Патрульные корабли проекта 22160 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 августа 2018; проверки требуют 9 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 августа 2018; проверки требуют 9 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску
Патрульные корабли (корветы) проекта 22160

Головной корабль серии «Василий Быков».
Проект
Страна

ru.wikipedia.org

Чем уникален новый патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков» — Российская газета

Ходовые заводские испытания патрульного корабля проекта 22160, названного «Василий Быков», идут в районе Новороссийска.

Новейший патрульный корабль «Василий Быков» проекта 22160 у причала в Новороссийске. Планируется к передаче ВМФ в летний период текущего года.https://t.co/vDY1Rafhc7 pic.twitter.com/ZFGuZ5PqCG

— Молодой Чугункин (@Mercator2014) 2 июля 2018 г.

Без преувеличения уникальный корабль построен на Волге в городе Зеленодольск на заводе имени А.М. Горького. Без особой огласки головной корабль проекта 22160 спустили на воду 28 августа 2017 года, осенью того же года прибуксировали в Керчь на завод «Залив», где и достроили. В мае начался первый этап ходовых испытаний. Предположительно «Василий Быков» вступит в строй ВМФ до конца 2018 года.

Проект 22160 во многом революционен. Даже военно-морские эксперты США отметили его «достаточно гениальный дизайн» и «огромную боевую мощь при небольшом размере».

«Василий Быков» выполнен по модульной схеме — на нем за короткий срок, меняя модули, можно установить любое вооружение, необходимое для выполнения конкретной боевой задачи. Артиллерийское вооружение состоит из автоматической 76-мм пушки. А в качестве ракетного могут быть и многоцелевые «Калибры», и чисто противокорабельные. Осадка корабля позволяет ему действовать не только в открытом море, но и в заливах, а также в руслах больших рек. Скорость меняется от 16 узлов — патрульная, до 30 узлов — максимальная. На корабле 80 оборудованных спальных мест, которые может использовать экипаж — по численности он меньше этой цифры, а также приданные кораблю подразделения — спасатели, морская пехота и даже научные сотрудники. Патрульный корабль, кстати, может вести эффективный экологический мониторинг.

Осадка корабля позволяет ему действовать не только в открытом море, но и в заливах, а также в руслах больших рек

«Василий Быков» имеет специальное боевое противодиверсионное оборудование. А сонар «Паллада» способен эффективно отслеживать дайверов-любителей и подводных диверсантов. Для обнаружения подводных лодок и торпед используется низкочастотная активно-пассивная гидроакустическая станция «Виньетка-ЭМ». Комплекс гидроакустических станций позволяет сканировать подводную часть моря в радиусе до 140 км.

В различной стадии достройки сейчас еще пять кораблей данного проекта — три в Зеленодольске, два в Керчи. Предполагается, что все шесть кораблей проекта 22160 войдут в состав Черноморского флота. Патрульные корабли проекта 22160 защитят экономическую зону и прибрежную инфраструктуру Черного и Азовского морей и акватории, которые принадлежат России.

rg.ru

Проект 22160 — Многоцелевой Патрульный Корабль, Надводные Сторожевые Корветы: Василий Быков, Павел Державин, Сергей Котов

Российский флот давно испытывает нужду в кораблях, способных эффективно действовать в прибрежной морской зоне и сохранять в неприкосновенности морские рубежи нашей страны. Переход от концепции большого океанского флота времен «холодной войны» к идее современного флота, оснащенного универсальными боевыми кораблями, инициировал разработку и постройку малых боевых кораблей. Необходимость многоцелевого военного корабля для действия во внутренних акваториях осознавали в высших военно-морских эшелонах давно. Сторожевые корабли старой советской постройки могли лишь частично заполнить образовавшуюся брешь. По своим тактико-техническим характеристикам такие корабли уже не отвечают поставленным задачам.

Отечественному флоту требовался сторожевой корабль совершенно нового типа, способный эффективно выполнять патрулирование экономической морской зоны и при необходимости нанести сокрушительный удар по противнику. Решением проблемы могли стать корабли проекта 22800 типа «Каракурт», однако по своим тактико-техническим данным они относились скорее к ударному типу и обходились в постройке и обеспечении значительно дороже. Требовалось другое техническое решение, и вскоре оно было найдено. В недрах Северного ПКБ был разработан проект 22160, который предполагал строительство современного патрульного корабля.

Патрульный корабль 22160

Рождение корвета проекта 22160

Охрана территориальных вод и 200-мильной экономической зоны являлась первоочередной функцией, возлагаемой на новые корабли. Помимо этого в их тактические задачи входили и неспецифические функции:

  • борьба с контрабандой в территориальных водах;
  • борьба с браконьерством и незаконным выловом рыбы в 200-мильной экономической зоне;
  • спасательные операции на море;
  • охрана и сопровождение судов;
  • охрана портовых комплексов и военно-морских баз.

Использовать для этих целей ракетные корабли проекта «Каракурт» — это все равно что махать кувалдой в погоне за комаром. Новый патрульный корабль проекта 22160 должен был иметь небольшие размеры, малое водоизмещение и комплекс вооружений, соответствующий поставленным целям и задачам.

Патруль

Изначально новый корвет создавался для нужд Пограничный службы ФСБ России, однако уже на стадии проектирования Военно-морское руководство разглядело в проекте черты сторожевика будущего. Новые суда имеют сравнительно небольшое водоизмещение (1300 тонн). Максимальная скорость хода корвета не должна была быть ниже 30 узлов. Несколько удивила конструкторов затребованная в техзадании дальность плавания. Корабль, задуманный для патрулирования прибрежных вод, должен был иметь автономность до 60 суток и дальность плавания в 6 тыс.

миль.

Экипаж патрульного корабля насчитывает 80 человек. Что касается штатного вооружения, то тут конструкторам пришлось выбирать между двумя концепциями. Сначала в техническом задании ставилось условие установки на корабль вооружения ближнего радиуса действия, включая противокорабельные ракеты малой дальности, артиллерийские и зенитные комплексы. В дальнейшем, получив готовый опыт успешного применения на судах малого водоизмещения крылатых ракет «Калибр», приняли решение оснастить новый корвет аналогичной пусковой установкой.

Крылатая ракета «Калибр»

В итоге получился патрульный корабль прибрежного действия с огромной дальностью плавания и колоссальной для кораблей этого класса ударной огневой мощью.

«Василий Быков»: головной корабль проекта 22160

По своим тактико-техническим данным корвет проекта 22160 являлся первым в своем классе кораблем, способным успешно противостоять практически любому потенциальному противнику. По мощности вооружения и автономности плавания военные эксперты нередко сравнивали российский корвет с легендарным Давидом, одним ударом из пращи сразившим великана Голиафа.

Верфи Зеленодольского ССЗ

Строительство новых судов доверили Зеленодольскому судостроительному заводу, который традиционно строит малые военные суда для отечественного флота. Головной корабль проекта 22160 — корвет «Василий Быков» — был заложен в феврале 2014 года. В процессе строительства корабелам удалось найти выход из непредвиденной ситуации, эффективно решив проблему импортозамещения. Для оснащения корабля используют в основном детали, узлы и агрегаты отечественного производства, включая современное радиолокационное и навигационное оборудование. Пуск корабля на воду планируется в 2018 году, после чего начнутся доковые работы, швартовые испытания и перегон на Черное море. Новый корабль планируется приписать к Новороссийской военно-морской базе.

Следом за головным судном с периодичностью в 5-6 месяцев были заложены еще 6 судов этого класса. Первый серийный корабль «Дмитрий Рогачев» был заложен на той же Зеленодольской верфи, а вот второй и третий серийные суда решено строить на Керченском ССЗ «Залив». В феврале 2018 года заложили второй серийный корабль проекта 22160 «Михаил Державин», а спустя четыре месяца, в мае, осуществили закладку еще одного судна этого класса. Черноморские корветы несколько отличаются от своих предшественников. Немного увеличили длину судна и соответственно нарастили огневую мощь. Водоизмещение корветов, строящихся в Крыму, будет немного большим, чем проектное. Они и другие два судна, строящиеся на верфи в Зеленодольске, должны войти в состав Черноморского флота. Срок сдачи назначен на 2020 год.

Особенности конструкции проекта 22160

Основной и отличительной особенностью, которая отличает конструкцию новых судов проекта 22160, является их модульная компоновка.

Эта методика постройки боевых судов проходит обкатку на строительстве новых патрульных кораблей впервые в России. Ввиду того, что основная часть узлов и агрегатов, включая образцы вооружения, на кораблях однотипны, их монтаж и установку производят непосредственно на месте строительства судна. Универсальность конструкции судов заключается в том, что состав вооружения боевого корабля может меняться уже в процессе эксплуатации.

Корпус судна и архитектура надстроек созданы с применением технологии «Стелс», существенно снижающей радиолокационную заметность корабля. Борта судна имеют высокие обратные завалы, снижающие качку. По своим размерам надстройка на судах проекта 22160 в два раза меньше, чем у фрегатов класса «Стерегущий». Верхняя палуба и обширные палубные пространства защищены композитными материалами с низкими отражающими свойствами. Даже носовая артиллерийская установка имеет угловатую башню с минимальной площадью отражающей поверхности.

Силовая установка корветов серийного производства изготовлена на Коломенском моторостроительном заводе. Мощность двух дизелей реверс-редукторного типа составляет 12 тыс. л.с. Все узлы и агрегаты моторной группы являются детищем отечественных заводов. В сборке силовой установки используются комплект оборудования завода «Звезда» и система управления концерна «Аврора».

Дизельный двигатель

Следует отметить, что на головном кораблей корвете «Василий Быков» стоят двигатели германской фирмы MAN.

Качество работы двигательной группы, универсальные обводы корпуса и наличие отличного навигационного оборудования обеспечивает новым корветам хорошую мореходность. Проектировщикам и строителям удалось реализовать на практике заявленную в техническом задании автономность в 60 суток. Новые корветы в действительности могут преодолевать огромные расстояния и находиться в море до двух месяцев. Ни один сторожевик ВМФ РФ не может похвастаться такими показателями.

Все суда оснащаются универсальной системой управления вооружением корабля. Основное ударное вооружение корветов проекта 22160 – это крылатые многоцелевые ракеты «Калибр-НК», размещенные в пусковых установках в кормовой части корабля. Такое вооружение делает небольшой корабль серьезным противником даже для соединения судов ВМС стран НАТО, курсирующих в прилегающих к территориальным водам акваториях.

Пуск ракеты

При необходимости крылатые ракеты 3М54Э могут быть переоборудованы из тактического оружия в стратегическое орудие сдерживания, способное нести ядерные боезаряды.

На сегодняшний день ни один корвет в мире не имеет вооружения, сравнимого по силе с огневой мощью корабля данного проекта. Корветы 22160 проекта имеют осадку 4 метра, что позволяет им свободно действовать не только на морском театре, но и заходить в морские заливы и действовать на речных фарватерах.

Система ПВО кораблей представлена 12 канальным ЗРК «Штиль-1», который оснащается 24 ракетами 9М317Э. Для создания противовоздушного ближнего рубежа на корветах устанавливаются комплекс «Гибка». Артиллерийское вооружение корабля представлено 57-мм артустановкой А220М.

Вместе с мощным ударным и оборонительным вооружением новые суда оснащаются совершенным гидроакустическим и радиолокационным оборудованием. Корвет имеет три гидроакустические станции, способных вести подводный и надводный мониторинг окружающей акватории на расстоянии 3-5 , 5-12 и 35-140 км соответственно.

На корабле впервые установлена гидроакустическая система обнаружения аквалангистов «Паллада», способная на расстоянии до полукилометра выявить подводных диверсантов.

Керченская верфь

Следом за корветом «Павел Державин» на верфи в Керчи сегодня строится третий серийный патрульный корабль проекта 22160 «Сергей Котов». Оба корабля могут войти в строй в следующем году. Они вместе со своими старшими братьями — корветами «Василий Быков» и «Дмитрий Рогачев» способны создать на Черном море эффективную ударную группировку патрульных судов. Корабли этого класса будут способны полностью нейтрализовать силы турецких ВМС на Черноморском морском театре. Последний шестой корабль пока существует лишь в чертежах. Информация о том, где и когда будет заложен последний серийный корабль, из высших эшелонов Министерства Обороны не поступала.

militaryarms.ru

Патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков» вышел на госиспытания

Патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков» вышел на государственные испытания, сообщает «РИА Новости» со ссылкой на начальника отдела информационного обеспечения Черноморского флота Алексея Рулева.

Согласно сообщению информационного отдела государственные испытания новейшего патрульного корабля проходят на полигонах Черноморского флота. Корабль достраивался на ООО «Судостроительный завод «Залив» в Керчи, после чего в конце марта этого года совершил переход в Новороссийск, где прошел этапы заводских и швартовных испытаний с участием экипажа и сдаточной заводской команды. Также были проведены испытания артиллерийской установки.

На данном этапе госиспытаний проверяется работа главной энергетической установки корабля на различных режимах, систем управления вооружением корабля, а также работы внутрикорабельной радиосвязи.

Головной патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков» был построен на АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» и спущен на воду 28 августа 2017 года. В ноябре того же года был отбуксирован в Керчь (Судостроительный завод «Залив» с конца 2014 года находится под управлением Зеленодольского завода) для достройки.

Минобороны РФ заказало постройку пяти серийных патрульных кораблей проекта 22160, но их строительство затянулось по причине импортозамещения силовой установки. Все корабли серии, кроме головного «Василия Быкова», на котором установлены германские дизель-редукторные агрегаты MAN, получат дизель-редукторные агрегаты производства Коломенского завода.

Источник

militaryreview.ru

Патрульные корабли проекта 22160 «Дмитрий Рогачёв» и «Василий Быков» в Новороссийске

Фотография двух первых построенных для ВМФ России патрульных кораблей проекта 22160 «Василий Быков» и «Дмитрий Рогачёв» в Новороссийске. Корабли построены на АО «Зеленодольский завод имени  А.М.Горького» и находятся в Новороссийске для прохождения заводских и Государственных испытаний. Головной патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков» начал заводские ходовые испытания в районе Новороссийска 8 мая 2018 года. Второй законченный строительством корабль «Дмитрий Рогачев» был прибуксирован в Новороссийск из Зеленодольска в августе 2018 года и в настоящее время проходит в Новороссийске размагничивание перед выходов на заводские ходовые испытания.

Два первых построенных для ВМФ России патрульных корабля проекта 22160 «Василий Быков» (справа) и «Дмитрий Рогачёв» (слева, на размагничивании) в Новороссийске, сентябрь 2018 года (с) forums.airbase.ru

Напомним, что головной патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков» (заводской номер 161) был построен на АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» в Зеленодольске для ВМФ России по контракту с Министерством обороны России от 11 апреля 2014 года, хотя фактически он был заложен на этом предприятии еще 26 февраля 2014 года. Проект 22160 разработан АО «Северное проектно-конструкторское бюро“ (Санкт-Петербург).

«Василий Быков» был выведен из эллинга Зеленодольского завода в июне 2017 года и без особой огласки спущен на воду 28 августа 2017 года. 8 ноября 2017 года корабль был прибуксирован на судостроительный завод «Залив» в Керчи (находящийся с конца 2014 года под управлением Зеленодольского завода имени А.М. Горького) для достройки и доукомплектования. По завершении работ, 25 марта 2018 года корабль был отбуксирован из Керчи в Новороссийск для последующего прохождения заводских ходовых и Государственных испытаний. Согласно контракту, корабль планировался к сдаче в 2017 году, но срок выдержан не был, и видимо, «Василий Быков» будет сдан ВМФ к концу 2018 года.

АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» также заключило 9 октября 2014 года контракт с Министерством обороны России на постройку пяти серийных патрульных кораблей проекта 22160 с заводскими номерами 162, 163, 164, 165 и 166, которые к настоящему времени заложены на Зеленодольском заводе и все находятся в различных стадиях постройки. Это патрульные корабли «Дмитрий Рогачев» (заводской номер 162, заложен 25 июля 2014 года, спущен на воду в конце 2017 года и в августе 2018 года отбуксирован в Новороссийск), «Павел Державин» (заводской номер 163, заложен 18 февраля 2016 года), «Сергей Котов» (заводской номер 164, заложен 8 мая 2016 года),  «Виктор Великий» (заводской номер 165, заложен 25 ноября 2016 года) и «Николай Сипягин»(заводской номер 166, заложен 13 января 2018 года). При этом строительство кораблей «Павел Державин» и «Сергей Котов» осуществляется на стапеле на заводе «Залив» в Керчи. Контрактный срок сдачи кораблей с заводскими номерами 162, 163 и 164 – 2018 год, с заводскими номерами 165 и 166 – 2019 год. Все шесть кораблей проекта 22160 предназначаются для Черноморского флота.

Патрульный корабль проекта 22160 «Дмитрий Рогачёв» на размагничивании в Новороссийске, 17.09.2018 (с) barmacode1.livejournal.com

bmpd.livejournal.com

Патрульный корабль «Василий Быков» в Новороссийске: peremogi

Небезынтересные фотографии «вблизи» головного патрульного корабля проекта 22160 «Василий Быков», приведенного в Новороссийск для последующего прохождения заводских ходовых и Государственных испытаний. Сообщается, что корабль должен выйти в море на заводские ходовые испытания «к майским праздникам», и в этом случае может быть сдан ВМФ уже в этом году.

Головной построенный для ВМФ России патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков» в Новороссийске перед началом заводских ходовых испытаний. Хорошо видна баковая 76-мм универсальная артиллерийская установка АК-176МА в «стелсизированном» исполнении. 30.03.2018 (с) forums.airbase.ru

Головной патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков» (заводской номер 161) был построен на АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» в Зеленодольске для ВМФ России по контракту с Министерством обороны России от 11 апреля 2014 года, хотя фактически он был заложен на этом предприятии еще 26 февраля 2014 года. Проект 22160 разработан АО «Северное проектно-конструкторское бюро“ (Санкт-Петербург).

«Василий Быков» был выведен из эллинга Зеленодольского завода в июне 2017 года и без особой огласки спущен на воду 28 августа 2017 года. 8 ноября 2017 года корабль был прибуксирован на судостроительный завод «Залив» в Керчи (находящийся с конца 2014 года под управлением Зеленодольского завода имени А.М. Горького) для достройки и доукомплектования. По завершении работ, 25 марта 2018 года корабль был отбуксирован из Керчи в Новороссийск для последующего прохождения заводских ходовых и Государственных испытаний. Согласно контракту, корабль планировался к сдаче в 2017 году, но срок выдержан не был.

АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» также заключило 9 октября 2014 года контракт с Министерством обороны России на постройку пяти серийных патрульных кораблей проекта 22160 с заводскими номерами 162, 163, 164, 165 и 166, которые к настоящему времени заложены на Зеленодольском заводе и все находятся в различных стадиях постройки. Это патрульные корабли «Дмитрий Рогачев» (заводской номер 162, заложен 25 июля 2014 года), «Павел Державин» (заводской номер 163, заложен 18 февраля 2016 года), «Сергей Котов» (заводской номер 164, заложен 8 мая 2016 года), «Виктор Великий» (заводской номер 165, заложен 25 ноября 2016 года) и «Николай Сипягин» (заводской номер 166, заложен 13 января 2018 года). При этом строительство кораблей «Павел Державин» и «Сергей Котов» осуществляется на стапеле на заводе «Залив» в Керчи. Контрактный срок сдачи кораблей с заводскими номерами 162, 163 и 164 – 2018 год, с заводскими номерами 165 и 166 – 2019 год. Все шесть кораблей проекта 22160 предназначаются для Черноморского флота (выделено мной —  W.).

Головной построенный для ВМФ России патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков» в Новороссийске перед началом заводских ходовых испытаний. 30.03.2018 (с) forums.airbase.ru
Источник.

ТТХ

peremogi.livejournal.com

Головной патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков» в море

Появившаяся фотография первого выхода в море завершенного строительством головного патрульного корабля проекта 22160 «Василий Быков».
Снимок сделан 25 марта 2018 года на подходах к Новороссийску во время перехода «Василия Быкова» с ООО «Судостроительный завод «Залив» в Керчи, где корабль проходил достройку и дооборудование, в Новороссийск для последующего прохождения заводских ходовых и Государственных испытаний.

Головной построенный для ВМФ России патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков» во время перехода с ООО «Судостроительный завод «Залив» в Керчи в Новороссийск для последующего проведения испытаний. 25.03.2018 (с) Игорь Александров (via forums.airbase.ru )

Головной патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков» (заводской номер 161) был построен на АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» в Зеленодольске для ВМФ России по контракту с Министерством обороны России от 11 апреля 2014 года, хотя фактически он был заложен на этом предприятии еще 26 февраля 2014 года. Проект 22160 разработан АО «Северное проектно-конструкторское бюро“ (Санкт-Петербург).

«Василий Быков» был выведен из эллинга Зеленодольского завода в июне 2017 года и без особой огласки спущен на воду 28 августа 2017 года. 8 ноября 2017 года корабль был прибуксирован на судостроительный завод «Залив» в Керчи (находящийся с конца 2014 года под управлением Зеленодольского завода имени А.М. Горького) для достройки и доукомплектования. Согласно контракту, корабль планировался к сдаче в 2017 году, но срок выдержан не был.


АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» также заключило 9 октября 2014 года контракт с Министерством обороны России на постройку пяти серийных патрульных кораблей проекта 22160 с заводскими номерами 162, 163, 164, 165 и 166, которые к настоящему времени заложены на Зеленодольском заводе и все находятся в различных стадиях постройки. Это патрульные корабли «Дмитрий Рогачев» (заводской номер 162, заложен 25 июля 2014 года), «Павел Державин» (заводской номер 163, заложен 18 февраля 2016 года),
«Сергей Котов»
(заводской номер 164, заложен 8 мая 2016 года),  «Виктор Великий» (заводской номер 165, заложен 25 ноября 2016 года) и «Николай Сипягин» (заводской номер 166, заложен 13 января 2018 года). При этом строительство кораблей «Павел Державин» и «Сергей Котов» осуществляется на стапеле на заводе «Залив» в Керчи. Контрактный срок сдачи кораблей с заводскими номерами 162, 163 и 164 – 2018 год, с заводскими номерами 165 и 166 – 2019 год. Все шесть кораблей проекта 22160 предназначаются для Черноморского флота.

По имеющейся информации, строительство серии кораблей проекта 22160 затянулось в том числе ввиду необходимости импортозамещения главной энергетической установки кораблей. Изначально энергетическая установка должна была комплектоваться германскими дизель-редукторными агрегатами MAN, однако до введения санкций Европейского Союза эти агрегаты были поставлены только для головного корабля «Василий Быков»,

что вынудило перепроектировать пять серийных кораблей под установку дизель-редукторных агрегатов производства АО «Коломенский завод».


bmpd.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *