Самолет-разведчик Morane-Saulnier Type L (Моран-Парасоль).
Самолет-разведчик Morane-Saulnier Type L (Моран-Парасоль).
Разработчик: Morane-Saulnier
Страна: Франция
Первый полет: 1913 г.
В августе 1913 года компания «Morane-Saulnier» доработала самолет типа G, оснастив его новым расчалочным крылом, установленным над фюзеляжем (моноплан-парасоль). Эта опытная машина стала прототипом двухместного разведчика типа L, появившегося в 1914 году, представляла из себя двухместный цельнодеревянный моноплан-парасоль с полотняной обшивкой. Разработан в 1913 году французскими авиаконструкторами братьями Леоном и Робертом Моран совместно с Раймондом Солнье.
Модификация L — первая в ряду самолетов «Моран-Солнье», созданная специально для военного применения. Поднятое над фюзеляжем крыло обеспечивало идеальный обзор вниз, что немаловажно для разведчика и артиллерийского наблюдателя. За такое расположение крыла самолет и получил своё название (фр. «parasole» — «зонтик»), позднее ставшее нарицательным для всех аппаратов подобной схемы. В начале 1915 на него установили элероны. Самолет, получивший обозначение «Моран-Солнье LA», был выпущен малой серией.
Тип L был запущен в серию после получения заказа от Турции на 50 машин. В августе 1914 года, после начала войны, турецкие самолеты были реквизированы правительством Франции. Оснащенные 80-сильными (60 кВт) ротативными двигателями «Gnome» или «Le Rhone», самолеты типа L поступили на вооружение двух вновь сформированных эскадрилий — MS.23 и MS.26. В число пилотов последней входил знаменитый Ролан Гаррос. В 1914-1915 годах тип L часто использовался в качестве одноместного, а его вооружение состояло только из пистолета или карабина пилота. Р.Гаррос проводил на типe L эксперименты с пулеметом и отсекателем и с помощью этого устройства 1 апреля 1915 года сбил вражеский аэроплан. Летавший на одноместном типе L флайт-лейтенант Уоренфорд из 1-го авиакрыла авиации ВМС Великобритании 7 июня 1915 года сбил дирижабль Zeppelin LZ 37 германской Армии, сбросив на него небольшие бомбы, вызвавшие пожар. Но большинство самолетов типа L (из более чем 600 выпущенных) использовались Францией, Россией и Великобританией в качестве двухместных разведчиков, обычно не имевших вооружения.
В Российской Империи «Morane-Saulnier Type L» стал одним из наиболее распространенных аэропланов на раннем этапе Первой Мировой войны. Всего на российских предприятиях «сдано в казну» примерно 450 аппаратов этого типа. Более 400 из них выпустил московский завод «Дукс» и около 30 — петроградский завод Лебедева. Еще 100 машин получено из Франции. Фронтовая служба российских «Парасолей» продолжалась гораздо дольше, чем на Западе. Незначительное количество германо-австрийских истребителей на восточном фронте позволяло без особого риска использовать эти аппараты еще в 1917 году. Немало их числилось и в летных школах. В 1916 году многие российские «Мораны» вооружили синхропулеметами «Colt» или «Vickers».
Данных о применении «Парасолей» в гражданской войне не сохранилось, но известно, что их можно было увидеть на аэродромах до середины двадцатых годов.
ЛТХ:
Тип: Morane-Saulnier Type L
Размах крыла, м: 11,20
Длина, м: 6,88
Высота, м: 3,93
Площадь крыла, м2: 18,30
Двигатель: 1 х ПД «Le Rhone» или «Gnome»
-мощностью, л.с.: 1 х 80 (60 кВт)
Максимальная скорость, км/ч: 115
Продолжительность полета, ч: 2
Масса, кг
-пустого снаряженного: 385
-максимальная взлетная: 655
Экипаж, ч: 2.
Подготовка Morane-Saulnier Type L на стоянке.
Подготовка Morane-Saulnier Type L на стоянке.
Вариант подвески авиабомб на Morane-Saulnier Type L.
Вариант подвески авиабомб на Morane-Saulnier Type L.
Вариант подвески авиабомб на Morane-Saulnier Type L.
Morane-Saulnier Type L на стоянке.
Morane-Saulnier Type L на стоянке.
Morane-Saulnier Type L на лыжном шасси.
Русские офицеры-авиаторы у Morane-Saulnier Type L.
Русские офицеры-авиаторы у Morane-Saulnier Type L. Среди офицеров русский авиатор А.М. Габер-Влынский.
Русские летчики в Morane-Saulnier Type L.
Кабина Morane-Saulnier Type L.
Самолеты Morane-Saulnier Type L на стоянках.
Самолеты Morane-Saulnier Type L на стоянках.
Самолеты Morane-Saulnier Type L на стоянках.
Morane Saulnier Type L красного воздушного флота.
Morane-Saulnier Type L. Рисунок.
Вооруженный Morane-Saulnier Type L с отсекателями пуль на лопастях. Рисунок.
Morane-Saulnier Type L. Схема.
.
.
Список источников:
А.Шепс. Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты.
Вячеслав Кондратьев. Истребители первой мировой.
Крылья Родины. Сергей Горожанин. «Моран» — «Убийца гигантов».
xn--80aafy5bs.xn--p1ai
Двухместный самодельный самолет моноплан – парасоль «настойчивый»
Это лёгкий самолёт одномоторный двухместный моноплан-парасоль хорошей схемы с хвостовым управляемым колесом. Рекомендован для учебно-тренировочных полётов.
Крыло самолёта имеет профиль ЦАГИ РИ относительной толщиной 14%. Технологически крыло делится на консоли и центроплан. Центроплан крепится к фюзеляжу четырьмя стойками (пара передних — с подкосами). Стойки выполнены из трубы (сталь 20) диаметром 36×1 мм, подкосы — из такой же трубы, лишь диаметром 25×1 мм.
Консоли соединяются с центропланом и посредством подкосов — с фюзеляжем.
Подкосы крыла — круглого профиля и сечением 100×40 мм склеены из четырёх сосновых пластин с различным направлением поперечных волокон (переклей). У консоли лонжерон из дюралюминиевой трубы диаметром 110 мм и толщиной стены 2 мм (от поливальной установки), а у центроплана — из металлической трубы диаметром 40 мм и толщиной стены 1,5 мм. В местах крепления подкосов крыла лонжероны консолей усилены бужами — втулками длиной 700 мм и наружным диаметром, соответствующим внутреннему диаметру трубы лонжерона.
В финишах бужей в течении около 200 мм вырезаны клинья для более равномерного распределения нагрузки. Потом для обеспечения требуемого запаса продольной устойчивости центровку самолёта сместили вперёд довольно средней аэродинамической хорды, придав консолям крыла угол стреловидности. Для этого к корневому финишу лонжерона консоли было нужно приклепать металлические ушки вилки с накладками.
Крепёж центроплана к стойкам, а стоек — к фюзеляжу, и составных частей крыла между собой осуществлён болтами М8.
Нервюры — древесные. Собраны преимущественно из липовых реек сечением 6×6 мм (верхняя и нижняя дужки, подкосы). Дужка носка крыла выполнена из такой же гнутой рейки переменного сечения. Кницы — из 1-мм фанеры, а стойка лонжерона — из 3-мм фанеры.
Любая нервюра нанизывается на трубу лонжерона через отверстие в стойке и крепится к нему посредством четырёх дюралюминиевых уголковых кронштейнов заклёпками.
В местах же крепления подкосов крыла к лонжерону, и стойки корневых и концевых нервюр приклёпаны в восьми точках. Тут же отмечу, что корневые нервюры — усиленные, их дужки и подкосы собраны из реек сечением 12×6 мм. В носовой части, на протяжении всей консоли, нервюры связаны тремя стрингерами: нижним, передним (средним) и верхним.
Между нервюрами, от переднего стрингера до верхнего, установлены дополнительные полудуги из 3-мм фанеры. Задняя стена консоли крыла швеллерообразная, древесная, складывается из двух полок (бруски сечением 15×15 мм) и стены (1-мм фанера), служащей для закрылков и навески элеронов.
Носок крыла от нижнего стрингера до верхнего для обеспечения жёсткости профиля обшит 1-мм фанерой, а другая часть несущей поверхности обтянута бязевым полотном, пришитым к силовым и формообразующим элементам консолей крыла нитками.
Полотно пропитано самодельным эмалитом — раствором целлулоида в ацетоне. В местах крепления к крылу подкосов, в консолях между задней стенкой и лонжероном установлены распорки, сделанные по подобию последней: стена из 3-мм фанеры, а полка — из реек сечением 15×10 мм. Нервюры элеронов и закрылки изготовлены из липовых пластин с вырезами для облегчения, а лонжероны — из сосновых полок 12×12 мм и стенок из 1-мм фанеры.
Носки закрылков и элеронов до лонжеронов обшиты 1-мм фанерой. Сборка подробностей нервюр всего крыла и фюзеляжа производилась на эпоксидном клее — многократно проверенным на практике связующем. Обшивка крыла — полотняная (бязевая), с пропиткой эмалитом. Фюзеляж древесный, ферменной конструкции, прямоугольного сечения. Базой его силового комплекта являются четыре сосновых лонжерона сечением в средней частях и передней 20×20 мм и переходящих в сечение 16×16 мм — в хвостовой части.
Лонжероны соединены между собой в ферму при помощи стоек и поперечин для того чтобы же сечения.
Носовая и хвостовая части фюзеляжа обшиты 3-мм фанерой. Средняя часть дополнена раскосами и обтянута бязевым полотном. Хвостовое оперение — древесное с расчалками. Стабилизатор складывается из задней стенки и лонжерона с нервюрами между ними и обшит пропитанным эмалитом полотном.
На заднюю стенку навешивается руль высоты, складывающийся из двух половин. Носовая часть руля до лонжерона зашита 1-мм фанерой (как у крыла), которая принимает нагрузки на кручение, а другая поверхность обтянута пропитанным полотном.
Вертикальное оперение: руль и киль поворота сделаны подобно горизонтальному оперению. Управление рулём направления — тросовое, а рулём высоты — смешанное. Шасси — пирамидальное с главными колёсами от мотороллера «Тула». Главные стойки шасси — из труб диаметром 36×1,5 мм, они соединены шарнирно с нижними лонжеронами фюзеляжа через четыре уголковых кронштейна. Амортизаторы — пружинные.
Хвостовая опора — управляемая, с резиновым колесом и пластинчатым амортизатором размерами 200×80 мм.
Моторная рама сварена из труб (сталь 20) сечением 20×2 мм и скреплена с лонжеронами фюзеляжа через четыре кронштейна-накладки. Двигатель стыкуется с ней в четырёх точках через сайлентблоки. В качестве силового агрегата в винтомоторной установке использован двигатель от автомобиля ВАЗ-21083, причём без переделок, лишь к его выпускному коллектору приспособлен глушитель от мотоцикла «Минск».
Крутящий момент от двигателя на воздушный винт передаётся через самодельный шестерёнчатый редуктор с передаточным отношением 2,6. Ведущая шестерня (27 зубьев) — от мотоцикла «Иж-Планета-Спорт», ведомая (70 зубьев) — самодельная, их валы выточены из вала коробки перемены передач грузовика ГАЗ-51.
Картер редуктора сварен из металлического 3-мм страницы и обработан посредством несложных приспособлений на школьных токарном и фрезерном станках. Топливный бак ёмкостью 50 л находится в носовой части фюзеляжа. Воздушный винт диаметром 1,6 м — тянущий, моноблочный двухлопастный, древесный (переклей из сосновых брусков), покрыт двумя слоями стеклоткани на эпоксидном связующем, с окантовками из латунного страницы.
Потом его заменили подобным, но диаметром 2 м. Наряду с этим было нужно расширить высоту размещения оси винта, чего добились сужением колеи шасси. Винт развивает тягу на 150 кгс на взлётном режиме.
приборы и Управление смонтированы в обеих кабинах. Управление самолётом (элеронами и рулём высоты) — от любой из двух ручек, соединённых тягой и расположенных перед сиденьями в каждой из кабин. поворот руля и Отклонение направления хвостового колеса производятся в один момент от педалей при помощи тросовой проводки.
Управление двигателем — от рычага, закреплённого слева от пилота. Управление закрылками осуществляется от рукоятки-рычага с фиксатором с места пилота из задней кабины.
Самолёт оборудован устройствами, осуществляющими контроль работу двигателя и снабжающими полёт в несложных метеорологических условиях. Все они расположены на приборных досках в обеих кабинах. Сиденья — самодельные, снабжены пристежными ремнями — автомобильными ремнями безопасности. Самолёт прошел техкомиссию и зарегистрирован в ФЛА в 2002 году.
На сегодня его налёт превысил 500 часов (2412 посадок).
По окончании 500 часов налёта была произведена ревизия двигателя. Износа трущихся подробностей пока не найдено. На протяжении эксплуатации в конструкцию самолёта вносились трансформации, не смотря на то, что и не кардинальные. Так, со временем тросовое управление элеронами заменили твёрдым.
У кабин вместо бортов для пассажира и удобства пилота сделали с одной стороны откидные дверки. Поменяли конструкцию хвостовой опоры и размещение педалей.
Колёса главных опор оборудовали механическими тормозами с приводом от рычага на рукоятке через трос в боуденовской оплётке. Перед кабинами установили прозрачные козырьки из 5-мм оргстекла, заголовник у пилота, а за спинкой сиденья в задней кабине организовали маленькой багажник. Усилили крепление стабилизатора передним подкосом.
Поменяли покраску самолёта. В последних числах Мая 2008 года отечественный коллектив с самолётом «Настойчивый» в очередной раз принимал участие в Общероссийском слёте любителей авиации в Г.Владимире. Ежегодные перелёты на слёт и обратно продемонстрировали, что самолёт способен преодолевать расстояния и в пара сотен километров без посадок. Рекомендую авиаконструкторам-любителям: храбрее стройте простые самолёты.
Они дешёвы всем. Лишь будьте настойчивы и уверены в себе, и тогда у вас всё окажется! Удач!
(Создатель: В.РУМЯНЦЕВ, г. Приволжск, Ивановская обл.)
Неспециализированные характеристики самолета:
Взлётная масса, кг……………………………………………………..600
Масса безлюдного, кг……………………………………………………….435
Запас горючего, л…………………………………………………………..70
Скорость, км/ч:
отрыва………………………………………………………………………60
посадочная………………………………………………………………..40
большая………………………………………………………….140
сваливания………………………………………………………………..40
Скороподъёмность, м/с………………………………………………….3
Разбег/пробег, м…………………………………………………….70/100
Крыло
Размах, м…………………………………………………………………10,75
Площадь, м2…………………………………………………………………15
Хорда, м……………………………………………………………………..1,4
Профиль…………………………………………………………….Р-П-14%
Угол установки, град……………………………………………………..3
Угол поперечного V град…………………………………………….1,5
Угол стреловидности по передней кромке, град………………2
Размах элерона, м………………………………………………………….2
Хорда элерона, м……………………………………………………….0,35
Углы отклонения элерона, град………………………………+30/-2
Размах закрылка, м……………………………………………………..2.5
Хорда закрылка, м……………………………………………………..0,35
Угол отклонения закрылков, град…………………………………15
Шасси
База, м………………………………………………………………………4,05
Колея, м…………………………………………………………………….1,85
Размер главных колёс, мм…………………………………440×100
Горизонтальное оперение
Размах стабилизатора, м……………………………………………..3,1
Корневая хорда стаблизатора, м…………………………………1,08
Площадь стабилизатора, м2……………………………………….2,85
Угол установки стабилизатора, град………………………………-1
Хорда руля высоты, м………………………………………………….0,5
Площадь руля высоты, м2…………………………………………..1,45
Углы отклонения рулей высоты, град……………………+30/-25
Вертикальное оперение
Высота киля, м………………………………………………………….1,36
Площадь киля, м2………………………………………………………1,38
Площадь руля направления, м2…………………………………..0,88
Углы отклонения руля направления, град……………..+30/-30
Силовая установка
Двигатель……………………………………………………….ВАЗ-21083
Тип………………………………………………………….карбюраторный
Макс, число оборотов в мин……………………………………..5500
Макс, мощность, л.с……………………………………………………..70
Режимы работы (мощность/об.в мин.):
Взлётный (время работы—до 5 мин)…………………56/4700
номинальный…………………………………………………….49/4100
небольшой «газ»………………………………………………………24/2000
Марка горючего……………………………………………АИ-92, АИ-93
Житель Убинки собрал самолет своим руками и поднял
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
Самодельный самолет-биплан «кузнечик»
Выстроить собственный самодельный самолёт — биплан — это у меня мечта с детства. Но осуществить её я смог не так уж и в далеком прошлом, не смотря на то,…
Самолет арго 02. фото, видео и история самолета.
Реально ли в наши дни сомостоятельно создать самолет? Авиаторы-любители из Твери Юрий Гулаков, Евгений Александр и Игнатьев Абрамов смогли это сделать,…
Радиоуправляемая модель самолета «арго-02»
Эта совсем маленькая модель радиоуправляемого самолета — из тех, каковые больше похожи на модель, чем на настоящий самолет. Причем не только внешним…
Кордовая модель самолета для начинающих
Эта кордовая модель самолета рекомендуется начинающим кордовикам. В проверенную временем конструкцию внесены трансформации, касающиеся крепления…
Забытые монопланы генри фолланда часть 4 высокоскоростной почтовый самолет
В первой половине 30-ых годов двадцатого века обстановка на расположенном в Хакклекоте (Hucclecote) заводе компании Gloster была далека от успешной….
Тренировочная модель радио самолета универсала
Как сделать радио самолет. Многие авиамоделисты, начинающие собственный путь в области радиоуправляемых моделей, для получения начальных навыков,…
stroimsamolet.ru
Первый истребитель Первой мировой войны Morane-Saulnier L «Parasole»

Фото «Морана-Парасоля» времен Гражданской войны — характерные опознавательные знаки
Самолет спроектирован в 1913 г. на базе моноплана «Моран-Солнье» тип «Н». Фюзеляж при этом остался практически без изменений, но крыло для улучшения обзора подняли над фюзеляжем на стойках. Помимо буквенного обозначения, самолет получил ещё и неформальное название — «Парасоль», т.е. «Зонтик», впоследствии ставшее нарицательным для монопланов, повторявших его аэродинамическую схему крепления крыла. Как и предшественник, «Моран-Солнье» L был двухместной машиной, предназначенной изначально для разведки. Однако в ходе войны некоторые машины этого типа были переделаны в истребители.
Прототип «Моран-Солнье» L был представлен в декабре 1913 г. на Парижском авиасалоне. Самолет оборудовался 9-цилиндровым ротативным мотором «Гном-Моносупап» (100 л.с). Конструкция планера — цельнодеревянная (за исключением руля направления, набор которого выполнялся из стальных трубок). Обшивка в основном полотняная, в передней части фюзеляжа — фанерная.
Первым заказчиком «Моран-Солнье» L стала Турция, но с началом Первой мировой войны эти машины (50 единиц) были конфискованы французским правительством. Общий объем выпуска «Моран-Солнье» L во Франции составил порядка 600 экземпляров. Значительное количество самолетов — не менее 400 — выпустили в России (в основном московским заводом «Дукс»). Копии «Моран-Солнье» L выпускала также немецкая фирма «Пфальц», строились такие самолеты и в Швеции (под обозначением «Тулин» D).
Основная модификация «Парасоля»
«Моран-Солнье» L (MoS.3) — двигатель «Гном» (80 л.с), «Гном-Моносупап» (100 л.с.) либо «Рон» 9С (80 л.с). Вооружение на большинстве самолетов отсутствовало, но применяющиеся в качестве истребителей получали 1 пулемет. Экипаж – 2 человека, при применении в качестве истребителя — 1-2 человека. Управление осуществлялось гошированием крыла, а на самолетах поздних выпусков, получивших обозначение «Моран-Солнье» LA уже появились элероны.
Технические характеристики моноплана Morane-Saulnier L (MoS.3) – «Parasole»
- Двигатель: «Рон» 9С
- мощность, л.с.: 80
- Размах крыла, м.: 11,20
- Длина самолета, м.: 6,88
- Высота самолета, м.: 3,93
- Площадь крыла, кв. м.: 18,30
- Масса, кг:
- пустого самолета: 395
- нормальная взлетная: 670
- Скорость, км/ч:
- Максимальная: 127
- Крейсерская: 100
- Время набора высоты, мин:
- 1000 м.: 6’0″
- 2000 м.: 15’0″
- Потолок, м.: 3500
- Продолжительность полета, ч.: 2,6
Боевое использование Моран-Солнье «Парасоль» в Первой мировой войне
В августе 1914 г. первые «Парасоли» поступили на вооружение эскадрилий MS.23 и MS.26. Первоначально они использовались для разведки и корректировки артиллерийского огня, эпизодически — для бомбардировок. Но уже во второй половине августа отмечаются первые попытки применения «Моранов» в качестве истребителей — обладающие отличной маневренностью, они неплохо подходили для этой цели. Пионером в этой области оказался знаменитый французский пилот Ролан Гарро (Roland Garros) — он несколько раз устремлялся в погоню за немецкими аэропланами, но поразить ни одного из них не сумел. Все вооружение «Парасоли» в этих случаях состояло лишь из кавалерийского карабина, огонь из которого вел наблюдатель.
К апрелю 1915 г. на «Моран-Солнье» L летало уже 10 французских эскадрилий. К тому времени «Парасоли» начали получать пулеметы на подвижных установках у наблюдателей — для самообороны. Также продолжали предприниматься попытки превратить самолет в наступательное оружие. Для этого следовало оборудовать его курсовым пулеметом. Конструктор Раймонд Солнье (Raymond Saulnier) предложил установить на лопастях винта металлические пирамидки — отсекатели пуль, позволяющие вести огонь через плоскость вращения винта, не рискуя прострелить его лопасти. Это устройство было усовершенствовано механиком Жюлем Ю (Jules Hue) и установлено на «Парасоли» Ролана Гарро, вооруженной 8-мм пулеметом «Гочкис». 1 апреля 1915 г. он одержал первую воздушную победу, 15 апреля — вторую, а 18-го — третью. Однако вечером 18 апреля Гарро, увлекшись преследованием очередного самолета противника, нарушил приказ, пересек линию фронта и попал под плотный обстрел с земли. Пилот сумел посадить поврежденную машину на территории противника. Гарро попал в плен, а устройство для стрельбы через плоскость вращения винта, изученное немецкими специалистами, дало толчок к созданию синхронизатора.
Моноплан Моран-Солнье тип «H» послужил основной для разработки типа «L» и «LA».
По образцу самолета Гарро было оборудовано ещё несколько «Моран-Солнье» L, применявшихся как для отражения немецких налетов, так и для сопровождения собственных разведчиков и бомбардировщиков. Наибольших успехов среди пилотов «Парасолей» добились сержант Эжен Жильбер (Eugene Gilbert) из эскадрильи MS.49 и Жорж Гинемер (Georges Guynemer) из MS.3 — оба они сбили по три немецких самолета. Однако к началу 1916 г. «Моран-Солнье» L «Парасоль» уже устарел: в феврале авиация Франции располагала 59 такими самолетами, но только 18 находились во фронтовых частях. На смену «Моранам» пришли «Ньюпоры».
В декабре 1914 г. начались поставки самолетов «Моран-Солнье» L ВВС Великобритании. RFC получил в общей сложности 52 таких аэроплана, a RNAS — 25. В составе RFC «Парасолями» вооружили 3-ю, а также частично — 1-ю и 12-ю эскадрильи. Так же как и во французской авиации, британские пилоты пытались применять «Моран-Солнье» L в качестве импровизированного истребителя. В частности, 5 февраля 1915 г. один из экипажей 3-й эскадрильи в составе пилота лейтенанта Ведхэма (Wadchem) и наблюдателя лейтенанта Барта (Burt) в воздушном бою подбил немецкий биплан «Авиатик», совершивший вынужденную посадку. В этом бою наблюдатели обоих самолетов вели огонь из карабинов.
В RNAS восемь самолетов Morane-Saulnier L (MoS.3) – «Parasole» поступило на вооружение дислоцировавшегося в Дюнкерке 1-го крыла. Среди пилотов «Парасолей» наиболее известным стал суб-лейтенант Р.А.Дж. Уорнефорд (R.A.J. Warneford), поздним вечером 6 июня 1915 г. сбивший над Бельгией дирижабль LZ37. Средством поражения при этом стало не стрелковое оружие, а четыре зажигательные бомбы, сброшенные на дирижабль.
Довольно большое распространение получили самолеты «Моран-Солнье» L в армейской авиации России, получившей около 100 таких аэропланов из Франции; кроме того, около 400 «Парасолей» построил завод «Дукс» и ещё 30 — предприятие Лебедева. В русском самолётостроении Первой мировой войны Мораны были одним из самых массовых аэропланов. Эти машины поступали в корпусные авиаотряды и применялись главным образом как разведывательные. Однако часть машин, вооруженных пулеметами над крылом либо курсовыми пулеметами (и отсекателями на лопастях винтов), применялась в отрядах 1-й и 2-й боевых авиагрупп (БАГ) как истребители.
Самолет «Моран-Солнье» L вошел в историю как первый аэроплан с тянущим винтом, вооруженный пулеметом, стреляющим через плоскость вращения винта — по сути, первый истребитель. И хотя к началу 1916 г. эта машина уже устарела, именно пилоты «Парасолей» стали пионерами в отработке тактики истребительной авиации.
Схемы и чертежи Morane-Saulnier L (MoS.3) «Parasole»
www.airaces.ru
По схеме «Парасоль» — Паркфлаер
Итак, с чего всё началось. Полетав немного на «Драконе» (Art-Tech, Wing-Dragon Sporter), получив немного опыта как в управлении, так и в электронной составляющей самолета – захотелось попробовать построить свой тренер. Просмотрев не один сайт с чертежами, выбор пал на авиамодель-тренер по схеме «Парасоль»http://modelist-konstruktor.com/v_mire_modelej/po-sxeme-lparasolr
Просмотрев чертежи и описание, взялся за дело. Сразу оговорюсь, что мой вариант не совпадает на 100% с указанными на чертежах, т. к. материал в постройке был использован другой и некоторые элементы конструкции были мною заменены. Наиболее полный процесс постройки Вы сможете увидеть в описании к чертежам, я же хотел написать Вам о том, как у меня шел процесс постройки модели. Начал я свою работу с постройки «пенорезки».Нихромовая проволока, блок питания на 15v, пружина и некоторые силовые конструкции. Я думаю многим, это нехитрое приспособление знакомо, поэтому останавливаться на этом не будем. Сам я с «пенорезкой» ни разу не работал – вот решил попробовать.
Вначале крылья.
В магазине прикупил немного подсемейства баобабовых – бальсу (4 шпона, 1 сантиметровую и 1 одну 0,5см), лист утеплителя пенополистирола (толщиной 5см), клей ПВА и Момент – монтаж (жидкие гвозди, клей экспресс декор МВ-45).
Вот тут давайте поподробней, так как не все с ним работали. В общем, нужен был хороший клей для пенопласта, полистирола и пенополистирола, решил сразу отказаться от «соплей» (клей «Титан») отлично клеит вышеперечисленные материалы, но очень плохо поддается обработке наждачной бумагой. Просмотрев магазинные полки, увидел Момент, решил поэкспериментировать. Плюсы клея – цена, отлично обрабатывается и быстро сохнет 15-20 мин. Минусы – густой (похож по консистенции на солидол) поэтому, трудно наносимый и не во все места можно залить. Еще мне нужна была фанера, легкая и доступная.
Вспомнив опыт занятия в авиамодельном кружке решил, что лучше фанеры из под фруктовых ящиков, мне не найти. Итак, отправившись на ближайший рынок, нашел уборщицу и выпросил у неё пару ящиков, даром.
Далее нарезав пенополистирол на полосы (10см) приклеил на двусторонний скоч раннее заготовленные мною из тонкого алюминия нервюры, по бокам. Начал вырезать. Оговорюсь, почему алюминий – просто он был у меня под рукой, можно и из фанеры сделать заготовку под нервюры, только аккуратно зачистить края и предварительно натереть их графитом (простой карандаш) для лучшего скольжения нихромовой проволоки. Вырезав 6 блоков, преступил к нарезке нервюр. Блок толщиной в 10 см нарезал по 1 см.
Так несколько раз, пока не собрал всю пачку (все 24шт,4 толстых блока по 5см и конечно запасные). Толстые 5 см нервюры я использовал как усиление в местах крепления крыльев, так и спицы плотно будут держать и резинка, для крепления крыльев к стойкам фюзеляжа, не будет продавливать крыло.
Так же мною было решено использовать фанерные нервюры на законцовках. Лонжероны бальза 5мм, так же имеется усиление передней кромки крыла лонжероном и миллиметровой бальсой. После сборки и склейки крыла, мною были сделаны вставки между лонжеронами и наклеены необработанные заготовки законцовок, с последующей проработкой. После, мною были выполнены элероны (бальса) и петли к ним.
По поводу петель — скрепка и миллиметровый алюминий. Так же добавлены места установок сервушек.
После сборки крыльев, приступил к изготовлению стабилизатора. Пенополистирол 6мм, с бальсовыми кромками.
Фюзеляж. Мною были изготовлены фанерные шпангоуты с последующим усилением 5мм
пенополистиролом.
Чем ближе к финалу, тем меньше видна работа. Был сделан кабанчик и скоба для стабилизатора.
После рассказов приятеля, о том, что однажды модель упала из за этой детали… Перепроверил плоскогубцами, сделал несколько вариантов — самый удачный поставил.
Петли вроде сидят хорошо, не болтается.
Можно было конечно и не заморачиваться, но я облегчил немного нервюры. Немного кривовато — ну я не робот)
Мал по малу работа продолжалась. На фюзеляже сделан передний шпангоут из 4мм фанеры под мотор, вклеены стойки кабана, под крылья и хвостатая часть фюзеляжа, обшиваться будет миллиметровой бальсой, так же крепление костыля.
Далее была сделана часть киля, частично обшит фюзеляж (так же сделаны прорези под лючки 2шт. и платформа под стойку шасси), заклеены шпоном крылья в местах скрепления.
Поставлены сервухи в крылья (сделаны сквозные отверстия под провода, по своему горькому опыту советую сразу продумать этот момент). Обшит частично фюзеляж, сделаны усиления для стоек шасси (решил пока только одну сторону обшить, сделать «внутренности» под электронику и после обшить вторую). Обтяжку модели решил производить по старинке – микалентной бумагой на эмалите.
Сделал эмалит (из теннисных шариков и растворителя 647), попробовал натянуть микалентку — все как нужно, но одно большое НО — разъедает пенопласт (если неаккуратно работать, можно все испортить. Поэтому прокрыть места соприкосновения эмалита с пенополистеролом, несколькими слоями ПВА)
Сделал стойку — че то отказался от съемной (по чертежам на резинке)- если вырвет так сразу пол фюзеляжа.
Покрыл крылья — много «косячков» из за нехватки рук, на моделке то с этим проблем не было) ну решил оставить как есть — а то с переделками точно это еще 2 года делать буду, так же мною был покрыт стабилизатор, теперь дело за килем и фюзеляжем.
тяги
Работа продолжается. Переделал тяги (потоньше), вклеил стабилизатор и киль, переделал крепеж стойки шасси, сделал платформу с липучками под акк и платформу под сервы (фюзеляж), ну и так по мелочи…
По весу пока так.. крылья 330гр (по 165 с сервами и тягами), фюзеляж со стойкой шасси 486гр. и всем что готово, всего сейчас вся конструкция весит — 816 гр.
Пару фоточек фюзеляжа.
Итак ребята, состоялся пробный запуск… Я думаю можно его оценить как «удачный». Совершил 3 полета продолжительностью разной, в среднем по 4-5 минут. Модель показалась очень легкой (1250гр), двигатель тоже оказался то что нужно (Turnigy 2217, 10х4.7). Общее впечатление положительное (хотел сделать тренер — можно сказать, что тренер получился) Планирует хорошо.
Но есть и ряд недочетов, которые я исправил:
— утяжелил нос (отцентровал модель, т.к. по чертежам расчет шел на бензиновый двигатель)
— выкос двигателя вниз на 2-3гр, выкос в сторону не стал делать.
Ну это уже мелочи. По поводу раскраски, обтекателей и прочего так сказать на свой вкус.
Надеюсь, что Вам понравится мой пост и кто то вдохновится на постройку данной модели. Всем удачи! Стройте, летайте и не бойтесь что, что то не получится!
www.parkflyer.ru
Самолет-разведчик morane-saulnier type l (моран-парасоль). — О самолётах и авиастроении
Разработчик: Morane-Saulnier
Страна: Франция
Первый полет: 1913 г.
В августе 1913 года компания «Morane-Saulnier» доработала самолет типа G, оснастив его новым расчалочным крылом, установленным над фюзеляжем (парасоль). Эта умелая машина стала прототипом двухместного разведчика типа L, показавшегося в 1914 году, воображала из себя двухместный цельнодеревянный моноплан-парасоль с полотняной обшивкой. Создан в 1913 году французскими авиаконструкторами братьями Робертом и Леоном Моран совместно с Раймондом Солнье.
Модификация L — первая в последовательности самолетов «Моран-Солнье», созданная специально для армейского применения. Поднятое над фюзеляжем крыло снабжало совершенный обзор вниз, что важно для артиллерийского наблюдателя и разведчика. За такое размещение крыла самолет и был назван (фр. «parasole» — «зонтик»), позднее ставшее нарицательным для всех аппаратов аналогичной схемы. В начале 1915 на него установили элероны.
Самолет, взявший обозначение «Моран-Солнье LA», был выпущен малой серией.
Тип L был запущен в серию по окончании получения заказа от Турции на 50 автомобилей. В августе 1914 года, по окончании начала войны, турецкие самолеты были реквизированы правительством Франции. Оснащенные 80-сильными (60 кВт) ротативными двигателями «Gnome» либо «Le Rhone», самолеты типа L поступили на вооружение двух снова организованных эскадрилий — MS.23 и MS.26. В число пилотов последней входил известный Ролан Гаррос.
В 1914-1915 годах тип L довольно часто употреблялся в качестве одноместного, а его оружие состояло лишь из пистолета либо карабина пилота. Р.Гаррос проводил на типe L опыты с отсекателем и пулемётом и посредством этого устройства 1 апреля 1915 года сбил вражеский аэроплан. Летавший на одноместном типе L флайт-лейтенант Уоренфорд из 1-го авиакрыла авиации ВМС Англии 7 июня 1915 года сбил дирижабль Zeppelin LZ 37 германской Армии, скинув на него маленькие бомбы, привёдшие к пожару.
Но большая часть самолетов типа L (из более чем 600 выпущенных) употреблялись Францией, Великобританией и Россией в качестве двухместных разведчиков, в большинстве случаев не имевших оружия.
В России «Morane-Saulnier Type L» стал одним из самый распространенных аэропланов на раннем этапе Первой Мировой. Всего на русских фирмах «сдано в казну» приблизительно 450 аппаратов этого типа. Более 400 из них выпустил столичный завод «Дукс» и около 30 — петроградский завод Лебедева. Еще 100 автомобилей получено из Франции.
Фронтовая работа русских «Парасолей» длилась значительно продолжительнее, чем на Западе. Незначительное количество германо-австрийских истребителей на восточном фронте разрешало без особенного риска применять эти аппараты еще в 1917. Много их числилось и в летных школах.
В 1916 году многие российские «Мораны» вооружили синхропулеметами «Colt» либо «Vickers».
Информации о применении «Парасолей» в гражданской войне не сохранилось, но как мы знаем, что их возможно было заметить на аэропортах до середины двадцатых годов.
ЛТХ:
Тип: Morane-Saulnier Type L
Размах крыла, м: 11,20
Протяженность, м: 6,88
Высота, м: 3,93
Площадь крыла, м2: 18,30
Двигатель: 1 х ПД «Le Rhone» либо «Gnome»
-мощностью, л.с.: 1 х 80 (60 кВт)
Большая скорость, км/ч: 115
Длительность полета, ч: 2
Масса, кг
-безлюдного снаряженного: 385
-большая взлетная: 655
Экипаж, ч: 2.
Подготовка Morane-Saulnier Type L на стоянке.
Подготовка Morane-Saulnier Type L на стоянке.
Morane-Saulnier Type L на стоянке.
Morane-Saulnier Type L на стоянке.
Morane-Saulnier Type L на стоянке.
Morane-Saulnier Type L на стоянке.
Morane-Saulnier Type L на лыжном шасси.
Русские офицеры-авиаторы у Morane-Saulnier L.
Русские летчики в Morane-Saulnier L.
Кабина Morane-Saulnier L.
Самолеты Morane-Saulnier L на стоянках.
Самолеты Morane-Saulnier L на стоянках.
Самолеты Morane-Saulnier L на стоянках.
Morane Saulnier L красного воздушного флота.
Morane Saulnier L. Рисунок.
Вооруженный Morane-Saulnier L с отсекателями пуль на лопастях. Рисунок.
Morane-Saulnier L. Схема 1.
Morane-Saulnier L. Схема 2.
Morane-Saulnier L. Схема 3.
Morane-Saulnier L. Схема 4.
.
.
Перечень источников:
А.Шепс. Самолеты Первой Мировой. Страны Антанты.
Вячеслав Кондратьев. Истребители первой мировой.
Крылья Отчизны. Сергей Житель. «Моран» — «Убийца гигантов».
Morane-Saulnier Type L Parasol (Replica) — Georges Guynemer (Part 1)
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
stroimsamolet.ru
Самолет-разведчик «моран-парасоль» ольховского. — О самолётах и авиастроении
Разработчик: Ольховский
Страна: Россия
Первый полет: 1916 г.
Эта конструкция строилась в 5-м военном авиапарке, расквартированном во время войны в г. Брянске. Под определением «авиапарк» в русской авиации понимались специальные фирмы, осуществляющие ремонт авиатехники в интересах воюющей армии. Авиапарки насчитывали до 1000 человек квалифицированного технического персонала (не считая чинов строевой команды), располагали механическими и столярными мастерскими, оборудованием для испытания и восстановления двигателей, электростанцией, кузницей, сварочной и другое.
В один момент эти военизированные производства, при возможности ремонтировать каждый месяц до нескольких авиадвигателей и десятков аэропланов, владели высокой способностью и мобильностью перебазирования на новое место в течение 2-3 дней.
На протяжении войны в Российской Федерации действовали 7 авиапарков, обслуживающих интересы Северного, Северо-Западного, Западного, Юго-Западного, Южного, Кавказского и Румынского фронтов. В различное время, на протяжении изменяющейся линии боевой обстановки и фронта авиапарки пребывали в разных населенных пунктах.
Практическая деятельность авиапарков, при достаточной их технической оснащенности, разрешала не только ремонтировать поврежденные аппараты, но и осуществлять их штучное производство, внося те либо улучшения и иные новшества. Имело строительство и место самолетов уникальной конструкции. Одним из самые показательных примеров являются работы начальника 5-го авиапарка в Брянске, штабс-капитана Владимира Михайловича Ольховского.
Это была модификация «Моран-Парасоля» в основном в конструкции шасси, где были упразднены средние подкосы и введены сквозная ось и тросовые растяжки. Поменяна была и совокупность несущих (нижних) расчалок крыла. Летные качества улучшились.
Самолет был выпущен весной 1916 года. Употреблялся как самолет-разведчик.
«Моран-Парасоль» Ольховского со снятой обшивкой.
.
.
Источник:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Битва разведок Самолет невидимка У 2
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
stroimsamolet.ru
Парасоль — это… Что такое Парасоль?
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 20 июля 2011. |
Парасо́ль (фр. parasol — буквально: зонт от солнца) — конструкция самолёта-моноплана с крылом, расположенным над фюзеляжем и крепящимся к последнему при помощи подкосов. Название происходит от самолёта Morane-Saulnier L, широко известного как «Моран-Парасоль». Конструкция широкого распространения не получила из-за невысоких аэродинамических характеристик, хотя применялась на боевых самолётах, в том числе и истребителях.
См. также
dic.academic.ru