Шведсий истребитель СААБ JA-37 ВИГГЕН фото

Получив весьма удачный истребитель-перехватчик СААБ J 35 «Дракен», ВВС Швеции поставили перед промышленностью задачу создать новый многоцелевой самолет, способный составить основу боевой авиации в 1970-1990-е годы, им стал СААБ самолет JA-37 ВИГГЕН фото. Ключевым требованием являлись хорошие взлетно-посадочные характеристики, в т. ч. способность базироваться на участках автострад.

СААБ 37 в полете во время ежегодных учений BALTOPS. 1985 год

Предварительные проработки облика новой боевой машины специалисты фирмы «СААБ» начали в 1958 году. Рассмотрев несколько вариантов аэродинамической компоновки, остановились на схеме «утка» (с передним расположением горизонтального оперения) с дельтовидным крылом достаточно большой площади. Испытания прототипа СААБ 37, начавшиеся 8 февраля 1967 года, полностью подтвердили расчеты проектировщиков: «Вигген» (в переводе со шведского — «удар грома»), будучи сверхзвуковым самолетом, имеет посадочные характеристики хорошего дозвукового.

Кокпит и воздухозаборник СААБа JA 37 Viggen

Определенную проблему представлял выбор силовой установки — шведская промышленность не могла предложить ничего подходящего. Пришлось обратиться за помощью к американцам, купив у них лицензию на гражданский двухконтурный ТРДД «Пратт энд Уитни» JT8D-22. Мотор, получивший обозначение RM8A, был существенно доработан — шведские специалисты дополнительно спроектировали форсажную камеру, доведя тягу до 11 800 кгс (RM8A стал одним из наиболее мощных реактивных двигателей для своего времени).

При длине 6,1 м и диаметре 1,35 м RM8A является одним из самых крупных двигателей, устанавливавшихся на истребителях — больше только советский Р-15 (самолеты МиГ-25)

Весьма современным стало бортовое оборудование СААБ 37 — он являлся первым в мире боевым самолетом, оснащенным цифровым компьютером, способным обеспечивать навигацию, управление оружием, контроль за выработкой топлива, а также управление информационным полем кабины летчика. JA-37 ВИГГЕН получил моноимпульсный радар PS-37, способный работать в режимах «воздух — воздух», воздух — земля» и картографирования местности, а также дополнительный навигационный доплеровский радар «Декка» 72. Несмотря на некоторые проблемы, результаты испытаний прототипов признали в целом успешными.

бортовой компьютер SAAB 37, первый в мире боевой самолет, оснащенный цифровым компьютером

Уже в 1968 году было заказано 175 СААБ 37, а 23 февраля 1971 года поднялась в небо первая серийная машина.

СААБ самолет JA-37 ВИГГЕН фото модификации.
AJ-37 — истребитель- бомбардировщик. На семи наружных узлах (три под фюзеляжем, четыре под крылом) возможна подвеска до 5000 кг боевой нагрузки, может применять ПКР с радиолокационными ГСН Rb.04, УР «воздух — земля» с радиокомандным наведением Rb.05, а также американские УР аналогичного назначения «Мэверик», НАР и авиабомбы. Для самообороны возможна подвеска УР «воздух — воздух» Rb.24 («Сайдвиндер») или Rb.28 («Фалкон»).

Встроенное вооружение отсутствует, но возможна подвеска контейнера с 30-мм пушкой «Аден». Всего построено 110 самолетов, заменивших истребители — бомбардировщики А-32 «Лансен». SK-37 — учебно-боевой самолет, единственный двухместный в семействе «Виггенов». Для устройства второй кабины пришлось уменьшить запас топлива и отказаться от РЛС PS-37. В 1973 году построено 18 единиц.

СААБ 37 на взлете

SH-37 — самолет-разведчик, оптимизированный для действий над морем. Оборудован модифицированной РЛС PS-371, а также АФА. Может применять тот же ассортимент оружия, что и AJ-37. В 1974 году выпущено 26 машин, заменивших S-32C. SF-37 — фоторазведчик без РЛС. В удлиненном носовом обтекателе размещены шесть АФА и инфракрасная станция. В 1975 году построено 26 штук, заменивших S-35 «Дракен».

фото самолет сааб

JA-37 — истребитель- перехватчик, отличающийся более мощным двигателем RM8B, новой РЛС PS-46, наличием встроенной пушки и возможностью применять УР «воздух — воздух» средней дальности. В 1980-1990 годах построено 149 единиц.

«Вигген» в музее ВВС Швеции. Линчепинг, 2008 год

«Вигген» служили только в ВВС Швеции — все попытки экспортировать их оказались неудачными (главная причина противодействие США — ведь на «Виггене» стоял двигатель американского происхождения). Ударными AJ-37 укомплектовали три флотилии: F6 (две АЭ), F7 (три АЭ, а также эскадрилья учебно- боевых SK-37) и F15 (две АЭ). По две АЭ JA-37 вошло во флотилии F4, F16 и F21, по одной — в F13 и F17.

Разведчики были распределены по трем эскадрильям во флотилиях F13, F17 и F21 (каждая располагала смешанным парком из SH-37 и SF-37). В 1990-е г. часть «Виггенов» подверглась модернизации. В 1993-1998 г-х 48 самолетов AJ-37 и 25 SH-37 приспособили для применения новых ПКР RBS-15F, УР «воздух — воздух» Rb.74, а также модернизировали бортовое оборудование. Аналогичные доработки прошли и 13 SF-37, но они не могли нести ПКР RBS-15F. Доработанные модели получили обозначение AJS-37, AJSH-37 и AJSF-37.

Схема окараски ВВС Швеции

В тот же период 35 перехватчиков модернизировали до уровня JA-37D, приспособив для применения УР «воздух — воздух» AIM-120. Уже 1990-е годы «Виггены» начали заменяться новыми JAS-39 «Грипен». Последние JA-37 служили во флотилии F21 до 2004 года.

СААБ самолет JA-37 ВИГГЕН характеристики

  • Тип: одноместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик
  • Двигатель: ТРДДФ «Вольво» RM8B
  • максимальной тягой 7350 кгс (на форсаже — 12 750 кгс)
  • Размеры, м: длина: 16,4, высота: 5,9
  • размах крыла: 10,6, площадь крыла, м2:46,0
  • Вес, кг: пустого самолета: 9500
  • нормальный взлетный: 17 000
  • максимальный взлетный: 20 000
  • максимальная скорость, км/ч: 2230
  • дальность полета, км: 2000
  • практический потолок, м: 18 000

Вооружение:

  • 30-мм пушка «Эрликон» КСА (боекомплект 126 снарядов),
  • 6 х УР «воздух — воздух» (2 средней дальности Rb.71 «Скайфлэш» и 4 малой дальности Rb.74 «Сайдвиндер»)
  • возможна подвеска до 5000 кг бомб.

SAAB 37 служили только в ВВС Швеции — все попытки экспортировать их оказались неудачными.

toparmy.ru

Шведский многоцелевой самолет «Вигген»

Расширяя производство авиационной техники, Швеция стремится сохранить и расширить завоеванные свои позиции на международном рынке по продаже вооружений в другие страны и полностью обеспечить потребности своих ВВС. За последние годы она выдвинулась в ряд передовых стран по разработке и производству военных самолётов.

Иностранная печать сообщает, что к настоящему времени шведская самолётостроительная промышленность имеет большой опыт по строительству современных боевых самолетов различного назначения. Отмечается, в частности, что созданный шведской фирмой SAAB тактический истребитель VJ-37 «Вигген» и его модификации, вполне отвечают требованиям, предъявляемым к современным боевым самолетам, и могут составить серьезную конкуренцию американским, французским и некоторым другим самолетам на международном рынке.

Создание самолетов «Вигген» началось в 1965 году по заказу министерства обороны Швеции и в соответствии с тактико-техническим требованиями, разработанными специалистами ВВС страны. Первоначально был построен тактический истребитель AJ-37, а затем на его базе началась разработка учебно-тренировочного самолета SK-37, разведывательных самолетов SF-37 и SH-37 и истребителя-перехватчика JA-37. Самолёты AJ-37 и SK-37 уже состоят на вооружении ВВС Швеции, а поступление других ожидается в недалеком будущем. По сообщениям зарубежной печати, эти самолеты должны удовлетворить потребности ВВС Швеции до начала 90-х годов.

Тактический истребитель AJ-37

AJ-37 «Вигген» — это одноместный всепогодный самолет, предназначенный в основном для нанесения ударов по наземным объектам, но он может также использоваться и для перехвата воздушных целей. Со временем он заменит в ВВС Швеции устаревшие самолеты A-32A «Лансен».


Тактический истребитель AJ-37 «Вигген» с двумя подвешенными управляемы­ми ракетами RЬ04Е в полете

Самолет AJ-37 выполнен по аэродинамической схеме «утка», что, по мнению иностранных специалистов, обеспечивает ему хорошую устойчивость и управляемость как при полетах на малых скоростях с большими углами атаки, так и при сверхзвуковых полетах на небольших высотах в условиях сильной турбулентности атмосферы.

Фюзеляж самолета цельнометаллический и имеет полумонококовую конструкцию. В передней его части расположена кабина летчика с системой катапультирования, с помощью которой он может покинуть самолет с любой высоты, в том числе при разбеге и пробеге самолета по ВВП при скорости не менее 75 км/ч.

Крыло самолета имеет дельтовидную фирму с переменной стреловидностью по передней кромке. На задней кромке крыла находятся двухсекционные элероны. Горизонтальное оперение, расположенное впереди и выше крыла, оснащено по всему размаху закрылками, имеющими максимальный угол отклонения 10°. Вертикальное оперение самолета состоит из киля с рулем направления. При размещении самолета в ангарах, наземных и подземных укрытиях с низким потолком вертикально расположенный киль может складываться.

В конструкции крыла, горизонтального оперения, закрылков, элеронов и руля направления использован сотовый заполнитель из металлической ленты.

Шасси самолета трехстоечное, с передней стойкой. Основные стойки убираются в корневые части крыла, а передняя — вперед, в фюзеляж. Давление воздуха в пневматиках передней стойки 10,9 кг/см2, а основных — 15,1 кг/см2. Шасси рассчитано на посадку без выравнивания с вертикальной скоростью снижения около 5 м/с.

На самолете установлен один турбореактивный двухконтурный двигатель RM8A с форсажной камерой. Он разработан на основе двигателя JT8D-22 шведской фирмой «Свенска флюгмотор» по лицензии и при сотрудничестве с американской фирмой «Пратт-Уитни». Тактико-технические характеристики двигателя RM8A: тяга на максимальном форсажном режиме 11800 кг и на максимальном режиме без включения форсажа 6700 кг; степень двухконтурности 1.07; суммарная степень повышения давления воздуха 16,5; расход воздуха 145 кг/с; вес 2310 кг.


Проекции самолета AJ-37

Для уменьшения дины пробега самолета двигатель снабжен устройством реверса тяги, которое смонтировано вместе с реактивным соплом. Это устройство состоит из трех поворотных створок, скользящей цилиндрической заслонки и трех периферийных щелей. В убранном положении поворотные створки образуют гладкую внутреннюю поверхность короткого цилиндрического эжектора.

На сверхзвуковых скоростях при работе на форсажном режиме периферийные щели автоматически перекрываются скользящей цилиндрической заслонкой. В результате в эжекторе, выполняющем в данном случае роль сверхзвукового реактивного сопла, происходит дополнительное расширение выхлопных газов.

На дозвуковых скоростях полета цилиндрическая заслонка открывает периферийные щели, и поступающий через них воздух увеличивает тягу двигателя.

Устройство реверса тяги срабатывает автоматически, когда передняя стоика шасси коснется ВПП (предусмотрено также и ручное включение). При этом поворотные створки перекрывают сопло двигателя, направляя выхлопные газы через периферийные щели вперед под углом 35°, что создает обратную тягу. Пробег самолета с включенным реверсом тяги около 500 м, а при выключенном — 1500 м.

Топливная система самолета включает четыре фюзеляжных и два крыльевых топливных бака. Для увеличения дальности действия самолета предусмотрена возможность подвески на центральном подфюзеляжном узле дополнительного топливного бака.

Бортовое радиоэлектронное оборудование самолета, общий вес которого около 600 кг, состоит из отдельных систем и приборов. Основными из них являются: РЛС поиска и прицеливания, система автоматического управления полетом, навигационная система, индикатор вертикальной обстановки с отображением информации на лобовом стекле кабины летчика, радиовысотомер, система предупреждения об облучении самолета сигналами РЛС. С помощью бортовой цифровой ЭВМ главные электронные системы объединены в единый комплекс. Эта ЭВМ позволяет решать различные задачи, в том числе: автоматическое вычисление текущих координат самолета, а также определение направления и расстояния до цели, контроль наличия топлива и расчет располагаемой дальности полета, подготовка и выдача данных для применения бортового оружия, расчет и выдача навигационных данных по заранее заданной программе или по желанию летчика, определение расчетных данных для захода на посадку, автоматическая проверка работоспособности бортового радиоэлектронного оборудования.

Вооружение самолета размещается на трех подфюзеляжных узлах подвески и четырех подкрыльевых (два под каждой консолью крыла). Самолет может нести (в различных вариантах) следующее вооружение: управляемые ракеты Rb04E и
Rb05A, предназначенные для нанесения ударов по морским и наземным целям, управляемые ракеты Rb24 и Rb28 класса «воздух—воздух», НУР калибров 135 и 75 мм, авиационные бомбы, мины, два контейнера с ЗО-мм пушками «Аден», контейнеры с разведывательной аппаратурой и аппаратурой РЭБ.

Учебно-тренировочный самолёт SК-37

Этот самолет создан на базе тактического истребителя AJ-37. Кроме основного предназначения, самолет SK-37 может использоваться для нанесения ударов по наземным объектам, ведения воздушной разведки и постановки радиопомех.

Конструктивно он отличается от AJ-37 наличием кабины инструктора, оборудованной на месте убранного переднего фюзеляжного топливного бака и составом бортового оборудования. В кабинах установлены катапультируемые сиденья, которые позволяют членам экипажа покинуть самолет на любой высоте полета и на земле при скорости самолета не менее 200 км/ч.

Чтобы улучшить обзор передней полусферы из кабины инструктора, на каждой стороне фюзеляжа установлен боковой перископ.

В связи с установкой второй кабины вместо фюзеляжного топливного бака общий запас топлива на самолете уменьшился по сравнению с самолетом AJ-37. Для получения приемлемой дальности полета на центральном подфюзеляжном узле подвески практически всегда устанавливается дополнительный топливный бак, из-за чего максимальная скорость полета самолета ограничена числом М=1,7.

Разведывательные самолёты SH-37 и SF-37

Оба этих самолета имеют такую же конструкцию, как тактический истребитель AJ-37, но отличаются от последнего и друг от друга составом бортового оборудования. Они разработаны с целью замены устаревших разведывательных самолетов S32C «Лансен» и S35E «Дракен». Самолет SH-37 предназначен для ведения разведки при полетах над морем, a SF-37 — над сушей. Они могут применяться днем и ночью в простых и сложных метеорологических условиях.

Разведывательная аппаратура самолета SH-37 включает обзорную РЛС, АФА и средства освещения цели при ночной съемке, а также АФА для перспективного фотографирования цели с больших дальностей, оптический прицел для наведения АФА. В состав разведывательного оборудования самолета SF-37 входят АФА для воздушного фотографирования с малых и больших высот, ПК аппаратура и средства освещения цели.

Кроме того, на обоих самолетах для увеличения дальности полёта подвешивается по одному дополнительному топливному баку, а для увеличения боевых возможностей по преодолению системы ПВО противника устанавливается аппаратура РЭБ и подвешивается по две управляемые ракеты класса «воздух—воздух».

Поступление самолетов SH-37 и SF-37 на вооружение ВВС Швеции ожидается в 1975—1976 годах и в 1977—1978 годах соответственно.

Перехватчик JA-37

Самолет JA-37 разрабатывается в первую очередь для перехвата воздушных целей, в том числе низколетящих. Считается, что его можно будет применять и для нанесения ударов по наземным обьектам. Этот самолет имеет те же размеры, что и самолет AJ-37, но отличается от последнего более мощным турбореактивным двухконтурным двигателем RMSB (тяга 12700 кг на максимальном форсажном режиме и 7310 кг на максимальном режиме без включения форсажа), составом вооружения и усовершенствованным радиоэлектронным оборудованием. Кроме этого, на самолете JA-37 усилена конструкция основного крьла, улучшена система демпфирования, увеличены емкость топливной системы и мощность сервоприводов элеронов.

Бортовое радиоэлектронное оборудование истребителя, как и на AJ-37, будет объединено в комплекс, который позволит быстро решать ряд задач, связанных с выполнением полетов на этом самолете. Главными элементами комплекса являются бортовая цифровая ЭBM, разработанная в США, а также система поиска и слежения за целями, основу которой составляет многофункциональная РЛС, созданная Фирмой «Эриксон».

Встроенная 30-мм пушка «Эрликон» (темп стрельбы 1350 выстр./мин, начальная скорость полета снаряда 1050 м/с) может использоваться против воздушных и наземных целей. В связи с установкой на самолете пушки нижняя часть его фюзеляжа несколько изменена по сравнению с самолетом AJ-37.

Кроме пушки, самолет JA-37 на подфюзеляжных и подкрыльевых узлах подвески сможет нести управляемые ракеты класса «воздух—воздух» с инфракрасными и радиолокационными головками самонаведения, управляемые и неуправляемые ракеты класса «воздух — земля», авиационные бомбы, контейнеры с разведывательной аппаратурой и аппаратурой радиопротиводействия, дополнительные топливные баки.

Как сообщает иностранная печать, министерство обороны Швеции, несмотря на то, что разработка истребителя JA-37 еще не завершена, уже в конце 1974 года заказало фирме SAAB первую серию из 30 самолетов. Поступление их на вооружение частей и подразделений ВВС Швеции ожидается в 1978—1979 годах.

www.zvo.su

viggen Википедия

Сааб 37 «Вигген» (швед. Saab 37 Viggen, viggen — удар молнии) — шведский многоцелевой истребитель третьего поколения. Разработан компанией SAAB в 1960-е годы для замены истребителя Saab 35 Draken[3]. В 1971 году принят на вооружение ВВС Швеции, где использовался до 2005 года. Первый в мире серийный военный реактивный самолёт с передним горизонтальным оперением (аэродинамическая схема биплан-тандем — «утка» с близкорасположенным передним крылом — схема, в которой основное крыло расположено в зоне скоса потока от переднего горизонтального оперения (ПГО)).

История создания

Тактико-технические характеристики

  • Модификация: AJ.37
  • Размах крыла, м: 10.60
  • Длина самолёта, м: 16.40
  • Высота самолёта, м: 5.90
  • Площадь крыла, м2: 52.20
  • Масса, кг
  • пустого: 9000
  • нормальная взлетная: 15480
  • максимальная взлетная: 20450
  • внутреннего топлива: 4750
  • Тип двигателя: 1 ТРДД Volvo Flygmotor RM-8A
  • Тяга, кН
  • нефорсированная: 1 х 65.70
  • форсированная: 1 х 115.52
  • Максимальная скорость,км/ч:
  • у земли: 1350 (М=1,1)
  • на высоте: 2195 (М=2,1)
  • Перегоночная дальность, км: 3000
  • Практическая дальность, км
  • на оптимальной высоте: 2150
  • у земли: 930
  • Боевой радиус действия, км: 500-1000
  • Скороподъёмность у земли, м/с: 192
  • Практический потолок, м: 15500
  • Макс. эксплуатационная перегрузка: 7.5
  • Экипаж, чел: 1
  • Вооружение: Нет встроенного пушечного вооружения
  • Боевая нагрузка: 5000 кг на 7 подвесках
  • На центральной подвеске:
  • Контейнер с двумя или одной 30-мм пушкой М/55 (Aden)
  • На 2 подфюзеляжных: 2 ПУ 6х135 НУР Bofors
  • На 2 внутренних подкрылевых: 2 ПУ 6х135 НУР Bofors или 2 ПКР Rb.04E (Rbs.15)или 2 УР воздух-поверхность Rb.05 (Rb.75)
  • На 2 внешних подкрылевых: до 16 лёгких бомб

Модификации

  • AJ 37 — первая серийная модификация. Ударный самолёт с возможностью применения в качестве истребителя. Выпущено 108 шт. (серийные номера 37001-37108).
  • AJS 37 — модернизация AJ 37. Модернизировано 49 самолётов, которые находились на вооружении до марта 2000 года.
  • Sk 37 — учебно-тренировочный самолёт. Конструктивно отличается от AJ-37 наличием кабины инструктора, оборудованной на месте убранного переднего топливного бака, и составом бортового оборудования.
  • SK 37E — постановщик помех, модернизированный Sk 37. Модернизированно 19 машин.
  • SH 37 — всепогодный разведывательный самолёт, предназначенный для ведения разведки над морем. От AJ-37 отличается носовой частью и составом бортового оборудования. С 1975 по 1979 гг. построено 27 самолётов (серийные номера 37900-37927).
  • AJSH 37 — Модернизация 25_ти SH 37, проведена в период с 1993 по 1997 гг.
  • SF 37 — всепогодный фоторазведчик. От AJ-37 отличается носовой частью и составом бортового оборудования. Построено 28 самолётов (серийные номера 37950-37977).
  • AJSF 37 — Модернизация 25_ти SF 37, проведена в период с 1993 по 1997 гг.
  • JA 37 — истребитель-перехватчик.

Состоял на вооружении

Швеция Швеция

Авиасимуляторы

На Виггене можно «полетать» в авиасимуляторе Jane’s Fighters Anthology. Детально моделированная физическая модель и оборудование кабины самолёта реализованы в авиасимуляторе DSC World Ссылка на страничку

Высоко детализированная модель самолёта доступна в авиасимуляторе FlightGear[4].

Литература

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

viggen Википедия

Сааб 37 «Вигген» (швед. Saab 37 Viggen, viggen — удар молнии) — шведский многоцелевой истребитель третьего поколения. Разработан компанией SAAB в 1960-е годы для замены истребителя Saab 35 Draken[3]. В 1971 году принят на вооружение ВВС Швеции, где использовался до 2005 года. Первый в мире серийный военный реактивный самолёт с передним горизонтальным оперением (аэродинамическая схема биплан-тандем — «утка» с близкорасположенным передним крылом — схема, в которой основное крыло расположено в зоне скоса потока от переднего горизонтального оперения (ПГО)).

История создания[ | ]

Тактико-технические характеристики[ | ]

  • Модификация: AJ.37
  • Раз

ru-wiki.ru

Saab JA 37 Viggen Сааб JA 37 «Вигген». Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 1. Самолеты

Saab JA 37 Viggen

Сааб JA 37 «Вигген»

ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК

Предназначен для действии по наземным и морским целям с возможностью перехвата воздушных объектов.

Разработка самолета началась в 1962 г. Первый полет опытный самолет совершил 8 февраля 1967 г., а первый одноместный всепогодный AJ 37 под названием «Вигген» (viggen — удар молнии) поднялся в воздух 23 февраля 1971 г. Аббревиатура AJ (Attak-Jakt) означает штурмовик, истребитель-бомбардировщик. Поставки для ВВС Швеции начались 21 июня 1971 г., построено 110 самолетов. В 1971–1990 гг. для ВВС Швеции сделано 329 самолетов «Вигген» различной модификации. На экспорт самолеты не поставлялись из-за ограничений, навязанных компании «Сааб» национальным законодательством.

Самолет «Вигген» спроектирован как биплан-тандем без горизонтального оперения. Конфигурация имеет большое низкорасположенное заднее треугольное крыло и высокорасположенное небольшое треугольное переднее крыло с закрылками. Такая схема крыльев в сочетании с мощным ТРД обусловливала высокие взлетно-посадочные характеристики, что позволяет применять самолет с коротких ВПП или участков автомобильных дорог длиной до 500 м. Проект предусматривал заход на посадку со скоростью снижения до 5 м/с, для чего самолет оснащался специальным шасси, способным погасить такую большую вертикальную скорость снижения. Реверс тяги вместе с антиблокировочной системой колесных тормозов обеспечивали короткий пробег.

Одноместная кабина оборудована катапультируемым креслом и системой кондиционирования, имеет остекление, защищающее при столкновении с птицами.

Оборудование на базе современной авиационной электроники включает ИЛС, соединенный через бортовой компьютер с цифровой системой управления вооружением, аппаратуру РЭБ и предупреждения об облучении. Для навигации применяется доплеровская РЛС и радиовысотомер, а для всепогодной посадки — тактическая система наведения и посадки по приборам Моноимпульсная РЛС Эриксон PS-37/A (UAP-1011) с антенной Кассегрена, работающая в диапазоне X, имеет режимы поиска и обнаружения целей, измерения дальности и сопровождения наземных целей, а также обеспечивает картографирование местности и предупреждение о наземных препятствиях.

Подвесное вооружение AJ 37 массой до 6000 кг размещается на семи наружных узлах (четыре под крылом и три под фюзеляжем) и включает противокорабельные УР SAAB Rb04E, УР класса «воздух-земля» Rb05A или Rb75 (AGM-65 «Мейверик»), бомбы, контейнеры с НАР «Бофор» (135 мм) и пушками.

Следующей моделью «Виггена» стал вариант фоторазведчика SF-37 (spanning foto — фоторазведка), который предназначался для замены самолетов S-35E «Дракен». Первый полет выполнен 21 мая 1973 г., поставки начались в апреле 1977 г., построено 26 машин Самолет оснащен семью фотокамерами, размещенными в носовом отсеке фюзеляжа. Возможна подвеска контейнеров с дополнительным разведывательным оборудованием.

Морской разведывательный вариант SH-37 (spanning havsovervskning — морское наблюдение) впервые поднялся в воздух 10 декабря 1973 г. Этот самолет снабжен дальним радиолокационным оборудованием PS-371/A, оптимизированным для эксплуатации над водной поверхностью, и фотокамерой RKA 40 для фиксации обстановки на экранах РЛС. Дополнительное разведоборудование размещено снаружи на высокорасположенных пилонах. Стандартный вариант подвески: с левого борта — контейнер с ночной фотоаппаратурой, с правого — контейнер с длиннофокусным перспективным аэрофотоаппаратом (LOROP). Поставки морского разведчика начались с 19 июня 1975 г., построено 26 самолетов.

На базе AJ 37 создан двухместный учебно-боевой самолет Sk-37, первый полет которого состоялся 2 июля 1970 г., построено 18 машин. Он имеет удлиненный киль и сохраняет стандартную конструкцию носовой части. Из оборудования исключен радар, а для ориентации используется доплеровское оборудование и дальномерная аппаратура (DME). Из-за установки дополнительной кабины на Sk-37 уменьшен запас топлива, поэтому он часто используется с подвесными топливными баками.

Для замены самолетов J-35 «Дракен» по выполнению задач ПВО создан одноместный всепогодный перехватчик JA 37 с возможностью выполнения задач штурмовика. Разработка началась в 1972 г., первый полет состоялся 4 июня 1974 г., а с 1977 по июнь 1990 г. поставлено 149 самолетов.

На JA 37 установлен ТРДДФ, разработанный на основе американского гражданского двигателя Пратт-Уитни ГГ80-22. Топливо размещается в шести баках: двух крьльевых и четырех фюзеляжных. На центральном подфюзеляжном пилоне возможна установка подвесного бака.

Система управления полетом бустерная необратимая поперечное и продольное управление осуществляется элеронами, путевое управление — рулем направления На предыдущих вариантах AJ, SF, SH и Sk имеется аналоговая автоматическая система управления, а на JA 37 — первая за рубежом на серийном военном самолете цифровая система Ханнуэлл/Сааб-Скания SA07, повышающая устойчивость и управляемость самолета при ручном управлении.

На JA 37 применена импульсно-доплеровская РЛС Эриксон PS-46/A (UAP-1013), работающая в диапазоне частот 1/J и обладающая высокой помехоустойчивостью. РЛС работает в режимах поиска, захвата, сопровождения (в том числе при сканировании) и подсвета целей, измерения дальности до наземных объектов. Кроме того, установлена центральная цифровая ЭВМ Сингер-Кирфот SKC-2037, ИНС Сингер-Кирфот KT-70L, автоматическая система регулирования скорости полета, авиагоризонт и радиооборудование, радиовысотомер, система SATT предупреждения о радиолокационном облучении, тактическая система TILS инструментальной посадки, цифровой вычислитель параметров Гаррот Эрисерч LD-5. В кабине размещены 2 индикатора на ЭЛТ (тактической остановки для навигации и радиолокационный для всепогодного перехвата) и ИЛС, имеются индикаторы параметров систем и состояния вооружения. Общая масса 50 блоков БРЭО составляет примерно 600 кг.

В процессе модернизации самолет оснастили системой межсамолетной связи, обеспечивающей обмен радиолокационной информацией между несколькими самолетами JAS 39 (наподобие системы, используемой на МиГ-31), и усовершенствованной РЛС для автоматизации атаки воздушных целей с применением пушки.

Перехватчик JA 37 вооружен пушкой Эрликон КСА (калибр 30 мм, скорострельность 1350 выстр./мин, боекомплект 150 снарядов). На семи узлах (три подфюзеляжные и четыре подкрыльевые) возможна подвеска двух УР класса «воздух-воздух» Rb71 («Скай Флеш») с полуактивной радиолокационной ГСН и двух-четырех УР ближнего воздушного боя Rb24/Rb74 (AIM-9 «Сайдуиндер») с ИК ГСН. Для действий по наземным целям могут быть установлены 4 контейнера с 24 НАР (калибр 135 мм).

Дальнейшая модернизация самолетов AJ, SF и SH привела их к стандарту AJS 37, который включает в себя установку новых цифровых баз данных, позволяющих многоцелевое использование самолетов, радиолокационной системы, работающей в режиме отслеживания рельефа местности, совместимость с некоторыми типами вооружений, созданных для самолетов J AS 39 «Грипен». Самолет, доработанный по варианту AJS 37, при выполнении задач ПВО несет до шести УР класса «воздух-воздух»: Rb24/2J, Rb71 и Rb74. Ударные и разведывательные самолеты AJS 37 вооружаются ПКР Rb15P и ракетами класса «воздух-земля» Rb75, НАР? а также УР Rb74 для самообороны.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Истребитель-перехватчик JA-37 Viggen (Швеция) | www.krasfun.ru

Истребитель-бомбардировщик JA-37 Viggen предназначен для действии по наземным и морским целям с возможностью перехвата воздушных объектов. Разработка самолета началась в 1962 г. Первый полет опытный самолет совершил 8 февраля 1967 г., а первый одноместный всепогодный AJ-37 под названием «Вигген» (viggen — удар молнии) поднялся в воздух 23 февраля 1971 г. Аббревиатура AJ (Attak-Jakt) означает штурмовик, истребитель-бомбардировщик. Поставки для ВВС Швеции начались 21 июня 1971 г., построено 110 самолетов. В 1971-1990 гг. для ВВС Швеции сделано 329 самолетов JA-37 Viggen различной модификации. На экспорт самолеты не поставлялись из-за ограничений, навязанных компании Saab национальным законодательством.

Самолет JA-37 Viggen спроектирован как биплан-тандем без горизонтального оперения. Конфигурация имеет большое низкорасположенное заднее треугольное крыло и высокорасположенное небольшое треугольное переднее крыло с закрылками. Такая схема крыльев в сочетании с мощным ТРД обусловливала высокие взлетно-посадочные характеристики, что позволяет применять самолет с коротких ВПП или участков автомобильных дорог длиной до 500 м. Проект предусматривал заход на посадку со скоростью снижения до 5 м/с, для чего самолет оснащался специальным шасси, способным погасить такую большую вертикальную скорость снижения. Реверс тяги вместе с антиблокировочной системой колесных тормозов обеспечивали короткий пробег.

Одноместная кабина оборудована катапультируемым креслом и системой кондиционирования, имеет остекление, защищающее при столкновении с птицами.

Оборудование на базе современной авиационной электроники включает ИЛС, соединенный через бортовой компьютер с цифровой системой управления вооружением, аппаратуру РЭБ и предупреждения об облучении. Для навигации применяется доплеровская РЛС и радиовысотомер, а для всепогодной посадки — тактическая система наведения и посадки по приборам. Моноимпульсная РЛС Эриксон PS-37/A (UAP-1011) с антенной Кассегрена, работающая в диапазоне X, имеет режимы поиска и обнаружения целей, измерения дальности и сопровождения наземных целей, а также обеспечивает картографирование местности и предупреждение о наземных препятствиях.

Подвесное вооружение AJ-37 Viggen массой до 6000 кг размещается на семи наружных узлах (четыре под крылом и три под фюзеляжем) и включает противокорабельные УР SAAB Rb04E, УР класса «воздух-земля» Rb05A или Rb75 (AGM-65 «Мейверик»), бомбы, контейнеры с НАР «Бофор» (135 мм) и пушками.

Следующей моделью Viggen стал вариант фоторазведчика SF-37 (spanning foto — фоторазведка), который предназначапся для замены самолетов S-35E «Дракен». Первый полет выполнен 21 мая 1973 г., поставки начались в апреле 1977 г., построено 26 машин. Самолет оснащен семью фотокамерами, размещенными в носовом отсеке фюзеляжа. Возможна подвеска контейнеров с дополнительным разведывательным оборудованием.

Морской разведывательный вариант SH-37 (spanning havsovervskning — морское наблюдение) впервые поднялся в воздух 10 декабря 1973 г. Этот самолет снабжен дальним радиолокационным оборудованием PS-371/A, оптимизированным для эксплуатации над водной поверхностью, и фотокамерой RKA 40 для фиксации обстановки на экранах РЛС. Дополнительное разведоборудование размещено снаружи на высокорасположенных пилонах. Стандартный вариант подвески; с левого борта — контейнер с ночной фотоаппаратурой, с правого — контейнер с длиннофокусным перспективным аэрофотоаппаратом (LOROP). Поставки морского разведчика начались с 19 июня 1975 г., построено 26 самолетов.

На базе AJ-37 Viggen создан двухместный учебно-боевой самолет Sk-37, первый полет которого состоялся 2 июля 1970 г., построено 18 машин. Он имеет удлиненный киль и сохраняет стандартную конструкцию носовой части. Из оборудования исключен радар, а для ориентации используется доплеровское оборудование и дальномерная аппаратура (DME). Из-за установки допопнительной кабины на Sk-37 уменьшен запас топлива, поэтому он часто используется с подвесными топливными баками.

Для замены самолетов J-35 «Дракен» по выполнению задач ПВО создан одноместный всепогодный перехватчик JA-37 Viggen с возможностью выполнения задач штурмовика. Разработка началась в 1972 г., первый попет состояпся 4 июня 1974 г., а с 1977 по июнь 1990 г. поставлено 149 самолетов.

На JA-37 Viggen установлен ТРДЦФ, разработанный на основе американского гражданского двигателя Пратт-Уитни ГГ80-22. Топливо размещается в шести баках: двух крыльевых и четырех фюзеляжных. На центральном подфюзеляжном пилоне возможна установка подвесного бака.

Система управления полетом бустерная необратимая, поперечное и продольное управление осуществляется элеронами, путевое управление — рулем направления. На предыдущих вариантах AJ, SF, SH и Sk имеется аналоговая автоматическая система управления, а на JA-37 — первая за рубежом на серийном военном самолете цифровая система Ханнуэлл/Сааб-Скания SA07, повышающая устойчивость и управляемость самолета при ручном управлении.

На JA-37 Viggen применена импульсно-доплеровская РЛС Эриксон PS-46/A (UAP-1013), работающая в диапазоне частот 1/J и обладающая высокой помехоустойчивостью. РЛС работает в режимах поиска, захвата, сопровождения (в том числе при сканировании) и подсвета целей, измерения дальности до наземных объектов. Кроме того, установлена центральная цифровая ЭВМ Сингер-Кирфот SKC-2037, ИНС Сингер-Кирфот KT-70L, автоматическая система регулирования скорости полета, авиагоризонт и радиооборудование, радиовысотомер, система SATT предупреждения о радиолокационном облучении, тактическая система TILS инструментальной посадки, цифровой вычислитель параметров Гаррот Эрисерч LD-5. В кабине размещены 2 индикатора на ЭЛТ (тактической остановки для навигации и радиолокационный для всепогодного перехвата) и ИЛС, имеются индикаторы параметров систем и состояния вооружения. Общая масса 50 блоков БРЭО составляет примерно 600 кг.

В процессе модернизации самолет оснастили системой межсамолетной связи, обеспечивающей обмен радиолокационной информацией между несколькими самолетами JAS-39 (наподобие системы, используемой на МиГ-31), и усовершенствованной РЛС для автоматизации атаки воздушных целей с применением пушки.

Перехватчик JA-37 Viggen вооружен пушкой Эрликон КСА (калибр 30 мм, скорострельность 1350 выстр./мин, боекомплект 150 снарядов). На семи узлах (три подфюзеляжные и четыре подкрыльевые) возможна подвес ка двух УР класса «воздух-воздух» Rb71 («Скай Флеш») с полуактивной радиолокационной ГСН и двух-четырех УР ближнего воздушного боя Rb24/Rb74 (AIM-9 «Сайдуиндер») с ИК ГСН. Для действий по наземным целям могут быть установлены 4 контейнера с 24 НАР ( калибр 13.5 мм).

Дальнейшая модернизация самолетов AJ, SF и SH привела их к стандарту AJS-37, который включает в себя установку новых цифровых баз данных, позволяющих многоцелевое использование самолетов, радиолокационной системы, работающей в режиме отслеживания рельефа местности, совместимость с некоторыми типами вооружений, созданных для самолетов JAS-39 «Грипен». Самолет, доработанный по варианту AJS-37, при выполнении задач ПВО несет до шести УР класса «воздух-воздух»: Rb24/2J, Rb71 и Rb74. Ударные и разведывательные самолеты AJS-37 вооружаются ПКР Rbl5P и ракетами класса «воздух-земля» Rb75, НАР, а также УР Rb74 для самообороны.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ AJ-37
Экипаж, чел. 1
Скорость, км/ч:
максимальная на высоте около 10 км 2125
максимальная на высоте до 3 км 1470
Практический потолок, м 15500
Дальность действия, км 400-870
Масса, кг:
максимальная взлетная 20500
нормальная взлетная 15875
пустого самолета 9000
Максимальная боевая нагрузка, кг 6000
Габариты самолета, м:
размах крыла 10,60
длина 15,45
высота 5,80
Двигатель, кгс: ТРДДФ Svenska Flygrnotor RM8A  6690/11790

Истребитель-перехватчик JA-37 Viggen (Швеция)

голосов: 6, средний рейтинг: 3.67

www.krasfun.ru

Истребитель-перехватчик JA-37 Viggen (Швеция)


Истребитель-бомбардировщик JA-37 Viggen предназначен для действии по наземным и морским целям с возможностью перехвата воздушных объектов. Разработка самолета началась в 1962 г. Первый полет опытный самолет совершил 8 февраля 1967 г., а первый одноместный всепогодный AJ-37 под названием «Вигген» (viggen — удар молнии) поднялся в воздух 23 февраля 1971 г. Аббревиатура AJ (Attak-Jakt) означает штурмовик, истребитель-бомбардировщик. Поставки для ВВС Швеции начались 21 июня 1971 г., построено 110 самолетов. В 1971-1990 гг. для ВВС Швеции сделано 329 самолетов JA-37 Viggen различной модификации. На экспорт самолеты не поставлялись из-за ограничений, навязанных компании Saab национальным законодательством. 

Самолет JA-37 Viggen спроектирован как биплан-тандем без горизонтального оперения. Конфигурация имеет большое низкорасположенное заднее треугольное крыло и высокорасположенное небольшое треугольное переднее крыло с закрылками. Такая схема крыльев в сочетании с мощным ТРД обусловливала высокие взлетно-посадочные характеристики, что позволяет применять самолет с коротких ВПП или участков автомобильных дорог длиной до 500 м. Проект предусматривал заход на посадку со скоростью снижения до 5 м/с, для чего самолет оснащался специальным шасси, способным погасить такую большую вертикальную скорость снижения. Реверс тяги вместе с антиблокировочной системой колесных тормозов обеспечивали короткий пробег.

Одноместная кабина оборудована катапультируемым креслом и системой кондиционирования, имеет остекление, защищающее при столкновении с птицами.

Оборудование на базе современной авиационной электроники включает ИЛС, соединенный через бортовой компьютер с цифровой системой управления вооружением, аппаратуру РЭБ и предупреждения об облучении. Для навигации применяется доплеровская РЛС и радиовысотомер, а для всепогодной посадки — тактическая система наведения и посадки по приборам. Моноимпульсная РЛС Эриксон PS-37/A (UAP-1011) с антенной Кассегрена, работающая в диапазоне X, имеет режимы поиска и обнаружения целей, измерения дальности и сопровождения наземных целей, а также обеспечивает картографирование местности и предупреждение о наземных препятствиях.

Подвесное вооружение AJ-37 Viggen массой до 6000 кг размещается на семи наружных узлах (четыре под крылом и три под фюзеляжем) и включает противокорабельные УР SAAB Rb04E, УР класса «воздух-земля» Rb05A или Rb75 (AGM-65 «Мейверик»), бомбы, контейнеры с НАР «Бофор» (135 мм) и пушками.

Следующей моделью Viggen стал вариант фоторазведчика SF-37 (spanning foto — фоторазведка), который предназначапся для замены самолетов S-35E «Дракен». Первый полет выполнен 21 мая 1973 г., поставки начались в апреле 1977 г., построено 26 машин. Самолет оснащен семью фотокамерами, размещенными в носовом отсеке фюзеляжа. Возможна подвеска контейнеров с дополнительным разведывательным оборудованием.

Морской разведывательный вариант SH-37 (spanning havsovervskning — морское наблюдение) впервые поднялся в воздух 10 декабря 1973 г. Этот самолет снабжен дальним радиолокационным оборудованием PS-371/A, оптимизированным для эксплуатации над водной поверхностью, и фотокамерой RKA 40 для фиксации обстановки на экранах РЛС. Дополнительное разведоборудование размещено снаружи на высокорасположенных пилонах. Стандартный вариант подвески; с левого борта — контейнер с ночной фотоаппаратурой, с правого — контейнер с длиннофокусным перспективным аэрофотоаппаратом (LOROP). Поставки морского разведчика начались с 19 июня 1975 г., построено 26 самолетов.

На базе AJ-37 Viggen создан двухместный учебно-боевой самолет Sk-37, первый полет которого состоялся 2 июля 1970 г., построено 18 машин. Он имеет удлиненный киль и сохраняет стандартную конструкцию носовой части. Из оборудования исключен радар, а для ориентации используется доплеровское оборудование и дальномерная аппаратура (DME). Из-за установки допопнительной кабины на Sk-37 уменьшен запас топлива, поэтому он часто используется с подвесными топливными баками.

Для замены самолетов J-35 «Дракен» по выполнению задач ПВО создан одноместный всепогодный перехватчик JA-37 Viggen с возможностью выполнения задач штурмовика. Разработка началась в 1972 г., первый попет состояпся 4 июня 1974 г., а с 1977 по июнь 1990 г. поставлено 149 самолетов.

На JA-37 Viggen установлен ТРДЦФ, разработанный на основе американского гражданского двигателя Пратт-Уитни ГГ80-22. Топливо размещается в шести баках: двух крыльевых и четырех фюзеляжных. На центральном подфюзеляжном пилоне возможна установка подвесного бака.

Система управления полетом бустерная необратимая, поперечное и продольное управление осуществляется элеронами, путевое управление — рулем направления. На предыдущих вариантах AJ, SF, SH и Sk имеется аналоговая автоматическая система управления, а на JA-37 — первая за рубежом на серийном военном самолете цифровая система Ханнуэлл/Сааб-Скания SA07, повышающая устойчивость и управляемость самолета при ручном управлении.

На JA-37 Viggen применена импульсно-доплеровская РЛС Эриксон PS-46/A (UAP-1013), работающая в диапазоне частот 1/J и обладающая высокой помехоустойчивостью. РЛС работает в режимах поиска, захвата, сопровождения (в том числе при сканировании) и подсвета целей, измерения дальности до наземных объектов. Кроме того, установлена центральная цифровая ЭВМ Сингер-Кирфот SKC-2037, ИНС Сингер-Кирфот KT-70L, автоматическая система регулирования скорости полета, авиагоризонт и радиооборудование, радиовысотомер, система SATT предупреждения о радиолокационном облучении, тактическая система TILS инструментальной посадки, цифровой вычислитель параметров Гаррот Эрисерч LD-5. В кабине размещены 2 индикатора на ЭЛТ (тактической остановки для навигации и радиолокационный для всепогодного перехвата) и ИЛС, имеются индикаторы параметров систем и состояния вооружения. Общая масса 50 блоков БРЭО составляет примерно 600 кг.

В процессе модернизации самолет оснастили системой межсамолетной связи, обеспечивающей обмен радиолокационной информацией между несколькими самолетами JAS-39 (наподобие системы, используемой на МиГ-31), и усовершенствованной РЛС для автоматизации атаки воздушных целей с применением пушки.

Перехватчик JA-37 Viggen вооружен пушкой Эрликон КСА (калибр 30 мм, скорострельность 1350 выстр./мин, боекомплект 150 снарядов). На семи узлах (три подфюзеляжные и четыре подкрыльевые) возможна подвес ка двух УР класса «воздух-воздух» Rb71 («Скай Флеш») с полуактивной радиолокационной ГСН и двух-четырех УР ближнего воздушного боя Rb24/Rb74 (AIM-9 «Сайдуиндер») с ИК ГСН. Для действий по наземным целям могут быть установлены 4 контейнера с 24 НАР ( калибр 13.5 мм).

Дальнейшая модернизация самолетов AJ, SF и SH привела их к стандарту AJS-37, который включает в себя установку новых цифровых баз данных, позволяющих многоцелевое использование самолетов, радиолокационной системы, работающей в режиме отслеживания рельефа местности, совместимость с некоторыми типами вооружений, созданных для самолетов JAS-39 «Грипен». Самолет, доработанный по варианту AJS-37, при выполнении задач ПВО несет до шести УР класса «воздух-воздух»: Rb24/2J, Rb71 и Rb74. Ударные и разведывательные самолеты AJS-37 вооружаются ПКР Rbl5P и ракетами класса «воздух-земля» Rb75, НАР, а также УР Rb74 для самообороны.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ AJ-37
Экипаж, чел. 1
Скорость, км/ч:
максимальная на высоте около 10 км 2125
максимальная на высоте до 3 км 1470
Практический потолок, м 15500
Дальность действия, км 400-870
Масса, кг:
максимальная взлетная 20500
нормальная взлетная 15875
пустого самолета 9000
Максимальная боевая нагрузка, кг 6000
Габариты самолета, м:
размах крыла 10,60
длина 15,45
высота 5,80
Двигатель, кгс: ТРДДФ Svenska Flygrnotor RM8A  6690/11790

www.dogswar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *