Военные технологии | Hi-News.ru — Новости высоких технологий.
- Hi-News.ru
- Темы
- Роботы
- В Великобритании проходят первые в мире военные учения с участием людей и боевых роботов
Развитие робототехники рано или поздно должно было привести к тому, что армия возьмет на вооружение какие-то образцы боевых роботов. Причем в данном случае речь идет вовсе не о применении ставших уже своего рода «стандартом» беспилотников. Армия Великобритании в рамках мероприятия Autonomous Warrior 2018 на полигоне в Солсберийской равнине (юго-восток графства Уилтшир) в течение следующих четырех недель проведет учения самых разных видов роботизированной военной техники, которые закончатся масштабным экспериментом с участием боевой группы из людей и роботов в специально смоделированных боевых условиях.
Читать далее →
- Hi-News.ru
- Темы
- Технологии
- Система виртуальной реальности заменит органы управления боевыми истребителями
Британская компания BAE Systems, занимающаяся технологиями в области вооружений, информационной безопасности, а также в аэрокосмической сфере, собирается разработать кабину боевого истребителя нового поколения, где привычные органы управления будут заменены на систему виртуальной реальности, интегрированную в шлем пилота. Этот «носимымый кокпит» (wearable cockpit) будет работать на базе искусственного интеллекта, а также системы отслеживания движения глаз, позволяя пилоту управлять боевой машиной взглядом и системой жестов.
Читать далее →
hi-news.ru
Об организации военного управления на стратегических направлениях
• Подчинение всех сил и средств единому командованию не зависит от названия органа управления на театре военных действий (ТВД). Для научно обоснованного решения этого вопроса желательно учесть, во-первых, позитивные и негативные стороны из опыта прошлого, а во-вторых, – и это главное – чётко определиться для решения каких оборонных задач и в каких условиях ведения вооружённой борьбы создаётся новая система военного управления.
НЕКОТОРЫЕ УРОКИ ИЗ ОПЫТА ПРОШЛОГО
• Ещё в конце ХIХ – в начале ХХ вв. (в франко-прусской, русско-турецкой, русско-японской войнах) на полях сражений действовали несколько отдельных армий, объединенных командованием на ТВД. С увеличением размаха вооруженной борьбы в период Первой мировой войны, когда на линии русско-германского противоборства с обеих сторон действовали по 8-10 армий, возникла необходимость создания фронтовых командований (групп армий), в состав которых входили по 3-4 армии. В русской армии – Северный, Западный и Юго-Западные фронты, управление фронтами осуществлялось Ставкой ВГК через полевой штаб.
• Во Второй мировой войне
• Одновременно надо было управлять несколькими флотами, отдельными объединениями ВВС, ПВО, крупными формированиями резерва ВГК и другими войсками. Всё это усложняло и затрудняло оперативное управление Вооруженными Силами. К тому же до начала войны недостаточно была продумана сама организация стратегического управления Вооруженными Силами.
• Предлагалось, что, как и в период Гражданской войны, глава государства будет возглавлять Совет обороны (ГКО) страны, а главное военное командование возглавит нарком обороны. Но поскольку он без ведома Сталина не мог принимать никаких решений и это тормозило процесс управления, последний встал во главе Ставки Верховного Главнокомандования. Весьма приниженным и раздробленным оставалось управление видами, родами Вооруженных Сил, тыловыми, техническими и другими службами.
• В связи с этим сложившаяся обстановка потребовала осуществлять повышение оперативности и эффективности управления Вооруженными Силами по двум направлениям.
• Во-первых, был сделан упор на повышение роли Генерального штаба, как основного (а не «рабочего») органа стратегического управления Вооруженными Силами, освободив его от некоторых второстепенных функций по комплектованию и обеспечению войск (сил). Были повышены должностное положение, статус, расширены права и функциональные обязанности командований видов ВС, родов войск и прежде всего ВВС, артиллерии, бронетанковых войск, связи, инженерных войск, создан централизованный тыл Вооруженных Сил. Эти меры себя всемерно оправдали.
• Во-вторых, с целью улучшения контроля и координации действий фронтов 10.07.1941 г. было принято решение о создании главнокомандований на стратегических направлениях.
• В первый, наиболее сложный период войны они принесли определенную пользу, но в полной мере себя не оправдали, и в сентябре 1942 г. были упразднены. Прежде всего, потому, что их нельзя было превращать в обычный орган управления с возложением на них функций планирования операций и постановки задач фронтам. Появление такого промежуточного звена между Ставкой и фронтами резко (на 2-3 суток) снижало бы оперативность управления войсками.
• Все стратегические операции планировались Генштабом и оперативные директивы отдавались от имени Ставки. Кроме того, не имея в своем распоряжении никаких непосредственно подчиненных сил и средств, они не могли существенно влиять на ход ведения операций.
• Вместе с тем, в ходе войны впервые возникла такая новая форма стратегических действий, как операция группы фронтов, где для достижения определенных стратегических целей объединялись усилия нескольких фронтов, флотов, воздушных армий и объединений ПВО. Для координации усилий фронтов и других объединений в таких операциях потребовалось введение института представителей Ставки ВГК. Чаще всего в такой роли выступали Г.К. Жуков, А.М. Василевский, Н.Н. Воронов, С.К. Тимошенко и др.
• Находясь непосредственно в действующей армии, на полях сражений, они добивались более оперативного выполнения поставленных Ставкой задач, контролировали действия войск, оказывали необходимую помощь командованиям фронтов, докладывая по важнейшим вопросам развития операций Верховному главнокомандующему.
• Но все же представители Ставки, не имея непосредственно подчиненных им резервов, своих средств связи, органов и пунктов управления, располагались на пунктах управления одного из фронтов и не имели возможности существенно влиять на ход развития операции.
• В 70-е годы по инициативе начальника Генерального штаба Н.В.Огаркова и при поддержке министра обороны Д.Ф.Устинова правительством было принято решение о создании постоянных и полноценных главнокомандований на стратегических направлениях: на Западе, Юге и Востоке. Сформированы полноценные органы управления, построены для них пункты управления, оснащённые всеми необходимыми средствами связи и автоматизации. Создание таких командований в ту пору было вполне оправданным.
• При наличии пяти видов ВС, 24 военных округов, групп войск, 4 флотов, нескольких отдельных воздушных армий, стратегических ядерных сил, союзных армий ОВД и других войск стратегическое управление всеми этими силами и средствами только через Генеральный штаб становилось весьма затруднительным. Нужно было более рационально и чётко распределить функции военного управления в центре и на важнейших стратегических направлениях.
• Вместе с тем, как и следовало ожидать, первые же месяцы их работы, проведенные обычные командно-штабные учения показали, что главные командования на стратегических направлениях нецелесообразно было превращать в самостоятельные промежуточные органы управления между Ставкой (Генштабом) и фронтами (военными округами).
• Опыт показал, что наиболее рациональным было участие главкоматов в заблаговременном планировании стратегических операций под руководством Генштаба и организаторская работа при подготовке и ведении операций. В ходе операций важнейшие, переломные решения должны были приниматься Ставкой ВГК с учётом предложений главков направлений и директивы фронтам отдаваться через Генеральный штаб, осуществляя параллельный метод работы.
• При строго последовательной работе по принятию решений и планированию операций – Ставка (Генштаб) – главкомат направления – фронт, оперативность управления тормозилась и существенно снижалась, что при современном характере операций было совершенно недопустимо.
• Следовательно, создание главкоматов на стратегических направлениях было делом прогрессивным и перспективным, но при условии, что они не превращаются в обычные промежуточные органы управления, а представляя собой выдвинутые на ТВД передовые пункты (составные части) системы управления Ставки ВГК, имеют основную функцию – практическую организацию выполнения поставленных Ставкой задач на стратегических направлениях.
• В 90-е годы в связи с распадом СССР и резким сокращением российских Вооруженных Сил и количества оперативно-стратегических объединений, главкоматы на стратегических направлениях были ликвидированы.
КАК НАИБОЛЕЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ОРГАНИЗОВАТЬ СИСТЕМУ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
• Прежде всего, надо в определенной мере учесть некоторые позитивные и негативные моменты из опыта прошлого. А в целом рационально организовать военное управление на важнейших стратегических направлениях можно лишь на основе уяснения и чёткого определения всей системы стратегического управления Вооруженными Силами с учётом реальных угроз для безопасности России, вытекающих из них оборонных задач и характера вооруженной борьбы, чтобы чётко представлять себе какие группировки ВС для этого могут потребоваться и какими силами и средствами предстоит управлять.
• К сожалению, в последние годы объективная оценка этих основополагающих факторов подменяется подспудными, надуманными, привнесенными со стороны схематическими, политологическими соображениями, исходящими как от официальных лиц других государств (партнеров), так и различных неправительственных организаций, общественных деятелей внутри страны, в т.ч. путем распространения дезинформационной литературы по оборонным вопросам.
• Главные усилия направляются на разрушение нашей сложившейся системы военного управления и подрыв того положения, которое занимали в этой системе Генштаб и военные округа. Каждая война уникальна, неповторима и к никакой прошлой войне готовиться невозможно, если даже кто-то этого захочет. Трудно сказать также с абсолютной точностью, какой будет следующая война для России. И чтобы не ошибиться в прогнозах, надо исходить не из отвлеченных прожектов, а прежде всего, учитывать ту объективную реальность, которая уже сегодня даёт о себе знать и определяет действительные тенденции развития характера вооруженной борьбы.
• Так, последние войны в Югославии, в Ираке 1991 и 2003 гг. и в Афганистане показали, что руководство США стремится решить свои военные задачи в любой войне, прежде всего, массированным применением высокоточного оружия с целью разрушения инфраструктуры, экономики противостоящей стороны и ведением бесконтактных военных действий с минимальным участием Сухопутных войск. Но опыт Ирака, Афганистана показывает, что на практике не всё таким путем получается.
• Пока что подкуп командиров противостоящей армии оказывается более действенным оружием, чем ВТО. Для оккупации и подавления сопротивления в завоёванной стране приходится привлекать силы и средства десятков других стран, а США в 1,5 раза увеличивают численность своих Сухопутных войск. Опыт показывает также, что любой профессиональной контрактной армии может хватить не более чем на одну-две недели серьезной войны. Потом её надо пополнять и усиливать.
• США в каждой из упомянутых войн были вынуждены дополнительно привлекать организованный резерв до 200-300 тысяч человек. У нас необходимость всего этого кое-где без всяких оснований ставится под сомнение. Например, если вопреки всем нашим стремлениям и желаниям, случится война на Востоке или Юге, неизбежно нашим Вооруженным Силам придется столкнуться не только с высокоточным оружием, но и многомиллионными группировками войск.
• Нельзя упрощать и борьбу с терроризмом, сводя её лишь к действиям бандформирований и специальных подразделений. Реально можно видеть, что так называемые террористы, как например, талибы в Афганистане, сепаратисты в Косово, в некоторых африканских странах могут захватывать целые государства и действовать с применением крупных вооруженных формирований, оснащенных тысячами артиллерийских орудий и минометов, сотнями танков, авиацией.
• Для эффективной борьбы с ними потребуются не только спецподразделения, но и крупные силы регулярных войск. Нельзя забывать и о том, что террористические формирования создаются не только мифическими «бен-ладенами», но и соответствующими государственными структурами ряда стран, как например, талибы и другие моджахеды, действовавшие против советских войск в Афганистане и в последующем против российских войск в Чечне.
• В перспективе в систему управления необходимо закладывать такие потенциальные возможности, которые позволяли бы управлять не только имеющимися на сегодня силами и средствами, но и всеми теми, которые могут потребоваться реально в военное время.
• Главный урок из опыта организации военного управления к 1941 года состоит в том, что именно высшее стратегическое звено было слабее всех подготовлено к выполнению своих задач в военное время. Уже в условиях начавшейся войны при тяжелейшей обстановке на фронтах пришлось на ходу решать вопросы об организации стратегического руководства: кто составляет главное командование, откуда осуществляется управление Вооруженными Силами и многие другие. С органами стратегического и фронтовых управлений до войны не было проведено ни одного учения под руководством вышестоящих начальников (руководителей).
• Учитывая всё это, необходимо и в современных условиях ещё в мирное время заблаговременно определиться, как будет организовано стратегическое руководство, чтобы с началом войны не заниматься его перестройкой. Все органы управления надо целеустремленно готовить к выполнению своих функций в военное время.
• Одним из самых слабых мест в системе стратегического руководства в наше время является то обстоятельство, что она недостаточно приспособлена для противостояния новому характеру угроз безопасности России. Практически главные угрозы осуществляются политико-дипломатическими, экономическими, информационными и другими невоенными и подрывными средствами и способами. Но усилия различных государственных органов по противодействию подобным угрозам должным образом не скоординированы.
• Желательно, чтобы все акции и мероприятия, проводимые по линии МИД, органов внешнеэкономических связей, разведывательных и контрразведывательных органов, Министерства обороны, МВД, ФСБ и других ведомств осуществлялись под руководством Совета безопасности и правительства РФ. Координацию усилий всей военной организации РФ в интересах обороны страны военными средствами целесообразно возложить на министра обороны. Вместе с тем, нужно не снижать, а всемерно повышать роль Генштаба, как задающего генератора в решении оперативно-стратегических вопросов, и главкоматов видов ВС в области военного строительства.
КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ НА СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЯХ
• В последнее время принято вполне обоснованное решение о создании Объединенных стратегических командований («Запад», «Восток», «Юг» и «Центр»), которым должны быть подчинены все силы и средства на ТВД.
• В мирное время они будут именоваться военными округами. Военный округ – хорошо испытанная и понятная всем форма организации военного управления на территории страны. Она привычная и не вызывает никакой настороженности у соседних государств.
• Подчинение всех сил и средств единому командованию не зависит от названия органа управления на ТВД. Если они не подчинялись командующему войсками округа (фронта), они не будут подчиняться и региональному командованию.
• Во время пребывания наших войск в Египте, Афганистане, а позже в Чечне были испробованы различные варианты, но управление как было, так и осталось разрозненным, хотя по опыту Чечни был накоплен и некоторый положительный опыт создания объединенных группировок различных силовых ведомств. Главное по этому вопросу – нужно твёрдое решение и воля главы государства по осуществлению более эффективной и надёжной интеграции во всех звеньях и, в первую очередь, на важнейших стратегических направлениях.
• Создаваемые Объединенные стратегические командования – это не аналог того, что пытались создавать несколько лет назад. Тогда под надуманными предлогами разделение оперативных и административных функций и региональные командования создавали, и военные округа оставляли.
• Создание региональных командований с одновременным сохранением управлений военных округов при планирующемся нерациональном распределении управленческих функций не улучшало, а ещё больше усложняло систему управления на стратегических направлениях, вызывая при этом совершенно неоправданные дополнительные расходы на оборудование пунктов управления и устройство новых органов управления.
• При этом имелось в виду, что региональные командования будут заниматься в основном планированием операций, постановкой задач подчиненным объединениям, соединениям и управлением их боевым применением. Управления военных округов сосредоточивают свои основные усилия на мобилизационной работе, комплектовании и всестороннем обеспечении войск, боевой подготовке войск и других административно-хозяйственных функциях. При этом возникало ряд трудно разрешимых противоречий.
• Во-первых, нарушался принцип единоначалия и полнота ответственности каждой военной инстанции за боевую способность и боевую готовность подчиненных войск (сил).
• Начиная с Суворова и кончая Жуковым, всегда считалось незыблемым положение, что командующий, командир вырабатывает решение на бой, операцию, планирует их и в соответствии со своим замыслом конкретно готовит войска (силы) и обеспечивает их всем необходимым в интересах выполнения поставленных задач. В этих делах разрывать функции и ответственность недопустимо и практически невозможно.
• Во-вторых, не зная во всей полноте замысла операции, суть выполняемых боевых задач, невозможно целенаправленно и предметно решать задачи по боевой подготовке войск и их всестороннему обеспечению. При подобной системе неизбежна оперативно-тактическая деградация офицеров управлений округов, а в управлениях региональных командований будет формироваться плеяда офицеров, занимающихся оперативным планированием, но оторванных от войсковой жизни.
• В целом при создании региональных командований ещё больше увеличивалась многоступенчатость и раздробленность решения ряда управленческих задач, что снижало бы оперативность управления. Вместе с тем, не закладывалось никаких законодательных, нормативно-правовых или закрепленных приказами положений, которые бы на деле обеспечивали подчиненность всех сил и средств различных ведомств, централизацию и интеграцию управления войсками (силами) на стратегических направлениях.
• Ссылка на американский опыт не подходит для российских условий. Там главкоматы на ТВД создаются для управления группировками войск, выдвинутыми на тысячи километров от территории США. Нам нужно организовать управление группировками войск на своей территории.
• При организации Объединенных стратегических командований устраняются перечисленные выше противоречия, слабые места и создается действительно единая система управления всеми силами и средствами на ТВД. Им не будут подчинены лишь стратегические ядерные силы, которые будут находиться под командованием Ставки ВГК (через Генштаб).
• Но возникают и некоторые вопросы, которые надо уточнять. Например, почему штабы ОСК находятся в Хабаровске (в 1,5 км от госграницы) или в Петербурге, как организовать единое управление морскими силами, исключив из них компоненты СЯС и некоторые другие.
• Для более глубокого исследования назревших вопросов организации стратегического управления и основательной их практической проверки, целесообразно провести стратегическое командно-штабное учение под руководством Верховного главнокомандующего с привлечением высших органов управления всех силовых ведомств РФ в качестве обучаемых, где они могли бы отрабатывать вопросы управления с «закрытыми» картами в условиях, приближенных к реальной действительности. И по итогам этого учения сделать окончательные выводы.
/М.ГАРЕЕВ, президент Академии военных наук, генерал армии, «Национальная оборона»/
army-news.ru
IT-технологии на службе в армии
Подавляющее большинство видов современного оружия сегодня базируется на IT-технологиях. Время, когда к нему можно было подходить с молотком и отверткой, прошло. Сейчас, чтобы умело обращаться с вооружением и техникой, требуется наличие высшего технического образования и отменный опыт. А еще — знание основ информационных технологий, которые ныне и базируются на автоматизированных системах управления войсками. О том, какие технологии сегодня применяются в армиях мира, нашему корреспонденту рассказал начальник 1-го научно-исследовательского отдела (информационных технологий) — заместитель начальника научно-исследовательского центра Научно-исследовательского института Вооруженных Сил Республики Беларусь полковник Дмитрий ВЕРЖБАЛОВИЧ.
Справка «КВ»
Полковник Вержбалович Дмитрий Игоревич, кандидат технических наук, доцент. Закончил с красным дипломом факультет автоматизированных систем управления МВИЗРУ ПВО в 1988 году. Проходил службу на Дальнем Востоке. Затем окончил адъюнктуру при кафедре АСУВ в Военной академии Республики Беларусь. Там же преподавал. В настоящее время занимается научной деятельностью.
— Сегодня современную армию уже невозможно представить без компьютерного оборудования…
— Все более широкое внедрение информационных технологий является сегодня общемировым явлением. Оно наблюдается практически во всех сферах человеческой деятельности, в том числе — и в военной. В Концепции системы обеспечения информацией органов военного управления Вооруженных Сил дано такое определение информационной технологии: это — совокупность методов, способов, приемов и средств обработки документированной информации, включая прикладные программные средства, и регламентированного порядка их применения.
Деятельность вооруженных сил характеризуется специфичными, особо жесткими требованиями к работе с информацией и к средствам, эту работу реализующим. Пожалуй, ни в одной другой сфере деятельности, кроме военной, информация с древних времен не воспринималась как ключевой фактор обеспечения самого существования, сохранения жизни государства, с одной стороны, и подавления, уничтожения противника — с другой.
— Так все-таки, какова роль информационных технологий в современной войне?
— Анализ современного мирового опыта показывает, что успешное проведение военных операций требует своевременного комплексного информационного обеспечения боевых действий, что уже невозможно без современных информационных технологий. Сегодня последствия неэффективной работы с информацией — это потери личного состава, вооружения, военной техники, которые в значительной мере предопределяют победу или поражение. Причем очень быстро и бесспорно.
Многие военные аналитики считают, что широкое применение современных информационных технологий привело к революции в военном деле. Обычно в качестве примера рассматривают войны последних лет, которые проводили США. Например, за счет применения информационных технологий войска США в Ираке в 1991 (считается первой информационной войной) приобрели боевой потенциал, втрое превышающий боевой потенциал обычных частей. Информационные технологии обеспечили сокращение среднего времени подлета и подготовки к атаке ударных вертолетов с 26 до 18 минут и увеличение процента поражения целей ПТУРами с 55% до 93%. Обработка и передача донесений в вышестоящие штабы в звене «рота-батальон» сократилась с 9 до 5 минут, вероятность дублирования телеграмм снизилась с 30% до 4%, передачи подтверждающей информации по телефонным линиям — с 98% до 22%.
— Интересно, как же удалось достичь такого сокращения времени?
— Современные цифровые устройства позволяют успешно реализовывать тенденцию максимального сжатия цикла управления в цепочке «обнаружение — распознавание — наведение — поражение». Пространство боя насыщается «умными» боевыми системами, роботами, высокоточным оружием, системами спутниковой связи, электронными картами, средствами позиционирования и навигации. Ожидается, что объем мирового рынка военных роботов в ближайшие пять лет возрастет с $5,8 млрд в 2010 до более $8 млрд в 2016. Ну и не надо забывать о поистине огромных военных расходах США.
— Налицо гигантский шаг в развитии оружейных технологий. Если вспомнить, чем наши деды и прадеды завоевали Победу в Великой Отечественной войне, то оружия полувековой давности и современное вообще трудно даже сравнивать…
— Сегодня существуют образцы вооружения, которые в принципе не способны функционировать без контроля компьютеров. Например, некоторые современные самолеты для повышения маневренности летают в режиме неустойчивого равновесия, которое полностью контролируется бортовым компьютером. При выходе последнего из строя человек, по некоторым сведениям, просто не в состоянии удержать машину в воздухе.
— Но сегодня, насколько я понял, речь уже идет об информатизации не отдельных видов оружия, а целых систем…
— Конечно. По сообщениям прессы, начальник британского генерального штаба Дэвид Ричардс планирует создать отдельное кибернетическое командование. Считается, что к такому решению он пришел после анализа опыта армии США, где аналогичное командование было создано в мае 2010 года.
Сегодня США проводят активную работу по созданию специальных средств для ведения кибернетических действий. Например, по данным The Guardian, центральное командование США заключило с одной из корпораций, базирующихся в Калифорнии, контракт на разработку программы, которая позволила бы одному сотруднику ведомства эффективно контролировать около десятка не связанных между собой виртуальных личностей в социальных сетях и блогах. По условиям контракта, каждый из виртуалов должен иметь подробно проработанную биографию и прочие личные данные, чтобы не вызвать подозрений. И хотя американцы заявляют, что разработка направлена на отслеживание в Интернете экстремистов и лиц, занимающихся антиамериканской пропагандой, легко можно назвать еще и такие цели, как влияние на формирование общественного мнения, инициация различных акций и пр.
Человечество находится только в начале пути освоения возможностей информационных технологий. Как писал в книге «Свободное соединение» Дэвид Уайнбергер, информационные технологии — «…это новый материк, который мы только начинаем осваивать». Мы как колонисты, высадившиеся на неизвестном берегу и отправляющиеся вглубь. Мы не знаем, что там, и не представляем, что именно потребуется в пути… Но уже ясно, что обычные методы не помогают, а новые еще не появились. Ясно, что само появление IT-технологий приведет к радикальному изменению традиционных структур, способов, методов и форм. Как именно — пока только начинает проясняться.
— Как вы считаете, IT-технологии повлияют на развитие и совершенствование армий мира?
— Могу предположить, что должна произойти смена приоритетов. Вместо ставки на огневую мощь на первое место выйдет (и уже выходит!) ставка на своевременную, точную и качественную информацию. Вместо массирования сил и средств — сосредоточение результатов, когда несколько разнесенных в пространстве средств поражения обеспечивают синхронизированное воздействие на противника. Девизом армии вместо «Самые большие пушки» должен стать «Самые умные системы».
Разведка, анализ, принятие решения, доведение его до средств поражения должны выполняться в реальном времени с минимальными временными затратами (вот оно — сжатие цикла управления). Вероятно, на смену большим скоплениям техники и солдат, пробкам на дорогах и неповоротливой логистике должны прийти малочисленные, маневренные, оснащенные передовыми информационными технологиями подразделения, способные дистанционно управлять роботизированными огневыми средствами. В обязательном порядке — надежные защищенные бесшовные коммуникации, абсолютно прозрачные для всех абонентов, способные качественно функционировать в широком диапазоне внешних условий.
С другой стороны, реалиями нашего времени стало возникновение виртуальных сетевых организаций, в том числе — террористических. Это новые вызовы, с которыми современному обществу еще только предстоит научиться бороться. В том числе — и в кибернетической сфере.
— Еще во времена СССР Беларусь считалась высокоинтеллектуальным сборочным цехом. После развала СССР и кризиса 1990-х нашей стране удалось сохранить свой потенциал. Мы действительно можем конкурировать на рынке современных IT-технологий?
— Сегодня на предприятиях ВПК создаются самые передовые системы управления военного назначения. Существенный вклад в этот процесс вносит и военная наука. В первую очередь — это выполнение научно-исследовательских работ, направленных на формирование обоснованных требований к разрабатываемым образцам. На их основе совместно с представителями заказчиков работ и промышленности формируется задание на выполнение опытно-конструкторских работ. В процессе выполнения ОКР сотрудники нашего института осуществляют военно-научное сопровождение работ. По завершении ОКР принимают участие в испытаниях различного уровня.
Также сотрудники нашего института принимают активное участие в разработке концептуальных и программных документов, направленных как на совершенствование военных систем управления, так и на комплексную информатизацию Вооруженных Сил. Например, уже ведутся разработки современных средств связи и телекоммуникации, беспилотных летательных аппаратов, дистанционно-управляемых огневых средств и прочих систем. К большому сожалению, значительная часть компонентов таких систем иностранного производства, что вызывает определенную озабоченность в плане надежности, отсутствия недекларированных возможностей, обеспечения бесперебойных поставок.
Таким образом, информатизация военной сферы, широкое внедрение ИТ на сегодня рассматриваются как одно из важнейших направлений повышения боеспособности вооруженных сил. Применение информационных технологий вызывает революционные преобразования, приводит к смене системы ценностей и приоритетов, которые еще только предстоит осознать и сформировать. Кибернетическое виртуальное пространство начинает рассматриваться как дополнительное измерение боевого пространства, и здесь наша республика имеет хорошие шансы достойно выглядеть на мировом рынке военных информационных технологий.
Беседовал Игорь КАНДРАЛЬ
www.kv.by
» Управление техническим обеспечением. Военные страницы Статьи военной тематики
Управление силами и средствами технического обеспечения осуществляется в общей системе управления войск. Для эффективности решения задач управления в период планирования и в ходе локализации вооруженного конфликта определяется состав оперативных групп органов управления техническим обеспечением, перечень необходимых документов, средств автоматизации и управления.
Руководство техническим обеспечением в пределах зоны ответственности возлагается на заместителя командира по вооружению соединения (части), ответственной за обеспечение безопасности в данном регионе.
Для достижения целей управления системой технического обеспечения основные усилия в ходе планирования и локализации конфликта необходимо направить на:
— своевременный сбор и оперативную обработку информации необходимой для принятия решения заместителем командующего группировкой по вооружению в зоне конфликта;
— подготовку и исполнение необходимых расчетов в сроки, обеспечивающие принятие обоснованного решения;
— принятие решения и планирование технического обеспечения войск, четкое и своевременное доведение задач силами и средствами технического обеспечения, действенный контроль и оказание помощи подчиненным частям и подразделениям;
— организация взаимосогласованных действий привлекаемых сил и средств технического обеспечения и тыла по времени, задачам, направлениям и способам выполнения;
— поддержание высокого морально-психологического состояния личного состава органов технического обеспечения;
— осуществление надежной связи при строгом соблюдении мер скрытого управления;
— отработка необходимых учетных, планирующих и отчетных документов.
При организации всестороннего обеспечения войск в зоне конфликта учитываются следующие особенности
— принятие за основу систему технического обеспечения военного округа и развертывание (формирование) в зоне конфликта новой системы ТО с органами управления;
— определение возможностей системы ТО военного округа (округов) или региона в целом в восстановлении неисправных (поврежденных) ВВТ, обеспечения (восстановления потерь) войск вооружением, военной техникой, ракетами и боеприпасами;
— определение потребностей дополнительных ресурсов, а также источников пополнения ими, сроков, порядка и последовательности их доставки в зону конфликта с использованием местной промышленной базы и систем технического обеспечения ВВ МВД, пограничных войск, ФСБ и других видов ВС РФ;
— заблаговременное и полное проведение мероприятий по подготовке личного состава, ВВТ, запасов ракет, боеприпасов и ВТИ, сил и средств с учетом особенностей боевых действий сторон, боевого применения вооружения и военной техники и технического обеспечения войск в зоне конфликта.
Управление техническим обеспечением в оборонительной операции осуществляется из центра управления техническим обеспечением на ТПУ группировки (объединения). При управлении техническим обеспечением в ходе оборонительной операции используются проводные, радио, радиорелейные и подвижные средства связи. Использование других средств связи допускается в строгом соответствии с установленным штабом группировки (объединения) режимом работы. Постановка задач при управлении осуществляется, как правило, отдельными распоряжениями отдаваемыми начальниками лично по техническим средствам связи или через своих представителей. При необходимости, заместитель командующего по вооружению, начальники служб и другие назначенные ответственные лица могут вылетать (выезжать) на наиболее важные направления (в районы).
Управление техническим обеспечением осуществляется с ЦУТО, а также с командного и других пунктов управления. Подвижные пункты управления в ходе операции развертываются на удалении до 120 км от переднего края обороны, но удаления могут быть иными в зависимости от условий местности и характера боевых действий.
Основой управления ТО является:
— решение командующего и его указания по ТО;
— директивы вышестоящих органов ТО;
Управление техническим обеспечением включает в себя:
— непрерывное добывание, сбор, изучение, отображение и анализ данных обстановки;
— принятие решения по ТО;
— доведение задач до подчиненных;
— планирование ТО войск;
— организация и поддержание взаимодействия по ТО;
— организация и проведение мероприятий ТО по повышении б/г и боеспособности войск, органов ТО;
— организация системы управления ТО;
— непосредственное руководство подготовкой войск и органов ТО к выполнению задач и их действиями в ходе операции;
Основные принципы управления ТО:
— единоначалие;
— централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных задач;
— твердость и настойчивость в проведении принятых решений;
— оперативное реагирование на изменение обстановки;
— личная ответственность за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных задач.
Система управления ТО включает в себя:
— органы управления ТО, пункты управления;
— система связи;
— комплексы и средства автоматизации управления и оповещения органов ТО;
На всех этапах подготовки и в ходе операции заместитель командующего по вооружению, штаб вооружения, начальники соответствующих служб организуют контроль за проведением мероприятий технического обеспечения и оказания помощи войскам.
При управлении техническим обеспечением широко применяются оперативные группы.
ОГ УВ могут создаваться:
— при подготовке операций — для приема органов ТО, прибывающих в состав объединения;
— в ходе операций — для руководства группировкой ТО, действующей на самостоятельном направлении.
Задачи групп создаваемых в УВ:
— обеспечение командующего необходимой информацией по ТО;
— доведение до ЗКВ, ШВ данных оперативной обстановки, решений командующего;
— оперативное решение неотложных вопросов ТО в войсках, ведущих боевые действия.
Группа планирования и управления:
— анализ обстановки;
— разработка плана ТО, директив, приказов, сводок по ТО;
— подготовка данных в оперативную директиву (боевой приказ) и план операции;
— подготовка предложения для ЗКВ.
Группа направлений:
— сбор и обработка информации из войск, органов ТО, ОГ, взаимодействующих служб;
— передача распоряжений и указаний по ТО;
При использовании все более высокотехнологичного вооружения и техники возрастает значение технического обеспечения его использования.
Современные боевые действия характеризуются высокими уровнем потерь вооружения и техники, большим расходом ракет и боеприпасов. Поэтому, для поддержания боеспособности войск потребуется в больших масштабах восстанавливать и возвращать в строй вооружение и технику, подавать боеприпасы и военно-техническое имущество. Выполнение этой задачи и возложено на систему технического обеспечения в вышеизложенном объеме.
Дата: Июнь 28th, 2012
warpages.ru
Диссертация на тему «Социальные технологии в системе управления военной организацией :На прим. Вооружен. Сил РФ» автореферат по специальности ВАК 22.00.08 — Социология управления
1. Актуальные вопросы партийно-политической работы в армии и на флоте, М., Воениздат, 1984.
2. Актуальные проблемы марксистско-ленинского учения об армии / Под общей редакцией Г.В. Средина, М., ВПА, 1987.
3. Актуальные проблемы молодежной политики в вооруженных силах., М., ВПА, 1991.
4. Актуальные проблемы развития военной социологии в условиях перестройки армии и флота., М., ВПА, 1990.
5. Армия и общество, М., Прогресс, 1990.
6. Армия в условиях демократизации. Перестройка: опыт, проблемы, поиск. М., Воениздат, 1988.
7. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
8. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1968.
9. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980.
10. Ю.Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 197511 .Беленький П.Г. Децентрализованные производственные системы и моделирование социальных процессов. Киев: Высшая школа, 1991.
11. Бельчиков Я.М., Берштейн М.М. Деловые игры. Рига: Автос, 1989.
12. Беркович Д.М. Формирование науки управления производством. М.: Наука, 1973.
13. Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование. М.: Наука, 1984.
14. Бизнес и менеджер. / Составители: Дороховский И.С., Черноиванов И.П., Прехул Т.В. М.: Азимут-центр, 1992.
15. Блэк Сэм. Паблик Релейшенс. Что это такое? М.: Модинопресс, 1990.
16. Бобнева М.И. Социальные нормы регуляции поведения. М.: Наука, 1978.
17. Богатырев Е.Д. Образ жизни военнослужащих вооруженных сил и проблемы его обновления, М., ВПА, 1992.
18. Бородкин Ф.М., Коряк М.Н. Внимание: конфликт? / Авт. предисл. Шерко-вин Ю.А. 2-е изд., перераб. и доп. — Новосиборск: Наука. Сиб. отд-ние, 1979. -С. 190.
19. Бородин М.И. Проблемы научного управления социальными процессами в воинском коллективе., М., ВПА, 1990.
20. Бондаренко А.Д. Современная технология: теория и практика. Киев-Донецк, 1985.
21. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.
22. Вебер М. Избранные произведения / Перевод с немецкого. М.: Прогресс, 1990.
23. Ведерников В.Н. Военная социология: вопросы теории, методологии, истории и практики., М., ВПА, 1994.
24. Ведерников В.Н., Овечкин А.Л. Формирование уставных взаимоотношений воинском коллективе в экстремальных условиях. М., ИВТ МО СССР, 1987.
25. Венгеров А. Синергетика и политика. // Общественные науки и современность. 1994. — № 4, — с. 55-69.
26. Верховин В.И. Социальная регуляция трудового поведения в производственной организации. М.: МГУ, 1991.
27. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека, М., 1990.
28. Военная политика: гуманитарный аспект., М., ГАВС, 1993
29. Военно-технический прогресс и вооруженные силы, М., Воениздат, 1982.
30. Вудког М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика/ Пер. с англ. М.: Дело, 1991.
31. Галиев Г.Т., Галимо Р.А., Иванов В.Н., Патрушев В.И. Релиональный социум: проблемы социальной технологии, М., 1993.
32. Гастев А.К. Как надо работать. М.: Экономика, 1966.
33. Гвишиани Д.Ш. Организация и управление: социальный анализ буржуазных теорий. М.: Наука, 1970.
34. Гидрович С.Р., Сыроежин И.М. Игровое моделирование экономических процессов (деловые игры). М.: Экономика, 1976.
35. Глушков В.М. и др. Моделирование развивающихся систем, М., 1983.
36. Головин Н.Н. Исследование боя. Исследование деятельности и свойств человека как бойци, Спб., 1907.
37. Головин Н.Н. Опыт применения прикладного метода обучения на младшем курсе Императорской Николаевской военной академии, Спб., 1910.
38. Гончаров В.В. Роль организационных нововведений в ускорении НТП промышленных фирм западных стран. М.: ЭКОС, 1987.
39. Грейсон Дж.К.Шк., О Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века / Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.
40. Григоров В.М. Эксперты в системе управления общественным производством. М.: Мысль, 1976.
41. Гуманизация воинской деятельности и реформа Вооруженных Сил: материалы международной конференции., М., ГАВС, 1994.43 .Гуманитарные аспекты строительства вооруженных сил, / Под общей редакцией В.П.Суставова, М., ВУ, 1997.
42. Давыдов А.А. Модульный анализ и конструирование социума. М., Институт социологии, 1994.
43. Данакин Н.С., Дятченко Л.Я. Организационная технология. / Учебное пособие для студентов по курсу «Социальная технология». Белгород, 1993.
44. Данакин Н.С., Дятченко Л.Я. Технология сотрудничества и противоборства. -Белгород, 1993.
45. Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. / Пер. с англ. -М.: Советское радио, 1971.
46. Дж. К. Джонс. Инженерное и художественное конструирование. М.: Мир, 1976.
47. Дикарева А.А., Мирская М. И. Социалогия труда. / Учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец.»Экономика и социалогия труда». М.: Высш. шк., 1989.
48. Драгомиров М.И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск. / Под редакцией Л.Г Бескровного , М., 1956.
49. Дридзе Т.М. НИП «Прогнозное социальное проектирование: теория, метод, технология.» // Методология и методы социологических исследований. М.:-1996.
50. Друкер Питер Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992.
51. Дружинин К.И. Исследование душевного состояния воинов различных случаях боевой обстановки по опыту русско-японской войны 1904-1905 г.г., Спб., 1910.
52. Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. Москва — Белгород, 1993.
53. Дудченко B.C. Макаревич В.Н. Социоинженерная деятельность, социальное проектирование, социальная технология // Марксистско-ленинская социология, М,МГУ, 1989.
54. Ефимов Н.Н. Армия, общество, реформы.// Свободная мысль. 1995, № 9.
55. Зайцев А.К. Внедрение социальных технологий в практику управления.// Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. М., Экономика, 1989.
56. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: очерки теории. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1991.59.3винчуков Н.И. Строительство Вооруженных Сил: сущность и содержание. М., ВУ, 1996
57. Иванов В.А. Социальные технологии в современном мире., М., 1996.
58. Иванов В.Н. Трудовой коллектив как субъект социального управления. М., 1980.
59. Исаенко А.Н. Кадры управления в корпорации США. М.: Наука, 1988.63 .Как добиться успеха: Практ. советы деловым людям. / Под общ. ред. Крупного В.Е. М.: Политиздат, 1991.
60. Калинчук Л.В., Караяни А.Г., Логинов И.П. Технологии морально-психологического обеспечения: актуальные проблемы теории и практики, М., ВУ, 1997.
61. Капитонов Э.А. Социология XX века: история и технология.- Ростов на Дону, 1996.
62. Карлоф Б. Деловая стратегия. / Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.
63. Киршин Ю.А. О научной организации воинского труда, М., Воениздат, 1970.
64. Ковалев .В.Н. Социалистический воинский коллектив. М., Воениздат, 1983.
65. Ковалевский В.Ф. Военная профессиология: проблемы теории и практики, М., Воениздат, 1970.
66. Кожурин Ф.Д. Процесс управления. Системное исследование и разработка на примере региона. М., 1988.
67. Корф Н.А. Связь военных наук с общественными. Общее введение в стратегию, понимаемую в обширном смысле. Этюды по философии военных наук. Спб., 1897.
68. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации.
69. Котельников Г.А. Синергетика / Учебное пособие. Белгород, 1995.
70. Кравченко А.И. Социология труда в XX веке. М.: Наука, 1987.
71. Кравченко А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение. -М.: Наука, 1991.
72. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.: Дело, 1993.
73. Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. М., 1992.
74. Кузьменко Б.В. Социальные процессы в воинских коллективах как объект системного анализа и управления. М., ВПА, 1990.
75. Куприян А.П. Проблема эксперимента в системе общественной практики. -М.: Наука, 1981.
76. Кутырев Б.П. Стратегия социального развития коллектива: теория и практика социального управления на предприятии. Новосибирск, 1990.
77. Куценко В.И. Общественная проблема: генезис и решение (методологический анализ), Киев, 1984.
78. Лившиц А.Л. Деловые игры в управлении. Л.: Лениздат, 1989.
79. Лапин и др. Теория и практика социального планирования. М., 1975.
80. Ладенко И.С. Логические методы построения математических моделей. Новосибирск: Наука, 1980.
81. Леер Г.А. Методы военных наук, Спб, 1894.
82. Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы. М.: МГУ. 1995.
83. Макиавелли Н. Избранные произведения. Перевод с итальянского. М. Художественная литература, 1982
84. Мамонтов Ю.В. Армия: целостность, система, организация. М., ВПА, 1986.
85. Марков М. Технология и эффективность социального управления / Пер. с болг. М.: Прогресс, 1982
86. Марксистско-ленинская социология / Под ред. Дряхлова Н. И., Князева В. Я. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.
87. Методологические основы социального управления / Под общ. ред. Дави-дюка Г.П. Минск: Изд-во Бел. ун-та, 1977.
88. Милютин Д.А. История войны России с Францией., Спб., 1897,
89. Михайлов С. Оптимальное функционирование социального управления. -М.,1989.
90. Михневич Н.П. Стратегия., Спб., 1899-1901., Т. 1-2.
91. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988.
92. Никредин Г.Д. Социальные технологии в системе производственной деятельности. Методология, методика, практика. Волгоград, 1992.
93. Осипов Г.В. Социология и социализм. М.: Наука, — 1990.98.0сновы социальных технологий. Части 1,2.- Белгород, 1992.
94. Панасюк А.И. Управленческое общение. М.: Экономика, 1990.
95. ЮО.Патрушев В.И. Социальные резервы трудового коллектива: пути реализации. Киев, 1990.
96. ПитерсТ., У отмен Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986.
97. Пилипонский А.Г. Армия, общество, государство. Информационно-аналитический материал, М., ИС РАН, 1992.
98. ЮЗ.Пилипонский А.Г. Вооруженные силы в глазах общественного мнения. // Армия в посттоталитарном обществе. Материалы конференции. М., Ассоциация «Гражданский мир, 1993.
99. Платов В.А. Деловые игры / Учебник. М.: Профиздат, 1991. Ю5.Подмарков В.Г. Введение в промышленную социологию. М., 1973. Юб.Поспелов Д.А. Ситуационное управление. — М., 1986. 107. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т. 1-2, — М.: Феникс, 1992
100. Пригожин А.И. Организации: системы и люди. Эффективность трудовых организаций в социалистическом обществе. М., 1983.
101. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989.
102. ПО.Пригожин А.И. Перестройка: переходные процессы и механизмы. М.: Наука, 1990.111 .Профсоюзы и проблемы социальной технологии. Тезисы международной научно-практической конференции. Уфа, 1994.
103. Родионов И.В. В России и для России. Основные направления военной реформы. //Независимае военное обозрение. М., 1995.
104. Родтгингер Р. Культура предпринимательства. М.: Эком, 1992.
105. Н.Розанов Э.А. Социальная технология как метод управления коллективом промышленного предприятия: Автореф. дис . канд. социол. наук. М., 1991.
106. Санталайнен Т. и др. Управление по результатам. М.: Политиздат, 1990.
107. Пб.Сергеев В.П. Эмпирические социологические исследования в РККА и РККФ в 20-е годы: состояние, проблемы, опыт, Л., ЛГУ, 1974.
108. Серван-Шрейбур Ж.-Л. Ремесло предпринимателя: Серван-Шрейбур П. Десять пртретов предпринимателей / Пер. с франц. Свистунова В. И. М.: Ме-ждунар. отношения, 1993.
109. Системные исследования М., 1983.
110. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: теория, методика, психотехнологии. М.: Технологическая школа бизнеса. — 1996.
111. Скок А.С., Яшин А.А. Военная социология в моделях и схемах. Учебное пособие. -Новогорск, АМЧС, 1997.
112. Скок А.С. Социальные технологии: теоретические и методические основы проектирования и внедрения.- М.: ВУ, 1996.
113. Скок А.С. Социальные технологии в системе управления военной организацией -М.:ВУ 1997.
114. Скок А.С. Технологические основы военно-социологического исследования. -М.: АПС, 1995.
115. Скок А.С., Михайлова О.О. Социально- технологическое сопровождение политической рекламной деятельности в региональных избирательных кампаниях // Политическая реклама в региональных избирательных кампаниях. М.: ЦСТМ, 1997.
116. Слепенков И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. -М., 1991
117. Смелзер Н. Социология. М., Феникс, 1994
118. Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм и внедрение. Москва-Белгород, 1991.
119. Социальная инженерия. М.: МГСУ, 1994.
120. Социальные технологии: вопросы теории и практики. Материалы международного симпозиума. Кн. 1-2. Киев, 1994.
121. Социальные технологии в системе производства зарубежных стран. Хрестоматия . Т. 1-2. Минск-Волгоград, 1993.
122. Социологические исследования. 1993, №12.
123. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М.: Прогресс, 1974. — С. 177.
124. Сто вопросов сто ответов: Сборник по вопросам социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей. Выпуск 1, М., 1995.
125. Таранов П.С. Секреты поведения людей: исчерпывающий обзор фундаментальных поведенческих констант. Симферополь: Таврия, 1995. — 544с.
126. Татарова Г.Г. Тип, типология, типологический анализ: взаимодействие понятий в эмпирической социологии // Методология и методы социологических исследований, М.: 1996.
127. Тейлор Ф.У. Менеджмент. Пер. с англ. М., Журнал «Контроллинг», 1991.
128. Теннис Ф. Введение в социологию., 1928.
129. Тихомиров O.K. Понятие «цель» и «целеобразование» в психологии.// Психологические механизмы целеобразования. М.: Наука, 1997.
130. Уотмен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентноспособность лучшие компании. М.: Прогресс, 1992.
131. Управление процессом нововведений в капиталистической фирме.141.М.: ИМЭМО, 1985
132. Управленческое консультирование нововведений. Сборник трудов. — Вып. З.-М., 1990.
133. НЗ.Феденко Н.Ф., Раздуев В.А. Русская военная психология. (Середина XIX-начало XX века), М., ГАВС, 1993.
134. Фундаментальные и прикладные исследования в условиях НТР. -Новосибирск: Наука, 1978.
135. Хакен Г. Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М., 1995.
136. Цветнов А.В. Управление социально-политическими процессами: Технология избирательных кампаний, лоббирования, общественной деятельности. М., 1995.
137. Чернавин Ю.А. Место армии в современном обществе: гуманитарное измерение // Военная политика: гуманитарный аспект, М., 1993.
138. Шахов М.Н. Демократизм и единоначалие в Вооруженных силах М., Г ABC, 1993.
139. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. М.: — Культура и спорт, ЮНИТИ, 1994.
140. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М.: Финансы и статистика, 1992.
141. Шлеер С., Меллор С. Объектно- ориентированный анализ: моделирование мира в состояниях.- Киев, Диалектика, 1993.
142. Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления.-М.: МГУ, 1993.
143. Юнг К. Человек и его символы. Пер. с англ. Спб, 1996.
144. Ядов В.А. Социологическое исследование: методологии, программа, методы. М.: Наука, 1988.
145. Янг Э. Прогнозирование научно-технического процесса. М.: Прогресс, 1974.
146. Tarde G. La Logique sociale. A.Storck, Lyon. — 1890.
147. Weber M. Economie et Societe. Plon, Paris. — 1971.
148. Kenneth D. Typologies. Encyclopedia of Sociology, 1992.
149. Maslow A. Motivation and Personality. N.Y.: Harper Brothers, 1954.
150. Merton R.K. Social theory and social structure. Revised and enlarget. Glon-coe, 1957.
151. Drucker P. The Changing World of the Executive. N.Y.: Time Books, 1982.
152. Ansoff H. Corporate Strategy. N.Y.: McGraw-Hill, 1965.
153. Buzzell R., Wiersema F. Succsessful Sharebuilding Strategies/Harvard Business Review, 1981/Jan.-Feb.
154. Camillus J.C., Grant J.H. Operational Planning: The Integration of Programming and Budgeting//Academy of Management Review, 1980. July.
155. Ansoft H.I., Bosman A., Storm P. Understanding and Managing Stratedic Change. Amsterdam. Elsevier., 1982.
156. Argyis Ch. Management and Organizational Development: The Path from XA to YB. N.Y.: McGraw-Hill, 1981
157. Zaltman G. and Duncan R.T. Strategies for Planned Change N.Y.: Wiley-Interscience, 1977.
158. Pascale R.T., Alhos A.G. The Art of Japanese Management: Applications for American Executives. N.Y.: Simon and Schuster. 1981.
159. Beer St. The Brain of the Firm. N.Y.: John Wiley. 1981.
160. Sahal D. Patterns of Technological Innovation. Reading. Addison Wesley, 1981.
www.dissercat.com
|
ammokor.ucoz.ru
В ВВО поступила новейшая техника управления и связи
Командно-штабная машина Р- 149АКШ-1 / Фото: vpk.name
Согласно сообщению пресс-службы Восточного военного округа, на вооружение войск ВВО поступила партия новейшей техники управления и связи. Это командно-штабные машины Р-149АКШ-1 и унифицированные командно-штабные машины Р-149МА1. Количество техники не уточняется.
«Командно-штабные машины Р-149АКШ-1 и унифицированные командно-штабные машины Р-149МА1 поступили на вооружение частей восточного военного округа. Личный состав соединений и воинских частей уже приступил к освоению новой техники», — говорится в сообщении пресс-службы.
Командно-штабная машина Р-149АКШ-1 предназначена для обеспечения управления воинскими частями и подразделениями видов Вооруженных Сил, родов войск, а также подразделениями материально-технического обеспечения в сложных условиях эксплуатации и постановки преднамеренных помех в радиосетях и радионаправлениях в автоматизированном и неавтоматизированном режимах. Позволяет обеспечивать устойчивую связь с наземными командными пунктами и летательными аппаратами на месте и в движении, а также устанавливать связь по закрытым каналам и осуществлять топографическую привязку через различные спутниковые системы.
Унифицированная КШМ Р-149МА1 для обеспечения управления должностных лиц уровня батальона / Фото: vitalykuzmin.net
Унифицированная командно-штабная машина Р-149МА1 предназначена для обеспечения управления и связи на стоянке и в движении. Установленное на УКШМ оборудование позволяет оперативно отслеживать на электронных картах местности все изменения обстановки на поле боя, положение своих войск и противника, быстро делать оперативно-тактические расчеты, своевременно ставить задачи подчиненным подразделениям и выполнять многие другие функции по управлению войсками.
МОСКВА, «Военное обозрение«
21
Оригинал
www.arms-expo.ru