Линейный корабль — История модернизации от дерева к металлу
Линкоры
Линейные корабли в течение многих лет считались самыми мощными боевыми единицами мирового флота. Их называли «морскими монстрами». И это не случайно. Огромные, бесстрашные, с большим количеством вооружения на борту – они осуществляли атакующие маневры и защищали свои морские владения. Популярные дредноуты представляли собой высшую степень развития линкоров. И только морская авиация сумела показать свое превосходство над ними. Против самолетов эти властители океанов были бессильны. На смену им пришли авианосцы. Тем не менее линкоры оставили большой след в истории, участвовали в важных сражениях на протяжении сотен лет. Рассмотрим этапы развития описываемых судов, начиная с первого деревянного парусного образца и заканчивая стальным бронированным дредноутом последнего поколения.
Предпосылки создания парусных линейных кораблей
Захват территорий и увеличение зоны торговли стали основой для финансового развития многих европейских держав. В середине 16 века Испания и Великобритания все чаще сталкивались у берегов Нового Света – борьба за территории вынуждала заниматься усовершенствованием флота, который должен был не только перевозить ценный груз, но и уметь защищать свое имущество. Поворотным моментом для Англии стала победа над Армадой в 1588 году. С развитием торговых отношений и колонизации стало понятно, что море – источник будущего благосостояния и мощи страны, который необходимо защищать.
Некоторые торговые судна были переоборудованы в боевые – на них устанавливались пушки и прочее вооружение. В этот момент никто не придерживался единых стандартов. Такая разношерстность оказывала негативный эффект при столкновениях в открытом море. Бой выигрывался за счет удачных стечений обстоятельств, а не в результате спланированных тактических маневров. Для безоговорочных побед необходимо было совершенствовать морские силы.
Первые линейные корабли
Предшественниками линейных кораблей стали галеоны – большие многопалубные торговые судна с артиллерией на борту. В 1510 году Англия построила первый артиллерийский корабль, названный «Мэри Роуз». Несмотря на большое количество пушек, абордаж все еще считался основным видом борьбы. «Мэри Роуз» был оснащен специальными сетями, препятствующими проникновению противника на палубу. Это был период, когда в момент морского сражения корабли располагались бессистемно, в результате чего артиллерия не могла в полной мере проявить свои способности. Пушки с дальних кораблей могли попасть даже в свои собственные судна. Часто основным оружием против аналогичной кучи вражеских морских сил становился брандер – старое судно, которое начинялось взрывоопасными веществами, поджигалось и направлялось в сторону противника.

«Мэри роуз» 1510
В конце 16 века во время очередной схватки корабли впервые выстроились в кильватерную колонну – друг за другом. Понадобилось около 100 лет, чтобы мировой флот признал такое расположение боевых судов самым оптимальным. Каждая боевая единица в этот момент могла использовать свою артиллерию по прямому назначению. Однако разнообразие кораблей, в большинстве своем переоборудованных из торговых судов, не давали возможности создать идеальную линию. В ряду всегда находились уязвимые судна, вследствие которых бой мог быть проигран.

HMS «Prince Royal» 1610
В 1610 году в Великобритании был построен первый трехпалубный линейный корабль HMS «Prince Royal», имевший 55 пушек на борту. Спустя несколько десятилетий на вооружении Англии появилась еще одна подобная боевая машина, включающая уже 100 единиц артиллерии. В 1636 году Франция ввела в строй «La Couronne» с 72 пушками. Началась гонка боевого морского вооружения между европейскими странами. Основными показателями боеспособности считались количество вооружения, быстроходность и способность оперативного маневрирования.

«La Couronne» 1636
Новые корабли были короче своих предшественников галеонов и более легкими. А значит, они могли быстрее вставать в линию, развернувшись бортом к неприятелю для начала атаки. Подобная тактика создавала преимущество на фоне бессистемной стрельбы со стороны противника. С развитием военного кораблестроения усиливалась и огневая мощность боевого судна. Артиллерия увеличивала свое количество и силу удара.

Кильватерная колонна во время смотра 1849 год
Со временем новые боевые единицы стали разделять на классы, которые отличались количеством вооружения:
- Судна с количеством артиллерии до 50 единиц, находящихся на двух закрытых орудийных палубах, не включали в боевые эскадры для ведения линейных боев. Они выполняли роль эскорта при конвое.
- Двухпалубные корабли, имеющие до 90 единиц огневой техники на борту, составляли основу большинства военных сил морских держав.
- Трех- и четырехпалубные судна, включающие от 98 до 144 пушек, выполняли роль флагманов.
Первый российский линейный корабль
Царь Петр I сделал большой вклад в развитие России, в особенности в области военно-морских сил. При нем началось строительство первых русских боевых кораблей. После обучения кораблестроению в Европе он отправился в воронежскую верфь и начал строить линейный корабль, названный впоследствии «Гото Предестинация». Парусное судно было оснащено 58 пушками и по конструкции походило на британских собратьев. Отличительной чертой стал чуть более короткий корпус и уменьшенная осадка. Это было связано с тем, что «Гото Предестинация» предназначался для службы в Азовском неглубоководном море.
В 2014 году в Воронеже была построена точная копия линейного корабля времен Петра I, сегодня она используется в качестве плавучего музея.
[flat_ab id=”1″]
Гонка вооружений
Вместе с развитием кораблестроения эволюционировало и морское вооружение – гладкоствольная артиллерия. Необходимо было увеличивать размеры ядер, создавать новые виды взрывающихся снарядов. Увеличение дальности полета помогало располагать свои судна на безопасном расстоянии. Меткость и скорострельность способствовали более быстрому и успешному завершению боя.
17 век ознаменовался зарождением стандартизации морского вооружения по калибру и длине ствола. Орудийные порты – специальные отверстия в бортах, позволяли использовать мощные орудия, которые при правильном расположении не препятствовали остойчивости корабля. Основной задачей такой техники было нанесение максимального урона экипажу. После этого судно брали на абордаж. Потопить же сам деревянный корабль было практически невозможно. Лишь в 19 веке начался выпуск новых тяжелых снарядов, несущих в себе большое количество взрывчатых веществ. Эти нововведения изменили тактику ведения боя. Теперь целью были не люди, а сам корабль. Появилась возможность его потопления. При этом износ оборудования (артиллерии) все еще был очень быстрым, а ремонт дорогостоящим. Необходимость создания более современного вооружения возрастала.
Производство нарезной артиллерии в 19 веке ознаменовало очередной скачок в сфере корабельного вооружения. Она имела следующие преимущества:
- Улучшилась меткость стрельбы;
- Увеличилась дальность полета снарядов, что ознаменовало перспективу ведения боя на больших расстояниях;
- Появилась возможность использовать более тяжелые снаряды, внутри которых находились взрывчатые вещества.
Следует отметить, что до появления электронных систем наведения артиллерия все еще имела невысокую точность, так как механические устройства имели множество ошибок и неточностей.
Вооружение использовали не только для обстрела кораблей неприятеля. Перед началом штурма вражеского побережья, линкоры проводили артиллерийскую подготовку – так они обеспечивали безопасный выход своих солдат на чужую землю.
Металлическая обшивка корпуса
Увеличение мощности стрельбы морской артиллерии вынуждало кораблестроителей усиливать корпус боевого судна. Для производства использовалась древесина высокого качества, обычно дуб. Перед применением она высушивалась и выстаивалась в течение нескольких лет. Для обеспечения прочности обшивка корабля состояла из двух пластов – внешнего и внутреннего. Подводную часть корпуса дополнительно покрывали мягким слоем дерева, защищающего от гниения основную конструкцию. Этот слой периодически обновляли. Впоследствии днища деревянных кораблей стали обшивать медью.

HMS «Victory» 1765
Ярким представителем линейного корабля 18 века с металлической обшивкой подводной части является британский линейный корабль «Виктория» (HMS Victory). В связи с участием Англии в Семилетней войне его строительство затянулось на много лет. Но этот срок способствовал получению качественного сырья для строительства – древесина стала обладать великолепными характеристиками. Подводная часть судна была обшита медными пластинами, прикрепленными к дереву при помощи железных гвоздей.
Любой корабль того периода имел существенный недостаток – как бы хорошо днище судна не было сделано, вода все равно просачивалась внутрь, происходило загнивание, которое источало неприятный запах. Поэтому периодически капитан «Виктории» отправлял матросов в нижнюю часть корпуса для откачки воды.
За годы службы вооружение несколько раз меняло свое количество и размер. В начале 19 века оно включало 104 пушки разного калибра. За каждым орудием было закреплено по 7 человек, обеспечивающих работу техники.
«Виктория» участвовала в большинстве морских боях, происходивших в годы ее службы. Одним из самых ярких было Трафальгарское сражение. Именно на этом корабле командующий британским флотом вице-адмирал Нельсон получил смертельное ранение.
Примечательно, что увидеть данный корабль можно и сегодня. В 1922 году оно было отреставрировано и установлено в Портсмуте в качестве музея.
Паровой движитель
Дальнейшее развитие линейных кораблей требовало улучшения мореходности. Парусные судна постепенно изживали себя, ведь они могли двигаться только при хорошем ветре. К тому же усиление артиллерийской мощи делало парусную технику более уязвимой. Начинался период паровых движителей, работающих на угле. Первые образцы оснащались гребными колесами, которые хоть и обеспечивали движение судна, но их скорость была очень невысокой и подходила для речного плавания или в море при абсолютном штиле. Однако новая установка заинтересовала военные силы многих стран. Начались испытания паровых машин.
Замена гребных колес на винты помогла увеличить скорость пароходов. Теперь даже небольшое по размеру и вооружению судно с паровым движителем превосходило огромный парусный линейный корабль. Первый мог подплыть с любой стороны вне зависимости от силы и направления ветра и начать атаку. В это время второй продолжал усиленно бороться с природными явлениями.
Корабли, построенные после 40-х годов 19 века, старались оснащать паровыми двигателями. В числе первых стран, начавших строительство военных пароходов с тяжелой артиллерией на борту, были США, Великобритания и Франция.
«Винтовой линейный корабль «Наполеон»

«Винтовой линейный корабль «Наполеон» 1852
В 1852 году Франция построила свой первый винтовой линейный корабль, оставив при этом парусную систему. Оснащение паровым двигателем вынуждало уменьшить количество артиллерии до 90 пушек. Но это было оправдано за счет улучшения мореходности – скорость хода достигала 13,5 узла, что считалось очень высоким показателем. В течение следующих 10 лет в мире было построено около 100 подобных кораблей.
Появление броненосцев
Появление снарядов, начиненных взрывчатыми веществами, требовало срочного обновления корабельного состава. Появлялся риск больших повреждений и выгорания значительной части деревянного корпуса. После пары десятков удачных попаданий судно уходило под воду. Кроме того, установка на корабле паровых машин увеличивала риск обездвиживания и последующего затопления в случае попадания в машинное отделение хотя бы одного вражеского снаряда. Необходимо было защитить стальными листами наиболее уязвимые части корпуса. Позднее весь корабль стал производиться из металла, что потребовало полного изменения конструкции. Бронирование занимало значительную часть водоизмещения судна. Для того, чтобы оставить прежнее количество артиллерии, необходимо было увеличивать размеры линейного корабля.

Бризантные снаряды
Дальнейшим развитием линкоров стали эскадренные броненосцы с полностью металлическим корпусом, которые получили свое распространение в конце 19 века. Они имели мощный броневой пояс, защищающий от вражеских снарядов. Вооружение включало 305-мм, 234-мм и 152-мм артиллерию. Предполагалось, что такое разнообразие техники положительно скажется во время ведения боя. Опыт показал, что такое утверждение было ошибочным. Одновременное управление разнокалиберными пушками вызывало множество сложностей, особенно в момент корректировки огня.
Первые гиганты – Дредноуты
Венцом всех предыдущих видов линейных кораблей стал суперброненосец «Дредноут», построенный Великобританией в 1906 году. Он стал основоположником нового класса линкоров. Это было первое судно в мире, несущее в себе большое количество тяжелого вооружения. Выполнялось правило «all-big-gun» – «только большие пушки».
На борту располагалось 10 единиц 305-мм артиллерии. Паротурбинная система, впервые установленная на линкор, позволила увеличить скорость хода до 21 узла – невероятные в те года показатели. Защита корпуса уступала предшествующим ей броненосцам типа «Лорд Нельсон», но все остальные нововведения произвели настоящую сенсацию.
Линейные корабли, построенные после 1906 года по принципу «all-big-gun», стали называться дредноутами. Они сыграли важную роль в годы Первой мировой войны. Каждая морская держава стремилась иметь на вооружении хотя бы один корабль дредноутного типа. США и Великобритания стали неоспоримыми лидерами по количеству подобных судов. Однако 40-е года 20 столетия и морские сражения с участием авиации показали уязвимость морских гигантов.
[flat_ab id=”2″]
Сражение при Габбарде (1653)
Первый положительный опыт ведения линейного боя был зафиксирован в 1653 году. Кильватерное расположение английских кораблей – друг за другом, с легкостью позволило отбить первую атаку Нидерландов, которые к тому же потеряли два судна. На следующий день голландский адмирал Мартен Тромп вновь отдал приказ наступать. Это стало его роковой ошибкой, флот был разгромлен. 6 судов было потоплено, 11 взято в плен. Англия не потеряла ни одного корабля, к тому же получила контроль над проливом Ла-Манш.
Сражение при Бичи-Хед (1690)
В июле 1690 года произошло столкновение между французскими и союзническими (Англия, Голландия) кораблями. Адмирал Франции Турвиль руководил 70 линейными кораблями, которые выставил в три ряда:
- Первая линия – авангард, насчитывала 22 линкора;
- Вторая – кордебаталия, 28 судов;
- Третья – арьергард, 20 линейных кораблей.
Противник также выстроил свое вооружение в три ряда. Он насчитывал 57 линкоров, которые в разы превосходили французов по количеству артиллерии. Однако тактика Турвиля сумела одержать бесспорную победу, не потеряв при этом ни одного судна. Союзники лишились 16 линкоров, еще 28 были серьезно повреждены.
Данное сражение позволило французам захватить под свой контроль Ла-Манш, что привело английский флот в смятение. Спустя несколько дней они вернули свои морские границы. Бой при Бичи-Хед вошел в историю, как одна из крупнейших битв парусных линейных кораблей.
Трафальгарское сражение (1805)
В годы правления Наполеона французско-испанский флот встретил жестокое сопротивление британских военно-морских сил. Недалеко от мыса Трафальгар в Атлантическом океане союзники выстроили корабли по линейной схеме – в три ряда. Однако плохие погодные условия и начинающийся шторм не позволяли вести бой на дальнем расстоянии. Проанализировав ситуацию, английский адмирал Нельсон, находящийся на борту линкора «Виктория», приказал группироваться кораблям в две колонны.
Дальнейшая тактика ведения боя Королевского флота Британии оказалась более успешной. Ни один из судов не был потоплен, хотя многие имели серьезные повреждения. Союзники потеряли 18 парусников, 17 из которых были захвачены. Командующий английским флотом был ранен. В первый день битвы французский стрелок, находящийся на броненосце Redoutable, выстрелил из мушкета. Пуля попала в плечо. Нельсон был спущен в лазарет, но вылечить его так и не удалось.
Ютландское сражение (1916)
Самое знаменитое сражение с применением дредноутов произошло у берегов Ютландского полуострова. Два дня немецкие и британские линкоры испытывали свои силы и возможности. В результате каждая из сторон заявила о своей победе. Германия утверждала, что проиграл тот, у кого оказались самые большие потери. Королевский флот считал, что победителем является страна, которая не отошла от поля сражения.
Вне зависимости от итогов эта битва стала огромным опытом, который в дальнейшем подробно изучался. На нем основывалось строительство всех последующих мировых дредноутов. Были учтены все недостатки, зафиксированы наиболее уязвимые места на корабле, в которых следует усилить бронирование. Также полученные знания вынудили конструкторов изменить расположение башен главного калибра. Несмотря на то, что в бою участвовало большое количество вооружения, это столкновение никак не повлияло на исход Первой мировой войны.
Конец эры линкоров
Нападение Японского императорского флота на американскую базу Перл-Харбор в декабре 1941 года показало нежизнеспособность линкоров. Огромные, неповоротливые и уязвимые при атаке с воздуха – их тяжелое вооружение, бьющее на десятки километров, стало бесполезным. Потопление нескольких единиц техники перекрыло возможность выхода в море остальных боевых судов. В результате этого США потеряли значительную часть современных линкоров.
Завершение Второй мировой войны стало окончательным финалом эры линейных кораблей. Последние годы сражений показали, что эти судна не могут защититься от морской авиации и подводных лодок. На замену им пришли еще более мощные и гигантские авианосцы, несущие на себе десятки самолетов.
При этом дредноуты не стали сразу списывать, необходима была их поэтапная замена. Так, в 1991 году последние американские линкоры «Миссури» и «Висконсин», построенные еще в годы Второй мировой войны, совершили поход в Персидский залив, где произвели выстрелы крылатыми ракетами «Томагавк». В 1992 году «Миссури» был снят с вооружения. В 2006 году последний дредноут в мире – «Висконсин», также покинул службу.
vmflot.ru
Линейный корабль — Викитака
Материал из Викитаки
(Перенаправлено с Линкор)
Лине́йный кора́бль, или линко́р, — класс артиллерийских надводных кораблей, один из старейших в истории.
В эпоху парусного флота линкор — крупный, обычно трёхмачтовый корабль как минимум с двумя-тремя артиллерийскими палубами, мог нести свыше сотни орудий и имел экипаж численностью в несколько сот человек. Традиционным тактическим приемом его применения был бой в составе линии баталии, отчего и получил своё название, перешедшее затем по традиции к кораблям парового флота. В эпоху броненосного флота линкор — один из основных классов самых крупных по водоизмещению артиллерийских надводных кораблей, предназначенных для уничтожения в морском бою кораблей всех классов, а также нанесения артиллерийских ударов по береговым целям. Первые линейные корабли появились во флотах европейских стран в начале XVI века. По итогам Второй мировой войны, а также в связи с появлением палубной авиации и противокорабельных ракет линкоры, как класс кораблей, были признаны устаревшими. Последние линейные корабли были выведены в резерв в девяностых годах XX века.
Парусные линейные корабли
Трёхдечный парусный линейный корабльПостроение в линию во время морского боя впервые стало применяться флотами Англии и Испании в начале XVII века. Массово строившиеся в результате этого многопалубные парусные линейные корабли более чем 250 лет являлись основным средством ведения войны на море и позволили таким странам как Голландия, Великобритания и Испания создать огромные колониальные империи.
Утрированное изображение первого линкора — «Great Harry»Однако как класс линкоры появились на сто лет раньше — первым линейным кораблем был «Great Harry» (официально называвшийся «Henry Grace à Dieu»), построенный в 1514 году в Англии: Д.Бейкер спроектировал четырёхмачтовый неф с двумя закрытыми орудийными палубами (деками). При этом корабль сохранял ещё многие архитектурные особенности нефов, включая развитые форкастль и ахтеркастль, вычурные элементы декора бортов, провизионные короба на внешней обшивке ахтеркастля, по два боевых марса на всех мачтах кроме бизани и т.п.. При этом на основании утрированных средневековых изображений, воспринимаемых некоторыми исследователями буквально, очень часто этот корабль ошибочно отождествляют с каракками, многие из которых в британском флоте были действительно перестроены в линейные корабли путем оборудования деков и прорезки портов. На основании этих же изображений его общее вооружение оценивают в 43 тяжелых и 141 лёгкое орудие, что для корабля таких размерений выглядит очевидно фантастичным. В действительности при длине в 165 футов он оценочно имел водоизмещение в 1000-1500 брутто-регистровых тонн и был вооружён 22 тяжёлыми орудиями (из них 20 на нижнем деке и 2 — ретирадных в портах транца) и 16-18 лёгкими, а также многочисленными фальконетами, установленными в амбразурах фальшборта, на форкастле — в три ряда по горизонтали в шахматном порядке, что породило легенду о «четырёхдечном форкастле» этого корабля. Первый линкор прожил долгую жизнь, несмотря на появление новых кораблей этого класса был капитально отремонтирован в 1536 году и после этого в 1545 году успел принять участие в битве при Соленте, в которой перестроенная в линкор флагманская каракка «Мэри Роуз» затонула вместе с адмиралом и почти всем экипажем (причиной стало захлёстывание неудачно рассчитанных пушечных портов волной). Погиб первый линкор вероятнее всего не ранее 1553 года, когда пожар в Вулвиче уничтожил множество кораблей.
К середине XVII века линейные корабли ведущих морских держав имели от двух до четырёх деков и вооружались 50—150 орудиями крупных калибров (без учёта фальконетов). Дальнейшее развитие кораблей этого класса шло уже не по пути увеличения числа орудий, а в направлении улучшения мореходных характеристик, стандартизации и повышения могущества артиллерии. Крупные парусные линкоры не только позволяли разместить значительное количество мощных орудий, но и отличались изрядной живучестью, например русский линкор «Азов» в битве при Наварине получил 153 пробоины, однако не только остался на плаву, но и сохранил боеспособность.
В России до Петра I не строили линейных кораблей. Первым русским линейным кораблём стал «Гото Предестинация». В 1720 году по петровскому Морскому уставу русские линейные корабли были разделены на четыре ранга, и уже в 1722 году в составе русского флота насчитывалось 36 линейных кораблей. Будучи первоначально копиями западных образцов, уже к концу правления Петра I русские корабли получили собственные отличительные черты. Так, они были короче, и имели меньшую осадку в ущерб мореходности, но лучше подходили сначала к условиям Азовского моря, а потом и к условиям Балтийского моря. В проектировании и постройке кораблей принимал участие сам царь.
В русском флоте термин «корабль» вплоть до 1870-х годов относился именно к линейным кораблям, формулировка «линейный корабль» появилась в качестве определения класса именно потому, что появились корабли, строго говоря уже не оптимизированные для ведения боя в линии баталии. Существовал также термин «корабельный флот», аналогичный современному термину «линейный флот».
Паровые линейные корабли
Французский паровой линкор Наполеон, 1850.В 1824 году был изобретён новый тип артиллерийского снаряда — фугасный, который легко разрушал и сжигал деревянные корпуса. С этого времени корабли начинают пытаться защищать бронёй. С освоением в массовом производстве около 1855 года надёжного и мощного корабельного парового двигателя деревянные парусники постепенно начали сходить со сцены. Часть из них была переоборудована, снабжена паровыми машинами и броневой обшивкой. Вскоре появились крупнокалиберные орудия на вращающихся станках, они могли вести огонь на оба борта корабля, что позволило отказаться от большого числа орудий в бортовых батареях и заменить их меньшим количеством вращающихся артустановок, которые стали прикрывать броневыми барбетами, колпаками а затем и башнями. Кроме того, произошёл переход от гладкоствольных дульнозарядных пушек к нарезным орудиям, заряжающимся с казённой части.
Последний бой парусных флотов и первый бой с применением бомбических орудий состоялся 17 ноября 1853 года между флотами России и Турции в Cинопской бухте на Чёрном море и окончился победой русской эскадры. Первое боевое столкновение между броненосными паровыми кораблями произошло во время гражданской войны в США между броненосцами «Монитор» и «Вирджиния» (известен по своему неформальному названию «Мерримак») и окончилось формально ничьей. Первый мореходный броненосец был построен во Франции («Глуар») — в броненосец перестроили один из паровых линкоров типа «Наполеон».
К концу XIX века возросшая мощность машин позволила строить линейные корабли с существенно бо́льшим водоизмещением. Типичный линкор морской державы того времени представлял собой корабль с водоизмещением от 9 до 16 тысяч тонн, способный развивать скорость до 18 узлов. Толщина брони у ватерлинии превышала 200 мм, корпус разделялся вертикальными и горизонтальными переборками на герметичные отсеки. Основным вооружением являлись четыре 305 мм орудия в двух башнях, обычно расположенных в оконечностях.
Дредноуты и первая мировая война
Русско-японская война окончательно утвердила превосходство скорострельной и дальнобойной крупнокалиберной артиллерии как главные преимущества в морском бою. На основании выводов, сделанных по результатам войны, началось строительство совершенно новых типов линкоров.
Первым таким кораблём стал английский «Дредноут», имя которого стало нарицательным для всех линейных кораблей этого класса. Хотя в США аналогичные корабли и были заложены раньше, но в строй они вступили позже, зато затем их архитектура (линейно-возвышенное расположение башен главного калибра) стала классической для кораблей этого класса. Линкор с водоизмещением 22500 тонн благодаря применению нового двигателя (паровой турбины) мог развивать скорость до 22 узлов. Достижения в системах наведения орудий позволили увеличить дальность эффективной стрельбы с 10—15 до 90—120 кабельтовых. Это заставило отказаться от смешанного калибра в пользу большего числа орудий главного калибра — на больших расстояниях преимущество меньшего калибра в скорострельности нивелировалось необходимостью каждый раз ждать попадания в цель или воду для корректировки следующего выстрела. На «Дредноуте» было установлено 10 орудий калибра 305 мм, вторым калибром был противоминный 24—76 мм; артиллерия среднего калибра отсутствовала.
«Дредноут» называли «символом абсолютной мощи», его появление сделало все остальные линкоры морально устаревшими. Это существенно помогло Германии в начинавшейся гонке морских вооружений между ней и Великобританией, так как преимущество последней в 15 современных кораблей превратилось в преимущество в один «Дредноут».
Вскоре большинство морских держав перешло к строительству подобных линкоров, и в дальнейшем мощь флота того или иного государства стала измеряться количеством кораблей дредноутного типа.
Во время первой мировой войны немецкий Флот открытого моря и английский «Гранд флит» провели большую часть времени на своих базах, так как стратегическое значение кораблей оказалось слишком большим, чтобы рисковать ими в бою. Единственное в этой войне боевое столкновение флотов линейных кораблей (Ютландское сражение) состоялось 31 мая 1916 года, и, несмотря на тактическую победу (было потоплено 14 английских кораблей против 11 немецких) Флот открытого моря был вынужден до конца войны оставаться у берегов Германии.
Вторая мировая война
6 февраля 1922 года США, Великобритания, Франция, Италия и Япония заключили Вашингтонское соглашение об ограничении морских вооружений. Максимальное водоизмещение линкоров ограничивалось 35 560 тоннами, максимальный калибр орудий не должен был превышать 406 мм. Кроме того, для каждой из стран участниц ограничивалось суммарное водоизмещение всех кораблей (533 000 тонн для США и Великобритании, 320 000 тонн для Японии и 178 000 тонн для Италии и Франции). Действие соглашения продлилось до 1936 года, после чего гонка морских вооружений возобновилась. В последующие несколько лет были заложены такие линейные корабли как «Бисмарк» (Германия), «Принц Уэльский» (Великобритания), «Ямато» (Япония), «Литторио» (Италия), «Ришелье» (Франция), «Северная Каролина» (США). В СССР началось строительство линкоров типа «Советский Союз» (остались недостроенными).
Вторая мировая война стала закатом линейных кораблей, так как на море появилось новое оружие, дальность действия которого на порядок превышала самые дальнобойные пушки линкоров — палубная авиация. Находящийся в рейдерском походе немецкий линкор «Бисмарк» 26 мая 1941 года был атакован палубными торпедоносцами, потерял ход и на следующий день был потоплен двумя английскими линкорами и несколькими крейсерами после 88-минутного боя.
7 декабря 1941 года японские самолёты с шести авианосцев атаковали базу американского тихоокеанского флота в гавани Пёрл-Харбор, потопив 5 линкоров и несколько других кораблей. 10 декабря японскими самолётами был потоплен английский линейный корабль «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Рипалс». Линкоры стали вооружать всё большим числом зенитных орудий, однако это мало повлияло на нараставшую силу авиации.
На заключительном этапе войны функции линкоров свелись к артиллерийской бомбардировке побережий и защите авианосцев. Самые большие в мире линейные корабли, японские «Ямато» и «Мусаси» были потоплены авиацией, так и не вступив в бой с американскими кораблями. Последний немецкий линкор «Тирпиц», скрытый в норвежских фьордах и защищённый наземными зенитными орудиями, всё-таки был потоплен сверхтяжёлыми бомбами с английских бомбардировщиков.
Последний бой непосредственно между линейными кораблями состоялся 25 октября 1944 года в проливе Суригао, когда 6 американских линкоров атаковали и потопили японский «Ямасиро».
В условиях изменившихся обстоятельств, проекты по постройке ещё бо́льших линейных кораблей (американский «Монтана» и японский «Супер Ямато») были отменены. Последним линкором, вступившим в строй, стал британский «Вэнгард» (1946 г.) После войны почти везде в мире линкоры были сняты с вооружения или выведены в резерв.
После второй мировой войны
США ещё несколько раз использовали линейные корабли для артиллерийской поддержки наземных операций. Перед войной в Корее были возвращены в строй все четыре линкора класса «Айова». Во Вьетнаме использовался «Нью-Джерси». При президенте Рейгане эти корабли были перевооружены и стали способны нести крылатые ракеты «Томагавк» и принимать вертолеты (вплоть до тяжелых транспортных). «Нью-Джерси» участвовал в обстрелах территории Ливана в 1983—1984 годах, а «Миссури» и «Висконсин» вели огонь главным калибром по наземным целям во время первой войны в Персидском заливе 1991 года. Все четыре корабля были повторно выведены в резерв в девяностых годах XX века.
См. также
Ссылки
itaka.pw
Линкоры типа «Айова» — всем линкорам линкоры
уникальное фото четыре линкора класса «Айова» вместе в одном походе, июнь 1954 год

Линкоры типа «Айова» считаются самыми совершенными кораблями в истории судостроения. Именно при их создании конструкторам и инженерам удалось достичь максимального сочетания всех основных боевых характеристик: вооружения, скорости хода и защиты. Линкоры типа «Айова» поставили точку в развитии эволюции линейных кораблей. Их можно считать идеальным проектом.
Вот названия легендарных линкоров: «Айова» (BB-61), «Нью Джерси» (BB-62), «Миссури» (BB-63) и «Висконсин» (BB-64). Ещё два линкора, «Иллинойс» (BB-65) и «Кентукки» (BB-66), были не достроены. Так как к сентябрю 1939 года у американцев был явный перевес над флотом Японии по количеству построенных военных кораблей было решено поэкспериментировать и построить быстроходный линкор. Но тем временем разведка США предполагала, что в Японии началось строительство третьего и четвертого линкоров типа «Ямато». По их данным, водоизмещение этих боевых кораблей составляет 46000 тонн, а калибр артиллерии — 406 мм (на самом деле данные были другие: 62315 тонн и 460 мм соответственно). Грядущее усиление флота вероятного противника вызывало беспокойство. Поэтому Генеральный совет поручил отделу проектирования параллельно с разработкой быстроходного линкора рассмотреть его тихоходный вариант.
линкор «Айова», август 1962

В апреле три эскизных проекта тихоходного линкора были представлены на рассмотрение адмиралу Харту. В итоге, один из них утвержден. Сразу же после этого начался выпуск рабочей документации — чертежей. Решение о строительстве первых двух линкоров нового типа было одобрено Конгрессом 17 мая 1939 года. В Европе уже шла война. Сразу же после капитуляции Франции, американский Конгресс принял кораблестроительную программу, которая предусматривала создание мощного флота. У нее даже было название «Two Ocean Navy Act», что значит «Флот двух океанов». Далеко не последнее место в программе занимали линкоры. Поэтому 9 сентября того же года последовал заказ еще на два корабля типа «Айова»: под названиями «Иллинойс» и «Кентукки». Производство линейных кораблей класса «Айова» представляло собой достаточно непростую задачу, но американская промышленность довольно легко справлялась с ней. Закладка головного корабля состоялась 27 июня 1940 года, а 22 февраля 1943-го он уже вошёл в состав ВМС США. Последней паре линкоров, к сожалению, не повезло, из-за смены приоритетов в военно-промышленном комплексе строительство линейных кораблей было прекращено.
посмотрите хорошую подборку исторических фотографий и видео о легендарном линкоре Айова
На корабле «Айова» в конце 1943 года президент США Рузвельт отправился в Касабланку, с целью сопровождения авианосного соединения тихоокеанского флота США.
После войны «Айова» был поставлен в резерв, 24 августа 1951 года вновь вступил в строй и был передан атлантическому флоту США.
Весной 1980 года Конгрессом США было принято решение расконсервировать линкоры типа «Айова» (4 единицы). К тому времени «холодная война» между СССР и «условным противником» достигла апогея. Соединенные Штаты взяли курс на резкое усиление своего флота. «Второе рождение», так можно назвать возвращение к жизни знаменитых линкоров. На них сохранили комплекты тяжелой артиллерии и броневые пояса с палубами, вдобавок оснастили стратегическим оружием — крылатыми ракетами типа «Томагавк» а также противокорабельными ракетами и автоматизированными зенитно-артиллерийскими комплексами.
линкор «Айова» фото
линкор «Айова» произвел залп

залп линкора «Айова»


линкор «Айова», 1988 год

линкор «Айова» корма

28 апреля 1984 года, после основательной модернизации в Новом Орлеане линкор «Айова» вновь выходит на службу. Однако в середине апреля 1989 года, после взрыва порохового отсека, который нанес огромный ущерб центральному орудию корабля, был выведен в резерв.
Линкор «Висконсин» стал 12 января 1995 года на постоянную швартовку в порту Ньюпорт.
Линкоры этого типа участвовали в войне во Вьетнаме, принимали участие в операции «Буря в пустыне» а также в локализации конфликта на Фолклендских островах. Их ремонтировали, модернизировали и снова вводили в строй.
Линкор «Миссури» 4 мая 1998 года был передан в музей ВМС США, который находится на военной базе Перл-Харбор. Несмотря на 40-летний возраст, линейные корабли довольно прекрасно сохранились, ведь они эксплуатировались всего около 13 лет, а остальное время находились в резерве.
линкор «Висконсин», 1952 год

линкор «Нью Джерси»

оснастка линкора «Кентукки» на верфи в Норфолке

линкор «Нью Джерси»

линкор «Нью Джерси»

The USS «Ronald Reagan» CVN-76 passing the USS «Missouri» Memorial at Pearl Harbor, Hawaii

линкор «Висконсин» на постоянной швартовке в Ньюпорт

Технические характеристики линкора «Айова»:
- Длина — 300 м;
- Ширина — 33 м;
- Осадка — 10 м;
- Водоизмещение — 50000 тонн;
- Скорость — 33 узла;
- Запас хода — 15000 миль;
- Экипаж:
- Всего — 2800 человек;
- Вооружение:
- Орудие 406 мм — 9;
- Орудие 125 мм — 12;
- Противокорабельные комплексы «Гарпун» — 4;
- Крылатые ракеты типа «Томагавк» — 32;
korabley.net
Корабль линейный. Линейные корабли Российского Императорского флота
Линейный корабль – это парусное военное судно из дерева с водоизмещением до 6 тыс. тонн. Они имели до 135 орудий на бортах, расположенных в несколько рядов, и до 800 человек экипажа. Эти корабли использовались в боях на море с применением так называемой линейной тактики боя в 17–19-м веках.

Появление линейных кораблей
Название «корабль линейный» известно со времен парусного флота. Во время морского сражения многопалубники выстраивались в одну линию для того, чтобы дать залп всех орудий по противнику. Именно одновременный огонь со всех бортовых пушек наносил врагу существенный урон. Вскоре такая тактика боя стала называться линейной. Постройка в линию кораблей во время морских боев впервые стала использоваться английскими и испанскими флотами в начале 17-го века.
Прародителями линейных кораблей являются галеоны с тяжелым вооружением, карраки. Первое упоминание о них появилось в Европе в начале 17-го века. Эти модели линейных кораблей были намного легче и короче галеонов. Такие качества позволяли им быстрее маневрировать, то есть выстраиваться в линию бортом к противнику. Построиться нужно было таким способом, чтобы нос следующего корабля обязательно был направлен в корму предыдущего. Почему не боялись выставлять борта кораблей под вражеские атаки? Потому что многослойные деревянные бока были надежной защитой корабля от ядер противника.

Процесс становления линейных кораблей
В скором времени появился многопалубный линейный корабль парусный, который более чем на 250 лет стал основным средством ведения войны на море. Прогресс не стоял на месте, благодаря новейшим методикам расчета корпусов стало возможным прорезать пушечные порты в несколько ярусов еще в самом начале сооружения. Таким образом, можно было рассчитать силу корабля еще до того, как он будет спущен на воду. В середине 17-го века возникло четкое разграничение по классам:
- Старые двухпалубные. Это корабли, у которых палубы располагаются одна над другой. Они заставлены 50 пушками, стреляющими по противнику через окна в бортах корабля. Данные плавучие средства не обладали достаточной силой для ведения линейного боя и в основном применялись в качестве эскорта конвоев.
- Двухпалубные линейные корабли с количеством пушек от 64 до 90 представляли основную часть флота.
- Трех- или четырехпалубные корабли, имеющие 98–144 боевых орудия, исполняли роль флагманов. Флот, содержащий 10-25 таких кораблей, мог контролировать торговые линии и в случае военных действие перекрывать их для противника.
Отличия линейных кораблей от других
Парусное оснащение у фрегатов и линейных кораблей одинаковое — трехмачтовое. На каждом обязательно присутствовали прямые паруса. Но все же фрегат и корабль линейный имеют некоторые отличия. Первый обладает только одной закрытой батареей, а линейные корабли несколькими. Кроме того, у последних количество пушек гораздо больше, также это касается и высоты бортов. Но фрегаты более маневренные и могут действовать даже на мелководье.

От галеона корабль линейный отличается прямыми парусами. Кроме этого, у последнего нет прямоугольной башни на корме и гальюна на носу. Линейный корабль превосходит галеон и в скорости, и в маневренности, также в артиллерийском бою. Последний более приспособлен для абордажного боя. Помимо всего прочего, они очень часто использовались для перевозки войск и грузов.
Появление линейных кораблей в России
До правления Петра I в России таких конструкций не было. Первый российский корабль линейный именовался как «Гото Предестинация». К двадцатым годам 18-го века в состав Российского Императорского флота входило уже 36 таких судов. В начале это были полные копии западных моделей, но к концу правления Петра I, линейные российские корабли стали иметь свои отличительные черты. Они были намного короче, имели меньшую усадку, которая негативно влияла на мореходность. Данные корабли очень хорошо подходили к условиям Азовского, а затем и Балтийского морей. Непосредственное участие в проектировке и постройке принимал сам император. Свое название — Российский Императорский флот носил военно-морской флот России с 22 октября 1721 года по 16 апреля 1917 года. Морскими офицерами могли служить только выходцы из дворян, а матросами на кораблях – рекруты из простого народа. Срок службы на флоте для них был пожизненным.

Линейный корабль «Двенадцать апостолов»
«12 апостолов» был заложен в 1838 году и спущен на воду в 1841 году в городе Николаеве. Это корабль со 120 пушками на борту. Всего в Российском флоте существовало 3 судна такого типа. Данные корабли отличались не только своим изяществом и красотой форм, они не имели равных в бою среди парусников. Линейный корабль «12 апостолов» был первым в составе Российского Императорского флота, который имел на вооружении новые бомбические пушки.
Судьба корабля сложилась таким образом, что ему не удалось участвовать ни в одном бою Черноморского флота. Его корпус остался цел и не получил ни одной пробоины. Но этот корабль стал образцовым учебным центром, он обеспечивал оборону российских фортов и крепостей на западе Кавказа. Кроме того, корабль занимался перевозкой сухопутного десанта и уходил в длительные плавания на 3-4 месяца. Впоследствии судно было затоплено.

Причины, по которым линейные корабли утратили свою значимость
Положение деревянных линейных кораблей как основной силы на море пошатнулось из-за развития артиллерии. Тяжелые бомбические орудия с легкостью пробивали деревянный борт бомбами, начиненными порохом, тем самым нанося кораблю серьезные повреждения и вызывая пожары. Если раньше артиллерия не представляла большой угрозы корпусам судов, то бомбические орудия могли пускать на дно линейные корабли России всего лишь несколькими десятками попаданий. С этого времени возник вопрос о защите конструкций броней из металла.
В 1848 году изобрели винтовой движитель и относительно мощные паровые машины, поэтому деревянные парусники медленно стали уходить со сцены. Некоторые корабли были переоборудованы и снабжены паровыми агрегатами. Также было выпущено несколько крупных судов с парусами, их по привычке называли линейными.

В 1907 году появился новый класс судов, в России они назывались линейными, или сокращенно — линкорами. Это бронированные артиллерийские военные корабли. Их водоизмещение составляло от 20 до 65 тыс. тонн. Если сравнить линейные корабли 18 века и линкоры, последние имеют длину от 150 до 250 м. На вооружении у них орудие калибра от 280 до 460 мм. Экипаж линкора – от 1500 до 2800 человек. Применялся корабль для уничтожения противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных операций. Свое название кораблям было дано не столько в память о линейных суднах, сколько по причине того, что им нужно было возродить тактику линейного боя.
fb.ru