Содержание

Как выглядели люди Древнего Рима?

Прежде чем узнать, как выглядели жители Древнего Рима, нужно четко осознать, что население Римской империи – ни один народ, ни два – это сотни различных этносов, у которых была своя культура и мода на одежду. Также следует понять, что все люди в Риме не принадлежали к одному социальному слою. Римское общество разделялось как минимум – на свободных людей (граждан Римской империи), и рабов. Среди граждан же были: патриции и плебеи, воины и торговцы и многие другие. Каждый из этих слоев отличался способом жизни, у них отличалось жилье, рацион и, конечно же, внешний вид – то есть одежда.

Люди Древнего Рима: внешний вид

Верхняя одежда:
Свободные люди Рима носили тогу, чужеземцы и рабы не располагали правом носить это одеяние. Тогу могли позволить себе зажиточные люди, в основном патриции. За частую тогу одевали на особые случаи, вроде праздников, политических мероприятий.
Большинство граждан империи носили туники из шерсти и льна. Существовали мужские так и женские туники. Такое одеяние доходило у мужчин до самых колен, солдаты же, например, носили более короткие туники, а у женщин их длинна доходила до щиколоток.

Палудаментум носили солдаты, это одеяние – разновидность плаща, его длинна доходила до лодыжек.
Нижнее белье:
Женщины и мужчины в империи носили две туники, одна из которых служила нижним бельем. Женщины также носили нагрудные повязки, которые служили им ничем иным как бюстгальтером. Мужчины надевали набедренные повязки, однако в скорее тоже стали использовать две туники.
Ноги обвязывали повязками из шерсти и льна. Брюки тогда не носили, это было варварским обычаем.
Одежда рабов:
Рабы также носили тунику с короткими рукавами, ее качество было значительно хуже, чем у граждан Рима. Обуви за частую рабы не носили, исключения – северные регионы Римской империи.
Внешний вид солдат:
Солдаты легиона были одеты иначе, чем все остальные, поверх туник они носили пластичный доспех, также были кожаные доспехи, обшитые стальными пластинами, тяжеловооруженные воины носили панцирь. На голове был стальной шлем, на ногах носили крепкие сандали – калиги.
По мимо доспехов солдаты постоянно носили оружие: меч – гладиус, щит – скутум, кинжал – пугио. Всего вес снаряжение воина достигал около 30 кг!
Таким образом, можно произвести вывод, что люди Древнего Рима выглядели по-разному, всему причиной социальный статус жителя и род его деятельности.

drevniy-egipet.ru

Какую одежду носили римляне? Одежда римлян и ее описание

Римское государственное образование возникло примерно в восьмом веке до нашей эры. Сначала это было маленькое поселение на левой стороне реки Тибр. Ко II–I вв. до н.э. оно переросло в Римскую империю, став таким образом локомотивом развития Европы, величайшей империей, подчинившей себе почти полмира: от Гибралтарского пролива до Персии, от Британских островов до дельты Нила.

Влияние, распространившееся на огромной территории, стало следствием того, что многие представления европейских народов о духовности и общественной жизни, а также традиционные ценности вышли из Рима, который, в свою очередь, перенял их от Древней Греции. Первыми законодателями мод в Европе также стали римляне, одежда которых актуальна и в настоящее время.

История Римской империи делится на три основных этапа:

– Царизм (VIII – VI века до н.э.).
– Развитие республики (III – I века до н.э.).
– Развитие Римской империи (I – V века н.э.).

Все исторические перемены можно определить по тому, как трансформировалась одежда римлян, описание которой подробно представлено ниже.

Общая информация

Еще в глубокой древности римляне разработали подробную и детальную систему убранства. Так, согласно ей, официальная одежда римлян – тога и туника у мужчин, а у женщин – стола, инстита и палла.

Каждый вид одежды представлял собой цельный кусок ткани без швов. Такая особенность римской одежды считалась подтверждением приверженности к уникальной культуре Средиземноморья, делала римлян представителями прогрессивной городской цивилизации.

Особое отличие убранства заключалось в том, что самой популярной и универсальной являлась белая одежда римлянина, которую можно было носить и дома, и в людных местах, и на официальных встречах. Этот цвет считался нейтральным. Также он был популярен в народе потому, что вся территория Римской империи располагалась в зоне жаркого климата, а белый, как известно, отталкивает солнечные лучи, и в такой одежде не жарко.

Тога как одежда древних римлян

Она считалась не просто официальным облачением, которое надевали на торжественные мероприятия и различные серьезные встречи. Тога – самая популярная мужская одежда римлян – шерстяная рубаха с короткими рукавами – являлась своеобразным знаком подданства Римской империи, принадлежности к великой цивилизации. Одеяние, вырезанное из полотна белой шерсти с ярко-пурпурной полосой, носили исключительно сенаторы, представители высшего социального слоя в Риме.

В период средней республики (эпоха, длившаяся со второй половины IV до начала III века до н.э.) были разработаны специальные приемы и правила ношения тоги, которые соблюдались вплоть до падения Римской империи в 476 году.

Туника

Еще одна популярная одежда римлян – туника – представляла собой рубаху с короткими рукавами из шерсти. Так же широко использовались варианты без рукавов. Чаще всего подобное убранство носили с поясом, поскольку туника без этого аксессуара воспринималась как простое нижнее белье, что придавало ей неприличный вид.

Отличительной чертой такого одеяния было то, что у него отсутствовал вырез на шее. Это обуславливалось особенностями кроя. Невозможно было создать полноценный шейный вырез.

На туники наносилась сплошная вертикальная полоса алого цвета, которая позволяла отличать сенаторов и всадников от простых римских граждан. По одежде, которую надевали сенаторы, проходила одна широкая полоса от воротника до подола. На туники всадников наносились две узкие полоски (также от ворота до подола). Эти полосы имели свое название: clavus (дословно значит «полоса»). Соответственно, туника сенаторов называлась laticlava («с широкой полосой»), а всадников – angusticlava («узкополосная»).

Женская одежда: стола

Стола считалась таким же важным элементом женской одежды, как тога у мужчин. Она показывала принадлежность представительницы прекрасного пола к Римской империи, рассказывала о ее социальном положении (столы полагалось носить только женам и матерям, а девушки и незамужние дамы их не носили).

Стола, важная одежда римлян, – шерстяная рубаха с короткими рукавами, похожая на удлиненную тунику, которую перепоясывали под грудью и в области талии. На статуе Юноны, которую скульптор облачил в одежду знатной жительницы Рима, можно увидеть единственное изображение столы со спущенной паллой. Также особенностью одеяния Юноны было то, что у столы отсутствовали рукава.

В настоящее время сложно представить, как выглядела вышеописанная одежда римлян. Фото того периода по понятным причинам отсутствуют, а картины и скульптуры не сохранились. Кроме того, нет точных данных о том, какой длины шились столы. Но в любом случае, независимо от наличия или отсутствия рукавов, можно с уверенностью говорить, что данный вид убранства полностью подходил под древнеримские каноны драпирующей одежды.

Повседневные одеяния римлян

К будничным относились следующие виды одежды: сагум, пенула, камиса, лацерна, палла и многие другие. Римляне, одежда которых строго делилась на официальную и повседневную, четко классифицировали убранства. Так, будничные наряды представляли собой разомкнутую систему, которая постоянно пополнялась новыми видами.

Женская одежда римлян – шерстяная лацерна, сагум и палла – была разновидностями плаща. Как правило, подобные убранства представляли собой окрашенные куски ткани, которые надевали сверху тоги или туники и придерживали с помощью аграфа на шее.

Одним из самых известных в истории лацерны стал момент, когда Кассий, решив, что он проиграл битву, захотел покончить с жизнью. Он надел этот предмет одежды, после чего отдал приказ убить себя.

Сагум являлся аналогичным кусочком окрашенной ткани. Его единственное отличие от лацерны заключалось в том, что он шился из более толстых и грубых видов ткани.

Сагум был намного короче, чем лацерна, и по своей форме напоминал квадрат. Наибольшую популярность он обрел в среде солдат, которые несли воинскую службу в провинциях на севере Римской империи. Так, известно, что в сагуме с полосатой окраской ходил государственный деятель Цецина. Ну а если рассматривать плащ как вид одежды римлян, то его можно было увидеть на пятикратном консуле Рима Клавдии Марцелле, на Тертуллиане и на многих других деятелях политики, искусства и культуры.

Плащ в Древнем Риме

Это наряд, который очень любили многие римляне. Одежда подобного типа играла роль драпировки. Стоит сказать, что этот вид убранства был общим для всех народов Средиземноморья. Другие типы римской одежды (к примеру, рубаха и пенула) являются вариациями кроеных и сшитых материалов, а кройка и шитье – чуждые римскому народу занятия, поэтому они по своему происхождению точно не римские.

Обувь

Обувь в Римской империи получила широкое распространение, так как государство ввело специальный закон, по которому носить ее стало обязанностью всех граждан. Наиболее дорогие изделия предназначались для консулов, сенаторов и воинов. Самым популярным видом обуви считались сандалии, так как их могли носить представители всех слоев населения. Кроме того, свободным гражданам разрешалось надевать сапоги-кальцеи с высоким подъемом.

Представители аристократии носили подобные сапоги с украшениями в виде серебряных пряжек и черных кожаных ремешков. Простые римские жители надевали такую же обувь, но только без украшений. От всех кальцей, безусловно, отличались императорские: они имели ярко-пурпурный цвет. Из-за этого в Риме появилась поговорка «Надеть башмаки пурпурного цвета», что означало занять государственный трон.

Солдатам и путешественником предлагалось носить калиги – высокие ботинки из грубых видов кожи. Они отличались тем, что имели открытые пальцы и массивную подошву, подбитую гвоздями.

Крестьянской обувью считались курбатины, которые делались из куска грубой кожи и скреплялись ремешками.

Головные уборы и прически

Римляне позаимствовали некоторые виды головных уборов у греков. Как правило, изготавливались шляпы и шапочки из фетровой ткани, коровьей кожи и соломы. Нередки были случаи, когда в качестве головного убора женщины использовали часть полы, которую накидывали на голову. Мужчины часто использовали край тоги в этих целях.

До I века до н.э. у мужчин считалось почетным иметь длинную бороду и волосы, однако позднее, с наступлением новой эры, модными стали короткие стрижки и гладко выбритые лица.

Прически женщин Древнего Рима, как и у современных представительниц прекрасного пола, отличались разнообразием видов. Одни дамы завивали свои волосы в локоны, другие же заплетали длинные косы или спускали шевелюру на шею, поднимали на макушку, оборачивали косы вокруг головы и т.д. Кроме того, многочисленные виды причесок очень часто дополнялись модными аксессуарами наподобие кокошников, а также шпильками, венками или диадемами.

Аксессуары у жителей Рима

Период становления и расцвета Римской Империи ознаменовался бурным экономическим развитием и общественным подъемом. Люди начали жить в достатке, поэтому возникла необходимость дополнять повседневную одежду какими-либо оригинальными украшениями. Так, на мужчинах можно было увидеть большие перстни, медальоны и пряжки. Женщины часто надевали на платья броши из драгоценных камней и ценных пород дерева, а на пальцы надевали много колец.

Уход за телом

Во всем мире известно, что главными любителями гигиены в период античности были римляне. Одежда их стиралась в акведуках. Многие жители города имели доступ к различным косметическим средствам, среди которых – вещества для окраски волос, ароматические масла, искусственные зубы, накладные брови, краска для тела и многое другое. Очень популярно было использовать рабов-косметологов, которых называли косметами и тонсоросами.

fb.ru

Древние римляне: одежда и быт

Существовало ли понятие моды в дохристианские времена? Была ли прежде мода на одежду? Посмотрите на статуи императоров и богов, которые сохранились в музеях Ватикана – так выглядели и одевались древние римляне. Одежда их отличалась изысканностью драпировок и простотой силуэта. Кто придумал эти наряды? Занимался ли кто-либо одеждой с точки зрения сословной принадлежности и материального положения? Имели ли различия одеяния знатных особ и простолюдинов? А может быть, древние занимались только войнами и философией и носили на теле исключительно лишь простые полотнища необработанной ткани, ведь и у римлян, и у греков был культ красивого тела?

Интерес к истории никогда не угаснет

Уже около восемнадцати веков прошло с тех пор, как канули в Лету великие античные цивилизации, а мы продолжаем интересоваться тем, какой была одежда древних римлян, как был устроен их быт, как они вели свои дела и чем занимали досуг. За давностью лет очень многое позабылось и стёрлось из памяти человечества, однако сохранившиеся труды философов, поэтов, мифология, фрески, кое-какая утилитарная и ритуальная утварь, женские и мужские украшения, оружие, памятники архитектуры и искусства позволяют делать определённые выводы и строить предположения о жизни на берегах Средиземного и Чёрного морей — в Малой Азии, на Апеннинах и Балканах.

Существовала ли мода в древности?

Мода, конечно, была и тогда. Не обошла она стороной как Древнюю Грецию, так и Древний Рим. Одежда римлян и греков отнюдь не была лишь средством согреть замёрзшие тела. Она отвечала, скорее, эстетическим потребностям, нежели физическим.

Древние римляне, одежда которых во многом заимствована у греков, привнесли в неё долю аскетизма и практичности. Активно украшать свои наряды драгоценностями римляне стали лишь на закате империи, когда разврат и прочие плотские увлечения взяли верх над разумом и патриархальными традициями отцов.

Что представляет собой одежда древних римлян и греков? 2 класс средней школы познакомил нас с ней ещё в детстве. Это туники и тоги, которые свободно облегают тело, не сковывая движений. Старинные амфоры для вина и оливкового масла, найденные на раскопках, сохранили рисунки с сюжетами на бытовые и батальные темы. Глина и металл оказались более долговечными, нежели ткани. Но, судя по изящным драпировкам, материалы, из которых делалась одежда древних римлян и греков, были тонкими и пластичными.

Из чего делали ткани для одежды?

Какое сырьё использовалось в ткацком производстве? С большой долей вероятности можно сказать, что это хлопок, лён и шерсть. Шёлка римляне не знали, вплоть до 1 века до нашей эры. Потом из Китая завезли ткань из дикого шёлка, но она не прижилась. В начале 1 века нашей эры в Риме появилась ткань нового типа – из смешанных волокон шёлка с хлопком, а также из шёлка со льном. Из того же Китая начали привозить шёлковую пряжу, а римские ткачи стали делать из неё материю. Возможно, кроме перечисленных, ткани для одежды делали и из других волокон, например конопли, пальмы, крапивы и пр. Нити из этих растений не слишком прочны и красивы в изделии. Исследователи обнаружили шерсть бобра, верблюда и нити из волокнистого асбеста в тканях, которые делали древние римляне. Одежда, в ткань которой вотканы волокна асбеста, по-особенному драпируется и очень красиво сверкает на солнце.

Особенности отношения к одежде у воинов древних победоносных армий

Из Египта пришла мода на изделия из кожи. Египетские кожи отличались тонкостью выделки и стойкостью краски. Римские воины облачались в кожаные доспехи, а греки воевали обнажёнными. На этот счёт у историков нет полного согласия. Фрески, изображающие сражения, показывают воинов без одежды, однако при раскопках были найдены бронзовые доспехи, датируемые тем же периодом.

Брюк римляне не носили, считая их варварской одеждой, однако во время походов вглубь Европы, где погодные условия были суровее, чем на Апеннинах, римские воины вынуждены были освоить ношение брюк. Об этом осталась память в виде рисунка на колонне Траяна – на ней римские легионеры в узких, немного ниже колен бриджах.

О том, как называется одежда древних римлян, написано в трудах Вергилия, Сенеки, Цицерона и других. В те времена мода не была так изменчива и скоротечна, как теперь. Поскольку на Рим большое влияние оказали этруская и древнегреческая цивилизации, то быт и одежда древних римлян и греков во многом схожи.

Тога

Тога относится к числу несшиваемой одежды. Это верхняя одежда древних римлян. Она представляет собой полотно, прямое по одной стороне и закруглённое по другой – выглядит, как обрезанный овал. В тогу заворачивались днём, используя её в качестве верхней одежды, а также и ночью, расстилая её на ложе по типу простыни, или укрывались тогой, как покрывалом.

До 4 века до нашей эры тога была принадлежностью как мужского, так и женского гардероба. Впоследствии – только мужского. Не граждане не имели права на ношение тоги. Надо заметить, что для облачения в этот лоскут требовался помощник, в те времена – раб. Мужская одежда древних римлян аристократического сословия не отличалась стремлением к аскетизму. Такой менталитет ближе греческой цивилизации. Римляне любили роскошь и плотские удовольствия. Тоги римских патрициев были шириной до двух метров, а длиной – до 6. Раб, умевший особенно красиво расположить складки, стоил дорого. По правилам требовалось, чтобы правое плечо и часть груди оставались открытыми, а с левой стороны располагалась полоса орнамента.

Император носил пурпурную тогу. Кроме него облачиться в этот цвет имел право ещё и полководец-триумфатор. Иногда тогу украшали вышитые на ней пальмовые ветви. Полосатая тога с пурпурной каймой была принадлежностью гардероба авгуров и саллиев, то есть духовенства или жреческого сословия.

Чёрная тога считалась траурной и надевалась как символ скорби по умершему родственнику.

Туника

Надо сказать, что женская одежда древних римлян не отличалась сложностью кроя. Она была так же лаконична, как и мужская.

Трудная в ношении и требующая большого количества дорогой тонкой ткани, тога в первые века нашей эры совсем вышла из моды, а туника пережила создавшие её цивилизации, прочно закрепившись в наших гардеробах.

Туника – платье т-силуэта, которое носили женщины и мужчины всех сословий. Женщины шили себе туники длиной до щиколоток, иногда с длинными рукавами. Богатые аристократки надевали по несколько прозрачных туник, одну поверх другой. Одна из них могла быть из плиссированной ткани.

Аксессуары

В качестве аксессуаров использовали пояса, расшитые камнями, монетами или перламутром. На шею надевали большое ожерелье, ложившееся на плечи, спину и грудь наподобие кокетки. В отличие от гречанок, римлянки мало внимания уделяли декоративной отделке ткани вышивкой. А вот украшений они носили не меньше. Кроме шейных ожерелий и поясов, они украшали себя браслетами, кольцами и серьгами. Золото было мерилом достатка и положения в обществе.

Нижнее бельё

Нередко прежде, чем надеть тунику, римляне оборачивали тканью грудь и бёдра. На одной из фресок Виллы Дель-Казале изображены женщины в бикини. Предполагается, что это прообразы современного нижнего белья. Однако в то время это было одеждой для занятий спортом. Несмотря на тёплый климат, смена сезонов всё же ощущалась. Древние римляне, одежда которых делалась из шерсти, льна и хлопка и не различалась покроем, в холодное время года носили по несколько слоёв шерстяных туник.

Хитон

Странно, что римляне не переняли у греков обычай носить хитоны. Это очень удобное одеяние, которое не сшивалось, а соединялось на плечах пряжками-фибулами. Долгое время считалось, что греки носили только белую одежду. Это не так. Белый цвет, действительно был одним из любимейших, но отбеливание тканей было трудоёмким и длительным. По этой причине белые хитоны относились к разряду праздничных.

В обычные дни греки носили разноцветные и очень яркие наряды. В качестве красителей использовали минералы, растения и морских моллюсков. Последние служили источником для получения пурпурного пигмента. Греки раньше римлян начали носить шёлк, хотя он и стоил очень дорого, так как привозился с Востока. Пурпурные шёлковые хитоны носили только очень богатые люди.

Несмотря на то что одежду не сшивали, а только скалывали, низ хитона не должен был лохматиться. Это было признаком траура или материальной нужды, что считалось позором. Нижний край подгибали и аккуратно закрепляли, чтобы нитки не торчали наружу. Хотя эту работу выполняли рабы, греческие женщины с детства обучались всевозможным рукоделиям.

Даже самые богатые и знатные эллинки умели шить, вышивать гладью и крестиком, готовить еду и ухаживать за домочадцами.

Верхняя одежда

Ходить вне дома в одном хитоне было неприлично. Сверху всегда надевали плащ. Мужской плащ – гиматий или хламис был не так наряден, как женский, и делался из более грубой ткани. Женский – пеплос или хлайна – это всегда произведение искусства. Поскольку эллинки редко покидали пределы своего дома, то пеплос отделывали самыми красивыми бусинами и тесьмой, тщательно продумывали драпировку и вышивку. Для утяжеления и создания устойчивых фалд в определённых местах в ткань вшивали грузики – монетки или камешки — и декорировали их маленькими кистями.

Парикмахерское искусство античности

Греция славилась своим парикмахерским искусством. Причёски делали профессионалы. Они красиво стригли волосы, затейливо заплетали и укладывали. Более того, греки красили волосы. Куртизанки осветлялись, а семейные женщины, наоборот, окрашивали волосы в более тёмные оттенки. Причёска была составляющим элементом всего образа и гармонично вписывалась в ансамбль. В Греции берёт начало мода на парики. Их делали из натуральных волос, и модницы имели по несколько разных париков.

Образование как главная движущая сила общества

Римляне придавали большое значение образованию. По достижении семилетнего возраста детей определяли в школы. В некоторых из них практиковалось совмещённое обучение для обоих полов. Образование девочек считалось не менее важным, чем образование мальчиков. Именно из римской традиции пришла система трёхступенчатого образования – начального, среднего и высшего. В 18 лет юноши призывались на воинскую службу.

Состоятельные семьи делали упор на дополнительном домашнем обучении, для этой цели в качестве учителей приобретались образованные рабы, преимущественно из Греции. Рабы также посылались для получения нужного их хозяевам образования. Они часто становились управляющими владений своих хозяев, выполняли чиновничью работу в государственных бюрократических учреждениях.

Впоследствии вольноотпущенные рабы заняли управленческие посты в Риме, вытеснив с законных должностей титульных граждан. Преимущества рабов перед римлянами выражались в том, что они, имея хорошее образование, не чурались никакой работы, а в системе управления и законодательстве постепенно стали разбираться гораздо лучше, чем коренные римские граждане.

Этот перекос демократического устройства общества и определил дальнейшую судьбу Империи.

fb.ru

Шокирующие факты из жизни и быта Древних римлян

1. В Древнем Риме, если пациент умирал во время операции, врачу отрезали руки.

2. В Риме во времена республики брат имел законное право наказать свою сестру за непослушание, занявшись с ней сексом.

3. В Древнем Риме группу рабов, принадлежащих одному человеку, называли… фамилией

4. Среди первых пятнадцати римских императоров один только Клавдий не имел любовных связей с мужчинами. Это считалось необычным поведением и высмеивалось поэтами и писателями, которые говорили: любя только женщин, Клавдий сам стал женоподобным.

5. В римском войске солдаты жили в палатках по 10 человек. Во главе каждой палатки ставился старший, которого называли… деканом.
6. В Древнем мире, как и в Средневековье, не было туалетной бумаги. Римляне использовали палку с тканью на конце, которую мокали в ведро с водой.

7. В Риме богатые граждане жили в домах – особняках. В дверь дома гости стучали колотушкой, дверным кольцом. На пороге дома была выложена мозаичная надпись “сальве” («добро пожаловать»). Некоторые дома вместо собак охраняли рабы, привязанные к кольцу в стене.

8. В Древнем Риме знатные господа в качестве салфеток на пирах использовали кудрявых мальчиков. Вернее, конечно, использовали только их волосы, о которые вытирали руки. Для мальчиков же считалось невероятной удачей попасть на службу к высопоставленному римлянину в качестве такого «столового мальчика».

9. Некоторые женщины в Риме пили скипидар (несмотря на риск смертельного отравления), так как он придавал их моче запах роз.

10. Традиция свадебного поцелуя пришла к нам из Римской империи, где молодожены в конце бракосочетания целовались, только тогда поцелуй имел другое значение -он означал своего рода печать под устным договором о браке.Так сделка о браке была действительна

11. Популярное выражение «вернуться в родные Пенаты», означающее возвращение в свой дом, к домашнему очагу, правильнее произносить по-другому: «вернуться к родным Пенатам». Дело в том, что Пенаты — это римские боги-хранители домашнего очага, и каждая семья обычно имела изображения двух Пенатов рядом с очагом.

12. Жена римского императора Клавдия, Мессалина, была настолько похотлива и развращена, что поражала этим ко многому привыкших современников. По свидетельству историков Тацита и Светония, она не только содержала в Риме публичный дом, но и сама там подрабатывала проституткой, лично обслуживая клиентов. Она даже устроила соревнование с другой известной проституткой и выиграла его, обслужив 50 клиентов против 25.

13. Месяц август, который ранее называли Sextillis (шестой), был переименован в честь римского императора Августа. Январь назвали в честь римского бога Януса, который имел два лица: одно смотрящее назад – в прошлый год, а второе глядело вперед — в будущее. Название месяца Апрель произошло от латинского слова «aperire», что означает открывать, возможно, из-за того, что в этот месяц открываются бутоны цветов.

14. В Древнем Риме проституция не только не была незаконной, но и считалась обычной профессией. Жриц любви не покрывали позором и презрением, поэтому им не нужно было скрывать свой статус. Они свободно расхаживали по городу, предлагая свои услуги, а чтобы их было легче выделить из толпы, проститутки носили обувь на высоком каблуке. Больше никто каблуки не носил, чтобы не вводить желающих купить секс в заблуждение.

15. В Древнем Риме существовали специальные бронзовые монеты для оплаты услуг проституток — спинтрии. На них были изображены эротические сюжеты — как правило, люди в различных позах в момент полового акта.

fishki.net

Одежда древних римлян

Римляне, особенно знатные и богатые, очень много внимания уделяли своему внешнему виду. По тому, как одет человек, можно было определить его социальное положение и род занятий.

Мужская одежда

Туника — 1; тога — 2; паллиум — 3; лацерну — 4.

Туника была всесословной одеждой, которую носила вся Италия от нищего раба и простого солдата до богатого всадника и знатного сенатора. Она представляла собой шерстяную рубаху без рукавов или с короткими, не доходившими до локтя рукавами. Тунику подпоясывали и одергивали так, чтобы спереди она спускалась чуть ниже колен, а сзади доходила до коленного сгиба. Рабы, солдаты и путешественники могли носить более короткие туники. Состоятельные римляне, не занимавшиеся физическим трудом, носили белые туники, у крестьян, ремесленников и рабов 60 они были темными, немаркими. Для защиты от ветра и дождя использовали различные плащи: паллиум, кусок мягкой ткани, который набрасывают на плечо и обворачивают вокруг талии, или лацерну, широкий открытый плащ длиной до колен, часто с капюшоном.

В одной тунике по улицам Рима ходили обычно рабы и бедняки, знатные и богатые римляне обязательно надевали сверху тогу, право на ношение которой имели только римские граждане. Тога представляла собой большой кусок шерстяной материи в форме эллипса, длина ее могла достигать 6 м. Тогу надевали в несколько приемов, и облечься в нее самостоятельно, без чужой помощи, было невозможно. С конца I в. до н.э. в составе городской прислуги держали рабов-специалистов, умевших расправлять и укладывать складки тоги. Неумело надетая тога вызывала усмешки окружающих. С течением времени тога из символа римской гражданственности превратилась в одежду, которую надевали только при исполнении официальных и служебных дел.

Женская одежда

Туника — 5; палла — 6.

Одежда женщин состояла из нижней длинной туники, которая стягивалась поясом под самой грудью, и стблы — верхней туники, доходившей до ног, с множеством складок и короткими рукавами. На талии стбла повязывалась поясом. Выходя из дома, женщина набрасывала на себя паллу — длинную широкую шаль, в которую можно было закутаться с ног до головы.

Обувь

Рабы и крестьяне носили в ненастье деревянные башмаки, а в сухую погоду — легкие сандалии, которые сами плели из веревок. С тогой полагалось надевать высокие башмаки с ремнями, полностью закрывавшими ногу. Такие же башмаки, только из мягкой и цветной кожи, носили женщины.

Прически

Мужчины стригли волосы в соответствии с требованиями моды то чуть меньше, то совершенно коротко. Усы и бороду они гладко брили, хотя без применения мыла и горячей воды это было очень неприятно и болезненно. Женщины носили длинные волосы, тратя иногда по многу часов в день, чтобы из кос, завитых локонов, лент и шиньонов создать сложные прически по моде тех лет. С конца I в. до н. э. многие состоятельные римлянки стали красить волосы и носить парики.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Души и лица древних римлян

Взгляните. Это — великий фараон Хафра, строитель второй по величине пирамиды Египта. Его лицо — воплощение молодости, божественной безмятежности и спокойствия. Жизненные невзгоды никак не отражаются на лице сына бога Гора. Он не смотрит на вас, он, со снисходительной улыбкой, устремляет свой возор в вечность, куда-то вдаль. Оно и понятно. Так должно быть. Таков должен быть образ Великого Царя Верхнего и Нижнего Египта.

А вот Перикл — великий стратег Афин V в.до н.э. Черты его лица безупречно симметричны. Лицо молодо, точнее, без возраста, веки слегка приопущены, выражая, таким образом, и усталость, и задумчивость. Но попробуйте «прочитать» биографию этого человека на его лице. Ее нет. Жизнь Перикла — сложная, бурная — никак не отпечаталась на этом мраморном лице. Это тоже понятно. Как верили древние греки, в красивом теле — красивый дух, тело является  отражением души. Физические недостатки — это отражение душевных изъянов. У стратега Афин таковых быть не может или не должно быть. Поэтому на нас смотрит лицо без времени и без биографии, что роднит образ Перикла с образом Хафры, жившего почти за 20 столетий до него.

Александр Великий. Покоритель Персии, завоеватель половины мира. Его образ навсегда остался образом юноши. Со всех его изображений на нас смотрит молодой полубог, сын Зевса. Мы не увидим в этом лице буйный, необузданный нрав царя Македонии. Это тоже лицо из вечности.

А это кто? Булочник? Пенсионер? Кулачный боец? Цепкий бизнесмен, который своего не упустит? Мафиози? Нет. Это Божественный Тит Флавий Веспасиан, римский император I в.н.э., автор бессмертного афоризма «деньги не пахнут». Контраст с предыдущими бесстрастными ликами поразителен. Сжатые губы, складки у переносицы, мощный подбородок, полнота. Этого человека я мог бы встретить где-то на улице. Где его божественность? Где разговор с Вечностью и Богами?

Эта особенность древнеримской портретной скульптуры неизменно поражает меня. Римляне, кажется, единственные из народов древнего мира, относились к изображению земных людей с предельным реализмом и психологизмом. Римский скульптор безжалостен по отношению к своему заказчику, и неважно, император это или простой человек. Скульптор не просто перенесет на камень лицо человека с фотографической точностью, он еще постарается передать характер этого человека. Такое ощущение, что римляне где-то до II в.н.э. вообще не могли как следует идеализировать человека. Вот, например, попытались того же Веспасиана изобразить в образе Юпитера. Получилось черти что. Небожественный лик небожественно непропорционально водружен на тело, словно украденное из греческого храма.


Впрочем, подобная карикатурность в данном случае подходит Веспасиану, который, будучи смертельно больным, пошутил: «Кажется, я становлюсь богом» (императоров в Риме обожествляли).

Взгляните в эти лица — это же фактически фотографии. Живые лица не полубогов, не властелинов мира с тщательно отретушированными лицами и заглаженными морщинами — а простых людей, которые по каким-то причинам дорвались до власти. Никакого ботокса. Никакого фотошопа — биография и характер отражен на лицах.

Этот одутловатый человек со слегка глуповатым и совершенно невоинственным

выражением лица — Помпей Великий, главный противник Юлия Цезаря. У меня есть неуловимое ощущение, что где-то я этого человека видел — в наше время. Нельзя было придать этому простоватому образу что-нибудь героическое? Ну, там, суровое непреклонное выражение лица, например?

Нельзя.

А это сам Юлий Цезарь.
Правда, морщины ему слегка уже подгладили (отчасти потому, что в бронзе складки лица передать труднее), но… Он тоже далек от полубога.

Нерон, император. Необузданный правитель с явно истерическими чертами характера и демонстративным поведением, читавший гомеровские строки «будет некогда день, и погибнет священная Троя, с нею погибнет Приам, и народ копьеносца Приама!», гляда на зарево чудовищного пожара, пожиравшего Рим.

Каракалла, император. Убил брата-соправителя, уничтожил множество сенаторов, которых заподозрил в симпатиях к своему брату, убил свою жену Плавтиллу, дочь самого Марка Аврелия. Убит 8 апреля 217 года.

Максимин Фракиец, император. «Максимин хотел, чтобы везде царила железная дисциплина; сообразуясь с ней, он желал исправлять также и гражданские порядки, а это не к лицу императору… Он был убежден в том, что власть нельзя удержать иначе, как жестокостью. Вместе с тем он опасался, как бы вследствие его низкого, варваского происхождения его не стала презирать знать… Для того, чтобы скрыть свою незнатность, он приказал уничтожить всех, что знал об этом» (древнеримский историк  Юлий Капитолин). Убит в 238 году вместе с сыном-соправителем.

Это не Харрисон Форд, хотя сходство — просто потрясающее. Филипп Араб. Один из многочисленных императоров середины III в.н.э., когда шла яростная борьба за власть, чуть не уничтожившая империю. Взял власть в 244 году, и правил в непрерывной борьбе и в нерпрерывном страхе за свою жизнь — от ножа убийцы, на поле сражения. Убит в 249 году вместе с сыном-соправителем, в сражении под Вероной собственным же полководцем.

Пертинакс, император. Взял власть после убийства Коммода, сына Марка Аврелия, в 193 году. Обуздал преторианцев — императорскую гвардию — запретив им заниматься грабежом и разбоем. Был убит преторианцами в том же 193 году.

Впрочем, что только про императоров… Взгляните в другие, не императорские, лица.
          

Слева — не Рамзан Кадыров, а какой-то аристократ II в.н.э.. А справа — ростовщик, живший во времена Веспасиана. Мой любимый портрет.

        

К сожалению, к середине III в.н.э гражданские войны, сотрясавшие Римскую империю, привели к упадку культуры. Скульптора уже меньше интересует внутренний мир своего героя. Да и техника исполнения начинает сильно страдать. Лица становятся все схематичнее и условнее, жизнь и эмоции покидают лица древних римлян, запечатленные в камне. Взгляните на эти два портрета ниже, оба — императорские. Тот, что слева, еще хранит следы технического мастерства, но психологизма  почти нет. Это вторая половина III в.н.э. Справа — IV  в.н.э. Мастерство умерло. На нас смотрит маска, но не лицо. Душа Рима погибла.



tumbalele.livejournal.com

как выглядели древние римляне. цвет кожы рост цвет волос и были ли они похожы на новременных итальяшет и ли на европейцев

как выглядели древние римляне. цвет кожы рост цвет волос и были ли они похожы на новременных итальяшет и ли на европейцев

  1. Предки латинов пришли в Центральную Италию с Севера из Альпийского региона. Об этом говорит и фактор ИЕ-зации Италии (хотя он имел диффузный характер), об этом говорит и лингвистический фактор (наличие в латыни соответствующей лексики), об этом говорит и сравнение расового типа римлян как с автохтонами Италии, так и с автохтонами Альп.
    Если учитывать, что наиболее вероятной родиной латинов являются юго-восточные склоны Альп, то можно провести сравнение между вышеуказанными данными римлян и данными современных итало-швейцарцев потомков автохтонов Альп (регион Тичино).
  2. Вы в интернете или почему? :))))
  3. Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота таковы основные черты идеала, сформировавшегося на ранних стадиях римского государства. Внешние облики гречанок и римлянок во многом сходны.
    Римские матроны пользовались большими правами и уважением в обществе, чем женщины в Древней Греции.
    В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью. Идеальным колоритом внешности римлян считался светлый, особенно после того, как в Риме появились белокурые рабы германцы. Волосы окрашивали в светлые золотистые тона или носили парики такого цвета.
    Туника и тога -основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему художественному и конструктивному решению от греческого хитона и гиматия, однако имели много общих черт. Тоге римляне придавали глубоко символическое значение, Римский поэт Вергилий написал в своей Энеиде : Владыки мира — народ, одетый в тоги . Иностранцы и рабы не имели права носить тогу.
  4. как конкретно выглядели древние римляне, этого вам уже никто и никогда не расскажет доподлинно. Во всяком случае, можно точно сказать, что современные египтяне, явно выглядят не так, как их изображали на своих фресках древние сородичи. Вероятно тоже самое и с римлянемя. Учитывая что РИМ в далеком прошлом был достаточно воинственным не удивительно, что все древние изображения повестуют просто о каких то физических монстрах, В реальности интальяшки далеко не такие ГЕРАКЛЫ, как их изображали, Так что — все искусстно достаточно абстрактная вещь. Более того, древние скульпторы РИМА изображали обнаженные тела очень идеалистично, Скорее всего это было связано с диким поклонением к идеальным формам. На самом же деле. В природе нет идеально сложенных людей. Точнее их минимум. Так что делайте выводы)))
  5. древние римляне — выглядели как — древние римляне
  6. Они были светловолосые и голубоглазые! Не похожи на современных итальянцев!
  7. Чем то.. . Может быть.. . На итальянцев.. . Только намного более физически развиты были.
    А рисовали — идеализировали.
    И согласна с одним из написавших-вам этого никто не скажет ( так, чтобы это было 100 процентов)
  8. Метр шисят ростом, смуглая кожа. Итальянцев не видел поэтому хз похожи или нет

4u-pro.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *