Противолодочный самолет Ил-38Н: технические характеристики, вооружение
В конце 90-х для обеспечения эффективного противостояния натовским подлодкам российскими конструкторами были начаты работы по модернизации самолета Ил-38. Новая доработанная авиационная модель получила обозначение Ил-38Н.

Модернизированный самолет поступил на вооружение ВМФ России в 2000-х и был справедливо назван американцами «убийцей подлодок». В статье представлено описание противолодочного самолета, его технических характеристик и вооружения.
Начало работ
В 90-х авиационным конструкторам от Министерства обороны России поступил заказ на переоснащение строевых Ил-38 новым радиоэлектронным оборудованием. Перед разработчиками была поставлена задача: создать самолет, который так же, как и его предшественник, применялся бы для уничтожения подлодок противника, но отличался бы большей эффективностью.
Разработчик
Проектом Ил-38Н занимались в Конструкторском бюро С.В. Ильюшина. Суть работ заключалась в модернизации уже имеющегося Ил-38.

Данный самолет в свое время был создан в КБ Ильюшина на базе пассажирского Ил-18В в рамках проекта «Тунец». Выпуск данной модели осуществлялся с 1967 по 1972 годы. За это время было собрано 65 таких самолетов. Ил-38 в строю уже почти 50 лет. Это считается немалым сроком службы авиационной единицы. В связи с этим некоторые военные эксперты предполагали, что после такой продолжительной эксплуатации Ил-38 порежут на металлолом или сдадут в качестве экспоната в музей. Однако в самолете используется очень качественная «начинка» и надежный планер. За все годы службы с Ил-38 случилось всего два летных происшествия, причиной которых стал человеческий фактор. Теперь же конструкторы решили Ил-38 максимально улучшить, оснастив новой поисково-прицельной системой и продлив его эксплуатационный ресурс на 15 лет. Одновременно с модернизацией самолета, предназначенного для российского ВМФ, в КБ Ильюшина проектировалась аналогичная авиационная модель для ВМС Индии: Ил-38 SD. Российскими специалистами были модернизированы шесть базовых моделей Ил-38. Самолеты были заново переоборудованы и переданы заказчику в 2010 году. На данный момент службу в ВМС Индии несут уже четыре Ил-38 SD.
Испытания
Впервые Ил-38Н с красным бортовым номером тестировался в апреле 2001 года. Управление самолетом осуществлялось командиром экипажа В.М. Иринарховым и помощником командира, заслуженным летчиком-испытателем России В.И. Бутовым. Через несколько лет противолодочный самолет с желтым бортовым номером был отправлен на повторное тестирование. Испытания были окончательно завершены в 2012 году. Модернизированный Ил-38 был передан для нужд Северного флота России. На сегодня сведения об использовании данной авиационной единицы не предоставлены к свободному доступу.
О системе от ОАО «Ленинец»
Усовершенствованый Ил-38Н отличается от предыдущих моделей наличием новой поисково-прицельной системы, наделяющей его значительно расширенными возможностями. Базой для данной системы стала экспортная модель Sea Dragon («Морской змей»), которая была начата американскими авиационными конструкторами еще в 1962 году. Российский вариант значится как система «Новелла-П-38». По получению заказа Минобороны российскими конструкторами было решено оснастить старый Ил-38 данным поисково-прицельным комплексом. Благодаря внедрению этой системы стало возможным выявление самолетом Ил-38Н воздушных целей на дистанции до 90 тыс. метров. Кроме того, модернизированный Ил-38 способен осуществлять слежку за 50 надводными объектами в радиусе не более 32 тыс. метров. Положение целей не влияет на эффективность слежения.
Устройство кабины
Управление поисково-прицельным комплексом выполняется из кабины Ил-38Н при участии двух операторов. Кабина оборудована двумя автоматизированными рабочими местами.

Операторам предоставлены два жидкокристаллических цветных многофункциональных экрана, пульт управления и клавиатура. На экранах изображается тактическая обстановка и цифровая навигационная карта.

Компоненты системы
Установка «Новелла-П-38» является навигационным прицельно-поисковым комплексом. Система состоит из следующих компонентов:
- Радиолокационной системы высокого разрешения.
- Телетепловизионной системы «Ланнер-А» с лазерными, телевизионными и тепловизионными каналами, для которых предусмотрена гироскопическая стабилизация.

- Радиогидроакустической системы.
- Магнитометрической системы.
- Командно-тактической.
- Системы, отвечающей за радиоэлектронную разведку.
Характеристики Ил-38Н
Самолет оборудован четырьмя двигателями АИ-20М. Мощность каждого составляет 4250 л. с. Самолет, достигнув высоты 6 км, способен развить максимальную скорость до 650 км/ч. Ил-38Н обладает крейсерской скоростью 465 км/ч. В разных авиационных версиях имеется свой практический потолок, который варьируется в пределах 8-10 км. Модернизированный Ил-38 способен транспортировать груз весом до 8400-9000 кг.
Состав самолета
Экипаж состоит из семи человек:
- Два пилота. Из них один выполняет функции командира корабля, а второй – его помощника.
- Штурман-навигатор.
- Штурман-оператор радиолокационной станции.
- Оператор СПИУ (самолетного приемного индикаторного устройства).
- Бортинженер.
- Бортрадист.
Внешнее оформление
Фюзеляж модернизированного Ил-38 темно-серого цвета. Бортовой номер самолета указан желтыми цифрами. Ил-38Н комплектуется новым навесным оборудованием, которое представляет собой систему РТР, осуществляющую радиотехническую разведку.

Местом расположения навесного оборудования стал специальный контейнер над фюзеляжем. Существует предположение, что система РТР в дальнейшем будет использоваться для поддерживания связи с морской космической системой разведки и целеуказания РТР «Лиана». Однако достоверность данной информации, ставшей известной СМИ, пока не проверена.
Местом для расположения обзорно-поисковой системы является носовая часть фюзеляжа. Для системы разработан специальный сферический контейнер.
О вооружении
Для боевой версии модифицированного Ил-38 предусмотрены:
- Противолодочные глубинные бомбы.
- Радиогидроакустические буи разных типов. Общее количество буев не превышает 150 единиц.
- Торпеды АТ-1 или АТ-2 и АПР-2.
- Осветительные авиационные бомбы.
- Морские мины.
Дополнительно усовершенствованный Ил-38 может комплектоваться ракетами воздушного базирования «Калибр-А», дальность полета которых составляет 5 тыс. км. Полезная нагрузка, на которую рассчитан противолодочный самолет, не более девяти тонн.
О предназначении
В свое время Ил-38 самостоятельно или совместно с кораблями выполнял следующие задачи:
- Поиск и уничтожение подлодок противника.
- Проводил морскую разведку и поисково-спасательные операции.
- С привлечением Ил-38 устанавливались минные заграждения.
Как утверждают эксперты, появление Ил-38 у берегов даже на большом отдалении оказывает ощутимое психологическое воздействие на потенциального противника. Для этого достаточно осуществления плановых полетов без нарушений правил использования воздушного пространства. Ярким тому примером может стать срыв американо-японских учений в 2010 году. Обе стороны опасались, что российский Ил-38, настроенный на их частоту радаров, сможет перехватить сверхсекретную информацию. По этой причине военные маневры США и Японии были свернуты.
В результате проведенной модернизации (см. выше) боевые возможности данного противолодочного самолета были увеличены в четыре раза. Благодаря внедрению компонентов новой поисково-прицельной системы, стало возможным использование усовершенствованного Ил-38 для решения различных военных задач, в том числе обнаружения подводных и надводных целей, а также быстрого уничтожения подлодок при помощи глубинных бомб. В зависимости от боевой задачи, состав оборудования может меняться. Самолет способен патрулировать заданный ему район в течение продолжительного времени. Получив необходимую информацию о цели, командир Ил-38Н может передать полученные сведения другим самолетам или кораблям, а также успешно атаковать противника самостоятельно.
Применение самолета не ограничивается только борьбой с вражескими подводными лодками. Данную авиационную модель используют для решения различных народно-хозяйственных задач. Благодаря наличию специальных датчиков, позволяющих выявлять любые гравитационные аномалии, модернизированный Ил-38 очень востребован в океанологии, экологии, геологоразведке, ледовой разведке и т. д.

Сегодня при помощи Ил-38, оборудованного системой «Новелла-П-38», составляются магнитные и гравитационные карты Северного Ледовитого океана.
fb.ru
Противолодочный самолет Ил-38 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия
История создания противолодочного самолета Ил-38
Противолодочный самолет Ил-38 дальнего радиуса действия, был самым логичным для Советского Союза решением. Имея протяженные водные границы, на защиту которых не хватит всего флота, возможность обеспечить максимальную степень защиты в сочетании с малым временем реагирования, возможна только с использованием авиации.
Разработка самолета Ил-38 началась 18 июня 1960 года. В качестве базы для создания противолодочника выбрали надежный и хорошо отработанный в производстве пассажирский лайнер Ил-18А. В марте 1969 года одновременно с завершением производства Ил-18А, на той же сборочной линии завода «Знамя Труда», началось производство Ил-38.
Противолодочный самолет Ил-38, чертеж

Противолодочный самолет Ил-38, чертеж, вид сверху
Конструкция патрульного противолодочного самолета Ил-38
Ил-38 имеет цельнометаллический фюзеляж с низкорасположенным крылом, на котором размещены четыре турбовинтовые двигателя АИ-20М (как на Бе-12, Ан-10, Ан-12, Ан-32) с четырехлопастными винтами АВ-68И диаметром 4,5 м. Интересно, что в конструкции двигателя предусмотрен целый ряд противоаварийных устройств: автофлюгирование, флюгирование флюгер-насосом, установка лопастей винта на промежуточном упоре и т.п.
Топливные баки Ил-38 размещены в крыльях и по-умолчанию изолированы между собой. К каждой паре двигателей топливо подается 2-я насосами, каждый из которых обеспечивает питание обоих ТВД. Ещё по одному дополнительному топливному насосу размещено в самих двигателях.
Управление самолетом ручное, но операции по выпуску и уборке шасси автоматизированы. Положение летчика, усилие передаваемое на штурвал и педали управления выверены в Ил-38 особенно тщательно, чтобы обеспечить максимальный комфорт при длительном патрулировании.
Конструкция Ил-38 по сравнению с базовым Ил-18 претерпела изменения — так, из-за габаритов штатного оборудования и вооружения, пришлось несколько (на 4 шпангоута) сместить вперед крыло. Кроме того, в носовой части самолета под кабиной экипажа разместили обтекатель РЛС, а хвосте, на выносной штанге — датчик детектора магнитных аномалий. Для поиска подводных лодок на борту имелись сбрасываемые гидроакустические буи и шумоанализатор.

Противолодочный самолет Ил-38. Хорошо видна мачта мачта магнитного датчика в хвосте
Служба и перспективы самолета Ил-38
Противолодочный самолет Ил-38 производился до 1972 года, за это время было выпущено примерно 65 самолетов. Так как аналогов у него нет (если не считать ещё более «пожилой» Бе-12), Ил-38 до сих пор состоит на вооружении, правда скорее номинально — на лету не больше 5 машин, прочие законсервированы и ждут запланированной на ближайшее модернизации.
Впрочем, удивляться тут нечему — модернизация бомбардировщика Ту-95 показала, что даже такие заслуженные ветераны, имея на борту цифровое оборудование, ничем не уступают даже самым современным машинам. Тем более, если учитывать то, что Ил-38 слишком уж специфичная машина, которой не требуется ни сверхскорость ни сверманевренность. За годы службы Ил-38 зарекомендовал себя неприхотливым, надежным и достаточно экономичным боевым средством, поэтому новости о его окончательном списании, дело далеко не ближайших лет.

Противолодочный самолет Ил-38SD. «Нависающая» над кабиной конструкция — тот самый «Морской дракон»
Характеристики Ил-38 | |
---|---|
![]() | |
Страна: | СССР |
Тип: | Противолодочный самолет |
Год выпуска: | 1969 г. |
Экипаж: | 7 человек |
Двигатель: | 4х ТВД |
Максимальная скорость: | 650 км/ч |
Практический потолок: | 8000 м |
Дальность полета: | 9500 км |
Масса пустого: | 34 т |
Максимальная взлетная масса: | 68 т |
Размах крыльев: | 37,42 м |
Длина: | 40 м |
Высота: | 10,16 м |
Площадь крыла: | 140 кв.м |
Вооружение: | До 8400 кг (нормальная 5400 кг) во внутреннем отсеке. 450-мм торпеды, глубинные бомбы, осветительные бомбы, гидроакустические буи, морские мины. |
Модификации самолета ИЛ-38
Ил-38SD — патрульный противолодочный самолёт оснащенный новым прицельно-навигационным комплексом «Морской дракон» производства НПО «Ленинец» (характерное отличие от старых моделей «тарелка» этого НК над кабиной экипажа. Модернизация до уровня Ил-38SD продлевает срок службы самолета ещё на 10-15 лет. Экспортный вариант.
Ил-38Н («Новелла») — тот же Ил-38SD, но предназначенный для авиации ВМФ России.
Источник: компиляция по открытым источникам сети интернет
armedman.ru
Противолодочный самолет Ил-38 | Военное оружие и армии Мира
Этот самолет стал настоящей грозой для иностранных субмарин. Ил-38 — легенда нашей морской авиации — почти 40 лет выполняет задачи противолодочной обороны страны.
После того как американская субмарина SSN-578 «Скейт» всплыла на Северном полюсе, главнокомандующий ВМФ адмирал С. Г. Горшков предложил создать на базе пассажирского самолета Ил-18 машину с двумя крылатыми противолодочными ракетами К-18, предназначенными для уничтожения подводных лодок.
РАЗРАБОТКА
Постановлением ЦК КПСС и Совмина от 18 июня 1960 года разработку самолета Ил-38 поручили ОКБ-240. Эскизный проект разрабатывался под руководством С. В. Ильюшина, непосредственно же разработка Ил-38 велась в отделе, возглавляемом В. М. Германовым. Главным конструктором Ил-38 являлся Р. П. Папковский.
Постановлением Совмина от 11 декабря 1959 года разработка поисково-прицельной системы (ППС) «Беркут» возлагалась на НИИ-131, а радиогидроакустических буев — на НИИ-753. Главным конструктором системы назначили В. С. Шумейко. В состав ППС вошли сбрасываемые средства (буи) и бортовая аппаратура: РЛС, самолетное приемоиндикаторное устройство (СПИУ), ЦВМ, центральная гировертикаль ЦГВ-10, централь скорости и высоты ЦСВ-1М-1Б, доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-1, автоматический УКВ радиокомпас АРК-Б, пульт вариантов сброса ПВС-1, панель географических координат. Аппаратура ППС функционировала совместно с пилотажно-навигационной системой «Путь-4М», автопилотом АП-6Е, точной курсовой системой ТКС-П и бомбовым вооружением.
Первый полет Ил-38 в составе командира экипажа В. К. Коккинаки, второго пилота Э. И. Кузнецова, штурмана В. Ф. Воскресенского и радиста И. С. Силиминова состоялся 27 сентября 1961 года. Заводские испытания на аэродроме ЛИИ в подмосковном Жуковском шли по июнь 1962 года, в ходе которых было совершено 77 полетов общей продолжительностью 135 ч 40 мин.
Серийное производство самолетов Ил-38 началось на машиностроительном заводе № 30 «Знамя труда» (Москва) в 1967 году и продолжалось до 1972 года. За этот период было построено 65 машин.
Впервые в советском самолетостроении на Ил-38 была применена бортовая цифровая вычислительная машина «Пламя-264», в составе поисково-прицельного комплекса «Беркут-38», разработанного НИИ-131.
В 1968 году первым получил самолеты Ил-38 24-й отдельный противолодочный авиационной полк дальнего действия ВВС Северного Флота. В 1969 году — 77-й отдельный противолодочный авиационной полк Дальнего действия ВВС Тихоокеанского Флота. В 1974 году — 145-я отдельная противолодочная авиационная эскадрилья ВВС Балтийского флота. С 1969 по 1981 год экипажами самолетов Ил-38 произведено 4095 самолето-вылетов на боевую службу с общим налетом 24 570 часов. Было обнаружено 172 иностранные подводные лодки. 13 ноября 2013 года на аэродроме Североморск-3 авиации Северного флота ВМФ России после двухлетнего перерыва совершил полет первый переданный авиации ВМФ модернизированный противолодочный самолет Ил-38Н. По прогнозам специалистов, в обозримой перспективе замены Ил-38 не предвидится.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Самолет представляет собой моноплан с низкорасположенным крылом, на котором размещены четыре двигателя. Планер состоит из фюзеляжа, крыла, четырех гондол для размещения двигателей и хвостового оперения.
Фюзеляж — балочной конструкции, с круглым поперечным сечением. К нему крепятся крыло, оперение и передняя опора шасси. В средней части фюзеляжа
расположены два термоизолированных бомбоотсека.
В передней части кабины размещаются два летчика, штурман-навигатор, бортинженер и радист. В задней находятся рабочие места штурмана-оператора РЛС, оператора СПИУ и размещается аппаратура ППС «Беркут».
Крыло состоит из центроплана, к которому крепятся две отъемные части. Основная силовая часть крыла — кессон, образованный лонжеронами, обшивкой межлонжеронной части со стрингерами и средними частями нервюр. Крыло снабжено цельнометаллическими закрылками и элеронами.
Хвостовое оперение — однокилевое. Рули — цельнометаллические, снабжены триммерами, а руль направления — пружинным сервокомпенсатором, что способствует уменьшению шарнирного момента. Шасси — убирающееся трехопорное.
Передняя опора — управляемая, с двумя нетормозными колесами. Основные опоры снабжены четырехколесными тележками. Колеса имеют дисковые тормоза.
Силовая установка самолета Ил-38 состоит из четырех турбовинтовых двигателей АИ-20К с четырехлопастными воздушными винтами АВ-64И серии 04А диаметром 4,5 м. Система управления самолетом — механическая, жесткая, тягами, за исключением участков тросовой проводки к штурвалам, рулевым машинам автопилота АП-6Е и триммеру руля высоты.
Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
5765warfor.me
Противолодочный самолет Ил-38 (СССР)
Противолодочный самолет Ил-38 (код НАТО — Мау) предназначен для поиска. слежения, обнаружения и уничтожения подводных лодок противника в простых и сложных гидрометеоусловиях, в любое время года и суток, на удалении до 2000 км. Создан на базе пассажирского лайнера Ил-18. Работы по созданию противолодочного самолета начаты в 1960 г. в ОКБ им. С.В. Ильюшина. В 1965 г. приступили к летным испытаниям с полным комплектом БРЭО, а в 1967 г. Ил-38 был принят на вооружение. Всего было построено более 60 машин. Ил-38 представляет собой моноплан с низкорасположенным крылом, на котором размещены четыре двигателя. Планер самолета состоит из фюзеляжа, крыла, четырех гондол для размещения двигателей и хвостового оперения. Фюзеляж — балочной конструкции, с круглым поперечным сечением. К нему крепятся крыло, оперение и передняя опора шасси. Фюзеляж имеет три поперечных разъема. От фонаря кабины летчиков до шпангоута №10 он герметизирован. В передней части кабины размещаются два летчика, штурман-навигатор. бортинженер и радист; в задней, спиной к направлению полета, находятся рабочие места штурмана-оператора РЛС, оператора СПИУ и размещается аппаратура ППС «Беркут». Для входа в гермокабину и аварийного покидания самолета в воздухе в обшивке фюзеляжа и в попу сделаны люки размерами 700×1000 мм, соединенные наклонной шахтой с гладкими металлическими стенками. Для аварийного покидания машины при посадке на воду предусмотрен верхний люк между шпангоутами №4 и №6 размерами 550×800 мм, а также люк для выхода на крыло. Из кабины экипажа можно после сброса давления перейти в негерметичную часть фюзеляжа по двум проходам. Под кабиной размещен отсек передней опоры шасси.
В средней части фюзеляжа расположены два термоизолированных бомбоотсека для буев и средств поражения. Управление створками отсеков — гидравлическое. Над передним отсеком установлен контейнер с двумя мягкими топливными баками общей емкостью 4200 л. За задним бомбоотсеком находятся контейнер под спасательный плот, вспомогательная силовая установка ТГ-16М, аккумуляторы 12САМ-28, кислородные баллоны и рулевые машины автопилота АП-6Е. В заднюю часть самолёта можно войти через дверь в правом борту размерами 900×1280 мм. Из задней части в центральную проложен трап, соединяющийся ступеньками с проходами вдоль заднего бомбоотсека.
Крыло состоит из центроплана, к которому крепятся две отъемные части. Основная силовая часть крыла — кессон, образованный лонжеронами, обшивкой межлонжерон ной части со стрингерами и средними частями нервюр. Между лонжеронами во внешних частях центроплана расположены контейнеры для топливных баков. На центроплане закреплены четыре гондолы двигателей балочной конструкции и главные опоры шасси. Гондола внутреннего двигателя является обтекателем основной опоры шасси. Крыло снабжено цельнометаллическими закрылками и элеронами. Закрылки — двухщелевой конструкции, с дефлектором — выдвигаются и отклоняются с помощью электромеханиэмов. Носок крыла оборудован электрической противо-обледенительной системой.
Хвостовое оперение — однокипевое. Рули — цельнометаллические, снабжены триммерами, а руль направления — пружинным сервокомпенсатором, что способствует уменьшению шарнирного момента. Шасси — убирающееся трехопорное. Передняя опора — управляемая, с двумя нетормозными колесами. Основные опоры снабжены четырехколесными тележками. колеса имеют дисковые тормоза. Уборка и выпуск шасси, торможение и поворот передней опоры обеспечиваются гидроприводом. В случае отказа гидросистемы шасси после открывания замков выпускается под собственным весом и напором воздуха. Система торможения колес дублирована. При выходе из строя основной системы торможение производится с помощью азотногидравлической системы.
Силовая установка самолёта Ил-38 состоит из четырех турбовинтовых двигателей АИ-20К (АИ-20 5-й серии) с четырехлопастными воздушными винтами АВ-64И серии 04А диаметром 4,5 м. Мотогондолы разделены противопожарными перегородками из листов титанового сплава на три отсека. Газоотводные трубы изолированы от крыла воздушными каналами. Кольцевая камера в носке капота двигателя предназначена для подачи теплого воздуха, защищающего воздухозаборник от обледенения. Каждый двигатель имеет свою маслосистему (емкость — 228 л. заправка — 75%), причем часть маспа используется как рабочая жидкость для регулятора постоянных оборотов, ком ан дно-топ пивного агрегата, индикатора крутящего момента и систем флюгирования воздушного винта.
Топливная система автоматизирована и не требует вмешательства экипажа для поддержания нормального функционирования. Топливо размещается в 25 баках, питание раздельное для правых и левых двигателей. Баки в отъемных частях крыла и под фюзеляжи ой части центроплана — интегральные; во внешних частях крыла и в фюзеляже — мягкие. резиновые. Открытием крана кольцевания правые и левые группы баков объединяются в одну систему общей ёмкостью 34 200 л. Заправка топливом производится снизу через три горловины, сверху — через восемь.
Противопожарное оборудование предназначено для ликвидации пожара в гондолах двигателей и отсеке ТГ-16М. В случае возгорания двигателя или перед посадкой с убранным шасси надтопливное пространство под фюзеляжного бака-отсека заполняется нейтральным газом вручную. Системы тушения в гондолах двигателей и в отсеке ТГ-16М включаются автоматически, внутри двигателей — вручную. В кабине экипажа предусмотрены два переносных огнетушителя.
Система управления самолётом — механическая, жесткая, тягами, за исключением участков тросовой проводки к штурвалам, рулевым машинам автопилота АП-6Ё и триммеру руля высоты. Управление рулями высоты дублировано и разнесено по бортам фюзеляжа. На самолёте установлен автопилот АП-6Е, рулевые машины которого параллельно подключены к системе управления рулями высоты, рулю направления и элеронам. Управление триммерами руля направления и правого элерона — электрическое, триммерами руля высоты — механическое, закрылками — механическое, с электроприводом. На стоянке система управления стопорится из кабины.
Гидроазотная система состоит из основной, дублирующей и нескольких автономных подсистем. Первая подсистема обеспечивает уборку и выпуск шасси, управление поворотом передних колес, торможение, работу стеклоочистителей, открытие и закрытие люков бомбоотсеков. Источники энергии — два поршневых насоса НП25-5 на внутренних двигателях и два гидроаккумулятора. Для затормаживания колес на стоянке служат еще два гидроаккумулятора. С помощью дублирующей гидросистемы открываются и закрываются грузовые и входные люки. Источник энергии — автономная насосная станция НС-14 с питанием от собственного электродвигателя. Основная и дублирующая системы имеют общий бак емкостью 49 л. Азотная система используется для аварийного торможения, герметизации и открытия входных люков в полете. Источник давления — баллоны.
Пилотажно-навигационное оборудование Ил-38 включает систему «Путь-4Б-2К». автопилот АП-6Е, точную курсовую систему ТКС-П, автоматическое навигационное устройство АНУ-1К, централь скорости и высоты полета ЦСВ-1М-1Б, центральную гировертикаль ЦГВ-10, дистанционный астрокомпас ДАК-ДБ-5В, барометрический высотомер ВД-10К, вариометр ВАР-30, комбинированный указатель скорости КУС-1200. самописец К3-63.
В состав радионавигационного оборудования входят доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-1. комплекс системы ближней навигации РСБН-2С, оборудование системы посадки СП-50, автоматический радиокомпас АРК-11 и радиовысотомер малых высот РВ-4. Радиосвязное оборудование включает командные радиостанции Р-832М «Эвкалипт-С» и РСИУ-5В, связную К В-радиостанцию с передатчиком «Неон» и приемником УС-8, связную радиостанцию диапазона СВ «Пеленг», самолетное переговорное устройство СПУ-7 и магнитофон МС-61. К радиотехническому оборудованию относятся станция предупреждения об облучении СПО-2, ответчик диспетчерской службы СО-57М и рентгенометр ДП-3Б.
В вооружение самолёта Ил-38 входят буи, торпеды и противолодочные бомбы. Первый отсек предназначен для подвески буев РГБ-1 в кассетах, буев РГБ-3 и противолодочных бомб. Во втором отсеке размещаются буи тех же типов и торпеды. Для управления их сбросом служит специальный пульт, соединенный с ЦВМ. которая ведет учет количества оставшихся средств поиска и поражения. Последнее явно необходимо при наличии примерно 30 вариантов подвески буев, торпед и бомб. Так, в поисковом варианте самолёт несет до 216 буев РГБ-1 в девяти кассетах. Наиболее распространенным являлся вариант с 144 буями РГБ-1,10 РГБ-2 и двумя торпедами.
Система кондиционирования воздуха обеспечивает наддув и вентиляцию гермокабины, вентиляцию морских спасательных костюмов МСК-3, защиту смотровых стекол кабины от внутреннего запотевания, обогрев бомбоотсеков. турбогенератора ТГ-16М и контейнера под спасательный плот ПСН-6А. Питание системы — воздухом, отбираемым от компрессоров двигателей. Кислородное оборудование самолёта обеспечивает жизнедеятельность экипажа на больших высотах и в случае аварийного покидания машины в воздухе. Запас кислорода хранится в баллонах общей ёмкостью 692 л.
Противообледенительная система крыла, оперения и воздушных винтов — электротепловая, энергия к ней подается циклически. Обогрев воздухозаборников и входных направляющих аппаратов двигателей выполняется горячим воздухом. отбираемым от компрессоров. О начале обледенения сообщает сигнализатор С0-4А, установленный на входных каналах двигателей. На наружной поверхности фонаря в поле зрения правого летчика установлена небольшая профилированная стойка, снабженная штырем, разделенным на участки по 10 мм. Это помогает визуально оценивать толщину слоя льда, нарастающего на носках крыла и оперения.
В состав аварийно-спасательного оборудования входят парашюты, укомплектованные носимым аварийным запасом, кислородные приборы КП-23, надувной спасательный плот ПСН-6 со средствами сигнализации и аварийными запасами и морские спасательные костюмы МСК-3. Все санитарно-бытовое оборудование размещено в гермокабине. Оно включает буфет, койку, аптечку и санузел. В верхней части буфета находятся две электроплиты УЭК-2, в нижней — продукты и посуда.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж, чел. 7
Скорость, км/ч:
максимальная 685
крейсерская 400
Практический потолок, м 10000
Дальность, км:
перегоночная 8500
действия 2000
Масса, кг:
максимальная взлетная 66000
пустого самолета 34030
Длина разбега (при нормальной взлетной массе), м 1300
Длина пробега (при нормапьной посадочной массе), м 850
Габариты самолета, м:
размах крыла 37,42
длина 40,075
высота 10,16
Двигатель: ТВД АИ-20М, л.с. 4 по 4250
www.dogswar.ru
Ил-38 — дальний противолодочный самолёт
28 сентября 1961 года состоялся первый полёт первого опытного дальнего противолодочного самолёта Ил-38. Командовал экипажем заслуженный лётчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза Владимир Константинович Коккинаки.
Разработка самолёта началась в ответ на угрозу развертывания потенциальным противником в мировом океане атомных подводных лодок, несущих на борту баллистические ракеты с ядерными боезарядами.
18 июня 1960 года Совет Министров СССР принял постановление о разработке на базе пассажирского Ил-18 самолёта противолодочной обороны дальнего действия Ил-38 с радиогидроаккустической системой «Беркут».
04 мая 1960 мая Главнокомандующим ВВС были утверждены тактико-технические требования к самолёту Ил-38: тактический радиус действия – 2 200 км, продолжительность патрулирования в районе поиска на высотах от 500 до 2000 м с нагрузкой 5 850 кг – не менее 3 часов, минимально допустимая индикаторная скорость полёта – 350 км/ч.
Первый полёт первого опытного Ил-38 состоялся 28 сентября 1961 года, на полгода раньше срока, предписанного правительственным постановлением.
9 апреля 1963 года под управлением ведущего лётчика-испытателя Александра Михайловича Тюрюмина начался заводской этап государственных испытаний на базе Феодосийского филиала ГК НИИ ВВС – аэродроме Кировское. «Разработка самолёта Ил-38 с автоматизированной системой «Беркут» с применением цифровой вычислительной машины явилась первым опытом работы нашей промышленности по создания авиационных противолодочных комплексов, значительно повышающих эффективность отечественной противолодочной авиации по борьбе с подводными лодками-ракетоносцами», — отмечалось в акте госиспытаний самолёта.
В декабре 1967 года был построен первый серийный Ил-38, с марта 1968 года началось освоение машины в войсках – первые Ил-38 поступили в 24-й отдельный противолодочный авиаполк дальнего действия Северного флота, базирующийся на аэродроме Кипелово в Вологодской области. Командовал полком подполковник Виктор Потапов, в 1988-1994 гг. – командующий авиацией ВМФ, генерал-полковник авиации. Предполагается, что один из модернизируемых в настоящее время самолётов Ил-38Н будет назван его именем.
17 января 1969 года Ил-38 был официально принят на вооружение авиации ВМФ.
3 ноября 1971 года состоялось присуждение званий лауреатов Государственной премии за достижения в области точной механики и оптики – за дальний противолодочный самолёт Ил-38 – С.В. Ильюшину, А.И. Жуковскому, Д.И. Коклину, Я.А. Кутепову, А.В. Шапошникову.
Самолёты Ил-38 производились до 1972 года. Всего было выпущено 65 бортов для ВМФ СССР и ВМС Индии. Первый самолёт для индийских ВМС был передан 24 августа 1977 года.
В 2012-2015 гг. ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» выполнило государственный контракт на ремонт и серийную модернизацию первой партии противолодочных самолётов Ил-38 Морской авиации Военно-морского флота России до уровня Ил-38Н. Всего по условиям контракта было модернизировано пять самолётов. С Министерством обороны Российской Федерации заключен новый контракт на модернизацию очередной партии противолодочных Ил-38.
Модернизация заключается в установке на самолёты новой поисково-прицельной системы «Новелла-П-38», что значительно расширило объём решаемых самолётами задач и их боевые возможности. С помощью новой поисково-прицельной системы модернизированный самолёт может успешно решать задачи патрулирования, поиска и уничтожения подводных лодок с применением расширенной, по сравнению с базовым Ил-38, номенклатуры вооружений, радиоэлектронного наблюдения за надводными и воздушными целями, постановки минных заграждений, поиска и спасения людей на море, а также экологического мониторинга водной поверхности.
Загрузка…aviation21.ru
Ил-38 — Википедия
Ил-38 (по кодификации НАТО: May) — советский противолодочный самолёт средней дальности, разработанный в ОКБ-240 Ильюшина на основе пассажирского Ил-18В. Самолёт предназначен для самостоятельного или совместного с противолодочными кораблями поиска и уничтожения подводных лодок противника, для морской разведки, поисково-спасательных операций, постановки минных заграждений.
История создания
После окончания второй мировой войны страны-победительницы получили доступ к многочисленным немецким разработкам, в том числе и по управляемому ракетному оружию. В США была развёрнута программа «Поларис» и начались работы по созданию подводного ракетоносца. В основе программы предусматривалась постройка 41 атомной ракетной подводной лодки (ПЛАРБ). Каждая такая лодка вооружалась 16 твердотопливными ракетами «Поларис А-1» с дальностью полёта до 2200 км.
В 1960 году лодки «Поларис» приступили к боевому патрулированию. Из-за относительно небольшой дальности пуска ракет 14-я эскадра ВМС США базировалась в Великобритании, но уже в 1964-67 гг ракеты на пяти лодках были модернизированы и получили дальность пуска 4600 км, что несомненно расширило боевые возможности применения АПЛ класса «Поларис».
В СССР в те годы проводились исследования по противодействию угрозы американских лодок-ракетоносцев. Была выработана общая концепция поиска АПЛ и её техническая реализация, выразившаяся в создании первого отечественного авиационного противолодочного комплекса «Баку». Несмотря на все его недостатки, ПЛК «Баку» штатно устанавливался на противолодочном вертолёте Ка-25ПЛ и самолёте-амфибии Бе-12. Были попытки создания противолодочного самолёта даже на базе Ту-16 (Ту-16ПЛО), впрочем, без особого успеха — по эскадрилье таких самолётов недолго эксплуатировались в ВВС Северного и Тихоокеанского флотов.
Ввиду большого количества недостатков и технического несовершенства системы «Баку» в 1957 году начались исследовательские работы по теме «Можжевельник», а через два года в НИИ-131 началась разработка поисково-прицельной системы (ППС) «Беркут» (Постановление Совета Министров СССР от 11 декабря 1959 г.). Разработкой радиогидроакустических буёв занимался НИИ-753. Научно-исследовательские работы по теме «Вяз» предусматривали разработку противолодочного вооружения.
Постановлением Совета Министров СССР от 18 июня 1960 г. № 640-261 разработка противолодочного самолёта поручается ОКБ-240 (ОКР по теме «Тунец»). В качестве базовой машины для Ил-18ПЛО был выбран пассажирский самолёт Ил-18В. В 1961 году в ОКБ-240 состоялась защита эскизного проекта, на которой присутствовало много приглашённых, в том числе Авиацию ВМФ представляла группа перспективного планирования, входившая в состав оперативного отдела, лётчики, штурманы и инженеры от авиации флота и 33-го ЦБП и ПЛС.
Первый полёт переделанного самолёта выполнен 27 сентября 1961 года, лётчик-испытатель В. К. Коккинаки. Самолёт не имел противолодочного оборудования и вооружения, изменения коснулись планера и общесамолётных систем. С 15 мая по 12 июня 1962 года состоялась макетная комиссия по самолёту Ил-38 с ППК «Беркут». На макете прорабатывались варианты размещения оборудования, компоновки кабины экипажа и другие вопросы. 10 марта 1963 года оборудование системы «Беркут» было установлено на самолёт и началась его отработка. Было выполнено 147 испытательных полётов. Для имитации работы буёв был построен сухопутный гидроакустический полигон.
Совместные испытания по программе второго этапа продолжались с 2 октября по 28 ноября 1964 года. Было выполнено 19 полётов. Результаты испытаний признаны неудовлетворительными.
Государственные совместные испытания самолёта проводились с 6 июня по 15 декабря 1965 года на Чёрном море (аэр. Кировское). Было произведено 87 полётов с налётом 287 ч, в том числе на доводку «Беркута» и магнитометра — 10 полётов с налётом 38 ч 15 мин. Выставленный буй РГБ-1 обеспечивал обнаружение дизельной ПЛ, имевшей ход 6…8 узлов (11, 2…14,8 км/ч) при состоянии моря 1…2 балла на дальности 1700…4000 м. Испытания самолёта Ил-38 проводили лётчики-испытатели 3-го управления 8-го ГНИКИ ВВС: старший лётчик-испытатель полковник Сухинин, старший лётчик-испытатель инженер-подполковник Кузьменко, от ОКБ-240 — ведущий лётчик-испытатель В. К. Коккинаки, лётчик-испытатель А. Н. Трюлин. Штурманы-испытатели: подполковники Н. Москаленко, Мелехин, Воронов, майор Лицман. По результатам испытаний самолёт рекомендован к принятию на вооружение, с устранением недостатков. Перечень недостатков № 1, подлежавших устранению до начала эксплуатации самолёта, содержал 96 пунктов. Вызывала озабоченность низкая надёжность ППС «Беркут» — средняя наработка на отказ по результатам испытаний не превышала 6 часов.
Серийное производство Ил-38 осуществлялось на машиностроительном заводе № 30 «Знамя труда» (расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве) с 1967 года до 1972 года. Всего построено 65 машин, что в четыре раза менее изначально запланированного. Отчасти это связано с тем, что уже в 1962 году научно-исследовательские организации МО СССР подготовили справку, из которой следовало, что наиболее приемлемым средством противодействия ПЛАРБ являются противолодочные самолёты с боевым радиусом в два раза большим, чем у Ил-38. 28 февраля 1963 года вышло Постановление Совмина СССР № 246-86 о разработке дальнего противолодочного самолёта Ту-142 с ППС «Беркут-95».
Видео по теме
Описание конструкции
Ил-38 — четырёхдвигательный цельнометаллический моноплан с низкорасположенным трапециевидным прямым крылом, традиционным однокилевым оперением и трёхстоечным шасси. По сравнению с Ил-18 на Ил-38 в средней части фюзеляжа оборудованы два обогреваемых грузоотсека для средств поиска и поражения подводных лодок. Крыло смещено вперёд на три метра для сохранения эксплуатационной центровки. За задним грузовым отсеком установлен турбоагрегат ТГ-16. В качестве основных конструкционных материалов применены алюминиевые сплавы Д16А-ТВ, Д16А-Т, АК-6, сталь 30ХГСА.
Фюзеляж полумонококовой конструкции круглого поперечного сечения с листовой алюминиевой обшивкой. Передняя часть фюзеляжа разделена полом на герметичную и негерметичную конструкции. Верхняя половина до шпангоута № 10 герметизирована и представляет собой кабину с рабочими местами семи членов экипажа, а также различной электронной аппаратурой. Под полом находится отсек передней стойки шасси и высоковольтный блок с параболической антенной РЛС «Беркут» в круглом обтекателе. За обтекателем находится откидываемый вниз входной люк в кабину экипажа. В плоскости вращения воздушных винтов на бортах фюзеляжа наклёпаны усиливающие накладки.
За кабиной до центроплана расположен передний грузоотсек, над которым находится контейнер с двумя мягкими фюзеляжными топливными баками, холодильная установка и БЦВМ ППС «Беркут». Затем идёт трёхлонжеронный центроплан крыла, над которым расположены блоки аппаратуры «Резеда» и астрокомпас. За центропланом находится задний грузоотсек, сверху которого установлены блоки аппаратуры «Беркут», кислородные баллоны, спасательный плот. За ним находится технический отсек с входной дверью на правом борту, в котором размещаются аккумуляторы 12САМ-28, турбогенератор, кислородные баллоны, рулевые машинки автопилота, а в хвостовой части — магнитометр. Фюзеляж оканчивается хвостовой балкой длиной 5,59 м, в которой размещается магниточувствительный элемент.
Конструктивно сделано так, что внутри весь фюзеляж можно пройти от кабины до хвостового техотсека.
Крыло прямое, трапецевидное. Состоит из центроплана и двух отъёмных частей ОЧК двухлонжеронной конструкции. Поперечное V крыла по линии носков составляет +3°. ОЧК выполнены с отрицательной геометрической круткой в 1°. Крыло снабжено двухщелевыми выдвижными закрылками Фаулера с электроприводом. Для поперечного управления применяются элероны. На правом элероне установлен триммер.
Обшивка крыла выполнена из дюралевых листов толщиной от 2,4 до 6 мм. Профили крыла — на центроплане между внутренними мотогондолами — С-5, на консолях — С-3, между ними — переходный профиль.
Хвостовое оперение — свободнонесущее, однокилевое, трапециевидной формы. Горизонтальное имеет размах 11,8 м. Угол стреловидности по линии 1/4 хорд вертикального оперения — 21°34′, горизонтального — 6°50′. Использован модифицированный профиль NACA-00 с относительной толщиной 12 %. Конструкция киля и стабилизатора кессонная, трёхлонжеронная. Обшивка выполнена из дюралевых листов. Все рули имеют осевую компенсацию и весовую балансировку, оснащены триммерами, а руль направления — сервокомпенсатором.
Силовая установка — четыре ТВД АИ-20М серии 6И с четырёхлопастными воздушными винтами изменяемого шага АВ-64 серии 04А. Каждый двигатель имеет свою собственную маслосистему ёмкостью 228 литров (заправка — 75 %), причем часть масла используется как рабочая жидкость для регулятора постоянных оборотов, командно-топпивного агрегата, индикатора крутящего момента и систем аварийного флюгирования воздушного винта.
Мотогондолы балочной конструкции, разделены титановыми противопожарными перегородками на три отсека. Гондолы внутренних двигателей имеют по отсеку для основных стоек шасси.
Топливная система состоит из 24 плоскостных и 1-го фюзеляжного бака общей ёмкостью 35153 литра авиакеросина ТС-1. Питание топливом раздельное для правых и левых двигателей. Баки в отъёмных частях крыла и в подфюзеляжной части центроплана — интегральные, во внешних частях крыла и в фюзеляже — мягкие резиновые. Открытием крана кольцевания правые и левые группы баков могут объединяться.
Гидроазотная система состоит из основной, дублирующей и нескольких автономных подсистем. Первая подсистема обеспечивает уборку и выпуск шасси, управление поворотом передних колёс, торможение колёс, работу стеклоочистителей на лобовых стёклах, открытие и закрытие люков бомбоотсеков. Источники энергии — два поршневых насоса НП 25-5 на внутренних двигателях и два гидроаккумулятора. Для затормаживания колёс на стоянке служат ещё два гидроаккумулятора. С помощью дублирующей гидросистемы открываются и закрываются грузовые и входные люки. Источник энергии — электрическая насосная станция НС-14. Основная и дублирующая системы имеют общий бак ёмкостью 49 л. Азотная система используется для аварийного торможения, герметизации и открытия входных люков в полёте. Азот хранится в баллонах.
Электросистема самолёта. Источником постоянного тока напряжением 27 В служат восемь генераторов СТГ-12ТМО-1000, установленных на двигателях. Аварийным источником постоянного тока служат четыре аккумуляторные батареи 12САМ-28. Для питания бортовой сети на стоянке может использоваться агрегат ТГ-16.
На ТГ-16 установлен стартер-генератор постоянного тока ГС-24А, который раскручивает турбину ТГ-16 при запуске, а после запуска отдаёт постоянный ток в бортовую сеть для запуска маршевых двигателей. Источником переменного тока напряжением 115 В и частотой 400 Гц служат четыре однофазных генератора СГО-12, причём один генератор находится в резерве. Для питания самолётной аппаратуры на земле при незапущенных двигателях служит однофазный преобразователь ПО-1500.
Сети трёхфазного переменного тока 36 вольт запитываются от двух электромашинных преобразователей тока ПТ-1500Ц
Средства жизнеобеспечения и спасения. Запас газообразного медицинского кислорода хранится в 19 стационарных баллонах КБ-1 ёмкостью по 36 литров каждый, и в одном переносном баллоне ёмкостью 7,6 л., который может применяться при передвижении внутри самолёта в негерметичной его части. При аварийном покидании самолёта на больших высотах могут использоваться парашютные кислородные приборы КП-23, запас кислорода в которых рассчитан на 11 минут.
Каждый член экипажа может экипироваться морским спасательным костюмом МСК-3М. Для вынужденного покидания самолёта имеются парашюты типа С-5, оснащённые носимым аварийным запасом НАЗ-7 и одноместной лодкой МЛАС-1-ОБ.
При аварийной посадке на воду в самолёте предусмотрен верхний аварийный люк для выхода на фюзеляж и слева над центропланом — люк для выхода на крыло, а также надувной спасательный плот ПСН-6А.
Пилотажно-навигационное оборудование
- Пилотажно-навигационная система «Путь-4Б-2К»
- Автопилот АП-6Е
- Навигационный прибор АНП-3В
- Система ближней навигации и посадки РСБН-2С
- Курсовая система ТКС-П
- Радиовысотомер РВ-4
- Радиокомпас АРК-11
- Доплеровский измеритель ДИСС-1
- Централь скорости и высоты ЦСВ-1М-1Б
Радиосвязное и радиотехническое оборудование
- Самолётное переговорное устройство СПУ-7Б
- Командная радиостанция Р-802В
- Командная радиостанция Р-832 «Эвкалипт»
- КВ передатчик Р-847А «Призма»
- КВ радиостанция Р-836
- СВ передатчик «Пеленг»
- Станция предупреждения об облучении СПО-2
- Самолётный ответчик СО-57М
- Рентгенометр ДП-3Б
Некоторые самолёты дополнительно оборудовались станцией радиотехнической разведки СРС-5 «Вишня».
Средства объективного контроля
- Магнитофон МС-61Б
- Магнитный регистратор параметров полёта МСРП-12-96
Противолодочное оборудование
- Поисково-прицельная система «Беркут-38»
- Магнитометр АПМ-60 или АПМ-73
ППС «Беркут-38» состоит из панорамной радиолокационной станции с функцией стабилизации по крену и тангажу, самолётного приёмо-индикаторного устройства СПИУ, БЦВМ «Пламя», блока связи с ЦВМ, панели географических координат ПГК, пульта ввода данных ПВД, и др.
Радиолокационная станция используется при работе с маяками-ответчиками буёв, в режимах кругового или секторного обзора, а также в режиме детального обзора поверхности МПМ — микроплан местности.
Аппаратура СПИУ предназначена для контроля работы выставленных РГБ, прослушивания транслируемых ими шумов моря, определения пеленга цели и её ручное или полуавтоматическое сопровождение.
Впервые в практике советского самолётостроения на Ил-38 была применена бортовая цифровая вычислительная машина «Пламя-264», в составе поисково-прицельного комплекса «Беркут-38», разработанного НИИ-131. БЦВМ «Пламя-264» создана на базе более ранней машины «Пламя-Вертолёт» разработки НИИ-17. Вычислительная машина полностью собрана на дискретной полупроводниковой базе, без применения микросхем и микросборок — только на высокочастотных транзисторах и диодах, а память машины — на ферритовых кольцах. Монтаж выполнен на однослойных и односторонних печатных платах.
ЦВМ-264 предназначена для решения логических задач, возникающих при поиске и сопровождении ПЛ. Она автоматически управляет движением самолёта (через автопилот), рассчитывает место ПЛ по данным от буёв, обрабатывает радиолокационную информацию, управляет РЛС при автосопровождении цели, выдаёт сигналы на открытие бомболюков и выполняет автоматический сброс средств поиска и поражения, вычисляет вероятность поражения цели выбранными средствами и др.
Вооружение
- Средства поиска ПЛ — ненаправленные радиогидролокационные буи РГБ-1, пассивные направленные РГБ-2, автономные гидроакустические пассивно-активные станции РГБ-3, РГБ-16 (144 РГБ-1, 10 РГБ-2, 3 РГБ-3).
Также специально для самолёта разрабатывался гидроакустический буй с долговременной памятью «Яуза», рассчитанный на нахождение в море до 2 месяцев и периодическое считывание информации с пролетающего самолёта. Работы над этим буем были прекращены в 1979 году.
- Средства поражения ПЛ — две противолодочные торпеды АТ-1, АТ-2 или ракеты АПР-1, АПР-2, АПР-3 (последняя только для Ил-38Н).
- ПКР — В 2005 году были завершены испытания ракеты Х-35 после адаптации её для индийской модификации Ил-38SD.
- Противолодочные бомбы, морские мины, спасательные контейнеры КАС, морские маркеры (ориентирные морские авиабомбы ОМАБ-12Д) и т. д.
На самолёте Ил-38 нет оптического или телевизионного бомбового прицела, поэтому сброс бомб, мин, спасательных контейнеров и т. п. грузов производится по сути неприцельно, «на глазок», и отличается большим разбросом (КВО).
Оборонительное стрелково-пушечное вооружение на самолёте отсутствует.
Экипаж
Экипаж Ил-38 состоит из семи человек: два лётчика (командир корабля, помощник командира корабля), штурман-навигатор, штурман-оператор РЛС, оператор самолётного приёмного индикаторного устройства (СПИУ), бортинженер, бортрадист.
Эксплуатация
В СССР первым получил самолёты Ил-38 24-й отдельный противолодочный авиационной полк Дальнего действия ВВС Северного Флота (аэродром Североморск-1) в 1968 году. В 1969 году — 77-й отдельный противолодочный авиационной полк Дальнего действия ВВС Тихоокеанского Флота (аэродром Николаевка) и в 1972 году — 145-я отдельная противолодочная авиационная эскадрилья ВВС Балтийского Флота (аэродром Скулте).
Зарубежные командировки — Йемен 2 Ил-38 с декабря 1979 −1991 г.г., Эфиопия 2 Ил-38 с 29 января 1981 г по 1986 г., с 1982 по 1989 г.г. периодические базирования 2 Ил-38 в Ливии, разовые командировки в Мозамбик и Сирию.
Экипажами самолётов Ил-38 с 1969 по 1981 год произведено 4095 самолёто-вылетов на боевую службу с общим налётом 24570 ч.
В настоящее время самолёты Ил-38 эксплуатируют:
7050-я АвБ СФ (Североморск-1).
7060 АвБ ТОФ (Елизово)[1]
7062 АвБ ТОФ (Николаевка).
859-й Центр боевого применения и переучивания Морской авиации в г. Ейск.
Потери
1984 год. Авария на аэр. Николаевка, 77-й ОПЛАП ВВС ТОФ. Аварийное прекращение взлёта. Самолёт выкатился за пределы ВПП, получил повреждения и был списан. Экипаж не пострадал.
1984 год. Аэродром Асмара, Эфиопия. В результате налёта сепаратистов на аэродром уничтожены два Ил-38, принадлежащие 77-му ОПЛАП ВВС ТОФ, экипажи не пострадали.
1994 год. Катастрофа на аэр. Североморск-1, 24-й ОПЛАП ВВС СФ. При выполнении посадки в условиях сильного снегопада и позёмки самолёт уклонился от посадочного курса и столкнулся с землёй. Экипаж погиб.
2002 год. Катастрофа двух индийских самолётов Ил-38 на авиашоу, противолодочная эскадрилья INAS 315. Погибли 12 человек. Взамен разбившихся машин Россия бесплатно предоставила два Ил-38.
Модификации
Первичная эксплуатация самолёта выявила его очень низкую эффективность боевой работы, запредельную отказность поисково-прицельного комплекса — средняя наработка на отказ БЦВМ составляла всего 1,5 — 2 часа, также высокий процент брака основных применяемых радиогидробуёв РГБ-1 (до 30 %). По оценкам специалистов 33-го ЦБП Морской авиации практическая пригодность самолёта Ил-38 для поиска ПЛ была приблизительно в 8-10 раз хуже аналогичного американского патрульного самолёта «Орион».
Уже в 1969 году вышло постановление МАП о модернизации комплекса. Планировалась установка новейшего ППК «Коршун-М» (от Ту-142М), замена устаревшего навигационного оборудования (ЦГВ-10 и ТКС-П на комплекс курсовертикалей «Румб»), вместо автопилота АП-6Е и системы «Путь-4» установить САУ. Планировалась также установка нового магнитометра «Бор-1С», аппаратуры гидрологической разведки, автомата сбрасывания отражателей АСО-2Б и др. В случае модернизации с самолёта стало бы возможным применение новейших инфразвуковых буёв, на порядок более чувствительных, а также взрывных источников звука. В кабине планировалась установка экранов тактической обстановки. Предполагалась замена электротепловой противообледенительной системы самолёта на электроимпульсную, а электрическую систему запуска двигателей самолёта изменить на воздушную, что, кроме всего прочего, за счёт избавления от агрегатов запуска обеспечивало снижение массы самолёта на 340 кг.
Однако данный комплекс доработок выполнен не был по той причине, что БЦВМ «Пламя-264» не обеспечивала обработку информации от более новой системы «Коршун» с БЦВМ «Аргон-15». То есть фактически требовалась полная замена всего целевого оборудования. В результате на самолётах поменяли только магнитометр на новый.
В 80-х годах, в связи с моральным старением ППК «Беркут», всё же было решено доработать самолёт под применение новых буёв типа РГБ-16, а также взрывных источников звука. Была разработана аппаратура «Изумруд», в состав которой входит 68-канальное приёмное устройство «Волхов», аппаратура обработки и отображения гидроакустической информации, радиогидроакустические буи РГБ-16, блоки сопряжения с ППС «Беркут» (ВИЗ-ы не применяются). Всего прошло доработку порядка 12 самолётов.
В конце 80-х годов начались работы по новому противолодочному комплексу «Новелла», но из-за развала СССР и отсутствия финансирования комплекс оказался невостребован отечественной Морской авиацией. Зато им заинтересовались индийцы, на вооружении у которых имеются Ил-38. Новый самолёт получил наименование Ил-38SD (Sea Dragon — Морской дракон). Всего переоборудовано 6 самолётов.
Чуть позднее установкой комплекса «Новелла» было решено дорабатывать и отечественные Ил-38, получившие наименование Ил-38Н. Это морской патрульный самолёт для ведения подводной, надводной и воздушной разведок, целеуказания, радиотехнической разведки и радиоподавления. На 2015 год переоборудовано 5 самолётов.
14 ноября 2016 года. В Жуковском завершает лётные испытания после модернизации противолодочный самолёт Ил-38Н Морской авиации ВМФ России (бортовой номер «11 жёлтый», заводской номер 880010308, серийный номер 103-08, регистрационный номер RF-75308, название «Михаил Вербицкий»). Это седьмой модернизированный самолёт Ил-38Н, и первый модернизированный борт по контракту 2015 года на две машины. Ил 38Н «ВИКТОР ПОТАПОВ» см. фото здесь http://russianplanes.net/images/to203000/202429.jpg[2]
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
---|---|
Ил-38 | Ил-38 с поисково-прицельным комплексом «Беркут-38». |
Ил-38SD | Модернизированный патрульный и противолодочный самолёт оснащённый новым прицельно-навигационным комплексом «Морской дракон» производства НПО «Ленинец». В рамках работ по модернизации самолётов предполагалось продление их технического ресурса на 10-15 лет. Дополнительные узлы подвески размещены под центропланом самолёта (2 узла)[3]. |
Ил-38Н («Новелла») | Вариант модернизации Ил-38 для авиации ВМФ России до уровня Ил-38SD. |
На вооружении
Ил-38 ВМФ СССР, 1987 год. Ил-38SD ВМС Индии, 2007 год.Россия:
Индия:
Тактико-технические характеристики
Источник данных: Артемьев, 2002.
- Технические характеристики
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 650 км/ч на 6000 м
- Боевой радиус: 2200 км
- Техническая дальность: 9500 км
- Практический потолок: 8000 м (с полётной массой 66 000 кг)
- Длина разбега: 1700 м
- Длина пробега: 1070 м
- Вооружение
Экспонаты музеев
См. также
Примечания
Литература
- Артемьев А. «Тунец» выходит на охоту. О противолодочном самолёте Ил-38 (рус.) // Крылья Родины. — М., 2000. — № 10. — С. 1—7. — ISSN 0130-2701.
- Артемьев А. Ил-38 против ракетных подводных лодок. — Москва: «Майор», 2002. — 60 с. — 900 экз. — ISBN 5-93445-007-9.
Ссылки
wiki2.red
Патрульный противолодочный самолет Ил-38Н. — Российская авиация
Патрульный противолодочный самолет Ил-38Н.
Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: Россия
Первый полет: 2001 г.
Ил-38Н — модернизированный вариант противолодочного самолета Ил-38. Отличается патрульной системой «Новелла». Разработан в 2002 году. Первый полет модернизированного самолета Ил-38Н с макетом перспективного навигационного поисково-прицельного комплекса «Новелла» состоялся весной 2001 года. С ноября 2002 года идут государственные испытания этого комплекса, завершить которые планируется до конца 2005 года. Предусматривается переоборудование большинства состоящих на вооружении авиации ВМФ самолетов Ил-38 до стандарта Ил-38Н на 20-м авиаремонтном заводе в городе Пушкин под Санкт-Петербургом.
Предназначенная для оснащения морской авиации система «Новелла» (разработана холдинговой компанией «Ленинец») способна обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 90 км, надводные — до 320 км. При этом система одновременно удерживает в поле зрения 32 цели как над, так и под водой. Применяется для ведения радиолокационной подводной, надводной и воздушной разведок, выдает целеуказания оружию.
Комплекс «Новелла» объединяет цифровую ЭВМ с постами управления для двух операторов, каждый из которых оборудован 13-дюймовыми жидкокристаллическими индикаторами, и пост командира, оснащенный большим монитором. «Все блоки соединяются между собой через специальные шины. Такое решение позволяет интегрировать любое целевое оборудование по выбору заказчика», — подчеркнул собеседник агентства.
На базе Ил-38Н создан вариант для авиации индийских военно-морских сил, получивший обозначение Ил-38SD (Sea Dragon — Морской змей). Противолодочный самолет Ил-38SD имеет расширенные боевые возможности. Кроме решения чисто противолодочных задач, он способен выполнять задания в качестве морского патрульного, самолета электронной разведки, поисково-спасательного и даже ударного самолета — против надводных целей. Данный комплекс позволяет применять ракеты Х-35 и торпеды АПР-3Э. У фюзеляжа также установлены пилоны для ракет. Ил-38SD оснащен новейшим бортовым поисково-прицельным комплексом ПЛО «Морской змей».
Первый модернизированный противолодочный самолет Ил-38SD авиации ВМС Индии поднялся в воздух с аэродрома на Ходынке в Москве в начале июля 2005 года. Поднявшись с Центрального аэродрома имени Фрунзе на Ходынском поле, самолет с бортовым номером IN-305 совершил посадку на аэродроме ЛИИ имени Громова в подмосковном Жуковском, где в настоящее время на нем идет монтаж целевого оборудования. После завершения этих работ Ил-38SD перелетит в аэропорт Быково, где на 402-м авиаремзаводе будет окрашен в цвета индийских ВМС. Передача самолета заказчику запланирована до конца 2003 года.
ЛТХ:
Модификация: Ил-38Н
Размах крыла, м: 37,42
Длина самолета, м: 39,60
Высота самолета, м: 10,16
Площадь крыла, м2: 140,00
Масса, кг
-пустого самолета: 33700
-максимальная взлетная: 63500
Внутреннее топливо, л: 30000
Тип двигателя: 4 х ТВД АИ-20М
-мощность, э.л.с.: 4 х 4250
Максимальная скорость, км/ч: 650
Крейсерская скорость, км/ч: 456
Перегоночная дальность, км: 9500
Практическая дальность, км: 7100
Боевой радиус действия, км: 2500
Практический потолок, м: 10000
Экипаж, чел: 10
Боевая нагрузка: 5000 кг в отсеке оружия; УР Х-35, противолодочные 450-мм торпеды АТ-1,АТ-2, АПР-3Э, глубинные бомбы ГБ, осветительные бомбы ОАБ, маркеры.
Первый Ил-38Н на рулежке.
Ил-38Н после взлета.
Ил-38Н после взлета.
Ил-38Н после взлета.
Ил-38Н авиации Северного флота на стоянке.
Ил-38Н авиации Северного флота на стоянке.
Второй Ил-38Н морской авиации ВМФ России после модернизации.
Буксировка Ил-38Н на стоянку.
Пара Ил-38Н над Санкт-Петербургом во время парада в честь дня ВМФ России 30 июля 2017 г.
Ил-38SD авиации ВМС Индии.
Ил-38SD авиации ВМС Индии.
Ил-38Н. Рисунок.
Ил-38SD. Схема.
.
.
Список источников:
Анатолий Артемьев. Противолодочные самолеты.
Крылья Родины. Сергей Цветков. Смена репертуара.
Авиация и Космонавтика. Анатолий Артемьев. «Ильюшин» против подводной угрозы.
Авиация и Время. Юрий Егоров, Александ Бондарев, Ростислав Мараев. Над седой равниной моря.
Крылья Родины. Анатолий Артемьев. «Тунец» выходит на охоту.
Крылья Родины. А.Шахнович. Охотник за субмаринами: Противолодочный самолет Ил-38.
xn--80aafy5bs.xn--p1ai