На базе Як-130 создадут штурмовик

На базе учебно-тренировочного самолета Як-130 разрабатывается высокотехнологичный штурмовик. Это объясняется высоким стабильным спросом на легкие штурмовики в России и за границей. Работы ведутся «Научно-производственной корпорацией «ИРКУТ»». Об этом сообщили «Известия» 11 февраля 2013 года. Представитель оборонно-промышленного комплекса, знакомый с ситуацией, сообщил изданию: «Разработки начались несколько лет назад, и сейчас мы можем планировать окончание первого этапа 2013-2014 годах. Ждите штурмовик Як-130 на мировых авиасалонах в скором времени«.

Собеседник газеты подчеркнул, финансирование разработки высокотехнологичного штурмовика на базе самолета Як-130 ведется за счет собственных средств корпорации. Новый штурмовик будет оснащен высокотехнологичным оборудованием. Его снабдят прицельным телевизионно-тепловизионным комплексом, который позволяет обнаруживать цели в сложным метеоусловиях и в любое время суток, а вполне вероятно, и бортовым радаром.

Слайдер: Корпорация ИРКУТ

ОАО «НПК «Иркут»»

ОАО «НПК «Иркут»» — российская авиастроительная компания. Штаб-квартира расположена в Москве. Полное наименование — Открытое акционерное общество «Научно-производственная корпорация «ИРКУТ»». ОАО «НПК «Иркут»» занимает лидирующие позиции среди российских авиастроительных предприятий, и представляет собой вертикально-интегрированный холдинг, деятельность которого направлена на проектирование, производство, реализацию и послепродажное обслуживание авиационной техники военного и гражданского назначения. Корпорация объединила ведущих отечественных производителей и разработчиков в области авиастроения.

С ноября 2006 года компания стала частью российской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). На предприятиях Корпорации «Иркут» работают более 14 тысяч человек, которые разрабатывают и выпускают широкий спектр высокотехнологичной продукции. Основным продуктом Корпорации «Иркут» являются боевые самолеты семейства Су-30. Компания является головным исполнителем программы производства Су-30МКИ для ВВС Индии. В рамках диверсификации своего продуктового ряда Корпорация также разрабатывает и производит учебно-боевые самолеты Як-130, беспилотные летательные аппараты, компоненты для пассажирских авиалайнеров семейства Airbus. В течение нескольких лет Корпорация входила в рейтинг 100 мировых лидеров ВПК по версии американского издания Defense News. По итогам 2007-2009 г.г. «Иркут» признан «Компанией года» в номинации «Промышленность. ВПК». В 2011 г. третий раз подряд Минпромторг России признал Корпорацию победителем конкурса на звание «Лучший российский экспортер года» в номинации «Авиастроение (самолетостроение)».



Слайдер: Корпорация ИРКУТ

 Бортовая электроника ориентирована на совместимость с высокоточным оружием, которое имеет лазерное, телевизионное и спутниковое наведение. Даже отработана технология установки на самолет системы топливозаправки, — сообщил источник в ОАК. Практическая дальность самолета Як-130 возрастет с сегодняшних 2 тысяч км до 4-5 тысяч.

Одним из самых динамичных на мировым рынке оружия является сегмент легких штурмовиков, но в нем не представлена Россия. Эту область возглавляют британские Hawk, итальяно-бразильские AMX и известные чешские L-39, на которых проводилась подготовка пилотов СССР. Согласно информации Стокгольмского международного института проблем мира, после США Россия является крупнейшим экспортером боевых самолетов. Поэтому положение в области легких штурмовиков неприемлема, считают в ОАК.

Классические штурмовики такие, как российский Су-25 или американский А-10 Thunderbolt II, являются мощными авиационными системами, которые для основной массы мировых импортеров стоят слишком дорого (25-60 млн долларов). Легкие штурмовики значительно дешевле (максимум $15 млн), не всегда имеют больше одной тонны вооружений, у них отсутствует бронирование, прицельный комплекс относительно слабый, но для конфликтов низкой интенсивности этого вполне хватает. Легкие штурмовики имеют и другое преимущество — они имеют более низкую стоимость эксплуатации. В связи с тем, что они созданы на базе учебно-тренировочных самолетов, то дополнительная подготовка пилотов не требуется.

ВВС одобряют планы «Иркута». По сообщению «Известий» со ссылкой на собеседника в главкомате Военно-воздушных сил, боевой Як-130 ждет «большой экспортный успех», и внутри страны он может пригодиться.

Главкомат обязательно его рассмотрит и примет решение, есть ли в нем необходимость. Легкий штурмовик очень хорош для борьбы с незаконными бандформированиями, где важнее экономичность машины, а не живучесть и защищенность, — сказал изданию офицер главкомата.

Для удовлетворения растущих запросов покупателей, в мире легкие штурмовики плавно переходят на управляемое оружие. Очевидно, штурмовик Як-130 будет достаточно дорогим так, что купить его смогут не все желающие. Но стратегия «Иркута» вполне понятна, ведь нишу дешевых легких штурмовиков плотно занимают китайские модели, и России надо находить своих покупателей в сегменте высоких технологий.

По материалам

Читайте также:

< Назад   Вперед >

pro-samolet.ru

легкий штурмовик и беспилотник » Военное обозрение

Учебно-боевой самолет Як-130 в течение нескольких последних лет строится серийно и активно используется для обучения летного состава. Отмечается, что бортовое радиоэлектронное оборудование и системы управления этой машины позволяют имитировать «поведение» всех современных отечественных боевых самолетов: такая особенность самым активным образом применяется в процессе подготовки будущих летчиков. Кроме того, специалисты утверждают, что Як-130 имеет большой потенциал для модернизации и может выполнять широкий круг задач, не ограниченный только обучением пилотов.

Достаточно давно стало известно, что Як-130 будет способен выполнять некоторые боевые задачи. Проектом в его базовой конфигурации допускается перевозка ракетного и бомбового вооружения весом до 3 т. Для уничтожения воздушных целей этот самолет может использовать управляемые ракеты «воздух-воздух» малой дальности Р-73, а для ударов по наземным целям предлагаются неуправляемые ракеты и бомбы различных типов калибром до 500 кг. Таким образом, при необходимости Як-130 может, с некоторыми ограничениями, применяться в качестве боевого самолета.


Не так давно представители российской оборонной промышленности затрагивали тему модернизации учебно-боевого Як-130 с «превращением» в полноценный легкий штурмовик. Утверждалось, что российские специалисты могут заняться таким проектом в случае появления спроса со стороны потенциальных зарубежных заказчиков. В дальнейшем, в подтверждение этих заявлений, был продемонстрирован модернизированный вариант самолета с расширенными возможностями по атаке наземных целей.
Як-130. Фото Uacrussia.ru

На недавнем аэрокосмическом салоне МАКС-2015 корпорация «Иркут», занимающаяся серийным строительством Як-130, продемонстрировала первый экземпляр модернизированного самолета с обновленным составом оборудования. Главным нововведением этой модернизации, направленным на расширение боевых возможностей самолета, является лазерный дальномер-целеуказатель, установленный в носовой части фюзеляжа. Ожидается, что такое оборудование позволит самолету более эффективно выполнять удары по наземным целям с использованием всех доступных вооружений. При помощи дальномера самолет сможет с большей точностью определять местоположение цели и осуществлять атаку.

Информагентство ТАСС со ссылкой на представителя корпорации «Иркут» сообщало, что такая модернизация стала ответом на соответствующий запрос от одной из зарубежных стран. Неназванный иностранный заказчик проявил интерес к ударной модификации Як-130, вследствие чего российские предприятия провели некоторые доработки самолета. К моменту начала выставки МАКС-2015 специалисты успели провести некоторые испытания обновленного самолета и его новой аппаратуры. В дальнейшем предполагается начать испытания вооружения с применением дальномера.

Введение в состав БРЭО лазерного дальномера, как следует из заявлений специалистов, позволяет заметно повысить ударный потенциал учебно-боевого самолета. Для дальнейшего повышения характеристик существующего Як-130 требуется новое оборудование, предназначенное для поиска целей и обеспечения эффективных атак. В настоящее время отечественные предприятия активно занимаются подобными проектами.

Активным участником проекта модернизации самолета Як-130 являются предприятия, входящие в состав концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Они занимаются разработкой новых бортовых систем для отечественной авиационной техники в целом и для самолета Як-130 в частности. По последним данным, в настоящее время специалисты КРЭТ заняты несколькими проектами, целью которых является расширение боевых возможностей этого самолета.

Сообщается, что в рамках создания перспективного легкого штурмовика КРЭТ разрабатывает несколько новых приборов. Для нового самолета создаются новая радиолокационная станция (РЛС) и оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс (ОЭПНК). Подобное оборудование позволит значительно упростить процесс слежения за обстановкой и поиска цели. Кроме того, планируется улучшить характеристики атаки обнаруженных объектов и расширить номенклатуру пригодных для использования вооружений.

Советник первого заместителя гендиректора КРЭТ Владимир Михеев утверждает, что после планируемой модернизации Як-130 сможет эффективно решать задачи в рамках нескольких сценариев боевого применения, предусматриваемых для истребителей четвертого поколения и штурмовиков. При этом Михеев отмечает, что Як-130 имеет преимущества перед другими самолетами с точки зрения экономичности и особенностей базирования. Модернизированный самолет сможет участвовать не только в борьбе с незаконными вооруженными формированиями и террористами, но и с современным хорошо оснащенным противником. В последнем случае легкий штурмовик сможет наносить удары, не входя в зону действия вражеской ПВО.

Официальный сайт концерна «Радиоэлектронные технологии» сообщает некоторые подробности проекта БРЭО для модернизированной версии Як-130. Перспективная РЛС войдет в комплекс радиоэлектронных средств, который будет функционировать под управлением единой боевой центральной вычислительной машины. Также в этот комплекс войдут ОЭПНК и другие системы.

Радиолокационная станция позволит самолету следить за обстановкой в воздухе и на земле. Кроме того, она сможет вести картографирование подстилающей поверхности и тем самым облегчать выполнение поставленных боевых задач. При помощи РЛС самолет сможет искать цели и выполнять целеуказание при использовании вооружения «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» различных типов, в том числе противокорабельных и противорадиолокационных ракет.

Оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс даст возможность применять высокоточное ракетное и бомбовое вооружение. В частности, появится возможность использовать управляемые ракеты Р-73Э, Х-29Л, Х-25МС, Х-29МЛ, «Вихрь-М» и т.д.

В. Михеев утверждает, что подобная модернизация бортовой электроники значительно повысит потенциальные технические характеристики самолета Як-130. По своим возможностям он приблизится к специализированному штурмовику Су-25СМ. Кроме того, в некоторых ситуациях модернизированный Як-130 сможет заменить истребитель Су-30СМ, что, среди прочего, позволит сэкономить ресурс более дорогой техники.

Таким образом, в настоящее время одной из главных задач корпорации «Иркут» и концерна «Радиоэлектронные технологии» является «превращение» учебно-боевого самолета в полноценную ударную машину. Для реализации этих планов требуется разработать несколько новых систем, расширяющих боевые возможности самолетов. Эти работы займут некоторое время и, вероятно, уже через несколько лет будет показан полноценный образец легкого штурмовика на базе Як-130.

В дальнейшем нынешний учебно-боевой самолет Як-130 сможет стать основой для другой боевой машины с рядом новых характерных черт. В. Михеев отмечает, что на базе имеющегося самолета в будущем может быть создан беспилотный летательный аппарат ударного назначения. Такой беспилотный штурмовик будет иметь высокие характеристики, а по некоторым параметрам превзойдет аналогичную технику зарубежного производства. Так, по числу решаемых задач и тяговооруженности беспилотный Як-130 будет превосходить один из самых известных ударных БПЛА – MQ-9 Reaper американской разработки.

Тем не менее, проект беспилотного легкого штурмовика связан с определенными трудностями. КРЭТ уже сейчас располагает рядом технологий, необходимых для создания подобной машины. Однако при разработке полноценного проекта модернизации придется затратить массу времени и сил на серьезнейшую переработку исходной машины. Для установки систем дистанционного управления придется внести существенные изменения в существующий комплекс БРЭО.

Сроки начала работ по проекту беспилотника-штурмовика на базе Як-130 пока не назывались. Более того, пока даже сама возможность начала разработки подобного проекта может быть предметом обсуждений на разных уровнях. Поэтому на данный момент специалисты нескольких предприятий оборонной промышленности занимаются только проектом легкого штурмовика на базе учебно-боевого самолета. Тем не менее, нельзя исключать, что в дальнейшем Як-130 станет основой и для другой техники иных классов. Заложенный в проекте модернизационный потенциал еще не исчерпан и может быть использован в новых проектах.

По материалам сайтов:
http://kret.com/
http://rostec.ru/
http://tass.ru/
http://ria.ru/
http://uacrussia.ru/

topwar.ru

Российский учебно-боевой самолет нового поколения ЯК-130

Важнейшим фактором успеха в современном воздушном бою является мастерство летчика. Современный боевой самолет – это невероятно сложная система, которая требует от пилота высочайших профессиональных навыков и квалификации. Основой подготовки курсантов летным училищ во всех армиях мира являются тренировочные полеты. Для них используются специальные тренировочные самолеты, созданные именно для этой цели.

Использование для обучения новейших боевых машин типа МиГ-29 или Су-27 очень дорого, применение специальных учебных самолетов обходится на порядок дешевле. Учебно-тренировочный самолет можно использовать в локальных конфликтах в качестве легкого штурмовика.

В ВВС России до последнего времени основным учебно-тренировочным самолетом был чехословацкий L-39 «Альбатрос», который был принят на вооружение еще в 1971 году. Самолет этот уже давно устарел и морально, и физически. Его производство было остановлено в 1999 году. Создание учебно-тренировочного самолета, который бы отвечал современным требованиям, уже давно было очевидным. Но только в 2010 году новый учебный самолет Як-130 приняли на вооружение российской армии, он является первым серийным боевым самолетом, созданным после распада СССР. Другие самолеты, которые появлялись в последние годы являются более или менее глубокими модернизациями самолетов, созданными еще в советский период.

История создания Як-130 сложна и драматична, она заняла более двадцати лет.

История создания

В 1972 году в серийное производство был запущен чехословацкий учебно-боевой самолет L-39, оснащенный двухконтурным турбореактивным двигателем АИ-25ТЛ советского производства. Эта машина стала основным учебно-тренировочным самолетом стран Варшавского договора. L-39 – это простой и надежный самолет, с прекрасными техническими характеристиками, на котором обучалось не одно поколение курсантов.

Уже в конце 80-х годов прошлого столетия стало понятно, что L-39 устарел, и для нормальной подготовки летчиков новейших боевых машин четвертого поколения МиГ-29 и Су-27 нужен новый учебный самолет.

В начале 1990 года главнокомандующий ВВС СССР мар­шал авиа­ции Ефи­мов поставил специалистам ОКБ им. Ми­коя­на задание создать новый учебно-тренировочный самолет. В начале 1991 года был объявлен конкурс, в нем участвовали основные КБ Советского Союза.

Из всех предложенных проектов были выбраны учебные комплексы, разработанные в КБ им. Яков­ле­ва и в микояновском КБ. Потом рухнул СССР, в 90-е годы средств на разработку проекта не имели ни конструкторские бюро, ни Министерство обороны РФ. Поэтому российские конструкторы работали совместно с зарубежными партнерами: самолет Як-130 создавался вместе с итальянской компанией Alenia Aermacchi, а ОКБ им. Ми­коя­на работало в кооперации с французскими компаниями. Через некоторое время итальянская компания вышла из проекта, забрав свою часть технической документации, и вскоре итальянцы создали собственный учебный самолет – М-346. Планер этих самолетов почти не отличался, а вот двигатели и оборудование было очень разным. Сегодня М-346 является, по сути, конкурентом Як-130, хотя во многом эти самолеты похожи.

В 1996 году Як-130 совершил свой первый полет, в этом же году поднялся в воздух и МиГ-АТ – творение микояновских конструкторов.

В 2001 году государственная комиссия признала самолет Як-130 победителем конкурса, а в 2004 году в воздух поднялся первый серийный самолет. Серийная машина имела некоторые доработки. Як-130 окончательно стал учебно-боевым самолетом, он был оснащен РЛС, была усовершенствована аэродинамическая форма машины, на нем установили дополнительные точки подвески для ракетного вооружения и системы радиоэлектронной борьбы.

В 2011 году на основе этой машины был создан легкий штурмовик. Серийная сборка Як-130 планируется на авиазаводах в Нижнем Новгороде и Иркутске, в течение следующих 10-15 лет он должен полностью заменить устаревшие L-39. Хотя он значительно дороже, чем L-39, но Як-130 – это учебный самолет нового поколения, который позволяет готовить летчиков современных боевых машин. Характеристики машины позволяют использовать ее в качестве легкого штурмовика, самолета-разведчика, истребителя-бомбардировщика и самолета радиоэлектронной борьбы. На его базе планируют сделать новейший ударный беспилотник.

Общее описание

Як-130 – это настоящий учебно-тренировочный комплекс, используя который будущие летчики могут овладеть практическими навыками пилотирования самолетов четвертого и пятого поколения, включая такие машины, как истребитель Су-27, истребитель МиГ-29 и штурмовик Су-25.

На этом самолете курсанты могут отработать взлет и посадку, управление самолетом на предельных режимах полета, навигацию, действия при нештатных ситуациях, выполнение боевых заданий, полеты в составе группы и многие другие задачи.

Тяговооруженность самолета и его аэродинамические качества позволяют Як-130 выполнять задачи во всех режимах, которые свойственны новейшим самолетам четвертого и пятого поколения. Эта машина отличается прекрасной маневренностью, отлично ведет себя на малых скоростях, имеет высокие характеристики скороподъемности, имеет возможность применять высокоточное оружие, обладает отличными взлетно-посадочными характеристиками.

На этом самолете можно обучать пилотов таких машин, как МиГ-29, Су-30, F-16, F-22, «Мираж», «Хариер», F-15, JSF. По соотношению цены и качества эта машина является одной из лучших в настоящее время на мировом рынке. Можно сказать, что Як-130 – это учебно-тренировочный комплекс нового поколения.

Самолет имеет классическую схему компоновки со среднерасположенным крылом с развитыми наплывами на передней кромке. Воздухозаборники находятся под наплывами крыльев. Горизонтальное оперение – цельноповоротное. Высокие аэродинамические свойства крыла и фюзеляжа позволяют самолету выполнять маневры на больших углах атаки.

Самолет оснащен двумя двигателями АИ-222-25, которые имеют высокие технические характеристики, есть еще и вспомогательная силовая установка, обеспечивающая запуск маршевого двигателя, электропитание и подачу воздуха в кабину.

Баки находятся в крыльях и фюзеляже, возможно использование подвесных топливных баков. Самолет имеет просторную и удобную двухместную кабину, в которой инструктор находится сзади и немного выше курсанта. В кабине установлены два катапультируемых кресла, которые обеспечивают надежную эвакуацию экипажа на всех режимах полета и скоростях.

Концепция этого учебно-боевого самолета предполагает возможность размещения на нем самых разных типов вооружения. Як-130 имеет восемь точек подвески под крыльями и одну, расположенную под фюзеляжем. Полезная боевая нагрузка – 3000 килограмм.

Як-130 имеет трехопорное шасси, которое обеспечивает взлет и посадку даже на грунтовых взлетно-посадочных полосах.

Этот самолет оборудован системой управления КСУ-130, которая позволяет выполнять функции активной системы безопасности полета и его автоматического управления. С ее помощью можно менять полетные характеристики самолета, в зависимости от типа самолета, для которого обучается будущий пилот. В кабине расположены несколько удобных жидкокристаллических мониторов, на которые поступает подробная о работе систем самолета.

Навигационная система машины включает в себя инер­ци­аль­но-с­пут­ни­ко­вую сис­те­му, ра­дио­на­ви­га­ци­он­ную сис­те­му, ра­дио­вы­со­то­мер, при­ём­ник спут­ни­ко­вой на­ви­га­ци­он­ной сис­те­мы.

Чтобы повысить ремонтопригодность создатели самолета полностью отказались от композитных материалов, машина сделана полностью из алюминия.

До 2018 года в ВВС России должно быть передано 65 самолетов Як-130.

Технические характеристики

Ниже указаны ттх самолета Як-130.

Взлётная масса, кг:
Нормальная5700
Максимальная9000
Длина, м11,49
Размах крыла, м9,72
Площадь крыла, м223,5
Высота, м4,76
Запас топлива, кг:
Максимальный1750
максимальный с 2 ПТБ2650
Практическая дальность (без ПТБ), км2000
Взлётная тяга, кгс2х2500
Двигатель2 × ТРД АИ-222-25
Тяговооружённостьдо 0,88
Скорость, км/ч:
максимальная для горизонтального полёта1050
взлётная200
посадочная195
Длина разбега, м380
Длина пробега, м670
Максимальная высота полёта, м12500
Эксплуатационная перегрузка+8/-3

militaryarms.ru

«Самолет Як-130 преобразован в легкий штурмовик» в блоге «Авиация»

На Международном авиационно-космическом салоне (МАКС-2015) корпорация «Иркут» (входит в ОАК) впервые продемонстрировала модернизированный учебно-боевой самолет (УБС) Як-130 (по классификации НАТО — Mitten), оснащенный носовым лазерным дальномером. Как сообщил представитель «Иркута», наличие лазерного дальномера повысит эффективность действия самолета по наземным целям.

«Наличие лазерного дальномера обеспечит боевое применение Як-130 в сильно пересеченной местности (горы, ущелья), повысит точность определения координат оперативной цели и применения существующей номенклатуры авиационных средств поражения», — отметил представитель корпорации.

По его словам, лазерный дальномер был установлен на Як-130 по желанию иностранных заказчиков с целью расширения боевых возможностей и применения самолета в качестве легкого штурмовика.

«На данный момент проведены аэродинамические испытания модернизированного Як-130, испытания нового лазерного дальномера на дальность, точность прицеливания», — сообщил он.

На вопрос, будут ли в будущем проводиться на модернизированном Як-130 испытания вооружения, в том числе управляемого, специалист ответил утвердительно.

Как ранее заявил глава департамента ВВС «Рособоронэкспорта» Сергей Корнев, Россия может переоборудовать Як-130 в штурмовик, если у иностранных заказчиков возникнет такое желание. «Если попросят штурмовик, то у нас есть другой образец, но если клиент захочет такой самолет на базе Як-130, то потребуются дополнительное время и средства, но это реализуемая вещь», — сказал Корнев. Он подчеркнул, что потенциал самолета «очень большой» и он будет «переходить из сферы учебно- боевого в штурмовой». На этой машине, по словам представителя «Рособоронэкспорта», «наверняка рано или поздно появится и высокоточное оружие». Однако на данном этапе, отметил Корнев, зарубежных заказчиков Як-130 интересует «больше как учебно-боевой самолет».

На салоне МАКС-2015 корпорация «Иркут» заключила контракт на поставку четырех учебно-боевых самолетов Як-130 в Республику Беларусь. Самолеты будут поставлены в 2016 году. В апреле 2015 года Корпорация «Иркут» поставила в Республику Беларусь первую партию Як-130 в количестве четырех самолетов по контракту от 2013 г.

В настоящее время УБС Як-130 поставлены в Алжир (16 самолетов) и Беларусь (четыре самолета и еще четыре будут поставлены), а также поставляются в Бангладеш (16 самолетов).

Як-130 предназначен для обучения курсантов летных училищ навыкам пилотирования и решения боевых задач при действии по наземным и воздушным целям, характерных для самолетов 4 и 5 поколений. Высоконадежная комплексная система управления с возможностью перепрограммирования позволяет подготовить пилота для самолетов типа Су-30, МиГ-29, F-16 и F-15, «Рафаль» (Rafale), «Тайфун» (Typhoon), F-35.

sdelanounas.ru

Российский учебно-боевой самолёт-штурмовик Як-130

Такой самолёт ждали более 20 лет, в стране не было современной учебно-боевой машины с возможностью тренировки курсантов и переучивания действующих лётчиков. Як-130 не только получился прекрасным учебным самолётом с программой имитации машины, на которую должен был переучиваться пилот, но и сам используется в случае боевых действий как лёгкий штурмовик.

История создания

В 70-е годы прошлого столетия основным учебным самолётом для стран социалистического лагеря была машина чехословацкого производства L-39 с двигателями из Советского Союза. Не одно поколение будущих пилотов прошло обучение на этом весьма надёжном и простом в пилотировании самолёте. Но с появлением таких самолётов, как МиГ-29 и Су-27, стало понятно, что L-39 устарел и совершенно не пригоден для подготовки лётчиков современных авиационных комплексов.

Маршал авиации Ефимов в 1990 году поставил задачу перед ОКБ им.Микояна — создать учебно-тренировочный самолёт пригодный для подготовки курсантов и переучивания пилотов на машины четвёртого и пятого поколения. Позднее в 1991 году на конкурсной основе такую задачу поставили перед всеми ведущими КБ страны, выиграли конкурс ОКБ им. Микояна и КБ А.С. Яковлева.

Як-130 в небе

В связи с распадом Советского Союза и недостатком финансирования конструкторских бюро и Министерства Обороны в 90-е годы, ОКБ А.С. Яковлева разрабатывала машину совместно с итальянской фирмой Aermacchi и в процессе определения проекта итальянцы настояли на создании не учебного, а учебно-боевого самолёта, способного нести 3 тонны вооружения.

К 1996 году были построены три самолёта демонстратора технологий Як-130Д и уже 26 апреля демонстрационная машина впервые поднялась в воздух. В 1999 году итальянцы отказались от дальнейшего сотрудничества, сосредоточившись на разработке своего самолёта М346, который взял блестящие аэродинамические качества российской машины, но оборудование получил от западных фирм.

Предсерийный экземпляр Як-130 впервые испытал в небе Герой России Р. Таскаев в 2004 году после выбора его российскими ВВС в качестве учебно-боевой машины. В строевые части Як-130 начал поступать в 2010 году. Серийный самолёт немного отличался от Як-130Д, размах крыла стал на один метр меньше и корпус короче на 41 см.

Самолёт Як-130

Особенности конструкции учебно-боевой машины

Як-130 собран по обычной аэродинамической схеме — это моноплан со средним расположением крыла, двумя двигателями АИ-222–25 и традиционным расположением хвостового оперения. Прочный планер полностью выполнен из алюминиево-магнево-литиевых сплавов, разработчики отказались от композиционных материалов для лучшей ремонтопригодности машины.

Наплывы на передней кромке и винглеты на законцовках крыла вкупе с несущей конструкцией фюзеляжа придают машине совершенные аэродинамические качества необходимые для лучшей управляемости и высокой маневренности.

Предусмотрена защита от попадания посторонних предметов в воздухозаборники силовой установки: на рулении, взлёте и посадке перекрываются каналы забора воздуха, размещённые под корневыми наплывами крыла, а находящиеся сверху наплывов входы — остаются открытыми. Силовая установка Як-130 включает в себя два турбореактивных двигателя АИ-225–25 с высокими техническими показателями, кроме них самолёт располагает и ВСУ, при помощи которой осуществляется запуск основных двигателей, подаётся воздух в кабину и обеспечивается автономное электропитание на земле.

Кабина пилота

Кабина пилотов просторная с хорошим обзором, на заднем кресле находится инструктор, впереди располагается курсант. У каждого пилота выведена электронная индикация на трёх жидкокристаллических индикаторах с информацией о полёте, навигационной обстановке, работе двигателей и систем самолёта. На самолёте установлены катапультируемые кресла, обеспечивающие надёжное покидание на любой высоте и скорости.

Многофункциональные дисплеи и цифровая авионика разрешают Як-130 имитировать именно тот самолёт, к полётам на котором готовится обучаемый пилот, а способность машины к маневрированию с перегрузкой 8G и углам атаки до 400 делают её идеально подходящей для подготовки лётчиков на самолёты четвёртого и пятого поколения.

Топливные баки размещены в крыльях и корпусе машины, запас топлива позволяет выполнять полёты на дальность 2000 км без подвесных баков. Конструкция прочного шасси с одной передней и двумя основными опорами предполагает эксплуатацию самолёта с грунтовых ВПП.

Компоновка Як-130 делает возможным разместить на девяти точках подвески боевую нагрузку в различном ассортименте до 3 тыс. кг.

Як-130

Лётно-технические характеристики Як-130

  • Экипаж — 2 чел
  • Максимальная скорость — 1050 км/ч
  • Скорость на взлёте — 200 км/ч
  • Посадочная скорость — 195 км/ч
  • Взлётная дистанция — 380 м
  • Посадочная дистанция — 670 м
  • Практический потолок — 12,5 км
  • Допустимая перегрузка – +8\ -3
  • Длина самолёта — 11,49 м
  • Высота самолёта — 4,76 м
  • Размах крыла — 9,72 м
  • Максимальный взлётный вес — 9 т
  • Количество топлива в баках — 1750 кг
  • Дальность — 2 тыс. км
  • Двигатели — 2 х АИ-225–25
  • Взлётная мощность — 2 х 2500 кгс
  • Боевая нагрузка — 3 тыс. кг.
Учебно-боевой Як-130

Происшествия

В авариях на апрель 2014 года потерпели крушение три Як-130, настораживает то, что в двух лётных происшествиях причиной называют отказ системы управления.

В Рязанской области в полёте 26 июня 2006 года отказала система управления самолёта прототипа Як-130, машина разбилась, лётчики покинули самолёт, жертв нет.

Предсерийный Як-130, выполняя плановое задание 29 мая 2010 года, рухнул на взлёте, оба пилота моментально среагировали и катапультировались, причина аварии не публикуется.

Недалеко от Ахтубинска возле села Батаевка потерпел крушение Як-130, машина потеряв управление, врезалась в землю, один пилот погиб, второй успел катапультироваться. Причиной происшествия стал выход из строя системы управления.

Обладая лётными характеристиками современных и перспективных истребителей, учебно-боевой самолёт Як-130 за последние несколько лет стал эталом для машин своего класса во всем мире. Он позволяет готовить лётчиков самолётов четвёртого и пятого поколений. Серийный выпуск Як-130 налажен на Иркутском авиационном заводе. Самолёт успешно используется ВВС РФ и за рубежом.

Як-130

Видео: Як-130 — ключ к небу

The following two tabs change content below.

Рекомендуем к просмотру

comments powered by HyperComments

aviarf.ru

«Як-130. Вроде учебный, но если что — мелкий и вредный» в блоге «Авиация»

Як-130 мы наблюдали не как учебно-боевой истребитель, а как его вторую ипостась — легкий штурмовик.

И в этом будет основной посыл рассказа.

Думаю, не стоит приводить здесь ТТХ и ЛТХ, за исключением того, что действительно «в теме».

В теме у нас возможное применение Як-130 как легкого штурмовика.

Нам его показали именно в этом варианте, и, надо сказать, боевое применение этой машины произвело определенные впечатления.Главное — из всех трех заходов мы не успели заснять ни одного.

Да, нам помогали, предупреждая, что «сейчас он на подходе». Толку — ноль.

Во-первых, он мелкий.

Разглядеть его, особенно в пятнистом камуфляже на фоне зеленей — проблема. А высотой полета на боевом применении пилоты 130-го нас не баловали. Вынырнул из-за леса, бабахнул, развернулся, и все. Пропал.Во-вторых, самолетик на удивление тихий. Навестись по звуку тоже сложно. Его на аэродроме на второй день случайно поймали в кадр. На взлете, потому что видели, как заруливает. На посадке — бесполезно, просто не слышно.

В общем, два таких плюса уже есть. Кто-то скажет, что радару все равно. Увидит. Это если не наблюдать, с каких высот он может отрабатывать. Можно и не увидеть.

По вооружению

.Учитывая, что весит он всего 7 тонн, а нацепить на него можно 3 тонны различного вооружения, расклад серьезный.Су-25, как штурмовик, конечно, более круто выглядит. Но он и потяжелее (14,5 тонн), и берет побольше всего для воспитания противника. Но максимальная боевая нагрузка у 25-го 4 400 кг, что побольше, но не так уж и сильно.

На 130-й можно навешать тоже неслабо. И ассортимент приличный.— ракеты «воздух-воздух» Р-73Э с ИК головками самонаведения;— высокоточные авиационные бомбы KAБ-500Кр с ТВ системой наведения;— авиационные бомбы калибра 50, 100, 250, 500 кг;— неуправляемые авиационные ракеты С-8, С-13, С-25;— подвесной контейнер СНПУ-130 с пушкой ГШ-23Л, вешается под пузо.

И у Як-130 есть второй член экипажа, который вполне может заниматься наведением высокоточного вооружения, не отвлекаясь на пилотирование. Это по сравнению с Су-25 тоже плюс.

Радиус действия 680 км, что тоже вполне неплохо. Почти как у Су-25.Як-130 позволяет такую вещь, как автономное базирование на минимально подготовленных аэродромах 3-го класса, в том числе грунтовых.Придумали и реализовали защитные створки воздухозаборников, которые закрываются при движении по земле и предотвращают попадание посторонних предметов в двигатели во время взлета и посадки на таких аэродромах.

Есть интересная вещь, ТА-14-130, вспомогательная силовая установка, которая обеспечивает автономную эксплуатацию самолета, запуск двигателя как на аэродроме, так «в случае чего» и в воздухе.Бортовая кислорододобывающая установка и бортовая автоматизированная система контроля уменьшают зависимость от наземного оборудования.

Что на выходе?

На выходе этакий мелкий пакостник с довольно увесистой битой в руках. Самолет, способный сесть почти где угодно, затаиться, подождать прибытия заправщика и машины с вооружением, и внезапно нанести удар с аэродрома «подскока».

Скажете, это вполне может вертолет? Да, может. Если будет у нас вертолет, который сможет летать со скоростью в 900 км/ч. Вертолет, как ни крути — оружие ближнего боя. А тут несколько иной вариант боевого применения, с большим шансом на выживание.И еще одна вещь.

Конструкция.

Его итальянский аналог-собрат, Aermacchi M-346, летает чуть повыше и побыстрее. Но за счет того, что там применили современнейшие композитные материалы, самолет стал «домашним». Модульный ремонт — это не в поле. И не в условиях, приближенных к боевым.

Можно найти изъяны у 130-го, можно. И те, кто хорошо разбирается в авиационной технике, их, конечно, найдут. Наше мнение — это абсолютно непрофессиональное, но на основании увиденного боевого применения этой машины.

Впечатлило.

Мелкий такой поганец, способный вынырнуть, ударить и смыться.

По нашему мнению, хорошая машина получилась.

Автор: Роман Скоморохов, видео: Роман Кривов

sdelanounas.ru

Самолет ЯК-130: фото, технические характеристики

Мастерство и профессионализм – качества, которыми должен обладать летчик любого воздушного судна, особенно если его деятельность связана с учебными или боевыми действиями. Подготовка курсантов основывается на прохождении тренировочных полетов при помощи специальных самолетов. Длительный период для этих целей использовали разные авиамашины, а начиная с 2010 года в эксплуатацию был введен всем известный ЯК-130.

Самолет ЯК-130

Интересные исторические факты

Необходимость использования учебно-боевых авиасудов привела к вынужденному производству известных чехословацких моделей L-39 (начало 1972-го года). Спустя почти 8—9 лет специалисты летного дела пришли к выводу, что данная авиаконструкция устарела по многим параметрам, и требуются машины более современные, с улучшенным оснащением.

Руководство вооруженных сил страны поставило перед ОКБ задачу по созданию такого авиасудна и объявило конкурс на лучшее предложение. Все, что успели сделать на тот период (начало 1990-х годов), так это выбрать два варианта разработки от нескольких ОКБ. В связи с резким изменением политической обстановки в стране и распадом СССР работы были приостановлены, так как средств на реализацию проекта не было.

Немного позже созданием самолета начали заниматься отечественные авиаконструкторы вместе с заграничными партнерами в лице компании из Италии Alenia Aermacchi и представителей французского предприятия. К сожалению, и эти усилия не увенчались успехом, так как итальянцы вышли из проекта вместе с частью важной техдокументации. Как выяснилось впоследствии, именно она позволила им создать учебный авиалайнер собственного производства. Если посмотреть на фото самолета ЯК-130 и итальянского аналога, то можно найти явные сходства, хотя по оснащению есть существенные различия. Далее последовал ряд важных событий:

  • свой первый полет ЯК-130 совершил только в 1996, параллельно ОКБ имени Микояна подняло в воздух свой истребитель МИГ/АТ;
  • в начале XXI века ЯК-130 был признан госкомиссией победителем соревнования среди лучших образцов учебного назначения;
  • активная эксплуатация и серийный выпуск начался с 2004 года после внесения ряда доработок и изменений.

На тот момент его окончательно признали самолетом учебно-боевого назначения. Ниже можно посмотреть технические характеристики ЯК-130:

Штурмовик ЯК-130 появился в 2011 году благодаря базовой основе данной версии авиасудна. К числу стратегических планов его дальнейшего создания на ближайшие 10 или 15 лет входит: расширение производства во многих городах страны и частичное усовершенствование модели.

По мнению современных авиаконструкторов, это штурмовик довольно легкий и способен выполнять одновременно несколько функций связанных с разведыванием, осуществлением борьбы радиоэлектронного характера и бомбардировкой.

Отличительные преимущества модели

Появление этой модели дало возможность реализации планов будущих летчиков, связанных с овладением практических навыков пилотирования авиаконструкций, принадлежащих к 4 и 5 поколению (МИГи, Су 25/27).

На них ведется отработка процесса взлета и посадки, отрабатываются навыки управления в условиях предельных режимов, умения работы с навигационной системой при возникновении внештатных ситуаций. Несмотря на то что на вооружение он был взят не так давно, востребованность модели растет с каждым годом. Судно наделено массой преимущественных качеств и характеристик (ТТХ):

  • показатели маневренности и тяговооруженности полностью отвечают требованиям, предъявляемым к образцам самолетов последних поколений;
  • стоимость самолета полностью соответствует его качеству, поэтому в настоящее время он признан одним из лучших представителей на мировом рынке;
  • двигатель, безусловно, не один, их два (версия АИ/222/25), которые обладают высокими техвозможностями, а также некоторыми вспомогательными установками и системами;
  • кабина ЯК-130 – это место, оснащенное современным оборудованием и рассчитанное на двоих людей. Первое кресло отведено курсанту, а за ним находится место инструктора, контролирующего процесс обучения. Здесь присутствует система катапультирования, которая дает возможность покинуть авиамашину на любой скорости полета и в любых режимах. Вмонтированные жидкокристаллические мониторы отражают всю необходимую информацию систем воздушного судна.

Гордостью и отличительной чертой авиасудна является наличие бортовой системы, имитирующей режим ведения боя. Она способна:

  • имитировать воздушный бой с функциями поиска, обнаружения, опознания, захвата и сопровождения выявленной цели, запуска ракет типа «воздух/воздух», имеющие в основе теплорадиолокационные боеголовки самонаводящегося типа, запуска ракет противником и созданием ими помех, использованием средств, входящих в состав бортового оборонительного комплекса;
  • вести непосредственное взаимодействие как с другими авиасудами, так и с пунктами управления «земля/воздух»;
  • имитировать действия, связанные с атаками, исходящими с земли путем запуска ракет «земля/воздух». Такие ракеты имеют головки самонаведения разного типа начиная от телевизионных, радиолокационных и заканчивая лазерными. Это касается атак, в которых используются неуправляемые ракеты, сбросы бомб, стрельба, производимая из специальных пушечных установок, запуск ракет «зениток».

Эффективное решение поставленных боевых задач и высокий уровень предполетной подготовки поддерживается в связи с наличием множества преимущественных характеристик авиасудна. В первую очередь, это связано с простотой конструкции, большими ресурсными показателями, автономностью базирования, повышенными ВЛТХ, надежностью самого планера, доступностью управления. Самолет полностью оправдал и оправдывает по сей момент возложенные на него надежды и поставленные цели, поэтому речь идет о дальнейшем его производстве.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

samoleting.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *