Содержание

Противолодочный самолет Ил-38Н: технические характеристики, вооружение

В конце 90-х для обеспечения эффективного противостояния натовским подлодкам российскими конструкторами были начаты работы по модернизации самолета Ил-38. Новая доработанная авиационная модель получила обозначение Ил-38Н.

Модернизированный самолет поступил на вооружение ВМФ России в 2000-х и был справедливо назван американцами «убийцей подлодок». В статье представлено описание противолодочного самолета, его технических характеристик и вооружения.

Начало работ

В 90-х авиационным конструкторам от Министерства обороны России поступил заказ на переоснащение строевых Ил-38 новым радиоэлектронным оборудованием. Перед разработчиками была поставлена задача: создать самолет, который так же, как и его предшественник, применялся бы для уничтожения подлодок противника, но отличался бы большей эффективностью.

Разработчик

Проектом Ил-38Н занимались в Конструкторском бюро С.В. Ильюшина. Суть работ заключалась в модернизации уже имеющегося Ил-38.

Данный самолет в свое время был создан в КБ Ильюшина на базе пассажирского Ил-18В в рамках проекта «Тунец». Выпуск данной модели осуществлялся с 1967 по 1972 годы. За это время было собрано 65 таких самолетов. Ил-38 в строю уже почти 50 лет. Это считается немалым сроком службы авиационной единицы. В связи с этим некоторые военные эксперты предполагали, что после такой продолжительной эксплуатации Ил-38 порежут на металлолом или сдадут в качестве экспоната в музей. Однако в самолете используется очень качественная «начинка» и надежный планер. За все годы службы с Ил-38 случилось всего два летных происшествия, причиной которых стал человеческий фактор. Теперь же конструкторы решили Ил-38 максимально улучшить, оснастив новой поисково-прицельной системой и продлив его эксплуатационный ресурс на 15 лет. Одновременно с модернизацией самолета, предназначенного для российского ВМФ, в КБ Ильюшина проектировалась аналогичная авиационная модель для ВМС Индии: Ил-38 SD. Российскими специалистами были модернизированы шесть базовых моделей Ил-38. Самолеты были заново переоборудованы и переданы заказчику в 2010 году. На данный момент службу в ВМС Индии несут уже четыре Ил-38 SD.

Испытания

Впервые Ил-38Н с красным бортовым номером тестировался в апреле 2001 года. Управление самолетом осуществлялось командиром экипажа В.М. Иринарховым и помощником командира, заслуженным летчиком-испытателем России В.И. Бутовым. Через несколько лет противолодочный самолет с желтым бортовым номером был отправлен на повторное тестирование. Испытания были окончательно завершены в 2012 году. Модернизированный Ил-38 был передан для нужд Северного флота России. На сегодня сведения об использовании данной авиационной единицы не предоставлены к свободному доступу.

О системе от ОАО «Ленинец»

Усовершенствованый Ил-38Н отличается от предыдущих моделей наличием новой поисково-прицельной системы, наделяющей его значительно расширенными возможностями. Базой для данной системы стала экспортная модель Sea Dragon ("Морской змей"), которая была начата американскими авиационными конструкторами еще в 1962 году. Российский вариант значится как система «Новелла-П-38». По получению заказа Минобороны российскими конструкторами было решено оснастить старый Ил-38 данным поисково-прицельным комплексом. Благодаря внедрению этой системы стало возможным выявление самолетом Ил-38Н воздушных целей на дистанции до 90 тыс. метров. Кроме того, модернизированный Ил-38 способен осуществлять слежку за 50 надводными объектами в радиусе не более 32 тыс. метров. Положение целей не влияет на эффективность слежения.

Устройство кабины

Управление поисково-прицельным комплексом выполняется из кабины Ил-38Н при участии двух операторов. Кабина оборудована двумя автоматизированными рабочими местами.

Операторам предоставлены два жидкокристаллических цветных многофункциональных экрана, пульт управления и клавиатура. На экранах изображается тактическая обстановка и цифровая навигационная карта.

Компоненты системы

Установка «Новелла-П-38» является навигационным прицельно-поисковым комплексом. Система состоит из следующих компонентов:

  • Радиолокационной системы высокого разрешения.
  • Телетепловизионной системы «Ланнер-А» с лазерными, телевизионными и тепловизионными каналами, для которых предусмотрена гироскопическая стабилизация.
  • Радиогидроакустической системы.
  • Магнитометрической системы.
  • Командно-тактической.
  • Системы, отвечающей за радиоэлектронную разведку.

Характеристики Ил-38Н

Самолет оборудован четырьмя двигателями АИ-20М. Мощность каждого составляет 4250 л. с. Самолет, достигнув высоты 6 км, способен развить максимальную скорость до 650 км/ч. Ил-38Н обладает крейсерской скоростью 465 км/ч. В разных авиационных версиях имеется свой практический потолок, который варьируется в пределах 8-10 км. Модернизированный Ил-38 способен транспортировать груз весом до 8400-9000 кг.

Состав самолета

Экипаж состоит из семи человек:

  • Два пилота. Из них один выполняет функции командира корабля, а второй – его помощника.
  • Штурман-навигатор.
  • Штурман-оператор радиолокационной станции.
  • Оператор СПИУ (самолетного приемного индикаторного устройства).
  • Бортинженер.
  • Бортрадист.

Внешнее оформление

Фюзеляж модернизированного Ил-38 темно-серого цвета. Бортовой номер самолета указан желтыми цифрами. Ил-38Н комплектуется новым навесным оборудованием, которое представляет собой систему РТР, осуществляющую радиотехническую разведку.

Местом расположения навесного оборудования стал специальный контейнер над фюзеляжем. Существует предположение, что система РТР в дальнейшем будет использоваться для поддерживания связи с морской космической системой разведки и целеуказания РТР «Лиана». Однако достоверность данной информации, ставшей известной СМИ, пока не проверена.

Местом для расположения обзорно-поисковой системы является носовая часть фюзеляжа. Для системы разработан специальный сферический контейнер.

О вооружении

Для боевой версии модифицированного Ил-38 предусмотрены:

  • Противолодочные глубинные бомбы.
  • Радиогидроакустические буи разных типов. Общее количество буев не превышает 150 единиц.
  • Торпеды АТ-1 или АТ-2 и АПР-2.
  • Осветительные авиационные бомбы.
  • Морские мины.

Дополнительно усовершенствованный Ил-38 может комплектоваться ракетами воздушного базирования «Калибр-А», дальность полета которых составляет 5 тыс. км. Полезная нагрузка, на которую рассчитан противолодочный самолет, не более девяти тонн.

О предназначении

В свое время Ил-38 самостоятельно или совместно с кораблями выполнял следующие задачи:

  • Поиск и уничтожение подлодок противника.
  • Проводил морскую разведку и поисково-спасательные операции.
  • С привлечением Ил-38 устанавливались минные заграждения.

Как утверждают эксперты, появление Ил-38 у берегов даже на большом отдалении оказывает ощутимое психологическое воздействие на потенциального противника. Для этого достаточно осуществления плановых полетов без нарушений правил использования воздушного пространства. Ярким тому примером может стать срыв американо-японских учений в 2010 году. Обе стороны опасались, что российский Ил-38, настроенный на их частоту радаров, сможет перехватить сверхсекретную информацию. По этой причине военные маневры США и Японии были свернуты.

В результате проведенной модернизации (см. выше) боевые возможности данного противолодочного самолета были увеличены в четыре раза. Благодаря внедрению компонентов новой поисково-прицельной системы, стало возможным использование усовершенствованного Ил-38 для решения различных военных задач, в том числе обнаружения подводных и надводных целей, а также быстрого уничтожения подлодок при помощи глубинных бомб. В зависимости от боевой задачи, состав оборудования может меняться. Самолет способен патрулировать заданный ему район в течение продолжительного времени. Получив необходимую информацию о цели, командир Ил-38Н может передать полученные сведения другим самолетам или кораблям, а также успешно атаковать противника самостоятельно.

Применение самолета не ограничивается только борьбой с вражескими подводными лодками. Данную авиационную модель используют для решения различных народно-хозяйственных задач. Благодаря наличию специальных датчиков, позволяющих выявлять любые гравитационные аномалии, модернизированный Ил-38 очень востребован в океанологии, экологии, геологоразведке, ледовой разведке и т. д.

Сегодня при помощи Ил-38, оборудованного системой «Новелла-П-38», составляются магнитные и гравитационные карты Северного Ледовитого океана.

fb.ru

Противолодочный самолет Ил-38 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

История создания противолодочного самолета Ил-38

Противолодочный самолет Ил-38 дальнего радиуса действия, был самым логичным для Советского Союза решением. Имея протяженные водные границы, на защиту которых не хватит всего флота, возможность обеспечить максимальную степень защиты в сочетании с малым временем реагирования, возможна только с использованием авиации.

Разработка самолета Ил-38 началась 18 июня 1960 года. В качестве базы для создания противолодочника выбрали надежный и хорошо отработанный в производстве пассажирский лайнер Ил-18А. В марте 1969 года одновременно с завершением производства Ил-18А, на той же сборочной линии завода «Знамя Труда», началось производство Ил-38.

Противолодочный самолет Ил-38, чертеж

Противолодочный самолет Ил-38, чертеж, вид сверху

Конструкция патрульного противолодочного самолета Ил-38

Ил-38 имеет цельнометаллический фюзеляж с низкорасположенным крылом, на котором размещены четыре турбовинтовые двигателя АИ-20М (как на Бе-12, Ан-10, Ан-12, Ан-32) с четырехлопастными винтами АВ-68И диаметром 4,5 м. Интересно, что в конструкции двигателя предусмотрен целый ряд противоаварийных устройств: автофлюгирование, флюгирование флюгер-насосом, установка лопастей винта на промежуточном упоре и т.п.

Топливные баки Ил-38 размещены в крыльях и по-умолчанию изолированы между собой. К каждой паре двигателей топливо подается 2-я насосами, каждый из которых обеспечивает питание обоих ТВД. Ещё по одному дополнительному топливному насосу размещено в самих двигателях.

Управление самолетом ручное, но операции по выпуску и уборке шасси автоматизированы. Положение летчика, усилие передаваемое на штурвал и педали управления выверены в Ил-38 особенно тщательно, чтобы обеспечить максимальный комфорт при длительном патрулировании.

Конструкция Ил-38 по сравнению с базовым Ил-18 претерпела изменения — так, из-за габаритов штатного оборудования и вооружения, пришлось несколько (на 4 шпангоута) сместить вперед крыло. Кроме того, в носовой части самолета под кабиной экипажа разместили обтекатель РЛС, а хвосте, на выносной штанге — датчик детектора магнитных аномалий. Для поиска подводных лодок на борту имелись сбрасываемые гидроакустические буи и шумоанализатор.

Противолодочный самолет Ил-38. Хорошо видна мачта мачта магнитного датчика в хвосте

Служба и перспективы самолета Ил-38

 

Противолодочный самолет Ил-38 производился до 1972 года, за это время было выпущено примерно 65 самолетов. Так как аналогов у него нет (если не считать ещё более «пожилой» Бе-12), Ил-38 до сих пор состоит на вооружении, правда скорее номинально — на лету не больше 5 машин, прочие законсервированы и ждут запланированной на ближайшее модернизации.

Впрочем, удивляться тут нечему — модернизация бомбардировщика Ту-95 показала, что даже такие заслуженные ветераны, имея на борту цифровое оборудование, ничем не уступают даже самым современным машинам. Тем более, если учитывать то, что Ил-38 слишком уж специфичная машина, которой не требуется ни сверхскорость ни сверманевренность.  За годы службы Ил-38 зарекомендовал себя неприхотливым, надежным и достаточно экономичным боевым средством, поэтому новости о его окончательном списании, дело далеко не ближайших лет.

Противолодочный самолет Ил-38SD. «Нависающая» над кабиной конструкция — тот самый «Морской дракон»

Характеристики Ил-38

Страна: СССР
Тип: Противолодочный самолет
Год выпуска: 1969 г.
Экипаж: 7 человек
Двигатель: 4х ТВД
Максимальная скорость: 650 км/ч
Практический потолок: 8000 м
Дальность полета: 9500 км
Масса пустого: 34 т
Максимальная взлетная масса: 68 т
Размах крыльев: 37,42 м
Длина: 40 м
Высота: 10,16 м
Площадь крыла: 140 кв.м
Вооружение:До 8400 кг (нормальная 5400 кг) во внутреннем отсеке. 450-мм торпеды, глубинные бомбы, осветительные бомбы, гидроакустические буи, морские мины.

Модификации самолета ИЛ-38

Ил-38SD — патрульный противолодочный самолёт оснащенный новым прицельно-навигационным комплексом «Морской дракон» производства НПО «Ленинец» (характерное отличие от старых моделей «тарелка» этого НК над кабиной экипажа. Модернизация до уровня Ил-38SD продлевает срок службы самолета ещё на 10-15 лет. Экспортный вариант.

Ил-38Н («Новелла») — тот же Ил-38SD, но предназначенный для авиации ВМФ России.


Источник: компиляция по открытым источникам сети интернет

armedman.ru

Противолодочный самолет Ил-38 | Военное оружие и армии Мира

Этот самолет стал настоящей грозой для иностранных субмарин. Ил-38 — легенда нашей морской авиации — почти 40 лет выполняет задачи противолодочной обороны страны.

После того как американская субмарина SSN-578 «Скейт» всплыла на Северном полюсе, главнокомандующий ВМФ адмирал С. Г. Горшков предложил создать на базе пассажирского самолета Ил-18 машину с двумя крылатыми противолодочными ракетами К-18, предназначенными для уничтожения подводных лодок.

РАЗРАБОТКА

Постановлением ЦК КПСС и Совмина от 18 июня 1960 года разработку самолета Ил-38 поручили ОКБ-240. Эскизный проект разрабатывался под руководством С. В. Ильюшина, непосредственно же разработка Ил-38 велась в отделе, возглавляемом В. М. Германовым. Главным конструктором Ил-38 являлся Р. П. Папковский.

Постановлением Совмина от 11 декабря 1959 года разработка поисково-прицельной системы (ППС) «Беркут» возлагалась на НИИ-131, а радиогидроакустических буев — на НИИ-753. Главным конструктором системы назначили В. С. Шумейко. В состав ППС вошли сбрасываемые средства (буи) и бортовая аппаратура: РЛС, самолетное приемоиндикаторное устройство (СПИУ), ЦВМ, центральная гировертикаль ЦГВ-10, централь скорости и высоты ЦСВ-1М-1Б, доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-1, автоматический УКВ радиокомпас АРК-Б, пульт вариантов сброса ПВС-1, панель географических координат. Аппаратура ППС функционировала совместно с пилотажно-навигационной системой «Путь-4М», автопилотом АП-6Е, точной курсовой системой ТКС-П и бомбовым вооружением.

Первый полет Ил-38 в составе командира экипажа В. К. Коккинаки, второго пилота Э. И. Кузнецова, штурмана В. Ф. Воскресенского и радиста И. С. Силиминова состоялся 27 сентября 1961 года. Заводские испытания на аэродроме ЛИИ в подмосковном Жуковском шли по июнь 1962 года, в ходе которых было совершено 77 полетов общей продолжительностью 135 ч 40 мин.

Серийное производство самолетов Ил-38 началось на машиностроительном заводе № 30 «Знамя труда» (Москва) в 1967 году и продолжалось до 1972 года. За этот период было построено 65 машин.

Впервые в советском самолетостроении на Ил-38 была применена бортовая цифровая вычислительная машина «Пламя-264», в составе поисково-прицельного комплекса «Беркут-38», разработанного НИИ-131.

В 1968 году первым получил самолеты Ил-38 24-й отдельный противолодочный авиационной полк дальнего действия ВВС Северного Флота. В 1969 году — 77-й отдельный противолодочный авиационной полк Дальнего действия ВВС Тихоокеанского Флота. В 1974 году — 145-я отдельная противолодочная авиационная эскадрилья ВВС Балтийского флота. С 1969 по 1981 год экипажами самолетов Ил-38 произведено 4095 самолето-вылетов на боевую службу с общим налетом 24 570 часов. Было обнаружено 172 иностранные подводные лодки. 13 ноября 2013 года на аэродроме Североморск-3 авиации Северного флота ВМФ России после двухлетнего перерыва совершил полет первый переданный авиации ВМФ модернизированный противолодочный самолет Ил-38Н. По прогнозам специалистов, в обозримой перспективе замены Ил-38 не предвидится.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Самолет представляет собой моноплан с низкорасположенным крылом, на котором размещены четыре двигателя. Планер состоит из фюзеляжа, крыла, четырех гондол для размещения двигателей и хвостового оперения.

Фюзеляж — балочной конструкции, с круглым поперечным сечением. К нему крепятся крыло, оперение и передняя опора шасси. В средней части фюзеляжа
расположены два термоизолированных бомбоотсека.

В передней части кабины размещаются два летчика, штурман-навигатор, бортинженер и радист. В задней находятся рабочие места штурмана-оператора РЛС, оператора СПИУ и размещается аппаратура ППС «Беркут».

Крыло состоит из центроплана, к которому крепятся две отъемные части. Основная силовая часть крыла — кессон, образованный лонжеронами, обшивкой межлонжеронной части со стрингерами и средними частями нервюр. Крыло снабжено цельнометаллическими закрылками и элеронами.

Хвостовое оперение — однокилевое. Рули — цельнометаллические, снабжены триммерами, а руль направления — пружинным сервокомпенсатором, что способствует уменьшению шарнирного момента. Шасси — убирающееся трехопорное.

Передняя опора — управляемая, с двумя нетормозными колесами. Основные опоры снабжены четырехколесными тележками. Колеса имеют дисковые тормоза.

Силовая установка самолета Ил-38 состоит из четырех турбовинтовых двигателей АИ-20К с четырехлопастными воздушными винтами АВ-64И серии 04А диаметром 4,5 м. Система управления самолетом — механическая, жесткая, тягами, за исключением участков тросовой проводки к штурвалам, рулевым машинам автопилота АП-6Е и триммеру руля высоты.

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь