный МиГ-29КУБ (изделие 9-47), унифицированные с сухопутным семейством МиГ-29М/МиГ-29М2.

Первый этап ГСИ был начат в августе 1991, на 2 МиГ-29К (изделие 9-31) в общей сложности провели 450 полётов, МО РФ дало разрешение на серийное производство, но из-за кризиса 90-х программа была заморожена.

В 1999 РСК МиГ возобновляет программу МиГ-29К, корпорация значительно усовершенствовала МиГ-29К[7].

Испытания МиГ-29К продолжаются с 2002 по 2006, по программе выполнено 700 полётов.

В 2004 году Индия заключила контракт на разработку и поставку 16 палубных истребителей (4 МиГ-29КУБ, 12 МиГ-29К). Контракт предусматривал опцион на 30 МиГ-29 со сроком поставок до 2015 года.

20 января 2007 года состоялся первый полёт МиГ-29КУБ (изделие 9-47).

19 марта 2008 года в подмосковных Луховицах состоялся первый полёт серийного МиГ-29КУБ (бортовой номер 113).

В 2010 году был подписан второй контракт на поставку ВМС Индии 29 МиГ-29К.

В 2012 году был заключён контракт на поставку ВМФ России 20 МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ к 2015 году.

В середине мая 2013 года состоялось официальное принятие истребителей МиГ-29К/КУБ на вооружение ВМС Индии[8],

Описание

МиГи палубного базирования представляют собой многофункциональные всепогодные машины поколения «4+». В их задачу входит противовоздушная и противокорабельная оборона соединения кораблей, нанесение ударов по наземным объектам противника.

  МиГ-29КУБ (9-41) с выпущенным шлангом ПАЗ-МК

Перечень изменений, внесённых в палубную версию истребителя: улучшена антикоррозийная защита планера, усилены стойки шасси, а механизм передней стойки полностью перестроен под условия работы, усилен планер, доля композитных материалов доведена до 15%, убран посадочный парашют, установлен гак (посадочный крюк), сделаны складывающимися крылья, улучшена механизация крыла для улучшения взлётно-посадочных характеристик, увеличен запас топлива, установлена система дозаправки в воздухе, увеличена масса вооружения, снижена заметность самолёта в радиолокационном диапазоне, на самолёте установлена многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция «Жук-МЭ», двигатели РД-33МК, новая ЭДСУ с четырёхкратным резервированием, БРЭО стандарта MIL-STD-1553B с открытой архитектурой[9].

МиГ-29К могут базироваться на авианесущих кораблях, способных принимать самолёты массой свыше 20 тонн, оборудованных взлётным трамплином и посадочным аэрофинишёром, а также на наземных аэродромах. Самолёты вооружены управляемыми ракетами РВВ-АЕ и Р-73Э для воздушного боя; противокорабельными ракетами Х-31А и Х-35; противорадиолокационными ракетами Х-31П и корректируемыми авиабомбами КАБ-500Кр для поражения наземных и надводных целей.

Модификации

  Одноместный МиГ-29К (изд. «9-41») во время показательного выступления на авиасалоне МАКС-2007. Хорошо виден опущенный тормозной гак.   Другой ракурс МиГ-29КУБ с опущенным гаком.   МиГ-29КУБ «салютует» зрителям на авиасалоне МАКС-2007
Название модели
МиГ-29К (9-31)
МиГ-29К (9-41)
МиГ-29КУБ (9-47)

Тактико-технические характеристики МиГ-29К

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 человек (2 для МиГ-29КУБ)
  • Длина: 17,37 м
  • Размах крыла: 11,99 м
    • в сложенном положении: 7,80 м
  • Площадь крыла: 45 м²
  • Высота: 4,4м
  • Масса:
    • пустого: ~13700 кг
    • нормальная взлётная: 18290 кг
    • максимальная взлётная: 24400 кг
  • Масса топлива (при плотности керосина 0,8кг/л):
    • внутренний: 4750 кг
    • с 3*ПТБ: 8380 кг
    • с 5*ПТБ: 10230 кг
  • Двигатель:

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:
    • на высоте: 2200 км/ч (М=2,1)
    • у земли: 1400 км/ч (М=1,17)
  • Скороподъёмность: 18000 м/мин. (300 м/с)
  • Практический потолок: 17500 м
  • Боевой радиус:
    • Без ПТБ: 850 км
    • С 1 ПТБ: 1050 км
    • С 3 ПТБ: 1300 км
  • Длина разбега: 110—195 м (с трамплином)
  • Длина пробега: 90—150 м (с аэрофинишёром)
  • Тяговооружённость:
    • при нормальной взлётной массе: 1,06
    • при максимальной взлётной массе: 0,84
    • с 3000 л топлива (2300 кг) и 4*Р-77 : 1,20
  • Нагрузка на крыло:
    • при нормальной взлётной массе: 423 кг/м²
    • при максимальной взлётной массе: 533 кг/м²
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +8,5 g
  • Перегоночная дальность:
    • на большой высоте:
      • без ПТБ: 2000 км
      • с 3 ПТБ: 3000 км
      • с 5 ПТБ: 4000 км
      • с 5 ПТБ и одной дозаправкой: 6500 км

Вооружение

  • Пушечное: 30-мм авиационная пушка ГШ-30-1, 150 снарядов
  • Боевая нагрузка: 4500 кг (у варианта для Индии — «изделия 9-41 и 9-47» — 5500 кг[10])
  • Точки подвески: 8 (9)

Радар

РЛС Жук-МЭ[11]

  • Диапазон волн: X
  • Дальность обнаружения воздушных целей:
    • на фоне неба/ земли в ППС: 130/120 км
    • на фоне неба/ земли в ЗПС: 50/40 км
  • Дальность обнаружения наземных целей:
    • эсминец: 200 км
    • группа движущихся танков: 30 км
  • Масса: 220 кг
  • Наработка на отказ: 120 часов

Контракты

МиГ-29К победил в конкурсе на комплектование авиакрыла индийского авианосца «Викрамадитья» и перспективного авианосца ВМС Индии.

20 января 2004 года Индия заключила контракт[1] ценой в $730 млн на разработку и поставку 16 палубных истребителей (4 МиГ-29КУБ, 12 МиГ-29К). Контракт предусматривал опцион на 30 МиГ-29 со сроком поставок до 2015 года[1], который был реализован в октябре 2009 года[12]. Поставки самолётов начались в 2009 году[13][14].

12 марта 2010 года был подписан второй контракт на поставку ВМС Индии 29 МиГ-29К на сумму 1,5 млрд дол[15]. 23 самолёта были поставлены к концу 2015 года, остальные 6 должны быть поставлены в 2016 году[16].

В 2012 году был заключен контракт на поставку ВМФ России 20 МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ к 2015 году[17]. Первые поставки по контракту должны быть начаты в 2013 году[18].

Эксплуатация

Как ожидается, ресурс стоящих на вооружении ВМФ России Су-33 истечёт в 2015 году. В дальнейшем основу палубной истребительной авиации России, по планам Министерства обороны, составят самолёты МиГ-29К[19].

На вооружении

  • Россия  Россия — 19 МиГ-29К и 3 МиГ-29 КУБ, по состоянию на 2018 год [20]
  • Индия  Индия — 45 МиГ-29К/КУБ, по состоянию на 2018 год[21]

Критика проекта

В 2016 году индийская счётная палата подвергла МиГ-29К критике, в докладе отмечали проблемы с эксплуатацией двигателей, электродистанционной системой управления, а также отклонения в качестве планера. Как следствие, отмечалась низкая исправность парка МиГ-29К ВМС Индии, от 15.93 до 37,63 процента для Миг-29К и от 21,30 до 47,14 процента для МиГ-29КУБ [22].

Потери

В июне 2011 в Астраханской области разбился МиГ-29КУБ (первый опытный экземпляр), летчики погибли[23].

4 декабря 2014 года разбился опытный экземпляр МиГ-29КУБ в Московской области[24][25]. Впоследствии один летчик скончался[26].

14 ноября 2016 года потерпел крушение МиГ-29К в Средиземном море во время захода на посадку на борт авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Летчик выжил[27].

В компьютерных играх

На МиГ-29К можно «полетать» в авиасимуляторе Flanker 2.5

Примечания

  1. 1 2 3 Корпорация МиГ (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 9 февраля 2012. Архивировано 8 апреля 2014 года.
  2. ↑ IISS (неопр.). www.iiss.org. Дата обращения 28 октября 2016.
  3. 1 2 3 Спор за место на палубе: МиГ-29К vs Су-33 (23 июня 2015). Дата обращения 30 октября 2016.
  4. Евгений Ерохин. missiles.ru :: Корпорация Фазотрон-НИИР — АФАР Жук-АЭ (неопр.). www.missiles.ru. Дата обращения 31 октября 2016.
  5. John Pike. MiG-29K FULCRUM (неопр.). www.globalsecurity.org. Дата обращения 29 октября 2016.
  6. ↑ 13.05.10 МиГ-35 провел успешные испытания ракет и бомб — Военный паритет (неопр.). www.militaryparitet.com. Дата обращения 31 октября 2016.
  7. ↑ Корпорация МиГ (недоступная ссылка)
  8. ↑ Индия получит шесть истребителей МиГ-29К в 2013 году. 28.8.2013
  9. ↑ Официально с сайта МАПО МиГ (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 17 октября 2010. Архивировано 1 августа 2010 года.
  10. ↑ «Боевые самолеты Микояна. Есть только «Миг»…», автор: Якубович Николай Васильевич, издательство: «Эксмо», 2009 год, серия: «Война и мы. Советская авиация».
  11. ↑ КРЭТ :: Продукты :: Бортовая радиолокационная станция «Жук-МЭ» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 2 июня 2015. Архивировано 6 декабря 2015 года.
  12. ↑ Национальная оборона / Рынки вооружений / «МиГ» начинает новую партию
  13. ↑ Самолеты МиГ-29К приняли участие в президентском параде ВМС Индии // АвиаПорт
  14. ↑ Минобороны возобновило полеты палубных МиГ-29 // lenta.ru, 03.08.2011
  15. ↑ Индия купила у России 29 истребителей МиГ-29К
  16. ↑ The Military Balance 2016, p.302
  17. ↑ Министерство обороны России и РСК «МиГ» подписали контракт на поставку самолетов МиГ-29К
  18. ↑ The Military Balance 2016, p.210
  19. ↑ Морской защитник
  20. ↑ The Military Balance 2018,p.197
  21. ↑ The Military Balance 2018,p.263
  22. ↑ Индийский флот купит 57 палубных истребителей. Дата обращения 27 января 2017.
  23. ↑ МиГ-29К снова взлетит — Информационный транспортный портал
  24. ↑ В Подмосковье потерпел крушение учебно-боевой истребитель МиГ-29 — INTERFAX.RU
  25. ↑ По факту крушения МиГ-29 возбуждено уголовное дело, в офисе «МиГ» прошли обыски. 5.12.2014
  26. ↑ В реанимации умер пилот разбившегося в Подмосковье МиГ-29 (неопр.). Интерфакс (06 декабря 2014).
  27. ↑ Минобороны РФ подтвердило аварию истребителя авианосца «Адмирал Кузнецов»

Ссылки

ru-wiki.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *