Военно-транспортный самолет Ан-12 — обзор, вооружение, характеристики
В первый полет лайнер Ан-24 отправился в декабре 1957 года. Срок, который потребовался на проектирование самолета, можно назвать рекордным. Он составил только 11 месяцев. Заводские и государственные испытания машины прошли успешно, и уже в 1959 году началась ее эксплуатация.
Базовой версией лайнера стал Ан-10. Он был разработан как среднемагистральный пассажирский самолет. Всего было изготовлено 108 таких авиалайнеров. В 1973 году их сняли с эксплуатации.
Предполагается, что инициатива создания Ан-12 принадлежит Н.С.Хрущеву. Во время посещения конструкторского бюро Антонова он, осматривая машину Ан-8, поинтересовался по поводу ее зарубежных аналогов. Услышав, что в других странах подобные самолеты имеют по 4 двигателя, Хрущев высказал пожелание, чтобы и в СССР были такие машины.
Ан-12
Лайнер был оснащен двумя турбовинтовыми двигателями. Он имел однокилевое оперение и хвостовой грузовой люк. Приподнятая хвостовая часть и большой люк обеспечили возможность осуществлять высадку воздушного десанта, также загружать и выгружать крупногабаритные грузы.
Еще одна важная особенность Ан-12. Разработанные для него шасси позволяют машине садиться и взлетать с грунтовых аэродромов. Порой взлетно-посадочными полосами для него становятся заснеженные поля, большие льдины. Этому способствует и то, что двигатели самолета расположены на большой высоте от земли.
Особые возможности лайнера позволили использовать его и в вооруженных силах, и в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций. Самолет способен перебрасывать в нужные места личный состав, технику. Его можно использовать для спасения и поиска космических объектов. Много раз Ан-12 участвовал в различных спасательных операциях.
Этот лайнер может одновременно перевозить две боевые машины (на базе БТР-Д или две боевые десантные машины. К месту высадки десанта самолет доставляет 60 бойцов.
Салон Ан-12
А еще Ан-12 может выполнять роль летающей лаборатории. При этом выполняются действия, необходимые для испытаний новых двигателей, новейших катапультируемых кресел, обработка систем, обеспечивающих приземление космических кораблей. Список возможностей самолета-лаборатории довольно большой.
Главное достоинство самолета – его надежность. Он безотказно работает в любых климатических условиях. При этом его техническое обслуживание не отличается сложностью.
Самолет Ан-12 в локальных конфликтах и его вооружение
Массово Ан-12 использовался в Афганистане в 1979 – 1989 годах. За эти годы была доказана живучесть самолета, его способность осуществлять полеты в горной местности. В Афганистане он выполнял различные задачи. Это и переброска техники, и доставка личного состава, и участие в военных действиях.
Участие в боевых действиях самолету обеспечивало его вооружение. В его хвосте имеется орудийная башня, в которой установлены две 23-миллиметровые пушки. Есть и прицельно-вычислительный блок, и электронная система, обеспечивающая дистанционное управление. Пушки за минуту делают 1250 выстрелов. Боекомплект – 700 снарядов.
Кроме того самолет оснащен двумя фотографическими бомбами и двумя ночными ориентиро-сигнальными авиабомбами. Имеются также шесть ориентиро-сигнальных бомб и столько же морских, с такими же характеристиками. Вместо перечисленных самолет может взять на борт по столько дневных бомб или такое же количество радиозондов.
Лайнер может оснащаться семидесятью 100-килограмовыми авиабомбами. Возможен вариант наличия на борту 32-ух 250 килограммовых бомб, а также 18-ти 500-килограммовых.
Кабина штурмана оснащена оборудованием для обеспечения прицельного бомбометания. С его же помощью можно сбрасывать и необходимый груз.
Участие в боевых действиях в Афганистане принесло лайнеру всемирную известность. Приобретенный опыт его использования положительно повлиял на дальнейшее развитие военно-воздушных сил СССР и в последующем России.
Коротко о некоторых модификациях
В общей сложности было разработано 30 модификаций самолета. В том числе Ан-12А. Отличительные особенности этого варианта – увеличенная (до 20 тонн) грузоподъемность. Самолет имел дополнительные топливные баки, что существенно увеличило дальность его полета.
Модификация Ан-12Б имела дополнительные кессон-баки и турбогенератор, обеспечивающий автономный запуск двигателей.
Ан-12ТП-2 предназначался для работы в полярных условиях. На нем устанавливались средства, обеспечивающие астронавигацию и дальнюю связь. В нижней части фюзеляжа имелись дополнительные баки.
Модификация Ан-12БК-ИС оборудовалась аппаратурой, обеспечивающей самого самолета от ПВО возможного противника.
На приведенной схеме самолета Ан-12 видно расположение полезного груза в отсеке фюзеляжа (боевая машина и пушка). Ближе к носу за перегородкой небольшой отсек, где находится группа бойцов, которых должны обслуживать доставляемую технику. Следующий через перегородку ближе к носу отсек – кабина пилотов.
Схема самолета Ан-12
Характеристики самолета Ан-12
Длина: 33,10 м.
Высота: 10,53 м.
Размах крыльев: 38 м.
Площадь крыльев: 121,7 кв.м.
Крейсерская скорость: 670 км/ч.
Максимальная скорость: 777 км/ч.
Дальность полета: 3200 км.
Полезная нагрузка: 90 солдат или 60 парашютистов и 2000 кг груза.
Экипаж: 5+1 ч.
Заключение
Самолету Ан-12 за долгие годы пришлось пройти через множество испытаний. Довольно долго он выполнял главную роль в военно-транспортной авиации страны. Численность машин в вооруженных силах доходило до 700. Именно этот самолет стал главным условием становления и развития военно-десантных войск.
Зарекомендовавший себя как надежная машина лайнер приобрел популярность и за рубежом. Этот самолет поставлялся в десятки стран мира. Счет таких поставок – несколько сотен машин. Только первоначальные поставки – это около 200 самолетов. Лайнеру пришлось летать не только в привычных климатических условиях, но и в жаркой Африке. Но и там Ан-12 с честью выдержал все невзгоды.
Ан-12 заслуженно называют легендой авиации. До сих пор несколько десятков этих машин продолжают летать. Последний такой самолет был построен в 1973 году. Но в Китае его продолжают выпускать. Там он имеет обозначение Y-8F и Y-9.
Расчет стоимости такси в аэропорт
Полезные ссылки для туристов
- Туристическая страховка — поиск самой дешевой страховки для шенгена и не только;
- Авиабилеты — поиск выгодных билетов по всем доступным источникам;
- Такси-трансфер — недорогой трансфер в аэропорт и обратно с возможностью раннего бронирования и онлайн оплаты;
- Аренда авто — поиск лучших цен по популярным прокатным компаниям во всем мире;
- Проживание — бронирование отеля в самом популярном гостиничном сайте Booking.
aeroportpro.ru
Ан-12ПП изнутри — igor113
igor113
Удалось пофотографировать внутри самолета АН-12
Рабочее место командира
Центральная панель и как я понял рабочее место борт-инженера.
Рабочее место правого летчика
Верхняя панель
Люк
Рабочее место штурмана
Со стороны правого
Педальки
Обдув стекол
Подставка для ног под центральной панелью.Кнопка красная это ножная кнопка тангеты:нажал говришь,отпустил слушаешь.
Панели запуска двигателей?
Снова люк!!! Есть еще в полу!
Куча предохранителей
Каюта в герметичном отсеке для сопровождающих.
Плитка и кипятильник.
Лебедка в грузовом салоне
Система доп электропитания и стабилизации для всякого доп оборудования.
Полез в хвост ,но там тк самолет был ПП те постановщик помех,то пушечки там нет.Есть 500кг песка для центровки
Вид из хвоста
Кислородные баллоны.
Всякое доп оборудование.
Система вентиляции
Выход наружу
Вход в герметичный отсек
А сюда лопаткой бросают химреагенты,когда разгоняют облака.
igor113.livejournal.com
Транспортный самолет Ан-12 — Биографии и справки
Ан-12 (по классификации НАТО — Cub, «Каб») — советский военно-транспортный самолет. Разработан в 1950-х гг. в опытно-конструкторском бюро 473 (позднее ОКБ Антонова, ныне — государственное предприятие «Антонов», Киев, Украина) под руководством главного конструктора Валентина Гельприна. Предназначен для перевозки и десантирования людей, грузов, военной техники. Первый полет совершил 16 декабря 1957 г., поступил в эксплуатацию в Вооруженные силы СССР в 1959 г. Ан-12 серийно строились в Советском Союзе на авиазаводах в Иркутске (1957-1962), Воронеже (1960-1965) и Ташкенте (1962-1972), всего выпущено порядка 1 тыс. 248 экземпляров. Модернизированная копия под названием Shaanxi Y-8 выпускается с 1981 г. по н. в. в Китае.
Широко применяются для переброски войск, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в десантных и поисково-спасательных операциях. Экспортировались в несколько десятков стран мира, участвовали в военных действиях в Африке, в Афганистане и на территории бывшего СССР. В настоящее время эксплуатируются ВВС и коммерческими авиаперевозчиками России, Украины, Армении, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Болгарии, Эритреи, Гвинеи, Мозамбика, Судана, Йемена и др.
Конструкция и летно-технические характеристики
Построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана с однокилевым вертикальным оперением и убирающимся шасси. Силовая установка — подвешенные под трапециевидным крылом четыре турбовинтовых двигателя семейства АИ-20 производства Пермского моторного завода (либо Запорожского моторного завода, ныне — «Мотор Сич», Запорожье, Украина), мощностью 4 тыс. 250 лошадиных сил каждый, с четырехлопастными винтами левого вращения.
В военно-транспортной модификации кабина пилотов и кормовая кабина стрелка герметичны, грузовая кабина в средней части фюзеляжа негерметична. Погрузка и разгрузка осуществляются через грузовой трехстворчатый люк и рампу в задней части фюзеляжа. Масса пустого самолета — 28 т, максимальная взлетная масса — 61 т; размах крыла — 38 м; длина самолета — 33,1 м; высота — 10,5 м. Экипаж — от пяти до шести человек (в зависимости от модификации). Максимальная скорость — 777 км/ ч, крейсерская — 670 км/ч. Практическая дальность — 5 тыс. 700 км, дальность действия — 3 тыс. 200 км. Практический потолок — 10 тыс. 200 м. Пассажировместимость — 90 солдат или 60 парашютистов. Вооружение модификаций для ВВС — две пушки калибра 23 мм (общий боекомплект — 700 снарядов), авиабомбы разных калибров.
Модификации
В 1961-1989 гг. были разработаны более 20 различных модификаций и модернизированных вариантов Ан-12 как для военного использования, так и для нужд гражданской авиации. В их числе полярный вариант с лыжным шасси (Ан-12ПЛ, 1961), топливовоз Ан-12Т (1961), поисково-спасательный варианты Ан-12БК (1963) и Ан-12ПС (1969), разведчик степени радиоактивного заражения атмосферы (Ан-12БП, 1961-1963), бомбардировщик и постановщик мин (Ан-12БКВ, 1969), постановщики помех Ан-12ПП (1970) и Ан-12БК-ППС (1974), гражданский самолет без вооружения и десантного оборудования (1959-1972), топливозаправщик самолетов фронтовой авиации (Ан-12БКТ, 1972), гражданский транспортный вариант для перевозки контейнеров (Ан-12БСМ, 1973), самолет-салон командующего Военно-транспортной авиацией СССР (Ан-12БКК «Капсула», 1975), самолеты-лаборатории и др.
Катастрофы
Согласно данным из открытых источников, за время эксплуатации Ан-12 потеряны более 220 самолетов этого типа, в 192 катастрофах погибли не менее 1 тыс. 393 человек.
tass.ru
Самолет РЭБ Ан-12ПП. — Российская авиация
Самолет РЭБ Ан-12ПП.
Разработчик: ОКБ Антонова
Страна: СССР
Первый полет: 1962 г.
На базе транспортного самолёта Ан-12 в ОКБ-473 в разные годы было разработано несколько вариантов постановщиков активных помех. Такие самолёты позволяют скрывать направление полёта, состав и построение подразделений ВТА, создавать помехи РЛС ЗРК, самолётов-истребителей, головкам самонаведения ракет (в том числе тепловым), сетям радио- и радиорелейной связи противника.
Конструкция постановщика помех в основном аналогична базовому транспортному самолёту. В грузовом отсеке устанавливались автоматические станции прицельных и прицельно-заградительных активных и пассивных помех радиотехническим средствам наведения ракет противника. Часть оборудования устанавливалась во внешних контейнерах. Для предотвращения облучения экипажа установлены средства биологической защиты. У некоторых модификаций отсутствует кормовая пушечная установка. На её месте устанавливались контейнеры для сброса дипольных отражателей.
Модификации:
Ан-12ПП — постановщик помех на базе Ан-12. Изготовлено 27 самолётов.
Ан-12Б-И — самолёт РЭБ. Отличается станцией индивидуального радиоэлектронного противодействия «Фасоль». В 1964 году построено 7 самолётов.
Ан-12Б-ПП — постановщик помех на базе Ан-12Б.
Ан-12БК-ИС — самолёт РЭБ. На самолёте установлены станции «Фасоль» (позже «Барьер») и «Сирень» в 4 контейнерах на внешней подвеске. В 1970 году изготовлено 45 самолётов. В 1974 году переоборудовано ещё 105.
Ан-12БК-ПП — постановщик помех на базе Ан-12БК.
Ан-12БК-ППС — постановщик помех групповой защиты. Отличается наличием станций ответных помех «Сирень». Изготовлено 19 самолётов. (1971).
Ан-12БК-ППС — постановщик помех групповой защиты повышенной эффективности. От варианта 1971 года отличается более совершенным оборудованием и наличием кормовой пушечной установки.
ЛТХ:
Модификация: Ан-12ПП
Размах крыла, м: 38,00
Длина самолета,м: 33,10
Высота самолета,м: 10,53
Площадь крыла,м2: 121,7
Масса, кг
-пустого самолета: 28000
-нормальная взлетная: 55100
-максимальная взлетная: 61000
-внутреннего топлива: 22070
Тип двигателя: 4 х ТВД АИ-20М
-мощность, л.с.: 4 х 4250
Максимальная скорость, км/ч: 780
Крейсерская скорость, км/ч: 530
Практическая дальность, км: 6200
Дальность действия, км: 3000
Практический потолок, м: 10200
Экипаж, чел: 5 + 2-3 оператора.
Ан-12ПП ВВС России на рулежке.
Ан-12ПП ВВС СССР взлетает.
Ан-12ПП ВВС России заходит на посадку.
Ан-12ПП ВВС СССР на стоянке.
Ан-12ПП ВВС СССР на стоянке.
Ан-12ПП ВВС Казахстана на рулежке.
Ан-12ПП ВВС Казахстана на взлете.
Ан-12ПП ВВС СССР. Рисунок.
.
.
Список источников:
Крылья Родины. Николай Якубович. Ан-12: Сорок лет в строю.
Авиация и Время. Андрей Совенко, Вячеслав Заярин. Ан-12 — портрет в зрелом возрасте.
Николай Якубович. Все самолеты О.К.Антонова.
Фотоархив сайта russianplanes.net
xn--80aafy5bs.xn--p1ai
30 ноября 1955 года вышло Постановление СМ СССР, предписывавшее ГСОКБ-473 О.К.Антонова создать сразу два самолёта: пассажирский «У» и транспортный «Т». Ведущим конструктором по транспортному самолёту, получившему обозначение Ан-12, был назначен В.Гельприн. По замыслу Антонова в конструкции самолёта использовался максимум агрегатов пассажирского Ан-10. В июле 1956 года был готов макет будующего самолёта. Первоначально планировалось установить на самолёте двигатели Н.Кузнецова НК-4. 16 декабря 1957 года прототип Ан-12 впервые поднялся в воздух. В 1958 году завод №39 в Иркутске выпустил первые 2 серийных Ан-12 с двигателями НК-4. Но затем по требованию ЦК КПУ самолёт стал выпускаться с двигателями АИ-20 конструкции ОКБ-478 А.Г.Ивченко (украинский самолёт должен выпускаться с украинскими двигателями!). В 1958 году начались государственные испытания самолёта, которые закончились в июне 1959. В этом же году Ан-12 был принят на вооружение (первой перевооружили 12 гвардейскую военно-транспортную дивизию в Туле). По своим возможностям новый самолёт значительно превосходил Ан-8. В нём были заложены большие резервы для модернизации. Долгие годы Ан-12 был основным транспортным самолётом военно-транспортной авиации. Самолёт Ан-12 — свободнонесущий моноплан цельнометаллической конструкции с верхним расположением крыла. Предназначен для посадочного и парашютного десантирования личного состава войск и различных военных грузов, а также для перевозки раненых и крупногабаритных народохозяйственных грузов. Для облегчения погрузочно-разгрузочных работ в состав десантно-транспортного оборудования входят кран-балка грузоподъёмностью 3000 кг, лебёдка ГЛ-1500, транспортёр ТГ-12М. Фюзеляж самолёта предстваляет собой полумонокок и состоит из двух гермокабин экипажа: носовой и кормовой. Кабина выполнена с частичным бронированием. В кормовой части имеется грузовой люк с тремя створками. Шасси трёхопорное, убирается в фюзеляж. В кормовой части установлены 2 пушки АМ-23 (боезапас — по 350 патронов на каждую). Первоначально грузоподъёмность Ан-12 ограничивалась 14,2 т (позже увеличена до 16 т). В декабре 1961 года Ан-12 на лыжном шасси (совместно с Ил-18) выполнил перелёт по маршруту Москва-Антарктида-Москва. Ан-12 побывал и на Северном полюсе (посетил станцию СП-8). В июне 1965 года Ан-12 вместе Ан-22 демонстрировался на XXVI Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже. В феврале 1966 года экипаж пилота Овсянникова положил начало регулярным грузовым перевозкам на только что открывшейся линии Аэрофлота Москва — Рига — Париж. В июле 1969 года открылась вторая линия: Владивосток-Амстердам. Неоднократно самолёты Ан-12 использовались для доставки гуманитарной помощи в различные части планеты (например в июле 1970 года после сильного землятресения в Перу). В 1991-1992 годах лётчиками НИИ ВВС на Ан-12 установлено 39 мировых рекордов высоты и скорости. За годы производства самолёт неоднократно модернизировался. Всего на трёх заводах построено 1242 самолёта Ан-12 различных модификаций (155 в Иркутске, 258 в Воронеже и 830 в Ташкенте). Под обозначением Y-8 самолёт строился в Китае (скопирован без лицензии). 183 самолёта в разные годы были поставлены в Афганистан, Алжир, Болгарию, Гану, Гвинею, Египет, Индию, Индонезию, Ирак, Йемен, Китай, Кубу, Малайзию, Польшу, Чехословакию, Эфиопию, Югославию. Некоторые самолёты Ан-12 до сих пор продолжают оставаться в строю. Используются они и в гражданской авиации различными авиакомпаниями. В 1995 году ресурс некоторых Ан-12 был продлён до 43000 часов, 16000 полётов, 40 лет эксплуатации. Фотографии Ан-12 можно посмотреть здесь. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|
aviaros.narod.ru
Военно-транспортный самолет Ан-12 | Вооружение России и других стран Мира
Ан-12 «Куб» (первый полет в 1957 г.) создавался как военно-транспортный самолет для Советских ВВС. Его хвостовая часть была резко скошена вверх, так как там располагался грузовой люк, позволявший производить прямую загрузку техники. В самом конце фюзеляжа, прямо за рулем высоты было оборудовано место для стрелка. Ан-12 в основном использовался для переброски парашютно-десантных войск.
В 1966 г. для этих целей остались в эксплуатации более 100 машин. Кроме того, небольшое количество Ан-12 «Куб-A» и «Куб-B» были оборудованы для ведения электронной разведки, а Ан-12 «Куб-С» – для электронного радиопротиводействия. «Куб-А» был снабжен дополнительными антеннами, «Куб-В» имел набор обтекаемых радиолокационных антенн в нижней части фюзеляжа, а «Куб-С» был оборудован другим набором антенн, одна из которых была расположена на месте 23-миллиметровой хвостовой пушки «Куба».
Створки грузового люка гражданской модели при открывании превращались в аппарель, с помощью которой велись все погрузочно-разгрузочные работы. Эти грузопассажирские самолеты начали использоваться Аэрофлотом в феврале 1966 г. В хвостовой части военных транспортных самолетов была установлена пушка, замаскированная и закрытая обтекателем. К моменту прекращения производства в 1973 г. было изготовлено 350 самолетов Ан-12 гражданской и военной версии.
Самолеты Ан-12 поставлялись Афганистану, Алжиру, КНР, Чехословакии, Эфиопии, Индии, Ираку, Иордании, Малайзии, Польше, Югославии. Они применялись в локальных войнах и вооруженных конфликтах практически во всех регионах мира.
Несколько сот экземпляров Ан-12, имеющихся в составе ВВС России, планируется заменить в начале следующего десятилетия машинами нового поколения Ан-70 или Ту-330ВТ.
МОДИФИКАЦИИ
Ан-12, Ан-12А, Ан-12Б, Ан-12БК, Ан-12П, Ан-12АП и Ан-12БП — транспортные самолеты.
Ан-12БК-ИС — военно-транспортный самолет, оборудованный для ведения РЭП.
Ан-12ПП и Ан-12БК-ППС — самолеты РЭП.
Ан-12БП Циклон — самолет-метеолаборатория.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ТТХ Ан-12 | |
Год принятия на вооружение | 1958 |
Размах крыла, м | 38 |
Длина самолета, м | 22,1 |
Высота самолета, м | 10,53 |
Площадь крыла, кв.м. | 121,7 |
Масса, кг – пустого самолета | 28000 |
Масса, кг – нормальная взлетная | 55100 |
Масса, кг – максимальная взлетная | 61000 |
Внутреннее топливо, л | 18100 |
Тип двигателя | 4 ТВД Прогресс (Ивченко) АИ-20К |
Мощность, л.с. | 4 х 4250 |
Максимальная скорость, км/ч | 777 |
Крейсерская скорость, км/ч | 670 |
Практическая дальность, км | 5700 |
Дальность действия, км | 3200 |
Практический потолок, м | 10200 |
Экипаж, чел | 5+1 |
ФОТОГРАФИИ
Читайте также:
Разработка военного транспортного самолета на основе Антонова Ан-24 была логичным шагом, особенно учитывая возросшую энерговооруженность при оборудовании самолета дополнительным разгонным турбореактивным двигателем, как на Ан-24РВ. Первой из трех …
ДАЛЕЕСамолет разработан на базе Ан-72 в начале 80 х годов для выполнения транспортных операций в условиях крайнего севера (прототип самолета имел обозначение АН-72А, Антарктический. Серийный выпуск самолетов Ан-74 был начат …
ДАЛЕЕВ начале 1962 г. перед конструкторским бюро Антонова была поставлена задача по разработке самолета для перевозки тяжелых и крупногабаритных грузов на дальние расстояния с возможностью эксплуатации с неподготовленных …
ДАЛЕЕАн-70 принадлежит к новому поколению оперативно-тактических военно-транспортных самолетов короткого взлета и посадки. Он обеспечивает доставку практически всей номенклатуры вооружения и военной техники мотострелковой дивизии. С самолета Ан-70 возможно …
ДАЛЕЕТяжелый дальний военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан», созданный в ОКБ имени О.К. Антонова, на сегодняшний день самый большой самолет военно-транспортной авиации в мире. Он предназначен для перевозки на большую …
ДАЛЕЕВоенно-транспортный самолет Ан-26 /
Военно-транспортный самолёт Ан-74
Тяжелый военно-транспортный самолет Ан-22
Стратегический военно-транспортный самолет Ан-70
Тяжелый военно-транспортный самолет Ан-124
worldweapon.ru
Ан-12 — Википедия
Ан-12 (изделие «Т», по кодификации НАТО: Cub — «Новичок») — советский военно-транспортный самолёт. Разработан в АНТК им. О. К. Антонова.
Аэродинамическая схема самолёта представляет собой четырёхмоторный турбовинтовой высокоплан с однокилевым оперением и хвостовым грузовым люком.
Фюзеляж самолёта, с приподнятой хвостовой частью и большим грузовым люком, обеспечивает удобные условия погрузки и выгрузки крупногабаритных грузов, а также их парашютное десантирование. Бортовое погрузочное устройство (кран-балка) грузоподъёмностью 2,8 т и легкосъёмный транспортёр облегчают и ускоряют процессы погрузки, швартовки и выгрузки. Конструкция фюзеляжа почти полностью совпадает с конструкцией фюзеляжа Ан-10. Главное отличие — кормовая часть фюзеляжа самолёта, имеющая грузовой люк и хвостовую стрелковую установку с кабиной воздушного стрелка. В средней части фюзеляжа вместо пассажирского салона Ан-10 находится грузовая кабина, передняя часть самолёта с кабиной экипажа конструктивно почти полностью совпадает с передней частью Ан-10. Кабина экипажа герметична и отделена от негерметичной грузовой кабины гермошпангоутом с дверью.
Шасси самолёта обладает высокой проходимостью, что позволяет ему взлетать с грунтовых, заснеженных и ледовых аэродромов. Погрузка крупногабаритной техники и грузов осуществляется через грузовой люк в задней части фюзеляжа. Благодаря схеме «высокоплан», уровень грузового пола самолёта расположен близко к земле, что упрощает и облегчает его загрузку. Погрузка и разгрузка осуществляется с использованием грузовых трапов, бортовых лебедок БЛ-52 (БЛ-1500 на Ан-12Б, ГЛ-1500ДП — Ан-12БК), кран-балки грузоподъёмностью 2800 кг и транспортёра ТГ-12МВ. Для парашютного десантирования техники на платформах на самолёте устанавливается транспортёр. На полу имеются гнёзда для установки носилок и швартовочные узлы.
Параллельно начались разработки Ан-10 и Ан-12. Для самолёта были выбраны двигатели АИ-20. Первый Ан-12 взлетел в Иркутске 16 декабря 1957 года. С 1959 года самолёт начал поставляться в ВВС. В процессе эксплуатации его разрешенная взлетная масса была увеличена до 61т.
Особенности конструкции после унификации производства с Ан-10[править]
Из-за унификации производства Ан-10 и Ан-12 средняя часть фюзеляжа Ан-12 с грузовой кабиной конструктивно совпадала со средней частью фюзеляжа Ан-10, и фактически была конструктивно-герметичной. Но задняя часть фюзеляжа, имевшая грузовой люк и рампу и сообщавшаяся со средней, была изначально негерметичной, и в целом герметизация грузовой кабины не обеспечивалась. После производства примерно 100 самолётов средняя часть фюзеляжа Ан-12 стала выпускаться негерметичной.
Распространённость Ан-12 в мире. Красный — военные модификации, зелёный — гражданские, синий — военные и гражданскиеВ СССР Ан-12 выпускался серийно на трёх авиазаводах в:
Представителями генерального конструктора на заводах были:
- Иркутск — А. И. Шиврин, A. M. Леонтьев, В. З. Брагилевский, Г. А. Луговой;
- Воронеж — Н. П. Соболь, А. М. Кондратьев, В. П. Теплов, Я. Д. Голобородько;
- Ташкент — В. Ф. Ерошин, П. В. Балабуев, Х. Г. Сарымсаков, Н. А. Погорелов, Я. Н. Приходько, И. Г. Ермохин.
www.wikiznanie.ru